1. Чем отличаются тексты разных типов речи?

1. 
 Чем отличаются тексты разных типов речи? Реш еду ру

Типы речи – какие они бывают, как их правильно различать и не путать на экзамене

Их три: повествование, описание, рассуждение.

1. 
 Чем отличаются тексты разных типов речи?

В русском языке есть такое обширное понятие как типы речи. Типов всего-навсего три:

  • Повествование – дает информацию о происшедших событиях.
  • Описание – описывает то, что человек видит перед собой.
  • Рассуждение – когда ничего не описывается и ни о чем не повествуется, но человек о чем-то думает и передает свои мысли на письме – рассуждает.

Давайте знакомиться с этими типами подробнее. Сразу дам вам лайфхак, который прокомментирую в статье. Повествование – это когда можно сделать несколько «фотографий», описание – когда фотография одна, а рассуждение – когда ни одной.

Повествование

Когда о чем-то повествуется, можно сделать «несколько фотоснимков». То есть у вас в голове будет несколько сменяющих друг друга картинок. Смотрите: «Я вышел на улицу (раз). Перешел дорогу по переходу (два). Открыл дверь в продуктовый магазин (три). Сказал продавщице: «Здравствуйте!» (четыре). Попросил полбуханки ржаного хлеба (пять). Оплатил (шесть). Вышел из магазина и направился домой (семь)».

Повествование рассказывает читателю о том, какие события произошли. Их именно несколько, поэтому мы представляем себе несколько картинок.

Некоторые учителя говорят, что в повествовании преобладают глаголы. Да, но их может быть не меньше и в других типах речи. Лучше всего обращать внимание именно на то, сколько «картинок» перед глазами.

Про основные композиционные элементы повествовательного текста вы, я думаю, знаете:

  • Завязка – когда происходит что-то, что «запускает» все дальнейшие действия.
  • Развитие действия.
  • Кульминация – основной момент, перелом в повествовании.
  • Завязка – когда все заканчивается.

Описание

Когда что-то описывается, у нас перед глазами одна картинка. Только одна.

Например: «Я стоял на холме и смотрел на поле. Там паслись лошади. Трава волнами прогибалась от порывов ветра. Слева протекала река. Вода в ней рябилась и переливалась обжигающими огоньками на солнце. Вокруг летали бабочки. Где-то совсем рядом стрекотал кузнечик».

Вот это всё запечатлено на одном снимке. Это все происходит в один и тот же момент, то есть «картинки» в голове не сменяют друг друга. Я стою на холме, в это время стрекочут кузнечики, пасутся лошади, ветер колышет траву, на воде отблески солнца, вокруг меня летают бабочки».

Вот когда я шел за хлебом, я сначала вышел, потом перешел дорогу, потом открыл дверь в магазин – чувствуете, как одна картинка сменяет другую? Вот эта сменяемость нескольких «фотографий» говорит о повествовании, а одна «фотография» поля – об описании.

Описываться могут самые разные вещи:

  • Местность.
  • Внешний вид человека.
  • Характер человека.
  • Душевное состояние человека.
  • Животное.
  • Интерьер комнаты.
  • Предмет искусства.

В школе школьники обычно через это все проходят. Они учатся описывать и картины, и интерьеры, и внешний вид / состояние человека.

Структура описания чаще всего такая:

  • Вводная часть. В ней указывается, что мы собираемся описать. Например: “Я вижу перед собой картину «Богатыри»”.
  • Собственно описание. Что изображено на картине, что находится на лугу, где пасутся лошади и пр.
  • Оценка, впечатление от увиденного. «Луг очень красивый», «Эта картина поразительна».

Иногда эти элементы могут меняться местами. Например, у некоторых писателей можно встретить тексты, в которых они сначала описывают что-то и только потом говорят, что это. Или вообще не говорят, предлагая читателю самому догадаться.

Так описывается статуя Венеры в очерке Успенского «Выпрямила».

Рассуждение

Это когда «фотографий» нет. Картинок никаких нет. Человек просто о чем-то думает. Он не повествует ни о каких событиях и не описывает никакие картины.

«Нравится ли мне быть взрослым? Я даже не знаю. В этом есть и плюсы, и минусы». Какую картинку вы нарисовали в голове? Никакую. Потому что нельзя ничего нарисовать или «сфотографировать». Тут никто не идет за хлебом и на лугу тоже никто не пасётся.

Большинство рассуждений строится по такой схеме:

  • Аргументы – то есть доказательства, которые приводит автор.
  • Вывод – заключение, к которому автор подводит читателя своими аргументами.

Смешанные стили

Проблема в том, что в большинстве текстов стили смешиваются. Если налицо несколько стилей – надо понять, какой из них преобладает и сказать: «Стиль такой-то с элементами такого-то».

Например, смотрите: «Нравится ли мне быть взрослым? Я даже не знаю. Один раз я садился на поезд и увидел на станции сорокалетнего мужчину. У него на майке было что-то написано по-английски. Я всмотрелся и перевел: «Не торопись взрослеть. Поверь мне, это ловушка». Поезд тронул. Я сидел в вагоне и эти слова не шли у меня из головы. Мне было 22».

Вот смотрите. Тут основной стиль – рассуждение. Потому что весь текст написан ради того, чтобы порассуждать о взрослости. Но в нем есть повествование, потому что есть сменяемые картинки: я садился на поезд, увидел мужчину, прочитал надпись на майке, перевел, поезд тронул. Несколько сменяющих друг друга картинок.

И еще тут есть описание. В этом описании одна картинка: мужчина, сорокалетний, стоит на станции, у него майка, на ней английская надпись. Повествуя о чем-то, я добавляю небольшое описание.

Получается, что перед нами «рассуждение с элементами повествования и описания».

Полезные материалы по теме

Вот вам картинка, сохраните себе на телефон.

1. 
 Чем отличаются тексты разных типов речи?

Вот еще хорошее видео по теме. Разбираются типы речи в рамках 22 задания из ЕГЭ.

Обязательно загляните в четыре моих подборки с курсами по русскому языку:

Советую вам пробежаться глазами вот по этим статьям. Они по темам, с которыми вы постоянно будете встречаться в школе.

  • Что такое орфограмма – как правильно объяснять и выделять каждую орфограмму.
  • Предложение – общая статья с ссылками на тексты про типы предложений и их основные характеристики.
  • Лексика. Внутри статьи вы найдете много ссылок на другие тексты, например про омонимы, многозначные слова, синонимы и пр.
  • Способы словообразования. В ней ссылки на статьи про все морфемы.
  • Лексическое значение слова.

Я очень вам рекомендую приобрести учебник В. В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 класс» (ссылка ведет сразу на Лабиринт). Он хорош тем, что в нем собрана вся теория за пять лет школьного обучения, а практические упражнения вынесены в отдельные пособия. Это замечательный справочник для подготовки к ЕГЭ.

Я его рекомендую даже взрослым людям, которые приходят ко мне на курс по копирайтингу.

Заключение

Уважаемые читатели. Смог ли я объяснить вам разницу между типами речи в русском языке? Поняли ли вы принцип «картинок», сможете ли теперь легко определять типы речи?

Напишите, пожалуйста, была ли эта статья вам полезна. Скажите мне обо всех ее недостатках, чтобы я мог их доработать и учесть на будущее.

Спасибо, хороших вам оценок.

( 13 оценок, среднее 4.69 из 5 )

1. 
 Чем отличаются тексты разных типов речи?

Типы речи — вопрос, с которым столкнетесь в школьном или вузовском курсе языкознания, а также при подготовке к ЕНТ. Разные способы изложения текста способны акцентировать внимание на предмете, событии, определенном высказывании. Правильно оформлять высказывание и различать виды текстов помогут сведения о типах речи, их признаках, а также примеры.

Что это, виды, признаки

Типы речи в русском языке подразделяются на описание, повествование и рассуждение. Каждый вид имеет определенный характер выражения мысли и порядок изложения содержания. Эти типы речи представлены в разных стилях, за некоторыми исключениями даже в официально-деловом.

Типы речи — это способ изложения, который использует автор, чтобы передать свои мысли и наблюдения. Какие типы речи бывают? В зависимости от композиционных особенностей и цели различают такие виды:

1. 
 Чем отличаются тексты разных типов речи?

Описание как тип речи используется для рассказа об особенностях предмета, живого существа или природной стихии. Его цель — охарактеризовать объект. Чтобы составить описание, достаточно просто ответить на вопрос — каков предмет или человек?

Для составления описания необходимо знать некоторые особенные признаки данного типа речи. Вот в чем особенности текстов такого рода:

  • используют оценочные выражения;
  • перечисляют характерные признаки и особенности предмета;
  • воссоздают при помощи слова яркое изображение (образ) объекта;
  • преобладает статика в изложении;
  • используют глаголы несовершенного вида, прилагательные, имена существительные, составные именные сказуемые, обстоятельства места.

Как правило, описывают людей, животных, различные места, природные явления и стихии, состояние человека, предметы интерьера, технику и многое другое.

Различают такие подвиды описаний, как:

  • характеристика-описание;
  • портрет;
  • характеристика состояния;
  • словесная зарисовка пейзажа или интерьера.

Как определить тип речи описание среди других коммуникативных форм? Обратите внимание на композицию. Такой текст состоит из трех частей:

  • Вначале автор создает общее представление о предстоящем описании: читатель знакомится с объектом и узнает о его предназначении.
  • Следующий шаг предполагает перечисление основных свойств и признаков предмета.
  • В конце автор дает оценку тому, что описывал.

Главная задача — ознакомить читателя с объектом описания, чтобы тот узнал о его особенностях, исключительных чертах, происхождении, предназначении и прочих признаках.

Если задача автора привлечь внимание и рассказать о действиях, которые совершает объект, тогда рождается повествование. Главное — придерживаться определенной последовательности в изложении.

Повествование — это тот тип речи, который отвечает на вопросы — что, когда и с кем произошло? Определить, что такое повествование, помогут такие признаки:

  • наличие сюжета — цепочки событий;
  • события излагаются в хронологическом порядке и дополняются краткими описаниями;
  • каждый ход, сюжетный поворот логически связаны друг с другом;
  • важная составляющая — обстоятельства времени и преобладание глагольных форм.

Повествование отличается четкой композиционной структурой:

  • Завязка.
  • Развитие сюжета.
  • Кульминация.
  • Развязка.

Повествование еще бывает:

  • информативным — рассказ дополняют интересными фактами;
  • изобразительным — акцентируют внимание на героях сюжетной линии.

Если подытожить, то представленный тип речи — это обычная история, которая передает в линейном изложении ход событий. Читатель поймет, с чего история началась, как она развивалась и чем закончилась.

1. 
 Чем отличаются тексты разных типов речи?

Повествование — это обычная история: Pixabay

Как еще можно назвать монолог? Рассуждением, поскольку такой тип речи предусматривает словесное изложение мысли автора. Оно сопровождается объяснением и подтверждением умозаключений.

Рассуждение — тип речи, в котором автор в максимально емкой форме пытается раскрыть мысль, донести свою позицию до читателя. Размышляющий приводит примеры, аргументирует свои утверждения, пытается передать полет мысли. Такой текст ответит на вопросы — почему и зачем?

Перечитывая множество текстов-рассуждений, увидите следующие отличительные черты:

  • прослеживается причинно-следственная связь;
  • каждое новое высказывание заставляет читателя задуматься или помогает узнать что-нибудь новое;
  • текст-рассуждение невозможен без аргументации. Поэтому утверждения подкрепляются доказательствами (исследованиями, научными наблюдениями, статистическими фактами и пр.);
  • используются риторический приемы (вопросы, обращения, восклицания), абстрактная лексика, сложные предложения, вводные слова.

Композиционная особенность текста-рассуждения проявляется в трехчленном построении. В рассуждении есть:

  • Тезис — кратко сформулированный основной посыл, выраженный одним-двумя предложениями.
  • Аргументация тезисного высказывания (не менее трех доказательств).
  • Итог — резюмирование написанного (обобщение рассуждения).

Представленный тип речи в зависимости от цели бывает:

  • доказательством;
  • размышлением;
  • пояснением.

Тип речи

1. 
 Чем отличаются тексты разных типов речи?

Разобраться с типами речи помогут примеры: Pixabay

Теперь наглядно убедимся в разнице между тремя типами речи. Для этого приведем примеры:

Как пишется текст описание? Пример поможет в этом разобраться:

Теперь подробнее рассмотрим, что такое повествование. Пример в этом поможет:

В этом году весна началась поздно. Буквально за три дня снег, который заполонил местные просторы, превратился в ревущие водные потоки. Спустившись по многочисленным оврагам с гор, они направились вниз, и река, умолкнувшая на всю зиму, закованная в двухметровую толщу несокрушимого, казалось бы, льда, в одну ночь вскрылась и пробудилась от спячки.

Громовые раскаты лопающихся ледяных громадин прокатились над рекой. Освобожденная от оков, она двинулась навстречу потокам, соединилась с ними, затопляя все, что было выше ее уровня: поляны, огороды и ближние избы.

Луга превратились в моря. Там плавали не только дикие утки, но и перелетные лебеди. (М. Алексеев).

Текст рассуждение

Рассуждение отличается от предыдущих типов речи, что наглядно продемонстрировано в примере:

Без багажа знаний, без развитого кругозора человеку нельзя двигаться дальше. В наше время человеческая красота проявляется в его интеллектуальном уровне и широком круге интересов. Такого человека еще называют гармонически развитым.

Сторонниками утверждения гармонии считаются Леонардо да Винчи и Лев Толстой. Они были похожи тем, что испытывали жажду ко всему неизведанному, имели широкий круг увлечений и глубокую связь с жизнью.

Леонардо да Винчи был сторонником свободы, за которую всячески боролся, и стал первооткрывателем в некоторых областях знаний. Да Винчи — великий художник, писатель, астроном и ботаник.

Страсть Льва Толстого — языки мира. Он знал украинский, латинский, английский, французский, греческий, итальянский, немецкий и даже церковнославянский языки. Этот человек также был мастером в укладке печи и кошении травы.

Наши знания имеют свойство накапливаться постепенно. Даже самые поверхностные познания можно улучшить — просто не нужно лениться. Воспитывайте в себе страсть к чему-то новому. Если даже не попробовать, то, как можно понять, что та или иная область знаний заставит нас проснуться от обыденного существования. Расширяйте кругозор, живите так, чтобы каждый день преподносил что-нибудь новое и интересное. (С. Коненков).

На практике встречается множество текстов, в которых совмещены несколько типов речи. Представленные сведения из статьи помогут легко распознать описание, повествование и рассуждение. Примеры наглядно проиллюстрируют их особенности.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1823334-tipy-reci-i-ih-priznaki-primery/

Повествовательное предложение – что это такое, как его легко найти в тексте и не спутать с предложениями других типов

Предложение, которое «повествует», рассказывает о чем-либо. Не побуждает к действию и не задает никаких вопросов.

1. 
 Чем отличаются тексты разных типов речи?

Повествовательное предложение – это такое предложение, которое сообщает о каких-то событиях, «повествует о них». Такие предложения ни о чем не спрашивают как вопросительные, и не побуждают ни к каким действиям как побудительные. В конце повествовательного предложения может быть точка, восклицательный знак или многоточие. А вот вопросительного знака никогда не будет.

Как характеризовать повествовательное предложение

По интонации оно может быть как восклицательным, так и невосклицательным. Обычно, когда мы повествуем о чем-то, мы не восклицаем. Потому что нельзя постоянно восклицать и восклицать, а вот спокойно говорить вполне можно. Например: «Наступила осень. На деревьях пожелтели листья. Дети теперь каждый день ходят учиться» – три спокойных невосклицательных предложения. Другой пример: «Ах, какая красивая осень! Листья на деревьях – как будто золотые!» – тоже повествовательные предложения, но уже восклицательные.

Большинство повествовательных предложений – распространенные. То есть у них кроме подлежащего и сказуемого (которые образуют грамматическую основу) есть еще второстепенные члены: дополнение, определение, обстоятельство. Распространенность будет тогда, когда из этих трех второстепенных членов в предложении будет хотя бы один. Например: «Наступила золотая осень» – кроме подлежащего «осень» и сказуемого «наступила» есть еще определение «золотая». Вывод: предложение распространенное.

По наличию главных членов повествовательные предложения бывают двусоставные или односоставные. В двусоставных есть и подлежащее, и сказуемое: «Собака спит». В односоставных будет что-то одно. Например: «Зима», «Ночь», «Метель» – это односоставные назывные предложения, у них только подлежащее. А вот примеры односоставных, в которых есть только сказуемое: «Смеркалось», «Вечереет», «Тошнит, знобит, мутит».

Повествовательные предложения могут быть осложненными или неосложненными. Основные осложнители такие:

  • Обращение: «Дети, Дед Мороз принесет подарки ровно в полночь».
  • Однородные члены: «Я ем щи, борщ и солянку» – тут однородные дополнения «щи», «борщ», «солянка».
  • Обособленные определения и обстоятельства: «Она напомнила мне балерину, танцевавшую вчера на сцене» – тут осложнителем выступает определение, выраженное причастным оборотом, «Я устал ждать, поглядывая на часы» – предложение осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
  • Вводными словами: «Итак, начнем».
  • Вставными конструкциями: «Я (бледный от ужаса) пошел к доске».

Всё. Если этого ничего нет – предложение неосложненное.

Прямая речь ничего не осложняет

Смотрите какой парадокс. Прямая речь предложение не осложняет, но делает его сложным. Сложное – это когда две грамматические основы, а осложненное – это когда всем подряд напичкано, но основа все-таки одна. Вот предложение с прямой речью: “Мама сказала: «Я пошла в магазин»” – первая основа тут «Мама сказала», а вторая: «Я пошла».

Предложение неосложненное, но сложное. Такое может быть только в лингвистике.

Чего не бывает в повествовательном предложении

В нем никогда не бывает глаголов в повелительном наклонении. Потому что эти глаголы сразу сделают предложение побудительным.

Но, смотрите, если у вас предложение сложное, то одна из его частей может быть повествовательной, а другая побудительной. Особенно тогда, когда вы имеете дело с прямой речью: “Он сказал мне: «Подойди сюда!»” – когда вы начинаете характеризовать это предложение в целом, вам надо про него сказать, что оно «повествовательно-побудительное». А потом, когда перейдете к характеристике каждой отдельной части, все уже будет прозрачно – первая часть будет повествовательной, а вторая – побудительной.

Посмотрите мои подборки курсов по русскому языку. Эти курсы могут стоить намного дешевле, чем репетиторы, а готовить к экзаменам или ВПР будут в разы лучше. Плюс, в каждой подборке я даю бесплатные материалы, электронные справочники и пособия для скачивания:

— это способ изложения той или иной информации.

В зависимости от цели и содержания текста выделяют три типа речи.

Текст-повествование отвечает на вопросы: «Что произошло? Как что-либо произошло? Что делали?».

Разновидностью текста-повествования является . В рассказе, как правило, есть сюжет, который развивается по определённой схеме.

:—  (начало действия); — ; —  (завершение действия).

Когда я был маленький, меня послали в лес за грибами. Я дошёл до лесу, набрал грибов и хотел идти домой. Вдруг стало темно, пошёл дождь и загремело. Я испугался и сел под большой дуб. Блеснула молния такая светлая, что мне глазам больно стало, и я зажмурился. Над моей головой что-то затрещало и загремело; потом что-то ударило меня в голову. Я упал и лежал до тех пор, пока перестал дождь.Когда я очнулся, по всему лесу капало с деревьев, пели птицы и играло солнышко.

(Л. Н. Толстой «Как мальчик рассказывал про то, как его в лесу застала гроза»)

В этом тексте последовательно описываются события, которые произошли с мальчиком в лесу.

Текст-описание отвечает на вопросы: «Какой? Какая? Какое? Какие?».

Описание представляет собой чего-либо. Если в повествовании присутствует динамика (смена событий), то описание всегда статично (читатель может представить себе описываемую картину; «сфотографировать» то, что описано в тексте).

В этой земле живут люди; их называют эскимосами. Люди эти говорят своим языком, других языков не понимают и никуда из своей земли не ездят. Ростом эскимосы бывают невелики, но головы у них очень большие. Тело у них не белое, а бурое, волосы черны и жёстки. Носы у них тонкие, скулы широкие, глаза маленькие.

(Л. Н. Толстой «Эскимосы»)

В этом тексте описываются эскимосы (их внешность). Можно представить себе картинку, которую писатель изобразил с помощью слов.

В текстах-описаниях авторы обычно используют средства художественной выразительности: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения и т. д.

Текст-рассуждение отвечает на вопросы: «».

Такие тексты часто состоят из трёх частей.

:— , содержащее тезис (мысль, которую надо доказать) или вопрос, на который надо ответить;— (размышления, примеры, которые доказывают мысль, высказанную в тезисе);— , содержащий подтверждение мысли, высказанной в тезисе, итог рассуждения или ответ на поставленный вопрос.

Отчего, когда ветрено без мороза, то зябнешь больше, чем в мороз без ветра?Оттого, что тепло из тела переходит в воздух и если тихо, то воздух вокруг тела нагревается и стоит тёплый. Но когда дует ветер, он относит нагретый воздух и приносит холодный. Опять из тела выходит тепло и нагревает воздух вокруг него, и опять ветер относит тёплый воздух. Когда выйдет много тепла из тела, тогда и зябнешь.

(Л. Н. Толстой «Тепло»)

Бывают такие тексты, в которых смешиваются разные типы речи. Как правило, в таких случаях один тип речи преобладает над другим.

Свежая струя пробежала по моему лицу. Я открыл глаза: утро зачиналось. Ещё нигде не румянилась заря, но уже забелелось на востоке. Всё стало видно, хотя смутно видно, кругом. Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звёзды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля, запотели листья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса́, и жидкий, ранний ветерок уже пошёл бродить и порхать над землёю. Тело моё ответило ему лёгкой, весёлой дрожью. Я проворно встал и подошёл к мальчикам. Они все спали как убитые вокруг тлеющего костра; один Павел приподнялся до половины и пристально поглядел на меня.

(И. С. Тургенев «Бежин луг»)

Цель текста — рассказать о том, как началось утро. Преобладающий тип речи — . Выделенные зелёным цветом предложения содержат , в них автор рисует картину начинающегося дня, используя средства выразительности («румянилась заря», «бледно-серое небо», «небо холодело», «слабым светом», «запотели листья» и т. д.). Это текст-повествование с элементами описания.

Толстой Л. Н. Как мальчик рассказывал про то, как его в лесу застала гроза // http://tolstoy-lit.ru/tolstoy/pedagogika/kniga-dlya-chteniya-1.htm (дата обращения: 18.12.2022).

Толстой Л. Н. Эскимосы // http://tolstoy-lit.ru/tolstoy/pedagogika/kniga-dlya-chteniya-1.htm (дата обращения: 18.12.2022).

Толстой Л. Н. Тепло // http://tolstoy-lit.ru/tolstoy/pedagogika/kniga-dlya-chteniya-2.htm (дата обращения: 18.12.2022).

Тургенев И. С. Бежин луг // https://ilibrary.ru/text/1204/p.8/index.html (дата обращения: 18.12.2022).

Повествование – это тип речи, с помощью которого сообщается о событии или ряде событий в хронологической последовательности или показывается переход предмета из одного состояния в другое.

Повествование используется при рассказе о событиях, действиях, об их движении во времени: что происходило сначала, что потом, что случилось в конце. К тексту в целом можно задать вопрос что произошло? Повествование можно сравнить с фильмом, в котором мы наблюдаем жизнь в движении и можем проследить смену событий во времени.

Композиция повествования

В повествовании, как правило, имеет место начало события, его развитие и завершение. Композиционная структура текста-повествования выглядит таким образом: 1) завязка (событие, которое является началом действия);2) развитие действия (часть повествования, когда происходит решение назревшего конфликта);3) кульминация (вершина конфликта, момент наивысшего напряжения действия, предельного обострения противоречий);4) развязка (окончание действия или событие, разрешающее конфликт между персонажами).

Языковые средства, характерные для повествования

В тексте-повествовании преобладают:- глаголы и глагольные формы; – глаголы совершенного вида в форме прошедшего времени;- простые и составные глагольные сказуемые; – обстоятельства времени.

Пример текста-повествования

Я пошёл по направлению Ириновского шляха и уже через минуты две услыхал, что собака опять гонит где-то недалеко от меня. Охваченный охотничьим волнением, я побежал, держа ружьё наперевес, сквозь густой кустарник, ломая ветви и не обращая внимания на их жестокие удары. Я бежал так довольно долго и уже стал задыхаться, как вдруг лай собаки прекратился. Я пошёл тише.

1. 
 Чем отличаются тексты разных типов речи?

Рейтинг пользователей

1. Логическая последовательность действий.

2. Подчёркивается динамизм и смена событий

1. Внимание на деталях.

2. «Статичность» текста при изображении явления или предмета.

3. Динамическое описание при описании природных явлений

1. Размышления, умозаключения.

2. Наличие тезиса, доказательств, вывода (в крупных формах)

1. Слова, обозначающие последовательность (затем, потом, сначала и т. д.).

2. Обилие глагольных форм преимущественно совершенного вида (передают сменяющие друг друга действия/события)

1. Определения, в т. ч. эпитеты.

2. Преобладание именных частей речи (имён существительных, прилагательных).

3. Глаголы преимущественно несовершенного вида (передают неактивное состояние лица/предмета)

1. Абстрактная лексика (обозначение чувств, эмоций, рассуждений).

2. Наличие вводных слов.

3. Риторические вопросы, вопросно-ответная форма

Разбежавшийся пароход с мягким стуком ударился в тускло освещённую пристань, и они чуть не упали друг на друга (И. Бунин. Солнечный удар).

К обеду никто из нас не вышел. Вечером ко мне постучался Гурий: «Папаша просит вас пожаловать к ним». Я вошёл в кабинет. Он сидел в кресле перед письменным столом и, не оборачиваясь, стал говорить:— Завтра ты на всё лето уедешь в мою самарскую деревню (И. Бунин. Ворон)

В горнице было тепло, сухо и опрятно: новый золотистый образ в левом углу, под ним покрытый чистой суровой скатертью стол, за столом чисто вымытые лавки; кухонная печь, занимавшая дальний правый угол, ново белела мелом; ближе стояло нечто вроде тахты, покрытой пегими попонами, упиравшейся отвалом в бок печи; из-за печной заслонки сладко пахло щами — разварившейся капустой, говядиной и лавровым листом (И. Бунин. Тёмные аллеи).

В сумерки, перед ужином, когда в поварской жарили пахучие битки с луком и в росистом парке свежело, носились, стоя друг против друга, на качелях в конце аллеи, визжа кольцами, дуя ветром, развевавшим её подол (И. Бунин. Качели)

Так и пережила я его смерть, опрометчиво сказав когда-то, что я не переживу её. Но, вспоминая всё то, что я пережила с тех пор, всегда спрашиваю себя: да, а что же всё-таки было в моей жизни? И отвечаю себе: только тот холодный осенний вечер (И. Бунин. Холодная осень)

Оцените статью
Добавить комментарий