1. Исторические эпохи до нашей эры

Около двух с половиной миллионов лет назад в Африке появились первые человекообразные существа. По своему внешнему виду и образу жизни они почти не отличались от обезьян, и всё же учёные считают их далёкими предками современных людей.

1. 
 Исторические эпохи до нашей эры

Рис. (1). Африканский австралопитек

Древнейшие человекообразные существа отличались от обезьян тем, что умели изготовлять из камней и палок простейшие орудия труда: палки-копалки, рубила, скребки. Изучая сохранившиеся до наших дней остатки этих орудий, археологи получают представление об образе жизни первобытных людей.Около миллиона лет назад древнейшие люди стали использовать огонь — его брали на лесных пожарищах и долго поддерживали, не давая погаснуть. Впоследствии люди научились самостоятельно добывать огонь.

1. 
 Исторические эпохи до нашей эры

Рис. (2). Человек добывает огонь

1. 
 Исторические эпохи до нашей эры

Рис. (3). Первобытный человек

Рис. 1. Африканский австралопитек, https://www.shutterstock.com/ru/image-photo/australopithecus-afarensis-one-our-most-ancient-1290824515

Рис. 2. Человек добывает огонь, https://www.shutterstock.com/ru/image-photo/man-set-on-fire-stone-cooking-1078373711

Рис. 3. Первобытный человек, https://image.shutterstock.com/image-photo/primeval-caveman-wearing-animal-skin-600w-1595983396.jpg

Кинопособие разработки уроков « Окружающий мир» 4класс

Тип урока: комбинированный

формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён­ком личного опыта общения с людьми и природой;

Характеристика деятельности учащихся

Знакомиться с разворотом «Наши проекты» во 2 части учебника, выбирать проекты для выполнения. Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.

Определять по «ленте времени» длительность периода первобытной истории, обсуждать роль огня и приручения животных, анализировать иллюстрации учебника, рассказывать на основе экскурсии в краеведческий музей о жизни, быте и культуре первобытных людей на территории региона, понимать роль археологии, работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Знать, что изучает наука «история», представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество.

Уметь использовать ленту времени, определять по «ленте времени» длительность периода первобытной истории.

Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

П. – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

Р. – принимать и сохранять учебную задачу.

К. – задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию.

Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.

Основные понятия и определения

Подготовка к усвоению нового материала

Узнаем, на какие эпохи учёные делят историю человечества. Выясним, какие свидетельства о первобытных людях сохранились. Проследим, как постепенно менялась жизнь первобытных людей.

Вспомни, что такое археология, исторический источник.

Изучение нового материала

Учёные разделяют историю человечества на несколько больших эпох. Они называются так: первобытная история, история Древнего мира, история Средних веков, история Нового време­ни, история Новейшего времени.

Первой и самой долгой была первобытная история. Людей, которые тогда жили, называют первобытными. Большинство учёных считают,

что древнейшие люди появились около двух с по­ловиной миллионов лет назад.

1. 
 Исторические эпохи до нашей эры

Следы их жизни археологи находят в Восточ­ной Африке. Условия здесь были благоприят­ными для первобытного человека: жаркий кли­мат, много съедобных кореньев и плодов.

Первобытные люди жили сообща, группами. Они научились делать из камня простейшие орудия труда. Их остатки находят археологи.

Величайшим помощником человека стал огонь. Сначала его брали на лесных пожарищах и бе­режно хранили, затем научились добывать.

Так выглядел человек, живший около миллиона лет назад ( ). А когда появились люди, по свое­му облику похожие на современного человека ( )? Произошло это примерно 40 тысяч лет назад.

Удивительно, что уже тысячи лет назад суще­ствовало искусство. Древнейшие изображения животных — быков, лошадей, мамонтов — обнару­жены в Испании, во Франции, в России.

1. 
 Исторические эпохи до нашей эры

1. 
 Исторические эпохи до нашей эры

Первобытная история длилась сотни тысяч лет. К её концу жизнь людей изменилась. Разнооб­разными стали занятия: сбор плодов, охота и рыболовство, земледелие и скотоводство. Люди научились строить прочные дома, делать орудия из металла, шить одежду из ткани, изготавли­вать глиняную посуду и др.

Многие из изобретений первобытных людей (конечно, в более совершенном виде) дошли до наших дней: топор, молоток, игла, шило. Человек научился не только пользоваться дарами при­роды, но и производить необходимое для жизни.

1.Какие трудности испытывают учёные при изучении жизни первобытных людей?

2.Почему первобытные художники рисовали животных?

3.Какую роль в жизни первобытного человека играл огонь?

1.На какие эпохи учёные делят историю человечества? 2. Какая эпоха в истории была самой долгой? 3. Опиши по иллюстрациям (с. 5) изменения во внешнем облике первобытных людей.

История первобытного мира — самая длительная эпоха в истории человечества. Сложный и долгий путь развития прошёл человек, прежде чем стал таким, как сейчас.

Задания для домашней работы

1.Запиши в словарик: первобытные люди.

2.Попробуй в картинках изобразить занятия первобытных людей.

3.В краеведческом музее посети отдел, посвящённый жизни первобытных людей. Рассмотри находки археологов и расскажи о них на уроке.

Происхождение человека. Каменный век. (рус.) История древнего мира.

Древнейшие люди. Начало истории человечества.

Возникновение ремесла. Открытие металла. (рус.) История древнего мира.

Занятия первобытных людей (рус.) История древнего мира.

Чем питались древние люди: еда древнего человека

Первобытная экономика (рус.) История мировых цивилизаций

Первобытное общество (рус.) История древнего мира.

А. А. Плешаков учебник, рабочая тетрадь Окружающий мир 3 класс Москва

Сайт YouTube: https://www.youtube.com /

Хостинг презентаций окружающий мир

Учёные делят всю историю человечества на несколько больших периодов — .

Самой первой и самой долгой является доисторическая, или первобытная, эпоха. Она начинается с появления первых древнейших людей (около двух с половиной миллионов лет назад).

Поначалу первобытные люди по своему образу жизни немногим отличались от животных, но постепенно овладели различными знаниями и технологиями, совершенно преобразившими их жизнь — это и использование огня, и земледелие, скотоводство, различные ремёсла.

1. 
 Исторические эпохи до нашей эры

Рис. (1). Первобытные люди

Следующий исторический период принято называть эпохой Древнего мира. Началом этой эпохи стало изобретение письменности и появление первых государств (около (IV) тысячелетия до нашей эры).

В эту эпоху появляются могущественные государства: Древний Египет, города Древней Греции, Древний Рим. Жителями этих государств были созданы многие выдающиеся произведения архитектуры и искусства, некоторые из которых сохранились до наших дней. Эпоха Древнего мира завершилась в (V) веке нашей эры.

1. 
 Исторические эпохи до нашей эры

Рис. (2). Древний Египет

Рис. 1. Первобытные люди,  https://www.shutterstock.com/ru/image-photo/neanderthal-homo-sapiens-family-cooking-animal-1595983534

Рис. 2. Древний Египет, https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%95%D0%B3%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D1%82#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Lawrence_Alma-Tadema_Egyptian_Chess_Players.jpg Общественное достояние

/data/files/h1546954219.ppt (Презентация к уроку Начало истории человечества)

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе.

СТРАНИЦЫ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ

« Начало истории человечества»

урок открытия новых знаний

  • развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;
  • развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь.

Планируемые образовательные результаты:

  • (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с учебником, дополнительными источниками информации; организовывать рабочее место.
  • (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
  • : регулируют собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира.

Методы и формы обучения: Объяснительно-иллюстративный; индивидуальный, фронтальный, коллективный.

компьютер; картины жизни первобытных людей, карточки с названиями эпох.

Первобытные люди, археология, Геродот.

Прочитайте текст на доске: (Слайд 1)

Познание – великая страна,

Как бесконечность, глубока она.

В страну ведут великие пути,

Не всякому легко по ним идти.

Тому в страну познанья путь открыт,

В ком жажда знаний тайная горит.

– Как вы думаете, почему познание называют великой страной?

А вы, ребята, готовы узнавать что-то новое и интересное? Разгадывать то, что нам неведомо?

– Тогда в путь!

Самоопределение к деятельности

– Догадайтесь, о каком учебном предмете идет речь.

Изучаем мы природу и сезоны года,

Птиц, животных, насекомых, местную погоду.

Может, станем агрономами, в ботаники пойдем,

Со знаниями нашими нигде не пропадем.

– Вы сегодня принесли вторую часть учебника «Окружающий мир». О чем пойдет речь в этой части? Вы сможете ответить на этот вопрос, отгадав еще одну загадку.

Всем известно, что она

И чудес, и тайн полна.

На чужих ошибках учит

И вовеки не наскучит!

– Что вы уже слышали и знаете об этой удивительной науке – истории? (Высказывания детей.)

– Что же такое история?

История – наука о прошлом, изучает, как жили различные народы, какие события происходили в их жизни.

Каждый человек хочет знать, как жили его предки. Знание истории помогает людям жить. Узнавая прошлое, мы видим, что во все времена наши предки испытывали трудности, невзгоды и лишения, но горести и несчастья перемежались радостными событиями. История – это дорога во времени. Она уходит вглубь веков, в седую древность. Ребята, вы любите отгадывать кроссворды? Давайте вспомним исторические термины, изученные раньше, и решим кроссворд. (Слайд 3)

1. Учреждение, собирающее, хранящее и выставляющее на обозрение предметы истории.

2. Учреждение, где хранятся документы.

3. Деловая бумага.

Книжка с перечнем всех дней в году.

Предмет, выставленный в музее.Ключевое слово: ГЕРОДОТ.

Прочитайте выделенное слово. Кто это? Геродот — первый ученый-историк). Его называют «отцом истории». Почти две с половиной тысячи лет прошло с тех пор, как грек по имени Геродот впервые познакомил людей со своим научным трудом. Он назвал свой труд «История»

Открытие нового знания

Знакомство с учебником

– Откройте содержание и посмотрите, что мы будем изучать в этой части книги.

(Ученики просматривают содержание, называют разделы.)

– Какая тема вас заинтересовала больше всего?

(Ученики перечисляют понравившиеся темы.)

– Анализируя содержание, что вы еще можете сказать о том, какую работу мы будем продолжать на уроках? (Мы будем работать над проектами, проверять себя и оценивать свои достижения.)

– Откройте учебник на с. 204. Сколько тем проектов предлагается авторами учебника? (15 тем.)

Я вам предлагаю дома внимательно ознакомиться с темами проектов и выбрать любую из них, также можно придумать свою тему проекта. На следующем уроке расскажете о своем выборе и, может быть, объединитесь в группы.

– Откройте учебник на с. 3. Прочитайте название первого раздела. («Страницы всемирной истории».)

– Прочитайте, чему будем учиться, изучая этот раздел.

(Ученики читают текст.)

Работа по учебнику

– Прочитайте тему урока: «Начало истории человечества». Как вы думаете, о чем пойдет речь? (О первобытных людях.)

– Прочитаем, о чем узнаем, чему научимся.

(Ученики читают первый абзац на с. 4)

– Как мы узнали о первобытных людях? (Ученые проводят раскопки, извлекают из земли вещи древних людей, их кости.)

– Вспомните, как называют этих ученых. (Археологами.)

– Чтобы последовательно изучать историю человечества, ученые разделили ее на несколько больших эпох. Прочитайте их названия. Вам надо расставить их в хронологическом порядке и объяснить ход своих рассуждений.

Работа в группах.

Пять человек держат таблички с названиями эпох. Все совещаются, делают выводы, расставляют детей с табличками в определённом порядке. (Первобытная история, история Древнего мира, история Средних веков, история Нового времени, история Новейшего времени.)

– И мы начинаем изучение истории с первобытной истории. (Слайд 9)

Что вам известно по этой теме? Что вы хотели бы узнать?

Выслушиваются ответы детей.

– Сегодня мы постараемся найти ответы на все ваши вопросы, а если какой-то вопрос поставит в тупик, мы поищем ответ в различных источниках. Кто или что сможет вам в этом помочь?

(Книга, Интернет, человек, который знает больше, учитель, родитель, старшеклассник).

(Каждая группа получает карточку с заданием)

Рассмотрите рисунки на стр.5. Прочитайте текст на стр.4-6 и постарайтесь найти ответы на вопросы:

1-ая группа «Археологи»: Найдите в тексте на стр. 5 , где археологи нашли следы существования первобытных людей. (Слайд 10)

Ученые считают, что древнейшие люди, «следы» которых обнаружены в Африке и Азии, жили более миллиона лет назад

2-ая группа «Аналитики»Сравните внешние особенности современного человека и древнего по рисункам учебника на стр. 5.

Древнейший человек и современный человек:

По сравнению с современным человеком у древнего человека ноги короче. Так же как и современный человек, древний ходил прямо. В отличие от современного человека, древний человек имеет густой волосяной покров по всему телу. По сравнению с древним человеком у современного человека меньше уши. Сравнивая челюсть древнего человека, можно сказать, что она развита больше. Челюсти у людей, научившихся поддерживать огонь, уменьшились, так как им не надо было разгрызать куски сырого мяса. Кроме развитой челюсти, у древних людей лучше развит орган обоняния. В отличие от древнего человека у современного лоб стал выше, поскольку увеличился объем мозга.

Древнейший человек сильно отличался от нас с вами, современных людей, и был похож на крупную обезьяну. Однако люди ходили не на четырех лапах, как ходят почти все животные, а на двух ногах, но при этом сильно наклонялись вперед. Руки человека, свешивавшиеся до колен, были свободны, и он мог выполнять ими простую работу: хватать, ударять, рыть землю. Лбы у людей были низкие и покатые. Мозг у них был больше, чем у обезьяны, но значительно меньше, чем у современных людей. Говорить древний человек еще не мог, он издавал лишь отрывистые звуки, ими люди выражали гнев и страх, призывали на помощь и предупреждали друг друга об опасности.

3-я группа «Исследователи»:Почему самая древняя эпоха истории человечества названа первобытной

(Первобытная (родовая) община. Характеризуется коллективным трудом и потреблением).

2.Почему первобытные люди жили группами?

– Как вы думаете, могла ли семья выжить в одиночку?

(В одиночку невозможно было справиться с трудностями жизни)

Почему им не нужно было заботиться о тёплой одежде? Для чего строили жилища первобытные люди?

(Они жили там, где всегда тепло); (Дома им были необходимы для того, чтобы защищаться от палящих лучей солнца, непогоды, хищников).

Для чего изготавливали орудия труда?

Разделывать, разрезать шкуры животных)

Первыми орудиями труда людей были руки, ногти и зубы, а также камни, обломки и сучья от деревьев.

– Чему должны были научиться первые люди, чтобы добывать себе пищу?

– Правильно. Первые люди должны были охотиться, собирать разные растения, а так же научиться делать первые простейшие орудия из палок, костей и рогов животных, а потом и из камня.

4-я группа «Историки»: с.6(Слайды 26-30)

Подготовьте сообщение о первобытном человеке. Чем занимались мужчины? (Ходили на охоту, рыбалку)

Чем занимались женщины? ( Срывали плоды с деревьев, разыскивали яйца птиц, черепах, выкапывали съедобные корешки, собирали то, что давала им природа.)

Первые люди должны были охотиться обирать разные растения, а также научиться делать первые простейшие орудия из палок, костей и рогов животных, а потом и из камня. Основным занятием древних людей были охота и рыбная ловля. Которые требовали большой силы и ловкости. Древний человек вряд ли умел считать больше чем до пяти. Но он мог часами сидеть неподвижно в засаде во время охоты или соорудить хитроумную ловушку для огромного мамонта. Собирательством – умение разбираться в разных растениях и собирать съедобные грибы, а также обменом добычей- с другими племенами.

Игры «Охота», «Рыбная ловля», «В пещере».

Приготовились к охоте.

Притаился зверь в лесу

Я сейчас копье метну.

А сейчас мы рыбу ловим.

Прямо в рыбу угоди.

Сели. Мы сейчас в пещере.

Взяли шкуры в руки мы.

И иглою три, четыре,

Шире руки развели!

Рассказ учителя о жизни первобытного человека

Как древний человек использовал огонь?

Ответы детей (учитель дополняет).

– Древний человек вместе с другими животными в страхе бежал от огня. Но затем нашёлся смельчак, который стал использовать огонь, оставленный природными явлениями в результате грозы, извержений вулканов, лесных пожаров. Человек еще не умел добывать огонь сам. И потому большой проблемой было сохранение огня. Потеря огня была равносильна смерти всего рода. Позже человек научился добывать огонь, и огонь спас его в период похолодания на Земле. Он стал использовать огонь для приготовления пищи. Он мог обжарить на нем кусок мяса, запечь на углях корнеплоды и вовремя извлечь их, чтобы не сгорели. Огонь дал человеку то, что нет в природе.

Почему первобытные художники рисовали животных? ( От удачной охоты на этих животных зависела жизнь людей).

– Внутри каждого племени складывались определенные обычаи и правила поведения. Живя в пещерах, они рисовали на стенах.

Лепили из глины или вытесывали из камня людей, животных, украшали посуду. Наверное, им хотелось изобразить мир, в котором они жили.

Первобытная история длилась сотни, тысяч лет. За это время люди заселили все материки, кроме Антарктиды. На территории нашей страны они появились примерно полмиллиона лет назад.

. Первичное закрепление

– Почему первобытные люди жили группами? (В одиночку невозможно было справиться с трудностями жизни.)

– Для чего они изготавливали орудия труда? (Чтобы разделывать, разрезать шкуру животного.)

– Почему первобытные художники рисовали животных? (От удачной охоты на этих животных зависела жизнь людей.)

– Какие изобретения первобытных людей дошли до наших дней? (Топор, молоток, игла, шило.)

1.  Первобытные люди жили:

Б) В одиночку

2.  Почему первобытным людям не нужно было заботиться о теплой одежде?

А) Теплый климат

Б) Тело покрыто шерстью

А) Чтобы продать соседнему племени.

Б) Дома их защищали от палящего солнца, непогоды, хищников.

4. Чем занимались мужчины?

А) Ходили на охоту, рыбалку.

Б) Занимались домашним хозяйством.

2.Каждому ребёнку раздается письмо ( в виде знаков) от древнего человека.

Первобытные люди оставили нам «письмо» в виде рисунков. Прочитайте его с помощью подсказки.

1. 
 Исторические эпохи до нашей эры

Учащиеся читают: “Желаем успехов вам на уроках истории”

Подведение итогов урока

– Какова была цель урока?

-Кого называли «отцом истории»?

Почему самая древняя эпоха истории человечества названа первобытной?

– Что нового вы узнали из истории человечества?

– Для чего вам нужна эта информация?

– Какие знания мы открыли? (Высказывания детей.)

Ученики читают вывод на с. 7 учебника.

– Что на уроке у вас хорошо получалось?

– Над чем еще надо поработать?

– Кого можно поблагодарить за урок?

А как сейчас вы можете ответить на вопрос, почему познание – это великая страна?

– Молодцы! Я всех благодарю за хорошую работу.

Прочитать текст на с. 4-7 учебника, ответить на вопросы «Проверь себя», выполнить задания 1—З на с. 7

У меня осталось несколько тайн первобытного человека. Если у вас есть желание, можете разгадать их дома.

Загадки первобытного человека

У окружающих нас в быту вещей есть своя древняя история. Пожалуйста, напишите, как выглядели у первобытных людей следующие предметы: кровать, стол, стул, зубная щетка, ложка, тарелка.

1. 
 Исторические эпохи до нашей эры

4. Книжка с перечнем всех дней в году.

5. Предмет, выставленный в музее.

Тема: Начало истории человечества

Цель: дать учащимся представление о жизни первобытных людей.

Формируемые УУД: познавательные — осознавать познаватель­ную задачу, делать обобщения, выводы, извлекать информацию из схем, иллюстраций; коммуникативные — соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на во­просы других, строить речевое высказывание в соответствии с по­ставленными задачами; регулятивные — понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять цели и задачи усвоения новых знаний; личностные – строить свои взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих, мотивировать свои действия.

Оборудование: электронное приложение к учебнику, толковые словари, карточки с названиями эпох.

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

1. Итоги проверочной работы

— Что получилось?

— Что не получилось?

— Какое задание вызвало трудность?

— Какое задание было интересным?

— Какой вывод для себя сделали, закончив изучение раздела?

— Что еще захотели узнать по этой теме?

1. Главные полевые культуры:

3. Карп является одомашненной формой:

б)сазана в) карася

4. Какая из профессий относится к животноводству?

5. Чем отличаются культурные растения от дикорастущих?

а) занесены в Красную книгу

б) используются человеком как лекарственные средства

в) имеют сорта, выведенные человеком

6. Кто не является защитником урожая?

а) божья коровка

7. Установите соответствия. Соедините стрелками понятия.

полеводство пионы, тюльпаны

овощеводство рожь, кукуруза

цветоводство яблоня, абрикос

плодоводство морковь, томат

8. Как называется большое количество лошадей, коров, гусей?

(Учитель может использовать задания теста 7 «Растениевод­ство, животноводство» из пособия «Окружающий мир. Разно­уровневые задания. 4 класс».)

III. Самоопределение к деятельности

— Догадайтесь, о каком учебном предмете идет речь.

— Вы сегодня принесли вторую часть учебника «Окружающий мир». О чем пойдет речь в этой части? Вы сможете ответить на этот вопрос, отгадав еще одну загадку.

И вовеки не наскучит! (История.)

— Что вы уже слышали и знаете об этой удивительной науке — истории? (Высказывания детей.)

Каждый человек хочет знать, как жили его предки. Знание истории помогает людям жить. Узнавая прошлое, мы видим, что во все времена наши предки испытывали трудности, невзгоды и лишения, но горести и несчастья перемежались радостными событиями. История — это дорога во времени. Она уходит в глубь веков, в седую древность.

IV. Открытие нового знания

1. Работа со словарем

— Выясним, что такое история.

(Ученики работают в группах со словарями разных авторов.) История — рассказ о прошлых событиях, повествование о том, что узнано, исследовано. Это область знаний, а также гуманитар­ная наука, занимающаяся изучением прошлого.

История — это наука, которая изучает, как жили различные народы, какие события происходили в их жизни, как и почему жизнь людей изменялась и стала такой, как сейчас. История — очень древнее слово. В переводе с греческого языка оно означает «исследование, рассказ о событиях прошлого». Почти 2,5 тыс. лет прошло с тех пор, как грек по имени Геродот впервые познако­мил людей со своим научным трудом. Геродот назвал свой труд «История», он стал первым ученым-историком, мы называем его «отцом истории». История учит нас справедливости, помогает по-новому взглянуть на окружающий мир.

— Подведем итог, сформулируем свое определение. (Исто­рия — наука о прошлом. История изучает, как жили различ­ные народы, какие события происходили. В широком смысле под историей понимают любой процесс развития, совершае­мый в природе и обществе.)

2. Знакомство с учебником

— Откройте содержание и посмотрите, что мы будем изучать в этой части книги.

— Какая тема вас заинтересовала больше всего? (Ученики перечисляют понравившиеся темы.)

— Анализируя содержание, что вы еще можете сказать о том, какую работу мы будем продолжать на уроках? (Мы будем работать над проектами, проверять себя и оценивать свои достижения.)

— Откройте учебник на с. 204. Сколько тем проектов предла­гается авторами учебника? (15тем.)

Я вам предлагаю дома внимательно ознакомиться с темами проектов и выбрать любую из них, также можно придумать свою тему проекта. На следующем уроке вы расскажете о своем выборе и, может быть, объединитесь в группы.

– Откройте учебник на с. 3. Прочитайте название первого раздела. («Страницы всемирной истории».)

– Прочитайте, чему будем учиться, изучая этот раздел. (Ученики читают текст.)

3. Работа по учебнику С. 4

– Прочитайте тему урока: «Начало истории человечества». Как вы думаете, о чем пойдет речь? (О первобытных людях.)

– Прочитаем, о чем узнаем, чему научимся. (Ученики читают первый абзац на с. 4.)

– Как мы узнали о первобытных людях? (Ученые проводят раскопки, извлекают из земли вещи древних людей, их кости.)

– Вспомните, как называют этих ученых. (Археологами.)

– Чтобы последовательно изучать историю человечества, ученые разделили ее на несколько больших эпох. Каких? Найдите ответ в учебнике. (Первобытная история, история Древнего мира, история Средних веков, история Нового вре­мени, история Новейшего времени.)

(Учитель вывешивает на доску карточки с названиями эпох.)

– И мы начинаем изучение истории с первобытной истории. Самостоятельно узнайте новую информацию из текста на с. 5—6 учебника, сформулируйте 2—3 вопроса к тексту.

(Ученики работают самостоятельно.)

V. Первичное закрепление

Игра «Ты — мне, я — тебе»

(Ученики задают свои вопросы по тексту, выбирают того, кто ответит на данный вопрос.)

– Почему первобытные люди жили группами? (В одиночку невозможно было справиться с трудностями жизни.)

– Для чего они изготавливали орудия труда? (Чтобы разделы­вать, разрезать шкуру животного.)

– Почему первобытные художники рисовали животных? (От удачной охоты на этих животных зависела жизнь людей.)

– Какие изобретения первобытных людей дошли до наших дней? (Топор, молоток, игла, шило.)

– Почему огонь стал величайшим помощником для человека? (Учитель дополняет ответы детей.)

Древний человек вместе с другими животными в страхе бежал от огня. Но затем нашелся смельчак, который стал использовать огонь, оставленный в результате грозы, извержений вулканов, лесных пожаров. Человек еще не умел добывать огонь сам. И потому большой проблемой было сохранение огня. Потеря огня была равносильна смерти всего рода. Позже человек научился добывать огонь, и огонь спас его в период похолодания на Зем­ле. Он стал использовать огонь для приготовления пищи — мог обжарить на нем кусок мяса, запечь на углях корнеплоды и во­время извлечь их, чтобы не сгорели. Огонь дал человеку то, чего нет в природе.

VII. Работа по новой теме

1. Выполнение заданий в рабочей тетради

— Выполним задание 1 на с. 3. (Слово «археология».) Археология — наука о древности. Она изучает историю обще­ства по остаткам жизни и деятельности людей.

2. Работа в парах

(Задание 2 на с. 3 рабочей тетради ученики выполняют в парах.)

– Рассмотрите рисунки на с. 5 учебника. Найдите отличитель­ные черты первобытного человека от современного. (При­мерный ответ. По сравнению с современным человеком у древнего человека ноги короче. Так же как и современный человек, древний ходил прямо. В отличие от современно­го человека, древний человек имеет густой волосяной по­кров по всему телу. По сравнению с древним человеком у современного человека меньше уши. Сравнивая челюсть древнего человека, можно сказать, что она развита боль­ше. Челюсти у людей, научившихся поддерживать огонь, уменьшились, так как им не надо было разгрызать куски сырого мяса. Кроме развитой челюсти, у древних людей лучше развит орган обоняния. В отличие от древнего чело­века у современного лоб стал выше, поскольку увеличился объем мозга.)

Ученые считают, что древнейшие люди, «следы» которых обнаружены в Африке и Азии, жили более миллиона лет назад. По остаткам скелетов древнейших людей удалось установить, как они выглядели. Древнейший человек сильно отличался от нас с вами, современных людей, и был похож на крупную обезьяну. Однако люди ходили не на четырех лапах, как ходят почти все животные, а на двух ногах, но при этом сильно наклонялись впе­ред. Руки человека, свешивавшиеся до колен, были свободны, и он мог выполнять ими простую работу: хватать, ударять, рыть землю. Лбы у людей были низкие и покатые. Мозг у них был боль­ше, чем у обезьяны, но значительно меньше, чем у современных людей. Говорить древний человек еще не мог, он издавал лишь отрывистые звуки, ими люди выражали гнев и страх, призывали на помощь и предупреждали друг друга об опасности.

3. Творческая работа

— Используя рисунок на с. 4 учебника, составьте рассказ о первобытном человеке.

4. Работа с CD

VIII. Подведение итогов урока

— Какова была цель урока?

— Какие знания мы открыли? (Высказывания детей.) (Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 7 учебника.)

— Что на уроке у вас хорошо получалось?

— Над чем еще надо поработать?

1. Прочитать текст на с. 4-7 учебника.

2. Выполнить задания 3, 4 на с. 4 рабочей тетради.

Человечество давно стремилось выяснить свое происхождение. Когда научных знаний еще не существовало, люди складывали об этом краси­вые легенды.

«Осколки» далекого прошлого лежат, как правило, глубоко в земле. Человек всегда интересовался этими находками, хотя часто не мог дать им правильную оценку. Еще в VI в. до н. э. вавилонский царь Набонид начал раскопки, чтобы найти глиняные таблички с надписями, оставлен­ные предшествующими поколениями. Древние греки и римляне, обнару­живая кости умерших животных (мамонты, носороги и др.), считали их останками доисторических героев. Иногда над ними сооружали курганы и храмы.

История человечества началась с каменных орудий. Долгое время к ним относились с подозрением, называя «ведьмиными стрелами», и не изучали. Положение изменилось в начале XIX в. В 1837 г. француз Буше де Перт нашел в земле на глубине 7 м каменное рубило и объявил, что это орудие древнего человека. Хотя ему не поверили, он продол­жал собирать коллекцию и делать зарисовки. Затем энтузиаст издал пятитомное собрание их описаний, но оно никого не заинтересовало. Другие археологи часто находили огромные кости, и таких находок становилось все больше. Стало ясно, что человеческий род появился , сотни тысяч лет назад и жил во времена огромных вымерших животных — мамонтов, похожих на нынешних слонов, но покрытых длинной густой шерстью.

Спустя 42 года в пещере Ля-Мут во Франции также были обнаруже­ны рисунки каменного века. В центре еще одной находилось 30 глиняных фигур зверей. На фигуре медведя вместо головы был прикреплен настоя­щий медвежий череп. И на каждой из них были видны следы от ударов каменными копьями и дротиками. Вероятно, древние люди имитировали в этой пещере сцены охоты, стараясь заручиться поддержкой сил приро­ды в том, что охота будет удачной. Так были открыты тайные святилища древнейших людей.

В сентябре 1940 г. близ местечка Монтиньяк на юго-западе Франции четыре ученика старших классов отправились в задуманную ими архео­логическую экспедицию. На месте вырванного с корнем дерева в земле зияла дыра, вызвавшая их любопытство. Ходили слухи, будто это вход в подземелье, ведущее в расположенный неподалеку средневековый за­мок. Внутри оказалась еще одна дыра меньших размеров. Один из ребят бросил в нее камень и по шуму падения заключил, что глубина порядоч­ная. Он расширил отверстие, вполз внутрь. Чуть не упав, зажег фонарик, ахнул и позвал остальных. Со стен пещеры, в которой они очутились, смотрели какие-то огромные звери.

Придя в себя, ребята догадались, что это не подземелье, которым пользовались семь-восемь веков назад рыцари феодального замка, а пе­щера доисторического человека, жившего здесь много тысячелетий до на­шей эры. Сообщили о своей находке учителю. Тот сначала отнесся к их рассказу недоверчиво, но, когда сам проник в пещеру, замер от изумле­ния и восхищения.

Так была открыта пещера Ласко, вскоре прозванная «Сикстинской капеллой первобытной живописи».

В Китае в пещере Ждоукоудянь найдена стоянка первобытного че­ловека, появившаяся около 500 тыс. лет назад. Здесь люди тысячи лет беспрерывно жгли костер, на месте которого постепенно образовалось несколько метров золы. Значит, люди уже тогда пользовались огнем, но добывать его было трудно, поэтому они постоянно поддерживали его. А на стоянке Чесованджа в Восточной Африке археологи нашли остатки костра, зажженного около 1,4 млн лет назад!

Человек добывал огонь во время извержения вулкана или стихийных пожаров. Однако такие события происходили нечасто, и нужно было круглосуточно беречь огнь от ветра и дождя, регулировать высоту пла­мени, заботиться о топливе. Для этого люди стали объединяться в кол­лективы, одни заготовляли дрова и дежурили у огня, другие охотились, третьи растили потомство.

1. 
 Исторические эпохи до нашей эры

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №20 г.Новочеркасск

Мальчик – http://www.playcast.ru/uploads/2015/09/07/14977829.png

Мальчик – http://www.playcast.ru/uploads/2015/09/21/15145335.png

1. 
 Исторические эпохи до нашей эры

1. 
 Исторические эпохи до нашей эры

1. 
 Исторические эпохи до нашей эры

Укажите материк, на котором учёные находят следы существования древнейших людей.

1. 
 Исторические эпохи до нашей эры

более 2 млн. лет назад

40 тыс.лет назад

1 млн. лет назад

1. 
 Исторические эпохи до нашей эры

Какая эпоха была первой в истории человечества?

1. 
 Исторические эпохи до нашей эры

Как называют древнейших людей?

1. 
 Исторические эпохи до нашей эры

1. 
 Исторические эпохи до нашей эры

не было скучно

вместе готовить еду

справляться с трудностями

общаться друг с другом

1. 
 Исторические эпохи до нашей эры

сорок тысяч лет назад

тысячу лет назад

сто тысяч лет назад

двадцать тысяч лет назад

1. 
 Исторические эпохи до нашей эры

Условия, которые помогали древним людям жить в Африке.

1. 
 Исторические эпохи до нашей эры

1. 
 Исторические эпохи до нашей эры

Величайший помощник человека, который бережно хранили.. .

1. 
 Исторические эпохи до нашей эры

собирая плоды и коренья

1. 
 Исторические эпохи до нашей эры

1. 
 Исторические эпохи до нашей эры

1. 
 Исторические эпохи до нашей эры

Прочитав
тему нашего урока, вы уже, наверное, догадались о том, что он будет посвящён
истории. Мы с вами уже встречались со словом «история» и говорили о том, что
история — это то, что было в прошлом людей. И наука, которая изучает прошлое,
тоже называется историей. Каждый человек хочет знать,
какими были его предки, где они жили, чем занимались. Знание истории помогает
людям жить. История — это дорога во времени. Она уходит вглубь веков, в седую
древность.

Чтобы
понимать какие-то исторические события, их причины, нам необходимо знать, когда
эти события происходили, какое из них случилось раньше, а какое – позже.

Если
событие произошло не очень давно, в недалёком прошлом, мы обычно называем его
число, месяц и год. Например, Великая Отечественная война закончилась 9 мая
тысяча девятьсот сорок пятого года.

А
для того, чтобы сказать о событиях, которые произошли очень и очень давно,
сотни и даже тысячи лет назад, мы используем слова «век» и «тысячелетие». Век – это промежуток
времени, равный ста годам. Тысячелетие – это 1000 лет, или десять веков.
Приведём такой пример: Олимпийские игры появились в Древней Греции в восьмом
веке до нашей эры.

Чтобы
это понять, нам нужно знать, как ведётся летоисчисление, или счёт лет в
истории. Немного раньше мы уже говорили с вами о том, что во многих странах, в том числе и в России, принято
летоисчисление от Рождества Христова. Начальной датой при этом счёте лет принят
год, когда родился основатель христианской веры Иисус Христос.

К нашей эре относятся события, которые случились после
рождения Иисуса Христа. О событиях, произошедших до даты его рождения,
принято говорить, что это случилось до нашей эры.

А теперь давайте попробуем понять с помощью ленты времени,
как давно появились Олимпийские игры. Найдём на ленте времени нынешнее время.
Сейчас у нас начало XXI века. А теперь найдём VIII
век на том промежутке ленты, который отсчитывает время до нашей эры.

Попробуем посчитать, сколько примерно времени прошло с тех пор.
Итак, получается, что прошло семь полных веков до начала летоисчисления и 20
полных веков до нынешнего времени. Итого 27 веков, 2700 лет. Но мы считали
только полные века, отбрасывая годы. Значит, прошло больше, чем 2700 лет, с
того момента, как в Древней Греции появились Олимпийские игры.

Ну а сейчас, когда мы немножко сориентировались во времени,
перейдём к новому материалу.

Всю
историю человечества учёные разделяют на несколько больших эпох.
Эти эпохи названы так:

Сегодня
мы с вами поговорим о первобытной истории. Она была самой долгой. Людей,
которые жили в то время, называют первобытными. Большинство учёных считает, что
древнейшие люди появились около двух с половиной миллионов лет назад.

Очень
давно, не правда ли? Но тогда вам, наверное, интересно, откуда учёные узнали о
том, что происходило в глубокой древности? Ведь, когда на Земле жили
первобытные люди, книг не было. И в прошлое не заглянешь.

Узнать
о событиях глубокой древности нам помогают учёные-археологи. Они проводят
раскопки и находят кости первобытных людей, остатки их жилищ, орудия труда. Все
эти находки принято называть историческими источниками. По ним учёные
восстанавливают в деталях занятия и быт людей в минувшие времена. Особенно
большое значение имеют археологические раскопки для изучения прошлого людей,
живших на Земле до появления письменности. Почти всё, что известно об этих
людях, рассказали находки археологов.

Следы существования первобытных людей археологи
находят в Восточной Африке. Здесь
были достаточно благоприятные условия для жизни первобытного человека: жаркий климат
(можно было обходиться без одежды и жилища), а ещё много съедобных кореньев и
плодов.

По остаткам скелетов древнейших людей учёным
удалось установить, как они выглядели. Древнейший человек очень сильно отличался от современного человека
и похож был обезьяну. У
него было грубое лицо с широким носом, тяжёлая нижняя челюсть, уходящий назад
лоб. Над бровями находился валик, под которым глаза скрывались, как под
навесом.

В отличие от животных, ходил первобытный человек на двух
ногах. При ходьбе
сильно наклонялся вперёд. У него были
длинные руки, которые свешивались до колен. Разговаривать этот человек ещё не
умел. Он мог, подобно животным, лишь издавать отрывистые звуки, которыми
выражал страх, гнев, звал на помощь, предупреждал об опасности.

А как же жили первобытные люди? Чем занимались? Первобытные люди
не могли жить поодиночке: они вымерли бы от голода или были бы уничтожены
хищниками. Поэтому они жили группами. Первобытные люди умели
изготавливать орудия труда. Конечно же, эти орудия труда были простыми,
несовершенными. Но умение их изготавливать было главным отличием древнейших
людей от животных. Древнейшие люди умели заострять камни, чтобы с их помощью
вырубать дубины, обтачивать палки-копалки.

Первобытные
люди добывали себе пищу собирательством и охотой. Целыми днями они
искали и собирали дикорастущие плоды, выкапывали съедобные корешки, разыскивали
улиток, личинки насекомых, яйца птиц. Иначе говоря, собирали то, что давала
природа. Но людям необходимо было и мясо. Его добывали на охоте мужчины,
вооружившись дубинками, заострёнными палками, камнями. Величайшим
помощником человека стал огонь. Как овладел человек огнём? Этого никто не
знает. Возможно, однажды, превозмогая страх, какие-то смельчаки приблизились к
огню. Тогда и было сделано открытие: сунешь ветку в пламя — поймаешь огонь!
Сначала огонь брали на лесных пожарищах и бережно хранили, постоянно
поддерживая горящие костры. Яркий огонь обогревал холодной ночью, отпугивал
диких животных. Мясо, испечённое на углях, было вкуснее сырого.

Позже
человек научился добывать огонь.

Очень
много прошло времени, прежде чем первобытный человек стал похож на
современного. Люди, похожие по
своему облику на современного человека, появились примерно 40 тысяч лет назад.

Удивительно,
что уже тысячи лет назад существовало искусство. Древнейшие изображения животных
— быков, лошадей, мамонтов — обнаружены в Испании, во Франции, в России.

Первобытная
история длилась сотни тысяч лет. К её концу жизнь людей изменилась.
Разнообразными стали занятия: сбор плодов, охота и рыболовство, земледелие и
скотоводство.

Люди
научились строить прочные дома, делать орудия из металла, шить одежду из ткани,
изготавливать глиняную посуду и т.д.

Многие
из изобретений первобытных людей (конечно, в более совершенном виде) дошли до
наших дней: топор, молоток, игла, шило. Человек научился не только пользоваться
дарами природы, но и производить необходимое для жизни.

А
теперь давайте выделим самое главное.

Всю
историю человечества учёные разделяют на несколько больших эпох:

История
первобытного мира была самой длительной эпохой в истории человечества.

Сложный
и долгий путь развития прошёл человек, прежде чем стал таким, как сейчас.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *