1. Спряжение глагола

1. 
 Спряжение глагола Реш еду ру
Содержание
  1. Я ИДУ НА УРОК
  2. Что такое спряжение глаголов?
  3. Правописание безударных личных окончаний глаголов
  4. Правописание личных окончаний глагола
  5. Личные окончания глаголов в русском языке — что это значит
  6. Спряжение глагола — что это такое
  7. Что такое личные окончания глаголов в русском языке
  8. Правописание личных окончаний глаголов
  9. Личные окончания глаголов 1 спряжения
  10. Личные окончания глаголов второго спряжения
  11. Безударные личные окончания глаголов
  12. Окончания в разноспрягаемых глаголах
  13. Таблица с примерами
  14. Примерный опорный конспект
  15. Спряжения глагола
  16. Практическое закрепление материала
  17. Алгоритм выбора окончания глагола
  18. Окончания глаголов первого спряжения
  19. Таблица окончаний по спряжениям
  20. Как пишем -ете или -ите
  21. Написание слов с приставками
  22. Особые случаи изменения глаголов
  23. Разноспрягаемые глаголы
  24. Глаголы особого спряжения
  25. Окончания глаголов 2-го спряжения
  26. Понятие о спряжении глаголов
  27. Спряжение первое
  28. Окончания глаголов 1-го спряжения
  29. Таблица спряжения глаголов
  30. Разноспрягаемые слова
  31. Исключения из правил
  32. Личное окончание глаголов
  33. Как определяется гласная безударных личных окончаний глагола
  34. Спряжение второе
  35. Личное окончание глаголов, стоящих в ударном положении
  36. Подведем итоги

Я ИДУ НА УРОК

То или иное личное окончание глаголов зависит полностью от того, к какому спряжению относится данное слово. Умея правильно определять его, вы никогда больше не зададитесь подобным вопросом.

1. 
 Спряжение глагола

Что такое спряжение глаголов?

Спряжение глаголов — это изменение глаголов по лицам и числам.

В русском языке различают два спряжения: первое спряжение и второе спряжение.
Если определение спряжения глаголов с ударным личным окончанием не составляет труда, то безударные окончания вызывают сложности.

Правописание безударных личных окончаний глаголов

В том случае, если окончания глаголов находятся в безударном положении, то определить правильное написание той или иной буквы становится проблематично. Именно поэтому требуется обратиться к соответствующему правилу. Оно гласит, что все глаголы в русском языке относятся или к первому спряжению, или ко второму.

Спряжение изучают при прохождении школьного курса русского языка. Тема не является сложной для понимания, однако есть несколько положений, которые необходимо запомнить. Например, слова-исключения и общее правило правописания личных окончаний глагола. В этом случае процесс определения не составит большого труда.

В 4 классе на уроках русского языка изучают тему: «Личные окончания глаголов». Изучение этой темы взаимосвязано со знанием спряжения глаголов (Гл). Для написания правильной буквы в окончании надо знать, как спрягается, вспомнить слова-исключения, а также особые случаи, рассматриваемые отдельно. Подробно разберем данную тему, сформируем наглядные таблицы, рассмотрим на примере и составим алгоритм.

В этой теме мы разберем личные окончания глаголов первого и второго спряжения и вы научитесь их определять.

Для начала вспомним, что глагол обозначает действие предмета и в начальной форме отвечает на следующие вопросы: что делать? что сделать?

Основную сложность вызывает написание безударных личных окончаний глаголов настоящего или будущего времени.

Личными окончаниями глаголов называют окончания спрягаемых форм глаголов, отражающих их число и лицо.

Личные окончания есть только у глаголов в форме настоящего или будущего времени. Правописание личных окончаний глаголов зависит от их спряжения.

Гласные в личных окончаниях глаголов

Алгоритм определения спряжения глагола

1. Проверяем, не является ли глагол разноспрягаемым, не относится ли к глаголам особого спряжения.

2. Определяем, ударными или безударными являются личные окончания данного глагола:

Образец рассуждения при выборе безударного личного окончания глагола

От глагола «дежурить» необходимо образовать форму (2) лица единственного и множественного числа. Глагол «дежурить» не является разноспрягаемым и не относится к глаголам особого спряжения. Личное окончание глагола «дежурить» безударное (дежу́рят). Глагол «дежурить» в неопределённой форме заканчивается на -ИТЬ. Все глаголы на -ИТЬ с безударными личными окончаниями относятся ко (2) спряжению. Следовательно, глагол «дежурить» относится ко (2) спряжению и в его личных окончаниях необходимо писать букву И: ты дежуришь, вы дежурите.

1. Различается написание личных окончаний глаголов в настоящем и будущем простом времени:

а) в I спряжении: -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут или -ют;

б) во II спряжении: -ишь, -ит, -им, -ите, -ат или -ят.

Ко II спряжению относятся (из числа имеющих безударные окончания) глаголы на -ить в инфинитиве, кроме глаголов брить, зиждиться (бреешь – бреют, зиждется – зиждутся), и следующие одиннадцать глаголов: вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть, гнать, держать, дышать, слышать, а также производные от них.

Глагол брезжить имеет формы брезжит – брезжут.

Остальные глаголы относятся к I спряжению (ср.: молоть – мелешь – мелют, сеять – сеешь – сеют).

Примечание 1. Глагол стелить употребляется только в инфинитиве и прошедшем времени, личные глагольные формы образуются от глагола I спряжения стлать (стелешь – стелют).

Примечание 2. Глаголы выздороветь, опостылеть, опротиветь и некоторые другие этого типа спрягаются в литературном языке по I спряжению: выздоровеешь – выздоровеют, опостылеешь – опостылеют, опротивеешь – опротивеют.

2. П е р е х о д н ы е глаголы с приставкой обез-(обес-) спрягаются по II спряжению, а

н е п е р е х о д н ы е – по I спряжению. :

а) обессилить (кого-нибудь); обессилю – обессилишь – обессилят;

б) обессилеть (самому); обессилею – обессилеешь – обессилеют.

Соответствующие суффиксы инфинитива -и- и -е- сохраняются в формах прошедшего времени; ср.: Потеря крови обессилила раненого. – Больная девочка обессилела.

3. Различаются в написании близкие по звучанию безударные окончания будущего времени -ете и повелительного наклонения -ите, например: выберете – выберите, выйдете – выйдите, выметете – выметите, выпишете – выпишите, вытрете – вытрите, вышлете – вышлите, крикнете – крикните, стукнете – стукните.

Справочник по правописанию и стилистике. — М.: Комплект.
.
.

Спряжение — это изменение глагола в форме настоящего и будущего времени по лицам и числам.

Спряжение — это постоянный признак глагола. Умение определять спряжение способствует правильному определению безударного личного окончания глагола. В русском языке подавляющая часть глаголов относится к двум типам: и .

Типом спряжения называют группу глаголов, личные окончания которых совпадают.

Глаголы (1) и (2) спряжения имеют неодинаковые гласные в личных окончаниях во всех формах (исключение — форма первого лица единственного числа).

Спряжение глагола определяется двумя способами:

  • по ударным личным глаголов в форме настоящего времени;
  • по инфинитива (в том случае, если у глагола без приставки и постфикса личное окончание находится в безударной позиции).

К (1) спряжению относятся глаголы, которые имеют следующие личные окончания:

  • (я бер, я смесь);
  • (они бер, они смеся).

Также к (1) спряжению относятся:

  • все глаголы на , кроме гнать, держать, дышать, слышать, которые относятся ко (2) спряжению;
  • все глаголы на , кроме видеть, смотреть, вертеть, обидеть, терпеть, зависеть, ненавидеть, которые относятся ко (2) спряжению;
  • глаголы брить, стелить, зиждиться;
  • глаголы на -ЯТЬ, -ОТЬ, -ЫТЬ, -УТЬ, -ТИ, -ЧЬ.

Ко (2) спряжению относятся глаголы, которые имеют следующие личные окончания:

  • (я шь, я крич);
  • (они крич, они сп).

Также ко (2) спряжению относятся:

  • все глаголы на , кроме брить, стелить, зиждиться (они относятся к (1) спряжению);
  • (7) глаголов на (видеть, смотреть, вертеть, обидеть, терпеть, зависеть, ненавидеть), другие глаголы с окончанием -ЕТЬ относятся к (1) спряжению;
  • (4) глагола на  (гнать, держать, дышать, слышать), другие глаголы с окончанием -АТЬ относятся к (1) спряжению.

Глаголы, которые образовались с помощью приставок и постфикса -СЬ/-СЯ, относятся к тому же типу спряжения и обладают такими же окончаниями, что и соответствующие им глаголы без приставок и постфикса.

нес — вынес ((1) спряжение), крут — выкрутся ( спряжение).

Правописание личных окончаний глагола

1. Игра «Верю – не верю»

Цель игры: научиться различать по ударным и
безударным окончаниям глаголы 1-го и 2-го
спряжения.

Правила игры: несколько участников
становятся в одну шеренгу. Учитель читает по
пункту. Ученики (все по очереди) говорят: «Верю»
(если это правильно) или «Не верю» (если это
неправильно). Тот, кто ошибается, остается на
месте, тот, кто ответил правильно, делает шаг
вперед. Выигрывает тот, кто первым дошел до
определенной черты (то есть ни разу не ошибся).

1) В 1-м лице единственного числа у всех глаголов
одинаковое окончание. (Да, -ю, -у.)

2) Глаголы 1-го спряжения имеют е или ё
во всех окончаниях, кроме 1-го лица ед. ч. и 3-го
лица мн. ч. (Да.)

3) Правильно говорить жгет? (Нет: жжет.)

4) Если окончание глаголов ударное, то
правописание их не вызывает затруднений. (Да.)

5) В безударном положении личные окончания
глаголов 1-го и 2-го спряжения произносятся
одинаково, поэтому требуют особой проверки. (Да.)

6) Правильно говорить борятся? (Нет.)

7) Чтобы отличить глагол 1-го спряжения от
глагола 2-го спряжения в безударном положении,
необходимо поставить глагол в неопределенную
форму. (Да.)

8) Все глаголы на -ить относятся ко 2-му
спряжению, кроме слов-исключений. (Да.)

9) Брить, стелить, зиждиться относятся к 1-му
спряжению. (Да.)

10) Литературная норма – мучит,
разговорная – мучает. (Да.)

11) Глаголы хотеть, бежать, брезжить являются
разноспрягаемыми. (Да.)

12) Ко второму спряжению относятся 11 исключений
на -ать, -еть. (Да.)

2. Игра «Нагрузи поездок»

Цель игры: соединить корень и безударное
окончание глагола.

1. 
 Спряжение глагола

Ход
игры: в паровозик вставляется корень слова, в
вагончик – его окончание. Если слово правильно
собрано, оно записывается в тетрадь. Можно
работать в группах, можно выходить отвечать по
одному. Корень можно оставлять, добавляя только
личные окончания.

3. Игра «Пантомима»

Класс делится на 2 группы. Одна группа
представляет глаголы 1-го спряжения, вторая –
2-го спряжения. Группа задумывает какое-то
действие и показывает его другой группе. Вторая
угадывает действие и записывает глагол в 3-м лице
множественного числа.

1-е спряжение: пишут, рисуют, считают, копают
и т.д.;

2-е спряжение: стоят, сидят, клеят, дышат и
т.д.

4. Игра «Цветные глаголы»

Учитель показывает круг с определенным цветом.
Ребята образовывают от названия цвета глагол и
записывают его во 2-м лице множественного числа
(например, краснеете, белеете, синеете,
зеленеете и т.д.).

5. Магический квадрат

Цель: определить, какую гласную вы напишете
в окончании глагола. Впишите в клетки по порядку
только гласную и или е. Соедините
все буквы и. Какой знак получился? (Должна
получиться буква и.)

Дышит, скачет, моет, стелет, смотрит.
Рубит, убегает, борется, гонит, держит.
Пилит, колет, слышит, рисует, видит.
Ненавидит, зависит, бреет, мелет, терпит.
Обидит, замерзает, тает, мерзнет, вертит.

С.М. ВОВК,
пос. Софрино,
Московская обл.

Окончание глагола сложно определить, когда оно является безударным. Для этого необходимо воспользоваться определенным алгоритмом, который мы сегодня и рассмотрим.

  • ты смотр или смотр
  • вы игра или игра
  • он улож или улож

Итак, для определения безударного личного окончания глагола обратимся к алгоритму:

1. Определить начальную форму глагола.

2. Определить суффикс перед окончанием -ть

3. Определить спряжение инфинитива, руководствуясь правилом.

4. Определение личного окончания глагола.

Посмотрим, как работает данная схема на примере глагола 2-го спряжения «лечишь».

Лечишь — это глагол в форме 2-го лица настоящего времени

1. Начальная форма — леч

2. Глагол оканчивается на , где суффиксом является буква .

3. Вспомним правило, которое поможет определить спряжение глагола:

Глагол относится к первому спряжению, если его инфинитив (начальная форма) оканчивается на , , ,

Глагол относится ко второму спряжению, если его инфинитив оканчивается на .

  • глаголы «брить», «стелить»
  • 7 глаголов на «-еть»: смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, обидеть, вертеть
  • 4 глагола на «-ать»: слышать, дышать, гнать, держать
  • все приставочные глаголы от вышеперечисленных глаголов-исключений.

Согласно правилу глагол «лечить» относится ко второму спряжению, так как он оканчивается на .

4. Чтобы определить личное окончание глагола, обратимся к следующему правилу:

Глаголы первого спряжения в личной форме оканчиваются на: , , , , , .

Глаголы второго спряжения в личной форме оканчиваются на: , , , , , .

Посколько глагол «лечишь» относится ко второму спряжению, которое мы определили по инфинитиву, то в личной форме у него должен оканчиваться на .

Приведем еще один пример с глаголом «болеет».

В глаголе «болеет» вторая гласная находится в безударном положении, поэтому многие совершают ошибки при написании (болеит -неверное написание).

1. Начальная форма — болеть

2. Перед окончанием пишется суффикс .

3. Инфинитив «болеть» оканчивается на , поэтому он относится к первому спряжению (смотреть правило выше).

4. Так как инфинитив относится к первому спряжению, то глагол «болеет» будет оканчиваться на (смотреть правило выше).

В русском языке существуют глаголы, инфинитив которых имеет нулевое окончание (например: смочь, беречь и др).

Как определить спряжение глаголов, если инфинитив имеет нулевое окончание?

Если инфинитив не имеет окончания, то спряжение глагола определяется по личному окончанию, даже если оно безударное. В данном случае нужно подобрать такую личную форму глагола, в которой окончание будет звучать отчетливо.

смочь — смогут (в форме третьего лица множественного числа отчетливо слышно окончание слова и становится ясно, что глагол относится к первому спряжению).

1. Обобщение знаний учащихся по орфографии и
пунктуации.

2. Закрепление умения определять спряжение
глаголов.

1. Развитие логического мышления, культуры речи
учащихся, слуховой и зрительной памяти;

2. Развитие устной и письменной речи учащихся ,
литературно-творческих способностей;

3. Развитие умения самостоятельной работы;

Воспитание ценностного отношения к
окружающему миру, уважения к живому русскому
слову.

  • Вспомнить о правописании букв е и и в
    личных окончаниях глаголов;
  • Научить использовать графические условия
    выбора данной орфограммы;
  • Закрепить умение определять спряжение глагола.

Оборудование: раздаточный материал
с текстом, таблица “ Личные окончания глаголов”,
интерактивная доска.

Тип урока: урок обобщения и
систематизации знаний, формирования умений и
навыков, целевого применения усвоенного

Вид урока: урок-практикум

1. Повторение пройденного материала.

(работа в тетрадях и у доски)

а) сделать транскрипцию слов: листья, решение,
ясно.

б) расставить знаки препинания в предложениях,
построить схемы:

1. Наступила холодная зима и снег покрыл землю.

2. Дети вышли на улицу и стали кататься на
санках.

2. Морфологическая разминка.

Как вы думаете, ребята, почему сегодня на доске
появился вот этот рисунок?

– О какой части речи я хотела вам сказать при
помощи рисунка?

1. 
 Спряжение глагола

– Он делает так много и сразу, что кажется у него
несколько рук и ног.

– Назовите все действия, которые глагол
выполняет.

3.Уточнение приобретенных знаний,
повторение и обобщение изученного.

1. 
 Спряжение глагола

4. Лингвистическая физминутка:

– А теперь посмотрим, умеете ли вы на слух
отличать глаголы от других частей речи. Для этого
поиграем в игру. Я зачитаю вам стихотворение, а
вы, как только услышите глагол первого спряжения
должны присесть, второго спряжения – встать и
хлопнуть в ладоши.

5. Практическая работа:

– Что такое спряжение?

– Для чего нужно знать спряжение глаголов?

Как определить спряжение глаголов?

6. Задание: поставить глаголы в
неопределенную форму, указать спряжение.
(пльзуйтесь таблицей)

7. Практическое закрепление материала

1. Определение спряжений.

Задание 1. Запишите текст, определите
части речи и укажите спряжение глаголов. (задание
по вариантам)

Задание творческой группе. Слайд №12.
Составьте и запишите микротекст из 5 – 6
предложений на тему: “Зима”, используя глаголы 1
и 2 спряжения и применяя эпитеты. (Репродукция
картины красноярского художника А. И. Волокитина)

1. Если встан_шь на заре – крыши в белом серебре.

2. Ты увид_шь поутру, галки стынут на ветру.

Резервное задание. Спишите, вставьте
пропущенные буквы, сделайте графические условия
выбора орфограмм, определите спряжение.

8. Проверка задания творческой группы. (
зачитать 1 сочинение, проанализировать)

Весь класс сдает тетради на проверку.

9. Домашнее задание: подберите и
запишите в тетрадь отрывки из стихотворений
русских поэтов о зиме, подчеркните глаголы,
обозначьте спряжения.

10. Подведение итогов урока

11. Оценки за урок

Личные окончания глаголов в русском языке — что это значит

Глаголы русского языка в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам. При этом средством языка, которое показывает, в форме какого лица и числа употреблен глагол, являются личные окончания. Любое окончание имеет определенное грамматическое значение, т.е. по нему можно определить, в какой форме стоит слово. И, если для определения лексического значения (смысла слова), нужно знать  корень, то о грамматическом значении (число, род, лицо — у глагола, падеж — у существительного) можно судить именно по окончанию.

Какое лицо совершало действие пела, по окончанию установить невозможно, т.к., подставляя разные личные местоимения, мы увидим, что окончание глагола не меняется: я пела, ты пела, она пела. Таким образом, окончание глагола в прошедшем времени нельзя назвать личным — оно не указывает на лицо, которое совершает действие.

Личное окончание глагола — это окончание глагола в форме настоящего или будущего времени, которое указывает на лицо, совершающее действие.

Спряжение глагола — что это такое

Спряжение глагола — это изменение глагола по лицам и числам в настоящем и будущем времени. При спряжении глагол меняет личные окончания. В зависимости от тех окончаний, которые появляются при спряжении, все глаголы делятся на две большие группы: I и II спряжение. Все глаголы I спряжения при изменении по лицам и числам имеют следующие окончания: -у/-ю; -ешь; -ет; -ем; -ете; -ут/-ют. У глаголов II спряжения: -у/-ю; -ишь; -ит; -им; -ите; -ат/-ят. Личные окончания глаголов I и II спряжения приведены в таблице на примерах глаголов с ударными окончаниями:

Если личное окончание глагола ударное, то его написание затруднения не вызывает, а тип спряжения легко определить по ударным окончаниям. Выбрать гласную в безударных личных окончаниях глаголов значительно труднее. Чтобы не ошибиться в написании гласной в безударном личном окончании глагола, нужно определить, к какому типу склонения он относится. Для этого существует определенный алгоритм действия.

Определять спряжение глагола по инфинитиву требуется только в том случае, если личное окончание безударное. Если личные окончания ударные, то они и являются показателем типа спряжения данного глагола.

Правильно определив спряжение глагола с безударным личным окончанием, вы легко сможете выбрать правильную безударную гласную, которую следует написать в окончании глагола.

Важно не путать ударные и безударные окончания. Это касается глаголов с приставкой вы-. Она “перетягивает” на себя ударение, из-за этого можно допустить ошибку, если рассуждать по алгоритму. В подобных случаях нужно учитывать особенности приставки -вы.

Рассмотрим пример. Глагол выгорит имеет безударное личное окончание, у него есть приставка -вы. Сначала нужно отбросить приставку -вы и посмотреть, останется ли окончание глагола безударным. Выгорит — горИт. Проверка показала, что гласная в окончании глагола все-таки ударная. Теперь мы видим, что это глагол II спряжения, т.к. у него ударное окончание -ит.

Нужно быть внимательным при проверке безударной гласной в личном окончании глагола и не допускать ошибок в рассуждении.

Что такое личные окончания глаголов в русском языке

Личные окончания глаголов — это словоизменительные морфемы, которые выражают категорию лица и числа. Личные окончания зависят от того, к какому спряжению принадлежит глагол.

Наличие окончаний у глаголов указывает на то, что слова этой части речи изменяются. В русском языке глаголы изменяются по лицам и числам в формах настоящего и будущего времени.

Грамматическая категория лица выражается с помощью окончаний глаголов, которые называются личными. Личные окончания сопряжены с местоимениями, с помощью которых можно обозначить лицо, выполняющее действие или участвующее в нем.

В русской грамматике различают три формы лица глагола в единственном и множественном числе:

  • первое;
  • второе;
  • третье лицо.

1-е лицо обозначает непосредственного субъекта действия.

Правописание личных окончаний глаголов

Спряжение — это способность глаголов изменяться по лицам и числам.

В зависимости от системы личных окончаний большинство глаголов русского языка относят к первому или второму спряжению.

Личные окончания глаголов 1 спряжения

Спряжение можно определить по личным ударным окончаниям. Первое спряжение объединяет глаголы, которые имеют личные окончания:

1 л.: -у/ю (ед.ч.) — -ем/ём (мн. ч.);

2 л.: -ешь/-ёшь (ед.ч.) — -ете/-ёте (мн. ч.);

3 л.: -ет/-ёт (ед.ч.) — -ут/-ют (мн. ч.).

Глаголы первого спряжения в личных окончаниях имеют ударные гласные, обозначенные буквами «ё», «у», «ю».

Личные окончания глаголов второго спряжения

Ко второму спряжению относятся глаголы, имеющие ударные личные окончания:

1 лицо: -у/-ю (ед.ч.) — -им (мн. ч.);

2 лицо: -ишь (ед.ч.) — -ите (мн. ч.);

3 лицо: -ит (ед.ч.) — -ат/-ят (мн. ч.).

Глаголы второго спряжения имеют личные окончания с гласными, обозначенными буквами «и», «а», «я».

Безударные личные окончания глаголов

У многих глаголов личные окончания являются безударными, из-за чего возникает сложность в выборе букв «и» или «е», «у» или «а», «ю» или «я».

Если у глагола безударное личное окончание, следует определить его спряжение. Спряжение глагола с безударными личными окончаниями выявляется по неопределенной форме.

Ко второму спряжению относятся все глаголы с конечным буквосочетанием -ить: готовить, чистить, давить.

Брить, стелить — относятся к I спряжению.

7 глаголов с конечным -еть относятся ко II спряжению: смотреть, видеть, ненавидеть, вертеть, зависеть, терпеть, обидеть.

4 глагола на -ать относятся ко II спряжению: гнать, держать, дышать, слышать.

К первому спряжению относятся глаголы-исключения «брить» и «стелить» и все слова, которые заканчиваются сочетаниями -ать, -ять, -еть, -оть, -уть, -ыть, -ти, -чь: загибать, выздороветь, прибыть.

Для определения безударного личного окончания следует

поставить глагол в неопределенную форму;

выяснить, какая гласная буква обозначает суффикс перед окончанием -ть (ать, оть, уть, ить и пр.);

по этой гласной установить I или II спряжение, учитывая глаголы-исключения;

поставить гласную букву «е» или «и», «а»/»я» или «у»/»ю» в безударном окончании.

Расположить — неопределенная форма; конечное буквосочетание -ить – это II спряжение; расположу, расположим, расположишь, расположите, расположит, расположат.

Окончания в разноспрягаемых глаголах

Разноспрягаемые глаголы — это глаголы, которые изменяются частично по первому и по второму типу спряжения.

У этого слова ударные личные окончания. В единственном и множественном числе оно изменяется как глагол II спряжения, а в форме 3 лица имеет окончание, свойственное глаголам I спряжения.

Таблица с примерами

Цель: освежить в памяти учащихся знания о
правописании е и и в личных окончаниях
глаголов.

Знать: условия выбора буквы в безударных
личных окончаниях.

Уметь: определять спряжение
глагола.

– Как вы думаете, ребята, почему сегодня на доске
появился вот этот рисунок?

– Как вы думаете о какой части речи я хотела вам
сказать при помощи рисунка? (О глаголе)

– Правильно. Это дядюшка Глагол. Он делает так
много и сразу, что кажется у него несколько рук и
ног.

– Давайте найдём все действия, которые он
выполняет (ребята называют глаголы, учитель их
прикрепляет на доску с помощью магнита).

1. 
 Спряжение глагола

Что общего между перечисленными глаголами:

  • они отвечают на один и тот же вопрос;
  • употреблены в настоящем времени;
  • указывают на 3-е лицо глагола.

– Внимательно прочитайте т/м и попробуйте
представить т/м в виде опорного конспекта (о/к)
или таблички.

Ребята работают в группах, на выполнение
задания отводится 7–9 минут. Затем каждая группа
показывает свой результат на доске и пробует
защитить его.

Примерный опорный конспект

1. 
 Спряжение глагола

После чего о/к, выполненные детьми возвращаются
в группы для дальнейшего закрепления т/м
(опираясь на свой о/к дети ещё раз проговаривают
т/м в своей группе 2–3 минуты)

– А теперь посмотрим умеете ли вы на слух
отличать глаголы от других частей речи. Для этого
поиграем в игру. Я зачитаю вам небольшой рассказ,
а вы, как только услышите глагол, должны
подпрыгнуть на месте или хлопнуть в ладоши, или
присесть и т.д. Победит тот, кто всё правильно и
вовремя будет делать. (Проводится физминутка в
виде игры.)

Мордик-комментатор: Мы начинаем наш
репортаж. Судья вбрасывает тапок на поле.
Капитан Фы хватает его и мчится к
воротам соперника. Гу перепрыгивает
через Жу и отнимает тапок у Фы. Зе несётся
наперерез Гу и выхватывает тапок из его
рук. Жу толкает Зе, тот падает, ушибается
и плачет. Доктор Ры оказывает ему
помощь: перевязывает коленку. Вратарь Ши волнуется.
Судья назначает штрафной удар. Защитник
Ца охает и пропускает тапок.
Болельщики аплодируют и свистят.
Счёт 1: 0 в пользу жёлтых мордиков. Игроки выстраиваются
на поле и приветствуют друг друга. Игра заканчивается.
На этом мы прощаемся с вами. До новых
встреч!

Спряжения глагола

Что такое спряжение? (Изменение по лицам и
числам.) Известно, что существуют 1-е и 2-е
спряжения, какие глаголы относятся ко 2-му
спряжению, какие к 1-му?

Основной вопрос: зачем нам все это знать?

Основной ответ: безударные личные окончания
глагола (а также суффиксы причастий) зависят от
того, к какому спряжению относится глагол.

– Каких глаголов больше — 1-го или 2-го спряжения?

– По какой форме определяется спряжение
глагола?

– Как рассуждаем? (Если не второго, то первого
спряжения.)

Считалочка-помогалочка. Способ этот очень
прост – посмотри скорей на “хвост”.

– Работа с учебником, § 18, таблица окончаний
глаголов.

Подсказка. Можно над вторым
спряжением (каждый в меру своих способностей)
нарисовать ослика или просто написать И А, а
над первым – написать слово Ед У (именно в
таком виде).

Алгоритм: глагол в личной форме с безударным
окончанием – глагол в неопределенной форме
(“Хвост”) – правило (если не второе, то первое) –И
А или ЕдУ – выбор гласной в окончании
(строят – строить – все глаголы на -ить второго
спр.— И А – строят).

Отрабатываем т/м по следующей схеме:

1. 
 Спряжение глагола

Практическое закрепление материала

Берёт вилкой, снег валит, быстро уплывут, рвёт
бумагу, долго молчат, много говорят, красиво поют.

Задание. Выделите окончание,
определите спряжение.

Учитель сообщит, что точнее спряжение
определяется по неопределенной форме глагола.

Диктант с заданием. Выбрать из словосочетаний
глаголы с ударным личным окончанием и записать
их в два столбика (1-е, 2-е спряжение).

Плывут по реке, тихо шуршит, поют песню, ведут
пересчет, шумит по камушкам, звенят в небе, сошьют
форму, выезжают стремительно.

2. Работа в парах.

Каждый учащийся получает карточку с
предложениями. Данный текст каждый по очереди
диктует соседу по парте.

Задание. Запишите текст, определите
спряжение глаголов. Взаимопроверка. Проверка по
классу.

2. Если выйд_шь поутру, галки стынут на ветру.

1. Ветер лепесток колыш_т, в капле солнышко
сквозит.

2. Вот зайчик мои живет, дыш_т, и серебрит ся, и
сколъз_т.

3. Домашнее задание: упражнение 85, таблицу из
упражнения 81 выучить.

Чтобы получать пятерки за контрольные по русскому, нужно писать тексты без ошибок. И один из шагов на пути к цели — научиться спрягать слова. В этом материале делимся алгоритмами для определения 1 и 2 спряжения глаголов.

Что такое глаголГлагол — это такая часть речи в русском языке, которая обозначает действие или состояние.Инфинитив — это начальная или неопределенная форма глагола. Образуется посредством суффиксов -ть, -ти, -чь.Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы:У глагола в начальной форме невозможно определить ни один признак, кроме вида и спряжения. Инфинитив в предложении может быть сказуемым, подлежащим или второстепенным членом.Теперь перейдем к главному вопросу: как определить спряжение глагола в русском языке.Получай лайфхаки, статьи, видео и чек-листы по обучению на почтуДемоурок по русскому языкуПройдите тест на вводном занятии и узнайте, какие темы отделяют вас от «пятёрки» по русскому.Что такое спряжение глаголаСпряжение глаголов в русском языке — это изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам, а в редких случаях еще по временам и родам.В русском языке есть два типа спряжения: первое и второе. Знание спряжения нужно для того, чтобы правильно определять буквы Е или И в безударных окончаниях.
Как определяется спряжение глагола:по ударным личным окончаниям глаголов настоящего времени;если окончание безударное, спряжение определяется по суффиксу инфинитива.Склонение — это противоположная форма такого глагольного изменения, как спряжение.Основное отличие первого и второго спряжения — в окончаниях и суффиксах.Пройдите тест и узнайте, какие темы отделяют от пятёрки по русскомуКак определить первое спряжениеПервое спряжение — это все слова, которые не относятся ко второму типу спряжения.К глаголам первого спряжения относят:Слова, у которых в инфинитиве есть суффикс «еть».Кроме: вертеть, видеть, зависеть, обидеть, ненавидеть, смотреть, терпеть.Слова с суффиксом «ать».Кроме: гнать, дышать, держать, слышать.Слова, у которых есть суффикс -оть», «уть», «ть».Глаголы-исключения с суффиксом «-ить»: стелить, брить, зыбиться и зиждиться.Как определить второе спряжениеКо второму спряжению относятся все глаголы, которые оканчиваются на «-ить», кроме: брить, зиждиться, стелить. Последние относятся к первому типу спряжения.Также ко второму спряжению относятся семь глаголов, которые оканчиваются на «-еть»:: смотреть, вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, терпеть. Другие глаголы с окончанием на «еть» относятся к первому спряжению.Кроме того, ко второму спряжению относятся четыре глагола, которые оканчиваются на «-ать»: гнать, дышать, держать, слышать. Все другие слова с окончанием на «ать» относятся к первому спряжению.Ко второму спряжению относятся глаголы с окончаниями:Чтобы запомнить глаголы-исключения можно выучить стишок:Как определить спряжение глагола по личному окончаниюЧтобы определить спряжение глагола с ударным личным окончанием, нужно поставить его в форму третьего лица множественного числа. Затем:если слышим -ут (-ют) — это первое спряжение;если слышим -ат (-ят) — это второе спряжение.И в соответствии с типом спряжения следует писать окончания.В таблице далее представлены варианты личных окончаний глаголов первого и второго спряжения с примерами.Как определить спряжение глагола с безударным окончаниемУченикам шестого класса особенно важно запомнить: чтобы узнать спряжение глагола с безударными личными окончаниями, нужно поставить его в форму инфинитива и по его суффиксу определить спряжение.Как определить глаголы первого спряжения:в неопределенной форме глаголы оканчиваются на -еть (кроме семи исключений второго спряжения);глаголы оканчиваются на -ать (кроме четырех исключений, которые относятся ко второму спряжению);четыре глагола исключения, которые оканчиваются на -ить: зиждиться, зыбиться, стелить, брить;глаголы, которые оканчиваются на -оть, -ёть, -уть, -ють, -ыть.Как определить глаголы второго спряжения:в неопределенной форме глаголы оканчиваются на -ить (кроме трех исключений первого спряжения);семь глаголов, которые оканчиваются на -еть: видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, смотреть, вертеть;четыре глагола исключения, которые оканчиваются на -ать: дышать, слышать, гнать, держать.Рассмотрим несколько примеров:Начальная форма: рисовать.Оканчивается на «-ать», потому это первое спряжение.Начальная форма: пилить.Заканчивается на «-ить», значит это второе спряжение.Выполним спряжение глаголов, то есть изменим их по лицам и числам. Для определения лица глаголов поставим перед ними личное местоимение.Я рисую. Мы рисуем.Ты рисуешь. Вы рисуете.Он рисует. Они рисуют.Я пилю. Мы пилим.Ты пилишь. Вы пилите.Он пилит. Они пилят.Что такое разноспрягаемый глаголВ русском языке еще есть такой вид, как разноспрягаемые глаголы.Разноспрягаемые глаголы могут спрягаться как по первому, так и по второму типу спряжения. К примеру, глагол «хотеть» в единственном числе третьего лица относят к первому типу спряжения («хочет»), а во множественном числе третьего лица — ко второму типу (они хотят).Такие глаголы называют исключениями из правил — их просто нужно запомнить: хотеть, чтить, бежать, брезжить.Еще в русском языке есть категория глаголов, у которых особая система формирования окончания. Например:есть: ем, едим, ешь, едите, ест, едят;дать: даю, даем, даешь, даете, дает, дают.Их тоже следует запомнить,чтобы не ошибаться.Шпаргалки для родителей по русскомуВсе формулы по русскому языку под рукой и бесплатно

Алгоритм выбора окончания глагола

Рассмотрим на примере. Допустим, надо вставить пропущенную букву в слове:

  • Поставим в неличную форму сверлить, оканчивается на -ить, значит относится ко 2-му спр.;
  • Смотрим в таблицу: находим во 2-м спр., 2 л. (ты), един. ч.

Соответствует -ишь, значит пишем:

В некоторых случаях при постановке глагола в неличную форму (инфинитив) можно неправильно определить спряжение.

Например: кричать, стоять, по окончанию 1-го спряж.

Необходимо дополнительно ставить глагол в 3 лицо, множественное число: они кричат, стоят, оканчиваясь на -ат, -ят соответствуют 2-му спряжению, значит слова: кричать, стоять – 2-го спряж.

1. 
 Спряжение глагола

С позиции ударения окончания бывают:

  • Ударные: пишем, как слышим. Применение и знание правил не требуется.
  • Безударные: преобразуем в неличную форму, с помощью вопросов инфинитива: “что делать?”, “что сделать?” (дарю – дарить) при этом сохраняйте вид (совершенный или несовершенный) и, определив спряжение, ставим букву согласно таблице спряжения глаголов.

Так как ударные не требуют проверки, определяем правильные гласные в безударных личных окончаниях всех форм глаголов с помощью подстановки стандартных флексий соответствующего спряжения. Существует 2 вида спряжения, первое и второе.

В эту группу относят Гл, соответствующие одному из трех параметров. Чтобы их проверить, восстанавливаем неличную форму каждого глагола и сопоставляем с такими условиями:

  • в конце стоит -ить (подарить), кроме 4 исключений (в таблице отсутствуют мало употребляемые слова зыбиться и зиждиться);
  • один из 7 Гл с -еть в конце;
  • один из 4 исключений с -ать в конце.

Для производных от них слов действуют эти же правила.

1. 
 Спряжение глагола

При изменении по лицам и числам Гл 2-го спряжения приобретают однотипные окончания:

  • В единственном числе: -у, -ю (я сижу); -ишь (ты сидишь); -ит (он сидит);
  • Во множественном числе: -им (мы сидим); -ите (вы сидите); -ат или -ят (они сидят).

Как и в неличной форме, глаголы настоящего времени тяготеют к букве «и» в окончании.

Окончания глаголов первого спряжения

Определить Гл, принадлежащие 1-му спряжению, будет просто: все, не соответствующие параметрам второго, можно смело относить сюда. Однако для дополнительного контроля можно свериться и с условиями для этой группы глаголов.

  • Оканчиваются на: -уть (тонуть); -еть (похудеть), кроме 7; -ать (танцевать), кроме 4; -оть (полоть); -ти (найти); -чь (достичь).
  • Добавляются в эту группу: – стелить; – брить; – зыбиться; – зиждиться.

1. 
 Спряжение глагола

Иногда трудно определить спряжение глагола по неличной форме из-за сомнительной гласной в окончании, например веять или веить, таять или таить. Такие Гл стоит заучить, чтобы не допускать ошибок.

1. 
 Спряжение глагола

При изменении по лицам и числам Гл 1-го спряжения присоединяют такие личные окончания:

  • Единственное число: -ю (я танцую); -ешь (ты танцуешь); -ет (он танцует).
  • Множественное число: -ем (мы танцуем); -ете (вы танцуете); -ут, -ют (они танцуют).

Заметим, что в 4-х формах из 6 присутствует буква «е».

Таблица окончаний по спряжениям

В безударном положении произношение гласных «е» и «и» почти не отличается. Поэтому написание требует особой внимательности и соблюдения правил, размещенных в таблице:

1. 
 Спряжение глагола

Как пишем -ете или -ите

В будущем времени совершенного вида и повелительном наклонении окончания имеют разное написание, но схожи по произношению: -ете и -ите.

Например: вытрете и вытрите.

В повелительном наклонении в суффиксе стоит буква «и» (обратите внимание).

Например: Когда напишете (будущ. вр., соверш.вид, окончание -ете) сочинение, возьмите (повелительное наклонение) карандаш и подчеркните главные члены предложения в первом предложении.

В изъявительном наклонении в зависимости от спряжения оканчиваются на -ете или -ите (сказать 1 спр. – скажете, купить 2 спр. – купите).

1. 
 Спряжение глагола

Написание слов с приставками

Если возникают затруднения в написании Гл с приставкой вы-, которая является ударной, подберите к нему слово без приставки, например: вылетит – летит.

Слова с приставками обез-(обес-):

  • переходные (передающие значение прямого воздействия на предмет) относятся ко 2-му спряжению. Например: обеззаразить (кого? что?) руки – обеззаражу, обеззаразишь, обеззаразят);
  • непереходные (движение, состояние, например: прыгать, думать, вспоминать) – к первому (обеспамятеть – обеспамятею, обеспамятеешь, обеспамятеют).

Особые случаи изменения глаголов

В русском языке существуют глаголы, личные окончания которых, свойственны и 1 и 2 спряжению или вовсе не входят в эту систему. Отдельно рассмотрим каждый случай.

Разноспрягаемые глаголы

Если просклонять по лицам и числам слова чтить, бежать, хотеть, брезжить, то увидим, что они имеют окончания как 1-го, так и 2-го спряжения. Их называют разноспрягаемыми.

Глаголы особого спряжения

Не имеют стандартных глагольных окончаний 1 и 2 спряжения. К ним относятся: дать и есть (в значении “принимать пищу”).

1. 
 Спряжение глагола

Окончания глаголов 2-го спряжения

Для определения спряжения у глагола с безударным личным окончанием следует поставить глагол в неопределенную форму.

Далее воспользуемся правилом:

После определения спряжения инфинитива будет просто определить личное окончание по правилу:

На примере глагола «лечишь» определим спряжение.

3. Согласно правилу выше глагол «лечить» относится ко второму спряжению, так как он оканчивается на .

4. Посколько глагол «лечить» относится ко второму спряжению, то в личной форме он будет оканчиваться на .

Понятие о спряжении глаголов

Термин «спряжение» характеризует изменение личных окончаний глагола в зависимости от того, какое лицо и число имеет данная часть речи. Классификация содержит всего два типа – первое и второе. Определению поможет соответствующая таблица, где наглядно представлены те признаки, которые присущи каждомутипу.

Спряжение первое

Все глаголы в форме инфинитива, оканчивающиеся на -оть, -ать, -еть, -ять, -ыть и –уть, относятся к 1-му спряжению: таять, копать, мокнуть и пр. Личное окончание данных слов, стоящих в безударном положении, имеет букву «е».

Приведем пример: таешь, таем, копаем, копаешь, копаете, мокнешь, мокнете, мокнем, мокнет, тает и пр. Однако в 3 лице мн. числа глаголы 1-го спряжения имеют следующие окончания: –ут или –ют. Например, копают, мокнут, тают и пр.

1. 
 Спряжение глагола

В форме инфинитива глаголы этого спряжения имеют оконцовку -ить.

Такая закономерность имеет свои исключения, к которым относятся:

– Слова, оканчивающиеся на -еть и -ать. Например: гундеть, зависеть, гореть, держать и т.д.

Более подробный перечень слов-исключений будет приведен в последнем разделе.

Для закрепления ниже приведены два примера:

  • 1 лицо: Я сверлю – Мы сверлим
  • 2 лицо: Ты сверлишь – Вы сверлите
  • 3 лицо: Он сверлит – Они сверлят
  • 1 лицо: Я пилю – Мы пилим
  • 2 лицо: Ты пилишь – Вы пилите
  • 3 лицо: Она пилит – Они пилят

Одновременно с этим, в русском языке встречаются глаголы, которые не относят к какому либо спряжению. Например, дать. Это слово в различных формах принимает особые окончания, отличные от стандартных, поэтому является исключением.

Окончания глаголов 1-го спряжения

Если у глагола безударное личное окончание, то спряжение следует определять по инфинитиву (неопределенной форме).

После определения спряжения по инфинитиву определить личное окончание глагола не составит труда. Воспользуемся следующим правилом:

Примечание: глагол «едем» в таблице употреблен в значении «ехать, передвигаться».

На примере глагола «болеет» определим спряжение.

Таблица спряжения глаголов

Окончания глаголов 1 и 2 спряжения представлены в таблице:

Разноспрягаемые слова

Зная правописание безударных личных окончаний глаголов, можно довольно быстро и легко составить грамотный текст. Однако следует отметить, что в школьной программе дисциплины «Русский язык» уделяется особое внимание не только спряжениям и словам-исключениям, но и таким лексическим единицам, которые являются разноспрягаемыми. К ним относятся следующие: хотеть, бежать. Почему же они так называются? Дело в том, что в разных лицах данные слова могут иметь как окончание первого спряжения, так и второго:

  • он бежит, хочет;
  • ты бежишь, хочешь;
  • я бегу, хочу;
  • они бегут, хотят;
  • вы бежите, хотите;
  • мы бежим, хотим.

1. 
 Спряжение глагола

Исключения из правил

Теперь вам известно, какие гласные в личных окончаниях глаголов следует писать, если они стоят в безударном положении. Для этого требуется лишь определить спряжение, поставив данную часть речи в неопределенную форму. Однако в этом правиле есть свои исключения. Рассмотрим их более подробно:

  • Брить, стелить. Несмотря на то что данные слова имеют на конце –ить, их все равно следует относить к 1-му спряжению, так как это исключение. Соответственно, их личные окончания будут иметь гласную букву «е» (-ют, -ут). Приведем пример: стелешь, стелете, стелем, бреешь, бреем, бреете, бреют, стелют и пр.
  • Терпеть, обидеть, видеть, зависеть, смотреть, вертеть, ненавидеть, дышать, слышать, гнать, держать. Несмотря на то что данные слова имеют на конце –еть и –ать, они все равно относятся ко второму спряжению, так как это исключение. Соответственно, их личные окончания будут иметь гласную букву «и» (-ят, -ат). Приведем пример: обидишь, видишь, зависим, смотрим, вертит, ненавидит, дышит, гонят, держат и пр.

Слова-исключения следует заучить и запомнить, так как очень многие школьники делают в них ошибки.

1. 
 Спряжение глагола

Личное окончание глаголов

Общие сведения
Личное окончание глаголов, стоящих в ударном положении
Правописание безударных личных окончаний глаголов
Спряжение первое
Спряжение второе
Исключения из правил
Разноспрягаемые слова

Какое личное окончание следует писать у той или иной части речи? Этот вопрос довольно часто возникает у школьников, но только в том случае, если последний слог какого-либо слова стоит в безударном положении. Ведь именно в таких ситуациях очень сложно расслышать ту букву, которую следует писать в окончании. Особенно это касается глаголов.

Как определяется гласная безударных личных окончаний глагола

Определить спряжение глаголов с ударнымиличными окончаниями не составляет труда: для этого нужно всего лишь выделить часть слова, на которое оно оканчивается (ударение позволяет сделать это даже устно), и по таблице посмотреть, какой из двух разновидностей оно соответствует.

Таблица выше содержит окончания и примеры для каждого типа спряжения.

Определение спряжения глаголов с безударным личным окончанием является более сложным случаем, так как на слух всегда тяжело определить правописание безударной гласной (например – «стелет» – слышится как -е, так и -и). Алгоритм в этой ситуации следующий:

  • Необходимо поставить искомое слово в неопределенную форму. Для упрощения постановки глагола в инфинитив, необходимо задать к нему вопрос что делать?
  • Далее выделяем окончание. После чего следует выучить, какие окончания свойственны каждому из спряжений, и запомнить слова-исключения, которые не поддаются общему правилу.

Первое спряжение. В форме инфинитива имеет такие окончания, как: -ать, -ять, -оть, -еть, -ыть, -уть.

Исключения: брить, зиждиться, стелить. Эти глаголы обладают частью слова -ить, но классификация относит их к 1-му спряжению.

Второе спряжение. В форме инфинитива имеет окончание -ить.

Исключениями, также относящимися к 2-му спряжению, являются несколько слов на -ать, -еть.

В школьное время для более легкого восприятия и запоминания исключений учителя предлагали перечень данных слов, которые находились в таком порядке, что рифмовались между собой и образовывали подобие детского стишка:

Гнать, держать, дышать, обидеть

Слышать, видеть, ненавидеть

Но зависеть и терпеть

И в конце концов вертеть

Выделив окончание и сравнив инфинитив со списком слов-исключений, нетрудно определить, к какой из двух разновидностей относится искомое слово.

К этой группе относят глаголы, в неопределенной форме имеющие следующую концовку: -еть, -ать, -уть, -ыть, -ять, -оть, -ть. Склоняя инфинитив того или иного глагола и получая производные его личных форм, можно легко определить, к какому типу его следует отнести. Для закрепления ниже приведены два примера:

  • 1 лицо: Я тону – Мы тонем
  • 2 лицо: Ты тонешь – Вы тонете
  • 3 лицо: Он тонет – Они тонут
  • 1 лицо: Я плыву – Мы плывем
  • 2 лицо: Ты плывешь – Вы плывете
  • 3 лицо: Она плывет – Они плывут

Примечание: Изучая окончания глаголов первого и второго спряжения, необходимо понимать, что подобные слова имеют свои исключения, которые, как в случае со многими другими исключениями, нужно просто выучить, чтобы при необходимости использовать на практике.

Например: стелить, лить, бить, брить. Эти слова имеют окончание -ить, но, тем не менее, их относят к словам 1 спряжения.

Спряжение второе

Все глаголы, стоящие в инфинитиве и оканчивающиеся на -ить следует относить ко 2-му спряжению: пилить, гордиться, молить и пр. Личные окончания данных слов, стоящих в безударном положении, имеют букву «и».

Приведем пример: пилишь, пилит, пилим, пилите, гордимся, гордишься, молите, молишь, молит и пр. Однако в 3 лице мн. числа глаголы 2-го спряжения имеют следующие окончания: –ат или –ят. Например: пилят, гордятся, молят и пр.

Личное окончание глаголов, стоящих в ударном положении

С ударными окончаниями (личными) глаголов всегда все понятно. Ведь буква, стоящая в таком положении, слышится максимально отчетливо и является проверочной. Приведем несколько примеров: следишь, кипишь, творишь и пр. Как видите, все окончания данных слов являются ударными, то есть они пишутся в точности так же, как и слышатся (произносятся).

Подведем итоги

Чтобы определить то или иное правописание личных окончаний глаголов, рекомендуется следовать нижеописанной схеме:

  • Определить, в каком положении стоит окончание глагола (в ударном или безударном). Если в ударном, то его проверять не следует. Если в безударном, необходимо продолжить анализ.
  • Поставить глагол в инфинитив (или так называемую неопределенную форму), а затем проверить его окончание. Если слово заканчивается на –ить, то это второе спряжение. Следовательно, необходимо писать в окончании букву «и» (в 3 лице мн. числа – –ат или –ят). В ином случае необходимо продолжить рассуждение.
  • Требуется проверить, не входит ли данный глагол в список слов-исключений на -ать или –еть. Если входит, то он также принадлежит ко второму спряжению, то есть в окончании следует писать «и». Если не входит, то это глагол первого спряжения. В его окончании следует писать «е» (в 3 лице мн. ч. пишем –ют или –ут).

1. 
 Спряжение глагола

Одной из самых сложных тем на уроках русского языка является «Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения». Многим школьникам приходится прилагать усилия, чтобы разобраться в тонкостях этого вопроса. Попробуем выяснить основные положения и правила.

1. 
 Спряжение глагола

1. 
 Спряжение глагола

1. 
 Спряжение глагола

В статье говорится о правилах, которые используются при употреблении глаголов и причастий. В статье описываются ошибки, которые часто совершаются в глаголах и причастиях

1. 
 Спряжение глагола

Статья об основных правилах правописания глаголов. Правильные, личные, невозвратные – как отличить и писать их правильно.

1. 
 Спряжение глагола

Всем нам известен глагол веять. Спряжение этого слова вызывает много трудностей у школьников. Попытаемся разобраться в этом вопросе.

1. 
 Спряжение глагола

Каждый иностранец, приступающий к изучению русского языка, рано или поздно задается вопросом: “Что значит проспрягать глаголы?” А вы знаете ответ на этот вопрос?

1. 
 Спряжение глагола

Статья адресована школьникам, испытывающим сложности при определении спряжения глаголов. Не менее полезной она будет и для родителей школьников, которые в своё время не разобрались в этой теме и теперь не могут помочь своим детям в выполнении домашних заданий. О сложном всегда можно рассказать просто.

1. 
 Спряжение глагола

Как определить спряжение? Правило спряжения изучается в школе несколько часов. Однако далеко не каждый ученик способен запомнить его без хорошей практики. В связи с этим мы решили напомнить вам о том, что такое глагольное спряжение. Правило спряжения также будет представлено вашему вниманию вместе с соответствующими примерами.

1. 
 Спряжение глагола

Оцените статью
Добавить комментарий