2.5.1. Основные виды обстоятельств

2.5.1. Основные виды обстоятельств Реш еду ру

— это второстепенный член предложения, обозначающий признак действия или признака.

Обстоятельства отвечают на вопросы наречий: , , , , , , и т. д.

Они могут стоять при глаголе, прилагательном или наречии, которое поясняют.

Мы  побежали к ручью. Яна нарисовала  красивую открытку.Время идёт слишком .

При разборе по членам предложения обстоятельства подчёркиваются чертой «пунктир с точкой».

Способы выражения обстоятельств

открывался вид на город. Открывался откуда? Сверху.

Туристы  разглядывали местность. Разглядывали как? С интересом.

Мама села . Села где? Между нами.

Мы отправились на речку . Отправились на речку с какой целью? Купаться.

Виды обстоятельств по значению

Сегодня мы ответим на такие вопросы.

·       
Что такое обстоятельство?

·       
Для чего нам обстоятельство?

·       
Чем выражается обстоятельство?

Мы помним, что в предложении есть
второстепенные члены. Второстепенные члены – это дополнение, определение,
обстоятельство.

Мы уже познакомились с дополнением и
определением. Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей. Определение
отвечает на вопросы какой? чей?

Нас всегда интересуют обстоятельства
того, что случилось.

Если мы слышим: «Человек шёл», − у нас сразу возникает масса вопросов.
Где это происходило? Откуда он шёл? Куда следовал? Когда это все происходило?
Почему он куда-то шёл? И зачем он туда шёл?

2.5.1. Основные виды обстоятельств

То есть, с помощью второстепенного
члена предложения, который так называется.

Давайте добавим несколько
обстоятельств к этому предложению.

Человек шёл с работы.

Мы ставим вопрос «откуда?»

Человек шёл – куда? – домой.

Человек шёл – когда? – вечером.

2.5.1. Основные виды обстоятельств

Вечером человек шёл с работы домой.

В этом предложении три обстоятельства.

На самом деле, обстоятельство немного
похоже на часового. Оно стоит в предложении на страже и обращается к каждому
действию или явлению: «Стой! Кто идет? Откуда-куда-зачем?»

Но, конечно, у обстоятельства гораздо
больше вопросов.

Что же оно обозначает и на какие
вопросы отвечает? Выясним это, проследив за небольшими диалогами.

Обстоятельство может обозначать место
совершения действия. Тогда оно отвечает на вопросы где? куда? откуда?

2.5.1. Основные виды обстоятельств

Но обстоятельство может обозначать и время.
Тогда оно отвечает на вопрос когда?

2.5.1. Основные виды обстоятельств

Обстоятельства могут обозначать также причину
и цель. Тогда они отвечают на вопросы почему? или зачем?

2.5.1. Основные виды обстоятельств

Обстоятельства также обозначают способ
совершения действия. Тогда они отвечают на вопрос как?

2.5.1. Основные виды обстоятельств

Итак, мы выяснили, что обстоятельство
– это второстепенный член предложения.

Обстоятельство отвечает на вопросы
где? куда? откуда? когда? зачем? почему? как?

Обстоятельство обозначает место,
время, причину, способ совершения действия.

А теперь вернёмся к уже знакомому нам
предложению.

Нужно как-то отметить, что в
предложении есть обстоятельства.

Но как же их подчеркнуть?

Можно взять прерывистую линию. Но так подчёркивается
дополнение!

Значит, нужно немного изменить
прерывистую линию. Например, добавить точек между штрихами.

2.5.1. Основные виды обстоятельств

Получилась особенная линия. Теперь мы
можем подчеркнуть ей наши обстоятельства.

И запомнить, что обстоятельство подчёркивается
прерывистой линией с точками.

А чем выражается обстоятельство?

Рассмотрим ещё несколько предложений.

2.5.1. Основные виды обстоятельств

Сегодня мы попутешествуем. Когда? – сегодня. Это
обстоятельство. И выражено оно наречием.

Солнце светит ярко. Как – ярко? Обстоятельство обозначает
способ совершения действия. И выражается тоже наречием.

Автобус едет быстро. Как? – быстро. Быстро
– это обстоятельство, обозначает способ совершения действия. Это обстоятельство
тоже выражено наречием.

Очень часто обстоятельства выражаются наречиями.

А это шоссе к аэропорту. Семья
Тапкиных ждёт свой автобус.

2.5.1. Основные виды обстоятельств

Вся семья стоит на остановке. Стоит – где? – на остановке.
Это обстоятельство обозначает место. И выражается существительным с предлогом.

Этой семье нужно попасть в аэропорт. Они
приехали из Вологды. Откуда? – из Вологды. В этом предложении
обстоятельство тоже обозначает место совершения действия. И выражено оно
существительным с предлогом.

Семья торопится на самолёт. Ведь
Тапкины летят в Грецию.

Куда? – в Грецию.
Обстоятельство в этом предложении обозначает место совершения действия и
выражается существительным  с предлогом.

А значит, обстоятельство может
выражаться существительным с предлогом.

Но вот и Греция!

2.5.1. Основные виды обстоятельств

Тапкины приехали сюда ради отдыха.

Зачем? С какой целью? Ради отдыха.
Это обстоятельство, и оно выражается существительным с предлогом.

Но первым делом семья идёт на
экскурсию.

Идёт – куда? – на экскурсию.
Обстоятельство снова выражается существительным с предлогом.

Все довольны. Дети весело
переговариваются. Переговариваются – как? – весело.
Обстоятельство выражено наречием.

Какой вывод мы можем сделать?

Обстоятельства обычно выражаются
наречиями и существительными.

Что же мы запомним на сегодняшнем
уроке?

Обстоятельство – это второстепенный
член предложения.

Обстоятельство обычно выражается
наречием или формой существительного.

И теперь самое время обобщить все, что
мы узнали о второстепенных членах предложения!

2.5.1. Основные виды обстоятельств

Напоследок давайте составим
предложение, в котором будут все три второстепенных члена!

Прилежные ученики внимательно слушали
учителя.

2.5.1. Основные виды обстоятельств

Открытый урок в 5 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ №2 г.Серпухова Московской области

Тема урока: Второстепенные члены предложения. Обстоятельство.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока: формирование понятия об обстоятельстве как о второстепенном члене предложения.

  • Создать условия для формирования лингвистической компетенции учащихся посредством знакомства с одним из видов второстепенных членов предложения – обстоятельством.
  • Формировать умения составлять алгоритм ответа и находить обстоятельства в предложении.
  • Ставить вопросы к обстоятельствам, определять их роль в предложении, способ выражения, графически обозначать.
  • Развивать умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию.
  • Развивать умение применять новые знания.
  • Обогащать словарный запас учащихся.
  • Совершенствовать словарный запас учащихся.
  • Самостоятельно употреблять обстоятельства в речи.
  • Воспитывать уважительное отношение к русскому языку.

Предметные: научиться нахо­дить обстоятель­ство в предложе­нии, отличать его от дополнения, выраженного су­ществительным в косвенном па­деже

Коммуникативные: управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка дей­ствия партнера, умение убеждать).

Регулятивные: проектировать маршрут пре­одоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и фор­мы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явле­ния, процессы, связи и отношения, выявляе­мые в ходе работы над обстоятельством

Личностные: формирование навыков ин­дивидуальной и коллектив­ной исследо­вательской деятельности.

Используемые технологии: здоровьесбережения, развивающе­го обучения, развития творческих способностей и навыков конструиро­вания, про­ектирования

Оборудование: доска, мел, проектор, экран, компьютер

I. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности

II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

-На прошлых уроках вы изучали главные и второстепенные члены предложения – дополнение и определение.

Я хотела бы проверить, как хорошо вы их усвоили.

-Если мое утверждение ошибочно, поднимаете руки, если правильное, то –нет

  • Грамматическая основа предложения – это подлежащее и сказуемое.
  • Сказуемое – это главный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей.
  • Дополнение – это второстепенный член предложения, который обозначает предмет.
  • Распространенные предложения состоят только из главных членов.
  • Дополнение чаще всего выражается именем прилагательным.
  • Определение отвечает на вопросы КАКОЙ? ЧЕЙ?
  • Грамматическая основа может состоять из одного главного члена.
  • Тире в предложении ставится тогда, когда оба главных члена выражены именем существительным в винительном падеже.
  • Определение обозначает признак предмета.

-Молодцы, ребята! Вы хорошо усвоили пройденный материал.

-А сейчас попробуем сформулировать задачи на этот урок после выполнения следующего задания (Подготовить слайд)

Осенний лес радушно приглашает нас в гости. На полянках рассыпаны пурпурные ягоды брусники. Из-под кустиков осторожно выглядывают подосиновики и белые грибы. (НАПИСАНО НА ДОСКЕ)

1. Прочитайте текст.

2. Подчеркните главные члены предложения.

3. Обратите внимание на выделенные слова. Знаете ли вы, какие это члены предложения?

4. Все ли вы знаете об этом члене предложения? Что нам надо узнать об обстоятельстве как члене предложения? (что обозначает, на какие вопросы отвечает, какой частью речи может быть выражено?)

Какую цель поставим на этот урок?

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что такое обстоятельство  и способы его  выражения.

– Задайте вопросы к выделенным словам. От каких слов будете задавать вопросы? Выпишем эти слова в составе словосочетаний, укажем части речи.

  • На какие вопросы отвечает обстоятельство?
  • Попробуем порассуждать, что обозначает обстоятельство.
  • Отвечая на вопрос КОГДА?, что мы уточняем? (ВРЕМЯ)
  • Отвечая на вопрос КАК? мы выясняем СПОСОБ ДЕЙСТВИЯ.

Можем ли мы сделать второй вывод, что обозначает обстоятельство?

  • Какой частью речи может быть выражено обстоятельство?
  • Как будем подчеркивать?

IV. Первичное закрепление с комментированием.

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся; провести коррекцию

VI. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Цель этапа: подготовка мышления обучающихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий, фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии

Сконструировать текст, используя слова для справок.

Слова для справок: в лесу, щедро, на юг, тихо, осенью.

-Какими членами предложения являются восстановленные вами слова?

-Подчеркните их, укажите какой частью речи они выражены.

VII.Включение в систему знаний и повторение.

Цель этапа: развивать умение выявлять границы применимости

– Ребята, для того чтобы еще лучше закрепить новые знания, выполним следующее задание.

Составьте  и запишите со словом ДОМ три предложения так, чтобы в первом оно было подлежащим, во втором – дополнением, в третьем –обстоятельством).

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Информация о дз и инструктаж по его выполнению.

Цель этапа: осознание учащимися результата своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Беседа по вопросам:

  • Чему был посвящен урок? ( Второстепенному члену предложения обстоятельству)
  • Какие затруднения вы испытывали? ( Не всегда правильно определяли обстоятельство)
  • Какую цель поставим на следующий урок?

Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой (заранее подготовить слайд с картой)

Д/з параграф 39, упр. 197, 198.

2.5.1. Основные виды обстоятельств

Обстоятельство урок русского языка в 5 классе

2.5.1. Основные виды обстоятельств

«Знание только тогда знание,

когда оно приобретено

усилиями своей мысли».

2.5.1. Основные виды обстоятельств

Подлежащее, прилагательное, определение, глагол, сказуемое, дополнение, существительное, наречие, обстоятельство, местоимение.

2.5.1. Основные виды обстоятельств

2.5.1. Основные виды обстоятельств

  • уточнить, что такое обстоятельство,
  • на какие вопросы отвечает обстоятельство,
  • узнать, чем выражено обстоятельство

2.5.1. Основные виды обстоятельств

  • На какие вопросы оно отвечает?
  • Чем может быть выражено?
  • Какова роль обстоятельств в предложении?

1. Находить обстоятельства в предложении.

2. Употреблять их в речи.

Что надо знать?

Что надо уметь?

2.5.1. Основные виды обстоятельств

Осенью тундра удивительно изменилась. Какой-то волшебник совершил здесь настоящее чудо. Он заботливо расстелил разноцветный ковёр, причудливо разукрасил все кустики и деревья.

Осенний лес радушно приглашает нас в гости. На полянках рассыпаны пурпурные ягоды брусники. Из-под кустиков осторожно выглядывают подосиновики и белые грибы.

2.5.1. Основные виды обстоятельств

Чем выражается ?

Что обозначает ?

Когда? осенью – наречие время

Где? здесь – наречие место

Как ? удивительно – наречие способ действия

Как? заботливо – наречие способ действия

Как? причудливо – наречие способ действия

Как? радушно – наречие способ действия

Где? на полянках – сущ. с предл. место

Откуда? из-под кустиков – сущ. с предл. место

Как? осторожно – наречие способ действия

2.5.1. Основные виды обстоятельств

2.5.1. Основные виды обстоятельств

2.5.1. Основные виды обстоятельств

А.А. Фет Мама! глянь-ка из окошка –

Знать, вчера недаром кошка Умывала нос: Грязи нет, весь двор одело, Посветлело, побелело – Видно, есть мороз.

2.5.1. Основные виды обстоятельств

2.5.1. Основные виды обстоятельств

Белый снег, пушистый в воздухе кружится И на землю тихо падает, ложится. И под утро снегом поле побелело, Точно пеленою все его одело.

2.5.1. Основные виды обстоятельств

2.5.1. Основные виды обстоятельств

2.5.1. Основные виды обстоятельств

  • Обстоятельство – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как?
  • Чаще всего обстоятельства бывают выражены существительными с предлогами и без них, наречиями.
  • Обстоятельства поясняют чаще всего сказуемое.
  • Обстоятельства времени отвечает на вопрос КОГДА?
  • Обстоятельства места отвечают на вопрос ГДЕ?
  • Обстоятельства образа действия отвечают на вопрос КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ?

2.5.1. Основные виды обстоятельств

На вопросы: ГДЕ? КОГДА?

КАК? ОТКУДА? и КУДА?

даст тебе ответ.

Основные виды обстоятельств

Обстоятельство – второстепенный член предложения, который обозначает место, время, причину, образ действия и др. и отвечает на вопросы где? когда? почему? как? и др.

Моя мать её (куда?) (М. Горький).

Обстоятельства чаще всего выражены:

  • существительным в косвенном падеже с предлогом или без предлога;Жил (где?) ; говорил (как?) .
  • наречием;
    Жил (как?) .
  • местоимением-наречием;
    Поехал (куда?) .
  • деепричастием;
    Сидел (как?) .
  • инфинитивом.
    Вышел (с какой целью?) .

Обстоятельство обычно поясняет:

  • глагол;
    .
  • прилагательное;
    , .
  • наречие.

Обстоятельства очень разнообразны по значению. Данные значения можно определить по вопросам.

1) Обстоятельства очень часто выражаются существительными в косвенном падеже с предлогом или без предлога. К любому существительному (как части речи) можно задать падежный вопрос. Однако синтаксический вопрос и морфологический вопрос могут не совпадать.

Ср.: Я восхищаюсь их (чем?) . – Он пошёл (как?) неспешным ; Я (как? подобно кому?) бы выгрыз бюрократизм;

2) иногда обстоятельство может совмещать несколько значений или характеризовать обстановку, ситуацию в целом (в этом случае обстоятельство обычно обозначает состояние природы, погоды, окружающей среды и т.п.).

Например: Берег весело зеленеет на солнце (Чехов). К обстоятельству на солнце очень трудно задать один из названных выше вопросов (где? когда? при каком условии?). Наиболее точным будет вопрос в какой ситуации? в какой обстановке?

Такие обстоятельства часто называют обстоятельствами обстановки (ситуации). Наиболее регулярно такое значение выражают формы: в тишине, при свете, во мгле, в дыму, в тумане, на ветру, на солнышке, среди тишины и т.п.

План разбора обстоятельства

  • Указать разряд обстоятельства по значению.
  • Указать, какой морфологической формой выражено обстоятельство.

даже сосны поседели (Исаковский).

– обстоятельство места, выраженное наречием.

– обстоятельство причины, выраженное существительным в родительном падеже с предлогом с.

Упражнения к теме «2.5.1. Основные виды обстоятельств»

Оцените статью
Добавить комментарий