

- Н..бесный
- Нак..сить
- К..рмить
- Цв..тной
- Выл..вить
- Схв..тить
- Д..ревья
- Сн..говые
- Пок..залось
- Прон..слась
- Проп..дает
- Заг..дать
- Д..машний
- В..сенний
- Уд..вительный
- Г..ревать
- Разд..вать
- Зап..вать (песню)
- Расск..зать
- Нап..сать
- З..лотой
- Зв..зда
- З..рно
- В..зить


1 Вышел я на поляну. . . и ахнул от удивления. На краю поляны два ежа боролись с огромным боровиком. Хотели его повалить, но гриб не сдавался! Вот здорово! Молодец, боровик!
2. Снегирь. Птица названа так потому, что прилетают к нам с севера вместе с первым снегом и заморозками.
3. Возле речки, у обрыва,
Плачет ива, плачет ива.
Может, ей кого-то жалко?
Может, ей на солнце жарко?
Может ветер шаловливый
За косичку дернул иву?
Может, ива хочет пить?
Может, нам пойти спросить?

Чтение и анализ текста.


Прочитайте отрывок из сочинения ученика.

- 1. Знать стили речи.
- 2. упр. 15 и 18 ( устно)
Разработка конспекта урока русского языка для учащихся 5 класса
в соответствии с требованиями ФГОС ООО
по теме «Стили речи»
Нуряхметова Рузалия Хузяхметовна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Балыклы-Чукаевская СОШ»
района Республики Татарстан
Тема урока: «Стили речи»
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока: дать понятие о стилях речи.
1.создать условия для развития у школьников культуры читательского восприятия текстов разных стилей;
2.развить коммуникативные компетенции, освоить разные формы учебной кооперации;
3. воспитывать ценностное отношение к русскому языку.
Планируемые образовательные результаты:
-иметь общее понятие о стилях речи (разговорном, научном, художественном) и их характеристике;
– уметь определять принадлежность текста к определенному стилю речи по цели высказывания, преобразовывать текст художественного стиля в научный.
– способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.
– воспитание интереса к предмету через разные виды работы;
– умения ставить и решать проблемы, умения работать с информацией;
– стремление к речевому самосовершенствованию.
Основные понятия: стили речи, разговорный стиль, научный стиль, художественный стиль.
Межпредметные связи: литература, биология.
Предварительные задания к уроку: 1.группе – подготовить 3 учащимся (дед Каширин, мальчик, бабушка Акулина Ивановна) инсценировку эпизода «Обучение грамоте» из повести М.Горького «Детство»; 2 группе – найти и выучить стихотворения, в которых описывается береза; 3 группе – подготовить выступление о слове «стиль».
Ресурсы урока: учебно-методические: УМК Баранов М.Т., Т.А.Ладыженская, Тростенцова Л.А. и др. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2015; карточки с заданиями; лист достижений;
материально-технические: ПК учителя, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
1. Этап мотивации
Учитель: Здравствуйте, ребята. Давайте приветствуем друг друга, скажем комплименты. Сегодня у нас необычный урок русского языка. Я приглашаю вас в лабораторию. А вы согласны быть учеными-исследователями? (Да). Мы будем работать в парах и коллективно. В течение урока заполните лист достижений.
– Мы продолжаем изучение раздела «Язык и общение». О чем мы говорили на прошлом уроке? (Общение бывает устная и письменная). Вспомним, что мы еще знаем. (О приемах изучающего чтения. Результатом такого чтения явится понимание учебного текста). Каков алгоритм изучающего чтения? Вспомните памятку «Приемы изучающего чтения» на с.8 учебника.
Сегодня вы еще сделаете одно открытие. А что же мы будем изучать? Ответ на этот вопрос вы узнаете, Если всё правильно отгадаете, вы узнаете тему нашего урока.
На доске запись:
-Определите, что общего? (Наличие цифры 10 в трех ячейках). Что спрятано за цифрами? (Буквы).
Учитель: Посмотрите на слайд. Используя шифр, найди слова.

2. Формулирование темы и цели урока
Учитель: Молодцы! Запишите в тетрадях число и тему урока: «Стили речи». – Ребята, что вы хотели бы узнать? (О стилях речи). А какие задачи мы должны решить? Посмотрите, на доске написаны опорные слова:
(Сегодня мы вспомним, что такое стиль, какие стили речи есть в русском языке, и научимся различать их.)
Учитель: Что значит понятие «стиль»? Ребята, а слово стиль однозначное или многозначное? (Многозначное). Я просила к этому уроку поработать вас с толковым словарём и этимологическим. Что вы узнали об истории этого слова? Обратимся к значению слова. Выступает 3-я группа. Ребята подготовили выступление о слове «стиль». (на слайде).
Стиль-совокупность приёмов использования языковых средств для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики.
(Слово стиль происходит от греческого stilos и означает «палочка». В древности и в средние века писали стержнем из дерева, кости, металла. Один конец стержня был заострен, им и писали на сырых глиняных плитках, бересте, на вощеных дощечках; другой – в виде лопаточки, им, повернув стержень – «стиль», стирали написанное. Таким образом, автор совершенствовал свое сочинение. Отсюда выражение «часто перевертывай стиль», т.е. исправляй, перерабатывай свое произведение.
Происхождение слова стиль тесно связано с сутью науки стилистики. Стилистика – это раздел науки о языке, изучающий стиль литературного языка и языковые средства, создающие их особенности).
Учитель: Что можете рассказать о лексическом значении слова?
(В словаре С.И. Ожегова дается такое толкование слова стиль:
1) Характерный вид, разновидность чего-нибудь, выражающаяся в каких-нибудь особенных признаках, свойствах художественного оформления. Например: русский национальный стиль. Стиль одежды. Архитектурный стиль.
2) Метод, совокупность приемов какой-нибудь работы, деятельности, поведения. Например: стиль в работе. Стиль плавания. Этот поступок совершенно в его стиле (он всегда так поступает).
3) Совокупность приемов использования средств языка для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики. Например: стиль художественной литературы. Научный стиль).
Учитель: Спасибо. Какое определение подходит для нашего урока?
Стили речи – это приемы и средства языка для выражения мыслей в зависимости от цели высказывания.
А что такое цель высказывания?
-объяснение нового материала
-ответ на уроке
-пересказ художественного произведения
-написание сочинения или изложения
Вывод: для каждой цели высказывания существуют разные стили речи.
3. Актуализация знаний учащихся
Учитель: Из заданных характеристик выберите те, которые присущи тексту как языковой единице. Ответ свой оформите в таблице: да 1, нет – 0. Проверьте по эталону. Оцените свой результат.
1. Текст состоит из предложений.
2. К тексту нельзя придумать заглавие.
3. Все предложения в тексте имеют границы.
4. Предложения в тексте не имеют определенной последовательности.
5. В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится.
6. Текст можно разделить на части.
7. Каждая часть текста записывается с красной строки.
«5» – 7 правильных ответов;
«4» – 6 правильных ответов;
«3» – 4-5 правильных ответов;
«2» – менее 4 правильных ответов.
Учитель: Молодцы. Вы прекрасно справились с заданием.
А теперь, ребята, мы проверим домашнее задание. Предоставим слово 1 группе – подготовить 3 учащимся (дед Каширин, мальчик, бабушка Акулина Ивановна) инсценировку эпизода «Обучение грамоте» из повести М.Горького «Детство».
Учитель: Спасибо. Какие тексты представлены в представленном отрывке? (2 разновидности, 2 стиля языка: художественный и разговорный).
– А как вы думаете, в чем особенности этих двух стилей? Какова сфера их применения? В чем отличие разговорного стиля речи от научного и художественного? (Разговорный стиль – это стиль свободного, непринужденного, повседневного общения.).
Учитель: Докажите свою правоту на примере инсценировки. (Дед Каширин учит внука грамоте, называет его пермяком, используется диалог).
Учитель: Почему М.Горький в повести использовал диалог разговорного стиля? (Диалог используется тогда, когда автор хочет установить со своими читателями более тесный, личный контакт и хочет передать речевую характеристику герою).
Учитель: А что можете сказать о деде Каширине? (Он строгий, требовательный).
А где мы чаще всего встретим тексты художественного стиля и в чем их особенность? (В произведениях художественной литературы. Например, всеми нами любимые сказки, рассказы, повести. Цель художественного стиля – воздействие на читателя и слушателя, красочное, эмоциональное описание какого-либо события или явления).
Учитель: Сейчас слово предоставим 2 группе – найти и выучить стихотворения, в которых описывается береза. (Учащийся наизусть читает стихотворение С.Есенина «Береза»
Под моим окном
На пушистых ветках
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Учитель: Какие ассоциации вызывает это стихотворение? (Перед нами возникает образ белой березы. Мы можем ее фотографировать. Поэт описывает красоту зимней березы).
Учитель: Как поэту удалось создать образ красивой березы? (С помощью тропов: сравнений, эпитетов). Найдите их.
Учитель: Каким стилем речи пользуетесь вы, отвечая на поставленные перед вами вопросы о стилях речи? (Научный). Назовите его признаки.
– Как вы думаете, когда, где вам нужны будут эти знания? (В жизни, на работе).
– Цель научного стиля речи – это сообщение научной информации: различных фактов и сведений.
– Как вы думаете, где применяется научный стиль? (В учебниках, словарях, энциклопедиях, где нужна точная, достоверная, проверенная информация).
Учитель: Вспомните, какую задачу мы еще ставили в начале урока? (Преобразовывать текст художественного стиля в научный).
Учитель: Давайте в группах попробуем создать текст научного стиля о березе на основе прослушанного стихотворения.
(Береза – деревья высотой 30-45 м, с охватом ствола 120-150 см. Корневая система берез очень мощная в зависимости от вида и условий произрастания либо поверхностная, либо уходит косо вглубь. Береза растет медленно только в первые годы. Название дерево получило по цвету коры.)
Учитель: Отлично. Ребята, как вы считаете, от чего зависит выбор использования того или иного стиля текста? (От того, где мы говорим, с кем и зачем, т.е. той речевой ситуации, в которой этот текст будет использован).
4. Организация познавательной деятельности.
1) Работа по учебнику.
Учитель: Ребята открываем учебник §5 с.11. Внимательно изучите материал учебника о стилях речи. Выполните следующие задания по группам.
1 – группе. Составьте вопросы к учебной статье.
2 – группе. Составьте кластер на тему «Стили речи» (у доски).
Учитель: Прочитайте тексты на с.10-11 про ветер и определите стиль речи каждого из них. (1- разговорный, 2- научный, художественный)
2) Словарная работа.
3) Викторина «Угадайте».
Учитель: А сейчас проведем викторину. Закончите начатые предложения.
Какие стили литературного языка вы вспомнили? Чем они отличаются друг от друга.
1. Когда мы делимся с кем-либо своими мыслями, выражаем свои чувства, общаемся, мы пользуемся_ _ _ _ _.
2. Если сообщаем научные сведения, то прибегаем к _ _ _ _ _.
3. Когда мы изображаем, рисуем словами какое-либо событие или картину, то обращаемся к _ _ _ _ _.
Учитель: Утомились? Отдохнем! Физкультминутку проведем.
Я буду называть словосочетания. Ваша задача – определить, в каком стиле речи они могут употребляться: в разговорном – руки вверх, в научном – вниз, в художественном – в стороны. Кто ошибётся, тот объясняет свою ошибку. (Дети выполняют упражнения, объясняют ошибки) . Сказка, разговор с приятелем, статья в учебнике, аннотация, беседа за завтраком, доклад, рассказ, отзыв, лекция, телефонный звонок, учебник. Составьте 3 предложения с данными словами. Перепишите их в тетрадь
4) Работа с текстом по таксономии Блума. Упр. 16.
Учитель: Прочитайте текст. С какой целью он написан? (Чтобы донести информацию о шапке великого князя Владимира Мономаха). Определите стиль данного отрывка (Научный). По какой особенности вы это поняли?
Составьте синквейн на тему «Шапка Мономаха»:
Шапка Мономаха – ценный экспонат.
5) Самостоятельная работа с проверкой по эталону (Приложение)
5. Этап рефлексии
Учитель: Составьте синквейн со словом «СТИЛЬ».
Правила написания синквейна:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему
2 строка –2 прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.
Научный, художественный, разговорный.
Объясняет, изображает, говорит.
Мысль можно выразить по-разному.
Учитель: Давайте подведем итог нашему уроку:
– Почему так важно знать стили речи и уметь их правильно использовать?
Учащиеся: для того, чтобы правильно действовать в любой речевой ситуации, уметь передать информацию, написать сочинение и т.д.
– Что нового для себя сегодня открыли?
– Чему научились на уроке?
– Вы достигли цели?
– Каких успехов достигли на уроке?
– Что вам особенно запомнилось из полученной на уроке информации?
– Кого бы вы хотели поблагодарить после урока?
– Какое настроение у вас сейчас?
– Не захотелось ли кому-то продолжить исследовательскую работу по данной теме?
Учитель: Молодцы, ребята. Вы отлично поработали
Оцените свою работу. (Учащиеся определяют свое эмоциональное состояние. Оценивают свою работу. Заполняют листок достижений).
6. Домашнее задание. Инструктаж по его выполнению: конструирование текста..
1 уровень: Составьте текст для проведения экскурсии по стране Русский язык.
Позаботьтесь о том, чтобы Ваша экскурсия была увлекательной.
2 уровень: Составить диалог, употребив выражения упр.19.
3 уровень: Написать письмо другу о стилях речи.
Список использованной литературы
1. Нормативные документы:
1. Федеральный образовательный государственный стандарт общего образования: http://standart.edu.ru (приказ Министерства образования и науки от 17.12.2010 №1897, зарегистрирован в Министерстве юстиции России 01.02.2011 №19644)
2. Примерные программы основного общего образования. Русский язык. – 3-е изд., дораб. – М: Просвещение, 2011. -112 с. – (Стандарты второго поколения).
1. Антонова Е.С. Где искать ресурсы для обновления школьной методики? Русский язык в школе. 2007. №6.
2. Баранов М.Т., Т.А.Ладыженская, Тростенцова Л.А. и др. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. В двух частях. – М.: Просвещение, 2015.
3. Волкова О.В. Структура и содержание рабочей программы по русскому языку для учащихся 5 классов с учетом требований ФГОС ООО (методические рекомендации для учителя) / О.В.Волкова. – Казань: ГБУ «Республиканский центр мониторинга качества образования, 2014, -208 с.
4. Голуб И.Б. Секреты русского языка. О сложном увлекательно и просто. –М, 2010.
5. Доброткина И.Г. Современные модели уроков русского языка в 5-9 классах. – М.: Просвещение, 2014.
6. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс/ Н.В.Егорова Н.В. – 2-е изд. Перераб. – М. : ВАКО, 2015. – 416 с.
7. Контрольно-диагностические материалы для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках русского языка в 5 классе/ О.В.Волкова. -Казань: РИЦ «Школа», 2015.-172 с.
3. Справочная литература
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. / С.И. Ожегов, Н.Ю Шведова.–М.: 2001.–940с.
4. Интернет- ресурсы
1. Проверочная работа «Стили речи» https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/06/15/proverochnaya-rabota-stili-rechi-5-klass
- Справочники
- Справочник по русскому языку для начальной школы
- Речь и её характеристики
- Стили речи
Стиль речи – это применение языкового стиля в данной речевой сфере.
В русском языке всего 5 стилей речи:
- разговорный;
- художественный;
- публицистический;
- официально-деловой;
- научный.
Различаются стили устной и письменной речи. К устной речи относят разговорный стиль, к письменной речи – все остальные.
Каждый стиль имеет свою цель, используется в определенной сфере и обладает определёнными признакам, по которым их различают.
Разговорный стиль
Этот стиль речи используется в быту, при неформальном общении с родственниками, друзьями, коллегами. Для этого стиля характерно употребление обращений, слов с суффиксами разных окрасок ( и т.д.). В разговорном стиле используются нейтральные слова и разговорные слова, жаргонизмы.
Художественный стиль
Этот стиль речи используется в художественной литературе. В нём употребляются эпитеты, слова в переносном значении, образные сравнения и обороты речи. Этот стиль особенно выразительно передаёт эмоции, чувства, сильно воздействует на читателя.
Публицистический стиль
Используется в средствах массовой информации (в статьях, очерках, агитациях, выступлениях). В этом стиле также используются средства художественной выразительности, чтобы донести до читателя информацию. В стиле часто употребляются побудительные предложения, риторические вопросы (без ответов) и восклицания.
Официально-деловой стиль
Используется в официально-деловой среде для общения граждан в учреждениях. Особенность этого стиля – точность, достоверность информации. В нём присутствует много штампов речи, слова используются в прямом значении, предложения по цели высказывания – повествовательные.
Научный стиль
Используется в сфере науки, его цель – сообщение научной информации. Для этого стиля характерно строгое изложение фактов, слова в переносном значении, средства художественном выразительности и эмоциональная окраска не допустимы.
Средства художественной выразительности речи
Речь и её характеристики
Правило встречается в следующих упражнениях
Упражнение 225,
Полякова, Учебник, часть 2
Упражнение 226,
Полякова, Учебник, часть 2
Упражнение 227,
Полякова, Учебник, часть 2
Упражнение 228,
Полякова, Учебник, часть 2
Упражнение 33,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 34,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 35,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 26,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 171,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2
Упражнение 244,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 247,
Полякова, Учебник, часть 2
Упражнение 248,
Полякова, Учебник, часть 2
Упражнение 249,
Полякова, Учебник, часть 2
Упражнение 9,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 29,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 30,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 91,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 15,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 18,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 612,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 49,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 378,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 774,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 775,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 135,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение 536,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
Упражнение 86,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 142,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 8,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 190,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 572,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 740,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 9,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1
Упражнение 15,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1
Упражнение 363,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2
Упражнение 605,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2
Упражнение 171,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Упражнение 44,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 65,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 83,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 246,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 329,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 383,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 392,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 196,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 438,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 42,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 128,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 10,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Упражнение 34,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Упражнение 35,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Упражнение 36,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Упражнение 41,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник
Упражнение 221,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник
Упражнение 522,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник
Упражнение 527,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник
Урок 3. Стили речи Цели: дать понятие о стилях речи — разговорном, научном, художественном; показать сферы применения этих стилей; учить определять принадлежность текстов к этим стилям; совершенствовать владение речевым этикетом, расширять эрудицию; формировать стремление к самообразованию, навыки анализа текста. Планируемые результаты: учащиеся научатся различать стили речи, определять сферы их применения, использовать в речи в зависимости от целей высказывания.
Ход урока I. Организационный момент II. Актуализация знаний Проверка домашнего задания.
– Сегодня мы познакомимся со стилями речи, какие стили речи есть в русском языке, и научимся различать их.
-Существует 5 стилей речи( составление схемы в тетради)
-Чтобы определить стиль, нужно ответить на 2 вопроса: Зачем и где говорим?(составление таблицы совместно в тетради)
Задания на определение стилевой принадлежности текста. Устно выполняется и комментируется
Гроза – атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между кучево-дождевыми (громовыми) облаками или между облаками и земной поверхностью. (Из энциклопедического словаря). (Научный стиль)
(По И. Тургеневу) (Художественный стиль)
Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами области прошла небывалой силы гроза. В некоторых населенных пунктах были повалены столбы, рекламные щиты, с корнем вырваны деревья. К счастью, никто из местных жителей не пострадал. (Из заметки в газете) (Публицистический стиль)
Ну и гроза прошла сегодня! Ты не поверишь, но даже я испугался. Я только сел за уроки, а тут как грянет! Ты знаешь, так бабахнуло, что в нашей квартире вся мебель задрожала. (Разговорный стиль)
Доводим до вашего сведения, что сегодня после полудня, над районным центром произошло стихийное бедствие. Для выявления размеров ущерба на место выехала специальная комиссия. О принятых мерах будет доложено. (Служебное донесение) (Официально-деловой стиль)
– Давайте поработаем с текстами из учебника(на странице 10).
Прочитайте 1 текст. (ученик читает выразительно)
– В какой обстановке мы можем это услышать?(В неофициальной)
– С кем?С какой целью?(Общение)
– Какую задачу мы ставим перед собой, говоря так?(Обменяться впечатлениями о ветреной погоде)
– Когда мы с вами пользуемся разговорным стилем речи? (Когда мы делимся с кем-либо своими мыслями, выражаем свои чувства в непринуждённой обстановке, мы пользуемся разговорным стилем речи)
– Что является яркой особенностью разговорного стиля?(разговорные слова)
Давайте прочитаем 2 текст. (ученик читает)
– Какая задача стоит перед нами в этом тексте?(Сообщить точные сведения о ветре)
– С помощью каких слов нам удаётся это сделать?(Нам помогают термины, научные слова.)
– Где мы можем встретить такие тексты? (Когда мы сообщаем научные сведения, объясняем факты, мы пользуемся научным стилем речи.)
Прочитайте 3 текст и дайте его характеристику.(ученик)
– какая задача стоит перед нами в этом тексте?(Нарисовать картину порывистого ветра)
– Где мы можем познакомиться с подобными текстами?(Если писатель красочно изображает какое-то событие, явление природы, чувства человека, он пользуется художественным стилем.)
Что такое стили языка? (Стили — разновидности языка, которые мы используем в зависимости от задачи высказывания.) О каких стилях языка вы сегодня узнали?(перечисление)


Для чего нужна человеку речь ?
Делиться мыслями ,чувствами
Договориться о чём- нибудь
Согласовать свои действия.
Похвалить, развеселить, рассмешить
УСТНАЯ РЕЧЬ И ЕЁ РАЗНОВИДНОСТИ

Стилистика и стиль языка
- Стилистика – это раздел науки о языке, изучающий стили литературного языка и языковые средства, создающие их особенности.
- Стиль языка – это его разновидность, которая обслуживает какую-либо сторону общественной жизни: обыденное общение, официально-деловые отношения; агитационно-массовую деятельность, науку; словесно-художественное творчество.

Слово стиль происходит от греческого stilos и означает «палочка». В древности и в средние века писали стержнем из дерева, кости, металла.
Один конец стержня был заострен, им и писали на сырых глиняных плитках, бересте, на вощеных дощечках; другой – -в виде лопаточки, им , повернув стержень- «стиль»,стирали написанное. Таким образом автор совершенствовал свое сочинение. Отсюда выражение «часто перевертывай стиль», т.е. исправляй, перерабатывай свое произведение

Что такое стиль?
2) Метод совокупность приемов какой-нибудь работы, деятельности, поведения. Например: стиль в работе. Стиль плавания. Этот поступок совершенно в его стиле(он всегда так поступает).
3) Совокупность приемов использования средств языка для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики. Например: стиль художественной литературы. Научный стиль.

Стили речи- это приемы и средства языка для выражения мыслей в зависимости от цели высказывания.
А что такое цель высказывания ?

Выбор стиля речи
В официальной обстановке
Где говорим?
В неофициальной обстановке
С одним человеком
С кем ?
С большой аудиторией

Артисты говорят в гримёрной,
Твой друг беседует с тобой-
Стиль это просто
А не какой – нибудь иной.
Рассказ читаешь или стих,
Роман, поэму , пьесу –
Знай в них стиль,
Стиль очень интересный.
Ещё есть стиль
Статей в журнале политическом,
Газетных очерков, заметок –
Запомни также стиль и этот.
А биографию открой –
А правила когда мы учим,
Официально – деловой

Стили речи (где? с кем? зачем?)
Книжные Разговорный
( разговорные слова, неполные
ОФИЦИАЛЬНО – ДЕЛОВОЙ
(особые слова и обороты)
сообщение информации , воздействие
торжественной лексики и разговорных средств )

СТИЛИ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА
Общение людей в быту
Научная деятельность (научные статьи, работы)
Словесно-художественное творчество (стиль художественной литературы)

Что помогло вам правильно определить стили высказываний?
Информировать (о научных фактах, открытиях)
Обменяться впечатлениями (о летнем отдыхе, о кинофильме)
Воздействовать на эмоции человека с помощью особых средств выразительности

Цель – обменяться сведениями, мыслями или поделиться чувствами с близкими, хорошо знакомыми людьми.
Особенности стиля – разговорные слова и выражения.
Сфера употребления – домашняя или другая неофициальная обстановка, а также дружеские письма, послания.

- Особенности стиля – научные термины, сложные предложения, однозначные слова, союз потому что.
- Сфера употребления – учебники, словари, энциклопедии, научные статьи и книги.

Художественный стиль .
- Цель – воздействие на читателя или слушателя.
- Особенности стиля – метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворения и другие средства выразительности речи.
- Сфера употребления – стихи, рассказы, повести, романы и т.д.

Прочитайте тексты. Определите их стили.
2. Снегирь. Птица названа так потому, что прилетают к нам с севера вместе с первым снегом и заморозком.
Может, ветер шаловливый
За косичку дернул иву?..

1 – разговорный;
2 – научный;
3 – художественный
Как определить стиль речи?

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ СТИЛЬ РЕЧИ

Определите стилистическую принадлежность текстов.
а) – Варька! – закричала мать из кухни. – Варвара! Где ты есть?
– Вот я.
– Соль кончается. Сбегай в магазин, возьми пачку.
– Заказ принят, – сказала Варвара.
б) Октябрь. В октябре пустуют леса и поля. Слышнее всего в октябре ветер. Ветер свистит в жесткой стерне на полях и в голых сучьях в лесу. Ветер гонит тучи по небу и волны по воде. Ветер срывает с деревьев последние листья и гонит на юг последние стаи перелетных птиц. Ветер гудит в проводах.
в) Ветер – движение воздуха относительно земной поверхности, вызванное неравномерным распределением атмосферного давления и направленное от высокого давления к низкому. Ветер характеризуется скоростью и направлением. Скорость выражается в м/с, км/ч, в узлах или приближенно в баллах по шкале Бофорта.

З А Д А Н И Е: Определите стиль речи данных текстов:
Зима – одно из четырёх времён года. Смена времён года происходит из-за движения Земли по орбите вокруг солнца и наклона земной оси. Средняя продолжительность зимы 90,3 суток, но в разных климатических зонах она различна.

Поделиться впечатленьем Если с другом захочу, То ему, без промедленья, По мобиле позвоню: «Ну, привет!..Я тут скучаю. Приходи-ка на чаёк! Поболтать с тобой мечтаю. Дивный нынче вечерок! Нет, не болен,- просто скука! Если хочешь, то хандра! Мне молчать – ох, это мука! Сплетен хватит до утра!»

А. Платонов «Котлован».

Предметом научного языкознания является человеческий язык в его истории. Язык каждого народа, каждой общественной крупы, каждого индивидуума не остается в течение времени неизменным, он подвергается постоянным, хотя и постепенным видоизменениям; каждый язык в известный период своего существования представляет собою результат тех изменений, которые были пережиты им в предшествующий период.
Г.Я. Солганик «Стилистика русского языка.


Из книги «Русская разговорная речь. Тексты.».

Как-то в беседе с ребятами таксист поведал о забавном случае:

Плавунчики – мелкие (со скворца или мельче) кулики на невысоких ногах и со сравнительно коротким клювом. На пальцах кожистые перепонки. Наблюдать плавунчиков можно на воде, где они плавают, характерно кивая головой. (Из энциклопедии.)

Слеза скатилась у коня с глаз. Конь заржал жалобно, протяжно, взмахнул хвостом, и тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло.
(К. Г. Паустовский.)

Бегут двое мальчишек лет по двенадцать, спешат в кино. На бегу один спрашивает другого: «А билеты я тебе вручил?» И другой, пыхтя, ответил: «Вручил, вручил».
Подумайте, удачны ли высказывания ребят?
Какое слово не соответствует речевой ситуации? Почему?
Заменить это слово.

Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой
Перестройте предложения таким образом, чтобы получился связный текст. Запишите порядок предложений с помощью цифр. Определите стиль получившегося текста.
1. Нам будет весело вместе.
2. Летом у школьников каникулы.
3. А я этим летом поеду к своему другу в город Барнаул.
4. Кто-то – на дачу.
5. Мы разъезжаемся по разным местам.
6. Кто-то поедет на море.
Ключ 2, 5, 6, 4, 3, 1 – разговорный стиль.

Пока! – До свидания!
Привет! – Доброе утро!
Здорово! – Здравствуйте!

- Здорово, Иван Федорович! – сказали ребята учителю.
- Пока, Анна Андреевна, – простились дети с воспитателем.
- Привет, Сергей! – крикнул Саша другу.

Выбери стиль речи.
научный художественный разговорный
Нарисовать картину происходящего

Ветер, ветер, ветер. В почерневший сад. Тучи. Тучи. Тучи Грустные сидят. Льется дождь колючий. Мокрый листопад. Взрослые и дети По небу летят.

Тучи. Тучи. Тучи По небу летят. Льется дождь колючий. В почерневший сад. Ветер, ветер, ветер. Мокрый листопад. Взрослые и дети Грустные сидят.

- С какими стилями речи вы познакомились?
- Какова цель разговорного стиля? Научного? Художественного?
- В чём заключаются особенности научного стиля?
- Где используется научный стиль?
- Какова цель художественного стиля?
- Какой стиль используется в стихах, рассказах, повестях, романах, поэмах?
Стили речи — это разновидности русского литературного языка, для которых характерна определенная сфера применения и особые языковые средства и жанры.
Рассмотрим, что такое стили речи в русском литературном языке, выявим цель употребления, стилевые особенности и характерные признаки.
Что такое стиль?
В русском языке слова, обороты речи, фразеологические единицы характеризуют как нейтральные, торжественные и сниженные.
Большинство языковых единиц принадлежат к нейтральным, общеупотребительным. Они являются базой для всех стилей русского языка. Стиль создается на основе сочетания нейтральных и специфичных языковых средств, характерных только для этого стиля речи. Практика употребления русского языка в процессе его использования в разных сферах общественной жизни отобрала определённый набор языковых средств и форм их реализации (жанров) в соответствии с функциями языка:
- общение (коммуникация);
- сообщение (информация);
- воздействие.
В результате функционирования языка постепенно сложились его разновидности, принадлежащие к определенной сфере общественной жизни: политике, науке, культуре, деловым и бытовым отношениям и пр. Каждой разновидности присущи особые черты, языковые средства и жанры. С этой точки зрения определим, что такое стиль:
Стиль — это разновидность литературного языка, которая применяется в какой-либо сфере общественной жизни и имеет характерные для него черты, языковые средства и жанры.
В русском литературном языке различают следующие стили речи:
- научный стиль;
- публицистический стиль;
- официально-деловой стиль;
- художественный стиль;
- разговорный стиль.

Каждому стилю речи принадлежат отличительные признаки:
- сфера применения;
- цель (задача речи);
- стилевые черты;
- языковые средства;
- жанры.
С этой точки зрения рассмотрим каждый стиль речи русского литературного языка.
Название этого стиля четко указывает на его сферу применения в общественной жизни. Если открыть любой учебник, справочник, энциклопедию или научный труд (монографию, диссертацию, доклад, реферат, аннотацию и пр.), то выясним, что текст изложен научным стилем литературного языка.

С помощью научного стиля речи реализуется цель — сообщить сведения. Для этого стиля характерна подчёркнутая логичность. Важные стилевые черты — это точность и доказательность в сообщении сведений о предмете исследований или размышлений.
В текстах научного стиля невозможна неопределённость или двусмысленность. Для научного стиля присуще обилие терминов как слов, не обладающих многозначностью. Наряду с терминами широко используются абстрактные имена существительные, а также востребованы сложные предложения. Научные тексты лишены эмоциональности или экспрессивности.
Убедимся в этом, прочитав пример теста научного стиля:
Процесс слияния нескольких народов или отдельных значительных групп в один крупный народ и его дальнейшее этническое сплочение по мере экономического и культурного развития носит название консолидации. Другим очень распространенным в настоящее время этническим процессом является ассимиляция, заключающаяся в поглощении одним народом небольших, обычно разобщённых групп других народов; процессы ассимиляции наиболее характерны для развитых многонациональных стран массового оседания иммигрантов (, Канада и другие страны Америки, Австралия, Франция и т. д.)
Справочник «Население земного шара»
Публицистический стиль — это разновидность литературного языка, которая используется средствами массовой информации (телевидение, радио, газеты, журналы и пр.) с целью сообщения важных сведений в мире политики, народного хозяйства, культуры, а также воздействия на читателей и слушателей с целью формирования у них определенной точки зрения.

Этот стиль применяется в периодической печати, общественно-политической литературе, в выступлениях и речах на митингах, предвыборных кампаниях, съездах и пр. Укажем его характерные стилевые черты:
- эмоциональность
- актуальность
- использование призывов
- яркость
В текстах публицистического стиля наряду с нейтральной широко используется общественно-политическая лексика, речевые публицистические стереотипы, риторические вопросы, обращения, побудительные предложения.
Пример
По итогам последнего голосования на парламентских выборах претендентом в бундестаг стала Социал-демократическая партия Германии (), которая с небольшим перевесом обошла партию Ангелы Меркель /. Главным кандидатом на пост канцлера считают Олафа Шольца (из партии ).
Официально-деловой стиль востребован в письменном оформлении различных документов. Основная его задача — сообщить информацию. Этот стиль речи используется при написании законов, указов, приказов, справок, отчетов, заявлений, объявлений, инструкций, протоколов, доверенностей и пр.

Для официально-делового стиля характерен предварительный отбор языковых средств, который состоит в использовании готовых стандартных выражений, клише, отглагольных существительных (предписание, постановление, нарушение, действие), слов со значением долженствования (необходимо, нужно, обязательно, следует, обязан и пр.).
В написании документов не используются экспрессивные языковые средства. В оформлении документации широко употребляются безличные или неопределенно-личные предложения. Это стиль речи довольно консервативен. Он характеризуется исторически сложившимися жанрами и оборотами речи, которые почти не меняются с течением времени.
выполнять требования санитарного закона, а также постановлений, предписаний, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и обучении своих детей;
не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
(Федеральный закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения).
Художественный стиль реализуется в творчестве писателей и поэтов. Цель художественного стиля — воздействовать на чувства и мысли читателей с помощью ярких образов, созданных мастером слова.

Так же, как и другие стили речи, он базируется на нейтральной лексике и вместе с тем сочетает языковые средства других стилей, и не только. Чтобы сделать восприятие читателя многоплановым и ярким, художник слова использует эмоционально окрашенную лексику, а также слова ограниченной сферы использования (диалектизмы, профессионализмы) и даже просторечия.
Образность и выразительность художественного стиля речи создают тропы и стилистические фигуры речи: метафоры, эпитеты, олицетворения, гиперболы, сравнения, аллегории, анафоры, эпифоры и пр. Эти языковые средства увеличивают возможность объективного отображения действительности, усиливают эмоциональный фон произведения и в то же время помогают образно и лаконично передать суть персонажа, явления, события.
Художественный стиль востребован в прозе, поэзии и драматургии, где существуют определенные жанры:
- трагедия, комедия, драма, фарс;
- роман, повесть, новелла, рассказ;
- поэма, стихотворение, ода, басня, романс и пр.
Проиллюстрируем художественный стиль отрывком из произведения писателя А. Куприна:
В воздухе разлит крепкий и нежный, похожий на запах хорошего вина, аромат увядающих клёнов. Под ногами шуршат жёлтые, мертвые листья, покрывающие густым слоем дорожку. Деревья убрались пёстро и ярко, точно для предсмертного пира. Еще оставшиеся кое-где местами зелёные ветки причудливо перемешаны с осенними тонами, то светло-лимонными, то палевыми, то оранжевыми, то розовыми и кровавыми, переходящими изредка в цвета лиловый и пурпуровый. Небо пустое, холодное, но его безоблачная синева приятно ласкает взор.
Разговорный стиль — это язык непринужденного общения. Он используется как средство коммуникации, установления непосредственного контакта между говорящими или пишущими.

Разговорный стиль в основном принадлежит устной речи. Он используется в бытовых и непринужденных профессиональных отношениях.
Для этого стиля речи характерны неофициальность, отсутствие предварительного выбора языковых средств, а также широкое использование внеязыковых способов общения, как жесты и мимика.
Основным языковым средством является разговорная лексика, существительные с оценочными суффиксами (тётенька, малышка), слова со сниженной окраской (вляпаться, офигеть).
Для разговорного стиля характерно обилие вопросительных, побудительных и восклицательных предложений, усеченных оборотов речи, неполных предложений.
Разговорный стиль речи реализуется в неофициальной беседе, приватном разговоре, в общении по телефону, личной переписке, в дневниковых записях.
Приветик, милая подружка Светочка!
Спешу сообщить, что я быстро добралась к тётке в деревню. Здесь так классно! Наконец-то могу дрыхнуть, сколько хочется. Свежий воздух просто пьётся глотками, и рядом речка. В такую духотищу это просто спасение. Не представляю, как ты там живешь в этих каменных джунглях! Собирай свои манатки и приезжай отдохнуть в выходной день. Не пожалеешь!
Хотя в разговорной речи допускается свобода выбора языковых средств, тем не менее этот стиль речи является несомненной составляющей русского литературного языка. Разговорная речь образованных людей вполне литературная, и в то же время она отличается от книжных стилей речи, связанных со строгими языковыми нормами.
