Большой круговорот жизни Уровень 3. Путешествие по миру. Большой круг жизни

Из этой темы учебника «Окружающий мир» третьеклассник узнает, что такое круговорот жизни и какие организмы в нём участвуют.

Окружающий
мир 3 класс

Великий круговорот
жизни

Каждый живой организм
является частичкой круговорота жизни, или круговорота веществ.
Основные звенья этого круговорота:
Производители
Организмами – производителями учёные – экологи называют растения.
Только они способны, используя энергию Солнца, создавать, производить
питательные вещества (сахар, крахмал) из углекислого газа и воды.
Потребители
Животные являются потребителями, поскольку они потребляют вещества,
производимые растениями.
Разрушители
Бактерии и грибы разрушают мёртвые остатки растений и животных.
Благодаря им эти остатки перегнивают, а затем перегной разлагается
с образованием необходимых растениям солей. Вот почему учёные называют
бактерии и грибы организмами – разрушителями.
Огромную роль в круговороте веществ играет почва.
В ней накапливается запас питательных веществ, которые используют
растения.

Все живые
организмы и почва – участники единого круговорота веществ на Земле.

Соедини стрелками
названия живых организмов с их ролью в круговороте жизни.

Рассмотри
схему великого круговорота жизни.

В каком случае может разорваться этот круг?
Если любой участник круговорота исчезнет этот круг разорвется, все
его звенья важны и необходимы.

Цели: познакомить учащихся с
круговоротом жизни на Земле и основными звеньями
этого круговорота; учить бережно относиться к
природе.

  • презентация «Круговорот жизни» (Приложение
    1)
  • схема «Круговорот жизни»
  • карточки: «организмы-производители»,
    «организмы-потребители»,
    «организмы-разрушители»;
  • костюмы героев сказки «Король Лев»: Муфаса и
    Симба.

1. Организационный момент

На экране изображение природы, звучит
спокойная музыка (Приложение 1.
Слайд 1).
– Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь.
Сегодня вас ожидает интересная, дружная работа и
я уверена, что вы с ней справитесь.
– Мы продолжим говорить о природе, о её
составляющих и о бережном отношении к ней.
(Слайды: 2-5)

Природа милая, тебе одной я внемлю,
Ты подарила небеса и землю,
И их помощником я буду век от века.
Уж потому, что я родился человеком!

2. Повторение изученного

– Вспомните, ребята, какая бывает природа? (Живая
и неживая)
– Что относится к неживой природе? (Вода,
воздух, солнце, камни)
– Что относится к живой природе? (Животные,
растения, грибы, микроорганизмы)
– В чём отличие живой природы от неживой? (Живые
существа дышат, питаются, развиваются, приносят
потомство, умирают).
– Хорошо. Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (В
царстве грибов).
– Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы.
– Какие бывают грибы? (Съедобные и несъедобные).
– Какое значение для леса имеют грибы?
– Как правильно собирать грибы?
– У вас было задание приготовить сообщение о
грибах.

(К доске выходят рассказчики).

На экране дети видят изображения грибов.
(Слайды 6-14)

– Какие грибы занесены в красную книгу, почему? (Решёточник
красный, грифола курчавая, паутинник фиолетовый
и другие) (Слайд 15).

Дети кратко рассказывают об этих грибах.

3. Сообщение темы и задач урока

– О грибах сегодня мы ещё вспомним, а сейчас
посмотрите на этих героев из сказки. Вы их узнали?
(Слайд 16)
– Верно, это герои сказки «Король Лев» Муфаса и
Симба.
– Вспомните, что сказал мудрый лев Муфаса своему
сыну Симбе, когда они осматривали саванну. Сейчас
мы это услышим.

Инсценирование отрывка из книги «Король
Лев».

Король лев:
– Всё, что ты видишь вокруг, находится в очень
хрупком равновесии. Надо уважать все живые
существа – от ползающих муравьёв до несущихся
антилоп.
Симба воскликнул:
– Но ведь мы едим антилоп!
Король Лев:
– Верно. Но дай мне объяснить. Когда мы умираем,
наши тела превращаются в траву. А антилопы затем
едят её. Таким образом, все мы являемся частицей
большого круговорота жизни!
Король Лев был совершенно прав. Круговорот жизни
действительно существует, и каждый живой
организм и мы с вами являемся его частицей.
– Сегодня на уроке мы узнаем, как происходит
круговорот жизни на Земле. (Слайд 17)

4. Круговорот жизни – рассказ учителя

– Основу круговорота жизни составляют три
группы организмов:
1. Организмы-производители;
2. Организмы-потребители;
3. Организмы-разрушители.
 (На доске карточки с надписями)
– Посмотрите на схему «Круговорот Жизни» (Слайд
18)

Организмами-производителями учёные
называют растения. Так как только растения
способны использовать энергию Солнца, создавать
и производить питательные вещества  (сахар и
крахмал) из углекислого газа, воды и
неорганических соединений (солей).

Организмами-потребителями являются
животные, так как они потребляют вещества,
производимые растениями.

Организмы-разрушители – это бактерии
и грибы. Бактерии и грибы разрушают остатки
мёртвых животных и растений. Благодаря им
остатки перегнивают, а затем перегной
разлагается и образует необходимые растениям
соли.

Как видите, представители разных царств живой
природы играют разную роль в круговороте жизни.
Но каждое из этих звеньев необходимо.

Огромную роль в круговороте жизни играет почва
(Слайд 19). В ней накапливается перегной. Из него
под действием бактерий образуются соли. Их
используют растения для роста и развития.
Растениями питаются животные.
Когда растения и животные умирают, их остатки
попадают в почву и под действием грибов и
бактерий превращаются в перегной. Из перегноя
снова образуются соли. Их используют другие
растения, а растениями питаются другие животные.
Вот так вещества «путешествуют» в природе по
кругу. И круг этот разорвётся, если исчезнет хотя
бы одно звено.

5. Работа по учебнику

1) – Откроем учебник на странице 124
– Прочитаем текст. Рассмотрим рисунок.

2) Беседа по прочитанному

– Назовите основные звенья круговорота жизни. (Организмы-производители,
организмы-потребители, организмы-разрушители).
– Почему растения называют
организмами-производителями, а животные –
организмами-потребителями?
– Какие организмы названы
организмами-разрушителями? Какова их роль в
круговороте жизни?
– Представьте, что на Земле исчезло какое-нибудь
из звеньев круговорота жизни, например растений.
Что произойдёт?

– Встаньте, ребята. Поиграем в игру. Я буду
называть грибы. Если гриб съедобный, то вы
приседаете за ним и мысленно кладёте его в
корзину. Если гриб несъедобный – машете руками. (Опёнок
осенний, желчный гриб, подберёзовик, ложноопёнок,
маслёнок, бледная поганка, рыжик, волнушка
розовая, мухомор, сыроежка).

7. Работа в тетрадях

– Откройте тетрадь на странице 56. Прочитаем
первое задание.
Выполните его. Прочитайте второе задание. 
Выполните.

1) Работа в парах.

– Ребята, сейчас вам предстоит составить свою
модель « Круговорота жизни».

(На партах: лист А-3, заранее заготовленные
картинки с изображением растений, животных,
грибов; клей).

Выступление учеников. Они с помощью своей
модели рассказывают о круговороте жизни.

2) Выполнение теста.

– А сейчас мы с вами ответим на вопросы теста.
Вам нужно выбрать правильные ответы на вопросы.
(На столе у каждого ученика листок с тестом).
Проверка с помощью экрана. (Слайды 21, 22).
Оценка своей работы.
– Поставьте себе оценку. Если всё правильно – 5,
1-2 ошибки – оценка 4, 3 и более ошибок – оценка 3.

9. Итог урока

– Ребята, прочитаем вывод. (Слайд 23)
Все живые организмы и почва – участники
единого круговорота жизни на нашей планете.
– Что же надо делать для того, чтобы не нарушился
круговорот жизни? (Надо беречь и охранять
природу, сажать деревья, заботиться о животных).
– Верно, ведь мы с вами тоже являемся частью
природы и для жизни нам нужен свежий воздух,
чистая вода, свет солнца. Природа радует нас
своей красотой. Так давайте же будем природе
другом! Прочитаем «Правила друзей природы» 
(Слайд 24)
– И в заключение урока, мы с вами споём «Песенку
друзей природы».

Звучит музыка. Дети исполняют песню.

11. Домашнее задание

Задание для домашней работы

По схеме в учебнике или модели научись рассказывать о круговороте жизни на земле.

Рассказ «Великий круговорот на Земле» для 3 класса

Все живые организмы на Земле связаны между собой.

Растения обладают важной способностью получать, производить новые органические соединения, используя энергию солнечного света, воду и углекислый газ. То есть производят пищу для всех других организмов.

Ими питаются животные, и потому их называют потребителями. Даже хищники, поедающие других животных, зависят от растительности. Ведь если не будет травы, деревьев, плодов, не окажется и животных, которых едят хищники. Так лев Симба не сможет съесть антилопу, если антилопа не поест травы.

Растения и животные умирают, они оставляют после себя останки жизнедеятельности. Эти останки разрушают грибы и микроорганизмы, превращая их в неорганические вещества — минеральные соли. Эти соли жизненно необходимы растениям для роста и развития.

Накапливаясь в почве, останки растительности и животных, а также различные соли, образуют питательный слой, который называется перегноем.

На перегное возникает новая растительность, и круговорот начинается заново.

Полезные ссылки

  • Первое звено: растения. Производители органических веществ.
  • Второе звено: животные. Потребители органических веществ.
  • Третье звено: грибы и бактерии. Разрушители органических останков.

Почему растения названы производителями, а животные — потребителями?

Только растения могут производить органические вещества из воды и углекислого газа. Поэтому они названы производителями.

Животные потребляют вещества, произведённые растениями. Поэтому они названы потребителями.

Какие организмы названы разрушителями? Какова их роль в круговороте?

Разрушителями называют грибы и микроорганизмы, бактерии. Эти организмы разрушают мёртвые останки других объектов живой природы.

Какова роль почвы в круговороте?

Почва — это плодородный слой, в котором находятся минеральные питательные соли, необходимые для роста травы и деревьев.

Что будет, если на Земле исчезнут животные?

Если они исчезнут, то некому станет потреблять питательные вещества, производимые деревьями или травами, а значит начнут вымирать некоторые грибы и бактерии, которым нечего будет разрушать. Растения будут получать меньше минеральных солей. Вымрут те из них, чьё распространение и размножение зависит от животных.

Но в целом, природа сможет приспособиться к отсутствию животных и великий круговорот пойдёт тогда по короткому пути. На нашей схеме этот путь показан стрелкой от производителей к разрушителям.

Что будет, если на Земле исчезнут грибы и бактерии?

Если исчезнут грибы и бактерии, некому станет разрушать органические останки, и растения окажутся лишены минеральных солей, а значит большая их часть быстро вымрет. А следом вымрут животные, которым будет нечего кушать.

Что будет, если на Земле исчезнет почва?

Если не будет почвы, не на чём станет расти растениям, неоткуда им окажется брать минеральные соли, нигде не смогут жить микроорганизмы и грибы. Нарушится сразу несколько звеньев круговорота, и все живые организмы постепенно вымрут.

Обсудим!

в) грибы и бактерии;

Что будет, если исчезнут на Земле растения?

Если исчезнет растительность, некому станет производить питательные вещества из воды и углекислого газа, а значит животным нечего будет есть и они вымрут. А далее погибнут многие из бактерии, которые питаются исключительно на животных.

Придумайте и изготовьте модель, демонстрирующую круговорот веществ. Сравните с моделями, предложенными другими ребятами. Выберите лучшую из них.

Модель, показывающую великий круговорот в природе, можно выполнить в виде рисунка или коллажа. Мы покажем все виды организмов, участвующих в этих процессах.

Пример модели круговорота веществ в природе:

Слева покажем растения, организмы-производители. Над ними покажем животных — организмы-потребители. Справа покажем грибы и бактерии, это организмы-разрушители. И внизу покажем перегной, питательный слой почвы, на котором растут растения. Из перегноя они получают нужные им для роста вещества.

Связи между этими организмами покажем стрелочками.

Оцените статью
Добавить комментарий