- Кто проходит аттестацию для подтверждения соответствия должности
- Периодичность проведения аттестации
- Преимущества новой модели аттестации учителей
- Последние изменения в аттестации педработников с 2023 года
- Когда будет проводиться аттестация учителей в 2023 году
- Как проходит добровольная аттестация
- Как переносили запуск новой системы
- Этапы аттестации педагогических работников в 2023 году
- Формирование аттестационной комиссии
- Подача заявления на аттестацию
- Прохождение аттестационного испытания
- Письменная работа
- Запись видеоурока с классом
- Индивидуальный кейс
- Система оценки испытания
- Где посмотреть результаты аттестации педагогов
- Перенос запуска новой системы аттестации педагогов
- Часто задаваемые вопросы
- Нормативная база
- Новая система взамен прежней
- Аттестация для установления квалификационной категории
- Принципы проведения аттестации педагогов
- Что ждет педагога, провалившего аттестацию
- Обязательная аттестация педагогов
- 3 обязательных блока аттестационного испытания
- Когда проводится
- Представление аттестуемого
- Как проходит сама аттестация
- Зачем нужна аттестация педагогических работников
- Порядок проведения аттестации
- Как педагогу подготовиться к аттестации
- Виды аттестаций учителей
Кто проходит аттестацию для подтверждения соответствия должности
При проведении этой процедуры оценке подлежит профессиональная деятельность педагога.
Для разных групп сотрудников установлены определенные сроки прохождения процедуры. Общий установленный срок — раз в пять лет. Но отдельные категории подтверждают соответствие должности в иные сроки.
Периодичность проведения аттестации
Периодичность процедуры зависит от ее целей. В настоящее время аттестация представлена двумя вариантами проверки:
- Определение соответствия должности — аттестация, проводимая в подтверждение того, что сотрудник соответствует выполняемой им работе. Такая форма обязательна, сроки ее установлены законодательно — она проводится один раз в пять лет. Такой алгоритм представляет собой проверку на соответствие занимаемой должности с профессиональной точки зрения. Порядок проведения определяет ряд исключений для установленных категорий.
- Присвоение квалификационной категории — аттестация, имеющая добровольный характер. Она проводится по желанию работника и дает возможность повысить имеющуюся квалификационную категорию. Такой алгоритм представляет собой проверку профсоответствия для повышения имеющейся категории.
Присвоение квалификационной категории инициируется сотрудником. Срок действия категории (не продлевается) составляет пять лет.
Но работник пройти повторную процедуру по окончании двух лет с даты присвоения предыдущей категории. При отказе в повторной проверке сотрудник вправе направить заявление еще раз, но по истечении одного года по факту полученного отказа.
Преимущества новой модели аттестации учителей
Главная цель аттестации – подтвердить соответствие учителя квалификационным требованиям профессионального и образовательного стандартов.

Новая модель также позволит:
- стимулировать учителей на непрерывный профессиональный и личностный рост;
- выявлять проблемы педагога, вызванные недостатком профессиональных компетенций;
- определять траекторию карьерного роста педагога;
- формировать кадровый состав и справедливую систему оплаты труда учителей на основе единых стандартов;
- корректировать программы повышения квалификации учителей с учётом результатов их аттестации;
- учитывать мнение обучающихся и выпускников при формировании и проведении кадровой политики.
Последние изменения в аттестации педработников с 2023 года
Новая система аттестации учителей должна была заработать еще с 2021 года, но потом ее перенесли на 2022-й. Однако по факту новый порядок до сих пор не начал действовать, и учителя должны учитывать нормы приказа от 2014 года.
Тестирование новой модели аттестации продолжается – ЕФОМ дорабатываются, а срок реализации мероприятия на данный момент рассчитан до 2025 года. Новая, только тестируемая, модель аттестации, ограниченно применялась в 19 регионах РФ. Как мы сказали выше, она предполагает:
- не только обязательную и добровольную аттестацию, но и первичную при зачислении в штат;
- предполагается ввести категории «педагог-методист», «педагог-наставник»;
- материалы для проверок учителей, включая Единые федеральные оценочные материалы (ЕФОМ), будут иметь унифицированный характер по всей России;
- портфолио тоже будет собираться по единым для всей страны правилам;
- оценка учителей будет производиться в баллах;
- успеваемость учеников будет влиять на результаты аттестации в несколько меньшей степени: основной акцент сместится на уровень профессиональной подготовки педагогов.
Когда будет проводиться аттестация учителей в 2023 году
Как и каждый год, в 2023 году обязательной аттестации подлежат учителя, у которых с прошлой аттестации прошло уже 5 лет или которые утратили основания, освобождающие от обязательной аттестации. То есть, у каждого педагога есть свой срок истечения соответствия занимаемой должности, и в этот год они должны пройти аттестацию снова.
Когда именно она проводится – нужно уточнять в своей школе. Как правило, на аттестацию отводится период между 15 августа и 15 мая, то есть, в течение учебного года и пока нет экзаменов. На практике комиссия соберется, если нужно аттестовать нескольких учителей и они согласуют удобную дату (чтобы, к примеру, в эти дни у них не было учебной нагрузки).
Что же касается аттестации на категорию, то здесь даты нужно уточнять в вышестоящем ведомстве – ведь комиссия собирается там, и ее члены тоже должны согласовать между собой удобный график.
Действующий порядок аттестации предусматривает, что срок рассмотрения заявления составляет 30 дней, после чего назначается дата аттестации. Сама процедура не может занимать больше 60 дней, а дата ее начала должна назначаться с учетом срока истечения категории у учителя.
Как проходит добровольная аттестация
Все воспитатели проходят добровольную оценку. Такая возможность заинтересует специалистов, настроенных на профессиональный рост и развитие.
Срок действия полученной категории составляет пять лет. Если в прошлый раз кандидату было отказано в подтверждении квалификации, то проверить знания в следующий раз он сможет через год.
Каждый сотрудник при желании самостоятельно инициирует проверку своих знаний. Для этого достаточно подать заявление директору образовательного учреждения. В документе необходимо указать мотивы желания участвовать в испытаниях.
Порядок проведения добровольной аттестации воспитателей на соответствие квалификации и оценки знаний включает этапы:
- Проверка заявления.
- Установление срока проверки. Ее продолжительность должна составлять не более 60 календарных дней от момента начала проведения до принятия решения.
- Письменное уведомление экзаменуемого о месте и времени проверки — производится в течение 30 дней после получения заявления.
- Оценка.
- Оформление результатов.
Как переносили запуск новой системы
Новую систему аттестации учителей в режиме пилотного проекта уже испытывали в 2018 году на базе 104 школ в 19 регионах России. Но тогда выяснилось, что система все еще «сырая» – учителям не понравилось, что нужно отчитываться фрагментом видеозаписи урока, что все это отвлекает их от учебного процесса и снова направлено на контроль соблюдения ФГОС, а не на реальные достижения.
Поэтому полноценное вступление в силу новой системы было отложено. Сначала все это запланировали на 2020 год – до июня должны планировалось подвести итоги апробации новой модели, потом до ноября провести комплексное исследование квалификации учителей.
Понятно, что всему помешала пандемия – поэтому Минпросвещения не просто отложило запуск новой системы, но и разрешило учителям вообще не проходить аттестацию какое-то время:
- всем, у кого срок действия квалификационных категорий заканчивался с 1 апреля по 1 сентября 2020 года, их продлили до 31 декабря 2020 года;
- тем, у кого срок действия категории истекал с 1 сентября 2020 года по 1 октября 2021-го, продлили категории до 31 декабря 2021 года.
А запуск новой системы аттестации как раз был запланирован на 1 сентября 2021 года. Но найти хотя бы какое-то подтверждение этому не удалось – ведь сроки действия квалификационных категорий учителям и так продлили до конца года.
Единственное, что было сказано более-менее официально – это слова министра просвещения Сергея Кравцова в интервью «РГ». Он рассказал, что действующая система аттестации слишком субъективная и неудобная для учителей, поэтому и планируется внедрить ЕФОМ. Это сделает процесс аттестации простым и прозрачным, а пройти ее можно будет прямо на рабочем месте «в два клика». А координировать все это будет Федеральная Академия Минпросвещения.
Другой информации о запуске новой системы на данный момент нет. Вероятно, новости о ее запуске (или о новой отсрочке – пандемия не отступает) появятся чуть позже – например, ближе к фактическому запуску с 2022 года.
Этапы аттестации педагогических работников в 2023 году
Главное новшество в новой системе аттестации (помимо новых категорий учителей) – это единые стандарты ее прохождения по всей стране. Сейчас правила и порядок аттестации отличаются в каждом регионе и даже городе. Где-то от учителя требуется собирать массу документов и сдавать это лично, а где-то – все его достижения проверяются автоматически по электронной базе (так реализовано в Москве).
Новые правила аттестации пока не вступили в силу, но это вопрос времени. Поэтому рассмотрим, как именно учителя смогут проходить аттестацию уже в ближайшее время.
Формирование аттестационной комиссии
Перед проведением процедуры собирается комиссия, состав которой зависит от типа аттестации (обязательной или добровольной):
- Комиссия по аттестации на соответствие занимаемой должности создается распорядительным документом учебного заведения – приказом об аттестации педагогических работников. В нее входят члены комиссии, секретарь, зампредседателя и сам председатель. Если в учебном заведении имеется орган профсоюза, то в состав комиссии на обязательных началах входит и его представитель.
- Комиссия по аттестации на повышение категории формируется не работодателем, а или региональным министерством образования или отделом образования городской администрации (в зависимости от уровня образовательного учреждения). При создании таких структур определяется их состав, условия привлечения специалистов, а также регламенты работ. В число участников комиссии входит представитель от профсоюза.
То есть, на уровне школы периодически собирается своя комиссия по аттестации на соответствие занимаемой должности, и вся процедура проходит именно в школе. А чтобы получить более высокую категорию, нужно обращаться в вышестоящее ведомство и ждать, когда там созовут комиссию.
Подача заявления на аттестацию
Чтобы пройти аттестацию, сначала нужно подать соответствующее заявление. И порядок его подачи различается для аттестации на категорию и на соответствие для занимаемой должности.
Аттестация педагогов на соответствие занимаемой должности производится на основе распорядительного документа самого работодателя. На каждого педагогического работника работодателем в аттестационную комиссию школы вносится представление, в котором указывается:
- ФИО (отчество – если таковое имеется);
- должность на дату аттестации;
- информация о трудовом договоре при принятии на должность;
- квалификационные данные и уровень образования;
- данные о дополнительном профобразовании по направлению деятельности преподавателя;
- результаты предшествующих аттестаций, если таковые имели место;
- оценка деловых и профессиональных параметров, результатов и итогов деятельности педработника, согласно содержанию его трудового договора (должна носить всесторонний и мотивированный характер).
Работодатель знакомит учителя с представлением не менее чем за 30 дней до даты аттестации под подпись. Педагог затем может передать в комиссию дополнительные документы по его профессиональной деятельности за период с даты приема на работу или даты последней аттестации, а также информацию о получении им независимой оценки.
То есть, чтобы пройти аттестацию, помимо основных данных о себе и своем образовании, нужно предоставить определенные документы о результатах деятельности за прошедшие 5 лет. Какие именно это документы – утверждается на уровне школы.
Если же речь идет об аттестации на повышение квалификационной категории, то заявление подавать нужно уже в вышестоящую комиссию. Как это делать – стоит уточнить на месте, обычно документы принимают лично, через интернет или по обычной почте (например, если школа находится в отдаленном населенном пункте).
Форма заявления зависит от региона, поэтому уточнять это также нужно на месте. Например, в инструкции Министерства образования Республики Мордовия №3271 от 20.08.2019 года утверждена такая форма заявления на аттестацию педагогических работников:
А требования к портфолио такие:
То есть, в документе должны быть данные о заявителе, его месте работы, а также о категории, на которую он претендует. Для других регионов согласование портфолио с аттестующими органами выполняется учителем в индивидуальном порядке.
Отдельно стоит сказать о документах, которые прикладываются к заявлению. Сейчас, чтобы пройти аттестацию на категорию, учителю нужно собирать обширное портфолио своих достижений. Например, в него могут входить:
- результаты освоения предмета учениками, причем в динамике – потому что для получения категории динамика должна быть положительной за несколько лет;
- результаты учеников на Всероссийской предметной олимпиаде – если по профилю учителя вообще есть олимпиады;
- информация о работе по направлению наставником;
- данные о том, какие экспериментальные методики применял учитель;
- прочие документы, подтверждающие достижения педагога за последние годы.
Иногда от учителя требуется сделать что-то еще – например, в той же Мордовии нужно написать сочинение на тему личных достижений педагога, которые бы подтверждались в портфолио документами.
По новым правилам аттестации различий по оформлению дополнительных материалов к аттестации (портфолио) для разных регионов РФ не будет. То есть, состав портфолио и правила его оформления будут едиными для всей страны. Правда, какие это будут правила, пока неизвестно.
Прохождение аттестационного испытания
В процессе внедрения находятся методики, предполагающие, что учителей будут экзаменовать по Единым федеральным оценочным материалам (ЕФОМ), с предложением выполнить 4 вида задания, включая предметное, методическое, а также психолого-педагогическое и коммуникативное. При этом стаж будет иметь меньшее влияние, появится единый рейтинг преподавателей, возможность у педагогов формировать подготовку школьников по требованиям ФГОС и т. д. Разберемся с этим подробнее.
Письменная работа
Первая часть испытания педработника – это письменная работа по предмету, который он преподает. То есть, это проверка знаний педагога по его дисциплине – ведь нельзя научить детей тому, чего не знаешь сам. К предметным компетенциям, например, по истории, может быть отнесено:
- восстановление хронологической последовательности событий,
- указание имен современников исторического события,
- задание сопоставить исторические сооружения стране их нахождения и другие.
Методические навыки проверяются путем формулировки тем учебного проекта, составлением перечня ресурсов для выполнения проекта, определением возможных результатов проекта, которые получат ученики после выполнения. Также учитель должен проверить контрольное задание ученика по прилагаемой методике и предложить дальнейшие методы для развития обучающегося по предмету «история».
Посмотреть тестовый вариант заданий по истории можно здесь.
Запись видеоурока с классом
Самая спорная часть – это анализ образца профессиональной деятельности учителя. Изначально в проекте приказа говорилось, что учитель должен записать на видео урок, который потом будут разбирать и оценивать независимые эксперты. Причем урок будет сверяться с учебными планами и проверочными работами учеников.
Но потом возникло слишком много вопросов – неясно, как именно учителя должны снимать урок, как долго (5 минут или все 45), на какое оборудование и какие именно уроки нужно снимать. Еще большая проблема – разрешения родителей на съемку их детей.
Поэтому, по неофициальной информации, видео урока было решено исключить из ЕФОМ. Скорее всего, его заменят на какой-то другой вариант оценки работы учителя.
Индивидуальный кейс
В рамках решения кейса педагог должен представить решение сложной гипотетической ситуации, к примеру:
- объяснить, как правильно работать с детьми из неблагополучной семьи;
- предложить вариант постановки учебного задания для детей со специальными потребностями (например, инвалиды по органам движения).
Тестовый кейс для учителей истории можно найти в этом же файле.
На решение кейса, как и на другие блоки, учителям будет отводиться ограниченное время.
Система оценки испытания
Будущая система оценки испытаний предполагает начисление баллов за каждый этап. По планируемым к введению методикам максимальный балл для прохождения аттестации – 100, из которых для получения категории нужно набрать не менее 70. Из них по ЕФОМ можно максимально набрать 60 баллов.
То есть, в письменном задании, за оценку урока и решение кейса можно получить до 60 баллов (например, за каждый правильный ответ письменного задания будет даваться 1 балл). Пример оценки знаний учителя можно найти в конце файла с заданиями по истории, выложенного выше.
Остальные баллы будут собираться по рекомендации работодателя:
- личные успехи преподавателя – до 15 баллов;
- достижения учеников и выпускников за последние 5 лет – до 20 баллов;
- мнение эксперта – до 5 баллов.
Таким образом, успеваемость обучающихся все так же будет влиять на аттестацию педагога, как и сейчас (в рамках портфолио).
По действующему приказу результаты аттестации на соответствие занимаемой должности или на категорию сообщаются педагогу по результатам голосования членов комиссии, оформляемого протоколом. На это у комиссии есть до 10 дней, но по факту оценку чаще всего сообщают сразу.
По новому тестируемому порядку предполагается доведение результатов аттестации до аттестуемого учителя и руководства школы в автоматическом режиме информационной системой. Как все это будет работать на практике, пока понять сложно.
Где посмотреть результаты аттестации педагогов
Результаты аттестации педагогических работников на категорию, согласно существующим правилам, выкладываются в интернете в виде распорядительных актов государственных органов. Аттестация на соответствие преподавателя должности отражается в личном деле преподавателя в учебном заведении и может быть указана на сайте школы.
Перенос запуска новой системы аттестации педагогов
Подготовка изменений происходила в течение нескольких лет. В тестировании принимали участие 104 школы из 19 российских регионов. Впервые новая система была опробирована в 2018-ом году, чтобы с учетом внедренных корректив стать окончательно утвержденной в 2020-ом году.
Основной причиной недовольства педагогов стала необходимость предоставления для аттестации видеофрагмента урока. Упор был на то, что это отвлекает от занятия и направлено не на оценку их достижений, а на контроль за выполнением ФГОС.
В результате было принято решение переработать эту часть нововведений. Однако, в 2020 году система так и не заработала, поскольку началась пандемия и приоритет получили совсем иные задачи.
В соответствии с указанными событиями Министерство просвещения позволило:
- всем, чья категория истекала в период с 1 апреля по 1 сентября, продлить ее действие до конца 2020-го года;
- тем, у кого аналогичное событие должно было произойти с 01.09.20 по 01.10.21, оформить сроки по 31 декабря 2021-го года.
Далее проверки входят в штатный режим. Об этом в своем Письме № АЗ-57/08 сообщили представители Координационного совета при Правительстве РФ по борьбе с COVID-19: для продления сроков тем, у кого категории истекают в период с 01.10.21 по 31.12.22, оснований нет. Таким образом, аттестация педагогов снова входит в обычный режим.

Также учителям следует обратить внимание на оплату своего труда. В частности, с учетом окончания действия категории.
На период с 2021-го по 2023-ий годы на этот счет внесены конкретные рекомендации. Согласно п. 5.10.4 Отраслевого соглашения, заключенного 29 декабря 2020-го года между Министерством просвещения и Профсоюзом работников образования и науки, в региональных и территориальных соглашениях в случае наступления особых санитарно-эпидемиологических условий должно прописываться сохранение прежнего уровня заработной платы тем педагогам, чья категория заканчивается именно в этот период.

Остаются все надбавки и доплаты. При этом выплаты должны быть обеспечены минимум на полгода.
Таким образом, в условиях распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) за педагогическим работником может быть сохранен уровень заработной платы с учетом имевшейся квалификационной категории, срок действия которой истек, если это предусмотрено региональными отраслевыми соглашениями и (или) коллективными договорами.
В соответствии со ст. 21 ТК РФ работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, соблюдать трудовую дисциплину. Прохождение обязательной аттестации входит в перечень обязанностей, значит, отказ влечет за собой санкции: работника могут перевести на другую должность или уволить.
Также порядок аттестации не предусматривает оснований для отказа в приеме заявления. Главное — соблюдение сроков и условий для сдачи.
Часто задаваемые вопросы
Может ли педагог отказаться от прохождения обязательной аттестации?
У педагогического работника нет возможности отказаться от аттестации, для которой предусмотрена обязательная форма прохождения. Это влечет предложение перейти на другую должность или увольнение.
Что делать, если не получилось пройти аттестацию?
Аттестацию на категорию можно пройти повторно, но не ранее, чем через год. При наличии первой категории и неприсвоении высшей у педагога остается 1-я категория. Если установлено, что результаты аттестации педагогических работников на соответствие должности отрицательные, то учебное учреждение должно их уволить по ст. 81 п. 3 ч. 1 ТК РФ, предварительно предложив им работу с более низкой оплатой или квалификацией и подходящую по состоянию здоровья. Результаты аттестации можно обжаловать в соответствии с законами РФ.
Нужно ли что-то оплачивать педагогу при прохождении аттестации?
Сведений о необходимости оплаты каких-либо процедур со стороны преподавателя при прохождении того или иного вида аттестации в нормативной базе РФ не содержится.
Нормативная база
Законодатель установил необходимость аттестовывать педагогов. Цель — установить соответствие сотрудника занимаемой должности. Порядок аттестации педагогических работников в 2020 году определен законом «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, который предусматривает необходимость для учителей проходить проверку, и Приказом Минобразования РФ № 276 от 07.04.2014, утверждающим как порядок осуществления процедуры, так и требования к ней и ее особенности.
Работодатель локальным актом установить порядок, учитывая специфику учреждения. Есть организации, помогающие в подготовке и проведении испытания:
- центр аттестации педагогических работников ВГАПО;
- ЦСНК (Ульяновск, аттестация педработников);
- КИРО (Курск, аттестация педагогических работников 2020).
Новая система взамен прежней
На существовавшую в России систему аттестации часто жаловались учителя – для ее прохождения приходилось собирать массу документов, формировать портфолио и отвлекаться из-за этого от преподавания. Все это умножалось на отсутствие единых стандартов по России и тот факт, что пользы реальной работе педагога все это не приносило.
Поэтому уже достаточно давно начался постепенный переход на новую систему аттестации. Все это происходит в рамках новой Национальной системы учительского роста (НСУР) – она описывает то, как учитель должен шаг за шагом повышать свой уровень.
В прежней системе учитель проходил ступени от начинающего педагога к учителю первой категории и учителю высшей категории. При этом стать учителем первой категории можно, если учащиеся демонстрируют стабильные положительные результаты, а высшей – если у них есть положительная динамика в успеваемости. Проблема в том, что критерии оценивания не всегда прозрачны, и отличаются в разных регионах.
В новой системе аттестации учителей будут оценивать по Единым федеральным оценочным материалам (ЕФОМ), которые включают в себя оценку предметной, методической, психолого-педагогической и коммуникативной квалификации. Но самое главное – ЕФОМ будут едиными по всей России. В оценочные материалы будут включаться:
- письменная работа по предмету, который преподает учитель;
- анализ образца профессиональной деятельности. Сначала планировалось, что учитель будет сдавать фрагмент видеозаписи урока, но впоследствии от этой идеи отказались;
- решение педагогического кейса – сложной ситуации из реальной практики учителя.
За каждый блок учитель получит определенные баллы, максимум по результатам оценки согласно ЕФОМ можно получить максимум 60 баллов.
Кроме этого, учителя будут оценивать и по другим критериям:
- динамика образовательных результатов учеников – максимум 20 баллов;
- за условия профессиональной деятельности дадут до 5 баллов;
- за индивидуальные достижения учителя могут дать до 15 баллов.
Всего можно получить до 100 баллов. Правда, до сих пор неизвестно, на какие баллы нужно пройти аттестацию, чтобы сохранить свой статус или получить более высокую категорию.
Зато уже известно, как будут присваиваться новые категории учителям:
- – это выпускник педагогического вуза, который только пришел в школу и еще не имеет категории;
- учитель, соответствующий должности – спустя 3 года работы, молодой специалист проходит аттестацию и получает новую категорию;
- – получив первую категорию спустя 8 лет работы, учитель может получить должность, дающую ему право участвовать в разработке учебных материалов, быть экспертом, разрабатывать программы повышения квалификации и т.д.;
- – это самая высокая должность, которую можно получить с высшей категорией, и ради которой нужно неоднократно проходить аттестацию. Такой учитель сможет помогать новым педагогам, выявлять у них пробелы в знаниях и передавать свой опыт.
Правда, до сих пор неизвестно, сохранят ли первую и высшую категории учителям, или полностью заменят их на новые должности и статусы.
По некоторым данным, срок действия трудового договора с учителем будет привязан к сроку, остающемуся до следующей аттестации (пока закон не поменяли, это по-прежнему 5 лет). Однако более-менее официальной информации об этом найти не удалось.
Аттестация для установления квалификационной категории
При проведении процедуры оценке подлежит уровень профсоответствия, позволяющий оценить возможность повышения категории.
Такая процедура проводится по желанию работника. Педагогу установят первую (высшую) категорию.
Присвоенная категория сохраняется за педагогом до истечения срока ее действия, даже если человек перешел работать в другое учреждение, в том числе в другом регионе.
Подать заявление на первую категорию вне зависимости от длительности работы в учреждении, и даже находясь в отпуске по уходу за ребенком. На высшую — только через два года в должности в учреждении.
Квалификационная категория устанавливается в следующем порядке:
- Сотрудник отправляет в аттестационную комиссию заявление заказным письмом с уведомлением или по электронной почте.
- Комиссия рассматривает обращение не более 30 календарных дней по факту его получения. После изучения определяется срок проведения процедуры. В адрес сотрудника письменно отправляется сообщение о месте и дате проведения процедуры.
- В результате комиссия принимает решение:
установить первую (высшую) квалификационную категорию;отказать в установлении первой (высшей) квалификационной категории. - установить первую (высшую) квалификационную категорию;
- отказать в установлении первой (высшей) квалификационной категории.
- Комиссия выносит решение заочно. Решение заносится в протокол.
Принципы проведения аттестации педагогов
Процедура проверки квалификации и ее присвоения зафиксирована в статье 49 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Её пункты закрепляют обязанность каждого педработника проходить в установленный срок аттестацию и переаттестацию. В 2022 году эти требования получили актуальное дополнение. О них будет рассказано далее.
Ключевые принципы, в соответствии с которыми проводится аттестация педагогов в 2022-2023 году:
- Выявление актуального уровня квалификации педработника осуществляется с целью проверки его на соответствие занимаемой должности.
- Процедура проводится каждые 5 лет либо по желанию сотрудника учебного заведения.
- Проверка для присвоения квалификации проводится комиссией, уровень которой определяется согласно уровню школы. Например, если это муниципальное учреждение, то состав уполномочена формировать городская администрация.
- Проверка на соответствие занимаемой должности проводится комиссией, которая собирается на базе самой школы.
- Порядок проведения аттестации регламентируется Министерством просвещения по согласованию с Министерством труда и социальной защиты.
Таким образом, проверка квалификации необходима, чтобы актуализировать сведения о профессиональном уровне педагога. По её результатам ему либо присваивается категория, либо происходит её изменение.

Педагог, стремясь подтвердить свою компетенцию, проходит специальные курсы, совершенствуется, разрабатывает методики преподавания и так далее. Таким образом, сам факт грядущей проверки стимулирует работника школы поддерживать профессиональный уровень. К тому же по результатам оценки ему могут повысить зарплату и оформить доплаты, что тоже является поводом для добросовестного исполнения служебных обязанностей.
Вот только старая система проверки себя изжила и возникла потребность в формировании другой, соответствующей сегодняшнему времени.
Выше уже было сказано, что традиционная система оценки квалификации перестала соответствовать требованиям современности. Громоздкая и не унифицированная, она имела множество дыр и по факту несла все меньше пользы, зато чаще отвлекала педагогов от преподавания.
Новая национальная система учительского роста (коротко – НСУР) призвана исправить сложившуюся ситуацию. Переход к ней начался несколько лет назад. Эта система в деталях отражает процесс профессионального роста педагогов.
Раньше учителя зависели от успеваемости своих подопечных. Предполагалось, что для присвоения первой категории педагогу их результаты должны быть стабильным в течение определённого отрезка времени. Для высшей же требовалась положительная динамика. Что конкретно считать стабильностью и улучшением у учеников, нигде не упоминается и остаётся на усмотрение комиссий. Таким образом, за схожие успехи своих подопечных педагоги разных регионов получали разные баллы.
Сегодня подобное постепенно уходит в прошлое. Учителя получают возможность справедливого оценивания по совокупности условий и результатов согласно Единым федеральным оценочным материалам (ЕФОМ). Иными словами, появляется стандартный шаблон проверки, общий для всей России.
По ЕФОМ оценке подлежат:
- письменная работа по преподаваемому предмету;
- образец профессиональной деятельности (первоначально это была видеозапись занятия, однако потом этот вариант убрали);
- решение педагогического кейса (то, как учитель поведёт себя и что сделает в гипотетической ситуации, пример которой взят из реальной практики).
Помимо будут оцениваться:
- динамика ученических успехов (до 20 баллов);
- условия профессиональной деятельности (до 5 баллов);
- индивидуальные достижения учителя (до 15 баллов).
Идеальный результат за всю проверку равен 100 баллам. Однако, каков минимальный порог для ее прохождения или перехода на следующую ступень, пока не говорится.

Аттестация для педагогов в 2022-2023 году предполагает присвоение им новых категорий. Это:
- Молодой специалист. Присваивается выпускнику педагогического ВУЗа, только начавшему свою профессиональную деятельность в школе.
- Учитель, соответствующий должности. Молодой специалист, отработавший суммарно 3 календарных года в школе и прошедший аттестацию.
- Учитель-методист. Им может стать педагог 1-ой категории, отработавший в школе суммарно 8 лет. Эта должность дает право разрабатывать различные учебные материалы для детей и учителей. Возможно участие в экспертных комиссиях и т.д.
- Учитель-наставник. Педагог высшей категории, многократно аттестованный и доказавший свое право на передачу опыта младшему звену педагогического коллектива.
Однако, и в этом блоке есть моменты, вызывающие вопросы. Например, что станет с уже присвоенными категориями (первой и высшей): их оставят или отменят взамен на новые?
Также есть версия, что аттестация будет определять срок трудового договора. Это оправдано, поскольку при понижении статуса педагога работодатель имеет право его уволить, чего делать не придется, если сотрудничество подходит к концу. Вот только официально на этот счет не делалось никаких заявлений, поэтому пока что это только предположения.
Что ждет педагога, провалившего аттестацию
Новые правила гласят, что занимать должность преподавателя не сможет тот сотрудник, который не имеет даже базовой аттестационной категории.

Если существующий педагогический работник не получит соответствующую категорию, то его отправят на курсы повышения квалификации, после которых экзамен можно будет сдать заново.
В течение периода обучения рабочее место остается за преподавателем вместе со стандартной ежемесячной зарплатой. В случае провальной повторной аттестации администрация имеет право отстранить сотрудника от обязанностей.

Следует понимать, что новые правила установлены не для того, чтобы сократить преподавательский состав, а с целью улучшения качества образования. Помимо этого преподаватели самостоятельно смогут оценить свой уровень знаний и заполнить имеющиеся пробелы.
Обязательная аттестация педагогов
Как и для представителей других социально значимых профессий, для педагогических работников существует обязанность периодически проходить аттестацию. Это требование заложено в статье 49 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Исходя из норм закона, аттестация проводится по таким принципам:
- она нужна для того, чтобы педагогические работники подтверждали соответствие занимаемым ими должностям;
- проводится аттестация раз в 5 лет или по желанию педагога;
- аттестацию для подтверждения соответствия занимаемой должности проводят аттестационные комиссии, которые формируются в образовательных учреждениях (то есть, аттестацию учитель проходит в той же школе, где работает);
- аттестацию для установления квалификационной категории педагогов проводят аттестационные комиссии того уровня власти, к которому относится учебное заведение (если школа находится в ведении муниципального образования, то комиссию организуют именно городские власти;
- порядок проведения аттестации устанавливает Министерство просвещения по согласованию с Министерством труда и социальной защиты.
Другими словами, по факту аттестация проводится для двух целей – чтобы проверить, соответствует ли учитель занимаемой должности (и эта аттестация проводится каждые 5 лет на уровне школы), и для получения более высокой квалификационной категории (и эта аттестация проходит по желанию учителя на уровне города или региона).
А вообще сама система аттестации нужна, чтобы стимулировать учителей непрерывно повышать уровень своей квалификации и расти профессионально, делать труд педагогов более эффективным и качественным, использовать все потенциальные возможности педагога, выполнять требования ФГОС, а еще – аттестация влияет на то, какую зарплату будет получать педагог (доплаты за категории).
3 обязательных блока аттестационного испытания
Материалы ЕФОМ едины для всех образовательных учреждений России и включают три блока:
Включает в себя задачи по предмету, вопросы по планированию и построению учебного процесса. Блок должен проверить методические и предметные компетенции педагога. Например, учителя математики могут попросить решить уравнение, а по истории спросить ключевые даты Отечественной войны 1812 года.
В 2020 году ЕФОМ тестировался в 45 регионах. Учителя, участвовавшие в эксперименте, писали, что на выполнение письменной работы давали два часа.
Согласно требованию ЕФОМ комиссия должна оценить работу учителя «в поле». Для этого педагог представляет запись реального урока и несколько самостоятельных работ учеников с выставленными оценками. Это нужно для оценки коммуникативных и психолого-педагогических компетенций.

Качество самой съемки не оценивается. Достаточно снять урок на телефон. Продолжительность видео — 15–30 минут.
Задания выполняются на компьютере, каждый педагог получает индивидуальный кейс. Это сделано, чтобы поддержать единство стандарта по всей стране. В пробных заданиях на официальном сайте ЕФОМ педагогам было предложено порассуждать, как работать с классом, в котором происходит травля ученика. Естественно, задания будут отличаться, но пока неизвестно, какие темы они затронут.
Когда проводится
В настоящее время существуют два вида аттестации:
- Обязательная. Проводится для подтверждения соответствия занимаемой должности не реже одного раза в пять лет. В соответствии с порядком проведения процедуры, от нее освобождаются некоторые работники. О них мы расскажем далее.
- Добровольная. Такая проверка проводится для установления квалификационного уровня. Обычно назначается по просьбе самого воспитателя, желающего повысить свою квалификацию. Проводят ее по истечении двух лет с момента присвоения предыдущей квалификации. Два года — срок, предусмотренный для высшей категории. При установлении первой категории заявление представляют вне зависимости от срока работы в учреждении (п. 29 приказа № 276). Если в проверке отказано, повторную заявку подают через год после отказа.
Если квалификация не подтверждена в положенные сроки, она аннулируется. В таком случае педагог, имеющий первую категорию, подает заявку для получения первой. Если у сотрудника была высшая, то она аннулируется. Работник в дальнейшем подает заявление о присвоении высшей категории.
Ранее принятое правило, по которому за сотрудником, отработавшим 20 лет по профессии, закреплялась высшая пожизненно, отменено. Теперь подтверждают свою квалификацию и проходят проверку каждые пять лет.
Представление аттестуемого
Представление аттестуемого — документ, который наниматель вносит в аттестационную комиссию на каждого сотрудника. В представление аттестуемого включается следующая информация:
- Ф.И.О.;
- наименование должности;
- дата подписания трудового договора по должности;
- образование и(или) квалификация по специальности или направлению подготовки;
- дополнительное профессиональное образование в сфере деятельности;
- итоги предыдущих проверок;
- оценка как деловых, так и профессиональных качеств, результатов деятельности.
Работодатель знакомит сотрудника с содержанием документа письменно не менее чем за 30 календарных дней до дня испытания. Сотрудник вправе предложить комиссии иную дополнительную информацию о результатах своей работы за период, прошедший с даты предыдущей проверки (при проверке впервые — с даты поступления на работу).
Если работник не желает знакомиться с представлением, работодатель составляет акт об отказе и подписывает его совместно с лицами, присутствующими при его составлении (не меньше двух).
Представление аттестуемого является, по сути, аналитической справкой об уровне квалификации по итогам его профессиональной деятельности.
Для качественной подготовки документа укажите ряд сведений.
Документ скрепляется печатью учреждения, подписью его руководителя.
Как проходит сама аттестация
Аттестация педагогических работников 2020 (Ульяновская область, иные субъекты РФ) проводится во время заседания комиссии. В процедуре участвует сотрудник.
Комиссия правомочна, если в ее работе участвуют не меньше двух третей от определенного распорядительным документом состава.
Процедура идет при участии аттестуемого педагогического работника.
Действия нанимателя в случае неявки педагогического работника на заседание комиссии следующие:
В случае успешного прохождения аттестации комиссия даст заключение о соответствии педагога должности.
В случае непрохождения испытания комиссия даст заключение о несоответствии педагога замещаемой должности. В последнем случае наниматель разорвать трудовой договор с педагогом по пункту 3 части 1 ст. 81 ТК РФ. Но такое заключение не обязательно влечет необходимость уволить педагога. рименяют и другие инструменты, например, направить на курсы повышения квалификации. Это даст возможность по окончании курсов пройти аттестацию повторно. Более того, педагога нельзя уволить, если есть возможность перевести его (при наличии письменного согласия) на иную должность, в том числе нижестоящую или нижеоплачиваемую. Не подлежит увольнению педагог, попадающий в перечень лиц, включенных в ст. 261 ТК РФ.
Зачем нужна аттестация педагогических работников
В общих чертах, аттестация – это проверка знаний и навыков учителя, а нужна она, чтобы убедиться в его соответствии высоким стандартам российской педагогики.
Поэтому к числу задач аттестации в соответствии с российским законодательством относятся:
- повышение качества и эффективности преподавания;
- оценка потенциала учителей и их потребностей в повышениях квалификации;
- дифференциация размеров оплаты труда для разных категорий педагогов;
- оценка соответствия кадров в школе требованиям образовательных стандартов для учителей.
Таким образом, аттестация учителей в 2023 году будет ставить целью подтверждение соответствия педагогического работника квалификационным требованиям образовательного и профессионального стандарта.
Для обязательной аттестации заявление со стороны работника не нужно. Оно актуально только для определения квалификационной категории по желанию самого педагога.
В законах не прописаны жесткие требования к заявлению. Главное — указать квалификационную категорию и должность, по которым учитель желает пройти аттестацию.

Заявление можно лично отнести в комиссию, воспользоваться любой почтовой компанией или отправить по электронной почте. Еще один вариант — использовать информационную систему «Аттестация», которая включает специальный модуль для работы с заявлениями.
По правилам у комиссии есть 30 дней, чтобы рассмотреть заявление и определить срок проведения аттестации. Как правило, аттестация проходит в период с 15 августа по 15 мая. Для каждого учителя устанавливаются индивидуальные сроки.
Педагога уведомят о конкретном времени и месте проведения аттестации по электронной почте или в личном кабинете информационной системы «Аттестация». Также образовательные учреждения часто публикуют графики на официальных сайтах. В любом случае учитель не останется в неведении.
Чтобы начать аттестацию, учреждение издает документы:
- Распорядительный акт, где указаны сотрудники, которые обязаны пройти аттестацию, и ее график. Документ включает список работников для обязательной проверки, а также ее график. Педагоги должны ознакомиться с актом не позднее чем за 30 дней до проведения их аттестации.
- Представление на каждого педагога. Это основной документ комиссии, в нем должна быть полная информация: Ф.И.О., должность, основное и дополнительное образование, итоги предыдущих аттестаций.
Сотрудник должен ознакомиться с этими документами не позднее чем за 30 календарных дней до дня аттестации. После учитель может внести в представление дополнительную информацию, которой не было, например информацию о сертификатах об обучении.

- Аттестация — заседание комиссии. В заседании должен участвовать и сам учитель. Если он не придет без уважительной причины, комиссия разбирается без него. При таком сценарии ситуация вряд ли сложится в пользу аттестующего. Если же уважительная причина есть, заседание перенесут.
- Объявление результатов. Члены комиссии с помощью голосования решают, соответствует ли педагог занимаемой должности. Результаты заносят в протокол, знакомят со своим вердиктом педагога.
Порядок проведения аттестации
- Работодатель приказом учреждает аттестационную комиссию в составе председателя, его заместителя, секретаря и ее членов, представителя профсоюза (при его наличии).
- Работодатель издает распорядительный документ о проведении испытания. Документ содержит информацию о графике проведения и перечне аттестуемых лиц. Приказ издается не позднее чем за 30 дней до процедуры. Работодатель знакомит перечисленных в нем подчиненных с содержанием документа под подпись.
- Работодатель разрабатывает на сотрудника представление, знакомит с ним подчиненного под подпись не позднее чем за 30 календарных дней до процедуры и отправляет документ в комиссию.
- Комиссия изучает представление и голосует за одно из решений:
соответствует должности;не соответствует должности. - соответствует должности;
- не соответствует должности.
- Результат голосования доводится до сведения учителя и оформляется протоколом.
- В течение трех рабочих дней после формирования протокола сотрудник знакомится с выпиской из него под подпись.
Подробную информацию о процедуре найдете на официальных сайтах:
- аттестация csnk.ru;
- РЦОКО, официальный сайт аттестации педагогов Саратова;
- ИРООО, официальный сайт аттестации педагогов Омска;
- МРКО, личный кабинет по аттестации педагогических кадров Москвы;
- КИРО, аттестация педагогических работников Курска.
Как педагогу подготовиться к аттестации
Аттестационные испытания требуют от педагога немалого труда, выдержки, организованности, то есть проявления лучших качеств и как человека, и как специалиста, и имеют своей целью поднятие профессионально-личностного уровня педагогического работника, контроль соответствия этого уровня ФГОС.
Исходя из личного опыта подготовки к аттестации, обзора литературы по данному вопросу, мы пришли к выводу: каждый педагог способен успешно пройти процедуру аттестации при условии применения на практике современных методов достижения целей, включающих в себя постановку цели, планирование, актуализацию знаний, их практическое применение, оценивание и контроль, и, наконец, релаксацию.
Поэтому, несомненно, аттестация является для учителя и целью, и средством профессионального и духовного роста, и критерием оценивания педагогической компетентности.
В ходе подготовки к аттестации учитель решает целый комплекс важных вопросов, затрагивающих самые актуальные аспекты его профессиональной жизнедеятельности. В результате суммарного действия разноплановых факторов, усиливающих нагрузку на организм, многие педагоги доводят себя от легкого состояния стресса до более серьезных неврологических и других расстройств.
При правильной предварительной и разумной организации своей деятельности мы, во-первых, гарантировано получаем заявленную квалификационную категорию, во-вторых, достигаем более высокого уровня профессионализма, более того, становимся крепче морально и духовно.
Поэтому попытаемся дать практические рекомендации, которые позволяют педагогу выстроить грамотное поведение во время аттестационного процесса, избежать проблем со здоровьем и сохранить душевное равновесие, а главное доказать свою профессиональную компетентность.

Несмотря на тот факт, что каждый практикующий учитель обладает определенными знаниями, наработками, позволяющими ему вести профессиональную деятельность, что за его плечами сотни уроков, участие в конкурсах, проектах, олимпиадах разных уровней, победы в городских, региональных, всероссийских, международных мероприятиях, множество вебинаров, семинаров, курсов, уверенности в успешном прохождении аттестации у него не прибавляется.

Подчас невеселые размышления об аттестационной гонке приводят нас к следующему выводу: успешное прохождение аттестации требует определенных знаний, умений, навыков, которые не появятся сами по себе: их нужно или самостоятельно освоить, или заручиться помощью знающих людей – специалистов в этой области.
Неплохое решение — пройти дистанционные курсы по данной теме. Но и это еще не все: как любое другое серьезное мероприятие, аттестацию невозможно пройти наскоком, как бы, между прочим. Это каждодневный кропотливый труд, требующий много сил и внимания.
Для грамотного распределения своего времени, организации конструктивной и результативной деятельности лучше использовать проверенные практикой стратегии, такие как: творческое решение проблем, принятие ответственности за ситуацию, за свою жизнь в целом, использование своих сильных сторон, повышение личной эффективности.
Отличными пособиями, которые помогут приобрести качественные знания, предложат практические советы, креативные подходы в сфере эффективной организации предшествующей аттестации работе, являются совместное произведение Б. Трейси и Ф. М. Шеелен «Личность лидера», а также книга М. Бакингем «Заставьте свои сильные стороны работать».
Так Брайан Трейси разделяет внешний контроль и внутренний. При внешнем центре контроля человек находится под контролем других, поэтому он «подвержен стрессу, плохо переносит перегрузки, ему присуща невысокая производительность».
Люди с внутренним центром контроля принимают полную ответственность за свое поведение, в результате они мало подвержены стрессу, сами распоряжаются собственными ресурсами, выбирают условия и среду жизнедеятельности. Трейси характеризует ответственного человека, как скорее позитивно, чем негативно настроенную личность, проявляющую «скорее активность, нежели пассивность.

Такой человек сам осуществляет контроль, а не подвергается ему и ищет решения, а не того, на кого удалось бы свалить вину. Человек ответственный развивается, а безответственный ищет отговорки».
Трейси перечисляет условия реализации творческого подхода к решению проблемных ситуаций, а именно: ясность (ясная цель), концентрацию, гибкость ума и методичность – умение следовать конкретной цели. Автор книги предлагает такие методы решения проблем как «метод двадцати идей», систематический метод и «мозговой штурм».
М. Бакингем предлагает определить свои сильные стороны, чтобы максимально их использовать и раскрыть свой природный потенциал. Работа над ними включает четыре этапа:
- определение той сильной стороны, которая помогает нам в текущей работе;
- нахождение упущенных возможностей в своей текущей работе:
- изучение новых приемов и методов работы, которые развивают нашу сильную сторону;
- организация работы на основе своей сильной стороны.
Бесспорно, использование нами сильных сторон повышает уровень нашей личной эффективности и результативность нашей работы. Кроме перечисленных стратегий повышения личной эффективности, Брайан Трейси в своей книге «Выйди из зоны комфорта» предлагает еще 17 актуальных методов.
Исходя из вышеизложенного, каждому учителю необходимо определить основные приоритетные направления своей деятельности, понять, что является фундаментальным, а что второстепенным.
Во-первых, педагоги – категория людей, которая сильно загружена работой, поэтому, ранжирование дел по степени значимости является жизненной необходимостью. Во-вторых, за множеством разных мероприятий, важно не упустить самые из них существенные, обязательные, которые приносят баллы и влияют на успешность прохождения аттестации педагогическим работником.
Таким образом, нам нужно знать требования к категории, на которую мы претендуем, и систематически готовиться к процедуре аттестации. Поэтому вместо того, чтобы изматывать себя беспокойством, нужно планомерно и серьезно готовиться к аттестации – важному и значительному событию в жизни современного учителя.
Виды аттестаций учителей
По пока еще действующим правилам, аттестация бывает двух видов – обязательная на соответствие занимаемой должности, а также добровольная, если учитель хочет повысить свою квалификационную категорию. А новая система запустит еще один уровень – это первичная аттестация, которой пока еще нет. Разберем все эти виды более подробно.

Согласно действующему порядку аттестации, такого ее вида не предусмотрено. Так, согласно пункту 22 Приказа №276, педагог, работающий в должности менее 2-х лет в учебном заведении, производящем аттестацию на занимаемую должность, вправе ее не проходить. То есть, считается, что молодой специалист в первые 2 года своей работы еще сохраняет полученные в учебном заведении навыки.
А вот в тестируемом новом порядке аттестации, согласно Приказу Министерства Просвещения РФ № Р-8 от 15.02.2019 года, уже предусмотрены первичные аттестационные мероприятия для педагогических сотрудников при поступлении на должность. В этом случае педагог должен подтвердить свою квалификацию, чтобы просто получить право работать в школе.
Это основной вид аттестации, ее обязаны проходить все учителя каждые 5 лет. Считается, что это проверка на соответствие занимаемой должности – то есть, учитель должен подтвердить, что его знаний, умений и навыков достаточно, чтобы и дальше работать с детьми.
Есть и список тех, кто обязательную аттестацию может не проходить:
- преподавательницы, которые находятся в отпуске по беременности и родам, а также с беременностью;
- преподаватели в отпуске по уходу за детьми до 3-х лет;
- педагогические работники, которые не работали более 4-х месяцев по причине заболевания;
- педработники, которые работают в аттестуемой должности меньше 2-х лет в данном учебном заведении;
- педагоги, у которых есть квалификационная категория, полученная в рамках добровольной аттестации.
То есть, не проходят обязательную аттестацию те, кто пришел в профессию недавно, кто в ближайшее время не будет работать, а также те, кто получил категорию (она продлевается тоже в добровольном порядке).

В новом порядке аттестации эти условия не меняются – проходить ее нужно будет также раз в 5 лет.
Это аттестация, по итогу которой педагог может повысить свою категорию – то есть, перейти на более высокий уровень. В существующей системе уровней всего три – это молодой специалист (без категории), учитель первой категории и учитель высшей категории.
В новой системе этот порядок тоже сохранится, но категории будут иными – их будет вдвое больше.
