Что общего в развитии игровой деятельности?)

Нина Афонина

Эксперт по предмету «Педагогика»

преподавательский стаж — 4 года

Задать вопрос автору статьи

Игровая деятельность – это основная форма деятельности детей дошкольного возраста.

Процесс воспитания и обучения дошкольников строится в игровой форме, поскольку игра – ведущий вид деятельности ребенка, понятный и доступный его восприятию и практической реализации.

Игровая деятельность начинает формироваться с самого рождения. Она постепенно развивается и усложняется. К старшему дошкольному возрасту игровая деятельность становится более совершенной: игры характеризуются многообразием, разнообразием сюжетных линий и вариантов проигрывания. Развитие игровой деятельности можно проследить, посредством диагностирования уровня игровой деятельности детей и анализа ее формирования.

Сделаем домашку
с вашим ребенком за 380 ₽

Уделите время себе, а мы сделаем всю домашку с вашим ребенком в режиме online

Что общего в развитии игровой деятельности?)

Рисунок 1. Особенности игровой деятельности дошкольников. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Диагностирование уровня развития игровой деятельности старших дошкольников

Процесс определения уровня развития игровой деятельности ребенка старшего дошкольного возраста осуществляется посредством специальной диагностики, которая включает в себя два направления деятельности:

  • Наблюдение за детьми. Данный процесс основан на проведении регулярного систематического наблюдения за ходом игровой деятельности дошкольников. Целью этого процесса является определение уровня развития игрового опыта детей, сформированности их игровых интересов, определение их разнообразия, проявление инициативности и самостоятельности ребенка на всех этапах игры. Наблюдение позволяет определить, какие игры преобладают у детей данной возрастной категории, играют ли они в сюжетные игры и каково их разнообразие, определить инициаторов игр и успешность прохождения самостоятельного игрового процесса, а также каким образом дети организуют игру, как они распределяют роли и строят коммуникативное взаимодействие. Кроме того, наблюдение за игрой дошкольников позволяет оценить временной интервал игр и преобладающую тематику игры, используемые игровые атрибуты и основные действия детей, реализуемые в игровом процессе. Это все характеризуют степень развитости игры старших дошкольников и ее соответствие возрастному этапу развития детей.
  • Проведение беседы с дошкольниками. Данное направление деятельности нацелено на определение степени удовлетворенности ребенком игровым процессом и своим участием в нем. Воспитатель задает вопросы о том, нравится ли детям играть, какие игры им наиболее интересны, о самостоятельной игре и ее придумывании, об игровых ролях и игровых действиях.

«Изучение и анализ уровня развития игровой деятельности у детей старшей группы» 👇

В ходе диагностирования по данным направлениям определяют уровень развития дошкольника как субъекта игрового процесса. Игровая деятельность дошкольника может быть отнесена к одному из следующих уровней развития:

  • Низкий уровень развития. Он отражает использование игрушки в качестве игрового партнера, исключая игру со сверстниками. Игра носит предметный характер, а игровое взаимодействие участников игры исключается.
  • Слабо развитая сюжетно-ролевая игра. Дети осуществляют совместную игровую деятельность, но для ее организации требуется помощь взрослого. Сюжеты игры отражают события повседневной жизни ребенка. Игровые действия носят замещающий характер. Дети самостоятельно не распределяют роли, а диалоги в ходе игрового действия носят кратковременный характер: дети обозначают только события игры. Сюжеты и роли игры не отличаются разнообразием.
  • Развитие сюжетной игры с замыслом. Сюжетная игра дошкольников имеет развернутый характер. Дети сами строят игровой сюжет и распределяют роли, которые они изменяют по ходу игрового действия. Как правило, в таких играх имеется организатор, т.е. ребенок, который проявил инициативу в придумывании сюжета игры и руководство по ее организации. При этом, игра не носит полноценного характера, поскольку дети не учитывают интересы друг друга в игровом действии.
  • Полноценно развития сюжетная игра. Такая игра характеризуется самостоятельным проектированием детьми сюжетной линии игры и выбором игровых действий. Дети строят эффективное игровое взаимодействие, учитывают интересы и потребности всех участников игры.

Что общего в развитии игровой деятельности?)

Рисунок 2. Критерии уровня сформированности игровых умений у детей. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Анализ условий осуществления игровой деятельности

Уровень развития игровой деятельности старших дошкольников во многом зависит от условий, в которых происходит развитие игрового процесса. Чтобы игровая деятельность достигла полноценного развития, сюжетная игра была полностью сформированной, ее проведение должно постоянно анализироваться и контролироваться. Итоги анализа организации игровой деятельности дошкольников, должны отвечать следующим условиям осуществления игрового процесса:

  • Создание предметно-развивающего игрового пространства, ориентированного на социально-коммуникативное, познавательное, физическое, эстетическое, речевое развитие ребенка;
  • Использование развивающих игр, направленных на развитие сенсорных навыков, моторных функций, памяти и воображения. Такие игры должны носить индивидуальный характер или проводиться в малых группах, а также мотивировать детей к самостоятельным игровым действиям развивающего характера;
  • Наглядность, сюжетная линия и словесное пояснение, как основа построения дидактической игры;
  • Использование специальных игр, ориентированных на развитие социально-коммуникативных навыков: «Магазин», «Почта», «Детский сад» и др. Данные игры отражают перенос детьми своего жизненного опыта в воображаемое пространство. Игры организуются взрослыми. Они демонстрируют игровые действия, помогают распределять роли и использовать игровые атрибуты;
  • Эстетическое воспитание реализуется в ходе театральных постановок: кукольный театр, пальчиковый театр, театр картинок;
  • Для реализации физического развития дошкольников создается отдельное игровое пространство для подвижной игры. Здесь, происходит обучение дошкольников применению спортивного инвентаря в игре;
  • Создание экологического уголка. Он позволяет сформировать навыки ухода за растениями и животными, развить экологическое мышление дошкольника в игровом процессе. Такие игры позволяют сформировать у ребенка знания о развитии растений и животных, а также расширить разнообразие игровых сюжетов.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Нина Петровна Добренко

преподавательский стаж — 8 лет

Игра как ведущий вид деятельности дошкольника

Игра – это тип деятельности, в процессе которой ребенок воспроизводит ряд основных смыслов деятельности людей и усваивает такие формы отношений, которые будут реализовываться и осуществляться им впоследствии.

В игре обязательно присутствует внутренний план действий. Это происходит по следующему плану: играя, ребенок делает акцент на человеческие взаимоотношения. Чтобы их отразить, он должен внутренне проиграть не только целостную систему своих действий, но и целостную систему последствий всех этих действий, а это можно реализовать, только создавая внутренний план действий.

Эльконин говорил, что игра – историческое образование, возникающее только тогда, когда ребенок не может принимать непосредственное участие в системе общественного труда, так как она еще маленький для такой деятельности. Но он стремится к вхождению во взрослую жизнь, поэтому он делает это через игру, немного соприкасаясь с этой жизнью.

Значение игры в развитии и воспитании ребенка

Жуковская рассматривает игру в качестве воспитательного средства. Она считает, что игра – это одна из форм индивидуального и творческого отражения действительности, ее условное преобразование, средство всестороннего развития.

Жуковской Р.И. было разработано несколько теорий и методик развития детей:

  • теория и методика речевого развития детей через игровую деятельность;
  • развитие воображения;
  • формирование интересов детей, волевых черт характера – целеустремленности, самостоятельности, воспитания волевых черт характера у робких и рассеянных детей;
  • воспитание коллективизма.

Зворыгина Е.В. обратила особое внимание на роль сюжетной игры в воспитательной деятельности, указывая на то, что ценность этой игры состоит в дальнейшем психическом развитии и всестороннем воспитании ребенка и заключается не только в получении, закреплении и расширении знаний об окружающем, а и в том, что в игровом процессе совершенствуется воображаемая ситуация, предполагающая постепенный переход от предметной игры к играм внутреннего и умственного плана, переход на новый уровень осмысления действительности, который может расширить творческие возможности детей.

«Игровая деятельность дошкольников. Классификация игр» 👇

Классификация игр дошкольников

Игры отличаются содержанием, характерными особенностями, местом, занимаемым в жизни детей, их воспитании и обучении.

Так, выделено несколько групп игр, направленных на развитие интеллекта и познавательной активности ребенка:

  • 1 группа – предметные игры, проявляющиеся манипуляциями с игрушками и предметами. Через такие действия, дети могут познавать форму, цвет, материал и пр.;
  • 2 группа – творческие игры, сюжетно-ролевые, в которых сюжет выступает формой интеллектуальной деятельности.

В Программе воспитания и обучения в детском саду приводится следующая классификация игр дошкольников:

  • сюжетно-ролевые игры;
  • театрализованные;
  • подвижные;
  • дидактические.

Главный компонент сюжетно-ролевой игры – сюжет, без которого не может быть самой сюжетно-ролевой игры. Игровой сюжет является той сферой действительности, воспроизводимой детьми. На основании этого выделяют следующие сюжетно-ролевые игры:

  • с бытовым сюжетом – семья, дочки-матери и пр.;
  • с производственными и общественными темами, в которых отражен труд взрослых – школа, магазин и пр.;
  • с героико-патриотическим сюжетом, отражающие героические подвиги народа – полет в космос и пр.;
  • с сюжетом литературных произведений или передач – Чебурашка и Гена, моряки и пр.

Театрализованные игры предполагают разыгрывание определенного сюжета литературного произведения и отображение посредством выразительных средств – интонационных, мимических, жестовых – конкретных образов.

Среди театрализованных игр отдельно выделяют игру-драматизацию. В играх-драматизациях содержание и роли обуславливаются сюжетом и содержанием определенного литературного произведения или сказки и пр. Все они схожи с сюжетно-ролевыми играми, так как в основе тех и других лежит условное воспроизведение явлений, действий и взаимоотношений между людьми, а также присутствуют элементы творчества. Своеобразие игр-драматизаций заключается в том, что сюжет рассказа или сказки предполагает исполнение детьми определенных ролей, воспроизведение событий в точной последовательности.

Творческие игры – это игры, в которых могут проявляться образы, вмещающие в себя условное превращение окружающих предметов.

К показателям игрового интереса достаточного уровня развития относят:

  • длительную заинтересованность ребенка в игре, развитии сюжета и исполнении роли;
  • желание ребенка примерить на себя ту или иную роль;
  • наличие любимой роли у ребенка;
  • нежелание заканчивать игру;
  • активное участие ребенка в разных типах работ;
  • стремление поделиться со сверстниками и взрослыми своими впечатлениями после окончания игры.

Дидактическая игра – это специально создаваемая или приспособленная для целей обучения игра.

В дидактической игре перед ребенком стоят определенные задачи, для решения которых необходимо сосредоточиться, проявить внимание, умственные усилия, умение осмысливать правила, последовательность действий, преодолевать трудности. Они помогают развивать у дошкольников ощущения и восприятие, формировать представления, усваивать знания. Такие игры позволяют обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решать умственные и практические задачи. В этом заключается их развивающая роль.

Подвижные игры – это сознательная, активная и имеющая эмоциональный окрас деятельность детей, которая характеризуется точным и своевременным выполнением заданий, которые связаны с правилами, обязательными для всех играющих.

Источник подвижных игр с правилами – народные игры, которым характерна яркость замысла, содержательность, простота и занимательность.

Содержание игры определяют движения, входящие в ее структуру. Программа воспитания в ДОУ предполагает подвижные игры, подобранные для каждой возрастной категории детей, в которых развиваются движения всех видов – бег, лазанье, прыжки и пр.

Правила в подвижных играх играют роль организатора – они определяют ход игры, последовательность действий, взаимоотношения между игроками, поведение каждого ребенка. Правила предполагают обязательное подчинение цели и смыслу игры. Детям необходимо уметь пользоваться ими в разных условиях.

Развитие игровой деятельности дошкольников

Теоретические
представления о сущности детской
сюжетно-ролевой игры, развитые в
современной психологии, в основном
сводятся к следующему:

Ø 
игра
является особой, социальной по
происхождению, со­держанию и структуре
деятельностью;

Ø 
игра
занимает своё место в ряду других
“воспроизво­дящих” деятельностей,
являясь ведущей в дошкольном возрасте.
Именно в процессе сюжетно-ролевой игры
как ведущей деятельности возникают
основные психические новообразования
данного возраста;

Ø 
развитие
игры происходит не спонтанно, а зависит
от условий жизни и воспитания ребёнка,
т.е. социальных влияний.

Дарья Михайловна Ромашкина

Игровая деятельность – это деятельность ребенка в рамках воображаемой (условной, мнимой) ситуации, мотив которой заключается в осуществлении самой деятельности.

Сущность игровой деятельности состоит в том, что ребенок выполняет ее не с целью достижения определенного результата, а исключительно только ради ее выполнения, и потому что у него есть желание играть. В том случае, если мотив ребенка меняется, то игра перестает быть игрой.

Структура игровой деятельности ребенка дошкольного возраста

Основные структурные элементы игровой деятельности (игры) ребенка дошкольного возраста следующие.

Игровой замысел – это обобщенное определение того, во что планируют играть дети.

Игровой замысел состоит из игрового содержания (сюжет) и роли. Именно они представляют собой стержень всей игры. Содержание игры и распределение ролей дети устанавливают посредством речевого взаимодействия.

В зависимости от игрового замысла, игры подразделяют на группы отражающие бытовые, созидательные и общественные действия, а также традиции и праздники.

Содержание игры (сюжет) – это то, что является основой самой игры, определяющей развитие и многообразие игровых действий.

Именно содержание игры привлекает детей, побуждает их к игровым действиям. Выбирая для себя игру, дети в первую очередь ориентируются на ее содержание. Кто-то любит игры с приключенческим сюжетом, кому-то близки бытовые игры и т.д.

Роль – это определенное образ, который ребенок воплощает в игре.

Исходя из содержания игры, ребенок выбирает для себя ту роль, которая ему больше всего нравится, которую он стремится сыграть. Разыгрывание ролей помогает детям «примерить» разнообразные социальные образы, «проникнуть» в мир взрослых и т.д. Если содержание и роль близки ребенку «по духу», отвечают его интересам м потребностям, то он может играть в данную игру ежедневно.

Игровые правила – это определенные нормы, соблюдаемые детьми в процессе игровой деятельности, от четкости выполнения которых, зависит ход и развитие игры.

«Теория и методика развития игровой деятельности дошкольника» 👇

Наличие в игре содержания (сюжета) и ролей, обуславливает обязательное установление определенных правил, которые позволяют игре быть устойчивой, развиваться и постепенно усложняться. В этом случае игра приносит детям дошкольного возраста не только радость, но и способствует их развитию, усвоению ими различных знаний, умений и навыков.

Правила могут быть установлены детьми самостоятельно, в том случае, если игра возникает спонтанно, она придумана детьми или за основу взята какая-то уже известная игра. Дети, устанавливая свои правила, заранее их обговаривают и обсуждают, только после этого приступают к игре. Кроме того, правила могут быть озвучены детям взрослыми (педагогами), в том случае когда они еще только учатся играть. Необходимо отметить, что ряд игр подразумевает строгое соблюдение правил, так как от их выполнения зависит течение игра, а в некоторых играх правила могут быть изменены детьми самостоятельно и это не отразится на игре отрицательно.

Игровые предметы – это атрибуты, которые используются с целью совершения игровых действий.

В качестве игровых предметов могут выступать игрушки, либо предметы заместители. Особую роль в развитии ребенка дошкольного возраста имеют предметы-заместители, которые способствуют развитию воображения и мышления ребенка.

Реальные взаимоотношения между участниками игры – это отношения, которые установлены между детьми в реальной жизни, от них зависит не только успешность игры, но и ее возникновение.

В том случае, если между детьми установлены дружеские взаимоотношения, то дети легко и непринужденно вступают в игровые действия, самостоятельно распределяют роли и устанавливают правила. Если между детьми нет дружеских взаимоотношений, то спонтанное возникновение игры между ними не возможно, так как нет общих интересов и стремлений.

Этапы развития игровой деятельности детей дошкольного возраста

Этапы развития игровой деятельности у детей дошкольного возраста:

  • Первый этап – основное содержание игры представлено совершением разнообразных игровых действий с использованием предметов. На данном этапе ребенок только овладевает игровыми действиями, учится играть. Используя предметы, он многократно совершает элементарные игровые действия, тем самым доводя их до совершенства. Основным партнером по играм является взрослый, который показывает новые игровые действия. Сюжета в игре еще нет.
  • Второй этап – основой игры по-прежнему остается игровой предмет, однако действия с ним приобретают определенную последовательность и складываются в простой сюжет. Постепенно игровая последовательность с предметом трансформируется в игровые правила. Партнером по играм может быть уже не только взрослый, но и сверстник. Однако игровые объединения кратковременны. На данном этапе у детей проявляются предпочтения в играх, понравившиеся им игры они проигрывают многократно. Помимо любимых игр, у детей появляются и любимые игрушки. В заключение этого этапа дети выбирают себе 2-3-х партнеров, с которыми им больше всего нравится играть.
  • Третий этап – основное содержание игры так же ориентировано на выполнение действий с предметами. Однако выполняемые действия расширяются и направлены на установление контактов с партнерами по игре. На данном этапе перед началом игры дети обозначают правила и распределяют роли, подбирают необходимые игрушки. Логика, характер действий и их направленность определяются ролью и становится основным правилом. Продолжительность игры увеличивается. Сюжеты становятся более разнообразными.
  • Четвертый этап – основным содержанием игры является отражение взаимодействий и отношений между игроками. Тематика игр весьма обширна и зависит от жизненного опыта ребенка. Взаимодействуя друг с другом, дети делятся своим опытом и получают новый. Игры одного содержания не только длительно повторяются, но и развиваются, обогащаются, существуют продолжительное время. На данном этапе ярко проявляются индивидуальные особенности игровой деятельности и игрового творчества каждого ребенка.

Дошкольное детство – достаточно большой отрезок жизни ребёнка.

Ребёнок – дошкольник испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно ему недоступно. Он стремится к самостоятельности. Из данного противоречия и рождается ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Сюжетно – ролевые игры в их собственно смысле возникают к концу третьего года жизни ребёнка. Их появление связано с рядом условий: наличие разнообразных впечатлений от окружающего, накопление предметных игровых действий, наличие игрушек, частотой общения с взрослыми, развитием самостоятельности детей.

Игровая деятельность на протяжении дошкольного возраста не остаётся неизменной. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме позволяет выделить следующие основные направления развития игровой деятельности на протяжении дошкольного возраста:

– изменение количества участников и взаимоотношений между ними;

– обогащение игровых действий;

– развитие содержания сюжетной игры;

– расширение тематики игр;

– изменение требований к игрушке.

Я предлагал выделять 4 уровня (этапа) развития сюжетно – ролевой игры, за основу я взяла труды известного психолога Д.Б. Эльконина ( 1978).

Первый этап. Основным содержанием игры являются действия с предметами. Они осуществляются в определённой последовательности, хотя эта последовательность часто нарушается. Цепочка действий носит сюжетный характер. Основные сюжеты бытовые. Действия однообразны и часто повторяются. Роли ещё не обозначаются. На первом этапе сюжетно – ролевой игры дошкольники охотно играют с взрослыми. Самостоятельная игра кратковременна. Как правило, стимулом возникновения игры является игрушка или предмет – заменитель, ранее использованный в игре

Второй этап. Как и на первом уровне, основное содержание игры – действия с предметом. Однако теперь эти действия развёртываются более полно и последовательно, в соответствии с ролью, которая уже обозначается словом. Последовательность действий становится правилом. Возникает первое взаимодействие между участниками на основе использования общей игрушки (или направленности действия). Объединения играющих кратковременны. Основные сюжеты бытовые. Одна и та же игра многократно повторяется. Игрушки заранее не подбираются, но дети чаще используют одни и те же – любимые. В группы объединяются по 2 – 3 человека.

Третий этап. Основное содержание игры – по-прежнему действия с предметами. Однако они дополняются действиями, направленные на установление разнообразных контактов с партнёрами по игре. Роли чётко обозначены и распределены до начала игры. Игрушки и предметы подбираются (чаще всего по ходу игры) в соответствии с ролью. Логика, характер действий и их направленность определяется ролью. Это становится основным правилом. Игра чаще протекает как совместная, хотя взаимодействие перемещается с параллельным действием партнеров, не связанных друг с другом, не соотнесённых с ролью. Продолжительность игры увеличивается. Сюжеты становятся более разнообразными: дети отражают в играх не только быт, но и труд взрослых, яркие общественные явления.

Четвёртый этап. Основное содержание игры – отражение отношений и взаимодействий взрослых с друг другом. Тематика игр разнообразная и она определяется не только непосредственным, но и опосредованным опытом детей (обыгрывание сцен из литературных произведений, кинофильмов, телепередач и т.п.). Игры носят совместный, коллективный характер. Объединения участников устойчивы. Они строятся на интересе детей к одним и тем же играм, или на основе личных симпатий и привязанностей. Игры данного содержания не только длительно повторяются, но и развиваются, обогащаются, существует продолжительное время. В игре теперь чётко выделяется подготовительный этап: распределение ролей, отбор игрового материала, а иногда его изготовления (игрушек – самоделок). Требования соответствия жизненной логике распространяется не только на действия, но и на поступки и ролевое поведение участников. Количество вовлечённых в игру дошкольников увеличивается до 5-6 человек.2

На четвёртом этапе, то есть к старшему дошкольному возрасту начинают довольно ярко проявляться индивидуальные особенности игровой деятельности в целом и игрового творчества каждого ребёнка.

У детей – “сочинителей” творческие проявления связаны, прежде всего, с созданием игровых сюжетов, для них характерно осуществление игры в речевом плане и воображении. Такие дети рано переходят к игре – фантазированию.

Дети – “исполнители” проявляют игровое творчество в реализации замыслов при создании образов игровых персонажей, используя для этого разнообразные средства: мимику, жесты, речевую интонацию, комментирующую и оценочную речь.

Необходимо учитывать, что представленное выше распределение по уровням носит несколько условный характер. Эти уровни отражают общее развитие сюжетно – ролевой игры, однако в конкретной возрастной группе смежные уровни, как правило, сосуществуют.

На протяжении всего дошкольного возраста игра как ведущая деятельность оказывает значительное влияние на развитие ребёнка. Она способствует накоплению социального опыта.

Именно в игре дети учатся полноценному общению с друг с другом. В процессе сюжетно – ролевой творческой игры дети берут на себя роли взрослых и в обобщённой форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Дошкольник, выбирая и исполняя предметную роль, имеет соответствующий образ – например, мамы, доктора, воспитатели, водители – и образцы его действий. Но хотя жизнь в игре протекает в форме представлений, она эмоциональна насыщена и становится для ребёнка его реальной жизнью4.

Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребёнка. Механизм управления своим поведением складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности (в частности, в учебной).

В игре развивается мотивационно – потребностная сфера ребёнка. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели. Происходят качественные изменения: от мотивов, имеющих форму аффективно окрашенных непосредственных желаний, ребёнок постепенно переходит к мотивам – намереваниям.

В игре дошкольники учатся менять свою позицию, мысленно вставать на место другого, учитывать требования роли и координировать разные точки зрения.

Отсутствие у детей жизненного опыта и стремление узнать обо всём как можно скорее делают дошкольников максималистами. “Так бывает”, “Так не бывает”, ” Это хорошо”, ” Это плохо” – распространённые формы детских оценок, высказываемых в процессе игры.

Отсюда – повышенный интерес, уважение к правилам. У старших дошкольников главным в содержании игры становится подчинение правилам. Самоограничение, дисциплина отношений выдвигаются на первый план. В игре дети с большей легкостью согласуют свои действия, подчиняются и уступают друг другу, так как это входит в содержание взятых на себя ролей5.

Этап ролевого соподчинения и согласования действий совпадает с возникновением относительно продолжительного интереса к кому – либо из сверстников. В сущности, игра становится для старших дошкольников уже предлогом для активного общения.

Однако совместное действие с другим ребёнком в условиях почти полного отсутствия социальных навыков представляют собой очень сложную задачу. Чтобы наладить отношения со сверстником и при этом не потерять его расположение, ребёнок ищет пути к взаимопониманию.

То есть если сюжет игры позволяет ребёнку 0ознакомиться с деятельностью и взаимоотношениями, складывающиеся в процессе совместной деятельности со сверстниками, учат дошкольника умению вести себя в различных ситуациях. При этом каждый ребёнок учится вести себя сообразно общей ситуации игры, требованиям данной группы детей и собственным индивидуальным способностям. Выбор поведения зависит от общего состава детей и от оценки собственных возможностей. Однако, как отмечают психологи, место, занимаемое в игре, далеко не всегда определяет меру активности или пассивности ребёнка.7

В дошкольном возрасте, в процессе совместной игровой деятельности со сверстниками, развивающаяся у детей потребность в признании находит своё выражение в притязании на значимое для всех место в группе сверстников. Более того, игровая деятельность в дошкольном возрасте способствует и развитию познавательной сферы.

В игре ребёнок научается обобщать предметы и действия, использовать обобщённые значения слов и т.д. Вхождение в игровую ситуацию является условием разных форм умственной деятельности ребёнка. Так, от мышления в предметном манипулировании ребёнок переходит к мышлению представлениями уже тогда, когда начинает давать предмету не его собственное название (хотя ребёнок хорошо его знает), а название того предмета, который нужен в данный игровой ситуации. В этом случае выбранная вещь выступает, во – первых, как своеобразная внешняя опора для мысли о подразумеваемом предмете и, во – вторых, как опора для реальных действий с этим предметом.

Первоначально, конечно, действие в мысленном плане протекает только при опоре на реальные предметы. Ребёнок от реальных действий с предметами, которым он даёт новые названия и, следовательно, новые функции, постепенно переходит к внутренним, собственно умственным действиям. Основу для перехода к умственным действиям составляют сокращение и обобщение игровых действий.

В процессе игровой деятельности от ребёнка требуется использование приобретённых ранее знаний и умений в различных областях. Играя, ребёнок самостоятельно решает мыслительные задачи, описывает различные предметы, выделяет их характерные признаки и т.п.

В процессе игр обогащается запас знаний об окружающем мире, пополняется лексический запас, развивается знако-символическая функция сознания как возможность замещения предмета другим предметом, знаком.

В игре дошкольники развивают воображение (через импровизацию в реализации замысловатых сюжетов), произвольную память, преодолевают познавательный эгоцентризм (следованию своему представлению о вещах).

Итак, сюжетно – ролевая игра как ведущая деятельность развивается на протяжении дошкольного возраста. Именно в процессе игры у детей совершенствуются коммуникативные навыки, социальные мотивы и потребности, а также эмоционально – волевая сфера.

Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Оцените статью
Добавить комментарий