Что означает обобщающее слово в русском языке и готовимся ли мы к ЕГЭ. Урок 30. Обобщающие слова с однородными терминами

При однородных членах предложения может стоять . По отношению к однородным членам оно является родовым понятием, а однородные члены обозначают видовые понятия.

отвечает на тот же вопрос, что и однородные члены, и выполняет ту же синтаксическую функцию.

«  мне: высокая, большая , голые  из претолстых новых сосновых бревен, сильный смолистый » (С. Аксаков).

Обобщающее слово может быть выражено словом или словосочетанием.

«Добрые люди понимали её (жизнь) не иначе, как идеалом покоя и бездействия, нарушаемого по временам РАЗНЫМИ НЕПРИЯТНЫМИ СЛУЧАЙНОСТЯМИ, как-то: , ,  и между прочим » (И. Гончаров).

Нередко обобщающие слова выражены местоимениями или местоименными наречиями.

«Ни , ни —   свободного места».

Знаки препинания при обобщающих словах

1) после обобщающего слова перед рядом однородных членов.

«В человеке  должно быть прекрасно: и , и , и , и » (А. Чехов);

2) при отсутствии предшествующего обобщающего слова (словосочетания), чтобы предупредить читателя о последующем перечислении.

«Из-под сена виднелись: самовар, кадка с мороженной формой и ещё какие-то привлекательные узелки и коробочки» (Л. Толстой).

Если перед однородными членами, выраженными именами собственными, находится общее для них приложение или определяемое слово, которое не является обобщающим словом (при чтении в этом случае отсутствует характерная для произнесения обобщающего слова пауза), то двоеточие после него .

«Летом я прочитал романы “Преступление и наказание”, “Отцы и дети”, “Обломов”».

1) если обобщающее слово находится после однородных членов.

«, ,  сухой  —  чувствовалось приближение осени» (По В. Арсеньеву);

2) если акцент в предложении делается на обобщающее слово, а перечисление выступает в роли дополнительного уточнения (при этом нет предупреждающей паузы).

«Тонкие ветви черёмухи и лип тихо качались, и  — , ,  — молча кружилось в медленном хороводе» (М. Горький).

Если после обобщающего слова стоят слова , , , , то перед ними ставится запятая, а после них — двоеточие.

«По соседству с головотяпами жило множество независимых племен, но только замечательнейшие из них поименованы летописцем, : , , , , , , , , , , проломленные головы слепороды, , , , , ,  и » (М. Салтыков-Щедрин).

Если после перечисления перед обобщающим словом находится вводное слово или словосочетание , , и др., то перед ним ставится  тире, а после него — запятая.

«, ,  сухой  — , , даже в воздухе, чувствовалось приближение осени» (В. Арсеньев).

Если на однородных членах, стоящих после обобщающего слова, предложение не заканчивается, то после обобщающего слова перед однородными членами ставится , а после них —

«:  разбитых дворцовых , , , ,  и  — она искала Баклашова, спрашивала о нём» (К. Паустовский).

Если обобщающее слово употреблено дважды (перед однородными членами и после них), то сохраняется та же пунктуация (двоеточие после обобщающего слова и тире после однородных членов).

«ВСЁ: быстро проехавший экипаж по улице, напоминание об обеде, вопрос девушки о платье, которое надо приготовить; ещё хуже, слово неискренного, слабого участия — ВСЁ болезненно раздражало рану, казалось оскорблением» (Л. Толстой).

Что такое обобщающее слово

Обобщающие слова — слова, объединяющие однородные члены предложения в одну смысловую группу и выражающие их общее значение.

Чаще всего обобщающие слова представлены существительным, наречием или местоимением. Обобщающее слово, сопровождающее перечень однородных членов, выполняет такую же синтаксическую роль и является таким же членом предложения.

Обобщающее слово может обозначать понятие целого, а однородные члены — части целого, они обозначают понятия разных объемов. Обобщающие слова в таких случаях дают им общее обозначение и общее название. Значение обобщающего слова шире значения каждого из однородных членов. Обобщающее слово, как правило, представляет собой родовое понятие, а однородные члены — видовое.

Обобщающие слова призваны:

  • обнаруживать значения, заключенные в перечне однородных членов;
  • показывать логическое основание, заложенное в перечисление;
  • обозначать родовое понятие, под которое подводятся обозначенные однородными членами понятия.

Однородные члены при обобщающих словах в речи выделяются интонацией перечисления. В зависимости от расположения обобщающего слова по отношению к однородным членам — в речи перед ним или после него должна быть интонационная пауза.

То слово, которое конкретизируется и уточняется однородными членами, является обобщающим и выполняет с ними одну синтаксическую роль.

Рядом с театром росли хвойные деревья: сосны, ели, пихты.

В этом предложении четыре подлежащих, но не все они являются однородными, так как первое из подлежащих «деревья» объединяет значения последующих, то есть три последних подлежащих «сосны, ели, пихты» уточняют и конкретизируют значение первого. От первого подлежащего «деревья» к последующим «сосны, ели, пихты» можно задать вопрос: “А какие именно?».

Обобщающие слова могут быть выражены цельными словосочетаниями.

Всякий день стал приносить старый Мосеич разную крупную рыбу: щук, язей, голавлей, линей, окуней (Аксаков).

Примеры однородных членов предложения

Однородными являются два или более одинаковых члена предложения, которые:

  • выполняют одну синтаксическую функцию;
  • относятся к одному члену предложения (дополнения — к сказуемому, определения — к подлежащему или дополнению, обстоятельства — к сказуемому и т. д.).

Они связаны между собой интонацией (перечислительной) и сочинительной связью. В роли однородных членов предложения выступают слова одной и той же части речи, которые отвечают на один и то же вопрос. Реже встречаются случаи, когда однородные члены представлены разными частями речи.

Он говорил медленно, с длинными паузами.

Однородные члены в предложениях могут иметь зависимые слова.

Однородные сказуемые — «кланялись» и «снимали». Первое сказуемое распространено дополнением «шапки» и обстоятельством «с головы», а у второго нет зависимых слов и оно не распространено.

Предложение может быть осложнено несколькими рядами однородных членов.

Солнце поднималось и освещало дорогу, дома деревни и поле.

Первый ряд однородных членов в этом предложении создается сказуемыми, дополнениями — второй.

Какие знаки требуются при обобщающих словах

Однородные члены в предложениях с обобщающим словом могут быть соединены бессоюзной или союзной сочинительной связью. В зависимости от расположения обобщающего слова по отношению к перечислительному ряду, оно выделятся двоеточием или тире. Знаки препинания ставятся в зависимости от того, после однородных членов или до них стоит обобщающее слово. Есть частные ситуации, когда в выделении обобщающего слова используется запятая.

Пунктуация при однородных членах предложения с обобщающими словами

Правило расстановки знаков препинания в предложениях, осложненных обобщающими словами, состоит из четырех основных пунктов.

Обобщающее слово находится перед однородными членами

Если обобщающее слово расположено перед однородными членами и предшествуют перечислению, то после него ставится двоеточие.

Желтые листья клена лежали всюду: на крышах машин, скамейках, на дорожках.

Знак двоеточия показывает, что далее раскрывается содержание значения, когда после обобщающего слова можно вставить слова «а именно».

Желтые листья клена лежали всюду, а именно: на крышах машин, на скамейках, на дорожках.

Обобщающее слово находится после однородных членов

Если обобщающее слово расположено после ряда однородных членов, то перед ним ставится тире.

На скамейках, на дорожках, на крышах машин — всюду лежали желтые листья клена.

В этом случает тире как знак итога, показывает, что перечисление исчерпывается обобщающим словом и завершает его.

Бумага, карандаши, краски — все было аккуратно сложено.

Обобщающее слово перед однородными членами, но предложение после них продолжается

Если перед однородными членами стоит обобщающее слово, а после них предложение продолжается, то двоеточие ставится после обобщающего слова, а, перед остальной частью предложения, после однородных членов, — тире.

Всюду: на крышах машин, на скамейках, на дорожках — лежали желтые листья клена.

В таких предложениях однородные члены выполняют роль уточняющих элементов.

Фрукты: груши, яблоки, сливы — начинали уже созревать.

Перед обобщающими словами или после них находятся вводные слова

Перед обобщающими словами в предложении могут находиться вводные слова, которые указывают, что дальше пойдет перечисление:

  • словом;
  • одним словом;
  • например;
  • короче говоря;
  • а именно.

В таких случаях перед вводным словом ставят тире, а после него — запятую.

В комнате, в коридоре, на кухне — короче говоря, всюду был ужасный беспорядок.

Если уточняющие слова, которые находятся под логическим ударением, расположены после обобщающих слов и перед однородными членами, то запятая ставится перед уточняющим словом, а после него двоеточие:

Я хорошо подготовился к походу, а именно: купил палатку, вставил батарейки в фонарик, взял спички.

Однородные члены предложения зачастую объединяются одним синтезирующим словом, которое наиболее полно воплощает в себе их свойства. Это слово является обобщением для однородных членов, соединяя их по смыслу.

Обобщающее слово — это слово при однородных членах предложения, которое называет единое родовое понятие. По отношению к нему однородные члены являются видовыми, то есть частными, понятиями. Это слово также может называть некое целое, по отношению к которому однородные члены обозначают части.

Ряд однородных членов предложения очень часто сопровождается особым словом, которое является общим названием для предметов, явлений или признаков, перечисленных с его помощью. При этом, однородные члены и слово, их обобщающее, являются одинаковыми членами предложения. Они отвечают на одни и те же вопросы и обладают единой синтаксической функцией.

При схематическом изображении предложения обобщающее слово обозначается с помощью кружочка с точкой, как на примере:

Что означает обобщающее слово в русском языке и готовимся ли мы к ЕГЭ. Урок 30. Обобщающие слова с однородными терминами

Чтобы лучше понять, что же такое обобщающее слово, давайте рассмотрим несколько примеров простых предложений такого типа:

В осенней природе всё было прекрасно: и медленно плывущие по небу серые тучи, и осинка, шепчущаяся с травой, и суровая старая ель, и лишайник.

В данном случае, в качестве обобщающего, выступает слово «всё», выраженное местоимением. Оно является подлежащим, как и перечисленные однородные члены, выраженные существительными:

  • тучи;
  • осинка;
  • ель;
  • лишайник.

Чаще всего объединяющие слова в предложении выражаются либо местоимением, либо наречием, например: все, никуда, ничего, всегда, никто, везде.

В лесу не видно никого вокруг: ни птицы, ни зверя, ни человека.

В ней было сокрыто ещё шесть матрешек в разноцветных платках: зеленом, желтом, синем, фиолетовом.

Итак, давайте подведем итог, что же обозначают слова, выступающие в роли обобщения для ряда однородных членов:

  • они представляют собой родовое понятие, а однородные члены, к которым они относятся — видовое;
  • могут обозначать понятие какого-то целого, тогда как однородные члены — его части;
  • являются единым названием предметов или признаков.

Пунктуация в предложениях с обобщающим словом при однородных членах

Если перед однородными членами предложения располагается слово-обобщение либо словосочетание, то перед ними ставится двоеточие.

Осень проявляется во всем: в цвете неба, в росе и туманах, в криках птиц и яркости звездного неба.

Если после объединяющего слова или словосочетания стоят следующие слова: «как-то», «а именно», «например», «то есть», то перед ними ставится запятая, а после них — двоеточие.

Сухими болотами называются места, сохранившие в себе все признаки некогда существовавших болот, как-то: разные породы болотных трав, следы родниковых ям и кочки.

Если перед однородными членами предложения не стоит объединяющее слово либо словосочетание, то перед ними двоеточие ставится только в том случае, если необходимо обозначить читателю, что дальше последует перечисление.

Если в ряду однородных членов предложения, выраженных именами собственными, предшествует общее приложение, не выступающее в роли обобщающего слова, а при чтении отсутствует смысловая пауза, то двоеточие перед такими однородными членами не ставится.

Писатели-классики Толстой, Тургенев, Чехов и Гоголь описывали сцены жизни простых людей.

Двоеточие не ставится также перед однородными членами предложения в том случае, если они представляют собой названия литературных произведений либо географические названия, перед которыми находится общее для них определяемое слово, после которого пауза при чтении отсутствует, и которое не выступает в роли обобщающего слова.

На весь мир знамениты своими здравницами курорты Краснодарского края, Крыма, Грузии и Абхазии. Наиболее известные романы Гончарова «Обломов», «Обрыв» и «Обыкновенная история» образуют некую трилогию.

В случае если однородные члены предложения носят характер приложения или уточнения, то после объединяющего их слова вместо двоеточия может ставиться знак тире.

Золотистый свет нежно заливал окрестности — ветряную мельницу, красные крыши автомобильной станции, элеваторы. Русские басни и сказки любят все — и дети, и взрослые. Мой друг замечательный человек — добрый, умный, чуткий, готовый всегда прийти на помощь в трудную минуту.

Если слово-объединение следует за однородными членами предложения, то перед ним ставится знак тире.

Наигранная веселость, самоуверенность, самообладание и сдержанность — все покинуло Егора в этот момент. На футбольной площадке, на лужайке, в парке и сквере — всюду царила эта удивительная, необъяснимая тишина.

Если после однородных членов предложения перед обобщающим словом стоит вводное слово или словосочетание, например: «словом», «одним словом», «короче говоря», то перед ним ставится тире, а после него — запятая.

Пшеница, гречиха, овес, подсолнух, кукуруза и картофель — словом, на что только ни взгляни, все уже созрело.

Если предложение не заканчивается однородными членами, которые стоят после обобщающего слова, то перед такими однородными членами ставится двоеточие, а после них — тире.

Господа, разве все эти вещи: золотая ручка, записная книжка в кожаном переплете, дорогие часы на цепочке и новый фотографический аппарат — не говорят больше всяких слов о нашем странном госте?

Если в рамках контекста после однородных членов предложения требуется постановка запятой, то она ставится, а тире либо ставится, либо опускается.

Если для усиления смысловой роли в случае большого количества однородных членов предложения обобщающее слово употребляется дважды — перед перечислением и после него, то в таких случаях сохраняется пунктуация, общепринятая для конструкций с однородными членами и обобщающим словом: двоеточие перед однородными членами и знак тире после них.

Мир, оказывается, бесконечно разнообразен: и бескрайние моря, и снеговые горы в облаках, и безбрежные пески, и непроходимые леса; и неожиданные города с церквями, похожими на надетые друг на друга золотые колокола; и деревья, как высокие папоротники; и люди, одетые в балахоны, с тюрбанами на голове; и слоны с будками на спинах.

Когда ставятся двоеточия, примеры

Когда в предложении есть слова, выполняющие роль обобщения, двоеточие ставится:

  • в начале предложения, если обобщающее слово стоит перед рядом однородных членов: Желтые кленовые листья лежали повсюду: на тропинках, на скамейках, на крышах домов;
  • после объединяющего слова или словосочетания, когда используются следующие слова: «как-то», «например», «то есть», «а именно»; в таких случаях перед ними ставится запятая, а после них — двоеточие: В портфеле ученика находились все необходимые школьные принадлежности, а именно: тетради, ручки, карандаши, учебники, циркуль, линейка и резинка.

В некоторых случаях перед однородными членами предложения обобщающее слово не ставится. Тогда его функцию выполняет глагольное сказуемое.

На приеме у помещика присутствовали: местный полицмейстер, исправник, судья, прокурор и священник.

Однородные члены предложения, выраженные именами собственными, географическими наименованиями, названиями литературных произведений, двоеточием не выделяются, даже при наличии общего определяемого существительного. В речи это выражается отсутствием характерной паузы.

Мы продолжаем исследовать уровни языковой системы, опираясь на книгу “Русский язык: понимаю – пишу – проверяю”. Речь пойдет об обобщающих словах при однородных членах и ошибках при употреблении однородных членов.

Урок 30. Обобщающие слова при однородных членах. Ошибки в употреблении однородных членов

I. При однородных членах предложения могут быть обобщающие слова. Чтобы правильно определить однородные члены и обобщающие слова в структуре предложения, необходимо опираться на следующие признаки:

а) обобщающее слово обозначает более общее понятие по отношению к однородным членам;

б) оно выступает тем же членом предложения, что и однородные члены. Например: Фонарь освещал только землю: корни деревьев, траву, темные лужи (К. Паустовский). – Здесь зависимое от сказуемого дополнение землю обозначает более общее понятие и выступает обобщающим словом для ряда дополнений: освещал (что?) землю (а именно что?): корни, траву, лужи.

В речи однородные члены при обобщающих словах всегда связаны интонацией перечисления (перечитайте пример). Обобщающее слово может быть до или после однородных членов – в речи перед ним или после него всегда есть интонационная пауза (перечитайте пример).

В зависимости от того, до однородных членов или после них стоит обобщающее слово, в предложении ставятся знаки препинания двоеточие или тире.

1. Двоеточие ставится, если обобщающее слово стоит перед однородными членами. Двоеточие – знак, показывающий, что далее раскрывается содержание понятия, когда после обобщающего слова можно вставить слова а именно. Пример – наше разобранное предложение.

После обобщающего слова могут стоять синонимичные указательные слова как то, а именно, то есть, например, на которые падает логическое ударение. Перед этими словами необходимо поставить запятую, а уже после них двоеточие, например:

Фонарь освещал только землю, а именно (как то, то есть, например): корни, траву, лужи.

ВАЖНО! Двоеточие показывает, что однородные члены, связанные интонацией перечисления, следуют именно после обобщающего слова – без обобщающего слова двоеточие по структуре предложения не нужно.

Задание. Прочитайте предложения. Опираясь на структуру, объясните отсутствие двоеточия в первом предложении и его наличие во втором.

1) На дачу приехали мать, отец и два сына.

2) На дачу приехали все члены семьи: мать, отец и два сына.

Однако великим писателям позволены авторские знаки препинания. Вот цитата из “Господ Головлевых” М. Салтыкова-Щедрина:

И как подчеркивает весь ужас Степанова положения это двоеточие!

Примечание. Обобщающее слово и однородные члены могут входить в конструкцию, включающую указательное слово такой (в любом падеже) и союз как, например:

Я хочу совершенствоваться в искусствах, таких как живопись и архитектура.

Применяя такие конструкции, нужно помнить, что:

а) однородные члены употребляются в именительном падеже независимо от падежа обобщающего и указательного слова (перечитайте пример). Неправильно употреблять Я хочу совершенствоваться в искусствах, таких как живописи и архитектуре;

б) указательное слово и союз могут выступать как единое сочетание и тогда не разделяться запятой (как в нашем примере), но могут и расчленяться. При расчленении указательное слово отходит к первой части предложения с обобщающим словом, где на него падает логическое ударение, и между указательным словом и союзом ставится запятая, например (следите за интонацией):

Я хочу совершенствоваться в искусствах таких, как живопись и архитектура. = Я хочу совершенствоваться в таких искусствах, как живопись и архитектура.

2. Тире ставится, если обобщающее слово стоит после однородных членов. Тире – знак итога, определенного вывода, оно показывает, что обобщающее слово завершает и исчерпывает перечисление, например:

Надежду и ловца – все море поглотило. (И. Крылов)

Задание. Прочитайте предложения. Опираясь на их структуру, объясните отсутствие знаков препинания в первом предложении и наличие тире во втором.

1) Ни горы, ни ущелья, ни быстрые реки не помешали прокладке газопровода.

2) Ни горы, ни ущелья, ни быстрые реки – ничто не помешало прокладке газопровода.

3. Если однородные члены, стоящие после обобщающего слова, не заканчивают предложение, то перед ними ставится двоеточие, а после них – тире, например:

Только нам троим: отцу, мне и Евсеичу – было не грустно и не скучно смотреть на серое небо. (С. Аксаков)

В такой конструкции однородные члены выступают как уточняющие элементы, выделяемые в речи перечислительной интонацией.

Проверкой пунктограмм в предложении, где знаки препинания не проставлены, может служить изъятие из структуры однородных членов: Только нам троим было не грустно и не скучно смотреть на небо.

В последнее время в подобных конструкциях как факультативный знак препинания употребляются два тире, с обеих сторон выделяющие однородные члены при перечислении. Например, допустимо такое оформление предложения:

Только нам троим – отцу, мне и Евсеичу – было не грустно смотреть на серое небо.

Однако советуем вам придерживаться традиционной пунктуации.

Помните также, что все запятые, показывающие обособление, перед тире сохраняются, например (объясните пунктуацию):

Все деревенское: запах свежеиспеченного хлеба, парное молоко, земля, как будто отдыхающая после зимы, – вдруг нахлынуло и затопило меня.

II. Ошибки в употреблении однородных членов

Задание. Прочитайте предложения. Исправьте ошибки в употреблении однородных членов. При затруднении обращайтесь в раздел для справок.

1. Я люблю плавание и стрелять из лука. 2. Наша страна на деле отстаивает и свои национальные интересы, и эффективно выполняет миротворческие обязательства. 3. Оля забавляла и смеялась вместе с ребенком. 4. Эта книга воспитывает в подростках любовь к родине, мечту о будущем. 5. Недавно я побывал на Урале и Средней Азии. 6. Миша делает не только хорошо уроки, но и с удовольствием рисует. 7. Я люблю цветы и чтобы ты приходил ко мне почаще. 8. Городской парк – место отдыха жителей, рабочих и молодёжи Пскова.

Для справок (в порядке следования предложений)

1. Надо: Я люблю плавание и стрельбу из лука. Однородные члены должны быть выражены либо одинаковыми, либо близкими (прилагательным и причастием, деепричастием и наречием) или синонимичными (хорошо и с удовольствием) частями речи.

3. Надо: Оля забавляла ребенка и смеялась вместе с ним. При однородных сказуемых одно из них не может управлять зависимым компонентом, логически не связанным с другим сказуемым: нельзя сказать “забавляла вместе с ребенком”.

6. Надо: Миша не только хорошо делает уроки, но и с удовольствием рисует. При употреблении двойных союзов нужно следить, какие однородные члены они соединяют, иначе нарушится логика высказывания.

7. Надо: Я люблю цветы и твои частые посещения. Нельзя, чтобы с первым однородным членом употреблялось как второй однородный член придаточное предложение.

8. Надо: Городской парк – место отдыха жителей Пскова. В состав однородных членов не должны входить родовые (более общие) и видовые (более частные) понятия: молодёжь и рабочие тоже жители города.

Иногда авторы художественных произведений сознательно идут на нарушение норм сочетаемости однородных членов, вводя элемент разговорной речи в книжную. Прочитайте подобные примеры.

1) Наряду с множеством недостатков у Варвары было два существенных достижения: большая белая грудь и служба. (И. Ильф и Е. Петров. “Золотой теленок”.)

2) На мгновение чуть не забыли Настасью Филипповну и что все-таки она хозяйка своего дома. (Ф. М. Достоевский. “Идиот”.)

Задания. 1. Укажите предложение без грамматических ошибок (правильно построенное).

1) Я читал роман “Анну Каренину”.

2) Дети любили и заботились о своих четвероногих друзьях.

3) Я знаком с группой ребят, болеющими за “Динамо”.

4) Этот фильм прошел с успехом как в столичных, так и в провинциальных кинотеатрах.

2. Укажите предложение без грамматической ошибки.

1) Ряд статей о загадках океана напечатаны в журнале “Природа”.

2) Приехав в столицу, первой моей задачей было найти работу.

3) Песня посвящается памяти бойцов народного ополчения, защитивших город.

4) Сразу же по приезду в столицу спортсмен встретился с журналистами.

5) У меня есть друг, любящий читать и хорошо пишет сочинения.

Оцените статью
Добавить комментарий