Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Красная Горка
Нуримановский район РБ
по русскому языку
в 3 классе
Учитель начальных классов
Ахметова Эльвира Викторовна
ФИО учителя: Ахметова Эльвира Викторовна
Урок: русский язык
Тема: Что такое корень слова?
Развивающие: учить принятию различных точек зрения других людей; формировать умение задавать вопросы, контролировать свои действия и действия партнера, вносить коррективы.
Образовательные: познакомить с понятием «корень»; содействовать формированию умения находить корень слова, подбирать однокоренные слова, группировать однокоренные слова по отличительным признакам; познакомить с новым словарным словом, активизировать его в устной и письменной речи учащихся.
Воспитательные: формировать положительное отношение к уроку русского языка, к школе; мотивировать к самопознанию; развивать понимание причин своего успеха или неуспеха.
Предметный результат: знать, что такое корень, уметь выделять его в словах; группировать однокоренные слова по отличительным признакам.
Личностные УУД: устойчивое положительное отношение к предмету «Русский язык»; интерес к собственному миру чувств; этические чувства совести, справедливости как регуляторы морального поведения.
умение определять тему урока; ставить учебные задачи, отбирать способы их достижения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять контроль своей работы и коллективной деятельности.
анализировать объекты с выделением существенных признаков и делать обобщения; формулировать выводы; фиксировать результаты наблюдения над изучаемым материалом.
принимать активное участие в парной и групповой работе; использовать различные речевые средства для передачи своего впечатления; строить понятные высказывания; сотрудничать с учителем и одноклассниками, принимать участие в творческой работе.
Тип урока: изучение нового материала
- для учителя – конспект, компьютер, экран, презентация, учебник, толковый словарь, раздаточный материал.
- для учащихся – учебник, тетрадь, дневник, карточки №1, кроссворд, пенал.
1) Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.1 /. – 5-е изд. – М. : Просвещение, 2019.
2) Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. -4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 2010.
3) Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. –М.: «Альта – Принт», ООО Издательство «Дом.XXI век.», 2008.
СМОТРЕТЬ РАБОТУ ПОЛНОСТЬЮ
Скидки на «Аттестационный пакет»Публикация в печатном сборникеВебинары, мастер-классыРецензия на публикациюКонференции педагоговКвалификационные тестыПортфолио к аттестации
Вебинары для педагогов от «Урока»Все бесплатные вебинарыВсе курсы для педагоговКурсы повышения квалификацииПрофессиональная переподготовкаНаписать отзыв на курсы (+8 баллов)
Все конкурсы для педагоговКонкурсы для детейПравила участия в конкурсахПравила набора в жюри
Свежие дискуссииПопулярные дискуссииСамые активные участники
Участники сообществаГруппы сообществаЭксперты сообществаАдминистрацияЛидеры рейтинга
Все материалы для педагоговУроки для педагоговПрезентации к урокамТесты для уроковДетское творчествоПортфолио к аттестации
Всё для аттестацииПубликация в сборникеВебинарыЛэпбукиПрофтестыЗаказ рецензийНовости
#3 класс #Русский язык #Учебно-методические материалы #Презентация #Учитель начальных классов #Школьное образование
Пояснительная записка. Русский язык. 3 класс.DOCX / 28.65 Кб
35. Как найти корень в словеPPTX / 9.69 Мб
Горбачёва Марина Юрьевна, 24.10.21 в 13:34Ответить Пожаловаться
Благодарю за интересный грамотный ресурс!
Ильина Оксана Геннадьевна, 24.10.21 в 14:23Ответить Пожаловаться
Ольга Игоревна,спасибо за помощь коллегам!
Потамошнева Наталья Алексеевна, 24.10.21 в 14:42Ответить Пожаловаться
Благодарю за ресурс, Ольга Игоревна!
Кадырова Ольга Игоревна, 24.10.21 в 15:05Ответить Пожаловаться
Пояснительная записка. Русский язык. 3 класс.DOCX / 28.2 Кб
34. Корень словаPPTX / 17.21 Мб
Ильина Оксана Геннадьевна, 24.10.21 в 14:20Ответить Пожаловаться
Замечательная презентация!
Спасибо,Ольга Игоревна!
Потамошнева Наталья Алексеевна, 24.10.21 в 14:41Ответить Пожаловаться
Всегда рада поделиться, спасибо, коллеги, за ваши отзывы!
Корень слова — это его главная значимая часть, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.
Узнаем, что такое корень слова, если подберем слова и вычленим в их составе общую значимую часть, которая объединяет их в одну семью.
Корень — главная морфема
Как главная морфема, корень объединяет слова по общности их значения, например:
ный — подный — яной — ник — подник — янистый.
Все эти слова обозначают предметы или признаки, имеющие отношения к водной стихии, так как в их морфемном составе прослеживается один и тот же корень вод-.
Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными.
В слове может быть один или два корня
ный — о — ос— оилище.
Следует различать слова с совпадающими по звучанию и написанию корнями, но разными по значению:
- а — истый — ный — няк- няцкий;
- уеть — заать — перееть — наать — приеть.
В морфемном составе этих слов вычленим корень гор-, но это не один и тот же корень, а разные морфемы, не совпадающие по своему лексическому значению.
Корень в составе различных слов
Слов, состоящих из одного корня и окончания, в русском языке насчитывается немного, например:
а, о, е, я, о, ый, ый, ый, ый, ый, у, у, у.
Корни этих слов способны выступать без приставок и словообразовательных суффиксов, поэтому их называют свободными.
Большинство слов русского языка состоят из сочетания разных морфем:
1. корня, суффикса, окончания
2. приставки, корня , окончания
3. приставки, корня, суффикса, окончания
4. приставки, корня, суффикса, суффикса
Некоторые корни в свободном виде не встречаются. Они являются связанными с приставками, суффиксами или с другими корнями:
- -сяг- присяга, досягнуть, посягать;
- -у- разуть, обуть, обувь;
Как определить корень в слове?
Чтобы определить корень в слове, подбираем родственные слова и вычленяем в них общую значимую часть, в которой содержится их основное лексическое значение, например:
— ной — ник — ничий — ничество;
Общей частью, имеющей значение «множество деревьев в природе», этого ряда однокоренных слов является морфема лес-, которую назовем корнем.
Рассмотрим другой ряд слов:
а — ка, инка, ушка, яной, заенеть.
Главной морфемой этого ряда родственных слов является часть трав-, которую выделим в качестве корня.
Видео «Корень слова. Однокоренные слова. Написание корня в однокоренных словах»
План – конспект урока по русскому языку.
Тема «Корень слова» 3 класс
УМК «Школа России»
ГБООУ АО АСШИ №2
Рыбина Елена Александровна
Корень слова. Однокоренные слова.
Изучение нового материала.
Постановка и решение учебных задач
Русский язык. 3 класс. В 2 ч./ В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. – М.: Просвещение, 2013.
Создать условия для актуализации знаний учащихся о корне как части слова, о признаках однокоренных слов, для развития умений различать однокоренные слова и выделять в них корень, единообразно писать гласные и согласные в корне однокоренных
Находить группы однокоренных слов, выделять в них корень. Объяснять лексическое значение однокоренных слов. Находить и выписывать слова с указанным корнем (словарь однокоренных слов).
– контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
– поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
– понимание текста, извлечение необходимой информации, построение монологического высказывания, участие в диалоге, общей беседе, совместной деятельности.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности; проявление интереса к изучению русского языка.
2. словарь однокоренных слов
4. Компьютер, интерактивная доска.
6. Презентация «Корень слова»
7. Электронное приложение к учебнику
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Сказка о корне
Встретились корень слова и корень растения.
– Здравствуй, ты кто?
– Я – корень растения. Живу в земле.
– А я – корень слова. Живу в словах
– Так не бывает. Наверное, ты ненастоящий корень. Не то что я! От меня в земле берут начало ростки, из которых вырастают травы, кустарники и целые деревья А из тебя разве может что-нибудь вырасти?
– Конечно. От меня тоже берут начало кусты. Только не растения, а кусты слов. Погляди-ка: корень – -добр-. А на нем растут слова добро, доброта, добрый добряк, по-доброму, добродетель, задобрить. И это еще не все. Видишь какой пышный куст получился
Игра с мячом».
Цель: дифференциация звонких и глухих согласных.
I вариант. Педагог называет звонкий или глухой согласный и бросает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч, называет парный согласный и возвращает мяч учителю.
2 вариант. Педагог называет прямой открытый слог со звонким или глухим согласным и бросает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч, называя слог с парным согласным, и возвращает мяч взрослому.
Карточки с разноуровневыми заданиями.
Спишите слова, рядом напишите однокоренные. Выделите корень.
Спишите, приписывая по одному однокоренному слову. Выделите корень.
Образец: мыло – мыльница, аист – аистёнок.
Выберите однокоренные слова. Запишите их в таком порядке: предмет, признак предмета, действие предмета. «Говор, зелень, говорить, зеленеет, зелёный, говорливый»