Что такое орфография в русском языке 2 класса Конспект урока по русскому языку с презентацией на тему “что это за система”

класс: 2 «В»

дата проведения: 3 февраля

учитель: Невская А. В.

Что такое орфограмма? Орфографическое правило

знакомство детей с понятиями «орфограмма» и «правило»

  • формировать навыки безошибочного написания сочетаний жи, ши;
  • составлять из слов предложения и текст;
  • развивать орфографическую зоркость, внимание; обогащать словарный запас.
  • воспитывать любовь и уважение к родному языку, интерес к предмету.

-Здравствуйте, ребята! Сейчас у нас урок русского языка.

-Посмотрите в окно! У меня отличное настроение, потому что сегодня прекрасное морозное утро,  потому  что я нахожусь рядом с вами, чувствую вашу любовь и настрой на активную работу! Скажите мысленно себе: «У меня много сил и энергии. У меня все получится, потому что я  много знаю и умею».

-Открывать новые знания нам помогут светлый ум, зоркие глаза, острые на слух ушки, активные ручки. Давайте настроимся на интересное путешествие.

Я и ты – это мы.  (марш на месте, указывают на себя и соседа по парте)

И вокруг ты посмотри: (поворот головы в стороны)

Солнце светит, дождь идет, (руки вверх, в стороны)

В роще соловей поет, (махи руками в стороны)

Козлик скачет на лугу, (прыжки на месте)

Скачет в радугу-дугу.

Постановка целей урока

-Садитесь! Сегодня мы – исследователи – филологи. В путешествие мы отправляемся не одни, с нами будут наши любимые питомцы – хомяки. И где мы только с ними не побывали, чего только не узнали. И как обычно мудрая хомячка Юля приготовила для нас блиц – опрос, она нашептала его перед уроком мне на ушко.

(блиц – опрос с мячом)

  • Что такое речь?
  • Что такое слово?
  • Перечислите части речи.
  • Что такое имя существительное? (3 примера)
  • Что такое имя прилагательное? (3 примера)
  • Что такое глагол? (3 примера)
  • Что такое междометие? (3 примера)
  • Что такое предлог? (3 примера)

-Почему именно эти вопросы нашептала Юля?

-Отличная работа! Вы хорошо знаете части речи! Посмотрите на экран. Прочитайте слова.

пружина, в, ох, играть, легкий,

пушистый, ветер, эй, над, плывет,

жираф, снег, под, ой, бегать

-Откройте тетради, запишите число, и вид работы на  уроке.

-Работая над этим заданием, мы одновременно выполним и минутку чистописания.

– Пишем аккуратно, стараемся, выводим каждую букву.

-Разбейте эти слова на группы? (существительное, прилагательное, глагол, междометие, предлог, группа слов с буквосочетаниями ЖИ – ШИ)

(работают 2 минуты в тетради)

-Скажите, по каким признакам вы разбили слова на группы? (1 группа учеников: части речи, 2 группа: слова с буквосочетаниями ЖИ – ШИ)

-Некоторые из вас разбили слова на 2 группы. В 1 группу отнесли слова с буквосочетаниями ЖИ – ШИ, во 2 – все остальные слова. Они также справились   с заданием, но скажите, от чего они отталкивались? Как одна часть ребят сгруппировала  слова? (по частям речи). А другая часть – по наличию буквосочетаний ЖИ – ШИ. Как думаете, кто прав? (Все правы.)

-Какие буквосочетания вам встретились, перечислите их. (ЖИ – ШИ)

-Можно ли было написать то, что слышим? (вопрос на доску)

-Попытаемся ответить на этот вопрос. Когда я вчера готовилась к уроку, мне на глаза попались 2 листочка – это наши хомяки играли в школу. Юля, как обычно, учительница, а Тося с Ромкой – ученики. Юлия  важно диктовала нашим мохнатым школьникам предложение и вот, что они записали.

Ромка: моржыжыливморе (

Тося: Моржи жили в море.  (

– Юлия  так удивилась этим предложениям, что решила попросить меня разобраться в них. И мне показалось, что вы тоже можете принять активное участие в обсуждении. Прочитайте, исправьте ошибки. Запишите в тетрадь правильное предложение.

-Чье предложение записано верно? (Тосино)

-Хорошо, а как вы пришли к этому выводу? (нам пришлось вспомнить правила)

-Какие правила вы применили при записи предложения?

(слова в предложении пиши отдельно,

первое слово в предложении пиши с большой буквы,

в конце предложения ставим точку,

ЖИ – ШИ пиши с буквы И)

-Вернемся к нашему вопросу. «Можно ли писать то, что слышим?» (вопрос на доску)

-Нет, нельзя. Почему? (потому что есть правила, написанные по законам русского языка)

-А где написаны эти правила? (в учебнике)

-Ребята, а если рядом нет учебника, где можно получить интересующую вас информацию?  (энциклопедии, хрестоматии, интернет, занимательные книги, кружок русского языка, словари)

Посмотрите, довольные хомячки утомились. Давайте остановимся и немного отдохнем и понежимся  на ранней свежей степной травке.

Травка стелется к земле,(приседания)

Ветер в ней играет.

Стебельки чуть-чуть колышет,

Устали не знает.

А в траве растет цветок.

Вот его бутончик.

Цветик – колокольчик.

К солнцу тянет лепестки,

Пчелок яркостью зовет,

-Садитесь! Почувствовали прилив сил. Итак, чтобы правильно писать, чем надо пользоваться? (правилами)

-Чтобы правильно писать,  надо пользоваться правилами.

-Я начинаю предложение, вы его заканчиваете.

-Сравните значение слова «орфограмма» в разных источниках.

-Можно прийти к какому выводу: орфограмма – это написание по правилу.

-Как подчеркиваются орфограммы? (

-Чем отличается орфограмма и правило?

-По вашему мнению, орфограмма – это опасное место?

подчеркиваем одной чертой ,  двумя? (ответы с опорой на учебник)

-После них – опасное место, это как сигнал: будь внимательным, дальше идет орфограмма.

-Сейчас мы с вами открыли новое знание. Какое это знание? Как истинные ученые, мы должны увидеть, как эти знания работают на практике.

-В нашем классе есть ребята, которые давно заинтересовались орфограммой «Буква ». Они приготовили для нас интеллектуальный марафон на эту тему.

-Отгадайте  загадки ребят, ответ запишите в тетрадь.

Кувшинчики и блюдца

Не тонут, и не бьются.

-Записываем отгадку: кувшинка.

-Какая орфограмма в этом слове? («Буква

-Почему вы написали ? (потому что ЖИ – ШИ пиши с буквы И)

-Подчеркните орфограмму одной чертой?

Два березовых коня

По снегам несут меня,

Кони эти рыжи,

-Записываем отгадку: лыжи.

Меняют на новые.

-Записываем отгадку: шишки.

-Что мы сейчас делали? (применяли новое знание на практике)

-Я вспоминаю нашего хомяка Ромку. Как думаете, мы отличаемся от него?

-Чем мы отличаемся?

-Думаю, Юля с нами тоже согласна, но и Ромка сегодня много чего узнал и поэтому исправит свои ошибки.

Мы с Юлей, Ромой, Тоськой хотели бы вас послушать, что сегодня стало темой нашего урока?

-Был ли на уроке элемент исследования? Какой?

-Кем вы сегодня были?

-Вам понравилась такая работа?

-Откуда брали новые знания?

Найдите в разных источниках информации упражнения на закрепление орфограммы «Буква И после Ж и Ш». Знаю, что некоторые из вас не станут ограничиваться этим заданием. Поэтому сейчас задание для творческих и креативно мыслящих учеников: придумайте сое упражнение на закрепление орфограммы «Буква И после Ж и Ш».

-Спасибо вам за урок.

  • Справочники
  • Справочник по русскому языку для начальной школы
  • Орфография и орфограммы 1-4 классов

Орфография в русском языке – это правила написания слов. Т.е. под орфограммой понимают все случаи написания, где возможна орфографическая ошибка, где надо применить правило или заглянуть в словарь.

1. Заглавная буква в начале предложения и в именах собственных (Употребление больших (заглавных) букв).

В конце коридора я увидел Сашу с его щенком Пипином.

2. Безударная гласная буква в корне слова проверяемая и непроверяемая (Безударная гласная в корне).

морской – мо́ре, пенал – проверочного слова нет

3. Парная по звонкости – глухости согласная в корне (Правописание звонких и глухих согласных в корне слова)

кадка – кадушка, друг – дру́га

4. Буквосочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу (Сочетания – ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ – в разных частях слова)

живет, шипение, чадо, чаща, чудеса, щука

5. Буквосочетания -оро-, -оло-, -ере- , -еле- (Правописание сочетаний -ОРО-, -ОЛО-, -ЕРЕ-, -ЕЛЕ)

ворона, волосы, перепелка

6. Буквосочетания -чк-, -чн-: мягкий знак не пишется (Мягкий знак в словах как показатель мягкости)

кочка, конечно, закончить, банщик

7. Двойная согласная (Слова с двойными (удвоенными) согласными)

аллея, суббота, класс, Марианна

8. Непроизносимая согласная (Проверяемая непроизносимая согласная в корне слова)

9. Правописание предлогов (Предлог)

по, за, от, над, чрез, из

10. Раздельное написание предлогов (правописание предлогов и приставок)

об локоть, без ума, за стеклом

11. Правописание приставок (правописание предлогов и приставок, приставка)

побежал, забежал, прибежал

12. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных (Мягкий знак в словах как показатель мягкости)

капель, вкусненький, день

13. Мягкий знак в неопределенной форме глаголов перед -СЯ (Мягкий знак в словах как показатель мягкости)

14. Разделительные мягкий и твердый знаки (Разделительный мягкий и твердый знак)

обезьянка, объезд, шампиньон

15. Мягкий знак после шипящих в именах существительных (Грамматический мягкий знак)

16. Мягкий знак во 2-м лице единственного числа глаголов (Грамматический мягкий знак)

любишь, обнимаешься, споешь

17. Падежные окончания существительных

18. Падежные окончания прилагательных

19. Правописание суффиксов

20. Правописание “не” с глаголами

21. Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжений

Употребление заглавных (больших) букв

Безударный гласный в корне слова

Проверяемый непроизносимый согласный в корне слова

Правописание слов с чередованием гласных букв в корне

Слова с чередованием согласных букв в корнях

Грамматический мягкий знак после шипящих

Правописание приставок на -з / -с

Правописание приставок и предлогов

Сочетания – ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в разных частях слова

Буквы И – Ы после Ц

Правописание сочетаний -ОРО-, -ОЛО-, -ЕРЕ-, -ЕЛЕ-.

Суффиксы –ЕНЬК-, -ОНЬК- в прилагательных

Гласные Е, И в суффиксах существительных -ЕК-, -ИК-

Правописание суффиксов -О, -А, -Е в наречиях

Гласные О, Ё, Е после шипящих

Правописание безударных окончаний имён существительных

Правописание безударных окончаний прилагательных

Правописание безударных личных окончаний глагола

Правописание -ться/-тся в возвратных глаголах

Правило встречается в следующих упражнениях

Упражнение 66,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 68,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 12,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 39,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 1,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2

Упражнение 7,
Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь

Упражнение 188,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 66,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 2,
Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь

Упражнение 28,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 318,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение Практикум стр. 86,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение Практикум стр. 86,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 106,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 338,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение Практикум стр. 24,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 76,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник

УМК “Школа России”, 2 класс.

Цель урока: узнать, что такое орфограмма, и научиться находить ее в слове.

Задачи урока: 1. Развить способность детей видеть в слове орфограмму;2. Повторить все знакомые опасные места;3. Ввести понятие “орфограмма”;4. Развитие речи у учащихся;5. Воспитание внимательности, аккуратности, любознательности.

Мы проснулись, мы здоровы, И к работе все готовы. Голова наша светла, Отдохнула до утра.

Мышцы стали все сильнее, Каждый орган – здоровее. Нервы крепкие – стальные, Как пружинки заводные.

Хорошенько потянусь,Сбоку на бок повернусь.И сейчас мы скажем дружно:”С добрым утром!”

Повторение – мать учения. Объясните, как вы понимаете следующие слова (по очереди учитель показывает слова, дети объясняют значение):

  • Подлежаще
  • Сказуемое
  • Грамматическая основа
  • Текст
  • Тема текста
  • А кто может объяснить это слово? Орфограмма

Определение темы урока и целей

Изучение нового материала

Вывод: Слышим один звук, а пишем другую букву, которую нельзя проверить. Эти слова надо запоминать.

Как вы думаете, какая строка лишняя и почему?То место в слове, где мы можем сделать ошибку, и называется орфограммой.

Физкультминутка с движениями

Ель, топор, лопата, рукиВ каждом слове слышим звуки.Звуки эти разные:Гласные, согласные.

Если буква гласная вызвала сомнение,Ты немедленно ее ставь под ударение.А согласные согласныШелестеть, шептать, свистеть,

Даже фыркать понемножку.Но не хочется им петь.Согласную букву проверяй,Гласную букву к ней подставляй.

Работа в тетрадях

Слайд 4. В данных словах пропущена орфограмма, давайте прочитаем эти слова. А теперь спишите эти слова, вставляя пропущенную букву. Взаимопроверка по слайду 5. Встаньте те, кто вставил все правильно.

Слайд 6.На слайде вы видите картину. Глядя на нее, давайте найдем 7 слов с орфограммой и докажем, какую букву надо писать. (Желающие пишут слова на доске и проверяют их).

Работа в группе.

Когда буква в слове пропущена – это легко, вас нацеливают, подумай, какая здесь буква. А теперь задание будет потруднее. Вам даны слова, где есть орфограмма (а что такое орфограмма?) и нет орфограммы (как слышу, так и пишу). Эти слова надо распределить в два столбика на отдельном листочке: где есть орфограмма и нет. (слайд 7)Проверка по слайду 8. Кто сделал все правильно? Встаньте. Какие вы молодцы, вы уже видите, что в слове есть орфограмма.

У нас было две цели (слайд 9). Вы узнали, что такое орфограмма? Расскажите. Мы сегодня только попытались видеть орфограмму в слове. Это очень трудно, этому вы будете еще долго учиться. У вас должна появиться орфографическая зоркость. Самое главное на сегодняшнем уроке, чтобы вы поняли, что такое орфограмма.

К нам сегодня в гости пришла Королева Грамматика, она отвечает за все правила в русском языке. Давайте подарим ей букет цветов: кто хорошо понял тему, подарите красный цветочек, кто еще не все понял – желтый цветочек, кто совсем не понял – синий. Спасибо за урок!

Учитель снова открывает слова на доске.

– Какое слово лишнее в этом ряду слов? (

– Какое здесь есть опасное место? (Буква после

– Что же такое опасное место? Почему оно так называется? (Здесь можно ошибиться в написании.)

– Есть особое слово для такого опасного места –

– Это и будет темой сегодняшнего урока (вспомните название раздела).

– Сформулируйте цель и задачи урока:

1. Определить, что такое орфограмма.

2. Научиться находить орфограмму в словах.

3. Узнать, какие есть виды орфограмм.

4. Учиться писать слова с орфограммами.

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

Наблюдение над словами

– Прочитайте слова, написанные на доске:

Пружина, живёт, уши, пушистый

– Поставьте ударение.

– Найдите и подчеркните места в словах, где возможно выбрать разные буквы для обозначения звука (или другие буквы вместо тех, которые записаны).

– Произнесите эти слова. Что вы слышите в этом месте?

– Сделайте вывод на основе наблюдений: что мы слышим и какие буквы могли бы выбрать в этом месте, если бы написание нам было неизвестно.

. Звук слышим один, а буквы можно выбрать разные.

Но мы выбираем какую-то одну букву – букву , а не . Почему? (Есть такое правило.)

– Сделайте 2-й вывод: что помогает выбрать букву в слове?

. Правило нам указывает, какую букву нужно выбрать в слове.

Значит, не всегда мы пишем так, как слышим, а подчиняемся правилу, выбирая только один вариант, который будет правильным.

Это и есть орфограмма. В переводе с греческого языка  – это «правильно». То есть орфограмма – это правильное написание.

– Прочитайте определение орфограммы в учебнике и сравните с выводами, которые вы сделали при наблюдении над словами, записанными на доске.

Вопросы на понимание и углубление материала.

– Как определить, что перед вами орфограмма? (На слух не можем сказать, какую букву писать.)

– Как она подчёркивается?

– Что вы так уже подчёркивали? (Опасное место.)

– С сегодняшнего урока мы будем использовать другое слово для названия опасного места –

– А что подчёркивается двумя чертами? (То, что объясняет написание, помогает применить правило.)

Знакомство с правописанием буквы  как с орфограммой.

– Спишите и найдите орфограммы:  Моржи жили в_море

Вырабатывается алгоритм рассуждения по поиску орфограммы

– Подчеркните орфограммы. Как вы их подчеркнёте? (Одной чертой.)

На доске подчёркивает учитель

– А есть ли в этих словах то, что помогает выбрать какое-то одно написание из нескольких возможных? В каких словах сразу есть подсказка? (

– Как нужно подчеркнуть то, что помогает нам выбрать, объясняет написание? (Двумя чертами.)

– Прочитайте рассуждение после определения орфограммы и правило написания

– Какая буква будет орфограммой? (Буква

– Какие буквы – сигнал опасности и одновременно объяснение для написания? (

– Ещё раз прочитайте правило. Найдите в нём орфограмму (буква ), сигнал опасности (буквы  ) и объяснение (буквосочетание

3. – Прочитайте статью из толкового словаря, расположенную после

– Что узнали нового? (Есть ещё одно понятие – , у этого слова два значения: сами правила и раздел науки о языке.)

Дать понятие ОРФОГРАММЫ, научиться находить их в словах

Работать над развитием орфографической зоркости.

Сегодня на уроке нам нужно быть очень внимательными, чтобы научиться быть грамотными.

Откройте тетради и запишите число 14 апреля.

Начнём урок с разминки для ума.

Найдите в каждой строчке лишнюю букву и запишите её строчную  письменную в тетрадь в новой чистой строчке.

А  Л  О  И –                      Л – согласный, а все остальные гласные

Ф Ж  У  Н –                       У – гласный, а все остальные согласные

Е  Ю   О  Я –                       О – гласная верхнего ряда, не иотированная

Т  Ф   К  Д –                      Д – обозначает звонкий согласный.

Ч   Щ  Ц   Й                      Ц – Всегда твёрдый согласный

Дети записывают буквы: Л У  О   Д  Ц

Проверка почему Вы выбрали именно эти буквы.

2. Сообщение темы и цели урока

Сегодня на уроке мы с вами должны будем разобраться

что же такое орфограмма.

Мы с вами как-то уже говорили на уроках об этом, но это было как то бегло, а сегодня мы должны более подробно остановиться на этом вопросе и будем учиться находить орфограмму в словах..

– Посмотрите. Пожалуйста на строчку под цифрой  1

1) Шар, дом, сыр.          СЛЫШУ _____________

Кто может догадаться и прочитать эти слова?

Давайте. Ребята на этой строчке остановимся. Давайте хором прочитаем первое слово.

-Какой гласный звук вы слышите после (ш)? (а)

Давайте посмотрим какая буква там? Пишу а.

Так вот посмотрите, ребята, есть в русском языке такие слова,

которые как слышаться, так и пишутся.

– Можно ли в этих словах

Но у нас в русском языке есть и другие слова.

2) Стекло, вода.

Какой гласный звук я мы слышим в слове СТЕКЛО в первом слоге? (и), теперь давайте посмотрим какую букву пишем? (е)

Слушайте слово ВОДА.. Какой звук я слышу (а) а давайте посмотрим какая там буква прячется? (о)

– Что же это получается? Что вы можете сказать про эти слова?

Есть такие слова, я то взяла только два, а таких слов очень много, которые пишутся не так как слышатся.

– Подумайте и скажите какую бы строчку я могла назвать : Строчка с ошибко опасными местами? (вторую)

Вот запомните ребята место в слове, где можно сделать ошибку и не правильно написать букву называется

ОРФОРГАММА. Тогда встречается в слове, .когда надо выбирать правильную букву.

Возникает вопрос – А как же люди выбирают правильную букву?

Как они это делают?

(варианты ответов детей)

– А это ребята люди должны знать очень много разных правил.

Вот мы с вами тоже уже знаем какие то правила, мы сегодня вспомним их

и вы убедитесь в этом.

Вот слово МИР вы на какую строчку поместите на первую или на вторую? (на первую) почему?

А вот я вам такое слово, которое вы прочтёте если отгадаете ребус ОКНО.

– Посмотрите какая буква первая? (о) А как мы произносим это слово? АкНО? Какой звук слышим первым?

Как вы считаете это слово из первого ряда или из второго? ( из второго)

Ребята, я вам сказала. Чтобы разобраться с этими орфограммами, надо знать много правил., но некоторые из этих правил вы уже знаете.

Многие правила вам предстоит ещё узнать и выучить, а давайте вспомним какие правила мы уже знаем?

Вот чтобы  записать вот эти слова, надо знать какие то правила.

Презентация с картинками. А дети записывают слова в тетради. (один ученик на доске)

,  – Какая орфограмма в этом слове? В

Вот видите вы уже знаете некоторые орфограммы. Помогите мне их ещё раз повторить.

Мы ещё знаем с вами орфограммы.       ЦЫ       ЦИ

– Посмотрите, звучат эти слоги одинаково, а гласные то пишутся разные.

Ну ка давайте вспомним правило. Когда я в слове пишу И когда Ы.

(если Ци стоит в середине слова то мы пишем с буквой и если в конце слова то ы)

Ц__РК, БРАТЦ__, АКАЦ__Я, НОЖНИЦ__, ОВЦ___, Ц_ФРА,

А куда бы вы записали слово  Ц__ГАН? А почему?. (слово исключение) а какие ещё слова исключения вы знаете? (цыпочки, цыплёнок. Цыц)

– Ребята а теперь подумайте, если бы вам учитель или мама всё время говорила : Сыночек, доченька, ты посмотри и подумай, какую букву надо в данном слове написать? То вы  никогда не будете грамотными.

-Почему ты никогда не станешь грамотным, если тебя постоянно спрашивать Что напишешь? Что напишешь?

Если тебе постоянно будут напоминать что надо подумать, надо подумать..

Потому что самое главное ребята, важно самому научиться видеть эти опасные места в словах, находить эти орфограммы.

Важно научиться самому  видеть  их. В словах.

Вот давайте развивать такое качество, которое называется ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ    ЗОРКОСТЬ

Вот в конце урока я у вас спрошу запомнили вы что же это такое.

А это когда человек умеет видеть ошибку в слове прежде чем написать его  Такой «острый глаз» можно сказать.

Слова написаны на доске с другой стороны

Вот посмотрите на слова, которые я записала:

Вам задание, ребята. С новой строчки с большой буквы спишите только те слова , которые не имеют орфограмму.

Проверка. (оцените себя на полях) красный кружок,  если сделали задание верно без ошибок, синий если есть ошибка, и зелёный если не смогли справиться  с заданием)

А как доказать, что в слове утюг на конце пишется буква Г?

(множественное число УТЮГИ)

А как доказать что в слове стена надо писать е? (стены)

А теперь мы с вами будем выполнять очень трудное задание.

Посмотрите на картинку и найдите слова, в которых есть орфограмма.

ГОРА,  СОСНА, РЕКА.

Вот всё что мы делали мы видели слова.

А вот интересно сможем ли мы на слух найти орфограммы в словах.

Послушайте стихотворение и постарайтесь услышать слова . в которых есть орфограмма.

ТАЕТ СНЕГ, БЕЖИТ РУЧЕЙ.

ГДЕ ЖЕ ШУСТРЫЙ ВОРОБЕЙ?

ВОРОБЕЙ КРИКЛИВЫЙ ГДЕ?

ОН ЛЕЖИТ В СВОЁМ ГНЕЗДЕ.

(дети устно называют эти слова)

А теперь посмотрите сколько было в этом стихотворении слов.

(проверка на слайде)

СНЕГ, ВОРОБЕЙ, КРИКЛИВЫЙ, ЛЕЖИТ,  СВОЁМ, ГНЕЗДЕ : слов было шесть. Но нам с вами не надо было сегодня разбираться, что это за орфограммы, важно чтобы вы смогли услышать пока их в словах.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (ЗАКРЕПЛЕНИЕ)

А теперь, пожалуйста, возьмите листочки которые лежат у вас на столах и можете сделать задание первое и второе, кто успеет, а кто-то может и два задания сделает. Время у вас 5 минут.

1)Подчеркни слова, где нет орфограммы.

, ВЕСНА, СЕСТРА,

2) Придумайте и запишите предложение с любым из  этих слов, в которых нет орфограммы. _________________________________________________________________

Поменяйтесь листочками, проверьте работу соседа и если вы считаете что всё сделано верно, поставьте красную точку, если с ошибками то синюю, а если вы не знаете верно или нет, то зелёную.

Откройте учебники и найдите упр3 на стр.64. (или 4)

На дворе трава, на траве дрова.

-Что это за предложение? (скороговорка)

Спишите это предложение к себе в тетрадь.

– Подчерните в нём слова с орфограммой.

Закончили, положили ручки.

_ что же нас сегодня надо было в голову положить?

– что же такое . Как вы поняли?

( это  такое место, где можно сделать ошибку или ошибко-опасное место в слове)

Давайте прочитаем как же написано в словаре что же такое орфограмма.

Орфограмма это то место на письме где надо выбирать правильную букву.

Откуда это слово произошло? (от греского слова ОРФОС – правильный. Грамма – Буква.

А я вам обещала, что в конце вас спрошу.

– А что же такое орфографическая зоркость?

( это когда человек сам видит и правильно пишет слово)

А вот как надо проверять эти орфограммы мы будем с вами учить дальше на следующих уроках.

Поднимите руки, кто понял, что  такое ОРФОГРАММА? Маме расскажите?

А теперь приведите в порядок свои места. Вы сегодня молодцы.

Урок наш закончен.

ЧАЙ, ВЕСНА, СЕСТРА, КОНИ, РАМА, ПЕВИЦА, ТЕКСТ, ДРОВА.

Оцените статью
Добавить комментарий