Что такое почва 3 класс окружающий мир Конспект уроков об окружающем мире (2 класс)

Что такое почва 3 класс окружающий мир Конспект уроков об окружающем мире (2 класс) Реш еду ру

Из этой темы учебника «Окружающий мир» третьеклассник узнает, что такое почва и почему она нуждается в охране.

Содержание
  1. Пример презентации – фоторассказа «Что такое почва»
  2. Дополнительная информация:
  3. Рассмотри рисунок. Подумай, что такое почва. Какое значение она имеет для растений и животных? Какие животные живут в ней?
  4. Практическая работа «Почва»
  5. Опыт 1. Цель определить есть ли в почве воздух.
  6. Проект на тему «Что такое почва» для 3 класса
  7. Определить, есть ли в почве вода.
  8. Опыт 3. Цель: определить из чего состоит почва.
  9. Опыт 4. Цель: определить из чего ещё состоит почва.
  10. Опыт 5. Цель: определить из чего ещё состоит почва.
  11. Ход урока
  12. I. Организационный момент.
  13. На следующем уроке
  14. Вспомни, чем отличаются друг от друга деревья, кустарники и травы. Назови несколько лиственных и хвойных деревьев. Какие растения называют дикорастущими, а какие — культурными?
  15. Проверь себя
  16. 1. Что такое почва?
  17. 2. Какой состав она имеет?
  18. 3. Как доказать, что в почве есть воздух, вода, перегной, песок и глина, соли?
  19. 4. Какие живые существа обитают в почве? Как они влияют на её плодородие?
  20. Задания для домашней работы
  21. 1. Запиши в словарик главное свойство почвы.
  22. 2. Дома рассмотри почву в цветочных горшках. Найди в ней отмершие остатки растений. Прорыхли почву, чтобы воздух лучше поступал к корням. Не забывай поливать растения.
  23. 3. На основе схемы на с. 66 изготовь модель и с её помощью расскажи, что растения получают из почвы.
  24. 4. В книге «Великан на поляне» прочитай рассказ «Уважайте жизнь дождевого червя». Что нового о нём тебе удалось узнать из рассказа? Как ты относишься к дождевым червям?
  25. Смотри также:
  26. Доклад к проекту
  27. Что такое почва
  28. Свойства, вид и состав
  29. Почвы России
  30. Причины загрязнения
  31. Необходимость охраны
  32. Вывод:

Пример презентации – фоторассказа «Что такое почва»

Чтобы посмотреть образец оформления презентации, кликните на иллюстрацию и листайте.

Дополнительная информация:

Рассмотри рисунок. Подумай, что такое почва. Какое значение она имеет для растений и животных? Какие животные живут в ней?

Почва — это самый верхний слой земли.

На нём растут растения и живут различные животные.

Земля даёт им жизнь и является для них домом.

В ней живут такие животные, как кроты, медведка, дождевой червь, мыши, личинки жука, сверчки, многоножки.

Практическая работа «Почва»

Определи цель каждого опыта, опиши его ход, сделай вывод.

Опыт 1. Цель определить есть ли в почве воздух.

Ход опыта: бросим кусочек земли в воду. Из него начнут выходить пузырьки газа.

Вывод: в почве есть воздух.

Проект на тему «Что такое почва» для 3 класса

В рамках изучения предмета «Окружающий мир» рассказать о том, что такое почва, какими свойствами она обладает. Найти информацию о почвах России и поделиться ею с одноклассниками. Рассказать школьникам о составе почвы и необходимости её охраны. Подготовить доклад и презентацию в виде фоторассказа.

  1. Вступление.
  2. Почва.
  3. Состав, виды и свойства почвы.
  4. Почвы России.
  5. Загрязнение.
  6. Охрана.
  7. Вывод.
  8. Пример готового фоторассказа-презентации.

Определить, есть ли в почве вода.

Ход опыта: положим кусочек земли на тарелочку и будем её нагревать. Сверху поместим стекло. На стекле выступят капельки влаги.

Вывод: в почве есть влага.

Опыт 3. Цель: определить из чего состоит почва.

Ход опыта: продолжим нагревать землю. Появился неприятный запах. Это сгорает перегной, остатки растений и животных.

Вывод: почва состоит из перегноя.

Опыт 4. Цель: определить из чего ещё состоит почва.

Ход опыта: прокалённую землю бросим в стакан с водой и размешаем. Она оседает в виде песка и глины.

Вывод: кроме перегноя в почве есть песок и глина.

Опыт 5. Цель: определить из чего ещё состоит почва.

Ход опыта: профильтруем воду, в которой некоторое время находилась земля. Воду нагреем и испарим. На месте воды останется белый налёт, это минеральные соли.

Вывод: в почве есть минеральные соли, которые растворяются в воде.

Что такое почва 3 класс окружающий мир Конспект уроков об окружающем мире (2 класс)

Окружающий
мир 3 класс

Что такое
почва

Верхний плодородный
слой земли – почва.
Главное свойство почвы – плодородие.

Практическая работа
“Состав почвы”
Выполни опыты. Запиши результаты в таблицу.

Опыт 1. Бросим комочек
сухой почвы в воду. Увидим, что из почвы выходят пузырьки воздуха.
Значит, в почве есть воздух.
Опыт 2. Немного свежей почвы нагреем на огне. Над почвой подержим
холодное стекло. Вскоре стекло станет влажным. Этот опыт показывает,
что в почве есть вода.
Опыт 3. Будем продолжать нагревать почву. Вскоре мы увидим дым,
почувствуем неприятный запах. Это сгорает перегной почвы, который
образовался из остатков растений и животных. Перегной придаёт почве
тёмный цвет.
Опыт 4. Прокалённую почву, в которой весь перегной уже сгорел (
она серого цвета), насыплем в стакан с водой и размешаем. Через
некоторое время на дно стакана осядет песок, а поверх песка – глина.
Опыт 5. Профильтруем воду, в которой долго находилась почва. Несколько
капель поместим на стекло. Подержим его на огнём. Вода быстро испариться,
а на стекле останется белый налёт. Это минеральные соли. Значит,
в почве содержатся минеральные соли, которые растворяются в воде.

Итак, в состав почвы
входят воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли.
Корни растений дышат воздухом, который содержится в почве. Они всасывают
из почвы воду. Вместе с водой растения всасывают растворённые минеральные
соли. Соли – это питательные вещества, без которых растения
не могут жить
.

Перечисли,
что растения получают из почвы.

Растения получают из почвы: воздух, воду, минеральные соли.

Отгадай
кроссворд “Почва:

1. Верхний слой
земли, на котором растут растения. Ответ: почва
2. Вещество, входящее в состав почвы, благодаря которому растения
лучше растут. Ответ: перегной
3. Основное свойство почвы. Ответ: плодородие
4. Одна из составных частей почвы. Ответ: песок

кроссворд почва
открыть незаполненный
кроссворд “Почва”>>

В почве солей мало.
Растения могли бы быстро их израсходовать, но этого не происходит.
Запас солей в почве постоянно пополняется благодаря перегною.
Перегной под действием бактерий, которые живут в почве, медленно,
постепенно превращается в соли. Чем больше в почве перегноя, тем
она плодороднее.
Животные, обитающие в почве, делают в ней ходы, куда легко проникают
вода и воздух, перемешивают почву, измельчают остатки растений.
Так животные повышают плодородие почвы.

животные, живущие в почве

Какие животные
живут в почве?

Ответ: Медведка, личинка жука, сверчок, крот, многоножка, жаба,
лесная мышь, дождевой червь.

Тема урока: «Что такое почва»

 создать условия для формирования у учащихся понятия «почва», её состав и свойства.

 урок изучения нового материала.

  1. Способствовать формированию положительного отношения к учебной деятельности;
  2. Способствовать проявлению интереса к изучению  нового  учебного  материала;
  1. Способствовать умению слушать собеседника;
  2. Содействовать пониманию и принятию различных точек зрения;
  3. Развитию умения задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия.
  1. Содействовать пониманию учебной задачи урока, и осуществлять ее решение под руководством учителя в процессе изучения материала;
  2. Формировать умение оценивать результат своей учебной деятельности;
  1. Способствовать овладению  сравнения, анализа, строить рассуждения.
  2. Способствовать осуществлению  поиска информации по образцу.
  1. Познакомить с понятием «почва». Выявить основные свойства и состав почвы.
  2. Учить бережному отношению к земле.
  1. Эмоциональный настрой на урок.

Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.

– Сегодня мы с вами продолжим постигать различные тайны природы. Но сначала, мы должны вспомнить  почему нужно беречь воду и как?

    2. Проверка домашнего задания.

Дома вы рисовали знаки, помогающие беречь людям воду. Давайте посмотрим на эти знаки.

  1. Выставка работ учащихся и объяснения заков.
  2. Тестовая работа для учащихся. Кружочками выделите буквы правильных ответов.

1. Какое из веществ ты используешь в повседневной жизни больше всего?

2.Какая вода нужна людям?

м) прозрачная               с) бесцветная                              

3.От чего загрязняется вода в реках и озерах?

ф) от использования воды в быту

ч) от слива без фильтрации сточных вод заводов и фабрик, нечистот с ферм

э) от использования воды животными

4.Что используют на заводах и фабриках для очистки воды?

                            з) пластиковые трубы                                и) кислоты

5. Кто страдает от загрязнения вод?

а)  всё живое                    б) никто                         в) только люди

3.  Постановка учебной задачи.

– Я сегодня для вас приготовила загадку, которую никак не могу отгадать. Помогите мне, пожалуйста.

                                    Она весь мир кормит, сама же ничего не ест.

– Правильно, ЗЕМЛЯ.

– Но у слова ЗЕМЛЯ есть несколько значений. О каком говорится в этой загадке? (земля, где мы ходим)

– Кто догадался, о чём мы сегодня будем говорить?

– Но давайте вернёмся к тесту. Прочитайте слово, которое у вас получилось из выделенных букв. ПОЧВА.

– А как это слово относится к нашей теме урока? (землю часто называют почвой)

– Посмотрите на основные вопросы, на которые нужно ответить на нашем уроке.

  1. Что такое почва?
  2. Кто живёт в почве?
  3. Какое основное свойство почвы?
  4. Что входит в состав почвы?
  5. Что растения получают из почвы?
  6. Зачем человеку нужны знания о почве?

– Кто сможет сразу ответить на эти вопросы?

– Сформулируйте, пожалуйста, что мы должны узнать сегодня на уроке.

4. Открытие новых знаний.

1) Рассмотрите небольшой срез участка земли. Сделайте выводы:

– Верхний участок более тёмный и более рыхлый. Это и будет почва.

Посмотрите в словаре Ожегова понятие «почва» и сравните со своим выводом.

Вывод: почва – верхний, рыхлый, тёмный слой земли.

2) Как вы думаете, в почве, земле кто-нибудь живёт? Если да, то кто?

– Рассмотрите рисунок в учебнике стр. 64.

– Зачем там обитают эти животные? Попробуйте высказаться.

Вывод: в почве живут различные животные, для которых почва – это дом.

3) Как человек использует почву?

– Скажите, чтобы получился богатый урожай, какая должна быть почва?

– Правильно, плодородная. Что значит плодородная? (давать богатый урожай)

– Сделайте вывод, какое основное свойство почвы?

Вывод: плодородие – основное свойство почвы.

  4) Теперь мы с вами попробуем исследовать почву и выявить состав почвы. Возьмите ЛИСТОК ИССЛЕДОВАТЕЛЯ.

Положите  в стакан с водой комок почвы. Что наблюдали?

Вывод: в почве есть воздух.

– Возьмите бумажную салфетку, положите на неё немного почвы специальной ложечкой из стаканчика и сильно сожмите. Стряхните почву в ванночку.

– Что осталось на салфетке?

Вывод: в почве есть вода.

Вывод: в почве имеются остатки растительных и животных организмов – перегной. (Можно определить по запаху).

В стаканчик с почвой налейте воды и размешайте стеклянной палочкой. Что наблюдаете? На дне песок, а по бокам стаканчика глина.

Вывод: в состав почвы входит песок и глина.

Вывод: в почве есть минеральные соли.

Посмотрите на свой ЛИСТОК ИССЛЕДОВАТЕЛЯ и перечислите что входит в состав почвы.

На нашем ЛИСТКЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ не выполнено ещё одно задание. Чтобы с ним справиться, откройте учебник на стр. 66 прочитайте материал, рассмотрите рисунок и вставьте необходимые данные в свой рисунок-схему.

 Вывод: почва даёт растениям кислород, воду, минеральные соли.

  5. Первичное закрепление.

  • Игра «ДА-НЕТ». Если с высказыванием согласны, то +, если не согласны, то -.
  1. Верхний рыхлый и плодородный слой земли, покрытый растительностью называется почва.  +
  2. В в состав почвы входят: песок, глина, вода,  перегной, соли, стекло. –
  3. Основное свойство почвы –  плодородие.   +
  4. В почве никто не живёт. –
  5. Остатки органических и неорганических веществ, содержащихся в почве называется подкормка.
  6. Животные, которые живут в почве, повышают её плодородность.
  • Игра «СОБЕРИ ПОСЛОВИЦЫ»

Кто мать — сыру землю любит,                                                как мать детей.

Земля — кормилица,                                                                   она даёт урожай.

Земля кормит людей,                                                                  а и та сама есть просит.

Мать сыра-земля всех кормит, всех поит,                                есть плохие хозяева.

Нет плохой земли,                                                                      тот голоден не будет .

Землю уважай,                                                                        всех одевает, всех своим телом пригревает.    

Кто мать — сыру землю любит, тот голоден не будет.

Земля — кормилица, а и та сама есть просит.

Земля кормит людей, как мать детей.

Мать сыра-земля всех кормит, всех поит, всех одевает, всех своим телом пригревает.

Нет плохой земли, есть плохие хозяева.

Землю уважай, она дает урожай.

  • – Зачем человеку изучать почву? – Нужно ли её охранять?

6. Итог урока.

– Давайте вернёмся к нашим вопросам. На все ли мы ответили?

– Что вы узнали о почве на уроке?

– Нужны ли нам эти знания? Где будем применять?

– Что вам понравилось сегодня на уроке?

– Как вы работали? Выберите соответствующий смайлик.

 Я всё понял и                                   Я понял, но остались                         Ничего не понял и на

хорошо  работал.                            вопросы,  я старался.                        уроке  был не активен.

напишите мини-сочинение, что даёт нам почва и зачем её надо беречь.

– Молодцы! Наш урок окончен! Я хочу вам прочитать несколько строк.

Почвою не вся земля зовется,

Только верхний плодородный слой,

Только в нем, когда пригреет солнце,

Прорастают семена весной.

Но не скоро станет доброй пашней

Влажный перегной листвы опавшей,

Отцветают травы каждый год,

Только очень долго почвы слой растет.


Образовательная: продолжить
работу по углублению представлений о почве как
верхнем плодородном слое земли; выявить основные
свойства почвы, установить состав почвы; узнать о
преобладающих почвах родного края.


Развивающая: развивать умения работы с
научным текстом и схемами, выявлять
причинно-следственные связи между живой и
неживой природой, делать выводы на основе
проведенных опытов, развивать познавательный
интерес , развивать речь учащихся, мышление,
наблюдательность, умения доказывать выдвигаемые
предположения, первоначальные умения
практического исследования природных объектов.


Воспитательная: воспитывать бережное
отношение к национальному достоянию – почве,
воспитывать коммуникативные качества,
сотрудничество; в процессе постановки опытов –
организованность, аккуратность, воспитывать
интерес к самостоятельной экспериментальной
работе, любовь к природе, родному краю.


Тип урока: Урок изучения и первичного
закрепления новых знаний

Оборудование: образцы почв, материал для
опытов (кусочки сухой почвы, стаканы с чистой
водой, химический стаканы, стеклянные трубочки,
стеклянные воронки , фильтры, спиртовки, спички,
предметные стекла, пипетки, держатели, лупы);
“Виды почв (таблица); презентация.

Ход урока

I. Организационный момент.

Организационный момент. Данный урок проводится
в кабинете биологии.

Учитель биологии знакомится с детьми, знакомит
их с кабинетом биологии и правилами техники
безопасности в нем.

Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.

Святыня – это то, что является особенно дорогим
человеку, любовно хранимым и чтимым.

– Как вы думаете, ребята, какую святыню природы
можно назвать главной для человека? Без какой
святыни природы его жизнь не представляется
возможной? (Без земли.)

– Не догадываетесь? Тогда пусть вам поможет
загадка:

Меня бьют, колотят, ворочают, режут,

Я все терплю и всем добром плачу.

– Интересно, не правда ли, какая же это святыня,
если её бьют, колотят, ворочают и режут?

– Да. Это земля. Слово “земля” имеет много
значений: ( Слайд 2)

  • это и название нашей планеты, на которой мы
    живем;
  • это и суша как противоположность водному и
    воздушному пространству;
  • это и земля в понимании страна, государство, а
    также вообще какая-нибудь большая территория.

Сказала лопата: (слайд 3)

— Земля — чтобы рыть.
Ботинки сказали:
— Земля – чтоб ходить.
А люди сказали:
— Земля – чтобы жить.


Мы с вами сегодня будем говорить о земле, на
которой все растет, о земле – матушке нашей
кормилице. Земля – какое это ёмкое слово!
Земля-кормилица, Земля-поилица, родная
мать-земля. Так исстари уважительно и ласково
зовём мы нашу родную землю.

О какой земле идёт речь? (о почве)

Каково её научное название?

– Да, это почва. Тема урока: Что такое почва?

Главное слово на уроке почва.

Давайте попробуем составить мини проект по
почве.

На доске записано слово почва. Задайте как
можно больше вопросов для этого слова. Мозговой
штурм (гиперссылка). Приложение 1

Проблемные вопросы по теме “Почва”


  1. Что такое почва?
  2. Как образуется почва?
  3. Кто участвует в образовании почвы?
  4. Какое основное свойство почвы?
  5. Где образуется почва?
  6. Где на Земле нет почвы?
  7. Что входит в состав почвы?
  8. Почему почву называют кормилицей?
  9. Что растения получают из почвы?
  10. Что произойдет, если исчезнет почва?
  11. Почему почвы разрушаются?
  12. Чего боится почва?
  13. Почва – это живое?
  14. Везде ли почвы одинаковые?
  15. Зачем человеку нужны знания о почве?

Главный вопрос урока
(основополагающий) (слайд 4)


Почему почву называют кормилицей?

Это будет основополагающий вопрос, а
остальные проблемные вопросы.

А сейчас мы должны высказать гипотезу, то есть
предположение.

Если почва кормилица, значит, она содержит
питательные вещества, необходимые для живого

Приступим к нашему научному исследованию.
Любое исследование предполагает различные
методы изучения .

Это, прежде всего метод наблюдения (слайд 5)

Вооружившись лупой, рассмотрите верхний слой.

Какого он цвета? Сделайте вывод.

Верхний, темный, рыхлый слой земли называют
почвой.

А какие вещества необходимы для живого?

Воздух, вода, пища, другие питательные вещества.

Метод исследования – эксперимент (слайд 6)

Как доказать, что в почве есть воздух?

Положи в стакан с водой комок почвы. Что
наблюдали ? Вывод: в почве есть воздух.

Учащиеся рисуют пузырьки воздуха, выходящие из
комочка почвы.

– Для чего нужен воздух в почве?

– Возьмем бумажную салфетку, положим на неё
немного почвы специальной ложечкой из
стаканчика и сильно сожжём. Стряхнём почву в
ванночку.

– Что осталось на салфетке?

Вывод: в почве есть вода, необходимая всему
живому.

Опыт №3 (Слайд 7, 8)

Наберем немного почвы в пробирку и нагреем?

Что наблюдаем? Стенки запотели – это вода.
Продолжим нагревание – появился запах. Это горит
перегной, который образовался из остатков
растений и животных. Его называют гумус. Он
является главным питательным веществом,
необходимым для всего живого.

Вывод: в почве имеются остатки растительных и
животных организмов – гумус. (Можно определить
по запаху.)

Опыт №4 (слайд 9)

В стаканчик с почвой налейте воды и размешайте
стеклянной палочкой. Что наблюдаете? На дне
песок, а по бокам стаканчика глина.

Вывод: в состав почвы входит песок и глина

Опыт №5 (10)

Размешаем почву с водой стеклянной палочкой.
Профильтруем раствор. Что видите на фильтре?

Поместим несколько капель прозрачного
фильтрата на предметное стекло и выпарим.

Что наблюдаем? На предметном стекле пятно – это
минеральные соли.

Таким образом, в состав почвы входят воздух,
вода, растворенные соли, перегной – питательные
вещества, они неживые, но они необходимы для
жизни. (Слайд 11)

Физкультминутка (потанцуем и споем)

Руки на пояс – 2 раза
Поставим в начале – 2 раза.
Вправо и влево – 2 раза
Качаем плечами – 2раза.
Если смогли вы – 2раза
Коснуться до пятки – 2 раза,
Значит, вы живы – 2 раза,
Вы в полном порядке – 2 раза

Но всякую ли землю можно назвать почвой?

Нет почвенного слоя в Арктике и Антарктиде, на
вершинах высоких гор, на голых каменистых
склонах.

Как образуется почва? (слайд 12)

Образование почвы начинается только с
появлением на Земле живых существ. Твердые
породы в природе разрушаются, получается рыхлый
слой из камушков, песка, глины. В нем почти нет
питательных веществ, необходимых растениям. Но
все же самые неприхотливые лишайники селятся на
таких почвах, под действием бактерий образуется
перегной

Теперь в почве могут поселиться растения. Они
дадут еще больше перегноя. Так медленно камни,
песок, глина под действием живых существ
превращаются в почву.

В почве селятся различные животные: насекомые,
кроты и другие, так повышается плодородие почвы.

Работа с учебником стр.65

Какое значение имеет почва для растений и
животных?

Какие животные живут в почве?

Итак, кто участвует в образовании почвы? (слайд
13)

С помощью эксперимента мы выяснили, что в
состав почвы входят – воздух, вода, песок, глина.
Какая это природа? (неживая)

В почве обитают растения ,животные ,
микроорганизмы. Какая это природа? (Живая)

Делаем вывод: почва играет особую роль в жизни
нашей планеты – она переходное звено от неживой
природы к живой.

– Как вы можете прокомментировать этот
рисунок? (слайд 14)

(В тёмной земле растут крепкие растения, в серой
земле – чахлые.)

– Как вы думаете, почему так происходит? В
тёмной почве содержится больше питательных
веществ. А если этих веществ много, значит, почва
обладает главным свойством земли, за что мы её и
ценим – плодородием. Цветущие растения, богатый
урожай – вот результат плодородной почвы.

– А как вы понимаете это слово – плодородие?
Назовите его основу. Из каких слов оно состоит?

– Почему в одних местах почва плодородная, а в
других нет? Отчего зависит плодородие почвы?

Главная часть почвы перегной. Из него под
действием микроорганизмов образуются соли. Их
используют растения. Растениями питаются
животные.

Когда растения и животные отмирающих остатки
попадают в почву и вновь под действием
микроорганизмов превращаются в перегной. Итак
вещества путешествуют в природе как бы по кругу:
из почвы в растения , из растений в тела животных
и снова в почву . Ученые это называют
круговоротом веществ в природе. Представьте
себе, если круговорот исчезнет, исчезнет все
живое.

Итак, назовите факторы, от которых зависит
плодородие почвы.

По-вашему плодородие земли бесконечно? Или
необходимо его сохранять? Как сохранить
плодородие почвы? (Вносить минеральные
удобрения, рыхлить, поливать, чередовать
посевные культуры, не уничтожать дождевых
червей, не засорять почву отходами.)

Различают следующие виды почв (слайды 16,17)

А какие почвы у нас в Карелии? (слайд 18)

Территория Карелии расположена в зоне тайги.
Почвообразование происходит в условиях
прохладного и влажного климата, при этом

Наблюдается промывание почвы и вынос продуктов
разложения вниз по почвенному профилю.

Наиболее широко распространены подзолистые
почвы и подзолы.

Почвы характеризуются низким плодородием,
недостаточно обеспечены элементами питания
растений.

Требуется проводить осушение, известкование,
вносить органические и минеральные удобрения.

Науку о почве почвоведение создал
замечательный русский ученый Василий Васильевич
Докучаев. Он побывал в разных уголках нашей
Родины и исследовал почвы.

Он считал почву кормилицей человека и считал,
что она дороже нефти, угля и золота.

В.В.Докучаев учил, как обрабатывать почву, как
охранять ее от разрушения, написал книгу
“Русский чернозем”

– Почему люди называют землю “ кормилицей”?

Земля кормит людей. Посеешь горсточку зерен, а
соберешь сто горстей. На земле растут растения,
которые человек употребляет в пищу. И не только
человека кормит земля. Насекомых, птиц,
зверей-животных. (слайд 20)

Вывод: почва верхний плодородный слой земли,
в ней содержатся воздух, соли, перегной, вода –
необходимые для живого, поэтому почву называют
кормилицей. Она играет особую роль в жизни нашей
планеты – почва переходное звено от неживого к
живому.

Ещё в старину наши предки называли землю
кормилицей, матушкой. Её брали с собой в далёкие
странствия, потому что считали, что она придаёт
силы и помогает во всём в чужих краях. Люди всегда
бережно относились к земле. Складывали о ней
стихи и песни. Давайте же и мы с вами любить,
ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет
радовать нас богатым урожаем, густыми лесами,
цветущими полями.

Дома: с.65 – 70, заполнить рабочие тетради “Почва
(состав почвы, что растения получают из почвы)

Проверим свои знания

  1. Верхний рыхлый и плодородный слой земли,
    покрытый растительностью. (Почва)
  2. Выбери и запиши, какие вещества входят в состав
    почвы: песок, глина, вода, воздух, перегной, соли,
    стекло.
  3. Основное свойство почвы. (Плодородие)
  4. Животные или растения стали первыми
    обитателями суши? (растения)
  5. Какие в основном почвы в Карелии (подзолистые)
  6. Остатки органических и неорганических веществ,
    содержащихся в почве. (Перегной)

Вывод: почва возникает и развивается под
воздействием живых организмов, в основном
растений. Она играет особую роль в жизни нашей
планеты – она переходное звено от неживого к
живому. В почве содержится вода, воздух, соли –
минеральные вещества. А также перегной – это
органическое вещество, полученное из организмов,
значит, почва питает все живое, она – кормилица.

Наш урок подошёл к концу. Скажите, что нового вы
узнали? Что вам понравилось в уроке?

  • Дмитриева О.И.Максакова Т.В. Поурочные
    разработки по курсу “Окружающий мир” М. Вако 2010.
  • Плешаков А.А. Окружающий мир 3 класс Просвещение
    2009.
  • Плешаков А.А. Рабочая тетрадь к учебнику для 3
    класса. М.Просвещение 2007.
  • https://urok.1sept.ru/articles/565751/
  • http://www.openclass.ru/lessons/186953
  • festival@1sept.ru
  • http://liceum-hlevnoe.my1.ru/load/3-1-0-3

Школа:№152                                                                        ФИ студента Масальских Наталья

Класс:3 «Б»                                                                                ФИО методиста Пометун Н.Н.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Тема: Что такое почва?

Цели деятельности учителя: формирование представлений о том, что такое «почва»; выявление состава почвы.

основной состав почвы;
                       
формулировать выводы в опытах.

формировать учебно-познавательный  интерес к предмету,  способность к самооценке; воспитывать стремление заботиться о своем здоровье.

Тип урока: «открытие» нового знания.

УМК «ШР» учебник Окружающий мир: 3 кл.: Учебник:в 2ч./А.А Плешаков, Е.А Крючкова М.:Просвещение/Учебник,2017.-Ч.1.;
УМК «ШР» рабочая тетрадь Окружающий мир: 2 кл.: Рабочая тетрадь:в 2ч./А.А Плешаков М.:Просвещение/Рабочая тетерадь,2017.-Ч.1.; раздаточный материал.

  • Образовательные:
    • формировать представления о почве, ее составе и
      свойствах.
  • Развивающие:
    • выявлять причинно-следственные связи между
      живой и неживой природой, делать выводы на основе
      проведенных опытов, развивать познавательный
      интерес;
    • развивать мышление, наблюдательность,
      любознательность, исследовательские навыки.
  • Воспитательные:
    • прививать интерес к учебному предмету;
    • воспитывать организованность;
    • прививать навыки природоохранной деятельности
      и бережного обращения с почвой как объектом
      живой/неживой природы;
    • воспитывать интерес к самостоятельной
      экспериментальной работе, любовь к природе.

Оборудование: компьютер,
мультимедийный проектор, экран, принтер,
ручки, цветные карандаши, образцы почвы,
прозрачные стаканы с водой, палочки, стекло
лабораторное, спиртовка, штатив, фильтр, воронка,
сетка, спички, кроссворд, лист наблюдений,
карточки с планом описания полезного
ископаемого, презентация «Почва».

1. Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов “Окружающий
мир” Учебник для 3 класса, Часть 1, изд-во
«Астрель»
2. Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов Рабочая тетрадь
№ 1 к учебнику “Окружающий мир”, 3 класс,
изд-во «Астрель»
3. О.И.Дмитриева, Т.В. Максимова Поурочные
разработки по курсу окружающий мир 3 класс, изд-во
«ВАКО»

Приложение 1, слайд 2

1. Организационный момент

– Мы сегодня снова будем наблюдать, выводы
делать и рассуждать.

2. Проверка домашнего задания

Приложение 1, слайд 3

– Проверим, как хорошо вы усвоили предыдущую
тему «Полезные ископаемые».

К доске вызываются учащиеся, получают
образец полезного ископаемого и карточку с
планом описания. Три ученика рассказывают о
полезном ископаемом (песок, глина, известняк) по
плану (Приложение 3)

1. Название.
2. Свойства.
3. Способ добычи.
4. Значение, применение.
5. Добывается ли в нашем крае.

3. Объявление темы урока. Введение в тему

Приложение 1, слайд 4

1) – Посмотрите внимательно и скажите:
– Что видит космонавт в иллюминаторе? (Земля –
название нашей планеты, на которой мы живем)

– Почему с заглавной буквы? (Имя собственное)
Приложение 1, слайд 5
2) – “Матрос крикнул: Земля! Земля!”
– О чем сообщил матрос? Как вы понимаете значение
слова – земля? (Земля –  суша, как
противоположность водному и воздушному
пространству)

Приложение 1, слайд 6
3) Это моя родная земля! (Родина, земля в
понимании страна, государство, какая-нибудь
большая территория.)

Приложение 1, слайд 7
4) – Вспомните  сказку “Репка”
– Где выросла репка? (В земле)
– Слово «земля» имеет много значений – оно
многозначное.
– Земля, на которой растут растения, называется
– почва.
– Сегодня на уроке нам предстоит узнать, что
такое почва, из чего она состоит, можно ли её
отнести к живой или неживой природе. Какое
значение имеет почва для всего живого на нашей
планете: растений, животных, человека.
– Людям, какой профессии нужны знания о почве? (Почвоведы,
агрономы, ландшафтные дизайнеры, строители,
цветоводы)

– А вам знания о почве могут пригодиться? Когда? (Ответы
детей)
Приложение 1
, слайд  8
Тема урока: Почва. Её состав и свойства.
– Давайте отправимся в далёкое прошлое нашей
планеты. Представьте, что раньше Земля была
покрыта голыми, безжизненными скалами.
Приложение 1, слайд 9
– В течение многих миллионов лет, солнце, вода и
ветер разрушали скалы.
– Это объекты какой природы? (неживой природы)
Приложение 1, слайд 10
– Их обломки были непригодны для жизни растений
и животных, но благодаря лишайникам и бактериям,
которые смогли выжить в таких условиях, стала
появляться почва.
– Лишайники и бактерии – это объекты, какой
природы?
– Сделайте вывод:
– Значит, мы узнали, что в образовании почвы
участвуют объекты живой и неживой природы.
– Но что такое почва? Из чего состоит?

4. Изучение нового материала

Приложение 1, слайд 11

– Давайте найдём ответы на эти вопросы в
учебнике и прочитаем с.68.

– Что такое почва?
– Найдите определение в тексте. (Верхний
плодородный слой земли, на котором растут
растения.)

– Сможете ли вы назвать признак того, что на
данном участке местности  есть слой почвы? (Там
растут растения)

– Что такое перегной? (Отмершие растения и
животные, самый плодородный слой земли.)

– Чем отличается почва от горной породы? (Только
почва обладает плодородием.)

Приложение 1, слайд 12
– Из каких слов оно состоит?
– Плодородие – это способность почвы «рождать
плоды», производить богатую растительность,
давать обильный урожай. Это главное свойство
почвы.

– Почему же почва плодородна? 
(Наверное, в ней содержится как раз то, что
необходимо растениям для жизни.)
Приложение 1
, слайд 13

5. Практическая работа

– Давайте теперь выясним, что же это? Что входит
в состав почвы? 
– Сегодня на уроке мы будем
учёными-исследователями.
– Что значит исследовать? (Изучать, смотреть из
чего состоит, выявлять свойства)

– Что же мы будем исследовать?
– Задача сегодняшнего урока:“Исследование
почвы”

Приложение 1, слайд 14

– Представьте, что вы работаете в учебной
лаборатории.
– Поэтому будьте внимательны, наблюдательны,
аккуратны. (Инструктаж по Т.Б.)
– Для чёткости нашей работы каждая парта
получила лист, куда будет записывать результаты
наблюдений.

Лист наблюдений (Приложение 2)

– Заполните 1 строку листа наблюдений
Приложение 1, слайд 15
– Перед вами кусочки почвы. Рассмотрите их. Можем
ли мы определить состав почвы, просто
внимательно рассмотрев почву? (Нет.)
– Для того чтобы узнать, что входит в состав
почвы, необходимо проделать опыты.
– Рассмотрите образец почвы у вас на столах.
Какого цвета у вас почва?
– Заполните 2 строку в листах наблюдений. (Коричневый,
чёрный)

Приложение 1, слайд 16
– Что вы в ней видите? (Остатки сухих листьев,
палочки, траву)

– Как вы думаете, из какого слоя взяли образец
почвы?
– Запишите свои соображения в 3 строку листа
наблюдений.(верхний)
Приложение 1, слайд 17

– Выполняем по очереди!
– Возьмем стакан с водой и опустим туда комочек
почвы. (1 ложку)
– Что вы видите? (из почвы идут пузырьки).
– Какой вывод можно сделать? (В почве есть
воздух)

Приложение 1, слайд 18
– Запишите в таблице (воздух)
Приложение 1, слайд 19
– Воздух помогает корням растений дышать.
– Помешайте воду в стакане палочкой и пока
оставьте его.

– Возьмем бумажную салфетку, положим в нее
немного почвы (1 ложку) и сильно сожмем.(на столе)
– Что осталось на салфетке? (Влажное пятно)
– Положите на лоток почву. Откуда взялась вода? (Была
в почве)

– Сделайте вывод. (В почве есть вода)
Приложение 1, слайд 20
– Зачем в почве вода? (Вода – вещество,
необходимое для жизни растений)

Приложение 1, слайд 21

– А сейчас давайте посмотрим, что произошло в
стакане, куда мы бросили комочек почвы.
– Какая стала вода? (Мутная).
– Это о чем говорит? (Некоторые вещества
растворились, а некоторые нет. На поверхности
воды видим мусор, остатки листьев, насекомых)

– Что вы видите на дне стакана? (На самом дне
видны песчинки, глина)

– Какой вывод можно сделать? (В состав
почвы входит песок и глина)

Приложение 1, слайд 22
– Песок – хороший разрыхлитель, он обеспечивает
доступ воздуха к корням.
– Глина хорошо удерживает воду.
Приложение 1, слайд 23

– Следующий опыт вам продемонстрирую я.
– Нагреем немного почвы над огнем.
– Что вы видите и чувствуете? (Над почвой дым и
чувствуется неприятный запах).

– Это сгорает перегной – органическая масса,
получаемая из остатков растений и животных. Его
еще называют гумус. Именно он придает почве
темный цвет и от его количества зависит
плодородие почвы.
– Чем больше перегноя, тем плодородней почва.
– Что доказал этот опыт?
– Итак, что еще содержится в почве? (Перегной).
Вывод: в почве содержится перегной.
Приложение 1, слайд 24
– Запишите в таблицу.
Приложение 1, слайд 25
Круговорот веществ
Приложение 1, слайд 26
– Илья получил задание, узнать, что такое
круговорот веществ в природе.

Рассказ ученика: Главная часть почвы
– перегной. Из него под действием микробов
образуются соли. Их используют растения.
Растениями питаются животные. Когда растения и
животные умирают, их останки попадают в почву и
под действием микробов, то есть очень маленьких
живых существ, разрушаются растительные и
животные останки превращая их в перегной. 
Учёные установили, что на одном квадратном метре
почвы находится 50 кг микробов. А потом из
перегноя снова образуются соли. Их используют
новые  растения. Но поглотить соли растения
могут только с водой. Какое свойство воды здесь
мы вспомним? (Вода – растворитель).  А
растениями питаются новые животные. Вот так
вещества «путешествуют» как бы по кругу. Из почвы
– в растения, из растений – в тела животных, и с
останками растений и животных – снова в почву.
Учёные говорят: происходит круговорот веществ в
природе.

– Какой вывод сделаем?
– Что входит в состав почвы? (В состав почвы
входят микробы).

Приложение 1, слайд 27
– Запишите в таблицу. слайд 28

Физминутка (под музыку – Приложение
5
)

(Дети представляют и изображают, что
происходило с растением)

Приложение 1, слайд 29

Игра на внимание

– Сейчас я проверю, насколько вы внимательны.
– Я буду называть растения, если они
произрастают в нашей местности – вы хлопаете в
ладоши над головой, если нет – качаете головой.

(Осина, апельсин, ель, берёза, банан, дуб,
эвкалипт, клевер, баобаб, секвойя, ясень, клён,
персик, яблоня, груша, лиана.)

– Докажем, что в почве есть минеральные соли.

– Возьмем воду из стакана, в котором находилась
почва и профильтруем её.
– Поместим несколько капель воды на стекло.
– Подержим над огнем стекло. Вода исчезла.
– Как называется этот процесс? (испарение)
– Что останется на стекле после испарения воды? (Белый
налет)

– Подумайте, что растворилось в воде и осталось
на стекле после ее выпаривания?
– Правильно, это соли – питательные вещества,
необходимые растениям.
– Минеральные соли часто видны в цветочных
горшках. Посмотрите.
Вывод: соли – это питательные вещества, которые
необходимы растениям для развития и роста.
Образуются они благодаря перегною под действием,
микробов, которые живут в почве. Соли
растворяются в воде.
Приложение 1, слайд 
30
Вывод: в состав почвы входят глина,
песок, воздух, вода, остатки растений, перегной,
соли, живые организмы (микробы).
Приложение 1, слайд 
31

6. Сообщение о Докучаеве

Приложение 1,
слайд  32

– Науку о почвах  почвоведение  создал
русский ученый  почвовед Василий Васильевич
Докучаев. Более 100 лет назад Докучаев доказал, что
каждой природной зоне соответствует свой вид
почв. Он составил первые почвенные карты России,
создал научную классификацию почв.
– Докучаев говорил, что почва дороже золота.
– Почему? (Без золота люди прожить могли бы, а
без почвы – нет)

– Представьте-ка себе, что почвы вдруг не стало.
Что произойдёт? (Круговорот веществ прервётся.
Исчезнут растения и животные. А значит, не смогут
жить на Земле и люди.)

7.  Закрепление. Кроссворд (Приложение 4)

1. Сгнившие остатки растений и животных,
повышающие плодородие. (Перегной)
2. Полезное ископаемое, хорошо удерживающее воду. (Глина)

3. Одна из составляющих частей почвы, являющаяся
хорошим разрыхлителем. (Песок)
4. Жидкое вещество, необходимое для жизни и
развития растений. (Вода)
5. Вещество, помогающее корням растений дышать. (Воздух)

6. Это живые организмы, под действием которых из
остатков растений образуется перегной. (Микробы)
7. Питательные вещества, которые образуются из
перегноя под действием микроорганизмов. (Соли)

– Какое слово у нас образовалось?
– Да, плодородие. Запишите.
Это главное свойство почвы.

8. Итог урока

– Что такое почва? (Верхний плодородный слой
земли)

– Из чего состоит почва?
– Какое главное свойство почвы? (Ответы
учащихся с опорой на составленные листы
наблюдений и схему на доске).

Вывод: почва возникает и развивается
под воздействием живых организмов, в основном
растений. Почва играет особую роль в жизни нашей
планеты – и является переходным звеном от
неживого к живому. Почва и растения – единство,
созданное природой.
Приложение 1, слайд 33
– Ещё в старину наши предки называли землю
кормилицей, матушкой. Её брали с собой в далёкие
странствия, потому что считали, что она придаёт
силы и помогает во всём в чужих краях. Люди всегда
бережно относились к земле. Складывали о ней
стихи и песни.
– Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, 
заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас
богатым урожаем, густыми лесами, цветущими
полями.

Оценки за урок.

9. Домашнее задание

Приложение 1,
слайд  34

Уч. с 68-69, Т. с.27 № 64-69

Приложение 1,
слайд  35. Список электронных ресурсов.

На следующем уроке

Вспомни, чем отличаются друг от друга деревья, кустарники и травы. Назови несколько лиственных и хвойных деревьев. Какие растения называют дикорастущими, а какие — культурными?

  • Деревья имеют один ствол, а кустарники несколько стволов. Травы вообще лишены ствола, они имеют стебель.
  • Хвойные деревья — ель, пихта, сосна
  • Лиственные деревья — клён, берёза, дуб.
  • Дикорастущими называются растения, свободно произрастающие в природе.
  • Культурными называются растения, выращиваемые человеком для своих нужд.

Проверь себя

1. Что такое почва?

Это верхний плодородный слой земли.

2. Какой состав она имеет?

Она состоит из перегноя, песка, глины и минеральных солей.

3. Как доказать, что в почве есть воздух, вода, перегной, песок и глина, соли?

  • Доказать, что в ней есть воздух можно бросив землю в воду.
  • Доказать, что в ней есть вода можно нагрев её.
  • Показать, что в ней есть перегной можно прокалив её.
  • Показать, что в ней есть песок и глина можно размешав прокалённую землю в воде.
  • Подтвердить, что в ней есть соли можно отфильтровав воду и испарив её.

4. Какие живые существа обитают в почве? Как они влияют на её плодородие?

В земле обитают многие животные. Это млекопитающие — кроты и мыши, насекомые — личинки жуков, медведки, многоножки, черви.

Все эти животные улучшают плодородие, рыхлят землю и перерабатывают органические останки.

В почве также обитают бактерии, которые превращают органические останки в минеральные соли, ведь они нужны для роста растений. Бактерии тоже улучшают плодородие.

Задания для домашней работы

1. Запиши в словарик главное свойство почвы.

  • Главное свойство — плодородие. Оно позволяет расти растениям.

2. Дома рассмотри почву в цветочных горшках. Найди в ней отмершие остатки растений. Прорыхли почву, чтобы воздух лучше поступал к корням. Не забывай поливать растения.

У меня дома есть несколько горшков с цветами. Растения роняют на землю лепестки цветков, засохшие листья, веточки. Всё это становится отмершими останками. Чтобы воздух лучше поступал к корням, землю в горшках нужно часто рыхлить. И, конечно, растения нужно регулярно поливать.

3. На основе схемы на с. 66 изготовь модель и с её помощью расскажи, что растения получают из почвы.

Для изготовления схемы возьмём растение из гербария, у которого есть надземная часть с листьями и корневая система.

Наклеим растение на лист бумаги. Обозначим границу раздела почвы и воздуха. Ниже границы раздела, в земле изобразим схематично кислород, который поступает к корням растения; воду, поступающую к корням; перегной, превращающийся в соли; и растворение солей в воде.

4. В книге «Великан на поляне» прочитай рассказ «Уважайте жизнь дождевого червя». Что нового о нём тебе удалось узнать из рассказа? Как ты относишься к дождевым червям?

Из рассказа я узнала, что черви выползают на поверхность после дождя не для того, чтобы искупаться, а потому, что им нечем дышать, в залитых водой норках.

Я узнала, что по ночам червь высовывает головы и ощупывает землю в поисках пищи. Он ест гниющие листья и травинки.

Дождевые черви роют огромное количество норок, в которых скапливается воздух. А воздух нужен растениям для дыхания. Поэтому эти неказистые животные очень полезны, они улучшают плодородие.

Я хорошо отношусь к дождевым червям и никогда не стану их обижать. Они живут своей жизнью и нужны природе, и пусть они не красивые, зато очень полезные.

Смотри также:

Доклад к проекту

Жизнь на Земле невозможна без солнечного света и тепла, без воды, без воздуха. Но так же она невозможна и без почвы, потому что именно на ней растут растения, дающие пищу всем остальным живым существам.

Что такое почва

Почвой мы называем тонкий поверхностный слой земли. Он редко простирается более чем на полметра в глубину от поверхности, но именно он является плодородным слоем. На нём растут растения, в нём обитают самые разные живые организмы, занимающиеся переработкой органических останков.

Свойства, вид и состав

Почва обладает рядом уникальных свойств, благодаря чему и развивается её плодородие. Плодородие является важнейшим её свойством.

В ней содержится воздух, что легко проверить, если погрузить кусочек земли в воду. Из него тут же начнут выделяться пузырьки газа. Воздух необходим корням растений для дыхания.

В ней есть вода, даже если земля кажется нам совершенно сухой. Это легко обнаружить, если нагреть землю на стекле. На стекле выступят капельки воды. Вода является основой жизни и её присутствие в почве необходимо.

В почве находятся различные органические останки, которые называются перегноем. Есть в ней также песок и глина.

Учёные делят почву на виды в зависимости от природной зональности. В каждой природной зоне наблюдаются свои, особенные виды почв. Они бывают арктическими, тундровыми, таёжными, лесными, степными, пустынными, тропическими.

Почвы России

Россия является уникальной страной, в которой можно найти практически любой вид почвы. Объясняется это большой протяжённостью территории с севера на юг и с запада на восток.

На крайнем севере находится тундра. Почвенный слой там невелик и беден по составу. Он не является плодородным.

Большую часть нашей страны занимает тайга, огромное лесное море, в котором преобладают подзолистые почвы. Это более плодородный вид, чем тундровые, но для развития сельского хозяйства не подходит.

Наиболее плодородным видом оказывается чернозём. Его можно встретить в средней полосе европейской части России, в природной зоне лесостепи. Чернозём необычайно плодороден, и в регионах его распространения сельское хозяйство процветает.

Достаточно плодородными оказываются также серые лесные и луговые почвы, которых немало в России.

А вот болотистые или пустынные земельные угодья оказываются совершенно неплодородными.

Причины загрязнения

Как и все прочие элементы окружающего нас мира, земли страдают от деятельности человека.

Они загрязняются промышленными и бытовыми отходами и теряют своё плодородие.

Заводы и фабрики выбрасывают в атмосферу различные твёрдые частицы и газы. Они оседают на полях и отравляют их, делают непригодными для выращивания растений. Не зря учёные запрещают собирать ягоды и особенно грибы в промышленных зонах.

Те же заводы, города, выбрасывают огромное количество твёрдых отходов, которые разлагаются веками и всё это время отравляют землю.

Сельское хозяйство также вносит свой негативный вклад в загрязнение. В нём массово используются различные химикаты, которые дают кратковременный положительный эффект, повышая урожайность или уничтожая вредителей, но при накоплении эти вещества становятся ядом.

Ещё одной причиной загрязнения оказываются выхлопы автомобилей.

Необходимость охраны

Загрязняя землю человек лишает себя возможности пользоваться её плодами с максимальной эффективностью. Земля становится неплодородной, непригодной для использования в сельском хозяйстве. А ведь это наше богатство, национальное достояние.

Восстановление повреждённой почвенной зоны может длиться веками.

Вот почему так важно охранять землю. Для этого в нашей стране делается очень много. Контролируется все промышленные выбросы, рекультивируются мусорные свалки, ограничивается использование пестицидов и прочих химикатов. В перспективе переход на экологически чистые источники энергии, которые не загрязняют окружающую среду и в том числе землю.

Вывод:

Благосостояние страны во многом зависит от плодородия её земель. Это понимали и прежде, но в наше время проблема сохранения плодородия почв стоит на одном из первых мест. Берегите почвы, ведь они наше достояние!

Оцените статью
Добавить комментарий