Что такое почва российская электронная школа

Как справиться с повышенной тревожностью

Что такое почва российская электронная школа

Недавнее «падение соцсетей» стало настоящим стрессом для четверти россиян. Сбоя в работе популярных онлайн-площадок не заметили всего 5 процентов наших соотечественников. Такие данные показал опрос, проведенный одним медицинским сервисом. Теперь 62 процента людей обзавелись устойчивой тревогой по поводу нового возможного «коллапса». Причем сильнее всех нервничают столичные жители. Волноваться по таким пустякам вредно, считают специалисты.

— Тревога — одна из базовых реакций живых высокоорганизованных существ на влияние окружающей среды, — рассказывает доктор психологических наук, профессор кафедры научных основ экстремальной психологии факультета «Экстремальная психология» МГППУ Марина Розенова. — Принято считать, что тревога возникает у человека в связи с беспокойством, связанным с неопределенностью. В отличие от тревоги, страх, например, традиционно рассматривают как реакцию на конкретную угрозу. Однако в этих психологических дефинициях есть некоторые неточности и смешения (это предмет научных споров).

Читаем вопросы

  • Что такое почва?
  • Какое значение имеет в природе почва?
  • Можно ли считать почву живой частью экосистемы?
  • Как называется вещество, от которого зависит почвенное плодородие?
  • 5. От чего надо оберегать почву?

Читаем текст

Почва-важнейшая часть экосистемы.

Почва возникает в результате разрушения горных пород под воздействием влаги, воздуха, тепла, холода и деятельности живых организмов. В почве живёт множество микроскопических разрушителей органических веществ. Они перерабатывают остатки организмов в минеральные вещества, необходимые растениям. Кроме того, в почве содержится перегной, или гумус. Он образуется в результате неполного разрушения остатков организмов. Перегной склеивает почву в комочки, между которыми легко проникают воздух, вода и живые существа.

Верхний слой почвы, насыщенный перегноем, имеет тёмный цвет. Чем больше в почве перегноя и минеральных веществ, тем она плодороднее, тем лучше на ней растут растения. Самые плодородные и богатые перегноем почвы – чернозёмы. Россия имеет большие запасы чернозёмных земель.

Плодородие почв – одно из главных богатств любой страны. К нему нужно относиться бережно. Почву надо оберегать от вымывания и выветривания.

Отвечаем на вопросы и обсуждаем ответы

Что такое почва российская электронная школа

Первый опыт. Возьмите горсточку почвы и бросьте её в стакан с водой. Что будет подниматься вверх? Что содержится в почве?

Второй опыт. Возьмите горшок с почвой и налейте туда немного воды. Понаблюдайте, вытечет ли она снизу. Сделайте вывод, удерживает ли почва воду.

  • Какие «этажи» можно выделить в экосистеме леса?
  • Какие преимущества имеют деревья перед травами?
  • Что дают деревья растениям нижних «этажей»?
  • Объясни с помощью текста, почему дерево не могло бы жить без своих частей: листьев, ствола, корней.
  • Как ты думаешь, почему в сплошном еловом лесу нижние «этажи» так бедны растительностью?

Лес – это экосистема из нескольких «этажей».

Высокие деревья составляют верхний «этаж» леса. Им достаётся больше солнечного света. Кустарники, травы и мхи вынуждены мириться с затенением. Зато деревья дают им прохладу и влажность в жару, защищают от сильных ветров. Каждое растение приспособилось к своему «этажу» и не может жить вне леса.

В кроне дерева кипит невидимая глазу работа. Ветви подставляют листья солнцу, стараясь уловить каждый луч. Листья производят органические вещества и снабжают ими все остальные части дерева. Кора не только защищает ствол дерева. Внутренний слой коры проводит соки, богатые органическими веществами, от листьев вниз по стволу. Поранив кору, можно нарушить движение соков, и дерево может погибнуть.

Широко раскинулись под землёй мощные корни. Они не дают дереву упасть даже при сильном ветре. Корни глубоко проникают в почву и добывают из неё воду и минеральные вещества. Деревья используют свойство тонких трубочек всасывать жидкость. Так по тонким сосудам корней и ствола на место воды, испарившейся из листьев, всасывается вода из почвы.

Задание 1. Рассмотри рисунок, где представлены обитатели экосистемы леса. Вспомни, что обозначают стрелки. Назови цепи питания, изображённые на рисунке.

Что такое почва российская электронная школа

Задание 2. Какие из этих деревьев сбрасывают листву на зиму?

Что такое почва российская электронная школа

Российские учёные подвели итоги эксперимента, который длился 24 года в лесах Подмосковья. На протяжении этого времени биологи замеряли интенсивность так называемого дыхания почв (газообмена между атмосферой и землёй) в части выделяемого почвенной биотой и корнями растений углекислого газа. Выяснилось, что, хотя при повышении температуры активность микроорганизмов обычно растёт, в условиях засухи выделение CO₂ снижается, поскольку биота также нуждается во влаге. При этом в разных типах почвы этот процесс идёт неодинаково. По словам учёных, полученные выводы помогут лучше понять, как будет меняться баланс между поглощением и выделением лесами углекислого газа в условиях засух, которых в последние годы становится всё больше на фоне глобального потепления.

Учёные из Института физико-химических и биологических проблем почвоведения РАН (Пущино) обобщили результаты уникального полевого эксперимента, который продолжался 24 года. Его целью было оценить общее дыхание почв (процесса газообмена между атмосферой и землёй) в различные сезоны года и определить, насколько оно чувствительно к повышению температуры. О результатах исследования, опубликованных в журнале Forests, RT сообщили в пресс-службе Российского научного фонда.

По словам специалистов, наземные экосистемы оказывают решающее влияние на природные потоки углекислого газа и его концентрацию в атмосфере. Относительная стабильность последней обеспечивается балансом между поглощением углекислого газа растениями в ходе фотосинтеза и его выделением при разложении органического вещества почвенными микроорганизмами.

«И если все мы слышали выражение, что леса — лёгкие нашей планеты, то об этих крошечных, невидимых глазу существах, населяющих почву, мы часто забываем. А ведь они активно дышат, выделяя в процессе своей жизнедеятельности в атмосферу углекислый газ, и тем самым напрямую участвуют в круговороте углерода», — рассказала в беседе с RT руководитель проекта, главный научный сотрудник лаборатории почвенных циклов азота и углерода Института физико-химических и биологических проблем почвоведения РАН Ирина Курганова.

«Так, в результате дыхания почвы в атмосферу выделяется почти на порядок больше углерода, чем при сжигании ископаемого топлива», — подчеркнула она.

Что такое почва российская электронная школа

Исследование проводилось в двух экосистемах на юге Подмосковья: в широколиственном и смешанном лесах. С декабря 1997 по ноябрь 2021 года учёные еженедельно и непрерывно измеряли на одних и тех же участках количество углекислого газа, выделяемого почвенными микроорганизмами и корнями растений. Для этого были установлены герметично закрытые камеры, в которых накапливался CO₂. Из них учёные отбирали газовые пробы, которые затем анализировали в лаборатории. По изменению концентрации углекислого газа в пробах авторы работы рассчитывали интенсивность дыхания почвы.

Выделение углекислого газа происходит в процессе жизнедеятельности почвенных микроорганизмов и дыхания корней растений, и с ростом температуры эти процессы протекают более активно. Однако учёные установили, что чувствительность дыхания почвы к повышению температуры зависит от уровня влажности во время вегетации растений.

В засушливые годы выделение углекислого газа снижалось по сравнению с годами, когда уровень увлажнённости был нормальным или повышенным, поскольку количество влаги и доступность питательных веществ в почве для микроорганизмов заметно уменьшались. В результате процессы их жизнедеятельности замедлялись и они выделяли в атмосферу меньше CO₂.

Что такое почва российская электронная школа

При этом степень отклика микробиоты на недостаток влаги в почве во время засух неодинакова. Учёные выяснили, что живущие в супесчаных почвах микроорганизмы в засушливые годы значительно снижают активность и переходят в экономный режим. Это связано с тем, что такой грунт обладает низкой водоудерживающей способностью и быстро теряет влагу. Поэтому в супесчаных почвах повышение температуры в условиях засухи не приводит к росту почвенного дыхания.

Также по теме

«Эффективное средство — вовремя взятая в руки лопата»: российский учёный-ботаник — о борьбе с борщевиком Сосновского

Главный фактор, способствующий распространению борщевика Сосновского, — это запущенность части сельскохозяйственных угодий в средней.

Несколько иная ситуация наблюдается в суглинистых почвах. Они тоже сокращают выделение углерода в условиях засухи, однако далеко не так сильно, как супеси. Дело в том, что эти почвы способны даже в самые засушливые годы сохранять запасы влаги, необходимой для жизнедеятельности микроорганизмов.

В целом отклик дыхания почв на рост температуры в засушливые годы снижается во всех случаях, отмечают авторы работы. И потепление климата в условиях усиления его засушливости может привести к уменьшению концентрации углекислого газа в атмосфере, поскольку его выделение почвой будет меньше, чем поглощение растениями.

«Таким образом, мы показали, что именно влагообеспеченность почв в вегетационный период является основным фактором, контролирующим температурную чувствительность почвенного дыхания в лесных экосистемах. При современной тенденции усиления засушливости климата во многих регионах России и мира можно прогнозировать снижение потока углекислого газа из почв в атмосферу. Эта тенденция будет распространяться на лесные экосистемы таёжной зоны, к которым принадлежат и леса Подмосковья, где проводились исследования», — отметила Ирина Курганова.

По словам специалистов, опубликованная работа даёт новые знания о глобальном цикле углерода, который напрямую связан с климатическими изменениями, наблюдаемыми сегодня на Земле.

Ошибка в тексте? Выделите её и нажмите «Ctrl + Enter»

Кинопособие уроков « Окружающий мир» 3класс

Тип урока: комбинированный

— формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

что такое почва?

научить определять состав почвы практическим путём; формировать представление о значении плодородия почв для жизни растений, об образовании и разрушении почвы, об ее охране.

– определять состав почвы;

-обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве;

-характеризовать процессы образования и разрушения почвы, меры по ее охране

Универсально учебные действия (УУД)

преобразовывать практическую задачу в познавательную в ходе учебного эксперимента.

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений.

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Формирование целостного взгляда на мир. Развитие мотивов учебной деятельности

Основные понятия и определения

Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека

Проверка готовности к усвоению нового материала

Вспомни свою работу в огороде, саду или на школьном участке. Какая там почва: какого цве­та, сухая или влажная, плотная или рыхлая?

Учиться выдвигать гипотезы и доказывать их, исследовать почву с помощью опытов, моделировать связи почвы и растений.

Рассмотри рисунок. Подумай, что такое поч­ва. Какое значение она имеет для растений и животных? Какие животные живут в почве?

Что такое почва российская электронная школа

Медведка. Личинка жука. Сверчок. Крот. Мно­гоножка. Жаба. Лесная мышь. Дождевой червь.

Изучение нового материала

Почва — это верхний плодородный слой земли.

Плодородие — главное свойство почвы.

Почему же почва плодородна? Выскажи гипоте­зу и обоснуй её. Для проверки гипотезы потре­буется исследование почвы.

Предположим, что в почве содержится то, что необходимо растениям для жизни. Чтобы узнать, так ли это, изучим состав почвы.

В состав почвы входят воздух, вода, пе­регной, песок, глина, минеральные соли.

Корни растений дышат воздухом, который со­держится в почве. Они всасывают из почвы воду. Вместе с водой растения всасывают растворён­ные минеральные соли. Соли — это питательные вещества, без которых растения не могут жить.

Мы видели, что солей в почве мало. Растения могли бы быстро их израсходовать, но этого не происходит. Запас солей в почве постоянно по­полняется. Как? Благодаря перегною.

Перегной под действием бактерий, которые живут в почве, медленно, постепенно превраща­ется в соли. Чем больше в почве перегноя, тем она плодороднее.

Животные, обитающие в почве, делают в ней ходы, куда легко проникают вода и воздух, пе­ремешивают почву, измельчают остатки растений. Так животные повышают плодородие почвы.

Что такое почва российская электронная школа

Осмысление и понимание полученных знаний

Определи цель каждого опыта, опиши его ход, сформулируй вывод.

Опыт 1. Бросим комочек сухой почвы в воду. Увидим, что из почвы выходят пузырьки возду­ха. Значит, в почве есть воздух.

Опыт 2. Немного свежей почвы нагреем на огне. Над почвой подержим холодное стекло. Вскоре стекло станет влажным. Этот опыт пока­зывает, что в почве есть вода.

Опыт 3. Будем продолжать нагревать почву. Вскоре мы увидим дым, почувствуем неприят­ный запах. Это сгорает перегной почвы, кото­рый образовался из остатков растений и живот­ных. Перегной придаёт почве тёмный цвет.

Опыт 4. Прокалённую почву, в которой весь перегной уже сгорел (она серого цвета), на­сыплем в стакан с водой и размешаем. Через некоторое время на дно стакана осядет песок, а поверх песка — глина

Опыт 5. Профильтруем воду, в которой долго находилась почва. Несколько капель поместим на стекло. Подержим его над огнём. Вода быстро испарится, а на стекле останется белый налёт. Это минеральные соли. Значит, в почве содержатся минеральные соли, которые раство­ряются в воде.

Что такое почва российская электронная школа

Что такое почва российская электронная школа

Вывод: и так, в состав почвы входят воздух, вода, пе­регной, песок, глина, минеральные соли.

Что такое почва? 2. Какой состав имеет поч­ва? 3. Как доказать, что в почве есть воздух, вода, перегной, песок и глина, соли? 4. Какие живые существа обитают в почве? Как они влия­ют на её плодородие?

Задания для домашней работы

Запиши в словарик главное свойство почвы.

Дома рассмотри почву в цветочных горш­ках. Найди в ней отмершие остатки растений. Порыхли почву, чтобы воздух лучше поступал к корням. Не забывай поливать растения.

СТРАНИЧКИ ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ

Науку о почвах — почвоведение — создал за­мечательный русский учёный Василий Васильевич Докучаев (1846 — 1903). Он называл почву кор­милицей человека и считал, что она для нас дороже нефти, угля, золота.

Что такое почва российская электронная школа

Докучаев учил, как правильно обрабаты­вать почву, чтобы получать хорошие урожаи, как охранять её от разрушения. Например, он пре­дупреждал, что нельзя возделывать на одном и том же месте из года в год одни и те же культурные растения. Нужна смена растений, иначе почва истощается. Нельзя хищнически вы­рубать леса — из-за этого мелеют и высыхают реки, остаются без влаги целые районы. Нельзя распахивать почву на больших пространствах, потому что от этого бывают пыльные бури, смыв почвы, образование оврагов.

Исследования В. Докучаева имеют огромное значение для сельского хозяйства и охраны природы.

Состав почвы — почвенные минералы, гумус, вода, воздух и живые организмы

Состав почвы и ее плодородие

Азы почвоведения. Классификация почв,

ТИПЫ ГРУНТА. АНАЛИЗ ПОЧВЫ

Плешаков учебник, рабочая тетрадь Окружающий мир 3 класс Москва

Сайт YouTube: https://www. youtube. com /

Хостинг презентаций окружающий мир

Рассматривая почвы, мы в первую очередь думаем об их плодородности: о том, можно ли вырастить в полях такие важные составляющие нашего ежедневного рациона, как рожь, гречиха, картофель, или пустующие земли больше подойдут для ароматной и сочной клубники? Но почвы — это еще и важный элемент экосистемы, без сохранения которого невозможна жизнь многих растений и животных. Какими почвами богата Российская Федерация? Какие почвы входят в число редких? Об этом в нашем материале.

Долгое время представления о почвах были ограничены лишь тем, что это участок земной поверхности. С возникновением земледелия появилось понимание, что почва — это относительно рыхлый землистый слой, в котором укореняются наземные растения. То, что это непохожий ни на что другое объект, а, следовательно, для него должна быть отдельная наука, впервые установил русский геолог, основоположник почвоведения Василий Васильевич Докучаев (1846–1903). Он определил, что почва — это самостоятельное природное тело, а ее формирование — сложный процесс взаимодействия материнской горной породы, климата, рельефа, живых организмов, помноженный на время. В своих трудах он отметил большое значение взаимосвязи всех элементов почвы, а также то, что она эволюционирует во времени и пространстве.

Большой вклад в развитие знаний о почве внес и академик Владимир Иванович Вернадский, который назвал почву биокосным веществом природы, так как она занимает промежуточное положение между живым (живые организмы) и косным (горные породы, минералы) веществом биосферы. В своей статье «Об участии живого вещества в создании почв», написанной им в 1919 г. , но опубликованной лишь после его смерти в 1984 г. , В. Вернадский привлек внимание к важнейшей роли живого вещества в формировании почв. Он писал, что в те годы вопрос о значении живого вещества в создании почв находился в полном пренебрежении, даже в монографиях и учебниках этому не уделяли должного внимания. При этом  В. Вернадский отдавал должное основателю почвоведения В. Докучаеву и его ученикам, работы которых легли в основу представлений о генезисе почв всего земного шара.

Среди многочисленных функций почв особо выделяют обеспечение уникальной среды обитания и эволюции огромного разнообразия форм жизни. Суммарный объем сухой массы растительности земной суши равен 2420 млрд т. , а биомасса океана составляет всего 3,2 млрд т, то есть около 0,1% всей биомассы Земли. И это несмотря на несоизмеримую величину водной массы океана по сравнению с тонкой почвенной оболочкой суши. Такое различие объясняется тем, что в почве сочетаются вода, воздух, твердые вещества, элементы минерального и органического питания животных, растений и микроорганизмов. В каждом грамме почвы могут одновременно жить миллиарды микроорганизмов, сотни тысяч мелких беспозвоночных животных, бесчисленное количество тончайших корешков и корневых волосков растений, общая длина которых может достигать нескольких километров. Именно через почву наземные растения получают питательные вещества, а уже ими питаются животные и человек. Почвы также служат связующим звеном между биологическим и геологическим круговоротом веществ на земной суше, выполняют санитарные и многие другие функции.

Что такое почва российская электронная школа

Многообразие почв обусловлено различием климатических условий, растительности и животного мира, горных пород и рельефа, геологического возраста местности и другими факторами. Как и всякое природное тело, почва имеет свое положение в пространстве, свои объем и границы. Вертикальную протяженность почвы, ее толщину от поверхности до горной породы называют мощностью. На территориях нашей большой страны можно встретить как почвы мощностью в 1–3 м, так и почвы тундры, пустыни, гор, которые могут измеряться десятками сантиметров и менее. Все это отражают при описании почвенного профиля, определенной вертикальной последовательности генетических горизонтов почв. Некоторые почвы имеют простое строение, например при примитивном профиле, когда у почвы есть маломощный горизонт (слой почвы), лежащий сразу на материнской породе, или при неполноразвитом профиле, когда есть полный набор всех генетических горизонтов, но каждый слой имеет небольшую мощность. А может быть и сложное строение; такое как, в том числе, у почв реликтового профиля, включающее в себя следы древнего почвообразования, у почв нарушенного профиля, у которых по каким-либо природным причинам или вследствие деятельности человека низлежащие почвенные горизонты перемещены на поверхность.

Что такое почва российская электронная школа

Дерново-карбонатная и торфяная болотная верховая почвы. Источник иллюстрации: Национальный атлас почв Российской Федерации

В Атласе почв Российской Федерации приводят данные по распространенности почв на территории страны. Расчеты показали, что в России наиболее распространены таежно-лесные почвы (56,4%), из них больше всего приходится на подзолы и подзолистые почвы. Арктические, арктотундровые и тундровые почвы в целом занимают 15,5%. Почвы лиственно-лесной, лесостепной и степной зон, включая плодородные черноземы, занимают 14,7%. Горные почвы, расположенные главным образом в Средней, Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, занимают в сумме более 31% территории России. Субтропические почвы составляют только 0,05%. Есть и другие почвы.

При определении типа почв обращают внимание на окраску, поскольку она отражает химический и минералогический состав. У почв есть три основных цвета: черный, белый, красный. Черный цвет обусловлен содержанием гумуса, основным органическим веществом почвы. Как правило, чем больше гумуса, тем темнее окраска почвы. При 9–12% содержания гумуса почва черного цвета, при 4–6% — темно-серого, темно-бурого или каштанового. Но некоторым почвам черный цвет придают и первичные минералы, сульфиды, гидроксиды марганца. Белая окраска и светлые тона других окрасок обусловлены присутствием в почве кварца, извести, гидратов глинозема и солей. Красный цвет почва имеет от накопления оксидов железа.

Что такое почва российская электронная школа

Почвы, представляющие собой особую ценность, занесены в Красную книгу. Она включает в себя естественные почвы, в том числе эталонные, редкие, исчезающие. К последним относят те, которые исчезают в целинном состоянии, или минимально преобразованы человеком, или не имеют аналогов. В Красной книге есть и ценные антропогенные и природноантропогенные почвы, в их число входят окультуренные почвы (достигшие высокого уровня плодородия в результате высокой культуры земледелия) и антропогенно-естественные почвы (например, почвы курганов, древних поселений, почвы огородов монастырей и усадеб и др. Благодаря Красной книге эти почвы подлежат охране государством.

Что такое почва российская электронная школа

Как отмечают в предисловии к «Красной книге почв России: объекты Красной книги и кадастра особо ценных почв» редакторы академик Г. Добровольский и профессор Е. Никитин, прочность и устойчивость экосистем, их способность к саморегуляции напрямую взаимосвязаны с числом видов, входящих в систему; в связи с этим исчезновение любого биологического вида — крайне нежелательное явление для биосферы. Только у насекомых, самого многочисленного по количеству видов класса, жизнедеятельность связана с почвенным ярусом более чем на 90%. Жизнь большинства растений так или иначе связана с почвой, это относится к жизни и микроорганизмов, и наземных животных. Сохранение их существования немыслимо без сохранения среды обитания. В то же время возрастает антропогенная нагрузка на природу и сохранение биоразнообразия становится все более сложной задачей. Поэтому, как считают Г. Добровольский и Е. Никитин, если человечество планирует сохранить естественную среду своего обитания — биосферу, оно должно экстренно прекратить дальнейшее разрушение и деградацию почвенного покрова.

Сохранив почвы, мы защитим и тех, кто пользуется их благами, в том числе и самих себя, ведь, как говорил основоположник почвоведения В. Докучаев: «Почва дороже золота. Без золота люди прожить могли бы, а без почвы — нет».

  • Красная книга почв России: объекты Красной книги и кадастра особо ценных почв / ред. Добровольский Г.В., Никитин Е.Д. М.: МАКС-Пресс, 2009. 575 с.
  • Марчик Т.П. Почвоведение с основами растениеводства: Учеб. пособие / Марчик Т.П., Ефремов А.Л.: Учреждение образования «Гродненский государственный университет им. Янки Купалы». Гродно: ГрГУ, 2006. 249 с.
  • Источник фото на превью: agronoma.ru

Информационная карта урока по ФГОС.

Урок по окружающему миру по теме  «Почва. Состав    почвы»

(3 класс, «Школа России»)

Тема урока:     Почва. Состав почвы.

Цель деятельности учителя:  формировать знания о свойствах  почвы через исследовательскую деятельность.

Тип урока:  формирование новых знаний.

Вид урока: урок-исследование.

Технология: проблемно-диалоговая.

  • образовательные: в процессе  практической работы установить состав и свойства почвы, создать условия для формирования представления о значении почвы в жизни  человека;
  • развивающие:создать условия для личностного развития ученика; активизации самостоятельной деятельности и работы в группе; развития способности к конструктивному творчеству, наблюдательности, умению сравнивать и делать выводы; развития аналитического мышления, внимания, памяти;
  • воспитательные:воспитывать бережное отношение к национальному достоянию почве, коммуникативные качества, сотрудничество; в процессе постановки опытов – организованность, аккуратность.

личностные:  самоанализ и самоконтроль результата,

регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве,

познавательные : строить логические рассуждения, проводить сравнение, строить высказывания в устной форме,

коммуникативные: допускать возможность различных точек зрения, задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия.

Основной метод обучения: практическая (исследовательская) деятельность с целью установления существенных свойств почвы.

Основной структурный элемент урока: опыты и анализ их результатов постановка проблемы (какими свойствами обладает  почва?) и поиск путей её решения.

Форма организации обучения:  индивидуальная, фронтальная, групповая, работа в парах.

Образовательные  ресурсы: компьютер, проектор, экран, картинки цветов (роза, ромашка, вьюнок), толковый словарь, рабочий лист исследователя, презентация «Почва и ее свойства», ЭОР к учебнику А. Плешакова, лотки с лабораторной посудой, спиртовка,  коллекция «Виды почв».

Ход урока.

Мотивация к учебной деятельности (организационный момент). (Слайд № 2)

Доброе утро солнцу и птицам! Доброе утро улыбчивым лицам!

-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успехов!

Наши глаза внимательно смотрят и все. (видят).

Уши внимательно слушают и все. (слышат).

Голова хорошо. (думает).

Актуализация  знаний  и фиксация затруднений в деятельности. (Слайд № 3)

-Нам на электронную почту пришло письмо со странным  рецептом: «Смешайте мелкие камешки и опавшие листья с водой. Добавьте кусочек высохшей гусеницы, измельченные птичьи перья и воздух».

– Это, наверно, состав какого-то волшебного снадобья? Как вы думаете, что получится, если все это смешать? (Дети делают предположения. ) Хотите ли вы узнать, что это за чудо-рецепт? Давайте в процессе урока постараемся  это  сделать.

III. Постановка учебной задачи.

– Есть на земле чудесная кладовая. Положишь в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь – вместо одного мешка – двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, помидоров, моркови, редиса. Сказка это или не сказка? (ответы детей)  (Слайд № 4)

Такая чудесная кладовая действительно есть. Вы, должно быть, догадались, как она называется? (ответы детей)

У слова «земля» есть несколько значений, найдите их в толковом  словаре.

Работа в парах со словарями. (Слайд № 5)

– Вы хорошо знаете, что многие тайны природы помогают раскрыть человеку опыты. Представьте себе, что вы работаете в научной лаборатории. В связи с этим сегодня на уроке вы не просто ученики, а научные сотрудники. Сегодня объектом нашего изучения будет почва. В процессе опытов вы узнаете, как образуется почва, её состав и свойства. Хотите совершить свои первые научные открытия?  Тогда за дело!   Работать будете в группах. (На группы дети делятся таким образом:  даются 28 фишек 4 цветов поровну. Учащиеся выбирают фишку, рассаживаются в соответствии с цветом. Для опытов оформлены 4 стола с оборудованием, карточки с описанием опыта, группы перемещаются

– Повторим  правила работы в группе. (Слайд № 6)

– Предлагаю составить план работы на уроке.

– Знаете ли вы, что такое почва? Значит,  прежде всего, надо дать научное определение почве.

План работы. (Слайд № 7)

– Что еще хотели бы узнать о почве?

Свойства почвы.

– Поскольку это одна из главных святынь, то нам нужно её беречь?

Охрана почвы.

– Обо всем этом мы будем изучать в научной лаборатории. Приступим к работе, следуя составленному плану.

Открытие учащимися нового знания. Работа научной лаборатории.

– Найдите ответ на первый вопрос плана в статье учебника

Чтение статьи учебника.

– Что же такое почва, как она образуется?  (Слайд № 8)

– Вам необходимо выполнить опыты, чтобы узнать какие вещества есть в почве. На столе у вас есть лист исследователя. По мере проведения опытов, вы будете записывать в него свои  выводы.

ЛИСТ  ИССЛЕДОВАТЕЛЯРезультаты исследованияОпыт 1Опыт 2Опыт 3 Опыт 4Опыт 5

Исследование почвы (опыты проводятся по группам).

– Проведите опыты, запишите  полученные результаты  в свои листы исследователей.

Карточки – описание опытов.

Опыт 1. Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы. Внимательно наблюдайте.

Что вы видите? Какой вывод можете сделать?

Опыт  2. Рассмотрите почву в лупу. Что вы видите?

– Кто знает, как называются одним словом остатки листьев, корешки, части насекомых?

– Это перегной. Давайте подумаем о происхождении этого слова, оно поможет вам ответить на этот вопрос. Что такое перегной?

На обширных пространствах земли образуется огромное кол-во почв. Все они разного цвета.

Как вы думаете,  от чего зависит цвет почвы? (от состава почвы).

Рассматривание коллекции «Виды почв».

Опыт 3. (Выполняет учитель, учащиеся наблюдают) Нагреем почву. Над почвой установим стекло. Что видите на стекле? Что доказывает опыт?

Опыт 4. (Выполняет учитель) Прогреваем почву очень сильно. Что видите и чувствуете? Попробуйте сделать вывод.

Опыт 5. Прокаленную почву положите в стакан с водой, размешайте.

Что видите на поверхности? На дне стакана? Сделайте вывод, что это?

Опыт 6. Профильтруйте через салфетку воду, где была почва. (Далее показывает учитель). Несколько капель поместим на стекло и нагреем.

– Куда исчезла вода? Что видите на стекле? Попробуйте предположить, что это?

(После проведения опытов выступают по 1 представителю от группы. Сравниваются  результаты опытов, делается  окончательный вывод

Вывод. В почве содержится воздух, вода, перегной, глина, песок, соли.

– Соли – это питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Образуются соли благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. Значит, какой компонент нужно еще включить в состав почвы? (Микробы)

– На столах у вас лежат карточки,  составьте схему состава почвы. (Слайд № 9)

-Остались ли у вас карточки? Почему? Какие лишние?

-Вы отлично поработали, поэтому всем требуется отдых.

Физминутка «Хорошее настроение».

-Так кто же из вас догадался, что за «рецепт» описывался в письме?

– Продолжим исследования и перейдём к следующему пункту плана – «Свойства почвы».

Первичное закрепление во внешней речи.

– А сейчас вы самостоятельно познакомитесь со свойствами почвы, а затем в парах поделитесь друг с другом своими открытиями.

– Среди свойств почвы есть одно  главное. Определить его нам помогут слова: плоды и родятся. Выделите корни этих слов (плоды – корень плод, родятся – корень род). Соедините корни. Какое слово получилось? Вспомните начало урока,  рассказ “Чудесная кладовая”.

– Почему мешок зерна превращается в 20, а ведро картошки в 20 ведер? Какое свойство почвы помогает этому чудесному превращению?

-Сделаем вывод:  Какими свойствами обладает почва? ( Теплопроводность, водопроницаемость, сыпучесть, плодородие

Работа со статьёй учебника «Почему почва разрушается».

-Как вы думаете, плодородие земли бесконечно или его необходимо сохранять? Узнаем об этом из учебника.

– Сегодня на уроке мы открыли ещё одну великую тайну, дар природы человеку  – почву. «Почва для нас дороже нефти, угля, золота». Без золота проживёшь, а без почвы – нет. Так говорил замечательный русский ученый основоположник почвоведения Василий Васильевич Докучаев. Но она может и умирать: ветер, солнце, отсутствие воды,  деревьев, ядохимика-ты на полях могут сделать почву безжизненной пустыней.

– Какие меры может предпринять человек для того, чтобы уберечь землю? Уберите лишнее. (Слайд № 10)

*   посадка лесных полос;

*   вырубка лесов;

*   правильное  распахивание  почвы  на склонах;

*   выпас скота;

*   проведение снегозадержания;

*   строительство различных объектов;

*  умеренное применение  удобрений  и ядохимикатов;

*  умеренное  орошение почвы.

VII. Включение в систему знаний и повторение. (Выполнение заданий из ЭОР, взаимопроверка в парах

VIII. Обобщение по уроку.

– Еще в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Ее брали с собой в далекие странствия, потому что считали, что она придает силы и помогает во всем в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями. Помните всегда: «Спасая почву, мы спасаем себя и жизнь на нашей планете».

Рефлексия учебной деятельности «Посади  цветок в почву». (Слайд № 11)

– На партах лежат картинки с изображением различных цветов. Положите перед собой тот, который определит, насколько хорошо вы поняли сегодняшнюю тему.

Роза – доволен собой, все понял, могу помочь другому.

Ромашка  –  я на пути к получению знаний.

Вьюнок  – испытываю затруднения.

Задание на дом. (Слайд № 12)

-Домашнее задание вы получаете в зависимости от выбранного вами цветка.

Роза – выяснить, какие виды почв  в Брянской области, как они охраняются.

Ромашка – изготовить книжку-малышку с пословицами о земле.

Вьюнок – стр. 64 – 68 –  читать, отвечать на вопросы.

Оцените статью
Добавить комментарий