Что такое природа — живые и неживые объекты, природные явления, сообщества и экосистемы

Что такое природа — живые и неживые объекты, природные явления, сообщества и экосистемы Реш еду ру

Этапы урока, методы и приёмы

Словесный метод : слово учителя

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Александровна. И сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Я желаю вам успехов на уроке, сегодня у нас предстоит очень продуктивный урок, все работаем активно. Садитесь.

Настраиваться на работу.

Л: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Практический метод :

Тест ( приложение №1)

Молодцы, ребята! А сейчас давайте устроим взаимопроверку. Поменяйтесь с соседом по парте тестам, и если вариант ответа выбран правильно , ставите +, если нет, то -.

Передаём тесты с последней пары мне.

П: применение ранее полученных знаний.

Р: действие с учетом выделенных ориентиров.

Постановка учебной задачи

Чтобы узнать тему нашему урока, давайте попробуем разгадать кроссворд.

  • Не по рыбам, а сети расставляет (
  • У родителей и деток вся одежда из монеток. (
  • Распускает хвост павлином. Ходит важным господином. По земле ногами – стук. Как зовут его – (
  • Без языка, а говорит, без ног, а бежит. (
  • По синему морю гуси плывут. (
  • Он идет, а мы бежим,

Он догонит все равно!

В дом укрыться мы спешим,

Будет к нам стучать в окно,

И по крыше тук да тук! (

А теперь ребята, прочитайте первые буквы отгадок. Какое слово у нас получилось? ( Природа)

А что же такое природа? ( это то,что окружает нас, но не создано человеком)

А какие объекты природы вы знаете? ( солнце, воздух вода, растения)

А вещи, автомобили, дома-  они являются предметом природы? ( нет)

А теперь повторим, как называется то,что нас окружает и создано не рукотворным миром? ( природа).

Вы молодцы, верно, так называется наш следующий раздел.

-Давайте прочитаем на странице 23 учебника, чему мы будем учиться, изучая этот раздел.

-Что привлекло ваше внимание? Что захотелось изучить?

Давайте снова вернемся к нашим отгадкам. Посмотрите на картинки, как вы думаете, на какие 2 группы мы их можем разделить? ( живое, неживое)

Ребята, как  смотря на картинки, как Вы думаете, какие объекты природы называется живыми?  Живое – паук, рыба, индюк).

По каким признакам Вы отнесли эти объекты к живой природе?  Они двигаются, едят, дышат)

Ребята ,Вы молодцы, назвали два признака живой природы – это дыхание и питание, а вот движение, это не признак живой природыА какие объекты Вы отнесли к неживой природе? Неживое – ручей, облако, дождь, азовите признаки неживой природы?Не двигаются, не едят и не дышат)

Скажите, а растения дышат? Да, они поглощают углекислый газ, а выделяют кислород)

Ребята, как Вы думаете, какими еще признаками живой природы обладают растения? Дышат, питаются, размножаются, умирают, рождаются)

Предположите, о чем мы будем с вами говорить на уроке, какая тема нашего урока? ( Живая и неживая природа)

Какие цели урока мы поставим перед собой? ( научимся различать объекты живой и неживой природы, а так же рассматривать взаимосвязь живой и неживой природы)

К: обмениваться мнениями; умеют слушать друг друга

П:ориентируются в своей системе знаний.

Л: проявляют интерес к изучению учебного предмета

Решение частных задач

-Давайте вспомним, что относится к природе? (это то, что нас окружает и не создано руками человека)

– А как вы думаете, что необходимо растениям и животным для жизни? ( солнце, воздух, вода)

-Рассмотрите фотографии на стр. 24-25. На какие группы можно разделить изображенные на них предметы?

– Как их можно разделить по признакам «живое» и «неживое» ?

А теперь откройте свои рабочие тетради на странице 17, №1.

Ребята, внимательно посмотрите на задание. 1 вариант подчеркивает объекты живой природы, а вариант 2- объекты неживой природы. Проверьте в парах. ( на слайде ответы)

№3( с.17) ( самостоятельное выполнение, проверка в парах)( ответы на слайде)

– Ребята, так чем же живые существа отличаются от объектов неживой природы? ( они рождаются, двигаются, питаются, размножаются, умирают)

Проверьте свои выводы. Прочитайте текст на с. 140 учебника.

Отвечать на вопросы

Выполнять задания в рабочей тетради

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Аргументация своего ответа

П: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия

Мы старались, мы учились

И немного утомились.

Сделать мы теперь должны

Упражненье для спины(вращение корпусом вправо и влево)

Мы работаем руками.

Мы летим под облаками.

Руки вниз и руки вверх.

Кто летит быстрее всех?

(Дети имитируют движения крыльев)

Рядом с партой мы идём(ходьба на месте)

И садимся мы потом

Продолжение работы по теме урока

-Как вы думаете, может ли живая природа существовать без неживой? Докажите .

Верно , ребята.  Живая природа не может существовать без неживой природы и наоборот, т. к. все в мире взаимосвязано. Живые существа не могут жить без света, воздуха и воды.

Давайте рассмотрим схему на стр. 27. Кто сможет  объяснить ее?

(Животным, насекомым, птицам, растениям для полноценного существования требуется солнечный свет, воздух, и вода. Без этих трех составляющих ничто живое не могло бы существовать).

Выполнение задания в рабочей тетради.

№4 (с. 8)( самостоятельное выполнение)

-Какие слова у вас получились? ( солнце, тепло, свет)

Закрепление полученных знаний

Давайте вспомним, какая была тема нашего урока?

  • – Какие цели мы ставили? ( научиться различать объекты живой и неживой природы;
  • рассматривать взаимосвязь между живой и неживой природой)

– О чём мы говорили сегодня на уроке?

– Все ли мы выполнили учебные задачи?

Отвечать на вопросы учителя

Подводить итоги урока

Ребята, запишите в дневник домашнее задание. Рабочая тетрадь с. 7-8 № 2, 5

Ребята, у вас на столах лежат смайлики. Если вам понравился урок и было легко работать, нарисуйте смайлику веселую улыбочку.

Если были какие то трудности и вам не понятны были задания нарисуйте нейтральный смайлик

И если вам не понравился урок, нарисуйте грустную улыбочку.

Всем спасибо за урок. Вы очень активно и хорошо поработали. Хорошего дня!

Оценивать свою работу на уроке

Р:оценивают свою деятельность на уроке

Что такое природа — живые и неживые объекты, природные явления, сообщества и экосистемы

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Употребляя слово природа, мы зачастую подразумеваем совершенно разные вещи, ибо понятие это очень широкое.

Сегодня мы попробуем взглянуть на это под разными углами зрения.

Что такое природа — живые и неживые объекты, природные явления, сообщества и экосистемы

Определим, что такое природа, какой она бывает, почему образуются и как сосуществуют природные сообщества (экосистемы), какие существуют виды природных явлений и многое другое.

Слово «природа» принадлежит древнерусскому языку и состоит из двух частей – приставки «при» и корня «род».

В древнерусской мифологии упоминается о божестве по имени Род, который олицетворял собой единство людей, принадлежащих к одному роду. Именно этот бог создал такие слова, как рождение, роды, роженица, новорожденный и т.д.

Также под природой в разговорном языке часто подразумевают естественную среду обитания. Например: птицы, обитающие в природных условиях, живут дольше своих сородичей, прирученных человеком.

Изучать природу (узнавать, что это такое) дети начинают в начальных классах школы на уроке «Окружающий мир». Синонимом термина «природа» является слово «естество».

Отсюда следует, что природа – это все то, что существует само по себе, естественным образом, чего не касалась рука человека. Это внешний, материальный мир, перед которым человек бессилен, но все же может на него влиять.

Например, люди не в состоянии контролировать осадки, землетрясения, ветер и т.д. Но с легкостью могут насажать деревья, разбивая целые парки, или, наоборот, уничтожить целый лес.

Что такое природа — живые и неживые объекты, природные явления, сообщества и экосистемы

Если совсем упростить определение, то природа – это естественная оболочка земли (то, что еще называют биосфера), включающая в себя:

  • водоемы (океаны, моря, озера, реки);
  • растительность (флора);
  • животный мир (фауна);
  • горы, скалы, пещеры, песок, земля, пустыни;
  • погода и климат.

Кстати, сам человек также является частью природы. А вот то, что он придумал и создал – уже нет.

Например, построенный из дерева дом не является природным объектом, хотя и состоит из природного материала.

Изучением природного мира занимается множество наук, которые называются естественными: физика, химия, астрономия, биология и другие.

Живая и неживая природа

Материальный мир Вселенной можно разделить на две группы:

  • Объекты живой природы или живая природа – это все то, что двигается, питается, дышит, меняется, рождается и умирает. Сюда относится человек, растения, микроорганизмы, животные.
  • Объекты неживой природы (или неживая природа) – воздух, вода, земля. Еще их называют первичными, так как именно они появились на земле первыми. Это более устойчивые, неизменные на протяжении многих веков элементы. Им не нужно питаться, они не размножаются: не рождаясь, не умирают.

Объекты неживой природы могут пребывать в трех состояниях:

  • газ – воздух, испарение;
  • жидкость – осадки, облака, туман;
  • твердь – камни, ледники, песок, горы.

Такие объекты могут менять форму или размер, но не самостоятельно, а под влиянием внешних факторов. Например, вода из-за низких температур превратится в лед, при сильной жаре – станет испарением. Ветра и осадки переносят камни, стирают их в песок, наметают возвышенности.

Что такое природа — живые и неживые объекты, природные явления, сообщества и экосистемы

Живая и неживая природа тесно взаимосвязаны: одно не может существовать без другого. Без живых существ наша планета выглядела бы серой и безжизненной. В то же время живые существа нуждаются в солнце, воздухе, воде.

Что такое природное сообщество

Взаимодействуя, объекты живой и неживой природы формируют природные сообщества.

Каждый его участник влияет на других и испытывает их влияние на себя одновременно. Их сосуществование взаимосвязано и полезно для всех.

Участники сообщества адаптированы под его условия и не смогут жить в другом биоценозе (что это?). В своей среде они имеют все возможности для полноценного существования. Например, морские обитатели не выживут в пресном водоеме, а лесные животные не смогут жить в пустыне.

Каждая такая система существует самостоятельно и не нуждается в помощи человека. Наоборот, вмешательство людей только разрушает эти природные миры.

Что такое экосистема

Совокупность природного сообщества и среды обитания называют экосистемой – в переводе с греческого дом+объединение (биогеоценоз).

Пример: в болоте живут разные обитатели: животные, насекомые, микроорганизмы, растения. Змеи едят лягушек, лягушки питаются насекомыми, которые размножаются в зарослях растений в этом месте.

Им всем нужна вода с определённым химическим составом, температурой, физическими показателями и т.д. Убери хоть один элемент из этой цепочки, остальные обязательно это почувствуют.

Сумма экосистем представляет собой живую оболочку земли – биосферу.

Живая и неживая природа в экосистеме находятся в процессе постоянного обмена веществами и энергией. Чем прочнее эти связи, тем устойчивей система, и тем дольше она существует. Последний фактор предполагает богатое разнообразие видов обитателей.

И даже если один из них исчезнет по каким-либо причинам, то его место сможет занять другой, близкий по происхождению, что обеспечит сохранность всего биогеоценоза.

Если в системе происходят масштабные изменения условий, то природные сообщества заменяются другими. Например, если перестать обрабатывать поля, возделывать их, собирать урожай, то через некоторое время в этом месте начнут расти деревья.

Явлениями природы называют еще метаморфозы (что это такое?). Например, по весне на деревьях вырастают листья, а осенью они опадают. После дождя в небе появляется радуга, и растут грибы. Зимой идет снег, вместе с ветром образуя метель или пургу.

Что такое природа — живые и неживые объекты, природные явления, сообщества и экосистемы

Все это и многое другое и есть природные явления, совокупность которых делится на классы:

  • по происхождению (климатические, космические, геологические, биогеохимические, геоморфологические) – цунами, ураганы, землетрясения, осадки, молнии, солнечное и лунное затмение и т.д.;
  • по продолжительности (мгновенные, кратковременные, долговременные) – извержение вулкана, сосульки, усыхание русла реки и т.д.;
  • по регулярности действия (суточные и сезонные) – восход, распускание почек;
  • по масштабу распространения;
  • по характеру воздействия (благоприятные, неблагоприятные). Например, стихийные явления могут быть очень разрушительными – наводнения, смерчи и др.

Необычные природные явления

Мы все привыкли к дождю или приливу на море. Но существуют необычные явления, которые вызывают удивление, страх и трепет:

  • Голос моря – в 2012 году из-за аномального холода замерзло побережье Черного моря в районе Одессы. Глыбы льда трескались под воздействием подводного течения, замерзали и трескались снова. Весь этот процесс сопровождался шумом, похожим на рев дикого зверя.
  • Асператус – новый вид облаков, выявленный в 2006 году. Это громоздкие, кучерявые облака, которые внезапно появились на территории всей планеты, поэтому были занесены в Международную классификацию облаков.
  • Кровавый прилив – явление, дважды замеченное учеными в 2018 году на австралийском побережье.Вода вдруг становилась ярко-красной, что позднее было объяснено с разных точек зрения:скоплением одноклеточных организмов красного цвета;скоплением красных водорослей;выделением водорослями токсичных веществ.Еще три раза кровавый прилив наблюдался ранее в разных частях земного шара.
  • скоплением одноклеточных организмов красного цвета;
  • скоплением красных водорослей;
  • выделением водорослями токсичных веществ.
  • Волны-убийцы – волны, которые в несколько раз превышают «классическое» цунами. Последнее не может быть выше 20 метров.
  • Шаровая молния – редкое явление, представляющее собой молнию в виде шара с радиусом до 20 см. Происхождение этой молнии отличается от обычной, так как она может появляться в любое время дня и ночи и в любую, даже ясную, погоду.

Что такое природа — живые и неживые объекты, природные явления, сообщества и экосистемы

Автор статьи: Коваленко Лилия Сергеевна (психолог)

Оцените статью
Добавить комментарий