Из этой темы учебника «Окружающий мир» третьеклассник узнает, что такое почва и почему она нуждается в охране.
Рассмотри рисунок. Подумай, что такое почва. Какое значение она имеет для растений и животных? Какие животные живут в ней?
Почва — это самый верхний слой земли.
На нём растут растения и живут различные животные.
Земля даёт им жизнь и является для них домом.
В ней живут такие животные, как кроты, медведка, дождевой червь, мыши, личинки жука, сверчки, многоножки.
Практическая работа «Почва»
Определи цель каждого опыта, опиши его ход, сделай вывод.
Опыт 1. Цель определить есть ли в почве воздух.
Ход опыта: бросим кусочек земли в воду. Из него начнут выходить пузырьки газа.
Вывод: в почве есть воздух.
Определить, есть ли в почве вода.
Ход опыта: положим кусочек земли на тарелочку и будем её нагревать. Сверху поместим стекло. На стекле выступят капельки влаги.
Вывод: в почве есть влага.
Определить из чего состоит почва.
Ход опыта: продолжим нагревать землю. Появился неприятный запах. Это сгорает перегной, остатки растений и животных.
Вывод: почва состоит из перегноя.
Определить из чего ещё состоит почва.
Ход опыта: прокалённую землю бросим в стакан с водой и размешаем. Она оседает в виде песка и глины.
Вывод: кроме перегноя в почве есть песок и глина.
Ход опыта: профильтруем воду, в которой некоторое время находилась земля. Воду нагреем и испарим. На месте воды останется белый налёт, это минеральные соли.
Вывод: в почве есть минеральные соли, которые растворяются в воде.
Проверь себя
Это верхний плодородный слой земли.
Какой состав она имеет?
Она состоит из перегноя, песка, глины и минеральных солей.
Как доказать, что в почве есть воздух, вода, перегной, песок и глина, соли?
- Доказать, что в ней есть воздух можно бросив землю в воду.
- Доказать, что в ней есть вода можно нагрев её.
- Показать, что в ней есть перегной можно прокалив её.
- Показать, что в ней есть песок и глина можно размешав прокалённую землю в воде.
- Подтвердить, что в ней есть соли можно отфильтровав воду и испарив её.
Какие живые существа обитают в почве? Как они влияют на её плодородие?
В земле обитают многие животные. Это млекопитающие — кроты и мыши, насекомые — личинки жуков, медведки, многоножки, черви.
Все эти животные улучшают плодородие, рыхлят землю и перерабатывают органические останки.
В почве также обитают бактерии, которые превращают органические останки в минеральные соли, ведь они нужны для роста растений. Бактерии тоже улучшают плодородие.
Задания для домашней работы
У меня дома есть несколько горшков с цветами. Растения роняют на землю лепестки цветков, засохшие листья, веточки. Всё это становится отмершими останками. Чтобы воздух лучше поступал к корням, землю в горшках нужно часто рыхлить. И, конечно, растения нужно регулярно поливать.
На основе схемы на с. 66 изготовь модель и с её помощью расскажи, что растения получают из почвы.
Для изготовления схемы возьмём растение из гербария, у которого есть надземная часть с листьями и корневая система.
Наклеим растение на лист бумаги. Обозначим границу раздела почвы и воздуха. Ниже границы раздела, в земле изобразим схематично кислород, который поступает к корням растения; воду, поступающую к корням; перегной, превращающийся в соли; и растворение солей в воде.
В книге «Великан на поляне» прочитай рассказ «Уважайте жизнь дождевого червя». Что нового о нём тебе удалось узнать из рассказа? Как ты относишься к дождевым червям?
Из рассказа я узнала, что черви выползают на поверхность после дождя не для того, чтобы искупаться, а потому, что им нечем дышать, в залитых водой норках.
Я узнала, что по ночам червь высовывает головы и ощупывает землю в поисках пищи. Он ест гниющие листья и травинки.
Дождевые черви роют огромное количество норок, в которых скапливается воздух. А воздух нужен растениям для дыхания. Поэтому эти неказистые животные очень полезны, они улучшают плодородие.
Я хорошо отношусь к дождевым червям и никогда не стану их обижать. Они живут своей жизнью и нужны природе, и пусть они не красивые, зато очень полезные.
- Деревья имеют один ствол, а кустарники несколько стволов. Травы вообще лишены ствола, они имеют стебель.
- Хвойные деревья — ель, пихта, сосна
- Лиственные деревья — клён, берёза, дуб.
- Дикорастущими называются растения, свободно произрастающие в природе.
- Культурными называются растения, выращиваемые человеком для своих нужд.
Проект на тему «Что такое почва» для 3 класса
В рамках изучения предмета «Окружающий мир» рассказать о том, что такое почва, какими свойствами она обладает. Найти информацию о почвах России и поделиться ею с одноклассниками. Рассказать школьникам о составе почвы и необходимости её охраны. Подготовить доклад и презентацию в виде фоторассказа.
- Вступление.
- Почва.
- Состав, виды и свойства почвы.
- Почвы России.
- Загрязнение.
- Охрана.
- Вывод.
- Пример готового фоторассказа-презентации.
Доклад к проекту
Жизнь на Земле невозможна без солнечного света и тепла, без воды, без воздуха. Но так же она невозможна и без почвы, потому что именно на ней растут растения, дающие пищу всем остальным живым существам.
Почвой мы называем тонкий поверхностный слой земли. Он редко простирается более чем на полметра в глубину от поверхности, но именно он является плодородным слоем. На нём растут растения, в нём обитают самые разные живые организмы, занимающиеся переработкой органических останков.
Свойства, вид и состав
Почва обладает рядом уникальных свойств, благодаря чему и развивается её плодородие. Плодородие является важнейшим её свойством.
В ней содержится воздух, что легко проверить, если погрузить кусочек земли в воду. Из него тут же начнут выделяться пузырьки газа. Воздух необходим корням растений для дыхания.
В ней есть вода, даже если земля кажется нам совершенно сухой. Это легко обнаружить, если нагреть землю на стекле. На стекле выступят капельки воды. Вода является основой жизни и её присутствие в почве необходимо.
В почве находятся различные органические останки, которые называются перегноем. Есть в ней также песок и глина.
Учёные делят почву на виды в зависимости от природной зональности. В каждой природной зоне наблюдаются свои, особенные виды почв. Они бывают арктическими, тундровыми, таёжными, лесными, степными, пустынными, тропическими.
Почвы России
Россия является уникальной страной, в которой можно найти практически любой вид почвы. Объясняется это большой протяжённостью территории с севера на юг и с запада на восток.
На крайнем севере находится тундра. Почвенный слой там невелик и беден по составу. Он не является плодородным.
Большую часть нашей страны занимает тайга, огромное лесное море, в котором преобладают подзолистые почвы. Это более плодородный вид, чем тундровые, но для развития сельского хозяйства не подходит.
Наиболее плодородным видом оказывается чернозём. Его можно встретить в средней полосе европейской части России, в природной зоне лесостепи. Чернозём необычайно плодороден, и в регионах его распространения сельское хозяйство процветает.
Достаточно плодородными оказываются также серые лесные и луговые почвы, которых немало в России.
А вот болотистые или пустынные земельные угодья оказываются совершенно неплодородными.
Причины загрязнения
Как и все прочие элементы окружающего нас мира, земли страдают от деятельности человека.
Они загрязняются промышленными и бытовыми отходами и теряют своё плодородие.
Заводы и фабрики выбрасывают в атмосферу различные твёрдые частицы и газы. Они оседают на полях и отравляют их, делают непригодными для выращивания растений. Не зря учёные запрещают собирать ягоды и особенно грибы в промышленных зонах.
Те же заводы, города, выбрасывают огромное количество твёрдых отходов, которые разлагаются веками и всё это время отравляют землю.
Сельское хозяйство также вносит свой негативный вклад в загрязнение. В нём массово используются различные химикаты, которые дают кратковременный положительный эффект, повышая урожайность или уничтожая вредителей, но при накоплении эти вещества становятся ядом.
Ещё одной причиной загрязнения оказываются выхлопы автомобилей.
Необходимость охраны
Загрязняя землю человек лишает себя возможности пользоваться её плодами с максимальной эффективностью. Земля становится неплодородной, непригодной для использования в сельском хозяйстве. А ведь это наше богатство, национальное достояние.
Восстановление повреждённой почвенной зоны может длиться веками.
Вот почему так важно охранять землю. Для этого в нашей стране делается очень много. Контролируется все промышленные выбросы, рекультивируются мусорные свалки, ограничивается использование пестицидов и прочих химикатов. В перспективе переход на экологически чистые источники энергии, которые не загрязняют окружающую среду и в том числе землю.
Вывод
Благосостояние страны во многом зависит от плодородия её земель. Это понимали и прежде, но в наше время проблема сохранения плодородия почв стоит на одном из первых мест. Берегите почвы, ведь они наше достояние!
Пример презентации – фоторассказа «Что такое почва»
Чтобы посмотреть образец оформления презентации, кликните на иллюстрацию и листайте.
Дополнительная информация
Образовательная: продолжить
работу по углублению представлений о почве как
верхнем плодородном слое земли; выявить основные
свойства почвы, установить состав почвы; узнать о
преобладающих почвах родного края.
Развивающая: развивать умения работы с
научным текстом и схемами, выявлять
причинно-следственные связи между живой и
неживой природой, делать выводы на основе
проведенных опытов, развивать познавательный
интерес , развивать речь учащихся, мышление,
наблюдательность, умения доказывать выдвигаемые
предположения, первоначальные умения
практического исследования природных объектов.
Воспитательная: воспитывать бережное
отношение к национальному достоянию – почве,
воспитывать коммуникативные качества,
сотрудничество; в процессе постановки опытов –
организованность, аккуратность, воспитывать
интерес к самостоятельной экспериментальной
работе, любовь к природе, родному краю.
Тип урока: Урок изучения и первичного
закрепления новых знаний
Оборудование: образцы почв, материал для
опытов (кусочки сухой почвы, стаканы с чистой
водой, химический стаканы, стеклянные трубочки,
стеклянные воронки , фильтры, спиртовки, спички,
предметные стекла, пипетки, держатели, лупы);
“Виды почв (таблица); презентация.
Ход урока
Организационный момент. Данный урок проводится
в кабинете биологии.
Учитель биологии знакомится с детьми, знакомит
их с кабинетом биологии и правилами техники
безопасности в нем.
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
Святыня – это то, что является особенно дорогим
человеку, любовно хранимым и чтимым.
– Как вы думаете, ребята, какую святыню природы
можно назвать главной для человека? Без какой
святыни природы его жизнь не представляется
возможной? (Без земли.)
– Не догадываетесь? Тогда пусть вам поможет
загадка:
Меня бьют, колотят, ворочают, режут,
Я все терплю и всем добром плачу.
– Интересно, не правда ли, какая же это святыня,
если её бьют, колотят, ворочают и режут?
– Да. Это земля. Слово “земля” имеет много
значений: ( Слайд 2)
- это и название нашей планеты, на которой мы
живем; - это и суша как противоположность водному и
воздушному пространству; - это и земля в понимании страна, государство, а
также вообще какая-нибудь большая территория.
Сказала лопата: (слайд 3)
— Земля — чтобы рыть.
Ботинки сказали:
— Земля – чтоб ходить.
А люди сказали:
— Земля – чтобы жить.
Мы с вами сегодня будем говорить о земле, на
которой все растет, о земле – матушке нашей
кормилице. Земля – какое это ёмкое слово!
Земля-кормилица, Земля-поилица, родная
мать-земля. Так исстари уважительно и ласково
зовём мы нашу родную землю.
О какой земле идёт речь? (о почве)
Каково её научное название?
– Да, это почва. Тема урока: Что такое почва?
Главное слово на уроке почва.
Давайте попробуем составить мини проект по
почве.
Проблемные вопросы по теме “Почва”
- Что такое почва?
- Как образуется почва?
- Кто участвует в образовании почвы?
- Какое основное свойство почвы?
- Где образуется почва?
- Где на Земле нет почвы?
- Что входит в состав почвы?
- Почему почву называют кормилицей?
- Что растения получают из почвы?
- Что произойдет, если исчезнет почва?
- Почему почвы разрушаются?
- Чего боится почва?
- Почва – это живое?
- Везде ли почвы одинаковые?
- Зачем человеку нужны знания о почве?
Главный вопрос урока
(основополагающий) (слайд 4)
Почему почву называют кормилицей?
Это будет основополагающий вопрос, а
остальные проблемные вопросы.
А сейчас мы должны высказать гипотезу, то есть
предположение.
Если почва кормилица, значит, она содержит
питательные вещества, необходимые для живого
Приступим к нашему научному исследованию.
Любое исследование предполагает различные
методы изучения .
Это, прежде всего метод наблюдения (слайд 5)
Вооружившись лупой, рассмотрите верхний слой.
Какого он цвета? Сделайте вывод.
Верхний, темный, рыхлый слой земли называют
почвой.
А какие вещества необходимы для живого?
Воздух, вода, пища, другие питательные вещества.
Метод исследования – эксперимент (слайд 6)
Как доказать, что в почве есть воздух?
Положи в стакан с водой комок почвы. Что
наблюдали ? Вывод: в почве есть воздух.
Учащиеся рисуют пузырьки воздуха, выходящие из
комочка почвы.
– Для чего нужен воздух в почве?
– Возьмем бумажную салфетку, положим на неё
немного почвы специальной ложечкой из
стаканчика и сильно сожжём. Стряхнём почву в
ванночку.
– Что осталось на салфетке?
Вывод: в почве есть вода, необходимая всему
живому.
Опыт №3 (Слайд 7, 8)
Наберем немного почвы в пробирку и нагреем?
Что наблюдаем? Стенки запотели – это вода.
Продолжим нагревание – появился запах. Это горит
перегной, который образовался из остатков
растений и животных. Его называют гумус. Он
является главным питательным веществом,
необходимым для всего живого.
Вывод: в почве имеются остатки растительных и
животных организмов – гумус. (Можно определить
по запаху.)
Опыт №4 (слайд 9)
В стаканчик с почвой налейте воды и размешайте
стеклянной палочкой. Что наблюдаете? На дне
песок, а по бокам стаканчика глина.
Вывод: в состав почвы входит песок и глина
Опыт №5 (10)
Размешаем почву с водой стеклянной палочкой.
Профильтруем раствор. Что видите на фильтре?
Поместим несколько капель прозрачного
фильтрата на предметное стекло и выпарим.
Что наблюдаем? На предметном стекле пятно – это
минеральные соли.
Таким образом, в состав почвы входят воздух,
вода, растворенные соли, перегной – питательные
вещества, они неживые, но они необходимы для
жизни. (Слайд 11)
Физкультминутка (потанцуем и споем)
Руки на пояс – 2 раза
Поставим в начале – 2 раза.
Вправо и влево – 2 раза
Качаем плечами – 2раза.
Если смогли вы – 2раза
Коснуться до пятки – 2 раза,
Значит, вы живы – 2 раза,
Вы в полном порядке – 2 раза
Но всякую ли землю можно назвать почвой?
Нет почвенного слоя в Арктике и Антарктиде, на
вершинах высоких гор, на голых каменистых
склонах.
Как образуется почва? (слайд 12)
Образование почвы начинается только с
появлением на Земле живых существ. Твердые
породы в природе разрушаются, получается рыхлый
слой из камушков, песка, глины. В нем почти нет
питательных веществ, необходимых растениям. Но
все же самые неприхотливые лишайники селятся на
таких почвах, под действием бактерий образуется
перегной
Теперь в почве могут поселиться растения. Они
дадут еще больше перегноя. Так медленно камни,
песок, глина под действием живых существ
превращаются в почву.
В почве селятся различные животные: насекомые,
кроты и другие, так повышается плодородие почвы.
Какое значение имеет почва для растений и
животных?
Какие животные живут в почве?
Итак, кто участвует в образовании почвы? (слайд
13)
С помощью эксперимента мы выяснили, что в
состав почвы входят – воздух, вода, песок, глина.
Какая это природа? (неживая)
В почве обитают растения ,животные ,
микроорганизмы. Какая это природа? (Живая)
Делаем вывод: почва играет особую роль в жизни
нашей планеты – она переходное звено от неживой
природы к живой.
– Как вы можете прокомментировать этот
рисунок? (слайд 14)
(В тёмной земле растут крепкие растения, в серой
земле – чахлые.)
– Как вы думаете, почему так происходит? В
тёмной почве содержится больше питательных
веществ. А если этих веществ много, значит, почва
обладает главным свойством земли, за что мы её и
ценим – плодородием. Цветущие растения, богатый
урожай – вот результат плодородной почвы.
– А как вы понимаете это слово – плодородие?
Назовите его основу. Из каких слов оно состоит?
– Почему в одних местах почва плодородная, а в
других нет? Отчего зависит плодородие почвы?
Главная часть почвы перегной. Из него под
действием микроорганизмов образуются соли. Их
используют растения. Растениями питаются
животные.
Когда растения и животные отмирающих остатки
попадают в почву и вновь под действием
микроорганизмов превращаются в перегной. Итак
вещества путешествуют в природе как бы по кругу:
из почвы в растения , из растений в тела животных
и снова в почву . Ученые это называют
круговоротом веществ в природе. Представьте
себе, если круговорот исчезнет, исчезнет все
живое.
Итак, назовите факторы, от которых зависит
плодородие почвы.
По-вашему плодородие земли бесконечно? Или
необходимо его сохранять? Как сохранить
плодородие почвы? (Вносить минеральные
удобрения, рыхлить, поливать, чередовать
посевные культуры, не уничтожать дождевых
червей, не засорять почву отходами.)
Различают следующие виды почв (слайды 16,17)
А какие почвы у нас в Карелии? (слайд 18)
Территория Карелии расположена в зоне тайги.
Почвообразование происходит в условиях
прохладного и влажного климата, при этом
Наблюдается промывание почвы и вынос продуктов
разложения вниз по почвенному профилю.
Наиболее широко распространены подзолистые
почвы и подзолы.
Почвы характеризуются низким плодородием,
недостаточно обеспечены элементами питания
растений.
Требуется проводить осушение, известкование,
вносить органические и минеральные удобрения.
Науку о почве почвоведение создал
замечательный русский ученый Василий Васильевич
Докучаев. Он побывал в разных уголках нашей
Родины и исследовал почвы.
Он считал почву кормилицей человека и считал,
что она дороже нефти, угля и золота.
В.В.Докучаев учил, как обрабатывать почву, как
охранять ее от разрушения, написал книгу
“Русский чернозем”
– Почему люди называют землю “ кормилицей”?
Земля кормит людей. Посеешь горсточку зерен, а
соберешь сто горстей. На земле растут растения,
которые человек употребляет в пищу. И не только
человека кормит земля. Насекомых, птиц,
зверей-животных. (слайд 20)
Вывод: почва верхний плодородный слой земли,
в ней содержатся воздух, соли, перегной, вода –
необходимые для живого, поэтому почву называют
кормилицей. Она играет особую роль в жизни нашей
планеты – почва переходное звено от неживого к
живому.
Ещё в старину наши предки называли землю
кормилицей, матушкой. Её брали с собой в далёкие
странствия, потому что считали, что она придаёт
силы и помогает во всём в чужих краях. Люди всегда
бережно относились к земле. Складывали о ней
стихи и песни. Давайте же и мы с вами любить,
ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет
радовать нас богатым урожаем, густыми лесами,
цветущими полями.
Дома: с.65 – 70, заполнить рабочие тетради “Почва
(состав почвы, что растения получают из почвы)
Проверим свои знания
- Верхний рыхлый и плодородный слой земли,
покрытый растительностью. (Почва) - Выбери и запиши, какие вещества входят в состав
почвы: песок, глина, вода, воздух, перегной, соли,
стекло. - Основное свойство почвы. (Плодородие)
- Животные или растения стали первыми
обитателями суши? (растения) - Какие в основном почвы в Карелии (подзолистые)
- Остатки органических и неорганических веществ,
содержащихся в почве. (Перегной)
Вывод: почва возникает и развивается под
воздействием живых организмов, в основном
растений. Она играет особую роль в жизни нашей
планеты – она переходное звено от неживого к
живому. В почве содержится вода, воздух, соли –
минеральные вещества. А также перегной – это
органическое вещество, полученное из организмов,
значит, почва питает все живое, она – кормилица.
Наш урок подошёл к концу. Скажите, что нового вы
узнали? Что вам понравилось в уроке?
- Плешаков А.А. Окружающий мир 3 класс Просвещение
2009. - Плешаков А.А. Рабочая тетрадь к учебнику для 3
класса. М.Просвещение 2007. - https://urok.1sept.ru/articles/565751/
- http://liceum-hlevnoe.my1.ru/load/3-1-0-3
Цель урока: изучить состав и свойства почвы.
- прививать навыки природоохранной деятельности
и бережного обращения с почвой как объектом
живой/неживой природы и интерес к учебному
предмету; - воспитывать интерес к самостоятельной
экспериментальной работе, любовь к природе.
- развивать умение совместно с учителем
обнаруживать и формулировать учебную проблему,
разрабатывать план ее решения; - извлекать информацию из учебного текста,
перерабатывать ее, самостоятельно делать выводы
и обобщения и представлять их в виде текста и
иллюстрации.
- создавать условия для самостоятельного
определения целей и задач урока; - продолжить развивать умение определять
правильность выполнения задания на основе
сравнения с образцами, представленными на
слайдах презентации; - корректировать выполнение задания в
соответствии с представленной инструкцией.
- развивать умение участвовать в диалоге, слушать
и слышать своих партнеров в ходе групповой,
парной и фронтальной работ; - формировать умение доказывать свою точку
зрения, объяснять свой выбор, строить
высказывания, задавать вопросы и отвечать на
поставленные.
Оборудование: ноутбук, оборудование AFSTM,
образцы почв (горшок с почвой комнатной
температуры и почвой, взятой из-под снега),
стаканы с водой, бумажные салфетки; спиртовка,
металлическая пластина, стебельки растений,
листы бумаги для теста, цветные карточки для
рефлексии.
Использование оборудования AFSTM
1. Практическая работа “Изучаем состав
и свойства почвы, минералов”.
Оборудование: компьютер с
установленной на нем программой; цифровой
USB-микроскоп; BasicProSkope HR Kit (BD-HRB); образцы твердых
веществ: глина, песок, гранит, известняк (горные
породы); каменная соль крупного помола.
Содержание работы: при помощи цифрового
микроскопа школьники изучают строение и состав
твердых веществ, сравнивают их; делают выводы о
составе почвы и высказывают предположение о ее
свойствах на основе изученных свойств песка,
глины, соли, известняка.
2. Эксперимент “Температура почвы”.
Используется компьютер с установленной
программой LoggepLite; датчик температуры Go!Temp (-200С-1100С).
Содержание эксперимента: решение
проблемной задачи: как в замерзшей почве живут
мелкие животные?
http://www.youtube.com/watch?v=Fzs6BLx2JzQ&feature=youtu.be
Фрагмент видео урока
I. Орг. момент.
Начинается урок, он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять, учитесь тайны
открывать.
II. Актуализация опорных знаний. Загадка.
Бьют меня ногами,
Режут грудь ножами.
Каждый хочет растоптать,
А я с подарками опять. (Земля)
Сообщение учащегося. Земля-кормилица. Богаты
недра нашей Родины. В подземных кладовых
хранятся почти все ископаемые, нужные для
народного хозяйства. И все-таки самым
удивительным творением природы, поистине
ценнейшим из всех созданных ею богатств,
является земля. Земля! Какое емкое слово!
Земля-кормилица, земля-поилица. Родная мать –
земля. Так исстари уважительно и ласково зовем мы
нашу родную землю.
Писатель М. Алексеев писал: “Иногда думается:
отыщет ли человечество в своем языке другое
какое-нибудь еще слово, которое оказалось бы
столь же емким, многозначащим, как это –
“Земля”?! Когда мы пишем его с большой буквы, то
подразумеваем целую планету, ставшую обителью
великого множества живых существ и, может быть,
единственную в своем роде среди иных миров,
составляющих вселенную”.
Как бы сужаясь, слово это заключает в себе и
большое поле, и крохотный крестьянский надел на
нем, и просто горсть того загадочного праха, не
имеющего для нас какого-либо определенного
вкуса, из которого в конечном счете рождаются все
вкусы, все запахи, все цвета, все виды жизни в из
немыслимом сочетании и разнообразии.
Слайд 4 Прежде чем повести рассказ о земле,
давайте вспомним историю. Мы отправимся в
далёкое прошлое нашей планеты. Представьте, что
раньше Земля была покрыта голыми, безжизненными
скалами. В течение многих миллионов лет, солнце,
вода и ветер разрушали скалы.
Их обломки были непригодны для жизни растений и
животных, но благодаря лишайникам и бактериям,
которые смогли выжить в таких условиях, стала
появляться почва. Вслед за ней растения и
животные.
– Почему изменился облик земли? (Появилась
вода; вода и тепло создали условия для появления
жизни в океане, а потом на суше.)
– Подумайте, кто стал первым обитателем суши –
растения или животные?
Слайд 6 Рассмотрите иллюстрации “Облик земли
в разные периоды ее развития”.
– Какое условие самое главное для жизни любого
животного? (Наличие растений.)
III. Определение темы и постановка цели урока
1. Слайд 7 Разгадайте ребус. Что это? (Почва.)
– А что же потребовалось растениям, чтобы они
вышли из воды и стали жить на суше? (Почва.)
Примерно 8 тыс. лет назад человек начал
обрабатывать землю и выращивать около своего
жилища растения.
2. Проблемные вопросы.
– Как вы понимаете, что такое почва?
Если вы в дождь пройдете по полю, вам на обувь
сразу налипнет грязь. Вам и в голову не приходит,
что вы идете по настоящему чуду природы – почве.
Не сразу люди осознали, что это одно из главных
наших богатств. Изучению почвы посвятил свою
жизнь русский ученый, профессор Докучаев. Все,
что вы дальше узнаете о почвах, – во многом
результат его исследований. Но сначала давайте
сами познакомимся с почвой.
IV. Практическая работа “Состав почвы”.
– В каком физическом состоянии вещества
встречаются в природе? (твердое, жидкое,
газообразное)
– А в каком состоянии находится почва?
– Можно ли получить полную информацию о почве
только при наблюдении?
– Какие методы используют для выяснения свойств
веществ? (экспериментальные методы, проведение
опытов)
Вот сейчас мы этим и займемся.
Слайд 12 Дети работают в группах, проводят
опыты, выводы записывают в “Рабочую тетрадь, с. 13,
задание № 20.
Слайд 13 Практическая работа. Класс разбит на
группы.
Возьмите на партах небольшой комок глины,
школьный мел, поваренную соль крупного помола,
песок, камень.
Рассмотрите каждое из этих веществ и опишите
внешние признаки, свойства, ответив на следующие
вопросы.
- Какой цвет он имеет?
- Есть ли у него запах?
- Есть ли у него блеск?
- Растворяется ли он в воде?
- Можно ли изменить его форму?
- Известно ли тебе, как человек использует его?
(План лежит на каждой парте. Группа
рассматривает один образец, обсуждает, а затем 1
ученик делает выводы.)
Все ли мы узнали о каждом образце?
А теперь рассмотрим каждое из этих веществ с
помощью интерактивного микроскопа ProSkope HR. (Эта
часть работы может быть проведена в виде
демонстрации. При этом соответствующее
изображение проецируется на экран компьютера
или на большой экран)
а) Возьмите первый образец, например соль
крупного помола. Найдите в предложенном вам
образце самые крупные частички соли. Медленно
приблизьте к нему микроскоп на такое расстояние,
при котором изображение будет наиболее четким.
Удалось ли вам рассмотреть с помощью микроскопа
что-то новое в строении этого вещества?
Без использования микроскопа можно установить
следующие свойства соли: Слайд 14
С помощью микроскопа можно увидеть, что
крупинки соли имеют форму кристаллов – в
основном они напоминают кубы.
б) Рассмотрите с помощью микроскопа другие
образцы твердых веществ.
4. Опишите, что вы увидели с помощью
микроскопа.
5. Какие признаки отличия в строении твердых
веществ вы можете назвать после изучения
образцов с помощью микроскопа?
Гипотеза. А теперь попробуйте предположить,
какими свойствами из вышеперечисленных может
обладать почва и из чего она состоит? А как это
можно доказать? (Провести опыты)
Слайд 15 Опыт №1.(Проводят дети)
– Возьмем стакан с водой и опустим туда комочек
почвы. Что вы видите? (Из почвы выходят пузырьки
воздуха.)
– Какой вывод можно сделать? (В почве есть
воздух.)
Опыт №2. (Проводят дети)
Возьмем бумажную салфетку и насыпаем на нее
немного почвы, сожмем салфетку. Что вы видите? (На
бумажной салфетке осталось небольшое влажное
пятно.)
– Какой вывод можно сделать? (В почве есть
вода.)
Опыт №3. (Проводит учитель)
– Высушенный комочек почвы положим на
металлическую пластину и нагреем в спиртовке.
Что вы видите и чувствуете? (Над почвой появился
дым. Чувствуем неприятный запах.)
– Поместим на пластину стебельки растений и
нагреем на спиртовке. Результат тот же. Это
сгорает перегной, который образуется из остатков
растений и животных. Именно перегной дает почве
темный цвет. Плодородие почвы определяется
наличием в ней перегноя.
– Какой вывод можно сделать? (В почве есть
перегной.)
А теперь рассмотрим почву с помощью
интерактивного микроскопа ProSkope HR. Медленно
приблизим к почве микроскоп на такое расстояние,
при котором изображение будет наиболее четким.
Удалось ли вам рассмотреть с помощью микроскопа
что-то новое в составе почвы? Можно увидеть
различных кровососущих членистоногих: комаров,
клещей, мух и др. (Эта часть работы может быть
проведена в виде демонстрации. При этом
соответствующее изображение проецируется на
экран компьютера или на большой экран)
Слайд 16 Опыт №4. (Проводит учитель)
– Высыпаем остаток прогретой почвы в стакан с
водой, размешаем и дадим отстояться. – Что
увидим? (Песок осел на дно, вода сначала была
мутной, а потом осела и глина.)
– Какой вывод можно сделать? (В почве есть
песок и глина.)
Опыт №5. (Проводят дети)
– Профильтруем воду, в которой долго находилась
почва. Что увидим на фильтре? (Остатки растений,
перегной, песок, глину.) Профильтрованную воду
нальем на стекло и подержим над спиртовкой.
– Что увидим? (Белый налет на стекле.)
– Какой вывод можно сделать? (В почве есть
минеральные соли.)
В почве есть микробы, без них почва давно бы
истощилась и на ней бы ничего не росло. Микробы –
санитары, быстро избавляют нас от останков
погибших растений и животных. Гнилостные
бактерии образуют в почве лучшее удобрение,
благодаря которому растут растения.
Опыт №6. (Проводит учитель)
Эксперимент “Температура почвы”.
Используется компьютер с установленной
программой LoggepLite; датчик температуры Go!Temp (-200С-1100С).
Содержание эксперимента: решение
проблемной задачи: как в замерзшей почве живут
мелкие животные, насекомые?
– Итак, мы узнали, что в почве есть воздух. А для
чего он нужен? (Воздухом дышат корни растений,
мелкие животные)
– А теперь мы измерим температуру почвы. Кто
может сказать какая она? (Дети делают прогноз
температуры и рисуют на доске свой прогноз.)
– А как ее можно измерить более точно? Опускаем
щуп в емкость с почвой комнатной температуры и в
таблице на экране монитора фиксируем значение.
(Дети сравнивают данные с датчиков и свой
прогноз.)
Затем опускаем щуп в другую емкость, в которой
находится замерзшая почва (дети об этом не знают),
и опять фиксируем данные.
– Что вас удивило? Почему так произошло? (На
графике отображаются разными цветами три разных
показателя температуры почвы). А как тогда в
такой замерзшей почве живут мелкие животные?
(Эта часть работы может быть проведена в виде
демонстрации. При этом соответствующее
изображение проецируется на экран компьютера
или на большой экран)
V.Физминутка. Слайд 17
VI. Самостоятельная работа. Задание № 21, с. 14.
Слайд 18
– Учащиеся составляют схему “Состав почвы”.
Проверка по слайду.
С тех пор, как появились живые существа, идёт
непрерывный процесс образования почвы. За 100 лет
её слой увеличивается только на 1 см.
– А сейчас я предлагаю посмотреть на данный
слайд. Как вы можете объяснить этот рисунок? (В
тёмной почве растут крепкие растения, в серой
земле – слабые.)
– А почему так происходит? В тёмной почве
содержится больше питательных веществ. А если
этих веществ много, то почва обладает главным
свойством земли – плодородием. Цветущие
растения, богатый урожай – вот результат
плодородной почвы.
– А как вы понимаете это слово – плодородие? Из
каких слов оно состоит?
– Почему в одних местах почва плодородная, а в
других нет? Отчего зависит плодородие почвы?
Ответ на этот вопрос мы найдём в энциклопедии.
– Назовите факторы, от которых зависит
плодородие почвы.
– Как вы думаете, в нашей местности плодородная
почва или нет? (Да, т. к. у нас болотистая
местность.) А знаете ли вы, что воронежский
чернозем хранится в парижской Палате Мер и Весов
как эталон почвы для земледелия.
Слайд 20 А можно ли сохранить плодородие
почвы?
– В одной из книг я прочитала такую фразу: “Живое-мертвое
тело”. Как вы думаете, что это такое? Слайд 21
VII. Проверка знаний. Тест
Вы слушаете вопросы, на листочках записываете
ответ и ставите предполагаемую отметку. Затем
меняемся листочками с соседом и проводим
взаимопроверку и оценивание теста.
Верны ли утверждения:
- Растения стали первыми обитателями суши?
- Как называются остатки органических и
неорганических веществ, содержащихся в почве.
(Перегной.) - Чем меньше в почве перегноя, тем она
плодороднее? - Под воздействием ветра, воды, температур горы
становятся крепче? - Почва состоит из воды, мусора, воздуха, палочек,
оберток от конфет? - Почва бывает только на суше?
- Как называется верхний рыхлый и плодородный
слой земли, покрытый растительностью. - Какое основное свойство почвы. (Плодородие)
- Как называется самая богатая перегноем почва.
(Чернозём)
VIII. Итог урока. Слайд 22
– Где в природе мы встречаем почву? – Надо ли ее
беречь? – Как?
– Можно ли почву назвать живым организмом? Чем
отличается почва от песка и глины? (Только почва
обладает плодородием.)
Ещё в старину наши предки называли землю
кормилицей, матушкой. Её брали с собой в далёкие
странствия, потому что считали, что она придаёт
силы и помогает во всём в чужих краях. Люди всегда
бережно относились к земле. Складывали о ней
стихи и песни. Давайте же и мы с вами будем любить,
ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет
радовать нас богатым урожаем, густыми лесами,
цветущими полями.
Птице – воздух, рыбе – вода, а человеку – вся
земля.
– Наш урок подошёл к концу. Скажите, что нового
вы узнали? Что вам понравилось в уроке?
IХ. Рефлексия. А теперь возьмите в руки
цветные карточки и покажите, если вам легко было
выполнять задания, поднимите зеленую карточку,
если были затруднения, то желтую, а если очень
трудно, то красную
Х. Д/З. Слайд 23 А сейчас я вам предлагаю
выбрать себе домашнее задание на следующий урок.
2. Составить кроссворд по теме “Почва”.
3. Подготовить сообщение о почвах нашего края.
4. Подготовить сообщение о том, как повысить
плодородность почвы.
5. Подготовить рисунок по теме “Берегите
почву”.
- Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков Окружающий мир:
Учебник для 3 класса: В 2 ч. – Самара: Издательство
“Учебная литература”: Издательский дом
“Федоров”, 2012 - Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 3
класса к учебнику “Окружающий мир”. – Самара:
Издательство “Учебная литература”:
Издательский дом “Федоров”. 2012. - Контрольные и проверочные работы. 1-е полугодие.
Система Л.В.Занкова/ Сост. С.Г.Яковлева. – 4-е изд.,
перераб, и доп. – Самара: Издательство “Учебная
литература”: Издательский дом “Федоров”, 2012 - Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические
рекомендации к курсу “Окружающий мир”, 3-4 класс.
– Самара: Издательство “Учебная литература”:
Издательский дом “Федоров”.2011
Цели урока: продолжить работу по углублению
представлений учащихся о почве как верхнем
плодородном слое земли; выявить основные
свойства почвы; в процессе опытов установить
состав почвы; познакомить учащихся с почвами
родного края; развивать внимание и
наблюдательность, умение сравнивать,
анализировать, обобщать.
Оборудование: рисунок жука, почва, стаканы,
вода, спиртовка, лабораторное стекло, держатель,
штатив.
I. Организационный момент
Проверка готовности учеников к уроку. Желаю
всем на уроке подняться на следующую ступеньку в
познании окружающего мира.
II. Проверка домашнего задания (да +, нет –) (слайд
2).
1. Воду можно не экономить – её на Земле много.
2. Твердые тела при охлаждении расширяются.
3. Лед, расширяясь давит на стенки трещин камней.
4. Твердые тела при нагревании сжимаются.
5. Корни растений ускоряют процесс разрушения
камней.
6. Ветер не принимает участие в разрушении
камней.
7. Камни разрушаются из-за изменения
температуры.
8. Разрушенные горные породы превращаются в
песок и глину.
III. Актуализация знаний (слайд 3-5).
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы воздух и листва.
Птицы звери и леса,
Гром туманы и роса.
Человек и время года-
Это всё вокруг (природа).
– Что такое природа?
– На какие группы можно разделить всю природу?
– Назовите царства живой природы.
– Как нужно относиться к природе?
– Мы сегодня продолжим путешествие в природу.
– О чем мы сегодня будем говорить догадайтесь
сами, прослушав рассказ (слайд 6).
– Есть на Земле чудесная кладовая. Положишь в
неё весной мешок зерна, а осенью, смотришь –
вместо одного мешка в кладовой – двадцать. Ведро
картошки в чудесной кладовой превращается в 20
вёдер. Горстка семян делается большой грудой
редисок, огурцов, помидоров, морковок. Сказка это
или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая
есть на самом деле. Вы, должно быть, догадались,
как она называется?
– Правильно, земля. У слова “земля” несколько
значений. Одно из них – “почва” (слайд 7).
– А что такое почва? (ответы детей).
– Почва – это верхний плодородный слой земли.
– Итак, тема нашего урока “Почва” (слайд 8). Мы
узнаем о составе этого вещества, о способах его
образовании.
IV. Объяснение нового материала (слайд 9).
– Отгадайте загадку:
“Сам чёрен, да не ворон,
есть рога, да не бык,
шесть ног без копыт”
– Правильно, это жук.
– А теперь послушайте сказку о приключениях
жука. “Глубоко-глубоко в земле жил маленький
жучок. Был он неугомонный и любознательный. Но
скучно и одиноко ему было. “Неужели эта чёрная
сырая земля – мой дом?!” – постоянно думал он. И
вот решил жучок проложить себе путь наверх. В
пути он неожиданно обнаружил других обитателей
неживой и живой природы. А вот и они: знакомьтесь.
(выходят дети в масках)
Я – воздушная капелька. Помогаю корням
растений дышать.
Я – капелька воды. Помогаю растениям жить и
развиваться.
Я – песчинка. Являюсь хорошим разрыхлителем.
Обеспечиваю доступ воздуха к корням растений.
Я – комочек глины. Хорошо удерживаю воду.
Я – кристаллик минеральной соли. Являюсь
питательным веществом, необходимым для роста и
развития растений.
Во мне много остатков растений и животных.
Вместе мы всегда дружим и образуем перегной
тёмного цвета.
– Обрадовался жучок, что живёт он в почве не
один, а среди друзей.
Практическая работа. Состав почвы (слайд 10).
– Ребята, давайте проведем несколько опытов и
выясним состав почвы и основные ее свойства. Для
этого нам нужно объединиться в группы. Каждая
группа проведет свой опыт и сделает вывод.
Пожалуйста, объединитесь, а ответственный каждой
группы получите инструкционные карты, образцы
почвы и все что надо для опыта.
Все, что вы увидите, запишите.
(Каждая группа получает инструкционные карты. (Приложение 1)
После проведения опыта, дети делают вывод и
заполняют схему “Состав почвы” (слайд 11).
Опыт (проводит учитель) Нагреваем почву –
появляется дымка и резкий запаха – это сгорает
перегной, который образовался из остатков
растений и животных.
Именно перегной (гумус) даёт почве тёмный цвет,
делает её плодородной (слайд 12).
Плодородие почвы определяется в ней
количеством перегноя. Чем больше перегноя в
почве, тем она плодороднее. А основное свойство
почвы – это ее плодородие.
– Следующий опыт требует большого количества
времени, поэтому я его приготовила заранее.
Рассмотрите стекло. Что вы видите? (белый налет).
Это растворимые минеральные вещества – соли.
Эти соли в виде белого налёта можно увидеть на
стенках цветочных горшков, в которых долго жили
растения.
Соли – это питательные вещества, необходимые
для роста и развития растений. Образуются они
благодаря перегною под действием микробов,
которые живут в почве.
На основании практической работы мы заполнили
с вами схему “Состав почвы”.
Итак, в состав почвы входят: воздух, вода, песок,
глина, перегной, соли и микробы.
– Ребята, как вы думаете, всегда ли на Земле была
почва? (ответы детей)
Образование почвы началось с появлением на
Земле живых существ. Миллионы лет назад твердая
бесплодная порода под воздействием воды, солнца
и ветра дробилась, разрушалась, рыхлилась. Здесь
нашли свое пристанище бактерии и другие
организмы. Позднее появились первые растения.
Своими корнями продолжали разрушать горную
породу микроорганизмы разлагали остатки
животных и растений, образуя перегной. Так
появилась почва.
V. Физминутка для глаз (слайд 13).
VI. Продолжение работы по теме урока.
Что растения получают из почвы? Работа по
учебнику (стр. 67. (слайд14).
– Мы выяснили, из чего состоит почва. А что из
этого так необходимо растениям? Давайте откроем
учебник на стр. 67 и прочитаем.
Кого можно встретить в почве. Их роль в
улучшении почвы (слайд15).
– А кто мог встретиться нашему жучку из
живых существ во время путешествия на
поверхность земли? (ответы детей)
– Действительно, почву часто называют домом для
животных. Здесь можно увидеть мышей, кротов,
сусликов, хомяков, ос, шмелей, муравьёв. Много в
почве разных червей. Самые большие труженики
среди них – это дождевые черви.
– Послушаем рассказ “Уважайте жизнь дождевого
червя” из книги “Великан на зелёной планете”
(рассказывает ученик) (Приложение 2)
– Что узнали о жизни дождевого червя?
Интересные факты: ученые установили такой факт:
одни только дождевые черви за несколько лет,
комочком за комочком, пропускают через свой
организм всю почву Земли, удобряя ее своими
выделениями. Складывают почвенные комочки так,
что между ними могут проникать воздух и влага.
Это облегчает корням растений рост и доступ к
питательным веществам. Важен также труд кротов,
сусликов.
– Для чего рыхлят почву? (в рыхлой земле
растениям легче пробиваться к солнцу, их корням
находить питательные вещества. Человек в садах,
огородах, полях рыхлит почву.)
– А кто этим занимается в природе?
Круговорот веществ (слайд16).
Главная часть почвы – перегной. Из него под
действием микробов образуются соли. А потом из
перегноя снова образуются соли. Их используют
новые растения. А растениями питаются новые
животные. Вот так вещества “путешествуют” по
кругу: из почвы – в растения, из растений – в тела
животных, и с остатками растений и животных –
опять в землю. Учёные говорят: происходит
круговорот веществ в природе.
Представьте себе, что почвы вдруг не стало.
Круговорот веществ прервется. Исчезнут растения
и животные. А значит, не смогут жить на Земле люди.
Вот почему замечательный русский ученый
Василий Васильевич Докучаев говорил, что почва
дороже золота. Без золота люди прожить смогли бы,
а вот без почвы – нет (слайд17).
– Послушайте сообщение о В.В.Докучаеве –
замечательном русском ученом, который создал
науку о почвах – почвоведение (Приложение
3).
VII. Физминутка (слайд18).
Маленькому семени зимой в почве было холодно,
оно сжималось, чтоб согреться. (мышечное
напряжение, глаза зажмурены) Весной солнечные
лучи согрели землю и семя отогрелось, расправило
свои плечи. (расслабление мышц) Ему так стало
интересно, что там, наверху, что оно потихоньку
стало расти. У него появились корешки (дети
встают на ноги, открывают глаза) и первые
листочки (поднимают руки над головой,
полусогнуты в локтях). Солнышко так согрело
росток, появившийся из семени, что он решил стать
высоким-высоким, чтоб помахать солнцу своими
листьями (дети вытягиваются вверх, поднимаются
на цыпочки, машут кистями рук). И вот однажды на
ростке расцвёл цветок, он улыбнулся солнышку и
другим цветкам (дети улыбаются учителю и друг
другу, поворачиваясь из стороны в сторону). А
потом наступила осень и на месте цветка
образовались семена, которые растение сбросило в
почву (движения руками, будто стряхивают воду,
направлены на снятие накопившегося мышечного
напряжения). Вот так целый год росло растение.
VIII. Почвы родного края (слайд 19 – 23).
Почвы родного края.
Главное богатство нашего края – это почвы. А
какие почвы есть в нашей республике? (сообщение
ученика).
Как образуется почва и отчего она разрушается? (слайд
24).
Работа по учебнику (стр. 68).
Учитель: Земля только тогда добра и щедра, когда
люди к ней добры и когда они умело землю
обрабатывают: пашут, удобряют. Поливают. И
правильно. Как это так: все у земли брать, а взамен
ничего не давать? Да тут мигом опустеет любая
кладовая. Так и с волшебной кладовой. Издавна
кормит людей земля-матушка.
Послушайте интересные факты о почве
(Приложение 4) (слайд 25 – 26).
IX. Рефлексия (слайд 27).
– Так что же такое почва?
– Какой состав имеет почва?
– Назовите основное свойство почвы.
– Какие живые существа есть в почве?
– Какие почвы встречаются в нашей республике?
– Поиграем в игру “Скажи да или нет”. Как вы
считаете, какие действия человека по отношению к
почве правильные, а какие недопустимы?
– Молодцы, ребята! Хорошо справились с этим
заданием. Я очень рада. А что же наш жучок? Он
очень обрадовался, что узнал много интересного о
почве и поспешил к себе в домик. Больше она не
казалась ему сырой, чёрной и противной.
Ребята! У вас на партах лежат раскраски с
дождевым червяком. Дорисуйте ему улыбку, если вам
было сегодня на уроке интересно, если вы все
поняли и многое запомнили. Если в чем-то
испытывали затруднение, то улыбку рисовать не
надо (слайд 28-29).
Спасибо за урок.
Кинопособие уроков « Окружающий мир» 3класс
Тип урока: комбинированный
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
научить определять состав почвы практическим путём; формировать представление о значении плодородия почв для жизни растений, об образовании и разрушении почвы, об ее охране.
– определять состав почвы;
-обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве;
-характеризовать процессы образования и разрушения почвы, меры по ее охране
Универсально учебные действия (УУД)
преобразовывать практическую задачу в познавательную в ходе учебного эксперимента.
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений.
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Формирование целостного взгляда на мир. Развитие мотивов учебной деятельности
Основные понятия и определения
Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека
Проверка готовности к усвоению нового материала
Вспомни свою работу в огороде, саду или на школьном участке. Какая там почва: какого цвета, сухая или влажная, плотная или рыхлая?
Учиться выдвигать гипотезы и доказывать их, исследовать почву с помощью опытов, моделировать связи почвы и растений.
Рассмотри рисунок. Подумай, что такое почва. Какое значение она имеет для растений и животных? Какие животные живут в почве?
1. Медведка. 2. Личинка жука. 3. Сверчок. 4. Крот. 5. Многоножка. 6. Жаба. 7. Лесная мышь. 8. Дождевой червь.
Изучение нового материала
Почва — это верхний плодородный слой земли.
Плодородие — главное свойство почвы.
Почему же почва плодородна? Выскажи гипотезу и обоснуй её. Для проверки гипотезы потребуется исследование почвы.
Предположим, что в почве содержится то, что необходимо растениям для жизни. Чтобы узнать, так ли это, изучим состав почвы.
В состав почвы входят воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли.
Корни растений дышат воздухом, который содержится в почве. Они всасывают из почвы воду. Вместе с водой растения всасывают растворённые минеральные соли. Соли — это питательные вещества, без которых растения не могут жить.
Мы видели, что солей в почве мало. Растения могли бы быстро их израсходовать, но этого не происходит. Запас солей в почве постоянно пополняется. Как? Благодаря перегною.
Перегной под действием бактерий, которые живут в почве, медленно, постепенно превращается в соли. Чем больше в почве перегноя, тем она плодороднее.
Животные, обитающие в почве, делают в ней ходы, куда легко проникают вода и воздух, перемешивают почву, измельчают остатки растений. Так животные повышают плодородие почвы.
Осмысление и понимание полученных знаний
Определи цель каждого опыта, опиши его ход, сформулируй вывод.
Опыт 1. Бросим комочек сухой почвы в воду. Увидим, что из почвы выходят пузырьки воздуха. Значит, в почве есть воздух.
Опыт 2. Немного свежей почвы нагреем на огне. Над почвой подержим холодное стекло. Вскоре стекло станет влажным. Этот опыт показывает, что в почве есть вода.
Опыт 3. Будем продолжать нагревать почву. Вскоре мы увидим дым, почувствуем неприятный запах. Это сгорает перегной почвы, который образовался из остатков растений и животных. Перегной придаёт почве тёмный цвет.
Опыт 4. Прокалённую почву, в которой весь перегной уже сгорел (она серого цвета), насыплем в стакан с водой и размешаем. Через некоторое время на дно стакана осядет песок, а поверх песка — глина
Опыт 5. Профильтруем воду, в которой долго находилась почва. Несколько капель поместим на стекло. Подержим его над огнём. Вода быстро испарится, а на стекле останется белый налёт. Это минеральные соли. Значит, в почве содержатся минеральные соли, которые растворяются в воде.
Вывод: и так, в состав почвы входят воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли.
1. Что такое почва? 2. Какой состав имеет почва? 3. Как доказать, что в почве есть воздух, вода, перегной, песок и глина, соли? 4. Какие живые существа обитают в почве? Как они влияют на её плодородие?
Задания для домашней работы
1.Запиши в словарик главное свойство почвы.
2.Дома рассмотри почву в цветочных горшках. Найди в ней отмершие остатки растений. Порыхли почву, чтобы воздух лучше поступал к корням. Не забывай поливать растения.
СТРАНИЧКИ ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ
Науку о почвах — почвоведение — создал замечательный русский учёный Василий Васильевич Докучаев (1846 — 1903). Он называл почву кормилицей человека и считал, что она для нас дороже нефти, угля, золота.
Исследования В. В. Докучаева имеют огромное значение для сельского хозяйства и охраны природы.
Состав почвы — почвенные минералы, гумус, вода, воздух и живые организмы
Состав почвы и ее плодородие
Азы почвоведения. Классификация почв,
ТИПЫ ГРУНТА. АНАЛИЗ ПОЧВЫ
А. А. Плешаков учебник, рабочая тетрадь Окружающий мир 3 класс Москва
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций окружающий мир