Электронный банк ресурсов по функциональной грамотности

Электронный банк ресурсов по функциональной грамотности

Минпросвещения
России информирует об открытии для всех образовательных организаций доступа к
электронному банку тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности
(далее – Платформа). Областью применения Платформы является процедура
проведения тренировочных работ по направлениям функциональной грамотности
(читательской, математической, естественнонаучной) обучающихся 8-х и 9-х
классов, включающая в себя:

− формирование банка заданий;

− формирование проектов тренировочных работ;

− прохождение тренировочной работы обучающимися в
режиме реального времени;

− проверку развернутых ответов экспертами;

− накопление, хранение и обработку результатов
тренировочных работ.

На Платформе можно авторизоваться при помощи учетной
записи Российской электронной школы (далее – РЭШ). В случае если учетная запись
в РЭШ отсутствует, необходимо пройти регистрацию в РЭШ.

После авторизации на Платформе становится доступен
функционал создания мероприятий с выбором даты, контрольно-измерительного
материала (КИМ) с направлением функциональной грамотности, наименованием
мероприятия, а также с указанием количества обучающихся – участников
мероприятия. После прохождения работы обучающимися у учителя на странице с
мероприятиями будет отображаться прогресс прохождения работы детьми, а также
появится уведомление о необходимости ее проверки.

В целях обеспечения возможности повторного участия в
мероприятии обучающихся, которые ранее уже выполняли тренировочную работу на
Платформе, будут доступны новые варианты КИМ.

Ссылка на систему в сети «Интернет»: https://fg.resh.edu.ru/

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 26 января 2021 г. N ТВ-94/04

ОБ ЭЛЕКТРОННОМ БАНКЕ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАДАНИЙ

Минпросвещения России информирует об открытии для всех образовательных организаций доступа к электронному банку тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности (далее – Платформа). Областью применения Платформы является процедура проведения тренировочных работ по направлениям функциональной грамотности (читательской, математической, естественнонаучной) обучающихся 8-х и 9-х классов, включающая в себя:

– формирование банка заданий;

– формирование проектов тренировочных работ;

– прохождение тренировочной работы обучающимися в режиме реального времени;

– проверку развернутых ответов экспертами;

– накопление, хранение и обработку результатов тренировочных работ.

На Платформе можно авторизоваться при помощи учетной записи Российской электронной школы (далее – РЭШ). В случае если учетная запись в РЭШ отсутствует, необходимо пройти регистрацию в РЭШ.

После авторизации на Платформе становится доступен функционал создания мероприятий с выбором даты, контрольно-измерительного материала (КИМ) с направлением функциональной грамотности, наименованием мероприятия, а также с указанием количества обучающихся – участников мероприятия. После прохождения работы обучающимися у учителя на странице с мероприятиями будет отображаться прогресс прохождения работы детьми, а также появится уведомление о необходимости ее проверки.

Рекомендуем проинформировать образовательные организации о возможности проведения тренировочных работ на Платформе для обучающихся 8 и 9 классов. Срок проведения тренировочных работ – до 31 мая 2021 года.

В целях обеспечения возможности повторного участия в мероприятии обучающихся, которые ранее уже выполняли тренировочную работу на Платформе, будут доступны новые варианты КИМ.

Ссылка на систему в сети “Интернет”: .

Ссылка на банк ресурсов по ФГ от ИНСТИТУТА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РАО:

Познакомиться с полным перечнем дополни тельных
профессиональных программ повышения квалификации можно на сайте ГАОУ ДПО СО
«ИРО» в разделе «Образовательная деятельность/Повышение квалификации .

Также обращаем внимание, что в
настоящее время разработаны Интернет-ресурсы, контент которых можно
использовать для развития и оценки функциональной грамотности обучающихся:

1. Электронный
банк заданий

Пошаговая инструкция, как получить доступ к
электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя.
Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке

2. Общероссийская оценка по модели PISA. Вебинар для
образовательных организаций (25.09.2020). Презентация платформы «Электронный
банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности» https://fioco.ru/vebinar-shkoly-ocenka-pisa

3. Открытые задания https://fioco.ru/примеры-задач-pisa

4. Примеры открытых заданий PISA по читательской,
математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по
совместному решению задач http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf.

5. Банк заданий для формирования и
оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9
классы). ФГБНУ Институт стратегии развития образования Российской академии
образования http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/

6. Демонстрационные материалы для
оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов

7. Вебинары для учителей-предметников
по функциональной грамотности https://prosv.ru/webinars

8. Курсы повышения квалификации
Академии «Просвещение» («Формирование функциональной грамотности обучающихся
как одна из приоритетных задач школы») https://academy.prosv.ru/courses.

9. Вебинары для педагогов по
формированию функциональной грамотности обучающихся ;

Что же такое функциональная грамотность?

Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:

«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Функциональная грамотность обучающегося – это способность использовать знания, умения, способы и методы в действии при решении широкого круга жизненных ситуаций и обнаруживает себя за пределами учебных ситуаций, в задачах, не похожих  на те, где эти знания, умения, способы приобретались.

О востребованности функциональной грамотности

Еще в IV веке до нашей эры древнегреческий философ Аристипп, ученик и друг Сократа, говорил о том, что «детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут».

Сегодня общество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы, то есть существует запрос на функционально грамотных специалистов.

Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования.

Требования к освоению элементов предметного содержания по-прежнему остаются в фокусе, но чисто академических знаний уже недостаточно. Сегодня мы делаем акцент на умения применять эти знания.

В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественно-научная, финансовая грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление.

Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.

В течение 2022-2023 учебного года в МКОУ «СОШ №7», как и в других школах России, школьники принимают участие в оценке уровня функциональной грамотности у обучающихся. Что такое функциональная грамотность?

Функциональная грамотность (ФГ) – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность – уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который необходим для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

Для оценки уровня сформированности ФГ учителя пользуются заданиями, размещенными в различных Интернет-ресурсах (приведены ниже).

Разработка заданий и диагностических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности учащихся 5-9 классов осуществляется по 6-ти составляющим функциональной грамотности: математической, читательской, естественнонаучной и финансовой грамотности, креативному мышлению.

Задания, объединенные в тематические блоки, составляют основу инструментария для оценки функциональной грамотности. Блок заданий включает в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, относящихся к этой ситуации. Учащиеся должны выполнить задания, используя знания из различных предметных областей. Их последовательное выполнение способствует тому, что, двигаясь от вопроса к вопросу, ученики погружаются в описанную историю (ситуацию) применяют свои знания и умения, а также приобретают как новые знания, так и функциональные навыки.

В настоящее время разработаны Интернет-ресурсы, контент которых можно использовать для развития и оценки функциональной грамотности обучающихся:

1. Электронный банк заданий:

Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке

2. Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития образования Российской академии образования

3. Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов

4. Банк заданий по функциональной грамотности от издательства «Просвещение»

5. Электронный банк заданий по финансовой грамотности

6. Читательская грамотность. Характеристики и система оценивания

7. Электронный банк заданий по читательской грамотности

8. Электронный банк заданий по математической грамотности

9. Электронный банк заданий по естественнонаучной грамотности

10. Электронный банк заданий по глобальным компетенциям

11. Электронный банк заданий по креативному мышлению

12. Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов по шести составляющим функциональной грамотности

13. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности на сайте Российской электронной школы

Вы можете самостоятельно пройти по ссылкам, указанным выше, познакомиться с заданиями и попробовать оценить свой уровень сформированности функциональной грамотности. То есть сделать то, что выполняют ваши дети. Желаем нам всем успеха и взаимопонимания!

Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширить свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Естественно-научная грамотность – способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.

Математическая грамотность – способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах.

Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

Креативное мышление – умение смотреть на вещи с уникальной точки зрения, замечать неочевидные закономерности, подходить к решению проблем нетрадиционно и использовать воображение при выполнении задач.

Глобальные компетенции – способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; осознать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды – наши собственные и других людей; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

Указ Президента РФ от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (с изменениями и дополнениями)

Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 года №1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (с изменениями и дополнениями)

Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019г. № 219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО»

Письмо Министерства Просвещения РФ от 12 сентября 2019 года №ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»

Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Министерства просвещения РФ и Министерства науки и высшего образования РФ от 18 декабря 2019 года №1684/694/1377 «Об осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации мониторинга системы образования в части результатов национальных и международных исследований качества образования и иных аналогичных оценочных мероприятий, а также результатов участия обучающихся в указанных исследованиях и мероприятиях» (с изменениями и дополнениями)

Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»

Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»

Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности»

Открытые банки заданий

Презентация проекта «Функциональная грамотность»

Приказ министерства образования Саратовской области «Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся в общеобразовательных организациях Саратовской области на 2022/2023 учебный год»

Аналитическая справка по результатам исследования развития функциональной грамотности в рамках мониторинга оценки качества образования в общеобразовательных организациях Саратовской области

План по реализации мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций, подведомственных комитету по образованию администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, на 2022/2023 учебный год

Приказ «Об итогах проведения совещания для школьных координаторов, курирующих формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций, подведомственных комитету по образованию администрации Энгельсского муниципального района, в 2022/2023 учебном году”

Приказ “Об организации работы по формированию функциональной грамотности” (обозначить ответственных по каждому направлению)

Приказ об утверждении состава специалистов отвественных за вопросы формирования функциональной грамотности

Письмо об организации работы по повышению функицональной грамотности

Приказ МОУ “СОШ №16” об организации работы по формированию функциональной грамотности обучающихся

Приказ об утверждении плана по реализации мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности

Приказ о внедрении электронного банка знаний в образовательный процесс

Приказ об итогах участия образовательных организаций в мероприятих по функциональной грамотности

О направлении Плана мероприятий на 2022-2023 уч. год в ОО

План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся МОУ «СОШ №16» на 2022-2023 учебный год

В соответствии с планом мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Саратовской области (утвержден приказом министерства образования Саратовской области от 21 сентября 2021 года № 1611) просим Вас принять участие в неперсонифицированном опросе по вопросу важности формирования функциональной (читательской) грамотности.

Материалы неперсонифицированного опроса родителей (законных представителей) обучающихся 2-8 классов по вопросу важности формирования функциональной (читательской) грамотности доступны по ссылке: https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSetnxqHS8wwzcoarBcBMk7iRuUk9jMhW0hLUtIK7ejlLv9RMg/viewform

Реализация комплекса мер, направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся» (регион)

План по реализации мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций, подведомственных комитету по образованию администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, на 2021/2022 учебный год

Ресурсы по формированию и оценке функциональной грамотности:

Минпросвещения России информирует об открытии для всех образовательных организаций доступа к электронному банку тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности.

  • формирование банка заданий;
  • формирование проектов тренировочных работ;
  • прохождение тренировочной работы  обучающимися в режиме реального времени;
  • проверку развернутых ответов экспертами;
  • накопление, хранение и обработку результатов тренировочных работ.

На Платформе можно авторизоваться при помощи учетной записи Российской электронной школы (далее – РЭШ).

После авторизации на Платформе становится доступен функционал создания мероприятий с выбором даты, контрольно-измерительного материала (КИМ) с направлением функциональной грамотности, наименованием мероприятия, а также с указанием количества обучающихся – участников мероприятия. После прохождения работы обучающимися у учителя на странице с мероприятиями будет отображаться прогресс прохождения работы детьми, а также появится уведомление о необходимости ее проверки.

Материалы вебинаров СОИРО:

– презентация “Оценка глобальных компетенций в исследовании PISA” (автор Геращенко С.А.) вебинар от 06.10.2021г

– презентация “Модели реализации модуля «Финансовая грамотность» в общеобразовательной организации: от уроков к внеурочной деятельности” (автор Геращенко С.А.) вебинар от 20.10.2021г

– презентация “Подходы к разработке учебных заданий по финансовой грамотности” (автор И.Л. Каменчук), вебинар от 20.10.2021г

Материалы совещаний и семинаров Энгельсского муниципального района:

– презентация “Функциональная грамотность в современном образовании” (выступление специалистов МЦОКО  на Совещании директоров ОУ ЭМР 22.10.21г)

Учебные предметы

На сайте https://resh.edu.ru/subject представлена программа обучения по 31 предмету, разделенных на классы. Помимо стандартных школьных предметов, здесь можно найти занятия по испанскому языку или экономике. Материал может использоваться для получения новой информации, повторения пройденного материала и подготовки к ЕГЭ или ОГЭ.

Электронный банк ресурсов по функциональной грамотности

Для выбора подходящего предмета и выполнения урока, необходимо:

  • Выбрать в верхнем меню страницы www.resh.edu.ru/subject пункт «Предметы» и перейти в него.
  • Ознакомиться со списком доступных программ и выбрать нужную.
  • Выбрать класс обучения в панели слева.
  • Приступить к изучению первого урока по выбранной тематике.
  • Материал для обучения представлен последовательно, поэтому необходимо пройти все этапы урока, не пропуская отдельные его части.

ЭЛЕКТРОННЫЙ БАНК ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

На платформе Министерства просвещения Российской Федерации функционирует портал “Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности” (далее – Портал функциональной грамотности). Портал функциональной грамотности размещен по ссылке  и предназначен для проведения диагностических работ в целях оценки уровня естественнонаучной, математической и читательской грамотности обучающихся 8, 9 классов.

Портал функциональной грамотности позволяет учителям создавать диагностическую работу для своего класса, проводить ее, оценивать и осуществлять персональный контроль за прохождением диагностической работы каждым обучающимся. Банк заданий также дает возможность учителю осуществлять выполнение экспертизы работ (заданий), подразумевающих развернутый ответ учащегося.

Для использования образовательных ресурсов Портала Функциональной  грамотности необходима регистрация  на образовательном портале  “Российская      электронная школа” (). Подробная инструкция по созданию, проведению и оцениванию диагностических работ прилагается, а т.ж. размещена на главной странице Портала функциональной грамотности. Срок проведения тренировочных работ до 31 мая 2021 года.

Обращаем   внимание, что   вопрос   формирования у обучающихся общеобразовательных организаций функциональной грамотности находится на постоянном контроле Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки

Электронный банк ресурсов по функциональной грамотности

Дата создания: 16.04.2021

Дата обновления: 16.04.2021

Вход в личный кабинет

Вход в личный кабинет РЭШ осуществляется с главной страницы сайта https://resh.edu.ru. Для авторизации необходимо:

Электронный банк ресурсов по функциональной грамотности

В качестве альтернативного варианта авторизации можно использовать аккаунт от социальных сетей ВКонтакте или Фейсбук. Предварительно эти учётные записи необходимо привязать в личном кабинете.

  • Перейти на страницу www.resh.edu.ru/resetting/request.
  • Указать адрес электронной почты, который использовался при регистрации.
  • Дождаться получения письма с подробной информацией на указанный адрес электронной почты.

Функциональная и читательская грамотность

Функциональная грамотность — это одна из составляющих черт личности, которая влияния на дальнейшее образование и получение новой информации. Функциональная грамотность — это совокупность следующих навыков ребенка:

  • Взаимодействие с окружающими миром и адекватное изменения поведения в зависимости от его условий;
  • Успешное решение жизненных задач различного уровня сложности, в том числе, с нестандартными условиями;
  • Умение выстраивать и поддерживать эффективные социальные отношения;
  • Хакрепление и применение на практике рефлексивных умений, направленных на получение дальнейшего образования и оценку текущего состояния своей грамотности.

Читательская грамотность — это умение человека работать с текстами. Чем выше этот показатель, тем лучше усваивается информация из прочитанного, человек может не только размышлять о смысле текста, но и применять полученные сведения в личных интересах на практике.

Вход для ученика

На сайте РЭШ представлен банк заданий для оценки функциональной грамотности школьников. Для получения доступа к этому тестированию, ученику потребуется:

  • Указать код мероприятия и пароль от него, выданные учителем.
  • Ознакомиться с правилами проведения диагностики и начать тест, нажав одноименную кнопку.
  • В процессе тестирования можно переходить к следующему вопросу или возвращаться к предыдущему с помощью кнопок «Предыдущий/Следующий вопрос».
  • После прохождения всех заданий — нажать «Завершить тестирование» и далее «Выйти из системы».

Электронный банк ресурсов по функциональной грамотности

Вход для учителя

Электронный банк ресурсов по функциональной грамотности

Результаты тестирования по Функциональной грамотности формируются автоматически сразу после завершения тестирования. Они доступны в личном кабинете учителя, выдавшего доступ для прохождения заданий.

Российская электронная школа помогает не только закреплять уже имеющиеся знания, но и получать новую информацию, готовится к экзаменам и выполнять тестирования. Ознакомиться с полным списком возможностей можно в личном кабинете.

Регистрация

Для доступа к полному функционалу портала РЭШ, новым пользователям необходимо пройти процедуру регистрации. Для этого потребуется выполнить следующие действия:

  • Перейти на официальный сайт Российской электронной школы, расположенный по адресу www.resh.edu.ru.
  • Выбрать пункт «Регистрация» вверху страницы.
  • Заполнить предложенную анкету достоверными данными. Необходимо указать ФИО пользователя, пол, адрес электронной почты, дату рождения, страну и город проживания, номер учебного заведения и класс. Также потребуется придумать пароль для входа в личный кабинет.
  • Выполнить защиту от спама — поставить галочку напротив «Я не робот» и согласиться с правилами обработки персональных данных.
  • Завершить регистрацию, нажав кнопку «Поступить в школу».

Электронный банк ресурсов по функциональной грамотности

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *