Эти буквы обозначают окончания существительных и прилагательных. В дальнейшем для их обозначения используются свистки (шепоты). подробнее»

В русском языке правописание «О» и «Е» после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях прилагательных, существительных, наречий управляется ударением.

Написание букв «О», «Е» после шипящих и «Ц» в суффиксах и окончаниях прилагательных

Условно изучение этой орфограммы можно разделить на два подпункта:

Важно запомнить, что после ц в суффиксах прилагательных под ударением ставят букву «О», а без ударения — «Е».

Правописание букв «О» и «Е» после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных

«О» и «Е» в окончаниях имен существительных.

Правописание букв «О» и «Е» после шипящих и «Ц» в суффиксах наречий

Наречие — неизменяемая часть речи, поэтому в данном разделе пойдет разговор о написании «О» и «Е» после шипящих только в суффиксах. Как и в других частях речи, написание изучаемой орфограммы зависит от ударной гласной.

Примеры правописания

Чтобы закрепить тему, взгляните на иллюстрации из художественной литературы:

«Не обижайте. Ежовый у меня облик. Таким уж воспитался. А внутри у меня другое» (П. Д. Боборыкин. «Китай-город»)

Причем орден, по мнению большинства военачальников того периода, был им не заслужен. (Александра Маринина. «Последний рассвет»)

В открывшихся пивных барах – раки, моченый горошек, о котором мама потом рассказывала с ностальгическим вожделением, и пиво – с тех пор, наверное, она совершенно не боялась посещать подвальчики. (Алексей Щеглов. «Фаина Раневская: вся жизнь»)

Четыре простыни, четыре наволочки, четыре полотенца, халат белый, халат ситцевый в цветочках, с пуговками во весь разлёт. (Виктор Астафьев. «Пролетный гусь»)

По народным представлениям, любой гость – всегда желанный и должен быть объектом почитания как представитель чужого мира. (Елена Душечкина. «Дед Мороз и Снегурочка»)

Вас много, целых трое, и ещё галчонок у вас. (Эдуард Успенский. «Новогодний праздник в Простоквашино»)

Был еще род работы: корчёвка – работа тяжелая и почти невыполнимая – вырубить десятка полтора объемистых деревьев, распилить, а землю совершенно очистить от корней. (А. М. Соболь. «Колесуха»)

Дирижёр, как он часто делает, сам прокомментирует произведения Моцарта, Малера, Брамса и Цемлинского. (Алексей Мокроусов. «Слово Ларисе Миллер»)

Один, высокий, с плащом через руку, впереди, другой, низкий, в плаще и в шляпе, сзади. (Ю.О. Домбровский. «Факультет ненужных вещей, часть 1»)

Да и сам ураган хитёр. Рассеется туманом, выпадет росой на скалах, а через пару дней обернётся тучей грозовой. (Александр Дорофеев. «Эле-Фантик»)

Бабка наливала чай вблюдце, сахар – кусочек рафинада – откусывала, а не клала его в чай, за чаепитием забавно отставляла в сторону палец-мизинец. (Эдуард Лимонов. «У нас была Великая Эпоха»)

Она медлила снять дешёвенькое пальтецо с цыгеечным воротником, три года назад полученное по талону в университетском распределителе, и так стояла у двери. (Александр Солженицын. «В круге первом»)

Короче, состоялся крупный разговор с Петром Кузьмичом. (Александр Мишарин. «Белый, белый день»)

Мы имущество с Петровичем приобретаем, и ушейся, не ставай на нашем пути. (Виктор Астафьев. «Затеси»)

Поразительная была быстрота, с которой преображался дом: бывшая детская была закончена через неделю, и хотя Томины заросли потерпели большие потери, оставшиеся в живых растения свежо сверкали на фоне. (Людмила Улицкая. «Казус Кукоцкого. Путешествие в седьмую сторону света»)

Друг Эдика, официанткин сын Ленька, мальчик попроще офицерских детей, пел частушку про американца жёстче и вульгарнее, очевидно, выражая мнение низших социальных слоёв об «американце». (Эдуард Лимонов. «У нас была Великая Эпоха»)

Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

Правописание букв О и Ё после шипящих
Чтобы безошибочно написать сомнительную гласную (О или Ё) после шипящих (Ж, Ш, Ч, Щ) и не ЧОКНУТЬСЯ, нужно прежде всего выяснить, в какой части слова находится проверяемая гласная – в корне, суффиксе или окончании. Кроме этого, если гласная находится в суффиксе или окончании (иначе говоря, вне корня), то нужно еще знать, к какой части речи относится проверяемое слово (то есть является ли оно именем существительным, прилагательным, наречием, глаголом).

КАК ВЫБРАТЬ ГЛАСНУЮ В КОРНЕ СЛОВА?

1. В КОРНЕ СЛОВА под ударением нужно написать Ё в том случае, если в других формах этого слова или в однокоренных словах пишется буква Е: ШЁПОТ (потому что ШЕПЧЕТ), ПЧЁЛЫ (потому что ПЧЕЛА), ЧЁРНЫЙ (потому что ЧЕРНЕТЬ), ЖЁЛТЫЙ (потому что ЖЕЛТЕТЬ), ШЁЛ (потому что ПРИШЕДШИЙ) и т. д. Так пишется большинство корней.
2. Если же проверочное слово подобрать не удается, то после шипящих, в корне, под ударением следует писать О: ШОВ, ШОРОХ, ШОРЫ, ИЗЖОГА, КРЫЖОВНИК, ОБЖОРА, ЧОКАТЬСЯ, ТРУЩОБА. Таких слов не очень много, и их обычно запоминают как исключения.
3. Если перед вами иноязычное по происхождению слово, то необходимо писать О после шипящего согласного в корне под ударением, например: КАПЮШОН, ШОК, ЖОНГЛИРОВАТЬ.

КАК ВЫБРАТЬ ГЛАСНУЮ В СУФФИКСЕ И ОКОНЧАНИИ?

1. В СУФФИКСЕ существительного, прилагательного, наречия под ударением пишется буква О: СОБАЧ-ОНК-А, КАМЫШ-ОВ-ЫЙ, ГОРЯЧ-О.
2. В ОКОНЧАНИИ существительного и прилагательного под ударением пишется буква О: ВРАЧ-ОМ, БОЛЬШ-ОЙ.
3. В СУФФИКСАХ глаголов, причастий и всех слов, образованных от глаголов, под ударением пишется буква Ё: ПЕЧ-ЁТ, ВЫ-КОРЧ-ЁВ-ЫВА-ТЬ, ВЫ-КОРЧ-ЁВ-КА, ПЕРЕ-СЕЧ-ЁНН-ЫЙ, НОЧ-ЁВ-КА, ЛИШ-ЁНН-ЫЙ.

Обратите внимание, что существительные ТУШЁНКА, СГУЩЁНКА, НОЧЁВКА и некоторые другие пишутся через букву Ё. Буква Ё пишется в суффиксах этих слов, так как они соотносятся по смыслу с глаголами ТУШИТЬ, СГУЩАТЬ и НОЧЕВАТЬ.

Обратите внимание, что слова РЕЧОВКА, МЕЛОЧОВКА, ПЛАЩОВКА пишутся через О. Буква О пишется в суффиксах существительных по изложенному выше правилу.

Обратите внимание, что слово БЕЧЁВКА пишется с буквой Ё. Буква Ё пишется, поскольку эта гласная входит в состав корня и проверяется словом БЕЧЕВА.

Отдельно необходимо запомнить правило написания слов с корнем ЖОГ / ЖЕГ.
Если слово является существительным, то надо писать букву О. Например: СИЛЬНЫЙ ОЖОГ, СОВЕРШЕН ПОДЖОГ ДОМА. Но когда слово является глаголом, оно пишется с буквой Ё. Например: СИЛЬНО ОБЖЁГ РУКУ, НЕИЗВЕСТНЫЙ ПОДЖЁГ ДОМ, АВТОР ЖЖЁТ РУКОПИСИ.

Правописание букв О и Ё после шипящих

Урок в 6 классе по теме «Гласные О и Е  после шипящих в суффиксах существительных».

  • Обучающая цель: познакомить учащихся с новой орфограммой: буквы после шипящих в суффиксах существительных; научить правильно обозначать орфограмму; обобщить правописание  после шипящих в корне, окончании; расширить лексический запас учащихся.
  • Развивающая цель: развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать.
  • Воспитывающая цель: вызвать интерес к урокам русского языка.

Оборудование урока: компьютер, экран, проектор, презентация, таблицы с орфограммами, сигнальные карточки.

  • Объяснение нового материала
  • Систематизация нового материала
  • Обучение учащихся собственной деятельности по овладению и содержанию материала
  • Итоги урока. Домашнее задание.

Даже в начале 20 века в литературе можно было встретить такие образцы – жолтый, чорный. Но сегодня мы руководствуемся современными правилами орфографии. И об этой орфограмме будем говорить с точки зрения современных правил.

– проверка домашнего заданияпосле шипящих в корне, приставке

( отводится 1 минута на устную работу в парах)

( класс работает с сигнальными карточками, двое –у доски записывают слова). (Слайд № 4)

1) как называется плод дуба? (жёлудь)

2) цвет одуванчика? (желтый)

3) предмет для чистки зубов? (щетка)

4) тонкая веревка? (бечёвка)

5) сильное потрясение, расстройство? ( шок)

6) профессиональный наездник на скачках 9 жокей)

7) мастер по изготовлению ременной упряжи ( шорник)

8)  водитель автомобиля ( шофер)

Запись на доске (Слайд № 5)

в корне после шипящих под ударением буква Ё, буква О только в словах исключениях. (Слайд № 6)

II. Объяснение нового материала. (Слайд № 7)

-Ребята, у меня на доске записаны слова, помогите мне их распределить.( Мужичок. доченька. рученька, мышонок, книжонка, замочек ).

1 группа – слова, где гласная в суффиксе находится в сильной позиции

2 группа – слова, где гласная в суффиксе находится в слабой позиции

Запись на доске: (Слайд № 8)

Мужичок                                               замочек

Мышонок                                                доченька

Книжонка                                                рученька

сначала проговорить с детьми ( хоровое проговаривание), затем жужжащее чтение по учебнику, потом индивидуально отвечают несколько учеников. На экране показать таблицу. (Слайд № 9)

. Устно упражнение № 253. Образец:- в слове гласная после шипящей находится в сильной позиции, значит пишем букву О.

гласная после шипящей находится в слабой позиции, значит пишем букву Е

IV. Систематизация нового материала.

Дифференцированная работа в группах: сильная группа получает творческую работу, остальные работают с текстом.

Карточка № 1(для творческой работы). Выделить суффиксы в данных словах. Используя эти слова, придумайте и запишите сказку “Забавные приключения весёлой девчонки”.

Горшочек, мешочек, дружочек, кружочек, пучочек, сучочек, девчонка, рубашонка, грачонок, мышонок.

Карточка №2 . Вставить пропущенные буквы; расставить пропущенные знаки препинания во втором и четвертом  предложениях; выписать слова на изучаемую орфограмму в два столбика.

1) Принес старич..к комоч..к снегу в избу, положил в небольшой горшоч..к, накрыл веточкой и поставил на окошко. 2) Взошло солнышко пригрело горшоч..к и снег стал таять. 3) Вот слышат старики -пищит что-то в горшочке. 4) Глядь, лежит девч..ночка, беленькая, как снеж..к, кругленькая как комок, и говорит им Я девочка снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена.

(Сначала проверяется работа по  карточке №1)

V. Обучение учащихся собственной деятельности по овладению и содержанию материала (Слайд № 10, 11. 12)

1) На доске записаны слова, учащимся предлагается образовать однокоренные слова с суффиксами О-Е. Образец: пирог-пирож

Башмак – башмачок

Эти буквы обозначают окончания существительных и прилагательных. В дальнейшем для их обозначения используются свистки (шепоты). подробнее»

друг        – дружок                                               суффикс придает уменьшительное значение

запах    –    запашок

пятак    –   пятачок

кукушка – кукушонка

галка    –     галчонка                                           суффикс обозначает детёнышей животных

лягушка –    лягушонка

кепка       –   кепчонка

одежда    –   одежонка

Эти буквы обозначают окончания существительных и прилагательных. В дальнейшем для их обозначения используются свистки (шепоты). подробнее»

книга       – книжонка                                            суффикс придает пренебрежительное значение

шапка       -шапчонка

2) Проверяется работа творческой группы.

3) Еще раз проводится устная работа с таблицей.

4) Работа с сигнальными карточками. Зачитываются загадки, дети отгадывают и сигнальными карточками показывают гласную в суффиксе. В это время двое у доски распределяют слова на изучаемую орфограмму в два столбика (Слайд № 13)

шерстка                                                                     мужичок

черна                                                                          порошок

шел                                                                             червячок

черный                                                                       сучок

даны в приложении №1)

Вывод учащиеся делают самостоятельно.

VI. Устная работа с текстом. Текст на экране и на партах. (Слайд № 14)

Тяжело идти по лесу с поклаж..й. Начинается мелкий дождь. Вы накрылись плащ..м. Где разбить лагерь? Каждое деревце предлагает свой кров. Но в грозу опасно находиться под деревом. Надо построить шалаш. У вас нет времени возиться с большим шалаш..м? Тогда возьмите больш..й кол и привяжите его к разветвлению дерева. К колу привяжите палки, а на палки кладите черепицей еловые или сосновые ветки. Шалаш на скорую руку готов.

1) определите тему, основную мысль, стиль текста; тип речи.

2) Объясните значение выражения “на скорую руку”.

VII .Проверка знаний учащихся по теме. (Тест дан в приложении № 3. Учитель зачитывает слова, дети отвечают с помощью сигнальных карточек.)

VIII. Домашнее задание : подготовить ответы на контрольные вопросы и задания по вариантам: (Слайд № 15)

1 вариант – № 1, 3,5

2 вариант – № 2, 6,8

3 вариант – № 4, 7,9

Муниципальное образовательное учреждение

многопрофильная гимназия № 12 г. Твери

по русскому языку

Буквы ОЕ после шипящих и Ц в

суффиксах имён прилагательных

Быков Андрей Геннадьевич

Почётный работник РФ

учитель русского языка и литературы

гимназия№ 12 г. Твери

Тверь 2015 год

Цели и задачи:

– узнать об условиях выбора букв О и Е в суффиксах прилагательных после

– научиться применять правило при выборе букв О и Е в суффиксах прилага

тельных после шипящих и Ц

– мультимедийное сопровождение урока ( см. Приложение 1 )

– ( см. Приложение 2 )

– двух видов: ( см. Приложение 3 )

– орфографическая мозаика ( разноуровневая )

I. Организационный момент.

Урок русского языка

Тема: «Буквы после

II. Слово учителя:

Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, выполните следующее задание. ( слайд 2 )

Перед вами семь разноцветных звёздочек, в которых находятся слоги.

Ваша задача: выпишите в строчку только те слоги, над которыми написаны только

качественные имена прилагательные.

Проверяем. Итак, какое слово у вас получилось?

Поднимите руки, у кого получилось слово ОРФОГРАММА.

Теперь посмотрим ещё раз, как это получилось.

( работа с мультимедийным сопровождением слайд 2 )

Орфограммы в гости спешат к нам на урок,

Их сегодня будет целый хоровод.

С вами их изучим, а также повторим.

Дверь в новый мир откроем и чудо сотворим!

Итак, тема нашего урока:

Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах имён

III. Учитель объявляет тему урока, цели урока.

Чтобы достичь данной целимы должны вспомнить правило выбора букв О и Е

в суффиксах и окончаниях имён существительных и прилагательных после шипящих и Ц.

Врач свинц товарищ

Больш снегхорош настроение

После шипящих и Ц в окончаниях имён

существительных под ударением

пишется буква без ударения – буква

После шипящих под ударением в

суффиксах имён существительных

После шипящих в окончаниях имён

прилагательных под ударением пишется буква

Обез ударения – буква Е

Учитель работает поэтапно с мультимедийным сопровождением ( вопросы и задания на повто

рение постепенно выводятся на экран ).

Учитель читает стихотворение:

Орфограмма эта не так проста.

Над нами посмеяться решила она.

Но трудностей мы не боимся

И с ней в домино сразимся!

IV. Следующий этап урока:

( слайд 4 )

Задание. Достаньте содержимое конверта, положите перед собой.

( конверт первого типа с надписью « Орфографическое домино » )

Среди предложенных вариантов написания слов выберите верное и

наложите на исходный лист цветной стороной сверху.

( слайд 5 )

( проверка осуществляется с помощью мультимедийного сопровождения )

Ну что ж, мы победили!

Что нужно –

Теперь орфограмма иная,

О чём говорит, мы не знаем.

И алгоритм добудем.

V. Объяснение нового материала.

Ежовый вещевой вещь

лицевой лицо бойцовый боец

Какие условия выбора написания букв

О – Е в суффиксе выделены

после шипящих и Ц ударением

Проанализируйте запись орфограммы

Объяснение нового материала ведётся с помощью мультимедийного сопровождения.

Учащиеся формулируют правило.

VI. Закрепление. Применяя данное правило, выполните следующее задание.

Для этого разделите тетрадный лист на две части.

В первый столбик вы будете записывать слова с буквой Е в суффиксе,

во второй – с буквой О.

Учащиеся комментируют орфограмму, объясняя условия выбора букв О или Е, и

записывают слова в тетрадь, графически обозначая орфограмму.

Работа выполняется с помощью мультимедийного сопровождения.

Одновременно проводится словарная работа.

( слайд 8 )

Словарь русского языка СИОжегова

Пунцовый, , ,

VII. Валеологическая пауза.

Мы с орфограммами сразились,

На славу с вами потрудились!

Теперь пора бы отдохнуть

И лишь потом продолжить путь!

Проводится гимнастика для улучшения мозгового кровообращения.

Голову наклонить вправо. Исходное положение.

Голову наклонить в лево. Исходное положение. ( 6 раз )

Голову повернуть направо. Исходное положение.

Голову повернуть налево. Исходное положение. ( 6 раз )

Голову наклоните вперёд, назад. Исходное положение.

Голову наклоните вперёд, назад. Исходное положение. ( 4 раза )

VIII. Продолжаем работать.

Итак, ещё раз повторим порядок действия при выборе изучаемой орфограммы.

Работа с алгоритмом. ( слайд9 )

1.Определи часть слова с орфограммой

В суффиксе и в окончании

2.Определи часть речи

Под ударением Без ударения

Алгоритм выводится на экран.

На партах также находится алгоритм в распечатанном виде.

Во время выполнения упражнения проводится словарная работа.

( слайд 10 и 12 )

Плюш – шерстяная или шёлковая ткань с

Кумач – хлопчатобумажная яркокрасная ткань

X. Завершающий этап урока – проверка того, как учащиеся могут применять данный алгоритм.

( слайд13 )

Работа на данном этапе носит дифференцированный характер.

На партах находятся конверты, в которых находятся разноуровневые задания.

I применение правила, изученного на сегодняшнем уроке.

уровень – применение правила выбора букв О и Е при написании суффиксов не только

имён прилагательных, но и имён существительных.

Ребята сами определяют, какой уровень задания они выбирают.

Затем учитель объясняет задание.

Достаньте содержимое конверта и положите перед собой. Возьмите исходный лист.

Затем найдите орфографически верно написанное слово и наложите цветной стороной сверху.

Эти буквы обозначают окончания существительных и прилагательных. В дальнейшем для их обозначения используются свистки (шепоты). подробнее»

Проверка. ( с помощью мультимедийного приложения )

( цветовая гамма – это верно сделанное задание )

глянцевая бумага оранжевый цвет

дворцовый парк камышовые заросли

( если верно выполнено задание, получается цифра «5» )

свинцовый овражек моржовый

XI. Учитель читает стихотворение:

Итак, кончается сегодняшний урок.

Ещё минута –

Но орфограммы от вас не убегут,

К вам на урок они опять придут.

Без них не сможете вы грамотно писать,

Усердно изучайте их на «5».

Эти буквы обозначают окончания существительных и прилагательных. В дальнейшем для их обозначения используются свистки (шепоты). подробнее»

Не забывайте орфограммы повторять!

А новые прилежно изучать!

Домашнее задание: ( слайд 16 )

Выберите любое задание

• Составить диктант

• Составить рассказиспользуя слова

с изученной орфограммой

Список использованной литературы

1. Граудина Л.К. Беседы о русской грамматике. –

2. Дроздова О.Е. Уроки языкознания для школьников. –

3. Журавлёв А.П. Звуки и смысл. –

4. Колесов В.В. История русского языка в рассказах. – М., 1982.

5. Кодухов В.И. Рассказы о синонимах. –

6. Жизнь слов. –

8. 1Львова С.И. Русская орфография: Самоучитель. –

9. Львова С.И. Практикум по русскому языку. 5 класс. – М., 2012.

10. Львова С.И. Практикум по русскому языку. 6 класс. – М., 2012.

11. Львова С.И. Практикум по русскому языку. 7 класс. – М., 2012.

12. Львова С.И. Русский язык. 5 класс: За страницами школьного учебника. Пособие для

13. 18. Львова С.И. Русский язык. 6 класс: За страницами школьного учебника. Пособие для

Эти буквы обозначают окончания существительных и прилагательных. В дальнейшем для их обозначения используются свистки (шепоты). подробнее»

В суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных и наречий после шипящих согласных (ж, ш, ч, щ) и под ударением пишется гласная буква , а в безударном положении — .

Рассмотрим, как работает данное правило для разных частей речи.

Правописание букв «о» и «е» после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных

Итак, следует запомнить, что под ударением после шипящих букв в суффиксах и окончаниях существительных творительного падежа пишется буква .

Основа существительного «прыжок» оканчивается на шипящую согласную букву , а суффикс является ударным, поэтому мы пишем гласную букву, руководствуясь правилом выше.

Приведем еще примеры, в которых пишется гласная «о»:

  • вра
  • силач
  • стру
  • кула
  • сунду

Приведем примеры, в которых суффиксы и окончания не являются ударными и пишется гласная буква «е»:

  • ту́й
  • о́вом
  • но́нька
  • ла́ндым

Примечание: заимствованные слова, имеющие суффикс пишутся с буквой . Также, на оканчивается слово «ухажёр». Например: стаж, массаж, дириж.

Обращаем ваше внимание на то, что существительные, которые образованы от глаголов пишутся с буквой в суффиксе после шипящих:

  • растушть — растушка
  • ночть — ночка

Правописание букв «о» и «е/ё» после шипящих в суффиксах и окончаниях прилагательных

В окончаниях и суффиксах прилагательных под ударением также пишется гласная после шипящих, без ударения — гласная .

Рассмотрим примеры, где под ударением пишется :

  • больй
  • чуй
  • камывый
  • смен

Рассмотрим примеры, где в безударном положении пишется «е»:

  • хорой
  • обй
  • замерй
  • рыму

Правописание букв «о» и «е/ё» после шипящих в суффиксах и окончаниях наречий

Для наречий также действует правило: под ударением после шипящих пишется , без ударения — .

  • горя
  • све
  • хоро
  • голым
  • ти́
  • да́ль
  • бли́
  • жа́р

Конспект урока по русскому языку с использованием ЭОР.

Название урока: Буквы О-Ё после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных

На уроке используются материалы Единой коллекции ЦОР, разработанные фирмой 1С.

Некоторые материалы Единой коллекции ЦОР работают в любых обозревателях.

Однако есть материалы, которые открываются только в браузере Internet Explorer.

Для правильной работы приведенных в конспекте ссылок следует установить «Платформу 1С образование» http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/f57c8a56-b9a5-9f0f-872a-fb22a4167f25/118878/?interface=learn-tool

Стабильность работы платформы 1С и ЦОР обеспечивается в операционной системе Windows XP. В системе Windows 7 платформа 1С может не открывать некоторые ЭОР.

1. Организационный момент.

Приветствие учителя и учеников.

2. Сопутствующее повторение

Вопрос: О какой части речи мы сегодня продолжим разговор? (чтение стихотворения)

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны,

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь! (Имя прилагательное)

3. Задание: Вставьте пропущенные буквы, выберете слова (по одному ученику от каждого ряда у доски)

Цель: восстановить в памяти учащихся правописание

Для первого ряда: « Буквы О-Ё после шипящих в корне слова»

Для второго ряда: «Буквы О-Ё после шипящих в суффиксах существительных»

Для третьего ряда: «Буквы О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях существительных»

Сможете ли вы выполнить эту работу – вставить пропущенные буквы? Уверены?

Какие знакомые правила вам следует вспомнить и применить, выполняя эту работу? Есть ли незнакомые слова? От чего будет зависеть выбор буквы? (Часть речи и часть слова)

Итак, приступайте к работе.

4. Проверьте себя (ответы на доске)

1-й ряд: решЁтка, жЁлудь, почЁт;

2- й ряд: собачОнка, дружОк, бельчОнок;

3-й ряд: улицЕй, врачОм, плечОм.

Сформулируйте правила для первого ряда, для второго ряда, для третьего ряда.

Какие слова остались? Выпишите слова для четвертого ряда.

5. Переход к новой теме урока

4-й ряд: ПищЕвой, свинцОвый, ежОвый

Назовите их главный общий признак. (имя прилагательное)

Выделите в данных словах все части слова.

После каких согласных находится суффикс в этих прилагательных? (после шипящих)

Поставьте ударение в данных словах.

Какие орфограммы находятся после шипящих в суффиксах? (Буквы О-Ё)

Значит, какая тема нашего урока?

— «Буквы О-Ё после шипящих в суффиксах прилагательных»

6. Мультимедиа урок (прослушивается весь, но с остановками, потому что выводы из услышанного и увиденного детям предстоит сделать самостоятельно)

7. После просмотра урока выводится интерактивная орфограмма и учащиеся сами формулируют правило.

8. Работа у доски

Выполняется 2 варианта теста в интерактивном режиме. Учащиея, которых вызавыют к доске, работают за компьютером учителя.

9. Закрепление материала.

Запись в тетрадях с объяснением (подбор к данным прилагательным существительных)

Речевой, вещевой, изразцовая, свинцовые, моржовый, холщевый, ситцевый, глянцевый, образцовый, парчовый, камышовый, грушевый, грошовый, оранжевый, кумачовый, плюшевый.

Работа с перфокартами «О-Е после шипящих и Ц»

10. Смешной вопрос

С какой орфограммой вы познакомились на уроке?

Расскажите о правописании буквы О-Ё после шипящих в суффиксах прилагательных

Какие правила мы с вами повторяли ещё на уроке?

Восстанови правило. Тест Гласные в суффиксах прилагательных

Спасибо за урок!

Домашнее задание. П.55; упр. 314.

Можно предложить творческое задание: Материал из Единой коллекции ЦОР

Справочник по Морфологии: Материал из Единой коллекции ЦОР http://school-collection.edu.ru/catalog/res/ebbc76cf-46b6-4d51-ad92-d9a84db35cfa/view/

Список использованной литературы: и ресурсов

Русский язык 6 класс. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А

Богданова Г. А. Уроки русского языка в 6 классе. Москва. Просвещение, 2009 г.

Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Русский язык. Орфография и пунктуация. Правила и упражнения. Учебное пособие. Неолит, 2002 г.

Занимательный материал по русскому языку. Минск: “Народная Асвета”, 1967 г.

Материалы из Единой коллекции ЦОР.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a3961fe-0a01-0355-00b9-50d12e1656a7/%5BRUS6_105%5D_%5BIM_002%5D.swf (открывается только в Internet Explorer)

Апробация материалов урока с использованием материалов ЦОР проводилась в 2010 г. И в 2011 г. В 6-х классах Центра образования № 943.

Особые трудности в русской орфографии вызывает правописание ударяемых гласных «о» или е/ё после шипящих «ж», «ш», «ч», «щ» в корне слова.

Правило

Чтобы правильно написать слово, руководствуемся орфографическим правилом.

Под ударением в корне слов после шипящих пишутся буквы «е», «ё», если в родственных словах или формах слова пишется «е».

Посмотрим, как работает это орфографическое правило. Чтобы сделать выбор между написанием букв «ё» или «о» в словах «вечёрка», «печёнка», «причёска», «чёрный», подберем родственные слова, в корне которых пишется буква «е» после шипящих:

  • вечрка — вечр
  • печнка — печнь
  • причска — чшет
  • чрный — чрнота
  • щголь — щголять.

Убедились, что мена буквы «ё» на «е» в подобранных родственных словах состоялась. Значит, в рассматриваемых словах в корне после шипящих напишем букву «ё».

Аналогично выбираем написание нужной буквы после шипящих в корне слов:

  • зачт — зачсть
  • члн — члнок
  • бечвка — бечва
  • шпот — шптать
  • моложны — жна, жних.

Эти буквы обозначают окончания существительных и прилагательных. В дальнейшем для их обозначения используются свистки (шепоты). подробнее»

Воспользовавшись этим правилом орфографии, сделаем верный выбор в написании слова «щёлка».

В русском языке существует ряд слов, к которым невозможно подобрать родственные слова или изменить их форму, чтобы после шипящих «ж», «ш», «ч», «щ» писалась буква «е».

Исключения

  • крыжовник
  • мажор
  • шоколад
  • обжора
  • шов
  • шок
  • шорох
  • чащоба
  • жокей
  • шофёр
  • шовинист
  • шоссе
  • шотландский
  • шорник
  • шоры

и их производных с буквой «о» после шипящих следует запомнить или справляться об их написании в орфографическом словаре.

Оцените статью
Добавить комментарий