В русском языке правописание «О» и «Е» после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях прилагательных, существительных, наречий управляется ударением.
Написание букв «О», «Е» после шипящих и «Ц» в суффиксах и окончаниях прилагательных
Условно изучение этой орфограммы можно разделить на два подпункта:
Важно запомнить, что после ц в суффиксах прилагательных под ударением ставят букву «О», а без ударения — «Е».
Правописание букв «О» и «Е» после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных
«О» и «Е» в окончаниях имен существительных.
Правописание букв «О» и «Е» после шипящих и «Ц» в суффиксах наречий
Наречие — неизменяемая часть речи, поэтому в данном разделе пойдет разговор о написании «О» и «Е» после шипящих только в суффиксах. Как и в других частях речи, написание изучаемой орфограммы зависит от ударной гласной.
Примеры правописания
Чтобы закрепить тему, взгляните на иллюстрации из художественной литературы:
«Не обижайте. Ежовый у меня облик. Таким уж воспитался. А внутри у меня другое» (П. Д. Боборыкин. «Китай-город»)
Причем орден, по мнению большинства военачальников того периода, был им не заслужен. (Александра Маринина. «Последний рассвет»)
В открывшихся пивных барах – раки, моченый горошек, о котором мама потом рассказывала с ностальгическим вожделением, и пиво – с тех пор, наверное, она совершенно не боялась посещать подвальчики. (Алексей Щеглов. «Фаина Раневская: вся жизнь»)
Четыре простыни, четыре наволочки, четыре полотенца, халат белый, халат ситцевый в цветочках, с пуговками во весь разлёт. (Виктор Астафьев. «Пролетный гусь»)
По народным представлениям, любой гость – всегда желанный и должен быть объектом почитания как представитель чужого мира. (Елена Душечкина. «Дед Мороз и Снегурочка»)
Вас много, целых трое, и ещё галчонок у вас. (Эдуард Успенский. «Новогодний праздник в Простоквашино»)
Был еще род работы: корчёвка – работа тяжелая и почти невыполнимая – вырубить десятка полтора объемистых деревьев, распилить, а землю совершенно очистить от корней. (А. М. Соболь. «Колесуха»)
Дирижёр, как он часто делает, сам прокомментирует произведения Моцарта, Малера, Брамса и Цемлинского. (Алексей Мокроусов. «Слово Ларисе Миллер»)
Один, высокий, с плащом через руку, впереди, другой, низкий, в плаще и в шляпе, сзади. (Ю.О. Домбровский. «Факультет ненужных вещей, часть 1»)
Да и сам ураган хитёр. Рассеется туманом, выпадет росой на скалах, а через пару дней обернётся тучей грозовой. (Александр Дорофеев. «Эле-Фантик»)
Бабка наливала чай вблюдце, сахар – кусочек рафинада – откусывала, а не клала его в чай, за чаепитием забавно отставляла в сторону палец-мизинец. (Эдуард Лимонов. «У нас была Великая Эпоха»)
Она медлила снять дешёвенькое пальтецо с цыгеечным воротником, три года назад полученное по талону в университетском распределителе, и так стояла у двери. (Александр Солженицын. «В круге первом»)
Короче, состоялся крупный разговор с Петром Кузьмичом. (Александр Мишарин. «Белый, белый день»)
Мы имущество с Петровичем приобретаем, и ушейся, не ставай на нашем пути. (Виктор Астафьев. «Затеси»)
Поразительная была быстрота, с которой преображался дом: бывшая детская была закончена через неделю, и хотя Томины заросли потерпели большие потери, оставшиеся в живых растения свежо сверкали на фоне. (Людмила Улицкая. «Казус Кукоцкого. Путешествие в седьмую сторону света»)
Друг Эдика, официанткин сын Ленька, мальчик попроще офицерских детей, пел частушку про американца жёстче и вульгарнее, очевидно, выражая мнение низших социальных слоёв об «американце». (Эдуард Лимонов. «У нас была Великая Эпоха»)
Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».
Правописание букв О и Ё после шипящих
Чтобы безошибочно написать сомнительную гласную (О или Ё) после шипящих (Ж, Ш, Ч, Щ) и не ЧОКНУТЬСЯ, нужно прежде всего выяснить, в какой части слова находится проверяемая гласная – в корне, суффиксе или окончании. Кроме этого, если гласная находится в суффиксе или окончании (иначе говоря, вне корня), то нужно еще знать, к какой части речи относится проверяемое слово (то есть является ли оно именем существительным, прилагательным, наречием, глаголом).
КАК ВЫБРАТЬ ГЛАСНУЮ В КОРНЕ СЛОВА?
1. В КОРНЕ СЛОВА под ударением нужно написать Ё в том случае, если в других формах этого слова или в однокоренных словах пишется буква Е: ШЁПОТ (потому что ШЕПЧЕТ), ПЧЁЛЫ (потому что ПЧЕЛА), ЧЁРНЫЙ (потому что ЧЕРНЕТЬ), ЖЁЛТЫЙ (потому что ЖЕЛТЕТЬ), ШЁЛ (потому что ПРИШЕДШИЙ) и т. д. Так пишется большинство корней.
2. Если же проверочное слово подобрать не удается, то после шипящих, в корне, под ударением следует писать О: ШОВ, ШОРОХ, ШОРЫ, ИЗЖОГА, КРЫЖОВНИК, ОБЖОРА, ЧОКАТЬСЯ, ТРУЩОБА. Таких слов не очень много, и их обычно запоминают как исключения.
3. Если перед вами иноязычное по происхождению слово, то необходимо писать О после шипящего согласного в корне под ударением, например: КАПЮШОН, ШОК, ЖОНГЛИРОВАТЬ.
КАК ВЫБРАТЬ ГЛАСНУЮ В СУФФИКСЕ И ОКОНЧАНИИ?
1. В СУФФИКСЕ существительного, прилагательного, наречия под ударением пишется буква О: СОБАЧ-ОНК-А, КАМЫШ-ОВ-ЫЙ, ГОРЯЧ-О.
2. В ОКОНЧАНИИ существительного и прилагательного под ударением пишется буква О: ВРАЧ-ОМ, БОЛЬШ-ОЙ.
3. В СУФФИКСАХ глаголов, причастий и всех слов, образованных от глаголов, под ударением пишется буква Ё: ПЕЧ-ЁТ, ВЫ-КОРЧ-ЁВ-ЫВА-ТЬ, ВЫ-КОРЧ-ЁВ-КА, ПЕРЕ-СЕЧ-ЁНН-ЫЙ, НОЧ-ЁВ-КА, ЛИШ-ЁНН-ЫЙ.
Обратите внимание, что существительные ТУШЁНКА, СГУЩЁНКА, НОЧЁВКА и некоторые другие пишутся через букву Ё. Буква Ё пишется в суффиксах этих слов, так как они соотносятся по смыслу с глаголами ТУШИТЬ, СГУЩАТЬ и НОЧЕВАТЬ.
Обратите внимание, что слова РЕЧОВКА, МЕЛОЧОВКА, ПЛАЩОВКА пишутся через О. Буква О пишется в суффиксах существительных по изложенному выше правилу.
Обратите внимание, что слово БЕЧЁВКА пишется с буквой Ё. Буква Ё пишется, поскольку эта гласная входит в состав корня и проверяется словом БЕЧЕВА.
Отдельно необходимо запомнить правило написания слов с корнем ЖОГ / ЖЕГ.
Если слово является существительным, то надо писать букву О. Например: СИЛЬНЫЙ ОЖОГ, СОВЕРШЕН ПОДЖОГ ДОМА. Но когда слово является глаголом, оно пишется с буквой Ё. Например: СИЛЬНО ОБЖЁГ РУКУ, НЕИЗВЕСТНЫЙ ПОДЖЁГ ДОМ, АВТОР ЖЖЁТ РУКОПИСИ.
Правописание букв О и Ё после шипящих
Урок в 6 классе по теме «Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных».
- Обучающая цель: познакомить учащихся с новой орфограммой: буквы после шипящих в суффиксах существительных; научить правильно обозначать орфограмму; обобщить правописание после шипящих в корне, окончании; расширить лексический запас учащихся.
- Развивающая цель: развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать.
- Воспитывающая цель: вызвать интерес к урокам русского языка.
Оборудование урока: компьютер, экран, проектор, презентация, таблицы с орфограммами, сигнальные карточки.
- Объяснение нового материала
- Систематизация нового материала
- Обучение учащихся собственной деятельности по овладению и содержанию материала
- Итоги урока. Домашнее задание.
Даже в начале 20 века в литературе можно было встретить такие образцы – жолтый, чорный. Но сегодня мы руководствуемся современными правилами орфографии. И об этой орфограмме будем говорить с точки зрения современных правил.
– проверка домашнего заданияпосле шипящих в корне, приставке
( отводится 1 минута на устную работу в парах)
( класс работает с сигнальными карточками, двое –у доски записывают слова). (Слайд № 4)
1) как называется плод дуба? (жёлудь)
2) цвет одуванчика? (желтый)
3) предмет для чистки зубов? (щетка)
4) тонкая веревка? (бечёвка)
5) сильное потрясение, расстройство? ( шок)
6) профессиональный наездник на скачках 9 жокей)
7) мастер по изготовлению ременной упряжи ( шорник)
8) водитель автомобиля ( шофер)
Запись на доске (Слайд № 5)
в корне после шипящих под ударением буква Ё, буква О только в словах исключениях. (Слайд № 6)
II. Объяснение нового материала. (Слайд № 7)
-Ребята, у меня на доске записаны слова, помогите мне их распределить.( Мужичок. доченька. рученька, мышонок, книжонка, замочек ).
1 группа – слова, где гласная в суффиксе находится в сильной позиции
2 группа – слова, где гласная в суффиксе находится в слабой позиции
Запись на доске: (Слайд № 8)
Мужичок замочек
Мышонок доченька
Книжонка рученька
сначала проговорить с детьми ( хоровое проговаривание), затем жужжащее чтение по учебнику, потом индивидуально отвечают несколько учеников. На экране показать таблицу. (Слайд № 9)
. Устно упражнение № 253. Образец:- в слове гласная после шипящей находится в сильной позиции, значит пишем букву О.
гласная после шипящей находится в слабой позиции, значит пишем букву Е
IV. Систематизация нового материала.
Дифференцированная работа в группах: сильная группа получает творческую работу, остальные работают с текстом.
Карточка № 1(для творческой работы). Выделить суффиксы в данных словах. Используя эти слова, придумайте и запишите сказку “Забавные приключения весёлой девчонки”.
Горшочек, мешочек, дружочек, кружочек, пучочек, сучочек, девчонка, рубашонка, грачонок, мышонок.
Карточка №2 . Вставить пропущенные буквы; расставить пропущенные знаки препинания во втором и четвертом предложениях; выписать слова на изучаемую орфограмму в два столбика.
1) Принес старич..к комоч..к снегу в избу, положил в небольшой горшоч..к, накрыл веточкой и поставил на окошко. 2) Взошло солнышко пригрело горшоч..к и снег стал таять. 3) Вот слышат старики -пищит что-то в горшочке. 4) Глядь, лежит девч..ночка, беленькая, как снеж..к, кругленькая как комок, и говорит им Я девочка снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена.
(Сначала проверяется работа по карточке №1)
V. Обучение учащихся собственной деятельности по овладению и содержанию материала (Слайд № 10, 11. 12)
1) На доске записаны слова, учащимся предлагается образовать однокоренные слова с суффиксами О-Е. Образец: пирог-пирож
Башмак – башмачок
друг – дружок суффикс придает уменьшительное значение
запах – запашок
пятак – пятачок
кукушка – кукушонка
галка – галчонка суффикс обозначает детёнышей животных
лягушка – лягушонка
кепка – кепчонка
одежда – одежонка
книга – книжонка суффикс придает пренебрежительное значение
шапка -шапчонка
2) Проверяется работа творческой группы.
3) Еще раз проводится устная работа с таблицей.
4) Работа с сигнальными карточками. Зачитываются загадки, дети отгадывают и сигнальными карточками показывают гласную в суффиксе. В это время двое у доски распределяют слова на изучаемую орфограмму в два столбика (Слайд № 13)
шерстка мужичок
черна порошок
шел червячок
черный сучок
даны в приложении №1)
Вывод учащиеся делают самостоятельно.
VI. Устная работа с текстом. Текст на экране и на партах. (Слайд № 14)
Тяжело идти по лесу с поклаж..й. Начинается мелкий дождь. Вы накрылись плащ..м. Где разбить лагерь? Каждое деревце предлагает свой кров. Но в грозу опасно находиться под деревом. Надо построить шалаш. У вас нет времени возиться с большим шалаш..м? Тогда возьмите больш..й кол и привяжите его к разветвлению дерева. К колу привяжите палки, а на палки кладите черепицей еловые или сосновые ветки. Шалаш на скорую руку готов.
1) определите тему, основную мысль, стиль текста; тип речи.
2) Объясните значение выражения “на скорую руку”.
VII .Проверка знаний учащихся по теме. (Тест дан в приложении № 3. Учитель зачитывает слова, дети отвечают с помощью сигнальных карточек.)
VIII. Домашнее задание : подготовить ответы на контрольные вопросы и задания по вариантам: (Слайд № 15)
1 вариант – № 1, 3,5
2 вариант – № 2, 6,8
3 вариант – № 4, 7,9
Муниципальное образовательное учреждение
многопрофильная гимназия № 12 г. Твери
по русскому языку
Буквы ОЕ после шипящих и Ц в
суффиксах имён прилагательных
Быков Андрей Геннадьевич
Почётный работник РФ
учитель русского языка и литературы
гимназия№ 12 г. Твери
Тверь 2015 год
Цели и задачи:
– узнать об условиях выбора букв О и Е в суффиксах прилагательных после
– научиться применять правило при выборе букв О и Е в суффиксах прилага
тельных после шипящих и Ц
– мультимедийное сопровождение урока ( см. Приложение 1 )
– ( см. Приложение 2 )
– двух видов: ( см. Приложение 3 )
– орфографическая мозаика ( разноуровневая )
I. Организационный момент.
Урок русского языка
Тема: «Буквы после
II. Слово учителя:
Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, выполните следующее задание. ( слайд 2 )
Перед вами семь разноцветных звёздочек, в которых находятся слоги.
Ваша задача: выпишите в строчку только те слоги, над которыми написаны только
качественные имена прилагательные.
Проверяем. Итак, какое слово у вас получилось?
Поднимите руки, у кого получилось слово ОРФОГРАММА.
Теперь посмотрим ещё раз, как это получилось.
( работа с мультимедийным сопровождением слайд 2 )
Орфограммы в гости спешат к нам на урок,
Их сегодня будет целый хоровод.
С вами их изучим, а также повторим.
Дверь в новый мир откроем и чудо сотворим!
Итак, тема нашего урока:
Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах имён
III. Учитель объявляет тему урока, цели урока.
Чтобы достичь данной целимы должны вспомнить правило выбора букв О и Е
в суффиксах и окончаниях имён существительных и прилагательных после шипящих и Ц.
Врач свинц товарищ
Больш снегхорош настроение
После шипящих и Ц в окончаниях имён
существительных под ударением
пишется буква без ударения – буква
После шипящих под ударением в
суффиксах имён существительных
После шипящих в окончаниях имён
прилагательных под ударением пишется буква
Обез ударения – буква Е
Учитель работает поэтапно с мультимедийным сопровождением ( вопросы и задания на повто
рение постепенно выводятся на экран ).
Учитель читает стихотворение:
Орфограмма эта не так проста.
Над нами посмеяться решила она.
Но трудностей мы не боимся
И с ней в домино сразимся!
IV. Следующий этап урока:
( слайд 4 )
Задание. Достаньте содержимое конверта, положите перед собой.
( конверт первого типа с надписью « Орфографическое домино » )
Среди предложенных вариантов написания слов выберите верное и
наложите на исходный лист цветной стороной сверху.
( слайд 5 )
( проверка осуществляется с помощью мультимедийного сопровождения )
Ну что ж, мы победили!
Что нужно –
Теперь орфограмма иная,
О чём говорит, мы не знаем.
И алгоритм добудем.
V. Объяснение нового материала.
Ежовый вещевой вещь
лицевой лицо бойцовый боец
Какие условия выбора написания букв
О – Е в суффиксе выделены
после шипящих и Ц ударением
Проанализируйте запись орфограммы
Объяснение нового материала ведётся с помощью мультимедийного сопровождения.
Учащиеся формулируют правило.
VI. Закрепление. Применяя данное правило, выполните следующее задание.
Для этого разделите тетрадный лист на две части.
В первый столбик вы будете записывать слова с буквой Е в суффиксе,
во второй – с буквой О.
Учащиеся комментируют орфограмму, объясняя условия выбора букв О или Е, и
записывают слова в тетрадь, графически обозначая орфограмму.
Работа выполняется с помощью мультимедийного сопровождения.
Одновременно проводится словарная работа.
( слайд 8 )
Словарь русского языка СИОжегова
Пунцовый, , ,
VII. Валеологическая пауза.
Мы с орфограммами сразились,
На славу с вами потрудились!
Теперь пора бы отдохнуть
И лишь потом продолжить путь!
Проводится гимнастика для улучшения мозгового кровообращения.
Голову наклонить вправо. Исходное положение.
Голову наклонить в лево. Исходное положение. ( 6 раз )
Голову повернуть направо. Исходное положение.
Голову повернуть налево. Исходное положение. ( 6 раз )
Голову наклоните вперёд, назад. Исходное положение.
Голову наклоните вперёд, назад. Исходное положение. ( 4 раза )
VIII. Продолжаем работать.
Итак, ещё раз повторим порядок действия при выборе изучаемой орфограммы.
Работа с алгоритмом. ( слайд9 )
1.Определи часть слова с орфограммой
В суффиксе и в окончании
2.Определи часть речи
Под ударением Без ударения
Алгоритм выводится на экран.
На партах также находится алгоритм в распечатанном виде.
Во время выполнения упражнения проводится словарная работа.
( слайд 10 и 12 )
Плюш – шерстяная или шёлковая ткань с
Кумач – хлопчатобумажная яркокрасная ткань
X. Завершающий этап урока – проверка того, как учащиеся могут применять данный алгоритм.
( слайд13 )
Работа на данном этапе носит дифференцированный характер.
На партах находятся конверты, в которых находятся разноуровневые задания.
I применение правила, изученного на сегодняшнем уроке.
уровень – применение правила выбора букв О и Е при написании суффиксов не только
имён прилагательных, но и имён существительных.
Ребята сами определяют, какой уровень задания они выбирают.
Затем учитель объясняет задание.
Достаньте содержимое конверта и положите перед собой. Возьмите исходный лист.
Затем найдите орфографически верно написанное слово и наложите цветной стороной сверху.
Проверка. ( с помощью мультимедийного приложения )
( цветовая гамма – это верно сделанное задание )
глянцевая бумага оранжевый цвет
дворцовый парк камышовые заросли
( если верно выполнено задание, получается цифра «5» )
свинцовый овражек моржовый
XI. Учитель читает стихотворение:
Итак, кончается сегодняшний урок.
Ещё минута –
Но орфограммы от вас не убегут,
К вам на урок они опять придут.
Без них не сможете вы грамотно писать,
Усердно изучайте их на «5».
Не забывайте орфограммы повторять!
А новые прилежно изучать!
Домашнее задание: ( слайд 16 )
Выберите любое задание
• Составить диктант
• Составить рассказиспользуя слова
с изученной орфограммой
Список использованной литературы
1. Граудина Л.К. Беседы о русской грамматике. –
2. Дроздова О.Е. Уроки языкознания для школьников. –
3. Журавлёв А.П. Звуки и смысл. –
4. Колесов В.В. История русского языка в рассказах. – М., 1982.
5. Кодухов В.И. Рассказы о синонимах. –
6. Жизнь слов. –
8. 1Львова С.И. Русская орфография: Самоучитель. –
9. Львова С.И. Практикум по русскому языку. 5 класс. – М., 2012.
10. Львова С.И. Практикум по русскому языку. 6 класс. – М., 2012.
11. Львова С.И. Практикум по русскому языку. 7 класс. – М., 2012.
12. Львова С.И. Русский язык. 5 класс: За страницами школьного учебника. Пособие для
13. 18. Львова С.И. Русский язык. 6 класс: За страницами школьного учебника. Пособие для
В суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных и наречий после шипящих согласных (ж, ш, ч, щ) и под ударением пишется гласная буква , а в безударном положении — .
Рассмотрим, как работает данное правило для разных частей речи.
Правописание букв «о» и «е» после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных
Итак, следует запомнить, что под ударением после шипящих букв в суффиксах и окончаниях существительных творительного падежа пишется буква .
Основа существительного «прыжок» оканчивается на шипящую согласную букву , а суффикс является ударным, поэтому мы пишем гласную букву, руководствуясь правилом выше.
Приведем еще примеры, в которых пишется гласная «о»:
- вра
- силач
- стру
- кула
- сунду
Приведем примеры, в которых суффиксы и окончания не являются ударными и пишется гласная буква «е»:
- ту́й
- о́вом
- но́нька
- ла́ндым
Примечание: заимствованные слова, имеющие суффикс пишутся с буквой . Также, на оканчивается слово «ухажёр». Например: стаж, массаж, дириж.
Обращаем ваше внимание на то, что существительные, которые образованы от глаголов пишутся с буквой в суффиксе после шипящих:
- растушть — растушка
- ночть — ночка
Правописание букв «о» и «е/ё» после шипящих в суффиксах и окончаниях прилагательных
В окончаниях и суффиксах прилагательных под ударением также пишется гласная после шипящих, без ударения — гласная .
Рассмотрим примеры, где под ударением пишется :
- больй
- чуй
- камывый
- смен
Рассмотрим примеры, где в безударном положении пишется «е»:
- хорой
- обй
- замерй
- рыму
Правописание букв «о» и «е/ё» после шипящих в суффиксах и окончаниях наречий
Для наречий также действует правило: под ударением после шипящих пишется , без ударения — .
- горя
- све
- хоро
- голым
- ти́
- да́ль
- бли́
- жа́р
Конспект урока по русскому языку с использованием ЭОР.
Название урока: Буквы О-Ё после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных
На уроке используются материалы Единой коллекции ЦОР, разработанные фирмой 1С.
Некоторые материалы Единой коллекции ЦОР работают в любых обозревателях.
Однако есть материалы, которые открываются только в браузере Internet Explorer.
Для правильной работы приведенных в конспекте ссылок следует установить «Платформу 1С образование» http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/f57c8a56-b9a5-9f0f-872a-fb22a4167f25/118878/?interface=learn-tool
Стабильность работы платформы 1С и ЦОР обеспечивается в операционной системе Windows XP. В системе Windows 7 платформа 1С может не открывать некоторые ЭОР.
1. Организационный момент.
Приветствие учителя и учеников.
2. Сопутствующее повторение
Вопрос: О какой части речи мы сегодня продолжим разговор? (чтение стихотворения)
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны,
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь! (Имя прилагательное)
3. Задание: Вставьте пропущенные буквы, выберете слова (по одному ученику от каждого ряда у доски)
Цель: восстановить в памяти учащихся правописание
Для первого ряда: « Буквы О-Ё после шипящих в корне слова»
Для второго ряда: «Буквы О-Ё после шипящих в суффиксах существительных»
Для третьего ряда: «Буквы О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях существительных»
Сможете ли вы выполнить эту работу – вставить пропущенные буквы? Уверены?
Какие знакомые правила вам следует вспомнить и применить, выполняя эту работу? Есть ли незнакомые слова? От чего будет зависеть выбор буквы? (Часть речи и часть слова)
Итак, приступайте к работе.
4. Проверьте себя (ответы на доске)
1-й ряд: решЁтка, жЁлудь, почЁт;
2- й ряд: собачОнка, дружОк, бельчОнок;
3-й ряд: улицЕй, врачОм, плечОм.
Сформулируйте правила для первого ряда, для второго ряда, для третьего ряда.
Какие слова остались? Выпишите слова для четвертого ряда.
5. Переход к новой теме урока
4-й ряд: ПищЕвой, свинцОвый, ежОвый
Назовите их главный общий признак. (имя прилагательное)
Выделите в данных словах все части слова.
После каких согласных находится суффикс в этих прилагательных? (после шипящих)
Поставьте ударение в данных словах.
Какие орфограммы находятся после шипящих в суффиксах? (Буквы О-Ё)
Значит, какая тема нашего урока?
— «Буквы О-Ё после шипящих в суффиксах прилагательных»
6. Мультимедиа урок (прослушивается весь, но с остановками, потому что выводы из услышанного и увиденного детям предстоит сделать самостоятельно)
7. После просмотра урока выводится интерактивная орфограмма и учащиеся сами формулируют правило.
8. Работа у доски
Выполняется 2 варианта теста в интерактивном режиме. Учащиея, которых вызавыют к доске, работают за компьютером учителя.
9. Закрепление материала.
Запись в тетрадях с объяснением (подбор к данным прилагательным существительных)
Речевой, вещевой, изразцовая, свинцовые, моржовый, холщевый, ситцевый, глянцевый, образцовый, парчовый, камышовый, грушевый, грошовый, оранжевый, кумачовый, плюшевый.
Работа с перфокартами «О-Е после шипящих и Ц»
10. Смешной вопрос
С какой орфограммой вы познакомились на уроке?
Расскажите о правописании буквы О-Ё после шипящих в суффиксах прилагательных
Какие правила мы с вами повторяли ещё на уроке?
Восстанови правило. Тест Гласные в суффиксах прилагательных
Спасибо за урок!
Домашнее задание. П.55; упр. 314.
Можно предложить творческое задание: Материал из Единой коллекции ЦОР
Справочник по Морфологии: Материал из Единой коллекции ЦОР http://school-collection.edu.ru/catalog/res/ebbc76cf-46b6-4d51-ad92-d9a84db35cfa/view/
Список использованной литературы: и ресурсов
Русский язык 6 класс. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А
Богданова Г. А. Уроки русского языка в 6 классе. Москва. Просвещение, 2009 г.
Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Русский язык. Орфография и пунктуация. Правила и упражнения. Учебное пособие. Неолит, 2002 г.
Занимательный материал по русскому языку. Минск: “Народная Асвета”, 1967 г.
Материалы из Единой коллекции ЦОР.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a3961fe-0a01-0355-00b9-50d12e1656a7/%5BRUS6_105%5D_%5BIM_002%5D.swf (открывается только в Internet Explorer)
Апробация материалов урока с использованием материалов ЦОР проводилась в 2010 г. И в 2011 г. В 6-х классах Центра образования № 943.
Особые трудности в русской орфографии вызывает правописание ударяемых гласных «о» или е/ё после шипящих «ж», «ш», «ч», «щ» в корне слова.
Правило
Чтобы правильно написать слово, руководствуемся орфографическим правилом.
Под ударением в корне слов после шипящих пишутся буквы «е», «ё», если в родственных словах или формах слова пишется «е».
Посмотрим, как работает это орфографическое правило. Чтобы сделать выбор между написанием букв «ё» или «о» в словах «вечёрка», «печёнка», «причёска», «чёрный», подберем родственные слова, в корне которых пишется буква «е» после шипящих:
- вечрка — вечр
- печнка — печнь
- причска — чшет
- чрный — чрнота
- щголь — щголять.
Убедились, что мена буквы «ё» на «е» в подобранных родственных словах состоялась. Значит, в рассматриваемых словах в корне после шипящих напишем букву «ё».
Аналогично выбираем написание нужной буквы после шипящих в корне слов:
- зачт — зачсть
- члн — члнок
- бечвка — бечва
- шпот — шптать
- моложны — жна, жних.
Воспользовавшись этим правилом орфографии, сделаем верный выбор в написании слова «щёлка».
В русском языке существует ряд слов, к которым невозможно подобрать родственные слова или изменить их форму, чтобы после шипящих «ж», «ш», «ч», «щ» писалась буква «е».
Исключения
- крыжовник
- мажор
- шоколад
- обжора
- шов
- шок
- шорох
- чащоба
- жокей
- шофёр
- шовинист
- шоссе
- шотландский
- шорник
- шоры
и их производных с буквой «о» после шипящих следует запомнить или справляться об их написании в орфографическом словаре.