Основа слова
Основа слова – это часть слова без окончания.
В основу слова входит приставка, корень и суффикс.
Второе — это знать, как правильно находить ту или иную часть слова.
Проверь свои знания
Часть слова, которая находится перед корнем.
Приставка – это часть слова, которая всегда находится перед корнем. Она как бы «приставляется» к корню. Ее научное название – «префикс». Давайте научимся правильно выделять приставки и определять их функцию.
Выделив окончание в изменяемом слове, которое склоняется, спрягается или изменяется по родам и числам, остальную часть лексемы обозначим как основу слова.
Помним, что в основу слова не входят формообразующие суффиксы причастий, деепричастий, формы прошедшего времени глагола, постфикс формы повелительного наклонения глагола -те, суффиксы простой сравнительной степени прилагательных и наречий.
Примеры
Окончание − это значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов. Среди окончаний есть нулевые окончания.
Основа − это часть изменяемого слова без окончания или все неизменяемое слово. В основе слова заключено его лексическое значение.
Корень − это главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.
Суффикс − это значимая часть слова, которая находится после корня или после другого суффикса и служит для образования слов.
Приставка − это значимая часть слова, которая находится перед корнем или перед другой приставкой и служит для образования слов.
Вставьте пропущенные слова или словосочетания, которые помогут вам вспомнить определения частей слова (морфем).
Окончание − это значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для. Среди окончаний есть нулевые окончания.
Основа − это часть изменяемого слова безили все неизменяемое слово. В основе слова заключено его лексическое значение.
Корень − это главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всехслов.
Суффикс − это значимая часть слова, которая находится послеили после другогои служит для образования слов.
Приставка − это значимая часть слова, которая находится передили перед другойи служит для образования слов.
Основные правила разбора и исключения
Чтобы грамотно разобрать слово по составу, нужно придерживаться принципа так называемой матрешки (когда одна матрешка снимается с другой, пока не дойдешь до самой маленькой).
Слово нужно «раздеть», снимая с него «одежки» по одной, чтобы добраться до сути, корня, общей части всех однокоренных слов: чайник – чайный, чай. Как это делают? Есть определенный порядок, по которому проводится разбор слова:
При затруднении в выделении частей слова поможет морфемно-орфографический словарь. Удобнее всего пользоваться электронной версией.
На нашем ресурсе дан большой морфемный словарь русского языка, он поможет учащимся любого уровня обучения провести разбор слова онлайн.
Что такое приставка в составе слова?
Приставка — это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов.
С помощью приставок образуются новые слова. Такой способ словообразования так и называется «приставочный». Обычно с помощью приставки образуются одни и те же части речи, то есть от существительного образуется тоже имя существительное, от глагола — новый глагол, от наречия — наречие.
Убедимся в этом на примерах:
В морфемном составе слова могут быть не одна приставка, а две:
Некоторые приставки имеют варианты:
В русских словах могут быть производные приставки от наречных предлогов:
В составе русских слов могут быть иноязычные приставки, среди которых укажем следующие:
Приставки а-, анти-, например, синонимичны русской приставке противо- (противовирусный, противовоздушный, противоестественный) и имеют значение отрицания. С их помощью образуем слова с противоположным значением:
Приставка ультра- имеет значение «далее», «более», «сверх»:
Что такое приставка в русском языке
Слова русского языка состоят из частей — морфем, каждая из которых несет свой особый смысл и добавляет слову дополнительные значения. Языки, имеющие такую же особенность, называются флективными. В число флективных языков входят многие языки индоевропейской группы наравне с семитскими и саамскими языками.
Помимо корня, слово также может иметь приставки, суффиксы и окончания. До основной части слова — корня — может идти приставка.
Приставка (префикс) — важная часть слова, которая располагается до корня, ее функция заключается в изменении или дополнении значения слова.
Приставка всегда находится до корня и не может переходить в его состав.
В слове может быть более одной приставки. Они всегда будут до корня, но не будут сливаться в одну морфему, а останутся несколькими отдельными приставками, добавляющими дополнительное значение слову.
Чтобы определить, что относится к корню, а что нет, необходимо подобрать однокоренные слова и проследить как меняется написание в зависимости от добавления новых и убирания старых приставок.
Приставки могут использоваться со всеми частями речи: с глаголами, прилагательными, существительными и так далее. Обычно слово, образованное с помощью приставки, имеет ту же часть речи, что и первоначальное слово.
В русском языке слова состоят из частей, которые называются морфемами.
Морфема — минимальная (нечленимая) значимая часть слова.
По некоторым признакам морфема схожа со словом, однако между ними есть ряд отличий:
1) слова функционируют самостоятельно, а морфемы — только в составе слова;
2) из морфем «строятся» слова, а из слов — предложения;
3) слова всегда принадлежат к определённой части речи, у морфем нет лексико-грамматической соотнесённости.
Основа слова может состоять из одной морфемы (корня) или нескольких:
(корень (+) нулевое окончание);
-о (корень (+) суффикс (+) окончание).
Морфемы делятся на корневые и аффиксальные.
Корневая морфема (корень слова)
Корень — это общая неделимая часть родственных слов, являющаяся носителем основного лексического значения.
вода, водовоз, подводный, водяной, водораздел.
Корень выделяется в слове путём подбора и сопоставления родственных слов.
К корню могут присоединяться другие морфемы, конкретизирующие значение слова.
писать, писатель, письмо, пишущий, подпись, список.
В корне слова могут происходить различные чередования гласных и согласных.
разбирать — разберу; касаться — коснуться; сразить — сражу; лицо — личный; корм — кормление.
В слове, которое разбивается на морфемы, помимо корня выделяются аффиксы: приставка (префикс), суффикс, окончание (флексия), соединительные гласные , (интерфиксы) и постфикс –сь(–ся).
Аффиксы делятся на словообразующие и формообразующие.
аффиксы употребляются для образования новых слов.
учитель — учительница; солдат — солдатики.
аффиксы используются для образования грамматических форм одного и того же слова. Эти аффиксы, следовательно, имеют только грамматическое значение.
бел/ый (им. п., ед. ч., м. р.) — бел/ому (дат. п., ед. ч., м. р.).
Приставка (префикс) — значимая часть слова, которая находится перед корнем (или перед другой приставкой) и служит для образования новых слов или грамматических форм одного и того же слова.
бежать — пробежать; город — пригород; много — немного; читать — перечитать.
Суффикс — значимая часть слова, которая находится после корня (или другого суффикса) и служит для образования новых слов или грамматических форм слова.
спать, идти, знал, где –ть, –ти, –л — формообразующие суффиксы (–ть, –ти — инфинитива; –л — прошедшего времени);
строитель, актёр, где –тель, –ёр — словообразующие суффиксы (выражают значение лица);
заячий, отцов, где –ий, –ов — словообразующие суффиксы(служат для образования притяжательных прилагательных).
Соединительные гласные , (интерфиксы) — словообразующие аффиксы, которые выполняют в слове функцию соединительных элементов.
Окончание (флексия) — изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении.
Окончание — формообразующий аффикс, так как выражает грамматическое значение.
окно, где –о — окончание существительного в форме среднего рода, единственного числа, именительного (винительного) падежа;
живут, где –ут — окончание глагола в форме (I) спряжения, (3)-го лица, множественного числа, настоящего (будущего) времени;
весёлый, где –ый — окончание прилагательного в форме единственного числа, мужского рода, именительного падежа.
Окончание может быть материально выражено или не выражено (нулевое окончание). Например, в слове «стул» — нулевое окончание. Ср.: у стул-а, к стул-у, на стул-е.
В неизменяемых словах окончание отсутствует.
метро, боа, сидя, написав, громко, вчера.
Постфикс — аффиксальная морфема, которая находится после окончания и служит для образования грамматических форм слова (формообразующий постфикс) или нового слова (словообразующий постфикс).
писать книгу — книга пишется (–ся — формообразующий постфикс, служит для образования страдательного залога глагола);
трясти — трястись («бояться»; –сь — словообразующий постфикс, служит для образования нового слова).
Корень
Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено лексическое значение слова.
Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть.
Корень — значимая часть слова, которая?
Продолжи предложение : Корень — значимая часть слова, которая.
. а)служит для связи слов в предложении ;
б)служит для образования новых слов ;
в)является общей частью родственных слов.
Группы приставок, правила написания, таблица с примерами
Исконно русские приставки по написанию делятся на четыре группы:
неполнота действия — приболеть;
завершенность действия — приготовить
Заимствованные приставки всегда пишутся одинаково, независимо от значения слова, последующей буквы и количества приставок.
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!
Затем выделим приставку в слове, если она есть. Чтобы убедиться, есть ли эта морфема в слове, можно убрать ее и посмотреть, существует ли в лексике русского языка такое самостоятельное слово, или, второй вариант проверки, — менять предполагаемую приставку на другую:
со рвать — рвать; ото рвать, надо рвать, пере рвать, у рвать.
Результативным способом определения приставки в составе слова является подбор лексем с такой же приставкой:
со драть, со брать, со вместить, со гласиться.
В морфемном составе лексемы может быть несколько приставок, тогда целесообразно составить словообразовательную цепочку и добраться до первого производящего слова:
не без ынтересный — без ынтересный — интересный.
Зачем нужны приставки
Для образования новых слов. Обратите внимание, приставки всегда образуют однокоренные слова, а не формы слов. Формы – это когда одинаковое лексическое значение, а разница только в грамматическом значении (падеже, числе): друг, друга, другу, друзей.
Однокоренные слова – это такие, у которых один корень, но немного разные значения. Например:
Так вот. Приставка всегда что-то меняет в значении. Смотрите: водный – надводный (над водой), подводный (под водой). Лететь (находиться в воздухе) – взлететь (оторваться от земли), долететь (закончить полет), перелететь (оказаться дальше, чем было нужно), отлететь (оказаться в стороне от нужного места).
Поэтому она образует именно однокоренные слова, а не формы слов.
Отдельно скажу про роль префиксов у глаголов. Они чаще всего меняют его видовую принадлежность. Например: (что делал?) смеялся – (что сделал?) посмеялся. Вид глагола изменился с несовершенного на совершенный.
Изменение префиксов в совершенном виде почти никогда не делает его несовершенным: расписать – выписать – отписать – написать – переписать. Все эти глаголы отвечают на вопрос «что сделать».
Чтобы сделать глагол совершенного вида глаголом несовершенного, обычно нужно или убирать приставку, или добавлять суффикс: (что сделать?) выпить – (что делать?) выпивать, (что делать?) пить.
Окончания, служить, для , связь слова, друг , с , друг в словосочетание , и , предложение?
Составить предложение с словами : окончания, служить, для , связь слова, друг , с , друг в словосочетание , и , предложение.
План разбора
План разбора слова по составу состоит в следующем:
Как разобрать слово по составу?
Разобрать слово по составу следует, указав следующие морфемы: приставку, корень, суффикс, окончание, соединительную морфему, постфикс.
Морфемные словари
Среди печатных изданий словарей морфемных разборов, которые вы найдете в школьной библиотеке, можно выделить следующие:
В словарях морфемных разборов обычно деление на морфемы делается с помощью слешей: под/вод/н/ый, гор/а и т.д. В словаре Т.Ф. Ефремовой у группы слов с одинаковым корнем исходное слово записано полностью, а в образованных от него словах корневая морфема обозначается через знак V: лес, V-а, V-н-ой и т.д.
Полезные материалы по теме
Пробегитесь глазами по подборке курсов для подготовки к ЕГЭ, ОГЭ и ВПР. Я недавно убрал оттуда картинки, чтобы статьи грузились быстрее и вы могли легко их просмотреть. Курсы, на мой взгляд, очень хорошие, обучение часто более дешевое, чем индивидуальные занятия с репетитором. Еще в этих подборках я даю ссылки на бесплатные электронные пособия и справочники. Они классные, я сам подбирал специально для вас.
В течение всех лет обучения в школе вы на уроках русского будете объяснять орфограммы. 80 % детей не умеют делать этого правильно, тупят, ходят к репетиторам и все равно пишут неграмотно. Я записал ролик о том, как работать с орфограммами – посмотрите обязательно и всегда объясняйте так, как я говорю.
Уважаемые читатели, была ли эта статья вам полезна? Напишите, пожалуйста, свои впечатления о тексте в комментариях. Если материал вам не нравится – смело критикуйте, я буду учитывать ваши замечания в будущем.
Я хочу, чтобы эта статья приносила реальную пользу всем ученикам и родителям, которые учат вместе с ними уроки.
Схема морфемного разбора слова
Примеры морфемного разбора слов разных частей речи
3. основа — ПРИШКОЛЬН-
Расцветают
3. основа — РАСЦВЕТА-
Четвёртое — знание приставок и суффиксов разных частей речи.
Знание приставок и, особенно, суффиксов существительных, прилагательных и глаголов облегчает ребенку процесс разбора слова по составу.
Самые распространённые приставки русского языка
без- (бес-), в- (во-), воз- (вос-, возо-), вз- (вс-), вы-, до-, за-, из- (ис-, изо-), на-, наи-, недо-, над- (надо-), не-, низ- (нис-, низо-), о-, об- (обо-), обез- (обес-), от- (ото-), по-, под- (подо-), пере-, пре-, пред- (предо-), при-, про-, раз- (рас-, разо-), с- (со-)
Чтобы ребёнок легко узнавал их в словах, можно потренироваться образовывать новые слова при помощи подходящих приставок. Как правило, это упражнение очень нравится детям. Например, берём глагол ШЁЛ и начинаем подбирать приставки: ушёл, пришёл, дошёл, обошёл, отошёл и т.д.
Самые распространённые с уффиксы имен существительных
Как правило суффиксы придают слову какое-либо значение.
Суффиксы прилагательных
Пятое — обязательная тренировка.
Чем больше ребенок выполнит тренировочных упражнений, тем легче у него будет получаться выполнять разбор слов по составу без ошибок.
Предлагаю вам тренировочную работу по теме «Состав слова» в двух вариантах.
Данные тренировочные упражнения можно использовать для отработки данной темы, а также в качестве проверочной работы на уроке.
1.Разбери слова по составу:
Времена, перевязь, глоток, гнёздышко, горный, подосиновик, далёкий, подарок, денёк, длинный, вздох, дочурка, свинина, дровишки, еловый, пирожок, билет, свисали, проводила, беленький
2. Запиши по три однокоренных слова, выдели корень:
3. Возьми у каждого слова ту часть, которая записана в оглавлении таблицы, и запиши новое слово.
1)Разбери по составу:
Качка, победа, выпечка, плясун, заместитель, разлиновка, завязка, раскидистый, вымостил, рыбаки, взгляд, выдумщик, сырок, сторожить, прихватка, поговорка, рассказ, повис, подбородок, желток
2.Запиши по три однокоренных слова, выдели корень:
3.Возьми у каждого слова ту часть, которая записана в оглавлении таблицы, и запиши новое слово.
Что служит для связи слов в предложении?
Предлоги и союзы служат для связи слов в предложениях.
Как научить ребенка разбирать слова по составу?
Заметив затруднения у ребёнка при разборе слов по составу, в первую очередь, следует разобраться и понять почему же не получается.
Причины этого затруднения могут заключаться в следующем
Первое, что нужно сделать — это выучить части слова.
Выучить так, чтобы ребёнок не путал, не вспоминал, а четко знал, что такое корень, приставка, суффикс и окончание.
Приставки и их значения
в-, во-, у-, об-
направление движения (у глаголов), указание на место и время у наречий
начало действия, направленность внутрь, нахождение по ту сторону
общность, движение сверху вниз
приближение, присоединение, неполное действие
примчаться, приклеить, притихнуть
приставка близка по значению к слову очень
неприлично, некрасивый, непонятный, никак, никуда, никакой
безмолвный, безразличие, бездорожный, бесстрастный, бессистемный, бестактный
Какие приставки бывают в русском языке?
Обратите внимание: морфемные разборы одних и тех же слов могут быть сделаны по-разному в разных словарях, разными учителями и филологами, в школе и в университете. Каждый «источник» аргументирует разбор по-своему и считает свой разбор правильным.
Разные учителя придерживаются разных программ определения морфем в словах. Ярким примером служат инфинитивы глаголов. Например в слове жить: в одних школах ть отмечается как суффикс, в других — как окончание, в третьих — как суффикс с последующим нулевым окончанием. Мы выделяем морфемы по первому варианту.
Образовательные программы школы и университета в части разбора слов могут различаться. В университетах учитывают этимологию слов, выделяют нулевой суффикс (Азов, бег), рассматривают словообразования от нулевого корня и другие сложные примеры. Мы используем программу, ориентированную на школу, и деление на морфемы по словарю А.Н. Тихонова.
Заметим, что есть различия в словаре А.Н. Тихонова и словаре Т.Ф. Ефремовой. Так А.Н. Тихонов части некоторых слов «вносит» в один корень, при этом Т.Ф. Ефремова выделяет в словах приставку, суффиксы, учитывая этимологию. Примеры таких слов: благодарность, превосходство, прекрасный. Современные учёные не могут сойтись во мнении единого верного разбора отдельных слов русского языка, поэтому разные варианты считают допустимыми.
При разборе слов следует помнить, что бывают слова, содержащие нулевое окончание (автобус), не имеющие окончания (ателье), имеющие несколько корней (авиапочта) и другие сложные варианты. К сложным вариантам на нашем сайте даны объяснения.
Существует чёткое правило, которое надо выполнять, чтобы сделать разбор слова по составу без ошибок. Для этого надо строго следовать порядку разбора, не пропуская ни одного шага, и помнить об указанных ниже особых и трудных случаях.
Окончания, служить, для , связь, слова, друг, с , друг, в, словосочетание , и , предложение ?
Помогите составить предложения со словами : окончания, служить, для , связь, слова, друг, с , друг, в, словосочетание , и , предложение .
Приставки в русском языке группируются по следующим основаниям:
Приставки могут быть:
— морфемы, которые участвуют в образовании новых слов.
— это те приставки, которые перестали участвовать в указанном процессе.
содержатся в большинстве слов.
— только в единичных случаях
С точки зрения происхождения приставки делятся на:
В части орфографии:
Происхождение приставок, какие бывают
Многие приставки лингвистически произошли от предлогов, соответственно, переняли их значение. Однако стоит помнить, что предлоги не употребляются с глаголами, а значит частица, стоящая перед ним, будет приставкой.
Приставки русского языка появлялись не только путем образования из предлогов, но и с помощью заимствований. В зависимости от происхождения, приставки делятся на:
Исконно русские приставки используются для слово- и формообразования новых слов. Это приставки на-, за-, о-, по-, со-, вы-, до-, при-, из-, не- и другие. Большинство приставок в русском языке относятся именно к этой группе. Такие морфемы чаще всего пишутся одинаково, независимо от звука следующей буквы.
Заимствованные приставки используются для словообразования новых слов, а также для неологизмов. Например, ана-, архи-, гипр-, мега-, макро-/микро-, пара-, суб-, транс-, ультра-, экс- и другие. Большинство приставок данной группы пришли в русский язык из латыни, древнегреческого и тюркских языков. Заимстовоанные приставки всегда пишутся одинаково.
Для чего служит союз?
Для чего служит союз?
А)чтобы выразить эмоции б) для связи слов в предложении.
На этой странице находится вопрос Что служит для связи слов в предложении?. Здесь же – ответы на него, и похожие вопросы в категории Русский язык, которые можно найти с помощью простой в использовании поисковой системы. Уровень сложности вопроса соответствует уровню подготовки учащихся 1 — 4 классов. В комментариях, оставленных ниже, ознакомьтесь с вариантами ответов посетителей страницы. С ними можно обсудить тему вопроса в режиме on-line. Если ни один из предложенных ответов не устраивает, сформулируйте новый вопрос в поисковой строке, расположенной вверху, и нажмите кнопку.
Апофеоз апофеоз, апофеоза, муж. (греч. Apotheosis — обожествление). 1. У древних — обряд воздавания божеских почестей герою, императору (ист. ). 2. Особенно торжественное публичное восхваление кого — нибудь, имеющее характер увенчания его деятел..
Легко что то натворить не подумав, а что бы потом это исправить придется потрудится.
Дети гуляют с собакой на улице. Мама испекла вкусный кекс. Мальчики помогли утопающему ребёнку. Белка в лесу собирает спелые орехи.
Дети гуляют с родителями в лесу мама испекла большой торт мальчики помогли пожилой женщине в парке белка собирает красивые шишки.
Однокоренные : зимний — зима, класс — классный, домик — домашняя. Прилагательные : зимний, классная, домашняя, короткое.
1. Конструктор, который изобрел новую модель машины, был очень талантлив. 3. В репертуаре музыкального театра, который откроет очередной сезон с октября, много интересных произведений. 5. Мы завидуем зрителям, которые попадут на новый спектакль. 2..
25. Вова сильно дёргает девочку Аню за косу. 26. Кирилл катает Аню на игрушечной лошадке, держа лошадь за верёвочку. 27. Аня огорчена, потому что Вова забрал себе все игрушки. 28. Кирилл щедрый, потому что делится с Аней яблоками.
Вспыхнули — сказуемое(главный член) верхушки — подлежащее(главный член) засверкал — сказуемое(главный член) песок — подлежащее(главный член).
Является служебной частью речи и служит для связи существительных или местоимений с другими словами в предложении?
Является служебной частью речи и служит для связи существительных или местоимений с другими словами в предложении.
Суффикс в составе слов
Теперь займемся суффиксом слова. Посмотрим, существует ли слово без такого суффикса:
Подберем слова с таким же суффиксом и убедимся, что такой суффикс существует:
И теперь после последовательного вычленения всех морфем осталась главная часть слова — корень. Чтобы точно определить границы корня и убедиться, правильно ли мы его выделили, займемся подбором родственных слов. Как известно, общая часть родственных слов, в которой заключено основное лексическое значение слова, и есть корень.
Бодр ость — бодр ый, бодр о (шагать), бодр енький, бодр иться.
Объясните, как окончание служит для связи слов в предложении?
Объясните, как окончание служит для связи слов в предложении.
Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
Чтобы найти в слове суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая стоит после корня перед окончанием, и будет суффиксом.
Приставка, корень и суффикс — это значимые части слова.
Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем, и будет приставкой.
Трудные случаи при разборе слова по составу
Проводя анализ слов, школьники не всегда обращают внимание на лексическое значение разбираемого слова. Это часто приводит к ошибкам, особенно при выделении суффиксов.
В словах с такими суффиксами подбор однокоренных слов обязателен. (Мяч-ик — мяч, ключ-ик— ключ, рез-чик — резать, ящик, хрящ-ик — хрящ, камен-щик — камень; аист, лист; ушко, нес-ушк-а).
Непонимание разницы в значениях приводит к частым ошибкам при морфемном анализе глаголов в неопределённой форме.
в учебных пособиях разных авторов рассматриваются или как суффикс, или как окончание. В любом случае предшествующий гласный в эту часть слова не входит.
Умение разбирать последовательно слово по составу приобретается при постоянной работе по алгоритму. Нарушение последовательности или игнорирование приводит к ошибкам. Внимание к слову — основа успеха.
Разбор слов по составу
Разбор слова по составу, или морфемный разбор, — выделение частей, из которых слово состоит. Чтобы научиться делать разборы, необходимо обладать знаниями о частях слова и словообразовании, изучение которых входит в школьную программу. При затруднении с разбором прибегают к словарям морфемных разборов, печатным или электронным. Наш сайт содержит словарь морфемных разборов, включающий популярные в школьной программе слова и сложные слова из обихода. На сайте также содержится справочная информация: даются определения частей слов, объясняются способы словообразования, приводятся примеры.
В настоящий момент словарь содержит 100 000 морфемных разборов слов в начальной форме. Знания морфем начальной формы слова (инфинитив, единственное число, мужской род, именительный падеж) в большинстве случаев достаточно для определения морфем слова в разных склонениях, спряжениях, родах и числах. Надеемся, что сайт поможет вам в подготовке домашних заданий.
Как запоминать орфограммы в приставках
На эту тему будет отдельная статья, но я отмечу в этом блоке несколько основных моментов.
Если в вашей приставке последняя буква – «с» или «з», то ее надо писать так, как она слышится. Например: «раздирать» – я четко слышу тут «з» и пишу «з». «Рассвирепеть» – слышу «с», пишу «с».
В префиксах «пре» и «при» буква «е» пишется в том случае, если этот префикс можно заменить на «пере» или слово «очень» – преогромный = очень огромный, преграда = «переграда», перегородить то есть. Букву «и» надо писать в случаях, когда обозначается близость чего-то с чем-то: приморский (рядом с морем), приклеить (то есть две вещи будут абсолютно рядом друг с другом), прибежать (оказаться рядом с нужным местом). Или в случаях «неполноты действия», когда действие сделано как-то частично: присесть (не сесть именно, а только ПРИсесть, чуть-чуть, самую малость), пригнуться (немного, не совсем нагнуться).
Единственный случай, в котором мы пишем приставку «пра», а не «про» – это когда говорим о предках. Например: прадедушка, праязык (то есть предок современного языка). Во всех остальных случаях пишется только «про»: продумать, прописать, продуть.
В русском языке не бывает приставки «з», есть только «с»: сделать, списать, стащить. Почему в слове «здание» пишется «з»? Потому что нет у нас слова «дание», и эта «з» находится в корне, а не в приставке.
Это самые популярные правила на префиксы, в отдельной статье мы их разберем чуть более подробно.
Как выделить приставку
Сначала надо выделить корень слова. Все то, что будет перед корнем – приставка. Например:
Бывает так, что приставок в слове не одна, а две. Например, в слове «перепроверка». Чтобы их отделить друг от друга, можно отделять по одной букве и смотреть, есть ли такое слово в языке. У нас нет слов «ерепроверка», «репроверка», «епроверка», а вот «проверка» есть. В этом слове мы уже легко выделим приставку «про» перед корнем «вер». Вот и получается у нас двойная приставка: «пере» и «про».
Когда ученик несколько лет подряд делает морфемные разборы, у него формируется «чувство» языка. И он автоматически начинает «видеть» приставки в словах. Он понимает, например, что есть префикс «пере» со значением «делать что-либо заново», есть префиксы «про», «рас» (в слове «расчет»), «под» (в слове «подводный») и так далее.
Подчинительная связь в словосочетаниях
В словосочетаниях составляющие его компоненты могут быть связаны с помощью одного из трех видов подчинительной связи:
- согласования,
- управления,
- примыкания.
Согласование — это подчинительная связь, при которой зависимое слово принимает такую же форму рода, числа и падежа, что и главное.
- красное солнце,
- босоногая девчонка,
- зеленое поле,
- осенние дожди,
- твой товарищ,
- вторая ракета,
- до третьих петухов,
- что-то серое,
- на затонувшем корабле,
- среди спеющей пшеницы,
- у древних развалин.
Управление — это подчинительная связь, при которой употребление существительных (местоимений) в форме косвенного падежа (с предлогом или без него) предопределено значением главного слова.
1. В роли главного слова выступает глагол:
- нести сумку,
- открыть дверь,
- слыть чудаком,
- размышлять над проблемой,
- обрадоваться успеху,
- обидеться на шутку,
- подтолкнуть к занятиям спортом,
- предупредить об опасности,
- сомневаться в правильности решения,
2. Главным компонентом словосочетания является имя существительное:
- тень дерева,
- мост через реку,
- альтернатива поездке,
- выбор между семьей и карьерой,
- беспокойство о детях,
- командующий армией,
- тоска по нас.
3. Главным словом является числительное:
- три тополя,
- тринадцать страниц,
- трое друзей,
- шестеро малышей,
- оба ученика.
4. В роли главного слова употребляется наречие:
- правее дома,
- выше крыши,
- слева от постройки,
- наедине с матерью,
- невдалеке от леса.
Примыкание — это подчинительная связь, при которой зависимое неизменяемое слово присоединяется к главному слову, выраженному глаголом, именем или наречием.
Примеры разбора слов по составу
Разбор слова Настенный
Разбор слова Сползает
Разбор слова Запевает
Разбор слова Повторяла
Разбор слова Преподаватель
Разбор слова Вверху
Разбор слова Разноцветный
Изучение состава слова играет значительную роль при формировании орфографической зоркости. Дети начинают понимать и запоминают: все части слова неизменны в написании и не зависят от произношения.
Тест «Состав слова»
1. Как называют слова ЛЕС, ЛЕСНОЙ, ЛЕСНИК? а) антонимы;б) синонимы;в) родственные.
2. Часть слова без окончания называется: а) основой;б) корнем;в) суффиксом.
3. Общая часть родственных слов называется: а) основой;б) корнем;в) окончанием.
4. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов — это: а) окончание;б) суффикс;в) приставка.
6. Продолжи фразу. Основа слова — это: а) изменяемая часть слова;б) общая часть родственных слов;в) часть слова без окончания.
7. Из каких частей может состоять основа слова? а) приставка, корень, окончание;б) корень, суффикс, окончание;в) приставка, корень, суффикс.
8. Определи, в какой строке все слова однокоренные. а) гусеница, гусь, гусята, густой;б) школа, школьный, пришкольный, школьник;в) рисунок, рис, рисовать, рисовый.
9. Дополни фразу. Приставка — это: а) часть слова, которая стоит перед корнем;б) часть слова, которая стоит после корня;в) служебная часть речи.
10. Какое из данных слов имеет приставку по-? а) полезный;б) подарок;в) по дороге.
11. Дополни фразу. Суффикс — это: а) часть слова, которая стоит перед корнем;б) изменяемая часть слова;в) часть слова, которая стоит после корня.
12. Выбери слово с суффиксом. а) завод;б) зонтик;в) собака.
13. Выбери значимые части слова. а) приставка, корень, окончание;б) корень, суффикс, окончание;в) приставка, корень, суффикс.
Третье — это необходимо запомнить порядок разбора слов по составу.
Как определить подчинительную связь?
Слова в устной и письменной речи сочетаются друг с другом определенным образом и составляют словосочетание. Например, при слове «рисовать» могут быть зависимые слова:
- рисовать картину,
- рисовать красками,
- рисовать быстро.
В составе этих синтаксических единиц имеется главное слово и зависимое. Причём главное слово своими лексическими и грамматическими свойствами диктует какую-то связь с зависимым словом, предопределяет его выбор. От главного слова к зависимому можно задать вопрос:
- писать (что?) письмо,
- любоваться (чем?) пейзажем,
- склонный (к чему?) к анализу.
В этих словосочетаниях налицо грамматическая зависимость одного (подчиненного) слова от другого (главного). Такая зависимость называется подчинительной связью.
Подчинительная связь выражает отношение между синтаксически неравноправными словами или предложениями, одно из которых выступает как главное, другое — как зависимое.
Сравним следующие синтаксические единицы:
- красивый цветок,
- читать книгу,
- девочка читает.
Их функции в речи различны. Сочетание «красивый цветок» называет предмет более конкретно, чем одно слово «цветок». Сочетание «читать книгу» называет действие, которое направлено на предмет (книгу). Но эти словосочетания не передают законченной мысли, как предложение. А сочетание «девочка читает» содержит равноправные слова, которые не связаны подчинительной связью. Они выражают законченную мысль и не являются словосочетанием.
Словосочетания в отличие от предложения не выражают законченной мысли, не имеют интонации сообщения. Они являются строительным материалом, своеобразными «кирпичиками» для предложения, входят в состав предложения. Словосочетания используются для передачи информации только в составе предложения.
За стеной этой ночью бушует сильный ветер.
Выделяем грамматическую основу простого предложения «бушует ветер», в составе которой равноправные слова, — подлежащее и сказуемое. Укажем словосочетания:
- сильный ветер,
- бушует за стеной,
- бушует ночью,
- этой ночью.
Часть слова которая служит для связи слов в предложении и словосочетании называют?
Часть слова которая служит для связи слов в предложении и словосочетании называют.
1. Приставка – это морфема, которая стоит перед корнем и обычно служит для образования новых слов.
Бежать – при бежать, вы бежать, пере бежать, до бежать, от бежать, за бежать, вз бежать.
Приставки могут быть как исконно русскими, так и иноязычного происхождения. Одни из приставок встречаются в большом количестве слов, другие менее частотны.
Приставками являются также те, что восходят к наречным предлогам: вне-, меж-, возле-, сверх-, около-, противо-.
Внеклассный, межпланетный, сверхприбыльный, окололитературный, противоракетный.
Очень немного слов в русском языке имеют приставки па- (паводок, пасынок, падчерица), пра- (правнук, прадед), су- (сугроб, супесь, сумрак).
3. Приставки иноязычного происхождения: а- (аморальный), анти- (антимонопольный), архи- (архиважный), де- (деквалификация), интер- (интернационализм), инфра- (инфракрасный), контр- (контрмеры), про- (проамериканский), пан- (панславянский), пост- (постперестроечный), прото- (протозвезда), ре- (ретрансляция), суб- (субтитры), супер- (супермодный), транс- (трансамериканский), ультра- (ультрасовременный).
4. Как и корни, приставки могут менять свой внешний облик.
Например: в-/во- ( в ходить – во йти), под-/подо- ( под бирать – подо брал), раз-/рас-/разо-/роз-/рос- ( раз бирать, рас писать, раз обрать, роз вальни, рос пись), вз-/вс- ( вз бежать, вс помнить), воз-/вос- ( воз двигнуть, вос поминание) и др.
В частности, если приставка оканчивается на согласный, а корень начинается с сочетания согласных, то к приставке прибавляется гласная о, которая входит в состав этой приставки.
5. Основная функция приставок – создавать слова (приставка изменяет значение того слова, к которому она прикрепляется).
Ср.: по волжский, при волжский, за волжский.
Очень редко приставки используются при создании не нового слова, а одной из форм слова.
1) выделение в качестве приставки части корня, совпадающей по звучанию и написанию с имеющейся в языке приставкой, например: выгода, обман, исказить, природа и др.
В русском языке есть приставки: вы— ( вы бежать), об— ( об ходить), ис— ( ис ходить), при— ( при ходить). Но в вышеназванных словах (выгода, обман, исказить, природа) эти звуковые комплексы являются частью корня, поскольку мы не можем подобрать в русском языке слова без этого звукового комплекса.
Ср.: выбежать – бежать, обходить, исходить, приходить – ходить;
2) необоснованное присоединение к приставке части корня:
безоружный, надвигаться, подвинуть, разобщать, обосновать.
В русском языке есть приставки над— ( над писать), под— ( под прыгнуть), обо— ( обо рвать) и др. Однако в вышеназванных словах мы имеем дело с другими приставками, что убедительно доказывает выделение корня.
3) необоснованное выделение в качестве одной приставки сочетания приставок.
Продолжи предложение < ; корень — значимая часть слова, которая?
Продолжи предложение < ; корень — значимая часть слова, которая.
> ; ответы : а) служит для связи слов в предложении ; б) Служит для образования новых слов ; в) Является общей частью родственных слов.
Разбор слова по составу, или морфемный разбор – разбор, при котором у слова выделяют все его части: основу, приставку, корень, суффикс, окончания, префиксы, постфиксы. Морфемный разбор слова важен потому, что в русском языке морфемный принцип лежит в основе правописания. Большинство правил строится на определении того, где находится буква, в правильности написания которой возникают трудности.
К примеру, чтобы правильно написать о или ё в слове, надо понять, где она расположена: в корне пишется ё (черный, желудь), кроме слов-исключений, а в суффиксах и окончаниях прилагательных, существительных, наречий – под ударением – о, без ударения – е. Потому так важно грамотно сделать разбор по составу. В этом окажет помощь «словообразовательный словарь Тихонова», печатный или электронный. Привычка делать разбор слова по составу со словарем позволяет проникнуть в тонкости языка.
Для того, чтобы выплонить разбор слова, воспользуйтесь алфавитным указателем по морфемному словарю или формой поиска справа
Алгоритм разбора слова по составу
Алгоритм разбора слова по составу — пошаговая последовательность. Она помогает правильно выполнить работу. Используемый приём сравнения развивает логическое мышление.
Обязательная поэтапность разбора любого слова по составу:
Подчинительная связь в предложении
Подчинительная связь существует также в сложноподчиненном предложении, в составе которого одно предложение является главным, а второе — подчиненным. Части такого предложения соединены подчинительными союзами (что, чтобы, как, как будто, пока, с тех пор как, словно, точно, только и пр.) или союзными словами (кто, что, какой, который, сколько, чей, где, откуда, куда и пр.)
Как правило, от всего главного предложения или одного слова в нём задается вопрос к зависимой части.
Примеры предложений с подчинительной связью из художественной литературы
Необходимо было выяснить, (что?) что же в сущности происходит (Жюль Верн. Властелин мира).
Это сложноподчиненное предложение с зависимым изъяснительным, которое присоединяется с помощью союзного слова (местоимения) «что».
Левин сел на лошадь и поехал на поле, (какое?) где был прошлогодний клевер (Л. Н. Толстой. Война и мир).
От слова «поле» задаем вопрос к зависимому определительному предложению, присоединенному союзным словом (относительным наречием) «где».
Алиса фыркнула и тут же закашлялась, (с какой целью?) чтобы прикрыть свой смех (Льис Кэррол. Алиса в Зазеркалье).
В этом примере от слова «закашлялась», находящегося в главном предложении, задается вопрос к зависимому придаточному цели, присоединенному подчинительным союзом «чтобы».
Рассказать же сюжет затрудняюсь, (почему?) ибо, по правде, ничего в нем не понимаю (Ф. М. Достоевский. Бесы).
С помощью подчинительного союза «ибо» (= потому что) присоединяется придаточное предложение причины.
Сложноподчиненные предложения могут содержать в своем составе несколько зависимых частей, и тогда в них возникают отношения последовательного, однородного и неоднородного (параллельного) подчинения.
Окончание в составе слова
Выполнение разбора слова по составу, обычно необходимо начинать с выделения окончания, которое не входит в его основу. Для этого определим, изменяемое ли слово перед нами, есть ли у него окончание. С этой точки зрения важно, к какой части речи относится анализируемая лексема.
Помним, что у неизменяемых частей речи и форм слов нет окончания:
1. у несклоняемых существительных
2. У несклоняемых прилагательных
3. У наречий на конце вычленим только суффиксы:
4. В морфемном составе деепричастий имеются формообразующие суффиксы:
5. В форме простой сравнительной степени прилагательных и наречий вычленим суффиксы:
Подчинительная связь в словосочетании и предложении
Подчинительная связь — это грамматическая и смысловая зависимость одного слова или предложения по отношению к другому.
При каждом самостоятельном слове могут быть зависимые слова, составляющие словосочетание с подчинительной связью. Рассмотрим, какие бывают подчинительные словосочетания в русском языке. Приведем примеры подчинительных словосочетаний.
Подчинительная связь существует также между простыми предложениями в составе сложноподчиненного, в котором выделяют главную и зависимую часть.
Русские приставки
В русском языке преобладают исконно русские приставки: о-, от-, под-, перед- (пред-), в-, до-, на-, не- (ни-), рас- (раз), из- (ис-), при- (пре-).
Например: окрутить, отступить, подплыть, передать, впустить, добежать, наступать, нечем, расписать.
Пример разбора слова по составу
Рассмотрим в качестве примера морфемный разбор слова «безрадостный».
Это изменяемое прилагательное, значит, вычленим окончание -ый, сравнив его формы:
Определим основу слова — безрадостн-:
Далее укажем приставку без-, как и в составе слов:
Оставшаяся часть слова -рад- является корнем, который прослеживается в родственных словах:
Закончим разбор по составу итоговой записью:
без рад ост н ый — приставка/корень/суффикс/суффикс/окончание
Определение
Приставка – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
Приставка есть не в каждом слове. Например: ясный, красота, читать.
В некоторых словах несколько приставок, например: распространение, неподкупный, распределить, воспроизвести.
Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
Окончание стоит после корня или после суффикса. Чтобы найти окончание в слове, надо изменить форму слова. Другими словами изменить слово по падежам. Надо помнить, что в русском языке много слов с нулевым окончанием. Например: стол, конь.
Какая часть в составе слова служит
Для связи слов в предложении — -.
Иноязычные приставки
Иноязычные приставки приходят в русский язык вместе с заимствованными словами, обозначающими новые процессы, предметы, понятия. При этом заимствованные приставки соединяются как с исконно русскими корнями, так и с иноязычными.
Например: а-, де-, дез-, анти-, архи-, интер-, контр-, ультра-, псевдо-, пост-, макро-, микро-, про-, пан- и другие.
Примеры слов с иноязычными приставками:
Как разбирать слова по составу
Русский язык — непростой школьный предмет, вызывающий сложности у многих учащихся. Кроме освоения грамотного письма, детям постоянно приходится выполнять различные виды заданий. Часто, в качестве задания после диктанта или в виде самостоятельной работы, выступают различные виды разбора, в том числе и морфемный разбор или разбор по составу. К сожалению, даже в начальной школе, когда для разбора берутся достаточно простые слова, некоторые дети испытывают затруднения.
Напишите, какая часть в составе слова служит
Напишите, какая часть в составе слова служит : 1) для образования новых слов.
2) для связи слов в предложении.
Особенности определения окончания на примере разных частей речи
Например, слово «пеналом». Образуя форму слова, изменяем падеж: «пеналу». Изменилась часть –ом. Значит, это окончание.
Важно помнить о наречии «домой», где — ой — суффикс: у существительных 2 склонения («дом — 2 склонение») нет окончания –ой. Наречия не изменяются, значит, у него вообще нет окончания. Всё слово — основа.
Имя прилагательное
Слово «волшебными» поставим в форму женского рода единственного числа: «волшебная». Сравниваем формы слова, изменяется часть –ыми. Это окончание.
Бесполезный — то, в чём нет никакой пользы
Парашютист — человек, спускающийся с парашютом
Глагол «повторяете» настоящего времени. Попробуем изменить лицо: «повторяют». Вывод: окончание –ете.
«Заставили» — «заставила»: в первом глаголе окончание –и.
Примеры разборов
Покажем примеры разбора слов разных частей речи с разной комбинацией морфем:
Подберите нужные слова с необходимыми частями слова через поиск слов по морфемам.