“Глагол как часть речи”. 4-й класс

Здравствуй! Ты знаешь, что такое спряжение? Думаю, нет. Раньше ты изучал такое понятие, как склонение. Давай вспомним.

Склонением называется изменение именных частей речи (существительных, прилагательных и др.) по падежам.

Чем же спряжение отличается от склонения?Во-первых, спрягаются только глаголы.Во-вторых, спрягаются только глаголы в настоящем и будущем временах.

«Почему  так?» — задашь ты вопрос. Да потому что именно глаголы в настоящем и будущем временах могут изменяться по лицам и числам.Вот пример:

1 лицо рису–ю и нарису–ю, буд–у рисовать (единственное число). рису–ем и нарису–ем, буд–ем рисовать (множественное число).

2 лицо рису–ешь и нарису–ешь, буд–ешь рисовать (единственное число). рису–ете и нарису–ете, буд–ете рисовать (множественное число).

3 лицо (, ) рису–ет и нарису–ет, буд–ет рисовать (единственное число). рису–ют и нарису–ют, буд–ут рисовать (множественное число).

Во-первых, при изменении глаголов по лицам изменяются и их окончания. Такие окончания называются личными окончаниями глаголов.Во-вторых, в каждой форме при глаголе употребляются слова, которые указывают на его лицо и число: я, мы (первое лицо), ты, вы (второе лицо), он, она, оно, они (третье лицо). В-третьих, в прошедшем времени глаголы не изменяют окончаний при этих словах (я, ты, он рисовал — единственное число; мы, вы, они рисовали — множественное число), поэтому и не имеют личных окончаний. Четвёртое: по лицам и числам изменяются как глаголы будущего простого (состоят из одного слова), так и будущего сложного (состоят из двух слов) времён.

Ну а теперь постараемся ответить, что такое спряжение.

Спряжением называется изменение глаголов настоящего и будущего времён по лицам и числам.

Здравствуй, мой друг. Сегодня мы изучим с тобой, что такое неопределённая форма глагола. Готов? Тогда начинаем!

Неопределённой формой глагола (инфинитивом) называется такая форма, у которой нельзя определить ни числа, ни рода, ни времени: измерять, сшивать, уточнять.

В неопределённой форме глаголы отвечают на вопросы «Что делать?» (решать, записывать) или «Что сделать?» (решить, записать).

Неопределённая форма является начальной для других форм глагола, которые образовываются от неё: писать и записываю (настоящее время), крепить и крепил (прошедшее время). В словарях глаголы даны именно в начальной форме.

При образовании различных форм глагола нужно быть очень внимательным и следить, чтобы все они отвечали на похожие вопросы:1) «Что делать?», «Что делаю?», «Что делал?», «Что делала?», «Что делало?», «Что делали?», «Что буду делать?» и др.2) «Что сделать?», «Что сделаю?», «Что сделал?», «Что сделала?», «Что сделало?», «Что сделали?», «Что сделаю?» и др.

С помощью приставок и суффиксов можно добиться того, чтобы инфинитивы образовывали пары, отвечающие на вопросы «Что делать?» и «Что сделать?»

Чистить (Что делать?) и –чистить (Что сделать?).Бежать (Что делать?) и –бежать (Что сделать?).Бить (Что делать?) и –бить (Что сделать?).Лить (Что делать?) и –лить (Что сделать?).

Рассказать (Что сделать?) и рассказ––ть (Что делать?). Подлить (Что сделать?) и подли––ть (Что делать?).Зашить (Что сделать?) и заши––ть (Что делать?).Усилить (Что сделать?) и усили––ть (Что делать?).

Средством образования неопределённой глагольной формы являются суффиксы – (делал и делать, жил и жить, носил и носить), – (полз и ползти, нёс и нести, вёз и везти).

В русском языке есть глаголы неопределённой формы, которые оканчиваются – (берёг и беречь, стерёг и стеречь, пёк и печь). В этих словах –не является суффиксом, а относится к корню.

А теперь сделаем выводы.1. У глаголов неопределённой формы нельзя определить ни род, ни число, ни время.

2. Инфинитивы могут отвечать на вопросы «Что делать?» и «Что сделать?» С помощью приставок и суффиксов можно образовывать пары глаголов, которые будут отвечать на разные вопросы.

3. Средством образования инфинитивов являются всего два суффикса.

Тренировочные упражнения по русскому языку по теме «Глагол».

1.Запиши глаголы в неопределённой форме.

Ставят, везёт,бегают,цветёт,плачет,несёт,пахнет,завтракает,,бредёт,делаете, знакомят, разгребёт, вешаем, плетём, трясёт, мокнут, квакают.

2.Спишите. Выделите окончания у данных глаголов.

Старость, молчать, отнимать, молодость, гость, трость,, радовать ,глупость чернеть, радость, жестокость, отдохнуть, кисть. Верность, холодеть, смелость, лесть, насыпать, месть, мечтать, веселить, кость, грустить.

3.Данные словосочетание замените глаголами неопределённой формы.

Очищать пол от сора.

4. Подберите к глаголам синонимы. Запишите глаголы в неопределённой форме.

Строят, изумить, шумит, просил, бить, наблюдают, охранять, поймают, фантазирует, плакать, сказал, гореть, блестел. Превозносить, стережёт.

5.Заменитте фразеологизмы глаголами неопределённой формы.

Витать в облаках-

зарубить на носу –

ждать у моря погоды-

дрожать как осиновый лист-

писать как курица лапой

ходить на голове-

держать в голове-

клевать носом –

наговорить с три короба

наговорить с три короба-

держать язык за зубами-

Изменение глаголов по временам.

Гладит, любил, постучал, увидит, заплачет, писал, поведёт, чертил, буду следить.

Речушка замёрзла. На быстрине над полыньёй поднимается пар. Речка дышит. От её холодного дыхания вырастут на закраинах льда белые венчики цветов.

Пробежала и пискнула мышь. Стукнулся о берёзу и упал жук. На макушке ели кукует кукушка. На вершине дуба заворковал дикий голубь. На закате солнце заухает в лесу филин.

ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ПО ЛИЦАМ И ЧИСЛАМ.

Мечтаешь о кукле, верим в сказку, витают в облаках, встречаем медведя, расписываем матрёшку, ездите на лошадях, желтеют листья, рубят дрова, зажмурите глаза, жонглирую шариками, молотят зерно, наблюдаю за кошкой.

Цели: повторить существенные признаки глагола, актуализировать знания об обобщённом лексическом значении глаголов, их роли в языке, развивать умение распознавать глаголы, объяснить их значение, развивать навыки точного употребления глаголов в речи.

  • познавательные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам, синтез, подведение под понятие;
  • коммуникативные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • регулятивные – постановка учебной задачи, определение последовательности промежуточных целей, оценивание правильности выполнения действий на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
  • личностные – установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Актуализация знаний. (слайд 2)

– Из какого произведения эти строки?

– Кто автор?

– Какие слова пропущены?

4. Самоопределение деятельности.

– Запишите пропущенные слова. Поставьте к ним вопрос. Что общего у этих слов?

– Сформулируйте тему урока. (слайд 3)

– Что вы можете рассказать о глаголе?

– Сформулируйте цель урока.

– Давайте составим план урока.

5. Работа по теме урока.

Запишите глаголы, которые вам приходят в голову, когда вы смотрите на эти рисунки. (слайд 4)

Ответьте на вопросы.

Какие грамматические признаки есть у глаголов?

– спишите предложения, укажите время и вид глаголов.

– Как ещё изменяется глагол?

1 – 3 глагола настоящего времени, 1лица единственного числа;

2 – 3 глагола настоящего времени 3 лица, множественного числа

3 – 3 глагола прошедшего времени, мужского рода, единственного числа

4 – 3 глагола совершенного вида, будущего времени, 2 лица, единственного числа

7. Работа по теме урока

– Каким членом предложения является глагол? (слайд 9)

– Спишите стихотворение Ф.Тютчева и определите, каким же членом предложения являются глаголы.

Подумайте, зачем глаголы нужны нам в нашей речи. Ответить на этот вопрос вам поможет упражнение на странице 70 № 144.

Прочтите вывод о значении глаголов в языке.

Оцените свою работу на уроке.

9. Подведение итогов урока (слайд 11)

10. Домашнее задание.

Подумайте, можно ли сочинить рассказ или стихотворение используя только глаголы?

Обобщение знаний по теме «Глаголы»4 класс. Автор презентации преподаватель высшей категории ССМШ им. Жиганова Мазур Наталья Степановна

Что называется глаголом?

Начальная (неопределённая форма глагола)

  • Что делать ?
  • Что сделать ?

Совершенный – несовершенный вид

Что сделать ? Что делать ?

Образуй однокоренную форму глагола

совершенного вида , определи спряжение:

Бросать (1) – бросить (2)

Покупать (1) – купить (2)

Обозначать(1) – обозначить(2)

Решать(1) – решить(2)

Отвечать(1) – ответить(2)

Кончать (1) – кончить(2)

Обижать(1) – обидеть(2) искл.

Замени фразеологизм глаголом неопределённой формы.

  • Вдохнуть жизнь –
  • Бить баклуши –
  • Витать в облаках-
  • Пыль в глаза пускать –
  • Мутить воду –
  • Остаться с носом –
  • Зарубить на носу –

не получить .

Как определить спряжение глаголов?

Если ударное окончание :

– ат, -ят

Ставлю глагол в неопределённую форму.

Оканчивается на: Оканчивается на:

Распределите глаголы на 2 группы в соответствии со спряжением

  • бега..шь чист..м пиш..м
  • дума..т свет..т ищ..шь

2. Свет ит , топ им , провер им , реш им , говор ит , шут ишь .

Глаголы – исключения

  • Ко второму же спряженью
  • Отнесём мы ,без сомненья,
  • Все глаголы, что на – ИТЬ,
  • Исключая брить , стелить (1 спряжение)
  • И ещё: смотреть , обидеть ,
  • Слышать , видеть , ненавидеть ,
  • Гнать , держать , дышать , вертеть ,
  • И зависеть , и терпеть .
  • Вы запомните, друзья,
  • Их не Е спрягать нельзя.

Собери пословицу, вспомни правило правописания глаголов.

Не стыдно не знать , стыдно не учиться!

Не с глаголами пишется раздельно !

1.Какой глагол пишется слитно с НЕ

2. Укажи глагол, который неверно разобран

3. От какого глагола будущее время образовано неверно.

Выйти – выйдет

Рисовать – нарисует

Смеяться – будет смеяться

4. Укажи, в каком глаголе в окончании надо

писать букву Е

5. Отметь «лишний» глагол

Ключ к тесту:

  • Я не могу определять спряжение глагола.
  • Я не могу определять вид глагола.
  • Я не могу определять время глагола.
  • Я не могу определять число глагола.
  • Я затрудняюсь в написании безударных окончаний глаголов.
  • Я не испытываю затруднений по теме «Глагол».

Список использованных интернет ресурсов и литературы

  • https://naobumium.info/russkiy/glagoly_isklyucheniya.php
  • ttps://1001student.ru/russkij-yazyk/spryazhenie-glagolov.html
  • https://yandex.ru/search/ ?
  • https://infourok.ru/prezentaciya_po_russkomu_yazyku_na_temu_glagol_4_klass-570410.htm
  • Е.М. Тихомирова «Тесты по русскому языку» .Изд. «Экзамен» Москва 2017 год
  • Русский язык часть 2 Канакина, Горецкий Издательство Просвещение 2015 год.
  • Повторить и усовершенствовать знания о
    существенных признаках глагола.
  • Развивать навыки выделения глагола как части
    речи, точного употребления глаголов в речи.
  • Воспитывать умение определять лексическое
    значение глаголов, их роль в речи. Развивать
    интерес к родному языку.

Оборудование: карточки с
индивидуальными заданиями, сигнальные карточки,
мультимидийный пректор, компьютер.

I Орг. момент.

Актуализация знаний. Введение в тему.

Вот звонок нам дал сигнал
Поработать час настал
Так что время не теряем
И работать начинаем.

Девиз урока: (слайд 2)

“Учись, смекай, активным будь
И к знаниям откроешь путь!”

Запишем в тетради число, классная работа.

Сегодня на уроке мы будем: ДУМАТЬ, РАССУЖДАТЬ,
СЛУШАТЬ, НАБЛЮДАТЬ.

Написание букв Р р, Г г.

Родина наша – это наш дом, где мы все дружно
живём.

(Цель: закрепить умение писать
сходные буквы).

Как вы понимаете это выражение?

1. Работа по карточкам. Задание: Вставить
пропущенные буквы, подчеркнуть главные члены
предложения, надписать над словами части речи.

  • Карточка 1. Л..тит дятел. Н..сёт в клюве с..сновую
    ш..шку.
  • Карточка 2. Ч..десным в..сенним днём уч..ники п..шли
    в лес.
  • Карточка 3. Скв..рцы п..селились в ду..ле большой
    б..рёзы.

2. Словарная работа.

На доске: Р.бочий, п.беда, д.журный,
б.седа, м.ро(с,з), .бед, р.сунок.

Прочитать слова, записанные на доске, выбрать
нужную букву для каждого словарного слова.
(учащиеся выходят к доске, выбирают букву, класс
“отвечает” сигнальными карточками.)

Самостоятельная запись слов в тетрадях.
Учащиеся обозначают ударение и подчёркивают
орфограммы. Взаимопроверка тетрадей.

III. Работа по теме урока.

Стихотворение (слайд 4)

Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду-
Всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады.
И хлеб в полях растёт.
Я свою задачу вижу в том,
Чтоб сказать о действии любом,
И счастливый мой удел таков –
В речи быть одним из главных слов.

Работа с текстом стихотворения:

  • Найдите в стихотворении главное слово (глагол)
  • Чем является глагол в русском языке? (частью
    речи)
  • Чем особенна эта часть речи? (рассказывает о
    действиях, обозначает действия)

Сформулируйте тему урока (ответы детей)

Тема “Глагол как часть речи” (слайд 5)

Обратите внимание на эпиграф к сегодняшнему
уроку.

Каким образом можно оживить эти предметы?
(слайд 5)

– С помощью какой части речи вы оживили
картинки?

3. Работа с учебником.

– Давайте вспомним, как изменяются глаголы? (по
числам и временам).

– Глаголы какого числа записаны у вас в тетради?
(ед и мн числа), значит глаголы изменяются по
числам.

– А как ещё изменяются глаголы? (по временам)

– В каком времени стоят глаголы, записанные у
вас в тетради? (настоящем). Теперь измените время
в этих предложениях.

4. Работа в группах.

Отгадать загадки, составить со словами
отгадками предложения, подчеркнуть глаголы и
определить, в каком времени они употреблены.
(слайды)

Летит огневая стрела,
Никто её не поймает:
Ни царь, ни царица,
Ни красна девица.

Ответ: Молния. (СЛАЙД 9)

Раскинут ковёр,
Рассыпан горох,
Ни ковра не поднять,
Ни гороху собрать.

Ответ: Звезды на небе (СЛАЙД 10)

Между гор, между дол
Бежит белый конь.

Ответ: Ручей. (СЛАЙД 11)

Что вверх корнем растёт?

Ответ: Сосулька. ( СЛАЙД 12)

Красные лапки щиплют за пятки. (гусь) (СЛАЙД 13)

Мчатся колёса по дороге, а над дорогой ноги.
(велосипед) (СЛАЙД 14)

Составьте из слов загадку (на доске)

(Каждое слово на отдельной карточке.)

– Запишите в тетради.

Белое покрывало всю землю покрывало.

– В чём сходство и различие этих слов? (по
вопросу) Одинаковое произношение, но разное
значение.

– В каком времени употреблён глагол? (прошедшем)

– Произнесите предложение так, чтобы глагол
употреблялся в другом времени.

(Класс использует сигнальные карточки при
ответах детей)

Запишите в тетрадь с вопросом

  • 1 глагол – в прошедшем времени
  • 1 гл. – в настоящем времени
  • 1 гл – в будущем времени.

Слова для справок: убегут, дышать, испугаются,
гулять, шуметь, прыгай, играй, петь, забывай,

– Вставьте нужные глаголы в предложения. В этом
вам помогут слова для справок. Подчеркните
глаголы в неопределённой форме.

(раздаются листы с заданиями, дети переписывают
себе в тетрадь)

Для проверки (СЛАЙД 15)

– Что это за слова я выделила? В чём особенность
этих глаголов? (СЛАЙД 16)

(это глаг. Неопределённой формы)

– На какие вопросы отвечают глаголы
неопределённой формы? (что делать, что сделать?)

– Чему учит нас это стихотворение?

8. Давайте выполним упражнение 398.

Прочитаем задание. Выполняем.

9. Давайте вернёмся к началу урока. (слайд 3)

– В каком времени употреблены эти глаголы?
(будущее)

– Что мы с вами делали? (думали, рассуждали,
слушали, наблюдали. – это уже прошедшее время.)

IV. Итог урока.

Итак, расскажите о глаголе: (слайд 17)

Цель: обобщение знаний и умений учащихся по теме «Изменение глаголов по временам».

  • обучающая: систематизировать знания о временах глагола;
  • развивающие: развивать умения различать временные формы глагола и правильно их употреблять; умение находить в тексте глаголы и обозначать их временные формы; орфографическую зоркость, развивать устную речь учащихся при составлении устного ответа; развивать навыки самоконтроля, взаимоконтроля, самооценки;
  • воспитательные: воспитание сознательного отношения к учебе и интереса к изучению русского языка, воспитывать волевые качества (терпение, умение выполнять работу до конца).
  • коррекционно-развивающие: развивать память, внимание, речь.
  • Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя; понимать учебную задачу и активно включаться в деятельность; учиться работать по предложенному плану; определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с предложенными критериями;
  • Познавательные: строить рассуждения; извлекать информацию, представленную в разных формах; рефлексия способов действий, контроль процесса и результата действий;
  • Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, высказывать и обосновывать свою точку зрения; слышать и слушать других,
  • Предметные: умение находить в тексте глаголы, определять у них временные формы; распределять глаголы по временным формам; подбирать в тексте подходящие по смыслу глаголы.

Формы организации деятельности детей: коллективная, индивидуальная, парная.

Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, проектор, мультимедийная презентация, карточки с заданиями для работы на уроке и с дополнительным заданием, карточки для самостоятельной работы

Оргмомент

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Сели тихо, не шумите,
На меня все посмотрите.
Давайте, друзья, улыбнемся друг другу.
Улыбки подарим гостям.
К уроку готовы? Тогда за работу.
Удачи желаю всем вам. (Слайд 1)

Чистописание

А сейчас тетрадь открыли
И как надо положили.
Сядьте прямо, не кривитесь.
За работу все возьмитесь. (Слайд 2)

Начнем работу с чистописания
К нам буквы просятся уже.
В тетрадочках мы все пропишем
Соединенья с буквой «г». (Элементы соединения – гл)

Словарная работа

А теперь вспомним некоторые словарные слова.

Я буду загадывать загадки, а отгадки вы запишете с комментированием в тетради.

Лист бумаги по утрам
На квартиру носят нам.
На одном таком листе
Много разных новостей. (Газета) (Слайд 3)

Инструмент в руках у нас,
В огороде — высший класс
Можем грядки им копать.
Подскажите, как назвать? (Лопата)

Дом зеленый тесноват:
Узкий длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда –
Треснул домик гладкий,
Поскакали кто куда
Круглые ребятки. (Горох)

Все ступеньки собрались,
Вверх под крышу поднялись. (Лестница)

– А теперь прочитайте первые буквы наших словарных слов, и вы узнаете имя главного героя нашего урока. (Глагол) (Слайд 4)

Повторение о глаголе

– А что же такое глагол?

– Как могут изменяться глаголы?

– Что такое неопределённая форма глагола?

– Какую роль глагол выполняет в предложении?

– Для чего нужны глаголы? Что будет, если убрать их из нашей речи? Что получится?

(Глагол – это одна из двух частей речи, без которой невозможно построить предложение, не передать собеседнику никаких сообщений.)

Беседа о времени

У меня для вас ещё одна загадка:

Оно и бежит,
Оно и лечит,
Оно и быстротечно,
Оно и бесконечно.

– О чем я говорю? (Это время) (Слайд 5)

– Время – что это такое? Как вы понимаете? (Часы, дни, сутки, года)

– Давайте обратимся к толковому словарю русского языка и выясним, что же такое время.

Владимир Иванович Даль так объясняет это слово: «Время – это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками».

В словаре Сергея Ивановича Ожегова сказано, что время – это продолжительность, длительность чего-нибудь, измеряемая секундами, минутами, часами.

– Знаете ли вы пословицы со словом время?

  • Делу время, потехе – час.
  • Время – не птица, за хвост не поймаешь.
  • Не время сидеть сложа руки.
  • Аппетит приходит во время еды.
  • Время — как воробей: упустишь — не поймаешь.
  • Всему своё время.

– А как вы думаете, что может связывать два понятия ГЛАГОЛ и ВРЕМЯ? (Слайд 6)

(У глаголов есть время)

– Кто же догадался, о чем мы сегодня будем говорить?

– Какова тема урока? (Время глагола)

Развитие речи

– Посмотрите на картинку. Какое время года на ней изображено? (Слайд 7)

– Какие приметы весны вы видите?

– Составьте предложения по картинке, используя глаголы.

– Я тоже составила несколько предложений. Давайте запишем их под диктовку.

Наступили долгожданные весенние деньки. По земле бегут шумные ручейки. Скоро вернутся на родину перелётные птицы.

Найти и подчеркнуть основу предложения.

Определим время глаголов:

– Назовите глагол в первом предложении.

– На какой вопрос он отвечает?

– Какое действие по времени он обозначает?

На доске карточка: П.в. Что делал? Что делали?

– Назовите глагол во втором предложении.

На доске: Н.в. Что делает? Что делают?

– Назовите глагол в третьем предложении.

На доске: Б.в. Что сделает ? Что сделают? Что будет делать? Что будут делать?

Вывод: Как же мы сможем определить время глагола? ( по вопросу и смыслу)

Работа по учебнику

Упр. 146 стр. 71.

– Прочитайте стихотворение.

– О каком времени года говорится? Какие слова на это указывают?

– Прочитайте еще раз стихотворение и найдите в нем глаголы.

– Выпишем глаголы с комментированием и укажем их время.

Физминутка

Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка в присядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите
И писать, друзья, начните.

+ для глаз (Слайд 8)

Работа в парах

Игра «Глаголы заблудились»

– А теперь работаем в парах.

Прочитайте слова на синей стороне листочка-раздатки. Что это за часть речи?

Приключилась беда. Глаголы услышали музыку физминутки и высыпали на улицу, перепутались. Теперь они не могут найти свои домики.

Поможем глаголам. Расселите глаголы по своим домикам.

Играет, рисовал, напишет, смотрел, будет молчать, бежит, говорят, скажет, жевал

Проверка: (Слайд 9)

– Прочитайте, какие глаголы в какой домик вы заселили. Почему? (Приложение 1)

Игра «Четвёртый лишний». Домики

– Вы видите группы слов. В каждой группе есть лишнее слово. (Приложение 2)

– А теперь посмотрите на зеленую сторону наших листочков. Здесь в домиках есть лишние глаголы. Найдите их и переселите в нужный домик.

Проверка: (Слайд 10)

– Назовите лишний глагол в первом домике. Почему? В какой домик он переедет?

– Назовите лишний глагол во втором домике. Почему? В какой домик он переедет?

– Назовите лишний глагол в третьем домике. Почему? В какой домик он переедет?

  • Трещит, скрипит, воет, скулил. (Скулил – это глагол прошедшего времени остальные глаголы – настоящего времени.)
  • Встречает, визжал, поскрипывал, дул. (Встречает – глагол настоящего времени, остальные глаголы – прошедшего времени.)
  • Прочитает, запишет, нарисует, удивил. (Удивил – глагол прошедшего времени, остальные будущего времени)

Самостоятельная работа

Каждый из вас получил листочек с текстом. Впишите в текст подходящие по смыслу глаголы из слов для справок и укажите их время. (Приложение 3)

Вот и ___________________ долгожданная весна. Ярко _____________ солнышко. В лесу ___________ птицы. Из – под снега ______________ подснежник. С пригорка _____________ ручеёк. Скоро ____________ грачи. Мы все с нетерпением ____________ весенних каникул.

Слова для справок: ждём, наступила, прилетят, светит, зажурчал, защебетали, выглянул.

Проверка: (Слайд 11)

– Давайте послушаем, какие у вас получились тексты. А правильно ли вы указали время глагола, я проверю сама.

Рефлексия

Урок приблизился к концу,
Я у вас спросить хочу:
– Над какой темой мы работали?

– В форме какого времени бывают глаголы?

– Как определить время глагола? (По вопросу.)

– Какое действие обозначают глаголы в настоящем времени, на какой вопрос отвечают? (Действие, которое происходит сейчас, в настоящий момент, и отвечает на вопрос что делает?)

– Какое действие обозначают глаголы в прошедшем времени, на какие вопросы отвечают? (Действие, которое происходило в прошлом, и отвечают на вопросы что делал? что сделал?)

– Какое действие обозначают глаголы в будущем времени, на какие вопросы отвечают? (Действие, которое только еще будет происходить, отвечают на вопросы что будет делать? что сделает?)

В корзиночках вы найдете смайлики. Они помогут вам оценить свою работу на уроке.

  • Кому все удалось и все было понятно – весёлый.
  • У кого остались вопросы, были ошибки – равнодушный.
  • Кому так и не понятно как определять время глагола, допустили много ошибок – грустный.

Гайнуллина Лилия Фаимовна,

методист по начальному обучению

МКУ «Управление образования Буинского муниципального района»

Русский язык 4 класс

Цель: обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания о глаголе, как части речи.

  • Закрепить навыки правописания глаголов;
  • развивать у учащихся быстро и верно определять тип спряжения глагола, время и вид глагола верно изменять глагол по лицам и числам, грамотно использовать различные глагольные формы в устной и письменной речи, развивать творческое мышление, внимание, расширить словарный запас
  • воспитывать интерес к русскому языку, дисциплинированность.

Познавательные: учащиеся научатся сравнивать глаголы, использовать разные способы решения орфографических задач в зависимости от места орфограммы в слове, применять правила правописания окончаний глаголов;

Коммуникативные: умение составлять план действия, использовать речь для регулирования своей деятельности, формулировать собственное мнение, осуществлять контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

Регулятивные: развивать учебно-организационные умения и навыки (организовывать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль на самоанализ учебной деятельности) формировать умение слушать и слышать своих сверстников и учителя.

Личностные: формировать интерес к предмету через использование различных форм обучения и создания ситуации успеха.

Тип урока. Урок обобщения и систематизации предметных знаний.

Технологии: здоровьесберегающие, приемы технологии критического мышления, игровые приемы.

Методы по источнику знаний: словесный, практический, наглядный.

Методы по уровню познавательной активности: репродуктивный (воспроизведение ранее полученных знаний в процессе беседы), частично-поисковый.

Приёмы умственной деятельности: анализ, синтез, наблюдение, сравнение, обобщение.

Принципы обучения: принцип дифференцированного подхода, принцип наглядности, принцип доступности (материал подобран с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся).

Мотивация учения на разных этапах урока:

– эмоциональные методы – поощрение, создание ситуации успеха (оценивание);

– познавательные методы – творческое задание.

– социальные методы – создание ситуации взаимопомощи, сотрудничества.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная.

Контроль усвоения знаний проводился при выполнении практических заданий.

– Дорогие ребята, сегодня к нам на урок пришли гости- учителя школ нашего района. Давайте их поприветствуем, улыбнемся им и начнем наш урок.

2. Сообщение темы урока.

–   А о тему нашего урока вы назовете сами, когда догадаетесь о чем это стихотворение.

-Что без меня предметы?

А я приду – всё в действие придёт.

Летит ракета, люди строят зданья,

Цветут сады, и хлеб в полях растёт. ( слайд 1)

– О чем же пойдёт разговор на уроке? (о глаголе).( слайд 2)

3. Актуализация прежних знаний.

Учитель называет слова:

спинки, тетради и ручки, парты, улыбку. (На доске)

– Вы меня поняли? (не очень) Послушайте дальше.

-Выпрямили, приготовили, сядьте, подарите.

– А теперь вы меня поняли? Что помогло вам понять, о чём я говорю?

– Что общего у слов второй группы? (это глаголы)

–  Какую же роль играют глаголы в нашей речи? (Они делают нашу речь ясной, понятной, богатой)

– Что такое глагол? (Это часть речи, отвечает на вопросы что делает?, что делать? и обозначает действие предмета) (слайд 3)

– Сегодня на уроке мы закрепим  ваши знания о глаголе.

— Давайте поиграем. Если я называю глагол – хлопок, если другая часть речи –

– Дядюшка Глагол при ремонте вытирал, подметал, зашивал, поливал, самосвал,

носил, летел, заплатил, угодил, повредил, крокодил, выпил, вылепил, зажёг,

4. Повторение и закрепление изученного

– Отгадайте ещё одну загадку.

– Стоят в поле сестрички,

Жёлтый глазок, белые реснички. (ромашка)

– Вы сейчас должны будете сделать ромашку. В глазок впишем героя нашего

урока, а в лепесточки – его грамматические признаки.

– Наш девиз: «Слушай других! Не мешай, а предлагай!».

Задание по группам.

Каждая группа выбирает лепесток и выполняет дополнительное задание

1 группа: – Как определить вид глагола?

2 группа: – Как определить время глагола?

3 группа: -Какие формы лица бывают у глаголов?

4 группа:- Как определить спряжение глагола?

– Отвечает 1 группа ( Глаголы бывают двух видов совершенный и несовершенный. Глаголы отвечающие на вопросы что сделал?-совершенного вида. Что делал? -несовершенного)

Самостоятельная работа. Упражнение на определение вида глагола.

– Запишите глаголы в два столбика

Читать, почитать, рисовать, подписать, нарисовать, писать, учить, выучить (слайд 4)

2 группа: – Какие формы лица бывают у глаголов? (Глаголы могут стоять в форме 1,2 или 3 лица)

А теперь определите, верно ли говорят друзья: (дети показывают сценку)

– Два мальчика – спортсмена шли с тренировки и разговаривали.

– В этом году на соревнованиях области я обязательно победю . . ., нет побежу. . . – замялся Гена.

– Эх, ты, еще не знаешь, как сказать, а хочешь победить, – засмеялся Игорь.

– А как же сказать правильно? Подумайте!

Обсуждение в группах.

(Глагол “победить” в 1 лице не употребляется).

– Некоторые глаголы в 1 лице единственном числе не могут употребляться;

Это глаголы – исключения: победить, убедить, дерзить, бороздить, пылесосить, шелестеть. (на доске)

– Как можно сказать правильно? (одержать победу).

– Но грамотно глаголы не только нужно употреблять, но и писать. Какие ошибки вы чаще всего допускаете при написании глаголов?

– От чего зависит окончание глагола? (от спряжения)

– Послушаем 4 группу.

4 группа: – Как определить спряжение глагола? (Дети рассказывают правило)(слайд5)

VI. Физ. минутка.

– Если я называю глаголы I спряжения – приседают мальчики, если называю глаголы II спряжения – приседают девочки:

идёшь, шумишь, поёшь, шуршите, звенят, плывут, лежит, цветёт, растёт, говоришь, кричишь, молчит.

Работа в парах

Реж (е,и) шь, отвеча (е,и) шь, ман (е,и) шь,барабан (е,и) шь, пиш (е,и) шь, вид (е,и) шь.

Терп (ю,я) т, кле (ю,я) т, кол (ю,я) т.

Отвечает 4 группа – Как определить время глагола? (Учащиеся рассказывают о времени глагола)

Цифровой диктант. (слайд)

– У вас на столах карточки, на которых написано время глагола, выпишите номера глаголов, соответствующие вашим карточкам.

1 учится              2 оживёт              3 пели

5 сияет                 6 высохнет          4 написал

8 летит                9 уточнит            7 отвечала           10 просить

– Какое слово лишнее? Почему?

Послушайте утверждения, которые отражают основные понятия по теме «Глагол», если вы не согласны с предложенным утверждением, ставите значок – , а если согласны –, значок +

  • Глагол обозначает действие предмета.
  • Глаголы изменяются по падежам.
  • Не с глаголами пишется раздельно.
  • Глаголы имеют три спряжения.
  • Глаголы прошедшего времени изменяются по родам.
  • Глаголы в н.ф., оканчивающиеся на -ить, относятся ко ΙΙ спряжению.
  • В предложении глагол чаще всего выполняет роль подлежащего.
  • Неопределенная форма глагола– это начальная форма глагола.

-Ребята, к концу нашего урока давайте составим кластер в который соберем все что мы знаем о глаголе. Что такое кластер? В виде чего его можно выполнить? Начинайте работу.

Но мне кажется, на нашем дереве чего то не хватает. Как вы думаете чего? (цветов)

– Давайте украсим наше дерево цветами. Если вы на уроке легко справлялись с заданиями, наклейте синий цветок, если было не очень легко- желтый, а если было трудно-красный.

Ночь. Маленькая деревня. Огни. Ветер. Снег. Бесконечное поле.

-Дополните текст подходящими по смыслу глаголами.

– Из «Кучи малы» найдите глагол в настоящем, прошедшем, будущем времени, вставьте пропущенные буквы.(Побеседую, горевал, желаем)

– В какой форме стоит глагол ужинать, позавтракать?(В неопределённой). Почему? 3.  Цифровой диктант.

– На какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме? На что они оканчиваются?

-Разберите слово ужинать по составу, напишите все возможные формы глагола.

Ужинать – ужинаю, ужинал, поужинаю.

Позавтракать – позавтракал, позавтракаю.

Вывод.- От каких глаголов в неопределённой форме не все формы времени можно образовать, а от каких не все. (Глаголы, отвечающие на вопрос что сделать? нельзя образовать глагол настоящего времени)

. Реж (е,и) шь, отвеча (е,и) шь, ман (е,и) шь,барабан (е,и) шь, пиш (е,и) шь, вид (е,и) шь.

2. Верт (е,и) те, крут (е,и) те, дума (е,и) те, смотр (е,и) те.

3. Терп (ю,я) т, кле (ю,я) т, кол (ю,я) т.

Дополнительный материал к уроку.

А сейчас определите, верно говорят друзья:

– Некоторые глаголя в 1 лице единственном числе не могут употребляться;

– Как можно сказать? (одержать победу).

– придумайте предложение с этими словами.

Но грамотно глаголы не только нужно употреблять, но и писать. Для этого надо знать окончания.

– Какие окончания имеют глаголы II спряжения?

– Какие окончания имеют глаголы I спряжения?

– Назовите глаголы – исключения II спряжения?

– Назовите глаголы – исключения I спряжения?

Молодцы! Выполним работу по карточкам:

– вставить личные окончания глаголов;

– указать спряжение.

Какие постоянные категории имеет глагол?

Мы провели 5 лотов. Давайте подведем итог. Кто больше всех получил фишек?

Объявляется последний лот. На продажу выставляется творческая работа.

– Слушаем музыку П.И. Чайковского “О весне”.

Посмотрите внимательно за окно и на доску.

а) – О каком времени года говорим сейчас? (составьте предложения)

– Звучит ли сейчас весна?

– Как она звучит?

– Какие изменения вижу я в природе?

б) Начал лед – громовержецНа реке баловать.(Тарковский)

Какое время года выразил через музыку композитор П.И. Чайковский? Как вы догадались?

Композитор свои чувства выражает в музыке, поэты в стихах, писатели в прозе, художник – в картинах.

У нас в классе начинающий поэт – Виолетта, она прочитает свое стихотворение.

Как с помощью слова Виолетта передает пробуждение природы. Давайте послушаем стих о весне и отметим глаголы, передающие приход весны.

– Назовите глаголы, которые могут передать звуки изменения в природе.

– У меня написаны глаголы, составьте словосочетания с этими глаголами.

– Вспомните все, что мы говорили о весне, используйте данные глаголы и иллюстрации напишите небольшое сочинение о весне. Озаглавьте его.

– Чтение сочинений.

Задания по группам:

  • объяснить правописание личных окончаний глаголов; определите спряжение
  • разобрать предложения по членам, подписать части речи
  • морфологический разбор слова – журчи
  • VI. Физ. минутка.
  • – Если я называю глаголы I спряжения – приседают мальчики, если называю
  • глаголы II спряжения – приседают девочки:
  • идёшь, шумишь, поёшь, шуршите, звенят, плывут, лежит, цветёт,растёт,говоришь, кричишь, молчит.

выпрямили приготови сядьте подарите

бороздить пылесосить шелестеть

Настоящее время прошедшее время будущее время

Оцените статью
Добавить комментарий