Итоги 10-го курса географии мирового хозяйства и «Отраслевой территориальной структуры мирового хозяйства». География. 10-й год. Информатика на уроках географии

Итоги 10-го курса географии мирового хозяйства и «Отраслевой территориальной структуры мирового хозяйства». География. 10-й год. Информатика на уроках географии Реш еду ру

Конспект по географии 10 класс Мировое хозяйство with medium confidence

1. Индустриальные (Китай, РФ, Восточная Европа, Индия, Бразилия, Мексика):

промышленность > 60%

непроизводственная сфера > 30%

сельское хозяйство 10%

2. Постиндустриальные (США, Япония, Германия, Франция):

промышленность > 30%

непроизводственная сфера > 50%

сельское хозяйство 10-20%

3. Аграрные (Африка, Азия, Латинская Америка):

промышленность > 40%

непроизводственная сфера 10-20%

сельское хозяйство > 50%

• Европейский союз (экономический, политический, военный союз; Европейский парламент). 28 стран: Франция, Италия, Испания, Литва, Латвия и др. – одинаковая валюта, свободное передвижение, торговля.

• Ассоциация государств юго-восточной Азии. 10 стран: Индонезия, Таиланд, Малайзия (около 600 млн человек).

• Североамериканская ассоциация свободной торговли: США, Канада, Мексика – общий рынок.

• Общий рынок «Южного конуса» в Латинской Америке. 10 стран: Аргентина, Бразилия, Чили, Уругвай (более 500 млн человек).

• Евразийское Экономическое сообщество: Россия, Белоруссия, Казахстан (в 2013 + Армения) – Единый Таможенный (экономический) союз.

• Организация стран-экспортёров нефти: Саудовская Аравия, Иран, Ирак, ОАЭ, Алжир, Нигерия.

• Содружество независимых государств (после распада СССР): Россия, Казахстан и др.

10 класс «Духовная культура общества (& 10)

Сформулируйте и запишите понятие:

Первоначальный смысл понятия культура – _________________________________

Пункт: Понятие «духовная культура» (стр. 101)

1. Составьте схему:

t1574099315aa.gif
t1574099315ab.gif

___________________ _________________

                                             (объяснение)            (объяснение)

2. Составьте перечень.

К духовной культуре относят:

3) и т.д.

3. Составьте схему

Духовная культура представляет собой

t1574099315aa.gif
t1574099315ab.gif

_________________ _________________

4. Составьте перечень.

К духовной культуре относятся:

4) и т.д.

Пункт: Культурные ценности и нормы (стр. 102)

1. Составьте таблицу

Основные духовные ценности

Пункт: Многообразие культур (стр. 105)

1. Составьте схему

t1574099315ac.gif
t1574099315ad.gif
t1574099315ae.gif

__________________ ________________ _____________________

2. Составьте перечень характерных черт всех трёх типов культур:

4) и т.д.

4) и т.д.

4) и т.д.

3. Сформулируйте и запишите понятия: ​​​​​​​

Субкультура – это ____________________________

Примеры – __________________________________

Контркультура – ______________________________

Примеры – ___________________________________

Итоги 10-го курса географии мирового хозяйства и «Отраслевой территориальной структуры мирового хозяйства». География. 10-й год. Информатика на уроках географии
Итоги 10-го курса географии мирового хозяйства и «Отраслевой территориальной структуры мирового хозяйства». География. 10-й год. Информатика на уроках географии
Итоги 10-го курса географии мирового хозяйства и «Отраслевой территориальной структуры мирового хозяйства». География. 10-й год. Информатика на уроках географии
Итоги 10-го курса географии мирового хозяйства и «Отраслевой территориальной структуры мирового хозяйства». География. 10-й год. Информатика на уроках географии
Итоги 10-го курса географии мирового хозяйства и «Отраслевой территориальной структуры мирового хозяйства». География. 10-й год. Информатика на уроках географии

Размер файла: 24.21 Кбайт

Виды структур в ТПС:

1. Социальная структура – совокупность групп населения, различающихся по возрасту, благосостоянию, доходам, образованию, культуре.

2. Отраслевая (компонентная) структура – совокупность вещественных нетерриториальных элементов.

3. Воспроизводственная структура – структура производственных мощностей, характеризуемая объёмом и динамикой капиталовложений, наличием инвестиционных ресурсов, объёмом научных разработок.

4. Территориальная структура – совокупность региональных элементов (регион, экономическая зона, район).

5. Внешняя торговая структура – соотношение объёмов экспорта и импорта товаров, услуг и капитала.

Отраслевая структура – это совокупность качественно однородных групп хозяйственных единиц, характеризующихся особыми условиями производства в системе общественного разделения труда.

Итоги 10-го курса географии мирового хозяйства и «Отраслевой территориальной структуры мирового хозяйства». География. 10-й год. Информатика на уроках географии

Отрасли производственной сферы:

1. Отрасли, создающие материальный продукт.

2. Отрасли, доставляющие материальный продукт.

3. Отрасли, связанные с процессом производства в сфере обращения.

Отрасли непроизводственной сферы:

1. Отрасли услуг.

2. Социальное обслуживание.

Структура основных отраслей:

1. Базовые отрасли – промышленность, сельское хозяйство, строительство, торговля, транспорт и связь.

2. Социально-культурные отрасли – наука, образование, медицина, физическая культура, социальное обслуживание, ЖКХ, искусство, туризм.

3. Сфера услуг – финансы, кредит, страхование и консультирование.

Развитие мировой экономики

1. Присваивающее хозяйство (2 млн лет до н. э. – 10-5 тысяч лет до н. э.) – охота, рыболовство, сбор диких плодов, кореньев и мёда. Характерна родовая община.

2. Аграрное хозяйство (5-3 тысячи лет до н. э. – конец XV в. – середина XVII в.) – основная отрасль – сельское хозяйство. Возникло имущественное неравенство и эксплуатация человека человеком (рабовладение и феодализм).

3. Индустриальное хозяйство (1770-1780 гг. до 1970-1980 гг.) – основная отрасль – промышленность. Появились колонии; капитализм в начальной стадии.

4. Постиндустриальное хозяйство (с 1970-х гг.) – развитие сферы услуг, финансовый рынок вытесняет производственный сегмент. Высокий уровень технологий.

Важной составной частью хозяйства является инфраструктура, представляющая собой совокупность материальных средств по обслуживанию производства и населения.

1. Производственная инфраструктура – продолжает процесс производства и включает в себя транспорт, связь, складское хозяйство, инженерные сооружения, коммуникации, сети (линии электропередач, нефтепроводы, газопроводы, теплотрассы, водопровод, телефонные сети).

2. Социальная инфраструктура – пассажирский транспорт, сети водо- и энергоснабжения, канализация, телефонные сети, культурно-зрелищные объекты, учреждения народного образования, здравоохранения, общепита.

3. Рыночная инфраструктура – коммерческие банки, товарно-сырьевые и фондовые биржи.

Мировое хозяйство является сложной системой, состоящей из большого количества национальных хозяйств. Их связывают политические и экономические отношения, географическое разделение труда и прочие факторы. Мировое хозяйство имеет большую историю и не перестает постоянно развиваться.

Суть мирового хозяйства

Мировое хозяйство – сложная открытая система экономических отношений, которая находится в непрерывной динамике. Она является частью глобальной системы мирового хозяйства и характеризуется множеством составляющих.

Основными ее элементами являются:

  • рабочая сила;
  • капитал;
  • земля и природные ресурсы;
  • инфраструктура;
  • технологии.
Итоги 10-го курса географии мирового хозяйства и «Отраслевой территориальной структуры мирового хозяйства». География. 10-й год. Информатика на уроках географии
Рис.1. Природные ресурсы – один из важных элементов мирового хозяйства.

Понятие мирового хозяйства начало зарождаться во времена географических открытий, которые неизбежно повлекли за собой развитие экономических связей между странами и регионами. На особенности его развития оказывают большое влияние такие социально-экономические факторы как:

  • Развитие связи и транспорта.
  • Разделение труда на международном уровне.
  • Миграция капиталов (человеческого и финансового).

Одной из важнейших экономических основ развития всемирного хозяйства является разделение труда. Оно выражается в специализации одних стран на производстве конкретных товаров или услуг и дальнейшем обмене или торговле ими с другими странами.

которые читают вместе с этой

Топ похожих

Основные этапы развития

Чтобы понять сущность всемирного хозяйства, необходимо рассмотреть основные этапы его становления.

  • Толчком к развитию международных экономических отношений послужил промышленный переворот, который произошел в середине 18 столетия в Англии.

Механизация промышленности началась с изобретения механической прялки, благодаря которой существенно вырос объем выпускаемой продукции на территории Европы.

  • Подготовительный этап к Первой мировой войне. Начало ХХ века ознаменовалось милитаризацией экономики, благодаря чему в производстве начали появляться и активно развиваться новые отрасли: алюминиевая, энергетическая, нефтехимическая.
  • Вторая мировая война. Перераспределение сфер влияния между странами Европы, Америкой и Японией.
Итоги 10-го курса географии мирового хозяйства и «Отраслевой территориальной структуры мирового хозяйства». География. 10-й год. Информатика на уроках географии
Рис.2. Военная промышленность – важный этап развития мирового хозяйства.

Вплоть до середины ХХ столетия в развитии мирового хозяйства ведущую роль занимала Европа, но затем пальму первенства перехватила Америка.

  • Вторая половина ХХ столетия характеризуется кризисом и дальнейшим развалом социалистической системы, а также усиленным развитием экономики Японии, США и стран ЕС. Основные показатели экономического роста в этих регионах существенно превзошли СССР.
  • 1990 годы – наше время. Переход стран бывшего Советского Союза к рыночной экономике, развитие технологий, и вместе с тем обострение проблем мирового масштаба: активное развитие наркобизнеса, теневых сфер экономики, масштабное загрязнение окружающей среды, появление мирового терроризма.

Структура мирового хозяйства

Структура современного всемирного хозяйства охватывает множество важных факторов, и состоит из таких подструктур:

  • территориальная;
  • отраслевая;
  • социально-экономическая;
  • воспроизводственная;
  • функциональная.

В современном мире основной проблемой структуры всемирного хозяйства является большая пропасть между развитыми и развивающимися странами. Основные причины возникновения – мизерный доход на душу населения, поголовная безграмотность, низкая продолжительность жизни, огромные внешние долги, недостаточное развитие различных отраслей промышленности и сельского хозяйства. Для решения этой глобальной проблемы необходимо менять и совершенствовать существующую модель мирового хозяйства.

Итоги 10-го курса географии мирового хозяйства и «Отраслевой территориальной структуры мирового хозяйства». География. 10-й год. Информатика на уроках географии
Рис.3. Голод и нищета – основная проблема развивающихся стран.

Заключение

Что мы узнали?

Определение мирового хозяйства включает в себя кооперацию и тесное взаимодействие национальных хозяйств различных регионов, которое сложилось в течение последних нескольких столетий. Основными его чертами является усиливающаяся глобализация и интеграция мировой экономики.

Тест по теме


Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

  • Итоги 10-го курса географии мирового хозяйства и «Отраслевой территориальной структуры мирового хозяйства». География. 10-й год. Информатика на уроках географии

  • Итоги 10-го курса географии мирового хозяйства и «Отраслевой территориальной структуры мирового хозяйства». География. 10-й год. Информатика на уроках географии

  • Итоги 10-го курса географии мирового хозяйства и «Отраслевой территориальной структуры мирового хозяйства». География. 10-й год. Информатика на уроках географии

  • Итоги 10-го курса географии мирового хозяйства и «Отраслевой территориальной структуры мирового хозяйства». География. 10-й год. Информатика на уроках географии


Оценка доклада

Всего получено оценок: 972.


А какая ваша оценка?

Итоги 10-го курса географии мирового хозяйства и «Отраслевой территориальной структуры мирового хозяйства». География. 10-й год. Информатика на уроках географии

Цели урока: сформировать понятие о
международном географическом разделении труда
как основном понятии экономической географии и
его формах.

  • способствовать усвоению новых знаний;
  • способствовать формированию глобального
    мышления, масштабности современного мирового
    хозяйства.
  • способствовать развитию интеллектуальных
    познавательных способностей;
  • на примере международной экономической
    интеграции показать усиление роли внешних
    связей и проведение странами согласованной
    межгосударственной политики;
  • развивать практическую направленность знаний и
    умений;
  • показать связь с другими курсами и предметами:
    история (8 класс), география (7 класс).
  • способствовать формированию толерантной
    личности, готовой интегрироваться в мировое
    сообщество;
  • воспитывать коммуникативные навыки, чувство
    сопричастности общему делу, умения работать
    коллективно.

Тип урока – урок изучения нового материала.

Планируемый результат – учащиеся должны:
уметь четко определять мировое хозяйство, знать
и показывать региональные и отраслевые
группировки по карте, приводить примеры
известных ТНК.

Основные термины и понятия: мировое
хозяйство, МГРТ, международная экономическая
интеграция, транснациональные корпорации.

Основное содержание – понятие о мировом
хозяйстве, понятие о МГРТ. Отрасль международной
специализации – результат географического
разделения труда. Международная экономическая
интеграция: региональные и отраслевые
группировки. Интернационализация хозяйственной
жизни: роль транснациональных корпораций.

Технология оценивания результатов урока
компьютерное тестирование.


  • учебник География 10 класс, В.П. Максаковский,
    издательство “Просвещение”, 2009 г;
  • программы Smart Notebook Version 10, Microsoft Power Point, Turning
    Point, пульты;
  • учебное электронное издание “Экономическая и
    социальная география мира”;
  • источники из интернета:

Материал из Википедии — свободной
энциклопедии




  • проектор;
  • интерактивная доска;
  • таблица “Международные организации”;
  • политическая карта мира;
  • атласы по географии 10 класса, рабочие тетради.


1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала. Сообщение плана
урока (слайд 1).


  1. Охарактеризовать три типа структуры мирового
    хозяйства.
  2. Рассмотреть воздействие НТР на отраслевую
    структуру материального производства.
  3. Рассмотреть возможные варианты основных
    моделей мирового хозяйства.
  4. Показать структурные территориальные различия
    мирового хозяйства между двумя группами стран.
  5. Дать понятие “региональная политика”

Оборудование: политическая карта мира,
атласы, мультимедиа проектор, учебник В.П.
Максаковского, раздаточный материал.

Тип урока. Стандартный урок.


  1. От доиндустриального к индустриальному и
    постиндустриальному обществу: три типа
    структуры.
  2. Воздействие НТР на отраслевую структуру
    материального производства: прогрессивные
    сдвиги.
  3. Основные модели мирового хозяйства: возможны
    варианты.
  4. Территориальная структура мирового хозяйства:
    различия между группами стран.
  5. Региональная политика: сглаживание
    диспропорции.

Урок проводится на основе созданной мультимедийной презентации.
Презентация выводится на экран через проектор.

I. Изучение нового материала.

Рассказ учителя, показ презентации, работа
учащихся с дополнительным материалом, участие
учащихся в беседе, формулирование и запись в
тетради основных выводов, работа с раздаточным
материалом.

1. От доиндустриального к индустриальному и
постиндустриальному обществу: три типа
структуры.


В своем развитии человеческое общество прошло
три стадии:

А) Доиндустриальную.
Б) Индустриальную.
В) Постиндустриальную.

Работа с презентацией.

Вопросы для закрепления:

1.Чем отличается постиндустриальная структура
экономики от индустриальной?
2. В каких регионах России сохранилась
доиндустриальная структура экономики? Где
формируется постиндустриальная?

2. Воздействие НТР на отраслевую структуру
материального производству: прогрессивные
сдвиги.

Схема “Влияние НТР на мировое хозяйство” в
презентации.

НТР вызвала большие сдвиги в структуре
материального производства, в котором в
настоящее время работает во всем мире 1,5 млрд.
человек. Сложные процессы происходят и в составе
отдельных отраслей промышленности. По
классификации ООН современная промышленность
включает уже более 300 отраслей и подотраслей. С
других сторон, для эпохи НТР характерно
объединение разных отраслей и образование
межотраслевых комплексов: ТЭК,
машиностроительного, АПК, и др.. А теперь
рассмотрим схему и ответим на вопросы:

  1. Какие изменения произошли в технике
    производства?
  2. Как влияет НТР на мировое хозяйство?

В отраслевой структуре промышленности выросла
доля обрабатывающей промышленности, взгляните
на схему, дает более 9/10 стоимости всей продукции.
Как вы видите, в составе особенно выделяются
отрасли “авангардной тройки”. (Просмотр
иллюстраций, разбираем схему). Изменения
произошли и в отраслевой структуре сельского
хозяйства, но в меньшей степени. Возрастает доля
животноводства, которое во многих экономически
развитых странах дает ? валовой продукции этой
отрасли. А в растениеводстве увеличивается роль
технических и кормовых культур, овощей и фруктов.

Схема “Структура мирового хозяйства” в
презентации.

НТР внесла большие изменения в “разделения
труда” между отдельными видами транспорта.
Какие виды транспорта существуют? (Просмотр
иллюстраций, работа со слайдом).


  1. В чем достоинства и недостатки каждого из
    распространенных видов транспорта?
  2. Что такое “грузооборот” и “пассажирооборот”?
  3. Какой вид транспорта сыграл, по вашему мнению,
    решающую роль в формировании мирового хозяйства?

3. Основные модели мирового хозяйства: возможны
варианты.

Работа с презентацией, рассказ учителя.

Несмотря на относительное единство мирового
хозяйства, отдельные части которого тесно
связаны между собой МГРТ, определенные различия
между этими частями не могут не существовать.
Пропорции между этими частями, определяющие
своего рода пространственные модели мирового
хозяйства, могут быть двучленными, трехчленными
и многочленными.

Двучленная модель (слайд) мирового хозяйства,
подразумевает подразделение его на две большие
группы стран: экономически развитые и
развивающиеся.

Трехчленная модель (слайд) мирового
хозяйства выделяются экономически развитые
страны, развивающиеся и страны с переходной
экономикой.

Десятичленная модель (слайд) мирового
хозяйства выделяет десять главных центров
формирование которых происходило постепенно.
Пропорции между этими центрами изменяются в
зависимости от темпов роста экономики. Например,
в 90-е гг. намного выросла доля Китая, где темпы
роста были самыми высокими, и снизилась доля
стран СНГ, где они были низкими.

В последние два – три десятилетия в мировом
хозяйстве возрастает роль АТР, который стал
одним из наиболее развивающихся в мире. Ныне на
страны АТР с населением в 3 млрд человек
приходится 60% мирового ВВП и 40 % объема мировой
торговли. Не случайно 21 век в прогнозах все чаще
называют “Тихоокеанским столетием”.

4. Территориальная структура мирового
хозяйства: различия между группами стран.


Работа с презентацией, рассказ учителя.

Для характеристики географии хозяйства – как
мира, так и отдельных стран – применяются
различные термины: размещение производства,
территориальная организация и др. Но для
экономической географии особенно важно понятие
о территориальной структуре хозяйства. (Работаем
со слайдом, делаем запись в тетрадь определения).

В экономических развитых странах на
протяжении длительного времени сформировалась
ТСХ, отличающаяся высоким уровнем “зрелости”.
Это значит , что территория насыщенна
промышленными районами и центрами, городскими
агломерациями, транспортными узлами и
магистралями, районами интенсивного сельского
хозяйства, туризма и рекреации, технологическими
парками, образующими своего рода опорный
каркас
территории всей территориальной
структуры. В этих странах сложилась система
экономических районов четырех основных типов.
( Работаем со слайдом).

Конечно, в экономически развитых странах
сохраняются диспропорции между более передовыми
и более отсталыми районами, но они постепенно
сглаживаются.

В развивающихся странах географический
рисунок расселения и хозяйства во многом другой.
Основные черты ТСХ хозяйства стран Азии, Африки,
Латинской Америки сложились ещё в тот период,
когда они находились в колониальной зависимости,
и теперь этот тип называется колониальный тип
ТСХ. (Работаем со слайдом и экономическими
картами Африки и Латинской Америки)

“Две страны в одной стране” – это выражение,
пожалуй, наилучшем образом характеризует
основную особенность географического рисунка
большинства развивающихся стран. Мир больших
город как бы противостоит в них остальной
территории.

5. Региональная политика: сглаживание
диспропорции.


Работаем со слайдом.

Для улучшения сложившейся ТСХ большинства
экономически развитых стран Запада производят
государственную региональную политику. (Определение
записываем в тетрадь).

Эта политика направлена, прежде всего, на
сглаживание региональных диспропорций между
высокоразвитыми районами, с одной стороны, и
отсталыми аграрными и депрессивными – с другой.

 II. Закрепление материала. Работа с
раздаточным материалом (Приложение
1
).

Вопросы в раздаточном материале можно
проработать в конце урока, а на следующем уроке
провести письменный опрос или задать на дом.

Конспект урока “Мировое хозяйство”

Малета Иванна Николаевна

Конспект урока географии 10 класс.
Тема урока: Мировое хозяйство.
Цель урока: Закрепить представление о закономерностях развития мирового хозяйства на основе знаний обучающегося по истории; Сформировать понятия Мирового хозяйства, его основные формы и взаимосвязи.
Оборудования: ПК, проектор учебник, атласы и настенные карты.
Тип урока: изучение нового материала.
Опорные и базовые понятия: Мировое хозяйство, ТНК, МГРТ, отрасль специализации.

Конспект урока географии 10 класс

Тема урока: Мировое хозяйство

Цель урока: Закрепить представление о закономерностях развития мирового хозяйства на основе знаний обучающегося по истории; Сформировать понятия Мирового хозяйства, его основные формы и взаимосвязи.

Оборудования: ПК, проектор учебник, атласы и настенные карты.

Тип урока: изучение нового материала.

Опорные и базовые понятия: Мировое хозяйство, ТНК, МГРТ, отрасль специализации.

На доске написана тема урока. Приветствие обучающихся, проверка готовности к уроку.

. Актуализация опорных знаний и умений.

Беседа по вопросам

  1. Какие отрасли хозяйства вы знаете? (сельское хозяйство, добывающая промышленность, металлургия, машиностроение, химическая промышленность, сфера услуг).

  2. Чем они отличаются? (природными условиями и ресурсами размещение, факторами размещение)

  3. Что понимают под термином специализация? (специализация — это преимущественное развитие каких-либо товаров или определённой сферы услуг).

  4. Приведите примеры продукции на которых специализируется промышленность России. (уголь, газ, нефть, железная руда, целлюлоза и т.д.).

  5. Можно ли себе представить современное хозяйство России без связей с другими странами? Почему? (Нет).

. Мотивация учебной и познавательной деятельности.

Слово «хозяйство» вам хорошо знакомо. Вы часто слышите словосочетание «домашнее хозяйство», «хозяйство страны», «мировое хозяйство». Эти понятия объединяют работу и взаимодействие между ее составляющими, например, между людьми в домашнем хозяйстве, между отдельными отраслями хозяйства страны или отдельными странами в мировом хозяйстве. Само мировое хозяйство мы и будем сегодня изучать. Его невозможно представить без потоков товаров, капиталов и услуг, которые увеличиваются с каждым годом и перемещаются из страны в страну. Они пересекают границы на автомобилях, поездах, и самолетах, судах и даже с помощью современных электронных средств.

Изучение нового материала

В экономической науке принято выделять 4 этапа развития мирового хозяйства:

Заполнить таблицу: Основные этапы формирования мирового хозяйства:

Работа с текстом учебника:

Выписать в тетрадь определение.

Мировое хозяйство – это исторически сложившаяся совокупность национальных хозяйств всех стран мира, связанных между собой всемирными экономическими отношениями.

Основу всемирных отношений образует мировой рынок, которые обеспечивает товарами, результами труда между странами мира и характеризуется неоднородностью и внутрней противоречивостью.

Это неоднородность подчеркивает фундамент МХ- МГРТ.

Географическое (территориальное) разделение труда –это неизбежный результат развития человеческого общества, связанный с ростом товарного производства и обмена.

Неизбежность МГРТ вытекает из того, что между отдельными территориями всегда существуют различия:

  1. В географическом положении;

  2. В природных условиях и ресурсах;

  3. В условиях социально-экономического развития, в структуре хозяйства, в трудовых ресурсах.

Подобные различия приводят к тому, что многие виды промышленного и сельскохозяйственного производства как бы прикрепляются к определенным территориям. Это относиться к отдельным экономическим районам, а также и целым странам, которые связаны между собой МРГТ. Зародилось оно ещё в древности, но с возникновением МХ охватило весь мир.

МГРТ (как высшая форма) –выражается в специализации отдельных стран на производстве определенных видов продукции и услуг и в последующим обмене ими.

Результатом МГРТ является отрасль международной специализации. Специализация отдельных стран на производстве определенных видов и услуг, предпочитает их производство в размерах, значительно превышающих собственные потребности страны- производителя. Конкретное выражение она находит в формирование отраслей международной специализации, то есть таких отраслей, которые в большей степени ориентированы на экспорт продукции и в первую очередь определяют «лицо» страны в МГРТ. В свою очередь, международная специализация делает необходимым международный обмен товарами и услугами. Этот обмен находит выражение в развитие международных экономических связей.

  1. Установите соответствие стран и видов продукции, которые являются для данной страны экспортными.

Финляндия- лес, бумага

Япония – автомобили, электроника, морские суда

Швейцария – финансовые услуги и часы

Италия – обувь, макароны, оливковое масло, овощи.

  1. Вы известный российский бизнесмен занимаетесь поставкой товаров из зарубежных стран. Из какой страны вы перевезете следующие товары. Установите соответствие.

Чехия –шкода, бижутерия, хрусталь.

США – алюминий, медь, Боинг

Нидерланды – живые цветы

Швейцария – детское питание «»

Франция- Рено, Пежо

ФРГ – бытовая техника «»

Охватив все страны мира, МХ и МГРТ в последнее десятилетия растут не вширь, а сколько в глубь. Они усложняются приобретают новые формы. Углубление международной специализации и обмена привело к особенно тесному «сращиванию» национальных хозяйств, ряда стран. Так возникла новая, высшая ступень МГРТ – мировая экономическая интеграция – это процесс развития глубоких и устойчивых взаимосвязей отдельных групп стран, основанный на проведение или согласовании международной политики.

  1. Давайте с вами вспомним наиболее важные мировые интеграционные экономические группировки: Европейский Союз (ЕС), Ассоциация государств Юга – Восточной Азии (АССАН), Североамериканской свободной торговли (НАФТА), ЛАИ, ОПЕК.

  2. А входит ли Россия в какую-либо интеграционную группировку? (Да входит, СНГ, ООН)

Процесс развития МХ и углубление МГРТ и ЭИ влечет за собой все большую итернализацию хозяйственной жизни. Решающую роль в этом процессе играют транснациональные корпорации.

ТНК – международная компания (концерн), в рамках которых объединяются многочисленные предприятия одной или нескольких отраслей МХ, расположенные в разных странах.

На долю ТНК приходится свыше 1\3 мирового промышленного производства и мировой торговли, 4\5 всех патентов на новую технику и технологию.

. Домашнее задание

Прочитать параграф, выучить понятия.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/458875-konspekt-uroka-mirovoe-hozjajstvo

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Общество и человек

<vue-mathjax formula="


Духовная сфера общества

&nbsp;

План урока

  • Понятие «духовная культура»
  • Культурные (духовные) ценности и нормы
  • Институты культуры
  • Многообразие культур
Цели урока

  • знать основные понятия: духовная культура, материальная культура, виды и формы культуры
  • уметь распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать примерами многообразие культур, проявления народной, массовой, элитарной культур, а также субкультур и контркультуры в обществе
Разминка

В известной вам пирамиде Маслоу на самой вершине находятся идеальные потребности. Как ещё называют этот вид потребностей? Почему Маслоу расположил их так высоко? Может быть потому, что они есть не у каждого человека? Как вы считаете?&nbsp;

Понятие «духовная культура»

&nbsp;

""
Рисунок 1. Сферы культуры

Культура возникла и развивалась вместе с человеком. Она представляет собой то, что отличает его от всех других живых существ. Человек, культура и общество неразрывно связаны между собой. Ни человек, ни общество не могут существовать вне культуры, которую он создаёт в процессе деятельности. В связи с существованием двух типов деятельности — материальной и духовной — можно выделить две основные сферы существования и развития культуры. Деление культуры на материальную и духовную весьма условно, так как провести грань между ними порой бывает весьма сложно, потому что в чистом виде они не существуют: духовная культура может воплощаться и в материальных носителях (книги, картины, орудия труда), а материальная не может возникнуть без первоначальной идеи (рис. 1).

&nbsp;

Важной стороной функционирования и развития общества является его духовная жизнь. Она может быть наполнена богатым содержанием, что создаёт благоприятную духовную атмосферу жизни людей, хороший морально психологический климат, может быть бедной и маловыразительной. В содержании духовной жизни общества проявляется его подлинная человеческая сущность, ведь духовность присуща только человеку, она выделяет и возвышает его над остальным миром.


Под
духовной жизнью общества
понимается сфера общественной жизни, связанная с производством и распределением духовных ценностей, удовлетворением духовных потребностей человека (рис. 2).


""
Рисунок 2. Элементы культуры

Духовная жизнь общества представляет собой умственную деятельность людей, направленную на преобразование общественного бытия. В целом духовная жизнь включает в себя такие виды духовной деятельности, как занятия различными видами искусства, деятельность в системе образования и воспитания, научную деятельность и другие виды духовной деятельности.

Духовная сфера является самой&nbsp;возвышенной сферой жизнедеятельности общества и человека. Именно здесь рождается и реализуется то, что прежде всего отличает человека от других живых существ. Основой духовной жизни, её определяющими началами являются добро, истина и красота.&nbsp;

Духовная жизнь человека и общества появилась на Земле вместе с человеком. Первобытный человек имел первобытный духовный мир, который состоял из религиозных, нравственных и эстетических чувств.&nbsp;

Основу духовной жизни современного общества составляет духовная деятельность (деятельность сознания, в процессе которой возникают определённые мысли и чувства людей, их образы и представления природных и социальных явлениях). Результатом этой деятельности выступают определённые взгляды людей на мир, научные идеи, теории, моральные, эстетические и религиозные воззрения. Они воплощаются в моральных принципах и нормах поведения, произведениях народного и профессионального искусства, религиозных обрядах и ритуалах. Всё это принимает вид и значение соответствующих духовных ценностей.&nbsp;


Практическое задание 1

&nbsp;

Считается, что в книге неразрывно соединяется материальная и духовная стороны. Какие признаки (особенности) позволяют её отнести прежде всего к духовной культуре?


&nbsp;

Культурные (духовные) ценности и нормы

&nbsp;



Духовные ценности
— социально ободряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т. д. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном и идеалом для всех людей.&nbsp;


&nbsp;

В качестве духовных ценностей могут выступать взгляды людей, научные идеи, гипотезы и теории, художественные произведения, моральное и религиозное сознание, само духовное общение людей и возникающий при этом морально-психологический климат (например, в семье или коллективе работников и т. д.) (рис. 3).

""
Рисунок 3. Классификация духовных ценностей

&nbsp;

Духовные ценности отличаются от материальных тем, что не исчезают в процессе потребления, а становятся частью духовного мира человека, обогащают его.&nbsp; Поэтому восприятие и осмысление духовных ценностей субъективно, связано с неповторимым индивидуальным опытом человека, уровнем его образования и общей культуры личности.&nbsp;

&nbsp;

Институты культуры

&nbsp;

К&nbsp;институтам&nbsp;культуры&nbsp;относят созданные обществом формы организации духовной жизни людей: научную, художественную, религиозную, образовательную. Соответствующие им&nbsp;институты: наука, искусство, образование, церковь — способствуют накоплению социально значимого знания, ценностей, норм, опыта, осуществляют передачу богатств духовной&nbsp;культуры&nbsp;от поколения к поколению, от одной группы к другой.&nbsp;Существенной частью культурных институтов считают&nbsp;коммуникационные институты,&nbsp;которые производят и распространяют информацию, выраженную в символах. Все названные институты организуют специализированную деятельность людей и учреждений на основе установленных норм и правил. Каждый из них закрепляет определенную статусно-ролевую структуру, выполняет специфические функции.

Культура выполняет познавательную, оценочную, регулятивную, информативную, коммуникативную функции и функцию социализации (табл. 1).
&nbsp;

Таблица 1. Функции культуры

Приспособление к окружающей среде

Создавая искусственные предметы (одежду, транспорт), человек приспосабливается к окружающей среде, делая свою жизнь комфортнее

Регулятивная (нормативная)

Нормы морали, права и пр., являясь элементами культуры, регулируют поведение людей в обществе

Информативная (познавательная)

Культура накапливает, хранит, передаёт знания, ценности, опыт предшествующих поколений

Социализация

Усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, сложившихся в культуре

Коммуникативная

Сохранение, передача культурных ценностей, развитие и совершенствование личности

&nbsp;

&nbsp;

Культура позволяет узнать о народе, стране и эпохе намного больше, чем можно увидеть в настоящее время. Она даёт возможность познакомиться с традициями народов, произвести&nbsp;обмен информацией между разными эпохами.

Коммуникативная функция культуры&nbsp;достигается при помощи библиотек, музеев, школ и университетов, телевидения, газет, радио и книгопечатания. При помощи прессы, радио и телевидения у населения складываются нравственные и эстетические нормы поведения.

&nbsp;

Многообразие культур

&nbsp;

Существует множество культур, реализовавшихся в человеческой истории. Каждая порождает свою специфическую нравственность, свое искусство и выражается в соответствующих себе символических формах (рис. 4). Можно выделить мировую и национальную культуры. Мировая культура — это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов. Национальная культура — синтез культур различных классов, социальных слоёв и групп конкретного общества.

&nbsp;

""
Рисунок 4. Формы культуры

Сложность понимания феномена культуры заключается в том, что в любой культуре имеются разные её пласты, ответвления, срезы. Поэтому в социологии принято говорить о разнообразии культур, выделяя три её формы: народная, элитарная, массовая и две её разновидности: субкультура и контркультура.&nbsp;


Народная культура
создаётся в повседневной трудовой деятельности, бытовом общении анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Она развивается как коллективное творчество, тесно связана с породившим её укладом жизни, с творчеством народных умельцев (гончаров, резчиков по дереву и камню, кружевниц) и передаётся из поколения в поколение.


Элитарная
(высокая) культура&nbsp;ориентирована на небольшую группу избранных людей, обладающих повышенной и хорошо развитой художественной восприимчивостью, в силу чего они претендуют расцениваться как элита. Целью такой культуры становится самовыражение художника (творца). Круг потребителей высокой культуры представлен, как правило, высокообразованной частью общества: критиками, театралами, литературоведами, художниками, писателями, музыкантами.

С середины ХХ века широкое распространение получил термин
«массовая культура»
(популярная культура, индустрия развлечений, коммерческая культура). Распространение массовой культуры связано с проникновением в большинство стран мира средств массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзапись) и их доступностью представителям всех социальных слоёв. Массовая культура ориентирована на усреднённый уровень развития массовых потребителей, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культуры, является авторской и имеет самую широкую аудиторию слушателей, читателей, зрителей. Массовая культура выполняет в обществе развлекательную функцию и преследует коммерческие цели. Её главный принцип: «Публика желает — публика получит». Необходимым свойством продукции массовой культуры должна быть занимательность, чтобы она имела коммерческий успех, чтобы её покупали и деньги, затраченные на неё, давали прибыль. Массовая культура снимает стрессы, стандартизирует чувства, внушает определённые идеи, навязывает стереотипы мышления. Массовая культура внутренне противоречива. С одной стороны, она делает доступным для масс ценности элитарной культуры, с другой — подменяет подлинность копиями, делает общение с искусством и наукой заурядным, порождает конформизм, усреднённость. Разновидностью массовой культуры является кич, проявляющийся в ярком, но часто безвкусном оформлении журналов, в бульварной литературе, в значительной части кино-и-телепродукции. Кич — это искусная подделка под искусство, в нём нет подлинных художественных открытий.

В последнее время, как утверждают современные социологи, появилась новая форма массовой культуры —&nbsp;
экранная
&nbsp;(виртуальная), связанная с компьютерной революцией, основанная на синтезе компьютера с видеотехникой.

Для социологического изучения культуры важно рассмотреть понятие&nbsp;субкультуры. В противоположность&nbsp;доминирующей культуре, принимаемой и разделяемой большинством членов общества, субкультура представляет собой систему ценностей, стилей жизни, групповых норм, стереотипов поведения, создаваемых социальной группой. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, который может принимать форму жаргона, взглядами на жизнь, манерами поведения, стилем одежды и прически, но не противостоит ей. Наличие субкультур — показатель многообразия культуры общества, её способности к адаптации, развитию. Существуют молодёжная, воинская, врачебная, студенческая, крестьянская, казачья субкультуры и многие другие.


Контркультура
— это такая система ценностей, норм, стандартов поведения определённой социальной группы, которая не только отличается от доминирующих в обществе образцов, но и прямо им противоположна, враждебна, бросает вызов и может вступить с ними в открытый конфликт.


Практическое задание 2&nbsp;

&nbsp;

В современном обществе массовая культура выполняет функцию социализации индивида. Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, проиллюстрируйте тремя примерами различные проявления данной функции.


ИТОГИ

&nbsp;

Духовная культура как результат деятельности людей, в отличие от материальной культуры, является творением разума, но не рук. Следовательно, духовная культура — это собрание духовных ценностей, которые называются «вечными», потому что составляют основу любой культуры, являясь представлением о добре, истине, справедливости и ориентиром для всех людей.&nbsp;

&nbsp;

Библиотеки, музеи, школы, телевидение, радио — это коммуникативные культурные институты. Через них распространяется информация.

Всеми социальными институтами, в том числе и культурными, осуществляется такая важная функция, как социализация — усвоение норм и освоение социальных ролей.

Институты носят нормативный характер. Заставляют людей подчиняться принятым нормам, являясь совокупностью норм и образцов поведения. Следовательно, они выступают инструментами социального контроля.


1. Установите соответствие между социальными фактами и формами культуры:&nbsp;

СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫФОРМЫ КУЛЬТУРЫ

A) премьера телесериала

Б) конкурс фольклорных коллективов

B) празднование дня Ивана Купалы

Г) скандал с участием поп-звезды

Д) переиздание детектива-бестселлера

1) массовая

2) народная

&nbsp;

2. Найдите в приведённом ниже списке признаки, характеризующие элитарную культуру:

1) высокая содержательная сложность,

2) демократизм,

3) ориентация на узкий круг ценителей,

4) широкая рекламная кампания,

5) соответствие изысканным вкусам,

6) безграничное самовыражение автора.

&nbsp;

3. Найдите в приведённом списке черты, свойственные народной культуре:

1) авторство часто не определено,

2) носит преимущественно коммерческий характер,

3) не требует специальной подготовки для своего восприятия,

4) появилась раньше других форм культуры,

5) рассчитана на узкий круг ценителей.

&nbsp;

4. Найдите в приведённом списке проявления массовой культуры:

1) премьера фильма ужасов,

2) фестиваль рекламных роликов,

3) переиздание детектива-бестселлера,

4) выставка художников-авангардистов,

5) областной смотр фольклорных коллективов,

6) открытие международного конкурса пианистов.

&nbsp;

5. Былины о русских богатырях дают множество примеров верности, мужества, патриотизма. Они изучаются в массовой школе. Какая дополнительная информация позволяет сделать вывод, что былины относятся к народной, а не к массовой культуре?&nbsp;

1) Их изучали в школе бабушки и дедушки современных учеников.

2) Они передавались из поколения в поколение, обогащаясь новыми сюжетами.

3) Они легли в основу художественных фильмов, получивших народное признание.

4) Они записаны на дисках актёрами, популярными в народе.

5) Они не имеют персонального авторства.

6) Их действующие лица стали героями современных анекдотов.


Контрольные вопросы

&nbsp;

1. Что относится к духовной сфере общества? Что такое духовный мир человека?

2. Какие виды и формы культуры можно выделить? Почему границы между формами и видами культуры достаточно условны?&nbsp;

3.&nbsp;Как и когда появилась массовая культура? Какую роль в её появлении сыграли СМИ?


Словарь урока

&nbsp;


Духовная культура общества
— совокупный духовный опыт человечества, включающий познавательную и духовную деятельность и её результаты.

&nbsp;


Институты культуры
— учреждения и организации, создающие, исполняющие, хранящие, распространяющие художественные произведения, а также обучающие население культурным ценностям.

&nbsp;


Духовный мир человека
— это знания, вера, чувства, потребности, способности, стремление, цели людей.

&nbsp;


Духовная жизнь
— это&nbsp;сфера общественной жизни, связанная с производством и распределением&nbsp;духовных&nbsp;ценностей, удовлетворением духовных&nbsp;потребностей&nbsp;человека.

&nbsp;


Культурные ценности
— это незаменимые материальные и нематериальные предметы и произведения&nbsp;культуры, созданные человеком в результате&nbsp;творческого процесса, имеющие художественную и&nbsp;имущественную ценность, универсальную значимость и оказывающие&nbsp;эстетическое,&nbsp;научное, историческое воздействие на человека.

&nbsp;


Культурные нормы
— правила или стандарты поведения, принятые обществом и определяющие мотивы поведения.

&nbsp;


Ответ на практическое задание 1

  • Главное в книге — её содержание, обращенное к интересам читателя, к его душе
  • Книги несут знания, сохраняют и передают опыт, накопленный человечеством
Ответ на практическое задание 2

Могут быть приведены такие примеры:

1) яркая навязчивая реклама, транслирующая «образцы» поведения «хороших родителей», «заботливых бабушек», «умных детей», оказала влияние на поведение и мировоззрение Ивана Ф.;

2) ставшие популярными телесериалы, герои которых являются представителями определённых социальных групп (студенты, врачи, работники правоохранительных органов и т. п.), формируют представления молодёжи об образе жизни и о тех социальных ролях, которые им только предстоит освоить;

3) для определённых групп населения участники ток-шоу заменяют ближайшее окружение, и транслируемые ими модели поведения формируют ценностные ориентиры зрителей.


Ответы

1) А —1, Б — 2, В — 2, Г — 1, Д — 1&nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp;&nbsp;

2) 1, 3, 5, 6&nbsp; &nbsp; &nbsp;

3) 1, 3, 4&nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp;&nbsp;

4) 1, 2, 3&nbsp; &nbsp; &nbsp;&nbsp;

5) 2, 5


“>


  • Понятие «духовная культура»
  • Культурные (духовные) ценности и нормы
  • Институты культуры
  • Многообразие культур


  • знать основные понятия: духовная культура, материальная культура, виды и формы культуры
  • уметь распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать примерами многообразие культур, проявления народной, массовой, элитарной культур, а также субкультур и контркультуры в обществе


В известной вам пирамиде Маслоу на самой вершине находятся идеальные потребности. Как ещё называют этот вид потребностей? Почему Маслоу расположил их так высоко? Может быть потому, что они есть не у каждого человека? Как вы считаете? 

Понятие «духовная культура»

Итоги 10-го курса географии мирового хозяйства и «Отраслевой территориальной структуры мирового хозяйства». География. 10-й год. Информатика на уроках географии
Рисунок 1. Сферы культуры

Культура возникла и развивалась вместе с человеком. Она представляет собой то, что отличает его от всех других живых существ. Человек, культура и общество неразрывно связаны между собой. Ни человек, ни общество не могут существовать вне культуры, которую он создаёт в процессе деятельности. В связи с существованием двух типов деятельности — материальной и духовной — можно выделить две основные сферы существования и развития культуры. Деление культуры на материальную и духовную весьма условно, так как провести грань между ними порой бывает весьма сложно, потому что в чистом виде они не существуют: духовная культура может воплощаться и в материальных носителях (книги, картины, орудия труда), а материальная не может возникнуть без первоначальной идеи (рис. 1).

Важной стороной функционирования и развития общества является его духовная жизнь. Она может быть наполнена богатым содержанием, что создаёт благоприятную духовную атмосферу жизни людей, хороший морально психологический климат, может быть бедной и маловыразительной. В содержании духовной жизни общества проявляется его подлинная человеческая сущность, ведь духовность присуща только человеку, она выделяет и возвышает его над остальным миром.


Под
духовной жизнью общества
понимается сфера общественной жизни, связанная с производством и распределением духовных ценностей, удовлетворением духовных потребностей человека (рис. 2).


Итоги 10-го курса географии мирового хозяйства и «Отраслевой территориальной структуры мирового хозяйства». География. 10-й год. Информатика на уроках географии
Рисунок 2. Элементы культуры

Духовная жизнь общества представляет собой умственную деятельность людей, направленную на преобразование общественного бытия. В целом духовная жизнь включает в себя такие виды духовной деятельности, как занятия различными видами искусства, деятельность в системе образования и воспитания, научную деятельность и другие виды духовной деятельности.

Духовная сфера является самой возвышенной сферой жизнедеятельности общества и человека. Именно здесь рождается и реализуется то, что прежде всего отличает человека от других живых существ. Основой духовной жизни, её определяющими началами являются добро, истина и красота. 

Духовная жизнь человека и общества появилась на Земле вместе с человеком. Первобытный человек имел первобытный духовный мир, который состоял из религиозных, нравственных и эстетических чувств. 

Основу духовной жизни современного общества составляет духовная деятельность (деятельность сознания, в процессе которой возникают определённые мысли и чувства людей, их образы и представления природных и социальных явлениях). Результатом этой деятельности выступают определённые взгляды людей на мир, научные идеи, теории, моральные, эстетические и религиозные воззрения. Они воплощаются в моральных принципах и нормах поведения, произведениях народного и профессионального искусства, религиозных обрядах и ритуалах. Всё это принимает вид и значение соответствующих духовных ценностей


Практическое задание 1

Считается, что в книге неразрывно соединяется материальная и духовная стороны. Какие признаки (особенности) позволяют её отнести прежде всего к духовной культуре?


Культурные (духовные) ценности и нормы


— социально ободряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т. д. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном и идеалом для всех людей. 


В качестве духовных ценностей могут выступать взгляды людей, научные идеи, гипотезы и теории, художественные произведения, моральное и религиозное сознание, само духовное общение людей и возникающий при этом морально-психологический климат (например, в семье или коллективе работников и т. д.) (рис. 3).

Итоги 10-го курса географии мирового хозяйства и «Отраслевой территориальной структуры мирового хозяйства». География. 10-й год. Информатика на уроках географии
Рисунок 3. Классификация духовных ценностей

Духовные ценности отличаются от материальных тем, что не исчезают в процессе потребления, а становятся частью духовного мира человека, обогащают его.  Поэтому восприятие и осмысление духовных ценностей субъективно, связано с неповторимым индивидуальным опытом человека, уровнем его образования и общей культуры личности. 

К институтам культуры относят созданные обществом формы организации духовной жизни людей: научную, художественную, религиозную, образовательную. Соответствующие им институты: наука, искусство, образование, церковь — способствуют накоплению социально значимого знания, ценностей, норм, опыта, осуществляют передачу богатств духовной культуры от поколения к поколению, от одной группы к другой. Существенной частью культурных институтов считают коммуникационные институты, которые производят и распространяют информацию, выраженную в символах. Все названные институты организуют специализированную деятельность людей и учреждений на основе установленных норм и правил. Каждый из них закрепляет определенную статусно-ролевую структуру, выполняет специфические функции.

Культура выполняет познавательную, оценочную, регулятивную, информативную, коммуникативную функции и функцию социализации (табл. 1).
 

Таблица 1. Функции культуры

Культура позволяет узнать о народе, стране и эпохе намного больше, чем можно увидеть в настоящее время. Она даёт возможность познакомиться с традициями народов, произвести обмен информацией между разными эпохами.

Коммуникативная функция культуры достигается при помощи библиотек, музеев, школ и университетов, телевидения, газет, радио и книгопечатания. При помощи прессы, радио и телевидения у населения складываются нравственные и эстетические нормы поведения.

Существует множество культур, реализовавшихся в человеческой истории. Каждая порождает свою специфическую нравственность, свое искусство и выражается в соответствующих себе символических формах (рис. 4). Можно выделить мировую и национальную культуры. Мировая культура — это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов. Национальная культура — синтез культур различных классов, социальных слоёв и групп конкретного общества.

Итоги 10-го курса географии мирового хозяйства и «Отраслевой территориальной структуры мирового хозяйства». География. 10-й год. Информатика на уроках географии
Рисунок 4. Формы культуры

Сложность понимания феномена культуры заключается в том, что в любой культуре имеются разные её пласты, ответвления, срезы. Поэтому в социологии принято говорить о разнообразии культур, выделяя три её формы: народная, элитарная, массовая и две её разновидности: субкультура и контркультура. 

создаётся в повседневной трудовой деятельности, бытовом общении анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Она развивается как коллективное творчество, тесно связана с породившим её укладом жизни, с творчеством народных умельцев (гончаров, резчиков по дереву и камню, кружевниц) и передаётся из поколения в поколение.

(высокая) культура ориентирована на небольшую группу избранных людей, обладающих повышенной и хорошо развитой художественной восприимчивостью, в силу чего они претендуют расцениваться как элита. Целью такой культуры становится самовыражение художника (творца). Круг потребителей высокой культуры представлен, как правило, высокообразованной частью общества: критиками, театралами, литературоведами, художниками, писателями, музыкантами.

С середины ХХ века широкое распространение получил термин (популярная культура, индустрия развлечений, коммерческая культура). Распространение массовой культуры связано с проникновением в большинство стран мира средств массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзапись) и их доступностью представителям всех социальных слоёв. Массовая культура ориентирована на усреднённый уровень развития массовых потребителей, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культуры, является авторской и имеет самую широкую аудиторию слушателей, читателей, зрителей. Массовая культура выполняет в обществе развлекательную функцию и преследует коммерческие цели. Её главный принцип: «Публика желает — публика получит». Необходимым свойством продукции массовой культуры должна быть занимательность, чтобы она имела коммерческий успех, чтобы её покупали и деньги, затраченные на неё, давали прибыль. Массовая культура снимает стрессы, стандартизирует чувства, внушает определённые идеи, навязывает стереотипы мышления. Массовая культура внутренне противоречива. С одной стороны, она делает доступным для масс ценности элитарной культуры, с другой — подменяет подлинность копиями, делает общение с искусством и наукой заурядным, порождает конформизм, усреднённость. Разновидностью массовой культуры является кич, проявляющийся в ярком, но часто безвкусном оформлении журналов, в бульварной литературе, в значительной части кино-и-телепродукции. Кич — это искусная подделка под искусство, в нём нет подлинных художественных открытий.

В последнее время, как утверждают современные социологи, появилась новая форма массовой культуры —  (виртуальная), связанная с компьютерной революцией, основанная на синтезе компьютера с видеотехникой.

Для социологического изучения культуры важно рассмотреть понятие субкультуры. В противоположность доминирующей культуре, принимаемой и разделяемой большинством членов общества, субкультура представляет собой систему ценностей, стилей жизни, групповых норм, стереотипов поведения, создаваемых социальной группой. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, который может принимать форму жаргона, взглядами на жизнь, манерами поведения, стилем одежды и прически, но не противостоит ей. Наличие субкультур — показатель многообразия культуры общества, её способности к адаптации, развитию. Существуют молодёжная, воинская, врачебная, студенческая, крестьянская, казачья субкультуры и многие другие.

— это такая система ценностей, норм, стандартов поведения определённой социальной группы, которая не только отличается от доминирующих в обществе образцов, но и прямо им противоположна, враждебна, бросает вызов и может вступить с ними в открытый конфликт.


Практическое задание 2 

В современном обществе массовая культура выполняет функцию социализации индивида. Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, проиллюстрируйте тремя примерами различные проявления данной функции.


Духовная культура как результат деятельности людей, в отличие от материальной культуры, является творением разума, но не рук. Следовательно, духовная культура — это собрание духовных ценностей, которые называются «вечными», потому что составляют основу любой культуры, являясь представлением о добре, истине, справедливости и ориентиром для всех людей. 

Библиотеки, музеи, школы, телевидение, радио — это коммуникативные культурные институты. Через них распространяется информация.

Всеми социальными институтами, в том числе и культурными, осуществляется такая важная функция, как социализация — усвоение норм и освоение социальных ролей.

Институты носят нормативный характер. Заставляют людей подчиняться принятым нормам, являясь совокупностью норм и образцов поведения. Следовательно, они выступают инструментами социального контроля.


1. Установите соответствие между социальными фактами и формами культуры: 

2. Найдите в приведённом ниже списке признаки, характеризующие элитарную культуру:

1) высокая содержательная сложность,

3) ориентация на узкий круг ценителей,

4) широкая рекламная кампания,

5) соответствие изысканным вкусам,

6) безграничное самовыражение автора.

3. Найдите в приведённом списке черты, свойственные народной культуре:

1) авторство часто не определено,

2) носит преимущественно коммерческий характер,

3) не требует специальной подготовки для своего восприятия,

4) появилась раньше других форм культуры,

5) рассчитана на узкий круг ценителей.

4. Найдите в приведённом списке проявления массовой культуры:

1) премьера фильма ужасов,

2) фестиваль рекламных роликов,

3) переиздание детектива-бестселлера,

4) выставка художников-авангардистов,

5) областной смотр фольклорных коллективов,

6) открытие международного конкурса пианистов.

5. Былины о русских богатырях дают множество примеров верности, мужества, патриотизма. Они изучаются в массовой школе. Какая дополнительная информация позволяет сделать вывод, что былины относятся к народной, а не к массовой культуре? 

1) Их изучали в школе бабушки и дедушки современных учеников.

2) Они передавались из поколения в поколение, обогащаясь новыми сюжетами.

3) Они легли в основу художественных фильмов, получивших народное признание.

4) Они записаны на дисках актёрами, популярными в народе.

5) Они не имеют персонального авторства.

6) Их действующие лица стали героями современных анекдотов.


1. Что относится к духовной сфере общества? Что такое духовный мир человека?

2. Какие виды и формы культуры можно выделить? Почему границы между формами и видами культуры достаточно условны? 

3. Как и когда появилась массовая культура? Какую роль в её появлении сыграли СМИ?



Духовная культура общества
— совокупный духовный опыт человечества, включающий познавательную и духовную деятельность и её результаты.

— учреждения и организации, создающие, исполняющие, хранящие, распространяющие художественные произведения, а также обучающие население культурным ценностям.


Духовный мир человека
— это знания, вера, чувства, потребности, способности, стремление, цели людей.

— это сфера общественной жизни, связанная с производством и распределением духовных ценностей, удовлетворением духовных потребностей человека.

— это незаменимые материальные и нематериальные предметы и произведения культуры, созданные человеком в результате творческого процесса, имеющие художественную и имущественную ценность, универсальную значимость и оказывающие эстетическое, научное, историческое воздействие на человека.

— правила или стандарты поведения, принятые обществом и определяющие мотивы поведения.



Ответ на практическое задание 1

  • Главное в книге — её содержание, обращенное к интересам читателя, к его душе
  • Книги несут знания, сохраняют и передают опыт, накопленный человечеством


Ответ на практическое задание 2

Могут быть приведены такие примеры:

2) ставшие популярными телесериалы, герои которых являются представителями определённых социальных групп (студенты, врачи, работники правоохранительных органов и т. п.), формируют представления молодёжи об образе жизни и о тех социальных ролях, которые им только предстоит освоить;

3) для определённых групп населения участники ток-шоу заменяют ближайшее окружение, и транслируемые ими модели поведения формируют ценностные ориентиры зрителей.



1) А —1, Б — 2, В — 2, Г — 1, Д — 1            

2) 1, 3, 5, 6     

3) 1, 3, 4        

4) 1, 2, 3      

5) 2, 5


Наука и образование

Общество и человек

Динамика общественного развития

Общество и человек

Приложение

Рабочая тетрадь к уроку по теме
“Мировое хозяйство”

1. Отрасли международной специализации.
Установить соответствие.

Итоги 10-го курса географии мирового хозяйства и «Отраслевой территориальной структуры мирового хозяйства». География. 10-й год. Информатика на уроках географии

Из отдельных слов составить определение МГРТ.

видов отдельных в стран производстве обмене
Специализация на продукции определенных и услуг
и ими последующем.

3. Из какой страны вы привезете следующие
товары? Установить соответствие страны и товара.

4. Условия международной специализации.
Исключить лишнее.

  1. Существование стран, нуждающихся в этой
    продукции.
  2. Насыщение внутреннего рынка.
  3. Максимальные затраты на транспортировку.
  4. Минимальные затраты на транспортировку.

5. Международная экономическая интеграция.
Выписать региональные и отраслевые группировки:

ЕС, АСЕАН, ЮНЕСКО, АТЭС, НАФТА, ЛАИ, МАГАТЭ, ОПЕК.

6. Выполнить тест.

1) Основным фактором, определяющим
необходимость участия стран мира в МГРТ,
являются:

  1. различия в численности населения;
  2. различия в уровне урбанизации;
  3. различия в природных условиях и обеспеченности
    природными ресурсами;
  4. различия в уровне жизни населения.
  1. ЕС, АСЕАН
  2. ЛАИ, НАФТА
  3. НАТО, ОПЕК
  4. НАФТА, АСЕАН
  1. НАФТА, ОПЕК
  2. ЕС, ОПЕК
  3. ОПЕК, АТЭС
  4. ЕС, АСЕАН

4) Какая из обозначенных буквами страна
является членом АСЕАН? (Обозначены на карте)

Итоги 10-го курса географии мирового хозяйства и «Отраслевой территориальной структуры мирового хозяйства». География. 10-й год. Информатика на уроках географии

  1. всемирных экономических отношений;
  2. международной экономической интеграции;
  3. научно-технической революции;
  4. научно-технического прогресса.
  1. транснациональные корпорации;
  2. совместные предприятия ;
  3. совместные производства;
  4. специальные (свободные) экономические зоны.

7) В каком из высказываний содержится
информация о проявлении международной
экономической интеграции?

  1. К началу 21 века в более чем 80 странах мира доля
    сферы услуг в ВВП превышала 50%
  2. По запасам природного газа в мире особо
    выделяются 2 региона – Зарубежная Азия и СНГ.
  3. В странах Северной Америки и Западной Европы
    темпы экономического роста в конце 20 века были
    ниже среднемировых.
  4. Страны ЕС сформировали единое экономическое
    пространство со свободным перемещением товаров,
    услуг, капитала, технологий и рабочей силы.
Оцените статью
Добавить комментарий