Как легко и доступно объяснить ребёнку, что такое подлежащее и сказуемое

Как легко и доступно объяснить ребёнку, что такое подлежащее и сказуемое Реш еду ру

Ребятам во втором классе рассказывают про члены предложения. Это основополагающая тема для понимания грамматики. Если ребёнок не усвоит азы, дальше ему будет трудно разобраться с более сложными темами. Чтобы понять, что такое подлежащее и сказуемое, нужно сделать следующие шаги.

Шаг 1. Разобраться с понятиями

Обычно школьника знакомят сразу с несколькими понятиями, в которых он начинает путаться.

Предложение — это слово или несколько слов, связанных между собой по смыслу и выражающих законченную мысль.

Как легко и доступно объяснить ребёнку, что такое подлежащее и сказуемое

‍Подлежащее — это главный член предложения, который обозначает предмет речи.

Подлежащее отвечает на вопросы кто? или что?, чаще всего выражается существительным или местоимением в именительном падеже.

Важно научить ребёнка формулировке «чаще всего», потому что возможны другие варианты: например, в качестве подлежащего могут выступать наречие, числительное, причастие (даже междометие!) и иные части речи.

Как легко и доступно объяснить ребёнку, что такое подлежащее и сказуемое

‍Сказуемое — это главный член предложения, который обозначает действие или состояние подлежащего.

Сказуемое отвечает на вопросы что делает?, что сделает?, что сделал?, каков? и производные по родам. В начальной школе чаще всего рассматривают предложения, в которых сказуемое выражено глаголом.

Как легко и доступно объяснить ребёнку, что такое подлежащее и сказуемое

‍Грамматическая основа предложения — это подлежащее и сказуемое. Иногда бывает только подлежащее или только сказуемое.

Например: «Дождь» — это предложение, где есть только подлежащее. «Зашло за тучу» — это предложение, где есть только сказуемое.

Как легко и доступно объяснить ребёнку, что такое подлежащее и сказуемое

‍Главные члены предложения — это подлежащее и сказуемое.

Иногда родители учат выделять сказуемое в первую очередь, потому что его легче найти. На самом деле сначала нужно определять подлежащее, чтобы понять, о ком или о чём пойдёт речь.

Типичная ошибка родителя — совет «ищи существительное». В предложении может быть несколько существительных, но вовсе не обязательно, что хотя бы одно из них будет подлежащим.

Задача ребёнка — понять, кто или что выступает главным героем действий. Для этого нужно задать себе вопрос: «О ком или о чём это предложение?»

Как легко и доступно объяснить ребёнку, что такое подлежащее и сказуемое

Шаг 3. Научить выделять сказуемое

После того как ребёнок выделил главное действующее лицо, уже проще понять, что с этим действующим лицом произошло. Для этого нужно задать вопрос от подлежащего и убедиться в верности предположения — то есть проверить, изменится ли суть предложения, если оставить в нём только подлежащее и сказуемое.

Как легко и доступно объяснить ребёнку, что такое подлежащее и сказуемое

Шаг 4. Научить выделять второстепенные члены предложения

Это дополнительный проверочный шаг, который поможет понять, что подлежащее и сказуемое точно выделены верно. Достаточно задать вопросы к второстепенным членам и на начальных этапах не вдаваться в подробности, что это такое, иначе у ребёнка в голове может всё смешаться.

Как легко и доступно объяснить ребёнку, что такое подлежащее и сказуемое

Помогут только тренировки. Нужно давать ребёнку предложения, чтобы он учился выделять грамматическую основу. Например:

  • В Красном море водятся большие и маленькие рыбы.
  • Я люблю огурцы и помидоры.
  • У нас на подоконнике стоят красивые цветы.
Karolina Kalinowska / Dribbble

Главные члены предложения — это подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены  поясняют главные и другие члены предложения.

Рассмотрим, что такое главные и второстепенные члены предложения, на какие вопросы отвечают, как их правильно определить и подчеркнуть в предложении.

Начнем с того, что в предложении объединяются по смыслу и грамматически оформляются несколько слов, которые выражают законченную мысль.

Алеша учит английский язык.

Все эти слова, из которых складывается предложение, являются его членами. Каждый член предложения выполняет определенную роль. В зависимости от этого в русском языке в предложении различают главные и второстепенные члены.

Смысловым  центром, ядром любого предложения являются его главные члены.

Подлежащее и сказуемое — равноправные члены предложения, которые не зависят друг от друга.

Все остальные члены предложения являются второстепенными. Они зависят от главных и других членов предложения и поясняют их.

Как легко и доступно объяснить ребёнку, что такое подлежащее и сказуемое

Подлежащее обозначает действующее лицо или предмет, который выполняет действие или испытывает определенное состояние.

Как легко и доступно объяснить ребёнку, что такое подлежащее и сказуемое

Чтобы определить главный член предложения подлежащее, выясним, о чем идет речь в высказывании и зададим вопросы:

о ком или о чём говорится в предложении? Кто или что выполняет действие?

На ночном небе зажглись .

В этом предложении сообщается о звёздах, которые зажглись на ночном небе.

(Что?) звёзды — это подлежащее.

Подлежащее — это главный член предложения, который выполняет действие или испытывает определенное состояние и отвечает на вопросы кто? что?

В предложении подлежащее принято подчёркивать одной чертой. Выделим подлежащее в предложениях:

На траву выпала утренняя . Что? роса.

На стадионе играют в футбол. Кто? ребята.

В лесу громко щебечут . Кто? птицы.

Подлежащее чаще всего выражается именем существительным или личным местоимением в форме именительного падежа, но может быть обозначено и другими частями речи в роли имени существительного.

Главный член предложения сказуемое обозначает действие или состояние подлежащего. Сказуемое поясняет его в предложении. От подлежащего ставим вопрос к сказуемому:

звёзды (что сделали?) зажглись.

Сказуемое — это главный член предложения, который обозначает действие, состояние, признак предмета и отвечает на вопросы что делает? что сделает? что делал? что сделал? каков?

В предложении сказуемое подчёркивается двумя параллельными линиями.

Определим сказуемое в предложениях:

(что делает?) с самого утра.

(что сделало?) за тучу.

Наш (каков?) .

Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.

В большинстве случаев сказуемое выражается глаголом в любой грамматической форме, но может быть обозначено и другой самостоятельной частью речи. Наглядно представим способы выражения сказуемого в таблице.

Рассмотрим типы сказуемого в зависимости от того, чем оно выражено. В русском языке в предложении различают сказуемые

  • глагольные
  • именные.

Глагольные сказуемые бывают простые и составные.

Простое глагольное сказуемое выражается глаголом в любой грамматической форме.

Солнце из-за леса.

Волна до самого берега.

Завтра мы спелую малину.

Обратим внимание, что простое глагольное сказуемое может состоять из нескольких слов, если, например, выражено глаголом в форме будущего времени или сочетанием глагола и существительного, выражающего значение сказуемого:

Лена в колледж.

Врач-педиатр детей в возрасте до года. (Вела прием = принимала).

Составное глагольное сказуемое выражается сочетанием глагола-связки с фазисным (начать, продолжить, закончить) или модальным значением (желать, стремиться), кратким прилагательным (должен, согласен) и смысловым глаголом в неопределенной форме.

Матвей .

Эта ученица на вопрос.

Я всегда вам

Составное именное сказуемое — это сочетание глагола-связки (быть, есть) в личной форме и именной части. Именная часть сказуемого выражается существительным, прилагательным, числительным. местоимением, наречием, причастием.

Чтобы понять, что такое второстепенные члены предложения, рассмотрим высказывание:

На площадке веселые с мячом.

Сначала определим главные члены предложения:

  • (кто?) дети — это подлежащее;
  • дети (что делают?) играют — это сказуемое.

В этом предложении, кроме главных членов, употребляются другие слова, которые поясняют их:

  • дети (какие?) весёлые;
  • играют (с чем?) с мячом;
  • играют (где?) на площадке.

Слова «веселые», «с мячом», «на площадке» — это второстепенные члены предложения. Они зависят от главных членов, от которых к ним ставятся определенные вопросы.

Второстепенные члены предложения — это слова, которые поясняют главные и другие члены предложения.

В предложении различают второстепенные члены предложения:

  • определения
  • дополнения
  • обстоятельства.

Что такое определение?

В рассматриваемом предложении слово «весёлые» поясняет подлежащее (дети), обозначает его признак и отвечает на вопрос какие? Это второстепенный член предложения определение.

Определение — это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?

Определение чаще всего выражается именем прилагательным, но может быть обозначено местоимением (ваш дом),  порядковым числительным (двадцатая страница), причастием (высохший лист), существительным (дом с колоннами).

В предложении определение подчёркивается волнистой линией.

Дополнение

Слово «с мячом» обозначает предмет, с которым выполняется действие, обозначенное  сказуемым «играют». Это второстепенный член предложения дополнение.

Дополнение — это второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?

В отличие от подлежащего этот второстепенный член предложения обозначает предмет, на который направлено действие, зависит от сказуемого и отвечает на вопросы косвенных падежей.

Дополнение обычно выражено именем существительным или местоимением в форме любого падежа, кроме именительного.

Дополнение в предложении подчеркнем пунктирной линией.

Обстоятельство

В предложении от сказуемого «играют» зависят слова «на площадке», которые обозначают место действия и отвечают на вопрос где? Это второстепенный член предложения обстоятельство. В предложении обстоятельства обозначают время, место, способ, причину, условия действия и пр.

Обстоятельство — это второстепенный член предложения, который обозначает признак действия и отвечает на вопросы когда? где? куда? откуда? как? зачем? и пр.

Обстоятельства выражаются наречиями или именами существительными в косвенных падежах.

Обстоятельство подчеркивается линией «черточка-точка-черточка-точка».

В итоге подчеркнем второстепенные члены предложения соответствующими линиями:

Итак, в предложении второстепенные члены являются зависимыми словами. Определение зависит от подлежащего, а дополнение и обстоятельство — от сказуемого.

Упражнение

Поупражняемся в определении главных и второстепенных членов предложения.

За столом Андрюша ест гречневую кашу.

С детства мой друг увлекается теннисом.

Вечером я собираюсь встречать усталую маму.

Смелые воины отважно защищают свою Родину.

В синем небе стремительно растет чёрная грозовая туча.

Румяные дети катаются на санках с ледяной горки.

Это чётное число делится на два.

Видео «Главные и второстепенные члены предложения (3 класс)»

Предложение — это синтаксическая единица, которая выражает законченную мысль. Может быть простым или сложным.

Простые предложения — это такие предложения, в которых есть одна грамматическая основа.

Сложные предложения — это такие предложения, у которых есть две или более грамматических основы.

Есть три типа предложений по цели высказывания:

  • повествовательное (сообщение);
  • вопросительное (вопрос, проблема);
  • побудительное (совет).

Предложение состоит из слов или словосочетаний, которые объединены по смыслу и грамматически. В каждом предложении есть грамматическая основа — обычно это подлежащее и сказуемое.

У грамматической основы есть две функции:

Смысловой центр. Если отбросить второстепенные и оставить только главные члены, смысл предложения останется понятным.

Грамматический центр. Именно основа привязывает предложение к реальности и времени. Точнее, это функция сказуемого, подлежащее указывает на субъект действия.

Получай лайфхаки, статьи, видео и чек-листы по обучению на почтуДемоурок по русскому языкуПройдите тест на вводном занятии и узнайте, какие темы отделяют вас от «пятёрки» по русскому.

Члены предложения — это слова, которые входят в состав предложения. Они делятся на главные и второстепенные. Каждый член предложения отвечает на какой-нибудь вопрос.

Для примера рассмотрим предложение:

Наша родня зимой переезжает из дома в квартиру.

  • Чья родня? — Наша.
  • Кто переезжает? — Родня.
  • Когда переезжает? — Зимой.
  • Родня что делает? — Переезжает.
  • Откуда переезжает? — Из дома.
  • Куда переезжает? — В квартиру.

Давайте узнаем, на какие вопросы отвечают главные и второстепенные члены предложения.

Изучайте русский язык в онлайн-школе Skysmart — с внимательными преподавателями и на интересных примерах из современных текстов.

К главным членам предложения относятся подлежащее и сказуемое. Они связаны друг с другом по смыслу и грамматически.

Подлежащее — это главный член предложения, который отвечает на вопросы: «кто?», «что?».

Подлежащее называет субъект, который производит действие, испытывает какое-либо состояние, обладает определенным признаком. Подлежащее подчеркивается одной чертой.

Выделим предлежащее в предложениях:

  • Снег шел все выходные. Что шло? — Снег.
  • Мы бежим в школу. Кто бежит? — Мы.

Сказуемое — это главный член предложения, который отвечает на один из вопросов: «что делает?», «что делается?», «каков?», «кто он?», «что такое?».

Сказуемое связано с подлежащим и называет его действие, состояние или признак. От подлежащего к сказуемому можно задать вопрос, как и наоборот. Сказуемое подчеркивается двумя чертами.

Выделим сказуемое в предложениях:

  • Луна ярко (что делает?) светит.
  • Фонари (что делают?) загораются.
  • Цветок (каков?) красив.
  • Фрейд — (кто он?) психолог.

Сказуемое может быть выражено любой самостоятельной частью речи, кроме деепричастия.

На рисунке изображены примеры предложений с разными частями речи в роли сказуемого.

Сказуемые делятся по типам на простые и составные. А составные сказуемые делятся на глагольные и именные.

Простое глагольное сказуемое состоит из одного глагола в любой форме, который выполняет и грамматическую, и смысловую функции.

Составное глагольное сказуемое состоит из вспомогательного глагола с фазовым (начать, продолжить) или модальным (хотеть, мочь) значением или краткого прилагательного с модальным значением (должен, рад) + смысловой глагол.

Составное именное сказуемое состоит из глагола-связки (быть, есть) и именной части. Именная же часть может быть выражена существительным, прилагательным, числительным, инфинитивом глагола, синтаксически неделимым сочетанием и даже наречием.

Между подлежащим и составным именным сказуемым можно поставить тире, если сказуемое выражено существительным, числительным или инфинитивом глагола.

Второстепенные члены предложения — это слова, которые поясняют сказуемое, подлежащее или один из второстепенных членов.

Озорной щенок любопытно разглядывал новую игрушку.

  • Подлежащее — щенок, сказуемое — разглядывал.
  • Второстепенные члены предложения: озорной, любопытно, новую, игрушку.
  • Слово «озорной» поясняет подлежащее «щенок», показывая, с каким настроением щенок разглядывал игрушку.
  • Слово «любопытно» поясняет сказуемое «разглядывал» и показывает, как щенок разглядывал игрушку.
  • Слово «игрушку» поясняет сказуемое «разглядывал» и показывает, что разглядывал щенок.
  • Слово «новую» поясняет второстепенный член предложения «игрушку» и показывает, какую игрушку разглядывал щенок.

Как относятся друг к другу члены предложения схематически:

У каждого второстепенного члена есть слово, от которого оно зависит. При этом подлежащее и сказуемое не зависят от других слов, поэтому их называют основой предложения.

Второстепенные члены предложения делятся на определения, дополнения и обстоятельства. В таблице отразили, от чего они зависят и как поясняют другие члены предложения.

Подлежащее и сказуемое — это грамматическая основа предложения.

Что такое подлежащее и сказуемое в предложении, начинают знакомить ребят со 2 класса.

Чтобы понять, какие члены предложения — это подлежащее и сказуемое, определим, как слова составляют предложение.

Подлежащее — главный член предложения

Предложение — это не просто набор слов, а определенным образом сгруппированные единицы речи, которые все вместе составляют законченное сообщение о ком-то или о чем-то.

солнце, небо, синее, взошло.

Это отдельные слова, которые каждое само по себе что-то обозначают, но существуют самостоятельно, не связаны друг с другом.

На синее небо взошло солнце.

А это уже организованная система слов, которая передает нам сведения о том, что на небе взошло солнце. Эти слова, расположенные в определенном порядке и произнесенные с повествовательной интонацией, выражают законченную мысль. Это предложение. Предложение может состоять из одного или нескольких слов.

Пришла зима. На дворе очень холодно.

Предложение — это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль.

Каждое предложение строится по определенным законам. В нем слова связаны друг с другом по смыслу и грамматически. В предложении имеются такие члены предложения, вокруг которых группируются остальные слова. Такие слова составляют смысловой центр предложения. Это главные члены предложения. Они имеют свои названия:

  • подлежащее
  • сказуемое

Подлежащее называет то, о ком или о чем говорится в предложении. Этот главный член предложения обозначает предмет, который сам совершает действие.

Как легко и доступно объяснить ребёнку, что такое подлежащее и сказуемое

(Что?) идет.

(Кто?) катаются на санках.

Предмет, который обозначается подлежащим, может быть одушевленным и неодушевленным. Одушевленный предмет отвечает на вопрос кто? Неодушевленный предмет отвечает на вопрос что?

Подлежащее — это главный член предложения, который обозначает предмет, совершающий действие, и отвечает на вопрос кто? или что?

В предложении подлежащее подчеркивается одной прямой линией.

Отыщем и подчеркнем подлежащее в предложениях:

Что такое сказуемое?

Подлежащее обычно поясняется другим главным членом предложения, который называется словом «сказуемое».

Сказуемое сообщает то, что сказано в предложении о подлежащем. Оно обозначает, что делает предмет, какое действие он производит или в каком состоянии находится.

(Кто?) (что делает?) .

(Что?) (что сделало?) из-за леса.

(Кто?) (что с ней происходит?) .

Сказуемое — это главный член предложения, который обозначает действие или состояние подлежащего, и отвечает на вопросы что делает? что сделает? что делал? что сделал? и пр.

Как легко и доступно объяснить ребёнку, что такое подлежащее и сказуемое

Сказуемое в предложении подчеркивается двумя прямыми линиями.

Подлежащее и сказуемое — это основа предложения. Эти главные члены дружны между собой. Они равноправны и иногда совпадают в некоторых грамматических формах (число, род).

(Кто?) (что сделал?) самолётик (ед. ч., м. р.)

(Кто?) (что сделали?) в зоопарк (мн. ч.)

Подлежащее и сказуемое составляют главную мысль в предложении. Остальные члены предложения только дополняют, уточняют её.

Как легко и доступно объяснить ребёнку, что такое подлежащее и сказуемое

Если в сообщении только два главных члена предложения, то это нераспространенное предложение.

Если в предложении имеются другие члены, кроме подлежащего и сказуемого, такое предложение является распространенным.

На лугу белые .

Из-за леса грозовая .

Сказка о подлежащем и сказуемом

Разбор по членам предложения — это определение главных и второстепенных членов с указанием частей речи, которыми они выражены.

Узнаем, в какой последовательности выполнить разбор по членам предложения. Чтобы понять, с чего его начать, напомним, что предложением является слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль, имеющую интонационную завершенность.

Центром любого предложения являются главные члены — подлежащее и сказуемое. Это равноправные члены, которые образуют грамматическую основу предложения.

Подлежащее обозначает предмет, о котором говорится в предложении. Сказуемое выражает действие, которое выполняет подлежащее.

Первый шаг разбора — это определение подлежащего и сказуемого, то есть выяснение грамматической основы предложения.

Осенний желтые листья в воздухе.

О чём говорится в предложении? К слову «ветер» зададим вопрос что? Это подлежащее, которое выражено именем существительным. Оно имеет форму именительного падежа. Это слово подчеркиваем одной сплошной линией.

Узнаем, что говорится о подлежащем. От подлежащего зададим вопрос:

ветер (что делает?) кружит.

Слово «кружит» является сказуемым, которое выражено глаголом. Сказуемое подчеркнем двумя прямыми линиями.

«Ветер кружит» — это грамматическая основа предложения, которую составляют подлежащее и сказуемое.

Как легко и доступно объяснить ребёнку, что такое подлежащее и сказуемое

Кроме главных членов, в предложении можно указать второстепенные члены предложения:

  • определение
  • дополнение
  • обстоятельство

Второстепенные члены так называются, потому что они поясняют главные члены предложения и зависят от них. Посмотрим, есть в предложении слово, связанное с подлежащим:

ветер (какой?) осенний.

Слово «осенний» обозначает признак предмета и зависит от подлежащего «ветер». Это второстепенный член предложения — определение, которое выражено именем прилагательным. Определение подчеркиваем волнистой линией.

Далее поищем слова, поясняющие сказуемое.

Кружит (что?) листья.

Слово «листья» обозначает предмет, на который направлено действие, обозначенное сказуемым «кружит». Это второстепенный член предложения дополнение, которое выражено именем существительным. В отличие от подлежащего в форме именительного падежа дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей (кого? чего? кому? чему? кем? чем? и пр.). Этот второстепенный член предложения подчеркнем пунктирной линией.

Кружит (где?) в воздухе.

Слово «в воздухе» обозначает место действия. Это второстепенный член предложения обстоятельство места. Оно выражено именем существительным с предлогом. Обстоятельство подчеркнем пунктирной линией с точками между штрихами.

В этом предложении у дополнения «листья» также имеется зависимое слово:

листья (какие?) жёлтые.

Это определение, которое выражено именем прилагательным. Подчеркиваем этот второстепенный член волнистой линией.

В результате разбора главные и второстепенные члены предложения должны быть подчеркнуты соответствующими линиями.

Отметим, что в этом предложении, кроме подлежащего и сказуемого, имеются второстепенные члены. Такое предложение называется распространённым.

Если в предложении есть только главные члены, это нераспространённое предложение.

Итак, чтобы правильно выполнить разбор по членам предложения, последовательно действуем по плану:

  • выделим подлежащее и сказуемое (грамматическую основу);
  • от подлежащего зададим вопрос к определению;
  • от сказуемого зададим вопросы к дополнению и обстоятельству;
  • подчеркнем каждый член предложения и укажем часть речи.

У каждого главного члена предложения имеются поясняющие их второстепенные члены.

Подлежащее поясняется определением, а сказуемое — дополнением и обстоятельством.

От подлежащего нельзя задать синтаксический вопрос к дополнению или обстоятельству.

Приведем примеры письменного разбора по членам предложения.

Примеры письменного разбора по членам предложения

Разобрать предложение по членам онлайн поможет этот сайт.

Видеоурок «Разбор по чл. предложения (4 класс)»

Как легко и доступно объяснить ребёнку, что такое подлежащее и сказуемое

Скидки на «Аттестационный пакет»Публикация в печатном сборникеВебинары, мастер-классыРецензия на публикациюКонференции педагоговКвалификационные тестыПортфолио к аттестации

Вебинары для педагогов от «Урока»Все бесплатные вебинарыВсе курсы для педагоговКурсы повышения квалификацииПрофессиональная переподготовкаНаписать отзыв на курсы (+8 баллов)

Все конкурсы для педагоговКонкурсы для детейПравила участия в конкурсахПравила набора в жюри

Свежие дискуссииПопулярные дискуссииСамые активные участники

Участники сообществаГруппы сообществаЭксперты сообществаАдминистрацияЛидеры рейтинга

Все материалы для педагоговУроки для педагоговПрезентации к урокамТесты для уроковДетское творчествоПортфолио к аттестации

Всё для аттестацииПубликация в сборникеВебинарыЛэпбукиПрофтестыЗаказ рецензийНовости

#2 класс #Русский язык #Учебно-методические материалы #Презентация #Учитель начальных классов #Школьное образование

Пояснительная записка. Русский. 2 кл.DOCX / 17.75 Кб

12 урок. Гл. чл. предложенияDOCX / 12.9 Кб12 урок. Гл. члены предложенияPPTX / 6.35 Мб

Как легко и доступно объяснить ребёнку, что такое подлежащее и сказуемое

Как легко и доступно объяснить ребёнку, что такое подлежащее и сказуемое

Как легко и доступно объяснить ребёнку, что такое подлежащее и сказуемое

Как легко и доступно объяснить ребёнку, что такое подлежащее и сказуемое

Как легко и доступно объяснить ребёнку, что такое подлежащее и сказуемое

Как легко и доступно объяснить ребёнку, что такое подлежащее и сказуемое

Как легко и доступно объяснить ребёнку, что такое подлежащее и сказуемое

Как легко и доступно объяснить ребёнку, что такое подлежащее и сказуемое

Как легко и доступно объяснить ребёнку, что такое подлежащее и сказуемое

Как легко и доступно объяснить ребёнку, что такое подлежащее и сказуемое

Как легко и доступно объяснить ребёнку, что такое подлежащее и сказуемое

Как легко и доступно объяснить ребёнку, что такое подлежащее и сказуемое

Как легко и доступно объяснить ребёнку, что такое подлежащее и сказуемое

Антропова Мария Александровна, 17.09.20 в 22:08Ответить Пожаловаться

Ольга Игоревна, спасибо за ценный ресурс. Все четко, ярко. Готовый ресурс к уроку!

Кияйкина Наталья Федоровна, 17.09.20 в 22:52Ответить Пожаловаться

Благодарю! Интересный практический ресурс!

Кадырова Ольга Игоревна, 18.09.20 в 05:48Ответить Пожаловаться

Спасибо, коллеги, очень рада!

Горбачёва Марина Юрьевна, 18.09.20 в 19:56Ответить Пожаловаться

Спасибо за полезный ресурс,Ольга Игоревна!

Кадырова Ольга Игоревна, 19.09.20 в 08:02Ответить Пожаловаться

Спасибо за внимание!

МОУ «НСОШ №2»

Урок русского языка во 2 «Б» классе

Подготовила и провела:

Кириченко Галина Павловн

: русский язык

: «Школа России»

Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.

: 1) познакомить с признаками главных членов предложения: подлежащего и сказуемого;

2) формировать умение различать подлежащее и сказуемое, соотносить подлежащее и сказуемое основой предложения, находить подлежащее и сказуемое в предложении;

: 1) развивать умение формулировать и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока, осуществлять ее решение под руководством учителя;

2)развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать, видеть цель, добиваться результата;

3) развивать умение оценивать результаты своей деятельности.

воспитывать уважительное отношение к труду, друг к другу, навыки сотрудничества.

1) формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

2)развитие навыков сотрудничества с учителем и одноклассниками в процессе совместной деятельности

обучающийся узнает, что такое подлежащее и сказуемое; научится различать подлежащее и сказуемое, находить их в предложениях;

: обучающийся научится:

выделять учебную задачу самостоятельно и под руководством учителя;

работать с информацией на карточке;

осуществлять сравнение, анализ, обобщать;

выдвигать гипотезы, рассуждать.

удерживать учебную задачу;

составлять план действий;

осуществлять контроль и взаимоконтроль.

с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;

допускать возможность существования разных точек зрения.

компьютер, проектор, , карточки с заданиями, дидактический материал для самостоятельной , парной и работы в группе ,учебник « Русский язык»-2 класс, автор Т.Г. Рамзаева.

-Здравствуйте, ребята! Начинаем урок русского языка.

. Психологический настрой детей на урок.

Встали ровно, повернулись и друг другу улыбнулись. Вспомним формулу добра :

Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра, если будет трудно, я тебе помогу. Садитесь.

Уч: Я хочу чтобы наш урок прошел в атмосфере дружелюбия и взаимопонимания

Актуализация знаний с последующей мотивацией.

– Откройте тетради, запишем число.

Спишите не допустив ошибок в орфограммах.

Дети записывают число, ученик комментирует).

Посмотрите на доску и определите какое задание я хочу вам предложить? (вставить пропущенные буквы)

– Возьмите сигнализаторы и покажите, какие буквы пропущены в словах.

А в это время по самостоятельно по карточкам поработают 2 ученика .

Р.СУНОК, ЯГ.ДА, В.Р.БЕЙ,МЕС.Ц,К.Р.НДАШ,М.СКВА,ЗА.Ц,Р.БЯТА.

-А что объединяет все эти слова? (они словарные, их нужно запомнить)

3.Звуко-буквенный анализ слова.

Утром в школу мы идем-

Листья сыплются дождем.

Под ногами шелестят

-О каком времени года идет речь? ( об осени)

-Запишем это слово и сделаем звуко- буквенный анализ. /

-Назовите осенние месяцы.

-Составьте красивые предложение со словом ОСЕНЬ.

-Давайте запишем предложение. НАСТУПИЛА ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ. (Ученик пишет на доске с комментированием)

– Каким другим словом ,с таким же значением,мы можем заменить слово ЗОЛОТАЯ (желтая, блестящая).

-Больше вариантов нет?А помочь нам может вот такой словарь (словарь синонимов).Мы уже знакомились с толковым словарем С.И. Ожегова, со словарем фразеологизмов,а это словарь синонимов, слов с одинаковым лексическим значением. Итак (зачитать варианты слова золотой).

Ф-ка . Игра «Да-нет»

-А сейчас мы поиграем в игру «Да-нет» и вспомним, что мы уже знаем о предложении.

-Встаньте, посмотрите налево, вы видите слово «ДА»,а направо слово «НЕТ», если вы согласны со мной , поднимите руки вверх и покажите на слово «ДА», если не согласны на слово «НЕТ»

-Слова в предложении связаны по смыслу? (да)

-Слова в предложении пишутся слитно? (нет)

-Предложение выражает законченную мысль? (да)

-Начало предложения пишем с маленькой буквы? (нет)

– Предложение состоит из слогов?(нет)

-В конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак ?(да)

-Предлагаю вам провести научное исследование.

-Посмотрите на предложение, которое вы записали.

-Прочитайте предложение без 1 слова. Получилось предложение? Почему? (Нет законченной мысли)

-Прочитайте без 2 слова. Получилось предложение?(

-Прочитайте без 3 слова. Это предложение?

-Почему, когда убирали слова- предложений не получилось?

Это главные слова, без них не может быть предложения.

. Определение темы урока.

Значит какая же Главные члены предложения.

мы поставим перед собой? Чему будем учиться ? находить главные члены предложения)

-Давайте ещё раз назовём главные члены в этом предложении.

-Посмотрите: два разных слова- наступила, осень,а вместе называются главными членами.

У нас в классе 22 человека и у каждого есть имя. Тебя как зовут? А все вместе мы как называемся?(

-Вот так и главные члены предложения имеют свои имена, названия,сейчас мы узнаем какие.

-О чем говорится в предложении (Об осени.)

-Задайте вопрос к этому слову(Что? Осень.)

Это главный член предложения, его имя-,оно указывает о ком или о чем говорится в предложении. Подчеркивается одной чертой.Вывешивается над доску под темой)

-Что говорится об осени (Что сделала?Наступила.)

-Это второй главный член предложения, его имя-Оно обозначает ,что в предложении говорится о подлежащем. Подчеркивается двумя чертами.Вывешивается над доску под темой)

Главные члены предложения-подлежащее и сказуемое. Они выражают в предложении главную мысль.

были введены русским ученым и поэтом Михаилом Васильевичем Ломоносовым.

«лежащее в основе предложения»

– то, что «сказано о подлежащем»

Организация самостоятельной исследовательской деятельности.

– Как вы будете определять главные члены? С чего начнете? Составим алгоритм.

-А помогут вам вот эти карточки.(На доске хаотично расположены карточки)

Как найти главные члены предложения .

2. Найди о ком или о чем говорится в предложении ,задай вопрос кто? или что?

3.Подчеркни подлежащее одной черотой.

4.Найди слово, которое называет что делает тот, о ком сообщается в предложении, задает вопрос (что делает? что делают? что будут делать?)

5.Подчеркни сказуемое двумя чертами.

6.Прочитай грамматическую основу.

Давайте проверим правильность наших рассуждений, послушаем профессора Самоварова. (И.Д.)

-Поставим вопрос от подлежащего к сказуемому и выполним действие.

Заяц (прыгает) Медведь (топает)

Рыбы (плавают) Птицы (летают)

Лентяй (потягивается) Спортсмен (наклоняется)

Первичное закрепление . (2 слайд)

Сколько предложений в этом четверостишие ? Из каждого предложения выпишите только подлеж. и сказуемое, применяя составленный алгоритм.

Заунывный ветер гонит

Стаю туч на край небес.

Ель надломленная стонет.

Глухо шепчет темный лес.

-(Каждая основа с большой буквы и после неё ставится точка. Строчки дописываем.) (Из каждого предложения основу на доске выписывает отдельный ученик.)

(Оценим упр. сигнализатором

-Следующее задание выполните в паре. У вас на столе есть карточки, прочитайте задание и приступите к выполнению.

Соедините слова в грамматическую основу.

солнце затих

листья полил

ветер облетели

лужи спряталось

дождь появились

Работа в группе. Разделитесь на группы. Не забываем о соблюдении правил дружной работы. Вспомним девиз работы в группе :

Учись,старайся не ленись, к добрым знаниям стремись.

Я вам раздам листы с заданиями, прочитайте их и приступите к выполнению.

.Вставьте пропущенные слова, подчеркните главные члены в предложениях.

ясный осенний день.

в холодной реке.

в последних лучах солнца.

на себя цветные сарафаны.

свинцовые воды вдаль.

точеные листья березы.

Выполненные задания вывешиваются на доску. Представитель группы читает свои предложения и поясняет.

Оценим результат. (если согласны-зеленый, нет-красный)

Посмотрите на доску, что получилось.

-Зачитаем текст к картине Исаака Левитана «Золотая осень». (Читает ученик, картина на экране )

-Исаак Левитан большую часть своих картин посвятил осени, именно она была его любимым временем года.

-Какая тема урока?

-С какими членами предложения познакомились?

-Что такое подлежащее?

-Что такое сказуемое?

-Для нахождения главных членов чем будем пользоваться ?

Оцените свою работу на уроке. У вас на партах кленовые листья 3 цветов. Возьмите в руки зеленые листочки те ребята, которым все удалось и было все понятно на уроке ; кому было немного трудновато возьмите желтые листочки; кому было тяжеловато и кому нужна помощь-красные.

-Посмотрите, какой прекрасный букет получился!Это результат нашей работы. Поместим его в «ВАЗУ ДОБРА» ведь на протяжении всего урока вы были доброжелательны друг к другу. В вазе больше зеленых листочков и это говорит о том, что вы молодцы!Я до всех не дотянусь, поэтому погладьте себя по головке и скажите «Я молодец!» Спасибо за работу!

. Домашнее задание:

Посложнее с. 74 № 132, полегче с.74 № 131

Оцените статью
Добавить комментарий