Что такое собственные и нарицательные имена существительные
Имена существительные (ИС) – самая многочисленная часть речи русского языка, отвечающая на вопросы Кто? Что? и называющая предметы, явления, понятия и т.д. ИС бывают склоняемыми и несклоняемыми, собственными и нарицательными, одушевленными и неодушевленными. По способу называния объекта бывают нарицательные (пишутся со строчной буквы) и собственные существительные (всегда с заглавной, иногда – в кавычках). В школьной программе 2 класса собственные и нарицательные имена существительные изучаются впервые.
Что такое имя нарицательное
Именами нарицательными называются наименования вещей, явлений и живых существ одного типа.
Например, стол, человек, собака, радость, дождь. В тексте они всегда написаны со строчной литеры, если только перед ними нет точки.
В зависимости от значения, различают 4 категории имен нарицательных:
- Конкретные называют все, что нас окружает, они осязаемы, их можно потрогать. Например, дерево, газета, мальчик, кошка, солнце, дом, яблоко, ручка, тетрадь, река, горы.
- Отвлеченные, или абстрактные, существительные указывают на неосязаемые явления, которые нельзя потрогать, но можно почувствовать. Это такие слова как любовь, страх, радость, невесомость, досада, притяжение, неизвестность.
- Собирательными обозначают совокупность подобных объектов, воспринимаемых как нечто единое: листва, осинник, молодежь, крестьянство, детвора. Такие слова имеют неполную числовую парадигму, их нельзя поставить во множественное число.
- Вещественные существительные называют: – ягоды, овощи и злаки (клубника, малина, морковь, фасоль, пшеница, рис); – продукты питания (сахар, соль, сливки, масло, варенье); – металлы и другие элементы (золото, железо, кальций); – жидкие, твердые и сыпучие вещества (песок, кожа, вода); – полезные ископаемые (нефть, газ, уголь); – ткани (лен, атлас, синтепон).
Существительные этого разряда по числам не склоняются и имеют только форму единственного (сыворотка, глина, серебро) или множественного (сливки, опилки) числа.
Что такое имена собственные
Собственными называют имена существительные, которые выделяют среди объектов одного типа уникальный и называют его.
Они пишутся с большой буквы в любом месте предложения и включают следующие семантические группы:
- фамилии, имена и отчества людей, их псевдонимы (Сергей Николаевич Скворцов, Наташа Ростова, Максим Горький);
- названия государств, городов, улиц, рек, океанов, гор (Москва, Россия, улица Строителей, поселок Давыдовка, Волга, Альпы);
- названия космических тел (Земля, Луна, Солнце, созвездие Ориона);
- прозвища животных (Барсик, Шарик, Мурка, Кеша);
- названия праздников (День рождения, Рождество, День победы);
- наименования исторических событий (Вторая Мировая война, Октябрьская революция);
- названия книг, картин, музыкальных произведений, журналов, магазинов, компаний («Дюймовочка», «Известия», магазин «Столичный»);
- названия транспортных средств (теплоход «Иван Светлов», спутник «Союз», поезд «Сапсан»).
Правописание и грамматические особенности имен собственных и нарицательных
У имен нарицательных и собственных есть различия не только семантические, но и грамматические.
Первое правило правописания для имен существительных: нарицательные нужно писать со строчной буквы, а собственные – с большой.
Основная часть имен нарицательных склоняется по числам. Например, рука – руки, ложка – ложки, корова – коровы. Имена собственные, за редким исключением, не склоняются и употребляются в единственном числе (Петров, Енисей, Екатеринбург, Франция). Имена собственные используются во множественном числе в следующих случаях:
- изначально имели форму множественного числа (Альпы, Филиппины);
- обозначают разные объекты с одинаковым названием, Таня – две Тани в классе, Соколов – семья Соколовых, Северная Корея – обе Кореи;
- стали нарицательными, называя однородные объекты, отражающие основную черту владельца имени, к примеру, молчалины, наполеоны, плюшкины.
Собственными существительными могут быть не только отдельные слова, но и целые предложения. В основном, это названия литературных произведений («Как закалялась сталь»), компаний (фабрика «Красный октябрь»).
Еще одна особенность имен собственных – использование кавычек в определенных случаях. Когда слово или фраза используется в прямом значении, кавычки не нужны (Большой театр, Центральная библиотека). В кавычки заключаются только условные наименования (роман «Война и мир», кафе «Золото», театр «Современник»).
Переход имен собственных в нарицательные и наоборот
Собственным именам существительным свойственно становиться нарицательными и наоборот. Когда имя нарицательное становится названием единственного в своем роде предмета или явления и выделяется среди других однородных, оно становится собственным. Например, магазин «Брусничка», собака Пушок, город Орел.
При переходе частично сохраняется значение имени нарицательного. К примеру, по кличке собаки Пушок можно предположить, что она пушистая.
Собственные существительные становятся нарицательными, когда называют предметы и явления одного рода. Многие открытия получили имена своих исследователей, например, кольт, ампер. Еще один вариант перехода – когда кто-то проявляет ярко выраженные черты известной личности или литературного героя, его называют именем персонажа, которое пишется в этом случае со строчной буквы. Примеры перехода собственных существительных в нарицательные: Нарцисс означает самовлюбленность, Молчалин – подхалимство и беспринципность, Геркулес – силу. Некоторые слова так давно перешли в разряд нарицательных, что о первоначальном значении давно забыли. Это меценат, галифе, пломбир, панама, вокзал.
Имя существительное как часть речи
ИС, называя всё живое и неживое в окружающем и мысленном пространстве, разделятся на одушевленные и неодушевленные.
- к одушевленным лексемам подходит вопрос «кто?»: мужчина, заяц, гном;
- к неодушевленным – «что?»: дерево, камень, ненависть.
- Собственные – названия единичных предметов, лиц, которые выделяют их из ряда однородных: имена, фамилии, клички, названия городов, планет. Все собственные имена существительные пишутся с прописной буквы, не считая, конечно, тех слов, которые стоят в начале предложения. Дмитрий Петрович, собака Шарик, кинотеатр «Октябрь», планета Земля.
- Нарицательные – названия однородных предметов: цветок, конфета, мышь.
Падежи имён существительных
Падеж существительного – это морфологический признак. Он выражает грамматическое отношение существительных к другим словам в словосочетаниях и предложениях. Падеж определяет форму существительного, является словоизменительным признаком.
Падежей шесть, один из них – И. п. (кто?/что?) – прямой. Остальные пять – Р. п. (кого?/чего?), Д. п. (кому?/чему?), В. п. (кого?/что?), Т. п. (кем?/чем?), П. п. (о ком?/о чем?) – косвенные.
Склонение имён существительных
Склонение – постоянный признак ИС, определяющий особенность изменения по числам и падежам. ИС склоняются, то есть, изменяются по числам и падежам. Основных склонений три – 1-е, 2-е, 3-е.
- Существительные м.р., ж.р. и общ.р. с окончаниями -а, -я
- Например: Вася, дедушка, мама, обжора
- Существительные м.р. с нулевым окончанием и ср.р. с окончаниями -о, -е
- Например: Дом, планетарий, воскресенье, чудо
- Существительные ж.р. с нулевым окончанием
- Например: Жизнь, тишь, степь
- Существительные иноязычного происхождения без окончания
- Например: Кенгуру, пальто, какао, пенсне
- Часть окончаний у этих существительных из одного склонения, часть – из другого. Это 10 слов на -мя + путь, дитя
- Например: Имя, время, племя, пламя, знамя, темя, бремя, стремя, семя, вымя + путь, дитя
- Субстантивированные слова (те, которые образовались переходом в существительное из других частей речи)
- Например: Детская, столовая, портной, немой, мороженое, жаркое
Существительные общего рода обычно относятся к 1-му склонению либо к несклоняемым словам, хотя могут обозначать лиц мужского и женского пола.
Плакса (он, она) – общий род. Но: доктор Петрова – слово доктор мужского рода, так как 2-е склонение.
Роды имён существительных
Все слова русского языка, употребляющиеся в форме единственного числа, могут относиться к мужскому, женскому, среднему и общему роду.
Род существительных определяется путём подстановки слов:
- он, мой – кот (мужской род),
- она, моя – кошка (женский род),
- оно, моё– дитя (средний род.
Существительные общего рода могут обозначать лиц и мужского, и женского пола: мой, моя – плакса.
Число имён существительных
Число – непостоянный признак существительного, который обозначает единичность или множественность.
У существительных два числа: единственное и множественное. В форме И. п. ед. ч. – называет один предмет, в той же форме мн. ч. – два и более предметов: столб – столбы, дом – дома. Число – формообразующая категория, она выражается в окончании слова, в ударении, в чередовании согласных: снег – снега: друг – друзья.
Кроме этого, в русском языке имеется значительное количество ИС, которые не имеют ед. или мн. числа: тряпье, храбрость, серебро; сани, штаны, выборы. Начальная форма данных слов – именительный падеж.
Морфологический разбор имени существительного
Морфологический разбор – целостная характеристика части речи. Разбор ИС предполагает установления значения и части речи слова, его начальной формы, постоянных и непостоянных признаков, синтаксической роли в контексте предложения. Разбор производится по общепринятому плану.
имена существительные обозначают общие названия для ряда однородных предметов или явлений.
Среди нарицательных существительных выделяют четыре группы слов.
имена существительные обозначают отдельные предметы или явления, выделяя их из ряда однородных.
К собственным существительным относятся:
1) имена, фамилии, отчества, прозвища людей:
Чарская Лидия Алексеевна, Иван Петрович, Владимир Красно Солнышко и др.;
2) клички животных:
Тузик, Дружок, Немо, Мурка и др.;
3) названия государств, городов, районов и других административных единиц:
Россия, Нижний Новгород, Пермский край, Московская область и др.;
4) названия географических объектов:
Евразия, Северный полюс, Каспийское море, остров Сахалин и др.;
5) названия астрономических объектов:
Солнце, Луна, Земля, Юпитер, Млечный Путь и др.;
6) названия праздников:
День знаний, Международный женский день, Праздник Весны и Труда и др.;
7) названия предприятий, организаций, магазинов:
фабрика «Заря», гостиница «Спутник», магазин «Ромашка» и др.;
8) названия литературных произведений, фильмов, песен:
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Ворона и Лисица», «Гостья из будущего», «От улыбки станет всем светлей» и др.
Собственные существительные пишутся с прописной (большой) буквы: Антон Павлович Чехов, Российская Федерация, Меркурий, День Победы и др.
Названия организаций, произведений искусства и т. д. заключаются в кавычки: парикмахерская «Локон», детский сад «Колокольчик», басня «Мартышка и очки», фильм «Алые паруса» и др.
Некоторые имена существительные в зависимости от контекста могут быть как нарицательными, так и собственными.
Мальчик по имени Лев (собств.) пришёл с мамой в зоопарк. В клетке сидел грозный лев (нариц.).
На Новый год принято готовить оливье (нариц.). Его придумал ресторатор Люсьен Оливье (собств.).
— часть речи, объединяющая слова со значением предметности (в широком смысле): тетрадь, берёза, народ, дружба, игра, красота и т. д.
Имя существительное отвечает на вопросы: «Кто?» или «Что?» (Кого? Чего? и т. д.).
Имена существительные имеют следующие признаки: отнесённость к определённому лексико-грамматическому разряду (нарицательное/собственное, одушевлённое/неодушевлённое, конкретное/отвлечённое/собирательное/вещественное), род, склонение.
К признакам относятся падеж и число.
В составе предложения имена существительные могут выступать в функции .
«— не есть счастие!..» (М. Лермонтов);
«Литвинов снова взялся » (И. Тургенев);
«Помещик тотчас же начал стараться каким-нибудь образом залучить его к себе » (Ф. Достоевский);
«Когда поднимался вопрос о недоимках, всплывало и дело » (Д. Мамин-Сибиряк).
Лексико-грамматические разряды имён существительных
В зависимости от лексического значения и грамматических признаков имена существительные делятся на следующие разряды.
1. Нарицательные и собственные:
а) нарицательные имена существительные обозначают обобщённые названия однородных предметов и явлений:
государство, озеро, фамилия, село и т. д.;
б) собственные имена существительные обозначают наименования единичных предметов или явлений, которые выделяются из ряда однородных:
Россия, Волга, Иван, Санкт-Петербург и т. д.
2. Одушевлённые и неодушевлённые:
а) одушевлённые имена существительные служат наименованиями живых существ:
человек, попугай, кошка, окунь, кенгуру и др.;
б) неодушевлённые имена существительные служат наименованиями предметов, явлений и понятий, не причисляемых к живым существам:
камень, автомобиль, ткань и т. д.
В современном русском языке есть слова, одушевлённость/неодушевлённость которых не соответствует биологическим представлениям о живой и неживой природе.
1) слова: покойник, мертвец, кукла (игрушка), марионетка, матрёшка, адресат;
2) названия некоторых карточных фигур и карточных терминов:
король, дама, валет, туз, козырь;
3) названия некоторых шахматных фигур:
5) существительные в переносном значении (при метафорическом переносе с неживого предмета на живой):
тряпка («кусок ткани», неодуш.) — тряпка (перен. «слабохарактерный человек», одуш.); при обратном переносе существительные сохраняют категорию одушевлённости, например:
медведь («медведь», одуш.) — (плюшевый) медведь («игрушка», одуш.).
человечество, толпа, армия, табун и нек. др.;
Технологическая карта урока.
«Имена существительные собственные и нарицательные»
урок формирование новых знаний
Формы работы учащихсяфронтальные, индивидуальные, анализ и самооценка ответов
знакомство учащихся с именами существительными собственными и нарицательными, помощь в различии имен собственных и нарицательных.
усвоения учебного материала по теме «Собственные и нарицательные имена существительныеразличия имён собственных и нарицательных,пользоваться терминами «имена собственные», «имена нарицательные», орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных;
социальную, практическую и личностную значимость данного учебного материала, развитие у учащихся ставить цель и планировать свою деятельность, у учащихся внимания, наблюдательности, орфографической зоркости, у учащихся монологической и диалогической речи;
интереса к предмету.
познакомить с именем существительным, как частью речи-наблюдать за значением имён существительных, уметь классифицировать имена существительные, учить находить признаки имён существительных,применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.
Планируемые метапредметные результаты:
положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию;
уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;
уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение.
Оборудование и учебные материалы: ПК, учебник русского языка для 3 класса, рабочая тетрадь, карточки для рефлексии.
Имена собственные обычно не имеют формы множественного числа. Исключение – фамилии представителей одной семьи. Например: Завтра к нам приедут Ивановы; роман «Господа Головлевы».
С большой или с маленькой буквы? Сложные случаи
Некоторые существительные могут быть как нарицательными, так и именами собственными – в зависимости от ситуации.
Например, если речь идет планете Земля и звезде Солнце, то они пишутся с большой буквы как и любые астрономические объекты: Планета Земля вращается вокруг Солнца.
Если же речь идет о солнечном свете и земле под ногами, то эти слова пишутся с маленькой буквы: Утреннее солнце осветило землю перед окном.
В литературных произведениях, например в сказках и баснях, имена нарицательные могут становиться собственными именами действующих лиц: Стрекоза и Муравей, Волк и Заяц.
Названия книг, газет, журналов, картин, фильмов и сериалов, игр и спектаклей, кораблей и предприятий пишутся с большой буквы в кавычках. Например: роман «Обломов», фильм «Крестный отец», газета «Московский комсомолец», фабрика «Большевичка».
Его имя стало нарицательным
Иногда имена собственные могут становиться нарицательными. Так не раз происходило с именами исторических личностей, ученых и изобретателей.Примеры:
меценат – по имени древнеримского покровителя искусств Гая Цильния Мецената
рентген – по имени физика Вильгельма Рентгена
пирожное наполеон – по имени французского императора Наполеона Бонапарта
геркулес – по имени древнегреческого героя Геркулеса (Геракла)
маузер – по имени создателя пистолета, Петера Пауля Маузера
кардиган – по имени графа Кардигана, придумавшего свитер, незаметный под мундиром
штаны галифе – по имени французского генерала Гастона Галифе
ксерокс – от названия компании «Ксерокс», производящей копировальные аппараты
В лингвистике этот процесс превращения собственных имен в нарицательные называется апеллятивация или деонимизация.
Нарицательными могут становиться имена вымышленных героев из литературы или кино. Такие имена лингвисты называют эпонимами:
ловелас – по имени соблазнителя Роберта Ловеласа из романа «Кларисса»
шовинист – по имени полулегендарного французского солдата Николя Шовена
папарацци – по имени фотографа из фильма Федерико Феллини «Сладкая жизнь»
альфонс – по имени героя комедии Александра Дюма-сына «Мосье Альфонс», который жил за счет женщины
Если имя или фамилия употреблены в переносном смысле, но не переходят в разряд нарицательных существительных, они пишутся с большой буквы:
Что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать. (М.В. Ломоносов)
России не хватает новых Пушкиных и Гоголей
Если же имя или фамилия употребляются в презрительном смысле как обозначение людей определенного рода, то они пишутся с маленькой буквы:
Новоявленные геббельсы (пропагандисты), квислинги (коллаборационисты) и азефы (предатели)
Могут ли имена нарицательные превращаться в собственные?
Да, могут. Превращение имени нарицательного в имя собственное лингвисты называют онимизацией.
Например, от слов вера, надежда и любовь образованы соответствующие женские имена – Вера, Надежда, Любовь.
Другой пример – клички. Скажем, собака Шарик или криминальный авторитет Паша Цветомузыка.
Также любое слово становится именем собственным, если используется в названии: площадь Труда, созвездие Малая Медведица, деревня Троица.
Сегодня мы ответим на такие вопросы.
·
Что такое собственные существительные?
·
Что такое нарицательные существительные?
·
Как пишутся собственные и нарицательные существительные?
Мы помним, что имя существительное –
это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
Но предметов вокруг нас так много!
Конечно же, мы не называем каждый
предмет новым существительным. Одно существительное мы используем для называния
множества предметов.
Например, словом кот мы
обозначаем всех животных с определенными признаками. А то, что у них есть
отличия – нас уже не волнует.
О таких предметах с общими признаками
мы говорим как об однородных.
Однородные предметы называются при
помощи нарицательных существительных.
Мальчик, город, книга, звезда. Это все – нарицательные
существительные. Слово нарицать, то есть нарекать, в
древнерусском языке обозначало «называть». Сейчас мы бы сказали, что эти
существительные – «назывательные». Потому что с их помощью можно назвать много
однородных предметов.
Но иногда нам требуется не просто
назвать предмет. А выделить его из множества таких же предметов.
Что было бы, если бы мы начали
подзывать своего питомца так:
– Кот, кот! Кис-кис, кот!
Прохожие точно решили бы, что нам
нужны коты всей округи.
Но мы зовём иначе:
– Барсик! Барсик!
И сразу становится ясно, что мы ищем
именно своего питомца.
Ведь мы назвали его кличку. Выделили
его из всех остальных котов.
Для выделения отдельного предмета из
множества похожих используются собственные существительные.
Когда мы появляемся на свет, наши
родители дают нам имя. С этих пор мы не просто «мальчик» или «девочка» – у нас
есть наше собственное имя.
Например, Илья. Или Марина.
Имена собственные бывают не только у
людей. Курск, Байкал, Днепр – тоже имена собственные.
Итак, имена существительные могут быть
нарицательными и собственными.
Если мы говорим поэт – то это
существительное нарицательное. Поэтов бывает много, они все разные.
А если мы скажем Пушкин? А это
собственное существительное. Александр Сергеевич Пушкин у нас один.
Наверное, вы уже заметили, что
нарицательные существительные пишутся со строчной буквы. А собственные
существительные пишутся с заглавной, или прописной, буквы. Потому что
они должны выделять один особенный предмет из множества.
Доктор мы напишем с маленькой буквы. А Смирнов
– с большой.
Ученик – с маленькой буквы. Алексей –
с большой.
Рассмотрим подробнее существительные,
которые относятся к собственным именам.
Прежде всего это имена,
отчества, фамилии и прозвища людей.
Например, Игорь Васильевич Сумкин.
Или Атлет – если мальчика так прозвали во дворе.
К собственным существительным
относятся и клички животных. Например, Бобик.
Конечно, среди нарицательных
существительных немало и географических названий.
Это названия материков – Африка.
Горных цепей и вершин – Гималаи.
Названия рек и морей – Нил, Чёрное
море.
Названия стран – Китай, Германия.
Названия городов – Москва.
Астрономические названия тоже относятся к собственным именам.
Что мы можем увидеть, взглянув в
телескоп? Звезды, планеты, созвездия.
Марс, Венера, Сириус, Орион, Большая Медведица.
Все эти слова будут писаться с
заглавной буквы, потому что это собственные существительные.
Названия картин, книг, фильмов
и так далее тоже относятся к собственным именам. Например, название картины
Айвазовского «Девятый вал» – собственное имя. Фильм «Шторм»,
стихотворение «Гроза». Любые такие названия будут писаться с заглавной
буквы, потому что это – имена собственные.
На правописание собственных
существительных нужно обратить более пристальное внимание.
Для названия единичных предметов могут
использоваться и сочетания слов.
Например, Великая Отечественная
война, Северный Ледовитый океан, Большая Медведица, Московский Кремль,
Владимир Красное Солнышко.
Обратите внимание на то, как пишутся
эти слова. Слова война и океан – нарицательные существительные,
поэтому их мы пишем со строчной буквы. Все остальные слова – имена собственные,
они пишутся с заглавной буквы.
Некоторые собственные имена пишутся в
кавычках.
Таких имён довольно много: это
названия книг, газет, журналов, спектаклей и так далее. Газета «Правда»,
мультфильм «Ну, погоди», сказка «Золотая рыбка», журнал «Вышивка».
Названия магазинов, фабрик, заводов,
кораблей тоже берутся в кавычки.
Написание в кавычках нужно, чтобы
отличить такие названия от обычных существительных.
Чтобы убедиться в этом, послушаем
такую историю.
Как-то раз учительница дала ученикам
задание – принести «Золотую рыбку».
Ученики внимательно рассмотрели
задание и на следующий день явились в класс со сказками.
И только одна ученица принесла
настоящую золотую рыбку. И удивилась:
– Разве нужна была книжка?
А все потому, что девочка не заметила
кавычек, которые обозначали, что «Золотая рыбка» – название сказки.
Нужно знать, как различать собственные
и нарицательные существительные. Потому что иногда они отличаются только
написанием с заглавной или строчной буквы.
Рассмотрим слово земля. Если мы
говорим о почве, то земля пишется со строчной буквы. Это нарицательное
существительное.
Но Земля – это ещё и название
планеты. Такое название мы напишем с заглавной буквы, потому что это имя
собственное.
Светит солнце. Мы напишем солнце со строчной
буквы.
Земля вращается вокруг Солнца. Солнце здесь – название
звезды, поэтому его мы напишем с заглавной буквы.
А теперь немного дополнительной
информации. Собственные существительные и нарицательные легко могут меняться
местами. Есть много примеров, когда нарицательные существительные
становятся собственными.
Вы никогда не задумывались, откуда
взялось имя Любовь? Правильно, от названия чувства.
Слово надежда тоже стало
женским именем. Имя, конечно, будет писаться с заглавной буквы.
Но и собственные существительные могут
иногда стать нарицательными.
Знаете, откуда произошло слово хулиган?
От фамилии Хулигэн. Патрик Хулигэн жил в восемнадцатом веке в
Ирландии и был очень неприятным человеком. Он отличался таким скверным
характером и так часто скандалил с соседями, что внёс себя в историю. Его
фамилией начали называть людей, которые грубо нарушают общественный порядок.
А слово панама? Это ведь не
только тип шляпы.
Это ещё и страна, из которой пришла
такая шляпа. От страны произошло такое название головного убора.
Нарцисс – не только название цветка,
но и имя прекрасного юноши из античного мифа. Юноша настолько залюбовался своим
отражением, что не мог оторваться от него. И превратился в цветок, который так
и назвали – нарцисс.
А откуда взялось слово макинтош?
Этот вид плаща назван по фамилии Чарльза Макинтоша. Этот химик открыл особый
вид прорезиненной ткани, из которой стали получаться плащи.
И таких примеров множество.
Что же нам нужно сегодня запомнить?
Собственные существительные обозначают
названия единичных предметов.
Нарицательные существительные
обозначают названия однородных предметов.
Собственные существительные пишутся с
заглавной буквы.
Иногда собственные существительные
берутся в кавычки.
Для обозначения единичных понятий
могут использоваться не только отдельные слова, но и словосочетания.
- Справочники
- Справочник по русскому языку для начальной школы
- Морфология и морфологический разбор
- Имя существительное
- Нарицательные и собственные имена существительные
Имена существительные называют различные предметы – дерево, мальчик, река.
Одинаковые однородные предметы называются одним словом, хотя сами предметы могут и отличаться друг от друга видом и содержанием. Например, словом обозначаются все книги, хотя они могут быть с разными обложками, разных автором и разного содержания.
Существительные, называющие однородные предметы, являются нарицательными.
Например: учебник, страна, вещество, река, город.
Чтобы из всей группы этих предметов выделить какой-то один предмет, ему дают специальное название, или имя собственное.
Существительные, называющие единичные (индивидуальные) предметы, являются именами собственными.
К ним относятся:
- Имена, отчества, фамилии людей: Марина, Тимур, Иванова Кристина Георгиевна, Пушкин Александр Сергеевич.
- Клички животных: Мурка, Барсик, Бим.
- Названия материков, стран и городов: Австрия, Азия, Волгоград.
- Названия рек: Амазонка, Енисей, Сена.
- Названия гор: Карпаты, Альпы, Мон – Блан.
- Названия книг: сказка «», «»
- Астрономические названия: Млечный путь, Венера, Меркурий.
. Запомни, что все имена собственные пишутся с заглавной буквы!
Одушевленные и неодушевленные имена существительные
Род имен существительных
Число имен существительных
Падеж имен существительных
Склонение имен существительных
Морфологический разбор имени существительного
Морфология и морфологический разбор
Правило встречается в следующих упражнениях
Упражнение 101,
Климанова, Макеева, Учебник
Страница 13,
Климанова, Рабочая тетрадь
Упражнение 3,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Учебник
Упражнение 5,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Учебник
Упражнение 4,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Учебник
Упражнение 1,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Учебник
Упражнение 99,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 101,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 21,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2
Упражнение 108,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2
Упражнение 119,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 76,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 80,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 86,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 95,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 225,
Полякова, Учебник, часть 2
Упражнение 23,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 22,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 23,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 24,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 26,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 31,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 236,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 18,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 19,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 42,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 107,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 164,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 171,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 721,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 722,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 723,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 742,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 275,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
Упражнение Практикум стр. 12,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
Упражнение 487,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
Упражнение 267,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 276,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 598,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 493,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 118,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 147,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 307,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Существительные делятся на две категории — собственные и нарицательные. Мы расскажем об их признаках, чем данные типы отличаются друг от друга, в чем заключаются особенности их правописания, а также какова особенность перехода слова из одной категории в другую.
Что такое имена собственные в русском языке
Имена существительные — это самостоятельные склоняемые части речи, обозначающие предмет.
Существительные бывают двух видов:
- собственные;
- нарицательные.
Имена собственные называют единичные предметы, которые выделяются из категории однородных. К ним относятся:
- Имена, фамилии, прозвища человека: Иван Иванов, Владимир Красное Солнышко, Илья Муромец.
- Имена животных: Мурзик, Барсик, Буренка.
- Географические и астрономические объекты: Байкал, Эверест, Сатурн.
- Божества: Будда, Кришна, Христос.
- Государства, города, поселки, деревни и другие административные единицы: Великобритания, Дублин, поселок Прибрежный.
- Исторические эпохи: эпоха Возрождения, Киевская Русь, Древний Рим.
- Названия праздников: 9 Мая, День Благодарения.
- Магазины, торговые центры, компании и предприятия: ТЦ «Прага», завод «Олимп».
- Книги, наименования СМИ: «Преступление и наказание», «Вестник города».
Нарицательные существительные могут «превращаться» в имена собственные и нести иное значение:
- персик — кот Персик;
- лев — созвездие Льва;
- октябрь — фабрика «Красный Октябрь».
Отдельного упоминания заслуживают несклоняемые имена собственные, которые не изменяются по падежам:
- Фамилии, оканчивающиеся на о, е, и, у, ю и с, с ударением на последний слог: Гюго, Дюма, Кусто.
- Иностранные женские фамилии с согласным на конце: Жорж Санд, Клара Цеткин.
Если же в конце слова стоит гласная а (безударная), то фамилия склоняется: песни Окуджавы.
Имена собственные также могут переходить в нарицательные. Как именно — читайте ниже.
Имена нарицательные — это все существительные, предназначенные обозначить обобщенные наименования определенных однородных предметов и явлений.
Примеры: книга, машина, браслет, радость, отражение.
Имена нарицательные, в большинстве, могут изменяться по числам:
- стол — столы;
- друг — друзья;
- фильм — фильмы.
Примеры имен нарицательных, имеющих постоянную форму только или единственного, или множественного числа:
- суета;
- ножницы;
- штаны;
- тьма.
Согласно правилам грамматики, такие существительные пишутся со строчной буквы, исключение — когда они стоят в начале предложения.
В каких случаях имя нарицательное становится собственным? Например, Геркулес — имя героя древнегреческих легенд, а также это название овсянки — и в этом случае оно пишется с маленькой буквы.
Еще есть такие имена существительные, которые меняют свою категорию в зависимости от контекста. Разница заключается в посыле информации:
- Центром солнечной системы является звезда Солнце.
- В окно выглянуло солнце.
В первом предложении Солнце — имя собственное, во втором — нарицательное.
Имя собственное или нарицательное
Выявление имени существительного вызывает немало трудностей у школьников младшей школы. Как разобраться в нюансах?
- Имена собственные и нарицательные бывают только существительными и отвечают на вопросы кто? что?
- Следующий шаг — определить, принадлежит ли это существительное группе слов, кем или чем оно является: предмет, явление, категория однородных предметов, название организации, улиц.
Основная часть нарицательных имен имеет формы множественного и единственного числа. Имена собственные, наоборот, имеют только одну форму — единственную (Москва, «Комсомольская правда», Америка). Но бывают исключения.
Имена собственные, которые употребляются во множественном числе:
- При допустимой форме только множественного числа: Великие Луки.
- При обозначении разных лиц и разных географических местностей с аналогичным названием: например, две Одессы (это не только город на юго-западе Украины, но еще и штат в США), сестры Зайцевы и т.д.
- При обозначении условного названия класса однородных предметов: в палате №6 было несколько Наполеонов.
Технологическая карта урока русского языка
Тема: «Имена существительные собственные и нарицательные»
(УМК «Начальная школавека», 3 класс)
Выполнила: учитель начальных классов, Шумай Инна Ильинична
Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.
Методы обучения: системнодеятельностный подход.
Роль и место темы в курсе: данный урок входит в раздел «Морфология (части речи)» и является уроком данного раздела по изучению
категорий имени существительного
Формы организации учебной деятельности
• групповая; в парах; индивидуальная;
Цель урока: учить различать имена существительные собственные и нарицательные, классифицировать слова, решать проблемные задачи.
Образовательная:познакомить с собственными и нарицательными именами существительными, их грамматическими признаками
(неизменяемость по числам), оформлением на письме (прописная буква).
Воспитательная: воспитание интереса к родному языку; стимулировать работу учащихся по дальнейшему формированию умения общаться
через работу в паре, группе, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников.
Развивающая: создать условия для развития речи, самостоятельной мыслительной деятельности, познавательной активности.
• русский язык: учебник для 3 класса: в 2 ч. Ч. 2. – М.: ВентанаГраф, 2012–Начальная школа XXI века) с.66
• раздаточный материал – карточки.
Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка (гимнастические упражнения), смена видов деятельности на уроке, работа в парах,
Предметные: ученик научится распознавать имена собственные, правильно записывать имена собственные, словарные слова.
Метапредметные: ученик, учится организовать своё рабочее место, пользоваться учебником как источником информации, умеющий
наблюдать, анализировать, обобщать языковой материал, регулировать свою деятельность.
Личностные: ученик получит возможность научиться вести коммуникативную деятельность, устанавливать связь между целью своей
деятельности и её мотивом, с пониманием относится к проблемам и трудностям другого человека.
Самоопределение к деятельности.
Прозвенел и смолк звонок.
Если работать внимательно
Новое узнаешь обязательно
Будешь слушать, рассуждать
И друг другу помогать
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести
– А я на уроке все понимаю,
Задания все хорошо
Ответы ищу на вопросы
Чтоб знать и уметь все без
Чтоб становиться лучше и
Личностные УУД (мотивация к обучению и
-Мне очень приятно видеть
Ваши глаза и самое главное
Ваше желание учиться.
Сегодня на уроке понадобится ваше
Поддержка и помощь.
Надеюсь, что у нас все получится.
Пожелаем друг другу удачи,
Улыбнемся друг другу.
-Запишите число, классная работа
Фиксация затруднений в деятельности.
– Сначала давайте проведем игру «Подбери
пару». Подумайте, какая связь между словами
в первой паре. Составьте подобную пару:
– Поставьте вопросы к этим слова и
определите часть речи.
– Почему к одним словам мы ставим
Учащиеся записывают слова
Познавательные УУД (умение устанавливать связь между
вопрос, а к другим
– Что мы знаем об имени существительном?
– Назовите лишнее слово.
– Какие слова пишутся с заглавной буквы?
– Как называются слова, которые пишутся с
заглавной буквы? Со строчной буквы?
Учащиеся дают определение
– Лишнее слово «квартира»,
оно пишется со строчной
– Имена и фамилии людей,
клички животных, названия
городов, рек и т.д.
Дети затрудняются ответить
на эти вопросы.
Постановка учебной задачи
– Как вы думаете, какая у нас сегодня будет
– Что мы должны узнать на уроке?
– Заглавная и строчная
буквы в словах.
заглавной буквы и со
Регулятивные УУД (постановка учебной задачи)
Построение выхода из затруднений
Чеховназываются именами собственными.
Имена собственные называют такие
предметы, которые единичны.
Регулятивные УУД (соотнесение того, что уже известно
учащимся, и того, что предстоит узнать)
– Как вы думаете, почему такие имена
– Какие у вас собственные имена?
– Да, у человека – это имя. У города, реки,
улицы – название. Назовите название города,
– Как же пишутся собственные имена
– Послушайте, какое замечательное
стихотворение о большой букве написал Е.
Дети называют свои имена.
Один ученик читает
Буква обычная выросла
Выросла выше всех букв
Смотрят с почтеньем на
Но почему? За какие
Буква расти не сама
Букве поручено важное
– Но есть еще нарицательные имена
– Нарицательные имена существительные
называют предметы, которые не являются
– Как вы думаете, как пишутся такие слова?
– Приведите примеры имен собственных
-Сверим свои полученные знания с
учебником на стр. 66в рубрике «Тайны
Ставится буква у строчки в
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с
Чтобы заметней им быть и
Чтобы звучали громко и
Имя твое, имя улицы,
Буква большая – совсем не
В букве большой – уважения
Первичное закрепление во внешней речи
Работа в парах (стр. 69,упр. 3
работ (пары меняются
Коммуникативные УУД (умение слушать и понимать
других, работать в паре)
– Какой вывод мы можем сделать?
Регулятивные УУД (оценка)
– Что нового вы узнали об именах
– Давайте познакомимся с ними в рубрике
– Среди собственных имён
Регулятивные УУД (умение делать выводы)
Работа в группах.
На карточках написаны слова для каждой
стол – столы
Дети выполняют задание в
карточках и сталкиваются с
проблемой, разрешают её и
(согласованность действий с партнерами, предвосхищение
результатом уровня усвоения)
Познавательные УУД (логические)
– Прочитайте две пары слов левого столбика.
– Как изменяются в нём слова?
– К какой группе существительных относятся
все слова левого столбика?
– Измените по числам остальные слова.
– Прочитайте слова правого столбика.
– Измените их по числам.
– А к какой группе существительных
– Слова изменяются по
относятся эти слова?
– Что ещё вы узнали об имена
собственных?Какой вывод можно сделать?
изменить слова правого
столбика по числам.
изменяются по числам.
Чтение правила в учебнике
Первичное закрепление во внешней речи.
Работа в парах.
– Расскажите друг другу о том, что вы узнали
об именах существительных собственных и
нарицательных. Оцените работу соседа по
оценивание работы соседа
Включение в систему знаний и повторение
– Определите на слух слова, одинаковые по
звучанию, но разные по написанию.
Запишите слова в два столбика: в первый –
имена собственные, во второй – имена
Самостоятельная работа с
Познавательные УУД (умение классифицировать слова)
Маргаритки на горе.
Маргаритки во дворе.
Возвращаясь под вечер с поля,
Потеряла серёжку Поля.
Ту серёжку нашёл Серёжка,
Прибежал, постучал в окошко:
– Отыскалась твоя серёжка!
Т.с. упр
Познавательные УУД (умение приводить примеры)
– Какую цель мы ставили в начале урока?
– Достигли мы этой цели?
– Что показалось сложным на уроке?
– Оцените свою работу на уроке:
– Если у вас всё получилось, вы довольны
собой, возьмите нужный смайлик.
Личностные: придерживаться этических норм общения и
сотрудничества при совместной работе над учебной