Как правильно распознать распространенное или нераспространенное предложение в языке? Объясняю на примерах. Подробнее

Как правильно распознать распространенное или нераспространенное предложение в языке? Объясняю на примерах. Подробнее Реш еду ру

Предложения бывают распространенными и нераспространенными.

Нераспространенным называют предложение, состоящее только из главных членов.

Распространенным называют предложение, в котором, кроме главных членов, есть еще и второстепенные.

Например: Сегодня вечером щенок весело играет с мячом.

Распространенное предложение более точно, красочно, выразительно и подробно передает информацию.

Содержание
  1. Распространенное предложение – что это? Как его составить и как распространить предложение
  2. Что такое нераспространенное предложение. Как его распространить? Примеры
  3. Характеристика предложения с точки зрения наличия второстепенных членов
  4. Члены нераспространенного предложения
  5. Осложненные нераспространенные предложения
  6. Что мы узнали?
  7. Тест по теме
  8. Оценка статьи
  9. Ход урока
  10. Повторительно–обучающая работа по пройденному материалу
  11. III. Работа по осмыслению и усвоению нового материала
  12. Физкультминутка (Упражнение для глаз)
  13. Подведение итога урока
  14. Расшифруй запись
  15. Задавание и объяснение домашнего задания
  16. VII. Выставление оценок
  17. Основные признаки распространенных и нераспространенных предложений
  18. Отличия и примеры распространенных и нераспространенных предложений
  19. Распространенные и нераспространенные предложения
  20. Как отличить распространенное предложение от нераспространенного?
  21. Что такое распространенное предложение
  22. Второстепенные члены
  23. Распространенное предложение – как его правильно отличать от нераспространенного и как при этом не путать со сложным – объясняю и показываю на примерах
  24. Чем распространенное предложение отличается от осложненного
  25. Чем распространенное предложение отличается от сложного
  26. Могут ли распространенные предложения быть неполными
  27. Может ли распространенное предложение быть односоставным
  28. Полезные материалы по теме
  29. Подлежащее и сказуемое. Главные члены предложения
  30. Как составить нераспространенное предложение
  31. «Распространите предложение». Как распространить предложение?
  32. Определение, обстоятельство и дополнение. Второстепенные (распространяющие) члены предложения
  33. Правило встречается в следующих упражнениях
  34. «Напишите 6 распространенных предложений». Как их найти и составить
  35. Распространённое
  36. Как распространить нераспространенное предложение
  37. Распространённое и нераспространённое предложение

Распространенное предложение – что это? Как его составить и как распространить предложение

Как правильно распознать распространенное или нераспространенное предложение в языке? Объясняю на примерах. Подробнее

Распространенное предложение – это предложение, в котором есть не только подлежащее и сказуемое, но еще и второстепенные члены: определение, обстоятельство или дополнение.

Рано утром я выехал в МосквуКто? Я. Это подлежащее.Я что сделал? Выехал. Это сказуемое.Выехал когда? Рано утром. Это обстоятельство.Выехал куда? В Москву. Это дополнение.

А из нашего окна площадь Красная видна. Красная площадь видна откуда? Из нашего окна.

Жили-были старик со старухой у самого синего моряЖили-были где? У самого синего моря.

Второстепенных членов в распространенном предложении может быть сколько угодно.

В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат.

Нераспространенное предложение состоит только из подлежащего и сказуемого, второстепенных членов в нем нет. Например: Я выехал. Жили-были старик со старухой. Видна Красная площадь.

В нераспространенном предложении могут использоваться предлоги и частицы (они не являются членами предложения), может быть больше одного подлежащего и сказуемого. Также подлежащего или сказуемого может не быть вовсе.

Подробнее читайте: Что такое нераспространенное предложение. Примеры

Что такое нераспространенное предложение. Как его распространить? Примеры

Как правильно распознать распространенное или нераспространенное предложение в языке? Объясняю на примерах. Подробнее

Нераспространенное предложение – это предложение, где нет второстепенных членов, а есть лишь подлежащее и сказуемое. Например: Солнце взошло. Подлежащее – солнце, сказуемое – взошло. Есть только действие и тот, кто действует.

При этом в нераспространенном предложении могут быть частицы и предлоги – ведь они членами предложения не являются. Например: Енисей всё шумел и шумел (Виктор Астафьев). Это тоже нераспространенное предложение.

Нераспространенные предложения. Примеры

Стало дождливо и пасмурно.

Соседи были рады.

Посетитель оказался нетерпелив.

В нераспространенном предложении может быть только подлежащее или только сказуемое. Красота! Зима. Люблю гулять. Смотри!

А может быть сразу несколько подлежащих и несколько сказуемых.Машина развернулась и заглохла.Вася и Петя гуляли, разговаривали, смеялись. Расцветали яблони и груши. Жили-были дед да баба. Швед, русский – колет, рубит, режет (А.С. Пушкин).

Распространенное предложение – это предложение, где помимо подлежащего и сказуемого есть другие, второстепенные члены. Например, определение (Взошло долгожданное солнце), обстоятельство (Солнце взошло внезапно), дополнение (Солнце взошло над городом).

Не стоит путать определение с составным именным сказуемым. Например: Солнце было ярким и горячим. В данном случае подлежащее – солнце, а сказуемое – было ярким и горячим. Следовательно, перед нами нераспространенное предложение.

Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старинный русский барин, Кирила Петрович Троекуров. (А.С. Пушкин)Зимняя, ясная ночь наступила. (Н.В. Гоголь)

В начале 1806-го года Николай Ростов вернулся в отпуск. (Л.Н. Толстой)

Небольшая комната, в которую прошел молодой человек, с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах, была в эту минуту ярко освещена заходящим солнцем. (Ф.М. Достоевский)

Есть ветхие опушки у старых провинциальных городов. (А.П. Платонов)

Как правильно распознать распространенное или нераспространенное предложение в языке? Объясняю на примерах. Подробнее

Анализируя предложение, школьники дают ему характеристику с точки зрения цели высказывания, его интонации, а также структуры. Например, определяют, распространенное оно или нет. Наша статья посвящена нераспространенным предложениям.

Опыт работы учителем русского языка и литературы – 30 лет.

Характеристика предложения с точки зрения наличия второстепенных членов

В предложении обычно выделяют главные члены – подлежащее и сказуемое, которые составляют грамматическую основу, и второстепенные. Второстепенные члены (дополнение, определение и обстоятельство) делают предложение более информативным. Однако второстепенные члены есть не в каждом предложении. Если в предложении имеются только главные члены, а второстепенных нет, такое предложение называется нераспространённым. Это правило изучается в 5 классе.

Члены нераспространенного предложения

В нераспространенном предложении мы видим только главные члены предложения. Если предложение двусоставное, то это подлежащее и сказуемое.

Нераспространенные предложения могут быть двусоставными и односоставными, восклицательными и невосклицательными, осложненными и неосложненными. Эти признаки не связаны между собой напрямую.

Способы выражения главных членов такие же, как и в распространенном предложении.

Подлежащее чаще всего выражается существительным или местоимением в именительном падеже, но может выражаться также синтаксически неделимым сочетанием (Анна Петровна, железная дорога и т.п.).

Синтаксически неделимое сочетание важно отличать от главного члена и связанных с ним второстепенных, иначе могут получиться ошибки в характеристике (Анютины глазки взошли. – Анютины глазки слезились.)

Сказуемое может быть выражено глаголом в любой форме, прилагательным, кратким причастием и так далее.

Односоставные предложения тоже нередко бывают нераспространенными.
Примеры:

Зима. Похолодало. Проходите.

Осложненные нераспространенные предложения

Нераспространенные предложения могут быть осложнены однородными членами, обращениями, вводными конструкциями, “формулами вежливости”. Разумеется, обособленных определений или обстоятельств там быть не может – иначе это будет уже распространенное предложение.

Приведем примеры нераспространенных предложений, осложненных чем-либо.

Мороз и солнце! (Повествовательное, восклицательное, простое, односоставное (назывное) нераспространенное, осложнено однородными подлежащими)

Присаживайтесь, Анна Алексеевна. (Побудительное, невосклицательное, простое, односоставное (определенно-личное), осложнено обращением).

Кажется, концерт начался. (Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, нераспространенное, осложнено вводным словом).

Как правильно распознать распространенное или нераспространенное предложение в языке? Объясняю на примерах. Подробнее

Что мы узнали?

Нераспространенные предложения состоят только из главных членов и не содержат второстепенных. В остальном их строение не отличается от строения распространенных предложений: главные члены выражаются теми же частями речи; эти предложения могут быть осложнены обращениями, вводными конструкциями, однородными подлежащими или сказуемыми.

Тест по теме

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

Оценка статьи

А какая ваша оценка?

Как правильно распознать распространенное или нераспространенное предложение в языке? Объясняю на примерах. Подробнее

Цель: Дать понятие распространённого и
нераспространённого предложений сформировать
умение характеризовать предложение по наличию
главных и второстепенных членов.

  • Учебная: сформировать умение
    характеризовать предложение по наличию главных
    и второстепенных членов.
  • Познавательная: познакомить учащихся с
    новыми понятиями: распространённого и
    нераспространённого предложений.
  • Развивающая: развивать мышление, умение
    анализировать.
  • Воспитательная: воспитание интереса к
    изучению русского языка.

Тип урока: смешанный (комбинированный)

Форма проведения: традиционная.

Оборудование: УМК М. М.Разумовской,
презентация Power Point, доска.

  • Организация учащихся к занятиям
    (психологический настрой).
  • Повторительно-обучающая работа по пройденному
    материалу.
  • Работа по осмыслению и усвоению нового
    материала.
  • Работа по выработке умений и навыков применения
    знаний на практике.
  • Подведение итога урока.
  • Задавание и объяснение домашнего задания.
  • Выставление оценок.

Ход урока

– Здравствуйте, ребята!
– Присаживайтесь!
– Сегодня на уроке мы познакомимся
распространенными и нераспространёнными
предложениями.

Повторительно–обучающая работа по
пройденному материалу

Промерзать, удивительный,
недоразумение, разъединять, единоборец,
сожаление, липучий, омоложение,
закреплять, отдалённый, безмятежный.

На уроке мы продолжим знакомиться с видами
предложений.

  • Что такое предложение?
  • Из чего состоит предложение?
  • Что такое словосочетание?
  • Что не является словосочетанием?
  • Что такое подлежащее?
  • Что такое сказуемое?
  • Какие второстепенные члены вам знакомы?
  • Назовите виды предложений по цели высказывания.

III. Работа по осмыслению и усвоению нового
материала

Прочитайте текст (3-й слайд)

Ответьте на вопросы:

  • О чём текст?
  • Какую пользу приносит берёза?

А теперь прочитайте текст, используя только
главные члены предложения.
Всё понятно? (нет)
Какие члены предложения нам помогают передать
предложение более точно, подробно, выразительно? (второстепенные
члены предложения).
Назовите второстепенные члены предложения.

(4-й, 5-й слайд)

Предложение, которое состоит только из главных
членов, называется нераспространенным.
Предложение, в котором, кроме главных членов,
есть второстепенные, называется распространенным.
Распространенное предложение передаёт
информацию более точно, подробно, выразительно.

– Самостоятельно прочитайте правило.

Физкультминутка (Упражнение для глаз)

Откройте тетради, запишите число, классная
работа, тему урока.
Откройте учебник на стр. 146. Выполним упражнение
433.

Выполните синтаксический разбор предложения.

Осенью птицы большими стаями
улетают на юг.
Птицы улетают.

Подведение итога урока

  • Что является главным средством выражения мысли?
    (предложение)
  • Назовите виды предложений по цели высказывания.
    (повествовательные, побудительные,
    вопросительные)
  • Что является грамматической основой
    предложения. (подлежащее и сказуемое)
  • Назовите второстепенные члены предложения
    (обстоятельство, определение дополнение)
  • Предложение, которое состоит только из
    главных членов, называется (нераспространенным).

Расшифруй запись

14 16 13 16 5 6 24!

Вы действительно молодцы!

Задавание и объяснение домашнего задания

Откройте дневники, запишите домашнее задание.
§ 55, упр. 434.

VII. Выставление оценок

Как правильно распознать распространенное или нераспространенное предложение в языке? Объясняю на примерах. Подробнее

Синтаксическая система русского языка не зря славится своей сложностью – одна только классификация простых предложений чего стоит. Например, если говорить о второстепенных членах, то предложения делятся на категории в зависимости от их наличия или отсутствия. Что же такое распространенные и нераспространенные предложения?

Основные признаки распространенных и нераспространенных предложений

На самом деле основной признак один – есть в предложении второстепенные члены или нет. Если нет, то есть имеется только грамматическая основа, то предложение нераспространенное. А если есть – то распространенное. Например, предложение “Он стоял” – один из самых простых примеров нераспространенного предложения, а если его дополнить, то оно уже станет распространенным: “Он стоял на высокой скале”.

Распространенное предложение может быть односоставным, а нераспространенное – двусоставным, то есть то, сколько главных членов входит в грамматическую основу, в данном случае на классификацию не влияет.

Отличия и примеры распространенных и нераспространенных предложений

Как, рассматривая примеры распространенных и нераспространенных предложений, отличить их друг от друга? В первую очередь нужно найти грамматическую основу синтаксической единицы и подчеркнуть ее. Других слов после этого не осталось? Значит, предложение нераспространенное.

Водные слова и конструкции, обращения, вставки – все это не делает предложение распространенным. То есть если в нем есть основа и, например, вводное слово, оно все равно будет нераспространенным. Это объясняется очень просто – ни одна из этих конструкций не является членом предложения, а значит, и не распространяет его.

А вот если в предложении есть такие слова, к которым можно задать вопрос от подлежащего и сказуемого, значит, в нем есть второстепенные члены и это распространенное предложение.

Поясним это на примере такой синтаксической единицы, как “Витя упал”. В ней есть подлежащее – это существительное Витя, и сказуемое – глагол упал. Больше слов в предложении нет, что говорит о том, что это нераспространенная синтаксическая единица.

Вот еще один пример: “Маленький Витя упал и разбил коленку”. Здесь мы видим подлежащее Витя и однородные сказуемые упал, разбил, но после их подчеркивания остаются еще два слова – это определение маленький и дополнение коленку, следовательно, предложение является распространенным.

В распространенном предложении необязательно должны быть все второстепенные члены – даже какой-то один второстепенный член предложения уже его распространяет.

В русском языке существует классификация предложений, основанная на том, есть ли в этой синтаксической единице распространяющие ее второстепенные члены или нет. Если нет, то предложение относится к категории нераспространенных, а если есть, то – распространенных. в зависимости от того, есть в них второстепенные члены или нет. При этом грамматическая основа как нераспространенного, так и распространенного предложения может состоять как из двух главных членов (то есть предложение двусоставное), так и из одного (тогда оно односоставное). На классификацию по признаку распространенности-нераспространенности это никак не влияет. Распространенные предложения могут включать как один второстепенный член, так и два, все три. Если в предложении есть вводные слова, вставные конструкции, обращения, но нет второстепенных членов, оно является нераспространенным, так как все эти слов и конструкции членами предложения не являются.

Распространенные и нераспространенные предложения

Синтаксическая система русского языка достаточно сложная. Все простые предложения в нем делятся на распространенные и нераспространенные. Эта тема изучается на уроке русского языка в 5 классе, и понять ее очень важно.

Такая классификация синтаксических единиц основана на простом принципе: есть в предложении второстепенные члены или нет. Так, нераспространенное предложение – это такое, в котором есть только подлежащее и сказуемое, то есть основа. “Я иду.” – самый простой пример нераспространенного предложения, в котором есть только главные члены.

Если предложение состоит только из одного главного члена – неважно, подлежащего или сказуемого, то оно тоже относится к категории нераспространенных: Дождь. Похолодало. То есть односоставные предложения без второстепенных членов – всегда нераспространенные.

Что касается распространенных предложений, то это такие, в которых кроме главных членов предложения есть и второстепенные (а именно, дополнение, определение и обстоятельство).

Например: В лесу шел сильный дождь.

Как отличить распространенное предложение от нераспространенного?

Все достаточно несложно. Прежде всего нужно отыскать в предложении грамматическую основу – это может быть и подлежащее, и сказуемое, а может быть только один из главных членов. Если после ее подчеркивания в предложении не осталось других значимых слов (предлоги, союзы и междометия не считаются), то оно точно нераспространенное. Если же другие значимые слова, к которым можно задать вопросы от основы, есть, то рассматриваемая синтаксическая единица относится к категории распространенных предложений.

Проще всего пояснить это на примерах распространенного и нераспространенного предложения.

Так, в синтаксической единице “Лес горел” есть подлежащее “лес” и сказуемое “горел”. Никаких других слов нет, значит, это нераспространенное предложение.

А вот другой пример: “Весенний лес наполнился запахами”. Разобрав его, можно кроме основы “лес наполнился” обнаружить еще определение “весенний” и дополнение “запахами”. Наличие этих членов предложения, которые относятся к категории второстепенных, говорит о том, что синтаксическая единица является распространенной.

Если в предложении, кроме грамматической основы, есть также вводные слова или словосочетания, то оно все равно является нераспространенным. Это простое правило основано на том, что вводные слова (и также словосочетания) не являются каким-либо членами предложения, а значит, и не могут его распространять.

Предложения могут иметь совершенно одинаковую грамматическую основу, но наличие или отсутствие второстепенных членов сразу разносит их по разным категориям.

В русском языке существует классификация предложений в зависимости от того, есть в них второстепенные члены или нет. Нераспространенными называются такие, которые имеют только грамматическую основу (причем она может состоять как из двух главных членов, так и только из одного). Распространенные же, в противоположность им, включают также второстепенные члены – все три, то есть дополнение, обстоятельство и определение, или же только некоторые. Односоставные предложения (такие, в которых в грамматическую основу входит только один главный член) могут быть распространенными, если в них есть второстепенные члены, относящиеся к главному или друг к другу. Предложения с грамматической основой и вводными словами, но без второстепенных членов, являются нераспространенными.

Как правильно распознать распространенное или нераспространенное предложение в языке? Объясняю на примерах. Подробнее

Во время выполнения синтаксического разбора мы даем предложению характеристику, указывая, является ли предложение восклицательным или невосклицательным, простым или сложным, распространенным или нераспространенным и так далее. В этой статье мы поговорим о характеристике предложения с точки зрения наличия или отсутствия второстепенных членов.

Опыт работы учителем русского языка и литературы – 27 лет.

Что такое распространенное предложение

Во многих предложениях, помимо главных, имеются и второстепенные члены. Они делают предложение более красочным и понятным, позволяет нам лучше представить себе то, о чем повествует нам автор. Если в предложении, кроме главного, имеется хотя бы один второстепенный член, то перед нами распространенное предложение. Если же второстепенных членов нет, предложение нераспространенное.

Если в предложении, помимо грамматической основы, имеется обращение или вводная конструкция, то это предложение все-таки не становится распространенным, ведь ни обращение, ни вводные слова членами предложения не являются. Приведем пример: Кажется, рассвело.

Второстепенные члены

В предложении можно встретить разные второстепенные члены. Они различаются по грамматическому значению и по дополнительному смыслу, который они придают главным членам.

Определение относится к подлежащему или дополнению, реже к обстоятельству или другому определению, если они выражены существительным. Оно отвечает на вопросы Какой? Чей? Который? Чаще всего бывает выражено прилагательным или причастием в полной форме (пестрые опавшие листья), местоимением (мой портфель), порядковым числительным (второй этаж). Реже определение может выражаться существительным (платье какое?

в клетку) или инфинитивом (мечта какая? выиграть миллион). Нередко определение выражается причастным оборотом.

Приложение – это особое определение, выраженное существительным, обычно согласованным (девушка-красавица).

Если приложение – название в кавычках (название книги, журнала, поезда, космического корабля и т.п.), оно не склоняется вместе с определяемым словом: в журнале «Огонек», о корабле «Восток»).

И обычное определение, и приложение подчеркиваются при разборе предложения волнистой линией.

К сказуемому обычно относятся обстоятельства и дополнения.

Обстоятельство отвечает на вопросы Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как? В какой степени? Выражено оно бывает чаще всего наречием, деепричастием, существительным с предлогом; бывает выражено также деепричастным оборотом. Нередки случаи, когда обстоятельство цели – инфинитив (пошел зачем? купить хлеба). При выполнении синтаксического разбора обстоятельство надо подчеркивать линией «точка-тире».

Дополнения выражаются чаще всего существительными или местоимениями; они отвечают на вопросы косвенных падежей (всех, кроме именительного). Иногда можно встретить дополнения, выраженные инфинитивом. Подчеркивать этот член предложения надо пунктиром.

Схема распространенного предложения обычно представляет собой цепочку графических знаков – подчеркиваний – соответствующих расположению членов предложения. Приведем пример.

В этом предложении сначала стоит определение желтый, затем подлежащее лист, обстоятельство «плавно», дополнение «(на) дорожку». Поэтому схема будет выглядеть так: волнистая линия, прямая линия, линия «точка-тире», двойная линия, пунктирная линия. Однако такие схемы в средних и старших классах не составляются, поскольку они не несут никакой информации о пунктуации в предложении.

В предложении могут встретиться второстепенные члены: дополнение, определение, обстоятельство, приложение. Если хотя бы один второстепенный член есть в предложении, такое предложение является распространенным. Оно несет больше информации, нежели нераспространенное предложение.

Сегодня мы ответим на такие вопросы.

·                  
Что такое нераспространённые предложения?

·                  
Что такое распространённые предложения?

·                  
Как распространить предложение?

Каждое предложение чем-то напоминает
картину. Мы сообщаем, то есть, рисуем что-то.

И мы можем нарисовать что угодно всего
несколькими чертами.

Бабочка летит. Здесь все ясно. Мы сообщили самое
основное. Нарисовали контур.

Как правильно распознать распространенное или нераспространенное предложение в языке? Объясняю на примерах. Подробнее

Мы сделали это с помощью подлежащего и
сказуемого. То есть, грамматической основы предложения.

Ведь мы помним, что грамматическая
основа предложения – это чаще всего два компонента. Подлежащее и сказуемое.

Подлежащее обозначает то, о чем
говорится в предложении. А сказуемое обозначает то, что мы можем сказать о
предмете или явлении. То есть, о подлежащем.

Но нам бывает недостаточно только
одной основы. Посмотрите, на нашей картине только контур, совсем нет красок.

Раскрасим её. Добавим ещё каких-нибудь
деталей.

Как правильно распознать распространенное или нераспространенное предложение в языке? Объясняю на примерах. Подробнее

Когда мы хотим добавить деталей, сделать
предложение ярче, мы пользуемся второстепенными членами.

Значит, в предложении может быть
только грамматическая основа.

Я – подлежащее, читаю – сказуемое.

Всё предложение состоит только из
подлежащего и сказуемого. Такие предложения называются нераспространёнными.

Но в предложении, кроме грамматической
основы, могут быть и второстепенные члены.

Добавим один второстепенный член в
предложение.

Я читаю книгу.

Теперь мы уже не можем назвать его нераспространённым.
Такие предложения называются распространёнными.

Итак, предложения, в которых есть
только главные члены, называются нераспространёнными. Предложения, в которых,
кроме главных членов, есть и второстепенные, называются распространёнными.

А почему они называются распространёнными?

Это от слова «распространить». Одно из
значений слова «распространяться» − занимать, охватывать все более широкое пространство,
увеличиваться в размерах.

Уже знакомое нам предложение Я
читаю. − нераспространённое. Нельзя сказать, чтобы оно занимало много
пространства. А нельзя ли его как-нибудь распространить, то есть, расширить его
смысл?

Как правильно распознать распространенное или нераспространенное предложение в языке? Объясняю на примерах. Подробнее

Сегодня с утра я читаю интересную
книгу о пиратах.

Наше предложение стало распространённым.

Но на самом деле, чтобы сделать
предложение распространённым, не нужно так уж стараться.

Ведь чтобы предложение стало распространённым,
нужен хотя бы один второстепенный член.

Да-да, нам хватит одного слова!

Выглянуло солнце. Только подлежащее и сказуемое – нераспространённое
предложение.

Выглянуло яркое солнце. Яркое – это второстепенный
член. Теперь предложение стало распространённым.

Красота! Предложение нераспространённое. В
нем ещё и нет полной грамматической основы. Мы видим только подлежащее. Но мы
можем сделать предложение распространённым.

Пойдём? А здесь только сказуемое. Конечно,
предложение нераспространённое. Добавим второстепенный член.

Пойдём в парк!

Но будьте очень внимательны! Помните,
что русский язык – коварен! Не каждое слово может быть второстепенным членом.

Артур не пришёл. Не – это не самостоятельное
слово. Оно не является членом предложения. Оно входит в состав сказуемого.

Ура, каникулы! Слово «ура» тоже членом предложения
не является.

Глагол – часть речи. А здесь сказуемым является
словосочетание часть речи. А второстепенных членов предложения нет. О
таких случаях нужно помнить.

И, конечно, не следует забывать об
однородных членах предложения! Их нельзя путать с второстепенными членами.

Петя и Катя пришли и слушают. В этом предложении два однородных
подлежащих и два однородных сказуемых. Но это предложение – нераспространённое.
Ведь в нем есть только подлежащие и сказуемые.

Листья кружатся, падают, шуршат. В этом предложении три однородных
сказуемых. Но оно все равно нераспространённое.

Улетают скворцы, дрозды, малиновки. В этом предложении три однородных
подлежащих. Но оно нераспространённое.

А зачем нам вообще распространять
предложения?

Дело в том, что мы не можем обходиться
только нераспространёнными предложениями. Вообразите только, на что будет
похожа наша речь!

Например, вас спрашивают: «Как прошёл
твой день?»

А вы отчитываетесь следующим образом:
«Я встал. Позавтракал.

Зашёл друг. Он рассказал. Мы поехали и
посмотрели. День прошёл».

Это же какой-то скелет высказывания!
Ничего хорошего такая речь не принесёт.

Как правильно распознать распространенное или нераспространенное предложение в языке? Объясняю на примерах. Подробнее

Именно распространённые предложения
делают нашу речь богатой, насыщенной.

Добавим немного информации в виде
второстепенных членов.

Сегодня я встал поздно. Торопливо
позавтракал овсяной кашей с вареньем.

Потом за мной зашёл друг. Он рассказал
о новой выставке роботов во Дворце культуры. Мы сразу же поехали в центр города
и посмотрели на выставку.

День прошёл довольно интересно.

Другое дело. Теперь перед нами полная
картина.

Как правильно распознать распространенное или нераспространенное предложение в языке? Объясняю на примерах. Подробнее

И все благодаря распространённым
предложениям.

Вообще, считается, что предложение
можно распространять бесконечно или почти бесконечно. Например, из простого
«Прозвенел звонок» мы можем сделать вот такое распространённое предложение.

Внезапно громко и ликующе прозвенел
долгожданный звонок с последнего на этой неделе урока.

Поэтому не удивляйтесь, если во время
вашего ответа учитель попросит вас пользоваться распространёнными
предложениями.

Итак, что мы должны запомнить сегодня?

Предложения, в которых есть только
главные члены, называются нераспространёнными. Предложения, в которых, кроме
главных членов, есть и второстепенные, называются распространёнными.
Предложение считается распространённым, если в нем есть хотя бы один
второстепенный член.

Распространенное предложение – как его правильно отличать от нераспространенного и как при этом не путать со сложным – объясняю и показываю на примерах

Предложение, в котором есть определение, дополнение или обстоятельство.

Как правильно распознать распространенное или нераспространенное предложение в языке? Объясняю на примерах. Подробнее

Чтобы о чем-то сказать, достаточно упомянуть предмет (подлежащее) и назвать его действие (сказуемое). Например: «Летят птицы». Но для полного выражения мысли этого недостаточно.

Чтобы сказать все, что мы хотим, мы «распространяем» предложение. И делаем это с помощью второстепенных членов. К ним относятся определение (например, перелетные птицы), обстоятельство (летят на юг) и дополнение (летят рядом с облаками). Если есть хотя бы один из них, то предложение сразу становится распространенным.

В нераспространенном будет только грамматическая основа – то есть только подлежащее и сказуемое. Вот несколько примеров:

  • Идет дождь – нераспространенное, потому что в нем есть только подлежащее «дождь» и сказуемое «идет».
  • Идет дождь и снег – нераспространенное, в нем два подлежащих («дождь» и «снег») и сказуемое.
  • Ночь – нераспространенное, в нем только подлежащее «ночь».
  • Темнеет – нераспространенное, в нем только сказуемое «темнеет».

А вот распространенные предложения, смотрите:

  • На улице идет дождь – есть обстоятельство «на улице».
  • Идет сильный дождь – есть согласованное определение «сильный».
  • Идет дождь со снегом – есть косвенное дополнение «со снегом».
  • Быстро темнеет – есть обстоятельство «быстро».
  • Безмолвная ночь – есть определение «безмолвная».

Чем распространенное предложение отличается от осложненного

Распространенное предложение не обязательно должно быть осложненным. Пример: «Я пишу простым карандашом в тетради». Распространенность налицо, потому что мы видим тут и косвенное дополнение «карандашом», и согласованное определение «простым» и обстоятельство места «в тетради». Но оно ничем не осложнено.

Предложение осложняется пятью осложнителями:

  • Обращениями: «Саша, принеси мне воды».
  • Однородными членами: «Прилетели вороны и голуби» (однородные подлежащие), «Ветер воет и рвется на волю» (сказуемые), «Я рисую карандашами и фломастерами» (дополнения), «Белые, красные и желтые ленты» (определения), «читаю и лежа, и сидя» (обстоятельства).
  • Обособленные члены: «Вспоминая прошлое, я думаю о будущем» (обособленный деепричастный оборот), «Играющие во дворе дети подбежали ко мне» (причастный оборот).
  • Вводные слова: «Во-первых, я вам не начальник», «Кстати, а вы кто такой?».
  • Вставными конструкциями: «Дорога (от замка до реки) вела через лес».

Вам надо запомнить вот эти пять осложнителей и научиться «видеть» их в предложении.

Чаще всего осложненное предложение – это такое, внутри которого есть знаки. Но бывает осложнение и без знаков, например, когда причастный оборот стоит перед определяемым словом: «Играющие во дворе дети подбежали ко мне» – знаков нет, а осложнение есть.

Чем распространенное предложение отличается от сложного

Если вы не знаете, чем они отличаются, сразу делаем вывод: вы не видите границы простых предложений в составе сложного, не умеете выделять грамматическую основу.

Сложное предложение – это такое, в котором всегда две или более грамматических основ: «Я читаю книгу, а мама отдыхает». Когда вы делаете разбор такого предложения, вам надо сначала сказать, что оно сложное и включает в себя два простых: «Я читаю книгу», «Мама отдыхает»». А потом уже по отдельности характеризовать каждое:

  • Я читаю книгу – распространенное, потому что есть прямое дополнение «книгу».
  • Мама отдыхает – нераспространенное, потому что в нем нет вообще никаких второстепенных членов. Мы видим в нем только подлежащее «мама» и сказуемое «отдыхает».

Сложное предложение вообще нельзя характеризовать с точки зрения распространенности и нераспространенности. Так характеризуются только простые предложения. Поэтому вы сначала «вынимаете» простые из сложного, а потом уже смотрите, распространены они или нет.

Могут ли распространенные предложения быть неполными

Да. Например, предложение «Очень классный» – оно сейчас вам кажется непонятным, потому что мы выдернули его из контекста. А контекст был такой:

– Как вам фильм?
– Очень классный!

Предложение «Очень классный» неполное, потому что в нем опущенное подлежащее, но распространенное, потому что есть второстепенный член.

Может ли распространенное предложение быть односоставным

Да. Поэтому я в начале статьи и приводил вам в пример односоставные предложения: «Ночь», в котором одно-единственное слово и оно является подлежащим, и «Темнеет», в котором тоже только одно слово, являющееся сказуемым.

Если в этих предложениях будут второстепенные члены, то они станут распространенными: «Быстро темнеет» – появилось обстоятельство «быстро», «Звездная ночь» – появилось определение «звездная».

Полезные материалы по теме

В каждой статье я рекомендую читателям курсы по русскому языку. Они дешевле, чем репетитор, а результаты часто дают более качественные, ребенок системно осваивает материал.

Уважаемые читатели, напишите, пожалуйста, сумел ли я объяснить вам сегодняшнюю тему. Разобрались ли вы с тем, что такое распространенные предложения и как отличать распространенность от других характеристик?

( 4 оценки, среднее 4 из 5 )

Подлежащее и сказуемое. Главные члены предложения

Главные члены предложения – это подлежащее и сказуемое. Они образуют грамматическую основу предложения, сообщают самую главную информацию: например, кто и что сделал.

Подлежащее называет то, о чем говорится в предложении. Оно отвечает на вопросы кто? что? Подлежащее может выражаться существительным, местоимением, прилагательным, причастием.

Примеры: Папа был доволен. Они думают. Седой улыбнулся. Отдыхающие вернулись в гостиницу.

Иногда подлежащее выражается несколькими словами: Студент Иванов сдал экзамен. Александр Сергеевич Пушкин – автор «Сказки о рыбаке и рыбке».

Сказуемое обозначает действие или признак подлежащего. Отвечает на вопросы что делает? что будет делать? что с ним происходит? каков он? кто он такой?

Сказуемое может быть простым глагольным: Я пришел к тебе с приветом.

Может быть составным глагольным: Преподаватель прекратил говорить.

Также бывает составное именное сказуемое: Он был дипломированным специалистом. Коля стал умнее. Часто глагол «быть» опускается: Ты мой друг. Собака – домашнее животное. Ночь темна.

Как составить нераспространенное предложение

Чтобы составить нераспространенное предложение, нужно взять подлежащее и добавить к нему сказуемое.

Подлежащее называет то, о чем говорится в предложении. Отвечает на вопросы кто? что? Может быть выражено существительным, местоимением, прилагательным, причастием. Например: Мама вернулась. Мы гуляли. Подошел толстый.

Сказуемое может быть простым глагольным: Я родился в Москве.Может быть составным глагольным: Мой друг бросил читать книгу.Также бывает составное именное сказуемое: он оказался студентом.

Итак, нераспространенное предложение состоит только из подлежащего и сказуемого:

Птицы поют. Кто/что? Птицы. Что делают? Поют.

Звенит ручей.Кто/что? Ручей. Что делает? Звенит.

Он был немолод.

Кто/что? Он. Каков он? Был немолод.

«Распространите предложение». Как распространить предложение?

Итак, в нераспространенном предложении есть лишь подлежащее и сказуемое. Чтобы распространить предложение – сделать его распространенным – нужно добавить хотя бы одно определение, обстоятельство или дополнение.

Возьмем для примера нераспространенное предложение:Пришла зима.Зима – подлежащее. Пришла – сказуемое.

Добавим определение и получим распространенное предложение: Пришла долгожданная зима.Зима какая? Долгожданная. Это определение.

Можно добавить обстоятельство: С опозданием пришла зима.

Можно добавить дополнение: В Москву пришла зима.

А можно добавить все сразу: В Москву с опозданием пришла долгожданная зима.

Виды предложения по цели высказывания

Предложения и их эмоциональная окраска (интонация)

Предложение с обращением

Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое

Однородные члены предложения

Простое и сложное предложения

Предложения с прямой речью

Синтаксис и синтаксический разбор

Определение, обстоятельство и дополнение. Второстепенные (распространяющие) члены предложения

Второстепенные члены предложения служат для пояснения подлежащего и сказуемого. Они могут иметь собственные поясняющие их второстепенные члены. К второстепенным членам предложения относятся определение, обстоятельство и дополнение.

Определение обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?

Примеры определений: Это были белые розы. Вошел высокий и статный офицер. Рядом располагался наш дом.

Определения бывают согласованные и несогласованные. Иногда они обособляются запятыми. Читайте об этом в статье: Обособленное определение. Как ставить запятые.

Обстоятельство обозначает признак действия, его качество, условие или состояние. Отвечает на вопросы как? когда? куда? откуда? зачем? почему? при каком условии?

Примеры обстоятельств: Мы быстро побежали. Собеседник устало улыбнулся. Из-за опоздания Андрей всё пропустил.

Обстоятельства часто бывают выражены наречиями, деепричастиями и деепричастными оборотами. Обособленные обстоятельства выделяются запятыми.

Дополнение обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чем?

Примеры дополнений: Мы купили на рынке банку варенья. Передаю вам привет. Ракета отправляется в полет. Коллега рассказал о поездке в отпуск.

Дополнение может выражаться существительным, местоимением, любой частью речи в функции существительного (в суд привели обвиняемого); инфинитивом (ее просили выступить); числительным (разделите десять на два); фразеологически связанным словосочетанием (прошу вас не вешать нос).

Правило встречается в следующих упражнениях

Упражнение 40,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 44,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 5,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 24,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 92,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 83,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 130,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 131,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 175,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 200,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 39,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 56,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 62,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 68,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 169,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 55,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 166,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 15,
Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 60,
Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 10,
Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь

Упражнение 26,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 34,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 225,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 268,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 147,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 180,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 329,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 353,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 459,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 481,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 504,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 607,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 442,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 695,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 500,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение 505,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение 205,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 590,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

Упражнение Задачка стр. 143,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

Упражнение Повторение стр. 154-155,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

Упражнение 9,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 287,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 484,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 74,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 172,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 173,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 56,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 58,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 60,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 194,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 115,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник

Упражнение 116,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник

Упражнение 126,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник

«Напишите 6 распространенных предложений». Как их найти и составить

Как найти и написать распространенное предложение

Возьмите из книги любое предложение и проверьте, является ли оно распространенным. Для этого посмотрите, есть ли в предложении второстепенные члены – определение, обстоятельство или приложение? (Есть ли ответы на вопросы какой? чей? как? когда? куда? откуда? зачем? почему? при каком условии? кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чем?)

Примеры распространенных предложений из литературы

Савельич поглядел на меня с глубокой горестью и пошел за моим долгом. (А.С. Пушкин)

Убийца заперся в пустой хате, на конце станицы. (М.Ю. Лермонтов)

Николай Петрович вскочил и устремил глаза вдоль дороги. (И.С. Тургенев)

На правом фланге у Багратиона в девять часов дело еще не начиналось. (Л.Н. Толстой)

К крыльцу подошел черноволосый мужик в фартуке и без шапки, наверно – кузнец. (А.П. Платонов)

Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина. (М.А. Булгаков)

Как составить распространенное предложение

Начните с нераспространенного предложения – придумайте подлежащее и сказуемое. Например, кто и что сделал?Сестра читала.

Потом добавьте в предложение второстепенные члены.Сестра (как?) внимательно читала (что?) книгу (где?) за столом.

Вот вы и составили распространенное предложение.Сестра внимательно читала книгу за столом.

Другие примеры распространенных предложений

С самого утра небо ясно. (И.С. Тургенев)

Полная луна плыла по ясному безоблачному небу. (В. Арсеньев)

Я лег на снег и закрыл глаза. (В. Каверин)

Сенокос запоздал из-за дождей. (К. Паустовский)

Шагал по мокрой дороге седой старик. (В. Шукшин)

Распространённое

Распространённое предложение — это предложение, в котором, кроме подлежащего и сказуемого, имеются ещё и второстепенные члены. Например:

Предложения, в которых только один главный член, не обязательно будут нераспространёнными. Они часто содержат один или несколько второстепенных членов и относятся к распространённым.

Как распространить нераспространенное предложение

Чтобы распространить предложение, нужно добавить в него второстепенные члены. Второстепенные члены предложения – это определение, дополнение и обстоятельство.

Обстоятельство обозначает признак, качество совершения действия, его условие или состояние. Отвечает на вопросы как? когда? куда? откуда? зачем? почему? при каком условии?

Таким образом, распространить предложение можно, добавив определение, обстоятельство или дополнение.

Распространите нераспространенное предложение. Разбор задания

Нераспространенное предложение: Птицы поют.Распространенное предложение: Птицы весело поют в лесу.Поют как? Весело. Поют где? В лесу.

Нераспространенное предложение: Звенит ручей.Распространенное предложение: Под окном звенит весенний ручей.Звенит где? Под окном. Ручей какой? Весенний.

Распространённое и нераспространённое предложение

Любое предложение имеет грамматическую основу, которая состоит из главных членов — подлежащего и сказуемого.

В предложении, кроме главных членов, то есть грамматической основы, могут быть и второстепенные члены (определение, дополнение, обстоятельство).

По наличию второстепенных членов предложения делятся на нераспространённые и распространённые.

Нераспространённое предложение — это предложение, которое состоит только из подлежащего и сказуемого, то есть только из грамматической основы.

В русском языке существуют предложения только с одним главным членом: подлежащим или сказуемым. Такие предложения часто относятся к нераспространённым.

Оцените статью
Добавить комментарий