
Что такое «функциональная грамотность»?
Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:
«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».
В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач. Основные направления исследования: читательская грамотность, математическая и естественнонаучная.
Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала.
Составляющие функциональной грамотности:
1. Читательская грамотность. Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность. Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.
3. Математическая грамотность. Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность. Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
5. Креативное мышление. Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
6. Глобальные компетенции. Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.
Платформа для тренировочных занятий по функциональной грамотности
Минпросвещения России информирует об открытии для всех образовательных организаций доступа к электронному банку тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности (далее – Платформа). Областью применения Платформы является процедура проведения тренировочных работ по направлениям функциональной грамотности (читательской, математической, естественнонаучной) обучающихся 8-х и 9-х классов, включающая в себя:
− формирование банка заданий;
− формирование проектов тренировочных работ;
− прохождение тренировочной работы обучающимися в режиме реального времени;
− проверку развернутых ответов экспертами;
− накопление, хранение и обработку результатов тренировочных работ.
На Платформе можно авторизоваться при помощи учетной записи Российской электронной школы (далее – РЭШ). В случае если учетная запись в РЭШ отсутствует, необходимо пройти регистрацию в РЭШ.
Проведения тренировочных работ на Платформе возможны для обучающихся 8 и 9 классов. Срок проведения тренировочных работ – до 31 мая 2021 года. В целях обеспечения возможности повторного участия в мероприятии обучающихся, которые ранее уже выполняли тренировочную работу на Платформе, будут доступны новые варианты КИМ.
Ссылка на систему в сети «Интернет»: https://fg.resh.edu.ru/.
Подробная инструкция по работе с системой представлена в приложении.
Банк заданий на сайте Института стратегии развития образования
Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) представлен по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.
Банк открытых заданий состоит из материалов, которые прошли камерную апробацию в ходе когнитивных лабораторий, а также массовую апробацию в 24 регионах Российской Федерации в 2018/2019 учебном году (задания для 5 и 7 классов) и в рамках дистанционного обучения в Московской области при проведении региональных диагностических работ в 2019/2020 учебном году (задания для 6, 8 и 9 классов).
Надеемся, что подготовленные материалы окажут помощь учителям и специалистам в области образования в понимании вопросов формирования функциональной грамотности учащихся.
- Регистрация
- Вход в личный кабинет
- Учебные предметы
- Функциональная и читательская грамотность

Регистрация
Для доступа к полному функционалу портала РЭШ, новым пользователям необходимо пройти процедуру регистрации. Для этого потребуется выполнить следующие действия:
- Перейти на официальный сайт Российской электронной школы, расположенный по адресу www.resh.edu.ru.
- Выбрать пункт «Регистрация» вверху страницы.
- Заполнить предложенную анкету достоверными данными. Необходимо указать ФИО пользователя, пол, адрес электронной почты, дату рождения, страну и город проживания, номер учебного заведения и класс. Также потребуется придумать пароль для входа в личный кабинет.
- Выполнить защиту от спама — поставить галочку напротив «Я не робот» и согласиться с правилами обработки персональных данных.
- Завершить регистрацию, нажав кнопку «Поступить в школу».

Вход в личный кабинет
Вход в личный кабинет РЭШ осуществляется с главной страницы сайта https://resh.edu.ru. Для авторизации необходимо:

В качестве альтернативного варианта авторизации можно использовать аккаунт от социальных сетей ВКонтакте или Фейсбук. Предварительно эти учётные записи необходимо привязать в личном кабинете.
- Перейти на страницу www.resh.edu.ru/resetting/request.
- Указать адрес электронной почты, который использовался при регистрации.
- Дождаться получения письма с подробной информацией на указанный адрес электронной почты.
Учебные предметы
На сайте https://resh.edu.ru/subject представлена программа обучения по 31 предмету, разделенных на классы. Помимо стандартных школьных предметов, здесь можно найти занятия по испанскому языку или экономике. Материал может использоваться для получения новой информации, повторения пройденного материала и подготовки к ЕГЭ или ОГЭ.

Для выбора подходящего предмета и выполнения урока, необходимо:
- Выбрать в верхнем меню страницы www.resh.edu.ru/subject пункт «Предметы» и перейти в него.
- Ознакомиться со списком доступных программ и выбрать нужную.
- Выбрать класс обучения в панели слева.
- Приступить к изучению первого урока по выбранной тематике.
- Материал для обучения представлен последовательно, поэтому необходимо пройти все этапы урока, не пропуская отдельные его части.
Функциональная и читательская грамотность
Функциональная грамотность — это одна из составляющих черт личности, которая влияния на дальнейшее образование и получение новой информации. Функциональная грамотность — это совокупность следующих навыков ребенка:
- Взаимодействие с окружающими миром и адекватное изменения поведения в зависимости от его условий;
- Успешное решение жизненных задач различного уровня сложности, в том числе, с нестандартными условиями;
- Умение выстраивать и поддерживать эффективные социальные отношения;
- Хакрепление и применение на практике рефлексивных умений, направленных на получение дальнейшего образования и оценку текущего состояния своей грамотности.
Читательская грамотность — это умение человека работать с текстами. Чем выше этот показатель, тем лучше усваивается информация из прочитанного, человек может не только размышлять о смысле текста, но и применять полученные сведения в личных интересах на практике.
Вход для ученика
На сайте РЭШ представлен банк заданий для оценки функциональной грамотности школьников. Для получения доступа к этому тестированию, ученику потребуется:
- Указать код мероприятия и пароль от него, выданные учителем.
- Ознакомиться с правилами проведения диагностики и начать тест, нажав одноименную кнопку.
- В процессе тестирования можно переходить к следующему вопросу или возвращаться к предыдущему с помощью кнопок «Предыдущий/Следующий вопрос».
- После прохождения всех заданий — нажать «Завершить тестирование» и далее «Выйти из системы».

Вход для учителя

Результаты тестирования по Функциональной грамотности формируются автоматически сразу после завершения тестирования. Они доступны в личном кабинете учителя, выдавшего доступ для прохождения заданий.
Российская электронная школа помогает не только закреплять уже имеющиеся знания, но и получать новую информацию, готовится к экзаменам и выполнять тестирования. Ознакомиться с полным списком возможностей можно в личном кабинете.
