Какое русское имя в 4 классе и про имена учеников

Какое русское имя в 4 классе и про имена учеников Реш еду ру
Содержание
  1. Как писать сочинение по русскому языку
  2. Имя существительное – что это за часть речи, какие у него есть постоянные и непостоянные признаки, чем оно является в предложении
  3. 4 типа существительных по значению
  4. Постоянные признаки существительных
  5. Начальная форма существительного
  6. Синтаксическая роль
  7. Имя существительное как часть речи
  8. Собственные и нарицательные имена существительные
  9. Падежи имён существительных
  10. Склонение имён существительных
  11. Роды имён существительных
  12. Число имён существительных
  13. Морфологический разбор имени существительного
  14. Несклоняемые имена существительные
  15. Подборка правил
  16. Лексико-грамматические группы имен существительных
  17. Правило встречается в следующих упражнениях
  18. Видео «Имя существительное»
  19. Морфологические признаки имени существительного
  20. Орфограмма «Мягкий знак (Ь) после шипящих на конце имён существительных»
  21. Разносклоняемые имена существительные
  22. Особенности склонения отдельных слов
  23. ОРФОГРАММА «Буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных»
  24. Части речи
  25. Род существительных
  26. Первое, второе и третье склонение имен существительных
  27. Первое склонение существительных в русском языке
  28. Пройдите тест и узнайте, какие темы отделяют от пятёрки по русскому
  29. ПРИМЕР УСТНОГО РАЗБОРА
  30. ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ РАЗБОРА В ТЕТРАДИ
  31. Число имен существительных
  32. Склонение имени существительного
  33. Собственное и нарицательное
  34. Одушевленные и неодушевленные
  35. Род имени существительного
  36. Существительные одушевленные и неодушевленные
  37. Ребёнок пишет неграмотно! Заметки в помощь родителям!
  38. Три склонения имён существительных

Как писать сочинение по русскому языку

Какое русское имя в 4 классе и про имена учеников

Имя существительное — это самая существенная часть речи, в грамматике она считается часто встречающейся.

Знать о ней необходимо всем школьникам для того, чтобы правильно выполнять задания как в ЕГЭ, так и в ГИА. В частности, в экзамене 11 класса имеется задание, в котором нужно выбрать правильную форму имени существительного. Также эта подборка поможет сделать морфологический разбор любого существительного.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ: имя существительное — это часть речи, которая обозначает  ПРЕДМЕТ и отвечает на вопросы КТО? или ЧТО?

Имя существительное — это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

Узнаем, что такое имя существительное в русском языке, определив его общее грамматическое значение и морфологические и синтаксические признаки.

Склонение — это изменение слов по падежам, числам и родам. Склоняются именные части речи: существительные, прилагательные, числительные и местоимения.

Имя существительное — часть речи, которая обозначает предмет и изменяется по падежам и числам. Постоянный признак существительного — это род.

Склонение имен существительных — это изменение по падежам, числам и родам.

Просклонять слово — значит изменить его по падежам.

Теперь расскажем, как узнать склонение существительных.

Получай лайфхаки, статьи, видео и чек-листы по обучению на почтуПятерка по русскому у тебя в кармане! Все правила по русскому языку под рукой

  • Справочники
  • Справочник по русскому языку для начальной школы
  • Морфология и морфологический разбор
  • Имя существительное

Имя существительное занимает одно из главных мест в нашей речи, ведь существительным является почти каждое второе слово русского языка!

Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

  • Конкретные предметы окружающего мира – картина, корабль, дом.
  • Живые существа и растения – девочка, собака, акула, клен, кактус.
  • Явления природы – снег, вьюга, радуга, солнце.
  • Общественные явления – парад, восстание, война.
  • Вещества – нефть, серебро, газ, золото.
  • Географические названия – Россия, Австралия, Волга, Амазонка, Урал.

Слова, которые обозначают свойства, качества, действия или состояния, тоже могут являться именами существительными:

Синева, глупость, вежливость (свойства, качества)

Беготня, давка, решение (действия)

Сон, волнение, веселье (состояния)

Это слова хоть и не обозначают конкретных предметов, но имеет значение предметности и отвечают на вопрос что?

Итак, имя существительное – самостоятельная часть речи, которая:

  • Обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?
  • Имеет грамматические признаки: род, число, падеж.
  • Изменяется по падежам и числам.

В предложении существительное может быть подлежащим, дополнением, определением, обстоятельством или сказуемым.

При морфологическом разборе имени существительного указываются его постоянные и непостоянные признаки.

Постоянные признаки имен существительных:

Непостоянные признаки имен существительных:

Морфологический разбор имён существительных проводится по определенной схеме. Он может быть письменным и устным. Слово, заданное для морфологического разбора, в тексте обозначается надстрочной цифрой “3”: Над лугом3 порхают пестрые бабочки.

Схема морфологического разбора имени существительного:

1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.

2. Начальная форма (существительное в именительном падеже, единственного числа).

3. Постоянные признаки:

  • собственное или нарицательное;
  • одушевленное или неодушевленное;
  • род (если существительное в предложении стоит во множественном числе, то род определяется по его начальной форме; если существительное имеет форму только множественного числа, то и рода оно не имеет);
  • склонение;

4. Непостоянные признаки:

5. Каким членом предложения (главным или второстепенным, каким именно) является.

Пример устного разбора

Дано предложение: Среди деревьев я увидел пестрокрылую птицу3.

1. – имя существительное, т.к. отвечает на вопрос кого? и обозначает предмет.

2. Начальная форма – (единственное число, именительный падеж – кто?)

  • существительное нарицательное, т.к. называет однородные одинаковые предметы.
  • существительное одушевленное, т.к. называет предмет живой природы.
  • существительное женского рода, т.к. можно подставить слова она, моя – .
  • существительное первого склонения, т.к. имеет окончание и относится к женскому роду.
  • существительное стоит в форме винительного падежа, т.к. отвечает на вопрос увидел (кого? что?) птицу.
  • существительное единственного числа, т.к. обозначает один предмет.

5. В предложении является дополнением: .

Образец письменного разбора

  • Птицу – сущ. (кого?)
  • Н. ф. – птица.
  • Пост. призн.: нариц., одуш., ж. р., 1-е склон.
  • Непост. призн.: употреблено в форме ед. ч., В. п.

Дано предложение: В небе я увидел стаю птиц3.

  • Птиц – сущ. (кого?)
  • Н. ф. – птица
  • Пост. призн.: нариц., одуш., ж. р., 1-е склон.
  • Непост. призн.: употреблено в форме мн. ч., Р. п.

Дано предложение: Шахматы3 – сложная, но интересная игра.

  • Шахматы – сущ. (что?).
  • Н. ф. – шахматы
  • Пост. призн.: нариц., неодуш., род не выражен, склонения нет.
  • Мн. ч., И. п.
  • Справочники
  • Справочник по русскому языку 5-9 класс
  • Морфология
  • Имя существительное

1) конкретные (дерево, акула, человек);

2) отвлечённые (отвага, любовь, демократия);

3) вещественные (соль, вода, масло);

4) собирательные (ребятня, профессура, крестьянство, листва).

► Нарицательные и собственные:

• нарицательные: лошадь, игра, парашют, роса;

• собственные: Юрий Алексеевич Гагарин, Байкал, Охотское море , (баллада) , (художественный фильм) «, (теплоход) и др.).

► Одушевлённые и неодушевлённые:

• одушевлённые (кто?) – сын, ребёнок, воробей, медведь,старик, шмель, стрекоза;

• неодушевлённые (что?) – трава, озеро, синева, посуда, толпа, тополь, дорога.

Род имён существительных

• Существительные относятся к мужскому (он, мой ), женскому (она, моя ) и среднему роду (оно, моё ).

• Некоторые существительные являются словами общего рода: лакомка, соня, растяпа, сирота. В предложении они выступают то как существительные мужского рода, то как существительные женского рода:

(м.р.) ушёл. – (ж.р.) ушла.

► Особое место в изучении имени существительного занимает определение рода несклоняемых существительных.

Число имён существительных

• Существительные изменяются по числам (единственное и множественное число): чудо – чудеса, сын – сыновья, парта – парты, площадь – площади.

► Нужно помнить о существительных, имеющих только форму единственного числа (бензин, молодёжь, воздух, клубника, фарфор и др.) или только форму множественного числа (сливки, дрожжи, ворота, опилки, плоскогубцы, сухофрукты и др.).

Падеж и склонение имён существительных

• Изменение имён существительных по падежам называется склонением. Почти все существительные распределяются по трём склонениям:

мама, папа, работа, картина – 1-е склонение;

воробей, день, поле, зеркало – 2-е склонение;

мать, ночь, рожь, дичь – 3-е склонение.

► В русском языке есть существительные, склонение которых совпадает со склонением имён прилагательных. Группы таких существительных и их склонение рассматриваются в статье “Адъективное склонение”.

► Отдельную группу в склонении занимают разносклоняемые существительные.

В предложении имя существительное чаще всего является подлежащим, дополнением или обстоятельством, реже – сказуемым и определением.

1) принёс домой больного .

2) – .

3) обнаружил медвежью .

Имя существительное – что это за часть речи, какие у него есть постоянные и непостоянные признаки, чем оно является в предложении

Какое русское имя в 4 классе и про имена учеников

Имя существительное – это самостоятельная часть речи. То есть к ней можно задать вопрос и у нее есть лексическое значение. Вопрос к существительному может быть «Кто?», если оно одушевленное, или «Что?», если неодушевленное. Например: (кто?) собака, человек, муха; (что?) дом, счастье, вода.

Если проанализировать все слова, которые мы постоянно употребляем в речи, то 40 % из них – существительные. На втором месте – глаголы, их 26 %.

4 типа существительных по значению

Конкретные. Обозначают предмет, который можно потрогать руками. Например, можно руками потрогать стол, книгу, кошку, окно.

Вещественные. Их тоже можно потрогать, но у них есть две особенности:

  • Они обозначают вещества.
  • Если эти вещества делить на части, у частей будут те же свойства, что и у целого.

Например, вода, бензин, лен, железо. Если я зачерпну стаканом воду, то есть возьму ее часть – свойства этой воды будут такими же, как и свойства всей остальной воды. Если отколю кусок железной руды – у него будут те же свойства, что и у остальной руды.

В этом отличие вещественных от конкретных. Конкретные в принципе не делятся на части. Если у стола отпилить ножку – это будет ножка стола, а не стол.

Абстрактные, или отвлеченные. Их нельзя потрогать руками. Любовь, счастье, совесть, дружба – что это вообще такое?

А что такое небо? Его тоже нельзя потрогать. Оно тоже абстрактное.

Собирательные – они обозначают несколько предметов, которые образуют одно целое. Предметы должны быть одинаковые. Например, студенчество – в нем одни студенты, профессура – одни профессора, листва – только листья.

У собирательных обычно есть особые суффиксы – «-еств-», «-в-» и другие.

Постоянные признаки существительных

Постоянные морфологические признаки – это такие, которые невозможно изменить.

Род – мужской, женский, средний. Каждое существительное принадлежит только к одному из них: стол – мужского рода, парта – женского, солнце – среднего.

Склонение. Их три:

  • Первое – мужской и женский род с окончаниями -а, -я: мама, папа, бабушка, дедушка.
  • Второе – мужской род с нулевым окончанием и все существительные среднего рода: дом, гром, палец, солнце.
  • Третье – женский род с нулевым окончанием (у этих слов еще всегда мягкий знак): мышь, тушь, кровь, ночь, боль, роль, моль.

Собственное или нарицательное. Собственные – это имена, клички, прозвища. Они применимы к одному-единственному предмету. А вот нарицательные называют несколько одинаковых предметов.

У меня был пес Цыган. Пес – нарицательное, потому что псов полно. А Цыган – собственное, потому что оно называет моего единственного Цыгана. Я человек, меня зовут Алексей. Человек – нарицательное, так как людей полно, а Алексей – собственное, потому что оно называет именно меня.

Да, Алексеев тоже много. Но когда преподаватель мне говорит: «Алексей!» или однокурсницы говорят: «Леш!» – я понимаю, что они обращаются именно ко мне.

Одушевленное или неодушевленное. Это не значит «живое» – «неживое». Неодушевленное – это когда Винительный падеж во множественном числе равен Именительному: вижу столы = стоят столы. Одушевленное – когда Винительный падеж во множественном числе не совпадает с именительным: вижу коров – коровы спят, вижу мужиков – мужики работают.

Про мертвеца и куклу

Мертвец – одушевленное существительное. У него винительный падеж во множественном числе не равен именительному: лежат мертвецы – вижу мертвецов.

Вот видите, мертвецы – не живые, однако одушевленные.

То же самое с куклами: у меня есть куклы – одеваю кукол. Одушевленные, хоть и не живые.

Эти признаки меняются.

Число. Множественное или единственное: дом – дома, кукла – куклы.

Падеж. Ребенок – именительный, рожать ребенка – родительный, творить с ребенком – творительный.

Иван родил девчонку, велел тащить пеленку. Иван – именительный падеж, родил – родительный, девчонку – дательный, велел – винительный, тащить – творительный, пеленку – предложный.

Другие советы по запоминанию падежей есть вот в этом видео. Оно моё, я записывал сам.

В зависимости от контекста существительное может быть в разных числах и падежах.

Начальная форма существительного

Это всегда именительный падеж единственного числа: колдун, веревка, кольцо, печаль.

Ее обязательно надо указывать при морфологическом разборе, чтобы правильно определить постоянные признаки.

Синтаксическая роль

Существительное может быть всеми членами предложения. Смотрите:

Если существительное у вас в предложении является определением, то это определение всегда несогласованное.

Имя существительное как часть речи

ИС, называя всё живое и неживое в окружающем и мысленном пространстве, разделятся на одушевленные и неодушевленные.

  • к одушевленным лексемам подходит вопрос «кто?»: мужчина, заяц, гном;
  • к неодушевленным – «что?»: дерево, камень, ненависть.

Собственные и нарицательные имена существительные

  • Собственные – названия единичных предметов, лиц, которые выделяют их из ряда однородных: имена, фамилии, клички, названия городов, планет. Все собственные имена существительные пишутся с прописной буквы, не считая, конечно, тех слов, которые стоят в начале предложения. Дмитрий Петрович, собака Шарик, кинотеатр «Октябрь», планета Земля.
  • Нарицательные – названия однородных предметов: цветок, конфета, мышь.

Падежи имён существительных

Падеж существительного – это морфологический признак. Он выражает грамматическое отношение существительных к другим словам в словосочетаниях и предложениях. Падеж определяет форму существительного, является словоизменительным признаком.

Падежей шесть, один из них – И. п. (кто?/что?) – прямой. Остальные пять – Р. п. (кого?/чего?), Д. п. (кому?/чему?), В. п. (кого?/что?), Т. п. (кем?/чем?), П. п. (о ком?/о чем?) – косвенные.

Склонение имён существительных

Склонение – постоянный признак ИС, определяющий особенность изменения по числам и падежам. ИС склоняются, то есть, изменяются по числам и падежам. Основных склонений три – 1-е, 2-е, 3-е.

  • Существительные м.р., ж.р. и общ.р. с окончаниями -а, -я
  • Например: Вася, дедушка, мама, обжора
  • Существительные м.р. с нулевым окончанием и ср.р. с окончаниями -о, -е
  • Например: Дом, планетарий, воскресенье, чудо
  • Существительные ж.р. с нулевым окончанием
  • Например: Жизнь, тишь, степь
  • Существительные иноязычного происхождения без окончания
  • Например: Кенгуру, пальто, какао, пенсне
  • Часть окончаний у этих существительных из одного склонения, часть – из другого. Это 10 слов на -мя + путь, дитя
  • Например: Имя, время, племя, пламя, знамя, темя, бремя, стремя, семя, вымя + путь, дитя
  • Субстантивированные слова (те, которые образовались переходом в существительное из других частей речи)
  • Например: Детская, столовая, портной, немой, мороженое, жаркое

Существительные общего рода обычно относятся к 1-му склонению либо к несклоняемым словам, хотя могут обозначать лиц мужского и женского пола.

Плакса (он, она) – общий род. Но: доктор Петрова – слово доктор мужского рода, так как 2-е склонение.

Роды имён существительных

Все слова русского языка, употребляющиеся в форме единственного числа, могут относиться к мужскому, женскому, среднему и общему роду.

Род существительных определяется путём подстановки слов:

  • он, мой – кот (мужской род),
  • она, моя – кошка (женский род),
  • оно, моё– дитя (средний род.

Существительные общего рода могут обозначать лиц и мужского, и женского пола: мой, моя – плакса.

Число имён существительных

Число – непостоянный признак существительного, который обозначает единичность или множественность.

У существительных два числа: единственное и множественное. В форме И. п. ед. ч. – называет один предмет, в той же форме мн. ч. – два и более предметов: столб – столбы, дом – дома. Число – формообразующая категория, она выражается в окончании слова, в ударении, в чередовании согласных: снег – снега: друг – друзья.

Кроме этого, в русском языке имеется значительное количество ИС, которые не имеют ед. или мн. числа: тряпье, храбрость, серебро; сани, штаны, выборы. Начальная форма данных слов – именительный падеж.

Морфологический разбор имени существительного

Морфологический разбор – целостная характеристика части речи. Разбор ИС предполагает установления значения и части речи слова, его начальной формы, постоянных и непостоянных признаков, синтаксической роли в контексте предложения. Разбор производится по общепринятому плану.

По значению имена существительные делятся на собственные и нарицательные.

К собственным именам существительным относятся наименования отдельных предметов, которые выделяются из ряда однородных (имена, отчества, фамилии, географические и астрономические называния, названия литературных и музыкальных произведений, картин, журналов, организаций, исторических событий и т.д.):

  • Тарас Михайлович Бурый;
  • Венера
  • Куликовская битва
  • «Война и мир» и пр.

Какое русское имя в 4 классе и про имена учеников

Нарицательные существительные являются обобщенными названиями ряда однородных предметов без указания их индивидуальных особенностей.

город, страна, ребенок, преподаватель

Несклоняемые имена существительные

К несклоняемым относятся существительные, у которых все падежно-числовые формы одинаковы. Среди них выделяют:

  • Нарицательные всех родов, которые оканчиваются на гласные -у, -и, -е, -о и ударное -а: авеню, бюро, депо, жалюзи, желе, жюри, интервью, какао, кафе, кенгуру, кино, клише, кофе, купе, леди, меню, метро, пальто, пианино, радио, самбо, табло, такси, трюмо, фортепиано, шимпанзе, шоссе, эскимо.
  • Имена собственные: Тбилиси, Сочи, Сухуми, Баку, Чикаго, Осло; Мери, Хозе, Гарибальди, Гёте, Золя.
  • Заимствованные женского рода, собственные и нарицательные, которые оканчиваются на твердый согласный: мадам, Ирэн, Алигер, Люксембург.
  • Имена собственные на -ово (-ёво), -ево, -аго (-яго), -ых (-их), -ко:Домодедово, Живаго, Черных, Шевченко.

Подборка правил

Какое русское имя в 4 классе и про имена учеников

Лексико-грамматические группы имен существительных

В зависимости от того, какой предмет по значению называют слова этой части речи, выделяют группы существительных:

  • конкретные
  • абстрактные
  • вещественные
  • собирательные

Конкретные имена существительные называют конкретные предметы и явления действительности.

дом, гараж, лестница, черепаха

Они сочетаются с количественными числительными:

  • два дома
  • три гаража.

Абстрактные (отвлеченные) существительные обозначают действие или признак в отвлечении от его производителя или носителя признака.

обмен, дружба, совесть, стремление, хлопоты, доброта

Обозначаемые ими понятия нематериальны, их нельзя увидеть, измерить или потрогать. О них можно только размышлять, их можно описать или проанализировать.

Вещественные существительные обозначают вещества, материалы, лекарства, пищевые продукты, химические элементы и соединения и др.

сахар, дрожжи, гранит, бром, овёс

Собирательные существительные обозначают совокупность однородных предметов как единое целое.

крестьянство, мошкара, листва, тряпьё, клиентура

Для них характерны суффиксы -ств-, -в-, -j (о), -ур- и др.

  • ЕДИНСТВЕННОЕ число — обозначает один предмет (письмо, ребёнок). Некоторые существительные употребляются только в единственном числе (молоко, доброта, Калуга, пение, молодёжь, Франция).
  • МНОЖЕСТВЕННОЕ число — обозначает несколько предметов (письма, дети). Некоторые существительные употребляются только во множественном числе (очки, сани, именины, ножницы, ворота, Альпы).

Правило встречается в следующих упражнениях

Упражнение 65,
Климанова, Макеева, Учебник

Упражнение 66,
Климанова, Макеева, Учебник

Упражнение 71,
Климанова, Макеева, Учебник

Упражнение 76,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 1,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 6,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 50,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 51,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 209,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 19,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 61,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 162,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 72,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение 61,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 249,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 81,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 31,
Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 2,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2

Упражнение 309,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2

Упражнение 1,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2

Упражнение 6,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2

Упражнение 7,
Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь

Упражнение 114,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 308,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 2,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 115,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 23,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 39,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 131,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1

Упражнение 197,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2

Упражнение 71,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 72,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 478,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 527,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 529,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 608,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 693,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 694,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 695,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 696,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 84,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 96,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 97,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение ЗСП – 6,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 51,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник

Видео «Имя существительное»

Ряд слов русского языка обладают общим грамматическим значением предметности, которое выражается грамматически в формах рода, числа и падежа. Если к такому слову можно задать вопросы кто это? или что это?, значит это имя существительное:

  • кто? человек, патриот, сын, хозяин;
  • что? дело, результат, радость, белизна.

Какое русское имя в 4 классе и про имена учеников

  • конкретные предметы (телевизор, калитка);
  • части предметов (экран, дно, рукоятка);
  • названия лиц (человек, рабочий, врач);
  • животных (заяц, белка, тигр);
  • растения (клен, гвоздика, хвощ);
  • явления природы (снег, дождь, радуга);
  • признаки (белизна, ширина);
  • действия (бой, ходьба, плавание);
  • состояния (сон, дрёма, болезнь)

Какое русское имя в 4 классе и про имена учеников

Морфологические признаки имени существительного

I. Общее грамматическое значение предметности. Начальная форма — именительный падеж единственного числа.

. Постоянные  признаки:

  • собственное или нарицательное;
  • одушевленное или неодушевленное;
  • конкретное, абстрактное, вещественное или собирательное;
  • род
  • склонение
  • число
  • падеж

Орфограмма «Мягкий знак (Ь) после шипящих на конце имён существительных»

  • Пишется — в женском роде (мышь, рожь, печь, ложь, мощь).
  • Не пишется — в мужском роде  (гараж, камыш, товарищ, борщ).

Мягкий знак после шипящего на конце имени существительного показывает, что это существительное женского рода.

Разносклоняемые имена существительные

В отдельную группу выделим разносклоняемые существительные на -мя:

Эти слова называются разносклоняемыми потому, что частично они склоняются как существительные третьего склонения, а в форме творительного падежа образуют окончание второго склонения.

  • И.п. — пламя, дитя, путь, ночь
  • Р.п. — пламени, дитяти, пути, ночи
  • Д.п. — пламени, дитяти, пути, ночи
  • В.п. — пламя, дитя, путь, ночь
  • Т.п. — пламенем, дитятей (-ею), путём, ночью
  • П.п. — о пламени, о дитяти, о пути, о ночи.

Какое русское имя в 4 классе и про имена учеников

Нарицательные и собственные имена существительные

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Род имен существительных

Число имен существительных

Падеж имен существительных

Морфология и морфологический разбор

Особенности склонения отдельных слов

Слова «человек» и «ребенок» во множественном числе образуют формы от «люди» и «дети». После числительных, которые требуют родительного падежа множественного числа, «человек» имеет форму «человек»: шесть человек. Слово «ребенок» в этом случае ведет себя, как обычно: шестеро детей.

Слова «сын» и «кум» во множественном числе приобретают суффикс -ов: сыновья, кумовья.

Слова «мать» и «дочь» во всех формах кроме именительного и винительного единственного содержат суффикс -ер: ма́тери, до́чери, матеря́м, дочеря́м, матеря́ми, дочерьми́.

Слова «чудо», «небо» и «древо» во множественном числе приобретают суффикс -ес: чудеса́, небеса́, древеса́.

Слово «око» во множественном числе содержит основу оч-: о́чи, оче́й, оча́м.

Слово «ухо» во множественном числе содержит основу уш-: у́ши, уше́й, уша́м.

Слово «год» в родительном падеже множественного числа имеет форму лет: три го́да, шесть лет, мало лет.

Слово «цветок» во множественном числе теряет суффикс -ок: цветы́, цвето́в, цвета́м.

Слово «судно» во множественном числе теряет последнюю фонему корня -н: суда́, судо́в, суда́м.

Слово «церковь» во множественном числе имеет вариант с твердой основой: церквя́ми и церква́ми, о церквя́х и о церква́х.

ОРФОГРАММА «Буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных»

После шипящих и Ц в окончаниях имён существительных в творительном падеже под ударением пишется гласная О, а без ударения — гласная Е: врачОм — задачЕй , птенцОм — птицЕй.

Части речи

Морфология — это раздел языкознания, который изучает слово как часть речи.

Все слова русского языка в соответствии с их общим грамматическим значением и морфологическими признаками распределяются по большим лексико-грамматическим классам, которые называются частями речи.

Части речи делятся на самостоятельные и служебные.

Самостоятельные части речи называют предметы, признаки, действия, количество и являются членами предложения.

Служебные части речи не имеют лексического значения и не называют ни предметов, ни признаков, ни действий.

В системе частей речи русского языка рассмотрим слова, которые называют предмет.

Род существительных

Грамматическая категория рода является постоянным признаком существительных.

Род — это способность существительных сочетаться с определёнными для каждой родовой принадлежности формами согласуемых слов.

  • сестра — мо сестр, старш сестр;
  • старик   — люб старик  , седой старик  ;
  • озер — наш озер, глубок озер.

Слова этой части речи распределены по родам с учётом окончаний в форме именительного падежа единственного числа.

1. Существительные с основой на твердый и мягкий согласный и нулевым окончанием.

матрос  , брат  , тюль  , токарь

2. Некоторые существительные с окончанием -а/я, называющие лиц мужского пола.

юнош, дедушк, дяд, старшин

3. Существительные, имеющие оценочные суффиксы, с окончанием -о/-е, -а.

сундучишк, ветрищ, голосин, дружищ

4. Существительное «подмастерье».

1. Существительные с окончанием -а/я.

рек, сторон, станци

2. Существительные с основой на мягкий согласный и «ж», «ш» с нулевым окончанием.

фасоль  , речь  , вещь  , фальшь  , блажь

1. Существительные с окончанием -о/-е.

мыл, солнц, здани

2. Существительные на -мя.

время, племя, стремя, темя

3. Существительное «дитя».

1. Существительные, называющие людей обоего пола по качествам.

растрепа, разиня, тихоня, бедолага

2. Некоторые имена собственные.

У слов, имеющих только форму множественного числа, род не определяется.

щипцы, чернила, сливки, хлопья

Какое русское имя в 4 классе и про имена учеников

Первое, второе и третье склонение имен существительных

Перейдем к трем типам склонения имени существительного.

Первое склонение существительных в русском языке

К первому склонению относятся существительные мужского и женского рода с окончанием -а/-я в форме именительного падежа:

Еще к первому склонению относят существительные общего рода — это когда можно сказать и про мужчин, и про женщин: трудяга, забияка, плакса, молодчина, непоседа, выскочка, злюка, неряха.

Ряд существительных женского рода первого склонения оканчивается на -ия:

Эти слова в форме дательного и предложного падежа единственного числа имеют окончание -и в отличие от типичных существительных первого склонения. Сравним на примерах:

  • И. п. — (что?) лекция, трава
  • Р. п. — время (чего?) лекции, нет травы
  • Д. п. — уделим внимание (чему?) лекции, траве
  • В. п. — вижу (что?) лекцию, траву
  • Т. п. — восхищаемся (чем?) лекцией, травой
  • П. п. — сообщит (о чём?) о лекции, о траве

Пройдите тест и узнайте, какие темы отделяют от пятёрки по русскому

Второе склонение объединяет существительные мужского рода с нулевым окончанием и с окончанием -о/-е, а также среднего рода с окончанием -о/-е в форме именительного падежа:

  • гений, автор, герой;
  • слово, дело, море, варенье.

Кроме изменения окончания при склонении возможно следующее:

  • сдвиг ударения: рука́ — ру́ку, судья́ — су́дьи;
  • чередование е/ё, сопровождающее сдвиг ударения: ёж — ежа́, о́зеро — озёра;
  • выпадение и появление беглой гласной: палец — пальцем, стойка — стоек;
  • чередование суффиксов: котёнок — котята, семя — семена.

Мы узнали, как определить тип склонения имени существительного. Теперь рассмотрим разносклоняемые и несклоняемые существительные.

1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа).
3. Неизменяемые признаки: одушевлённое или неодушевлённое; собственное или нарицательное; род (мужской, женский, средний); склонение (1,2,3).
4. Изменяемые: падеж, число.
4. Роль в предложении.

ПРИМЕР УСТНОГО РАЗБОРА

Охотник увидел белку.
1. Белку — имя существительное. Обозначает предмет, отвечает на вопрос кого?
2. Начальная форма — белка.
3. Одушевлённое, нарицательное. Женского рода, 1-го склонения.
4. Употреблено в единственном числе, в винительном падеже.

5. В предложении является второстепенным членом предложения, поясняет сказуемое: увидел (кого?) белку.

ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ РАЗБОРА В ТЕТРАДИ

Белку — сущ., кого?, н. ф. — белка, одуш., нариц., ж.р., 1-го скл., ед.ч., В.п., второст. член (дополнение).

Как видите, имя существительное — это самая всеобъемлющая часть речи. Она описывает сразу большое количество вещей в этом мире, наименований, событий и прочего. Также его признаки позволяют произвести еще большее уточнение.

Какое русское имя в 4 классе и про имена учеников

Какое русское имя в 4 классе и про имена учеников

Число имен существительных

У имен существительных категория числа является непостоянным морфологическим признаком.

Число является словоизменительной категорией существительных, которая выражается в противопоставлении сопоставимых форм единственного и множественного числа:

  • дорога — дорог
  • погон — погон
  • слово — слов
  • лошадь — лошад

Большинство существительных изменяются по числам. Ряд слов этой части речи имеет формы единственного или только множественного числа:

  • злость (ед. ч.)
  • умиление (ед. ч.)
  • деньги (мн. ч.)
  • каникулы (мн. ч.)

Склонение имени существительного

СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ —  это изменение слов по падежам. Падеж определяется по вопросам.

Падежи и вопросы:

Чтобы легче запомнить вопросы падежей можно подставлять вспомогательные слова.

  • Именительный падеж (есть)  кто? что?
  • Родительный падеж (нет) кого? чего?
  • Дательный падеж (даю, рад) кому? чему?
  • Винительный падеж (вижу) кого? что?
  • Творительный падеж (доволен, любуюсь) кем? чем?
  • Предложный падеж (думаю, говорю) о ком? о чем?

ПРАВИЛО: Чтобы определить падеж имени существительного, необходимо найти слово, с которым это существительное связано по смыслу, и поставить от него падежный вопрос.
ПРИМЕР: Старик ловил неводом рыбу. (А.С. Пушкин)

Ловил (чем?) неводом (Т. п.); ловил (кого?) рыбу (В.п.).

НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО — форма именительного падежа единственного числа (всегда определяется в морфологическом разборе).

Собственное и нарицательное

  • СОБСТВЕННЫЕ существительные обозначают — имена, фамилии, отчества, клички животных, географические названия, название книг, газет, журналов (Москва, Волга, Мария, Каштанка, Алексей Максимович).
  • НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ существительные  — название предметов и явлений (ученик, учебник, страна, лес, собака).

Упражнение 95,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 538,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 541,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 547,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 551,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 555,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 595,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 837,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 273,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение 1,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 220,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 222,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 224,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 225,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение Повторение стр. 142 – 143,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 368,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

Упражнение 374,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

Упражнение 608,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

Упражнение 179,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 183,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 340,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 20,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение ЗСП – 1,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение ЗСП-4,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение ЗСП-5,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение ЗСП – 7,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение ЗСП-8,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение ЗСП-11.,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение ЗСП-12,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Одушевленные и неодушевленные

  • ОДУШЕВЛЕННЫЕ существительные отвечают на вопрос КТО? и называют людей и животных (учитель, школьник, сестра, кот, птица).
  • НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ существительные отвечают на вопрос ЧТО? и называют неживые предметы (облако, лес, вода,

Род имени существительного

РОД — постоянный признак имени существительного. По родам существительные не изменяются.

  • МУЖСКОЙ — он, мой (конь, автомобиль).
  • ЖЕНСКИЙ — она, моя (рожь, земля).
  • СРЕДНИЙ — оно мое (село, кольцо).

ПРАВИЛО: чтобы определить род имени существительного, нужно поставить это существительное в начальную форму: с мячами — мяч (м. р.), на земле — земля (ж. р.),  у моря — море (ср. р.).

Адъективное склонение существительных

Имена существительные общего рода

Слитное и дефисное написание существительных

НЕ с существительными

Буква Е в суффиксе -ен- существительных на -мя

Буквы Ч и Щ в суффиксе существительных -чик (-щик)

Написание суффиксов -иц- и -ец- имён существительных

Слова категории состояния

Частицы. Их виды.

Междометия и звукоподражательные слова

Существительные одушевленные и неодушевленные

Одушевленность/неодушевленность — это постоянный грамматический признак имен существительных.

Одушевленные существительные обозначают нечто живое и отвечают на вопрос кто?

ученица, хозяин, прохожий

Неодушевленные существительные обозначают предметы и явления неживой природы, растения, совокупность живых существ и отвечают на вопрос что?

камень, дерево, родня, профессура, армия

Следует понимать, что эта грамматическая категория может не совпадать с различением живого и неживого в природе.

В языке к одушевленным существительным относятся:

  • названия игрушек, механизмов, похожих на человека (Мальвина, Золушка, робот);
  • названия шахматных фигур и карт (ладья, туз);
  • названия мифических существ (фея, русалка, Кощей).

Ребёнок пишет неграмотно! Заметки в помощь родителям!

Какое русское имя в 4 классе и про имена учеников

Упражнение 211,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 107,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 138,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 153,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 221,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 263,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 93,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 75,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 233,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 238,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 56,
Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 150,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 152,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 159,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 174,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 255,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 278,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 9,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 59,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 212,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 214,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 104,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 136,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 177,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 306,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 342,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 81,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 106,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 112,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение Повторение стр. 79,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение 51,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 185,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 522,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 615,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 68,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 141,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 642,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 676,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 246,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 281,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 33,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 90,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 227,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 388,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 406,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 420,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 427,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 491,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 187,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 470,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 15,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 316,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 18,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 22,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 125,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 159,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 314,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 400,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 67,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Морфологический разбор имени существительного

Склонение — постоянный признак существительных.

Склонение — это изменение имён существительных по падежам и числам.

Падеж — это непостоянный признак существительных.

Какое русское имя в 4 классе и про имена учеников

В зависимости от родовой принадлежности и падежных окончаний в русском языке различают три основных типа склонения существительных.

К первому склонению отнесем существительные женского, мужского и общего рода с окончанием -а/-я в форме именительного падежа (страна, юноша, конференция, дядя, егоза, забияка, грязнуля).

Ко второму склонению принадлежат существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о/-е в форме именительного падежа (гвоздь, соловей, шило, море)

Третье склонение составляют существительные женского рода с нулевым окончанием (тетрадь, роскошь, мозоль).

Существительные I, и склонения имеют следующую систему падежных окончаний.

Какое русское имя в 4 классе и про имена учеников

Десять существительных на -мя (имя, вымя, бремя, время, знамя, семя, племя, стремя, темя, пламя) и слова «путь» и «дитя» являются разносклоняемыми.

Отдельные типы склонения имеют:

  • существительные множественного числа (перила, дебаты, проводы);
  • существительные, образованные способом перехода прилагательных и причастий (набережная, запятая, сказуемое, подлежащее, слагаемое).

Заимствованные слова являются несклоняемыми существительными.

бра, кафе, колибри, торнадо, фейхоа

Какое русское имя в 4 классе и про имена учеников

Подытожим рассуждения об имени существительном как части речи и укажем постоянные и непостоянные признаки.

Три склонения имён существительных

В русском языке имена существительные, которые имеют одинаковые окончания в одних и тех же падежах, распределяются по трём группам — СКЛОНЕНИЯМ.

  • К 1-му склонению относятся имена существительные женского и мужского рода с окончаниями -А, -Я в именительном падеже единственного числа (линейкА , землЯ, мамА, папА, дядЯ).
  • Ко 2-му склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями -О, -Е в именительном падеже единственного числа (урок, день, зеркалО, полЕ).
  • К 3-му склонению относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа и оканчивающиеся на мягкий знак (метелЬ, морковЬ, вещЬ, дочЬ).

ПРАВИЛО: чтобы определить склонение имени существительного во множественном числе, нужно поставить это существительное в начальную форму, определить его род и выделить окончание.

ОРФОГРАММА «Буквы Е и И в падежных окончаниях имён существительных»

Чтобы правильно написать безударное падежное окончание имени существительного, нужно:
1. Определить падеж.
2. Определить склонение.
3. Вспомнить окончание существительных  этого склонения в нужном падеже: письмо (кому?) бабушке (1-е скл., Д. п., ед. ч., -е); ехать (на чём?) на велосипеде (2-е скл., П. п., ед. ч., -е).
4. Проверить безударное падежное окончание ударным окончанием имени существительного того же склонения: думая о Родине (о земле); деревья в инее (в серебре); увидел в проруби (в степи).

Оцените статью
Добавить комментарий