Каковы потребности 6 класса по общественным наукам Методическая разработка урока общества для 5 класса “Потребности человека”

Каковы потребности 6 класса по общественным наукам Методическая разработка урока общества для 5 класса "Потребности человека" Реш еду ру

Что такое потребности человека

Потребности человека — общность нужд в чем-либо или же в ком-либо, стремление обладать какими-то материальныминематериальными вещами.

Какими бывают потребности?

  • Материальными.
  • Духовными.

Каждый человек обладает — в большой или меньшей степени — перечнем первостепенных (базовых) потребностей. Бывают различия в силе, а также количестве базовых потребностей.

Что дает удовлетворение потребностей? Этот процесс улучшает физическое, а также эмоциональное состояние личности, а невозможность удовлетворить потребности, наоборот, ухудшает физическое и эмоциональное состояние. Ученые утверждают, что потребности являются катализатором активности человеческой деятельности.

Чем определен круг потребностей

Считается, что круг потребностей формируется вследствие особенностей воспитания человека. Чем лучше и разнообразнее воспитание, тем шире перечень потребностей человека. Если же воспитание человека базовое (минимальное), круг желаний человека намного меньше.

Личность с минимальным воспитанием и образованием может ограничиться примитивными потребностями. Ее полностью удовлетворяют такие простые вещи как: еда, питье, удовлетворение физических потребностей, безопасность, наличие жилища. А вот эстетические, духовные и социальные нужды уходят на второй план, потому что люди не видят в них необходимости.

Например: если в детстве ребенку родители редко читали сказки, или вообще ничего ему не читали, во взрослой жизни он не будет читать и любить чтение. Если в детском возрасте ребенка не водили по заведениям культуры (театры, музеи, концерты), на экскурсии по достопримечательностям, то во взрослой жизни у него не будет нужды удовлетворять эстетическую потребность.

Разновидности потребностей

Являются ли потребности человека постоянными? Да, некоторые нужды являются постоянными. Их также называют базовыми. Эти нужды связаны с существованием человека (физические), они обеспечивают функционирование организма.

Без чего невозможна жизнь человека? Без:

  • Еды.
  • Воды.
  • Кислорода.
  • Сна.

Важной является также потребность человека чувствовать себя в безопасности и иметь кров («крышу над головой»). Иные потребности меняются в течение жизни человека, зависят от его настроения, состояния, вида деятельности, местоположения.

Человек всегда выбирает удовлетворить те потребности, которые наиболее важны для него в конкретной ситуации.

Представьте человека, который очень много работает и часто не спит ночами. При таких обстоятельствах первым делом, придя домой, он пойдет спать, даже если у него есть какие-нибудь другие планы (поход в театр, чтобы удовлетворить эстетическую функцию, например).

Какие выделяют виды потребностей человека? Психологи выделяют нужны:

  • Биологические. К этому типу относятся потребность в еде, воде, потреблении кислорода, безопасности, размножении, справлении естественных надобностей, а также жизни в благоприятных социальных и климатических условиях.
  • Психологические. К этому типу относятся такие потребности, как желание общения, спокойствия, изоляции, получения эстетического удовлетворения от природы, культурных мероприятий и объектов.
  • Этнические. Они связаны с желанием определенных этносов развиваться, существовать, продолжать род, защищать национальные особенности.
  • Трудовые. Человеку важно создавать что-либо (созидать), заниматься трудом с целью получить от этого не только внутреннее удовлетворение, но и материальные блага (деньги например). Труд также способствует развитию умственной деятельности человека. Сюда же можно отнести потребность человека постоянно учиться чему-то новому, самосовершенствоваться.
  • Экономические. Человеческая потребность в обеспечении всех сфер своей жизни материальными благами.
  • Социальные. Нужда в участии в общественной жизни государства, исполнении своего гражданского долга, а также постоянной коммуникации с другими участниками общества. К этому виду потребностей ученые также относят потребность в изучении культурных ценностей (посещение музеев, театров, библиотек, посещение мест, связанных с историей и культурой своей страны и мира в целом).

Удовлетворение всех человеческих нужд способствует личностному развитию, совершенствованию знаний, навыков, умений во всех сферах жизни.

Классификация потребностей по Маслоу

Ученые полагают, что типы потребностей личности непосредственно связаны с уровнем его развития, степенью воспитанности, а также образом жизни.

Могут ли потребности удовлетворяться неосознанно? Да, некоторые нужды человек «закрывает» целенаправленно, а некоторые абсолютно неосознанно.

Приведем пример: человек никогда не задумывается о том, что ему необходимо делать вдох, дышать для того, чтобы существовать. Дыхание является неосознанной потребностью человеческого организма наравне с питанием. Человеческий мозг осознает, что человек голоден, но вот процесс переваривания пищи происходит в организме неосознанно. Если же первичные нужды не удовлетворены, человеческий организм испытывает состояние стресса.

Одной из самых популярных типологий потребностей до сих пор считается классификация потребностей американского психолога Абрахама Маслоу.

Смысл его теории заключается в том, что все человеческие нужды располагаются в порядке снизу вверх от наиболее важных до тех, которые менее важны. Маслоу утверждал, что личность, которая не может удовлетворить первичные нужды (еда, вода, физические потребности), не может нуждаться в потребностях высшего уровня.

Пирамида потребностей Маслоу.

Что отнесено к базовым потребностям? Маслоу назвал первичными нуждами жажду, голод, сон, а также сексуальное удовлетворение.

На следующей ступени стоит потребность в безопасности. После нее расположена нужда в любви, привязанности к другой личности, а также в принадлежности человека к какой-либо группе.

Нужда в общественном одобрении, а также уважении со стороны других членов общества стоят на следующей ступени. После расположены потребности в познании нового: получении новых знаний, информации, овладении какими-либо навыками и умениями, обучении.

Удовлетворение эстетических потребностей стоит на следующей ступени. В данную категорию включаются желания окружить себя произведениями искусства, красотой, а также обретение душевного спокойствия и гармонии с собоймиром. Данные нужды, по мнению Маслоу, могут появиться у человека только тогда, когда другие, более низкие, уже удовлетворены.

На высшей ступени пирамиды Маслоу стоит потребность в самореализации, а также самовыражении. Если человек «закрыл» все остальные свои потребности, он ищет пути для реализации своего внутреннего потенциала, пытается показать миру свою уникальность и значимость, получить от этого процесса удовольствие.

По мысли Маслоу удовлетворение одних нужд дает толчок для развития других, личность старается их удовлетворить по мере своих сил. Таким образом человек развивается и совершенствуется.

Простой пример: человек, у которого не удовлетворено чувство голода, вряд ли будет думать о том, чтобы как-то самореализоваться в жизни. Его основной потребностью является голод. А вот в ситуации, когда человек понимает, что он может обеспечить себе пропитание (и проблем с этим в ближайшем будущем не предвидится), он начинает удовлетворять другие потребности, более высокого уровня.

Желание удовлетворить первичные потребности существуют у всех людей. А вот удовлетворение нужд высшего уровня индивидуально.

Возьмем двух одинаковых людей — мужчин возрастом около 30 лет. Одному из них будет важно получить общественное одобрение, так как все остальные его нужды закрыты. А другому совершенно неважно признание заслуг, потому что его базовые потребности не удовлетворены, он заботится о том, чтобы закрыть их.

Иные трактовки потребностей

Существует множество иных трактовок нужд человека. Одна из теорий утверждает деление потребностей на врожденные и приобретенные.

  • Врожденные. Это базовые потребности в питье, еде, кислороде, сне, жизни в комфортной климатической зоне. Человек получает данные нужды с момента рождения, у него нет возможности их контролировать или подчинить себе.
  • Приобретенные потребности. Это такие нужды, которые появляются у человека в результате его развития, в процессе взаимодействия с внешним миром и обществом. Они обусловлены особенностями воспитания и условиями жизни.

В древности также занимались классификацией потребностей человека. Так, например, Эпикур, который жил в 3 веке до нашей эры, выделил следующие типы потребностей:

  • Естественные и обязательные. Это те нужды, без удовлетворения которых человек не может прожить.
  • Естественные и необязательные. Это те нужды, отказавшись от удовлетворения которых, человек может прожить.
  • Неестественные, или необязательные. К ним относятся человеческие прихоти, ненужные желания, без которых человек может легко обойтись.

Немецкий социолог и философ Эрих Фромм выделил следующие виды потребностей:

  • Получить любовь другого человекадругих людей, иметь некоторые дружеские связи, а также установить теплые, комфортные отношения с другими людьми.
  • Самореализоваться, утвердить свое место в обществе, обрести некоторое общественное признание.
  • Ощущать себя членом определенной социальной группы, принадлежать к религиозному течению, направлению в культуре, а также национальности.
  • Заняться творчеством, созидательной деятельностью, преобразованием мира вокруг себя и окружающих людей.
  • Осознание смысла собственного бытия, своего места в мире.

В свою очередь русский психолог Ильин Е.П. считал, что физиологические нужды необходимо убрать из общей типологии и рассматривать их сепарировано от желаний самого человека. По его мысли естественные потребности организма не могут являться осознанными нуждами.

Нужды проявляются в форме определенного состояния. У человека в момент осознания физической потребности запускается механизм решения проблемы, то есть устранения нужды.

Приведем пример: человек резко почувствовал, что у него пересохло в горле, он хочет пить. Данная нужда не была сформирована самим человеком заранее, но мозг автоматически запускает механизм решения проблемы (поиск воды). Если под рукой есть емкость с водой, человек утоляет жажду. Если же воды рядом не видно, его мозг разрабатывает план по ее нахождению.

Итак, в иных концепциях типологии потребностей выделяют:

  • Потребности биологические, то есть те, которые направлены на регуляцию жизни организма. Это такие потребности как питание, питье, дыхание, комфортная температура, сон.
  • Потребности социальные. Это те потребности, которые направлены на нахождение человека в различных социальных, национальных и религиозных группах. К этому типу также относят желание получить признание, общественное одобрение и уважение окружающих.
  • Потребности духовные. Это такие потребности, которые направлены на умственное развитие (получение новых знаний), творческого развития, а также на удовлетворение эстетических удовольствий.

Биологические, или базовые потребности, характерны для всех живых существ на планете. В то время как потребности духовные и социальные свойственны только человеку. Чем выше уровень духовных нужд личности, тем выше уровень его развития.

Что такое социальные потребности человека

Социальные потребности человека — совокупность желаний и стремлений, которые возникают у индивида в процессе жизнедеятельности и взаимодействия с окружением.

Стремления, связанные со взаимодействием с окружающей действительностью, являются вторичными по отношению к первостепенным нуждам, таким как еда, вода, кров, безопасность. При этом оба типа потребностей взаимосвязаны. Так, без удовлетворения первичных нужд человек не может существовать. При этом неудовлетворение социальных нужд может привести к понижению уровня жизни, неуверенности в будущем.

Каждый человек — часть социума, он не может существовать и развиваться без него. В широком же смысле это необходимо как форма взаимодействия индивида с окружающей действительностью.

Принадлежность личности к обществу является причиной появления эмоциональной вовлеченности, разнообразных нужд и желаний. Их осуществление — база для личностного роста. Характер человека влияет на его потребности, которые, в свою очередь, моделируют поведение, мотивируют к деятельности. После достижения одной цели, появляется другая.

Типы социальных потребностей

Социальные нужды завязаны на обществе. Социум является как причиной их появления, так и способом удовлетворения.

Можно выделить три группы социальных потребностей:

  • «для себя» — самоопределение, самоутверждение, признание;
  • «для других» — дружба и любовь, защита, помощь;
  • «вместе с другими» — равноправие, мир, свобода, справедливость, гуманизм.

Также социальные потребности можно классифицировать по уровню: первичные и вторичные.

Первичные (врожденные) нужды:

  • биологические — пища, питье, сон, здоровье;
  • экзистенциальные — безопасность, уверенность в завтрашнем дне.

Вторичные (приобретенные) нужды:

  • социальные — необходимость общаться, любить, быть частью группы;
  • стремления престижа — уважение и самоуважение;
  • духовные — самореализация, созидание, труд.

Одна из наиболее известных классификаций социальных нужд разработана исследователем А. Маслоу. Наиболее известна как пирамида потребностей. Она представляет собой иерархию нужд от низших к высшим:

  • физиологические;
  • необходимость безопасности (жилье, стабильность);
  • социальные (семья, друзья);
  • уважение и признание;
  • самореализация (самоактуализация, счастье, гармония).

Без удовлетворения низших потребностей человек не может удовлетворить высшие.

Значимость социальных потребностей

Естественные физиологические потребности первостепенны, так как от них зависит выживание человека. То есть социальные нужды вторичны. Однако нередки случаи, когда при наличии естественных желаний человек отдает предпочтение удовлетворению социальных. Например, студент готовится к экзамену вместо сна, мать, ухаживая за ребенком, откладывает на потом еду и отдых.

Первичные и вторичные потребности взаимосвязаны. Рассмотрим простой пример. Природой заложено в человека стремление к продолжению рода. Однако потребность в размножении — не основная нужда, которая возникает при взаимодействии мужчины и женщины. К ней приобщается взаимопонимание, забота, нежность — то есть любовь.

Наличие социальных стремлений у животных

У человека можно выделить такие группы потребностей: биологические, социальные и идеальные. У животных есть нужды, которые соответствуют этим типам и выражаются в поведении. Так, биологические желания определяют пищевое поведение, защиту. Социальные — выражаются через необходимость взаимодействия с другими особями своего вида. Идеальные — потребность в получении новой информации, которая реализуется через ориентировочно-исследовательское поведение.

Что такое потребности и способности человека

Потребность — внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо, проявляется в зависимости от ситуационных факторов.

  • Биологические потребности: потребность в пище, сон, воздух, тепло, и др.
  • Социальные потребности.
  • Духовные потребности: потребность в познании мира и самой личности.

Возможность удовлетворить потребности зависит от способностей человека.

Способности человека — это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определенного рода деятельности.

Способности являются индивидуальными особенностями личности, субъективными условиями успешного выполнения определенного вида деятельности.

Виды потребностей

В психологии существует два вида потребностей: врожденные и приобретенные.

Ученые представили свою авторскую классификацию типов потребностей.

Философ Эпикур разделил все потребности на 3 типа:

  • естественные и обязательные;
  • естественные и необязательные;
  • неестественные и необязательные.

Э. Фромм выделил 5 типов потребностей:

  • потребность в любви, дружбе, людях, теплых чувствах;
  • самоуважение и чувство собственной значимости в обществе;
  • принадлежность к группе, нации, государству, культуре, религии;
  • в творческой деятельности;
  • познание окружающего мира.

Пирамида потребностей Маслоу — самая популярная классификация видов. В своей теории ученый классифицировал человеческие желания в иерархической последовательности в виде 7 уровней — от низших (низших) потребностей до высших (высших человеческих потребностей).

Особенности развития способностей

Занимаясь развитием своих способностей, человек должен стремиться к тому, чтобы это развитие не было самоцелью. Главная задача в том, чтобы быть достойным человеком, полезным членом общества. Поэтому надо работать над формированием личности, над формированием ее положительных и, прежде всего, моральных качеств.

Можно привести немало примеров проявления ранней одаренности людей, которые становятся талантливыми деятелями в той или иной области. Но бывает и так, что в детстве люди проявляли исключительные способности, однако, став взрослыми, они утрачивали их.

Понятие способностей — это только одна сторона личности, одно из ее психических свойств. Если талантливый человек морально неустойчив, то он не может считаться положительной личностью. Напротив, одаренные люди, отличающиеся высоким нравственным уровнем, принципиальностью, моральными чувствами и сильной волей, приносили и приносят огромную пользу обществу.

1. Об этих людях можно сказать, что ими правит сила воли и верность своему долгу. Они смогли спасти многие растения в годы осады, когда сами голодали.

1. Потребность – это нужда человека в чём-либо, в том, что необходимо ему для поддержания жизнедеятельности организма и его развития.

2. Потребности разделяют на биологические, духовные, подлинные, мнимые. К биологическим потребностям относят необходимые человеку воздух, воду, еду, тепло, сон и отдых. По-другому такие потребности называются естественными.

Духовные потребности – познание окружающего мира, получение знаний и умений, достижение гармонии и красоты.

Подлинными потребностями считаются такие потребности, к которым человек приходит самостоятельно и решает какую-либо проблему. Например, у человека есть желание заниматься фигурным катанием или теннисом, и он делает это с большим удовольствием.

Мнимые потребности человека, как правило, навеяны рекламой, самолюбованием, желанием продемонстрировать свое богатство.

3. У каждого человека индивидуальные потребности, но для каждого человека они имеют свои особенности, свои черты, которые напрямую связаны с индивидуальностью человека. Например, индивидуальная потребность может быть связана с мечтой.

4. Способность проявляется в определенной деятельности человека. Способности развиваются постепенно в процессе обучения и освоения соответствующей деятельности.

5. Мышление – способность человека рассуждать, оценивать явления, получать выводы.

6. Чувства – внутренний мир человека. А эмоции – внешнее выражение внутреннего мира, раскрытие чувств.

Эмоции определяют настроение человека в любой момент времени. Настроение может быть радостным или грустным, подавленным или приподнятым. Для этого всегда есть причина: полученная отметка, ссора с другом, прочитанная книга или просмотренный фильм. Хорошее или плохое настроение влияет на поведение и отношение человека. Одно и то же событие может восприниматься по-разному в зависимости от настроения.

7. Духовный мир – это внутренний мир человека, мир его мыслей и чувств.

В классе и дома

1. Чтобы завлечь посетителей и показать им музей, раздавались угощения. Люди не были заинтересованы в обучении и науке, император хотел просветить их, помочь им развиваться.

2. Данные строки Лермонтова говорят об неудовлетворенной потребности в общении, взаимодействии с другими людьми.

3. Крез был разочарован, потому что его считали самым богатым человеком в мире. То есть, Крез думал, что Солон видит его самым счастливым человеком в мире. Все дело в том, что у Креза те же ценности, он видит ценность в богатстве, а Солон видит ценность в том, чтобы заниматься любимым делом. Именно этим Крез и был разочарован – большинство греков не мечтают о богатстве. Это характеризует разные потребности.

Каковы потребности 6 класса по общественным наукам Методическая разработка урока общества для 5 класса "Потребности человека"

Обновлено 7 Октября, 2021

На протяжении жизни человек совершает множество действий: принимает пищу, спит, работает, воспитывает детей, слушает музыку, получает знания. Все эти действия направлены на достижение определённых целей, удовлетворение потребностей. Узнаем, какие бывают потребности, и кратко рассмотрим наиболее распространённые их классификации.

Традиционная классификация

В психологии принято выделять четыре основных вида потребностей: биологические, материальные, социальные и духовные.

Биологические потребности

Эта группа потребностей связана с телом человека, его физическим состоянием. Без их удовлетворения организм может погибнуть. Они даны нам с рождения и не зависят от происхождения, расы, пола. К ним относятся потребности в дыхании, воде, пище, сне, воспроизводстве рода.

Учёные выяснили, сколько может прожить человек без удовлетворения физиологических нужд. Согласно их подсчётам, без воды можно существовать около 10 дней, без пищи — не более 60, без воздуха — около 5 минут. Эти цифры могут отличаться в зависимости от индивидуальных особенностей организма каждого человека.

Материальные потребности

При решении вопроса о том, какие потребности есть у человека, мнения исследователей относительно материальных потребностей разошлись. Одни учёные считают их отдельной группой, другие включают в биологические.

К этому виду относится удовлетворение нужды в комфорте, одежде, жилье.

Считается, что общение, участие, самоутверждение в коллективе нужны человеку не меньше, чем еда и сон. Социальные потребности подталкивают людей находить друзей, создавать семью, заниматься воспитанием детей. К ним можно отнести и трудовую деятельность, самореализацию, стремление к карьерному росту.

Каковы потребности 6 класса по общественным наукам Методическая разработка урока общества для 5 класса "Потребности человека"

Рис. 1. Компания друзей.

Духовные потребности

В список человеческих потребностей входят духовные, связанные с особенностями внутреннего мира. Они не заложены в нас природой, а возникают в процессе жизнедеятельности. Это понятие имеет другие названия: идеальные, познавательные, культурные потребности. Примерами могут быть:

  • получение новых знаний;
  • поиск смысла жизни;
  • формирование нравственных ценностей и принципов;
  • творческая самореализация;
  • создание прекрасного.

Каковы потребности 6 класса по общественным наукам Методическая разработка урока общества для 5 класса "Потребности человека"

Рис. 2. В художественной галерее.

Все потребности находятся в тесной взаимосвязи. При этом они бесконечны, удовлетворить все нужды людей невозможно. Одни преобладают у человека в большей степени, чем другие: для кого-то важно социальное благополучие, для кого-то — возможность творить.

Пирамида потребностей А. Маслоу

В середине XX века получила распространение классификация потребностей по Маслоу, который разработал иерархическую модель. Согласно определению, иерархия — это расположение частей чего-либо в порядке возрастания, от низшего к высшему. При этом потребности определённой группы становятся актуальными только в том случае, если удовлетворены предыдущие. Познакомимся с кратким содержанием теории Маслоу.

Психолог разделил все потребности на первичные, данные нам природой (физиологические и экзистенциальные) и вторичные, то есть приобретённые в процессе жизни (социальные, престижные, познавательные, эстетические, духовные).

  • Физиологические потребности необходимо удовлетворять, чтобы выжить (потребность в еде, сне).
  • Экзистенциальные — это потребности в безопасности, гарантированном будущем.
  • Социальные — потребности в совместной деятельности, поддержке, участии.
  • Престижные — стремление добиться более высокого общественного положения, потребность в уважении, общественном признании.
  • Познавательные — получение новых знаний, творческая деятельность.
  • Эстетические — стремление к прекрасному, тяга к искусству.
  • Духовные — саморазвитие, самореализация.

Каковы потребности 6 класса по общественным наукам Методическая разработка урока общества для 5 класса "Потребности человека"

Рис. 3. Таблица «Пирамида потребностей А. Маслоу».

С тем, что такое потребности, школьники знакомятся на уроках обществознания в 6 классе, на эту тему можно подготовить доклад.

Каковы потребности 6 класса по общественным наукам Методическая разработка урока общества для 5 класса "Потребности человека"

Что мы узнали?

Потребность — это нужда в чём-либо, без удовлетворения которой человек испытывает дискомфорт. Традиционная классификация делит потребности на биологические, социальные и духовные. Также популярностью пользуется теория американского психолога А. Маслоу.

Тест по теме

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

Оценка доклада

А какая ваша оценка?

Каковы потребности 6 класса по общественным наукам Методическая разработка урока общества для 5 класса "Потребности человека"

Биологические потребности человека

Каковы потребности 6 класса по общественным наукам Методическая разработка урока общества для 5 класса "Потребности человека"

Обновлено 16 Октября, 2021

Человек ежедневно совершает множество действий. В их основе лежит удовлетворение потребностей, то есть нужд в чём-либо. В качестве мотивов деятельности может выступать желание прокормить себя и близких, повысить социальный статус, приобрести материальные блага, развиться в определённой области. Узнаем, какие бывают потребности, чем они отличаются.

В обществознании принято выделять три вида потребностей: биологические, социальные, духовные. Кратко рассмотрим каждый вид.

  • Биологические потребности человека связаны с физическим состоянием его тела. К ним относится, например, потребность в пище, сне, тепле.
  • Социальные потребности связаны с тем, какое место занимает человек в обществе, как он реализует себя в трудовой деятельности. Это необходимость в общении, заботе о детях, карьерном росте.
  • К группе духовных потребностей относится познание окружающей действительности и себя, обогащение внутреннего мира, приобщение к ценностям и идеалам общества.

Каковы потребности 6 класса по общественным наукам Методическая разработка урока общества для 5 класса "Потребности человека"

Рис. 1. Схема «Потребности человека».

Некоторые исследователи выделяют группу материальных потребностей. К ним относится нужда в обладании благами, необходимыми для комфортной жизни: предметами мебели, одеждой, жильём. Чаще всего эту группу объединяют с биологическими потребностями.

Человек является созданием природы. Поэтому в основе его деятельности лежит удовлетворение биологических потребностей. По-другому их называют физиологическими, естественными, органическими. Они даны нам с рождения. Если их игнорировать, организм человека может прекратить нормальное функционирование. Рассмотрим примеры таких потребностей.

  • Для того чтобы наше тело полноценно развивалось, ему необходимо сбалансированное питание. Неправильный выбор пищи может привести к разного рода болезней (ожирение, сахарный диабет, нарушения опорно-двигательного аппарата).
  • Не менее важной является потребность в сне. У каждого организма есть своя норма отдыха. Если тело не отдыхает полноценно, могут начаться сбои в работе важнейших систем жизнедеятельности.
  • Для того чтобы организм не подвергся преждевременному старению, людям нужно двигаться. Сидячая работа приводит к нарушениям осанки, ожирению, болезням суставов. Чтобы этого избежать, нужно чаще ходить, выполнять гимнастические упражнения, делать зарядку.
  • В список биологических потребностей входит нужда в чистой воде. Она способствует выведению вредных веществ, питает клетки организма. Чрезмерное увлечение сладкими газированными напитками негативно сказывается на пищеварительной системе.
  • Необходимость дыхания свойственна всем людям от природы. Чистый воздух, насыщенный кислородом, улучшает мозговую деятельность, повышает качество жизни.

Каковы потребности 6 класса по общественным наукам Методическая разработка урока общества для 5 класса "Потребности человека"

Рис. 2. Пробежка.

Человек может прожить лишь несколько минут без воздуха, без воды — около недели, без еды — чуть больше месяца. Отсутствие сна в течение 5–6 суток приводит к печальным последствиям: нарушениям психики, галлюцинациям, гибели.

Связь биологических потребностей с потребностями других видов

Человека отличает от других живых существ способность брать биологические потребности под контроль. Например, испытывая голод, люди способны ждать приём пищи; нуждаясь во сне, человек добирается до дома и ложится в кровать.

Без удовлетворения нужд организма потребности других групп отодвигаются на второй план. Например, если ученик не принимал пищу длительное время, он вряд ли сможет усвоить материал, изучаемый на уроках.

Каковы потребности 6 класса по общественным наукам Методическая разработка урока общества для 5 класса "Потребности человека"

Рис. 3. Школьники в классе.

Игнорирование требований организма оказывает негативное влияние на социальные потребности: голодный человек может стать агрессивным в общении, нарушить нормы поведения, плохо выполнять работу.

Потребности человека, изучаемы в 6 классе, делятся на биологические, социальные и духовные. К биологическим относятся такие, как потребность в дыхании, движении, пище. Их игнорирование приводит к сбоям в работе организма, влияет на другие группы нужд.

Давайте
представим себе, что живёт на свете человек, назовём его Сашей. У него всё
есть, его всё устраивает, и он ни о чём не мечтает и ни к чему не стремится. Он
просто живёт в своё удовольствие и ничего не делает.

Не
кажется ли вам, что наш Саша слишком уж фантастический персонаж?

И
действительно, ситуация фантастическая хотя бы потому, что человеку всё время
чего-то хочется и он не может сидеть на месте, пока не удовлетворит свои
потребности.

Не
верите? Тогда вот вам пример: сегодня в интернете можно найти очень много
обзоров на различные фильмы. Представьте себе, что, посмотрев один из них, вы
захотели увидеть это кино.  Но что вы будете делать?

Вы
можете пойти в кинотеатр на премьеру, купить диск с фильмом или попросить его у
друзей, да и просто посмотреть понравившееся вам кино онлайн в интернете. В
любом случае вы не будете сидеть на месте, а предпримите определённые действия
для удовлетворения возникшей потребности в просмотре фильма.

То
есть потребность – это нехватка чего-либо, нужда в чём-либо.

Именно
потребности человека служат мотивом к началу любой деятельности. Например, если
вы хотите пить, то как минимум вам нужно открыть кран и налить стакан воды,
максимум – выкопать колодец. В любом случае выбор решения этой задачи остаётся
за вами.

Обычно
принято выделять следующие виды потребностей: биологические, социальные и
духовные.

Каковы потребности 6 класса по общественным наукам Методическая разработка урока общества для 5 класса "Потребности человека"

Биологические
потребности человека также называют естественными,
врождёнными, физиологическими, органическими или природными.

Прежде
всего это потребности в нормальных условиях существования, необходимых для
жизни человека и продолжения его рода. Неудовлетворение таких потребностей
может привести к довольно печальным последствиям, в том числе и к смерти
человека.

Каковы потребности 6 класса по общественным наукам Методическая разработка урока общества для 5 класса "Потребности человека"

К
числу биологических потребностей относят потребность в воздухе, воде, пище,
жилище, одежде, сне, отдыхе, физических движениях, тепле и так далее.

Каковы потребности 6 класса по общественным наукам Методическая разработка урока общества для 5 класса "Потребности человека"

Примером
реализации биологических потребностей могут послужить стихи детского поэта
Сергея Михалкова:

Ест на завтрак яйца всмятку,
Пять картофельных котлет,
Два стакана простокваши
И тарелку манной каши –
Каша тоже не во вред!

Удовлетворению любых биологических
потребностей служит деятельность человека, которая направлена на создание
материальных благ и благоустройство быта.

«Но
биологические потребности есть и у животных, – скажете вы. Чем же они
отличаются от наших?»

Прежде
всего они отличаются тем, что человек может самостоятельно производить то, что
ему необходимо. Например, выращивать пищу, чтобы не голодать, или шить тёплую
одежду, чтобы не мёрзнуть. Согласитесь, что наши братья меньшие всего этого не
умеют и довольствуются дарами природы.

Реализация
социальных потребностей связана с жизнью человека в обществе. К ним
принято относить потребности во взаимоотношениях с другими людьми, в социальной
активности, признание в обществе, самоутверждение, потребность в труде и так
далее.

Смысл
духовных потребностей в том, что человеку необходимо познавать
окружающий мир и осознавать своё место в нём. То есть духовные потребности
направлены на самосовершенствование человека. Уверен, вы не раз задумывались
над тем, для чего вы существуете в этом мире, для чего пришли в него, какова
ваша цель, чего вы хотите добиться в этом мире. То есть духовные потребности
направлены на самосовершенствование человека.

Например, древнегреческий философ Фалес Милетский всегда
говорил о том, что человеку нужно самосовершенствоваться, познавать окружающий
мир, что ему нужны мудрость, а не деньги. Жители Милета
смеялись над ним, говоря о том, что нельзя поучать людей, живя в такой бедности.
Тогда философ одолжил денег и скупил все мас­лобойни
в городе.

По
его прогнозу должен был быть не­обычайно
большой урожай маслин, а именно из этих плодов древние греки делали масло.

Прогноз оправдался,
и Фалес за одну осень заработал целое состояние.

Тем самым он доказал, что, если бы его интересовали
деньги, он со своими знаниями и умом, то есть реализованными духовными
потребностями, мог бы стать бо­гатейшим человеком не только Милета, но и всей Греции.

Кстати,
некоторые учёные выделяют ещё один вид потребностей. Это так называемые ложные
потребности. Это искусственные потребности, которые оказывают негативное
влияние на человека. К ложным потребностям, как правило, относят различные
вредные привычки: курение, алкоголизм, зависимость от интернета или
компьютерных игр.

Ложные
потребности усваиваются людьми очень быстро, а вот избавиться от них, как
правило, нелегко.

У
обычного человека одновременно имеется более десяти нереализованных потребностей,
и его подсознание расставляет их по степени значимости, образуя довольно
сложную структуру, известную как «пирамида Абрахама Маслоу».

Согласно
идее этого американского социолога, нижний уровень пирамиды составляют
физиологические потребности, затем идёт потребность в безопасности, выше –
потребность в любви, затем потребность в уважении и признании, а на самом верху
пирамиды – стремление личности к самореализации.

Самореализация человека –
это стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих
личностных возможностей.

Каковы потребности 6 класса по общественным наукам Методическая разработка урока общества для 5 класса "Потребности человека"

Хотя
сами люди далеко не всегда осознают это. Маслоу
отмечал, что в США в середине шестидесятых годов потребность в самореализации
удовлетворяли около 10 % людей.

Группы
потребностей человека не отделены друг от друга. Так если, например, человек
голоден, то вполне вероятно он будет думать о поиске пищи, а не о признании
обществом или самореализации. Но и в большинстве случаев он не станет
удовлетворять голод чем попало.

Например,
мусульманин, как бы он не был голоден, не станет есть свинину, а индуист –
говядину, потому что это противоречит их религиозным взглядам.

Кстати,
по мнению учёных, в момент самореализации и творческого подъёма голод может на
время оставаться неудовлетворённым.

Любые
потребности человека индивидуальны.

Ещё
древнегреческий философ Сократ говорил: «Я ем, чтобы жить, а некоторые люди
живут, чтобы есть».

И
потребности, и способ их удовлетворения зависят от условий, в которых живут
люди, и изменяются со временем.

Например,
римский император Диоклетиан, утратив интерес к государственным делам, отрёкся
от всех титулов и занялся выращиванием фруктов и овощей. Старый друг стал
уговаривать его вернуться. «Друг мой, внимательно посмотри на возделанное
моими руками: вначале на государство, а потом вон на ту прекрасную капусту, и
скажи, в чём я добился больших успехов?» – ответил бывший император.

Внимательно
посмотрите на предметы, которые вас окружают. Мобильный телефон, телевизор,
компьютер, планшет ну и так далее. Все те предметы, которые удовлетворяют
потребности современного человека. Всё это когда-то было в диковинку, а заяви
вы, например, в средние века о том, что люди могут общаться друг с другом,
находясь в тысячах километрах друг от друга и писать друг другу письма, не
используя бумаги, в лучшем случае вас посчитали бы сумасшедшим.

Ещё
в начале двадцатого века такое привычное нам электричество было доступно не в
каждом доме. И дело даже не в цене на эту услугу, а в том, что у большинства
людей не было необходимости им пользоваться, ведь не было такого большого
количества электроприборов, а проблему освещения прекрасно решали более дешёвые
свечи. То есть у человека попросту отсутствовала потребность в использовании
электроэнергии.

Но
постепенно, с развитием технической мысли, электроприборы, различные
транспортные средства, поезда и самолёты, компьютеры и мобильные телефоны
захватили мир. Так как человек всё больше и больше нуждался в них, они
становились ему более необходимыми.

Потребности
возникают снова и снова, развиваются, заставляя человека создавать новые
предметы, необходимые для самоудовлетворения, и, в конечном счёте, тоже
развиваться.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия №2 г. Александрова

урока по обществознанию

для 6 класса.

Составила: учитель истории и обществознания

Потребности человека 6 класс.

Познакомить учащихся с понятием «духовный мир человека», а также развить представление о потребностях человека как источнике его активности.

  • Научатся определять понятие потребность;
  • Классифицировать основные виды потребностей;
  • На основании знаний учащихся выяснить общие черты и различия между потребностями человека и животных;
  • Научатся понимать важность и необходимость развития духовного мира человека.
  • Оценивают свою деятельность, достижения,
  • Характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих,
  • Стоят свои взаимоотношения с их учетом.
  • Ставить цель, решать учебную задачу, проблему, анализируют вопросы (регулятивные);
  • Выявляют признаки объекта, приводят примеры, формулируют ответы
  • Взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии (коммуникативные)

Тип урока: комбинированный

Технология проблемного обучения, ИКТ (презентация)

Оборудование урока: мультимедийный проектор, презентация, компьютер, учебник «Обществознание» 6 класс, под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой, Москва «Просвещение» 2014г., сообщения учащихся, листы самооценки групп.

Учитель: На партах у вас лежат солнышки. Одно грустное, одно веселое. Поднимите то солнышко, которое соответствует вашему настроению. Значит, домашнюю работу вы все поняли, и мы перейдем к повторению.

II. Преемственность обществоведческого учебного материала: взаимосвязь пройденного материала с новыми знаниями. (4 минуты)

На прошлом уроке мы с вами говорили о деятельности:

1. Что же такое деятельность?

2.Назовите виды деятельности?

3. Составить синквейн со словами: «игра», «труд», «учение», «общение».

Учитель: Спасибо, ребята. Мы с вами сегодня и поиграем, и потрудимся, и поучимся, и, конечно, пообщаемся. А теперь послушайте меня:

Учитель читает: Живет на свете человек. Все у него есть. Все его устраивает, он ни о чем не мечтает, ни к чему не стремится. Он просто живет и ничего не делает. Такая ситуация выглядит почти фантастически. Почему?

Ответ детей: так не бывает, человек всегда что-то делает и т.д.

Обобщение ответов ребят: Ситуация фантастическая, потому, что человек всю свою жизнь трудится, чтобы удовлетворить свои какие – либо желания (потребности).

Давайте подумаем, каким словом можно заменить слово «Желания»?

(ответы детей предполагают «потребность») если сложно догадаться, то давайте попробуем отгадать тему урока.

Учитель: А теперь запишем на рабочих листах тему нашего урока. Это тайный шифр. Кто догадается, какое предложение зашифровано?

«ноститребпо кавелоче» (потребности человека)

– Предположите, о чем пойдет речь на нашем уроке?

– Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить? Чему будем учиться? (ответы детей)

1.Что такое потребности?

2. Виды потребностей

Проблемный вопрос: «Как влияют потребности человека на развитие общества?» (ответы детей, если дети не отвечают, ничего страшного в этом нет. Этот вопрос можно сделать домашним заданием.)

III.Работа по теме урока

Начинаем с вами знакомство с понятием «Потребность»

Давайте попробуем сейчас найти определения понятия в разных источниках:

– ___________будет корреспондентом и проведет опрос среди одноклассников на тему «Что такое потребность?» – ‑____________найдет это понятие в Интернете.

– ____________поработает с толковым словарем и найдет это определение.

Всем остальным ребятам я предлагаю выполнить задание на листочках. Используя разные источники информации, я выписала несколько определений понятия «потребность». Они перед вами на листе. Прочитайте внимательно все определения и выберите то, которое вы считаете наиболее полным. Объясните почему. + прочитать на стр.34 первые 2 абзаца.

– форма активности живых существ;

– это необходимые условия для существования;

– это возможность принадлежать к социальной группе и занимать в ней определенное место;

– это нужда в том, что необходимо для существования личности .

Учитель: Человеку постоянно чего-то не хватает, т.е. люди испытывают постоянно потребности в чем-то.

??? Как вы думаете, почему у человека появляются потребности?

(предполагаемые ответы: дискомфорт, психологическая неудовлетворенность, хотим кушать, спать и т.д.)

Учитель: А теперь обратимся к рабочему столу: у вас лежат листочки (3-4). Напишите в каждом листочке ваши потребности за прошедший день.

Давайте их проговорим. (Ответы учеников)

Учитель: Одинаковы ли ваши желания были???? (дети отвечают – нет)

Учитель: Этот небольшой опыт убедил нас всех в том, что потребностей у человека огромное количество. И обществоведы пришли к выводу, что их можно разделить по группам, т.е. классифицировать.

Работая с текстом на стр.34 познакомьтесь с видами потребностей.

По мере прочтения заполняется таблица «Виды потребностей»:

Учитель: Что же вы выписали. Давайте проверим. А теперь сравним

Если у вас чего-то не хватает, допишите в свою табличку.

Учитель: А теперь давайте немного отдохнем (включаю музыку)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Музыка «Звуки природы» + слова)

– Надеюсь, что так же приятно нам с вами будет работать на уроке и дальше.

Учитель: Продолжим нашу работу дальше. Возвращаемся к списку ваших потребностей. Разделите ваши потребности по тем характеристикам, которые мы дали в таблице. А теперь прикрепите свои листочки, но только те, которые требуется. (Меняем листы на партах и затем мы их крепим на Дерево потребностей, выходит один из группы и клеит на доску)

Проанализируйте результаты, которые у вас получились. Каких потребностей у вас больше? Какие потребности отсутствуют?

Учитель: Что же у нас получилось? Каких потребностей больше? А как должно быть, как вы думаете? – Ответы детей

Учитель: Мы можем говорить о том, что биологические потребности присущи всем людям в равной степени, а вот духовные – в неодинаковой. Самыми неподатливыми являются духовные потребности. Удовлетворить их – значит обрести смысл жизни, предпочесть добро злу, относится к людям так, как вы хотели бы, чтобы люди относились к вам. – Ответы детей

Учитель: Предлагаю поиграть. Эта игра поможет нам понять, насколько вы усвоили виды потребностей. Я зачитываю вам строчки из разных стихотворений, а вы должны назвать потребности, описанные в них.

1) “ Я лежу, болею

Сам себя жалею!” (Потребность в медицине) – социальные

2) “ В коридоре, в классе-ли

Всюду стены красили,

Терли краску, терли мел,

Каждый делал, что умел” (В ремонте) – материальные

3) Вот уже стоит Егорка

У доски с мелком в руке,

Вот и первая пятерка

4) “ Муха, Муха- Цокотуха

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

Пошла Муха на базар

И купила самовар” (Потребность в покупке посуды) – материальные

5) Ест на завтрак яйца всмятку,

Каша тоже не во вред! ( Потребность в пище) – биологические

6) У далекой

Часовой в лесу не спит.

Он стоит –

Над ним зарницы,

Он глядит на облака:

Над его ружьем границу

Переходят облака. (Потребность в безопасности) – социальные

7.Сделать хотел грозу,

А получил козу,

С желтою полосой (потребность в творчестве) – духовные.

Учитель: Как меняются человеческие потребности? С течением времени происходит смена потребностей. Телефон и телевизор, автомобиль, самолет. Когда-то было в диковинку. Человек все больше и больше нуждался в них, они становились ему все более необходимыми. Приходит время, и человек уже не представляет своей жизни без достижений техники!

Т.е, потребности зависят от условий, в которых живут люди и меняются со временем.

В любые времена человек мечтает. О Чем может мечтать современный человек? Может ли он получить все, о чем мечтает? Потребности должны соответствовать возможностям.

Учитель: Мы с вами хорошо потрудились. Вы молодцы. А теперь ответьте на вопрос:

Вопрос: Труд – это потребность или необходимость?

Для многих людей труд лишь необходимость, и они работают без особого желания. Но есть и другие люди, для которых труд – радость, способ раскрыть свои возможности, для таких людей – это потребность. Для человека важно понять, что недостаточно удовлетворение только биологических потребностей, нужны и духовные, и социальные!

Чтение и обсуждение с обучающимися притчи:

«Однажды прохожий увидел, как по дороге несут тяжёлые камни группа людей. Подошёл он к одному и спросил:

– Что ты делаешь?

– Не видишь, занимаюсь тяжёлой, никому не нужной работой.

С этим же вопросом путник обратился ко второму и получил ответ:

– Деньги зарабатываю.

А третий на этот же вопрос ответил:

– Строю собор!»

Вопросы для беседы.

– Как вы понимаете притчу?

– Что можно сказать об этих людях, об их духовном мире?

Учитель: В разные исторические эпохи своим трудом человек создает что-то новое, последний работал с душой, его творение будет служить людям долгие десятилетия, радость и пользу людям) Благодаря чему вещь может служить долгие годы???

Ответы детей: благодаря усилиям и стараниям людей.

Подведение итогов: Ребята, вы сегодня все работали хорошо, все получают положительные оценки. Я попрошу всех сдать свои листы с ответами для оценки ваших работ.

Учитель: А теперь возвращаемся к вопросу, который мы озвучили в начале урока. Попробуем на него ответить.

Проблемный вопрос: «Как влияют потребности человека на развитие общества?» (ответы учащихся, если не отвечают ничего страшного, на дом)

§4, ответ на вопрос письменно «Как влияют потребности человека на развитие общества?»

Учитель: А сейчас вспомним про наше солнышко. Если вам тема урока была понятна, вы все усвоили, вам понравилось работать на уроке, поднимите веселое солнышко. Если что-то не поняли, если вам было грустно, поднимите грустное солнышко.

Мне приятно было с вами работать. Урок окончен. До свидания.

Рабочий лист урока

Задание 1. Составить синквейн со словами «игра», «труд», «учение», «общение».

3. _____________, _____________, _____________

Задание 2. Тема урока:________________________

Задание 3. Прочитайте внимательно все определения и выберите то, которое вы считаете наиболее полным. Подчеркните определение, которое вы выбрали. Объясните почему.

– это необходимые условия для существования;

Задание 5. Прочитать притчу:

Представьте, что вы выступаете в роли строителей дома под названием «Потребности человека». Это здание состоит из трёх этажей.

Расположите на 1, 2, 3-м этажах изученные вами потребности в порядке,

который вы считаете самым правильным.

Свой выбор объясните.

Человек как биологический вид

С точки зрения обществознания человек — это представитель вида Homo Sapiens, который наделен прямохождением, самосознанием, речью, способностью приобретать социальные навыки, иметь не только биологические, но и духовные потребности.

С одной стороны люди, как и животные, обладают инстинктами, но с другой — разительно отличаются от остальных представителей животного мира. В самом определении понятия «человек» обществознание закладывает информацию о биологической и социальной сущности Homo Sapiens. Социальный компонент как раз и является главным отличием человека от животных.

Получай лайфхаки, статьи, видео и чек-листы по обучению на почтуПолезные подарки для родителейВ колесе фортуны — гарантированные призы, которые помогут наладить учебный процесс и выстроить отношения с ребёнком!

Индивид и личность

С позиции обществознания индивид — это отдельный представитель человеческого рода со всеми присущими ему особенностями. Данное слово было образовано от латинского individuum, что значит «неделимый». Обычно им обозначают человека как биологическое существо, без указания на то, насколько реализована его социальная сущность.

Поясним на примере. Наверняка все слышали о так называемых «детях-маугли», которые ввиду трагических обстоятельств провели первые годы жизни в кругу животных или в социальной изоляции без общения с людьми. Есть несколько документально зафиксированных случаев, в частности, индийские девочки Камала и Амала, выросшие с волками, итальянский мальчик Роно и т. д. В отличие от сказочного Маугли, героя произведения Р. Киплинга, после возвращения в цивилизацию эти дети так и не научились говорить, полноценно взаимодействовать с другими людьми и даже есть привычную нам человеческую пищу.

Можно ли назвать их индивидами? Да, можно. Но личность этих детей осталась неразвитой. Другим примером, позволяющим увидеть разницу между понятиями «индивид» и «личность», могут стать люди с глубокой умственной отсталостью или с тяжелыми психическими заболеваниями. Их личность остается несформированной или постепенно разрушается, но при этом они, безусловно, являются индивидами.

В обществознании личность — это комплекс социально значимых качеств и навыков, которые позволяют человеку эффективно взаимодействовать с другими людьми, заниматься творчеством, создавать материальные и духовные ценности. Это своего рода надстройка психики, которая развивается в процессе социализации (игры, обучения, труда).

Как несложно заметить, определение личности, принятое в обществознании, говорит о том, что ею нельзя стать с рождения. Она имеет отношение к социальной сущности человека, к освоению социальных ролей, общественных норм, правил поведения и т. д.

Огромную роль в этом процессе играют конкретные исторические обстоятельства жизни (социальные нормы нашего времени и, скажем, XIV века существенно различаются). Также на становление личности влияет культурная среда со всеми ее национальными, религиозными и другими особенностями. Все эти факторы в итоге и превращают индивида в личность.

Понимание социальных норм не означает их выполнение. Если человек сознательно нарушает общественные правила (как это делают, к примеру, хулиганы или преступники), он не перестает быть личностью. Это понятие не подразумевает этической оценки поступков.

Итак, повторим еще раз, чем биологическая составляющая, которая входит в понятие «индивид», отличается от социальной.

Оцените статью
Добавить комментарий