Капитанская дочка российская электронная школа

учитель русского языка и литературы

УКП «РДБ» ГОУ РК «Республикански й центр образования»

Сыктывкара Республики Коми

«Капитанская дочка» (тест по 1–3 главам)

Цель: проверка уровня знания текста прочитанного произведения.

г) семейно-бытовая хроника.

Повествование в «Капитанской дочке» ведётся от лица:

г) Петра Гринёва.

В основе «Капитанской дочки» находится:

а) стрелецкий бунт,

б) эпоха царствования Ивана Грозного,

в) крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачёва.

Кто такой НЕДОРОСЛЬ?

а) человек невысокого роста,

б) молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший на

в) необразованный человек.

Слово ДЯДЬКА в повести употребляется в следующем значении:

а) близкий родственник,

б) неуважительное обращение,

в) слуга, приставленный к ребёнку в дворянской семье.

Слугу Петруши Гринёва звали:

в) Семёныч.

Француз Бопре у себя на родине был:

в) парикмахером.

Гринёв из новой географической карты сделал:

а) воздушного змея,

б) макет корабля,

в) маскарадный костюм.

Отец отправляет Петрушу на службу:

а) в Петербург,

б) в Оренбург,

в) в Екатеринбург.

Вместе с Гринёвым отправляется:

в) Зурин.

Какую сумму проиграл Гринёв в трактире?

а) сто рублей,

б) двести рублей,

в) триста рублей.

Савельич в повести показан:

а) забитым, безгласным крепостным,

б) рабски преданным своим господам человеком,

в) заботливым помощником и советчиком.

Какое природное явление показано во 2-ой главе?

в) буран.

Как отблагодарил Гринёв вожатого?

а) дал на водку,

б) подарил заячий тулуп,

в) отдал свой экипаж.

Гринёв попадает на службу в:

а) в Красногорскую крепость,

б) в Оренбургскую крепость,

в) в Белогорскую крепость.

Крепость представляла из себя:

а) укреплённое место с долговременными оборонительными сооружениями,

б) деревушку, окружённую забором.

В крепости Гринёв знакомится:

а) со Швабриным,

б) с семьёй капитана Миронова,

в) с Зуриным.

Гринёв в крепости занимался:

а) военными упражнениями,

б) чтением, переводами,

в) сочинением стихов.

«Девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачёсанными за уши, которые у неё так и горели». Чей это портрет?

б) Маша Миронова,

в) Василиса Егоровна.

Капитанская дочка российская электронная школа

КЛЮЧ К ТЕСТУ:

1– А или Б, 2 – Г, 3 – В, 4 – Б, 5 – В, 6 – А, 7 – В, 8 – А, 9 – Б, 10 – Б, 11 – А, 12 – В, 13 – В, 14 – Б, 15 – В, 16 – Б, 17 – А, Б, 18 – Б, В, 19 – Б.

Тест DOCX / 548. 72 Кб

Цели: развитие связной речи
учащихся,  совершенствование навыка написания
сочинения на заданную тему.

ЗУН: учащиеся должны знать содержание
и проблематику изученного произведения;
уметь выбрать тему и жанр сочинения, составить
план к теме, сформулировать идею, подобрать
цитатный материал, аргументировать свою точку
зрения; редактировать написанное.

Оборудование: компьютер, мультимедиа,
экран, карточки для групповой работы, распечатки
плана для каждого ученика, 2 буклета  на
каждого ученика: «Пугачев в истории и повести
Пушкина» (как результат проектной работы) и «Как
писать сочинение».

Опережающие задания: проектная работа
«Пугачев в исторических документах и повести
А. Пушкина «Капитанская дочка», сообщение на
тему «Неизвестные портреты Пугачева».

Апробация технологии проектов с 2008 года. Я
решила поделиться опытом с коллегами, как
использовать метод проекта при изучении повести
А. Пушкина “Капитанская дочка”. В разработке и
проведении учебного проекта в системе уроков я
показала нестандартный подход к изучению
повести, постаралась найти связующее звено между
содержанием произведения и проблемами
современного общества. Метод проектов позволяет
воспитать самостоятельную и ответственную
личность, развивает творческие начала и
умственные способности – необходимые качества
развитого интеллекта.

Форма урока: урок-исследование в системе
учебного проекта.

  • Выяснить причины обращения А.С. Пушкина к
    истории, какие проблемы истории волновали
    писателя.
  • Ознакомить с историей создания произведения.
  • Рассмотреть образ Пугачёва на основе
    сопоставления исторического прототипа и его
    художественного воплощения.
  • Ввести в общую проблематику повести.
  • Развивать аналитическое мышление, творческие
    способности, умение обобщать материал, быстро и
    грамотно отвечать на вопросы, выражать своё
    мнение.
  • Способствовать воспитанию в учениках чувства
    патриотизма, интереса к историческим корням
    литературы.

Методические приёмы: сообщения учителя и
учащихся, беседа, самостоятельная работа с
карточками и слайдами.

Использование образовательных технологий: технология
учебного проекта.

Материалы и оборудование:  учебник;
портреты Пушкина художников Кипренского,
Тропинина; мультимедийная установка,
презентация по теме, раздаточный материал.

Организационный момент.

(Приветствие. Проверка готовности учащихся к
уроку. Организация внимания учащихся. Целеполагание).

Вступительное слово учителя. Беседа по
вопросам с учащимися.

– Вы уже знаете, что А. Пушкин не только поэт,
но и прозаик.

Вопрос: Какие произведения А. Пушкина в
прозе вам известны?

(Ответы учащихся: “Дубровский”, “Повести
Белкина”, “Капитанская дочка”).

– Многим из вас запомнился “Дубровский” –
роман о “благородном разбойнике”, его
трагической судьбе, связавшей
дворянина-помещика и его крепостных крестьян в
борьбе за справедливость, а главное – о его
романтической любви к Маше Троекуровой. Дома вы
читали и повесть, над которой нам вместе
предстоит поразмышлять, – “Капитанская дочка”.

Вопрос: Похож ли ее герой и сюжет на роман о
Владимире Дубровском?

(Ответы учащихся: Оба произведения основаны на
любовной интриге, в обоих повествование о любви
главных героев сопряжено с изображением
крестьянского выступления, и в том и в другом
показаны дворянские усадьбы, их быт, нравы,
семейные уклады. Но есть и различия: Петр Гринев
внешне совсем не похож на блистательного
гвардейского офицера Дубровского, Маша Миронова
сходна с Машей Троекуровой, пожалуй, только
именем, да и финалы любовных историй разные; в
описании семей Гриневых и Мироновых нет ничего
похожего на троекуровские порядки; но главное
различие – в “Капитанской дочке” изображено
крупнейшее восстание крестьян под
предводительством Пугачева, а в “Дубровском” –
недовольство крестьян Дубровского, выступивших
со своим барином против несправедливости со
стороны Троекурова).

– Вы правильно назвали основные сходства и
различия, хотя можно найти и другие. Но вот что
интересно. Эти произведения написаны один за
другим. 6 февраля 1833 г. Пушкин дописал 19 главу
“Дубровского”, на которой работа остановилась
(роман остался незаконченным), а 7 февраля
обратился за разрешением ознакомиться с
архивными документами по делу Пугачева.

Что же заставило писателя изменить свои планы?

Может быть, ответ в том, что возобладал интерес
к историческим событиям, которыми насыщена
“Капитанская дочка” и которых нет в
“Дубровском”?

Ведь мы знаем, что Пушкин давно проявлял
интерес к историческому прошлому России.

Вопрос: Какие произведения Пушкина,
связанные с историей России, вы знаете?

(Ответы учащихся: “Борис Годунов”, “Полтава”,
“Медный всадник”).

– Но Пушкин не только писал произведения на
исторические темы, он фактически был историком в
прямом смысле слова. В 1830-е годы по поручению
Николая I он работал над историей Петра Великого,
а в 1834 г. закончил труд “История Пугачева”,
который по указанию Николая I вышел под названием
“История пугачевского бунта”.

Послушаем, что известно о работе Пушкина над
материалами о пугачевском восстании.

III. Выступления участников группы по изучаемой
проблеме с подготовленными сообщениями.

В 1833 г. Пушкин начинает изучать архивные
материалы, обращается к разным лицам с просьбой
сообщить ему все, что известно о Пугачеве. Вот что
он сам говорит о своей работе: “Я прочел со
вниманием все, что было напечатано о Пугачеве, и
сверх того

Вопрос: Что же нам сейчас известно об этих
исторических событиях?

Восстание крестьян под предводительством
Емельяна Пугачева произошло в 1773-1774 гг. в период
царствования Екатерины 2. На Урале среди
казачества, русских заводских рабочих, калмыков,
татар и других народностей возникла в то время
легенда о том, что жив царь Петр 3 (супруг
Екатерины 2, убитый в 1762 г. во время дворцового
переворота), что он идет спасать народ от голода и
нищеты. В 1773 г. появился человек, который назвал
себя Петром 3 (это и был Емельян Пугачев). Он
призвал народ к восстанию. Крестьянская война
длилась почти полтора года, против восставших
были брошены войска русской армии во главе с
крупнейшими военачальниками. Борьба была очень
жестокой и кровопролитной. Но в конце 1774 г. исход
ее был решен. 8 сентября Пугачев был схвачен и 10
января казнен в Москве.

– Для нас сейчас все это – давняя история. Но, как мы слышали, во времена Пушкина еще были
живы очевидцы событий – из числа и дворян. И
простого народа. Вроде бы события одни и те же, но
как по-разному они воспринимались! Если для
дворян Пугачев был “злодеем”, “извергом”, то в
народном сознании, отраженном в песнях и
сказаниях, эта личность постепенно приобрела
легендарные черты, воплотила представление о
сильном, строгом, но справедливом вожде,
“заступнике”.

(Кайдалов Н. Воспоминания).

Кто знает, может, Пушкин слышал песню, наподобие
той, которую и мы сейчас послушаем?

Прослушивание русской народной песни
“Далеко-далеко степь за Волгу ушла”. (cм. Презентацию)

Вопрос: А какие характеристики даны были
Пугачёву современниками Пушкина?

“Емелька Пугачёв, бесспорно, принадлежал к
редким явлениям, к извергам, вне законов природы
рождённым; ибо в естестве его не было и малейшей
искры добра, того благого начала, той духовной
части, которые разумное творение от
бессмысленного животного отличают.

История сего злодея может изумить порочного и
вселить отвращение даже в самих разбойниках и
убийцах. Она вместе с тем доказывает, как низко
может падать человек, какою адскою злобою может
быть преисполнено его сердце. (Один из
современников Пушкина, историк).

– Но и писатели конца 18 – начала 19 веков были
вполне едины в негативной трактовке образа
Пугачёва. Убедите в этом примерами.

Один из самых ярких писателей второй половины 18
века А. Сумароков называл Пугачёва “варваром”,
“псом бешеным”, “врагом Отечества”,
превзошедшим “тигра и аспида”, “свирепым
Атреем”, т. сыноубийцей и клятвопреступником.

В “Стансе граду Синбирску на Пугачёва” он
писал:

Убийца сей, разив, тираня благородных,
Колико погубил отцов и матерей!
В замужество дает за ратников негодных
Почтенных дочерей.

Вопрос: Так какое же место в этих двух так
непохожих трактовках – народной и дворянской –
Пугачёва занимает пушкинская точка зрения?!

(Ответы учащихся: Конечно, у Пушкина Пугачёв
больше похож на героя из народной песни).

Вы говорите, основываясь на прочитанном
произведении. Но не спешите с выводами.

Мы не зря вспомнили исторический труд Пушкина о
Пугачёве. И ещё не раз обратимся к его страницам. На сей раз строки Пушкина-историка: “Имя
страшного бунтовщика гремит ещё в краях, где он
свирепствовал. Народ живо ещё помнит кровавою
пору, которую – так выразительно – прозвал он
“пугачёвщиною” (“История Пугачёва”).

“Уральские казаки (особливо старые люди)
доныне привязаны к памяти Пугачёва. “ Грех
сказать, – говорила мне 80-летняя казачка, – на
него мы не жалуемся; он нам зла не сделал”.

“Расскажи мне, – говорил я Д. Пьянову, – как
Пугачёв был у тебя посаженым отцом?

– Он для тебя Пугачёв, – отвечал мне сердито
старик, – а для меня он был великий государь Петр
Федорович” (“Замечания о бунте”).

– Опять что-то непонятное – то у Пушкина
“страшный бунтовщик”, то вдруг возникает образ
“посаженого отца”. В чём же здесь дело?
Действительно, ситуация на первый взгляд
странная и удивительная. В историческом труде
Пушкина, написанном на основе фактов, Пугачёв –
злодей, способный на низкие и подлые поступки,
предательство в любви и дружбе, а в повести –
яркая и цельная личность, воплощающая лучшие
черты русской натуры с её щедростью и широтой
души, высокими нравственными принципами, силой и
удалью.

Как же соотносятся историческая правда и
вымысел в повести, каков он – настоящий Пугачёв?

На все эти вопросы мы постараемся ответить,
читая “Капитанскую дочку” вместе.

Мы знаем, что до “Капитанской дочки” был
написан ещё и “Дубровский”, и решили, что работа
над ним остановилась потому, что Пушкина увлёк
исторический материал. Однако, сравнивая эти два
произведения, вы отметили, что и в “Дубровском”
есть тема крестьянского протеста: отряд
недовольных крестьян возглавляет обиженный
Троекуровым дворянин Дубровский. И это не
случайно. Пушкин считал, что борьба за свободу
может связывать народ и старинное дворянство, к
которому принадлежал и он сам. Вот почему в этом
произведении дворянин Дубровский оказывается
предводителем крестьянского отряда. Но, уже
работая над повестью, Пушкин стал сомневаться в
реальности такого сюжета и решил проверить свои
идеи на подлинном историческом материале.

Вот таким образом в центре “Капитанской
дочки” оказывается не дворянин, перешедший на
сторону Пугачёва (хотя такой персонаж здесь
остался в виде предателя Швабрина), а молодой
офицер Пётр Гринёв, верный долгу и присяге,
сумевший в “жестокий век” сохранить в себе
доброту и человечность, честь и достоинство.

И всё же как главное мы отметили другое
различие – в “Дубровском” рассказ о
крестьянском выступлении отодвигается на второй
план, а в центре внимания оказывается история
взаимоотношений Маши и Владимира. В
“Капитанской дочке” эти сюжетные линии тесно
переплетаются.

Именно Пугачёв определяет, вольно или невольно,
судьбу действующих лиц произведения. Именно
Емельян Пугачёв изображён главным героем. Пугачёв впервые появляется в повести Пушкина
“Капитанская дочка” при романтических
обстоятельствах, “в мутном кружеве метели”,
второй раз он предстаёт уже “государем”. Автор
создаёт образ Емельяна Пугачёва постепенно: от
внешнего описания героя – к его
психологическому портрету.

Вождь кровопролитной и длительной
крестьянской войны впервые был изображён не
злодеем и извергом, но человеком, вызывающим
несомненное сочувствие, воплотившим в себе
многие черты русского национального характера:
мятежную жажду воли, широкую удаль, живой и
острый ум. Пугачёв справедлив, великодушен,
отзывчив. Он кровно связан с народом, пользуется
его любовью и поддержкой. Но автор не
идеализирует бунтовщика. За свою свободу Пугачёв
платит чужими жизнями. Изображая сцены расправы,
Пушкин откровенно протестует против жестокости
и насилия.

Так с помощью построения произведения,
переплетения его сюжетных линий ставятся
важнейшие для творчества Пушкина 1830-х годов
проблемы, связанные с морально-бытовой стороной
жизни дворянства, с темой человеческого счастья,
любви, истинного благородства, долга, чести. В
произведении ставятся проблемы обязанностей
дворянства перед народом, государством и
столкновение интересов дворянства и крестьян,
делающее конфликт между ними фатально
неразрешимым. Пушкина интересует проблема: что
происходит, когда история сталкивается с личной
жизнью человека; возможно ли в жестокой борьбе
противоположных сил сохранить доброту и
человечность. Честь и достоинство.

Вопрос: Как вы считаете, важна ли эта проблема
в наше время?

Ответы учащихся.

– Конечно же, проблемы не потеряли своей
актуальности. Более того, 21 век заставил всех ещё
серьёзнее над ними задуматься. Может быть, это
одна из причин того, что и сейчас мы читаем “
Капитанскую дочку” с не меньшим интересом, чем
наши предшественники. Всем известна фраза из
этого произведения: “Не приведи Бог видеть
русский бунт, бессмысленный и беспощадный!”

Казалось бы, всё в ней понятно, но не случайно до
сих пор учёные и просто читатели продолжают
споры: кому принадлежат эти слова – Пушкину или
Гринёву, от лица которого ведётся рассказ? Какой
смысл сам Пушкин вкладывал в эту фразу? Что мы,
живущие в стране, не раз пережившей такой бунт,
можем ответить автору повести?

III. Самостоятельная работа.

Учащиеся работают с раздаточным материалом:
ответы на вопросы и задания по материалу
презентации к уроку.

Беседа по вопросам на восприятие
произведения.

  • Какие эпизоды, страницы, картины показались
    неожиданными и особенно волнующими?
  • Как читалась “Капитанская дочка”?
  • Какого героя ожидали каждый раз с нетерпением?
  • Словесное рисование понравившегося эпизода.

Подведение итогов урока.

(Проанализировать работу учащихся, выставить
оценки).

Домашнее задание.

  • Перечитайте главы 1-5 повести “Капитанская
    дочка”
  • Нарисуйте словесные иллюстрации к
    понравившимся эпизодам.
  • Составьте цитатный план на тему “От
    Гринёва-недоросля до Гринёва-жениха”.
  • Самостоятельная работа групп по выполнению
    исследований.
  • Сообщения уч-ся по теме исследования: “Что
    позволило Пушкину поставить рядом Гринева и
    Пугачева?”.

Использованные материалы и литература.

www. schoolcollection. edu

Материалы газеты “Литература. Первое
сентября”, 2007, 2008 гг.

Итоговые работы по литературе 5 – 11 класс. Охременко, О. Федина. Москва, “Аквариум”, 1997.

Литература. 8 класс. Поурочные планы по
учебнику В. Коровиной I часть. Шадрина. Волгоград. Издательство “Учитель”, 2008 г.

Система уроков по роману А. Пушкина «Капитанская дочка»

10 уроков.

«Лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без насильственных потрясений политических»

Цель и задачи в работе над произведением:

  • заинтересовать учащихся исторической прозой А.С. Пушкина;
  • вспомнить основные сведения о Пушкине, познакомить с творческой историей написания «Капитанской дочки»
  • проследить жизненный путь Петра Гринева, формирование его характера;
  • раскрыть нравственную красоту Маши Мироновой – капитанской дочки;
  • продолжить обучение написанию сравнительной характеристики двух литературных героев на примере образов Гринева и Швабрина;
  • раскрыть особенности композиции, языка, образной системы романа как литературного произведения.

Оборудование и материалы:

  • эпизоды из фильма “Капитанская дочка;
  • художественный фильм “Русский бунт”;
  • иллюстративно-демонстрационный материал из альбома
  • «А.С. Пушкин в портретах и иллюстрациях»”;
  • раздаточный материал для уроков развития речи;
  • карточки индивидуальных заданий с иллюстрациями к роману.

Основные приемы и методы: чтение повести, аналитическая беседа по содержанию беседа по содержанию, сжатый пересказ отдельных эпизодов романа, работа над ключевыми эпизодами романа, составление сравнительной характеристики, фронтальная, индивидуальная и групповая работа.

1-й урок Краткий рассказ о писателе. Творческая история романа «Капитанская дочка»

Мое мнение о прочитанном. (Выяснение первого восприятия

учащимися повести «Капитанская дочка») (Письменная работа).

2-й урок «Быт и нравы поместного дворянства»

Формирование характера Петруши Гринева. (1,2 глава)

3-й урок «Белогорская крепость»

Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в романе. (2-5 главы)

4-й урок «Пугачевское восстание»

Падение Белогорской крепости. (6-7 главы)

5-й урок «Пугачев и Гринев»

Становление личности Петра Гринева под влиянием благих потрясений.

Три встречи с Пугачевым.

6-й урок «Гринев и Маша»

7-8 уроки Исследовательская творческая работа учащихся в группах по следующим проблемам:

Роль и значение эпиграфов.

Символика повести.

Проблема долга и чести (Гринев и Швабрин).

«Старинные люди» в повести.

Смысл названия (Маша Миронова).

9- й урок Пугачев в повести А. Пушкина. (Авторское отношение к Пугачеву) (Урок-обобщение)

10-й урок Подготовка к сочинению. (Урок развития речи)

Содержание уроков по роману А. Пушкина «Капитанская дочка»

Краткий рассказ о писателе. Творческая история романа «Капитанская дочка».

Цель: выявить уровень и объем знаний школьников о жизни и творчестве А. Пушкина.

-Что вы знаете о жизни и личности Пушкина?

– Какие произведения поэта вы читали и изучали? Какие произведения, герои вам запомнились?

– Какие произведения на исторические темы вы читали?

Историческая обстановка в России в 30-е годы XIX века

Причины обращения А. Пушкина к историческому прошлому. Замысел повести.

Историческая обстановка, предшествовавшая пугачевскому восстанию.

Цели, задачи, ход народного восстания под предводительством Е. Пугачева.

Отражение пугачевского восстания в народной поэзии.

Время подошло, и Гоголь оказался абсолютно прав. Конечно, не в том смысле, что все мы теперь практически Пушкины, нет. Речь идет о развитии самого Пушкина на протяжении этих двухсот лет нашей жизни.

Русский человек явился через двести лет, явился в Пушкине. Явился как идея, прообраз, как программа будущего. Потому-то, ссылаясь на слова Гоголя о том, что «Пушкин есть единственное и чрезвычайное явление русского духа, Достоевский прибавлял: и пророческое. «Да, в появлении его заключается для нас всех нечто пророческое».

Еще с 20-х годов Пушкин проявлял глубокий интерес к историческому прошлому своей страны.

Интерес к истории обострился у Пушкина особенно в 30-е годы. В это время в России увеличилось количество крестьянских волнений. Оценивая внутриполитическую обстановку, начальник жандармов докладывал царю: “Весь дух народа направлен к одной цели – освобождению”.

Так, в творчестве Пушкина последних лет его жизни возникает и все шире развертывается тема крестьянской революции. Черновой набросок “Истории села Горюхина” кончается словом “бунт”. Шире касается Пушкин темы крестьянской революции в романе “Дубровский”, где прямо противопоставлены друг другу два мира – крепостных крестьян и их угнетателей. В “Капитанской дочке” тема крестьянской революции становится центральной.

Созданию повести предшествовала большая работа, проведенная Пушкиным по изучению Пугачевского восстания. Пушкин исследовал архивные материалы. На основании их он написал “Историю Пугачева”, переименованную царем в “Историю Пугачевского бунта”. Кроме того, поэт посетил места, охваченные восстанием, беседовал со стариками, лично встречавшимися с Пугачевым, записал устнопоэтические народные произведения, связанные с крестьянской войной 70-х годов ХVIII века. В результате этой огромной работы и появился роман “Капитанская дочка”, в которой блестяще объединен труд историка и поэта.

Сообщение ученика о времени царствования Екатерины II. О Пугачевском восстании.

  • Написать сочинение-миниатюру «Мои впечатления о романе «Капитанская дочка»
  • Продолжите пословицу «Береги честь смолоду». Объясните ее использование Пушкиным в качестве эпиграфа.
  • Прочитать 1-2 главы. Подготовить сжатый пересказ.

2 урок. «Быт и нравы поместного дворянства»

Проверка домашнего задания. Чтение сочинений.

Жанровые особенности произведения. (Запись понятий «Роман», «Повесть», «Хроника», «Мемуары», «Исторический роман»)

Беседа с учащимися.

На какие циклы можно разделить произведение?

(I-V- рисуют формирование личности рассказчика до «неожиданных происшествий»

VI-XII- картины, в которых появляется Пугачев, и под влиянием которого изменяется внутренний мир рассказчика.

XII- XIV- роль развернутого эпилога)

1)При чтении выделить основные занятия поместного дворянства.

2) Система воспитания дворянских детей.

3) Как вам кажется, при таком воспитании готов ли герой к военной службе?

Задание к третьему уроку по второй главе:

Как и почему Гринёв попал в буран?

Почему вожатому удалось вывезти кибитку из беды?

Что читатель узнаёт о вожатом во второй главе? Есть ли противоречия в его облике? Составьте его внешний и “внутренний” портрет.

Переведите разговор вожатого и хозяина постоялого двора.

Попробуйте объяснить сон Петруши.

Урок 3 «Белогорская крепость»

Слово учителя: Детство и юношеские годы Гринева. Жизнь в отцовской усадьбе. Самые разнородные влияния пришлось испытать Петруше в это время. В отце уживались высокие представления о долге и чести дворянина, презрение к карьеристам и светским повесам, искреннее радушие, которое отличало “людей старого века”, и замашки крепостника.

Мягкая, но безвольная мать; честный, преданный, но недалекий Савельич; “добрый малый”, но беспутный мосье Бопре; дворовые мальчишки – вот окружение Петруши в детские годы.

  • Почему Пушкин приводит своего героя не в Петербург, а в «богоспасаемую крепость»?
  • Что нового вы узнали о Гриневе?
  • Охарактеризуйте социальный состав Белогорской крепости.
  • Расскажите о занятиях «белогорцев».
  • Готовы ли «белогорцы» отразить натиск врага?
  • «Старинные» люди в повести

Можно ли назвать образы капитана Миронова, Ивана Игнатьевича, Василины Егоровны героическими?

Как подготавливает читателя к встрече с комендантом, его женой, поручиком описание Белогорской крепости?

Дает ли представление о семье Мироновых их жилище? Выделите характерные детали.

Как проходила служба в крепости?

Каков Иван Кузьмич как комендант? Что можно сказать о его характере?

Кто по сути управляет крепостью?

Что можно сказать о характере Василисы Егоровны? Найдите подтверждение ее грубоватости, нетактичности, болтливости, любопытства.

Чем занимается в крепости поручик Иван Иванович?

Комичны или сатиричны образы обитателей крепости?

Что положительного видит читатель в этих людях вслед за Гриневым?

В чем близость их к народу? Обратите внимание на происхождение, речь, отношение к людям, на их имена.

Когда же по-настоящему раскрываются эти простые русские люди?

Как ведут они себя перед лицом смерти?

Какой же смысл вкладывает Пушкин в название «старинные люди»?

Можно ли теперь назвать этих простых людей великими? Почему?

Используйте следующие слова и выражения: незаметные герои, верные своему долгу, мягкая ирония, безотрадная картина, не утруждали службой, впечатление комизма, простота, радушие, гостеприимство, вышли из народа, сочный и меткий язык, «простое величие простых людей».

Все основные герои романа проходят через нравственные испытания. Проанализируйте с этой точки зрения судьбы защитников Белогорской крепости. Есть ли у Пугачева свои представления о чести?

Урок 4 «Пугачевское восстание»

Бунт неизбежен, его нельзя предотвратить. Верховная власть имеет право на кровопролитие ( Убеждение Пушкина). Но автор – гуманист, и этот роман призван разрешить данное противоречие.

– Момент захвата Белогорской крепости. Почему Пушкин заостряет внимание на жестокости пугачевцев? (Смерть родителей Маши Мироновой)

Причины подвига Петра Гринева( отказ присягнуть Пугачеву).

Гринев и Пугачев

Когда впервые встречаются эти герои?

Какие черты отмечает Гринев в вожатом?

Чем знаменательна вторая встреча героев? (Как ведет себя Гринев? Что обусловило выбор героя?)

Каковы дальнейшие взаимоотношения Гринева и Пугачева? (Почему Пугачев помогает юноше? Важен ли здесь только подарок? Может быть, роль сыграли душевные качества Гринева, его поступки?) Используйте следующие слова и выражения: мягкость, совестливость, чувствительность, обогащение внутреннего мира, радость общения с людьми, глубокие и яркие чувства, честность, прямота, юношеская незащищенность перед жизнью, душенная красота.

Мы вновь уделяем пристальное внимание эпиграфу. К главе “Любовь” Пушкин предпосылает два отрывка из народных песен. Обратим внимание восьмиклассников, что эпиграфы взяты не из авторских литературных произведений, а из фольклора. Почему? Гринёв и Маша, в отличие от “романтического” Швабрина, просты, гармоничны, поступки их определяются не капризной прихотью противоречивой натуры, а народным опытом, накопленным веками и переданным им уже на генетическом уровне. Отсюда и песня. Оба эпиграфа предвещают влюблённым разлуку. Но первый только предостерегает девушку: “Не ходи, девка, молода замуж”, а второй вносит интонацию тревоги, ожидания трагических событий. Вот ещё одна роль эпиграфа: он может не только нести в себе идею произведения (в нашем случае — главы), но и создавать эмоциональный настрой.

Почему родители Гринёва настроены так категорично? Они видят в его поступках только удальство и мальчишество, потому что помнят сына таким, каким он был до отъезда на службу. Дуэль, желание жениться — всё это кажется им продолжением проказ. Откуда им знать, что поединок и любовь к Маше изменили их сына, он вступился за честь дамы, не посрамил свою, повзрослел и возмужал. Он смог ответить не только за себя, но и за другого. Таким ли видели мы Петрушу совсем недавно, проигравшего 100 рублей в бильярд или безрассудно отправившегося в буран?

Итак, все персонажи, честно исполняя свой долг, понимают его каждый по-своему. Именно осмысление Машей своего долга перед миром и людьми заставляет её преступить через своё счастье и приводит к унынию и хандре Петра Андреевича: “Я потерял охоту к чтению и словесности. Дух мой упал”.

9- й урок Пугачев в повести А. Пушкина. (Авторское отношение к Пугачеву) (Урок-обобщение) Пугачев в повести А. Пушкина «Капитанская дочка»

Задача данного урока определить отношение Пушкина к «русскому бунту», к личности Пугачева. Эпиграф к уроку: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный».

Учащиеся за время предыдущих уроков усвоили, что основной темой повести является крестьянское восстание. Обращаем их внимание на слова Пушкина о русском бунте. Кто и когда произносит их в повести? Выражают ли они мнение автора? Корректируя ответы учащихся, отмечаем, что данная формула у автора многозначна. Есть в ней и акцент самого Пушкина, вкладывает свой смысл в нее добрый Гринев, на глазах которого пугачевцы жестоко расправлялись с неповиновавшимися. В чем видят бессмысленность и беспощадность русского бунта рассказчик и автор? (Учащиеся приводят примеры из текста

Но только ли со стороны пугачевцев мы видим проявление жестокости? (Вспоминаем допрос Башкирца. ) Зачитываем из «Замечаний о бунте» А. Пушкина: «Казни, произведенные в Башкирии генералом князем Урусовым, невероятны. Около 130 человек были умерщвлены посреди всевозможных мучений. Остальных, человек до тысячи, простили, отрезав им носы и уши».

Вспомните исторические предпосылки восстания. Разве бунт возник из-за прихоти Емельки Пугачева?

Итак, жестокость порождает жестокость. И хотя Пушкин не дает прямых оценок, все-таки его позиция выражена еще в одних словах Гринева: «Молодой человек! Если записки мои попадутся в твои руки, вспомни, что лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений». И тот же Пушкин в общих замечаниях к «Истории пугачевского бунта» подводит резюме: Нет худа без добра: Пугачевский бунт доказал правительству необходимость многих перемен, и в 1775 году последовало новое учреждение губерниям».

Руководителем бунта был Е. Пугачев. Обратившись к нему, Пушкин совершил подвиг. Поэта возненавидела вся аристократия. «Историю Пугачева» высочайший цензор – царь переименовал в «Историю пугачевского бунта». Ее бойкотировали, не раскупали. Историк Броневский в критике на «Историю Пугачева» о вожде восстания писал как о «изверге, вне законов природы рожденного, ибо в естестве его не было и малейшей меры добра, того благого начала, той духовной части, которые разумное творение от бессмысленного животного отличают». Своим художественным произведением «Капитанская дочка» Пушкин доказывает, что Пугачев не «бессмысленное животное, а человек, воплотивший в себе характерные черты русского народа – широту, цельность, удаль натуры, талантливость.

Затем, опираясь на вопросы домашнего задания, ученики под руководством учителя прослеживают, как раскрывается внутренний облик Пугачева.

В заключении урока делаем вывод, что перед нами талантливый, самобытный предводитель народа. По-своему справедливый, смелый, удалой. Он обречен на казнь (и знает это), потому что обречено крестьянское восстание, но небывалая до этого в истории по своему размаху народная война и ее незаурядный предводитель оставили свой след в памяти народа. Завершить эту мысль можно цитатой из «Замечаний о бунте» Пушкина: «Расскажи мне, – говорил я Д. Пьянову, – как Пугачев был у тебя посаженным отцом». – «Он для тебя Пугачев, – отвечал мне сердито старик, а для меня он был великий государь Петр Федорович».

Домашнее задание: Выбрать тему сочинения и составить план. Темы сочинений:

На этом уроке корректируются планы, уточняется понимание учащимися тем сочинений, проводится работа по композиции сочинения, ею логики и т.

Завершена работа над «Капитанской дочкой», «решительно лучшем русском произведении в повествовательном роде», но словам Гоголя. «Капитанскую дочку» можно перечитывать под разными углами зрения, и каждый учитель вправе по-своему рассмотреть повесть, главное, чтобы мы понимали – художественные произведения Пушкина никогда не были иллюстрацией его политических взглядов. Пушкин-художник глубже понимал и прошлое и будущее родины. Открывая читателю свою выстраданную правду о русском народе и русском бунте, Пушкин своим произведением провозгласил торжество человечности.

Пушкин. Собр. Соч. В 10-ти томах, М, 1981, т.

Пушкин. Собр. Соч. В 10-ти томах, М, 1981, т. VII.

История русской литературы XIX века. 1800-1830-е годы. Учебник для вузов. / Под ред. Аношкиной, Л. Громовой. -2-е издание. , доп. : Издательство Оникс,2008. -640с.

Беленький. Методическое руководство к учебнику-хрестоматии «Родная литература» для 7 класса, М. , 1986.

Золотарева И. , Крысова Т. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. «-е изд. Доп. : «ВАКО»,2005,416 с.

Литература 5-10 классы. Изучение творчества А. Пушкина: уроки, рекомендации, внеклассные мероприятия/ ав. сост. Ромашина. – Волгоград: Учитель,2008. -226с.

Колокольцев. Пушкин в портретах и иллюстрациях: Пособие для учащихся. – М. : Просвещение,1999,-104с.

Капитанская дочка

Капитанская дочка российская электронная школа

2020. Тест. Литература, 8 класс

Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования. Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.

Тест на знание текста “Капитанская дочка”. Время выполнения 15 минут.

Пушкин “Капитанская дочка”

2018. Тест. Литература, 8 класс

Тест проверяет знание и понимание текста произведения. Содержит 25 вопросов.

Список вопросов теста

Жанр произведения “Капитанская дочка”:

Варианты ответов
  • рассказ
  • повесть
  • роман
Вопрос 2

Готовясь к написанию “Капитанской дочки”, А. Пушкин ездил:

  • на Урал
  • на Кавказ
  • на Кубань
Вопрос 3

Эпиграфом к произведению А. пушкин выбрал пословицу:

  • “Честь лучше бесчестья”
  • “Долг платежом красен”
  • “Береги честь смолоду”
Вопрос 4

Повествование ведется от лица:

  • Петра Гринева
  • автора
  • Е.Пугачева
Вопрос 5

Проиграв ротмистру Зурину 100 рублей, Гринев отдал долг, потому что:

  • это были небольшие деньги, которые не изменили материальное положение героя;
  • честь дворянина не позволяла ему оставаться должником;
  • эта история могла испортить военную карьеру начинающему офицеру.
Вопрос 6

В унизительных словах Гринева, адресованных Савельичу (“Я твой господин, а ты мой слуга”), автор использует:

  • омонимы
  • синонимы
  • антонимы
Вопрос 7

Сон Гринева, который он увидел по дороге на постоялый двор, представлял собой:

  • предвосхищение событий, которые произойдут в нго жизни, печальное предзнаменование;
  • отображение в сознании героя происшедших с ним событий;
  • не связанный с жизнью героя сказочный сюжет.
Вопрос 8

Истинные причины дуэли Гринева и Швабрина:

  • любовь героев к Мае Мироновой и желание выяснить отношения;
  • клевета Швабрина, уязвленного равнодушием к нему Маши;
  • защита чести дворянина
Вопрос 9

Маша Миронова не соглашалась выходить замуж за Петра Гринева, потому что:

  • она не достигла совершеннолетия;
  • ей было трудно разобраться в чувствах и выбрать достойную партию;
  • родители Гринева не дали своего благословения на брак.
Вопрос 10

Василиса Егоровна, жена коменданта Белогорской крепости Миронова, отказалась покинуть мужа в опасности, так как:

  • не была уверена в боеготовности защитников крепости;
  • не хотела расставаться с мужем, желала разделить с ним судьбу;
  • ей некуда было уезжать.
Вопрос 11

Отказ Гринева служить Пугачеву вызван тем. что:

  • Гриневу была предложена должность коменданта Белогорской крепости;
  • он хотел быстрей уехать из крепости в Оренбург;
  • он дворянин и присягал государыне императрице
Вопрос 12

В ответе Гринева, отказавшегося служить Пугачеву, звучит:

  • грубость
  • искренность
  • высокомерие
Вопрос 13

Поведение Пугачева по отношению к Гриневу можно охарактеризовать словами поговорки:

  • “Долг платежом красен”
  • “Всяк сверчок знай свой шесток”
  • “Игра стоит свеч”
Вопрос 14

Перт Гринев вернулся в Белогорскую крепость, захваченную повстанцами, чтобы:

  • арестовать Пугачева
  • спасти Машу Миронову
  • передать Пугачеву письмо от генерала
Вопрос 15

Калмыцкая сказка, рассказанная Пугачевым Гриневу по дороге в Белогорскую крепость, построена:

  • на антитезе
  • на аллегории
  • на сравнении
Вопрос 16

Персонаж, в речи которого отсутствуют пословицы, поговорки, загадки:

  • Пугачев
  • Савельич
  • Гринев
Вопрос 17

Создавая образы Гринева и Швабрина, автор прибег:

  • к антитезе
  • к параллелизму
  • к умолчанию
Вопрос 18

Узнав об обмане Гринева, Пугачев устремил на него “огненные свои глаза”. Словосочетание “огненные глаза” содержит:

  • аллегорию
  • гиперболу
  • метафору
Вопрос 19

Отношение Гринева к Пугачеву:

  • противоречивое: Пугачев – разбойник и бунтарь, однако ему свойственны благородство, терпимость и уважение к противнику;
  • отрицательное: Пугачев – разбойник и бунтарь, посягавший на престол, по его вине погибло много людей;
  • положительное: Пугачев силен, хитер, мудр, удачлив в военном деле, даже в безвыходной ситуации он сохраняет самообладание.
Вопрос 20

Черты характера и особенности поведения Маши, способствующие раскрытию ее образа:

  • слабость, нерешительность, робость;
  • гордость, эгоизм, пренебрежение к людям;
  • самоотверженная любовь, бескорыстие, чувство долга.
Вопрос 21

Швабрин переходит на сторону восставших. Вызывает у читателя  неприятие. Почему?

  • Швабрин нарушил присягу.
  • Швабрин – антипод Гринева, а Гринев – положительный герой;
  • Швабрин – человек безнравственный, он нарушает присягу и переходит на сторону восставших, преследуя корыстные цели.
Вопрос 22

Военный совет в Оренбурге, на котором решалась судьба жителей Белогорсокй крепости, раскрыл:

  • патриотический дух военачальников;
  • неготовность войск к решительным военным действиям;
  • трусость, презрение к низшему сословию, равнодушие военных чинов к попавшим в беду людям.
Вопрос 23

Екатерина II показана как:

  • добрая, рассудительная и справедливая женщина;
  • властная императрица, милосердно простившая невиновного Гринева;
  • внимательная, способная к состраданию женщина, поверившая рассказам Маши
Вопрос 24
  • носительница высокой нравственности и чести
  • единственный женский персонаж повести
  • дочь погибшего русского офицера
Вопрос 25

Какова основная проблематика повести «Капитанская дочка»?

  • проблема любви
  • проблема чести, долга и милосердия
  • проблема роли народа в развитии общества
  • роман
  • историческая хроника
  • повесть
  • высказывается от своего лица
  • не высказывается
  • делает редкие замечания
  • сравнение
  • метафору
  • гиперболу

Кто из героев произведения поражает читателя загадочной силой, сметливостью, поэзией борьбы и отваги:

  • Пугачёв
  • капитан Миронов
  • Гринёв

Гринёва и Швабрина объединяет:

  • служба у Пугачёва
  • презрительное отношение к людям
  • общественное и служебное положение

К теме народного восстания Пушкин обращается в повести:

  • «Станционный смотритель»
  • « Капитанская дочка»
  • « Метель»

Идейиный и художественный центр « Капитанской дочки» олицетворяет:

  • Маша Миронова
  • Гринёв
  • Пугачёв

Образы Гринёва и Швабрина вводятся в повествование по принципу:

  • антитезы
  • сопоставления
  • взаимодополнения

Повествование в произведении ведётся от лица:

  • повествователя
  • Гринёва
  • нескольких персонажей

В основе повести лежит принцип:

  • фантастика
  • жизнеподобия
  • сочетания жизнеподобия и фантастики

В повести ближе всего к народу по своему имущественному положению. Культурному уровню. Взглядам на жизнь, на людей:

  • Гринёв
  • семья капитана Миронова
  • Швабрин

Наиболее опоэтизирован в произведении образ:

  • Маши Мироновой
  • Василисы Егоровны
  • Ивана Кузьмича

« Весёлое лукавство ума» характерно для:

  • Гринёва
  • Савельича
  • Пугачёва

Повелительное наклонение преобладает в речи:

  • Пугачёва
  • Старика Гринёва
  • генерала

Речевая характеристика Гринёва помогает раскрытию его:

  • многопланового образе
  • общественного положения
  • культурного уровня

Сказка, рассказанная Пугачёвым Гринёву, – это:

  • ирония
  • иносказание
  • сатира

В раскрытии образа Пугачёва особую роль играет :

  • фольклор
  • сведения, полученные капитаном Мироновым о бунтовщике
  • сцена на военном совете

«Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волосы были

обстрижены в кружок – это портрет:

  • Гринева
  • Пугачева
  • Швабрина

На военном совете в Оренбурге решено было действовать:

  • наступательно
  • путём подкупа
  • оборонительно

Проблема чести возникает в произведении:

  • «Капитанская дочка»
  • «Песнь о Вещем Олеге»
  • «Борис Годунов»
Оцените статью
Добавить комментарий