Конспект урока “Обращение. Знаки препинания при обращении” 5 класс

Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

Обособленное приложение — это определение, выраженное именем существительным, которое выделяется запятыми согласно правилу пунктуации.

В ряде случаев в предложении имеется обособленное приложение с зависимыми словами. Приведем примеры предложений, в которых отметим обособленное приложение.

— это передача слов какого-либо лица без изменений.

Прямую речь в предложении сопровождают . Они могут называть того, кому принадлежит речь; указывать на то, как именно произносится речь; сообщать о чувствах и эмоциях говорящего и т. д.

«Как! — говорил я сам себе, прохаживаясь по зале и захлёбываясь от слёз. — Наталья Савишна, просто Наталья говорит мне ты и ещё бьёт меня по лицу мокрой скатертью, как дворового мальчишку. Нет, это ужасно!» (Л. Толстой. Детство).

Прямая речь используется также для передачи мыслей.

«Какое счастье, — подумал я, — что я не её сын» (Л. Толстой. Детство).

В предложениях с прямой речью часто встречаются глаголы, обозначающие процессы речи и мысли: сказать, спросить, ответить, воскликнуть, прошептать; думать, размышлять и др.

Прямая речь заключается в . Кавычки ставятся только один раз: открывающая кавычка — в начале прямой речи и закрывающая — в конце.

Это правило применяется, даже если:

Если прямая речь (П) находится после слов автора (А), то после них ставится ; слова автора и прямая речь начинаются с . А: «П!»

Если прямая речь (П) находится перед словами автора (а), то перед ними ставится ; прямая речь начинается с , а слова автора — с .

«П!» — а.

«П?» — а.

«П», — а.

Восклицательный знак, вопросительный знак и многоточие в конце прямой речи ставятся закрывающей кавычкой, а точка и запятая — закрывающей кавычки.

Слова автора могут находиться внутри прямой речи. О пунктуации в таких предложениях ты узнаешь в старших классах.

— это высказывания других лиц, включённые в авторское повествование.

Существует три основных способа передачи чужой речи:

  • предложения с прямой речью;
  • предложения с косвенной речью;
  • цитаты.

Предложения с прямой речью

Казбич нетерпеливо прервал его: «Поди прочь, безумный мальчишка! Где тебе ездить на моём коне!» (М. Лермонтов)

Варианты оформления прямой речи на письме

1. Если прямая речь стоит перед словами автора, то первое слово прямой речи пишется с прописной буквы; в начале и в конце прямой речи ставятся кавычки, а после неё — запятая (после кавычек) либо восклицательный, вопросительный знак или многоточие (перед кавычками) и тире.

«Здесь когда-то мы жили», — вздохнул Иван.

«Да ведь это наша школа!» — воскликнул Илья.

«Что о Сидорове слыхать-то?» — поинтересовался Олег.

2. Если прямая речь стоит в предложении после слов автора, то она заключается в кавычки и начинается с прописной буквы, а после слов автора ставится двоеточие.

Посмотрев в небо, Игорь задумчиво сказал: «Птицы уже улетели».

Андрей воскликнул: «Я таких людей видел множество!»

Доктор поинтересовался: «Какая у вас была температура?»

3. Если прямая речь разрывается словами автора, то кавычки ставятся в начале и в конце предложения, а слова автора с двух сторон отделяются от прямой речи знаками тире.

«П, — а, — п(?!)».

«Всё-таки лучше, Максим Максимыч, — отвечал он, — чтобы совесть была чиста» (М. Лермонтов).

«П(?!), — а. — П(?!)».«О чём ты думаешь? — спросила Ира. — Может, о будущем?»

— это вид прямой речи, представляющий собой разго­вор двух или нескольких лиц.

— Может быть, сегодня уедем? — спросил отец.

Архип на минуту задумался, потом уверенно ответил:

— Сегодня рано, лучше завтра с утра.

Каждая реплика записывается с новой строчки, а перед репликой ставится тире. Кавычки не ставятся. Важным отличием диалога от прямой и косвенной речи является то, что в диалоге вообще могут отсутствовать слова автора.

— На каток поедешь?

— Сегодня не смогу.

— А когда?

— Пока не знаю.

Приложение. Знаки препинания при нём
Приложение – особый вид определения. Приложение – определение, выраженное существительным, согласованным с определяемым словом в падеже. Приложение дает характеристику предмету, указывает на родство, профессию, национальность:
Приложение – особый вид определения. Приложение – определение, выраженное существительным, согласованным с определяемым словом в падеже. Приложение дает характеристику предмету, указывает на родство, профессию, национальность:
ученик-отличник, брат Виктор, предприниматель Федоров, студент-француз.
При сочетании нарицательного и собственного существительного приложением является нарицательное существительное, если собственное существительное называет лицо:
При сочетании нарицательного и собственного существительного приложением является нарицательное существительное, если собственное существительное называет лицо:
инженер Петров, бабушка Нина
При сочетании нарицательного и собственного существительного приложением является собственное существительное, если собственное существительное называет предмет:
При сочетании нарицательного и собственного существительного приложением является собственное существительное, если собственное существительное называет предмет:
гора Арарат, гостиница «Москва»
При сочетании нарицательных существительных приложением является второе слово, которое присоединяется к определяемому с помощью дефиса:
При сочетании нарицательных существительных приложением является второе слово, которое присоединяется к определяемому с помощью дефиса:
девочки-подростки
Найдите приложения
1. Чижа захлопнула злодейка-западня.
2. Шофер Смирнов изредка поглядывал на пассажиров.
3. Скоро в издательстве «Знание» выйдет повесть «Поединок».
4. Мы с родителями отдыхали на озере Селигер.
5. В годы войны строитель-бетонщик стал солдатом-сапером.
6. Соседка отправилась проведать племянника Антона.
Проверьте себя
1. Чижа захлопнула злодейка-западня.
2. Шофер Смирнов изредка поглядывал на пассажиров.
3. Скоро в издательстве «Знание» выйдет повесть «Поединок».
4. Мы с родителями отдыхали на озере Селигер.
5. В годы войны строитель-бетонщик стал солдатом-сапером.
6. Соседка отправилась проведать племянника Антона.

  • Какие члены предложения называются второстепенными?
  • Какие второстепенные члены предложения вы уже знаете?
  • Каких двух видов бывают определения?
  • Какие определения называются согласованными?

Согласованными называются определения, связанные с определяемым словом посредством согласования и согласуются с ним в роде, числе, падеже.

Превратите согласованные определения в несогласованные

полосатая юбка черноглазая девушка воронье гнездо

чашка для кофе

юбка в полоску

девушка с чёрными глазами

диск для компьютера

О чём говорит тема

Приложение. Знаки препинания при нём.
Цели:

  • дать понятие о приложении как разновидности определения;
  • познакомить с правилами правописания приложений с определенными словами;
  • способствовать развитию творческого мышления через выполнение определенных заданий.

Приложение – определение, выраженное именем существительным, согласующимся с определяемым словом в падеже.

Что может обозначать приложение?

Работа с книгой (стр.85-86)

Приложение может обозначать

Различные качества предмета

Указание на профессию

Указание на возраст

Указание на родство

Названия газет, журналов, предприятий, художественных произведений и т.д.

Указание на национальность

Дефис при приложении

Напишите приложения к данным определяемым словам

Дерево (вид), солдат (национальность), художественное произведение (название), цветок (вид), врач (специальность).

Поставите знаки препинания

1) И ласточка песня летит над землей.

2) В скачках участвовали кони красавцы.

3) Высоко стоит солнце на небе, горячо печёт

4) Поэт А.Н. Некрасов свое детство провёл на берегу реки Волги.

5) Над Волгой рекой расплескала гармонь саратовские страданья.

Картина И. Грабаря «Февральская лазурь»

Картина «Февральская лазурь» – одно из лучших полотен известного художника пейзажиста, тонкого знатока русской природы И.Э. Грабаря. Яркое солнце освещает рощу. Стройные девочки березки белеют, как свечи, на фоне лазурного неба. Кажется, что подростки деревца тоненькими ветками ручками тянутся навстречу далекому солнцу.

  • Что называется приложением?
  • В каких случаях при приложении употребляется дефис?

В начале и в конце прямой речи (в том числе внутренней речи) ставятся кавычки.Слова автора могут находиться перед прямой речью или после неё, а также разрывать прямую речь.

1. Если слова автора находятся прямой речью, то после них ставится двоеточие, а прямая речь начинается с открывающей кавычки. В конце прямой речи могут стоять вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие (закрывающая кавычка ставится  них) или точка (закрывающая кавычка ставится  ней).

Увидал меня, говорит: «Вот какая красавица живёт тут!.. А я и не знал про это!» (М. Горький).

2. Если прямая  речь начинается с абзаца, то вместо кавычек обычно ставится тире.

Маленькая девочка бежала и кричала:  — Не видали маму? (М. Горький).

3. Если слова автора находятся прямой речи, которая заключена в кавычки, то после прямой речи перед словами автора ставится тире, при этом слова автора начинаются со строчной буквы. В конце прямой речи в зависимости от вида предложения может стоять многоточие, восклицательный, вопросительный знаки (ставятся перед кавычками) или запятая (ставится после кавычек).

«Вам, как медику, совестно, я думаю, об этом и спрашивать и беспокоиться», — проговорил насмешливо князь (По А. Писемскому).

«Далече ли до крепости?» — спросил я у своего ямщика (А. Пушкин).

Схемы: «П», — а.     «П?» — а.

4. Если слова автора прямую речь, то кавычки ставятся только в начале и в конце прямой речи:

а) если на месте разрыва прямой речи не нужен знак препинания или должны стоять запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, то перед словами автора и после них ставятся запятые и тире, а прямой речь продолжается со строчной буквы.

«Чем дальше говорю с вами, — любезно отозвался Воланд, — тем больше убеждаюсь в том, что вы очень умны» (М. Булгаков).

Схема: «П, — а, — п».

б) Если на месте разрыва прямой речи по смыслу должна стоять точка, то вместо неё перед словами автора ставятся запятая и тире; слова автора заканчиваются точкой, после неё ставится тире, прямая речь продолжается с прописной буквы.

«Их распустили до приговора, — сказал Дворник. — Объявят завтра, в девять вечера» (Ю. Трифонов).

Схема: «П, — а. — П».

в) Если на месте разрыва прямой речи должно стоять многоточие, восклицательный или вопросительный знак, то эти знаки сохраняются, а после них ставится тире; слова автора пишутся со строчной буквы, после них ставятся точка и тире; прямая речь продолжается с прописной буквы.

«Да тихо! — приказал дежурный. — Можете вы помолчать?!» (В. Шукшин).

Схема: «П! — а. — П».

5. Если в словах автора, разрывающих прямую речь, есть два глагола (или их формы) со значением высказывания, которые относятся к разным частям прямой речи, то после слов автора ставятся двоеточие и тире, а прямая речь продолжается с прописной буквы.

«Покорно благодарю, —  Мешков, смиренно снял картузик, но сразу опять надел и поклонился,  торопливо: —  Спасибо вам большое, товарищи» (К. Федин).

Схема: «П, — а: — П».

6. Если прямая речь находится слов автора, то перед ней ставится двоеточие, а после — запятая или тире (если после прямой речи по контексту должно стоять многоточие, восклицательный или вопросительный знак). После прямой речи слова автора продолжаются со строчной буквы.

«Перебарывая неловкость, он пробормотал студенческую остроту: «У меня бабушка корью заболела» — и хотел придать начатому разговору непринуждённую легковесность» (Ю. Бондарев).

Тема:Приложение. Знаки препинания при нем.

Цель урока:познакомиться с термином приложение, научиться распознавать и ставить правильные знаки препинания при нем.

– Какова была тема прошлого урока?

-Какой второстепенный член предложения называют определением?(ВЧП, обозначающий качества, свойства, признаки предметов и явлений)

– Какие определения называются согласованными?(уподобляется определяемому слову в роде, числе, падеже)

– Какие определения называются несогласованными?(связаны с опред.словом с помощью связи управление или прмыкание)

Пока класс отвечает на вопросы, у доски два ученика выполняют индивидуальное задание, образовывают от согласованных определений – несогласованные:

Кофейная чашка – чашка для кофе;

Полосатая юбка – юбка в полоску;

Громкоголосый оратор – оратор с громким голосом;

Компьютерный диск – диск для компьютера;

Клубничное варенье –варенье из клубникиКожаный портфель –портфель из кожиМедвежья берлога –берлога медведяКлетчатая скатерть – скатерть в клетку

3.Мотивация.-Прочитайте отрывок из стихотворения.

— Найдите определения, выраженные именем существительным, согласованным с определяемым словом в падеже.

— Как думаете, как называются такие словосочетания, ваши предположения?(Приложения)-Ребята, какую цель мы перед собой поставим? Чему должны будем научиться?

4) Открытие новых знаний.

-Сейчас работаем следующим образом, перед вами карточки. Ваша задача с помощью учебника заполнить пропуски. На работу вам 3 минуты, после проверяем. -Проверим, что у вас получилось.Беседа по вопросам:-Что называют приложением? (Приложением называется определение, которое выражено существительным, согласованным с определяемым словом в падеже.)- Что обозначает? (Качества, свойства (старушка-мать);Видовой признак (груб подосиновик); Род занятий (студентка Катя); Возраст (дед Иван); Национальность (украинка Оксана).- На какой вопрос отвечает? (какие?)-Что относится к приложениям? – Какой частью речи выражено приложение?(существ.)

Давайте рассмотрим, какие же знаки препинания могут ставиться при приложении. В карточке представлена схема, когда дефис ставится, а когда нет. Приведите, пожалуйста, свои примеры.

А какие знаки препинания, кроме дефиса, встречаются в приложениях?

ФизминуткаБыстро встали, улыбнулись,Выше-выше подтянулись.Ну-ка плечи распрямите,Поднимите, опустите.Вправо, влево повернитесь,Рук коленями коснитесь.Сели, встали, сели, встали,И на месте побежали.

1)Написать приложения к данным определяемым словам. (дерево-вид, врач-специальность, цветок-вид, солдат-национальность, худ. произведение-название).

2) На слайде приложения, определите, что они обозначают.

3)Творческое задание. Перепишите предложения, заменяя согласованные определения приложениями.1.Навстречу нам вышел (старый) сторож. 2.Сразу полюбилась добру молодцу (красивая) девица. 3.Ночевала тучка золотая на груди утеса (огромного).4.По сухой тропинке мчится заяц (русый).

4)Запишите предложения, вставив в них авторские одиночные приложения.

1.Вот север, тучи нагоняя, дохнул, завыл – и вот сама идёт волшебницазима.2. Блеснул мороз.И рады мы проказам матушкизимы.3. Попрыгунья стрекозалето красное пропела.4. Проказница-Мартышка, Осел, Козел, да косолапый Мишка затеяли сыграть квартет.

5) Упр. 142

Что нового узнал каждый из вас на уроке?

Что показалось трудным, вызвало затруднения?

§ 1  Что такое прямая речь?

В этом уроке разберем один из способов передачи чужой речи.

Рассмотрим варианты расстановки знаков препинания в предложениях с прямой речью.

Итак, предположим, встретившись с приятелем, Вы спешите поделиться с ним последними новостями, в частности, разговором с общим другом. У Вас есть возможность передать слова этого друга дословно, используя предложения с прямой речью.

Петр сказал мне: «Завтра соберемся у меня дома и все обсудим».

Таким образом, прямая речь – это чья-либо речь, переданная без изменений от лица того, кто ее произнес.

Предложения с прямой речью состоят из слов автора и собственно прямой речи. Например, в предложении

Врач сказал мне: «Теперь ты должен соблюдать постельный режим и строгую диету» слова автора – врач сказал мне, а прямая речь – теперь ты должен соблюдать постельный режим и строгую диету.

В словах автора часто используются такие глаголы, как: сказал, сообщил, рассказал, закричал, охнул, испугался, прошептал и т.п.

§ 2  Знаки препинания при прямой речи

Прямая речь заключается в кавычки и начинается с большой буквы, как любое самостоятельное предложение.

Между прямой речью и словами автора ставится двоеточие, если слова автора находятся перед прямой речью, или тире, если слова автора стоят после прямой речи. В последнем случае слова автора пишутся с маленькой буквы.

«Ты почему опоздал?» – спросил меня учитель.

Учитель спросил меня: «Почему ты опоздал?»

После прямой речи, как после самостоятельного предложения, ставится тот знак, который нужен по цели высказывания и интонации (точка, вопросительный или восклицательный знак).

Капитан скомандовал: «Стройся!»

Ваня спросил: «Во сколько завтра мне прийти?»

Он позвонил и предупредил: «Я скоро зайду».

Однако если прямая речь – повествовательное предложение и стоит перед словами автора, то вместо точки в конце прямой речи ставится запятая.

«Много времени это не займет», – заверил меня специалист.

Если прямая речь разрывается словами автора, то кавычки ставятся в начале и в конце предложения, а слова автора с двух сторон отделяются от прямой речи знаками тире. На границе предложений с прямой речью ставятся необходимые по интонации и цели высказывания знаки препинания.

«Сашеньку видела! – говорила она сыну. – Кланяется тебе». (М. Горький)

«Иван Игнатьич, – сказал он, – одобряет нашу мировую». (А. Пушкин)

§ 3  Схемы предложений с прямой речью

Предложения с прямой речью можно изобразить схематически.

Слова автора принято изображать так: А, или так: а.

Прямую речь показывают на схеме так: П.

Кроме того, на схеме изображаются и кавычки, в которые заключается прямая речь, и знаки препинания, с помощью которых она отделяется от слов автора.

Посмотрите, как будут выглядеть схемы следующих предложений:

Женя помолчала и опять спросила: «Оля, а кто такой Тимур?» (А. Гайдар)

«Гляди, плачет!» – раздалось за кустами. (Б. Полевой)

«П!» – а.

«Его можно приручить, – думала она, – и это будет интересная дружба».

«П, – а, – п».

§ 4  Краткие итоги урока

Итак, подведем итоги.

1. Прямая речь – это способ передачи слов кого-либо без изменений, от первого лица.

2. Предложения с прямой речью состоят из слов автора и собственно прямой речи.

3. Прямая речь пишется с заглавной буквы и заключается в кавычки.

4. Если слова автора стоят перед прямой речью, то после них ставится двоеточие.

5. Если прямая речь стоит перед словами автора, то после нее ставится тире.

6. Слова автора могут располагаться внутри прямой речи. В этом случае все предложение помещается в кавычки, а слова автора с двух сторон отделяются тире.

7. Внутри предложений ставятся необходимые по интонации и цели высказывания знаки препинания.

Список использованной литературы:
Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. Русский язык. 5 класс. – М.: Просвещение, 2008-2012.
Гольдин З.Д., Светлышева В.Н. Русский язык в таблицах. 5-11 классы: Справочное пособие. – М.: Дрофа, 2000.
Стронская И.М. Справочник по русскому языку для учащихся 5-9 классов. – СПБ.: ИД «Литература», 2012.
Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык: Учебники для 5, 6, 7, 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений/Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа.
Нефедова Е.А., Узорова О.В. Правила и упражнения по русскому языку. 5-8 класс. – «Аквариум» ГИППВ, 1997.
Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн. для учащихся/Под ред. Л.П. Крысина – М.: Просвещение, 1995.
Поурочные разработки по русскому языку, 5 класс. Егорова Н.В. – М.: Вако, 2013.
Уроки русского языка. Пособие для учителей к учебнику С.И. Львовой. Васильевых И.П. – М.: Мнемозина, 2010.
Материалы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru

  • Повторить и обобщить сведения об
    обособлении приложений.
  • Развивать навыки обособления
    приложений.
  • Воспитывать культуру речи.

Методические приёмы: повторение, работа
в парах, объяснительный диктант, тест,
тренировочные упражнения.

Тип урока: обобщение и систематизация
знаний

Оборудование: таблицы, доска, компьютер

2 .Синтаксический разбор предложения на
доске (1 ученик).

В.И.Даль, автор «Толкового словаря живого
великорусского языка, родился в семье врача,
датчанина по происхождению.

3. Повторение сведений о приложении. Презентация

– Что такое приложение? Расскажите об
обособлении приложений

– Какие особенности обособления
приложений вам известны?

– Как отличить приложение от определения и
от именной части составного сказуемого?

Таблица «Знаки препинания при
обособленных приложениях » составлена
на предыдущих уроках и имеется у каждого
ученика на парте.

4. Закрепление (Запись на доске)

  • Спишите, вставляя, где нужно,
    пропущенные буквы. Графически обозначьте
    обособленные приложения, выделяя их
    соответствующими знаками препинания (запятыми
    и тире).
  • Мелкий дождь, предвес..ник осени,
    кропит землю.
  • А.С.Пушкин, великий русский поэт,
    родился в Москве.
  • Санкт-Петербург, северная ст.лица
    нашей страны, ра..положен на берегах
    Невы.
  • Я, ваш стари..ый сват и кум, пр..шёл
    мирит..ся к вам.
  • Молодые люди, друзья с детства, о чём(то)
    увлечё..о спорили
  • Ровесники годами, близкие
    родственники, они (н..)когда (не)
    разлучались.

Обратите внимание, что в данных
предложениях обособленные приложения
выделяются при помощи запятых. Какими
знаками препинания можно выделить
приложение?

5. Работа в парах Учащимся предстоит
выполнить самостоятельную работу в парах. 1
вариант находит предложения, в которых
приложение с дефисным написанием, а 2
вариант выяснит, в каких предложениях
приложение выделяется при помощи тире.
Ответы проверяются друг у друга по ключу.

1. В каких предложениях приложение
присоединяется к определяемому слову с
помощью дефиса?

  • Мальчик пастух заиграл на жалейке.
  • Это был худенький юноша выдумщик и
    спорщик.
  • Течёт Волга река почти через всю страну.
  • Сумерки, но мы дети ещё на улице.
  • Пел свою нехитрую песню медный самовар
    инвалид.

2. Выясните, в каких предложениях
при помощи тире выделяется приложение.

  • Этим летом я поехал в Тарусу – тихий
    городок на Оке.
  • На собрании присутствовал почётный
    гость – знатный купец Прохор.
  • Яков Степанович – человек до всего
    любопытный, вникающий в суть любого дела
    и неслыханно скромный.
  • Шмидт – это человек, рождённый и
    воспитанный морем.
  • Остров затянулся туманом – серой
    неподвижной мглой.

6. Вспомним ещё раз особенности
обособления приложения с союзом как.

Укажите, в каких предложениях необходимо
поставить знаки препинания и почему?

  • Я, как офицер и дворянин, ни в какую
    службу к Пугачёву вступать не могу.
  • Свой путь в науку он начал как участник
    экспедиции.
  • Л.Н.Толстой как гениальный писатель
    известен всему миру.
  • С.А.Есенин, как последний поэт деревни
    хорошо, знал крестьянскую жизнь.
  • Илюше тогда, как резвому мальчику, так и
    хочется броситься и переделать всё
    самому.
  • Он работал как простой каменщик.

7. Составление кластера на тему «Обособленные
приложения»

8. Тест на компьютере с использованием
тестирующей оболочки «Познание» (по
группам).

9. Проверка творческого задания (чтение
сочинения- миниатюры на тему) (1 человек)

10. Индивидуальные задания

1. Перестройте предложения так, чтобы
именные сказуемые стали обособленными
приложениями.

Берёзка – любимое дерево русского народа.

В.И.Даль – ровесник и друг А.С.Пушкина.

Звёзды – живые цветы неба. Москва –
столица России.

2. К имени существительному придумайте
распространённое приложение, поставив его
после определяемого слова, затем запишите
предложения.

Лев Николаевич Толстой много лет прожил в
Ясной Поляне.

В Спасском-Лутовинове И.С. Тургеневу
особенно хорошо писалось.

Норка разводится в питомниках.

3. Укажите, в каких предложениях есть
пунктуационные ошибки при обособлении
приложений.

  • Бугорков любил Травкина, своего земляка–волжанина.
  • Остров затянулся туманом – серой
    неподвижной мглой.
  • Капитан артиллерии, Максимов кладёт
    телефонную трубку.
  • Все знают Александра Блока, как
    гениального поэта

4. Прочитайте предложения и объясните
расстановку знаков препинания

Вы, молодые ребята, послушайте, что мы,
старые старики, будем сказывать.

5. Прочитайте предложение и подумайте,
изменится ли количество участников, если
после слова Миша поставить тире.

От нашей школы в соревнованиях
участвовали Серёжа, Миша, мой брат, Игорь и
Зина.

Подводим итоги урока.

Озвучим составленный вами кластер.

1и 2 группы : упр.318

3 группа: выписать шесть примеров с
обособленными приложениями и
определениями из рассказа Л.Н.Толстого «После
бала».

урок русского языка в 5 классе

Учитель русского языка и литературы

Бойко Ольга Александровна

Конспект урока "Обращение. Знаки препинания при обращении" 5 класс

-уметь видеть в предложении обращение, выделять его соответствующими речевой

ситуации знаками препинания; определять тему текста, количество микротем,

-видеть обращение, состоящее из нескольких слов, содержащее прилагательные и

-развивать пунктуационные навыки;

-работать над соблюдением правильной интонации;

-определять значение обращений в речи.

Оборудование: -схема «Знаки препинания при обращении», мультимедийный

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Учитель диктует предложения, учащиеся пишут схематический диктант. (У доски

работают учащиеся группы С). Правильные ответы проецируются на экран.

1. Хорошие книги любят все: взрослые, старики, дети.

2. Умная книга научит тебя доброте, честности, справедливости.

3. Зимой солнце светит ярко, а не греет.

4. В саду у сторожа росли цветы: гвоздика, лилии, тюльпаны.

5.Луна освещала сад, дорожки, беседку.

3. Словарная работа (проводится по перфокарте с учащимися группы А В, группа С

работает по карточкам). Повторяется правописание Ъ и Ь.

ПЕРФОКАРТА в окошко перфокарты Ъ )

проецируется на экране.

Конспект урока "Обращение. Знаки препинания при обращении" 5 класс

Вставьте ъ или ь

Буква «» употребляется как разделительный мягкий знак после согласных перед

окончанием. Разделительный твердый знакпоказывает, что согласный звук не

сливается с гласным. Он пишется после приставок, оканчивающихся на согласный,

перед корнем, начинающимся с гласных е, ё, ю, я,.

4. Лексическая работа. (Проводит учитель и ученик, получивший задание заранее).

Учитель записывает слово, ученик дает лексическое значение.

Конъюнктивитслизистая оболочка глаза, воспаление глаза.

Фельдъегерьвоенный или правительственный курьер для доставки важных,

преимущественно секретных документов.

5. Изучение нового материала

Конспект урока "Обращение. Знаки препинания при обращении" 5 класс

Учитель рассказывает сказку « Как обратиться к крокодилу?»

Слонёнок, Удав и Мартышка пришли в гости к крокодилу, но так как Крокодил лежал на

другом берегу реки, они изо всех сил старались обратить на себя его внимание. Мартышка

прыгала, Удав свивался в кольца, а Слонёнок трубил. Но Крокодил молчал, как будто

-Я придумала! – закричала Мартышка.- Я придумала Обращение! Давайте назовём его

– закричали гости хором. – Мы пришли к тебе!

-Кто это обращается ко мне так вежливо?приоткрыл Крокодил один глаз.Да это мои

На другой день Мартышка всем сообщила:

-Я придумала Обращение! Назовите того, к кому обращаетесь, и он обязательно вам

-А.Косоговский придумал очень интересное стихотворение

Всем нам при обращении

К людям, звездам или птицам

Можно смело обратиться.

Только, друг, не забывай:

А теперь поработаем в тетрадях. Запишем и сравним два предложения. У доски работают

1.Россия является родиной многих величайших художников.

2.Люблю твою, Россия, старину. (Н.Рубцов)

– Сравним эти предложения. В роли какого члена предложения выступает слово

«Россия» в 1м примере? (В роли подлежащего).

– -ом примере поэт Н.Рубцов обращается к России, говоря о том, что он любит её

старину. Следовательно, во 2ом примере слово «Россия» является обращением.

– Тема нашего урока – «Обращение. Знаки препинания при обращении». (Запись темы

урока в тетради)

– это слово или словосочетание, называющее то лицо, к которому

Конспект урока "Обращение. Знаки препинания при обращении" 5 класс

(Объяснение новой темы сопровождается примерами предложений к каждому из пунктов

изучаемого материала. Каждый пример записывается учащимися в рабочие тетрад

– Обращение выражается обычно именем существительным в именительном

падеже. Наиболее типичной формой обращения является имя собственное:

Вы не спите, Илья Ильич

– Часто в роли обращения выступают нарицательные одушевлённые имена

Друзья, прекрасен наш союз!

– Реже в роли обращения выступают имена прилагательные в значении

Милая, добрая, нежная, с думами грустными ты не дружи.

– Обращение может быть распространено пояснительными словами:

Привет тебе, мой край родной, прости, что я тебя обидел.

– Когда речь адресована не одному, а нескольким лицам, имена этих лиц обычно

соединяются сочинительным союзом И ЛИБО , между ними ставится запятая или

Таня и Саша, я буду писать вам.

Мама! Папа! Идите скорее сюда.

– Обращение не является членом предложения. В этом состоит его грамматическая

особенность. У обращения в нашей речи особая роль — побуждать собеседника слушать

речь. Вот почему в качестве обращения часто употребляются имена, отчества и

– Обращение может сопровождаться выражением ласки, упрёка, осуждения. Это

отношение говорящего к собеседнику выражается при помощи интонации, суффиксов

оценки, определений и приложений:

Соседушка, мой свет, пожалуйста, покушай!

– Обращение возможно не только к лицам, но в поэтической речи и к неодушевлённым

предметам; в этом случае оно является одним из приёмов олицетворения:

Подруга думы праздной, чернильница моя, мой век однообразный тобой украсил я.

6.Тренировочные упражнения. Выписать предложения, соответствующие

следующим схемам. ЗП не расставлены.

1. златая Русь волнуйся неуёмный ветер.

2. поля земли родной!

3.Я вижу вас холмы и нивы.

4.Добро пожаловать скворцы!

6. молча буду слушать голос твой.

8.Вот и наступила долгожданная зима!

9.Всех их мальчиков было пять Федя Павлуша Илюша Костя и Ваня.

10.Пой гармошка

11.Ты цвети красой степь привольная пока нет ещё лета знойного!

12.Незнайка выручи меня отсюда.

13. Расцветай Кубань родная расцветай!

14. Братцы что он про меня сочиняет.

15. Я вам друзья открою тайны здешних мест.

7.Творческая работа. В предложенный текст вставить подходящие по смыслу

обращения. (Текст у каждого ученика)

(отрывок из романа А.Фадеева « Молодая гвардия». Письмо Олега Кошевого к матери.

-читаем получившиеся тексты, делаем вывод о роли обращений в речи.

-А как вы обращаетесь к своей маме?

8. Итог урока.

1. Что такое обращение?

2. Помимо называния того, к кому обращаемся с речью, что еще может содержаться

3. Где может располагаться обращение в предложении?

3. Чем оно может быть выражено?

4. Какова пунктуация в предложениях с обращениями?

9. Домашнее задание. По выбору (найти в сказках обращения 1015 предложений,

написать два письма одному и тому же лицу, используя различные формы

Знаки препинания при приложении

Приложение может быть одиночным или распространенным, то есть иметь при себе поясняющие слова.

Одиночное приложение располагается как перед определяемым словом, так и после него. Приложение  обозначает название предмета (географического объекта, учреждения, произведения, продукта, товара, блюда), то есть конкретизирует его, являясь именем собственным. Если оно находится после имени нарицательного, то оно пишется с ним раздельно, например:

В городе построен новый ««.

Дефис в приложении

Если же имя собственное находится впереди определяемого слова, то оно уже пишется с дефисом с именем нарицательным. Сравним:

а- многоводна и широка в устье Днепра.

Дефис ставится между приложением и определяемым словом, которые являются именами нарицательными, если приложение обозначает возраст, профессию, национальность, род занятий, назначение предмета, какую-либо качественную характеристику и пр.:

  • сестренка-малышка;
  • инженер-конструктор;
  • торговец-грузин;
  • девушка-модель;
  • рюкзак-холодильник;
  • сын-изобретатель;
  • юбка-колокольчик.

Обособление приложений запятыми

Обособленное приложение с помощью запятых укажем в ряде случаев:

одиночное приложение носит характер уточнения.

Оно находится после определяемого слова — имени нарицательного, которое уже имеет своё собственное определение:

, (кто такой?) , был вечно занят.

Распространенное приложение — это обособленное определение:

1. если оно находится после определяемого слова

С нами в лес за малиной пошла соседа, .

2. Обособленное приложение имеет обстоятельственное значение причины или уступки и вводится в состав предложения союзом «как»:

, наш хорошо знал историю.

Такое приложение можно превратить в придаточное предложение причины с подчинительными союзами «так как», «потому что»:

Так как наш дедушка был образованный человек, он хорошо знал историю.

Если оборот с союзом «как» имеет значение «в качестве», то он не обособляется:

Ф. М. Достоевский известен как мастер психологического анализа поведения своих героев.

Ф. М. Достоевский — это мастер психологического анализа поведения своих героев.

3. Приложение, относящееся к личному местоимению, обособляется независимо от его местонахождения в предложении.

Упрямец, он ни за что не соглашался пойти ей навстречу.

Они, люди работящие, содержали в полном порядке свое немудреное хозяйство.

Кто только не знает его, мудрого советчика в любом деле!

4. Обособленное приложение находится после имени собственного и имеет пояснительное значение. Перед ним можно вставить слова «а именно», «то есть»:

И. Левитан, известный художник, тонко передает игру светотени в березовой роще.

И. Левитан, то есть известный художник, тонко передает игру светотени в березовой роще.

Известный художник И. Левитан тонко передает игру светотени в березовой роще.

Перед приложением, выраженным именем собственным, можно вставить слова «а зовут его (её)», например:

Беседу поддержал остроумными  замечаниями Сережин дядя, Иван Петрович.

Беседу поддержал остроумными замечаниями Сережин дядя, а зовут его Иван Петрович.

Приложение, находящееся перед именем собственным, выделяется запятой, если имеет добавочное обстоятельственное значение. Его можно заменить придаточным предложением с союзами «так как», «хотя»:

, был нарасхват в цеху.

Так как он прекрасный наладчик станков, Дубров был нарасхват в цеху.

, В. Шукшин был скромным человеком.

Хотя он стал известным артистом и режиссером, В. Шукшин был скромным человеком.

5. Приложения со словами «по имени», «по фамилии», «по прозвищу», «по кличке», «родом» обособляются факультативно, то есть в тех случаях, если произносятся с интонацией уточнения:

Известный испанский архитектор, , смог задумать необычный собор, к которому съезжаются миллионы людей, чтобы полюбоваться на это чудо.

Жена его, , готовила изумительный плов.

К нам зашел сосед, по , .

По дороге в лес нас догнал деревенский пес, .

Обособленное приложение и тире

Вместо запятых при одиночном и распространенном приложении может употребляться пунктуационный знак тире.

1. Тире ставится, если одиночное или распространенное приложение завершает предложение и дает определяемому слову разъяснение, пояснение или уточнение:

Давно замечено, что одиноко растет, не подпуская никого селиться возле себя, одно только — .

Мы пошли взглянуть на лесистый холм — возвышение, .

2. Если перед приложением можно вставить «а именно» без изменения смысла предложения:

Юбиляру подарили его любимые — .

3. Ставится тире, если приложение находится в середине предложения и имеет характер пояснения:

В комнату вбежала оживленная малышка — — в розовом платье, с огромным бантом на макушке.

Приложение — второстепенный член предложения

Кроме обычных определений, выраженных именами прилагательными, причастиями, местоимениями и пр., в предложениях встречается еще один второстепенный член — приложение. Этим термином называются особенные определения, выраженные существительными. Чаще всего они согласуются с определяемым словом в числе, роде и падеже, например:

на роль главного героя в новом фильме.

Конспект урока "Обращение. Знаки препинания при обращении" 5 класс

Но не всегда приложение совпадает в числе или роде с определяемым словом, например:

Всем детям  нравится журнал .

Летом мы организуем лодочный поход на озеро

Такие приложения являются несогласованными.

1. Приложение как вид определения

Приложение – это определение, которое выражено существительным. Приложение по-новому характеризует предмет, дает ему другое название или указывает на степень родства, национальность, звание, профессию и т. д. Приложение всегда употребляется в том же падеже, что и существительное, к которому оно относится.

Хозяин (и. п.), суровый мужик (и. п.), не рад был ни гостям, ни наживе (Н. Лесков).

Эта повесть принадлежит известному писателю-фантасту (д. п.).

Обратите внимание: если приложение и определяемое им слово выражены нарицательными существительными, то между ними ставится дефис. Например:

Бабочки-капустницы порхали над клумбами.

Если же приложение или определяемое слово выражено именем собственным, дефис ставится только в том случае, когда имя собственное стоит перед именем нарицательным. Сравните два приложения в следующей фразе:

Начиналась Москва с небольшого городища в том месте, где речонка Яуза впадает в Москву-реку (А. Н.Толстой).

Словосочетание речонка Яуза написано без дефиса, так как здесь имя собственное стоит после имени нарицательного, а словосочетание Москву-реку написано через дефис, потому что в нем имя собственное находится перед именем нарицательным.

2. Обособление приложений

Прошлая тема была посвящена постановке знаков препинания в предложениях с определениями. Вы узнали, что определение, относящееся к имени существительному, обособляется только в том случае, если стоит после него, а определение, относящееся к личному местоимению, обособляется всегда, вне зависимости от места в предложении. Сравните пары предложений:

1)  Из комнаты раздавался голос, знакомый с детства и Из комнаты раздавался знакомый с детства голос;

2)  Они, промокшие под дождем, решили отправиться в гостиницу и Промокшие под дождем, они решили отправиться в гостиницу.

Как видите, правило обособления определений состоит из двух основных частей. Теперь обратимся к правилу обособления приложений, которое немного сложнее: в нем будет три пункта, которые нужно запомнить. Пожалуйста, обратите внимание, что во всех пунктах речь идет о распространенных приложениях (то есть о приложениях, состоящих из нескольких слов).

1)  Если приложение относится к нарицательному существительному, то оно обособляется в любом случае, вне зависимости от места в предложении. Например:

Мой отец, капитан пограничных войск, служил на Дальнем Востоке и Капитан пограничных войск, мой отец служил на Дальнем Востоке.

2)  Если приложение относится к собственному существительному, оно обособляется только в том случае, когда стоит после него. Например:

Иванов, капитан пограничных войск, служил на Дальнем Востоке и Капитан пограничных войск Иванов служил на Дальнем Востоке.

3)   Если приложение относится к личному местоимению, то оно обособляется в любом случае, вне зависимости от места в предложении. Например:

Он, капитан пограничных войск, служил на Дальнем Востоке и Капитан пограничных войск, он служил на Дальнем Востоке.

У этого правила есть несколько примечаний:

1.  Иногда приложение, которому придается большое значение в высказывании и которое стоит в конце предложения, может обособляться при помощи тире, а не запятой, например: Подходил к концу август – последний месяц лета.

2.   Иногда приложение может начинаться с союза КАК. В таких случаях нужно попробовать заменить этот союз на сочетание В КАЧЕСТВЕ. Если такая замена возможна, то запятые ставить не нужно. Например: Газ как топливо сейчас применяется очень широко. Более подробно правила постановки запятых перед союзом КАК будут рассматриваться в отдельной части нашего курса.

Прямая речь. Диалог

Прямая речь – это дословная передача чьих-то слов.

Часто нам нужно целиком, без искажения передать на письме свои слова или рассказать о том, что говорил другой человек. В таких случаях мы используем прямую речь.

При передаче чужих слов нам бывает важно сказать и о том, кто это говорил, показать, как слова были произнесены и какой эмоциональный оттенок они содержат (например, глаголы сказать, приказать, попросить, умолять и т.д. имеют разное значение, используются в разных ситуациях), поэтому предложения с прямой речью состоят из двух частей:

  • слов автора – кому принадлежит прямая речь, глагол, указывающий на то, как произнесены слова и т.д. (обозначаем в схемах «А»);
  • прямой речи (обозначаем в схемах «П»).

Прямая речь на письме выделяется кавычками, а первое ее слово пишется с заглавной (большой) буквы.

Пунктуация в предложениях с прямой речью зависит от того, где стоят слова автора:

Схема такого предложения будет выглядеть так: А: «П».

Дамблдор сказал: «Этот шрам останется у него на всю жизнь».

Внутри кавычек мы точку не ставим!

Если в конце прямой речи должна стоять точка, то мы закрываем кавычки и ставим току после них, как на схеме:

Если в конце прямой речи нужно поставить восклицательный или вопросительный знак, то мы сначала ставим восклицательный или вопросительный знак, потом закрываем кавычки, а точку в конце предложения не ставим.

Схемы тогда получаются такими:

Дамблдор сказал: «Этот шрам останется у него на всю жизнь!»

Дамблдор спросил: «Этот шрам останется у него на всю жизнь?»

Если прямая речь – повествовательная, то после нее перед словами автора мы ставим запятую, а затем – тире.

Схема будет выглядеть так:

А: «П», – а.

Дамблдор сказал: «Этот шрам останется у него на всю жизнь», – подтвердив догадку профессора МакГонаглл.

Если прямая речь – вопросительная или восклицательная, то внутри кавычек ставим вопросительный или восклицательный знак, закрываем кавычки, а перед словами автора ставим тире.

Получится одна из таких схем:

А: «П?» – а.

Дамблдор спросил: «Этот шрам останется у него на всю жизнь?», – посмотрев на профессора МакГонаглл.

А: «П!» – а.

Дамблдор подтвердил: «Этот шрам останется у него на всю жизнь!», – подтвердив догадку профессора МакГонаглл.

Схема такого предложения:

«Этот шрам останется у него на всю жизнь», – подтвердил Дамблдор.

Внутри кавычек после прямой речи мы никогда не ставим точку!

Если прямая речь произносится с повествовательной интонацией (в обычном предложении мы ставим в таких случаях в конце точку), то мы закрываем кавычки, ставим запятую, тире и пишем слова автора.

«Этот шрам останется у него на всю жизнь», – сказал Дамблдор.

Если в конце прямой речи должен стоять восклицательный или вопросительный знак, то мы сначала ставим восклицательный или вопросительный знак, потом закрываем кавычки, ставим тире и пишем слова автора.

Схемы таких предложений:

«Этот шрам останется у него на всю жизнь!» – воскликнул Дамблдор.

«Этот шрам останется у него на всю жизнь?» – удивился Дамблдор.

«П, – а, – п». (если на месте разрыва прямой речи не должен был быть какой-либо знак препинания или должна была ставится запятая, тире, двоеточие)

«Этот шрам, – сказал Дамблдор, – останется у него на всю жизнь».

«П, – а. – П». (если на месте разрыва прямой речи должна была стоять точка)

«Этот шрам останется у него на всю жизнь, – сказал Дамблдор. – Шрамы могут сослужить хорошую службу».

«П? – а. – П». (если на месте разрыва прямой речи должен был стоять вопросительный знак)

«Этот шрам останется у него на всю жизнь? – спросил Дамблдор. – Шрамы могут сослужить хорошую службу».

«П! – а. – П». (если на месте разрыва прямой речи должен был стоять восклицательный знак)

«Этот шрам останется у него на всю жизнь! – удивился Дамблдор. – Шрамы могут сослужить хорошую службу».

Диалог – это разговор двух или нескольких лиц.

Именно с помощью диалога мы общаемся с людьми (родителями, друзьями, одноклассниками и др.).

Диалог состоит из обмена высказываниями, которые называются репликами.

На письме каждая реплика (слова участника диалога) пишется без кавычек, с новой строки, а перед ней ставится тире.

– Ваня, придешь сегодня во двор в футбол играть?

– Приду, Петя!

В диалоге тоже могут быть слова автора. Перед ними ставятся те же знаки препинания, что и в предложениях с прямой речью, но кавычек при прямой речи нет.

– Андрей, ты знаешь, что такое прямая речь? – спросила учительница.

– Знаю. Прямая речь – это дословная передача чьих-то слов, – ответил Андрей.

Условия обособления приложений

Конспект урока "Обращение. Знаки препинания при обращении" 5 класс

Видеоурок «Обособленные приложения и выделительные знаки препинания». 8 класс

Конспект урока "Обращение. Знаки препинания при обращении" 5 класс

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *