Который включает в себя отслеживание индивидуального развития ребенка с ограниченными возможностями, выберите два ответа и онлайн-издание «Современные проблемы науки и образования» ISSN 2070–7428

Левченко И.Ю.

Евтушенко И.В.

Московский Государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова

Одним из наиболее важных вопросов современного специального образования является потребность в разработке и апробации многоуровневой модели диагностики в системе ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, дающей возможность на федеральном уровне сформулировать функциональные обязанности специалистов, оказывающих услуги лицам с ограниченными возможностями здоровья по раннему выявлению имеющихся нарушений развития в различных организациях систем образования, здравоохранения и социальной защиты населения. Авторам представляется необходимым для успешной социализации детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения психолого-педагогическое сопровождения детей с инвалидностью, находящихся в организациях системы образования, здравоохранения и социальной защиты, получающих услуги в службах ранней помощи, центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, проходящих обследование в условиях психолого-медико-педагогических комиссий, в консультативных центрах; регламентация деятельности специалистов, работающих с лицами с ограниченными возможностями здоровья, расширяющая круг профессиональных задач, которые необходимы для осуществления только педагогических трудовых функций. Предлагаемая авторами модель направлена на максимально раннее выявление и диагностику особых образовательных потребностей ребенка и его семьи, оптимальное сокращение разрыва между временем определения первичного нарушения в развитии ребенка и началом целенаправленной коррекционной помощи, снижение временных границ начала комплексной реабилитации (до первых месяцев жизни ребенка), построение индивидуальных комплексных программ сопровождения междисциплинарной командой на основе выявления потенциала развития ребенка, обязательное включение родителей в реабилитационный процесс на основе выявления специальных потребностей, готовности и возможностей семьи.

дети с ограниченными возможностями здоровья

1. Евтушенко Е.А., Евтушенко И.В. Современные подходы к образованию и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов//Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья: материалы IV Международной научно-практической конференции, Москва, 26-27 июня 2014 г. / Под ред. И.В. Евтушенко, В.В. Ткачевой. – М., 2014. – С.136-147.

2. Евтушенко И.В., Левченко И.Ю. К проблеме разработки профессионального стандарта «Педагог-дефектолог»//Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4; URL: http://www.science-education.ru/127-20910 (дата обращения: 29.07.2015)

3. Евтушенко И.В. Формирование у будущего учителя представлений об особенностях музыкальной субкультуры воспитанников – сирот//Среднее профессиональное образование. – 2007. №3. – С.12-13.

4. Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. – М., 2008.

5. Приказ Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. №1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»: сайт – URL: http://www.rg.ru/2013/11/01/medkomissia-dok.html(дата обращения: 29.07.2015)

6. Приходько О.Г., Югова О.В. Становление системы ранней помощи в России. – М., 2015.

7. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста/Под ред. Е.А. Стребелевой. – М., 1998.

8. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья/Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – М., 2013.

9. Фальковская Л.П. и др. Организация вариативных форм психолого-медико-педагогической помощи в дошкольной образовательной организации. – Красноярск, 2012.

Решение задачи по совершенствованию механизмов выявления детей, нуждающихся в ранней помощи, предполагает:

  • внедрение новых методов неонатального и избирательного скрининга, направленного на выявление расширенного спектра наследственных болезней обмена веществ, для которых разработано специфическое лечение;
  • совершенствование выявления детей с легкими и умеренными нарушениями слуха среди детей второго года жизни;
  • внедрение методик раннего выявления детей с расстройствами аутистического спектра;
  • внедрение методик раннего выявления детей с эмоциональными и поведенческими расстройствами, с нарушениями функций зрения, речи, с задержкой развития взаимодействия и общения, подвижности, игры, самообслуживания и других аспектов функционирования;
  • развитие консультационных услуг семьям в организациях, предоставляющих психолого-педагогические услуги ранней помощи;
  • распространение среди населения информации о ранних признаках отставания ребенка в развитии, об организациях, в которые можно обратиться для выяснения состояния развития ребенка;

1-й этап. Медицинское обследование. Пренатальный скриниг – комплекс медицинских исследований (лабораторных, ультразвуковых), направленный на выявление группы риска по развитию пороков плода во время беременности. Направлен на выявление риска возникновения синдрома Дауна (в первом и во втором триместре), синдрома Эдвардса (в первом и во втором триместре), дефектов нервной трубки (анэнцефалия) (только во втором триместре), синдрома Корнелии де Ланге, синдрома Смит-Лемли-Опица, синдрома Патау, немолярной триплоидии. Неонатальный скриниг – один из способов выявления наиболее распространенных врожденных и наследственных заболеваний у новорожденных детей. Позволяет обеспечить раннее выявление заболеваний и их своевременное лечение, остановить развитие тяжелых проявлений заболеваний (фенилкетонурии (ФКУ), врожденного гипотиреоза, галактоземии, адреногенитального синдрома муковисцидоза), ведущих к инвалидизации. Неонатальный скрининг направлен на выявление ФКУ, врожденного гипотиреоза, адреногенитального синдрома, муковисцидоза, галактоземии, нарушений слуха (аудиологический скрининг). С 2012 г. в некоторых регионах РФ неонатальный скрининг расширен до 16 заболеваний (в т.ч. лейциноз, тирозинемия, цитруллинемия и пр.)

2-й этап. Комплексное обследование ребенка в ПМПК с целью выявление структуры нарушения, определения соотношения нарушенных и сохранных функций (потенциальных возможностей), разработка рекомендаций, направление в Службы ранней помощи. Для достоверной диагностики физических и (или) психических недостатков у детей, определения их потребностей, для консультирования родителей по вопросам физической и психической недостаточности детей субъекты Российской Федерации создают на своей территории сеть постоянных межведомственных ПМПК.

3-й этап. Диагностическое сопровождение ребенка в Службе ранней помощи. Диагностическое сопровождение ребенка в Службе ранней помощи включает: а) углубленное психолого-педагогическое обследование, разработка индивидуальной программы коррекционно-развивающей работы; б) обследование ребенка для оценки динамических изменений, внесение поправок в индивидуальную программу; в) итоговое обследование для оценки эффективности пребывания в Службе ранней помощи. Система диагностического сопровождения позволяет осуществлять обоснованное проектирование индивидуальных программ коррекционно-развивающей работы с ребенком с ограниченными возможностями здоровья и его семьей, своевременно оценивать происходящие изменения в психическом и физическом состоянии ребенка, его социальной ситуации развития с целью внесения изменений, дополнений или корректировки содержания, методов и педагогических условий реализации индивидуальных программ раннего сопровождения, а также оценки эффективности оказанной ранней помощи.

4-й этап. Комплексное обследование ребенка в ПМПК, разработка рекомендаций, определение дальнейшего педагогического маршрута и необходимости сопровождения специалистами Службы ранней помощи дальнейшего развития. Для обоснованного определения дальнейшего педагогического маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья, оптимально соответствующего его специальным потребностям и принятия решения о его интеграции в ту или иную образовательную среду, определения потребности в дальнейшем комплексном сопровождении осуществляется его комплексное обследование в ПМПК после завершения пребывания в Службе ранней помощи. Важно обеспечить преемственность программы ранней помощи и непрерывности обучения ребенка при переходе в образовательную организацию, в том числе: помощь в выборе образовательной организации, прохождении ПМПК, участие в разработке индивидуального образовательного маршрута по основной или адаптированной образовательной программе, рекомендации по созданию специальных образовательных условий, помощь в адаптации и включению ребенка в образовательный процесс на начальном этапе и пр.

Диагностика в системе ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья раннее выявление отклонений и особенностей в развитии ребенка первых трех лет жизни является комплексом мер, включающим следующие этапы:

  • медицинский скрининг, осуществляемый специалистами медицинского профиля в родильных домах, перинатальных центрах, отделениях новорожденных, поликлиниках, медицинских диагностических центрах;
  • комплексное изучение ребенка на ПМПК, результатом которого является направление ребенка в Службы ранней помощи;
  • углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка в Службе ранней помощи с целью разработки индивидуальной программы коррекции;
  • этапные диагностические обследования для оценки эффективности развивающей работы и коррекции индивидуальной программы, реализуемой Службой ранней помощи;
  • итоговое обследование ребенка при выпуске из Службы ранней помощи для определения оптимального педагогического маршрута, который определяется ПМПК.

В том случае, если ребенок переходит из Службы ранней помощи в образовательную организацию дошкольного образования, целесообразно не только представить рекомендации ПМПК, но и осуществлять сопровождение специалистами ранней помощи. Длительность сопровождения определяется индивидуально, минимальный период – 6 месяцев. В том случае, если ребенок переходит из Службы ранней помощи в образовательную организацию, оказывающую специальную помощь (группа кратковременного пребывания, лекотека, Центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения и др.), достаточно предоставление рекомендаций ПМПК, регламентирующих содержание и организационные условия коррекционно-развивающей работы. Методы, которые могут быть использованы в деятельности Службы ранней помощи, разнообразны.

Медицинское обследование. Наибольшее количество детей с выраженными нарушениями структуры и функций организма выявляются в процессе медицинских осмотров новорожденных, младенцев неонатологом, педиатром, другими специалистами (хирургом, неврологом, офтальмологом, отоларингологом, с привлечением, в необходимых случаях, эндокринолога, генетика и др.) с применением стандартных лабораторных и инструментальных методов диагностики. По такой схеме в первые два месяца после рождения выявляются практически все дети с синдромом Дауна. В то же время, существует проблема своевременного выявления детей с менее выраженной или скрытой патологией, не приводящей в ранние сроки к тяжелым нарушениям жизненно важных функций и основных категорий жизнедеятельности. Для уменьшения количества случаев поздно диагностированных заболеваний разрабатываются скрининговые методики.

Скрининг – метод активного выявления лиц с какой-либо патологией или факторами риска ее развития, основанный на применении специальных диагностических исследований, включая тестирование, в процессе массового обследования населения или его отдельных контингентов. Для проведения скрининга необходимо наличие подготовленного персонала и стандартный подход к выявлению изучаемого признака и оценке полученных результатов. Применяемые методы должны быть достаточно просты, надежны и воспроизводимы. В системе здравоохранения Российской Федерации внедрен скрининг, обязательный для всех новорожденных, направленный на выявление 5 генетических заболеваний: ФКУ, муковисцидоза, галактоземии, адреногенитального синдрома и врожденного гипотиреоза. Их раннее выявление способствует снижению инвалидизации и смертности среди детей.

Существуют методические рекомендации по проведению всеобщего скрининга новорожденных на выявление нарушений слуха, который активно внедряется в субъектах Российской Федерации. В данный скрининг входит обследование состояния слуховых рецепторных клеток при помощи аппаратного метода – регистрации отоакустической эмиссии (ОАЭ) – 1-й этап и оценки реакции проводящих путей слухового анализатора на звуковую стимуляцию – регистрации коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП) – 2-й этап. На 1-ом этапе обследованию подлежат все новорожденные в учреждениях родовспоможения; дети, родившиеся вне учреждений родовспоможения, а также дети, не прошедшие скрининг (положительный результат, т.е. ОАЭ не регистрируется) в учреждениях родовспоможения, первый этап скрининга проходят в детской поликлинике. Исследование проводят: врач-неонатолог, врач-педиатр, врач-оториноларинголог, медицинская сестра.2-ой этап скрининга проводят в центрах реабилитации слуха (сурдологических центрах, кабинетах) детям, не прошедшим первый этап (в т.ч. повторное тестирование в детской поликлинике), а также детям из группы риска. Исследование проводит врач сурдолог-оториноларинголог.

Для раннего выявления ретинопатии недоношенных, являющейся одной из частых и частично контролируемых причин слепоты, разработан и внедряется избирательный офтальмологический скрининг. Для скрининга недоношенных детей используется динамическая офтальмоскопия – осмотр глазного дна ребенка с регламентированной частотой, зависящей от наблюдаемой картины глазного дна. При обнаружении опасного прогрессирования ретинопатии недоношенных осуществляется оперативное лечение, что позволяет, в большинстве случаев, предотвратить отслойку и гибели сетчатки, развитие слепоты. Выявление патологии структуры головного мозга у новорожденных и детей первых месяцев жизни, особенно – недоношенных, и даже у плода – до рождения, осуществляется при помощи нейросонографии – ультразвукового исследования. Этот метод, в силу своей неинвазивности и малых временных затрат (обследование занимает в среднем 5-7 минут), относят к скрининговым, для выявления широкого спектра внутричерепной патологии: кровоизлияния в головной мозг и его желудочки, двусторонние некротические повреждения белого вещества головного мозга, гидроцефалия, агенезия мозолистого тела, абсцессы мозга, энцефалит и другие. На основании данных нейросонографии, в ряде случаев, в частности – при обнаружении перивентрикулярной лейкомаляции, возможно прогнозирование формирования церебрального паралича и раннее начало профилактики контрактур и деформаций. Наряду с выявлением структурных, биохимических, сенсорных нарушений организма, скрининговые методики начали применяться для раннего выявления вариантов аномального развития ребенка, не имеющих установленных биологических маркеров. Примером такой методики, является скринговый тест-опросник M-CHAT, используемый в практике ранней помощи, в том числе в России, для выявления расстройств аутистического спектра. Последние годы характеризуются появление новых разработок в области создания и апробации методик медицинского скрининга новорожденных и детей раннего возраста.

Психолого-педагогическое обследование. Психометрические методы оценки развития применяются для раннего выявления отставания ребенка от сверстников в развитии психических и моторных функций. С этой целью используются батареи тестов и тесты-опросники. Первые состоят из диагностических наборов – в виде изображений и трехмерных объектов, заданий для ребенка (например, тест Бэйли, Методика ADOS), вторые – из массивных наборов утверждений (например, Шкала Гриффитс, KID, RCDI).Общим принципом построения психометрических методик является сопоставление получаемых результатов с нормативными данными, полученными на репрезентативных выборках. Методики должны быть валидными и надежными. Экспериментальные батареи тестов удобны для исследовательских целей, но слишком громоздки для применения в Службе ранней помощи, т.к. занимают много времени, должны проводиться в стандартных условиях специально подготовленными специалистами. В России, в Службе ранней помощи, нашли распространение опросные методики KID(R) и RCDI и др., в которых респондентами являются родители ребенка. Психометрические методы отвечают на вопрос о наличии или отсутствии у ребенка отставания в основных сферах развития, но не направлены, в отличие от скрининговых методов, на выявление болезни или синдрома, а также не дают детальной информации, необходимой для составления индивидуальной коррекционной программы.

Для мониторинга развития детей, воспитывающихся дома, в образовательных организациях, в домах ребенка в России используются различные инструменты, состоящие из перечней пунктов, описывающих поведение ребенка, в соотнесении с примерными возрастами ожидаемого наличия соответствующего поведения у большинства сверстников. Среди этих инструментов есть те, которые рассчитаны на использование родителями и воспитателями, воспитателями, родителями и медицинскими сестрами детских поликлиник. Все эти методики рассчитаны на регулярное сопоставление взрослым достижений ребенка с ожидаемым по возрасту поведением для первичного установления возможных проблем развития.

Углубленное комплексное обследование ребенка в программах ранней помощи. В ХХ веке в сфере ранней помощи было разработано несколько универсальных образовательных программ, получивших широкую известность, некоторые переведены на русский язык и используются в практике ранней помощи. Каждая из них имеет в своем составе диагностический блок, состоящий из нескольких разделов, соответствующих выделяемым областям развития. Разделы содержат перечень пунктов, описывающих конкретное поведение и признаки нарушений в развитии ребенка.

Жигорева М.В., д.п.н., профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии МГГУ им. М.А. Шолохова, г. Москва;

Ткачева В.В., д.псх.н. профессор, профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии МГГУ им. М.А. Шолохова, г. Москва.

Библиографическая ссылка

Левченко И.Ю., Евтушенко И.В. МНОГОУРОВНЕВАЯ МОДЕЛЬ ДИАГНОСТИКИ В СИСТЕМЕ РАННЕЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6.
;

URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23495 (дата обращения: 26.03.2023).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Яна Третьякова
Совмещенные ИОМ и ИОП, мониторинг индивидуального развития ребенка с ОВЗ рас

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ растройство аутистического спектра (индивидуальная АОП)

Ф. И. О. ребенка

Целевой раздел АОП

I. Общие сведения

Дата поступления в образовательную организацию:

– разновозрастная группа от 5 до 7;

– неполный день

– есть, полное;

Заключение и рекомендации ПМПК Рекомендации для реализации права на образование:

• нуждается в создании специальных условий, связанных с реализацией АООП дошкольного возраста;

• адаптированная основная образовательная программа для детей с ОВЗ дошкольного возраста;

Конкретизация категории ОВЗ:

• Пр АООП ДО для детей с РАС

Психолого-педагогическая характеристика • Внешний вид ребё нка: опрятный

• Исследование движений и действий: недоразвитие мелкой моторики.

• Состояние эмоционально-волевой сферы: аутоагрессия, нестабильность эмоционально – волевой сферы.

• Состояние психических процессов и познавательной деятельности: сформированность познавательных процессов не соответствует возрастной норме.

• Изучение представлений о ближайшем окружении, окружающем мире: низкий уровень сформированности учебно – познавательной деятельности.

• Особенности речевой деятельности: не соответствует возрастной норме, словарный запас беден.

• Состояние игровой деятельности: преобладает мотивация к взаимодействию со взрослыми в игровой деятельности.

• Состояние продуктивной деятельности: темп деятельности неравномерный, характерны спады во время выполнения заданий.

Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка Цель данного маршрута помочь адаптироваться к социуму, содействовать всестороннему, максимально возможному его развитию.

Общие задачи на период реализации ИОМ и ИОП – воспитывать интерес к окружающему миру, потребность в общении;

– формировать коммуникативные умения и навыки;

– формировать сенсорное развитие;

– повышать двигательную активность ребенка;

– стимулировать звуковую и речевую активности.

Организационный раздел АОП

II. Специфика индивидуального образовательного маршрута

Модуль 2.1. Создание «безбарьерной» среды: специфика условий представлена в АООП ДО для детей с ОВЗ (описание преемственно с ФГОС НОО для детей с ОВЗ и дополнено рекомендациями Г. В. Яковлевой)

Архитектурная среда и учебное пространство

Для визуализации предметно-пространственной развивающей образовательной среды используют: Иллюстрируемые правила поведения

• Комплекс интерактивных компьютерных игр и упражнений по развитию и коррекции внимания, восприятия, памяти, мышления.

• Многофункциональный комплекс «Творческая мастерская».

• Игровая логопедическая мозаика («Дары Фребеля»).

Модуль 2.2. Общие и специальные условия организации коррекционно-педагогического процесса представлены в АООП детского сада; в соответствии с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья.

Режим пребывания ребенка в ОУ Неполный день

Соматическое состояние • Третья группа здоровья

Рекомендации специалистов медицинского профиля • ЛФК,массаж

Противопоказания • аллергическая реакция на глютен

Взаимодействие специалистов ОУ Рекомендованы:

• тьюторская поддержка

• занятия с учителем-логопедом

• занятия с педагогом-психологом

• занятия с музыкальным работником

• занятия с хореографом

• занятия с физкультурным работником

Содержательный раздел АОП

III. Индивидуальная образовательная программа

Модуль 3.1 Комплексирование программ

3.1.2. Выбор среди примерных АООП для детей с ОВЗ:

• Пр АООП ДО для детей с РАС.

3.1.3. Выбор среди вариативных адаптированных АОП для детей с ОВЗ:

• Образовательная программа дошкольного образования «Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет». Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО / Н. В. Нищева.

3.1.4. Выбор среди комплексных программ и технологий воспитания и обучения детей с ОВЗ:

Перспективный план коррекционно-развивающей работы на год

1 ОО «Речевое развитие» (учитель-логопед) Поглаживание и легкое пощипывание щек для активизации

мимической мускулатуры, выполнение простой артикуляционной

гимнастики с помощью взрослого: улыбнуться, вытянуть губы трубочкой.

Обучение произнесению первых простых слов в смысловой связи и фразовой речи.

Обучение пониманию речевых инструкций (заданий, требований) и выполнение их с помощью взрослых.

Обучение действиям без предметов (сожми-разожми кулак) и с

предметами (сжать-разжать губку или резиновый мяч, укрепляющим мышцы рук.

Обучение тонкомоторным действиям с прищепками (закрепление прищепок на краях картонной коробки, укрепление мышц пальцев рук.

Обучение соотнесению слова с соответствующим ему действием (дай, на, иди, стой, нельзя и др.).

2 ОО «Познавательное развитие» (воспитатели групп) Заинтересовать определенными видами деятельности, совершать простые действия с материалами (лепка, рисование, группирование предметов по цвету и по форме, складывание разрезных картинок из 4-х частей, складывание пазла с помощью взрослого итд.)

3 ОО «Социально-коммуникативное развитие»(педагог –психолог) Виды сенсорных игр:

1. Игры с красками: «Цветная вода», «Смешиваем краски», «Кукольный обед», «Разноцветные льдинки».

2. Игры с водой: «Переливание воды», «Открывай! – закрывай!», «Бассейн», «Озеро», «Море», «Купание куклы», «Игры с мыльными пузырями», «Тает льдинка».

3. Игры с крупами: «Прячем ручки», «Пересыпаем крупу», «Покормим птичек», «Вкусная кашка».

4. Игры с пластичными материалами (пластилином, тестом, глиной).

5. Игры со звуками: «Послушаем звуки», «Постучим, погремим!», «Найди такую же коробочку», «Свистульки», «Звуки природы».

6. Игры с ритмами: «Потопаем ножками», «Похлопаем ладошками».

«Попрыгаем как зайчики» и т. п.

7. Игры с движениями и тактильными ощущениями: «Тормошение, возня», «Догоню-поймаю», «Змейка», «Самолетики».

4 ОО «Художественно – эстетическое»

(Музыкальный руководитель; ПДО).

– Использовать детские песенки, сказки, стихи с содержанием которых, предусмотрено изменение голоса взрослого, его мимики («Мишка – косолапый», «Серенькая кошечка», «Дудочка» и др.).

– Развивать путем многократных и длительных повторений слуховое восприятие.

– Учить различать и ориентироваться на интонацию: кроткую и суровую, вопросительную и побудительную, а также интонацию запрета и поощрения.

– Знакомство с музыкальными инструментами.

– Работа над дыханием.

– Развивать танцевальные движения и игровые действия с предметами.

– Обучать использовать предметы, издающих звуки (звучащая игрушка, барабан и др.) и формирование соответствующих движений руки, вызывающих эти звуки;

– Учить определять местоположения источника звука, тренировка слухового восприятия (свисток, погремушка).

5 ОО «Физическое развитие

(Воспитатель по физической культуре)

– Прыжки: на двух ногах, на месте разными способами, на одной ноге, подпрыгивание на двух ногах продвигаясь вперед.

– Бросание, ловля, метание, перебрасывание мяча друг другу, бросание мяча вверх, в стороны, метание в цель.

– Учить выполнять общеразвивающие упражнения : поднимать руки вверх, вперед, в стороны; опускать и поворачивать голову в сторону; наклоняться вперед, приседать.

3.3. Содержание индивидуального психолого-педагогического сопровождения, в соответствии с ИОП

ИОП строится на основе комплексирования общеразвивающей и АООП дошкольного образования (групповые формы работы, соответствует организации режимных моментов и совместной образовательной деятельности в условиях разновозрастной дошкольной группы от 5 до 7.

Особые образовательные потребности ребенка по отношению к группе, в которой он находится Коррекционные разделы АОП, трансформируемые под ООП ребенка

Методические приемы и используемые технологии

1. Стимулирование звуковой и речевой активности

– формировать у ребенка представление о себе: узнавать свое имя и откликаться на него

(движениями, жестами, поворотом головы, вербально).

– расширять словарный запас, развитие фразовой речи;

– развивать эмоциональную сферу посредством стимуляции ощущений (зрительных, слуховых, тактильных, осязательных);

– формировать способность к подражанию движений и звуков;

2. Формирование коммуникативные умений и навыков

– развивать высшие психические функции и познавательные процессы: внимание,

восприятие, мышление, память, произвольное поведения;

– привлечение внимания ребенка к определенному виду деятельности (лепка, рисование, формирование простейших математических представлений с помощью взрослого);

3. Развитие общения и формирования межличностных взаимоотношений ОО «Социально-коммуникативное развитие»

– развивать мелкую моторику рук;

– развивать способность визуального контакта через привлечение внимания с

использованием звуковых эффектов;

4. Управление эмоциональной сферой и двигательной активностью ОО «Физическое развитие

– развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики.

– развитие речи посредством движения.

– формирование в процессе двигательной деятельности различных видов познавательной деятельности.

4. Стимулирование звуковой и речевой активности; ОО «Художественно – эстетическое»

– развивать слуховое внимание;

– формировать навык действовать по образцу, подражать простым движениям под музыку;

– подражать простым движениям под музыку, способность приобщаться к ритмически организованным действиям.

3.4. Адаптированный учебный план и формы индивидуального психолого-педагогического сопровождения (программа коррекционной работы в соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка)

Направление работы Кол-во занятий в неделю Количество занятий (часов) в год Форма проведения Ф. И. О. специалиста

Педагогическая помощь • 2 занятия в неделю • 72 занятия (учебных часов) в год • Индивидуальные занятия

• Совместная образовательная деятельность с родителями Воспитатели:

Развивающая-педагогическая помощь • 3 раз в неделю • 103занятия (учебных часов) в год • Подгрупповые занятия Тьютор:

Психологическая помощь • 2 занятия в неделю • 72 занятия (учебных часов) в год • Индивидуальные занятия Педагог -психолог:

Логопедическая помощь • 2 занятия в неделю • 72 занятия (учебных часов) в год • Подгрупповые занятия

• Индивидуальные занятия Учитель -логопед:

Музыкальные занятия • 2 занятия в неделю • 72 занятия (учебных часов) в год • Групповые занятия

• Индивидуально-совместные занятия (в паре) Музыкальный руководитель:

ПДО • 1 раз в неделю • 36 занятия (учебных часов) в год • Индивидуально-совместные занятия (в паре) ПДО:

Физкультурные занятия • 2 занятия в неделю • 72 занятия (учебных часов) в год • Групповые занятия

• Индивидуальные занятия Воспитатель по физической культуре:

Коррекционно- педагогическая помощь 1 раз в неделю 36 занятия (учебных часов) в год Индивидуальные занятия Тьютор :

IV. Программа сотрудничества с семьей

Задачи Мероприятия Срок проведения и ответственный

Проведение консультаций по освоению АОП дошкольного образования и вовлечение в совместную образовательную деятельность с детьми • Родительские собрания

• Индивидуальные консультации В течение года

Заведующая ДОУ, старший воспитатель, воспитатели групп, педагог-психолог, учитель – логопед, тьютор, музыкальный руководитель, воспитатель по физической культуре.

Создание условий для социализации детей в обществе, инклюзия в среду нормально развивающихся сверстников • Организация совместных праздников и досугов Заведующая ДОУ, старший воспитатель, воспитатели групп, педагог-психолог, учитель – логопед, тьютор, музыкальный руководитель, воспитатель по физической культуре, старшая медсестра.

Проведение консультаций по освоению адаптированной АОП дошкольного образования и вовлечение в совместную коррекционно-развивающую деятельность с детьми • Индивидуальные консультации

• Родительские собрания В течение года

Обеспечение условий при подготовке детей к школе • Индивидуальные занятия со специалистами В середине и в конце учебного года

ПМПК • 2 раза В начале и в конце учебного года.

V. Мониторинг индивидуального развития

5.1. Результаты мониторинга индивидуального развития ребенка на основе совместной экспертной оценки освоения ИОП родителями и специалистами

Освоение образовательных областей Оценка родителями Оценка воспитателями Оценка специалистами коррекционного профиля

ОО «Физическое развитие» (ловкость, сила, выносливость, быстрота, равновесие) упражнения

ОО «Познавательное развитие» ( Наличие первичных представлений об объектах окружающего мира: представлений о форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое).

ОО «Речевое развитие» (наличие слов, фразовой и развернутой речи)

ОО «Социально-коммуникативное развитие» (способность к подражанию движений и звуков, к зрительному контакту во время общения, попытки вступать в контакт)

ОО «Художественно-эстетическое развитие» (способность к ритмически организованным действиям, подражаниям простым движениям под музыку)

5.2. Итоговый контроль

___ ФИО: ___

Специалист коррекционного профиля (логопед) :

С результатами работы за год ознакомлен.

АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД САРАТОВ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа №44» Ленинского района г.Саратова

Индивидуальный образовательный маршрут

на 2020-2021 учебный год

Ф.И. ребенка: Иванов Иван Иванович

Дата рождения: 16.12.2009

Класс: 4 «В»

Карта сопровождения ребёнка с ОВЗ

  • Фамилия, имя, отчество: Дата рождения 16.12.2009
  • Категория «ребёнок – с ОВЗ» Заключение №355 от 22.09.2020
  • Фамилия, имя, отчество матери –
  • Фамилия, имя, отчество отца –
  • Статус ребенка – ребенок с ОВЗ, вариант 7.2 в 2020 -2025г.
  • Форма обучения – очная

Иванов Иван по заключению ОГКУ «КО ПМПК» имеет ограниченные возможности здоровья, обусловленные задержкой психического развития. Обучается в очной форме по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования в объеме 100% учебной нагрузки, инклюзивно, с использованием методов коррекционно-развивающего обучения. По рекомендации ОГКУ «КО ПМПК» с мальчиком организованы подгрупповые коррекционные занятия с педагогом-психологом.

В данный период развития ученика происходит его физическое и психическое становление, формирование личности, социализация и интеграция в общество. Обучение и воспитание являются основными путями развития ребенка, социализации и интеграции в общество и обуславливают специфику формирования и реализации индивидуального образовательного маршрута.

  • Расширять образовательное пространство ученика посредством применения адекватных технологий обучения
  • Развивать потребность в непрерывном образовании
  • Поддерживать и координировать социально-педагогическую активность родителей.
  • Организовывать творческую и досуговую деятельность ученика.
  • Расширять социализирующее пространство через совместную с классом внеурочную деятельность,
  • Оказывать психологическую помощь и поддержку ребенку и родителям.

В процессе реализации ИОМ у ребенка разовьются способности к самореализации в социуме, расширится среда общения, осуществится подготовка к самостоятельной и ответственной деятельности в различных сферах, произойдет знакомство с различными формами организации позитивного развивающего досуга, обеспечится формирование способности к саморегуляции своего физического и психического состояния.

Выбор индивидуального образовательного маршрута основывается на согласовании предложений всех заинтересованных сторон (учащейся, родителей, педагогов, психолога) и определяется:

– уровнем готовности школьника к обучению по данному образовательному маршруту;

– здоровьем и психическим состоянием ученика, его потребностями;

– социальным запросом (пожеланиями мамы в выборе направления обучения).

Коррекция индивидуального образовательного маршрута осуществляется педагогическим консилиумом на основе рекомендаций педагогов и психолога с согласия родителей и ребенка

План индивидуальной работы классного руководителя с учащимся с ОВЗ

Индивидуальный план воспитательной работы классного руководителя с обучающимся с ОВЗ

Элементы системы работы с родителями по социально-педагогической поддержке семей

Который включает в себя отслеживание индивидуального развития ребенка с ограниченными возможностями, выберите два ответа и онлайн-издание «Современные проблемы науки и образования» ISSN 2070–7428

Который включает в себя отслеживание индивидуального развития ребенка с ограниченными возможностями, выберите два ответа и онлайн-издание «Современные проблемы науки и образования» ISSN 2070–7428

создание социально-педагогических условий для эффективного психического развития ребёнка с ОВЗ;

систематическая социально-педагогическая помощь родителям, воспитывающим детей с проблемами в развитии в виде консультирования, бесед, обсуждений;

организация жизнедеятельности ребенка с ОВЗ в группе с учетом его психических и физических возможностей.

систематическую социально-педагогическую помощь детям с нарушениями в развитии, в виде психологической поддержки;

Взаимодействие с родителями

Цель: организация работы классного руководителя по социально-педагогической поддержке семей, воспитывающих детей с ОВЗ

Который включает в себя отслеживание индивидуального развития ребенка с ограниченными возможностями, выберите два ответа и онлайн-издание «Современные проблемы науки и образования» ISSN 2070–7428

Который включает в себя отслеживание индивидуального развития ребенка с ограниченными возможностями, выберите два ответа и онлайн-издание «Современные проблемы науки и образования» ISSN 2070–7428

Который включает в себя отслеживание индивидуального развития ребенка с ограниченными возможностями, выберите два ответа и онлайн-издание «Современные проблемы науки и образования» ISSN 2070–7428

Который включает в себя отслеживание индивидуального развития ребенка с ограниченными возможностями, выберите два ответа и онлайн-издание «Современные проблемы науки и образования» ISSN 2070–7428

Организация индивидуальной работы с семьёй, воспитывающей ребёнка с ОВЗ

Который включает в себя отслеживание индивидуального развития ребенка с ограниченными возможностями, выберите два ответа и онлайн-издание «Современные проблемы науки и образования» ISSN 2070–7428

Который включает в себя отслеживание индивидуального развития ребенка с ограниченными возможностями, выберите два ответа и онлайн-издание «Современные проблемы науки и образования» ISSN 2070–7428

Изучение семей учащихся

Включение родителей во взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса

Который включает в себя отслеживание индивидуального развития ребенка с ограниченными возможностями, выберите два ответа и онлайн-издание «Современные проблемы науки и образования» ISSN 2070–7428

Который включает в себя отслеживание индивидуального развития ребенка с ограниченными возможностями, выберите два ответа и онлайн-издание «Современные проблемы науки и образования» ISSN 2070–7428

Который включает в себя отслеживание индивидуального развития ребенка с ограниченными возможностями, выберите два ответа и онлайн-издание «Современные проблемы науки и образования» ISSN 2070–7428

Который включает в себя отслеживание индивидуального развития ребенка с ограниченными возможностями, выберите два ответа и онлайн-издание «Современные проблемы науки и образования» ISSN 2070–7428

Формы: беседы, консультации, патронаж, родительские собрания, анкетирование, изучение документов

Формы: индивидуальные беседы, консультации

Который включает в себя отслеживание индивидуального развития ребенка с ограниченными возможностями, выберите два ответа и онлайн-издание «Современные проблемы науки и образования» ISSN 2070–7428

Который включает в себя отслеживание индивидуального развития ребенка с ограниченными возможностями, выберите два ответа и онлайн-издание «Современные проблемы науки и образования» ISSN 2070–7428

Результатом работы социально-педагогической поддержки с родителями должны стать:

  • Комфортное положение ребёнка с ОВЗ в коллективе сверстников;
  • Увеличение числа обращений родителей по вопросам социально-педагогической поддержки семьи;
  • Положительные отзывы родителей о системе социально-педагогической поддержки семь, воспитывающей ребёнка с ОВЗ.

План организации работы классного руководителя по социально-педагогической поддержке семей, воспитывающих детей с ОВЗ

Карта формирования УУД у учащегося _______ В класса МОУ «СОШ № 44»

Классный руководитель __________

3 б – устойчивое проявление (Высокий уровень), 2 б – частое проявление (Повышенный уровень), 1 б – эпизодическое

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ за учащимся с ОВЗ на уроках _____________

Учитель _______________________ Класс___________ Ученик _________________________

3 б. – устойчивое проявление (Высокий уровень), 2 б – частое проявление (Повышенный уровень), 1 б – эпизодическое

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *