Обществознание. 6 класс. Тема

Обществознание. 6 класс. Тема Реш еду ру

Как ты первый раз шёл в школу? Какое у тебя было настроение?

Я стал настоящим школьником когда мне исполнилось 7 лет. 1 сентября я и мои родители пришли на торжественную линейку, с которой и началась моя школьная жизнь. Всё было очень торжественно. Нас поздравили и выпускники, и учителя, и директор и ещё какие-то взрослые люди.

Потом мы ушли в свой класс вместе со своей учительницей. Был небольшой концерт и много конкурсов, чтобы ребята познакомились друг с другом. Мне очень понравился первый день школьника — было весело.

Хотя этот день нельзя назвать моим первым днём в школе, ведь до этого я целый год ходил на подготовительные курсы в этот же класс и к этой же учительнице. Так что хоть я немного и волновался 1 сентября, но многое мне было знакомо, так что было не страшно. А вот когда я пришёл первый раз на подготовительные курсы, то всё для меня было новым и удивительным.

На какие вопросы, связанные со школьными предметами, ты хотел сам поискать ответы? Чему тебе надо было для этого научиться?

Когда я пошёл в 1 класс, то уже умел читать, писать и считать, но всё равно в школе пришлось не легко. Пришлось научиться читать быстро, писать красиво, а считать не только на палочках или карандашах, но и «в уме» или столбиком.

Для того, чтобы освоить школьные предметы мне пришлось научиться усидчивости и умению организовывать своё время. Без этого мне бы не хватило времени на отдых и кружки. Также мне пришлось научиться делать презентации. Сначала мы делала их вместе с мамой, папой и бабушкой, а потом я научился сам искать информацию и оформлять работу.

Мне всегда нравилось читать и смотреть фильмы о животных, о путешествиях и о космосе. В школе есть предметы, посвященные этим вопросам, например окружающий мир, биология и география, но они не всегда интересные. Поэтому я нахожу нужные мне ответы в энциклопедии или в Интернете.

Кто такой школьник?

Школьник – это ребёнок, который официально зачислен в учебное заведение среднего общеобразовательного профиля, имеющее образовательную лицензию. То есть школьник — это ребёнок, который ходит в школу. Так как общее образование в России обязательное, то школьниками можно назвать всех детей от 7 до 16 лет (или до 18 лет, если ребёнок продолжает учиться в 10 и 11 классе).

Что его отличает от других?

Школьника отличает от других то, что его главной деятельностью является учёба, а главной задачей — получение среднего образования. Очень похожи на школьников в этом отношении студенты. Они тоже учатся, но только в высшем учебном заведении или в колледже. Школьников от студентов отличает только возраст.

А вот у взрослых, дошкольников и пенсионеров другая главная деятельность: взрослые работаю, дошкольники играют, а пенсионеры находятся на заслуженном отдыхе.

Чему учат в школе?

В школе дети получают знания по различным предметам: русский язык, математика, родная речь, окружающий мир, обществознание и т.д. А еще, в школе учат базовым навыкам общения, добру и справедливости.

Как добывать знания самостоятельно?

Много полезной информации можно найти в Интернете. Также можно добывать знания в книгах, энциклопедиях и в фильмах и телепередачах, например, при просмотре научно-популярных фильмов или познавательных телепередач.

Очень много знаний можно почерпнуть у учителей, родителей, бабушек и дедушек. Если правильно задать вопрос, то они поделятся не только знанием, но и опытом, дадут полезный совет или предостерегут от опасности.

Можно ли научиться учиться?

Научиться учиться не только можно, но и нужно. Это позволит значительно быстрее и качественно учиться в школе, а потом стать более успешным человеком. Для того, чтобы научиться учиться надо:

  • учиться не только читать, но и понимать текст;
  • научиться находить главное в параграфе;
  • научиться точно отвечать на заданные вопросы;
  • научиться искать нужную информацию в дополнительных источниках;
  • научиться вовремя применять имеющиеся знания.

Кого бы ты назвал хорошим учеником?

Хороший ученик – это ученик, который интересуется учёбой и старается хорошо освоить школьную программу. Он внимательно случает учителя, задаёт вопросы, чтобы понять сложные темы, успешно справляется с заданиями на уроках и дома, а также может самостоятельно получать необходимые ему дополнительные знания.

Можно ли сделать вывод, что твоя успешная учеба в школе важна не только для тебя самого, но и для общества?

Да, действительно, моя успешная учёба важна и для общества, так как человек живет в обществе, а не в отдельности от него. Если я хорошо учусь, то в будущем смогу качественно работать и приносить больше пользы обществу. Я буду понимать как устроено общество и как правильно себя вести.

Если человек успешно учился, то возможно в будущем он сможет внести вклад в развитие общества: заниматься исследованиями, развивать науку и технику, оставить свой след в культуре и искусстве, или ещё каким-либо образом способствовать прогрессу.

Если все люди в обществе будут образованными и культурными, то всё общество в целом станет от этого только лучше. Так что вполне можно сказать, что учеба в школе, как и дальнейшее образование человека, важна не только для самого человека, но и для всего человеческого общества.

Вопросы в тексте параграфа

Рассмотри схему. Какие уровни образования она отражает?

Схема отображает следующие уровни образования:

  • Дошкольное образование — это образование, которое ребенок получает до школы в детском саду;
  • Начальное образование — это образование, которое ребенок получает с 1 по 4 класс;
  • Основное общее образование — это образование, которое получают с 5 по 9 класс средней школы;
  • Среднее профессиональные и среднее общее образование — это образование, которое получают после окончания 9 класса: среднее профессиональное образование — в училищах и колледжах, а среднее школьное образование — в 10 и 11 классах средней школы;
  • Высшее образование — это образование, которое получают в институтах, университетах и академиях после окончания 11 класса средней школы или окончания колледжа или училища;
  • Послевузовское образование — это учёба в магистратуре, докторантуре, ординатуре и т.д., такое образования требуется врачам и другим высококвалифицированным специалистам: архитекторам, инженерам, докторам наук, профессорам и т.д.

Вспомни, бывало ли, что во время уроков кто-то что-то не понимал, делал ошибки, сбивался, когда отвечал у доски. Наверное, такое случалось и с тобой, и с другими ребятами в твоём классе. Но на самом деле вопрос не в этом. Вопрос в том, как ученик к подобным вещам относится. Один может равнодушно сказать: «Hу, было и прошло. Что в этом такого?» Другого начинают мучить мысли: «Я ничего не могу, я ни на что не способен, надо мною все смеются». А третий недоволен, испытывает огорчение, но пытается разобраться в том, что непонятно, в причине ошибки. И для этого проявляет усилия: перечитывает текст в учебнике, спрашивает непонятое у учителя, обращается за помощью к одноклассникам или родителям.

Как в этих случаях поступаешь ты? Что ты чувствуешь, когда после приложенных усилий добиваешься хорошего результата?

Мне кажется, что нет таких людей, которым было бы приятно «плавать у доски». Если я попадаю в такую ситуацию, то чувствую себя некомфортно и по возможности стараюсь исправить положение. Например, я могу спросить как справиться с этим заданием у своих одноклассников или у родителей, подойти к учителю с вопросом или самостоятельно перечить учебник или заглянуть в Интернет.

Обычно этих действий достаточно для того, чтобы понять тему и в дальнейшем по ней не «плавать». Даже если никто и не заметит моих усилий, то я всё равно ощущаю радость от того, что могу самостоятельно справиться с проблемой и преодолеть трудности. Но особенно приятно когда мои достижения отмечают учителя, родители и одноклассники.

Труд ученика состоит из занятий в школе и подготовки уроков дома. Понаблюдай за собой. Когда ты садишься за уроки? Сразу после школы, после небольшой прогулки или поздним вечером?

За уроки я сажусь вечером, после спортивной тренировки или соревнований (по настольному теннису). Иногда приходится делать уроки рано утром, так как в другое время я не успеваю. Кроме того много времени на это приходится тратить и в выходные. Например, в выходные я выполняю работу в контурных картах, делаю проекты и доклады, учу слова по английскому и т.д.

Делаешь ли ты перерывы во время выполнения домашних заданий? В перерывах предпочитаешь полежать, заняться домашними делами или посмотреть телевизор?

Стараюсь не устраивать перерывов, так как после отвлечения от уроков обычно потом бывает трудно продолжить их делать. Потому что как только сядешь за телевизор, телефон или компьютер (или приляжешь отдохнуть), то потом уже не хочется делать уроки. К тому же, в эти моменты время пролетает незаметно и зачастую уроки сделать потом не успеваешь.

Готовишь рабочее место или не обращаешь на это внимание? Делаешь задания сначала на черновике или сразу в тетради? Включаешь радио, телевизор или работаешь в тишине?

Рабочее место я не готовлю, просто отодвигаю ненужное со стола в сторону, чтобы не мешалось. Обычно в выходные я убираюсь в комнате, в том числе разбираю и свой рабочий стол и привожу его в порядок.

Уроки практически всегда я делаю сразу в чистовике, а черновиком пользуюсь только для сложных заданий по математике или для расчётов. Домашнее задание делаю в тишине или с музыкой в наушниках. Телевизор меня не интересует, а по радио я слушаю только музыку.

Рассмотри рисунки. Можно ли сказать, что эти школьники правильно организуют свой труд?

На всех четырех рисунках труд школьников организован не правильно (в большей или меньшей степени).

На первом рисунке мы видим ужасный беспорядок на столе и в комнате, который явно мешает ученику удобно расположиться за столом и поделать задания по географии.

На второй картинке школьница делает уроки на фоне постоянного постороннего шума вокруг: в комнате играет маленький ребенок, а также работает телевизор. Все это может сильно помешать ученику сосредоточиться на уроках и выполнить домашнее задание без ошибок.

На четвертом рисунке девочка лежит на диване и читает какую-то книгу. Такое положение, обычно, чрезмерно расслабляет, и не способствует повышению сосредоточенности при выполнении домашнего задания. Кроме того, долгое нахождение в такой позе может плохо повлиять на осанку и не позволяет, например, что-то аккуратно записать или отметить.

Более или менее труд школьника организован на третьей картинке. На рабочем столе тут нет ничего лишнего и способного отвлечь от выполнения уроков. Стул удобный и даже есть освещение. Правда, лампа установлена неправильно. Мальчик – правша, а лампа размещена тоже справа. Из-за этого часть тетради плохо освещается из-за тени, которую отбрасывает собственная правая рука мальчика. Для правшей источник света (лампа или окно) должен располагаться всегда слева.

Б. М. Кустодиев. Земская школа в Московской Руси. 1907 г.

Чем школа в Московской Руси отличается от современной?

Современные школы, в отличие от земских школ Московской Руси — это отдельно стоящие здания, специально предназначенное и приспособленное для обучения детей. Каждый класс оборудован партами, школьными стульями, доской и наглядными пособиями. Во многих школах все ученики одеты в единую школьную форму.

Кроме того, в большинстве современных школ все ученики разделены на классы в соответствии с возрастом, а в общем классе ученики учатся только в самых маленьких деревенских школах, которых почти не осталось.

Где проходит урок?

В земской школе урок проходит в обычном сельском бревенчатом жилом доме с печкой, большим столом и лавками. Скорее всего это жилой дом учителя, а под школу, в лучшем случае, выделена только одна комната.

Что делают ученики?

Большинство учеников сидят за столом и что-то пишут (видимо, выполняют задание учителя), а один уже закончил и отвечает устно. Двое учеников стоят на коленях и читают книги. Скорее всего, они за что-то наказаны учителем.

Условия обучения – жёсткие. Но нельзя забывать, что для крестьянских детей земская школа была единственным местом, где они могли бы получить хоть какие-то знания и обучиться грамоте.

Что делает учитель?

Учитель сидит на лавке, слушает ученика и смотрит в большую книгу. По его внешнему виду можно сказать, что учитель умный, мудрый, добрый, но в то же время строгий.

1. В каких учебных заведениях человек может получить образование?

Человек может получить образование в учебных заведениях:

  • дошкольного образования — детских садах;
  • начального общего образования — с 1 по 4 класс средней школы;
  • основного общего образования — с 5 по 9 класс средней школы;
  • среднего общего образования — с 10 по 11 класс средней школы;
  • среднего профессионального образования — в колледжах и в училищах;
  • высшего образования — в институтах, в университетах и в академиях;
  • послевузовского образования — в магистратуре, докторантуре, аспирантуре, ординатуре и т.д.

2. Как ты понимаешь пословицу «Учиться — одно, научиться — другое»?

В пословице имеется ввиду, что можно вроде бы учиться, но при этом никаких знаний не приобрести.

Так бывает, когда в школу ходят не за знаниями, а по другим причинам: родители заставили, чтобы не скучно было, пообщаться, получить оценку, аттестат об образовании и т.п. Можно сидеть на уроке, но не слушать учителя, а думать о чём-то своём. Можно читать учебник, но ничего не запоминать. Можно не выполнять задания, а списывать их и т.д.

В этом случае человек вроде бы учатся, но не осваивает ничего нового. Учёба проходит формально и практически не оставляет следа. Для того, чтобы действительно чему-то научиться, надо приложить к учёбе свои собственные усилия, проявить интерес к предмету, учиться активно и осознанно.

3. Можно ли утверждать, что твоя успешная учёба в школе важна не только для тебя самого, но и для общества?

Да, ведь каждый человек — это часть общества, а значит успешность общества зависит от успешности каждого человека, каждого члена общества.

Успешная учёба позволяет человеку как минимум обеспечить свои потребности, чтобы не стать обузой для общества. Некоторые люди достигают особого успеха: становятся учёными, инженерами, врачами, деятелями культуры. Они помогают обществу справляться с самыми разнообразными проблемами и развивают его, двигают вперёд.

Если я учусь хорошо, то я могу помочь обществу стать лучше.

4. Что даёт человеку самообразование?

При помощи самообразования человек может:

  • углубить и расширить знания, полученные в школе или других учебных заведениях;
  • освоить новую профессию или вид деятельности;
  • стать более квалифицированным специалистом по своей специальности;
  • улучшить свой быт и облегчить жизнь своим близким;
  • стать более успешным и обеспеченным человеком.

В классе и дома

1. Какие значения слова «школа» тебе известны? В случае затруднения обратись к словарям или ресурсам Интернета.

Существует несколько значений слова «школа»:

  • школа — это здание, в котором учатся: «Моя школа расположена по адресу: Московский проспект 17. Она находится в самом центре города рядом с большим парком.»;
  • школа — это выучка или приобретённый опыт: «Туристический поход стал для меня настоящей школой выживания. Я научился разводить костёр, ставить палатку, готовит еду в котелке и спать в спальном мешке. Но главное, я обнаружил, что могу целую неделю провести без компьютера и Интернета!»;
  • школа — это система образования или ступень образования: «Сначала ребёнок поступает в начальную школу, потом переходит в среднюю школу, а после окончания средней школы имеет право продолжить образование в высшей школе.»;
  • школа — это направление в литературе, живописи или науке: «Своё актерское мастерство она совершенствовала по заветам школы Станиславского» или «Художники Венициановской школы — группы русских живописцев, творивших во второй половине 19 века, старались показать в своих работах жизнь простых людей: рыбаков, матросов, мастеровых и т.д.».

2. Подумай и объясни, какой смысл вложил в слово «урок» А. С. Пушкин в своей фразе: «Сказка — ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок».

Через устные сказания (сказки) в народе всегда передавалась народная мудрость, жизненный опыт и культурные особенности народа. Поэтому под словом «урок» А.С. Пушкин, чьи сказки основаны на народных сказаниях, не мог понимать домашнее задание или урок в школе.

Под этим словом он понимал, конечно же, наставление, поучение, которое адресовано молодежи, будущим поколениям, то, из чего следует сделать выводы, раз и навсегда запомнить и учитывать при принятии решений в будущем.

3. Ольга учится в гуманитарном университете. На каком уровне образования она находится? Выбери единственный правильный ответ из четырёх вариантов:

  • среднее общее образование;
  • среднее профессиональное образование;
  • высшее образование;
  • основное общее образование.

Правильный ответ — 3, так как университеты относятся к системе высшего образования.

4. Одна из русских пословиц звучит так: «Мир освещается солнцем, а человек — знанием». Объясни смысл этой пословицы. Подбери другие пословицы, схожие по смыслу.

Чтобы понять значение пословицы – нужно порассуждать. Что такое солнце для всего мира? Это не просто источник света и тепла. Это еще и источник жизни. То есть для мира, пожалуй, нет ничего важнее, чем солнце.  По аналогии с солнцем, знания – самое важное для развития человека. Без знаний человек, как минимум, не будет развиваться.

Со знаниями человеку «как в ясный день» становятся открытыми множество путей решения насущных проблем. А без знаний —  человек не увидит эти пути, подобно слепому человеку или человеку в темноте. Ведь не спроста о необразованных людях говорят «темнота», а про умных – «светлая голова».

Похожие по смыслу пословицы:

  • «Ученье – свет, а неученье – тьма»
  • «Красна птица пером, а человек — умом».

5. Таня учится играть на скрипке. Андрей учится играть в хоккей. Маша учится шить. Как ты думаешь, где и как ребята осуществляют свою учёбу?

Таня учится в музыкальной школе, Андрей – в спортивной школе или секции, а Маша посещает кружок по кройке и шитью.

О каких других учебных занятиях твоих сверстников ты можешь рассказать? Какие внешкольные организации твоего города (района) дают дополнительное образование?

Сам я посещаю спортивную детскую школу настольному теннису. Мои сверстники из класса также получают дополнительное образование вне школы:

  • Диляра посещает спортивную школу олимпийского резерва по художественной гимнастике;
  • Анна посещает специализированные художественную школу и учится рисовать;
  • Серафим всерьез занимается музыкой и ходит в музыкальную школу;
  • Матвей увлекается моделированием воздушного транспорта и занимается в кружке моделирования;
  • Ира изучает керамику и лепит из глины в «Школе керамики»;
  • Егор осваивает ушу в «Школе боевых искусств»;
  • Артём занимается в кружке робототехники.

Я живу в достаточно крупном городе. У нас есть множество спортивных организаций: футбольный клуб, баскетбольный клуб, гандбольный клуб, хоккейный клуб, легкоатлетический клуб, лыжная база и т.д. Также в города работает бассейн с секциями по плаванию и прыжкам в воду, школа фигурного катания, школа боевых искусств и многие другие.

Свои творческие способности ребята могут развивать в музыкальных и художественных школах, школе керамики, в различных кружках прикладного творчества и театральных студиях. Также в центрах дополнительного образования работают кружки юных техников, моделирования, робототехники, юных натуралистов и т.д. Каждый может найти себе дело по душе.

6. Как ты думаешь, почему первая детская энциклопедия в России вышла в серии «Библиотека для самообразования»?

Чтение энциклопедии не входит в обязательную общеобразовательную программу. Подразумевается, что если ученики самостоятельно обращаются за получением знаний к энциклопедии, то они расширяют свои знания за пределы школьной программы, а значит занимаются самообразованием.

7. Андрей пришёл в читальный зал и сказал библиотекарю: «Мы сейчас проходим то, как человек изучает природу. Я бы хотел прочитать что-нибудь интересное о вкладе великих учёных-естествоиспытателей в развитие науки. Что вы мне посоветуете?» Можно ли сказать, что Андрей занялся самообразованием? Поясни свой ответ.

Конечно, мы можем так сказать. Потому что Андрею не достаточно стало просто прочитать учебник в рамках школьной программы. Для получения новых (дополнительных) знаний по интересующей его теме Андрей пришел в библиотеку.

8. Русский писатель Д. И. Писарев считал, что настоящим образованием является только самообразование и что оно начинается тогда, когда человек прощается со всеми школами. Какие особенности самообразования отражает суждение Писарева?

То образование, которое получают школьники, является базовым. Это значит что то, что проходят в школе, должен знать любой образованный человек. Ученик в школе не выбирает предметы и темы, которые он будет изучать, а делает то, что предусмотрено программой.

При самообразовании школьник самостоятельно решает что, когда и в каком объеме изучать. Это осознанный выбор человека, который позволяет ему получить дополнительные знания и умения в выбранной сфере. То есть самообразование — это осознанное и целенаправленное приобретение знаний.

Возможно, поэтому Д.И. Писарев назвал самообразование «настоящим образованием». Эти знания нужны самому ученику, и никто не будет заставлять получать эти знания, кроме самого ученика.

9*. Выполни проект «Наш класс» (компьютерную презентацию или плакат-постер).

Школьник – это ребёнок который посещает школу и получает начальное общее образование (1 — 4 класс), основное общее образование (5 — 9 класс) или среднее общее образование (10 и 11 класс).

Образование – процесс обучения человека, получение им новых знаний, умений, навыков и компетенций.

Дошкольное образование – обучение ребенка в детском саду (преимущественно) или других учреждениях.

Среднее образование – обучение человека по системе среднего общего образования (10 и 11 класс) или среднего профессионального образования (училища и колледжи и техникумы).

Высшее образование – обучение студента в высшем учебном заведении (университеты, институты, академии и т.д.).

Послевузовское образование – обучение студента, окончившего ВУЗ, в целях повышения его квалификации с последующим присвоением ученой степени.

Самообразование – осознанная и целенаправленная деятельность человека по приобретению дополнительных знаний за пределами образовательной программы обучения.

Какими методами пользуется человек при изучении природы?

Самый старый и простой способ познания природы – восприятие ее с помощью органов чувств человека (зрение, вкус, слух, осязание, обоняние). Именно так познают природу дети. Но если говорить о более научно, то можно условно выделить следующие методы познания природы человеком:

  • Наблюдение – это самый простой метод познания. Используя его, необходимо быть терпеливым, усидчивым и внимательным. Также необходимо научиться фиксировать результаты на протяжении всего наблюдения для того, чтобы их можно было проанализировать и выявить закономерности. С помощью этого метода можно получить информацию практически о любом природном объекте или явлении и изучить, например, поведение животных, насекомых, движение солнца и т.д.
  • Измерение – метод получения с помощью определенных устройств о параметрах объекта. В зависимости от цели измерения и вида устройства, измерять можно скорость, время, длину, ширину, высоту, вес, скорость ветра, силу тока, силу магнитного поля, интенсивность освещения и т.д. Этот метод дает более детальное представление об объектах природы и позволяет подробно изучить интересующие нас характеристики.
  • Эксперимент (или опыт) – метод познания объектов природы, помещенных в различные условия (естественные или искусственно созданные) для получения информации о последствиях воздействия определенных факторов. Виды экспериментов зависят от богатства фантазии экспериментатора и от того, какую гипотезу (предположение) он решил доказать или опровергнуть при проведении эксперимента.

Например, с помощью опыта с водой и термометром можно установить, при какой температуре закипает вода и превращается в пар, а при какой – замерзает.

Что значит — найти себя?

В моем понимании, найти себя – это значит осознать и эффективно использовать свои особенности, таланты, способности и возможности в пределах существующей вокруг себя окружающей среды. Это также значит познать свою сущность и найти свое место в обществе, найти свое призвание и, в итоге, дело своей жизни.

Но для того, чтобы найти себя, нужно приложить усилия – то есть «поискать» свое призвание, попробовав разные виды деятельности. Лишь иногда человек находит себя (открывает свои таланты) случайно или в силу стечения обстоятельств.

Например, все школьники знают А.С. Пушкина. Сегодня уже достоверно известно, что многих произведений Пушкина, возможно, не было бы, если няней маленького Александра Сергеевича не была бы простая, но очень мудрая женщина — Арина Родионовна. Именно она привила ему любовь к народным сказаниям.

Кроме того, вполне возможно, что Пушкин не стал бы поэтом, если бы не его занятия в лицее в Царском селе, в котором он получил блестящее образование и нашёл друзей, ярких и талантливых людей. Остальное дело сделали талант, стремления и увлечения А.С. Пушкина.

Каковы твои сильные и слабые стороны?

Достаточно сложно правильно понять и оценить самого себя, так как со стороны виднее лучше. Но я думаю, что моими сильными сторонами являются: трудолюбие, хорошая память, логический склад ума, критическое мышление, честность, справедливость, организованность и постоянное стремление к совершенству. Все это сильно помогает мне в учебе — по большинству предметов у меня только «пятёрки».

Моими слабыми сторонами, по всей видимости, являются: нерешительность из-за боязни совершения ошибок, необщительность, даже можно сказать замкнутость, завышенные требования к окружающим, прямолинейность, иногда излишняя, а также неумение идти на уступки и компромиссы.

Как ты понимаешь выражение «зарыть свой талант»?

Этим выражением обычно характеризуются случаи, когда человек не выбирает в качестве своей профессии вид деятельности, к которому у него обнаруживается природный талант. Например, человек обладает очень красивым голосом и хорошо поёт, но певцом не становится, а работает, например, инженером. Он может быть отличным инженером и достигнуть хороших результатов на этом поприще, но свой музыкальный талан он не использует, то есть зарыл его в землю.

Примером такого «зарытого таланта» могут стать музыкальные способности знаменитого поэта и дипломата — Александра Грибоедова. Как оказалось, он запросто мог стать великолепным композитором, если бы выбрал основным своим занятием музыку. В настоящее время до нас дошли всего два произведения, которые написал Грибоедов (Вальс ми минор и Вальс ля-бемоль мажор). Их даже можно найти и послушать в сети Интернет.

Крылатое выражение «Зарыть свой талант» или «Зарывать талант в землю» стало применяться ещё с античных времён. В те годы существовала монета, которую называли талант. Считалось, что прятать деньги в земле очень неразумно и это не приносит никакой пользы. Так что «Зарыть талант в землю» значит оставить свои способности без применения, не использовать их.

Можно ли достичь желаемого, если мобилизовать все свои возможности?

Если разобраться, то для человека, по большому счету, практически нет ничего невозможного. И если направить в одно русло свои таланты, возможности и трудолюбие для достижения поставленной цели, то такая цель, вероятнее всего, будет достигнута.

Главное — чётко поставить себе цель и действительно захотеть её достичь. Затем нужно все хорошо продумать и спланировать, обойти все препятствия и приложить необходимые усилия согласно плану действий, а может быть проявить и смекалку.

Нужно ли торопиться стать взрослым?

Каждый возраст имеет свои плюсы и минусы. Например, плюсы подросткового возраста заключаются в том, что подростки находятся в процессе становления и могут выработать какие-то черты характера, которые им нравятся, или обнаружить в себе какой-то талант. Чаще всего, подростки ещё находятся на содержании у родителей или опекунов. О них заботятся и им помогают. А значит в этом возрасте у людей есть больше времени на учёбу и исследование мира.

Часто подросткам кажется, что у взрослых больше свободы, им никто не указ и они могут делать что хотят. Но каждая свобода накладывает и свои ограничения. Взрослый должен сам «заботиться о хлебе насущном», ходить каждый день на работу, выполнять свои обязательства перед семьёй и другими членами общества. Так что, как ни странно, многие взрослые думают, что в подростковом возрасте у них было гораздо больше свободы.

Так что не думаю, что надо торопиться становиться взрослым. Лучше воспользоваться всеми плюсами, которые предполагает подростковый возраст, набраться достаточно опыты и знаний, а взрослость появиться сама собой в своё время. Мне кажется, если ценить и наслаждаться плюсами каждого возраста и каждого этапа становления человеческой личности, то можно чувствовать себя счастливым на протяжении всей жизни.

Вспомни, что ты чаще всего обсуждаешь с друзьями. Как это общение помогает тебе познавать окружающий мир?

Если подумать, то чаще всего школьники обсуждают с друзьями учебные моменты: то, что проходили на уроке, кто как понял и сделал домашнее задание, где брать ту или иную дополнительную информацию.

Также с друзьями в школе обсуждаются волнующие проблемы из обыденной жизни. Мы обмениваемся друг с другом новостями и другой интересной информацией. Например, мы обсуждаем про кого какие «тайные» слухи ходят, как снова отличились некоторые особо выдающиеся ученики или учителя, кто какой уровень прошел в популярной компьютерной игре или какой рекорд в ней побил и многое другое.

Это общение, конечно же, помогает как в учебе, так и в познании окружающего мира. Например, если возникает сложный вопрос по школьному предмету, то мы с друзьями его совместно обсуждаем: каждый высказывает свое мнение, приводит обосновывающие доводы и контраргументы, а потом приходим к единому мнению.

Мысленно размести на ступеньках лестницы себя и своих друзей. Объясни свой выбор.

Я поместил бы себя на средних ступеньках. Но не потому, что я не имею о себе никакого представления и не могу правильно оценить себя. А потому что, наоборот, я знаю свои реальные способности и достижения, стараюсь не завышать и не занижать свою самооценку.

Я знаю, что в моем классе есть ребята, которые талантливее меня, в каких то сферах, а есть те, кто ни к чему не стремиться, а просто пускает свою жизнь на самотёк. Мне есть куда стремиться, так что я думаю, что я ещё смогу подняться по этой лестнице выше.

Конечно, у меня у классе есть ребята, которые неправильно, на мой взгляд оценивают себя. Кто-то о себе слишком высокого мнения, хотя гордиться особо нечем (завышенная самооценка), а кто-то наоборот, думает, что ничего не стоит, а на самом деле обладает талантами и способностями (заниженная самооценка).

Так что для того, чтобы правильно оценить себя, стоит иногда посмотреть на себя как бы со стороны. Это очень полезное упражнение для познания себя и определения своих вильных и слабых сторон.

Подумай, какие перемены произошли в тебе за последний год.

Как мне кажется, за прошедший год я стал более внимательным к деталям, усидчивым и у меня улучшилась память. Раньше я был менее уверен в себе, но благодаря своим достижениям в спорте я понял, что что-то могу. Занятие в спортивной секции помогли мне также окрепнуть и физически и это радует.

За последний год я стал больше читать: не только литературу по школьной программе, но и литературу для получения дополнительных знаний, а также художественную литературу. Это стало для меня интересно, а ещё я надеюсь, что чтение поможет расширить мой кругозор, повысить словарный запас и уровень грамотности. Думаю это очень поможет мне в будущем.

Если человек заработал большие деньги и стал богатым, можно ли считать, что он реализовался в полной мере?

Думаю, что человек в полной мере может реализоваться только тогда, когда он достигнет успехов во всех сферах его жизнедеятельности. Если работать только над зарабатыванием денег и не развиваться в духовной сфере, в семейных отношениях и других значимых для человека областях то, думаю, нельзя говорить о том, что такой человек всесторонне развит и что он реализовался в полной мере.

Считаю, что деньги должны быть только средством для достижения определенных целей человека и его близких (например, материальные потребности, духовное развитие, поправка здоровья, помощь другим людям, осуществление мечты и т.п.), но не самой целью. Деньги должны работать на человека, а не на самих себя. Если же деньги станут целью, и человек будет думать только об их преумножении, то тогда, на мой взгляд, в этом вообще нет никакого смысла.

Ярчайшим подтверждением этого вывода является произведение Чарльза Диккенса «Рождественская песнь в прозе», в котором автор очень отчетливо показал ущербность мышления  тех людей, кто считает, что деньги в жизни – это самое главное.

Это произведение рассказывает о жизни богатейшего скупердяя Эбенизера Скруджа. Оно наглядно и убедительно показывает, что такая жизнь не имеет смысла потому, что кроме богатства у главного героя нет ничего: ни семьи, ни друзей, ни просто других знакомых, которые хорошо бы отзывались об этом человеке (при жизни и после смерти). А при таком положении вещей подобное «богатство» — оказывается, по большому счету, не нужным его обладателю.

Что заставляет, например, библиотекаря или учёного работать за небольшие деньги и не менять профессию?

Я думаю, что может быть три причины, почему человек остаётся работать за небольшие деньги и не меняет профессию.

  • Первая возможная причина: данная профессия является его призванием. Человек чувствует, что «нашёл себя», ему нравится его работа, он получает от выполнения своей деятельности моральное удовлетворение и считает, что это именно то, чем он должен заниматься в жизни.
  • Вторая возможная причина: человек считает, что это его долг. Обычно в этих случаях люди думают: «Если я уйду, то кто придёт на моё место? Профессиональные и талантливые люди не пойдут работать за такие деньги. На кого же я брошу своих учеников (свои разработки, исследования и т.д.)». То есть в этом случае человек ставит долг перед обществом и страной выше, чем собственное материальное благополучие и благополучие своей семьи.
  • Третья возможная причина: неверие в собственные силы. Чаще всего люди, которые не любят брать на себя ответственность за свои решения или ленятся это делать, оправдывают свою пассивность тем, что они больше ничего не умеют и нигде не пригодятся. Они не хотят учиться и получать другую специальность, не хотят менять привычный образ жизни, но, при этом, постоянно жалуются на маленькую зарплату. Стоит отметить, что и свои профессиональные обязанности такие люди выполняют чаще всего спустя рукава, так как искренне мечтают уйти с этой работы, но бояться перемен.

А. Л. Дейнека. Будущие лётчики. 1938 г. ГТГ

Почему художник дал такое название картине? О чём мечтают друзья, глядя на небо? Может ли их мечта осуществиться? Что необходимо для того, чтобы мечта стала реальностью?

Из содержания картины видно, что мальчишки, сидящие у моря, явно заинтересованы в самолетах и не отрывают от них взгляд. И очень похоже на то, что они приходят наблюдать за ними не в первый раз. Поэтому, по замыслу художника, эти мальчики в будущем хотят выбрать профессию летчика.

Конечно же, будущие летчики, глядя на небо, мечтают оказаться в кабине самолета и самостоятельно управлять им. И если они сильно захотят и приложат к этому необходимые усилия, то эти юные будущие пилоты вполне могут осуществить свою мечту. Но для этого им придется сначала пройти необходимую физическую подготовку, курс обучения и практики тренировочных полетов.

1. Зачем человек познаёт себя?

Познание человеком себя необходимо по целому ряду причин:

  • для правильной (объективной) самооценки;
  • для определения своих реальных способностей и желаний;
  • для определения своего пути в жизни: для выбора профессии, образа жизни, своих приоритетов.

2. Влияет ли самооценка на поведение человека?

Да, самооценка сильно влияет на поведение человека.

Человек с завышенной самооценкой часто переоценивает свои способности, свои возможности и свою значимость. Из-за этого он может оказаться в смешном положении или в трудной жизненной ситуации. Если же из-за завышенной самооценки его мечты и стремления потерпят крах, а это бывает достаточно часто, то он может испытать сильную душевную боль. Что касается окружающих, то они считают людей с завышенной самооценкой «напыщенными петухами» и часто не придают их словам особого значения.

Человек с заниженной самооценкой наоборот считает себя менее способным и успешным, чем он есть на самом деле. Часто он стесняется показать то, на что действительно способен и старается спрятаться, бездействует. Именно поэтому такие люди часто упускают открывающиеся для них возможности и не достигают в жизни того, чего могли бы. Окружающие люди воспринимают человека с заниженной самооценкой как «серую мышь» и не обращают на него внимание. Если же таланты и способности человека слишком явные, то излишняя скромность может быть воспринята окружающиеми как желание выделиться или как высокомерное отношение к другим людям.

Человек с адекватной самооценкой способен верно оценить и свои силы, и свои риски, и свои возможности. Он может избежать неприятной ситуации или опасности, если понимает, что данное дело ему не по плечу. В то же время, адекватная самооценка помогает не упустить открывающиеся возможности и жить полной жизнью. Если самооценка человека совпадает с мнением окружающих, то он вызывает уважение в обществе. Так что всегда надо стремиться к адекватной самооценке и познанию себя.

3. Нужно ли сравнивать себя с самим собой и другими?

Сравнение себя с самим собой и другими – обязательный этап самооценки. Потому что само слово «оценка» подразумевает сравнение с каким-то идеалом и анти-идеалом (по шкале от «плохого» к «хорошему»).

С самим собой человек себя сравнивает тогда, когда он изменился по сравнению с тем, кем он был раньше. Стал ли он лучше, умнее, сильнее, достиг ли каких-то успехов в спорте или учебе. Каждое достижение повышает самооценку человека и делает его увереннее в себе.

Сравнение себя с другими — естественная психологическая реакция любого человека на общество окружающих его людей. Человек постоянно думает: «Да, я бы поступил также», или «Нет, я бы так никогда не сделал», или «Он значительно лучше меня разбирается в математике, но я умею играть на гитаре, а он нет» и т.д.

Такое постоянное сравнение с другими помогает человеку правильно оценить свое место в обществе. А ещё даёт ориентиры к чему стремиться, и от чего стоит уйти, то есть позволяет улучшить свои собственные качества.

4. Каждый ли из нас талантлив? Как это узнать?

Существует народная мудрость: «Каждый человек талантлив по-своему». Это действительно так. Все люди разные и каждого отличает та или иная особенность.

Это могут быть не обязательно художественные или музыкальные таланты, особые способности к математике или к программированию. Талантом может стать хобби или профессия. Может проявиться талант к кулинарии, к резьбе по дереву, к бухгалтерскому учёту или к воспитанию детей. У каждого талант свой.

Для того, чтобы узнать каким талантом обладаешь, надо попробовать себя в различных сферах деятельности. Для этого можно заниматься в различных кружках и секциях, участвовать в деятельности взрослых, помогать в домашних делах и прислушиваться к своим ощущениям.

5. Как найти дело по душе?

Дело «по душе» — это такое занятие, когда:

  • человеку интересно такая деятельность и он хочет совершенствоваться в этом направлении, чтобы стать настоящим профессионалом;
  • ему нравится заниматься этим делом и человек получает от этого удовольствие или удовлетворение (материальное, моральное и/или эстетическое);
  • в этом деле у него все легко получается (благодаря способностям и таланам  этого человека).

Чтобы найти такое дело, надо пробовать, примерять на себя различные виды деятельности. Чем больше человек знает о различных занятиях и профессиях, тем больше у него выбор в поиске дела по душе.

1. Составь автопортрет (опиши сам себя) и попроси друга «нарисовать» твой «портрет». Сравни их. Над чем тебе стоит задуматься?

Если посмотреть на себя со стороны и проанализировать себя, то получается следующая картина.

Я достаточно умный и образованный: я хорошо учусь в школе, много читаю и интересуюсь дополнительной информацией в сфере науки и путешествий. Я занимаюсь спортом и благодаря этому хорошо развит физически. Мне кажется я всегда стараюсь быть справедливым и объективным в отношении окружающих, хотя иногда я могу вспылить и наговорить грубостей.

Кроме того, к отрицательным своим качествам я бы отнёс нерешительность и замкнутость. За некоторые вещи я не берусь потому что мне кажется, что я никогда не смогу это сделать. Например, я никогда не стану знаменитым рок-музыкантом, хотя неплохо пою и играю на гитаре. Мне кажется, что для этого у меня не такая внешность и недостаточно таланта. Хотя иногда я об этом мечтаю.

Кроме того, я могу быть чересчур прямолинейным и бескомпромиссным. Это приводит к конфликтам как со сверстниками, так и со взрослыми. Я знаю, что надо бороться со своими негативными качествами, но это довольно тяжело.

2. Какое дело получается у тебя лучше всего? Объясни причины успеха.

У меня лучше всего получается играть в настольный теннис. К тому же мне очень нравится заниматься этим видом спорта. И я хочу развиваться в этом направлении, чтобы достигнуть совершенства.

Основная причина моего успеха в этом деле, как я считаю, это мой талант к игре в теннис. Конечно, для достижения моего уровня мастерства (сейчас у меня 2-й юношеский разряд) я очень много и упорно тренировался.

Кроме того, мой талант на первых же занятиях заметил мой тренер и стал его усиленно развивать. Без моего тренера у меня навряд ли получилось достигнуть того уровня, на котором я сейчас нахожусь. Все это вместе и стало залогом моего успеха в настольном теннисе.

3. «Все мы, увы, не ко всем делам одинаково годны». Приведи примеры из жизни близких, друзей, литературных героев, подтверждающих это высказывание.

Мне сразу же первым делом на ум пришел пример из басни И. Крылова «Квартет». В этой басне звери (осёл, козёл, медведь и мартышка) полагали, что музыка у них не получается потому, что они не правильно рассаживаются относительно друг друга.

Суть проблемы такого «квартета» увидел только стороннее лицо – соловей, который и сказал всем известную крылатую фразу: «А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь». Проблема эта как раз и заключалась в том, что звери захотели играть на инструментах, но не умели этого делать.

Возможно, если бы у зверей были соответствующие музыкальные уроки, способности или талант к музыке, они смогли бы создать свой квартет. Но все это просто так из ниоткуда не появится.

Наблюдение – это самый простой метод познания какого-либо объекта изучения с фиксацией результатов наблюдения на всем его протяжении для последующего анализа и выявления закономерностей.

Измерение – метод получения с помощью определенных устройств и приспособлений детальной информации о параметрах изучаемого объекта.

Эксперимент (или опыт) – метод познания объектов изучения, помещенных в различные условия (естественные или искусственно созданные) для получения информации о последствиях воздействия на него  определенных факторов.

Талант – выдающиеся способности человека, которые позволяют ему добиваться высоких результатов в какой-либо деятельности.

Самооценка – способность человека с помощью методов наблюдения и сравнения познавать себя и свою деятельность, с последующим выставлением «оценки» по определенным критериям, имеющим значение в окружающей общественной среде пребывания человека.

Практикум к главе 2. Вопрос 1

Подготовь свой вариант наглядного пособия к теме «Человек и его деятельность» (работа может выполняться в группе). Используй для этого различные виды наглядности: рисунки, в том числе и свои собственные, фотографии, графики, схемы и т. п. Обсуди в классе, что побуждает человека к разным видам деятельности.

Наглядное пособие к теме: «Человек и его деятельность»

Ежедневно человек занимается самой разнообразной деятельностью: читает, гуляет с собакой, общается с друзьями, моет посуду и т.д. Самыми главными или, как их называют, ведущими видами деятельности, учёные считают четыре из них: игра, учение, труд и общение. Каждый вид деятельности нужен человеку для достижения определённых целей, иногда даже неосознанных. Рассмотрим подробнее, что может побудить человека к занятию тем или иным видом деятельности.

На первый взгляд кажется, что игра — это просто невинное развлечение, помогающее людям отдохнуть и расслабиться. На самом деле каждая игра позволяет человеку достигнуть самых разнообразных целей и предоставляет множество возможностей. Например:

  • Человек может «примерить» на себя различные ситуации, профессии и роли. Дошкольники часто играют «В дочки-матери», «В магазин», «В машинки» и другие ролевые игры. Тем самым они учатся действовать в различных жизненных ситуациях и примеряют на себя роль продавца или водителя грузовика, попутно изучая данный вид деятельности человека. В более старшем возрасте люди тоже не перестают играть: в настольные игры, на компьютере, в деловые игры и многие другие. Такие игры нужны людям для того, чтобы было интереснее общаться с друзьями, почувствовать себя кем-то другим, например автогонщиком или обучиться сложной профессии, например пилотированию самолётов и космических кораблей.
  • Игры позволяют подготовить себя к новому жизненному этапу, например к учёбе в школе или ко взрослой жизни. Вроде бы и в шутку, но играя «В школу» ребенок учиться усидчивости, аккуратности и умению вести себя в школе.
  • При помощи игр люди могут развивать свои навыки и умения: речь, мышление, двигательную активность и т.д. Так, спортивные игры развивают ловкость, силу, быстроту реакции, умение действовать в команде. Интеллектуальные и логические игры развивают умение думать, анализировать, создавать логические цепочки и решать неординарные задачи. Творческие игры развивают воображение, память и умение выразить свои мысли и чувства.

Учение далеко не всегда является скучной и нудной деятельностью. Это очень важная составляющая в жизни любого человека. Дело в том, что учатся люди не только в школе, а начиная от колыбели и до глубокой старости. Человек, который перестаёт учится, отстаёт от жизни. Например:

  • Учение позволяет освоить разнообразные виды деятельности — это и профессиональные виды деятельности, и хобби, и необходимые бытовые навыки. Даже, казалось бы, таким обыденным вещам как стирать, гладить и готовить надо учиться. Что уж говорить о таких сложных видах деятельности, как профессия врача, юриста или программиста.
  • В процессе учёбы человек может лучше познать мир вокруг себя, его законы и правила. Вовсе не обязательно каждый раз изобретать велосипед, достаточно изучить то, что познали предыдущие поколения и потом уже двигать прогресс вперёд, изобретая что-то навое на основе изученных знаний. Именно для этого в школе изучаются основы истории, биологии, математики, физики, химии и многих других предметов. Это база, которая позволяет двигаться дальше.
  • Учиться необходимо и для того, чтобы развивать себя как личность. Изучая что-то человек познаёт не только этот предмет, но и себя, начинает лучше понимать самого себя как личность. Например, изучая иностранные языки можно исследовать возможности собственной памяти и отлично развить их. Изучая математику можно понять, насколько развиты собственные логические способности и умение мыслить абстрактно. Изучение различных музыкальных стилей позволяет определиться с собственными пристрастиями и предпочтениями.

Труд также один из основных видов деятельности человека. Он позволяет людям не только выжить в этом мире, но и сделать свою жизнь комфортной и насыщенной. Например:

  • Трудясь человек может обеспечить себя финансово, а значит купить необходимые для жизни предметы и услуги. Работая на предприятии, человек обеспечивает себя заработной платой или другими видами дохода, который можно потратить на оплату жилья, еды, одежды, отдыха или на любые другие цели.
  • Труд позволяет человеку проявить свои личные качества и таланты, создавать продукцию, полезную обществу. Например, кинорежиссёр снимает новый фильм и получает не только денежное вознаграждение, но и благодарность и восхищение зрителей, признание его таланта коллегами. Обычный плиточник, которые занимается отделкой помещений, тоже может получить моральное удовлетворение от того, что он выполняет свою работу хорошо и качественно. Так что проявлять свои таланты и личные качества можно занимаясь любым трудом.

Некоторые думают, что общение — это просто разговоры и никакой деятельности в общении нет. На самом деле общение — очень важный вид деятельности человека:

  • Общение предоставляет возможность взаимодействовать с другими людьми для достижения деловых или личных целей. Общаясь на работе с заказчиками, клиентами, поставщиками, коллегами и начальством необходимо для выполнения профессиональных обязанностей. Без общения с семьёй и друзьями невозможно поддерживать личные отношения и сохранить связь с близкими людьми.
  • Общение позволяет людям испытать самые яркие эмоции и чувства: радость, симпатию, обиду, горечь и т.д. Например, празднование Нового года в кругу семьи или друзей чаще всего оставляет самые радостные и счастливые воспоминания, а незаслуженная колкость от близкого человека может очень сильно ранить человека и оставить душевную боль на долгое время.
  • Общение прекрасный способ обмена опытом и знанием с окружающими людьми. Как говорят: «Одна голова хорошо, а две лучше». Один человек может знать и уметь достаточно много, но он не умеет всё. В процессе общения люди обмениваются советами, информацией, навыками и мнениями и обогащают друг друга чем-то полезным.

Тема: Учение – деятельность школьника

Пункт: Школьное образование (стр. 75)

Используя текст пункта, выполните следующие задания:

1) нарисуйте ступеньки к знаниям, обозначьте на них этапы получения

2) отметьте, на какой ступени вы сейчас находитесь, и до какой ступени хотите

Обществознание. 6 класс. Тема

Пункты: Путешествие в прошлое, О чём рассказала бабушка (стр. 77)

Внимательно прочтите два пункта на странице 77 и ответьте на вопрос:

3) и т.д.

Пункт: Учиться и научиться (стр. 79)

Какими качествами должен обладать современный ученик?

Обществознание. 6 класс. Тема

Ответьте на вопросы:

Что нового появилось в вашей жизни с переходом в 6 класс?

Нравятся ли вам эти перемены?

Пункт: Самообразование (стр. 81)

Сформулируйте и запишите понятия:

Самообразование – ________________________________________________

Основная форма самообразования – _________________________________

Используя схему «Формы самообразования» на странице 81, составьте таблицу, указав, что даёт ученику представленные формы самообразования, например:

Рассмотрите фотографии и ответьте на вопрос: «Где и как ребята осуществляют свою учёбу?»

Какие пословицы подходят для современной школы?

Свой ответ поясните.

1. Азбука – наука, а ребятам – мука.

2. Без палки нет учения.

3. Ученье – свет, а неученье – тьма.

4. Повторение – мать учения.

5. Кто много знает, с того много и спрашивается.

6. Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Рассмотрев фотографии, определите, на какой ступени образования находятся обучающиеся, показанные на фотографиях?

Обществознание. 6 класс. Тема

Обществознание. 6 класс. Тема

Человек и его деятельность.

Урок обществознания в 6 классе

Деятельность – способ отношения человека к внешнему миру , состоящий в
преобразовании и подчинении его целям человека.
Деятельность человека
Активность животного
Приспособление к природной среде путем её
масштабного преобразования, ведущего к созданию
искусственной среды существования человека. Человек
сохраняет свою природную организацию неизменной,
поменяв в то же время свой образ жизни.
Приспособление к условиям среды прежде всего путем
перестройки собственного организма, механизмом
которой являются мутационные изменения,
закрепляемые средой.
Целеполагание в деятельности
Целесообразность в поведении
Сознательная постановка целей, связанных со
способностью анализировать ситуацию (раскрывать
причинно-следственные зависимости, предвидеть
результаты, продумывать наиболее целесообразные
способы их достижения).
Подчинение инстинкту, действия изначально
запрограммированы.
Воздействие на среду специально изготовленными
средствами труда, создание искусственных объектов,
которые усиливают физические возможности человека.
Воздействие на среду осуществляется, как правило,
органами тела, данными природой. Отсутствие
способности изготавливать орудия труда с помощью
ранее созданных средств
Продуктивный, творческий, созидательный характер.
Потребительский характер: не создает ничего нового по
сравнению с тем, что создано природой.
Чупров Л.А. МОУ СОШ №3 с. Камень-Рыболов Ханкайского района Приморского края

Основные компоненты деятельности
Объект деятельности – это то,
на что направлена
деятельность (предмет,
процесс, внутреннее
состояние человека)
Субъект деятельности – это
тот, кто осуществляет
деятельность (человек,
коллектив, общество)
Мотив
Цель
Методы и
средства
Процесс
Результат
(продукт)
Потребности
Социальные
установки
убеждения
Мотив – совокупность внешних и внутренних условий,
вызывающих активность субъекта и определяющих
направленность деятельности
интересы
влечения и
эмоции
идеалы
Цель деятельности – это осознанный образ того результата, на
достижение которого направлено действие человека.

Виды деятельности
игра
общение
учение
Особый вид
деятельности, целью
которого является не
производство
какого-либо
материального
продукта, а сам
процесс –
развлечение, отдых.
Это вид
деятельности, при
котором происходит
обмен идеями и
эмоциями. Если в
этот обмен
включатся
материальные
предметы – это
коммуникация.
Это вид
деятельности, целью
которого является
приобретение
человеком знаний,
умений и навыков.
Может быть
организованным и
неорганизованным.
Линии сравнения
1. Общее
2. Различия
Общение
труд
Это
деятельность,
направленная
на достижение
практически
полезного
результата.
Информационная коммуникация
Обмен информацией
Получатель информации – человек.
Получатель информации – человек, животное,
машина,
Взаимный обмен при активном
участии каждого субъекта.
Однонаправленный поток информации при
отсутствии или при формальном характере
обратной связи.
Усиление общности участников
Участники остаются обособленными.

Субъект
Цель
Структура
общения
Содержание
Средства
тот, кто является инициатором общения
(отдельные люди, группы, сообщества,
человечество в целом)
это, ради чего у человека возникает
необходимость в общении.
это та информация, которая передается в
межличностных контактах от одного к другому.
это способы передачи, переработки и
расшифровки информации, передаваемой в
процессе общения (с помощью органов чувств,
текстов, рисунков, схем, радио-видеотехники,
интернета и проч.)
Получатель информации

Творчество – это вид деятельности, порождающий нечто качественно новое, никогда
ранее не существовавшее (новая цель, новый результат, новые средства, новые
способы и проч.)
Важнейшие компоненты творческой
деятельности
Комбинирование уже
имеющихся знаний
Воображение
Фантазия
Интуиция
способность
создавать новые
чувственные или
мыслительные
образы в сознании
характеризуется
особой силой,
яркостью и
необычностью
создаваемых
представлений и
образов
знание, условия
получения
которого не
осознаются
Характер деятельности
Сознательный
характер
Продуктивный
характер
Преобразующий
характер
Общественный
характер
Сознательное
выдвижение цели и
предвидение
результатов
Направленность на
получение результата
(продукта)
Направленность на
изменение
окружающего мира и
себя
Осуществление
деятельности в
многообразных связях
с другими людьми

Выполните задание

1. Впиши соответствующие примеры
из перечисленных ниже в таблицу.
К деятельности относятся
К деятельности не относятся
Собака сторожит дом, мальчик
катается на велосипеде, композитор
сочиняет оперу, учитель ведет урок,
белка делает запасы на зиму, мама
сажает цветы.

Оцените статью
Добавить комментарий