Окружающий мир 3 класс 1 часть. Что такое почва? стр. 64 – 68

Содержание
  1. Проект на тему «Что такое почва» для 3 класса
  2. Доклад к проекту
  3. Свойства, вид и состав
  4. Почвы России
  5. Причины загрязнения
  6. Необходимость охраны
  7. Вывод
  8. Пример презентации – фоторассказа «Что такое почва»
  9. Дополнительная информация
  10. Рассмотри рисунок. Подумай, что такое почва. Какое значение она имеет для растений и животных? Какие животные живут в ней?
  11. Практическая работа «Почва»
  12. Опыт 1. Цель определить есть ли в почве воздух.
  13. Определить, есть ли в почве вода.
  14. Определить из чего состоит почва.
  15. Определить из чего ещё состоит почва.
  16. Проверь себя
  17. Какой состав она имеет?
  18. Как доказать, что в почве есть воздух, вода, перегной, песок и глина, соли?
  19. Какие живые существа обитают в почве? Как они влияют на её плодородие?
  20. Задания для домашней работы
  21. На основе схемы на с. 66 изготовь модель и с её помощью расскажи, что растения получают из почвы.
  22. В книге «Великан на поляне» прочитай рассказ «Уважайте жизнь дождевого червя». Что нового о нём тебе удалось узнать из рассказа? Как ты относишься к дождевым червям?

Проект на тему «Что такое почва» для 3 класса

В рамках изучения предмета «Окружающий мир» рассказать о том, что такое почва, какими свойствами она обладает. Найти информацию о почвах России и поделиться ею с одноклассниками. Рассказать школьникам о составе почвы и необходимости её охраны. Подготовить доклад и презентацию в виде фоторассказа.

  • Вступление.
  • Почва.
  • Состав, виды и свойства почвы.
  • Почвы России.
  • Загрязнение.
  • Охрана.
  • Вывод.
  • Пример готового фоторассказа-презентации.

Доклад к проекту

Жизнь на Земле невозможна без солнечного света и тепла, без воды, без воздуха. Но так же она невозможна и без почвы, потому что именно на ней растут растения, дающие пищу всем остальным живым существам.

Почвой мы называем тонкий поверхностный слой земли. Он редко простирается более чем на полметра в глубину от поверхности, но именно он является плодородным слоем. На нём растут растения, в нём обитают самые разные живые организмы, занимающиеся переработкой органических останков.

Свойства, вид и состав

Почва обладает рядом уникальных свойств, благодаря чему и развивается её плодородие. Плодородие является важнейшим её свойством.

В ней содержится воздух, что легко проверить, если погрузить кусочек земли в воду. Из него тут же начнут выделяться пузырьки газа. Воздух необходим корням растений для дыхания.

В ней есть вода, даже если земля кажется нам совершенно сухой. Это легко обнаружить, если нагреть землю на стекле. На стекле выступят капельки воды. Вода является основой жизни и её присутствие в почве необходимо.

В почве находятся различные органические останки, которые называются перегноем. Есть в ней также песок и глина.

Учёные делят почву на виды в зависимости от природной зональности. В каждой природной зоне наблюдаются свои, особенные виды почв. Они бывают арктическими, тундровыми, таёжными, лесными, степными, пустынными, тропическими.

Почвы России

Россия является уникальной страной, в которой можно найти практически любой вид почвы. Объясняется это большой протяжённостью территории с севера на юг и с запада на восток.

На крайнем севере находится тундра. Почвенный слой там невелик и беден по составу. Он не является плодородным.

Большую часть нашей страны занимает тайга, огромное лесное море, в котором преобладают подзолистые почвы. Это более плодородный вид, чем тундровые, но для развития сельского хозяйства не подходит.

Наиболее плодородным видом оказывается чернозём. Его можно встретить в средней полосе европейской части России, в природной зоне лесостепи. Чернозём необычайно плодороден, и в регионах его распространения сельское хозяйство процветает.

Достаточно плодородными оказываются также серые лесные и луговые почвы, которых немало в России.

А вот болотистые или пустынные земельные угодья оказываются совершенно неплодородными.

Причины загрязнения

Как и все прочие элементы окружающего нас мира, земли страдают от деятельности человека.

Они загрязняются промышленными и бытовыми отходами и теряют своё плодородие.

Заводы и фабрики выбрасывают в атмосферу различные твёрдые частицы и газы. Они оседают на полях и отравляют их, делают непригодными для выращивания растений. Не зря учёные запрещают собирать ягоды и особенно грибы в промышленных зонах.

Те же заводы, города, выбрасывают огромное количество твёрдых отходов, которые разлагаются веками и всё это время отравляют землю.

Сельское хозяйство также вносит свой негативный вклад в загрязнение. В нём массово используются различные химикаты, которые дают кратковременный положительный эффект, повышая урожайность или уничтожая вредителей, но при накоплении эти вещества становятся ядом.

Ещё одной причиной загрязнения оказываются выхлопы автомобилей.

Необходимость охраны

Загрязняя землю человек лишает себя возможности пользоваться её плодами с максимальной эффективностью. Земля становится неплодородной, непригодной для использования в сельском хозяйстве. А ведь это наше богатство, национальное достояние.

Восстановление повреждённой почвенной зоны может длиться веками.

Вот почему так важно охранять землю. Для этого в нашей стране делается очень много. Контролируется все промышленные выбросы, рекультивируются мусорные свалки, ограничивается использование пестицидов и прочих химикатов. В перспективе переход на экологически чистые источники энергии, которые не загрязняют окружающую среду и в том числе землю.

Вывод

Благосостояние страны во многом зависит от плодородия её земель. Это понимали и прежде, но в наше время проблема сохранения плодородия почв стоит на одном из первых мест. Берегите почвы, ведь они наше достояние!

Пример презентации – фоторассказа «Что такое почва»

Чтобы посмотреть образец оформления презентации, кликните на иллюстрацию и листайте.

Дополнительная информация

Окружающий
мир 3 класс

Что такое
почва

Верхний плодородный
слой земли – почва.
Главное свойство почвы – плодородие.

Практическая работа
“Состав почвы”
Выполни опыты. Запиши результаты в таблицу.

Опыт 1. Бросим комочек
сухой почвы в воду. Увидим, что из почвы выходят пузырьки воздуха.
Значит, в почве есть воздух.
Опыт 2. Немного свежей почвы нагреем на огне. Над почвой подержим
холодное стекло. Вскоре стекло станет влажным. Этот опыт показывает,
что в почве есть вода.
Опыт 3. Будем продолжать нагревать почву. Вскоре мы увидим дым,
почувствуем неприятный запах. Это сгорает перегной почвы, который
образовался из остатков растений и животных. Перегной придаёт почве
тёмный цвет.
Опыт 4. Прокалённую почву, в которой весь перегной уже сгорел (
она серого цвета), насыплем в стакан с водой и размешаем. Через
некоторое время на дно стакана осядет песок, а поверх песка – глина.
Опыт 5. Профильтруем воду, в которой долго находилась почва. Несколько
капель поместим на стекло. Подержим его на огнём. Вода быстро испариться,
а на стекле останется белый налёт. Это минеральные соли. Значит,
в почве содержатся минеральные соли, которые растворяются в воде.

Итак, в состав почвы
входят воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли.
Корни растений дышат воздухом, который содержится в почве. Они всасывают
из почвы воду. Вместе с водой растения всасывают растворённые минеральные
соли. Соли – это питательные вещества, без которых растения
не могут жить.

Перечисли,
что растения получают из почвы.
Растения получают из почвы: воздух, воду, минеральные соли.

Отгадай
кроссворд “Почва:

1. Верхний слой
земли, на котором растут растения. Ответ: почва
2. Вещество, входящее в состав почвы, благодаря которому растения
лучше растут. Ответ: перегной
3. Основное свойство почвы. Ответ: плодородие
4. Одна из составных частей почвы. Ответ: песок

В почве солей мало.
Растения могли бы быстро их израсходовать, но этого не происходит.
Запас солей в почве постоянно пополняется благодаря перегною.
Перегной под действием бактерий, которые живут в почве, медленно,
постепенно превращается в соли. Чем больше в почве перегноя, тем
она плодороднее.
Животные, обитающие в почве, делают в ней ходы, куда легко проникают
вода и воздух, перемешивают почву, измельчают остатки растений.
Так животные повышают плодородие почвы.

Какие животные
живут в почве?
Ответ: Медведка, личинка жука, сверчок, крот, многоножка, жаба,
лесная мышь, дождевой червь.

  • Образовательные: формировать представления о почве, ее составе и
    свойствах.
  • формировать представления о почве, ее составе и
    свойствах.
  • Развивающие: выявлять причинно-следственные связи между
    живой и неживой природой, делать выводы на основе
    проведенных опытов, развивать познавательный
    интерес;развивать мышление, наблюдательность,
    любознательность, исследовательские навыки.
  • выявлять причинно-следственные связи между
    живой и неживой природой, делать выводы на основе
    проведенных опытов, развивать познавательный
    интерес;
  • развивать мышление, наблюдательность,
    любознательность, исследовательские навыки.
  • Воспитательные: прививать интерес к учебному предмету;воспитывать организованность;прививать навыки природоохранной деятельности
    и бережного обращения с почвой как объектом
    живой/неживой природы;воспитывать интерес к самостоятельной
    экспериментальной работе, любовь к природе.
  • прививать интерес к учебному предмету;
  • воспитывать организованность;
  • прививать навыки природоохранной деятельности
    и бережного обращения с почвой как объектом
    живой/неживой природы;
  • воспитывать интерес к самостоятельной
    экспериментальной работе, любовь к природе.

Оборудование: компьютер,
мультимедийный проектор, экран, принтер,
ручки, цветные карандаши, образцы почвы,
прозрачные стаканы с водой, палочки, стекло
лабораторное, спиртовка, штатив, фильтр, воронка,
сетка, спички, кроссворд, лист наблюдений,
карточки с планом описания полезного
ископаемого, презентация «Почва».

1. Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов “Окружающий
мир” Учебник для 3 класса, Часть 1, изд-во
«Астрель»
2. Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов Рабочая тетрадь
№ 1 к учебнику “Окружающий мир”, 3 класс,
изд-во «Астрель»
3. О.И.Дмитриева, Т.В. Максимова Поурочные
разработки по курсу окружающий мир 3 класс, изд-во
«ВАКО»

Приложение 1, слайд 2

1. Организационный момент

– Мы сегодня снова будем наблюдать, выводы
делать и рассуждать.

2. Проверка домашнего задания

Приложение 1, слайд 3

– Проверим, как хорошо вы усвоили предыдущую
тему «Полезные ископаемые».

К доске вызываются учащиеся, получают
образец полезного ископаемого и карточку с
планом описания. Три ученика рассказывают о
полезном ископаемом (песок, глина, известняк) по
плану (Приложение 3)

1. Название.
2. Свойства.
3. Способ добычи.
4. Значение, применение.
5. Добывается ли в нашем крае.

3. Объявление темы урока. Введение в тему

Приложение 1, слайд 4

1) – Посмотрите внимательно и скажите:
– Что видит космонавт в иллюминаторе? (Земля –
название нашей планеты, на которой мы живем)
– Почему с заглавной буквы? (Имя собственное)
Приложение 1, слайд 5
2) – “Матрос крикнул: Земля! Земля!”
– О чем сообщил матрос? Как вы понимаете значение
слова – земля? (Земля –  суша, как
противоположность водному и воздушному
пространству)
Приложение 1, слайд 6
3) Это моя родная земля! (Родина, земля в
понимании страна, государство, какая-нибудь
большая территория.)
Приложение 1, слайд 7
4) – Вспомните  сказку “Репка”
– Где выросла репка? (В земле)
– Слово «земля» имеет много значений – оно
многозначное.
– Земля, на которой растут растения, называется
– почва.
– Сегодня на уроке нам предстоит узнать, что
такое почва, из чего она состоит, можно ли её
отнести к живой или неживой природе. Какое
значение имеет почва для всего живого на нашей
планете: растений, животных, человека.
– Людям, какой профессии нужны знания о почве? (Почвоведы,
агрономы, ландшафтные дизайнеры, строители,
цветоводы)
– А вам знания о почве могут пригодиться? Когда? (Ответы
детей)
Приложение 1, слайд  8
Тема урока: Почва. Её состав и свойства.
– Давайте отправимся в далёкое прошлое нашей
планеты. Представьте, что раньше Земля была
покрыта голыми, безжизненными скалами.
Приложение 1, слайд 9
– В течение многих миллионов лет, солнце, вода и
ветер разрушали скалы.
– Это объекты какой природы? (неживой природы)
Приложение 1, слайд 10
– Их обломки были непригодны для жизни растений
и животных, но благодаря лишайникам и бактериям,
которые смогли выжить в таких условиях, стала
появляться почва.
– Лишайники и бактерии – это объекты, какой
природы?
– Сделайте вывод:
– Значит, мы узнали, что в образовании почвы
участвуют объекты живой и неживой природы.
– Но что такое почва? Из чего состоит?

4. Изучение нового материала

Приложение 1, слайд 11

– Что такое почва?
– Найдите определение в тексте. (Верхний
плодородный слой земли, на котором растут
растения.)
– Сможете ли вы назвать признак того, что на
данном участке местности  есть слой почвы? (Там
растут растения)
– Что такое перегной? (Отмершие растения и
животные, самый плодородный слой земли.)
– Чем отличается почва от горной породы? (Только
почва обладает плодородием.)
Приложение 1, слайд 12
– Из каких слов оно состоит?
– Плодородие – это способность почвы «рождать
плоды», производить богатую растительность,
давать обильный урожай. Это главное свойство
почвы.
– Почему же почва плодородна? 
(Наверное, в ней содержится как раз то, что
необходимо растениям для жизни.)
Приложение 1, слайд 13

5. Практическая работа

– Давайте теперь выясним, что же это? Что входит
в состав почвы? 
– Сегодня на уроке мы будем
учёными-исследователями.
– Что значит исследовать? (Изучать, смотреть из
чего состоит, выявлять свойства)
– Что же мы будем исследовать?
– Задача сегодняшнего урока:“Исследование
почвы”

Приложение 1, слайд 14

– Представьте, что вы работаете в учебной
лаборатории.
– Поэтому будьте внимательны, наблюдательны,
аккуратны. (Инструктаж по Т.Б.)
– Для чёткости нашей работы каждая парта
получила лист, куда будет записывать результаты
наблюдений.

Лист наблюдений (Приложение 2)

– Заполните 1 строку листа наблюдений
Приложение 1, слайд 15
– Перед вами кусочки почвы. Рассмотрите их. Можем
ли мы определить состав почвы, просто
внимательно рассмотрев почву? (Нет.)
– Для того чтобы узнать, что входит в состав
почвы, необходимо проделать опыты.
– Рассмотрите образец почвы у вас на столах.
Какого цвета у вас почва?
– Заполните 2 строку в листах наблюдений. (Коричневый,
чёрный)
Приложение 1, слайд 16
– Что вы в ней видите? (Остатки сухих листьев,
палочки, траву)
– Как вы думаете, из какого слоя взяли образец
почвы?
– Запишите свои соображения в 3 строку листа
наблюдений.(верхний)
Приложение 1, слайд 17

– Выполняем по очереди!
– Возьмем стакан с водой и опустим туда комочек
почвы. (1 ложку)
– Что вы видите? (из почвы идут пузырьки).
– Какой вывод можно сделать? (В почве есть
воздух)
Приложение 1, слайд 18
– Запишите в таблице (воздух)
Приложение 1, слайд 19
– Воздух помогает корням растений дышать.
– Помешайте воду в стакане палочкой и пока
оставьте его.

– Возьмем бумажную салфетку, положим в нее
немного почвы (1 ложку) и сильно сожмем.(на столе)
– Что осталось на салфетке? (Влажное пятно)
– Положите на лоток почву. Откуда взялась вода? (Была
в почве)
– Сделайте вывод. (В почве есть вода)
Приложение 1, слайд 20
– Зачем в почве вода? (Вода – вещество,
необходимое для жизни растений)
Приложение 1, слайд 21

– А сейчас давайте посмотрим, что произошло в
стакане, куда мы бросили комочек почвы.
– Какая стала вода? (Мутная).
– Это о чем говорит? (Некоторые вещества
растворились, а некоторые нет. На поверхности
воды видим мусор, остатки листьев, насекомых)
– Что вы видите на дне стакана? (На самом дне
видны песчинки, глина)
– Какой вывод можно сделать? (В состав
почвы входит песок и глина)
Приложение 1, слайд 22
– Песок – хороший разрыхлитель, он обеспечивает
доступ воздуха к корням.
– Глина хорошо удерживает воду.
Приложение 1, слайд 23

– Следующий опыт вам продемонстрирую я.
– Нагреем немного почвы над огнем.
– Что вы видите и чувствуете? (Над почвой дым и
чувствуется неприятный запах).
– Это сгорает перегной – органическая масса,
получаемая из остатков растений и животных. Его
еще называют гумус. Именно он придает почве
темный цвет и от его количества зависит
плодородие почвы.
– Чем больше перегноя, тем плодородней почва.
– Что доказал этот опыт?
– Итак, что еще содержится в почве? (Перегной).
Вывод: в почве содержится перегной.
Приложение 1, слайд 24
– Запишите в таблицу.
Приложение 1, слайд 25
Круговорот веществ
Приложение 1, слайд 26
– Илья получил задание, узнать, что такое
круговорот веществ в природе.

Рассказ ученика: Главная часть почвы
– перегной. Из него под действием микробов
образуются соли. Их используют растения.
Растениями питаются животные. Когда растения и
животные умирают, их останки попадают в почву и
под действием микробов, то есть очень маленьких
живых существ, разрушаются растительные и
животные останки превращая их в перегной. 
Учёные установили, что на одном квадратном метре
почвы находится 50 кг микробов. А потом из
перегноя снова образуются соли. Их используют
новые  растения. Но поглотить соли растения
могут только с водой. Какое свойство воды здесь
мы вспомним? (Вода – растворитель).  А
растениями питаются новые животные. Вот так
вещества «путешествуют» как бы по кругу. Из почвы
– в растения, из растений – в тела животных, и с
останками растений и животных – снова в почву.
Учёные говорят: происходит круговорот веществ в
природе.

– Какой вывод сделаем?
– Что входит в состав почвы? (В состав почвы
входят микробы).
Приложение 1, слайд 27
– Запишите в таблицу. слайд 28

Физминутка (под музыку – Приложение
5)

(Дети представляют и изображают, что
происходило с растением)

Приложение 1, слайд 29

Игра на внимание

– Сейчас я проверю, насколько вы внимательны.
– Я буду называть растения, если они
произрастают в нашей местности – вы хлопаете в
ладоши над головой, если нет – качаете головой.

(Осина, апельсин, ель, берёза, банан, дуб,
эвкалипт, клевер, баобаб, секвойя, ясень, клён,
персик, яблоня, груша, лиана.)

– Докажем, что в почве есть минеральные соли.

– Возьмем воду из стакана, в котором находилась
почва и профильтруем её.
– Поместим несколько капель воды на стекло.
– Подержим над огнем стекло. Вода исчезла.
– Как называется этот процесс? (испарение)
– Что останется на стекле после испарения воды? (Белый
налет)
– Подумайте, что растворилось в воде и осталось
на стекле после ее выпаривания?
– Правильно, это соли – питательные вещества,
необходимые растениям.
– Минеральные соли часто видны в цветочных
горшках. Посмотрите.
Вывод: соли – это питательные вещества, которые
необходимы растениям для развития и роста.
Образуются они благодаря перегною под действием,
микробов, которые живут в почве. Соли
растворяются в воде.
Приложение 1, слайд 
30
Вывод: в состав почвы входят глина,
песок, воздух, вода, остатки растений, перегной,
соли, живые организмы (микробы).
Приложение 1, слайд 
31

6. Сообщение о Докучаеве

Приложение 1,
слайд  32

– Науку о почвах  почвоведение  создал
русский ученый  почвовед Василий Васильевич
Докучаев. Более 100 лет назад Докучаев доказал, что
каждой природной зоне соответствует свой вид
почв. Он составил первые почвенные карты России,
создал научную классификацию почв.
– Докучаев говорил, что почва дороже золота.
– Почему? (Без золота люди прожить могли бы, а
без почвы – нет)
– Представьте-ка себе, что почвы вдруг не стало.
Что произойдёт? (Круговорот веществ прервётся.
Исчезнут растения и животные. А значит, не смогут
жить на Земле и люди.)

7.  Закрепление. Кроссворд (Приложение 4)

1. Сгнившие остатки растений и животных,
повышающие плодородие. (Перегной)
2. Полезное ископаемое, хорошо удерживающее воду. (Глина)

3. Одна из составляющих частей почвы, являющаяся
хорошим разрыхлителем. (Песок)
4. Жидкое вещество, необходимое для жизни и
развития растений. (Вода)
5. Вещество, помогающее корням растений дышать. (Воздух)

6. Это живые организмы, под действием которых из
остатков растений образуется перегной. (Микробы)
7. Питательные вещества, которые образуются из
перегноя под действием микроорганизмов. (Соли)

– Какое слово у нас образовалось?
– Да, плодородие. Запишите.
– Это главное свойство почвы.

8. Итог урока

– Что такое почва? (Верхний плодородный слой
земли)
– Из чего состоит почва?
– Какое главное свойство почвы? (Ответы
учащихся с опорой на составленные листы
наблюдений и схему на доске).

Вывод: почва возникает и развивается
под воздействием живых организмов, в основном
растений. Почва играет особую роль в жизни нашей
планеты – и является переходным звеном от
неживого к живому. Почва и растения – единство,
созданное природой.
Приложение 1, слайд 33
– Ещё в старину наши предки называли землю
кормилицей, матушкой. Её брали с собой в далёкие
странствия, потому что считали, что она придаёт
силы и помогает во всём в чужих краях. Люди всегда
бережно относились к земле. Складывали о ней
стихи и песни.
– Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, 
заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас
богатым урожаем, густыми лесами, цветущими
полями.

Оценки за урок.

9. Домашнее задание

Приложение 1,
слайд  34

Уч. с 68-69, Т. с.27 № 64-69

Приложение 1,
слайд  35. Список электронных ресурсов.

Цель урока: изучить состав и свойства почвы.

  • прививать навыки природоохранной деятельности
    и бережного обращения с почвой как объектом
    живой/неживой природы и интерес к учебному
    предмету;
  • воспитывать интерес к самостоятельной
    экспериментальной работе, любовь к природе.
  • развивать умение совместно с учителем
    обнаруживать и формулировать учебную проблему,
    разрабатывать план ее решения;
  • извлекать информацию из учебного текста,
    перерабатывать ее, самостоятельно делать выводы
    и обобщения и представлять их в виде текста и
    иллюстрации.
  • создавать условия для самостоятельного
    определения целей и задач урока;
  • продолжить развивать умение определять
    правильность выполнения задания на основе
    сравнения с образцами, представленными на
    слайдах презентации;
  • корректировать выполнение задания в
    соответствии с представленной инструкцией.
  • развивать умение участвовать в диалоге, слушать
    и слышать своих партнеров в ходе групповой,
    парной и фронтальной работ;
  • формировать умение доказывать свою точку
    зрения, объяснять свой выбор, строить
    высказывания, задавать вопросы и отвечать на
    поставленные.

Оборудование: ноутбук, оборудование AFSTM,
образцы почв (горшок с почвой комнатной
температуры и почвой, взятой из-под снега),
стаканы с водой, бумажные салфетки; спиртовка,
металлическая пластина, стебельки растений,
листы бумаги для теста, цветные карточки для
рефлексии.

Использование оборудования AFSTM

1. Практическая работа “Изучаем состав
и свойства почвы, минералов”.

Оборудование: компьютер с
установленной на нем программой; цифровой
USB-микроскоп; BasicProSkope HR Kit (BD-HRB); образцы твердых
веществ: глина, песок, гранит, известняк (горные
породы); каменная соль крупного помола.

Содержание работы: при помощи цифрового
микроскопа школьники изучают строение и состав
твердых веществ, сравнивают их; делают выводы о
составе почвы и высказывают предположение о ее
свойствах на основе изученных свойств песка,
глины, соли, известняка.

2. Эксперимент “Температура почвы”.
Используется компьютер с установленной
программой LoggepLite; датчик температуры Go!Temp (-200С-1100С).

Содержание эксперимента: решение
проблемной задачи: как в замерзшей почве живут
мелкие животные?

http://www.youtube.com/watch?v=Fzs6BLx2JzQ&feature=youtu.be
Фрагмент видео урока

I. Орг. момент.

Начинается урок, он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять, учитесь тайны
открывать.

II. Актуализация опорных знаний. Загадка.

Бьют меня ногами,
Режут грудь ножами.
Каждый хочет растоптать,
А я с подарками опять. (Земля)

Сообщение учащегося. Земля-кормилица. Богаты
недра нашей Родины. В подземных кладовых
хранятся почти все ископаемые, нужные для
народного хозяйства. И все-таки самым
удивительным творением природы, поистине
ценнейшим из всех созданных ею богатств,
является земля. Земля! Какое емкое слово!

Земля-кормилица, земля-поилица. Родная мать –
земля. Так исстари уважительно и ласково зовем мы
нашу родную землю.

Писатель М. Алексеев писал: “Иногда думается:
отыщет ли человечество в своем языке другое
какое-нибудь еще слово, которое оказалось бы
столь же емким, многозначащим, как это –
“Земля”?! Когда мы пишем его с большой буквы, то
подразумеваем целую планету, ставшую обителью
великого множества живых существ и, может быть,
единственную в своем роде среди иных миров,
составляющих вселенную”.

Как бы сужаясь, слово это заключает в себе и
большое поле, и крохотный крестьянский надел на
нем, и просто горсть того загадочного праха, не
имеющего для нас какого-либо определенного
вкуса, из которого в конечном счете рождаются все
вкусы, все запахи, все цвета, все виды жизни в из
немыслимом сочетании и разнообразии.

Слайд 4 Прежде чем повести рассказ о земле,
давайте вспомним историю. Мы отправимся в
далёкое прошлое нашей планеты. Представьте, что
раньше Земля была покрыта голыми, безжизненными
скалами. В течение многих миллионов лет, солнце,
вода и ветер разрушали скалы.

Их обломки были непригодны для жизни растений и
животных, но благодаря лишайникам и бактериям,
которые смогли выжить в таких условиях, стала
появляться почва. Вслед за ней растения и
животные.

– Почему изменился облик земли? (Появилась
вода; вода и тепло создали условия для появления
жизни в океане, а потом на суше.)

– Подумайте, кто стал первым обитателем суши –
растения или животные?

Слайд 6 Рассмотрите иллюстрации “Облик земли
в разные периоды ее развития”.

– Какое условие самое главное для жизни любого
животного? (Наличие растений.)

III. Определение темы и постановка цели урока

1. Слайд 7 Разгадайте ребус. Что это? (Почва.)

– А что же потребовалось растениям, чтобы они
вышли из воды и стали жить на суше? (Почва.)

Примерно 8 тыс. лет назад человек начал
обрабатывать землю и выращивать около своего
жилища растения.

2. Проблемные вопросы.

– Как вы понимаете, что такое почва?

Если вы в дождь пройдете по полю, вам на обувь
сразу налипнет грязь. Вам и в голову не приходит,
что вы идете по настоящему чуду природы – почве.
Не сразу люди осознали, что это одно из главных
наших богатств. Изучению почвы посвятил свою
жизнь русский ученый, профессор Докучаев. Все,
что вы дальше узнаете о почвах, – во многом
результат его исследований. Но сначала давайте
сами познакомимся с почвой.

IV. Практическая работа “Состав почвы”.

– В каком физическом состоянии вещества
встречаются в природе? (твердое, жидкое,
газообразное)

– А в каком состоянии находится почва?

– Можно ли получить полную информацию о почве
только при наблюдении?

– Какие методы используют для выяснения свойств
веществ? (экспериментальные методы, проведение
опытов)

Вот сейчас мы этим и займемся.

Слайд 12 Дети работают в группах, проводят
опыты, выводы записывают в “Рабочую тетрадь, с. 13,
задание № 20.

Слайд 13 Практическая работа. Класс разбит на
группы.

Возьмите на партах небольшой комок глины,
школьный мел, поваренную соль крупного помола,
песок, камень.

Рассмотрите каждое из этих веществ и опишите
внешние признаки, свойства, ответив на следующие
вопросы.

  • Какой цвет он имеет?
  • Есть ли у него запах?
  • Есть ли у него блеск?
  • Растворяется ли он в воде?
  • Можно ли изменить его форму?
  • Известно ли тебе, как человек использует его?

(План лежит на каждой парте. Группа
рассматривает один образец, обсуждает, а затем 1
ученик делает выводы.)

Все ли мы узнали о каждом образце?

А теперь рассмотрим каждое из этих веществ с
помощью интерактивного микроскопа ProSkope HR. (Эта
часть работы может быть проведена в виде
демонстрации. При этом соответствующее
изображение проецируется на экран компьютера
или на большой экран)

а) Возьмите первый образец, например соль
крупного помола. Найдите в предложенном вам
образце самые крупные частички соли. Медленно
приблизьте к нему микроскоп на такое расстояние,
при котором изображение будет наиболее четким.
Удалось ли вам рассмотреть с помощью микроскопа
что-то новое в строении этого вещества?

Без использования микроскопа можно установить
следующие свойства соли: Слайд 14

С помощью микроскопа можно увидеть, что
крупинки соли имеют форму кристаллов – в
основном они напоминают кубы.

б) Рассмотрите с помощью микроскопа другие
образцы твердых веществ.

4. Опишите, что вы увидели с помощью
микроскопа.

5. Какие признаки отличия в строении твердых
веществ вы можете назвать после изучения
образцов с помощью микроскопа?

Гипотеза. А теперь попробуйте предположить,
какими свойствами из вышеперечисленных может
обладать почва и из чего она состоит? А как это
можно доказать? (Провести опыты)

Слайд 15 Опыт №1.(Проводят дети)

– Возьмем стакан с водой и опустим туда комочек
почвы. Что вы видите? (Из почвы выходят пузырьки
воздуха.)

– Какой вывод можно сделать? (В почве есть
воздух.)

Опыт №2. (Проводят дети)

Возьмем бумажную салфетку и насыпаем на нее
немного почвы, сожмем салфетку. Что вы видите? (На
бумажной салфетке осталось небольшое влажное
пятно.)

– Какой вывод можно сделать? (В почве есть
вода.)

Опыт №3. (Проводит учитель)

– Высушенный комочек почвы положим на
металлическую пластину и нагреем в спиртовке.
Что вы видите и чувствуете? (Над почвой появился
дым. Чувствуем неприятный запах.)

– Поместим на пластину стебельки растений и
нагреем на спиртовке. Результат тот же. Это
сгорает перегной, который образуется из остатков
растений и животных. Именно перегной дает почве
темный цвет. Плодородие почвы определяется
наличием в ней перегноя.

– Какой вывод можно сделать? (В почве есть
перегной.)

А теперь рассмотрим почву с помощью
интерактивного микроскопа ProSkope HR. Медленно
приблизим к почве микроскоп на такое расстояние,
при котором изображение будет наиболее четким.
Удалось ли вам рассмотреть с помощью микроскопа
что-то новое в составе почвы? Можно увидеть
различных кровососущих членистоногих: комаров,
клещей, мух и др. (Эта часть работы может быть
проведена в виде демонстрации. При этом
соответствующее изображение проецируется на
экран компьютера или на большой экран)

Слайд 16 Опыт №4. (Проводит учитель)

– Высыпаем остаток прогретой почвы в стакан с
водой, размешаем и дадим отстояться. – Что
увидим? (Песок осел на дно, вода сначала была
мутной, а потом осела и глина.)

– Какой вывод можно сделать? (В почве есть
песок и глина.)

Опыт №5. (Проводят дети)

– Профильтруем воду, в которой долго находилась
почва. Что увидим на фильтре? (Остатки растений,
перегной, песок, глину.) Профильтрованную воду
нальем на стекло и подержим над спиртовкой.

– Что увидим? (Белый налет на стекле.)

– Какой вывод можно сделать? (В почве есть
минеральные соли.)

В почве есть микробы, без них почва давно бы
истощилась и на ней бы ничего не росло. Микробы –
санитары, быстро избавляют нас от останков
погибших растений и животных. Гнилостные
бактерии образуют в почве лучшее удобрение,
благодаря которому растут растения.

Опыт №6. (Проводит учитель)

Эксперимент “Температура почвы”.
Используется компьютер с установленной
программой LoggepLite; датчик температуры Go!Temp (-200С-1100С).
Содержание эксперимента: решение
проблемной задачи: как в замерзшей почве живут
мелкие животные, насекомые?

– Итак, мы узнали, что в почве есть воздух. А для
чего он нужен? (Воздухом дышат корни растений,
мелкие животные)

– А теперь мы измерим температуру почвы. Кто
может сказать какая она? (Дети делают прогноз
температуры и рисуют на доске свой прогноз.)

– А как ее можно измерить более точно? Опускаем
щуп в емкость с почвой комнатной температуры и в
таблице на экране монитора фиксируем значение.
(Дети сравнивают данные с датчиков и свой
прогноз.)

Затем опускаем щуп в другую емкость, в которой
находится замерзшая почва (дети об этом не знают),
и опять фиксируем данные.

– Что вас удивило? Почему так произошло? (На
графике отображаются разными цветами три разных
показателя температуры почвы). А как тогда в
такой замерзшей почве живут мелкие животные?

(Эта часть работы может быть проведена в виде
демонстрации. При этом соответствующее
изображение проецируется на экран компьютера
или на большой экран)

V.Физминутка. Слайд 17

VI. Самостоятельная работа. Задание № 21, с. 14.
Слайд 18

– Учащиеся составляют схему “Состав почвы”.
Проверка по слайду.

С тех пор, как появились живые существа, идёт
непрерывный процесс образования почвы. За 100 лет
её слой увеличивается только на 1 см.

– А сейчас я предлагаю посмотреть на данный
слайд. Как вы можете объяснить этот рисунок? (В
тёмной почве растут крепкие растения, в серой
земле – слабые.)

– А почему так происходит? В тёмной почве
содержится больше питательных веществ. А если
этих веществ много, то почва обладает главным
свойством земли – плодородием. Цветущие
растения, богатый урожай – вот результат
плодородной почвы.

– А как вы понимаете это слово – плодородие? Из
каких слов оно состоит?

– Почему в одних местах почва плодородная, а в
других нет? Отчего зависит плодородие почвы?
Ответ на этот вопрос мы найдём в энциклопедии.

– Назовите факторы, от которых зависит
плодородие почвы.

– Как вы думаете, в нашей местности плодородная
почва или нет? (Да, т. к. у нас болотистая
местность.) А знаете ли вы, что воронежский
чернозем хранится в парижской Палате Мер и Весов
как эталон почвы для земледелия.

Слайд 20 А можно ли сохранить плодородие
почвы?

– В одной из книг я прочитала такую фразу: “Живое-мертвое
тело”. Как вы думаете, что это такое? Слайд 21

VII. Проверка знаний. Тест

Вы слушаете вопросы, на листочках записываете
ответ и ставите предполагаемую отметку. Затем
меняемся листочками с соседом и проводим
взаимопроверку и оценивание теста.

Верны ли утверждения:

  • Растения стали первыми обитателями суши?
  • Как называются остатки органических и
    неорганических веществ, содержащихся в почве.
    (Перегной.)
  • Чем меньше в почве перегноя, тем она
    плодороднее?
  • Под воздействием ветра, воды, температур горы
    становятся крепче?
  • Почва состоит из воды, мусора, воздуха, палочек,
    оберток от конфет?
  • Почва бывает только на суше?
  • Как называется верхний рыхлый и плодородный
    слой земли, покрытый растительностью.
  • Какое основное свойство почвы. (Плодородие)
  • Как называется самая богатая перегноем почва.
    (Чернозём)

VIII. Итог урока. Слайд 22

– Где в природе мы встречаем почву? – Надо ли ее
беречь? – Как?

– Можно ли почву назвать живым организмом? Чем
отличается почва от песка и глины? (Только почва
обладает плодородием.)

Вывод: почва возникает и развивается под
воздействием живых организмов, в основном
растений. Она играет особую роль в жизни нашей
планеты – она переходное звено от неживого к
живому.

Ещё в старину наши предки называли землю
кормилицей, матушкой. Её брали с собой в далёкие
странствия, потому что считали, что она придаёт
силы и помогает во всём в чужих краях. Люди всегда
бережно относились к земле. Складывали о ней
стихи и песни. Давайте же и мы с вами будем любить,
ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет
радовать нас богатым урожаем, густыми лесами,
цветущими полями.

Птице – воздух, рыбе – вода, а человеку – вся
земля.

– Наш урок подошёл к концу. Скажите, что нового
вы узнали? Что вам понравилось в уроке?

IХ. Рефлексия. А теперь возьмите в руки
цветные карточки и покажите, если вам легко было
выполнять задания, поднимите зеленую карточку,
если были затруднения, то желтую, а если очень
трудно, то красную

Х. Д/З. Слайд 23 А сейчас я вам предлагаю
выбрать себе домашнее задание на следующий урок.

2. Составить кроссворд по теме “Почва”.

3. Подготовить сообщение о почвах нашего края.

4. Подготовить сообщение о том, как повысить
плодородность почвы.

5. Подготовить рисунок по теме “Берегите
почву”.

  • Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков Окружающий мир:
    Учебник для 3 класса: В 2 ч. – Самара: Издательство
    “Учебная литература”: Издательский дом
    “Федоров”, 2012
  • Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 3
    класса к учебнику “Окружающий мир”. – Самара:
    Издательство “Учебная литература”:
    Издательский дом “Федоров”. 2012.
  • Контрольные и проверочные работы. 1-е полугодие.
    Система Л.В.Занкова/ Сост. С.Г.Яковлева. – 4-е изд.,
    перераб, и доп. – Самара: Издательство “Учебная
    литература”: Издательский дом “Федоров”, 2012
  • Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические
    рекомендации к курсу “Окружающий мир”, 3-4 класс.
    – Самара: Издательство “Учебная литература”:
    Издательский дом “Федоров”.2011

На данном уроке применяется технология
исследования с целью формирования новых знаний о
составе почвы.

Средства ИКТ – для углубления и расширения
знаний по данной теме.

Для самостоятельного изучения материала и
развития коммуникативных качеств используется
работа в группах.

Тип урока: исследование (опыты, работа
в группах)

Цель: знакомство с почвой, её слоями,
составом, основным свойством и охраной.

  • Дать элементарные знания о почве;
  • Познакомить с разнообразием почв;
  • Выяснить простейшие связи между почвой,
    растительностью, животными и горными породами.
  • Раздаточный материал: коробочки с глиной,
    песком, землей
  • Пакетики с неорганическими удобрениями
  • Штатив, спиртовка, стекло, стаканы, воронка
  • Гербарии
  • Кроссворд
  • Электронная презентация

Литература: популярная энциклопедия
для детей “Все обо всем”, “Кто такой? Что
такое?” 2 том, “Детская энциклопедия”

I. Введение в тему.

Прежде чем начать изучение нового материала,
давайте посмотрим на содержимое коробочек (у
каждого на парте 3 коробочки с песком, глиной,
землей). Обсуждение

– Содержимое какой коробочки вам хотелось бы
изучить сегодня и почему?

Ставятся общие цели и задачи урока. (Приложение
№ 1, слайд № 1)

Итак, нам предстоит узнать, из чего состоит
почва, что в ней содержится, основное её
назначение, может ли почва удивить нас.

А) Состав почвы

– С чего начнем наше исследование? Что такое
почва, из чего состоит?

Опыт № 1. В стакан с землей бросить кусочек
сухой земли. Что заметили? Пузырьки.

Вывод: в почве содержится воздух

Опыт № 2. Подержать над нагретой почвой
холодный кусочек стекла. Он покрылся
капельками воды.

Вывод: в почве содержится вода.

Опыт № 3. Прокаливание почвы. Почувствовали
запах, появился дым.

Вывод: это доказывает, что в почве есть перегной
(Остатки растений, сухих листьев, останки умерших
мелких животных). В одних почвах его мало, в
других много. Чем больше, тем почва темнее, богаче
питательными веществами.

Опыт № 4. Прокаленную почву опустить в стакан
с водой. Отстоялась, разобрать слои: песок вверху,
ниже глина.

Вывод: в почве есть песок и глина.

Опыт № 5. Сделать три воронки в стаканчики с
землей, глиной, песком. Налить воды. Сравнить
проходимость воды.

Вывод: почва пропускает воду хуже глины, но
лучше песка.

– Сделайте большой вывод: что такое почва, из
чего состоит? (Приложение № 1, слайд №
2, 3, 4)

“Чудесная кладовая” – чтение рассказа
учителем.

– Каково же основное свойство почвы? Плодородие.

Б) Виды почв.

Работа с учебником, с. 21 (“Мы и окружающий мир”).

– Одинакового ли цвета почва в разных местах?

– При каких условиях плодородие почвы будет
более высоким? Чем больше в почве перегноя, тем
выше её плодородие. В плодородной почве лучше
растут растения.

Самое большое количество перегноя содержится в
черноземных почвах (показ образца в коробке). На
них выращивают высокие урожаи лучших сортов
пшеницы, подсолнечника, сахарной свеклы и других
ценных растений. (Работа по карте) Черноземы –
средняя полоса России: Тула, Курск, Воронеж,
Самара, Челябинск, Омск. У вас на партах лежит тот
состав почвы, который чаще всего встречается в
нашей стране. На что похож по цвету состав почвы? На
золу.

Это подзолистые почвы. В них перегноя не очень
много. Именно такие почвы у нас на Урале. Есть
почвы, в которых много глины. Дайте им название. Глинистые.

Широко распространены и торфяные почвы,
которые образуются на болотах. Они коричневого
цвета. Хотя в них много остатков растений,
перегноя в них меньше, чем в черноземах. На
болотах много воды и растения перегнивают плохо.
Для использования торфяных почв их осушают.
(Показ на карте местонахождения торфяных почв:
Сибирь, тундра)

В) Обработка почв.

Нам дали участок земли под огород. Что мы должны
сделать, чтобы получить хороший урожай? (Идет
обсуждение)

Г) Охрана почв.

– Почва – одно из основных наших природных
богатств. Почему? (ответы детей)

Без неё человек не может обеспечить себя
продуктами питания и другими необходимыми для
жизни предметами. Живые растения берут питание
из почвы, тем самым уменьшая её плодородие. Как же
сохранить это важнейшее свойство почвы?

(Работа в группах с дополнительной
научно-популярной литературой)

Результат обсуждения – таблица.

Неорганические удобрения выпускаются у нас в
Пермском крае. Где? Город Березники. Калийный
комбинат. (Показ образцов удобрения).

– Почва образуется в природе очень медленно. (Приложение № 1, слайд № 7,8)

Коль почва растет, живая ли она? (Приложение
№ 1, слайд № 9)

Образуется почва медленно, а вот разрушается
очень быстро. Что разрушает почву? (Ответы детей)
Почву может постичь эрозия – разрушение.
(Выступления детей: “Овраг”, “Ветер”.
(Приложение № 2(а), 2(б); Приложение № 1,
слайд № 10,11)

Почва требует ухода. Сильно изношенные и
истощенные почвы могут “заболеть”, т.е. они
могут утратить свою жизнедеятельность,
перестанут плодоносить.

В Конституции нашего государства записано:
“Все землепользователи обязаны рационально, т.е.
разумно, целесообразно использовать почву,
бережно относиться к ней, повышать её
плодородие”. Как защитить почву? (Ответы детей.
Приложение № 3)

Растения помогают определять, какая почва. Если
встретились заросли печёночницы благородной,
значит, почва здесь плодородная, богатая
перегноем. Пышно разросшийся подорожник говорит
об очень кислой почве. На ней нельзя вырастить
высокий урожай большинства культурных растений.
В такую почву надо внести известь или её хорошо
удобрить золой. Если среди сорняков растут
вьюнок полевой, клевер, такая почва не требует
известкования. Здесь хорошо будут расти овощные
растения. Там, где растут черемуха, дуб, почва
хороша для выращивания садовых растений. (Показ
гербариев)

III. Закрепление. Кроссворд.

1.Верхний слой земли, в котором растут растения.

2.Одна из составных частей почвы.

3.Вещество, повышающее плодородие почвы.

4.Основное свойство почвы.

– Кого вам хотелось бы поблагодарить сегодня на
уроке?

– Кто оценивает свою работу на “отлично”?

– Кому нужна по изучению данной темы помощь, в
чьём лице?

Электронная презентация, созданная автором
проекта совместно с группой учащихся данного
класса: Нисов Артём, Моисей Андрей, Нечаев
Александр.

Большой вред почвам может принести вода. Во
время сильных дождей или быстрого таяния снега
весной почва не может впитывать всю выпавшую на
неё воду. Она начинает стекать под уклоном,
смывая и унося сначала верхние, а затем более
глубокие слои почвы. Так образуются овраги. Люди
ведут борьбу с оврагами: обсаживают их склоны,
вершины деревьями и кустарниками, засевают
травами. Чтобы замедлить скорость потока воды, а
значит, и уменьшить смыв почвы, на дне оврага
ставят запруды из камней, бетона или дерева.
Вблизи оврагов не пасут скот, не распахивают
почву. Если овраг находится на пахотном поле, то
почву распахивают на некотором удалении от
оврага и обязательно поперек склонов. Если не
укреплять овраги, вода всё больше будет
размывать их дно и склоны. Овраги всё время будут
“расти”, отнимая от полей, огородов, садов
плодородные почвы. Там, где не ведут борьбу с
оврагами, бывает, что после одного ливня овраг
увеличивается на 15–20 м. Не случайно длина
некоторых оврагов достигает нескольких
километров.

Другой враг почвы – ветер. Сильные ветры могут
унести слой почвы толщиной до 25 см. После такой
работы ветра на участках долгие годы не растут
растения. Там, где ветер угрожает почвам, через
определенные промежутки высаживают лесные
полосы, сеют траву.

Улучшают свойства почвы дождевые черви.
Передвигаясь в почве, они разрыхляют её, делая
более проницаемой для воды и воздуха. Дождевые
черви затаскивают в свои норки большое
количество растительных остатков. Так эти
животные обогащают почву перегноем. Поэтому
дождевых червей надо охранять.

Из этой темы учебника «Окружающий мир» третьеклассник узнает, что такое почва и почему она нуждается в охране.

Рассмотри рисунок. Подумай, что такое почва. Какое значение она имеет для растений и животных? Какие животные живут в ней?

Почва — это самый верхний слой земли.

На нём растут растения и живут различные животные.

Земля даёт им жизнь и является для них домом.

В ней живут такие животные, как кроты, медведка, дождевой червь, мыши, личинки жука, сверчки, многоножки.

Практическая работа «Почва»

Определи цель каждого опыта, опиши его ход, сделай вывод.

Опыт 1. Цель определить есть ли в почве воздух.

Ход опыта: бросим кусочек земли в воду. Из него начнут выходить пузырьки газа.

Вывод: в почве есть воздух.

Определить, есть ли в почве вода.

Ход опыта: положим кусочек земли на тарелочку и будем её нагревать. Сверху поместим стекло. На стекле выступят капельки влаги.

Вывод: в почве есть влага.

Определить из чего состоит почва.

Ход опыта: продолжим нагревать землю. Появился неприятный запах. Это сгорает перегной, остатки растений и животных.

Вывод: почва состоит из перегноя.

Определить из чего ещё состоит почва.

Ход опыта: прокалённую землю бросим в стакан с водой и размешаем. Она оседает в виде песка и глины.

Вывод: кроме перегноя в почве есть песок и глина.

Ход опыта: профильтруем воду, в которой некоторое время находилась земля. Воду нагреем и испарим. На месте воды останется белый налёт, это минеральные соли.

Вывод: в почве есть минеральные соли, которые растворяются в воде.

Проверь себя

Это верхний плодородный слой земли.

Какой состав она имеет?

Она состоит из перегноя, песка, глины и минеральных солей.

Как доказать, что в почве есть воздух, вода, перегной, песок и глина, соли?

  • Доказать, что в ней есть воздух можно бросив землю в воду.
  • Доказать, что в ней есть вода можно нагрев её.
  • Показать, что в ней есть перегной можно прокалив её.
  • Показать, что в ней есть песок и глина можно размешав прокалённую землю в воде.
  • Подтвердить, что в ней есть соли можно отфильтровав воду и испарив её.

Какие живые существа обитают в почве? Как они влияют на её плодородие?

В земле обитают многие животные. Это млекопитающие — кроты и мыши, насекомые — личинки жуков, медведки, многоножки, черви.

Все эти животные улучшают плодородие, рыхлят землю и перерабатывают органические останки.

В почве также обитают бактерии, которые превращают органические останки в минеральные соли, ведь они нужны для роста растений. Бактерии тоже улучшают плодородие.

Задания для домашней работы

У меня дома есть несколько горшков с цветами. Растения роняют на землю лепестки цветков, засохшие листья, веточки. Всё это становится отмершими останками. Чтобы воздух лучше поступал к корням, землю в горшках нужно часто рыхлить. И, конечно, растения нужно регулярно поливать.

На основе схемы на с. 66 изготовь модель и с её помощью расскажи, что растения получают из почвы.

Для изготовления схемы возьмём растение из гербария, у которого есть надземная часть с листьями и корневая система.

Наклеим растение на лист бумаги. Обозначим границу раздела почвы и воздуха. Ниже границы раздела, в земле изобразим схематично кислород, который поступает к корням растения; воду, поступающую к корням; перегной, превращающийся в соли; и растворение солей в воде.

В книге «Великан на поляне» прочитай рассказ «Уважайте жизнь дождевого червя». Что нового о нём тебе удалось узнать из рассказа? Как ты относишься к дождевым червям?

Из рассказа я узнала, что черви выползают на поверхность после дождя не для того, чтобы искупаться, а потому, что им нечем дышать, в залитых водой норках.

Я узнала, что по ночам червь высовывает головы и ощупывает землю в поисках пищи. Он ест гниющие листья и травинки.

Дождевые черви роют огромное количество норок, в которых скапливается воздух. А воздух нужен растениям для дыхания. Поэтому эти неказистые животные очень полезны, они улучшают плодородие.

Я хорошо отношусь к дождевым червям и никогда не стану их обижать. Они живут своей жизнью и нужны природе, и пусть они не красивые, зато очень полезные.

  • Деревья имеют один ствол, а кустарники несколько стволов. Травы вообще лишены ствола, они имеют стебель.
  • Хвойные деревья — ель, пихта, сосна
  • Лиственные деревья — клён, берёза, дуб.
  • Дикорастущими называются растения, свободно произрастающие в природе.
  • Культурными называются растения, выращиваемые человеком для своих нужд.
Оцените статью
Добавить комментарий