Pisa запустила электронную школу

Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней. Функциональная грамотность сформирована через формат международного исследования PISA.

в 2021 году обучающиеся Свердловской области примут участие в проведении региональной оценки по модели PISA.

PISA для школ – это разработанный Организацией экономического содружества и развития (ОЭСР) инструмент оценки качества образования.

В Российской Федерации данное исследование легло в основу «Оценки по модели PISA», которая проводится в соответствии с

Методологией и критериями оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся. Проведение оценки по модели PISA основано на технологиях и решениях проекта PISA for Schools (PISA для школ):

– в исследовании принимают участие обучающиеся, чей возраст на момент тестирования составляет от 15 лет и 3 месяцев до 16 лет и 2 месяцев (с 7-го класса);

– инструментарий исследования PISA для школ включает в себя тест и анкету для обучающихся, а также онлайн-анкету для администрации школы;

– участники исследования выполняют задания на компьютере;

– все задания построены на концептуальных рамках исследования PISA;

– исследование PISA для школ дает возможность получения результатов в привязке к единой шкале исследования PISA.

Интернет-ресурсы, контент которых можно использовать для развития и оценки функциональной грамотности обучающихся:

Электронный банк заданий по финансовой грамотности

Читательская грамотность. Характеристики и система оценивания

Примеры заданий по математической грамотности

Общероссийская оценка по модели PISA. Вебинар для образовательных организаций (25. 2020). Презентация платформы «Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»

Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач

Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов по шести составляющим функциональной грамотности

Банк заданий по функциональной грамотности от издательства «Просвещение»

Ccылка на видео

Pisa запустила электронную школу

Апробация контрольных измерительных материалов для оценки читательской грамотности обучающихся 5-х классов

График проведения диагностических работ в МАОУ СОШ №86

Оценка качества образования по модели международного исследования PISA пройдет в образовательных организациях Краснодарского края в рамках национального проекта «Образование».

Проведение общероссийской оценки по модели PISA основано на технологиях и решениях проекта “PISA for Schools” (исследование “PISA для школ”), в данном исследовании проверяется читательская, математическая и естественнонаучная грамотность. Участники исследования будут выполнять задания на компьютере.

Сроки проведения общероссийской оценки по модели PISA с 10 октября 2022г. по 28 октября 2022г.

В нем примут участие студенты Белореченского медицинского колледжа и учащиеся восьми школ Краснодарского края. В основе исследования лежит оценка уровня функциональной грамотности обучающихся 15-летнего возраста.

Для учащихся 5-х классов школы будет проведена апробация контрольных измерительных материалов для оценки читательской грамотности обучающихся с 26 сентября 2022г по 30 сентября 2022г.

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Задания международного исследования проверяют уровень знаний по математической, естественно-научной, читательской, финансовой грамотности, а также глобальных компетенций и креативного мышления.

Работа по подготовке к участию в исследовании и по повышению уровня функциональной грамотности обучающихся началась с нового учебного года. Модуль по формированию функциональной грамотности включен в программы повышения квалификации педагогов. На сайте краевого Института развития образования создан специальный раздел, где размещены необходимые нормативные документы, планы мероприятий и методические материалы. Для координации работы еженедельно проводятся региональные совещания с руководителями образовательных организаций.

Обучающиеся школ, принимающих участие в исследовании, проходят стартовую диагностику на портале «Российская электронная школа. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности». В региональный проект «Телешкола Кубани» также включены видеоконсультации по читательской, математической, естественно-научной и финансовой грамотности.

Кроме того, запланированы мастер-классы для педагогов и мотивирующий воркшоп на площадке мультимедийного исторического парка «Россия – моя история». В школы будут направлены сборники эталонных заданий серии «Функциональная грамотность. Учимся для жизни», осуществляются выезды в образовательные организации для обмена опытом по подготовке к участию в исследовании.

Напомним, что с заданиями на развитие функциональной грамотности школьников можно познакомиться на официальных сайтах:

Федеральный план мероприятий по подготовке к PISA

Объявления о подготовке к PISA

ДОКУМЕНТЫ

  • Приказ директора об организации работы по формированию функциональной грамотности обучающихся от 27.10.2021
  • Учебно-методическое пособие «Развитие функциональной грамотности на уроках математики» (эл. вариант)
  • План мероприятий по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся МАОУ Зайковской СОШ №2 на 2021-2022 уч.год  (эл. вариант)
  • Программа формирования функциональной грамотности обучающихся МАОУ Зайковской СОШ №2 (эл. вариант) НЕ ГОТОВО!

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

  • Методическое пособие для педагогов «Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы» (эл. вариант)
  • Сборник задач по математике на развитие функциональной грамотности учащихся (эл. вариант)
  • Сборник задач по математике (в рамках международного исследования PISA) (эл. вариант)
  • Диагностическая работа №1 для учащихся 7 класса (математическая грамотность) с критериями оценивания (эл. вариант)
  • Диагностическая работа №2 для учащихся 7 класса (математическая грамотность) с критериями оценивания (эл. вариант)

БАНК ЗАДАНИЙ

  • Комплексные диагностические работы  (формирование функциональной грамотности)4 класс7 класс10 класс
  • Ссылка на регистрацию педагогов на сайте Российской электронной школы

Международные тесты

Международная программа по оценке качества обучения PISA (Programme for International Student Assessment) проводится раз в 3 года, начиная с 2000 г. , и проходит под патронажем Организации экономического сотрудничества и развития. Цель этого масштабного тестирования — провести оценку грамотности 15-летних школьников в разных видах учебной деятельности: естественнонаучной, математической, компьютерной и читательской.

«PISA позволяет понять, какая страна будет более конкурентоспособной в будущем за счёт потенциала подрастающего поколения»

руководитель центра оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО, координатор PISA в России

Помимо PISA существуют и другие международные мониторинговые исследования, имеющие более узкую направленность. Тестирование TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study), например, нацелено на проверку качества математического и естественнонаучного образования учеников четвёртых и восьмых классов. Проводится оно при поддержке Международной ассоциации по оценке учебных достижений IEA. Помимо мониторинга качества знаний TIMSS призвано ещё и выявить различия в национальных системах образования разных стран.

А тестирование PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) Направлено на то, чтобы оценить качество чтения и понимания текста у ребят начальной школы. Так же, как и TIMSS, оно показывает различия в национальных системах образования. Исследование PIRLS проводится раз в пять лет, и проходило уже четыре раза: в 2001, 2006, 2011 и 2016 годах.

Pisa запустила электронную школу

Вселенная: иллюстрированный путеводитель

Новая занимательная энциклопедия – это серия познавательных книг, которые расскажут обо всем самом интересном! Внутри вы найдете самую главную информацию по разным увлечениям: от динозавров до космоса. Большие красивые издания с хорошей качественной бумагой – отличный подарок детям и взрослым. Хотите совершить путешествие по планетам Солнечной системы, побывать в мирах, лежащих за пределами Галактики, пройти по следам комет?

PISA и функциональная грамотность

В исследование PISA включены задания разного типа. Почти половину из них составляют вопросы, предполагающие свободные ответы. А есть вопросы с определённым, нерасширяемым списком ответов. Это значит, что ученик должен выдать самостоятельный ответ, который будет ограничен конкретными словами или числами. Почти треть всех заданий в тесте составляют вопросы с готовыми вариантами ответов.

Главное отличие программы PISA от ЕГЭ, ОГЭ и других российских тестов заключается в том, что она, в первую очередь, оценивает возможность школьников руководствоваться здравым смыслом и логикой при выполнении нестандартных задач. В этом отношении можно сказать, что PISA следует современным образовательным трендам, ведь способность учеников применять школьные знания в жизни — это важнейший аспект функциональной грамотности и навыков XXI века.

Задания PISA проверяют не заученный материал по биологии, географии, физике и обществознанию, а владение учеников компетенциями в различных контекстах этих предметов и межпредметного взаимодействия: здоровье человека, природные ресурсы, окружающая среда, экология, открытия в области науки и технологии. Существуют интерактивные задания, направленные на наблюдение за каким-то объектом, в которых нужно сделать вывод о том, как функционирует этот объект. Есть задания с аналитическим решением, в которых стоит задача предусмотреть дальнейшее развитие событий или действие каких-то предметов. В 2015 году появились в PISA и задания для коллективного выполнения — коллаборативные. В таких задачах предусмотрено совместное решение проблем. В качестве партнёров выступают виртуальные помощники, с которыми можно обсуждать, анализировать и решать заданную проблему: что-то организовать, создать, придумать, переделать или наладить. Такие задания показывают, как ученик взаимодействует с партнёром, как распределяет обязанности, и умеет ли договариваться.

Примеры заданий PISA разных лет:

Pisa запустила электронную школу

Задание PISA. Изображение с сайта fioco

Pisa запустила электронную школу

Pisa запустила электронную школу

Pisa запустила электронную школу

Позиции России и мнения экспертов

Показатели России в международном рейтинге стран, ученики которых проходили тестирование PISA, из года в год остаются невысокими. Но надо признать, что в последнее время нашей стране всё-таки удалось их немного улучшить. Российское Министерство образования решило сделать приоритетными другие направления учебной деятельности и объявило, что коммуникация, совместная работа и умение выстраивать свою деятельность станут ключевыми навыками, развитию которых должно способствовать обучение в школе.

Ну а самыми хорошими результатами в международном рейтинге могут похвастаться страны Азии: Китай, Тайвань, Сингапур, Южная Корея, Япония. После них по уже сложившейся традиции расположились Финляндия, Лихтенштейн, Швейцария и Нидерланды.

Профессор департамента психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ Александр Поддьяков считает, что тесты PISA имеют и некоторые недочёты: многие интерактивные творческие задания, по его мнению, должны иметь более гибкую систему ответов. В нескольких заданиях подобного типа эксперт заметил ошибки: разработчики попросту не смогли предвидеть другие (тоже правильные!) варианты решения тестов.

А вот американский профессор педагогики Университета Аризоны Дэвид Берлинер заявляет, что результаты теста PISA связаны вовсе не с уровнем образования, а с качеством жизни в стране. В США, кстати, тестирование PISA ученики проходят не блестяще: в 2015 году страна заняла 28-е место по математике, 24-е место по чтению и 25-е — по естественным наукам. Позиции России тогда были такими: 23-е, 26-е и 33-е места по тем же дисциплинам.

Галина Ковалёва, координатор PISA в России, отмечает: низкие результаты теста в нашей стране связаны с тем, что учителя превосходно обучают предмету, однако не замечают, как знания по этому предмету усваивают отдельные ученики в классе. Кроме того, Ковалёва говорит, что российская система образования заметно отличается, например, от финской (а Финляндия почти всегда лидирует в PISA). У нас существуют целые школы для способных детей, но при этом отстающие ученики оказываются совершенно «заброшенными». В Финляндии же нет «лицейских» классов и школ «с уклоном»: одарённым школьникам разрешено заниматься самостоятельно, а для отстающих разрабатываются специальные индивидуальные программы обучения.

Pisa запустила электронную школу

Мегатех. Технологии и общество 2050 года в прогнозах ученых и писателей

Приготовьтесь удивляться, ведь вас ждет захватывающий экскурс в будущее, который для вас проведут лучшие ученые умы современности – нобелевские лауреаты, авторы научно-популярных книжных бестселлеров и доктора наук. Порой правдоподобные, порой достаточно смелые прогнозы дают исчерпывающее представление о том, во что трансформируется современный мир и каковы будут последствия этой глобальной трансформации для всех сфер нашей жизни – от технологической до промышленной и общественной. Как преобразится медицина к 2050-му году? Какие новые материалы и источники энергии мы будем использовать? Сможем ли мы окончательно победить голод и болезни? Как доступные технологии изменят лицо общества? Ответы на эти и многие другие волнующие вопросы собрал вместе Дэниел Франклин, исполнительный редактор журнала The Economist, ведущего научно-политического издания Великобритании. Что ждет нас в 2050-м году? Будут ли нам доступны совершенно новые технологии, которые пока даже невозможно представить? Или же при мысли о технологиях будущего вам представляются летающие автомобили, покорение космоса и всесильный искусственный разум? Ответы на все интересующие нас вопросы о будущем вы найдете в этой книге, составленной редактором журнала The Economist Дэниелом Франклином, из прогнозов, сделанных ведущими мировыми учеными, нобелевскими лауреатами и писателями. Скрыть описание

  • Семь принципов финского образования
  • Инклюзивное образование в Финляндии: есть, чему поучиться

К PISA можно относиться по-разному. Конечно, в этой системе есть свои нюансы, просчёты и даже ошибки. Как и большинство систем оценки знаний, тестирование PISA несовершенно, и слепо гнаться за топовыми позициями в  международном рейтинге было бы не самым умным решением для нашей страны. Но игнорировать итоги тестирования и вовсе глупо, ведь изначально исследования PISA направлены не просто на оценку достижений учеников, а на выявление слабых мест в системе школьного образования страны в целом. Результаты PISA — это результаты владения новыми важными компетенциями, ставшими не просто трендами международного образования, а ключевыми навыками современного человека, от которых зависит успех, реализация творческого потенциала и полноценное взаимодействие с обществом.

Инструктивные материалы для проведения оценки на базе образовательной организации

PISA имеет принципиальные отличия от
прочих существующих оценочных систем. Они заключаются в:

  • Широте
    охвата. В
    программе участвуют многие мировые государства.
  • Уклоне
    на непрерывное обучение в течение жизни. Участники исследования сообщают о представлении
    о себе спустя некоторое время, о мотивации к продолжению обучения после
    основного образования, о стратегиях получения новых знаний и навыков.
  • Ориентации
    на политику,
    предполагающую связывание данных о результатах образовательного процесса и
    отношении к обучению со сведениями о происхождении учащихся, их социальном
    статусе и о факторах, влияющих на усвоение знаний и навыков в школах.
  • Систематичности
    и планомерности,
    позволяющих странам-участницам отслеживать успешность достижения
    образовательных целей в динамике.

Исследования проводятся OECD –
Организацией экономического сотрудничества и развития (русская аббревиатура –
ОЭСР). В России программа реализуется Федеральным институтом оценки качества
образования (ФИОКО), являющимся бюджетным учреждением.

В рамках PISA оценивается три направления
применения на практике полученных во время образовательного процесса навыков и
знаний. Это:

  • Читательская
    грамотность. Она расценивается как способность воспринимать и понимать
    текстовую информацию, размышлять о получаемых знаниях и заниматься чтением
    для достижения целей, расширения кругозора и возможностей, активного
    участия в социуме и взаимодействия с обществом.
  • Математическая
    грамотность – способности учащихся к математическому мышлению, а также к
    формулированию, интерпретированию и применению математики как науки при
    решении задач в рамках разных практических и жизненных контекстов. Данный
    показатель охватывает процедуры, факты и термины, понятия, инструментарии
    для объяснений, описания и даже прогнозирования отдельных явлений. Такая
    грамотность даёт возможность понимать, какую роль играет в мире
    математика, а также принимать обдуманные решения и совершать продуманные
    действия.
  • Естественнонаучная
    грамотность. Она расценивается как человеческая способность к активной
    гражданской позиции, касающейся естественных наук, а также к полной
    готовности интересоваться идеями в естественнонаучных областях.
    Современный человек должен обладать компетенциями в объяснении явлений,
    интерпретации доказательств и данных, в планировании и оценивании
    исследований, аргументированном обсуждении актуальных мировых проблем.

Также в рамках каждого цикла вводятся
дополнительные направления. Например, в 2012-ом проверялась финансовая
грамотность, в 2015-ом году внимание уделялось решению проблем, в 2018-ом упор
делался на глобальные компетенции.

Как проходит PISA:
особенности проведения

Цикл длится три года. В рамках PISA
выбирается одно акцентное направление из трёх имеющихся: читательская,
естественнонаучная либо математическая грамотность. Также каждый раз вводится
одна дополнительная предметная область

В структуру исследования входят:

  • Компьютерное
    тестирование для школьников по естественным наукам, чтению и математике, а
    также дополнительной предметной области. На решение задач отводится два
    часа.
  • Анкетирование
    участников (школьников). Анкета включает вопросы о жизненном опыте,
    статусе, отношении к образованию, финансовой грамотности (использовании
    денег в школе и за её пределами), а также об использовании
    коммуникационных и информационных технологий. На анкетирование даётся
    сорок девять минут.
  • Анкетирование
    администрации участвующего в исследовании общеобразовательного учреждения
    (для учителей или руководства). Такая анкета призвана выявлять факторы,
    которые определяют различия в образовательных системах
    государств-участников.

Кроме того, дополнительно
предусматриваются анкеты для родителей и вопросы по финансовой образованности
для администрации. Ученики могут проходить тестирование и анкетирование
последовательно или в разное время

Предлагаемые задания и
результаты выполнения:

Задания тестирования делятся на два типа:

  • . Это задания с описанием
    проблем и вопросами.
  • . Такие задания содержат
    интерактивные материалы в формате компьютерной симуляции. Участник как бы
    попадает в виртуальную реальность, погружается в симулированную, но
    максимально приближенную к реальности ситуацию. В ходе таких заданий
    задаются вопросы, предлагаются разные варианты развития событий.

Результаты становятся доступными и
публикуются после каждого цикла лишь на следующий год, причём в его конце. То
есть для PISA-2022 итоги будут обнародованы только в декабре 2022-го.

Результаты проверки знаний школьников по
каждому направлению делятся на шесть уровней, для которых предусматриваются
минимальные количества баллов, то есть нижние границы. Баллы подсчитываются по
ответам. И учащиеся, достигшие того или иного уровня, должны демонстрировать
определённые навыки и умения, применимые не только в обучении, но и в реальной
жизни.

В рамках PISA-2022, по официальным данным,
будет тщательно анализироваться в качестве основополагающего направления
математическая грамотность. А дополнительной областью станет креативное
мышление. Будет выясняться, насколько эффективно в разных государствах учеников
готовят к активному использованию математики в главных аспектах: общественном,
профессиональном и личном.

В математической грамотности в 2022-ом
году выделяется ключевой компонент – математическое рассуждение. И оно должно
предполагать умения оценивать, правильно интерпретировать, рационально
применять и грамотно формулировать знания. Причём навыки должны использоваться
в четырёх жизненных контекстах: научном, личном, профессиональном и
общественном. Математическое содержание в рамках рассматриваемой концепции
делится на четыре категории:

  • неопределённость
    и данные;
  • формы с
    пространствами;
  • зависимости,
    изменение.

В математическую концепцию добавляются
навыки, особенно необходимые в 21-ом веке. Это креативность, умелое
использование информации, критическое мышление, рефлексия, системность в
мышлении, изучение и исследование, инициативность, саморегуляция и
настойчивость, а также коммуникация.

Участники PISA-2022 определяются в ходе
выборки. Но теоретически принять участие в масштабном исследовании могут
соответствующие установленным критериям подростки из разных регионов РФ. Это
учащиеся, достигшие 15-летнего возраста и проходящие обучение в образовательных
учреждениях. Окончательные списки формируются ближе к дате проведения PISA, а
пока они неизвестны.

Начались и масштабные международные подготовительные мероприятия. На сайте
Роспотребнадзора появились сведения о том, что первая встреча национальных
координаторов исследования состоялась в Вене, и в ней участвовали эксперты из
РФ. В новом цикле PISA в 2022-ом году продемонстрируют знания учащихся 88
государств. И уже готов инструментарий для апробации 2021-го.

А чтобы подготовиться к тестированию
самостоятельно, можно просмотреть примеры и решить задачи прошлых лет. Это
позволит не только проверить свои навыки и знания, но и выяснить формат и суть
предстоящих заданий.

PISA-2022 – это международное масштабное
исследование, которое позволит проанализировать не только знания школьников, но
и их соответствие современной жизни, а также умение применять на практике
навыки и умения.

Pisa запустила электронную школу

2022 года в 5 «д» классе выполнили тестовое задание на Интернет – портале РЭШ по развитию функциональной грамотности.

Pisa запустила электронную школу

21-22. 2022 года в рамках реализации международного исследования качества образования PISA-2022 41 учащихся 9-10 классов выполнил тестовое задание на платформе РЭШ по дополнительной профессиональной программе «Естественно – научная грамотность»

В рамках реализации мероприятий, направленных на развитие функциональной грамотности обучающихся, обеспечена регистрация учащихся 5-6 классов на Интернет-портале «Российская электронная школа»

Независимая оценка качества

Методические рекомендации

  • Как обеспечить конкурентоспособность Российского образования? // Ковалева Галина Сергеевна, руководитель Центра оценки качества образования Института стратегии развития образования Российской академии образования, к.п.н., 24.09.2020
  • Ссылки на видеолекции по формированию функциональной грамотности Московского государственного областного университета
  • Федеральный институт оценки качества образования
  • Организация экономического содружества и развития (ОЭСР) — разработчик PISA
  • Проведение исследования PISA-2018 в России
  • Системный проект «Совершенствование механизмов повышения функциональной грамотности обучающихся» (ПРОСВЕЩЕНИЕ)
  • Сайт АСОУ, «УЧИТЕЛЬ БУДУЩЕГО»
  • Готовность учителей к обучению школьников, участвующих в международном исследовании PISA
  • Московский государственный областной университет

Банк (копилка) заданий в формате PISA для использования педагогами, обучающимися

В каком направлении развивается российская система образования (по результатам PIZA – 2018)

Полезные ссылки по исследованию

Документы федерального уровня

Документы регионального уровня

  • Распоряжение комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 29.10.2019 № 2257-р «Об утверждении плана мероприятий (дорожная карта) по подготовке к участию в общероссийской, региональной оценке по модели PISA»
  • Распоряжение комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 04.06.2020 № 977-р «Об утверждении плана мероприятий (дорожная карта) по подготовке к участию в общероссийской, региональной оценке по модели PISA на 2 полугодие 2020 года»

Документы муниципального уровня

Документы школьного уровня

Предлагаемые задания и результаты выполнения

Тестовые задания бывают двух типов:

Стандартные – обыкновенные задания, в которых описывают проблемы и вопросы.

Интерактивные – задания с интерактивными материалами, оформленные в виде компьютерной симуляции. Можно сравнить это с компьютерной игрой: тестируемый будто бы оказывается в виртуальной реальности, где ему приходится решать ситуации, так похожие на реальные. Во время подобных тестов ученику задаются вопросы, предполагающие разного рода варианты ответа и дальнейшие действия.

Все эти задания могут проводиться в разном формате: можно выбирать один или несколько правильных ответов, как в стандартных тестах, а можно дать конкретный ответ, объясненный максимально подробно, порой требуя от ученика решения конкретной проблемы.

Посмотреть или даже порешать пробные задания всегда можно – они находятся на официальном сайте ФИОКО. Результаты проведенного тестирования любого направления становятся доступны не раньше, чем через год – а если быть точнее, то в конце года. К примеру, итоги PISA-2022 будут доступны в декабре 2023-го.

Итоги проверки, говорящей о качестве знаний подростков по всем категориям, разделяют на шесть уровней, и у каждого есть своя нижняя граница – порог. Исходя из ответов, подсчитываются баллы, и школьники, достигшие определенного уровня, должны продемонстрировать свои знания и умения, которые можно будет применить не только в теории, но и на практике.

Открытые задания PISA

Оцените статью
Добавить комментарий