По чтению и литературному чтению, 2 класс УМК “Школа России”. Технологическая карта урока в 4 классе УМК “Школа России”. Знание раздела “О братьях наших меньших”

По чтению и литературному чтению, 2 класс УМК "Школа России". Технологическая карта урока в 4 классе УМК "Школа России". Знание раздела "О братьях наших меньших" Реш еду ру

Русская народная сказка «Теремок» в обработке Е. Чарушина.

>>> Перейти на мобильный размер сайта >>>

Учебник для 4 класса
(Часть 1)

>>> Перейти на мобильный размер сайта >>>

Учебник для 4 класса
(Часть 1)

>>> Перейти на мобильный размер сайта >>>

Учебник для 4 класса
(Часть 1)

Цель: повторить и обобщить знания
учащихся по разделу, учить излагать свои мысли,
развивать творческие способности детей.

  1. Иллюстрации к разделу “Сова”.
  2. Музыкальный центр
  3. Компьютер.

1. Организационный момент.

Давайте начнем урок со стихов, которые
сочиним сами.

Я буду называть первую и вторую строчку, а вы
будете сочинять последнее слово:

Молодцы! Хорошо сочиняем стихи и я думаю, что
все дети на уроке будут соблюдать правила
поведения.

2. Тема урока.

А сейчас посмотрите на иллюстрации и
определите тему урока!

В каких произведениях мы встречались с этими
животными.

Цель нашего урока вспомнить все произведения,
которые мы изучили в разделе “О братьях наших
меньших”. Игры, которые я вам сейчас предложу,
помогут вам в этом.

Литературное чтение
2 класс

УМК «Школа России»

МБОУ Болтинская средняя общеобразовательная школа

учитель начальных классов

– На месте!

– На месте!

– У края!

Светлячок! А где твой дом?

Я ищу тебя кругом.

Где ты прячешься? Скажи!

Я хочу с тобой дружить!

О братьях наших меньших

коилац яивмзыйу

2124365 81532467

Околица — 1. Изгородь вокруг деревни; вообще край деревни.

2. Место вокруг селения, рядом с ним. Окружающая местность.

Уязвимый — такой, которого легко уязвить, обидеть. Слабый, плохо защищенный

  • Как нужно относиться к животным, чтобы им не навредить?

Шли по крыше три кота.

Три кота Василия.

Прямо в небо синее.

Сели кисти на карниз,

Посмотрели вверх и вниз.

И сказали три кота:

– Красота! Красота!

Игра «Кто у кого?»

У кошки –

У собаки –

У зайчихи –

У утки –

У овечки –

У курочки –

У ежихи –

У коровы –

У свиньи –

У лисы –

У рыбки –

У лосихи –

У волчицы –

У скворчихи –

На уроке мне было интересно. У меня все получилось.

На уроке мне было интересно, но были трудности.

На уроке мне было неинтересно, скучно. Я не справился с заданием.

Нарисуй любое взрослое животное с детёнышем и составь о них рассказ.

По чтению и литературному чтению, 2 класс УМК "Школа России". Технологическая карта урока в 4 классе УМК "Школа России". Знание раздела "О братьях наших меньших"Чарушин Евгений Иванович (1901-1965) — выдающийся советский художник-график, а также автор замечательных рассказов о животных. Чарушин широко известен многим юным читателям, живущим на разных континентах земного шара. Его книги напечатаны в СССР, Англии, Франции, Чехословакии, Болгарии. Японии, США, Индии, Австралии и в других странах, тиражом свыше 50 миллионов экземпляров.

Рассказы и рисунки художника пришлись по сердцу всем, кто любит животных и природу. Чарушин всегда изображал то, что сам сильно любил и хорошо знал.

Еще мальчиком он часто бывал с отцом на охоте, бродил по полям и лесам. Он знал повадки животных и птиц, сам приручал их, поил, кормил.

Нарисованные им зайчата, медвежата, оленята, волчата вызывают добрые, теплые чувства. Художник изображает животных, тонко передавая их характер; мы узнаем хищника в барсе и тигренке, видим незащищенность зайчика, задиристость петуха, суетливость вороны. Рисунки художника очень правдивы, в них нет ничего лишнего. Они просты по форме, реалистичны, понятны всем.

Чарушин работал также в фарфоре, писал декорации для театра. Расписывал стены детских садов и домов пионеров, создавал модели игрушек. Он был талантливым педагогом, много сделавшим для художественного воспитания детей. За выдающуюся творческую и общественную деятельность ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Своим искусством Чарушин способствовал расцвету советской детской книги.

Аленький цветочек

Подивилася она такому чуду чудному, диву дивному, порадовалась своему цветочку аленькому, заветному и пошла назад в палаты свои дворцовые; и в одной из них стоит стол накрыт, и только она подумала: «Видно, зверь лесной, чудо морское, на меня не гневается и будет он ко мне господин милостивый», — как на белой мраморной стене появились словеса огненные:

Заиграла музыка пуще прежнего, на столе явились яства сахарные, питья медвяные, вся посуда золота червонного. Села она за стол веселёхонька, хотя сроду не обедала одна-одинё-шенька; ела она, пила, прохлаждалася, музыкою забавлялася. После обеда, накушавшись, она опочивать легла; заиграла музыка потише и подальше — по той причине, чтоб ей спать не мешать.

После ужина вошла она в ту палату беломраморную, где читала она на стене словеса огненные, и видит она на той же стене опять такие же словеса огненные:

«Довольна ли госпожа моя своими садами и палатами, угощеньем и прислугою?»

И возговорила голосом радостным молодая дочь купецкая, красавица писаная:

Появилися на стене словеса огненные:

— Если ты стар человек — будь мне дедушка, если середович — будь мне дядюшка, если же молод ты — будь мне названый брат, и поколь я жива — будь мне сердечный друг.

Долго, долго лесной зверь, чудо морское, не поддавался на такие слова, да не мог просьбам и слезам своей красавицы супротивным быть, и говорит ей таково слово: — Не могу я тебе супротивным быть по той причине, что люблю тебя пуще самого себя; исполню я твоё желание, хотя знаю, что погублю моё счастие и умру смертью безвременной. Приходи в зелёный сад в сумерки серые, когда сядет за лес солнышко красное, и скажи: «Покажись мне, верный друг!» — и покажу я тебе своё лицо противное, своё тело безобразное. А коли станет невмоготу тебе больше у меня оставаться, не хочу я твоей неволи и муки вечной: ты найдёшь в опочивальне своей, у себя под подушкою, мой золот перстень. Надень его на правый мизинец — и очутишься ты у батюшки родимого и ничего обо мне николи не услышишь.

Не убоялась, не устрашилась, крепко на себя понадеялась молодая дочь купецкая, красавица писаная. В те поры, не мешкая ни минуточки, пошла она во зелёный сад дожидатися часу урочного, и, когда пришли сумерки серые, опус-тилося за лес солнышко красное, проговорила она: «Покажись мне, мой верный друг!» — и показался ей издали зверь лесной, чудо морское: он прошёл только поперёк дороги и пропал в частых кустах; и невзвидела света молодая дочь купецкая, красавица писаная, всплеснула руками белыми, закричала истошным голосом и упала на дорогу без памяти. Да и страшен был зверь лесной, чудо морское: руки кривые, на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди-сзади горбы великие верблюжие, весь мохнатый от верху до низу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза были совиные.

Полежавши долго ли, мало ли времени, опамятовалась молодая дочь купецкая, красавица писаная, и слышит: плачет кто-то возле неё, горючими слезами обливается и говорит голосом жалостным:

— Погубила ты меня, моя красавица возлюбленная, не видать мне больше твоего лица распрекрасного, не захочешь ты меня даже слушати, и пришло мне умереть смертью безвременною.

И стало ей жалко и совестно, и совладала она со своим страхом великим и с своим сердцем робким девичьим, и заговорила она голосом твёрдым:

— Нет, не бойся ничего, мой господин добрый и ласковый, не испугаюсь я больше твоего вида страшного, не разлучусь я с тобой, не забуду твоих милостей; покажись мне теперь же в своём виде давешнем; я только впервые испугалася.

И прошло тому немало времени: скоро сказка сказывается, не скоро дело делается. Вот однажды и привиделось во сне молодой купецкой дочери, красавице писаной, что батюшка её нездоров лежит; и напала на неё тоска неусыпная, и увидал её в той тоске и слезах зверь лесной, чудо морское, и сильно закручинился и стал спрашивать: отчего она во тоске, во слезах? Рассказала она ему свой недобрый сон и стала просить у него позволения повидать своего батюшку родимого и сестриц своих любезных. И возговорит к ней зверь лесной, чудо морское:

— И зачем тебе моё позволенье? Золот перстень мой у тебя лежит, надень его на правый мизинец и очутишься в дому у батюшки родимого. Оставайся у него, пока не соскучишься, а и только я скажу тебе: коли ты ровно через три дня и три ночи не воротишься, то не будет меня на белом свете, и умру я тою же минутою, по той причине, что люблю тебя больше, чем самого себя, и жить без тебя не могу.

Стала она заверять словами заветными и клятвами, что ровно за час до трёх дней и трёх ночей воротится во палаты его высокие. Простилась она с хозяином своим ласковым и милостивым, надела на правый мизинец золот перстень и очутилась на широком дворе честного купца, своего батюшки родимого. Идёт она на высокое крыльцо его палат каменных; набежала к ней прислуга и челядь дворовая, подняли шум и крик; прибежали сестрицы любезные и, увидевши её, диву дались красоте её девичьей и её наряду царскому, королевскому; подхватили её под руки белые и повели к батюшке родимому; а батюшка нездоров лежал, нездоров и нерадостен, день и ночь её вспо-минаючи, горючими слезами обливаючись; и не вспомнился он от радости, увидавши свою дочь милую, хорошую, пригожую, меньшую, любимую, и дивился он красоте её девичьей, её наряду царскому, королевскому.

— Если я моему господину доброму и ласковому за все его милости и любовь горячую, несказанную заплачу его смертью лютою, то не буду я стоить того, чтобы мне на белом свете жить, и стоит меня тогда отдать диким зверям на растерзание.

И отец её, честной купец, похвалил её за такие речи хорошие, и было положено, чтобы до срока ровно за час воротилась к зверю лесному, чуду морскому, дочь хорошая, пригожая, меньшая, любимая. А сёстрам то в досаду было, и задумали они дело хитрое, дело хитрое и недоброе; взяли они да все часы в доме целым часом назад поставили, и не ведал того честной купец и вся его прислуга, челядь дворовая.

И когда пришёл настоящий час, стало у молодой купецкой дочери, красавицы писаной, сердце болеть и щемить, ровно стало что-нибудь подмывать её, и смотрит она то и дело на часы отцовские, аглицкие, немецкие, — а всё рано ей пускаться в дальний путь. А сёстры с ней разговаривают, о том о сём расспрашивают, по-задерживают. Однако сердце её не вытерпело; простилась дочь меньшая, любимая, красавица писаная, со честным купцом, батюшкой родимым, приняла от него благословение родительское, простилась с сёстрами старшими, любезными, со прислугою верною, челядью дворовою, и, не дождавшись единой минуточки до часа урочного, надела золот перстень на правый мизинец и очутилась во дворце белокаменном, во палатах высоких зверя лесного, чуда морского, и, дивуючись, что он её не встречает, закричала она громким голосом:

— Где же ты, мой добрый господин, мой верный друг? Что же ты меня не встречаешь? Я воротилась раньше срока назначенного целым часом со минуточкой.

Ни ответа, ни привета не было, тишина стояла мёртвая; в зелёных садах птицы не пели песни райские, не били фонтаны воды и не шумели ключи родниковые, не играла музыка во палатах высоких. Дрогнуло сердечко у купецкой дочери, красавицы писаной, почуяла она нешто недоброе; обежала она палаты высокие и сады зелёные, звала зычным голосом своего хозяина доброго — нет нигде ни ответа, ни привета и никакого гласа послушания. Побежала она на пригорок муравчатый, где рос, красовался её любимый цветочек аленький, и видит она, что лесной зверь, чудо морское, лежит на пригорке, обхватив аленький цветочек своими лапами безобразными. И показалось ей, что заснул он, её дожидаючись, и спит теперь крепким сном. Начала его будить потихоньку дочь купецкая, красавица писаная, — он не слышит; принялась будить покрепче, схватила его за лапу мохнатую — и видит, что зверь лесной, чудо морское, бездыханен, мёртв.

По чтению и литературному чтению, 2 класс УМК "Школа России". Технологическая карта урока в 4 классе УМК "Школа России". Знание раздела "О братьях наших меньших"

Помутилися её очи ясные, подкосилися ноги резвые, пала она на колени, обняла руками белыми голову своего господина доброго, голову безобразную и противную, и завопила истошным голосом:

— Ты встань, пробудись, мой сердечный друг, я люблю тебя как жениха желанного!..

И только таковы слова она вымолвила, как заблестели молнии со всех сторон, затряслась земля от грома великого, ударила Громова стрела каменная в пригорок муравчатый, и упала без памяти молодая дочь купецкая, красавица писаная. Много ли, мало ли времени лежала она без памяти — не ведаю; только, очнувшись, видит она себя во палате высокой, беломраморной, сидит она на золотом престоле со каменьями драгоценными, и обнимает её принц молодой, красавец писаный, на голове со короною царскою, в одежде златокованой; перед ним стоит отец с сёстрами, а кругом на коленях стоит свита великая, все одеты в парчах золотых, серебряных. И возговорит к ней молодой принц, красавец писаный, на голове со короною царскою:

— Полюбила ты меня, красавица ненаглядная, в образе чудища безобразного, за мою добрую душу и любовь к тебе; полюби же меня теперь в образе человеческом, будь моей невестой желанною. Злая волшебница прогневалась на моего родителя покойного, короля славного и могучего, украла меня, ещё малолетнего, и сатанинским колдовством своим, силой нечистою обратила меня в чудище страшное и наложила таковое заклятие, чтобы жить мне в таковом виде безобразном, противном и страшном для всякого человека, для всякой твари Божией, пока найдётся красная девица, какого бы роду и званья ни была она, и полюбит меня в образе страшилища и пожелает быть моей женой законной, — и тогда колдовство всё покончится, и стану я опять по-прежнему человеком молодым и пригожим. И жил я таковым страшилищем и пугалом ровно тридцать лет, и залучал я в мой дворец заколдованный одиннадцать девиц красных, а ты была двенадцатая. Ни одна не полюбила меня за мои ласки и угождения, за мою душу добрую. Ты одна полюбила меня, чудище противное и безобразное, за мои ласки и угождения, за мою душу добрую, за любовь мою к тебе несказанную, и будешь ты за то женою короля славного, королевою в царстве могучем.

Тогда все тому подивилися, свита до земли преклонилася. Честной купец дал своё благословение дочери меньшой, любимой и молодому принцу-королевичу. И поздравили жениха с невестою сёстры старшие, завистные, и все слуги верные, бояре великие и кавалеры ратные, и нимало не медля принялись весёлым пирком да за свадебку, и стали жить да поживать, добра наживать. Я сама там была, пиво-мёд пила, по усам текло, да в рот не попало.

Проверяем свои знания

  1. Можно ли по заглавию предположить, о чём сказка Аксакова? Изменится ли смысл произведения, если дать ему другое название: «Алый цветок», «Сёстры», «Подарки», «Чудище-юдище»?
  2. Обсудите с другом, чем старшие дочери отличаются от младшей дочери. Как поступки героинь помогают понять их характер?
  3. Почему именно младшая дочь смогла помочь принцу-королевичу избавиться от колдовства?
  4. О каком волшебном предмете идёт речь в сказке? В чём проявляется его волшебная сила? Найди его описание в сказке.
  5. Раздели сказку на части, озаглавь их. Подумай, как расскажет историю об аленьком цветочке младшая дочь.
  6. Можно ли назвать сказку Аксакова волшебной? Почему? Запиши в «Рабочую тетрадь».

Игра № 2

(Работа на компьютере по отгадыванию
кроссворда)

1. На кого рассердилась сова? (Старик)

2. Кто обижал утят? (Ребята)

3. Что хотела украсть киска? (Сосиски)

4. С кем поругался старик? (Сова)

5. Как автор назвал медведя? (Музыкант)

6. Как звали храброго утенка? (Алеша)

7. Что разоряли мыши на лугу? (Гнезда)

Что объединяют все эти произведения? (Рассказы
о животных)

Назови ключевое слово. (Рассказ)

Сейчас мы с вами попробуем составить картинный
план по рассказу “Сова” Виталия Бианки.

Игра “Расставь по порядку”. (Индивидуальная
работа)

Сова – Мыши – Шмели – Клевер – Корова – Молоко
– Чай.

Какой вывод можно сделать из прочитанного
рассказа?

(Сова за лето уничтожает 1000 мышей, а полевки за
лето 1 т зерна).

Животные помогают человеку, а человек должен
помогать животным.

Если мы нарушаем что-то в природе, то она нам
этого не прощает.

Физминутка. “Веселые мартышки”.

Мы – веселые мартышки.
Мы играем громко слишком.
Мы в ладошки хлопаем раз, два, три.
Надуваем щечки,
Скачем на носочках раз, два, три.
И друг друга даже
Язычки покажем.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальцы поднесем к виску,
Оттопырим ушки,
Хвостик на макушке.
Шире рот откроем,
Гримасы все состроим.
Как скажу я цифру “три”,
Все с гримасами замри !
Раз-два-три !

Игра № 3

(Работа на компьютере)

А) Внимательно посмотри на иллюстрацию и найди
из какого произведения этот отрывок.

  1. Страшный рассказ.
  2. Жила-была кошка.
  3. Храбрый утенок.

Б) Откуда этот эпизод:

“Когда она дышала,
С домов слетали крыши.
И все деревья гнулись-
И это было так.”

“Как только утята подбегали к тарелке, из сада
вылетала большая стрекоза и начинала кружиться
над ними.”

“Заяц живет в лесу. Днем беляк спит, а ночью
выходит на кормёжку. Заяц легко передвигается по
глубокому снегу. У зайцев много врагов –
охотники, волки, лисы, собаки. Зайцы бегают в час 70
км.”

 Что нового узнали ? С какими литературными
жанрами вы встретились в этом разделе ?

Дети нашего класса написали сочинения о своих
животных. (Чтение сочинений).

Чтение. “Какой характер у животных ?”

Работа с учебником (задание № 12, стр. 156).
Подчеркни главную мысль.

Вывод: Природу может спасти только
наша любовь.

(Работа с компьютером)

В этом квадрате есть повторяющиеся буквы.
Зачеркни их. Из оставшихся букв сложи слово и ты
получишь свою оценку за урок.

О Т Л И Ч Н О

Аленький цветочек

У честного купца дух занимается; подходит он ко тому цветку; запах от цветка по всему саду ровно струя бежит; затряслись и руки и ноги у купца, и возговорил он голосом радостным:

— Вот аленький цветочек, какого нет краше на белом свете, о каком просила меня дочь меньшая, любимая.

И, проговорив таковы слова, он подошёл и сорвал аленький цветочек. В ту же минуту, безо всяких туч, блеснула молния и ударил гром, инда земля зашаталася под ногами, — и вырос, как будто из земли, перед купцом зверь не зверь, человек не человек, а так какое-то чудище, страшное и мохнатое, и заревел он голосом диким:

Знай же свою участь горькую: умереть тебе за свою вину смертью безвременною!..

Есть одно для тебя спасенье. Я отпущу тебя домой невредимого, награжу казной несчётною, подарю цветочек аленький, коли дашь ты мне слово честное купецкое и запись своей руки, что пришлёшь заместо себя одну из дочерей своих, хороших, пригожих; я обиды ей никакой не сделаю, а и будет она жить у меня в чести и приволье, как сам ты жил во дворце моём. Стало скучно мне жить одному, и хочу я залучить себе товарища.

— Господин честной, зверь лесной, чудо морское! А и как мне быть, коли дочери мои, хорошие и пригожие, по своей воле не захотят ехать к тебе? Не связать же мне им руки и ноги да насильно прислать? Да и каким путём до тебя доехать? Я ехал к тебе ровно два года, а по каким местам, по каким путям, я не ведаю.

Возговорил купцу зверь лесной, чудо морское:

— Не хочу я невольницы: пусть приедет твоя дочь сюда по любви к тебе, своей волею и хотением; а коли дочери твои не поедут по своей воле и хотению, то сам приезжай, и велю я казнить тебя смертью лютою. А как приехать ко мне — не твоя беда; дам я тебе перстень с руки моей: кто наденет его на правый мизинец, тот очутится там, где пожелает, во единое ока мгновение. Сроку тебе даю дома пробыть три дня и три ночи.

Думал, думал купец думу крепкую и придумал так: «Лучше мне с дочерьми повидатися, дать им своё родительское благословение, и коли они избавить меня от смерти не захотят, то приготовиться к смерти по долгу христианскому и воротиться к лесному зверю, чуду морскому». Фальши у него на уме не было, а потому он рассказал, что у него было на мыслях. Зверь лесной, чудо морское, и без того их знал; видя его правду, он и записи с него заручной не взял, а снял с своей руки золотой перстень и подал его честному купцу.

— Мне богатства твои ненадобны; богатство дело наживное, а открой ты мне своё горе сердешное.

И возговорит тогда честной купец своим дочерям родимым, хорошим и пригожим:

— Не потерял я своего богатства великого, а нажил казны втрое-вчетверо; а есть у меня другая печаль, и скажу вам об ней завтрашний день, а сегодня будем веселитися.

Приказал он принести сундуки дорожные, железом окованные; доставал он старшей дочери золотой венец, золота аравийского, на огне не горит, в воде не ржавеет, со камнями самоцветными; достаёт гостинец середней дочери, тувалет хрусталю восточного; достаёт гостинец меньшей дочери, золотой кувшин с цветочком аленьким. Старшие дочери от радости рехнулися, унесли свои гостинцы в терема высокие и там на просторе ими досыта потешалися. Только дочь меньшая, любимая, увидав цветочек аленький, затряслась вся и заплакала, точно в сердце её что ужалило. Как возговорит к ней отец таковы речи:

— Что же, дочь моя милая, любимая, не берёшь ты своего цветка желанного? Краше его нет на белом свете.

По чтению и литературному чтению, 2 класс УМК "Школа России". Технологическая карта урока в 4 классе УМК "Школа России". Знание раздела "О братьях наших меньших"

Заутра позвал к себе купец старшую дочь, рассказал ей всё, что с ним приключилося, всё от слова до слова, и спросил: хочет ли она избавить его от смерти лютой и поехать жить к зверю лесному, к чуду морскому? Старшая дочь наотрез отказалася и говорит:

— Пусть та дочь и выручает отца, для кого он доставал аленький цветочек.

— Пусть та дочь и выручает отца, для кого он доставал аленький цветочек.

Позвал честной купец меньшую дочь и стал ей всё рассказывать, всё от слова до слова, и не успел кончить речи своей, как стала перед ним на колени дочь меньшая, любимая, и сказала:

— Благослови меня, государь мой батюшка родимый: я поеду к зверю лесному, чуду морскому, и стану жить у него. Для меня достал ты аленький цветочек, и мне надо выручить тебя.

— Не плачь, не тоскуй, государь мой батюшка родимый; житьё моё будет богатое, привольное: зверя лесного, чуда морского, я не испуга-юся, буду служить ему верою и правдою, исполнять его волю господскую, а может, он надо мной и сжалится. Не оплакивай ты меня живую, словно мёртвую: может, Бог даст, я и вернусь к тебе.

Плачет, рыдает честной купец, таковыми речами не утешается. Прибегают сёстры старшие, большая и середняя, подняли плач по всему дому: вишь, больно им жалко меньшей сестры, любимой; а меньшая сестра и виду печального не кажет, не плачет, не охает и в дальний путь неведомый собирается.

Прошёл третий день и третья ночь, пришла пора расставаться честному купцу, расставаться с дочерью меньшою, любимою; он целует, милует её, горючими слезами обливает и кладёт на неё крестное благословение своё родительское. Вынимает он перстень зверя лесного, чуда морского, из ларца кованого, надевает перстень на правый мизинец меньшой, любимой дочери — и не стало её в ту же минуточку со всеми её пожитками.

(Окончание на следующей странице)

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Литературное чтение 2 класс 43 урок - О братьях наших меньших, слайд 1

О братьях наших меньших
Учитель начальных классов
Мегеро Н.Г.
МБОУ СОШ№3
Г.Татарск
Новосибирская область
43 урок

Слайд 2

Литературное чтение 2 класс 43 урок - О братьях наших меньших, слайд 2

Прочитайте дразнилку.
Научитесь читать ее скороговоркой
Белебедя съел медведя,
Утром рано съел барана.
На закуску съел лягушку,
Хотел волка, да неловко,
Хотел гуся, да боюся.

Слайд 3

Литературное чтение 2 класс 43 урок - О братьях наших меньших, слайд 3

Шифровка
1 2 3 4
А З Б Т Е
Б Ш Р А К
В Н О У Х
Г Ь Я М И
В2 А2;Б2;Б3;А3;Г1;Г2;В4
меньших
О братьях
В1;Б3;Б1;Г4;В4
наших
Г3;А4;В1:Г1;Б1;Г4;в4

Слайд 4

Литературное чтение 2 класс 43 урок - О братьях наших меньших, слайд 4

О братьях
наших
меньших

Слайд 5

Литературное чтение 2 класс 43 урок - О братьях наших меньших, слайд 5

-Как называется раздел, к которому мы переходим?
-И сегодняшний урок назовем так же.
А кто это такие – братья наши меньшие?
Как вы понимаете это выражение?
-Как вы объясните здесь слово «меньшие»?
Почему меньшие?
-Что подчеркивается словами «наши братья»?

Слайд 6

Литературное чтение 2 класс 43 урок - О братьях наших меньших, слайд 6

Слайд 7

Литературное чтение 2 класс 43 урок - О братьях наших меньших, слайд 7

с. 126
Николай Иванович
Сладков
Они и мы

Слайд 8

Литературное чтение 2 класс 43 урок - О братьях наших меньших, слайд 8

Николай Иванович родился в 1920 году в Москве, но всю жизнь прожил в Ленинграде (Санкт-Петербурге). С детства любил и интересовался природой. Со 2-ого класса начал вести дневник, куда записывал свои первые впечатления и наблюдения. Всю жизнь Н.И. Сладков был защитником природы, всем своим творчеством помогая людям, читающим его произведения, ценить и любить её красоту, видеть необыкновенное в природе своими глазами.

Слайд 9

Литературное чтение 2 класс 43 урок - О братьях наших меньших, слайд 9

Слайд 10

Литературное чтение 2 класс 43 урок - О братьях наших меньших, слайд 10

– Прочитайте название статьи
– Как вы понимаете название?
Как вы думаете, о чём она?
Кого имеет в виду автор под словом «ОНИ»?
Где они живут?
– Как в жизни мы можем применить полученные знания?
– Как чтение этого произведения может повлиять на вашу дальнейшую жизнь?

Слайд 11

Литературное чтение 2 класс 43 урок - О братьях наших меньших, слайд 11

Николай Иванович Сладков
Околица –
Уязвимый –
изгородь вокруг
деревни или у края деревни
1)Такой, которого легко уязвить, обидеть.
2)Слабый, плохо защищённый

Слайд 12

Литературное чтение 2 класс 43 урок - О братьях наших меньших, слайд 12

Николай Иванович Сладков
Земляки-
Приспособиться –
люди, родившиеся в одном и том же месте
научиться делать что – то, в каких – то особых условиях

Слайд 13

Литературное чтение 2 класс 43 урок - О братьях наших меньших, слайд 13

Работа в группах.
Группа 1: Как ещё называет автор животных.
Группа 2: Что связывает нас и животных.
Группа 3: Какое главное правило при общении с природой предлагает нам писатель?

Слайд 14

Литературное чтение 2 класс 43 урок - О братьях наших меньших, слайд 14

с. 127
Алексей Александрович
Шибаев
Кто кем становится

Слайд 15

Литературное чтение 2 класс 43 урок - О братьях наших меньших, слайд 15

А.Шибаев «Кто кем становится?
-Прочитай название стихотворения.
– О чём оно говорит?
-Как вы поняли смысл стихотворения?
-Ответьте на вопросы стихотворения.

Слайд 16

Литературное чтение 2 класс 43 урок - О братьях наших меньших, слайд 16

Назовите детёнышей животных.
У кошки
у собаки
у зайчихи
у утки
котёнок
щенок
зайчонок
утёнок

Слайд 17

Литературное чтение 2 класс 43 урок - О братьях наших меньших, слайд 17

у овечки
у курочки
у ежихи
у коровы
ягнёнок
цыплёнок
ежонок
телёнок

Слайд 18

Литературное чтение 2 класс 43 урок - О братьях наших меньших, слайд 18

Слайд 19

Литературное чтение 2 класс 43 урок - О братьях наших меньших, слайд 19

Слайд 20

Литературное чтение 2 класс 43 урок - О братьях наших меньших, слайд 20

Слайд 21

Литературное чтение 2 класс 43 урок - О братьях наших меньших, слайд 21

Не разоряйте птичьего гнезда,
Так счастлива в своём жилище птица,
Она в гнезде спокойна и тогда,
Когда над рощей буря злится.

Слайд 22

Литературное чтение 2 класс 43 урок - О братьях наших меньших, слайд 22

Слайд 23

Литературное чтение 2 класс 43 урок - О братьях наших меньших, слайд 23

Сделай домик для скворца,
Подлечи котёнка.  А зимой в большой мороз
Накорми бельчонка.

Слайд 24

Литературное чтение 2 класс 43 урок - О братьях наших меньших, слайд 24

Зайчика и ёжика –
Жителей лесных  Лучше вы не трогайте,
Охраняйте их. 

Слайд 25

Литературное чтение 2 класс 43 урок - О братьях наших меньших, слайд 25

Слайд 26

Литературное чтение 2 класс 43 урок - О братьях наших меньших, слайд 26

Слайд 27

Литературное чтение 2 класс 43 урок - О братьях наших меньших, слайд 27

Слайд 28

Литературное чтение 2 класс 43 урок - О братьях наших меньших, слайд 28

Человек! Щади зверей и птиц,
Деревья и цветы,  Ведь это всё слова,
Что царь природы ты!  Пусть птенцам и маленьким зверятам  Хорошо живётся с нами рядом!

Слайд 29

Литературное чтение 2 класс 43 урок - О братьях наших меньших, слайд 29

Слайд 30

Литературное чтение 2 класс 43 урок - О братьях наших меньших, слайд 30

Делая зло, на добро не надейся .

Всякая сорока от своего языка погибает.

Пуганая ворона и куста боится.
Пословицы

Слайд 31

Литературное чтение 2 класс 43 урок - О братьях наших меньших, слайд 31

Итог урока
-Какой раздел мы начали изучать на уроке?
-Нравится ли вам, что в учебнике есть такой раздел?

Слайд 32

Литературное чтение 2 класс 43 урок - О братьях наших меньших, слайд 32

Домашнее задание
-Сочинить небольшое стихотворение
о каком-нибудь животном.
Принести любимую книгу по данному разделу.

Слайд 33

Литературное чтение 2 класс 43 урок - О братьях наших меньших, слайд 33

Теремок читать

Теремок - Чарушин Е.И.

Стоит в поле теремок-теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

Как по полю, полю мышка бежит,

У дверей остановилась и пищит:

— Пик! Пик! Пик! Пик! Пик! Пик!

Пик! Пик! Пик! Пик! Пик! Пик!

Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

Кто в тереме живёт?

Никого в тереме нет — никто мышке не отвечает. Залезла мышка в теремок; стала жить-поживать — песни распевать:

— Пик! Пик! Пик! Пик! Пик! Пик!

Пик! Пик! Пик! Пик! Пик! Пик!

Стоит в поле теремок-теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

Уж как по полю лягушка бежит,

У дверей остановилась и кричит:

— Ква! Ква! Ква! Ква! Ква! Ква!

Ква! Ква! Ква! Ква! Ква! Ква!

Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

Кто в тереме живёт?

— Я мышка-норушка! А ты кто?

— Я лягушка-квакушка!

— Иди ко мне жить!

Прыгнула лягушка в теремок. Стали они с мышкой жить- поживать — песни распевать:

— Пик! Пик! Пик! Пик! Пик! Пик!

— Ква! Ква! Ква! Ква! Ква! Ква!

Стоит в поле теремок-теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

Как по полю, полю зайка бежит,

У дверей остановился и кричит:

— Чук! Чук! Чук! Чук! Чук! Чук!

Чук! Чук! Чук! Чук! Чук! Чук!

Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

Кто в тереме живёт?

— Я мышка-норушка!

— Я лягушка-квакушка! А ты кто?

— А я заяц — на горе увёртыш!

— Иди к нам жить!

— Хорошо, приду.

Прыгнул заяц в теремок. Стали они вместе жить-поживать — песни распевать:

— Пик! Пик! Пик! Пик! Пик! Пик!

— Ква! Ква! Ква! Ква! Ква! Ква!

— Чук! Чук! Чук! Чук! Чук! Чук!

Стоит в поле теремок-теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

Уж как по полю лисичка бежит,

У дверей остановилась и кричит:

— Тяф! Тяф! Тяф! Тяф! Тяф! Тяф!

Тяф! Тяф! Тяф! Тяф! Тяф! Тяф!

Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

Кто в тереме живёт?

— Я мышка-норушка!

— Я лягушка-квакушка!

— Я заяц — на горе увёртыш! А ты кто?

— А я лисичка-сестричка!

— Иди к нам жить!

— Сейчас приду.

Забралась лиса в теремок. Стали теперь четверо жить-поживать — песни распевать:

— Пик! Пик! Пик! Пик! Пик! Пик!

— Ква! Ква! Ква! Ква! Ква! Ква!

— Чук! Чук! Чук! Чук! Чук! Чук!

— Тяф! Тяф! Тяф! Тяф! Тяф! Тяф!

Стоит в поле теремок-теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

Как по полю, полю серый волк бежит,

У дверей остановился и кричит:

— Уу! Уу! Уу! Уу! Уу! Уу!

Уу! Уу! Уу! Уу! Уу! Уу!

Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

Кто в тереме живёт?

— Я мышка-норушка!

— Я лягушка-квакушка!

— Я заяц — на горе увёртыш!

— Я лисичка-сестричка! А ты кто?

— А я волк — из-за кустов хватыш!

— Иди к нам жить!

Залез волк в терем. Стали все вместе жить-поживать — песни распевать:

— Пик! Пик! Пик! Пик! Пик! Пик!

— Ква! Ква! Ква! Ква! Ква! Ква!

— Чук! Чук! Чук! Чук! Чук! Чук!

— Тяф! Тяф! Тяф! Тяф! Тяф! Тяф!

— Уу! Уу! Уу! Уу! Уу! Уу!

Стоит в поле теремок-теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

Уж как по полю медведь бредёт,

У дверей остановился и ревёт:

— Уф! Уф! Уф! Уф!

Уф! Уф! Уф! Уф!

Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

Кто в тереме живёт?

— Я мышка-норушка!

— Я лягушка-квакушка!

— Я заяц — на горе увёртыш!

— Я лисичка-сестричка!

— Я волк — из-за кустов хватыш! А ты кто?

— А я медведь-тяпыш-ляпыш — всех вас давишь!

Как навалился Мишка на теремок, так теремок и рассыпался. А все звери разбежались. Стал медведь их ловить, да никого не поймал.

Где ему, такому косолапому!

Добавлено на полку

Удалено с полки

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Литературное чтение 2 класс 54 урок - Обобщение по разделу «О братьях наших меньших», слайд 1

Учитель начальных классов
Мегеро Н.Г.
МБОУ СОШ№3
Г.Татарск
Новосибирская область
54 урок
Обобщение по разделу
«О братьях наших меньших»

Слайд 2

Литературное чтение 2 класс 54 урок - Обобщение по разделу «О братьях наших меньших», слайд 2

О братьях
наших
меньших

Слайд 3

Литературное чтение 2 класс 54 урок - Обобщение по разделу «О братьях наших меньших», слайд 3

Слайд 4

Литературное чтение 2 класс 54 урок - Обобщение по разделу «О братьях наших меньших», слайд 4

Брезкун Сергей Тарасович
 7 октября 1951 Днепропетровск, Украинская ССР

Слайд 5

Литературное чтение 2 класс 54 урок - Обобщение по разделу «О братьях наших меньших», слайд 5

Брезкун Сергей Тарасович

Слайд 6

Литературное чтение 2 класс 54 урок - Обобщение по разделу «О братьях наших меньших», слайд 6

Бородицкая Марина Яковлевна
28 июня 1954 году в Москве

Слайд 7

Литературное чтение 2 класс 54 урок - Обобщение по разделу «О братьях наших меньших», слайд 7

Бородицкая Марина Яковлевна

Слайд 8

Литературное чтение 2 класс 54 урок - Обобщение по разделу «О братьях наших меньших», слайд 8

Грачиха говорит грачу:
«Слетай с грачатами к врачу,
Прививки делать им пора
Для укрепления пера!»
Бородицкая Марина Яковлевна

Слайд 9

Литературное чтение 2 класс 54 урок - Обобщение по разделу «О братьях наших меньших», слайд 9

Солнце садится, струится водица,
Птица-синица в водицу глядится.
Чистой водицы синица напьётся –
Словно сегодня звенится-поётся!
Бородицкая Марина Яковлевна

Слайд 10

Литературное чтение 2 класс 54 урок - Обобщение по разделу «О братьях наших меньших», слайд 10

Ребята!
Сегодня мы должны вспомнить все произведения, которые изучили.

Слайд 11

Литературное чтение 2 класс 54 урок - Обобщение по разделу «О братьях наших меньших», слайд 11

Игра «Отгадай название»
По опорным словам,
отгадайте название рассказа.
скрипка ручей щепка музыка медведь

«Музыкант»
Виталий Валентинович
Бианки

Слайд 12

Литературное чтение 2 класс 54 урок - Обобщение по разделу «О братьях наших меньших», слайд 12

Игра «Отгадай название»
По опорным словам,
отгадайте название рассказа.
старик мыши клевер корова
«Сова»
Виталий Валентинович
Бианки

Слайд 13

Литературное чтение 2 класс 54 урок - Обобщение по разделу «О братьях наших меньших», слайд 13

Игра «Отгадай название»
По опорным словам,
отгадайте название рассказа.
дача мальчики ёжик
«Страшный рассказ»
Евгений Иванович Чарушин

Слайд 14

Литературное чтение 2 класс 54 урок - Обобщение по разделу «О братьях наших меньших», слайд 14

Игра «Отгадай название»
По опорным словам,
отгадайте название рассказа.
утята стрекоза Алёша
Борис Степанович
Житков
Храбрый утёнок

Слайд 15

Литературное чтение 2 класс 54 урок - Обобщение по разделу «О братьях наших меньших», слайд 15

Игра «Отгадай название»
По опорным словам,
отгадайте название рассказа.
утка мальчики утята
Михаил Михайлович
Пришвин
Ребята и утята

Слайд 16

Литературное чтение 2 класс 54 урок - Обобщение по разделу «О братьях наших меньших», слайд 16

6
7
На кого рассердилась сова?
1
Кто обижал утят?
2
3
Что хотела украсть киска?
4
С кем поругался старик?
5
Как автор назвал медведя, который играл на щепке?
6
Как звали храброго утёнка?
7
Что разоряли мыши на лугу?

Слайд 17

Литературное чтение 2 класс 54 урок - Обобщение по разделу «О братьях наших меньших», слайд 17

Игра: «ЛИШНИЙ ПЕРСОНАЖ»
СТАРИК, СОВА,
МЫШИ,
КОРОВА, ШМЕЛЬ
ЛОШАДЬ,

Слайд 18

Литературное чтение 2 класс 54 урок - Обобщение по разделу «О братьях наших меньших», слайд 18

Игра: «ЛИШНИЙ ПЕРСОНАЖ»
УТКА
РЕБЯТА

УТЯТА
БАРСУК

Слайд 19

Литературное чтение 2 класс 54 урок - Обобщение по разделу «О братьях наших меньших», слайд 19

Игра: «ЛИШНИЙ ПЕРСОНАЖ»
ПЕТЯ,
ШУРА, ЁЖ,
, СОВА
ТИГР

Слайд 20

Литературное чтение 2 класс 54 урок - Обобщение по разделу «О братьях наших меньших», слайд 20

Игра: «ЛИШНИЙ ПЕРСОНАЖ»

СТАРИК,
МЕДВЕДЬ,

СТАРУХА

Слайд 21

Литературное чтение 2 класс 54 урок - Обобщение по разделу «О братьях наших меньших», слайд 21

Расшифруй персонажей рассказов
АБЕТРЯ
КОНЕУТ
НТУМАЗЫК
ОВАС
НЕЩКО
УТЁНОК
РЕБЯТА
МУЗЫКАНТ
СОВА
ЩЕНОК

Слайд 22

Литературное чтение 2 класс 54 урок - Обобщение по разделу «О братьях наших меньших», слайд 22

– В этом квадрате есть повторяющиеся буквы. Зачеркни их. Из оставшихся букв сложи слово и ты получишь свою оценку за урок.
Х Т В А
Н Ж З О
З Х Ч И
Л А Ж В
отлично
Спасибо за урок!

Слайд 23

Литературное чтение 2 класс 54 урок - Обобщение по разделу «О братьях наших меньших», слайд 23

Итог урока
-Какой рассказ читали на уроке?
-Кто его автор?
-Можно ли назвать рассказ Б. Житкова сказкой? Докажите.

Слайд 24

Литературное чтение 2 класс 54 урок - Обобщение по разделу «О братьях наших меньших», слайд 24

Слайд 25

Литературное чтение 2 класс 54 урок - Обобщение по разделу «О братьях наших меньших», слайд 25

Спасибо за внимание!!!

Игра № 1

Задание 1 ряду: по опорным словам
отгадайте название рассказа. (Скрипка. Ручей.
Щепка Музыка. Медведь)

Старик. Мыши. Клевер. Корова.

Дача. Мальчики. Ёжик

Утята. Стрекоза. Алёша.

Утка. Мальчики. Утята.

Ребята и утята

 Задание 2 ряду: Найди лишний
персонаж.

Старик. Сова. Мыши. Лошадь. Корова. Шмель.

Ребята. Утка. Барсук. Утята.

Петя. Шура. Ёж. Тигр. Сова.

Алеша. Стрекоза. Кошка. Утята.

Медведь. Старик. Старуха.

Кошка. Цыплёнок. Щенок.

Задание 3 ряду: Расшифруй
персонажи рассказов. КОНЕУТ, АБЕТРЯ, НТУМАЗЫК,
ОВАС, НЕЩКО.

Самопроверка (работа на компьютере).

1 ряд: “Музыкант”, “Сова”, “Страшный
рассказ”, “Храбрый утенок”, “Ребята и утята”.

2 ряд: Лошадь, барсук, сова, кошка, старуха,
цыпленок.

3 ряд: Утенок, ребята, музыкант, сова, щенок.

А сейчас мы с вами узнаем, как хорошо вы знаете
содержание рассказов?

Аленький цветочек

Сказка ключницы Пелагеи
(В сокращении)

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был богатый купец, именитый человек.

Вот и собирается тот купец по своим торговым делам за море, за тридевять земель, в тридевятое царство, в тридесятое государство, и говорит он своим любезным дочерям:

— Дочери мои милые, дочери мои хорошие, дочери мои пригожие, еду я по своим купецким делам за тридевять земель, в тридевятое царство, тридесятое государство, и мало ли, много ли времени проезжу — не ведаю, и наказываю я вам жить без меня честно и смирно, и коли вы будете жить без меня честно и смирно, то привезу вам такие гостинцы, каких вы сами захотите, и даю я вам сроку думать на три дня, и тогда вы мне скажете, каких гостинцев вам хочется.

Думали они три дня и три ночи и пришли к своему родителю, и стал он их спрашивать, каких гостинцев желают. Старшая дочь поклонилась отцу в ноги да и говорит ему первая:

— Государь ты мой батюшка родимый! Не вози ты мне золотой и серебряной парчи, ни мехов чёрного соболя, ни жемчуга бурмицкого; а привези ты мне золотой венец из камениев самоцветных, и чтоб был от них такой свет, как от месяца полного, как от солнца красного, и чтоб было от него светло в тёмную ночь, как среди дня белого.

Честной купец призадумался и сказал потом:

— Хорошо, дочь моя милая, хорошая и пригожая, привезу я тебе таковой венец; знаю я за морем такого человека, который достанет мне таковой венец; а и есть он у одной королевишны заморской, а и спрятан он в кладовой каменной, а и стоит та кладовая в каменной горе, глубиной на три сажени, за тремя дверьми железными, за тремя замками немецкими. Работа будет немалая: да для моей казны супротивного нет.

Поклонилась ему в ноги дочь середняя и говорит:

— Государь ты мой батюшка родимый! Не вози ты мне золотой и серебряной парчи, ни чёрных мехов соболя сибирского, ни ожерелья жемчуга бурмицкого, ни золота венца самоцветного, а привези ты мне тувалет из хрусталю восточного, цельного, беспорочного, чтобы, глядя в него, видела я всю красоту поднебесную и чтоб, смотрясь в него, я не старилась и красота б моя девичья прибавлялася. Призадумался честной купец и, подумав мало ли, много ли времени, говорит ей таковые слова:

По чтению и литературному чтению, 2 класс УМК "Школа России". Технологическая карта урока в 4 классе УМК "Школа России". Знание раздела "О братьях наших меньших"

Поклонилась в ноги отцу меньшая дочь и говорит таково слово:

— Государь ты мой батюшка родимый! Не вози ты мне золотой и серебряной парчи, ни чёрных соболей сибирских, ни ожерелья бурмицкого, ни венца самоцветного, ни тувалета хрустального, а привези ты мне аленький цветочек, которого бы краше не было на белом свете.

Призадумался честной купец крепче прежнего. Мало ли, много ли времени он думал, доподлинно сказать не могу; надумавшись, он целует, ласкает, приголубливает свою меньшую дочь, любимую, и говорит таковые слова:

— Ну, задала ты мне работу потяжелее сестриных: коли знаешь, что искать, то как не сыскать, а как найти то, чего сам не знаешь. Аленький цветочек не хитро найти, да как же узнать мне, что краше его нет на белом свете? Буду стараться, а на гостинце не взыщи.

Поехал он в путь, во дороженьку.

Входит он на широкий двор, в ворота широкие, растворённые; дорога пошла из белого мрамора, а по сторонам бьют фонтаны воды, высокие, большие и малые. Входит он во дворец по лестнице, устланной кармазинным сукном, со перилами позолоченными; вошёл в горницу — нет никого; в другую, в третью — нет никого; в пятую, десятую — нет никого; а убранство везде царское, неслыханное и невиданное: золото, серебро, хрустали восточные, кость слоновая и мамонтовая.

(Продолжение на следующей странице)

Уроки литературного чтения в 4 классе по ФГОС. УМК Л. Климановой

Цели: познакомить детей с жизнью и творчеством С.Т. Аксакова; обогащать словарный запас обучающихся; учить давать характеристику героев; сравнить сказки С. Аксакова и Ш. Перро; воспитывать любовь и уважение к родителям; отрабатывать навыки выразительного чтения.

Планируемые результаты: предметные: умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; метапредметные:

— формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,

— анализ художественного текста, выделение в нем главной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги,

— ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность человеческой жизни), проявление интереса к чтению и изучению творчества С.Т. Аксакова.

Оборудование: выставка книг по теме урока, портрет писателя, видеозапись мультипликационного фильма по сказке «Аленький цветочек» (по возможности), аудиозапись сказки.

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Выразительное чтение сказки И. Токмаковой.

III. Речевая разминка

— Прочитайте присказку медленно.

За темными лесами,

под ходячими облаками,

под частыми звездами,

под красным солнышком.

— Назовите имена существительные.

— Прочитайте с вопросительной интонацией на этих словах.

— Прочитайте с утвердительной интонацией, выделяя голосом имена существительные.

— Прочитайте скороговоркой (еще: выразительно).

IV. Работа по теме урока

— Расшифруйте, что здесь написано. (Сергеи Тимофеевич Аксаков.)

6, 3;6, 5; 5,3; 4, 5; 6, 5; 4, 4

1, 2; 3, 4; 1, 3; 3, 3; 3, 2; 6, 5; 6, 5; 3, 5; 3, 4; 6, 2

1,5; 5, 4; 6,3; 1, 5; 5, 4; 3, 3; 3, 5

— Что вы знаете об этом писателе?

— Определите задачи урока.

— Сегодня мы отправимся с вами в литературную сказку. Прочитайте ее название на с. 54 учебника.

— Кто из вас знает ее? Откуда? (Мы знакомы с этой сказкой по мультипликационному фильму, читали ее.)

— Что вы знаете об авторе? Какие его произведения читали- (Ответы детей.)

Сергей Тимофеевич Аксаков родился в 1791 г. в Уфе. Отец его служил прокурором. На формирование будущего писателя исключительное влияние оказала его мать Мария Николаевна. Между ними установились дружеские доверительные отношения. Мать разделяет и горести, и радости своего сына, выступает его советчиком. Сережа пристрастился к чтению книг чему способствовали принятые в семье совместные чтения по вечерам. Свою первую книгу он выучил наизусть.

Нужно ли говорить, что я не заснул до окончания сказки, что, напротив, я не спал долее обыкновенного? На другой же день выслушал я в другой раз повесть об аленьком цветочке. С этих пор, до самого моего выздоровления. Пелагея ежедневно рассказывала мне какую-нибудь из своих многочисленных сказок».

В последние годы жизни, работая над книгой «Детские годы Багрова-внука», Сергей Тимофеевич вспомнил ключницу Пелагею, ее замечательную сказку «Аленький цветочек» и записал ее по памяти. Впервые она была напечатана в 1858 г. и с тех пор стала у нас любимой сказкой.

VI. Продолжение работы по теме урока

— Объясните значение слов и выражений.

Именитый — почтенный и знаменитый.

Заморский – (устар.) находящийся за морем, за границей, приехавший или привезенный оттуда.

Не ведаю — не знаю.

Парча — шелковая ткань, расшитая золотистыми и серебряными нитями.

Тувалет — стол с зеркалом и всеми принадлежностями.

Венец — то же, что венок, драгоценный головной убор, корона.

Самоцветный — о драгоценных или полудрагоценных минералах, поделочных камнях.

Сажень — старая русская мера длины, равная 2,13 м.

Беспорочный — (устар.) безукоризненный, честный.

Доподлинный — (разг.) точный, верный.

Сходный — (разг.) подходящий, недорогой.

Колода — короткое толстое бревно (через пень-колоду — делать что-нибудь кое-как, плохо).

Почитай — 1) (прост.) то же, что почти; 2) (вводн. слово) пожалуй что, вероятно.

Торная — о дороге: гладкая, ровная, наезженная. (Торный путь — образ действий, лишенный самостоятельности.)

Чертог — (устар.) пышное, великолепное помещение или здание, дворец.

Паче зеницы ока — сохранять, беречь больше, чем глаза.

Утешался — радовался.

Во единое ока мгновение — очень быстро.

Гвалт — (разг.) крик, шум.

Почали — начали, стали.

Лебезить – заискивать, угодничать.

«И скажу вам об ней завтрашний день» — скажу завтра.

Мураватый — поросший мягкой и сочной травой.

Яства — (устар.) еда, кушанье.

Червонное золото — золото высокой пробы, имеющее красноватый оттенок.

Опочивать – (устар.) спать.

Челядь — слуги.

(Чтение сказки учителем или прослушивание аудиозаписи.)

— Какое впечатление произвела на вас эта сказка?

— Выберите любое начало предложения и продолжите его.

VIII. Подведение итогов урока

— С каким писателем познакомились на уроке? Что о нем узнали?

— Какую сказку начали изучать?

Прочитать сказку целиком. Подготовиться читать без ошибок. Принести книгу на урок.

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

(На доске — путаница.)

Ныряют в аквариум серые кошки,

Носки начинают вязать канарейки,

Цветы малышей поливают из лейки,

Старик на окошке лежит, загорает.

А внучкина бабушка в куклы играет,

А рыбы читают веселые книжки,

— Прочитайте путаницу способом «птичий базар». _ «Распутайте» путаницу.

— Прочитайте скороговорку с разными интонациями.

III. Работа по теме урока

— Что вы узнали о семье купца?

— Что можете сказать о самом купце? (Он был честным, известным. Очень любил своих дочерей.)

— Можем ли мы уже сказать что-либо о характере сестер? Какое мнение о них у вас сложилось и почему?

— Какие подарки попросили сестры? О чем это говорит?

— В какой лес попал купец?

— Как вы думаете, случайно ли это произошло и мог ли он оттуда выбраться самостоятельно?

— В каком дворце оказался купец? Какие слова использует автор, чтобы показать его богатство?

— Как он понял, что нашел тот самый цветок, который заказывала младшая дочь?

— Что случилось после того, как был сорван цветок?

— Как должен был быть наказан купец?

— Какое условие поставило чудище? Что оно хотело? Почему купец решил вернуться домой? Он что, хотел отправить вместо себя одну из дочерей?

— Как встретили дочери своего отца? Что каждую из них волновало? (Старших волновало, не потерял ли он своего богатства великого. Младшая же сразу заметила, что на душе отца какая-то тяжесть.)

— Как отреагировали дочери на рассказ отца и на предложение спасти его?

Ребята, подумайте, легко ли отправиться на погибель вместо близкого человека? (Надо очень любить человека. Нести ответственность за свои поступки.)

V. Продолжение работы по теме урока

— Что сделала младшая дочь, очутившись во дворце зверя лесного, чуда морского?

— Расскажите, какие чудеса с ней происходили.

— Какое желание появилось у девушки спустя некоторое время? (Ей захотелось увидеть хозяина.)

— Как младшая дочь оказалась дома?

— Что заставило ее отправиться домой? (Она увидела тревожный сон про отца и рассказала об этом чудищу лесному.)

— Как вы думаете, почему заболел отец?

— Возможно ли такое на самом деле, чтобы дочка увидела такой сон? Или это волшебство? (Такое бывает на самом деле. Человек может чувствовать близкого человека даже на расстоянии. Часто такие сны видят мамы о своих детях.)

— Почему старшие сестры хотели помешать возвращению младшей в волшебный дворец? (Они ей завидовали, не хотели ее счастья.)

— Выберите любое начало предложения и продолжите его.

VII. Подведение итогов урока

— Изменится ли смысл произведения, если дать ему другое название: «Алый цветок», «Сестры», «Подарки», «Чудо-юдо»?

Подготовить пересказ любой части, проиллюстрировать ее.

Ход урока 3

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте про себя.

На стульях сидят шалунишки,

Листают волшебные книжки.

Ожидание чуда, благости

Всех коснется, к общей радости.

Тихо, тихо, чуть дыша,

Входит сказка не спеша.

— Прочитайте медленно (еще: с вопросительной интонацией, с раздражением, с радостью, скороговоркой, выразительно).

— Как вы думаете, почему именно этот текст я использовала на уроке? (Мы будем работать над сказкой.)

— Определите задачи урока.

III. Работа по теме урока

– Что вы прочитали: рассказ, сказку, басню, стихотворение?

– Как можно это доказать? Какие особенности произведения данного жанра вы знаете?

– Кто из героев произведения вам понравился? Почему?

– Перескажите сказку от лица купца, одной из его дочерей, чудища.

V. Продолжение работы по теме урока

– Почему именно младшая дочь смогла помочь принцу избавиться от колдовства?

– Можно ли назвать сказку Аксакова волшебной? Почему? Большинство читателей не знают, что основные свои произведения С.Т. Аксаков написал, превозмогая боль, усталость, слепоту и постоянно ожидая близкий конец. «Аленький цветочек» — одна из самых добрых и мудрых сказок.

– Узнаем, как же появилась сказка «Аленький цветочек». А была ли на самом деле ключница, которая рассказала Аксакову сказку?

Пелагея – крепостная крестьянка, прислуга в поместье Аксаковых, следила за хозяйством в доме. У нее были все ключи от кладовых. Очень часто ее приглашали в дом, для того чтобы рассказала сказки перед сном маленькому Сереже. Она была великая мастерица рассказывать сказки. Сергей очень любил сказку «Аленький Цветочек». Он слушал ее в продолжение нескольких лет не один Десяток раз, потому что она очень ему нравилась. Впоследствии выучил ее наизусть и сам рассказывал со всеми прибаутками.

Выберите любое начало предложения и продолжите его.

VII. Подведение итогов урока

— Как вы поняли, в чем смысл сказки? Чему она учит? (Сказка С. Т. Аксакова «Аленький цветочек» о великой силе любви и добра.)

— Какой же смысл вложил писатель в образ волшебного аленького цветочка? (Примерный ответ. Аленький цветочек — символ настоящей любви. Настоящая любовь раскрывает душу человека, его внутреннюю, скрытую от глаз красоту. Под ее воздействием человек преображается — становится красивее, лучше, добрее. Любовь, доброта и сострадание – самые главные человеческие чувства. Они могут не только изменить человека, которого мы любим, но и сделать мир вокруг лучше, чище, красивее.)

Прочитать сказку Ш. Перро «Красавица и Чудовище».

Ход урока 4

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение медленно.

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если кому-то, кому-то поможет

Твоя доброта и улыбка твоя,

Ты знай, что сей день не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря!

— Прочитайте стихотворение с ускорением (еще: с замедлением, с вопросительной интонацией, с утвердительной интонацией, выделяя голосом последние слова каждой строчки, скороговоркой, выразительно).

— Как вы поняли строчки текста речевой разминки?

— Что хотел сказать нам автор?

— Прочитайте записанную на доске тему урока, определите его задачи.

III. Работа по теме урока

— Рассмотрим ваши иллюстрации к сказке. Расскажите, что вам хотелось изобразить.

(Рассказы обучающихся от имени девушки о ее встрече со зверем лесным.)

V. Продолжение работы по теме урока

Сравнение сказок С.Т. Аксакова и Ш. Перро

— Откройте учебник на с. 63. Рассмотрите иллюстрации. Подробно опишите, что на них изображено. Придумайте для них подписи.

— Сравните два произведения — «Аленький цветочек» и «Красавица и Чудовище». Сопоставьте их названия, героев, волшебные предметы и события, волшебных помощников каждой истории.

— Перечислите основные события одной и другой сказки.

— Какие события повторяются? Как вы думаете, почему?

— Сравните героев этих произведений: Красавицу и младшую дочь купца, Чудовище и чудище.

Выберите любое начато предложения и продолжите его.

VII. Подведение итогов урока

Что вы можете сказать об этих сказках? Сделайте вывод.

Читать сказки Э. Хогарта.

Рекомендуем посмотреть:

Урок литературного чтения в 4 классе. Библия

Урок литературного чтения в 4 классе. Пословицы разных народов

Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Мифы Древней Греции

Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Былины

Урок литературного чтения в 4 классе. История книги

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Литературное чтение

По чтению и литературному чтению, 2 класс УМК "Школа России". Технологическая карта урока в 4 классе УМК "Школа России". Знание раздела "О братьях наших меньших"
По чтению и литературному чтению, 2 класс УМК "Школа России". Технологическая карта урока в 4 классе УМК "Школа России". Знание раздела "О братьях наших меньших"
По чтению и литературному чтению, 2 класс УМК "Школа России". Технологическая карта урока в 4 классе УМК "Школа России". Знание раздела "О братьях наших меньших"

/С. Т. Аксаков/

Литературное чтение

По чтению и литературному чтению, 2 класс УМК "Школа России". Технологическая карта урока в 4 классе УМК "Школа России". Знание раздела "О братьях наших меньших"   
По чтению и литературному чтению, 2 класс УМК "Школа России". Технологическая карта урока в 4 классе УМК "Школа России". Знание раздела "О братьях наших меньших"   
По чтению и литературному чтению, 2 класс УМК "Школа России". Технологическая карта урока в 4 классе УМК "Школа России". Знание раздела "О братьях наших меньших"

Литературное чтение

По чтению и литературному чтению, 2 класс УМК "Школа России". Технологическая карта урока в 4 классе УМК "Школа России". Знание раздела "О братьях наших меньших"
По чтению и литературному чтению, 2 класс УМК "Школа России". Технологическая карта урока в 4 классе УМК "Школа России". Знание раздела "О братьях наших меньших"
По чтению и литературному чтению, 2 класс УМК "Школа России". Технологическая карта урока в 4 классе УМК "Школа России". Знание раздела "О братьях наших меньших"

Оцените статью
Добавить комментарий