Ольга Разумихина — выпускница Литературного института им. А. М. Горького, книжный обозреватель и корректор, а также репетитор по русскому языку и литературе. Каждую неделю она комментирует произведения, которые проходят учащиеся 9—11 классов.
Колонка «В помощь школьнику» будет полезна и тем, кто хочет просто освежить в памяти сюжет той или иной книги, и тем, кто смотрит глубже. В материалах О. Разумихиной найдутся исторические справки, отсылки к трудам литературоведов, а также указания на любопытные детали и «пасхалки» в текстах писателей XVIII—XX вв.
Текст: Ольга Разумихина
Главный герой поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» — Павел Иванович Чичиков, типичный «середнячок», в облике которого нет ничего примечательного: он «не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод». Чин Чичикова в «Табели о рангах» также находится примерно посередине: в те времена — а действие произведения разворачивается в 1830-х годах — существовало 14 классов, главный герой «Мёртвых душ» принадлежит к шестому. Но вот преступный замысел, к которому пришёл Чичиков, можно назвать уникальным.
Урок математики в 8-м классе по теме: “Квадратные уравнения”
Сорока Светлана Иннокентьевна, МОУ Чиканская СОШ
объяснение нового материала.
познакомить учащихся с формулами для решения квадратных уравнений и научить применять их для решения квадратных уравнений.
6 ПК рабочих станций, мультимедийный проектор, мультимедийная доска.
I. Организационный момент
– Тема нашего урока – “Квадратные уравнения”, но эта тема для нас не совсем новая. Ведь мы уже умеем решать неполные квадратные уравнения. Давайте вспомним.
– Какие уравнения называются неполными?
– Для того, чтобы вспомнить способы решения неполных уравнений, мы выполним задание с использованием компьютера, где вам предстоит выполнить 4 задания. Не забудьте, что вы можете воспользоваться подсказкой, но тогда вы потеряете по одному очку за каждую подсказку, или, в крайнем случае, готовым решением, но тогда за задание вы не получаете ни одного очка. Но я надеюсь, что вам это не понадобится.
На рабочем столе имеется папка «Квадратные уравнения», откройте ее и выберите документ PowerPoint под названием «Повторение»
- Назовите коэффициенты уравнения 5 –
- Решить неполное уравнение –3
- Решить неполное уравнение –3+ 48 = 0
- Сколько корней имеет неполное уравнение 3,2 + 7,1 = 0?
– Просмотрите полученные результаты. Поднимите руки, у кого 20 баллов? Молодцы, отлично справились с заданием. У кого 18–19 баллов? Хорошо справились с заданием. У кого менее 18 баллов? Нужно быть внимательнее.
III. Объяснение нового материала
– На прошлом уроке мы решали неполные квадратные уравнения. И сегодня на уроке мы должны научиться решать полные квадратные уравнения.
Тему урока мы рассмотрим при помощи презентации. Слушайте объяснение очень внимательно, вы будете заполнять схему карандашом, а потом мы ее проверим.
C помощью мультимедийного проектора объяснительная часть проецируется на экран. Учащиеся, прослушивая материал, заполняют схему самостоятельно каждый.
– А теперь проверим, что у вас получилось. А помогут вам вот эти карточки.
С помощью мультимедийной доски один из учеников расставляет готовые элементы в необходимом порядке на заготовленную на доске схему.(Схема в готовом виде:
– Поднимите руки, у кого получилась такая же схема? Если есть ошибки, исправьте их.Вернемся к нашему уравнению и решим его по этой схеме.
Ученики решают уравнение 7х-6х-1=0 вместе с учителем у доски. Учитель показывает образец оформления.
+ 1 = 0 (D = 0,
– 3 = 0 (D < 0, корней нет)
IV. Первичное закрепление
– Для закрепления я предлагаю поиграть в игру “Домино”. Решить 4 уравнения и для каждого уравнения подобрать карточку с соответственными корнями этого уравнения. Сложить цепочку.
Ребята решают в парах.
1 вариант. 2 вариант.
– Переверните ваши карточки. Вы должны получить слово, если все сделано правильно. Давайте по порядку прочитаем свои слова.
На каждой карточке на обратной стороне написано слово из четверостишия. В результате получается фраза:
Не всегда уравненьяРазрешают сомненья,Но итогом сомненьяМожет быть озаренье.
– Пробуйте, творите, и тогда к вам обязательно придет успех. Я надеюсь, что вы успешно справитесь с домашним заданием.
V. Домашнее задание
– Домашнее задание будет одно обычное: § 22 № № 535 а) – 536 а). (Учебник Ю.Н.Макарычев, Алгебра-8). Другое творческое – конкурс из истории математики. Назовите как можно больше ученых, имена которых связаны с теорией уравнений.
VI. Итог урока
– Итак, что вы узнали сегодня на уроке?– Чему научились сегодня на уроке?– Сегодня на уроке мы познакомились с формулами для решения квадратных уравнений и научились применять их для решения уравнений.
Оценки за урок поставить наиболее активным, быстро и правильно справившимся с заданиями.
Урок алгебры в 8 классе по теме «Квадратные уравнения».
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Ознакомить учащихся с понятием квадратного уравнения, научить выделять типы квадратных уравнений, показать способы решения неполных квадратных уравнений.
1.Продолжить формирование общеучебных умений и навыков:
– умение рассуждать, обобщать, делать выводы;
-умение выполнять задания вычислительного и аналитического характера на всех этапах урока;
-умение использовать решения базовых задач при первичном закреплении материала.
2.Продолжить формирование специальных умений и навыков (умения самостоятельно работать с литературой, умения применять теоретические знания на практике);
-научить воспроизведению решения неполных квадратных уравнений всех трех типов по образцам.
1.Развивать умение выделять главное в изучаемом материале, выбирать оптимальный способ решения.
2.Развивать логическое мышление.
3.Развивать познавательный интерес к предмету.
1.Воспитывать навыки коллективной и индивидуальной работы.
2.Формировать творческую активность, аккуратность, внимание.
Оборудование. плакат (историческая справка), карточки для самостоятельной работы, таблицы(общий вид квадратного уравнения, способы решения неполных квадратных уравнений), справочный материал, оценочные листы.
Вступительное слово учителя.
Вы уже имеете представление о квадратном уравнении и о некоторых способах его решения. Сегодня вам предстоит познакомиться с типами квадратных уравнений и рассмотреть способы их решения.
Постановка цели урока.
Инструкция по заполнению оценочных листов.
Актуализация опорных знаний.
1.Учащимся предлагается составить математическую модель задачи.
На две партии разбившись,
Часть восьмая их в квадрате
В роще весело резвилась.
Криком радостным двенадцать
Воздух свежий оглашали.
Вместе сколько, ты мне скажешь,
Обезьян там было в роще?
Ответ : х
Историческая справка (плакат).
Бхаскара Аччарья(1114-1185), индийский математик и астроном; автор труда «Венец учения», в котором содержатся решения различных алгебраических задач.
2.Беседа с учащимися.
При изучении какой темы мы уже встречались с подобными уравнениями?
С подобными уравнениями мы встречались при изучении темы «Квадратичная функция».
Как назывались такие уравнения?
Какие способы решения квадратных уравнений вам известны?
Графический способ, метод выделения полного квадрата и метод разложения на множители.
Всегда ли удобно использовать при решении квадратного уравнения графический способ? Приведите примеры.
Нет, к примеру, в уравнении х-х-3=0 с помощью графического способа нельзя найти точное значение корней.
Сегодня мы продолжаем знакомство с темой «Квадратные уравнения».
(2 учащимся предложено к уроку подготовить историческую справку по темам «Первые сведения о квадратных уравнениях» и «Способы решения квадратных уравнений математиками арабского Востока и средневековой Европы» .
Литература. Энциклопедия для детей. Математика. М., Аванта 2002г.)
Изучение нового материала.
Учащимся предлагается самостоятельно ознакомиться с определением квадратного уравнения. Общий вид уравнения и примеры квадратных уравнений рассмотреть с применением таблицы.
Вопрос. Если в уравнении первый коэффициент равен 0, будет ли уравнение квадратным?
Ответ. Нет, к примеру, 0х+15х-4=0 –линейное уравнение.
Первичное закрепление материала.
Фронтальная устная работа с классом.
Работа проводится с использованием графопроектора.
А) назовите первый, второй коэффициенты квадратного уравнения и свободный член :
б) Является ли уравнение квадратным :
в) Составьте квадратное уравнение, у которого
Вопрос. Можете ли вы выделить типы квадратных уравнений?
Задание. Найдите в учебнике определение полного и неполного квадратных уравнений (самостоятельная работа с литературой).
Вопрос. Что называется корнем квадратного уравнения? Что значит решить квадратное уравнение?
Активизация мыслительной деятельности учащихся при изучении нового материала.
1.Прием «Мозговая атака». Работа в группах (3-4 человека).
Рассмотреть неполные квадратные уравнения и найти способы их решения:
Время работы – 4-5 минут.
2.Заслушать ответы учащихся и рассмотреть сводную таблицу решения неполных квадратных уравнений (плакат).
3.Беседа по таблице (устно).
– Сколько решений имеет уравнение 1, 3 типа?
– При каком условии уравнение 2 типа не имеет решений? Привести пример.
Обучающая самостоятельная работа по карточкам.
(На каждую парту до начала урока положить справочный материал, в который включена таблица и памятка – руководство к действию.)
При возникновении вопросов и затруднений учитель проводит индивидуальные консультации. (Примерные варианты самостоятельной работы и памятка см. приложение).
VII. Итог урока.
Заключительное слово учителя, оценивание знаний (оценочные листы), задание на дом.
Приложения к уроку.
1.Является ли уравнение квадратным?
2.Определи коэффициенты квадратного уравнения.
3.К какому типу относится уравнение (полное, неполное )?
4.Опираясь на данные в таблице, реши уравнение.
II. Примерные задания самостоятельной работы.
Вариант 1. Вариант 2. Вариант 3.
III. Примерный вид оценочного листа.
Высший балл по каждому заданию – 5.«5» – 23-25 баллов, «4» – 18-22 баллов, «3» – 13-17 баллов, «2» – 12 баллов и менее.
Тема урока: «Неполные квадратные уравнения»
проводится технология сотрудничества, здоровьесберегающая , развивающего обучения, компетентностно- ориентированная, игровая, информационно-коммуникативная.
закрепить у обучающихся умение решать неполные квадратные уравнения.
развивать у детей логическое мышление, развивать навыки самоконтроля, взаимоконтроля, устной и письменной речи.
воспитывать у обучающихся ответственное отношение к учебному труду, культуру общения, умение работать сотрудничая.
показать методику проведения урока с использованием групповой формы работы; создать ситуацию успеха у учащихся.
тетради, доска, компьютер презентация.
1. Организационный момент (1-2 мин.)
2. Актуализация опорных знаний и умений учащихся, проверка домашнего
задания (8 мин).
3. Инструктирование по выполнению заданий практикума (1-2 мин.).
4. Выполнение заданий в группах (11-12 мин).
5. Инструктирование по выполнению индивидуальных и групповых
заданий (3 мин.).
6. Выполнение индивидуальных заданий и заданий в группах (5 мин.).
7. Проверка и обсуждение полученных результатов (6 мин.).
8.Подведение итогов, постановка домашнего задания (3 мин).
Класс заранее поделен на три неоднородных по составу группы (3-4 человека в каждой), группы пронумерованы.
1) Взаимное приветствие, проверка готовности рабочих мест.
2) Сообщение темы и цели практикума.
Знание – самое превосходное из всех владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит.
Учитель называет тему урока, предлагает записать ее в тетрадях, формулирует цель занятия, зачитывает высказывание математика древности.
- Актуализация опорных знаний и умений, проверка домашнего задания
- Проверяются № 512 где, № 513 где , № 476 а, в.
- 1) Сформулировать определение квадратного уравнения. (Определение записывается и проговаривается учеником у доски: + bx + c = 0, где x – переменная, a ≠ 0,b,c – некоторые числа (коэффициенты)
- Учитель предлагает обучающимся просмотреть презентацию.
3) Какие квадратные уравнения называют неполными? (Виды неполных квадратных уравнений записываются на доске:
- + c = 0, где с ≠ 0
- + bx = 0, где b ≠ 0
4) Какие из рассмотренных нами квадратных уравнений являются неполными?
– 7x + 1 = 0 4) x – 9x = 0
= 0 5) 3x – 12 = 0
3) 3 – 2x + 7x = 0 6) 2x + 8 = 0
5) Уравнение какого вида всегда имеет два решения? Одно решение? Какое может не иметь решений?
+ c = 0 (c ≠ 0)
+ bx = 0 (b ≠ 0)
6) Решите уравнение (Проговаривается способ решения в соответствии с видом уравнения: – сведение к уравнению вида = m; II – разложение левой части на множители, приравнивание каждого из них к нулю; и поэтому имеет единственный корень – 0).
+ bx = 0 – 9x = 0
№515 ( а) – 9 = 0; + 10 = 0; + 24 = 0
из № 517 ( а) – 4x = 0; + 7x = 0;
из №521 ( а) – 3x + 7 = 2x + x + 7; + 8y + 8 = 8y + 3
- Инструктирование по выполнению заданий практикума
- Коментируется текст задания. Для всех групп оно одинаковое. Ваша задача – решить все предложенные уравнения. При этом можно пользоваться памяткой.Решение всеми записывается в тетрадях. Работа в группе должна вестись так, чтобы каждый ее участник научился решать неполные квадратные уравнения. По окончании совместной работы один из вас должен будет показать решение этих уравнений . Его оценка станет первой из трех оценок, которые сегодня получит вся группа. Если задания будут выполнены раньше отведенного времени (11-12 минут), то решаются дополнительные уравнения.
Инструктирование по выполнению индивидуальных и групповых заданий
1) Выбор учеников для ответа .
Учитель предлагает представителю от каждой группы наугад выбрать одну из трех карточек со словами: «Делегат», «Выбор учителя», «Выбор другой группы». В первом случае ученик выбирается самой группой, во втором – его назначает учитель, в третьем – одна из групп.
2) Избранные ученики получают карточки с заданием, приступают к его выполнению у доски.
11. Демонстрируется слайд, учитель зачитывает высказывание:
Математический опыт учащегося нельзя считать полным, если он не имел случая решить задачу, составленную им самим.
- Вам предоставляется такой случай. Каждый из вас должен придумать и решить неполные квадратные уравнения разных видов. Это задание выполняется на отдельных листочках (они у вас на столах) и будет проверяться другой группой. По количеству составленных и верно решенных уравнений группа получает еще одну оценку.
- вылнение индивидуальных заданий и заданий в группах
1) Группы обмениваются решениями самостоятельно составленных уравнений.
2) Группы проверяют и оценивают работы одноклассников, пользуясь инструкцией (бланки с этой инструкцией на каждом столе):
- Подсчитайте количество учеников, выполнявших задание:
- Подсчитайте количество составленных уравнений:
- Подсчитайте количество верных решений:
- Оцените работу группы (в случае затруднения обратитесь к учителю).
3) Группам предлагается проверить правильность выполнения первого задания, оценить себя. При этом используется решения уравнений, записанные на доске, и шкала на слайде:
1) Оценивание работы групп. Окончательная оценка группы определяется как среднее арифметическое (округленное до целого числа) трех оценок, полученных ей в ходе урока.
2) Учащимся предлагается оценить свою собственную работу, сопоставить ее с оценкой всей группы. Сделать выводы («Я умею решать неполные квадратные уравнения», « Мне нужно еще поупражняться» и т.п.).
3) Предлагается обсудить процесс взаимодействия членов группы при выполнении заданий, сделать выводы на будущее.
4) Домашнее задание: №517б г е, 518(а, г),
Плюшкин
Последний помещик, с которым знакомится Чичиков, — старик по фамилии Плюшкин. В отличие от вышеперечисленных персонажей, его жизнь скорее трагична, нежели комична. Некогда имение Плюшкина было богатейшим, и он жил в нём с обожаемой супругой и тремя детьми.
Человек, больше всего на свете ценивший свою семью, остался совсем один. Теперь он целые дни проводит в поисках всякого сора, такого как старая подмётка или клочок бумаги, который складывает в углу одной из комнат. В доме не осталось еды, которую можно было бы предложить гостям, кроме засохшего кулича; а Чичиков, впервые увидев Плюшкина, принял его за старуху-ключницу. Имение пришло в запустение, и крепостные теперь «мрут как мухи» либо убегают.
Ноздрёв
Дворянин с забавной фамилией Ноздрёв — полная противоположность прилежного семьянина Манилова. Он — кутила и озорник, страстный охотник и карточный шулер. А ещё он, кажется, страдает синдромом Мюнхгаузена, то есть не отличает в собственном воображении правды от вымысла.
Чичиков и не собирался ехать к Ноздрёву, но встретил его в трактире, и тот чуть не силой увёз Павла Ивановича к себе в поместье. Естественно, новый приятель вскоре устраивает безобразный скандал. Чичиков и у него пытается выторговать мёртвых душ, но тот не согласен продавать: он убеждает Павла Ивановича выиграть у него в шашки и начинает откровенно жульничать. Главный герой объявляет, что не согласен играть на таких условиях, и Ноздрёв называет того подлецом и бросается в драку. Чичикова спасает только то, что в тот же миг в дверь стучится капитан-исправник и объявляет, что Ноздрёв взят под суд «по случаю нанесения помещику Максимову личной обиды розгами в пьяном виде».
В каком классе проходят “Мертвые души” Гоголь?
В каком классе нужно читать поэму “Мертвые души” Николая Гоголя? О чем книга, краткое содержание?
Здравствуйте! Поэму “Мертвые души” Н. В. Гоголя изучают в десятом классе в первом полугодии. Книга очень интересная. В первом томе идет речь о похождениях Чичикова Павла Ивановича. Чичиков приезжает в «город N» . И пытается разбогатеть. А цель его заключается в скупке умерших крестьян которые числились, как живые у местных помещиков.
В 10 классе при изучении творчества Гоголя поэма рассматривается с позиции стилистики.Идет обобщение и анализ тематической принадлежности.
“Мертвые души” Гоголя сейчас изучают в 9-м классе. Возможно, повторно возвращаются к этому произведению в 10-м классе. У меня сын – девятиклассник, учится по учебнику под редакцией В. Я. Коровиной, поэтому я точно знаю.
Что касается краткого содержания этого произведения, то оно о Чичикове, который скупал мертвые души у помещиков. Зачем и почему он это делал можно узнать тут.
Этот произведение великого Украинского писателя является очень популярным и знаменитым, причём входит даже в мировую классику, а тем более в нынешнее время, так как про это сняли даже фильм и сериал. То есть в последнее время Гоголь является невероятно популярным и востребованным среди молодёжи, то есть съёмками фильмов про него конечно очень повысили интерес к нему, что самом по себе очень здорово.
Ну а “Мёртвые души”, как правило, изучают на школьных уроках литературы в девятом классе, то есть уже в старших классах, можно сказать в выпускном, ведь после девятого класса многие покидают стены школы и идут в техникумы или колледжи. Так что подробным изучением произведения начинают заниматься в девятом классе, а кроме этого ещё затрагивают и в десятом, там даже несколько подробнее, хотя конечно по идее прочитать вы его можете и раньше, если есть такое желание.
Аферу Чичикова невольно раскрыла помещица Настасья Коробочка. Продав герою поэмы мертвых крестьян, она испугалась, что продешевила. Патологическая любовь к деньгам толкнула Коробочку приехать в город и выяснять у должностных лиц, почем нынче мертвые души. Так местные власти узнали о подозрительных махинациях Чичикова с покупкой крепостных (им герой произведения впаривал, что покупает живых крестьян для водворения в якобы купленное имение).
Вспомним, каким был первоначальный замысел автора поэмы “Мертвые души”? “Хотя бы с одного боку показать всю Русь”- такую цель поставил перед собой Н.В. Гоголь. Писателю важно было представить все темные, неприглядные стороны российской действительности. Основой сюжета Н.В. Гоголь избрал авантюру с покупкой Чичиковым мертвых душ. Герой, наносящий визиты помещикам в деловых интересах,- это очень удобный прием, которым писатель воспользовался для того, чтобы показать нам разные типы помещиков,разные модели огрубления и опошления человеческой души. Путешествие героя по помещичьим усадьбам, пребывание его в городе, знакомство с чиновниками- это объединяющее начало для показа широкой картины жизни России того времени, возможность порассуждать (и заставить задуматься!) о многих проблемах, дурных и страшных явлениях: бездушном отношении к крепостным крестьянам, духовной пустоте и черствости, праздности, алчности, ограниченности (“дубиноголовости”) представителей дворянства, что и дает основание называть их мертвыми душами. Беседы Павла Ивановича Чичикова с помещиками, сцены торга, наблюдения за устройством помещичьей усадьбы, образом жизни хозяев высвечивают индивидуальные особенности этих людей. И тем не менее это лишь разные стороны омертвения человеческой души: пустое мечтательство Манилова,грубость, жадность, медведеподобность Собакевича, дубиноголовость Коробочки, необузданность Ноздрева и “прореху на человечестве” -Плюшкина.
Николай Васильевич Гоголь так описывал помещика Ноздрева –
Предлагаю несколько синквейнов по данной теме:
Смеются, едят, играют.
Чичиков впервые увидел Ноздрева.
Улыбается, балагурит, острит.
Не прочь и обмануть игроков.
Резвятся, ржут, бегают.
Ноздрев мастер сочинять небылицы.
Обманывает, мухлюет, мошенничает.
За это получал крепкую взбучку
Бахвалится, придумывает, привирает.
Запросто обидит гостя.
Предлагает, навязывает, заставляет.
К мертвым душам прилагает другой товар.
Обвиняет, наговаривает, сплетничает.
Не придает значения своим оскорбительным словам
Хотя конечно и наглости, и смелости у него не отнять. И вместе с замыслами здесь возможно есть какая-то доля героизма, конечно в понятиях того времени и той жизни!
Так-то, по большому счёту- молодец мужик! И план неплохой придумал, и в жизнь его воплощать начал! А вот чего ему нехватило, так это умения правильно разводить людей. Ему бы на годик в наши 90-ые попасть, постажироваться. Тогда бы Николаю Васильевичу и трёх томов не хватило, а то понимаешь, жалеют все, что второго тома нет! Пришлось бы Гоголю целое собрание сочинений писать только об одном Чичикове!
В каком классе изучают Гоголя в школе? Какие произведения?
В каком классе изучают Гоголя “Вечера на хуторе близ Диканьки?”
В каком классе изучают Гоголя “Вий”?
В каком классе изучают Гоголя?
В каком классе изучают Гоголя “Тарас Бульба”?
В каком классе школы проходят Гоголя?
Просьба не путать мой вопрос с этими!
Как правило, изучение творчества Николая Васильевича Гоголя начинают изучать в пятом классе (в начальной школе его если и включают, то только в качестве внеклассного чтения, и только по инициативе педагога).
Пятый класс – изучают произведения из цикла “Вечера на хуторе близ Диканьки”. Наиболее популярные – Майская ночь или утопленица, Сорочинская ярмарка, Пропавшая грамота, Заколдованное место.
Шестой класс – чаще всего изучают Ночь перед Рождеством
Седьмой класс – Тарас Бульба, некоторые учителя в качестве внеклассного чтения предлагают Вий
Восьмой класс – Ревизор
Девятый класс – Мёртвые души
Говоря простыми словами, Гоголь пишет о том, что все его герои не плод его писательского таланта, а обычные люди, которых он встречал в тех или иных условиях и описывать которых ему было легко, потому что он понимал не только их мысли, но и то, что ими движет.
Благодаря такому подходу, каждый образ, созданный Гоголем, представляется абсолютно реальным, кажется, что, при определенных обстоятельствах, мы тоже могли бы увидеть этих людей:
- деда из “Заколдованного места”, отплясывающего козачка и закидывающего заколдованное место помоями;
- лживого и изворотливого Городничего, который сумел обвести вокруг пальца трех губернаторов,
- плута Хлестакова, абсолютно ничтожного человека, пытающегося извлечь выгоду из всего, что попадается на его пути.
- гордого и непобедимого Тараса, смело смотрящего в лицо смерти и готового терпеть любые муки ради своей Родины и своей веры.
Все герои Гоголя – часть существующего вокруг него социума, у них есть свои недостатки и свои достоинства, и каждый из них в какой-то момент меняется, обнажив перед читателем те качества, которые доселе были от него спрятаны.
Это прямой и откровенный посыл Николая Васильевича всем хулителям этой пьесы, все местные мошенники и плуты, не преминули опознать себя, заметавшихся от известия о скором приезде к ним столичного аудитора- ревизора, они представили, что теплые места скоро охладятся на чистой воде, куда их выведет высокий чин из стольного града. Когда из всех щелей полилась грязь на бессмертную пьесу, автор и упредил недоброжелателей эпиграфом- русской пословицей- нечего на зеркало пенять, коли рожа крива- это был сильный ход и хула на нет сошла.
Что вы, какая совесть. У таких людей, какими являются гоголевский Городничий и его команда, совести не бывает почти с рождения. Казнокрады, взяточники, очковтиратели и самоуправцы, люди некомпетентные, неумные и необразованные, ни в малейшей степени не соответствующие занимаемым должностям и нисколько всего этого не стесняющиеся. Где в таком наборе качеств взяться месту совести? Совесть в персонажах “Ревизора” давно умерла, даже если в ком-то когда-то и была. Упомянуть же в конце о приехавшем настоящем чиновнике-ревизоре Гоголь был вынужден, т. к. в современной ему России не было свободы слова, и, если бы он не намекнул, что теперь-то наверняка будет настоящая проверка, и все получат по заслугам, пьесу не разрешили бы к постановке.
Круги ада
Почему же Чичиков посещает помещиков именно в такой последовательности? Большинство литературоведов считает, что при создании «Мёртвых душ» Н. В. Гоголь опирался на сюжет «Божественной комедии» средневекового итальянского поэта Данте Алигьери. Главный герой этого произведения путешествует по кругам ада, и чем ниже он спускается, тем тяжелее грехи людей, которых он встречает. Очевидно, что Манилов не делает в своей жизни ничего хорошего, но и вреда никому не приносит. А вот Плюшкин, не позволив детям самостоятельно выбрать жизненный путь, разрушил свою семью, а также оказался виноват в гибели сотен крестьян, которые в его имении оказались буквально запертыми в ловушке.
Однако современный литературовед Д. Л. Быков считает, что структура «Мёртвых душ» скорее напоминает сюжет «Одиссеи» — книги, написанной древнегреческим поэтом Гомером. В этом произведении главный герой — Одиссей — проходит множество испытаний, чтобы после Троянской войны вернуться домой, к супруге Пенелопе. Разница лишь в том, что Чичикову некуда возвращаться: родители умерли, друзей не было и нет, жены и детей тоже. Именно поэтому, предполагает Быков, Гоголь посчитал второй том «Мёртвых душ» недостаточно убедительным и сжёг.
Преступная схема
Многие школьники, читая поэму впервые, не совсем понимают, что такое мёртвые души и как на них можно было заработать. Всё дело в том, что до 1861 года дворяне имели в подчинении крепостных крестьян, которых и называли «душами». Фраза «у помещика пятьсот душ» означала, что на него работают пятьсот крестьян мужского пола: женщины в списке «душ» не учитывались. Помещик взимал с крепостных барщину, то есть продукты ручного труда (например, молоко, мясо, шерсть и т. д.) либо оброк — деньги, но и сам платил налог, и чем больше душ было у помещика, тем больший взнос полагалось делать в пользу государства.
Вот только перепись населения проходила не каждый год, и за это время энное количество крестьян умирало. Но по спискам они всё ещё считались живыми, и за них также нужно было платить. Этим и решил воспользоваться ушлый Чичиков: он предлагал помещикам деньги за крестьян, которые были уже покойниками, чтобы освободить дворян от взносов. Однако делал он это не из добрых побуждений: купленных «крестьян» он собирался заложить, как в ломбард. Для этого не требовалось приводить их куда-либо: достаточно было показать бумагу, подтверждающую факт покупки. Вот наш герой и отправился в губернский город NN на «промысел».
Почему же Чичиков не хотел зарабатывать деньги честным способом? Во многом потому, что покойный отец дал ему наставление:
Эти слова произвели большое впечатление на мальчика, и уже в школе он подлизывался к учителям, чтобы они ставили ему хорошие оценки. Затем он поступил на таможенную службу и сколотил капитал, помогая провозить контрабанду. Однако тайное стало явным, и Чичикова уволили, а весь «заработок» пошёл на то, чтобы откупиться от судей. Возможно, чичиковская схема на таможне бы не раскрылась, если бы не ссора с сообщником. Так главный герой лишний раз убедился, что отец был прав: от товарищей одни неприятности. А раз так, то новую преступную схему он должен реализовать в одиночку.
Коробочка
После Манилова Чичиков посещает помещицу по фамилии Коробочка. Она предлагает Чичикову купить у неё пеньки, ржаной муки или крупы, но главный герой отклоняет все эти предложения. Павел Иванович настаивает на том, что ему нужны «мёртвые души», и только. Дворянка пугается и думает, что Чичиков предлагает откапывать их из земли, но затем сразу же начинает торговаться.
Коробочка жутко боится продешевить, и вскоре читатель понимает, что всё её время занято мелкой торговлей и накоплением денег. Зачем они ей нужны — неясно: крепостные обеспечивают хозяйку всем необходимым, предметы роскоши старушку не интересуют, а оставлять наследство некому (детей у неё не уродилось). Однако Коробочка настолько бережлива, что предусмотрела разные мешочки для монет разного номинала:
Именно Коробочка впоследствии, сама того не желая, раскроет замысел Чичикова: она поедет в город и станет выведывать цену на мёртвые души, желая убедиться, что не продешевила. Также в обличении Павла Ивановича сыграет значительную роль следующий помещик.
Собакевич
Отличительная черта следующего помещика, Собакевича, — не излишняя маниловская «слащавость», не скупость и не буйный характер, а неприкрытое презрение, которое он испытывает ко всем подряд. Когда Чичиков пытается начать светскую беседу и упомянуть кого-либо из встреченных в городе NN лиц, Собакевич всех их называет дураками и разбойниками, а затем подытоживает:
Я их знаю всех: это всё мошенники; весь город там такой: мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет. Все христопродавцы. Один там только и есть порядочный человек: прокурор, да и тот, если сказать правду, свинья.
Грубость характера буквально написана на лице Собакевича: Чичикову он поначалу кажется похожим «на средней величины медведя». Помещик почти не двигает шеей и постоянно наступает гостям на ноги, а имение его обставлено безобразной тяжёлой мебелью, которая как будто хочет сказать: «И я тоже Собакевич!» Итак, такта и вкуса у дворянина нет, зато житейской смекалки — сколько угодно. Услышав от Чичикова, что тому нужны мёртвые души, Собакевич не задаёт ни одного «лишнего» вопроса, но назначает такую цену, что Павел Иванович не верит собственным ушам. Впрочем, два мошенника всё-таки заключают сделку, и только потом главный герой поэмы обнаруживает, что Михайло Семёныч схитрил и внёс в список девицу (за женщин деньги, как уже было сказано, не полагались).
Манилов
Первый помещик, которого Чичиков удостаивает визитом, — это человек средних лет по фамилии Манилов. Как и Чичиков, он не представляет собой ничего особенного, однако это касается не столько внешности героя и его положения в обществе, а характера, привычек и устремлений.
Помещик живёт с супругой и двумя сыновьями: Алкидом и Фемистоклюсом. Имена эти взяты из «мёртвого» древнегреческого языка и указывают на то, что человек, назвавший так детей, безнадёжно «застрял» в каком-то одном времени. Чем больше мы изучаем интерьер поместья Манилова, тем больше мы в этом убеждаемся. Так, в кабинете уже много лет лежит книга, заложенная на 14-й странице, а в мебельном гарнитуре, приобретённом сразу после свадьбы, недостаёт двух стульев.
Так чем же занимается Манилов, если не уделяет внимания хозяйству? Может, он хороший семьянин? На первый взгляд кажется, что так, тем более что они с супругой «совершенно довольны друг другом». Однако и это общение пустое, поверхностное: муж и жена принимают гостей и иногда «напечатлевают друг другу поцелуй», но в основном бездельничают. Свободное время Манилов проводит в мечтаниях, и когда приезжает Чичиков, он с радостью уступает ему мёртвые души задаром, а затем воображает, как славно было бы, если бы Павел Иванович поселился по соседству.