Понятия, означающие сложение в 5 классе русского языка

Понятия, означающие сложение в 5 классе русского языка Реш еду ру

 — это второстепенный член предложения, обозначающий предмет.

Дополнения отвечают на вопросы косвенных падежей: , , , , , , , , .

Как правило, они относятся к глаголам.

Рыбаки поймали .
Юля увидела .

При разборе по членам предложения дополнения подчёркиваются пунктирной чертой.

Прямое и косвенное дополнение

Дополнение может быть прямым или косвенным.

 — это дополнение, которое выражено формой винительного падежа без предлога.

Бабушка положила  на стол.
Петя смастерил бумажный .

Прямое дополнение можно перепутать с подлежащим, так как формы именительного и винительного падежей существительных иногда совпадают.

В этом предложении является слово «», потому что именно оно обозначает исполнителя действия, названного «». Согласись, цветок не может опылять шмеля, это бессмыслица. Слово «» в этом предложении является , так как на него направлено действие подлежащего.

В этом примере исполнителями действия «» могут быть и мать, и дочь. В таких случаях нужно смотреть на порядок слов в предложении. выполняет («»), а  — роль прямого дополнения («»).

А в этом примере слова поменялись местами, значит, и роли они выполняют другие: «» — , а «» — .

 — это дополнение, которое выражено формой косвенного падежа (кроме винительного) без предлога или с предлогом, а также формой винительного падежа с предлогом.

Увлекается чем? Игрой. выражено существительным в форме творительного падежа без предлога.

Игрой на чём? На гитаре. выражено существительным в форме предложного падежа с предлогом.

Перепрыгнул через что? Через бордюр. выражено существительным в форме винительного падежа с предлогом.

Средства выражения дополнения

Наша кошка уронила с подоконника . Уронила что? Цветок.

Писатель посвятил  свой рассказ. Посвятил кому? Ему.

Писателю предложили  роман. Предложили что? Написать.

  • Сочетание «имя числительное + имя существительное».

Мы взяли домой . Взяли кого? Двух котят.

!!! Мой Почемучка.png

Здравствуй, мой друг. Меня зовут Вася – почемучка! Почему Вася – почемучка? Надеюсь, ты догадался. Я очень люблю задавать вопросы, а особенно те, которые касаются моего любимого предмета — русского языка. Обожаю этот родной мне язык и хочу знать о нём больше. Весь год мы будем вместе исследовать его законы и правила! Ты готов?

Сегодня изучаем главные и второстепенные члены предложения.

К главным членам относятся подлежащее и сказуемое. Вспомни материал третьего класса.

Подлежащее — главный член предложения, который отвечает на вопросы «Кто?», «Что?» и обозначает предмет, о котором приводится информация: «Пришла весна (Что?)» или «Учитель (Кто?) поставил мне хорошую отметку».

Сказуемое — главный член предложения, который обычно отвечает на вопросы «Что делает предмет?», «Каков, какой он есть?» и обозначает то, что говорится о подлежащем: «Пришла весна (весна что сделала?)» или «Квартира красивая (квартира есть какая?)».

Подлежащее и сказуемое грамматически не зависят от других членов предложения и составляют грамматическую основу. Однако необходимо помнить, что к сказуемому задаётся вопрос от подлежащего, а к подлежащему — ни от какого другого слова.

К второстепенным членам предложения относятся дополнение, определение и обстоятельство. Если они есть в предложении, то оно называется распространённым.

Дополнения отвечают на вопросы косвенных (всех, кроме именительного) падежей (Кого? Чего? Кому? Чему? Что? Кем? Чем? О ком? О чём?) и подчёркиваются одинарной прерывистой линией: «Мы прочитали (Что?) книгу» или «Учитель гордится своими (Кем?) учениками».

Определения отвечают на вопросы «Какой?», «Чей?» и обозначают различные признаки предметов. Они подчёркиваются волнистой линией: «На столе лежала толстая (Какая?) книга» или «Я принесла бабушкин (Чей?) платок».

Обстоятельства обозначают различные обстоятельства (отсюда и название), при которых осуществляются действия, и отвечают на вопросы «Как?», «Где?», «Почему?», «Когда?», «Куда?», «Откуда?»: «Мы пришли (Когда?) поздно» или «Я всё делаю (Как?) качественно. Обстоятельства  пунктиром с точками.

Обрати внимание!

1. В предложениях можно выделить главные и второстепенные члены.

2. Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.

3. Если в предложении есть второстепенные члены, то оно называется распространённым.


  • Определение дополнения

  • Что обозначает дополнение?

  • Способы выражения дополнения

  • Прямое и косвенное дополнение

  • Способы выражения прямого дополнения

  • Способы выражения косвенного дополнения

Определение дополнения

Дополнение — это второстепенный член предложения, принадлежащий к составу сказуемого в предложении.

Дополнение обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей:

  •  кого? чего? 
  •  кому? чему? 
  •  кого? что? 
  •  кем? чем? 
  •  о ком? о чём? 

Например:

Осеннее солнце оттеняло темный загар красных листьев.

Солнце оттеняло (что?) загар — дополнение, которое поясняет сказуемое «оттеняло».

Александр что-то пробормотал, взглянул вокруг и закрылся ладонью. 

Закрылся (чем?) ладонью — это дополнение.

Что обозначает дополнение?

В предложении дополнение может указывать на:

1. объект, на который направлено действие:

  • приступить к ремонту
  • защищать Родину
  • испечь пироги

2. на объект восприятия:

  • смотрю кино
  • видишь родителей
  • ощущаем уют

3. на орудие действия:

  • рубил ножом
  • написал красками

4. на объект сравнения:

  • быстрее легкоатлета
  • лучше работники

5. на отношение к руководителю, производителю чего-либо:

  • ректор колледжа
  • заведующий магазином
  • владелец завода

Способы выражения дополнения

Дополнение выражается словами следующих частей речи:

Именем существительным в косвенном падеже, например:

  • Бабушка схватилась за ложку и продолжала хлебать борщ.

Местоимением, например:

  • Нам задали много уроков на завтра.

Именем числительным, например:

  • Шесть делится на три.

Наречием в значении существительного, например:

  • Вчера не будет похоже на завтра.

Неопределенной формой глагола (инфинитивом), например:

  • Отец всегда просит говорить только правду.

Именем прилагательным в роли существительного, например:

  • Сегодня с грустью мы вспоминали о школьном прошлом.

Прямое и косвенное дополнение

— это дополнение, которое обозначает предмет, на которое направлено действие. Прямое дополнение выражено именем существительным или местоимением в винительном падеже без предлога.

  • Я устроилась в постели и закрыла (что?) глаза.

«Глаза» — это прямое дополнение, которое выражено существительным в форме винительного падежа без предлога.

Способы выражения прямого дополнения

Прямое дополнение может быть выражено:

Существительным в форме винительного падежа без предлога, например:

  • Папа купил большой (что?) букет алых роз.

Местоимением в форме винительного падежа, например:

  • Я обидел (кого?) его и мне не терпелось попросить прощения. 

Существительным в форме родительного падежа, обозначая часть от целого, например:

  • купила (чего?) груш
  • принес (чего?) молока

Существительным в форме родительного падежа, которое управляется глаголом с отрицанием, например:

  • не любила сока
  • не ожидала реакции

Примеры предложений с прямым дополнением:

  • Белоснежный снег покрыл (что?) всю землю.
  • Я снял (что?) очки и увидел (что?) яркое солнце.
  • Я в детстве ловил (кого?) голубей и держал (кого?) их в сарае.

– это дополнение, которое выражено словами разных частей речи (словосочетаниями) в косвенных падежах без предлогов и с предлогами.

  • Я увлекаюсь (чем?) рисованием.

«Рисованием» — косвенное дополнение, которое выражено формой творительного падежа существительного.

  • Дедушка ценит (в ком?) в людях душевную (что?) мудрость.
  • Мой любимый сквер весь был усыпан (чем?) листьями.

Способы выражения косвенного дополнения

Косвенное дополнение может быть выражено:

Существительным и местоимением с предлогами и без в форме косвенных падежей, например:

  • Я отправил отца (за кем?) за врачом.
  • Я думал (о чём?) об этом в самые тяжелые минуты своей жизни.

Прилагательным или причастием в роли существительного, например:

  • Александр спросил (кого?) прохожего, как доехать до ближайшего магазина.
  • Сегодня на речке было много (кого?) загорающих.
  • Мы попросили её (о чём?) сыграть что-нибудь.
  • Мама заставила брата (что?) читать Толстого.

Наречием в роли существительного, например:

  • Мы нервничаем от вашего бесконечного (чего?) «быстрей».
  • Мы услышали (что?) «мяу» из соседнего двора.

Неделимыми словосочетаниями, например:

  • Кошка возилась в углу (с кем?) с пятью котятами.

Определение, дополнение, обстоятельство — это второстепенные члены предложения.

Второстепенные члены предложения — это члены предложения, которые грамматически зависят от других членов предложения, поясняют их и связаны с ними подчинительной связью согласования, управления или примыкания.

В зависимости от грамматического значения второстепенные члены делятся на:

В этой теме объясним, что такое определение, дополнение, обстоятельство. Как их найти в предложении и на какие вопросы они отвечают.

Определение

Определение — это второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета и отвечающий на вопросы какой? чей? При синтаксическом разборе определение подчеркивается волнистой линией.

Например:

  • Пушистые облака плыли по голубому небу.

облака (какие?) пушистые

по небу (какому?) голубому

Какие способы выражения определения?

Определения выражаются словами разных частей речи:

  • прилагательными (голубое небо, зеленая трава);
  • одиночными причастиями (вылупившиеся цыплята) и причастными оборотами;
  • порядковыми числительными (третий билет);
  • местоимениями-прилагательными (наша дача, твоя школа);
  • существительным или местоимением в косвенном падеже (пальто из хлопка, его рука);
  • словосочетаниями (платье из белого шифона).
  • наречиями (пальто нараспашку, рубашка навыпуск);
  • инфинитивом (привычка зевать).

По способу выражения и синтаксической связи между определяемым и зависимым словом все определения делятся на:

  • согласованные, которые совпадают в числе, роде и падеже с определяемыми словами
  • несогласованные, которые связываются с главным словом подчинительной связью управления или примыкания.

Несогласованные определения выражаются следующими частями речи и их формами:

  • существительным в косвенном падеже с предлогом и без него

приказ (чей?) директора;
кепка (какая?) с козырьком;
платье (какое?) в горошек.

  • притяжательным местоимением 3 лица (его, её, их)

его выражение — выражение (чье?) его;
её наглость — наглость (чья?) её;
их проблемы — проблемы (чьи?) их;

  • наречием

поступок исподтишка;
борщ по-армянски;
дом напротив;
дорога наискосок.

  • формой сравнительной степени прилагательного

кофе покрепче;
девочка постарше;
мальчишка посмелее.

  • инфинитивом

возможность отдохнуть;
желание присесть;
время начать.

  • нечленимым словосочетанием

девочка пяти лет;
товары повседневного спроса;
дом в шести шагах;
добрейшей души человек.

Дополнение

Двусоставное простое предложение обычно включает два состава:

  • состав подлежащего (подлежащее + определения);
  • состав сказуемого (сказуемое, дополнение и обстоятельство).

Дополнение — это второстепенный член предложения, принадлежащий к составу сказуемого в предложении, обозначающий предмет. Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей. При синтаксическом разборе предложения дополнение подчеркивается пунктирной линией.

Например:

накормила (кого?) ребенка;
выпила (чего?) молока;
добавлю (к чему?) к супу;
отдам (кому?) дочери.

Дополнение бывает прямым и косвенным.

Прямое дополнение — это дополнение, которое выражено именем существительным или местоимением в винительном падеже без предлога.

Например:

Я устроилась в постели и закрыла глаза.

Закрыла что? — глаза.

«Глаза» — это прямое дополнение, которое выражено существительным в форме винительного падежа без предлога.

Косвенное дополнение – это дополнение, которое выражено существительным или местоимением в косвенных падежах без предлогов и с предлогами.

Например:

  • Я увлекаюсь рисованием.

Увлекаюсь чем? — рисованием

«Рисованием» — косвенное дополнение, которое выражено формой творительного падежа существительного.

  • Дедушка ценит в людях душевную мудрость (ценит в ком? — в людях, ценит что? — мудрость).
  • Мой любимый сквер весь был усыпан листьями (был усыпан чем? — листьями).

Обстоятельство

— это второстепенный член предложения, который обозначает признак действия или другого признака.

При синтаксическом разборе предложения обстоятельство подчеркивается пунктирной линией с точками между её штрихами.

  • Эта девочка идет сзади (идет где? — сзади).
  • Дедушка нас навестит завтра (навестит когда? — завтра).

Виды обстоятельства в зависимости от значения:

а) обстоятельство образа действия

Пушистые хлопья снега бесшумно падали на мое лицо (хлопья падали как? — бесшумно).

Шел он лениво, вперевалку (он шел как? — лениво, вперевалку).

б) обстоятельство меры и степени

  •  в какой степени? 

Солнце едва-едва показалось за горой (показалось в какой степени? — едва-едва).

Сегодня на выступлении ее голос немного дрогнул (дрогнул в какой степени? — немного).

в)

Белый снег лежал на подоконнике (лежал где? — на подоконнике).

Мы быстрыми шагами пошли к школе (пошли куда? — к школе).

г)

  • с каких пор?
  • до каких пор?

— Сегодня я настроен подготовиться к экзаменам (я настроен подготовиться когда? — сегодня).

Может быть останемся здесь до утра (останемся до каких пор — до утра).

— С самого утра погода начала преподносить неприятные сюрпризы (начала преподносить сюрпризы с каких пор — с самого утра).

д)

  •  при каком условии? 

Сядем за стол при наличии большинства (сядем за стол при каком условии? — при наличии большинства).

— При желании можно успеть даже к семи (можно успеть при каком условии? — при наличии желании).

Он выполнит это поручение в случае договоренности с поставщиками (он выполнит при каком условии? — в случае договоренности).

е)

  •  по какой причине? 

Наша прогулка отменилась из-за дождя (отменилась отчего? — из-за дождя).

Мы переживали, что урожай испортится из-за влажности (испортится почему? — из-за дождя).

ж)

  •  с какой целью? 

Я собирался в школу поговорить с директором (собирался с какой целью? — поговорить с директором).

— Для укрепления здоровья следует много времени проводить на свежем воздухе (проводить на свежем воздухе для чего? — для укрепления здоровья).

Я вышла на крыльцо встретить гостей (я вышла с какой целью — встретить).

з) обозначает, вопреки чему совершается действие, и отвечает на вопросы:

  •  несмотря на что? 

Сегодня вопреки моим пессимистичным ожиданиям он приехал.

Оцените статью
Добавить комментарий