— это второстепенный член предложения, обозначающий предмет.
Дополнения отвечают на вопросы косвенных падежей: , , , , , , , , .
Как правило, они относятся к глаголам.
Рыбаки поймали .
Юля увидела .
При разборе по членам предложения дополнения подчёркиваются пунктирной чертой.
Прямое и косвенное дополнение
Дополнение может быть прямым или косвенным.
— это дополнение, которое выражено формой винительного падежа без предлога.
Бабушка положила на стол.
Петя смастерил бумажный .
Прямое дополнение можно перепутать с подлежащим, так как формы именительного и винительного падежей существительных иногда совпадают.
В этом предложении является слово «», потому что именно оно обозначает исполнителя действия, названного «». Согласись, цветок не может опылять шмеля, это бессмыслица. Слово «» в этом предложении является , так как на него направлено действие подлежащего.
В этом примере исполнителями действия «» могут быть и мать, и дочь. В таких случаях нужно смотреть на порядок слов в предложении. выполняет («»), а — роль прямого дополнения («»).
А в этом примере слова поменялись местами, значит, и роли они выполняют другие: «» — , а «» — .
— это дополнение, которое выражено формой косвенного падежа (кроме винительного) без предлога или с предлогом, а также формой винительного падежа с предлогом.
Увлекается чем? Игрой. выражено существительным в форме творительного падежа без предлога.
Игрой на чём? На гитаре. выражено существительным в форме предложного падежа с предлогом.
Перепрыгнул через что? Через бордюр. выражено существительным в форме винительного падежа с предлогом.
Средства выражения дополнения
Наша кошка уронила с подоконника . Уронила что? Цветок.
Писатель посвятил свой рассказ. Посвятил кому? Ему.
Писателю предложили роман. Предложили что? Написать.
- Сочетание «имя числительное + имя существительное».
Мы взяли домой . Взяли кого? Двух котят.
Здравствуй, мой друг. Меня зовут Вася – почемучка! Почему Вася – почемучка? Надеюсь, ты догадался. Я очень люблю задавать вопросы, а особенно те, которые касаются моего любимого предмета — русского языка. Обожаю этот родной мне язык и хочу знать о нём больше. Весь год мы будем вместе исследовать его законы и правила! Ты готов?
Сегодня изучаем главные и второстепенные члены предложения.
К главным членам относятся подлежащее и сказуемое. Вспомни материал третьего класса.
Подлежащее — главный член предложения, который отвечает на вопросы «Кто?», «Что?» и обозначает предмет, о котором приводится информация: «Пришла весна (Что?)» или «Учитель (Кто?) поставил мне хорошую отметку».
Сказуемое — главный член предложения, который обычно отвечает на вопросы «Что делает предмет?», «Каков, какой он есть?» и обозначает то, что говорится о подлежащем: «Пришла весна (весна что сделала?)» или «Квартира красивая (квартира есть какая?)».
Подлежащее и сказуемое грамматически не зависят от других членов предложения и составляют грамматическую основу. Однако необходимо помнить, что к сказуемому задаётся вопрос от подлежащего, а к подлежащему — ни от какого другого слова.
К второстепенным членам предложения относятся дополнение, определение и обстоятельство. Если они есть в предложении, то оно называется распространённым.
Дополнения отвечают на вопросы косвенных (всех, кроме именительного) падежей (Кого? Чего? Кому? Чему? Что? Кем? Чем? О ком? О чём?) и подчёркиваются одинарной прерывистой линией: «Мы прочитали (Что?) книгу» или «Учитель гордится своими (Кем?) учениками».
Определения отвечают на вопросы «Какой?», «Чей?» и обозначают различные признаки предметов. Они подчёркиваются волнистой линией: «На столе лежала толстая (Какая?) книга» или «Я принесла бабушкин (Чей?) платок».
Обстоятельства обозначают различные обстоятельства (отсюда и название), при которых осуществляются действия, и отвечают на вопросы «Как?», «Где?», «Почему?», «Когда?», «Куда?», «Откуда?»: «Мы пришли (Когда?) поздно» или «Я всё делаю (Как?) качественно. Обстоятельства пунктиром с точками.
Обрати внимание!
1. В предложениях можно выделить главные и второстепенные члены.
2. Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.
3. Если в предложении есть второстепенные члены, то оно называется распространённым.
-
Определение дополнения
-
Что обозначает дополнение?
-
Способы выражения дополнения
-
Прямое и косвенное дополнение
-
Способы выражения прямого дополнения
-
Способы выражения косвенного дополнения
Определение дополнения
Дополнение — это второстепенный член предложения, принадлежащий к составу сказуемого в предложении.
Дополнение обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей:
- кого? чего?
- кому? чему?
- кого? что?
- кем? чем?
- о ком? о чём?
Например:
Осеннее солнце оттеняло темный загар красных листьев.
Солнце оттеняло (что?) загар — дополнение, которое поясняет сказуемое «оттеняло».
Александр что-то пробормотал, взглянул вокруг и закрылся ладонью.
Закрылся (чем?) ладонью — это дополнение.
Что обозначает дополнение?
В предложении дополнение может указывать на:
1. объект, на который направлено действие:
- приступить к ремонту
- защищать Родину
- испечь пироги
2. на объект восприятия:
- смотрю кино
- видишь родителей
- ощущаем уют
3. на орудие действия:
- рубил ножом
- написал красками
4. на объект сравнения:
- быстрее легкоатлета
- лучше работники
5. на отношение к руководителю, производителю чего-либо:
- ректор колледжа
- заведующий магазином
- владелец завода
Способы выражения дополнения
Дополнение выражается словами следующих частей речи:
Именем существительным в косвенном падеже, например:
- Бабушка схватилась за ложку и продолжала хлебать борщ.
Местоимением, например:
- Нам задали много уроков на завтра.
Именем числительным, например:
- Шесть делится на три.
Наречием в значении существительного, например:
- Вчера не будет похоже на завтра.
Неопределенной формой глагола (инфинитивом), например:
- Отец всегда просит говорить только правду.
Именем прилагательным в роли существительного, например:
- Сегодня с грустью мы вспоминали о школьном прошлом.
Прямое и косвенное дополнение
— это дополнение, которое обозначает предмет, на которое направлено действие. Прямое дополнение выражено именем существительным или местоимением в винительном падеже без предлога.
- Я устроилась в постели и закрыла (что?) глаза.
«Глаза» — это прямое дополнение, которое выражено существительным в форме винительного падежа без предлога.
Способы выражения прямого дополнения
Прямое дополнение может быть выражено:
Существительным в форме винительного падежа без предлога, например:
- Папа купил большой (что?) букет алых роз.
Местоимением в форме винительного падежа, например:
- Я обидел (кого?) его и мне не терпелось попросить прощения.
Существительным в форме родительного падежа, обозначая часть от целого, например:
- купила (чего?) груш
- принес (чего?) молока
Существительным в форме родительного падежа, которое управляется глаголом с отрицанием, например:
- не любила сока
- не ожидала реакции
Примеры предложений с прямым дополнением:
- Белоснежный снег покрыл (что?) всю землю.
- Я снял (что?) очки и увидел (что?) яркое солнце.
- Я в детстве ловил (кого?) голубей и держал (кого?) их в сарае.
– это дополнение, которое выражено словами разных частей речи (словосочетаниями) в косвенных падежах без предлогов и с предлогами.
- Я увлекаюсь (чем?) рисованием.
«Рисованием» — косвенное дополнение, которое выражено формой творительного падежа существительного.
- Дедушка ценит (в ком?) в людях душевную (что?) мудрость.
- Мой любимый сквер весь был усыпан (чем?) листьями.
Способы выражения косвенного дополнения
Косвенное дополнение может быть выражено:
Существительным и местоимением с предлогами и без в форме косвенных падежей, например:
- Я отправил отца (за кем?) за врачом.
- Я думал (о чём?) об этом в самые тяжелые минуты своей жизни.
Прилагательным или причастием в роли существительного, например:
- Александр спросил (кого?) прохожего, как доехать до ближайшего магазина.
- Сегодня на речке было много (кого?) загорающих.
- Мы попросили её (о чём?) сыграть что-нибудь.
- Мама заставила брата (что?) читать Толстого.
Наречием в роли существительного, например:
- Мы нервничаем от вашего бесконечного (чего?) «быстрей».
- Мы услышали (что?) «мяу» из соседнего двора.
Неделимыми словосочетаниями, например:
- Кошка возилась в углу (с кем?) с пятью котятами.
Определение, дополнение, обстоятельство — это второстепенные члены предложения.
Второстепенные члены предложения — это члены предложения, которые грамматически зависят от других членов предложения, поясняют их и связаны с ними подчинительной связью согласования, управления или примыкания.
В зависимости от грамматического значения второстепенные члены делятся на:
В этой теме объясним, что такое определение, дополнение, обстоятельство. Как их найти в предложении и на какие вопросы они отвечают.
Определение
Определение — это второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета и отвечающий на вопросы какой? чей? При синтаксическом разборе определение подчеркивается волнистой линией.
Например:
- Пушистые облака плыли по голубому небу.
облака (какие?) пушистые
по небу (какому?) голубому
Какие способы выражения определения?
Определения выражаются словами разных частей речи:
- прилагательными (голубое небо, зеленая трава);
- одиночными причастиями (вылупившиеся цыплята) и причастными оборотами;
- порядковыми числительными (третий билет);
- местоимениями-прилагательными (наша дача, твоя школа);
- существительным или местоимением в косвенном падеже (пальто из хлопка, его рука);
- словосочетаниями (платье из белого шифона).
- наречиями (пальто нараспашку, рубашка навыпуск);
- инфинитивом (привычка зевать).
По способу выражения и синтаксической связи между определяемым и зависимым словом все определения делятся на:
- согласованные, которые совпадают в числе, роде и падеже с определяемыми словами
- несогласованные, которые связываются с главным словом подчинительной связью управления или примыкания.
Несогласованные определения выражаются следующими частями речи и их формами:
- существительным в косвенном падеже с предлогом и без него
приказ (чей?) директора;
кепка (какая?) с козырьком;
платье (какое?) в горошек.
- притяжательным местоимением 3 лица (его, её, их)
его выражение — выражение (чье?) его;
её наглость — наглость (чья?) её;
их проблемы — проблемы (чьи?) их;
- наречием
поступок исподтишка;
борщ по-армянски;
дом напротив;
дорога наискосок.
- формой сравнительной степени прилагательного
кофе покрепче;
девочка постарше;
мальчишка посмелее.
- инфинитивом
возможность отдохнуть;
желание присесть;
время начать.
- нечленимым словосочетанием
девочка пяти лет;
товары повседневного спроса;
дом в шести шагах;
добрейшей души человек.
Дополнение
Двусоставное простое предложение обычно включает два состава:
- состав подлежащего (подлежащее + определения);
- состав сказуемого (сказуемое, дополнение и обстоятельство).
Дополнение — это второстепенный член предложения, принадлежащий к составу сказуемого в предложении, обозначающий предмет. Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей. При синтаксическом разборе предложения дополнение подчеркивается пунктирной линией.
Например:
накормила (кого?) ребенка;
выпила (чего?) молока;
добавлю (к чему?) к супу;
отдам (кому?) дочери.
Дополнение бывает прямым и косвенным.
Прямое дополнение — это дополнение, которое выражено именем существительным или местоимением в винительном падеже без предлога.
Например:
— Я устроилась в постели и закрыла глаза.
Закрыла что? — глаза.
«Глаза» — это прямое дополнение, которое выражено существительным в форме винительного падежа без предлога.
Косвенное дополнение – это дополнение, которое выражено существительным или местоимением в косвенных падежах без предлогов и с предлогами.
Например:
- Я увлекаюсь рисованием.
Увлекаюсь чем? — рисованием
«Рисованием» — косвенное дополнение, которое выражено формой творительного падежа существительного.
- Дедушка ценит в людях душевную мудрость (ценит в ком? — в людях, ценит что? — мудрость).
- Мой любимый сквер весь был усыпан листьями (был усыпан чем? — листьями).
Обстоятельство
— это второстепенный член предложения, который обозначает признак действия или другого признака.
При синтаксическом разборе предложения обстоятельство подчеркивается пунктирной линией с точками между её штрихами.
- Эта девочка идет сзади (идет где? — сзади).
- Дедушка нас навестит завтра (навестит когда? — завтра).
Виды обстоятельства в зависимости от значения:
а) обстоятельство образа действия
— Пушистые хлопья снега бесшумно падали на мое лицо (хлопья падали как? — бесшумно).
— Шел он лениво, вперевалку (он шел как? — лениво, вперевалку).
б) обстоятельство меры и степени
- в какой степени?
— Солнце едва-едва показалось за горой (показалось в какой степени? — едва-едва).
— Сегодня на выступлении ее голос немного дрогнул (дрогнул в какой степени? — немного).
в)
— Белый снег лежал на подоконнике (лежал где? — на подоконнике).
— Мы быстрыми шагами пошли к школе (пошли куда? — к школе).
г)
- с каких пор?
- до каких пор?
— Сегодня я настроен подготовиться к экзаменам (я настроен подготовиться когда? — сегодня).
— Может быть останемся здесь до утра (останемся до каких пор — до утра).
— С самого утра погода начала преподносить неприятные сюрпризы (начала преподносить сюрпризы с каких пор — с самого утра).
д)
- при каком условии?
— Сядем за стол при наличии большинства (сядем за стол при каком условии? — при наличии большинства).
— При желании можно успеть даже к семи (можно успеть при каком условии? — при наличии желании).
— Он выполнит это поручение в случае договоренности с поставщиками (он выполнит при каком условии? — в случае договоренности).
е)
- по какой причине?
— Наша прогулка отменилась из-за дождя (отменилась отчего? — из-за дождя).
— Мы переживали, что урожай испортится из-за влажности (испортится почему? — из-за дождя).
ж)
- с какой целью?
— Я собирался в школу поговорить с директором (собирался с какой целью? — поговорить с директором).
— Для укрепления здоровья следует много времени проводить на свежем воздухе (проводить на свежем воздухе для чего? — для укрепления здоровья).
— Я вышла на крыльцо встретить гостей (я вышла с какой целью — встретить).
з) обозначает, вопреки чему совершается действие, и отвечает на вопросы:
- несмотря на что?
— Сегодня вопреки моим пессимистичным ожиданиям он приехал.