Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».
§ 1. После ж, ч, ш, щ не пишутся ю, я, ы, а пишутся у, а, и, например: чудо, щука, час, роща, жир, шить.
Буквы ю и я допускаются после этиx согласных только в иноязычных словах (преимущественно французских), например: жюри, парашют (в том числе – именах собственных, например: Сен-Жюст), а также в сложносокращенных словах и буквенных аббревиатурах, в которых, по общему правилу, допускаются любые сочетания букв (см. § 110).
§ 2. После ц буква ы пишется в окончаниях и в суффиксе -ын, например: птицы, вцы и овц; огурцы, белолицый, сестрицын, лисицын, а также в словах цыган, цыпленок, на цыпочках, цыц (междометие) и в других словах того же корня. В остальных случаях после ц пишется всегда и, например: станция, цибик, циновка, цимбалы, цинк, медицина.
§ 3. После ц буквы ю и я допускаются только в иноязычных именах собственных, например: Цюрих, Свенцяны.
§ 4. А. Если после ж, ч, ш, щ под ударением произносится о, то буква о пишется:
1. В окончаниях имен существительных и прилагательных, например: плечо, ножом, шалашом, плечом, Фомичом, плащом, межой, вожжой, душой, свечой, пращой, чужой, большой.
2. В суффиксах:
а) имен существительных: -ок, например: рожок, петушок, крючок, борщок; -онок, например: медвежонок, мышонок, галчонок, бочонок; -онк-а, например: книжонка, рубашонка, ручонка; также деньжонки;
б) имен прилагательных: -ов-, например; ежовый, грошовый, парчовый, холщовый; -он- (с беглым -о-), например: смешон;
в) наречий, например: свежо, горячо, общо.
3. В род. пад. множ. ч. на -ок, -он имен существительных, например: кишок, княжон.
4. В словах (и в производных от них): обжора, крыжовник, жом, трещотка, трущоба, чащоба, чокаться, чопорный, Печора, шов, шорох, шоры; в именах существительных: изжога, ожог, поджог (ср. написания с -ег в прошедшем времени глаголов: изжег, сжег, поджег); также в некоторых областных и просторечных словах, например: жолкнуть, зажopa (и зажор), жох, ужо (в значении «потом», «после»), вечор (в значении «вчера вечером» ), чох (например, в выражении «не верит ни в сон, ни в чох» ), наречие чохом.
Примечание. Иноязычные слова пишутся согласно произношению, например: крюшон, мажор, шомпол – шомпола, Чосер (фамилия), но: жест, планшет.
Б. Во всех прочих случаях после ж, ч, ш, щ под ударением пишется буква е, хотя и произносится о, а именно:
1. В глагольных окончаниях -ешь, -ет, -ем, -ете, например: лжешь, лжет и т. д., печешь, печет и т. д.
2. В глагольном суффиксе -евыва-, например: затушевывать, перекочевывать, также затушевывание, перекочевывание.
3. В суффиксе отглагольных существительных -евк-, например: перекочевка, размежевка.
4. В суффиксе существительных -ер, например: дирижер, ретушер, стажер, ухажер.
5. В суффиксе причастий страдательного залога -енн- (-ен-) и в словах, образованных от таких причастий, например: напряженный, напряжен, напряженность, напряженно; отрешенный, отрешенность; размягченный, размягченность; упрощенный, упрощенность; ученый, ученость; толченый; жженый, жженка.
6. В словах, в корне которых под ударением произносится -о, чередующееся с е в других формах или в других словах того же корня, например: желтый (желтеть), жесткий (жестковатый), жернов (жернова), желудь (желудей), жердочка (жердей); дешевый, дешевки (дешеветь), шелк (шелковистый), шерстка (шерстяной), решетка, решетчатый (решето), кошелка (кошелек), шепот (шептать); челн (челнок), челка (чело), черт (чертей), черный (чернота), чет (нечет), чечетка (чечет), отчет, счет (вычет, вычесть), черточка (черта), печенка (печень), бечевка (бечева); щетка (щетина), щелкать (щелчок), пощечина, щеки (щека); в корнях глагольных форм: сжег, поджег, сжегший, поджегший (сжечь, поджечь), шел (шедший), разжевывать (разжевать).
7. В предложном падеже местоимения что, о чем, на чем, а также в словах причем, нипочем.
§ 5. В русских словах в неударяемых слогах после ж, ч, ш, щ буква о не пишется, например: горшек (ср. петушк), строжем (ср. чижм), бльшего (ср. большго), ржего (ср. чужго). В иноязычных словах допускается буква о и в слогах неударяемых, например: жокй, шоколд.
§ 6. Написание о или е после ц в русских словах определяется следующими правилами:
1. В слогах ударяемых пишется о или е в соответствии с произношением, например: цокать, лицо, овцой, дельцов, отцов, отцовский, облицовка, вытанцовывать, танцор, но: прицел, целый, ценный, цеп и т. п.
2. В слогах неударяемых о не пишется, кроме слова цокотуха и родственных (ср. цокот).
При отсутствии ударения в суффиксах и окончаниях всегда пишется е, например: полотенце, пальцем, пальцев, куцего, ситцевый, молодцеватый, глянцевитый, танцевать, гарцевать, Кунцево, Баренцево море.
В иноязычных словах о после ц может писаться и в неударяемых слогах, например: палццо, скрцо.
Правила параграфа 4, равно как и все другие, не распространяются на фамилии: они пишутся в соответствии с написаниями в официальных личных документах.
Правописание букв О и Ё после шипящих
Чтобы безошибочно написать сомнительную гласную (О или Ё) после шипящих (Ж, Ш, Ч, Щ) и не ЧОКНУТЬСЯ, нужно прежде всего выяснить, в какой части слова находится проверяемая гласная – в корне, суффиксе или окончании. Кроме этого, если гласная находится в суффиксе или окончании (иначе говоря, вне корня), то нужно еще знать, к какой части речи относится проверяемое слово (то есть является ли оно именем существительным, прилагательным, наречием, глаголом).
КАК ВЫБРАТЬ ГЛАСНУЮ В КОРНЕ СЛОВА?
1. В КОРНЕ СЛОВА под ударением нужно написать Ё в том случае, если в других формах этого слова или в однокоренных словах пишется буква Е: ШЁПОТ (потому что ШЕПЧЕТ), ПЧЁЛЫ (потому что ПЧЕЛА), ЧЁРНЫЙ (потому что ЧЕРНЕТЬ), ЖЁЛТЫЙ (потому что ЖЕЛТЕТЬ), ШЁЛ (потому что ПРИШЕДШИЙ) и т. д. Так пишется большинство корней.
2. Если же проверочное слово подобрать не удается, то после шипящих, в корне, под ударением следует писать О: ШОВ, ШОРОХ, ШОРЫ, ИЗЖОГА, КРЫЖОВНИК, ОБЖОРА, ЧОКАТЬСЯ, ТРУЩОБА. Таких слов не очень много, и их обычно запоминают как исключения.
3. Если перед вами иноязычное по происхождению слово, то необходимо писать О после шипящего согласного в корне под ударением, например: КАПЮШОН, ШОК, ЖОНГЛИРОВАТЬ.
КАК ВЫБРАТЬ ГЛАСНУЮ В СУФФИКСЕ И ОКОНЧАНИИ?
1. В СУФФИКСЕ существительного, прилагательного, наречия под ударением пишется буква О: СОБАЧ-ОНК-А, КАМЫШ-ОВ-ЫЙ, ГОРЯЧ-О.
2. В ОКОНЧАНИИ существительного и прилагательного под ударением пишется буква О: ВРАЧ-ОМ, БОЛЬШ-ОЙ.
3. В СУФФИКСАХ глаголов, причастий и всех слов, образованных от глаголов, под ударением пишется буква Ё: ПЕЧ-ЁТ, ВЫ-КОРЧ-ЁВ-ЫВА-ТЬ, ВЫ-КОРЧ-ЁВ-КА, ПЕРЕ-СЕЧ-ЁНН-ЫЙ, НОЧ-ЁВ-КА, ЛИШ-ЁНН-ЫЙ.
Обратите внимание, что существительные ТУШЁНКА, СГУЩЁНКА, НОЧЁВКА и некоторые другие пишутся через букву Ё. Буква Ё пишется в суффиксах этих слов, так как они соотносятся по смыслу с глаголами ТУШИТЬ, СГУЩАТЬ и НОЧЕВАТЬ.
Обратите внимание, что слова РЕЧОВКА, МЕЛОЧОВКА, ПЛАЩОВКА пишутся через О. Буква О пишется в суффиксах существительных по изложенному выше правилу.
Обратите внимание, что слово БЕЧЁВКА пишется с буквой Ё. Буква Ё пишется, поскольку эта гласная входит в состав корня и проверяется словом БЕЧЕВА.
Отдельно необходимо запомнить правило написания слов с корнем ЖОГ / ЖЕГ.
Если слово является существительным, то надо писать букву О. Например: СИЛЬНЫЙ ОЖОГ, СОВЕРШЕН ПОДЖОГ ДОМА. Но когда слово является глаголом, оно пишется с буквой Ё. Например: СИЛЬНО ОБЖЁГ РУКУ, НЕИЗВЕСТНЫЙ ПОДЖЁГ ДОМ, АВТОР ЖЖЁТ РУКОПИСИ.
Правописание букв О и Ё после шипящих
Чтобы безошибочно написать сомнительную гласную (О или Ё) после шипящих (Ж, Ш, Ч, Щ) и не ЧОКНУТЬСЯ, нужно прежде всего выяснить, в какой части слова находится проверяемая гласная – в корне, суффиксе или окончании. Кроме этого, если гласная находится в суффиксе или окончании (иначе говоря, вне корня), то нужно еще знать, к какой части речи относится проверяемое слово (то есть является ли оно именем существительным, прилагательным, наречием, глаголом).
Урок русского языка в 3 классе по теме «Правописание «О» и «Е» в окончаниях имен существительных после шипящих и «Ц»
: урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)
• развивать орфографическую зоркость, умение строить речевые высказывания
• воспитывать внимательное, доброжелательное отношение к ответам одноклассников, личную ответственность за выполнение коллективной работы.
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, реализовывать творческий потенциал в предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше».
определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей
оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
– Уметь использовать в речи речевые единицы,
– Уметь сравнивать разные формы имен существительных, делать вывод на основе наблюдений за изменением формы слова;
– Знать правописание окончаний имен существительных при изменении существительных по падежам.
– Прозвенел звонок. Начинается урок русского языка. К нам на урок пришли гости. Обернитесь и поприветствуйте их.
– Садитесь. Проверьте своё рабочее место.
– Откройте тетради. Сядьте правильно, вспомните правила посадки при письме. Сегодня семнадцатое марта. Запишите число, классная работа.
– У каждого из вас в тетради лежит карточка, положите её перед собой.
– Сейчас вы сможете проверить, кто в нашем классе самый внимательный и сможет отгадать какие буквы мы будем прописывать на минутке чистописания.
– Внимательно посмотрите на фигуры и буквы. Запомните их. Теперь в своей карточке впишите в нужные фигуры соответствующие буквы.
Самопроверка на слайде
– Проверьте: какие буквы вы вписали.
– Поднимите руки, кто справился с заданием без ошибки. Молодцы!
– Ребята, скажите, какая буква здесь лишняя? (Ц) Почему? По какому признаку разделили?
– Какой звук обозначает буква Ц? (обозначают звук «Ц», всегда твёрдый, глухой)
– На какие группы можно разбить оставшиеся буквы? (твёрдые и мягкие)
– Назовите твёрдые (ж-ш), мягкие (ч-щ)
– Запишите их, чередуя по вариантам
ж ш ч щ
: какие буквы мы записали? Что их объединяет? (они обозначают шипящие звуки)
– Сегодня на уроке мы продолжим раскрывать тайны русского языка.
– Перед вами два фразеологических оборота:
болеть душ_й болеть сердц_м
– Как вы понимаете их значение?
– Правильно, эти два фразеологизма синонимичны и имеют одинаковое значение: волноваться, сильно переживать, беспокоиться.
– В какой части речи пропущена орфограмма?
– В какой части слова?
– За какими согласными следует неизвестная орфограмма? (за ш – ц)
– А какая это может быть гласная? (о или е)
– Попробуем сформулировать тему нашего урока. (ПРАВОПИСАНИЕ гласных букв о – е в окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук Ц)
– Откройте учебник на стр. 64, проверьте правильно ли мы сформулировали тему урока. Прочитай Аня.
– Ребята, а с какой целью мы открываем тайны русского языка? (чтобы грамотно писать, не допускать ошибок в диктантах на правописание этих орфограмм)
– Чтобы грамотно писать, мы должны на письме видеть эту орфограмму. Так глядя на эти слова, мы ставим перед собой? (когда в окончаниях существительных будем писать Е, а когда О)
– Чтобы решить эту проблему и не ошибиться, мы дополним нашу опорную схему – кластер. А для этого выполним следующее задание.
– Разделите данные слова на две группы в зависимости от местоположения ударения.
с лапшой, под сердцем, над рощей, за ключом, перед дворцом, над задачей
– Выделите окончания.
– В каком падеже стоят существительные?
можем сделать? (В окончании имён существительных после шипящих и Ц под ударением пишется О, без ударения Е)
– Дополним наш кластер.
– Ребята, а насколько хорошо работает наш кластер проверим с помощью слова
– Поставьте это слова в Т.п.
– Как же пишется это слово: птицей или птицой?
– Что нужно сделать?
1 шаг: поставить ударение Диана
2 шаг: выделить окончание
3 шаг: сделать вывод
– Куда падает ударение? (на гласную в корне, значит гласная в окончании безударная, пишем букву е)
– А теперь составьте предложение с этим словом, используя его в Т.п. (Артём)
– Мы решили проблему, достигли своей цели? (Да, узнали, когда в окончаниях сущ. после шипящих пишется О, а когда Е)
– Когда же пишется О, когда Е?
– Мы хорошо поработали, настало время для отдыха.
– Встали, потянулись, проведём гимнастику для глаз.
V. Первичное закрепление
– Ребята, мы решили поставленную в начале урока проблему, а теперь наша задача закрепить новый материал на практике, чтобы вы с лёгкостью могли выделять и находить опасные места на это правило.
– Откройте учебники на стр. 67, упр. 138.
– Глазками прочитайте задание.
(прибежал с (чем?) плачем) – выделяем окончание
(ударение падает на первый слог, на букву а, безуд. гл. в окончании, значит пишем букву Е)
– широкий сосуд округлой формы с ручкой для зачерпывания жидкостей.
– Ударение падает на гласную в окончании, значит пишем букву О. Правильно будет
(играл с малышом, окончание ударное, значит пишем букву О. Дружил с Алёшей – ё всегда ударный, окончание безударное, значит пишем букву Е)
– Остальные словосочетания запишите самостоятельно.
– Взаимопроверка. Обменяйтесь тетрадями. Оцените работу на полях.
– Молодцы! Я очень рада, что вы справились с заданием.
VI. Закрепление. Работа в группе.
– Ребята, с какой темой познакомились на уроке?
– А как хорошо усвоили эту тему, мы сможем понять, выполнив работу в группе.
– Разделитесь на четыре группы.
– Каждой группе я предлагаю выполнить следующее задание: вставить пропущенные буквы в четверостишии. Но перед этим вспомним правила работы в группе.
- Уважай своего товарища.
- Умей выслушать каждого.
- Не согласен – предлагай!
– Выбираем командира группы, который будет защищать работу команды. Время пошло! (сигнальная карта)
– Время истекло, положите ручки. Каждая группа вставляет пропущенные буквы в словах одной строчки, а остальные группы проверяют у себя на листочках. Прошу командира группы с объяснением.
– У светофора есть три цвета: зелёный, жёлтый и красный. Если ваша группа справилась с заданием правильно и не допустила ошибок, покажите мне сигнальную карточку зелёного цвета. Если допустили одну – две ошибки, то жёлтого цвета. Ну а если вы ничего не выполнили, то красного цвета.
– Поднимите руки у кого зелёные и жёлтые кружочки.
– Я очень рада, что вы усвоили новую тему «Правописание «О» и «Е» в окончаниях имен существительных после шипящих и «Ц»
Над крышей птицей вьётся,
В оконце бьёт лучом,
В нём отражаясь солнцем,
Как золотым мечом.
С метелицею споря – ненужным багажомЕё оставит в поле – за дальним рубежомПожарищем – зарницей так управлять он рад,
В зелёной колеснице к нам катит месяц март.
– Действительно, ребята, весна идёт и в наш светлый город Сургут, хоть и маленькими шажочками. Я желаю вам и нашим гостям только весеннего настроения!
– Спасибо за урок!
«Правописание О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях существительных»
– уметь делать морфемный разбор, определять часть речи;
правописания -о/-е в окончаниях существительных после шипящих и ц
научить правильно писать О – и Е – в окончаниях существительных в зависимости от ударного / безударного положения гласной;
– уметь видеть орфограмму и её опознавательные признаки в тексте;
– развивать мышление (уметь анализировать, выделять сходства и различия, обобщать);
– развивать монологическую речь (уметь аргументировать свою точку зрения);
– развивать коммуникативные способности (уметь работать в парах);
– воспитывать положительное отношение к учению, уважительное отношение к самому себе и другому человеку;
– воспитывать любовь к Родине (путём включения в материал урока скороговорок, текстов на данную тематику)
– подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.
– усвоение новых знаний и новых способов деятельности.
– первичная проверка понимания.
– итог на рефлексивной основе.
Открыли тетради, записали число, классная работа.
1 этап. «Скороговорка»
Посмотрите на доску. На ней записано предложение.
Чешуя у щучки, щетинки у чушки.
Что это? (скороговорка)
– Где мы встречались со скороговорками? (на риторике, вна уроках литературы)Наш урок я хочу начать со скороговорки.
– Зачем вообще нужны скороговорки?
– Попробуйте её правильно произнести.
– На какие согласные эта скороговорка?
– Назовите шипящие согласные? (ж,ш,ч,щ и ц)
Скороговорка связана с темой нашего урока. Мы сегодня будем говорить о шипящих и правописании после них гласных О-Ё в окончаниях существительных.
– Запишите тему урока «Правописание О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях существительных»
Посмотрите внимательно на тему, какие слова-подсказки помогут нам понять задачу нашего урока. Что мы должны будем узнать? Чему научиться? Посмотрите на формулировку темы и определите задачи урока, используя начало предложений:
2 этап «Собери слово»
– А теперь я предлагаю вам поиграть. Но для этого мы должны вспомнить, что такое морфема? (значимая часть слова)
– Перечислите морфемы. (Окончание, корень, приставка, суффикс)
– Не забудьте про основу. Что она включает?
Сейчас мы будем работать в парах. На ваших столах карточки с морфемами. Вы должны собрать из них слова. Выделить в них морфемы. Определить часть речи. Именно по этим критериям будет оцениваться правильность выполненной работы. Критерии оценивания прописаны в ваших оценочных листах. Учитывается:
1. Слова собраны правильно
2. Морфемы выделены верно.
3. Верно определена часть речи
Слова разрезаны на морфемы.
Рас-чёс-к-а под-чёрк-ива-ть р-лив-ый при-чс-к-а по-щёлк-а-ть шёлк-ов-ый,
Шёрст-к-а на-шёпт-ыва-ть жёрд-очк-а, пчёл-к-а
Вы работаете в парах. Давайте вспомним правила работы в парах.
- Давать высказаться товарищу;
- Прислушиваться к мнению друг друга;
- Продумать, кто будет представлять материал.
Помните, что вашу работу будут оценивать другие ребята.
– Каждая пара выходит к доске и защищает свою работу. Остальные внимательно слушают, и одна из групп будет оценивать по предложенным критериям. Время – 3 минуты.
На столах лежат оценочные карточки. Слушайте внимательно, как оценить.
Расчёска подчёркивать рливый причска пощёлкать шёлковый,
Шёрстка нашёптывать жёрдочка, пчёлка
– Скажите, что объединяет все эти слова? Какая орфограмма встретилась во всех этих словах?
орфограмма скрывается в этих словах? Где она находится? (о-ё после шипящих в корне)
Посмотрите внимательно, все ли слова подходят под это правило? Нет ли лишнего? (нет, лишнее слово – шалашом)
– Почему оно лишнее?
– Значит буквы О-Е после шипящих могут стоять не только в корне, но и в окончании.
– Почему в этом слове мы не можем для выбора гласной применить то же правило?
(Гласная находится не в корне, ударение падает, но пишем О, а не Ё)
2. Усвоение новых знаний и новых способов деятельности. Объяснение нового материала.
– Давайте попробуем разобраться в новом для нас материале.. Посмотрите на доску. В два столбика записаны слова.
Я предлагаю вам провести исследовательскую работу и самостоятельно сделать открытие: в каких случаях пишется О, в каких-Е?
На доске изображена таблица.
Какой частью речи являются данные слова? (Имена существительные)
– В какой части слова выделены буквы О и Е? (В окончании)
• После каких согласных стоят эти буквы? (После шипящих и Ц)
• Определите ударение в словах?
Выводы из наблюдений.
– Сделайте вывод: от чего же зависит правописание о – е в окончании имен существительных?
– Попробуйте сформулировать правило.
– Давайте теперь прочитаем правило в учебнике. Точно ли мы его сформулировали . Учебник с.76, п. 99.
Я предлагаю вам провести исследовательскую работу и самостоятельно составить алгоритм, т. е. порядок действий при определении того, какую гласную нужно писать. Эту работу вы также делаете в парах. Не забывайте про правила работы в парах. На эту работу вам даётся 4 минуты.
– А теперь каждая группа повесит лист со своим алгоритмом на доску. И мы попытаемся определить, чей же алгоритм точнее.
Чтобы вам было легче, я тоже подготовила свой алгоритм. У меня он состоит из 5 пунктов
1. Определи часть речи
2. Поставь ударение.
3. Выдели окончание
4. Выдели основу, обрати внимание на букву, которой оканчивается основа.
5. Сделай вывод о написании; если гласная под ударение – пиши О., если без ударения – Ё.
Сравните, алгоритм вам кажется более полным? Критерии оценивания написаны в ваших оценочных листах.
3.Первичная проверка понимания.
Теперь у нас есть алгоритм, и мы можем потренироваться в определении гласной в окончаниях существительных после шипящих.
– Я читаю слова, вы слушаете и по цепочке (на слух) объясняете выбор гласной в окончании ( о или е).
Храбрец..м , встреч..й, ключ..м, чертеж..м, каланч..й, гребц..в, удач..й , . сторож..м, свеч
– А теперь мы запишем словосочетания на нашу орфограмму. Для того, чтобы мы могли проверить, один человек пишет на доске (но закрыт от вас), а остальные пишут в тетрадях. Обратите внимание на правильность оформления орфограммы. Запишем вместе со мной примеры.
Следить за синицей, играть с малышом, идти со свечой, летали над рощей, острым мечом, за большой лужей калачом, восхищаться пейзажем, укрыться плащом, открыть ключом
– Эту работу мы проверим способом взаимопроверки. Поменялись тетрадями. Давайте посмотрим на выполнение этого задания на доске. Пользуясь критериями, оцените работу вашего товарища. Исправили ошибки, если есть.
– В каком слове у тебя ошибка? Кто может объяснить, почему здесь пишется другая гласная. Выставите количество баллов своему товарищу в его оценочный лист.
5 баллов – нет ошибок
4 балла -1-2 ошибка
3 балла – две или три ошибки
2 балла – четыре и больше
Продолжим нашу работу. Давайте прочитаем текст. О чем он? Какова его тема?
Задача – найти в этом тексте слова на изучаемую нами орфограмму. «Гласные о или е после шипящих в окончаниях существительных» и выпишите их в два столбика, выделяя изученную орфограмму.
Я всей душ привязан к родине. Мне всё дорого. Нельзя не восхищаться русским пейзаж
Я восхищаюсь и первым ландыш, и маленьким стриж, и носатым грач, который ходит вдоль дорог.
По пшеничному полю прохожу я узкою межи любуюсь. Ранним утром выйдет из-за облаков солнц, пробежит луч по полям, раскрасит их.
Вот длинной верениц тянутся гуси к ближнему озеру. Розовая чайка взлетит в небо бесшумной свеч. У озера построен шалаш. Рядом с шалаш стоят клены. Любуешься каждым деревц. Наклоняешься над ключ и пьёшь ледяную воду.
Ты видишь эту красоту и осознаёшь, как чудесна твоя земля. Любовь к Родине согревает тебя. Лишь за рубеж ты понимаешь истинный смысл пословицы Каждому свой край сладок». И болеешь за Родину всем сердц
Эту работу мы проверим методом самопроверки. Посмотрите на доску. В оценочных листах у вас есть критерии оценки этого задания. Поставьте себе количество баллов в соответствии с этими критериями.
15 слов – 5 баллов,
12-14 слов – 4 балла,
8 – 11 – 3 балла.
Давайте подведём итог. Посчитайте свои баллы. А теперь пользуясь шкалой, переведите их в оценку.
4. Подведение итогов занятия на рефлексивной основе.
Давайте вспомним, какие задачи мы ставили перед собой в начале урока. Удалось ли нам их решить. Продолжите предложения.
Что было самым интересным?
Д. З. п. 99, упр. 556
Фамилия_________________ Класс__________________
Правила и примеры
В окончаниях имен сущ. и прил. после шипящих и Ц под ударением ставится буква «О», без ударения – «Е».
Примеры: ежо́м, чужо́й, борщо́м, плечо́м, врачо́м, овцо́й, большо́й, купцо́м, ры́жего, ча́щей, ту́чей, ку́рицей, ко́жей, больни́цей, пти́цей.
Иными словами, если окончания безударные, правильно писать «Е», а если ударные – «О».
Для корней слов
В корнях слов под ударением после шипящих и Ц пишется «Ё», в случаях, когда можно подобрать однокоренное слово с «Е». Писать «О» следует, если однокоренное слово с «Е» невозможно подобрать.
Примеры: дешёвый – дешевизна, жёрдочка – жердь, шоу, трущоба, шорох.
Для суффиксов прилагательных и существительных
В суффиксах существительных и прилагательных после шипящих и Ц под ударением пишется «О», без ударения – «Е». В отглагольных существительных правильно писать «-ЁР» или «-ЁВК» (исключениями являются суффиксы после Ц, в них всегда ставится «О»).
Примеры: танцо́р, облицо́вка, ночЁвка, стажЁр, до́ченька, грибо́чек, воротничо́к, казачо́к, камышо́вый, дрожжево́е, ла́ндышевый, бе́жевый.
Для окончаний глаголов
В окончаниях глаголов после шипящих пишется «Ё» под ударением, и «Е», если гласная безударная.
Примеры употребления Е и Ё в глаголах: бережЁт, течЁт, мо́жешь, хо́чет.
В личных окончаниях глаголов не бывает буквы О. Перечень возможных окончаний в таблице:
Все правила кратко в видео уроках:
Исключения (словарные слова)
В корне после шипящих согласных пишется О во многих заимствованных словах, даже если гласная безударная. Необходимо запомнить правильное написание:
Обратите внимание, что написание существительного «ожог» и глагола «ожёг» отличается: получить ожог – ожёг рукой сковородку. Также отличаются образованные от них слова: обвинили в поджоге – поджёг мусор, мучает изжога – изжечь топливо, ожоговое отделение, ожоговый центр.
Другие словарные слова:
Вопрос-ответ
Для этого нужно уметь быстро и правильно определять часть речи и морфему, в которой находится орфограмма. Знать 4 правила правописания слов с О, Е и Ё после шипящих и Ц. Выучить словарные слова.
Почему ночёвка пишется через Ё?
Гласная является ударной, и в обычных существительных после шипящих в суффиксах ставится «О»: юбчонка, собачонка. Однако «ночёвка» – существительное отглагольное, произошедшее от слова «ночевать». Поэтому для него работает другое правило (пишется суффикс «-ЁВК»).
В 6 классе и 7 классе дети продолжат изучать орфограмму написания О и Е после шипящих. В старших классах они узнают, как записываются гласные на конце наречий (горячО, блестящЕ). Правило похожее – под ударением пишется О, без ударения – Е. Исключением является наречие ещЁ. В 7 классе они изучат правила написания гласных Е и Ё в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных (вооружЁнный, ухоженный). Чтобы не допускать ошибок, важно своевременно учить орфограммы и закреплять знания с помощью различных заданий и упражнений.
Задания
После изучения правил необходимо выполнить тестовые задания. Тест покажет, насколько хорошо ребенок понял и запомнил материал.
- Придумай словосочетания со словами стрижом, стрижём. Ответь на вопрос, почему отличается орфография слов? (Любоваться черным стрижом, детей стрижём по воскресеньям. Это разные части речи, существительное и глагол. Правила написания для них отличаются. В существительном правильно писать О после Ж, поскольку гласная находится под ударением. В глаголе пишем Ё (-ЕМ -ЁМ личное окончание глаголов 1 спряжения, 1 лица, мн. числа), так как ударение падает на гласную.
- Карточка с заданием:
Алгоритм подбора гласных
Чтобы сделать правильный выбор гласной в слове, необходимо следовать простому алгоритму:
- Найти и подчеркнуть в слове Ц или шипящую.
- Определить, к какой части речи относится: существительное, прилагательное или глагол.
- Разобрать по составу: выделить корень, суффикс, приставку и окончание (какие морфемы есть).
- Поставить ударение.
- Применить одно из перечисленных правил, чтобы поставить верно О или Е (см. выше).
Важно. Следует помнить, что не все слова проверяемые. Бывают исключения – словарные слова.
Подробная схема для выбора гласных О, Е, Ё в разных частях речи:
Гласные О, Е, Ё после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях
В существительных, прилагательных и наречиях
В суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных и в суффиксах
наречий после шипящих и ц пишется
в следующих случаях:
В суффиксе прилагательных
В суффиксе наречий
В окончаниях
существительных в творительном падеже
В суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных и в суффиксах наречий после
шипящих и ц пишется
Буква пишется
после шипящих в суффиксах отглагольных существительных и прилагательных в следующих случаях:
В глаголах и причастиях
В суффиксах и окончаниях глаголов и причастий после шипящих пишется только
,
,
,
береж,
стереж,
напеч,
изреч
В суффиксах страдательных
причастий
изрешечый,
сожый,
извлеч