Правила русской орфографии и пунктуации (1956 г.)

Правила русской орфографии и пунктуации (1956 г.) Реш еду ру

Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

Правила русской орфографии и пунктуации (1956 г.)

§ 1. После ж, ч, ш, щ не пишутся ю, я, ы, а пишутся у, а, и, например: чудо, щука, час, роща, жир, шить.

Буквы ю и я допускаются после этиx согласных только в иноязычных словах (преимущественно французских), например: жюри, парашют (в том числе – именах собственных, например: Сен-Жюст), а также в сложносокращенных словах и буквенных аббревиатурах, в которых, по общему правилу, допускаются любые сочетания букв (см. § 110).

§ 2. После ц буква ы пишется в окончаниях и в суффиксе -ын, например: птицы, вцы и овц; огурцы, белолицый, сестрицын, лисицын, а также в словах цыган, цыпленок, на цыпочках, цыц (междометие) и в других словах того же корня. В остальных случаях после ц пишется всегда и, например: станция, цибик, циновка, цимбалы, цинк, медицина.

§ 3. После ц буквы ю и я допускаются только в иноязычных именах собственных, например: Цюрих, Свенцяны.

§ 4. А. Если после ж, ч, ш, щ под ударением произносится о, то буква о пишется:

1. В окончаниях имен существительных и прилагательных, например: плечо, ножом, шалашом, плечом, Фомичом, плащом, межой, вожжой, душой, свечой, пращой, чужой, большой.

2. В суффиксах:

а) имен существительных: -ок, например: рожок, петушок, крючок, борщок; -онок, например: медвежонок, мышонок, галчонок, бочонок; -онк-а, например: книжонка, рубашонка, ручонка; также деньжонки;

б) имен прилагательных: -ов-, например; ежовый, грошовый, парчовый, холщовый; -он- (с беглым -о-), например: смешон;

в) наречий, например: свежо, горячо, общо.

3. В род. пад. множ. ч. на -ок, -он имен существительных, например: кишок, княжон.

4. В словах (и в производных от них): обжора, крыжовник, жом, трещотка, трущоба, чащоба, чокаться, чопорный, Печора, шов, шорох, шоры; в именах существительных: изжога, ожог, поджог (ср. написания с -ег в прошедшем времени глаголов: изжег, сжег, поджег); также в некоторых областных и просторечных словах, например: жолкнуть, зажopa (и зажор), жох, ужо (в значении «потом», «после»), вечор (в значении «вчера вечером» ), чох (например, в выражении «не верит ни в сон, ни в чох» ), наречие чохом.

Примечание. Иноязычные слова пишутся согласно произношению, например: крюшон, мажор, шомпол – шомпола, Чосер (фамилия), но: жест, планшет.

Б. Во всех прочих случаях после ж, ч, ш, щ под ударением пишется буква е, хотя и произносится о, а именно:

1. В глагольных окончаниях -ешь, -ет, -ем, -ете, например: лжешь, лжет и т. д., печешь, печет и т. д.

2. В глагольном суффиксе -евыва-, например: затушевывать, перекочевывать, также затушевывание, перекочевывание.

3. В суффиксе отглагольных существительных -евк-, например: перекочевка, размежевка.

4. В суффиксе существительных -ер, например: дирижер, ретушер, стажер, ухажер.

5. В суффиксе причастий страдательного залога -енн- (-ен-) и в словах, образованных от таких причастий, например: напряженный, напряжен, напряженность, напряженно; отрешенный, отрешенность; размягченный, размягченность; упрощенный, упрощенность; ученый, ученость; толченый; жженый, жженка.

6. В словах, в корне которых под ударением произносится -о, чередующееся с е в других формах или в других словах того же корня, например: желтый (желтеть), жесткий (жестковатый), жернов (жернова), желудь (желудей), жердочка (жердей); дешевый, дешевки (дешеветь), шелк (шелковистый), шерстка (шерстяной), решетка, решетчатый (решето), кошелка (кошелек), шепот (шептать); челн (челнок), челка (чело), черт (чертей), черный (чернота), чет (нечет), чечетка (чечет), отчет, счет (вычет, вычесть), черточка (черта), печенка (печень), бечевка (бечева); щетка (щетина), щелкать (щелчок), пощечина, щеки (щека); в корнях глагольных форм: сжег, поджег, сжегший, поджегший (сжечь, поджечь), шел (шедший), разжевывать (разжевать).

7. В предложном падеже местоимения что, о чем, на чем, а также в словах причем, нипочем.

§ 5. В русских словах в неударяемых слогах после ж, ч, ш, щ буква о не пишется, например: горшек (ср. петушк), строжем (ср. чижм), бльшего (ср. большго), ржего (ср. чужго). В иноязычных словах допускается буква о и в слогах неударяемых, например: жокй, шоколд.

§ 6. Написание о или е после ц в русских словах определяется следующими правилами:

1. В слогах ударяемых пишется о или е в соответствии с произношением, например: цокать, лицо, овцой, дельцов, отцов, отцовский, облицовка, вытанцовывать, танцор, но: прицел, целый, ценный, цеп и т. п.

2. В слогах неударяемых о не пишется, кроме слова цокотуха и родственных (ср. цокот).

При отсутствии ударения в суффиксах и окончаниях всегда пишется е, например: полотенце, пальцем, пальцев, куцего, ситцевый, молодцеватый, глянцевитый, танцевать, гарцевать, Кунцево, Баренцево море.

В иноязычных словах о после ц может писаться и в неударяемых слогах, например: палццо, скрцо.

Правила параграфа 4, равно как и все другие, не распространяются на фамилии: они пишутся в соответствии с написаниями в официальных личных документах.

Правописание букв О и Ё после шипящих

Чтобы безошибочно написать сомнительную гласную (О или Ё) после шипящих (Ж, Ш, Ч, Щ) и не ЧОКНУТЬСЯ, нужно прежде всего выяснить, в какой части слова находится проверяемая гласная – в корне, суффиксе или окончании. Кроме этого, если гласная находится в суффиксе или окончании (иначе говоря, вне корня), то нужно еще знать, к какой части речи относится проверяемое слово (то есть является ли оно именем существительным, прилагательным, наречием, глаголом).

КАК ВЫБРАТЬ ГЛАСНУЮ В КОРНЕ СЛОВА?

1. В КОРНЕ СЛОВА под ударением нужно написать Ё в том случае, если в других формах этого слова или в однокоренных словах пишется буква Е: ШЁПОТ (потому что ШЕПЧЕТ), ПЧЁЛЫ (потому что ПЧЕЛА), ЧЁРНЫЙ (потому что ЧЕРНЕТЬ), ЖЁЛТЫЙ (потому что ЖЕЛТЕТЬ), ШЁЛ (потому что ПРИШЕДШИЙ) и т. д. Так пишется большинство корней.
2. Если же проверочное слово подобрать не удается, то после шипящих, в корне, под ударением следует писать О: ШОВ, ШОРОХ, ШОРЫ, ИЗЖОГА, КРЫЖОВНИК, ОБЖОРА, ЧОКАТЬСЯ, ТРУЩОБА. Таких слов не очень много, и их обычно запоминают как исключения.
3. Если перед вами иноязычное по происхождению слово, то необходимо писать О после шипящего согласного в корне под ударением, например: КАПЮШОН, ШОК, ЖОНГЛИРОВАТЬ.

КАК ВЫБРАТЬ ГЛАСНУЮ В СУФФИКСЕ И ОКОНЧАНИИ?

1. В СУФФИКСЕ существительного, прилагательного, наречия под ударением пишется буква О: СОБАЧ-ОНК-А, КАМЫШ-ОВ-ЫЙ, ГОРЯЧ-О.
2. В ОКОНЧАНИИ существительного и прилагательного под ударением пишется буква О: ВРАЧ-ОМ, БОЛЬШ-ОЙ.
3. В СУФФИКСАХ глаголов, причастий и всех слов, образованных от глаголов, под ударением пишется буква Ё: ПЕЧ-ЁТ, ВЫ-КОРЧ-ЁВ-ЫВА-ТЬ, ВЫ-КОРЧ-ЁВ-КА, ПЕРЕ-СЕЧ-ЁНН-ЫЙ, НОЧ-ЁВ-КА, ЛИШ-ЁНН-ЫЙ.

Обратите внимание, что существительные ТУШЁНКА, СГУЩЁНКА, НОЧЁВКА и некоторые другие пишутся через букву Ё. Буква Ё пишется в суффиксах этих слов, так как они соотносятся по смыслу с глаголами ТУШИТЬ, СГУЩАТЬ и НОЧЕВАТЬ.

Обратите внимание, что слова РЕЧОВКА, МЕЛОЧОВКА, ПЛАЩОВКА пишутся через О. Буква О пишется в суффиксах существительных по изложенному выше правилу.

Обратите внимание, что слово БЕЧЁВКА пишется с буквой Ё. Буква Ё пишется, поскольку эта гласная входит в состав корня и проверяется словом БЕЧЕВА.

Отдельно необходимо запомнить правило написания слов с корнем ЖОГ / ЖЕГ.
Если слово является существительным, то надо писать букву О. Например: СИЛЬНЫЙ ОЖОГ, СОВЕРШЕН ПОДЖОГ ДОМА. Но когда слово является глаголом, оно пишется с буквой Ё. Например: СИЛЬНО ОБЖЁГ РУКУ, НЕИЗВЕСТНЫЙ ПОДЖЁГ ДОМ, АВТОР ЖЖЁТ РУКОПИСИ.

Правописание букв О и Ё после шипящих
Чтобы безошибочно написать сомнительную гласную (О или Ё) после шипящих (Ж, Ш, Ч, Щ) и не ЧОКНУТЬСЯ, нужно прежде всего выяснить, в какой части слова находится проверяемая гласная – в корне, суффиксе или окончании. Кроме этого, если гласная находится в суффиксе или окончании (иначе говоря, вне корня), то нужно еще знать, к какой части речи относится проверяемое слово (то есть является ли оно именем существительным, прилагательным, наречием, глаголом).

Урок русского языка в 3 классе по теме «Правописание «О» и «Е» в окончаниях имен существительных после шипящих и «Ц»

: урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)

•        развивать орфографическую зоркость, умение строить речевые высказывания

•        воспитывать внимательное, доброжелательное отношение к ответам одноклассников, личную ответственность за выполнение коллективной работы.

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, реализовывать творческий потенциал в предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше».

определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

– Уметь использовать в речи речевые единицы,

– Уметь сравнивать разные формы имен существительных, делать вывод на основе наблюдений за изменением формы слова;

– Знать правописание окончаний имен существительных при изменении существительных по падежам.

– Прозвенел звонок. Начинается урок русского языка. К нам на урок пришли гости. Обернитесь и поприветствуйте их.

– Садитесь. Проверьте своё рабочее место.

– Откройте тетради. Сядьте правильно, вспомните правила посадки при письме. Сегодня семнадцатое марта. Запишите число, классная работа.

– У каждого из вас в тетради лежит карточка, положите её перед собой.

– Сейчас вы сможете проверить, кто в нашем классе самый внимательный и сможет отгадать какие буквы мы будем прописывать на минутке чистописания.

– Внимательно посмотрите на фигуры и буквы. Запомните их. Теперь в своей карточке впишите в нужные фигуры соответствующие буквы.

Самопроверка на слайде

– Проверьте: какие буквы вы вписали.

– Поднимите руки, кто справился с заданием без ошибки. Молодцы!

– Ребята, скажите, какая буква здесь лишняя? (Ц) Почему? По какому признаку разделили?

– Какой звук обозначает буква Ц? (обозначают звук «Ц», всегда твёрдый, глухой)

– На какие группы можно разбить оставшиеся буквы? (твёрдые и мягкие)

– Назовите твёрдые (ж-ш), мягкие (ч-щ)

– Запишите их, чередуя по вариантам

ж ш                                        ч щ

: какие буквы мы записали? Что их объединяет? (они обозначают шипящие звуки)

– Сегодня на уроке мы продолжим раскрывать тайны русского языка.

– Перед вами два фразеологических оборота:

болеть душ_й                болеть сердц_м

– Как вы понимаете их значение?

– Правильно, эти два фразеологизма синонимичны и имеют одинаковое значение: волноваться, сильно переживать, беспокоиться.

– В какой части речи пропущена орфограмма?

– В какой части слова?

– За какими согласными следует неизвестная орфограмма? (за ш – ц)

– А какая это может быть гласная? (о или е)

– Попробуем сформулировать тему нашего урока. (ПРАВОПИСАНИЕ гласных букв о – е в окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук Ц)

– Откройте учебник на стр. 64, проверьте правильно ли мы сформулировали тему урока. Прочитай Аня.

– Ребята, а с какой целью мы открываем тайны русского языка? (чтобы грамотно писать, не допускать ошибок в диктантах на правописание этих орфограмм)

– Чтобы грамотно писать, мы должны на письме видеть эту орфограмму.  Так  глядя на эти слова, мы ставим перед собой? (когда в окончаниях существительных будем писать Е, а когда О)

– Чтобы решить эту проблему и не ошибиться, мы дополним нашу опорную схему – кластер. А для этого выполним следующее задание.

– Разделите данные слова на две группы в зависимости от местоположения ударения.

с лапшой, под сердцем, над рощей, за ключом, перед дворцом, над задачей

– Выделите окончания.

– В каком падеже стоят существительные?

можем сделать? (В окончании имён существительных после шипящих и Ц под ударением пишется О, без ударения Е)

– Дополним наш кластер.

– Ребята, а насколько хорошо работает наш кластер проверим с помощью слова

– Поставьте это слова в Т.п.

– Как же пишется это слово: птицей или птицой?

– Что нужно сделать?

1 шаг: поставить ударение                 Диана

2 шаг: выделить окончание

3 шаг: сделать вывод

– Куда падает ударение? (на гласную в корне, значит гласная в окончании безударная, пишем букву е)

– А теперь составьте предложение с этим словом, используя его в Т.п. (Артём)

– Мы решили проблему, достигли своей цели? (Да, узнали, когда в окончаниях сущ. после шипящих пишется О, а когда Е)

– Когда же пишется О, когда Е?

– Мы хорошо поработали, настало время для отдыха.

– Встали, потянулись, проведём гимнастику для глаз.

V. Первичное закрепление

– Ребята, мы решили поставленную в начале урока проблему, а теперь наша задача закрепить новый материал на практике, чтобы вы с лёгкостью могли выделять и находить опасные места на это правило.

– Откройте учебники на стр. 67, упр. 138.

– Глазками прочитайте задание.

(прибежал с (чем?) плачем)  – выделяем окончание

(ударение падает на первый слог, на букву а, безуд. гл. в окончании, значит пишем букву Е)

– широкий сосуд округлой формы с ручкой для зачерпывания жидкостей.

– Ударение падает на гласную в окончании, значит пишем букву О. Правильно будет

(играл с малышом, окончание ударное, значит пишем букву О. Дружил с Алёшей – ё всегда ударный, окончание безударное, значит пишем букву Е)

– Остальные словосочетания запишите самостоятельно.

– Взаимопроверка. Обменяйтесь тетрадями.  Оцените работу на полях.

– Молодцы! Я очень рада, что вы справились с заданием.

VI. Закрепление. Работа в группе.

– Ребята, с какой темой познакомились на уроке?

– А как хорошо усвоили эту тему, мы сможем понять, выполнив работу в группе.

– Разделитесь на четыре группы.

– Каждой группе я предлагаю выполнить следующее задание: вставить пропущенные буквы в четверостишии.  Но перед этим вспомним правила работы в группе.

  • Уважай своего товарища.
  • Умей выслушать каждого.
  • Не согласен – предлагай!

– Выбираем командира группы, который будет защищать работу команды. Время пошло! (сигнальная карта)

– Время истекло, положите ручки. Каждая группа вставляет пропущенные буквы в словах одной строчки, а остальные группы проверяют у себя на листочках. Прошу командира  группы с объяснением.

– У светофора есть три цвета: зелёный, жёлтый и красный. Если ваша группа справилась с заданием правильно и не допустила ошибок, покажите мне сигнальную карточку зелёного цвета. Если допустили одну – две ошибки, то жёлтого цвета. Ну а если вы ничего не выполнили, то красного цвета.

– Поднимите руки у кого зелёные и жёлтые кружочки.

– Я очень рада, что вы усвоили новую тему «Правописание «О» и «Е» в окончаниях имен существительных после шипящих и «Ц»

Над крышей птицей вьётся,

В оконце бьёт лучом,

В нём отражаясь солнцем,

Как золотым мечом.

С метелицею споря – ненужным багажомЕё оставит в поле – за дальним рубежомПожарищем – зарницей так управлять он рад,

В зелёной колеснице к нам катит месяц март.

– Действительно, ребята, весна идёт и в наш светлый город Сургут, хоть и маленькими шажочками. Я желаю вам и нашим гостям только весеннего настроения!

– Спасибо за урок!

«Правописание О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях существительных»

– уметь делать морфемный разбор, определять часть речи;

правописания -о/-е в окончаниях существительных после шипящих и ц

научить правильно писать  О – и Е – в окончаниях существительных в зависимости от ударного / безударного положения гласной;

– уметь видеть орфограмму и её опознавательные признаки в тексте;

– развивать  мышление   (уметь анализировать, выделять сходства и различия, обобщать);

– развивать монологическую речь (уметь аргументировать свою точку зрения);

– развивать коммуникативные способности (уметь работать в парах);

– воспитывать положительное отношение к учению, уважительное отношение к самому себе и другому человеку;

– воспитывать любовь к Родине (путём включения в материал урока скороговорок, текстов на данную тематику)

– подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.

– усвоение новых знаний и новых способов деятельности.

– первичная проверка понимания.

– итог  на рефлексивной основе.

Открыли тетради, записали число, классная работа.

1 этап. «Скороговорка»

Посмотрите на доску. На ней записано предложение.

Чешуя у щучки, щетинки у чушки.

Что это?  (скороговорка)

– Где мы встречались со скороговорками? (на риторике, вна уроках литературы)Наш урок я хочу начать со скороговорки.

– Зачем вообще нужны скороговорки?

– Попробуйте  её правильно произнести.

– На какие согласные эта скороговорка?

– Назовите шипящие согласные? (ж,ш,ч,щ и ц)

Скороговорка связана с темой нашего урока. Мы сегодня будем говорить о шипящих и правописании после них гласных О-Ё в окончаниях существительных.

– Запишите тему урока «Правописание О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях существительных»

Посмотрите внимательно на тему, какие слова-подсказки помогут нам понять задачу нашего урока. Что мы должны будем узнать? Чему научиться? Посмотрите на формулировку темы и определите   задачи  урока, используя начало предложений:

2 этап «Собери слово»

– А теперь я предлагаю вам поиграть.  Но для этого мы должны вспомнить, что такое морфема? (значимая часть слова)

– Перечислите морфемы. (Окончание, корень, приставка, суффикс)

– Не забудьте про основу. Что она включает?

Сейчас мы будем работать в парах.  На ваших столах карточки с морфемами. Вы должны собрать из них слова. Выделить в них морфемы. Определить часть речи. Именно по этим критериям будет оцениваться правильность выполненной работы. Критерии оценивания прописаны в ваших оценочных листах. Учитывается:

1. Слова собраны правильно

2. Морфемы выделены верно.

3. Верно определена часть речи

Слова разрезаны на морфемы.

Рас-чёс-к-а     под-чёрк-ива-ть     р-лив-ый    при-чс-к-а    по-щёлк-а-ть     шёлк-ов-ый,

Шёрст-к-а    на-шёпт-ыва-ть    жёрд-очк-а,    пчёл-к-а

Вы работаете в парах. Давайте вспомним правила работы в парах.

  • Давать высказаться товарищу;
  • Прислушиваться к мнению друг друга;
  • Продумать, кто будет представлять материал.

Помните, что вашу работу будут оценивать другие ребята.

– Каждая пара выходит к доске и защищает свою работу. Остальные внимательно слушают, и одна из групп будет оценивать по предложенным критериям. Время – 3 минуты.

На столах лежат оценочные карточки. Слушайте внимательно, как оценить.

Расчёска     подчёркивать     рливый    причска    пощёлкать     шёлковый,

Шёрстка    нашёптывать    жёрдочка,    пчёлка

– Скажите, что объединяет все эти слова? Какая орфограмма встретилась во всех этих словах?

орфограмма скрывается в этих словах? Где она находится?  (о-ё после шипящих в корне)

Посмотрите внимательно, все ли слова подходят под это правило? Нет ли лишнего? (нет, лишнее слово – шалашом)

– Почему оно лишнее?

– Значит буквы О-Е после шипящих могут стоять не только в корне, но и в окончании.

– Почему в этом слове  мы не можем для выбора гласной применить то же правило?

(Гласная находится не в корне, ударение падает, но пишем О, а не Ё)

2. Усвоение новых знаний и новых способов деятельности. Объяснение нового материала.

–  Давайте  попробуем разобраться в новом для нас материале.. Посмотрите на доску. В два столбика записаны слова.

Я предлагаю вам провести исследовательскую работу и самостоятельно сделать открытие: в каких случаях пишется О, в каких-Е?

На доске изображена таблица.

Какой частью речи являются данные слова? (Имена существительные)

– В какой части слова выделены буквы О и Е? (В окончании)

•        После каких согласных стоят эти буквы? (После шипящих и Ц)

•        Определите  ударение в словах?

Выводы из наблюдений.

– Сделайте вывод: от чего же зависит правописание о – е в окончании имен существительных?

– Попробуйте сформулировать  правило.

– Давайте теперь прочитаем  правило в учебнике. Точно  ли мы  его сформулировали . Учебник с.76, п. 99.

Я предлагаю вам провести исследовательскую работу и самостоятельно составить алгоритм, т. е. порядок действий при определении того, какую гласную нужно писать. Эту работу вы также делаете в парах. Не забывайте про правила работы в парах. На эту работу вам даётся 4 минуты.

– А теперь каждая группа повесит лист со своим алгоритмом на доску. И мы попытаемся определить, чей же алгоритм точнее.

Чтобы вам было легче, я тоже подготовила свой алгоритм. У меня он состоит из  5 пунктов

1. Определи часть речи

2. Поставь ударение.

3. Выдели окончание

4. Выдели основу, обрати внимание на букву, которой оканчивается основа.

5. Сделай вывод о написании; если гласная под ударение – пиши О., если без ударения – Ё.

Сравните, алгоритм вам кажется более полным?  Критерии оценивания написаны в ваших оценочных листах.

3.Первичная проверка понимания.

Теперь у нас есть алгоритм, и мы можем потренироваться в определении гласной в окончаниях существительных после шипящих.

– Я читаю слова, вы слушаете и по цепочке (на слух) объясняете  выбор гласной в окончании ( о или е).

Храбрец..м , встреч..й,  ключ..м,          чертеж..м,  каланч..й, гребц..в,  удач..й ,  . сторож..м,   свеч

– А теперь мы запишем словосочетания на нашу орфограмму. Для того, чтобы мы могли проверить, один человек пишет на доске (но закрыт от вас), а  остальные пишут в тетрадях. Обратите внимание на правильность оформления орфограммы. Запишем вместе со мной примеры.

Следить за синицей, играть с малышом, идти  со свечой, летали  над рощей, острым мечом,  за большой лужей калачом, восхищаться пейзажем, укрыться  плащом, открыть ключом

– Эту работу мы проверим способом взаимопроверки.  Поменялись тетрадями. Давайте посмотрим на выполнение этого задания на доске.  Пользуясь критериями, оцените работу вашего товарища. Исправили ошибки, если есть.

– В каком слове у тебя ошибка? Кто может объяснить, почему здесь пишется другая гласная. Выставите количество баллов своему товарищу в его оценочный лист.

5 баллов – нет ошибок

4 балла -1-2  ошибка

3 балла – две или три ошибки

2 балла – четыре и больше

Продолжим нашу работу. Давайте прочитаем текст. О чем он? Какова его тема?

Задача –  найти  в этом тексте слова на изучаемую нами орфограмму. «Гласные  о или е после шипящих в окончаниях существительных»  и выпишите их в два столбика, выделяя изученную орфограмму.

Я всей душ привязан к родине. Мне всё дорого. Нельзя не восхищаться русским пейзаж

Я восхищаюсь и первым ландыш, и маленьким стриж, и носатым грач, который ходит вдоль дорог.

По пшеничному полю  прохожу я узкою межи любуюсь. Ранним утром выйдет  из-за облаков солнц, пробежит  луч по полям,  раскрасит их.

Вот длинной верениц тянутся  гуси к ближнему озеру. Розовая чайка взлетит  в небо бесшумной свеч. У озера построен шалаш. Рядом с шалаш стоят    клены. Любуешься каждым деревц. Наклоняешься над  ключ и пьёшь ледяную воду.

Ты видишь эту красоту и осознаёшь, как чудесна  твоя земля. Любовь к Родине согревает тебя.  Лишь за рубеж ты понимаешь истинный смысл пословицы Каждому свой край сладок». И болеешь за Родину всем  сердц

Эту работу мы проверим методом самопроверки. Посмотрите на доску. В оценочных листах у вас есть критерии оценки этого задания. Поставьте себе количество баллов в соответствии с этими критериями.

15 слов  – 5 баллов,

12-14 слов – 4 балла,

8 – 11 – 3 балла.

Давайте подведём итог. Посчитайте свои баллы. А теперь пользуясь шкалой, переведите их в оценку.

4. Подведение итогов занятия на рефлексивной основе.

Давайте вспомним, какие задачи мы ставили перед собой в начале урока. Удалось ли нам их решить. Продолжите предложения.

Что было самым интересным?

Д. З. п. 99, упр. 556

Фамилия_________________                                                       Класс__________________

Правила и примеры

В окончаниях имен сущ. и прил. после шипящих и Ц под ударением ставится буква «О», без ударения – «Е».

Примеры: ежо́м, чужо́й, борщо́м, плечо́м, врачо́м, овцо́й, большо́й, купцо́м, ры́жего, ча́щей, ту́чей, ку́рицей, ко́жей, больни́цей, пти́цей.

Иными словами, если окончания безударные, правильно писать «Е», а если ударные – «О».

Для корней слов

В корнях слов под ударением после шипящих и Ц пишется «Ё», в случаях, когда можно подобрать однокоренное слово с «Е». Писать «О» следует, если однокоренное слово с «Е» невозможно подобрать.

Примеры: дешёвый – дешевизна, жёрдочка – жердь, шоу, трущоба, шорох.

Правила русской орфографии и пунктуации (1956 г.)

Для суффиксов прилагательных и существительных

В суффиксах существительных и прилагательных после шипящих и Ц под ударением пишется «О», без ударения – «Е». В отглагольных существительных правильно писать «-ЁР» или «-ЁВК» (исключениями являются суффиксы после Ц, в них всегда ставится «О»).

Примеры: танцо́р, облицо́вка, ночЁвка, стажЁр, до́ченька, грибо́чек, воротничо́к, казачо́к, камышо́вый, дрожжево́е, ла́ндышевый, бе́жевый.

Для окончаний глаголов

В окончаниях глаголов после шипящих пишется «Ё» под ударением, и «Е», если гласная безударная.

Примеры употребления Е и Ё в глаголах: бережЁт, течЁт, мо́жешь, хо́чет.

В личных окончаниях глаголов не бывает буквы О. Перечень возможных окончаний в таблице:

Правила русской орфографии и пунктуации (1956 г.)

Все правила кратко в видео уроках:

Исключения (словарные слова)

В корне после шипящих согласных пишется О во многих заимствованных словах, даже если гласная безударная. Необходимо запомнить правильное написание:

Обратите внимание, что написание существительного «ожог» и глагола «ожёг» отличается: получить ожог – ожёг рукой сковородку. Также отличаются образованные от них слова: обвинили в поджоге – поджёг мусор, мучает изжога – изжечь топливо, ожоговое отделение, ожоговый центр.

Другие словарные слова:

Правила русской орфографии и пунктуации (1956 г.)

Вопрос-ответ

Для этого нужно уметь быстро и правильно определять часть речи и морфему, в которой находится орфограмма. Знать 4 правила правописания слов с О, Е и Ё после шипящих и Ц. Выучить словарные слова.

Почему ночёвка пишется через Ё?

Гласная является ударной, и в обычных существительных после шипящих в суффиксах ставится «О»: юбчонка, собачонка. Однако «ночёвка» – существительное отглагольное, произошедшее от слова «ночевать». Поэтому для него работает другое правило (пишется суффикс «-ЁВК»).

В 6 классе и 7 классе дети продолжат изучать орфограмму написания О и Е после шипящих. В старших классах они узнают, как записываются гласные на конце наречий (горячО, блестящЕ). Правило похожее – под ударением пишется О, без ударения – Е. Исключением является наречие ещЁ. В 7 классе они изучат правила написания гласных Е и Ё в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных (вооружЁнный, ухоженный). Чтобы не допускать ошибок, важно своевременно учить орфограммы и закреплять знания с помощью различных заданий и упражнений.

Задания

После изучения правил необходимо выполнить тестовые задания. Тест покажет, насколько хорошо ребенок понял и запомнил материал.

  • Придумай словосочетания со словами стрижом, стрижём. Ответь на вопрос, почему отличается орфография слов? (Любоваться черным стрижом, детей стрижём по воскресеньям. Это разные части речи, существительное и глагол. Правила написания для них отличаются. В существительном правильно писать О после Ж, поскольку гласная находится под ударением. В глаголе пишем Ё (-ЕМ -ЁМ личное окончание глаголов 1 спряжения, 1 лица, мн. числа), так как ударение падает на гласную.
  • Карточка с заданием:

Правила русской орфографии и пунктуации (1956 г.)

Правила русской орфографии и пунктуации (1956 г.)

Алгоритм подбора гласных

Чтобы сделать правильный выбор гласной в слове, необходимо следовать простому алгоритму:

  • Найти и подчеркнуть в слове Ц или шипящую.
  • Определить, к какой части речи относится: существительное, прилагательное или глагол.
  • Разобрать по составу: выделить корень, суффикс, приставку и окончание (какие морфемы есть).
  • Поставить ударение.
  • Применить одно из перечисленных правил, чтобы поставить верно О или Е (см. выше).

Важно. Следует помнить, что не все слова проверяемые. Бывают исключения – словарные слова.

Подробная схема для выбора гласных О, Е, Ё в разных частях речи:

Правила русской орфографии и пунктуации (1956 г.)

Гласные О, Е, Ё после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях

В существительных, прилагательных и наречиях

В суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных и в суффиксах
наречий после шипящих и ц  пишется
  в следующих случаях:

В суффиксе прилагательных

В суффиксе наречий

В окончаниях
существительных в творительном падеже

В суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных и в суффиксах наречий после
шипящих и ц пишется

Буква пишется
после шипящих в суффиксах отглагольных существительных и прилагательных в следующих случаях:

В глаголах и причастиях

В суффиксах и окончаниях глаголов и причастий после шипящих пишется только

,
,
,

береж,
стереж,
напеч,
изреч

В суффиксах страдательных
причастий

изрешечый,
сожый,
извлеч

Оцените статью
Добавить комментарий