Профессор биологии, профессор вычислительной техники и информационных технологий А.А. Плешаков в учебнике «Окружающий мир» дает полный обзор программы работы по теме

Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной образовательной программы начального общего образования, авторской программы А.А.Плешакова – Окружающий мир. Рабочие программы. 1 – 4 классы. – М.: Просвещение, 2013.

Рабочая  программа по окружающему миру представляет собой целостный документ, включающий семь разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения; список литературы (основной и дополнительной, и литературы для учащихся и учителя; использованной при написании программы); приложения к программе.

Общая характеристика учебного предмета

 как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно- поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду.

Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

 В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:

1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа- определителя;

2) моделирование экологических связей с помощью графических и4 динамических схем (моделей);

3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

изучения окружающего мира :

-развитие умения наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

-освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и обществе;

-воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры; патриотических чувств;

-формирование потребности участвовать  в творческой деятельности общества, сохранять и укреплять здоровье;

– формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личностного опыта;

– взаимодействие-общение с людьми, обществом и природой.

– развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

 – формирование личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве;

– воспитание экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств;

– формирование потребности участвовать в созидательной деятельности по умелому преобразованию природы и общественной жизни;

– формирование ориентаций и установок на активную заботу о природе родного края и места жительства, с учетом реальных возможностей и приобретенных знаний.

Результаты изучения учебного предмета

   Личностными результатами учащихся являются:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

 изучения предмета «окружающий мир» в начальной  школе проявляются в:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  •  формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие

  • понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
  • сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
  • осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
  • развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования второго поколения отводит в год – 66 часов для изучения учебного предмета «окружающий мир» в 1 классе. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Для реализации рабочей программы используется учебник А.А.Плешакова  «Окружающий мир», в 2 ч., -М. Просвещение, 2011 г.

Требования к уровню подготовки учащихся 1 класса

К концу обучения в первом классе учащиеся  

-воспроизводить свое полное имя, домашний адрес, название города, страны, достопримечательности столицы России;

-различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице; применять знания о безопасном пребывании на улицах;

-ориентироваться в основных помещениях школы, их местоположении;

-различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; приводить примеры различных профессий;

-различать понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия»;

-определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности; кратко характеризовать сезонные изменения;

-устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;

-описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира;

-сравнивать домашних и диких животных.

К концу обучения в первом классе учащиеся

анализировать дорогу от дома до школы, в житейских ситуациях избегать опасных участков, ориентироваться на знаки дорожного движения;

-различать основные нравственно-этические понятия;

-рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей;

-участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы.

Содержание тем учебного курса:

«ЧТО И КТО?»

« Как, откуда и куда?»  

«ГДЕ И КОГДА?»  

«ПОЧЕМУ И ЗАЧЕМ?»

 Человек и природа.

– Природа. Природные объекты. Примеры явлений природы. Звёзды и планеты. Созвездия.

– Времена года. Погода. Водоёмы. Вода. Состояния воды. Полезные ископаемые.

– Растения, их многообразие. Части растений. Бережное отношение человека к растениям.

-Животные, их разнообразие. Животные родного края. Бережное отношение человека к животным.

– Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Влияние деятельности человека на природу.

-Правила поведения в природе.

 Человек и общество. 

-Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению.

-Семья. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье.

– Младший школьник. Правила поведения. Классный, школьный коллектив. Друзья. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения. Сохранение и укрепление здоровья. Основы правильного питания.

-Правила безопасного поведения. Правила противопожарной безопасности.

-Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей.

– Общественный транспорт. Средства связи. СМИ.

 -Наша родина – Россия, РФ. Государственная символика России. -Конституция – основной закон РФ. Права ребёнка. Президент РФ – глава государства.

 -Москва – столица России. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта. Уважительное отношение к своему и другим народам.

-Праздник в жизни общества. Основные праздники.

-Родной край – частица России. Важные сведения из истории родного края. Основные достопримечательности.

Перечень учебно-методического обеспечения

1.Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч 1.  – М.: Просвещение, 2011;

2. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч 2.  – М.: Просвещение, 2011;

3.Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2 ч. Ч 1.  – М.: Просвещение, 2011;

4. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2 ч. Ч 2.  – М.: Просвещение, 2011;

5. Плешаков А.А. Гара Н. Н., Назарова З. Д. Окружающий мир: Тесты: 1 класс. – М.: Просвещение, 2010;

6. Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас – определитель: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений– М.: Просвещение, 2013.

  1. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2011;
  2. Плешаков А.А. , Александрова В. П., Борисова С.А. Окружающий мир: Поурочные разработки: 1 класс; М.:Просвещение,2011;
  3. Плешаков А.А. Таблицы по окружающему миру.1 класс;
  4. Электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир», 1 класс.

1.Авторские мультимедийные уроки.

2.Окружающий мир 1 класс: Электронное сопровождение к учебнику (CD) / А.А.Плешаков – М.: Просвещение, 2011.

Материально – техническая база

1.Компьютер с выходом в Интернет;

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 66 часов

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» (1 класс) составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы» и учебного плана МБОУ «Школа № 2 г. Благовещенска».

Место предмета в учебном плане МБОУ «Школа № 2 г. Благовещенска».

В соответствии с Образовательной программой школы и учебным планом МБОУ «Школа № 2 г. Благовещенска» учебный предмет «Окружающий мир» является обязательным, на его преподавание отводится 66 часов в год при 2 часах в неделю (33 учебные недели).

Главные цели и задачи изучения предмета

 формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём; формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Общая характеристика предмета

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей: идея многообразия мира; идея целостности мира; идея уважения к миру.

В соответствии с названными идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Связь с другими предметами

Технологии, элементы технологий, используемых в учебном процессе:

1. Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии,  построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения.

2. Технологии реализации межпредметных связей в учебном процессе.

3.Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала учащимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса.

4. Технология проблемного обучения  с целью развития творческих способностей учащихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное  усвоение учениками заданного предметного материала.

Методы и приёмы обучения:

Наблюдение, открытый ответ, краткий ответ, выбор ответа, самооценка.

– обобщающая беседа по изученному материалу;

– индивидуальный устный опрос;

– фронтальный опрос;

– самоконтроль (по справочным пособиям);

– наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

-решение тестовых заданий;

-работа с карточками;

Формы организации образовательного процесса:

– урок изучения нового материала;

– урок закрепления знаний, умений и навыков;

– повторительно-обобщающий урок;

– урок – игра;

-урок обобщения и систематизации знаний;

-урок развития умений и навыков;

-урок контроля знаний.

Общеучебные умения и навыки:

I.        Организация учебного труда

  • Правильно выполнять советы учителя по подготовке рабочего места для занятий в школе и дома; правильно пользоваться учебными принадлежностями; привыкать соблюдать правильную осанку во время работы; понимать учебную задачу; определять последовательность действий при выполнении задания; учиться работать в заданном темпе; проверять работу по образцу, по результатам; учиться правильно оценивать своё отношение к учебной работе.
  • Помогать учителю в проведении учебных занятий. Учиться работать вместе с товарищем.

II.        Работа с книгой и другими источниками информации

  • Внимательно слушать чтение учителем или товарищами научно-популярных текстов, соответствующих требованиям программы. Слушать рассказ, объяснение учителя, ответы товарищей.
  • Разделять целое на элементы, учиться видеть компоненты в целостном изображении, в предмете. Начать выделение существенных и несущественных признаков предметов, несложных явлений. Поэлементный эмпирический анализ завершать (сопровождать) эмоциональной и простейшей логической оценкой.

Выделять основное в несложном практическом задании.

  • Сопоставлять на однотипном материале два предмета, Различать существенные и несущественные признаки предметов, явлений и на этой основе конкретных признаков в одном направлении с помощью введения третьего, контрастного объекта. Определять последовательность сравнения, понимать его целенаправленность. Завершать эмоциональной и простейшей и логической оценкой.
  • На основе умений анализа, выделения главного, сравнения формировать умении элементарного эмпирического обобщения. Отвечать на вопросы по данной теме. Сравнивая и классифицируя знакомые однотипные предметы, подводить их под общее родовое понятие. Сравнение заканчивать элементарным индуктивным выводом.
  • Учиться определять и объяснять понятия через практический или наглядный показ предмета, явления, указание, описание. Выделять существенные признаки знакомых предметов, явлений. Ознакомиться с локальными определениями простейших учебных понятий в дидактических играх.
  • Уметь расшифровывать данное родовое понятие, привести 2 – 3 примера, изобразить общее понятие в рисунке, раскрыть по краткому плану данное содержание, объяснить заголовок.
  • Отвечать на вопросы типа: «Почему ты так думаешь?», «Что об этом рассказывается дальше?» и др. – в различных учебных ситуациях. Накапливать опыт прямого (индуктивного и дедуктивного) доказательства, используя средства наглядности.
  • Учиться видеть противоречия при проведении несложных опытов, анализе наглядной информации. Высказывать простое предложение о возможном решении, намечать план действия под руководством учителя, проверять результат по образцам, осуществлять локальный перенос знании.

  результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

  • осознание себя членом общества и государства (российской идентичности),  чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре и желании участвовать в ее делах и событиях;
  • осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность  нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений с окружающими;
  • установка на безопасный здоровый образ жизни; ежедневную физическую культуру и закаливание.

 результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

  • способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
  • способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
  • осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.);
  • способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

результатами изучения предмета «Окружающий мир» являются:

  • усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
  • владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;
  • умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.

Особенности организации контроля по окружающему миру

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, необходимо использовать систему оценки, ориентированную на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования. Особенностями такой системы оценки являются:

-комплексный подход к оценке результатов образования;

-использование панируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

-оценка динамики образовательных достижений обучающихся;

-сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;

-использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;

-использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.

В первом классе ведётся цель которого – сформировать и развить оценочную деятельность детей, сделать педагогический процесс гуманным и направленным на развитие личности ребёнка.

При использовании безотметочной системы нельзя оценивать личностные качества: особенности памяти, внимания, восприятия. Оцениванию подлежат интеллектуальные, творческие и инициативные проявления ребёнка: умные вопросы, самостоятельный поиск, изучение дополнительного учебного материала и др.

Системная оценка личностных, метапредметных, предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио.

-является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;

-реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения – формирование УУД;

-позволяет учитывать возрастные особенности развития УУД учащихся младших классов;

-предполагает активное вовлечение учащихся в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.

В первом классе используется 3 вида оценивания – текущее, тематическое, итоговое оценивание без выставления бальной отметки, но сопровождаются словесной оценкой.

 – гибкая проверка результатов обучения, которая сопутствует процессу становления умения и навыка. Его цель – анализ хода формирования знаний и умений учащихся, формируемых на уроках окружающего мира (наблюдение, сопоставление, установление взаимосвязей).

 – проводится с помощью тетради, которая содержит тесты по всем темам курса «Окружающий мир» для первого класса. С их помощью ребёнок быстро может проверить свои знания. Учащиеся выполняют работу самостоятельно. И только после этого могут проверить себя.

Для мониторинга метапредметных результатов первоклассники используют комплексные проверочные и тренировочные задания. Они помогают ученику оценить, насколько грамотно он умеет понимать инструкции, анализировать разные ситуации.

Комплексная работа позволяет выявить и оценить как уровень сформированности важнейших предметных аспектов обучения, так и компетентность первоклассника в решении разнообразных проблем. 

Специфичность содержания предмета “Окружающий мир”, оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля – проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

Контроль за уровнем достижений обучающихся по окружающему миру проводится в форме устной оценки и письменных работ: контрольных и проверочных работ, тестовых заданий.

Контрольные и проверочные работы направлены на контроль и проверку сформированности знаний, умений и навыков. Тексты работ подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Задания повышенной сложности оцениваются отдельно и только положительной отметкой.

в области метапредметных умений дают возможность проверять овладение обучающимися такими универсальными способами деятельности, как наблюдение, сравнение, выбор способа решения учебной задачи (верного варианта ответа), контроль и коррекция, оценка, распознавание природных объектов, определение истинности утверждений и умение делать вывод на основе анализа конкретной учебной ситуации.

В 1 классе домашние задания не задаются. Учитель планирует свою работу так, чтобы обеспечить полноценное усвоение каждым ребенком необходимых знаний, умений и навыков только на уроке.

 В 1 классе используется только словесная оценка, критериями которой является соответствие или несоответствие требованиям программы. Оценки фиксируются и накапливаются в таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных) и в портфолио.

Метапредметные и личностные неперсонифицированные диагностические работы (один раз в год – обязательно).

. В первом классе алгоритм состоит из 4 вопросов:

  1. Какое было дано задание? (Учимся вспоминать цель работы)
  2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью)
  3. Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки)
  4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс)

Учёт ошибок и оценка устных ответов, письменных и практических работ

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки:

– неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;

– нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;

– неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;

– ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;

– незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;

– отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;

– ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;

– неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

– преобладание при описании объекта несущественных его признаков;

– неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;

– отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;

– неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;

– неточности при нахождении объекта на карте.

После проведения итоговых контрольных работ по предметам и диагностик метапредметных результатов используются таблицы результатов, в которые учитель выставляет отметку за каждое из заданий в таблицу результатов. Отметки в таблицы результатов выставляются в 1 классе в виде «+» (зачет, выполнение задания) или «-» (задание не выполнено).

График проведения проверочных работ

Перечень практических работ

Разделы учебного предмета «Окружающий мир» в 1 классе

Требования к уровню подготовки обучающихся

К концу периода  обучения курса «Окружающий мир» в 1 классе обучающиеся должны:

  • название нашей планеты, родной страны и её столицы, региона, где живут учащиеся, родного города
  • государственную символику России
  • основные (легко определяемые) свойства воды
  • общие условия, необходимые для жизни живых организмов
  • правила сохранения и укрепления здоровья
  • основные правила поведения в окружающей среде
  • различать части растения, отображать их на рисунке (схеме)
  • приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных), раскрывать особенности их внешнего вида и жизни

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения
  • установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе
  • оценки воздействия человеку на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в её охране
  • удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.

Содержание программы учебного курса

а — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

 — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.

Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.

, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

 — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.

Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).

, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.

, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

 — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

. Международная Красная книга. Международные экологические организации (2—3 примера). Международные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении.

Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Материально – техническое обеспечение образовательного процесса

  1. А.А. Плешаков «Окружающий мир 1 класс». Учебник в 2-х частях., М.: Просвещение, 2014.
  2. Авторская программа А.А. Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы»
  3. А.А. Плешаков «Окружающий мир 1 класс». Рабочая тетрадь в 2-х частях. 
    М.: Просвещение, 2016.
  4. А. А.  Плешаков. Тесты к учебнику для 1 класса «Окружающий мир». М.: Просвещение, 2016.
  5. А. А.  Плешаков. «От небо до земли». Атлас-определитель. М.: Просвещение, 2016.
  6. Проверим себя. Окружающий мир. 1 класс. Тетрадь для проверочных работ в 2-х частях.
  1. Гербарий для начальной школы.
  2. Глобус земли физический
  3. Демонстрационный набор видов тканей.
  4. Демонстрационный набор строительных материалов.
  5. Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)
  6. Коллекция «Лен» для начальной школы
  7. Коллекция «Промышленные образцы тканей и ниток» для начальной школы
  8. Коллекция «Хлопок» для начальной школы
  9. Комплект таблиц для начальной школы «Окружающий мир, 2 класс»
  10. Комплект таблиц для начальной школы «Окружающий мир. Символы и понятия»
  11. Настенный календарь природы
  12. Таблицы природоведческого содержания в соответствии с программой обучения

Оборудование и приборы:

1. Классная магнитная доска.

5. Универсальное печатное оборудование .

7. Компас школьный

  Окружающий мир: электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова (CD)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *