Разнообразие растений на Земле (3-й класс)

Разнообразие растений на Земле (3-й класс) Реш еду ру

Окружающий
мир 3 класс

Наше путешествие
в мир растений

Как часто мы гуляем
во дворе и не замечаем, что нас окружает вокруг удивительное царство
– царство растений.

Рядом с футбольным полем растет этот белоснежный цветок в серединке
которого маленькое солнышко.
Ромашка не только радует глаз, она еще и является лекарственным
растением. Отвар ромашки используют при воспалениях, когда болит
горло. А учёные древности советовал применять ее в качестве противоядия
при укусах змей!

А если вдруг я упаду,
играя в догонялки, то мне поможет неприметный подорожник. В листьях
этого растения содержатся витамин С, каротин и фитонциды.

Еще, я люблю собирать
одуванчики, как только потеплеет. Эти яркие цветы можно встретить
рядом с домом, а в парке их видимо – невидимо. Девочки из них плетут
венки. А когда одуванчики станут белыми и пушистыми, можно дунуть,
и белые парашютики разлетятся кто куда, чтобы, в скором времени,
опять расцвести и радовать нас. Одуванчик – растение целебное и
очень полезное. Он может помочь в лечении заболеваний печени, воспалительных
заболеваниях почек, при отравлениях.

Как интересен мир
растений! Для того чтобы его изучать, не обязательно отправляться
в далекое путешествие. Просто осмотритесь внимательно вокруг, сколько
интересного рядом с нами.

Разнообразие
растений

Один из разделов
биологии называется ботаникой.
Ботаника – наука о растениях.

Учёные – ботаники
делят царство растений на несколько групп:

Водоросли – жители воды. Одни из них так малы, что рассмотреть
их можно только в микроскопю Другие имеют вид тонких шелковистых
нитей зелёного цвета. Третьи (например, морская капуста) похожи
на длинные бурые ленты.

Мхи – растут во влажных местах. Они имеют стебли и листья,
но у них не бывает корней, цветков и плодов с семенами.

Папоротники – легко узнать по красивым листьям, похожим
на большие перья. Кроме листьев, у папоротников есть корни и стебли.
Цветков, плодов и семян у них не бывает.

Хвойные растения – это сосна, ель, можжевельник и другие.
Хвоинки – это их листья! У хвойных не бывает цветков и плодов. На
месте плодов у них шишки, в которых и созревают семена.

Цветковые растения – такие растения, у которых есть цветки
и плоды. Они имеют и все другие части: корни, стебли, листья. Эти
растения наиболее разнообразны.

На какие
группы учёные делят царство растений? Заполни схему.

Ученик заполнял
таблицу. Проверь его работу. Если в ней есть ошибки, исправь их.
Ученик ошибся, ясень нужно было определить в группу цветковых деревьев,
а лиственницу в группу хвойные деревья.

Подпиши названия
групп растений

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

УМК «Окружающий мир. 3 класс» Е. В. Саплиной, А. И. Саплина, В. И. Сивоглазова.

Тип урока: изучение нового материала

I. Познавательные: формировать представления о многообразии растений и животных.

  • Развитие наблюдательности при работе с иллюстративными материалами.
  • Развитие логического мышления на основе отработки логических операций:
  • анализ при выделении признаков и видов растений и животных, и отнесении их к определенной группе;
  • классификация при выделении групп растений и животных;
  • синтез при формулировке вывода.
  • Развитие самостоятельности при организации работы в группах.
  • Воспитание познавательного интереса.
  • Воспитание умения общаться:
  • учитель – ученик
  • ученик – ученик
  • Расширить кругозор и знания учащихся о природе.
  • Сформировать представление о многообразии растений и животных.

Оборудование: для учителя: раздаточный материал, для учащихся: книжка-раскладушка, карточки, иллюстрации.

Тип урока: изучение нового материала.

I. Познавательные: формировать представления о многообразии растений.

  • Развитие наблюдательности при  работе с иллюстративными материалами.
  • Развитие логического мышления на основе отработки логических операций:
  • анализ при выделении признаков и видов растений, и отнесении их к определенной группе;
  • классификация при выделении групп растений;
  • синтез при формулировке вывода.
  • Воспитание  познавательного интереса.
  • Воспитание умения общаться:
  • учитель – ученик
  • ученик – ученик
  • Расширить кругозор и знания учащихся о природе.
  • Сформировать представление о многообразии растений.

Оборудование: для учителя:  раздаточный материал, для учащихся: книжка-раскладушка, карточки, иллюстрации.

Саплина Е. В., Саплин А. И., Сивоглазов В. И. Окружающий мир. 3 класс. Учебник. Издательство «Дрофа», 2010 г.

C использованием технологии критического мышления.

Узнай группы
растений по описаниям. Впиши названия групп в клеточки.

Эти растения имеют
корни, стебли, листья, цветки и плоды, в которых созревают семена.
Ответ: Цветковые

У этих растений
нет корней, стеблей, листьев, цветков и плодов. Их тело называется
слоевищем.
Ответ: Водоросли

У растений этой
группы есть стебли и листья, но нет корней, цветков и плодов с семенами.
Ответ: Мхи

У этих растений
есть все части, кроме цветков и плодов. Семена у них созревают в
шишках.
Ответ: Хвойные

Растения этой группы
имеют корни, стебли и листья, похожие на большие перья. Но у них
не бывает цветков, плодов и семян.
Ответ: Папоротники

На уроке
учительница попросила привести примеры цветковых растений. Дети
ответили так:

Серёжа:
нарцисс, календула, бархатцы, ива, сосна.
Надя: ландыш, астра, подсолнечник, груша, картофель.
Витя: туя, лиственница, папоротник, кувшинка, земляника.
Ира: морская капуста, ель, липа, мать-и-мачеха,
одуванчик.

Кто из ребят
ответил верно? Кто допустил одну ошибку, две ошибки, три ошибки?
Верный ответ у Нади, одна ошибка у Серёжи, две ошибки у Иры, три
ошибки у Вити.

Определите
эти растения. Подпишите названия растений и групп, к которым они
относятся.

Подготовь
сообщение об одном из видов растений любой группы. Запиши названия
вида, группы и краткие сведения для своего сообщения.

Группа: цветковые
Семейство: Кипрейные
Вид: Фуксия
Родина фуксии – Центральная и Южная Америка, Новая Зеландия. Это
вечнозелёные кустарники 1 – 1,2 м высотой, которых в природе насчитывается
около 100 видов. Фуксия считается неприхотливым и популярным комнатным
красивоцветущим растением. Фуксия была открыта французским учёным
Шарлем Плюмье в 1696 году, автором множества научных трудов, писателем,
художником и человеком, удостоенным почётного звания «ботаник короля».
Существует пурпурный цвет, названный в честь фуксии.

Таблица “Мир растений”

Разнообразие растений на Земле (3-й класс)

Мир растений удивительно разнообразен. В природе встречаются самые невероятные представители флоры: гигантские деревья, роскошные цветы с дурманящим ароматом, микроскопические водоросли, гибкие лианы. Но, несмотря на свое внешнее различие, все растения имеют много общего и живут по единым законам.

Опыт работы преподавателем – более 48 лет.

Общие сведения

С самого начала своего зарождения люди проявляли большой интерес к растениям – основному источнику пищи. Со временем у людей стали накапливаться практические знания: какие растения являются ядовитыми, а какие – нет, когда происходит созревание плодов, как правильно их собирать и хранить и многое другое. Эта информация легла в основу интересной науки – ботаники, которая занимается изучением растений.

Все растения – это живые существа, которые характеризуются следующими признаками:

  • Питание растений происходит из почвы и воздуха.
  • Растения дышат и не могут обойтись без кислорода.
  • Растения постоянно растут и развиваются на протяжении всей жизни.
  • Как и все живые организмы, растения размножаются.

Рис. 1. Все растения – это живые существа.

Растения – это единственные на планете организмы, которые могут производить собственные питательные вещества. Это сложный химический процесс, который называется фотосинтез. Он заключается в том, что растения, поглощая влагу из почвы и углекислый газ из воздуха, под действием солнечного света образуют глюкозу (питательное вещество) и кислород.

Разнообразие растений

На земном шаре так много растений, и все они такие разные, что понадобилась их классификация. Для большего удобства все огромное царство растений было поделено на несколько основных групп.

  • Водоросли. Обитают в воде и имеют самое простое строение. Большинство из них выглядят как тонкие длинные ленты зеленого или бурого цвета. Однако есть и совсем крошечные водоросли, рассмотреть которые можно только под микроскопом.
  • Мхи. «Природная губка», способная впитывать в себя большое количество влаги. Предпочитают жить в затененных влажных уголках леса.

Рис. 2. Мох в лесу.

Издавна папоротник считался волшебным растением, который мог указывать на зарытые в земле сокровища. Согласно древнему поверью, папоротник зацветал только однажды в году, и в этот момент он обладал наивысшей магической силой. Однако это лишь фантазии и домыслы. На самом деле, ни один папоротник не образует цветки, а размножается он при помощи спор.

Рис. 3. Еловая шишка.

которые читают вместе с этой

Разнообразие растений на Земле (3-й класс)

Что мы узнали?

При изучении темы «Таблица «Мир растений»» по программе 3 класса окружающего мира мы узнали, насколько разнообразны и многочисленны растения. Изучением растительного мира занимается наука ботаника, с помощью которой все растения были разделены на обширные группы.

Оценка доклада

А какая ваша оценка?

Разнообразие растений на Земле (3-й класс)

Виды растений

Разнообразие растений на Земле (3-й класс)

Обновлено 30 Марта, 2021

Растительный мир нашей планеты чрезвычайно разнообразен и многообразен. Даже в самых отдаленных уголках земного шара, в местах с очень суровым климатом, можно встретить различные виды растений. Каждое из них смогло приспособиться к окружающей среде, и каждое из них имеет большое значение для природы.

Несмотря на тот факт, что изучение растительного мира ведется очень давно, до сих пор ученые продолжают открывать все новые и новые виды растений. Мир флоры настолько разнообразен и уникален, что не перестает удивлять научный мир уже много лет.

Рис. 1. Мир растений.

Изучением растений и их наблюдением занимается очень интересная наука – ботаника. С ее помощью растительный мир был поделен на царства, классы, порядки, семейства и виды. Подобная структура называется иерархической.

Весь разнообразный мир растений был поделен на следующие виды:

  • водоросли;
  • мхи;
  • папоротники;
  • хвойные растения;
  • цветковые растения.

Деление растений по группам обусловлено их строением, средой обитания и способами размножения.

Летом в природных водоемах можно наблюдать картину, когда вода буквально в считанные дни «зацветает» – теряет свою прозрачность, меняет окраску на насыщенно-зеленую. Такой необычный вид воде придают крошечные водные обитатели – одноклеточные водоросли.

Несмотря на свои скромные размеры, мхи отличаются удивительной выносливостью. Они способны жить в самых неблагоприятных условиях, но предпочитают хорошо увлажненные тенистые места.

Рис. 2. Мхи.

Строение у всех папоротников одинаковое, и отличаться между собой они могут только по размерам: в природе встречаются совсем крошечные растения с листьями длиной в пару сантиметров, и настоящие гиганты, вырастающие до 25–30 метров.

Рис. 3. Сосна.

При изучении темы «Виды растений» по программе 3 класса окружающего мира мы узнали, насколько велико разнообразие растительного мира на нашей планете. Мы выяснили, какие бывают растения, каковы их особенности, чем они отличаются друг от друга.

Тест по теме

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

Разнообразие растений на Земле (3-й класс)

На нашей планете повсюду, даже в самых отдаленных уголках с суровым климатом, можно встретить растения. Они не только украшают Землю, но и очищают воздух, являются пищей и строительным материалом. Разнообразие растений поражает: в природе встречаются совсем крошечные экземпляры, и настоящие гиганты, достигающие нескольких десятков метров.

Водоросли

Водоросли – это обитатели воды, которые отличаются от других растений самым простым строением. У них нет корней, стеблей и листьев, и питательные вещества они впитывают всем своим телом.

Размеры водорослей могут быть самыми разными. Есть совершенно крошечные водоросли, которые можно рассмотреть только под микроскопом. Летом наблюдается «цветение» воды, когда она приобретает насыщенный зеленый цвет. Такой оттенок воде придают одноклеточные зеленые водоросли.

Существуют экземпляры, которые могут достигать в длину 40 метров. Такие водоросли растут в морях и океанах.

Рис. 1. Водоросли.

Маленькие водоросли свободно плавают в воде, а крупные – прикрепляются ко дну и образуют настоящие подводные джунгли. Окраска также может быть самой разной: бурой, зеленой, красной.

Водоросли играют большую роль в природе:

  • являются пищей для обитателей воды;
  • обогащают воду кислородом;
  • очищают воду от гнилостных бактерий;
  • служат компонентом многих лекарств.

Мхи

Мхи – это небольшие растения, высота которых не превышает нескольких сантиметров. Это одни из самых древних обитателей планеты, которые появились гораздо раньше динозавров.

Поскольку у мхов нет настоящих корней, они на первый взгляд могут показаться слабыми и хрупкими. Но это совсем не так. Мхи – чрезвычайно выносливые растения, способные выживать в самых суровых климатических условиях. Но предпочитают обитать во влажных тенистых уголках леса.

Внешне мхи очень напоминают губки и способны впитывать в себя воду. Если взять кусочек мха в руку и сжать, то из него вытечет много воды.

Папоротники

Папоротники – одни из самых древних растений. Широко распространены по земному шару, но чаще всего встречаются во влажных лесах. Эти растения смогли приспособиться к разным условиям обитания. Они могут расти не только в почве, но и на деревьях, в трещинах скал, даже в пустыне.

Размеры папоротников колеблются от совсем крошечных до крупных древовидных форм высотой до 25 м. Они отличаются красивыми длинными листьями, похожими на перья.

Рис. 2. Папоротники.

Папоротники имеют корень, короткий стебель и большие листья, но никогда не цветут. У этих растений нет семян. Вместо них они образуют споры, с помощью которых размножаются.

Хвойные растения

Главное отличие хвойных деревьев – форма листьев, которые напоминают иголки. Благодаря этой особенности деревья могут расти в регионах с холодным климатом. Зимой, вместо того, чтобы сбрасывать листву, как все остальные деревья, хвойные растения сохраняют свои иголки. Их смена происходит один раз в несколько лет.

К хвойным растениям относятся лиственница, пихта, сосна, ель, кедр, можжевельник.

Цветковые растения

На нашей планете наиболее широко распространены цветковые растения. Их можно встретить на любом участке суши от Антарктиды до Арктики.

Главная отличительная черта всех цветковых растений – формирование цветков, которые после увядания образуют плоды с семенами. Попадая в землю, семена прорастают – так происходит размножение цветковых растений.

Рис. 3. Ландыш.

Все культурные растения, которые вывел человек, являются представителями этого отдела растений.

Таблица “Разнообразие растений”

При изучении темы «Разнообразие растений» по программе 3 класса окружающего мира мы узнали, насколько велик и многообразен мир растений. Мы выяснили, что в природе бывают низшие растения с простым строением, и высшие растения, которые отличаются более сложным строением и разнообразием форм.

Мы
продолжаем знакомство с растениями, и сегодня на уроке рассмотрим их
строение.

Все живые организмы состоят из сходных веществ:
неорганических и органических. Неорганические вещества — это вода и
минеральные соли. Органические вещества — это сахар и крахмал.

Вы
уже знаете, что среди растений есть деревья, кустарники и травы.
Как бы ни различались растения по внешнему виду, большинство из них
имеет сходное строение. Все растения состоят из органов. У них
есть корень, побег, цветок и плод с семенами.

Корень
– находится в почве, поэтому его называют подземным органом растения. А побег,
цветок, плод с семенами – это надземные органы. Сейчас мы познакомимся
с ними поближе. Корень растёт вниз и закрепляет растение в
почве. Из почвы он поглощает необходимые растению воду и минеральные
вещества. Корни различных растений могут отличаться по внешнему
виду.

Иногда
в корнях могут откладываться в запас питательные вещества, и
тогда у них изменяется внешний вид. Редис, морковь, свёкла
запасают питательные вещества в корнях, которые правильно называть корнеплодами.

Часть
растения,  которая находится над землёй, называется побегом. Побег
развивается из почки. Побег состоит из стебля, листьев и почек.
Стебель
— орган растения, который несёт на себе листья, цветки и плоды. Стебли выносят
листья вверх к солнечному свету и соединяют их с корнями. У большинства растений
стебли прямостоячие, они растут вертикально вверх.

Стебли
также могут обвиваться вокруг опоры, например у вьюнка, или стелиться по
земле, например у живучки.

Рассмотрим
строение почки. Снаружи они покрыты плотными кожистыми
чешуйками. Чешуйки защищают внутренние части почек от повреждений
и неблагоприятных условий внешней среды. Почки у растений бывают
двух видов: листовые и цветочные. У листовых и цветочных почек под
чешуйками находятся маленькие зелёные листья. Они расположены на очень
коротком стебле. Внутри цветочных почек, кроме листьев, находятся
маленькие цветочные бутоны. Цветочные
почки крупнее листовых, и
имеют более округлую форму.

У разных видов растений почки располагаются
по-разному на побегах, они имеют разную форму, величину и окраску.
По этим признакам можно определить название дерева или кустарника даже зимой.

Лист также
является частью побега. Листья различных видов растений очень отличаются
друг от друга. Они могут иметь различную форму, например округлую,
овальную, линейную, сердцевидную и лопастную. У одних растений листья
очень крупные, у других – совсем мелкие. Например, в оранжереях ботанических
садов выращивают тропическое водное растение Викторию амазонскую,
которая родственна нашим кувшинкам. Лист виктории так велик, что на
него, как на плот, может сесть маленький ребенок, и лист удержит его на воде.

У большинства растений лист состоит из двух частей: листовой
пластинки и черешка. Листовая пластинка – это расширенная часть
листа, в большинстве случаев она имеет зелёную окраску. Снизу она переходит в черешок
– зауженную  часть листа. С его помощью листовая пластинка
прикрепляется к стеблю. У листьев некоторых растений, например алоэ, черешка
нет. Они прикрепляются к стеблю нижней частью листовой пластинки.

Листья разделяют на простые и сложные. Простые листья состоят из одной листовой
пластинки. Они характерны, например, для липы, клёна, дуба.

Сложные листья состоят
из нескольких листовых пластинок, соединённых с общим черешком
небольшими черешками. Такие листья характерны для каштана,
рябины и других растений.

Цветок
– самый красивый орган. Цветок, так же как и побег, развивается из
почки. Крупные цветки обычно развиваются по одному на побеге. Мелкие
цветки чаще всего расположены группами, т. е. собраны в соцветия.
Соцветия характерны, например, для ромашки, груши, укропа и сирени.

Вы,
конечно, обращали внимание на разнообразие форм, красок и ароматов
цветков растений. Но все они имеют общие черты строения. Внизу
цветка находятся чашелистики. Чаще всего они зелёные и напоминают листья
растений. Выше чашелистиков расположены лепестки. В середине цветка
находится пестик, а вокруг него тычинки. В них находится пыльца.
Для того чтобы образовался плод, пыльца из тычинок должна попасть на
пестик. К концу лета почти все растения
отцветают.

На месте цветов образуются плоды. Они развиваются из цветков,
прежде всего из нижней части пестика. Плод – это орган
цветковых растений, содержащий в себе семена. Они постепенно растут и
созревают. Разные растения имеют разные плоды. Это яркие с сочной
мякотью ягоды рябины, винограда и малины, сочные плоды абрикоса,
персика и апельсина, совсем сухие крылатки клёна, одетые в крепкую скорлупу
орехи лещины, и плод гороха.

У
одних растений внутри плода находится одно семя, у других – много.
Плоды защищают семена от повреждений. Жизнь растения начинается с
семян. Семена растений различаются по форме, окраске, размерам,
весу, но все они имеют сходное строение. У орхидей семена
насколько малы, что их можно рассмотреть только под микроскопом. А у некоторых
пальм масса семян достигает нескольких килограммов.

Познакомимся со строением семени фасоли. У
фасоли семена крупные. Одна из сторон семени выпуклая, другая
вогнутая. Снаружи семя покрыто блестящей гладкой семенной кожурой.
Она защищает семя от высыхания и повреждений. Под семенной кожурой
находится зародыш. Зародыш — это маленький новый организм.
В крупных семядолях содержится запас питательных веществ, которые
нужен для роста зародыша.

Подведём итог. Все растения состоят из органов. У них
есть подземный орган – корень, и надземные органы – стебель,
листья, цветок и плод с семенами.

УМК: «Школа России», Плешаков А. А.

Продолжительность урока: 40 мин.

Место урока в теме: изучение и закрепление нового
материала.

Цель урока: расширить представление детей о природе.

  • способствовать развитию аналитического мышления (умения
    устанавливать причинно – следственные связи, рассматривать новые знания в
    контексте уже имеющихся);
  • способствовать формированию культуры чтения и речи
    (стратегия разметки текста, формулировка научных словосочетаний);
  • стимулировать самостоятельно – поисковую деятельность;
  • повысить интерес к изучению предмета, познавательную
    активность.
  • актуализировать знания детей о природе, её составляющих;
  • расширить кругозор учащихся по теме (5 царств природы)
    путём   создания условий для осознания и усвоения нового материала.
  • способствовать формированию коммуникативных навыков;
  • создавать условия для воспитания бережного отношения к
    природе.

Приёмы ТРКМЧП: кластер, инсерт, синквейн

Дидактический материал и оборудование:

  • учебник: Плешаков А.А.     Рабочая тетрадь № 1 к учебнику
    для 3 класса «Мир вокруг нас» – М., 2008, карточки: «настроение», «
    Разнообразие растений» «царства природы», «деревья», «цветы», «
    кустарники», «ботаника», «вид», «кластеры» (для парной работы).
  • листок рефлексии

1. Орг. Момент: введение в раздел, тему урока. (2
мин)

Учитель: Я рада вновь видеть ваши лица, глаза. Думаю,
что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом.

С каким настроением вы начинаете наш урок сегодня?
«Просигнальте» мне, пожалуйста, (дети поднимают карточку «настроение» в виде
личика)

Я рада. Спасибо.

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать.

2. Стадия вызова: мотивационно – целевой этап. (7 мин.)

Предлагаю вам, ребятки
Отгадать мои загадки.

1. Стоит в поле кудряшка, белая рубашка.
Сердечко золотое, что это такое? (ромашка)

2. Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит.
А в один из тёплых дней –  май серёжки дарит ей (берёза)

3. В саду растёт кусточек, колючий он, как ёж.
Захочешь ягодку сорвать, все руки обдерёшь (крыжовник)

Верно. А как назвать эти слова-отгадки одним словом? (растения).

Вы, наверное, слышали выражение: «растения – зелёная одежда
Земли»? Как вы это понимаете?

Учитель: И действительно, на Земле почти повсюду есть
представители этого царства живой природы. Зеленый наряд Земли делает нашу
планету удивительно красивой.

Кто догадался, о чём пойдёт сегодня речь? Попробуйте
сформулировать тему нашего урока.

Молодцы, сегодня мы узнаем о разнообразии растений.

(на доске появляется карточка с названием темы « Разнообразие
растений»

Растения представляют большие группы – царства,

(появляется на доске карточка «царства»

Приём «Составление кластера»

Ребята, используя свои знания и рисунок в учебнике на
странице 71, я вам предлагаю в парах заполнить кластер.

(Дети в парах заполняют кластер на предложенных
карточках, учитель выносит данный кластер на доску. После парной работы кластер
заполняется с ребятами по их предложениям)

Имеющиеся у нас знания помогли нам заполнить лишь часть
схемы. Как заполнить остальные гроздья кластера? Где же взять недостающую
информацию? (обратиться к тексту учебника, спросить у родителей, найти ответ
в энциклопедии,..)

3. Осмысление (16  мин.)

Работа с текстом учебника. Приём «Инсерт»

Предлагаю вам открыть учебник на странице 72. Прочитайте
предложенный вам текст. Во время чтения делайте пометки на полях.

v – эту информацию знал,
знаю, вспомнил;

+ – это новая для меня информация;

?  – эта информация мне не понятна, у меня появились
вопросы.

(Учащиеся осмысленно читают текст, делают пометки.
После чтения возвращаются к кластеру и заполняют его.)

Ребята, у кого во время чтения возникли вопросы? (выслушиваются
мнения ребят, возникшие вопросы разбираются)

Итак, я надеюсь, что мы получили необходимые знания и сможем
заполнить недостающие царства растений, (заполнение кластера)

Молодцы! С этим заданием вы справились прекрасно.

Работа с понятиями, интересными фактами (текст учебника)

Ребята, кто из вас знает, как называется наука, изучающая
мир растений?

(Высказывания ребят. В случае если ответа нет, учитель
предлагает его найти в учебнике на странице72, 1 абзац).

На доске появляется карточка «ботаника»)

Посмотрите на нашу схему, в царстве «деревьев» есть разные
группы. А как эти группы называются в науке?

(Высказывания ребят. В случае если ответа нет, учитель
предлагает его найти в учебнике на странице73, 1, 2 абзацы.

На доске появляется карточка «вид»)

А как вы думаете, представителей, какого царства больше
остальных?

Какие понятия нам необходимо запомнить? («ботаника», «
вид»)

4. Закрепление изученного (5 мин.)

Сейчас я предлагаю вам выполнить самостоятельно задание в
рабочей тетради на странице 29, № 1, 2, 3 и проверить работу в парах (работа
в тетрадях, взаимопроверка)

Есть ещё игра для вас, я начну её сейчас. Игра называется «
Узнай меня»

О ком идёт речь?

Игра «Узнай меня»

1. Мы – самое большое царство растений, нас почти 250 тысяч
видов (цветковые).

2. Цветков, плодов и семян у нас не бывает. Наши листья
похожи на перья

3. Мы растём во влажных местах, нас около 27 тысяч видов (мхи).

4. Мы – самое малочисленное царство растений (хвойные).

Хорошо, вы были на уроке внимательны. И прекрасно
продемонстрировали свои знания.

5. Итог урока. Рефлексия  (10 мин.)

Заканчивая разговор о разнообразии растений, я предлагаю вам
написать об этой части природы синквейн. Вспомним, что такое синквейн, как он
строится? (Высказывания детей, ребята пишут свои мысли, озвучивают).

Растения.
Разнообразные, прекрасные.
Украшают, радуют, восхищают.
Зелёный наряд Земли.
Красота!

Итак, наш урок завершается. Я прошу вас, ребята, оцените
свои итоги работы на уроке, дополняя предложения:

(на доске появляется карточка со словами)

Постановка задач на следующий урок

Ребята, а как вы думаете, всё ли мы узнали о растениях?)

А что нам предстоит ещё о них узнать? (высказывания
ребят)

Ребята, в начале урока вы «просигналили» своё настроение. Я
вас попрошу это сделать и в конце урока. «Просигнальте» карточками, с каким
настроением вы заканчиваете урок (поднимают карточки – сигналы).

6. Домашнее задание

Учебник – стр. 75, вопросы «Проверь себя»

Рабочая тетрадь – стр. 30, №4, №7.

Я всех благодарю за урок!

Здравствуйте
ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с разнообразием растений. Думаю,
Вам не раз приходилось слышать выражение «Растения  – зелёная одежда Земли». И действительно, на Земле
почти повсюду есть представители царства Растений. Зелёный наряд делает
нашу планету удивительно красивой. Разнообразие растений поражает и
восхищает людей.

Разные
растения характерны для лугов, лесов, степей, пустынь и болот. Они
обитают в морях и океанах, озёрах и реках разных стран мира. Даже Арктика и
Антарктика не лишены растений.

Наука,
которая занимается изучением растений, называется ботаника.
Ботаника изучает жизнь растений, их строение и распространение по
земному шару.

Ботаника – наука о растениях

Растения
значительно отличаются друг от друга по размерам. Например, водное
растение ряска имеет размеры около 1 сантиметра, а сосна — 60 метров. Настоящим гигантом считается австралийский эвкалипт
— по сравнению с берёзой и елью это особенно заметно.

На
земном шаре обитает огромное количество растений, чтобы их
изучить,      учёные – ботаники с давних времён
пытались разделить их на отдельные группы: водоросли, мхи,
папоротники и цветковые растения. Сейчас мы с вами познакомимся с ними
поближе.

Водоросли – жители воды.
Они могут иметь самую разнообразную окраску:  зелёную, бурую и даже
красную. Водоросли имеют самое простое строение среди растений. Они
не имеют корней, стеблей и листьев, цветков и плодов с семенами. Их тело
называется слоевищем. Все необходимые для своей жизни вещества они
поглощают всей поверхностью тела. Одни из водорослей так малы, что
рассмотреть их можно только в микроскоп. Вы, очевидно, наблюдали летом «цветение» воды в лужах и прудах. «Цветущая» вода имеет изумрудный оттенок. Если зачерпнуть немного этой
воды, то она окажется прозрачной. В капле такой воды под микроскопом хорошо
видно множество различных одноклеточных зелёных водорослей, которые и
придают ей изумрудный оттенок. В водоёмах часто можно заметить
ярко-зелёные скопления тонких шелковистых нитей, прикреплённых к подводным
камням и корягам. Это тоже водоросли. Огромное их количество живёт в
морях и океанах. Это, например, морская капуста. Это крупная
водоросль, которая может достигать в длину 20 метров. Она имеет коричневую окраску.

В сырых лесах, на заболоченных лугах и болотах растут мхи.
Один из самых известных мхов — кукушкин лён, его часто можно встретить в
заболоченных или просто влажных местах. Стебель кукушкина льна,
также как и большинства мхов, тонкий и растёт вертикально вверх. Он
покрыт зелёными узкими листочками. Кукушкин лён вырастает до 20 сантиметров. У мхов нет корней, цветков и плодов с семенами. Так как у мхов
нет корней, воду и минеральные вещества они всасывают при помощи стебля и
листьев.

На растениях развиваются коробочки на длинных ножках,
закрытые колпачками. В коробочках образуются специальные образования – споры,
с помощью которых мхи размножаются. Они имеют очень мелкие размеры, и
видны только в микроскоп. Также в лесах и на болотах часто встречается торфяной
или белый мох. У него сильно ветвящийся стебель, на котором
располагается большое количество мелких беловатых листочков. Размножается торфяной
мох спорами, так же как кукушкин лён и другие мхи. На концах
верхних ветвей у него образуются маленькие коробочки, в которых созревают
споры.

В лесах встречаются также папоротники. Они отличаются
красивыми листьями, которые похожи на перья. Стебель у них короткий и
спрятан в почве. Кроме стеблей и листьев, у них есть корни. Так же, как и у мхов,
у них нет цветков, плодов и семян. Размножаются они спорами, которые
располагаются группами на нижней стороне листьев.

В лесу или парке вы, наверное, видели высокие стройные сосны
и раскидистые ели. У этих растений листья имеют вид иголок,
которые называются хвоей. На ветках образуются шишки, в которых
созревают семена. Это хвойные растения. К ним относятся ель,
сосна, пихта, кедр, лиственница и можжевельник. Хвойные
– вечнозелёные деревья. Они сохраняют хвоинки и в
зимний период, вместо того, чтобы терять их ежегодно, как это делают листопадные
деревья. Хвоинки сосны держатся на дереве 2 – 3 года, а хвоинки ели от пяти
до семи лет. Среди хвойных есть только одно дерево, которое сбрасывает
свои иголки на зиму, а весной образует новые. Это лиственница.

Но больше всего на Земле и в нашей стране цветковых
растений. Это ландыш, роза, кувшинка, сирень, яблоня, берёза и многие
другие растения, окружающие нас. Кроме листьев, на их стеблях формируются цветки,
после отцветания которых образуются плоды. В плодах
созревают семена. В почве у цветковых растений находятся корни, которые
закрепляют растение в почве и поглощают питательные вещества, необходимые
для его жизни.

Среди
цветковых растений есть деревья, кустарники и травы. Вы уже знаете, что деревья
имеют один прочный ствол, который сохраняется до конца их жизни. Кустарники
имеют много одинаковых стволиков. А травы – это растения, у которых
каждый год отмирают стебель и листья. Среди
всех цветковых растений, вероятно, самые необычные – насекомоядные,
способные ловить мелких животных и использовать их в пищу. Так, росянки
 удерживают неосторожных насекомых липким веществом, которое
покрывает верхнюю поверхность их листьев. У венериной мухоловки 
листья состоят из двух половинок, которые резко захлопываются, когда добыча
дотрагивается до специальных чувствительных волосков на их поверхности.

В каждой группе растений много видов. Рассмотрим
рисунки цветковых растений. На них показаны растения следующих видов:
василёк синий, одуванчик лекарственный, колокольчик раскидистый.
Обратите внимание, что каждый вид имеет название, состоящее из двух
слов. Такие названия им дают учёные. А мы обычно называем растения просто:
василёк, одуванчик, колокольчик. Растения разных видов не похожи друг на
друга. Зато все растения одного вида очень сходны между собой.

Особая роль растений на нашей планете заключается в
том, что они обеспечивают на ней жизнь. Без растений было бы невозможно
существование животных и человека. Они выделяют в окружающую среду
кислород, которым мы дышим, и поглощают вредный для нас углекислый
газ.

Леса и луга, растительность болот, рек, озёр служат
естественным домом для животных. Здесь они находят пишу, прячутся от врагов,
строят жилища, выводят и выкармливают потомство. Растениями и их частями
питаются животные. Человек использует растения для получения
продуктов питания (картофеля, пшеницы, риса, различных фруктов и овощей).

Человек использует лекарственные растения, например
ландыш, валериану, тысячелистник, подорожник, ромашку аптечную для
изготовления лекарственных препаратов.

Растения украшают города и
посёлки, помещения, школы и наши дома.

Растительные насаждения поглощают
вредные газы, задерживают пыль, делают воздух более влажным. Поэтому люди
постоянно сажают деревья, кустарники, создают парки, скверы, цветники и газоны.

Давайте подведём итог. Растения разнообразны по
строению и местам обитания. Наука, которая занимается изучением
растений, называется ботаника. В царстве растения учёные выделяют несколько
групп: водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения. Важно,
чтобы все люди заботились о растениях и охраняли их. Пусть каждый
школьник будет другом растений: сажает деревья, кустарники, цветы, ухаживает
за ними, охраняет от повреждений.

Ход урока

– Здравствуйте, ребята. Сейчас у нас урок «Окружающий мир». Посмотрите все ли у вас готово к уроку. У вас на парте должны лежать: пенал, учебник, тетрадь.

Слушайте меня внимательно и у нас все получится.

Проверка домашнего задания по теме

– Сегодня д/з я буду проверять по-разному. По карточкам будут работать: Саша, Сережа и Ира.

А) Индивидуально-письменный опрос

1. Соотнесите части растений с рисунком. Поставь нужную цифру в квадрат.

1 корень
2 стебель
3 лист
4 цветок
5 плод с семенами

Разнообразие растений на Земле (3-й класс)

2. Обведи номера травянистые растения.

Карточка № 2 по теме «Растения»

1. Соотнеси стрелками иллюстрации растений с понятиями:

2. Подчеркни части растений, которые располагаются над землей.

Карточка №3 по теме «Растения»

1. Подпиши части растений.

Разнообразие растений на Земле (3-й класс)

2. Соотнесите стрелками названия растений с понятиями:

Б) Фронтально-устный опрос

– Итак, ребята, посмотрели все на меня. А теперь я бы хотела проверить как остальные ребята готовы к уроку.

– С какой темой мы познакомились на прошлом уроке?

– Мы познакомились с темой «Растения».

– Назовите части цветковых растений.

– Назовите части цветковых растений, которые находятся над землей.

– Назовите части цветковых растений, которые находятся под землей.

– Какие группы растений мы выделили?

– Деревья, кустарники, травянистые растения.

– Назовите признаки группы деревьев. (Кустарников, травянистых растений).

– Ребята, я утверждаю, что сирень относится к группе деревьев. Вы со мной согласны? Почему?

В) Индивидуально-устный опрос

(На доске вывешено изображение клевера).

– Кто хотел бы выйти к доске показать и назвать части этого растения.

(На доске вывешены иллюстрации растений: береза, жасмин, пион, мать-и-мачеха, груша, шиповник).

– Кто хотел бы выйти к доске и разделить эти растения на группы?

– Почему вы отнесли березу и грушу к деревьям?

– Почему вы отнесли жасмин, шиповник к кустарникам?

– Почему вы отнесли пион, мать-и-мачеху к травянистым растениям?

– Перечислите части цветковых растений?

– Назовите группы растений.

– Назовите признаки, по которым отличаются деревья от кустарников.

Обобщение по дом. заданию: Итак, ребята, мы с вами изучили части цветковых растений. Выделили – корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами( учитель еще раз на плакате показывает все части растения). Изучили на какие группы делятся растения и выделили характерные признаки каждой группы.

Изучение новой темы

– Ребята посмотрите на доску. Рассмотрите внимательно иллюстрации.

(Карликовая береза, бамбук, секвойя, можжевельник, клен, шиповник, одуванчик).

– Кто-нибудь может сказать, как называются эти растения?

– Как ты узнал, что это клен?

(Если уч-ся не узнают растения, то учитель сам их называет.)

– Соотнесите эти иллюстрации и группами растений, которые мы выделили.

– К какой группе относится бамбук?

– К деревьям, к травянистым растениям.

– Почему вы так решили? Докажите?

– Так. У нас возникли разногласия по поводу отнесения бамбука к той или иной группе. Может быть мы только это растение не знаем куда отнести. Давайте посмотрим дальше. (Карликовая береза.)

– Мы опять не знаем к какой группе отнести карликовую березу. Ведь мы выделили с вами признаки, по которым то или иное растение относится к определенной группе. Может быть мы забыли про какие-то признаки? Может мы не знаем признаков именно этих растений?

– Давайте в этом разберемся.

– Ребята на нашей планете очень много растений различных видов, о которых мы еще не знаем. И вот одна из задач нашего урока – познакомиться с разнообразием растений. ( появляется часть темы)

Работа в парах

Задача – рассмотрите внимательно иллюстрации и подумайте, в каких условиях это растение может произрастать и докажите почему вы так решили.

На каждую парту раздается конверт с иллюстрациями. (Секвойя, карликовая береза, саксаул.)

Время выполнения задания: 5 минут.

– Саша, повтори задание, которое вы должны выполнить. (Спрашиваем 3 человека.)

(Выполнение задания детьми.)

– Ребята, вспомните, какое у вас было задание?

(Учитель вывешивает иллюстрации на доску.)

– Ребята, кто-нибудь узнал эти растения? (Если нет– учитель называет.)

– Итак, как вы думаете, где может произрастать секвойя?

– Как думает ваша пара, Маша? Почему вы так решили? (И так с 3-4 парами.)

– Что помогло это узнать?

– Вот мы и выяснили, что внешний вид зависит от условий его произрастания.

– А вот сейчас ребята, ваши товарищи расскажут нам об этих растениях.

Слушайте внимательно, затем я задам вам вопросы. И подумайте, к какой группе растений их можно отнести.

– Маша расскажет нам о бамбуке.

– Сережа, на какой вопрос мы будем искать ответ?

– Начинай, Маша.

– Молодец. Маша.

– Итак, на какой вопрос мы искали ответ?

– К какой же группе растений мы можем отнести бамбук?

– Кто запомнил интересные сведения о бамбуке?

(Так о каждом растении.)

– Ребята, мы познакомились только с малой частью растений. На нашей планете их более 250 тыс. видов. Существуют совсем маленькие и самые большие, и каждый интересен по-своему. Внешний вид зависит от условий его произрастания.

– Ребята, а к какой природе: живой или неживой относятся растения?

– К живой природе.

– А кто еще кроме растений относится к живой природе?

– Вспомните, на какие группы мы с вами разделили животных?

Приведите примеры к каждой группе.

– А как вы думаете, есть ли такое большое количество животных, как растений?

– Поэтому вторая задача нашего урока – познакомится с разнообразием животных.

(Появляется вторая часть темы.)

– Итак, ребята посмотрите на доску. Как же звучит тема нашего урока? Маша прочитай.

– Ребята, скажите, с какой частью темы мы уже познакомились? А с какой только предстоит?

Работа в группах

– Сейчас мы узнаем с вами еще о некоторых видах животных. Для этого мы разделимся на группы по 4 человека.

Задача – прочитать, подумать к какой группе вы бы отнесли это животное и зависит ли его внешний вид от условий среды обитания. Затем представитель от группы выскажет мнение группы всему классу.

Время выполнение работы: 5 минут.

(Учащимся раздаются иллюстрация и характеристика о животном: о страусе-эму, колибри, удаве, скате, синим ките, верблюде.)

– Ребята, закончили работу. Посмотрите на меня. На какие вопросы вы искали ответы?

– К какой группе мы бы отнесли наше животное, и зависит ли его внешний вид от условий среды обитания.

– Пожалуйста, представитель первой группы выходи к доске. А остальные слушают внимательно, после сообщения я задам вам вопросы.

(Выступление представителя группы.)

– О каком животном нам рассказала первая группа?

– О колибри.

– Итак, к какой группе мы отнесем это животное?

– К группе птицы.

– Зависит ли внешний вид колибри от условий обитания?

– О каком животном нам рассказала вторая группа?

– О страусе– эму.

– О каком животном нам рассказала третья группа?

– О удаве.

– К группе пресмыкающиеся.

– О каком животном нам рассказала четвертая группа?

– О скате.

– К группе рыбы.

– О верблюде.

– К группе млекопитающие.

– О каком животном нам рассказала шестая группа?

– О синем ките.

– Вывод: Ребята, мы с вами познакомились лишь с некоторыми видами животных, на самом деле мир животных очень разнообразен, каждое животное по-своему интересно. Узнали, что внешний вид животных, так же как и растений, зависит от условий обитания.

Закрепление изученного материала

– Ребята, давайте вспомним, над какой темой мы с вами работали сегодня на уроке?

– С какими видами растений мы познакомились? Что нового вы о них узнали?

– С какими животными мы познакомились сегодня на уроке? Что нового вы о них узнали?

– Какой вывод мы можем сделать?

– Посмотрите на доску, назовите, что на ней изображено? (На доске иллюстрация животного или растения.)

– По каким признакам вы его узнали.

Обобщение: Сегодня на уроке мы с вами познакомились с разнообразием растений и животных, узнали новые виды, интересные сведения о них.

Рефлексия

– Понравился ли вам урок? Чем понравился?

– Что вы узнали интересного?

– Что было трудным?

Домашнее задание

– Дома, ребята, вы познакомитесь еще с некоторыми видами растений и животных, о которых вы прочтете на странице 24-25 учебника. Запишите задание в дневник.

– Кто захочет, может приготовить сообщение об интересных фактах из жизни какого-либо растения или животного.

– Спасибо за урок. Урок окончен.

– Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сейчас у нас урок «Окружающего мира». Посмотрите друг на друга – улыбнитесь. Будьте внимательны.

Актуализация имеющихся знаний

–  Сегодня д/з. я буду проверять по-разному. По карточкам будут  работать: Саша, Сережа и Ира.

2. Какие составные элементы почвы можно обнаружить в результате данных опытов. Подпиши.

Разнообразие растений на Земле (3-й класс)

1. Запиши главное свойство почвы.

2. Впиши составные элементы почвы.

Разнообразие растений на Земле (3-й класс)

Карточка № 3

1.  Впиши пропущенные слова.

– Что такое почва?

– Какой состав имеет почва?

– Как доказать, что в почве есть воздух, вода, перегной, песок и глина, минеральные соли?

– Какие живые существа есть в почве?

– Как образуется почва?

– Почему, сажая растения, мы одновременно и охраняем почву?

  • Выберите правильное определение почвы
    я) верхний слой земли, где есть песок и глина;
    е) верхний слой земли, где есть песок, глина, воздух, вода;
    о) верхний плодородный слой земли.
  • Что образуется из перегноя под действием микробов?
    м) вода;
    н) воздух;
    д) соли.
  • Что используют растения для питания?
    е) микробы;
    и) соли;
    ю) перегной.
    5. Что образуется из остатков умерших растений и животных под действием микробов?
    ш) песок;
    щ) глина;
    ч) перегной.
  • Слой почвы в 18 см вода сможет смыть за 500 тысяч лет, на лугу – за 3225 лет, а там, где нет растений – всего за 15 лет! О чем говорят эти расчеты ученых?
    м) Чем больше слой почвы, тем он быстрее смывается водой, какие бы растения на этой почве не росли;
    н) Чем больше и разветвленнее корневая система растений, тем сильнее они удерживают почву;
    л) Чем меньше корни растений, тем сильнее они удерживают почву.
  • Какое утверждение верно?
    а) Там, где нет растений, ветер и вода не могут развеять и смыть всю почву и ее часть;
    о) Если употреблять ядохимикатов больше нормы, почва потеряет свое плодородие;
    я) При внесении большого количества удобрений в почву, в ней накапливается избыток солей, что приводит к повышению урожайности.

– У того, кто правильно ответил на все вопросы, должно получиться слово «ОТЛИЧНО».

– Ребята, а зачем мы так долго изучали, повторяли все сведения про почву?

– К какой природе можно отнести почву?

– Почву нельзя отнести только к живой или только к неживой природе. Живая и неживая природа в ней как бы соединяются.

– Для чего нужна нам почва?

– В почве нуждаются растения.

– Вот сегодня мы с вами и будем изучать растения.

Изучение нового материала. Постановка проблемы

– Как называется наука, которая изучает живую природу?

– На какие царства ученые-биологи делят живую природу?

На доске появляется таблица.

Разнообразие растений на Земле (3-й класс)

На доске иллюстрации с изображением  растений  (водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения).

– На какие группы можно распределить эти растения?

– Деревья, кустарники, травы.

– Какие части растения вы знаете?

– Выделите все части у данного растения.

– Мы не знаем.

– Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

– Мы узнаем на какие группы можно разделить все растения.

– Правильно, ребята. Сегодня мы познакомимся с группами растений и отнесем наши растения к каждой группе.

– Откройте  учебник на стр.72. Прочтите текст, обозначая условные знаки.

– не знал

– Какие группы растений вы узнали?

– Мы с вами говорили что все растения имеют корень, стебель, листья, цветок, плод с семенами.

– Давайте найдем отличительные признаки каждой группы растений. (Составление таблицы.)

– Опираясь на таблицу, разделим наши растения на группы.

На доске появляется схема.

Разнообразие растений на Земле (3-й класс)

У каждого ребенка на столе лежит конверт с иллюстрацией растения.

– Найдите место в схеме данному растению.

– Вот посмотрите какое многообразие растений существует в природе.

Д/з

– Напишите сообщение об одном представителе любой группы растений.

Оцените статью
Добавить комментарий