Российская электронная школа синтаксис и пунктуация

Курс русского языка. Синтаксис и пунктуация

Во второй части книги «Курс русского языка» подробно рассматриваются правила синтаксиса и пунктуации в простом и сложном предложениях. Приводятся алгоритмы анализа и образцы разбора для каждого из видов предложений. Ко всем темам даны практические упражнения с ответами.

Тип урока: открытие новых знаний.

Метод: проблемно-диалогический (побуждающий от проблемной ситуации диалог, побуждающий к гипотезам диалог).

Мотивирование к деятельности

(включение в учебную деятельность)

«Учись, смекай, активным будь!
И к знаниям откроешь путь!»

Включаются в учебную деятельность.

Урок начнем с проговаривания скороговорки (которая необходима нам для развития нашей речи):

«Топали да топали,
Дотопали до тополя,
До тополя дотопали,
Да ноги-то оттопали».

– Вы начать урок готовы?

– Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать!

(мотивация к деятельности)

На прошлом уроке мы с вами изучили орфограмму «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен  существительных».

Включились в учебную деятельность.

И сейчас мы проверим, как вы уяснили этот материал. Я предлагаю проверить с помощью игры «Хлопок». Я называю слово, если в этом слове после шипящих на конце имен существительных пишется Ь, то вы в ладоши хлопаете два раза; если после шипящих на конце имен существительных не пишется Ь, то в ладоши вы хлопаете три раза.

Слова для игры «Хлопок»:

Ложь                            Клич
Мощь                           Крепыш
Гуашь                           Много туч
Дичь                             Рубеж
Ночь                             Ключ
Вещь                            Обруч
Молодежь                   Врач
Брошь                          Шалаш
Мышь                           Меч
Речь                              Чиж
Дочь                             Лещ
Помощь                        Кулич
Тушь                             Душ
Печь                              Матч

Итак«Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен  существительных»?

Подводят итог, рассказывают правило «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных».

(На конце имён существительных после шипящих в женском роде пишется буква Ь, в мужском роде – буква  Ь  не пишется).

Рассмотрите на доске таблицу «Личные окончания глаголов»:

– У (– Ю) – ЕШЬ – ЕТ – ЕМ – ЕТЕ – УТ (– ЮТ)– У (– Ю) – ИШЬ – ИТ – ИМ – ИТЕ – АТ (– ЯТ)

Ваша задача проспрягать глаголы и определить спряжение:

1 вариант – глагол «ВЕЗТИ»

2 вариант – глагол «СМОТРИТ»

По вариантам спрягают глаголы.

Один из обучающихся спрягает глагол «ВЕЗТИ»: ВЕЗУ

  • ВЕЗЕШЬ
  • ВЕЗЕТ
  • ВЕЗЕМ
  • ВЕЗЕТЕ
  • ВЕЗУТ

Глагол «ВЕЗТИ» – глагол I спряжения.

Второй обучающийся спрягает – глагол «СМОТРИТ»:

  • СМОТРЮ
  • СМОТРИШЬ
  • СМОТРИТ
  • СМОТРИМ
  • СМОТРИТЕ
  • СМОТРЯТ

Глагол «СМОТРИТ» – глагол II спряжения.

Создание проблемной ситуации

(включаем проблемный вопрос, создающий ситуацию для обучающихся и формирующую у него потребность освоения того или иного понятия)

Итак, ребята,  перед нами слова, которые необходимо прочитать:

С, ТЫ, УЧИТЬСЯ, ЕСЛИ, РАБОТАТЬ, ЖИЗНЬ, ПОЛЕЗНЫЙ, ОХОТНО, ДЛЯ, ОТДЫХАТЬ, ПРАВИЛЬНО, УМЕЛО, И, СДЕЛАТЬ, УВЛЕЧЕНИЕ, ЖЕ, ОНА, ИНТЕРЕСНЫЙ, СТРОИТЬ.

Рассматривают на слайде слова и читают их один из обучающихся читает их вслух.

Обучающиеся предлагают свои варианты ответов.

Один из обучающихся разделил эти слова на группы по частям речи:

1 группа – ГЛАГОЛЫ: учиться, работать, отдыхать, сделать, строить;

2 группа – ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: жизнь, увлечение

3 группа – МЕСТОИМЕНИЯ: ты, она

4 группа – ПРЕДЛОГИ: с, для.

5 группа – СОЮЗЫ: если, и

6 группа – НАРЕЧИЯ: охотно, правильно, умело

7 группа – ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: интересный, полезный

8 группа – ЧАСТИЦЫ: же

Другой обучающийся разделил эти слова на две группы:

1 группа – служебные части речи:

Если, же, и , с

2 группа – самостоятельные части речи:

Учиться, работать, отдыхать, сделать,          строить; жизнь, увлечение, ты, она, охотно, правильно, умело, интересный, полезный.

Молодцы, перед нами был зашифрован текст. Чтобы составить тест из слов необходимо было соединить друг с другом данные слова, изменяя, если нужно, их форму и располагая в определенном порядке.

Если ты учишься с увлечением работаешь охотно отдыхаешь умело жизнь строишь правильно сделай же её интересной и полезной.

Что-то затрудняет чтение текста?

Чего же в нем недостает?

знаков препинания.

Если ты учишься с увлечением, работаешь охотно, отдыхаешь умело,– жизнь строишь правильно. Сделай же её интересной и полезной!

Что же помогло связать слова в предложении?

Итак, как же составляется предложение?

Предложение составляется по определенным правилам. Эти правила устанавливает для нас раздел науки о языке, который называется «синтаксис»

Чтобы все одинаково понимали записанную речь, существуют правила постановки знаков препинания. Совокупность этих знаков называется «пунктуация».

Изменение форм слов, служебные слова, порядок слов, интонация. СЛАЙД 5– знакомство с понятием «Синтаксис» и «Пунктуация».

Обучающиеся записывают в тетрадь термины и их значение:

Синтаксис (от греч. syntaxis – «составление, построение, порядок»)

Синтаксис – это раздел грамматики, изучающий способы соединения слов в словосочетания и предложения, типы предложений и  их строения.

Пунктуация (от лат. рunctum – «точка»).

Пунктуация – это раздел науки о языке, изучающий систему знаков препинания и правила их постановки.

СЛАЙД 6 – ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ

Открытие нового знания.

Графический диктант.

Я читаю стихотворение С. Маршака «Знаки препинания», ваша задача записать только знаки препинания, о которых рассказывается в стихотворении:

Знаки препинания (отрывок)

– Сколько вы записали знаков препинания?

– А их 10. Каких знаков препинания не хватает в диктанте? Допишите их.

7 знаков препинания.

СЛАЙД 7 – работа с текстом

Запишите текст, раскрывая скобки и устанавливая нужные связи слов.

Писатель И. Соколов – Микитов хорошо знал (русская природа). Он написал много рассказов² о (лес, его обитатели, цветы и травы). Наблюдал, как живут (дерево), изучал повадки (звери и птицы) в пору (весеннее цветение и осенний листопад), в (зимняя стужа) и летний зной.

СЛАЙД 8 – работа со связным текстом.

Обратите внимание на знаки препинания.

Сколько предложений в тексте?

Какой знак помогает нам понять, что предложение закончено?

Какие еще знаки конца предложения вы знаете?

Списывают текст, обозначая орфограммы и подчеркивая грамматические основы.

Два обучающихся читают текс, объясняя свой выбор, остальные – проверяют.

Что нового вы узнали на уроке?

Какой раздел науки о языке изучает словосочетание и предложение?

Что изучает пунктуация?

Каждый обучающийся получает лист отзыва об уроке, в котором он должен ответить на вопрос, выбирая вариант ответа.

Обучающиеся подводят итог урока, отвечают на вопросы.

Что мне понравилось на уроке? Нужное обведите в кружок и объясните свой выбор:

  • Все.
  • Ничего.
  • Игра «Хлопок».
  • Составлять предложения из слов.
  • Отвечать на вопросы.
  • Работать с текстом.
  • Узнавать новое по русскому языку.

Домашнее задание.

Написать мини сочинение о разделах науки о языке  «Синтаксис» и «Пунктуация».

Открывают дневники, записывают домашнее задание.

Синтаксис – раздел грамматики, в котором изучается строение и значение синтаксических единиц. Синтаксис – греческое слово, оно означает «составление», «построение». Синтаксис показывает, как соединяются слова в синтаксические единицы.

Основные единицы синтаксиса – словосочетание, предложение, текст.

Изучение синтаксиса способствует развитию речи, так как помогает правильно строить предложения, выбирать выразительные виды словосочетаний и предложений, которые наиболее подходят для нужного в данной ситуации стиля речи.

Знание строения и значения синтаксических единиц служит основой для формирования умения логически стройно выражать мысли, а также правильно ставить знаки препинания.

Пунктуация содержит систему знаков препинания и правил их постановки. Знаки помогают членить текст на предложения, установить связи и отношения между словами в предложении.

Знаки препинания помогают пишущему точно и ясно выразить мысли и чувства, а читающему – понять их.

Мастера художественного слова справедливо сравнивают  знаки препинания с нотами.

Основное назначение пунктуации – указывать на смысловое членение речи. Так, постановка точки указывает на законченность предложения с точки зрения пишущего. Вместе с тем знаки препинания служат для выявления различных смысловых оттенков, присущих отдельным частям письменного текста. Например, постановка вопросительного знака в конце предложения указывает не только на членение речи, но и на вопросительный характер предложения, на особый его тип по цели высказывания. Выбор знака между частями бессоюзного сложного предложения, обусловленный тем или иным пониманием взаимоотношения этих частей, в свою очередь служит средством выявления смысловых отношений между ними. Русская пунктуационная система обладает большой гибкостью: наряду с обязательными правилами она содержит указания допускающие пунктуационные варианты, которые обусловлены правилами расстановки знаков препинания.

В русской пунктуации употребляется десять знаков: точка, точка с запятой, двоеточие, тире, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, скобки, кавычки. Функцию знака препинания выполняет также абзац (написание с новой строки).

Различаются знаки отделяющие (точка, вопросительный знак, восклицательный знак, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие) и знаки выделяющие (две запятые, два тире, скобки, кавычки).

Синтаксис по праву занимает значительное место в школьном курсе русского языка. Он позволяет по-новому, с функциональной точки рения, оценить все средства языка и речи, изученные ранее в разделах фонетики, лексики, фразеологии, словообразования и, особенно, морфологии. Изучение морфологии на синтаксической основе требует внимания к морфологическим и лексико-морфологическим свойствам синтаксических единиц. Особенно важно изучение синтаксического строя русского языка в интересах развития речи. Знание законов сочетаемости слов и конструирования предложений позволяет правильно строить сочетания и предложения, обогащать синтаксический строй речи, более полно и точно выражать мысли, предупреждать речевые ошибки и т.

Изучение синтаксического строя русского языка содействует развитию мышления учащихся, вызывает интерес к изучению языка и речи. Синтаксис дает также необходимую базу для формирования многих орфографических навыков, из которых отметим прежде падежные окончания управляемых и согласуемых слов.

Пунктограмма — правильное, соответствующее правилам или тради¬ции употребление знака препинания (или его отсутствие), конкретный случай применения пунктуационного правила; например, запятая при однородных членах, точка в конце предложения и пр. Словесное выражение пунктограммы обычно включает название синтаксической единицы и указание на знак, его функцию. Пунктограмма выражает пунктуационную задачу, знак препинания — результат ее решения, полученный путем применения правила, а также выбранный исходя из коммуникативной целесообразности (если правило допускает варианты).

Перечень пунктограмм, изучаемых в школе

Знаки препинания в конце предложения. Тире между главными членами предложения. Тире в неполном предложении. Знаки препинания между однородными членами. Знаки препинания при однородных членах с обобщающими словами. Знаки препинания при обособленных определениях. Знаки препинания при обособленных приложениях. Знаки препинания при обособленных обстоятельствах. Знаки препинания при обособленных дополнениях. Знаки препинания при уточняющих членах предложения. Знаки препинания при сравнительных оборотах и конструкциях с союзом как. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах, вводных и вставных предложениях, словах-предложениях ДА, НЕТ, междометиях. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения. Тире между частями бессоюзного сложного предложения. Знаки препинания при оформлении прямой речи и цитат. Использование кавычек.

Сегодня
мы ответим на такие вопросы.

·                  
Зачем нам синтаксис?

·                  
Для чего нам пунктуация?

·                  
И чем синтаксис отличается от пунктуации?

Мы знаем,
что все разделы языка связаны друг с другом.

Например,
фонетика изучает буквы и слоги. А графика изучает буквы, которыми обозначаются
звуки. Лексика изучает слова, которые состоят, конечно, из звуков. А
записываются буквами. Морфемика изучает части слова –
ведь нужно посмотреть, из чего состоят слова!

Российская электронная школа синтаксис и пунктуация

Словообразование
выясняет, как при помощи различных частей слова можно образовать новые слова. Словообразование связано с морфологией, ведь она изучает части речи, и нужно
понять – как они образуются.

Но с чем
же связана морфология? Неужели ни с чем?

Российская электронная школа синтаксис и пунктуация

Нет,
конечно. Морфология тесно связана с синтаксисом.

Но что
изучает синтаксис? Для чего он нужен?

Синтаксис
очень важен и совершенно необходим.

Российская электронная школа синтаксис и пунктуация

В
синтаксисе слова связываются между собой. Свяжем по смыслу формы слов,
которые мы видим.

У нас
получились словосочетания!

Из
слов и словосочетаний в синтаксисе строятся предложения. Какие предложения
мы можем построить? Красивые цветы растут на клумбе.

Как бы
мы общались, если бы синтаксиса не было? Ну, например, в школе учительнице
пришлось бы разговаривать с учениками при помощи отдельных слов: кто, пойти,
отвечать, доска.

Ответы
учеников звучали бы не менее странно: я, хотеть, рассказать, фонетика.

И
никто бы друг друга не понимал.

Итак,
синтаксис – это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание,
предложение и текст. А также правила их построения.

Кстати,
слово синтаксис – древнегреческое. Оно обозначает «составление, порядок,
построение».

Выясним,
что она изучает.

Пунктуация
действительно следует за Синтаксисом постоянно. Как только синтаксис решит:
составлю-ка я предложение! – как пунктуация уже тут как тут. «Расставь знаки
препинания, расставь знаки препинания!»

Российская электронная школа синтаксис и пунктуация

Никак. Ведь вы, наверное, уже догадались.

Пунктуация
– это раздел науки о языке, в котором изучаются знаки препинания и правила их
расстановки. Слово это латинское. И произошло от слова «пунктум» −
точка.

И потому
синтаксис и пунктуация нераздельны. Ведь если не ставить знаки препинания в
предложениях – мы иногда можем не понять, о чем речь.

Вот,
например, две фразы.

Российская электронная школа синтаксис и пунктуация

Разница
между ними – всего-навсего расположение одной запятой. Но значения этих фраз
полностью противоположны. А если бы этой запятой не было – как мы бы поняли, о
чем речь?

И
наоборот, если мы не знаем синтаксиса, то не сможем расставить знаки
препинания. Рассмотрим предложение: Цветы на клумбе красные, синие, жёлтые.

Зачем тут
нужны знаки препинания? Нужны ли они?  Если мы знаем синтаксис, то сразу
же можем ответить: запятые ставятся между однородными членами предложения.

Не
следует путать синтаксические и пунктуационные ошибки!

Вася
дотронулся к стволу берёзы. Предложение неправильно построено. То есть,
выбрана неправильная форма слова: нужно говорить «дотронулся до ствола берёзы». Значит, это вопрос синтаксиса. Это синтаксическая ошибка.

Что нам требуется запомнить?

Синтаксис
и пунктуация – это разделы науки о языке.

Синтаксис
изучает словосочетание, предложение и текст. А также правила их построения.

Пунктуация
изучает знаки препинания и правила их расстановки. Два раздела науки о языке
тесно связаны между собой.

Оцените статью
Добавить комментарий