Склонение существительных

Склонение существительных Реш еду ру
Содержание
  1. Склонение существительных
  2. Оценка статьи
  3. Разносклоняемые существительные
  4. Что такое разносклоняемые существительные?
  5. Падежные окончания разносклоняемых существительных
  6. Тест по теме
  7. Разносклоняемые имена существительные
  8. Особенности склонения разносклоняемых существительных
  9. Склонение слов «время» и «путь»
  10. Склонение существительного «дитя»
  11. Что такое разносклоняемые существительные, примеры
  12. Почему определенную группу существительных называют разносклоняемыми
  13. Таблица склонения существительных на -мя
  14. Склонение слов путь, дитя
  15. Как запомнить разносклоняемые существительные
  16. Правило встречается в следующих упражнениях
  17. Список слов-исключений. Как запомнить?
  18. Особенности склонения имен существительных
  19. Склонение имён существительных
  20. Особые окончания существительных на -ий, -ие, -ия
  21. Несклоняемые имена существительные
  22. Склонение существительных во множественном числе

Склонение существительных

Склонение существительных

В русском языке существует несколько типов склонения имён существительных. Здесь вы узнаете, какие типы склонений существуют, как правильно их определять, какие они имеют особенности, а также найдёте примеры каждого из них.

Тип склонения существительных в русском языке – постоянный грамматический признак, указывающий на особенности изменения (склонения) существительных по падежам и числам. Выделяют три продуктивных типа склонения (1, 2 и 3 склонения) и четыре непродуктивных (адъективное, смешанное, разносклоняемые и несклоняемые существительные). В школе склонения существительных изучаются в 4 классе.

Для определения склонения имен существительных необходимо рассматриваемое существительное поставить в начальную форму – в форму единственного числа И. п. По окончаниям существительных в начальной форме определяется их принадлежность к одному из типов склонений.

К продуктивным (основным) типам склонения принадлежат три склонения существительных, к которым относятся большинство существительных русского языка:

Примеры 1, 2, 3 склонения имен существительных по числам и падежам представлены в таблице:

Как видно, при склонении существительных во множественном числе, окончания И. п., Д.п., Т. п. и П. п. совпадают у всех существительных, независимо от их типа склонения.

Оценка статьи

А какая ваша оценка?

Разносклоняемые существительные

Склонение существительных

Разносклоняемые существительные имеют ряд особенностей. Здесь вы прочтёте, какие слова относятся к разносклоняемым существительным, какие они имеют падежные окончания в единственном и во множественном числе.

Опыт работы учителем русского языка и литературы – 27 лет.

Что такое разносклоняемые существительные?

Разносклоняемые имена существительные – класс существительных, которые при изменении по падежам имеют окончания разных типов склонения. К разносклоняемым существительным относятся:

  • Десять существительных среднего рода, оканчивающихся на -мя: знамя, время, бремя, вымя, племя, семя, темя, имя, пламя, стремя;
  • Существительное среднего рода – дитя;
  • Существительное мужского рода – путь.

Разносклоняемые существительные относятся к непродуктивному типу склонения и изучаются в 6 классе.

Падежные окончания разносклоняемых существительных

Разносклоняемые существительные при изменении по падежам в Т. п. единственного числа имеют такие же окончания, как и существительные 2 склонения, а в Р.п., Д. п. и П. п. единственного числа – как существительные 3 склонения.

Примеры изменения по падежам разносклоняемых существительных представлены в таблице.

которые читают вместе с этой

Склонение существительных

Тест по теме

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

Склонение существительных

Разносклоняемые имена существительные

Разносклоняемые суще­стви­тель­ные — это 10 слов, закан­чи­ва­ю­щих­ся на -мя (бре­мя, вре­мя, вымя, зна­мя, имя, пла­мя, пле­мя, темя, семя, стре­мя), суще­стви­тель­ные «путь» и «дитя», кото­рые име­ют сме­шан­ное склонение.

Узнаем, что такое раз­но­скло­ня­е­мые суще­стви­тель­ные в рус­ском язы­ке., рас­смот­рев осо­бен­но­сти их изме­не­ния по падежам.

Разносклоняемые суще­стви­тель­ные невоз­мож­но отне­сти ни к одно­му из трех типич­ных скло­не­ний слов этой части речи. Эта неболь­шая груп­па суще­стви­тель­ных име­ет падеж­ные окон­ча­ния раз­ных типов склонения.

Склонение существительных

Особенности склонения разносклоняемых существительных

Слова, закан­чи­ва­ю­щи­е­ся на -мя, и суще­стви­тель­ное «дитя» име­ют кате­го­рию сред­не­го рода, а суще­стви­тель­ное «путь» с нуле­вым окон­ча­ни­ем — муж­ско­го рода (срав­ним: сло­во «стол» с нуле­вым окон­ча­ни­ем муж­ско­го рода явля­ет­ся суще­стви­тель­ным вто­ро­го скло­не­ния). Все же эти сло­ва не явля­ют­ся суще­стви­тель­ны­ми вто­ро­го склонения.

Разносклоняемые суще­стви­тель­ные изме­ня­ют­ся по паде­жам по-особому:

  • р.п. наступ­ле­ние (чего?) ноч и ; древ­ко (чего?) зна­мен и ;
  • д.п. раду­юсь (чему?) ноч и ; зна­мен и ;
  • п.п. думаю (о чём?) о ноч и , о зна­мен и .

Склонение слов «время» и «путь»

Посмотрим, как изме­ня­ют­ся по паде­жам и чис­лам раз­но­скло­ня­е­мые суще­стви­тель­ные «вре­мя» и «путь»:

  • и.п. (что?) врем я , вре­мен а
  • р.п. мно­го (чего?) вре­мен и , вре­мён
  • д.п. (чему?) вре­мен и , вре­мен ам
  • в.п. (что?) врем я , вре­мен а
  • т.п. рас­по­ла­гаю (чем?) вре­мен ем , вре­мен ами
  • п.п. забо­чусь (о чём?) о вре­мен и , о вре­мен ах
  • и.п. (что?) путь, пут и
  • р.п. направ­ле­ние (чего?) пут и , пут ей
  • д.п. иду (по чему?) по пут и , по пут ям
  • в.п. вижу (что?) путь, пут и
  • т.п. любу­юсь (чем?) пут ём , пут ями
  • п.п. нахо­жусь (в чём?) в пут и , (о чём?) о пут ях
  • т.п. любу­юсь (чем?) мор ем , огн ём ;
  • т.п. иду (чем?) пут ём ; гор­жусь (чем?) зна­мен ем , имен ем , пла­мен ем и т.д.

При изме­не­нии суще­стви­тель­ных, закан­чи­ва­ю­щих­ся на -мя, в фор­мах роди­тель­но­го, датель­но­го и пред­лож­но­го паде­жей един­ствен­но­го чис­ла и во всех паде­жах мно­же­ствен­но­го чис­ла к кор­ню при­бав­ля­ет­ся фор­мо­об­ра­зу­ю­щий суф­фикс -ен/-ён:

  • зна­мя — знам ен и, знам ён
  • имя — им ен и, им ён
  • пле­мя — плем ен и, плем ён

В мор­фем­ном соста­ве слов «семя» и «стре­мя» в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла к кор­ню при­бав­ля­ет­ся фор­мо­об­ра­зу­ю­щий суф­фикс -ян-:

  • семя — сем ен и, сем ян ;
  • стре­мя -стрем ен и, стрем ян .

Будем учи­ты­вать, что раз­но­скло­ня­е­мые суще­стви­тель­ные «бре­мя», «вымя», «пла­мя» и «темя» не име­ют форм мно­же­ствен­но­го числа.

Склонение существительного «дитя»

Это сло­во име­ет фор­му мно­же­ствен­но­го чис­ла «дети». В его изме­не­нии по паде­жам в фор­мах един­ствен­но­го чис­ла име­ют­ся неко­то­рые особенности.

Существительное «дитя» в роди­тель­ном, датель­ном и пред­лож­ном паде­же име­ет фор­му «дитя­ти», как суще­стви­тель­ные тре­тье­го скло­не­ния, а в тво­ри­тель­ном — «дитя­тей» (дитя­тею).

  • ули­ца — улиц ей ,
  • армия — арми ей

Понаблюдаем за изме­не­ни­ем по паде­жам сло­ва «дитя» в фор­мах един­ствен­но­го числа:

  • и. п. (кто?) дит я
  • р. п. голо­сок (кого?) дитят и
  • д. п. иду (к кому?) к дитят и
  • в. п. колы­шу (кого?) дит я
  • т. п. любу­юсь (кем?) дитят ей (дитят ею )
  • п. п. рас­ска­жем (о ком?) о дитят и

Что такое разносклоняемые существительные, примеры

Склонение существительных

В 6 классе, в курсе русского языка, учащиеся сталкиваются с новым правилом о том, что такое разносклоняемые существительные. Не для всех слов данной части речи подходит стандартный способ определения склонения по роду и соответствующему окончанию.

Почему определенную группу существительных называют разносклоняемыми

При склонении существительных прослеживается закономерность в написании окончаний. Как известно, в правилах русского языка существует 3 склонения:

  • муж.р. и жен.р. на -а, -я (баня, станция, судья);
  • мужск.р. и средн.р. с нулевым окончанием и на -о, (-е) (растение, принтер, короб, колесо);
  • женск.р. (все, кроме I скл.), (лошадь, мочь).

Само определение «разносклоняемые» намекает, что такие имена существительные отличаются особенностями изменения по падежам. Слова данной группы нельзя отнести ни к одному из существующих склонений, они имеют падежные окончания разных типов.

Согласно правилам, выделяют десять разносклоняемых имен существительных ср.р. на -мя:

Склонение существительных

Таблица склонения существительных на -мя

Склонение существительных

Особенности склонения существительных данной категории:

  • В ед.ч. Р.п, Д.п., П.п. они имеют окончание -и, как сущ. III скл. (нет чего? Род.п. – имени, племени, семени; чему? Дат.п. – стремени, пламени, вымени).
  • В ед.ч. Т.п. – окончание -ем, как сущ. II склонения (чем? Тв.п.- бременем, знаменем, семенем).
  • У существительных ср.р. на -мя, в форме множ.ч. появляется суффикс -ен (-ён), (имена (Им. п. что?), времён (Род.п. чего?), племена (В.п. вижу что?), о временах (П.п. о чем?).
  • У сущ. ср.р. на -мя, в форме единст.ч. появляется суффикс -ен (-ён), кроме И.п. и В.п. (темя (И.п. что?) –темени (Р.п. нет чего?), пламя (В.п. вижу что?) – о пламени (П.п. о чем?).
  • У слов семя и стремя в Род.п. множ.ч. добавляется формообразующий суффикс -ян (что? И.п. – семена, стремена; нет чего Р.П. – семян, стремян).
  • Такие слова на -мя, как темя, вымя, пламя и бремя не имеют формы множ.числа, а если быть точнее, употребление в устной и письменной речи в таком виде этих слов устарело.

Пример изменения разносклоняемого существительного по падежам в ед.ч.:

Склонение существительных

Склонение слов путь, дитя

Для существительного м.р. путь, в результате манипуляций с падежными изменениями, свойственно присвоение окончаний III склонения, кроме формы Твор.п. в ед.ч., характерной для II склонения.

Склонение существительных

В склонении слова дитя в единственном числе имеются следующие особенности:

  • в Род.п., Дат.п., Предл.п. представлено в архаичной форме – дитяти, с окончанием -и, как у сущ.III склонения;
  • в Тв.п. – окончание -ей (ею), дитятей (дитятею).

Слово дитя в косвенных падежах в современном русском языке употребляется редко. Обычно его заменяют на слово ребенок:

Склонение существительных

Как запомнить разносклоняемые существительные

Для упрощенного запоминания 10 разносклоняемых имен существительных на -мя школьникам можно воспользоваться детскими стишками, не забывая про слова дитя и путь:

Склонение существительных

Другой вариант – запомнить слова в определенной последовательности, создав свой ассоциативный ряд (используя мнемотехнику).

Разносклоняемые суще­стви­тель­ные — это 10 слов, закан­чи­ва­ю­щих­ся на -мя (бре­мя, вре­мя, вымя, зна­мя, имя, пла­мя, пле­мя, темя, семя, стре­мя), суще­стви­тель­ные «путь» и «дитя», кото­рые име­ют сме­шан­ное скло­не­ние.

Разносклоняемые суще­стви­тель­ные невоз­мож­но отне­сти ни к одно­му из трех типич­ных скло­не­ний слов этой части речи. Эта неболь­шая груп­па суще­стви­тель­ных име­ет падеж­ные окон­ча­ния раз­ных типов скло­не­ния.

Склонение существительных

Слова, закан­чи­ва­ю­щи­е­ся на -мя, и суще­стви­тель­ное «дитя» име­ют кате­го­рию сред­не­го рода, а суще­стви­тель­ное «путь» с нуле­вым окон­ча­ни­ем — муж­ско­го рода (срав­ним: сло­во «стол» с нуле­вым окон­ча­ни­ем муж­ско­го рода явля­ет­ся суще­стви­тель­ным вто­ро­го скло­не­ния). Все же эти сло­ва не явля­ют­ся суще­стви­тель­ны­ми вто­ро­го скло­не­ния.

В фор­ме роди­тель­но­го, датель­но­го и пред­лож­но­го паде­жей в един­ствен­ном чис­ле име­ют окон­ча­ние суще­стви­тель­ных тре­тье­го скло­не­ния -и, напри­мер как сло­во «ночь» жен­ско­го рода.

Понаблюдаем, как изме­ня­ют­ся по паде­жам и чис­лам раз­но­скло­ня­е­мые суще­стви­тель­ные «вре­мя» и «путь»:

В фор­ме тво­ри­тель­но­го паде­жа раз­но­скло­ня­е­мые суще­стви­тель­ные при­ни­ма­ют окон­ча­ние суще­стви­тель­ных вто­ро­го скло­не­ния -ем/-ём.

Будем учи­ты­вать, что раз­но­скло­ня­е­мые суще­стви­тель­ные «бре­мя», «вымя», «пла­мя» и «темя» не име­ют форм мно­же­ствен­но­го чис­ла.

Это сло­во име­ет фор­му мно­же­ствен­но­го чис­ла «дети». В его изме­не­нии по паде­жам в фор­мах един­ствен­но­го чис­ла име­ют­ся неко­то­рые осо­бен­но­сти.

Понаблюдаем за изме­не­ни­ем по паде­жам сло­ва «дитя» в фор­мах един­ствен­но­го чис­ла:

Тема урока: Разносклоняемые имена существительные

Цель урока: познакомить с группой разносклоняемых имён существительных, особенностями их склонения.

формировать умения и навыки правильно образовывать формы косвенных падежей разносклоняемых существительных;

развивать умения определять учебные задачи, логически мыслить, сравнивать, обобщать, выступать по заданной теме;

совершенствовать умения работать с письменным источником информации, грамотно и чётко отвечать на вопросы по пройденному материалу;

воспитывать доброжелательность, уважение к труду одноклассников и учителя.

компьютер, проектор, презентация

I. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята! Я вижу у вас хорошее настроение, а чтобы оно стало еще лучше, давайте поделимся друг с другом своим душевным теплом, добротой. Пожмите друг другу руки, подарите улыбку. Молодцы! О том, что вы обменялись своим хорошим настроением, можно догадаться по блеску ваших глаз.

ІІ. Синтаксический разбор предложения. (На ДОСКЕ)

Спит в берлог.. в своей постел.. косолапый медведь.

ІІІ. Проверка Д/З.

  • Расскажите о склонениях имён существительных. (Индивид. задание)
  • Упр.196. Рассмотрите таблицу и расскажите по ней о правописании гласных И и Е в падежных окончаниях существительных в ед. ч. Приведите примеры. (Индивид. задание)
  • Беседа-опрос «Правильно-неправильно» (сигнальные карточки)

1. Склонение – это изменение имен существительных по падежам в единственном и во множественном числе.

2. В русском языке 5 падежей.

3. В русском языке 3 склонения: женское, мужское и среднее.

4. Склонение – это постоянный признак существительного.

5. Одно и тоже существительное может относиться к разным склонениям.

6. Имя существительное относится к одному из трех склонений, а изменяется

7. Все падежи, кроме именительного, называются косвенными

п н н п н п п

ІV. Определение темы и целей урока.

1.Создание проблемной ситуации. Прочитайте предложение:

Нет тяжелее бремени, чем безделье.

  • Определите род имен существительных, поставив их в начальную форму. Попробуйте определить их склонение. Что получилось? Что не получилось? Почему?
  • Какие вопросы возникают?

2. Запишите тему урока в тетради: Разносклоняемые имена существительные.

3. Исходя из темы, определим, какие задачи стоят сегодня перед нами?

– Определить, 1) какие существительные относятся к разносклоняемым?

2) почему они называются «разносклоняемыми»?

3) в чём особенности склонения разносклоняемых имён существительных?

– Научиться их склонять, т.е.уметь правильно образовывать формы разносклоняемых существительных)

V. Изучение нового материала. Работа в группе.

1.Какие существительные относятся к разносклоняемым?

К разносклоняемым именам существительным относятся

10 существительных на –мя:

бремя, время, вымя, знамя, имя,

пламя, племя, семя, стремя, темя

– Какие слова вам не знакомы? (Индивид. задание: лексическое толкование)

2. Почему они называются «разносклоняемыми»?

Какое предположение у вас есть?

(Учащиеся: Разносклоняемые существительные – те, которые склоняются по-разному)

Проведём с вами небольшое исследование. Попробуем расшифровать некоторые документы.

– Ребята, расшифруйте этот документ (выслушиваются мнения учащихся, обращается внимание на падежные окончания разносклоняемых существительных, сравниваются с окончаниями существительных 2-го и 3-го склонения).

– Какой вывод можно сделать по таблице? (обобщаются ответы детей, делается вывод о том, что в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа эти существительные имеют окончания существительных 3-го склонения – и, а в творительном падеже принимают окончания существительных 2-го склонения – ем (-ём))

– Ребята, теперь мы поняли, почему эти существительные называют «разносклоняемыми»? (Десять существительных на –мя и существительное «путь»– разносклоняемые, потому что имеют окончания разных склонений (третьего и второго))

3. В чём особенности склонения разносклоняемых имён существительных?

– Отразим в схеме

.п. ем (2-е скл)

– Ребята, давайте расшифруем ещё один документ.

(делается общий вывод о суффиксах разносклоняемых существительных).

4. Работа с учебником.

Давайте откроем учебник и прочитаем материал на с.. Что мы не сказали еще о разносклоняемых существительных? Все сказали?

Что мы можем рассказать о разносклоняемых существительных (делается общий вывод по теме).

– Итак, ребята, мы нашли ответы на все интересующие нас вопросы?

Что осталось невыполненным в плане урока?

5. Физ. Минутка.

VІ. Закрепление. Тренировочные упражнения.

1задание. В шуточном стихотворении Т. Рик найдите разносклоняемые существительные и подчеркните их.

2 задание. Самостоятельная работа с последующее взаимопроверкой.

Просклоняйте существительное племя.

3 задание. Поставьте существительные семя и стремя в Р.п. во мн.ч.

(Р.п. семян, стремян)

4 задание. Найдите и исправьте ошибку в предложении

Сколько сейчас время?

Сколько сейчас времени?

5 задание. Вставьте буквы, выделите в словах с пропущенными буквами суффиксы, окончания. Или Жердева???? Упр.10 стр.65

VІІ. Подведение итогов.

-Запишите по памяти все 10 разносклоняемых существительных.

-Почему они так называются?

-В чём особенность их склонения?

Д/З: Упр. 205. Заполните таблицу своими примерами. Как бы вы её озаглавили?

Конспект урока в 6 классе

1. Предмет: Русский язык

2. Класс: 6

3. Автор УМК: Т.А.Ладыженская

4. Тема урока: Разносклоняемые существительные

5. Тип урока: Урок открытия новых знаний

6. Цель урока: : Познакомить обучающихся с разносклоняемыми существительными, формировать умение правильно их писать

7. Задачи урока:

образовательные: Формирование критического стиля мышления в процессе изучения материала

развивающие: развитие умения находить, перерабатывать и принимать информацию, развитие навыка применения теории в практической деятельности по выработке орфографической грамотности

воспитательные:воспитание интереса к русскому языку, его истории, ответственного отношения к учению.

Знать: разносклоняемые существительные; особенности их склонения;

Уметь: распознавать в тексте, склонять разносклоняемые существительные, обосновывать выбор гласных в окончаниях; совершенствовать навыки правильного написания падежных окончаний имен существительных

Личностные: Уважительное отношение к родному языку; самооценка учебной деятельности, умение связывать цель учебной деятельности с мотивом (для чего?).

Метапредметные: Умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий; осуществлять самоконтроль, самокоррекцию; оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других; учиться работать в паре; формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения; извлекать необходимую информацию из различных источников; использовать полученные на уроке знания в жизни.

9. Основные понятия темы: разносклоняемые существительные

10. Межпредметные связи: Литература

11. Ресурсы: учебник «Русский язык» Ладыженская Т.А., 6 класс, толковые словари.

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас не обычный урок, а урок-исследование. На прошлых уроках мы повторяли материал об имени существительном, изученный в 5 классе. Но эта часть речи имеет тайны, которые предстоит раскрыть именно вам, исследователям.

Прежде чем мы приступим к работе, прочитаем эпиграф:

Если запастись терпением

и проявить стремление,

то посеянные семена знания

дадут добрые всходы.

Л. Да Винчи

Объясните, как вы понимаете это высказывание известного итальянского художника (родился недалеко от Флоренции в 1452 году, «Мона Лиза»).

Я предлагаю и вам запастись терпением и проявить стремление, быть активными, чтобы урок прошел интересно, чтобы мы достигли целей, которые поставим чуть позже.

Откройте тетради и запишите: 23 ноября. Классная работа.

Оставьте одну строчку для темы урока.

Для того чтобы с легкостью справиться со всеми заданиями, давайте немного разомнемся, вспомним материал, который мы повторяли на прошлых уроках.

Определите, верно ли утверждение.

  • Имена существительные обозначают предмет?
  • Имена существительные изменяются по родам, числам и падежам?
  • В данном ряду все слова являются существительными: словарь, честность, синева, движение.
  • В данном ряду все слова являются существительными 3 склонения: сирень, ночь, женщина?
  • Имена существительные в предложении могут быть разными членами предложения?

Хорошо. Ребята, посмотрите в окно. Что вы там видите? (Снег, заснеженные деревья, сосульки и т.д.).

Несмотря на то, что по календарю еще осень, на улице уже давно по-зимнему холодно и снежно.

На доске вы видите слова: зима, метель, пурга, снег, небо, земля, дорога, иней, время.

Распределите их по колонкам в таблице

Получилось распределить все слова, кроме одного (время).

В чем же причина?

Время – сущ. ср.р., но ко 2 скл. слово не отнести, т.к. –я – окончание, характерное для существительных 1 скл.

Просклоняем это сущ.

И.П. времЯ морЕ сирень

Р.П. временИ морЯ сиренИ

Д.П. временИ морЮ сиренИ

В.П. времЯ морЕ сирень

Т.П. временЕМ морЕМ сиреньЮ

П.П. о временИ о морЕ о сиренИ

Вывод: в Р., Д.,П. п. в ед.ч. имеют окончания сущ. 3 скл. –И, а в Т.П. – окончание сущ. 2 скл. – ЕМ. Сущ. ВРЕМЯ имеет окончания разных склонений. Как же называются такие сущ.?

Тема урока: «Разносклоняемые имена существительные»

Записываем название 4 колонки (вписываем ВРЕМЯ)

– определить, какие имена существительные называются разносклоняемыми;

– узнать, сколько таких существительных;

– научиться правильно их склонять.

Какие существительные называются разносклоняемыми, мы уже определили. Такие существительные оканчиваются на –МЯ (не путать с окончанием!).

Ответим на второй вопрос: сколько разносклоняемых существительных?

У вас на столах лежит стихотворение Аркадия Иосифовича Хайта, прочитайте его и выпишите существительные на –МЯ в нашу таблицу, в последнюю колонку.

Работа в парах

В стародавнее древнее ВРЕМЯ В шалашах без окон и дверей Жило-было лохматое племя Первобытных людей-дикарей. Они не знали, для чего корове ВЫМЯ, Как написать свою фамилию и ИМЯ, Зачем на лошадь надевать седло и СТРЕМЯ – Необразованное было это ПЛЕМЯ. Трудно было им жить в эти годы, Угнетало их БРЕМЯ забот. И страдали они от погоды Без плащей, без зонтов и без бот. Никто не знал, как развевает ветер ЗНАМЯ, Что кислород всегда поддерживает ПЛАМЯ. Над тем, как в булку превратить Простое СЕМЯ, С утра до вечера они чесали ТЕМЯ. Мы сегодня пропели вам песню Из истории древних веков, Чтоб она получилась полезной, Мы включили в неё десять слов. Есть в этой песне ИМЯ, ПЛЕМЯ, СЕМЯ, ПЛАМЯ, В неё вошли и ВЫМЯ, ТЕМЯ, СТРЕМЯ, ЗНАМЯ. А для того, чтоб облегчить учебы БРЕМЯ, Вы повторяйте эту песенку все ВРЕМЯ. А. Хайт

Сколько слов получилось? (10).

Откройте учебники на странице136, внимательно прочитайте теорию, отметьте то, о чем мы еще не сказали.

ПУТЬ – это тоже разносклоняемое существительное.

Докажем это (1 ученик склоняет ПУТЬ на закрытой доске)

1 пара – работа со словарем (определить ЛЗ стремя и темя).

2 пара – работа со словарем (определить ЛЗ бремя, знамя, племя).

Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу

Класс в это время выполняет задание:

Найти в словосочетаниях разносклоняемые существительные; выписать их; определить, как называются эти словосочетания; объяснить смысл).

До поры до времени, тянуть время, называть вещи своими именами.

Мы совершили сегодня много открытий, немного устали, давайте отдохнем, а помогут нам в этом разносклоняемые существительные.

Согнулись под бременем забот,

Отправляясь в дальний путь,

Имя свое не забудь.

Присаживайтесь на свои места. Кто был самым внимательным и запомнил разносклоняемые существительные из физкультминутки?

(Знамя, семя, бремя, темя, имя, путь).

6.Включение в систему знаний и повторение

Мы переходим к следующему заданию. Списать предложения, вставить пропущенные буквы, определить падеж разносклоняемых существительных.

Урок подходит к концу, и завершить его я хочу словами Леонардо да Винчи. В его высказывании также встречается разносклоняемое существительное.

Вы сегодня хорошо поработали, были активны, терпеливы, любознательны, и надеюсь, что знания, которые вы получили на уроке, помогут вам справиться с последним заданием.

7.ДЗ. Но сначала мы запишем д.з. на следующий урок: пар. 45, упр. 258 или записать 5 пословиц, в которых есть разносклоняемые существительные, определить падеж.

Заполните пустые лепестки ромашки разносклоняемыми существительными и ответьте на вопрос: в чем особенность этих существительных.

Склонение существительных

учени___ 6 –А класса

1.Имена существительные обозначают предмет?

2.Имена существительные изменяются по родам, числам и падежам?

3.В данном ряду все слова являются существительными: словарь, честность, синева, движение.

  • В данном ряду все слова являются существительными 3 склонения: сирень, ночь, женщина?
  • Имена существительные в предложении могут быть разными членами предложения?

Итог: _____ баллов

Выписать из стихотворения разносклоняемые существительные, заполнить 4 колонку.

  • Справочники
  • Справочник по русскому языку для начальной школы
  • Морфология и морфологический разбор
  • Имя существительное
  • Склонение имен существительных
  • Разносклоняемые существительные

В русском языке есть 11 слов, которые не относятся ни к одному из склонений, но изменяются по падежам. При изменении они берут окончания разных склонений, поэтому их называют разносклоняемыми. К ним относят: слово и 10 слов, заканчивающихся на -мя – , , , , , , , , , .

Склонение разносклоняемых существительных:

Склонение имен существительных во множественном числе

Особенности склонения слов “мать” и “дочь”

Склонение существительных на -ия, -ий, -ие

Нарицательные и собственные имена существительные

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Род имен существительных

Число имен существительных

Падеж имен существительных

Морфологический разбор имени существительного

Морфология и морфологический разбор

Правило встречается в следующих упражнениях

Упражнение 39,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 90,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 203,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 82,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 740,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 741,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 254,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 255,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 260,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 2,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 522,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 236,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 237,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 238,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение Практикум стр. 124,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 288,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 50,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 65,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 215,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 599,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 10,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 415,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

В фор­ме роди­тель­но­го, датель­но­го и пред­лож­но­го паде­жей в един­ствен­ном чис­ле име­ют окон­ча­ние -и подоб­но суще­стви­тель­ным тре­тье­го скло­не­ния, напри­мер как у сло­ва «ночь» жен­ско­го рода.

  • р.п. наступ­ле­ние (чего?) ночи; древ­ко (чего?) зна­мени;
  • д.п. раду­юсь (чему?) ночи; зна­мени;
  • п.п. думаю (о чём?) о ночи, о зна­мени.

Список слов-исключений. Как запомнить?

Не приходится задумываться о том, что слова принадлежат к особой группе — настолько часто их употребляют в речи. Сюда входят десять существительных на -мя — пламя, знамя, вымя, темя, стремя, племя, бремя, имя, время, семя. Кроме того, к этой же группе относятся существительное путь и дитя.

Лишь после небольших исследований становится ясно, что слова действительно по своим признакам не соответствуют ни одному типу склонения. Например, разносклоняемые существительные знамя, племя, время и другие семь существительных, оканчивающихся на -мя, имеют средний род и могли бы принадлежать ко второму типу склонения. Но среди слов, относящихся ко второму типу склонения, не предусматривается окончание -я, которое наблюдается в каждом из слов-исключений. Кроме того, при изменении этих существительных по падежам обнаруживаются формы третьего и второго склонения. Обнаружившиеся факты дают полное право отнести эти существительные к разносклоняемым.

Склонение существительных

Подобные несовпадения имеют и два других слова — это дитя и путь. Окончание в форме именительного падежа единственного числа последнего из них указывает на принадлежность ко второму склонению. Формы некоторых косвенных падежей позволяют причислить слово к третьему. Вывод напрашивается сам собой — существительное принадлежит к особой категории слов.

В программе изучения русского языка разносклоняемые имена существительные изучаются отдельной темой ввиду своей сложности. Для грамотного их употребления в устной и письменной речи необходимо знать о существовании категории таких слов, а также помнить правила изменения по падежам.

Склонение существительных

Школьные учителя для достижения наилучших результатов при изучении темы используют в работе всевозможные памятки, таблицы, схемы, занимательные тексты, рифмовки. Все усилия можно оправдать тем, что материал в обязательном порядке включается в тесты, проверяющие уровень освоения языка у выпускников школ во время проведения ЕГЭ и ГИА.

  • и.п. (что?) время, вре­мена
  • р.п. мно­го (чего?) вре­мени, вре­мён
  • д.п. (чему?) вре­мени, вре­менам
  • в.п. (что?) время, вре­мена
  • т.п. рас­по­ла­гаю (чем?) вре­менем, вре­менами
  • п.п. забо­чусь (о чём?) о вре­мени, о вре­менах
  • и.п. (что?) путь, пути
  • р.п. направ­ле­ние (чего?) пути, путей
  • д.п. иду (по чему?) по пути, по путям
  • в.п. вижу (что?) путь, пути
  • т.п. любу­юсь (чем?) путём, путями
  • п.п. нахо­жусь (в чём?) в пути, (о чём?) о путях

В фор­ме тво­ри­тель­но­го паде­жа раз­но­скло­ня­е­мые суще­стви­тель­ные при­ни­ма­ют окон­ча­ние -ем/-ём суще­стви­тель­ных вто­ро­го скло­не­ния.

  • т.п. любу­юсь (чем?) морем, огнём;
  • т.п. иду (чем?) путём; гор­жусь (чем?) зна­менем, именем, пла­менем и т.д.
  • зна­мя — знамени, знамён
  • имя — имени, имён
  • пле­мя — племени, племён
  • семя — семени, семян;
  • стре­мя -стремени, стремян.
  • ули­ца — улицей,
  • армия — армией
  • и. п. (кто?) дитя
  • р. п. голо­сок (кого?) дитяти
  • д. п. иду (к кому?) к дитяти
  • в. п. колы­шу (кого?) дитя
  • т. п. любу­юсь (кем?) дитятей (дитятею)
  • п. п. рас­ска­жем (о ком?) о дитяти

Особенности склонения имен существительных

Имена существительные изменяются по падежам. Падеж — форма имени существительного, выражающая его синтаксические отношения с другими словами в предложении. Падеж — категория словоизменительная, реализующаяся с помощью окончаний. В русском языке шесть падежей:

  • именительный (именительный падеж всегда упот­ребляется без предлога, в предложении является подлежащим или сказуемым);
  • косвенные падежи: родительный, дательный, винительный, творительный, предложный (предложный падеж всегда употребляется с предлогами, остальные косвенные падежи могут употребляться с предлогами или без).

Склонение имён существительных

Склонение — это изменение существительных по падежам. Существуют три склонения имён существительных. Распределение по склонениям зависит от рода существитель­ных и их окончания в именительном падеже единственного числа.

Склонение существительных

Особые окончания существительных на -ий, -ие, -ия

Существительные 1-го склонения на -ия (армия, лекция) и 2-го склонения на -ий и -ие (гений, санаторий, заседание) в предложном падеже имеют окончание -и (о гении, в санато­рии, на заседании, в армии). Существительные на -ия в дательном падеже также окан­чиваются на -и (ср.: подарить Марье, но подарить Марии).

Десять существительных на -мя (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя ) и существительное путь являются разносклоняемыми. В родительном, дательном и предложном падежах единственного числа они имеют окончание 3-го склонения -и. В других падежах имеют окончания 2-го склонения.

При склонении существительных на -мя к корню прибавляется формообразующий суффикс -ен (-ён): имена — имён, знамени — знамён. Слова семя и стремя в родительном падеже множественного числа имеют суффикс -ян (а не —ен): семян, стремян. Слова бремя, вымя, пламя, темя не имеют множественного числа.

Несклоняемые имена существительные

Несклоняемые существительные имеют для всех падежей одну форму, т.е. не склоняются: купил пианино (в.п.), играю на пианино (п.п.). К несклоняемым относятся:

  • многие существительные иноязычного происхождения с конечными гласными: радио, метро, табло, такси, рагу, кенгуру, меню, Дюма, Осло, Баку;
  • иноязычные фамилии, оканчивающиеся на согласный и обозначающие лиц женского пола: роман Войнич (р.п.); если подобная фамилия обозначает лицо мужского пола, она склоняется по 2-му склонению: роман Ремарка;
  • русские и украинские фамилии на -о и -их (-ых): Франко, Черных, Долгих, Живаго’, подобные фамилии не склоняются независимо от пола человека, носящего эту фамилию;
  • многие сложносокращенные слова: МГУ, ГАИ, ГЭС.

Существительные на -анин, -янин во мн. ч. утрачивают суффикс -ин: горожанин — горожане .

Особо склоняются существительные: мать, дочь, путь, дитя.

Склонение имен существительных в единственном числе. Таблица

Склонение существительных

Склонение существительных

Склонение существительных во множественном числе

1. Большинство существительных в именительном падеже множественного числа имеют окончания:

1-е скл. ж. р. аббревиатуры, армии, м. р. мужчины, юноши 2-е скл. м. р. малыши, отцы ср.р. поля, стекла 3-е скл. ж. р. степи, дочери

2. Некоторые существительные мужского рода в именительном падеже множественного числа употребляются с окончаниями -А, -Я. Например: берега, века, города, штемпеля, якоря.

3. Различаются по значению существительные:

Склонение существительных

4. В именительном падеже множественного числа возможны двоякие формы окончаний:

Склонение существительных

Склонение имен существительных во множественном числе. Таблица

Склонение существительных

Конспект урока «Падеж и склонение имен существительных». Следующая тема:

  • Справочники
  • Справочник по русскому языку для начальной школы
  • Морфология и морфологический разбор
  • Имя существительное
  • Склонение имен существительных

Изменение окончаний имён существительных по вопросам называется изменением по падежам, или склонением.

Существительные бывают 1, 2 и 3-го склонения:

1. К первому склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями , в именительном падеже.

Например: пап, мам, Кат, Пет, краск.

2. Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием –  и среднего рода с окончаниями , .

Например: стол , луг , король , облак, солнц.

3. К третьему склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце (с нулевым окончанием – ).

Например: пристань , рожь , соль , ель .

Чтобы определить склонение имени существительного, надо:

  • поставить слово в именительный падеж единственного числа (т.е. в начальную форму)
  • определить род имени существительного и выделить окончание в начальной форме
  • по роду и окончанию определяем склонение.

на дороге – (дорог – ж.р.) – 1-е скл.

по асфальту – (асфальт  -м. р.) – 2-е скл.

на площадях – (площадь  – ж.р.) – 3-е скл.

Изменение по падежам (склонение) имен существительных разных склонений:

Безударные окончания имен существительных одного и того же склонения в разных падежах пишутся также, как и ударные. Более подробно смотри здесь – Правописание безударных окончаний имен существительных.

В русском языке существуют слова, имеющие необычные склонения. Это:

Подробнее об их склонениях ты сможешь узнать, перейдя по нужной ссылке.

Оцените статью
Добавить комментарий