Слово с прожженной чередующейся гласной в корне слова имеет ударение. В конце слов, при словах без ударения, пишется буква о. Посмотри в корень” считай, что я это сказал

Слово с прожженной чередующейся гласной в корне слова имеет ударение. В конце слов, при словах без ударения, пишется буква о. Посмотри в корень" считай, что я это сказал Реш еду ру

Вот звонок нам дал сигнал.
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И урок наш начинаем.

2. Работа с пословицей

– Сегодняшний урок русского языка мне хочется
начать с пословицы. Вот беда, она рассыпалась.
Помогите ее собрать.

День, нам, каждый, мудрости, жизни, прибавляет,
частичку.

– Какую пословицу собрали?

Каждый день жизни прибавляет нам частичку
мудрости.

– Как понимаете значение
пословицы?
– Как вы думаете можно ли сразу родиться мудрым?

Сразу родиться мудрым нельзя, потому что для
того, чтобы стать мудрым нужно очень много знать,
обладать жизненным опытом, стать взрослым, а вы
еще молоды, вам предстоит многое узнать и многому
научиться.

– К этой пословице мы вернемся в конце урока и
выясним, в чем вы стали умнее и мудрее за этот
урок.
– Какие качества вам понадобятся, чтобы на уроке
узнать что-то новое, сделать свое маленькое
открытие? (Внимательность, наблюдательность.)

3. Постановка проблемы урока

– Я хочу рассказать вам одну историю.

Саша написал своему другу Коле записку:
«Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем».
Старшая сестра Саши передала записку Коле. Коля
записку прочитал и пообещал прийти. Собрались
ребята вечером.
«Мяч будет», – сказал товарищам Саша.
«Колька принесет». Пришел Коля, а в руках у него
вместо мяча был деревянный меч. Ребята
расстроились, что не придется поиграть в футбол.

4. Постановка темы и цели урока

– Исходя из этой проблемы,
сформулируйте тему нашего урока.
(Правописание безударных гласных в
корне слова.)
– Какие цели поставим перед собой?
 (Закреплять наши знания о правописании слов
с проверяемой безударной гласной в корне.
Учиться правильно писать слова с безударной
гласной. Уметь подбирать однокоренные слова.
– Какие личностно-значимые цели
поставите перед собой?
– На сегодняшнем уроке продолжим работу по
правописанию безударных гласных, будем
совершенствовать наши умения в подборе
проверочных слов двумя способами, поработаем
 над развитием не только письменной, но и
устной речи, узнаем некоторые сведения из жизни
одного забавного  животного.
Отгадайте загадку и вы узнаете, кто будет нашим
помощником на уроке.

Под соснами, под елками лежит мешок с иголками.

– Это наш старый знакомый. На каких уроках мы
встречались с ним? Вспомните, с каким
произведением на уроке литературного чтения мы
познакомились, где одним из героев был еж? («Страшный
рассказ» Е. Чарушин.)

6. Минутка чистописания.

– Ёжик предлагает провести минутку
чистописания и выполнить пальчиковую
гимнастику.

Ежик топал по дорожке.
Он нес яблочки в лукошке,
Чтобы их все сосчитать
Нужно пальцы загибать.

– С какой целью мы проводим на каждом уроке
минутку чистописания?
(Чтобы продолжать учиться красиво, аккуратно,
каллиграфически писать, правильно соединять
буквы.)
– Чтобы узнать какие буквы будем писать на
минутке чистописания, выполним задание.

7. Актуализация знаний

8. Запись слов

– Запишем слова с проверяемой безударной
гласной в корне после проверочных. Выделим
корень в словах, подчеркнем буквы на месте
безударных гласных звуков.
– Какой способ проверки применили? (Изменение
формы числа слова)
– Давайте продолжим наш урок и постараемся
преодолеть следующую ступеньку на пути к
мудрости.

9. Словарная работа

– Проведем словарную работу. Для чего проводим
этот вид работы?
– Какую цель поставим на этапе словарной работы?

Знакомство со словарным словом

– Новое слово из словарика вы узнаете, прочитав
его транскрипцию. (йаблака)
(Вывешивается табличка со словом.)
– Сколько букв в слове яблоко? Сколько звуков?
Почему?
– Что такое яблоко?
 (Это плод дерева яблони.)
– Запишите новое словарное слово, поставьте
ударение, подчеркните все орфограммы, запомните
непроверяемую безударную гласную.

– Яблоко один из древнейших плодов на земле, а
яблони растут почти  повсюду. На Руси 
яблоко упоминается в летописях 11 века.
Существует мнение, что слово яблоко в
древнерусском языке означало шар.

– Не только плод яблони называют яблоком, но и
некоторые другие предметы.
– Как вы понимаете выражение «глазное яблоко»
(тело глаза)
– «Попасть в яблочко» (сердцевина в мишени для
стрельбы в цель)
– «Адамово яблоко» (кадык – выступ гортани)
– «Державное яблоко» (символ императорской
власти)
– Какой вывод сделаем?
– Как называется слово, которое имеет несколько
значений? (Многозначное).
– Продолжаем работу по развитию речи.

Работа с фразеологизмами и пословицами

(На доске записаны фразеологизмы и
пословицы).

Яблоку негде упасть
Яблоко раздора
Конь в яблока
Как румяное яблочко
Яблоко от яблоньки недалеко падает.

– По какому признаку можем сгруппировать
написанное? (Фразеологизмы и пословица)
– Что такое фразеологизмы? (Устойчивые
сочетания слов).
– Прочитайте фразеологизмы и объясните их смысл.

Яблоку негде упасть – (тесно)
Яблоко раздора – (то, что приводит к ссоре)
Конь в яблоках – (так говорят о лошади, если у
нее шерсть с темными круглыми пятнами)
Как румяное яблочко – (очень красивое)

– Прочитайте пословицу и раскройте ее смысл.

(Яблоко от яблоньки недалеко падает говорят
про того человека, чьи плохие поступки повторяют
поведение его отца или матери).

Подбор однокоренных слов

– Назовите однокоренные слова в пословице. Яблоко,
яблонька.
– Докажите, что они однокоренные.
– Так какие же слова называют однокоренными
? (Слова образованные от одного и того же корня
и имеющие одно лексическое значение.)
– Запишем слово яблонька.
– Какие еще  однокоренные слова можно 
подобрать к слову яблоко.
Запишем. Выделим корень во всех однокоренных
словах.

Словарь: яблоко, яблонька, яблочко, яблочный.

– Как пишется корень  в однокоренных словах? (Одинаково).

– Пришло время отдохнуть.
– Продолжаем наш урок. Ежик приготовил для вас
задание. Будьте внимательными.

11. Работа с интерактивной доской (диск
«Уроки Кирилла и Мефодия» 2 класс)

Подбери для каждого слова проверочные слова.
Вставь пропущенные буквы.

– Какой способ проверки использовали?
– Какой вывод сделаем?
– Вот мы преодолели следующую ступеньку на пути
к мудрости.

12. Работа с текстом

– Что прочитали? (Текст.) Докажите.
– Какой тип текста?
– Придумайте заголовок.
– Какие виды орфограмм встретились в тексте?
– Запишите текст, вставляя пропущенные
орфограммы, применяя известные способы проверки.
Какие способы?
– Пропущенные орфограммы выделить.

Проверка с доски.

– Проведем творческую работу. Придумайте
продолжение текста и допишите его.
– Какую пользу приносят ежи? (Ловит червей,
жуков, лесных мышей, ядовитых змей.)

Весной в ежиной норе появляются малыши. Ежата
рождаются совсем голенькими, с закрытыми глазами
и ушами. Через несколько часов на их коже
появляются бугорки. Потом из бугорков выходят
мягкие иголочки. Иголочки твердеют. Из них
получаются грозные колючки. Мама-ежиха очень
любит своих детей, кормит их своим молоком,
почувствовав первые признаки опасности,
перетаскивает в другое, более спокойное
местечко, которое приглядела заранее.

– Подчеркните главные члены предложения и
обозначьте части речи.

– Ежик приготовил для вас задание, которое
поможет проверить ваши знания. В конвертах вы
найдете  таблицы.
– Послушайте слово и подумайте, какая безударная
гласная пишется в слове. Обозначьте ее точкой на
пересечении номера слова и буквы.

Мясной, возить, сова, леса, река, пенек, тигрица,
грачи, кора.

– Соедините точки по порядку. На что похожа
фигура?

– Проверим.
– Как проверить безударную гласную в корне
слова?
– Ежик очень доволен вашей работой.

14. Итог урока

– Вспомним, с какой пословицы мы начали наш
урок.
– Стали вы мудрее? В чем?
– Как вы думаете, достигли мы поставленной цели
нашего урока?
– Чему научились на уроке?
– Что было трудным на уроке?
– Что было для вас самым интересным на уроке?
– Какие задания вы хотели бы выполнить на
следующем уроке?

– Какое у вас настроение в конце
урока?
– Оцените свою работу. Для этого достаньте из
конвертов яблочки. Кто доволен своей работой,
прикрепите красное яблочко на ежика.
– У кого не все получалось на уроке и ему немного
грустно – зеленое яблоко.
– Благодарю вас за работу.

1. Г. А. Бакулина «Интеллектуальное
развитие младших школьников на уроках русского
языка» 2 класс. Издательство «Владос» 2004 год.

Безударные гласные

Слово с прожженной чередующейся гласной в корне слова имеет ударение. В конце слов, при словах без ударения, пишется буква о. Посмотри в корень" считай, что я это сказал

Гласные в русском языке делятся на две большие группы: ударные и безударные. Они по-разному слышатся. Если ударная гласная обычно не создают пишущим никаких проблем, то с безударными бывает по-разному.

Опыт работы учителем русского языка и литературы – 27 лет.

Ударные и безударные гласные

В процессе речи одни гласные звуки мы произносим несколько громче, выдыхая больше воздуха, и они получаются немного громче и длиннее, а главное – сильнее безударных гласных. Кроме того, они звучат ясно и четко, и мы легко понимаем, что это за звук. Совсем иначе ведут себя безударные гласные. Они произносятся слабо, кратко, они тише, нежели ударные. Но самое главное – они делаются редуцированными. Все безударные гласные подвергаются количественной редукции, то есть делаются короче. Но, кроме того, многие из них подвергаются также качественной редукции и становятся сами на себя не похожи. Это можно сказать, например, о звуке А или О в безударной позиции: они звучат неясно, их можно спутать на письме.

Как не ошибиться в безударных гласных

Слова с безударной гласной подставляют сложность для пишущего, так как в них очень легко ошибиться. Чтобы этого не произошло, надо постараться проверить безударную гласную, если это возможно.

Несмотря на то что это тема изучается ещё в 3 классе, она создает проблемы даже для взрослых людей.

Чтобы правильно написать слово с безударной гласной в корне, надо сначала определить, можно ли проверить ударением. Мы знаем, что безударные гласные в корне могут писаться по одному из трёх правил: проверяемые безударные гласные в корне, непроверяемые, то есть словарные, и чередующиеся.

Как писать проверяемые безударные гласные в корне?

Чтобы написать правильно проверяемую безударную гласную в корне слова, надо найти корень и подобрать такое однокоренное слово или форму того же слова, чтобы безударный гласный оказался под ударением. Например, снежок – снег, стена – стены.

В некоторых случаях возникает проблема с подбором однокоренного слова, которое могло бы стать проверочными. Такие слова лучше запомнить. Это, например, слово «наслаждение», его надо проверить словом «сладкий»; «появиться» – проверочное слово «явный», и так далее.

Существуют словари безударных гласных; там можно найти не только орфографическую норму, но и проверочные слова.

Ни в коем случае нельзя проверять глагол совершенного вида глаголом несовершенного вида с суффиксами –ыва-/-ива-, так как в корнях таких глаголов может присутствовать чередование; например, выкопать – выкапывать.

Нельзя также проверять полногласные сочетания неполногласными. Чередование полногласных и неполногласных сочетаний объясняется тем, что некогда на Руси наряду с русским языком широко использовался церковнославянский. Первому свойственно полногласие, второму – неполногласие.

Непроверяемые безударные гласные

Наряду с проверяемыми безударными гласными существует достаточно большая группа непроверяемых. Большинство из них представляют собой заимствования из других языков. К таким словам в русском языке существует мало однокоренных, и среди них может не оказаться ни одного слова, где бы сомнительная гласная была под ударением. Можно привести в пример слова «хоккей» или «баскетбол», «компьютер» или «телевизор». Все эти слова невозможно проверить – их надо запомнить или посмотреть в словаре.

Чередующиеся гласные

Есть ещё одна группа безударных гласных в корне. Это чередующиеся гласные.

В ходе развития языка появилось много традиционных написаний, к которым относится и большинство чередований. Это такие корни, в которых пишется то одна безударная, то другая. Правописание подчиняется определенным правилам, которые можно запомнить и с успехом применять на письме.

Правописание чередующихся безударных гласных может зависеть от разных факторов.

От вида самого корня зависит правописание корней –лаг-/-лож-, -раст- (-ращ-) /-рос- и -скак-/-скоч-. В первом случае, если на конце корня Г, то в корне пишется А, если же на конце Ж, то О. Это правило не имеет исключений.

Во втором случае, если на конце корня СТ или Щ, то в корне пишется А, если же С, то в корне О.

  • росток
  • Ростов
  • ростовщик
  • Ростислав
  • отрасль

В корнях –скак-/-скоч- пишется А, если на конце корня К, и А, если на конце корня Ч.

Исключения: скачок, скачу.

Правописание ряда корней зависит от ударения, но не так, как правописание проверяемых безударных гласных. Поскольку под ударением в этих корнях мы пишем то, что слышим, в безударной же позиции надо писать букву О в корнях –гар-/-гор-, -клан-/-клон-, -твар-/-твор- и букву А в корне –зар-/-зор-.

Есть также корни, правописание которых зависит от суффикса –А-.

В корнях –кас-/-кос- в значении «притронуться, прикоснуться» пишется А, если есть суффикс –А-, и О, если такого суффикса нет. Большая группа корней также зависит от суффикса А. Если он есть, то в корне пишется И, если нет, – то Е. Вот эти корни:

  • -бир-/-бер-
  • -пир-/-пер-
  • -дир-/-дер
  • -тир-/-тер
  • -мир-/-мер (в значении «становиться неподвижным, мертвым»)
  • -стил-/-стел-
  • -блист-/-блест-
  • -жиг-/-жег-

Исключений из этого правила нет.

Существуют три омонимичных корня: -мир- (мирный, помирить), -мер- (мерять, измерение) и чередующийся –мир-/-мер- (замереть, умирать); путать их не надо.

Слово с прожженной чередующейся гласной в корне слова имеет ударение. В конце слов, при словах без ударения, пишется буква о. Посмотри в корень" считай, что я это сказал

Что мы узнали?

Из статьи мы узнали о том, что такое безударная гласная, как определить по звучанию безударный звук. мы узнали о том, как проверить безударную гласную при помощи однокоренного слова с аналогичным звуком в ударной позиции. Также мы узнали о том, что в русском языке существует ряд слов с безударными гласными, которые невозможно проверить. Эту группу слов необходимо просто запомнить.

Тест по теме

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

Оценка статьи

А какая ваша оценка?

Слово с прожженной чередующейся гласной в корне слова имеет ударение. В конце слов, при словах без ударения, пишется буква о. Посмотри в корень" считай, что я это сказал

Безударные проверяемые гласные в корне слова

Слово с прожженной чередующейся гласной в корне слова имеет ударение. В конце слов, при словах без ударения, пишется буква о. Посмотри в корень" считай, что я это сказал

Обновлено 18 Января, 2022

Гласная в корне слова хорошо слышна, только если на неё падает ударение. Но проверять ударением можно исключительно проверяемую безударную гласную. Ведь существуют корни, в которых написание гласной определяется правилом чередования, например, лаг — лож, кас — кос, мак — мок, и другие; а также такие, где гласную нельзя проверить (чаще всего это иноязычные слова). Такие непроверяемые написания нужно запоминать или проверять по орфографическому словарю.

Безударная проверяемая гласная. Способ проверки

рка — измЕрение, разрЯд — разрЯдить. Иногда достаточно поменять форму числа (сОсна — сОсны, стОлы — стОл). Иногда нужно подобрать однокоренное слово другой части речи: пожАлеть — жАль,потЕрять — потЕря, сИнеть — сИний.

Не забывайте о значении слова

При подборе однокоренного слова важно не ошибиться. Для этого следует принимать во внимание лексическое значение слова. Очень похоже слышатся слова сокр.. тить дробь, укр..тить тигра. Но дробь нужно сделать крАткой. А тигра — крОтким, послушным. Другие примеры, где важно понимать значение слова: разв..ваться на ветру (вЕять), разв..ваться правильно (развИть), прив..дение к общему знаменателю (привЁл), прив..дение в старом замке (привИделось).

Некоторые слова с проверяемой гласной в корне учителя всё же советуют запоминать. Например, слово сидел легко проверить, вспомнив слово сИдя, но ученики часто полагаются на слово сел. И они пишут фразы, вроде: Мальчик два часа сЕдел на скамейке. Та же история со словом вИсел, которое часто проверяют словами повЕсил, свЕсить и пр., не вспомнив проверочного слова повИс.

Трудности с подбором проверочного слова

Бывает так, что некоторые формы слов со временем устаревают, переходят в разряд редко употребляемой лексики. В таком случае подбор проверочного слова может быть затруднён. Обнажённый, лягушка, долина — для их проверки нельзя подобрать ничего, кроме уже вышедших из активного обихода слов наг (краткая форма прилагательного нагой, т.е. голый), лягва, дол. Последнее слово знакомо нам по пушкинской строчке: «Там лес и дол видений полны».

Прежде чем подбирать проверочное слово, надо убедиться, что речь идёт именно о безударной гласной в корне, а не в приставке или суффиксе. Например, препОдаватЕль. Гласные Е и О в приставках и гласную. Е в суффиксе бесполезно проверять с помощью ударения. Нужно помнить, что эти морфемы пишутся всегда одинаково.

Безударную гласную в корне нужно проверять, чтобы убедиться в правильности написания. Для этого следует подобрать такое однокоренное слово или словоформу, где этот звук ударный. При этом нужно ориентироваться на значение слова и его структуру. Подбор проверочного слова не поможет, если безударная гласная относится к непроверяемым или находится в корне с чередованием.

Безударные гласные в корне слова

Слово с прожженной чередующейся гласной в корне слова имеет ударение. В конце слов, при словах без ударения, пишется буква о. Посмотри в корень" считай, что я это сказал

Наверное, самые частые ошибки школьников – это ошибки в безударных гласных в корне слова. Ведь они встречаются очень часто, а проверяются не всегда легко!

Опыт работы учителем русского языка и литературы – 30 лет.

Как писать безударные гласные в корне?

Правило очень просто и опирается на основной принцип русской орфографии, который ученые называют фонематическим. Он гласит, что в слабой позиции надо писать ту же букву, что и в сильной. Для гласной слабая позиция – безударная. В ней гласная и короче, и звучит неясно. Сильная позиция для гласного – под ударением. Поэтому надо изменить слово или подобрать однокоренное так, чтобы в нем сомнительная гласная стояла под ударением: для обозначения безударной в корне используется та же буква, что и для ударной в том же корне на том же месте.

Как подобрать проверочное слово?

Можно попробовать поставить слово в единственное число (если оно во множественном) или наоборот: леса – лес; лиса – лисы.

Если перед нами существительное, образовать прилагательное, или наоборот: вода – водный; смешной – смех.

Во всяком случае, надо начинать с того, что найти корень слова и осознать его значение. Это сделать необходимо, так как существует немало омофоничных (одинаково звучащих) корней, которые имеют разное значение и по-разному пишутся. Такие случаи мы рассмотрим ниже. Ошибки возможны и в том случае, если корень не найден или найден ошибочно. Например, первую гласную в слове «растеряться» ученик пишет неправильно («ростеряться»), так как проверил словом «рост», ошибочно предположив, что это корень.

Иногда трудно подобрать проверочное слово. Тогда правописание лучше запомнить.

Проблемы, возникающие с подбором проверочных слов

Правописание безударных гласных в корне слова иногда вызывает затруднения и у тех, кто хорошо знает правила.

  • Омофоничные (одинаково звучащие) корни;
  • Чередования;
  • Проверка глаголом.

Разберем их по порядку.

Явление омонимии – омофония. Омофонами называют слова, которые слышатся одинаково, а пишутся по-разному. Это иногда сбивает пишущего с толку, так как требует рассуждения, так как надо решить, какое проверочное слово использовать.

На явлении омонимии писатели и публицисты часто основывают свои шутки, которые называются каламбурами.

Чередующиеся корни также могут создавать проблемы, так как проверять гласные в таких корнях обычным способом нельзя. Например, слово «предполагать» нельзя проверить словом «предположим», так как правописание гласной в таких корнях зависит от правила. Подробнее в главе «Чередование».

Наконец, из общего правила существует исключение: нельзя проверять глагол совершенного вида глаголом несовершенного вида с суффиксом –ыва- (-ива) (выкопать – выкапывать); необходимо подобрать проверочное слово другой части речи (раскопки).

Непроверяемые безударные гласные в корне

Иногда бывает и так, что подобрать проверочное слово невозможно: просто нет однокоренных слов, в которых нужная гласная была бы под ударением. Часто это относится к заимствованным словам, но возможны такие примеры и среди исконно русских. Примеры: пенал, картина, традиция и т.п. Правописание таких слов надо запоминать или проверять по словарю.

Корни с чередованием

На протяжении веков язык претерпевал различные изменения. Поэтому в современном своем состоянии он содержит ряд корней, имеющих варианты написания.

Самое знаменитое чередование (-оро- – -ра- и –оло- – -ла-) основано на том, что в древности наряду с устным русским языком использовался письменный церковнославянский; первому свойственны полногласные сочетания (-оро-, -оло-), а второму – неполногласные (-ра-, -ла-).

Корни с чередованием можно спутать, но лучше этого не делать, так как тогда возникнет ошибка. Например, слово «ворота» нельзя проверять словом «привратник».

Надо запомнить и правописание чередующихся корней из таблицы ниже.

Кроме перечисленных, стоит запомнить также корни –равн- (равный)/-ровн-(ровный), -мак- (макать в жидкость)/-мок- (мокнуть, пропитываться водой) и –плав-/-плов-/-плыв- (пишется А, кроме слов «пловец», «пловчиха», «плывуны»).

Из статьи мы узнали, что проблемы с написанием безударной гласной в корне слова могут быть омофоничными (когда корни звучат одинаково), могут возникнуть, если не знать о чередовании гласных в корне и при проверке слова глаголом. Также мы узнали, что правописание гласной в корне в большинстве слов проверяется однокоренным словом, в котором безударный звук становится ударным.

Оцените статью
Добавить комментарий