Для сложения смешанных чисел, надо:
- найти общий знаменатель и привести к нему дробные части;
- сложить целые части смешанных чисел, отдельно сложить дробные части;
- если дробная часть сократима, то её сократить;
- если дробная часть — неправильная дробь, выделить из неё целую часть и добавить к целой части.
Числитель и знаменатель дробной части второго числа умножили на (2). Сложили целые части и отдельно сложили дробные части.
В результате получили дробную часть
— это неправильная дробь, поэтому из неё выделили целую часть
и полученное число прибавили к целой части:
Для вычитания смешанных чисел, надо:
- привести дробные части к общему знаменателю;
- при необходимости «занять» единицу из целой части;
- вычесть отдельно целые части и дробные части;
- если можно, сократить дробную часть.
Числитель и знаменатель дробной части второго числа умножили на ( )(4). Вычли целые части, затем вычли дробные части.
После приведения к общему знаменателю дробная часть первого числа
меньше дробной части второго числа
. Поэтому целую часть уменьшили на (1), а эту единицу внесли в дробную часть:
- Введение дополнительного угла
- Умножение и деление
- Основное свойство дроби
- Как сделать из неправильной дроби правильную дробь?
- Как смешанную дробь перевести в неправильную дробь?
- Вычитание смешанных дробей с одинаковыми знаменателями.
- Вычитание смешанного дроби из целого числа.
- Сложение дробей с одинаковыми знаменателями.
- Сложение дробей с разными знаменателями.
- Сложение смешанных чисел или смешанных дробей.
- Метод оценки
- Учет ОДЗ уравнения
- Универсальная подстановка
- Однородные уравнения
- Замена переменной и сведение к квадратному уравнению
- Разложение на множители
- Тригонометрические уравнения
- Тригонометрические уравнения повышенной сложности. Приемы решения
- Однородные уравнение – подробнее
Введение дополнительного угла
Этот метод применяется для уравнений вида acosx + bsinx=c. Он присутствует в школьных учебниках. Правда, в них рассматриваются только частные случаи — когда числа a и b являются значениями синуса и косинуса углов в 30°, 45° или 60°.
9. а) Решим уравнение:
б) Найдите все корни уравнения на отрезке
Делим обе части на 2:
В левой части получили синус суммы:
б) Отметим на единичной окружности отрезок
и найденные серии решений.
Обратите внимание, что в этой задаче отрезок больше, чем полный круг. Как нам поступить? Один из способов – нарисовать рядом две окружности.

Видим, что данному отрезку принадлежат точки:
10. а) Решите уравнение:
Сделаем теперь для разнообразия в левой части косинус разности:
б) Найдем корни уравнения, принадлежащие отрезку

Видим, что данному отрезку принадлежат точки 0 и
Покажем, как применяется метод введения дополнительного угла в общем случае.
Для чего мы выполнили это деление? Всё дело в получившихся коэффициентах при косинусе и синусе. Легко видеть, что сумма их квадратов равна единице:
Это означает, что данные коэффициенты сами являются косинусом и синусом некоторого угла
Соотношение (4) тогда приобретает вид:
Исходное уравнение сведено к простейшему. Теперь понятно, почему рассматриваемый метод называется введением дополнительного угла. Этим дополнительным углом как раз и является угол
·
познакомиться
с понятием «однородные тригонометрические уравнения»;
·
рассмотреть
способы решения однородных тригонометрических уравнений.
Мы продолжаем с вами изучать тему «Тригонометрические
уравнения» и сегодня на уроке познакомимся ещё с некоторыми уравнениями и
определимся с методами для их решения.

На практике довольно часто встречаются
тригонометрические уравнения вида

Или уравнения вида

Уравнения такого вида называют однородными
тригонометрическими уравнениями.

Итак, рассмотрим однородные уравнения
первой степени.


С помощью деления на одну из
тригонометрических функций решаются и однородные тригонометрические уравнения
первой степени вида

Только делить мы будем не на cos x,
а на cos mx.

Рассмотрим теперь однородное
тригонометрическое уравнение второй степени.


Теперь давайте рассмотрим случай, когда в
однородном тригонометрическом уравнении отсутствует слагаемое, содержащее синус
квадрат, то есть коэффициент а равен нулю.


Аналогично решаются однородные уравнения
второй степени, у которых отсутствует слагаемое косинус квадрат x.

Давайте, объединим все рассмотренные
случаи и составим единый алгоритм решения однородного тригонометрического
уравнения второй степени в общем виде.


Рассмотрим ещё
один пример.


Тригонометрические уравнения Однородные тригонометрические уравнения

Однородные тригонометрические уравнения первой степени
- Уравнение вида a sin x + b cos x = 0 называют однородным тригонометрическим уравнением первой степени.
- Если a ≠ 0 , b ≠ 0 , то для решения обе части уравнения разделим на cos x , и получим:


Пример 1. Решение
Разделим обе части на


Пример 2. Решение
По формулам приведения преобразуем обе части уравнения:


Однородные тригонометрические уравнения второй степени
a sin 2 x + b sin x cos x + c cos 2 x = 0
называют однородным тригонометрическим уравнением второй степени.

Алгоритм решения уравнения
- Если a≠0, c≠0, то:
- 1. Уравнение решается делением обеих его частей на cos 2 x и последующим введением новой переменной z =tg x

- Если a=0 ( или c=0), то:
- 2. Уравнение решается методом разложения на множители: за скобки выносим cos x (или sin x)


Пример 3. Решение
Разделим обе части на , получим:
Введем новую переменную z =tg x:
Решив квадратное уравнение получим:

Из первого уравнения получаем:
Из второго уравнения находим:
Ответ: , ,


Пример 4. Решение
Выносим за скобку :
Решаем два уравнения:
из первого уравнения находим

Делим обе части на :


Пример 5. Решение
Обратим внимание на то, что уравнение в правой части содержится не 0, а 2. Значит это не однородное уравнение.
Преобразуем по основному тригонометрическому тождеству:

Подставив в изначальное уравнение полученное выражение получим:
Приведем к виду однородного тригонометрического уравнения второй степени:

Разделим обе части почленно на :
Введем новую переменную :
Решив квадратное уравнение, получим:



А.В. Болоненко, учитель математики
МБОУ «СОШ №4» г. Скопина Рязанской обл.

— однородное тригонометричес – кое уравнение первой степени (а≠0, b ≠ 0)
— однородное тригонометриче c- кое уравнение второй степени
a sin 2 x + b sin x cos x + c cos 2 x = 0

Алгоритм решения однородного тригонометрического уравнения первой степени
(то есть значения x ,
при которых cos x = 0 , не являются корнями данного уравнения)

Алгоритм решения полного однородного тригонометрического уравнения второй степени (т.е. если а ≠ 0, b ≠ 0 , с ≠ 0)
Разделим обе части почленно на cos 2 x ≠ 0 ( если cos x = 0, то и sin x = 0 , что противоречит основному тригонометрическому тождеству)
a tg 2 x + b tg x + c = 0

— однородное тригонометрическое уравнение первой степени

— неполное однородное тригонометрическое уравнение второй степени
— однородное тригонометрическое уравнение первой степени
sin 2 x + sin x cos x = 0
sin x = 0 или sin x + cos x = 0
x = π k

— полное однородное тригонометрическое уравнение второй степени
sin 2 x + 2 sin x cos x – 3cos 2 x = 0
tg 2 x + 2 tg x – 3 = 0
Пусть t = tg x
t 2 + 2t – 3 = 0
D = 16, t 1 = – 3 , t 2 = 1
Вернёмся к переменной x:
tg x = – 3 или tg x = 1
x = – arctg 3 + π k

5sin 2 x – 14 sin x cos x – 3cos 2 x = 2
5sin 2 x – 14 sin x cos x – 3cos 2 x – 2cos 2 x -2sin 2 x = 0
3sin 2 x – 14 sin x cos x – 5cos 2 x = 0
3tg 2 x – 14 tg x – 5 = 0
3t 2 – 14t – 5 = 0
D = 256, t 1 = – 1/3 , t 2 = 5
tg x = -1/ 3 или tg x = 5
x = – arctg 1/3 + π k x = arctg 5 + π k
Ответ: – arctg 1/3 + π k , arctg 5 + π k , k€Z.

В презентации использованы задания из учебных пособий:
Калькулятор дробей выполнит основные арифметические действия с дробями и смешанными числами.
Если целая часть заполнена, калькулятор приведет смешанное число в неправильную дробь и выполнит операцию.
Заполните поля калькулятора чтобы найти сумму, разность, произведение и отношение дробей.
Основные операции с дробями
Чтобы сложить дроби с разными знаменателями необходимо: привести дробные части к наименьшему общему знаменателю;
затем сложить их числители. Рассмотрим на примере как сложить две дроби с разными знаменателями.


Наименьшее общее кратное знаменателей (8 и 6) равно 24.
Для нахождения разности дробей необходимо: привести дробные части к наименьшему общему знаменателю; затем выполнить вычитание числителей.
Найти разность дробей


Общее кратное знаменателей НОК(16, 20)=80. Для вычисления наименьшего общего кратного можно воспользоваться калькулятором. Калькулятор вычислит НОК автоматически.
Умножение и деление
Для умножения двух дробей нужно: перемножить их числители и знаменатели

Чтобы разделить дробь на другую нужно: умножить первую дробь на дробь, обратную второй:

Приведение к общему знаменателю
Чтобы совершать операции с дробями часто требуется привести дроби к общему знаменателю.
Рассмотрим процесс приведения двух дробей




Для сравнения дробей приведем их к общему знаменателю и сравним их числители. Воспользуемся шагами описанными выше и найдем наименьшее общее кратное знаменателей дробей и далее преобразуем:
НОК(18, 4)=36, дополнительный множитель первой дроби

,
доп. множитель второй дроби

Основное свойство дроби
Если числитель и знаменатель дроби умножить или разделить на одно и то же натуральное число, то получится равная ей дробь.
Смешанные дроби в математике можно получить одним из способов, например, из неправильной дроби или путем сложения дробей и еще много вариантов, когда вы сможете столкнуться со смешанной дробью.
Как сделать из неправильной дроби правильную дробь?
Дробная черта — это деление, поэтому число 21 поделим на 9 столбиком.
После деления столбиком у нас появились неполное частное, его записываем в целую часть дроби. Остаток записываем в числитель, а делитель записываем в знаменатель.
Смешанные дроби состоят из целой и дробной части.
Разделим ее столбиком:
Как смешанную дробь перевести в неправильную дробь?
Чтобы из смешанной дроби сделать неправильную дробь нужно знаменатель умножить на целую часть и сложить с числителем, получим числитель неправильной дроби. А знаменатель остается без изменения. Рассмотрим пример:
Вопросы по теме:
Смешанная дробь может быть меньше единицы?
Ответ: нет, потому что смешанную дробь можно представить в виде неправильной дроби, а неправильная дробь всегда больше или равна единицы.
Что показывает целая часть у смешанной дроби?
Ответ: целая часть показывает сколько полных знаменателей содержит дробь.
Как представить смешанное число в виде неправильной дроби?
Ответ: к произведению знаменатели и целой части прибавить числитель получим числитель искомой неправильной дроби, а знаменатель не меняется.
Как перевести неправильную дробь в смешанное число? И как выделить целую часть?
Ответ: делим в столбик числитель на знаменатель, неполное частное – это целое, делитель – это знаменатель, а остаток – это числитель. Смотрите пример выше.
Что такое смешанные дроби или смешанные числа?
Ответ: Смешанные дроби – это числа, которые состоят из целой и дробной части.
Решение:
Разделим дробь столбиком:

Смешанные дроби также, как и простые дроби можно вычитать. Чтобы отнять смешанные числа дробей нужно знать несколько правил вычитания. Изучим эти правила на примерах. Вычитание обыкновенных дробей с разными и одинаковыми знаменателями вы можете посмотреть нажав на ссылку.
Вычитание смешанных дробей с одинаковыми знаменателями.
Рассмотрим пример с условием, что уменьшаемое целое и дробная часть больше соответственно вычитаемого целой и дробной части. При таких условиях вычитание происходит отдельно. Целую часть вычитаем из целой части, а дробную часть из дробной.
Правильность вычитания проверяется сложением. Сделаем проверку вычитания:
Рассмотрим пример с условием, когда дробная часть уменьшаемого меньше соответственно дробной части вычитаемого. В таком случае мы занимаем единицу у целого в уменьшаемом.
Вычитание смешанного дроби из целого числа.
Рассмотрим пример с условием, если дробные части уменьшаемого и вычитаемого с разными знаменателями. Нужно привести к общему знаменателю, а потом выполнить вычитание.
Вопросы по теме:
Как вычитать смешанные дроби? Как решать смешанные дроби?
Ответ: нужно определиться к какому типу относиться выражение и по типу выражения применять алгоритм решения. Из целой части вычитаем целое, у дробной части вычитаем дробную часть.
Как из целого числа вычесть дробь? Как от целого числа отнять дробь?
Ответ: у целого числа нужно занять единицу и записать эту единицу в виде дроби
а потом целое отнять от целого, дробную часть отнять от дробной части. Пример:
Разные действия с дробями можно выполнять, например, сложение дробей. Сложение дробей можно разделить на несколько видов. В каждом виде сложения дробей свои правила и алгоритм действий. Рассмотрим подробно каждый вид сложения.
Сложение дробей с одинаковыми знаменателями.
На примере посмотрим, как складывать дроби с общим знаменателем.
Сложение дробей с одинаковыми знаменателями заключается в том, что нужно числители этих дробей сложить, а знаменатель останется прежний.
В буквенном виде сумма дробей с одинаковыми знаменателями будет выглядеть так:
Сложение дробей с разными знаменателями.
Чтобы сложить дроби с разными знаменателями нужно сначала найти общий знаменатель, а потом воспользоваться правилом сложения дробей с одинаковыми знаменателями.
В буквенном виде получаем такую формулу:
Сложение смешанных чисел или смешанных дробей.
Сложение смешанных дробей происходит по закону сложения.
У смешанных дробей складываем целые части с целыми и дробные части с дробными.
Если дробные части смешанных чисел имеют одинаковые знаменатели, то числители складываем, а знаменатель остается тот же.
Если дробные части смешанных чисел имею разные знаменатели, то находим общий знаменатель.
Вопросы по теме:
Как складывать дроби?
Ответ: сначала надо определиться к какому типу относиться выражение: у дробей одинаковые знаменатели, разные знаменатели или смешанные дроби. В зависимости от типа выражения переходим к алгоритму решения.
Как решать дроби с разными знаменателями?
Ответ: необходимо найти общий знаменатель, а дальше по правилу сложения дробей с одинаковыми знаменателями.
Как решать смешанные дроби?
Ответ: складываем целые части с целыми и дробные части с дробными.
Пример №1:
Может ли сумма двух правильных дробей в результате получить правильную дробь? Неправильную дробь? Приведите примеры.
Ответ: на оба вопроса ответ да.
Решение:
Знаменатель дроби равен 11, он указывает на сколько частей разделили торт. В обед съели 8 кусочков торта из 11. За ужином съели 3 кусочка торта из 11. Сложим 8 + 3 = 11, съели кусочков торта из 11, то есть весь торт.
Ответ: весь торт съели.
Метод оценки
В некоторых уравнениях на помощь приходят оценки

13. Рассмотрим уравнение:

Так как оба синуса не превосходят единицы, данное равенство может быть выполнено лишь в том случае, когда они равны единице одновременно:

Таким образом, должны одновременно выполняться следующие равенства:

Обратите внимание, что сейчас речь идёт о пересечении множества решений (а не об их объединении, как это было в случае разложения на множители). Нам ещё предстоит понять, какие значения x удовлетворяют обоим равенствам. Имеем:

Умножаем обе части на 90 и сокращаем на π:

Правая часть, как видим, должна делиться на 5. Число n при делении на 5 может давать остатки от 0 до 4; иначе говоря, число n может иметь один из следующих пяти видов: 5n, 5m + 1, 5m + 2, 5m + 3 и 5m + 4, где

. Для того, чтобы 9n+ 1 делилось на 5, годится лишь n = 5m + 1.
Искать k, в принципе, уже не нужно. Сразу находим x:

14. Рассмотрим уравнение:

Ясно, что данное равенство может выполняться лишь в двух случаях: когда оба синуса одновременно равны 1 или −1. Действуя так, мы должны были бы поочерёдно рассмотреть две системы уравнений.
Лучше поступить по-другому: умножим обе части на 2 и преобразуем левую часть в разность косинусов:

Тем самым мы сокращаем работу вдвое, получая лишь одну систему:



Умножаем на 21 и сокращаем на π:

Данное равенство невозможно, так как в левой части стоит чётное число, а в правой — нечётное.
Ответ: решений нет.
Это был тренировочный пример. А в задачах ЕГЭ решения есть всегда.
Посмотрите, как применяется метод оценки в задачах с параметрами.
15. Страшное с виду уравнение

В самом деле, из неравенства



Остаётся решить полученную систему. Это не сложно.
Перенесем в левую часть и вынесем общий множитель за скобки , получим:
Произведение равно нулю тогда и только тогда, когда хотя бы один из множителей равен нулю, а другой при этом имеет смысл.
Каждое уравнение равносильно совокупности:
Это значит, что синус угла х равен нулю, а его косинус равен 0, 1 или -1.
Или синус угла х равен 1, а косинус этого угла равен 0, 1 или -1.
Такие углы легко найти на тригонометрическом круге. Найденные серии решений запишем в ответ.
Учет ОДЗ уравнения
12. а) Рассмотрим уравнение:

б) Найдите все корни уравнения на отрезке
Перепишем уравнение в виде, пригодном для возведения в квадрат:

Тогда наше уравнение равносильно системе:

Решаем уравнение системы:

Второе уравнение данной совокупности не имеет решений, а первое даёт две серии:

Теперь нужно произвести отбор решений в соответствии с неравенством


не удовлетворяет этому неравенству, а серия

удовлетворяет ему. Следовательно, решением исходного уравнения служит только серия
Ответ в пункте (а):

Неравенство имеет единственное целое решение
Мы рассмотрели основные методы решения тригонометрических уравнений, которые применяются в задаче 12 ЕГЭ.
Где же еще нам могут встретиться тригонометрические уравнения? Конечно, в задачах с параметрами. Или на олимпиадах по математике. Сейчас мы увидим еще несколько полезных приемов решения.
Универсальная подстановка
Запомним две важные формулы:

Единственная неприятность, о которой не надо забывать: правые части этих формул не определены при

11. а) Решите уравнение:




Получаем кубическое уравнение:


Оно имеет единственный корень



Сужения ОДЗ в данном случае не было, так как уравнение с самого начала содержало

Универсальная тригонометрическая подстановка может также пригодиться при решении задач по планиметрии из второй части ЕГЭ. Поэтому формулы лучше выучить.
Однородные уравнения
7. а) Решите уравнение:
Такое уравнение называется однородным.
Степень каждого слагаемого в левой части равна двум. Точно так же, как в обычном многочлене
Для однородных уравнений существует стандартный приём решения — деление обеих его частей на
Возможность этого деления, однако, должна быть обоснована: а что, если косинус равен нулю?
Следующий абзац предлагаем выучить наизусть и всегда прописывать его при решении однородных уравнений.
Предположим, что cosx = 0. Тогда в силу уравнения и sinx = 0, что противоречит основному тригонометрическому тождеству. Следовательно, любое решение данного уравнения удовлетворяет условию cosx 0, и мы можем поделить обе его части на .
В результате деления приходим к равносильному квадратному уравнению относительно тангенса:
б) Отметим отрезок
и найденные серии решений на единичной окружности.

Видим, что данному отрезку принадлежат точки:
8. а) Решите уравнение:
Если бы в правой части стоял нуль, уравнение было бы однородным. Мы поправим ситуацию изящным приёмом: заменим число 3 на выражение
Получили однородное уравнение второй степени.
Так как не существует такой точки на единичной окружности, в которой одновременно синус и косинус равнялись бы нулю, мы разделим обе части уравнения на
Выполним замену: tgx = y, получим:
Ответом в пункте (а) являются две серии решений.

Видим, что данному отрезку принадлежит только точка
Замена переменной и сведение к квадратному уравнению
Это универсальный способ. Применяется в любых уравнениях — степенных, показательных, тригонометрических, логарифмических, каких угодно. Замена не всегда видна сразу, и уравнение нужно сначала преобразовать.
1. а) Решите уравнение:
б) Найдите корни уравнения, принадлежащие отрезку
а) Рассмотрим уравнение
Преобразуем его, применив основное тригонометрическое тождество:
Заменяя sin x на t, приходим к квадратному уравнению:
Решая его, получим:
Теперь вспоминаем, что мы обозначили за t. Первый корень приводит нас к уравнению
Оно не имеет решений, поскольку
Второй корень даёт простейшее уравнение
б) Найдем корни уравнения на отрезке
Разделим обе части неравенства на
Разделим на 2 обе части неравенства:
Единственное целое решение – это n=0. Тогда
— это единственный корень, который принадлежит отрезку
2. а) Решите уравнение:
б) Укажите корни этого уравнения, принадлежащие отрезку
Выразим косинус двойного угла по формуле
Заменяя cosx на t, приходим к квадратному уравнению:

нет решений, т. к.

3. а) Решите уравнение:
б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку
а) Чтобы упростить уравнение
Сделаем обратную замену.
— нет решений, т. к.
Для серии решений
У этого неравенства нет целых решенией, и значит, из второй серии ни одна точка в указанный отрезок не входит.
Разложение на множители
Во многих случаях уравнение удаётся представить в таком виде, что в левой части стоит произведение двух или нескольких множителей, а в правой части — ноль. Произведение двух или нескольких множителей равно нулю тогда и только тогда, когда хотя бы один из них равен нулю. Сложное уравнение, таким образом, распадается в совокупность более простых.
4. а) Решите уравнение:
а) Применяем формулу синуса двойного угла:
Ни в коем случае не сокращайте на косинус! Ведь может случиться, что cos x обратится в нуль, и мы потеряем целую серию решений. Переносим всё в одну часть, и общий множитель выносим за скобки:
Полученное уравнение равносильно совокупности двух уравнений: cosx = 0 и 2sinx – 1 = 0.
Все эти три серии решений являются ответом в части (а).

5. а) Решите уравнение:
Применим формулу суммы синусов:
Дальше действуем так же, как и в предыдущей задаче:
Ну что, перечисляем обе серии (1) и (2) в ответе через запятую? Нет! Серия (2) является в данном случае частью серии (1). Действительно, если в формуле (1) число n кратно 5, то мы получаем все решения серии (2).
Поэтому ответ в пункте (а):
Этот промежуток содержит 8 целых чисел: -2; -1; 0; 1; 2; 3; 4; 5.
Для каждого из этих n найдем x. Получим 8 решений на данном промежутке:
6. В следующей задаче также применяется метод разложения на множители. Но это заметно не сразу.
Используем формулу понижения степени:
Применяем формулу суммы косинусов:
Произведение двух множителей равно нулю тогда и только тогда, когда хотя бы один из множителей равен нулю, а другой при этом имеет смысл. Уравнение равносильно совокупности:
Решив неравенство, получим:
Им соответствуют решения:
2) Из серии решений
на указанном отрезке лежит только корень
Но он уже входит в первую серию решений.
Можно также заметить, что вся вторая серия решений является подмножеством первой.
Тригонометрические уравнения
- Замена переменной и сведение к квадратному уравнению
- Разложение на множители
- Введение дополнительного угла
- Учет ОДЗ уравнения
- Тригонометрические уравнения повышенной сложности.
Приемы решения
В данной статье мы расскажем об основных типах тригонометрических уравнений и методах их решения. Тригонометрические уравнения чаще всего встречаются в задаче 12 ЕГЭ.
В вариантах ЕГЭ задача, где нужно решить уравнение, состоит из двух пунктов. Первый пункт – решение самого уравнения. Второй – нахождение его корней на некотором отрезке.
Некоторые из методов (например, замена переменной или разложение на множители) являются универсальными, то есть применяются и в других разделах математики. Другие являются специфическими именно для тригонометрии.
Необходимых формул по тригонометрии не так уж и много. Учите наизусть!
Тригонометрические формулы.
Любой метод решения тригонометрических уравнений состоит в том, чтобы привести их к простейшим, то есть к уравнениям вида sin x = a, cos x = a, tg x = a, ctg x = a.
Теперь — сами методы. Теория и примеры решения задач.
Тригонометрические уравнения повышенной сложности. Приемы решения
16. Рассмотрим такое уравнение:




Начнем со второго уравнения.
то их сумма может быть равна 2, только оба слагаемых равны 1. Но на единичной окружности не существует точки, в которой одновременно синус и косинус равен единице. Значит, второе уравнение корней не имеет.
Решим первое уравнение методом введения дополнительного угла.
Для этого разделим обе части уравнения на
17. Помним формулы косинуса и синуса тройного угла:

Вот, например, уравнение:

Оно сводится к уравнению относительно


Решим второе уравнение с помощью замены sinx = t.
А решением первого уравнения sinx = 0 являются числа вида
Интересно, что формулы синуса и косинуса тройного угла также могут пригодиться вам в решении задач по планиметрии из второй части ЕГЭ.
18. Как бороться с суммой четвёртых степеней синуса и косинуса?
Выделяем полный квадрат!

19. А как быть с суммой шестых степеней?

Раскладываем левую часть на множители как сумму кубов:


С суммой четвёртых степеней вы уже умеете обращаться.
Мы рассмотрели основные методы решения тригонометрических уравнений. Знать их нужно обязательно, это — необходимая база.
В более сложных и нестандартных задачах нужно ещё догадаться, как использовать те или иные методы. Это приходит только с опытом. Именно этому мы и учим на наших занятиях.
Благодарим за то, что пользуйтесь нашими публикациями.
Информация на странице «Тригонометрические уравнения» подготовлена нашими редакторами специально, чтобы помочь вам в освоении предмета и подготовке к экзаменам.
Чтобы успешно сдать нужные и поступить в ВУЗ или колледж нужно использовать все инструменты: учеба, контрольные, олимпиады, онлайн-лекции, видеоуроки, сборники заданий.
Также вы можете воспользоваться другими материалами из данного раздела.
Однородные уравнение – подробнее
Что такое однородные уравнения? Давай посмотрим на определение.
Совершенно пугающее определение, поэтому разберемся на примере.
Это уравнение однородное. Почему? Давай посмотрим на определение.
Стоп! Давай все-таки попытаемся разобраться в этой громоздкой формуле.
Дальше идет первая переменная в степени ( n-1) и вторая переменная в первой степени.
В нашем случае это ( -4ab).
Как мы выяснили, ( n=2), значит здесь степень ( n-1=1) при первой переменной ( left( a
ight)) – сходится.
И вторая переменная ( left( b
ight)) в первой степени – на месте. Коэффициент ( k=)( -4).
Первая переменная ( left( a
ight)) в степени ( n-2=0), и вторая переменная ( left( b
ight)) в квадрате, с коэффициентом ( left( 3
ight)). Это последний член уравнения.
Как видишь, наше уравнение подходит под определение в виде формулы.
Давай рассмотрим вторую (словесную) часть определения.
У нас две неизвестные ( (a) и ( b)). Здесь сходится.
Рассмотрим все слагаемые. В них сумма степеней неизвестных должна быть одинакова.
( -4ab) – сумма степеней равна ( 2) (( 1) при ( a) и ( 1) при ( b)).
Как видишь, все сходится! Это однородное уравнение.
Теперь давай потренируемся в определении однородных уравнений.
На примере этой задачи повторим, что такое однородные уравнения и как их решать.
То есть это уравнение с двумя неизвестными, в каждом слагаемом которого одинаковая сумма степеней этих неизвестных. Например, в примере выше эта сумма равна ( 2).
Решение однородных уравнений осуществляется делением на одну из неизвестных в этой степени:
Чаще всего нам будут встречаться уравнения второй степени (то есть квадратные), а их решать мы умеем:
Отметим, что делить (и умножать) все уравнение на переменную можно только если мы убеждены, что эта переменная не может быть равна нулю!
В случаях, когда это не так очевидно, необходимо отдельно проверять случай когда эта переменная равна нулю. Например:
Решения (краткое описание):
А здесь надо не делить, а умножать:
Если тригонометрические уравнения ты еще не проходил, этот пример можно пропустить.
