Суффикс в русском языке 3 класс Конспект урока по русскому языку на тему «Суффикс» (2 класс)

Тема «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?»

познакомить с суффиксом как значимой частью слова; формировать умения выделять суффиксы в словах, образовывать с помощью суффиксов новые слова.

I.  Организационный момент

III. Актуализация знаний

– Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

Землю согрело, не опоздай с посевомЗемля – тарелка: что положишь, то и возьмешь (т. е. каково обработаешь, сколько назему, каковы семена и пр.).

Разлитую воду не соберёшьПролитого не подберешь.)

– Найдите слова с приставками. Выпишите их, выделите приставки.

IV. Самоопределение к деятельности

– Спишите слова. Выделите в них корень.

Столик, пенёк, лётчик.

– Назовите окончания. (

– Объясните лексическое значение каждого слова.

для посетителей в ресторане, столовой, для служебных надобностей.

– нижняя часть ствола срубленного, спиленного или сломленного дерева вместе с оставшимися в земле корнями.

– специалист, управляющий самолет, вертолетом. Синоним – пилот.

– Сравните слова по составу. Чем они похожи? (Состоят из корня и части после корня

– Кто уже знает, как называется часть слова, которая стоит после корня? (Ответы детей.)

– Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

– Прочитайте стихотворение.

(Далее работа по вопросам и заданиям упражнения.)

– Как называется часть слова, которая стоит после корня? (

– Прочитайте группы слов.

– Сравните слова в каждой группе. Чем они похожи и чем отличаются?

– С помощью какой части слова образованы новые слова?

– Выполните письменные задания к упражнению.

(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют части слова.)

– Прочитайте ниже сведения о языке.

– Что такое суффикс?

– Для чего служат суффиксы?

VII. Продолжение работы по теме урока

1. Работа по учебнику

– Прочитайте текст. О каком городе в нём говорится?

– Выполните задания.

– Прочитайте однокоренные слова, которые вы выписали, и назовите в них суффиксы. (Тверь, тверичи (-ич-), тверские (-ск-)

– Какие ещё слова в тексте имеют суффикс -ск-? (

– А как называют жителей нашего города (села)?

– Что нужно сделать, чтобы найти в слове суффикс?

– Приведите примеры.

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

Корень мой находится в цене.

В очерке найдите приставку мне.

Суффикс мой в тетрадке вы встречали,

Вся же в дневнике я и в журнале. (

Корень — с дорогой роднится,

В сборе приставка таится,

Суффикс как в слове дневник.

Целым же — в космос проник. (

(Работа в парах.)

– Прочитайте слова.

Домик, пригород, берёзка, рыбак, переход, отлёт.

– Разделите их на две группы. (1) Домик, берёзка, рыбак; 2) переход, отлёт, пригород

– По какому признаку вы разделили слова? (В первой группе слова, образованные с помощью суффиксов, во второй – с помощью приставок

– Что такое приставка? Для чего она служит?

– Что такое суффикс? Для чего он служит?

– Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

– Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Записать десять слов с суффиксами.

Суффикс – что это такое, как правильно находить суффиксы в словах и какие они бывают

Часть слова, всегда находится между корнем и окончанием.

Суффикс в русском языке 3 класс Конспект урока по русскому языку на тему «Суффикс» (2 класс)

Суффикс – это морфема, то есть часть слова. Всего морфем пять: приставка, корень, суффикс, окончание, постфикс. Суффиксы всегда находятся после корней и до окончаний. То, что после окончания – это уже постфикс.

Суффиксы образуют новые слова и формы слов. В этой статье я расскажу вам, в чем разница и объясню, как искать суффиксы в словах.

Зачем нужны суффиксы

Их главная задача – создавать новые слова. Новые слова – то есть такие, у которых новое значение. Например, лес – это деревья, а лесник – это мужик, который их стережет. Лесник как раз образовался с помощью суффикса «-ник».

Береза – это дерево. Березка – маленькое дерево, березонька – тоже маленькое, но вдобавок еще такое, к которому мы относимся с особой нежностью. Эти новые слова тоже появились с помощью суффиксов «-к-», «-оньк-».

Что такое формообразующий суффикс

Иногда суффиксы используются для создания формы слова. Форма слова – это слово с прежним лексическим значением, но другими грамматическими признаками.

Я в школе так и не мог понять разницы между новым словом и формой слова, поэтому вот вам список всех случаев, когда в слове формообразующий суффикс:

  • У глаголов прошедшего времени: читать-читал, смеяться – смеялся.
  • У глаголов повелительного наклонения: бежать – беги, учить – учи.
  • У причастий: смотреть — смотрящий, плясать – пляшущий.
  • У деепричастий: вспоминать – вспоминая, обдумывать – обдумывая.
  • У сравнительной степени прилагательных и наречий: красиво – красивее, быстрый – быстрее.
  • У некоторых существительных в форме множественного числа: мать – матерей, дочь – дочерей, сын – сыновья (сыновjа).

Как найти суффикс в слове

Надо выделить окончание, выделить корень, а то, что будет между ними – и есть суффикс.

Но проблема в том, что суффиксов бывает два и более. В таком случае надо прокрутить в мозгах процесс образования слова.

Например, вот слово «учительница». На первый взгляд здесь суффикс «тельниц», потому что корень «уч» (от глагола «учит», где «-ит» – окончание), а окончание «-а».

Но посмотрите на словообразовательную цепочку: учит – учитель (с помощью суффикса -тель-) – учительница (с помощью суффикса -ниц-).

Получается, тут два суффикса: -тель- и -ниц-.

Видеть всю словообразовательную цепь сложно, мы даже на втором курсе института тупили.

Что надо знать про [j] в суффиксах

Какой суффикс в слове «терпение»? На первый взгляд – «ени», потому что корень «терп» (терпеть – терплю – терпит), а окончание – «е» (терпению, терпения, терпением).

Теперь смотрите, в чем фишка: терпениjэ, терпениjа, терпениjу, терпениjэм. Букву «е» в окончании надо поделить на две и выделить как окончание только вторую половинку. Потому что первая половинка – это j, и он в суффиксе.

Суффикс в русском языке 3 класс Конспект урока по русскому языку на тему «Суффикс» (2 класс)

-Ений- – это суффикс, с помощью которого образуются отглагольные существительные. То есть до него был глагол, а с ним стало существительное: терпеть – терпение, воодушевлять – воодушевление, избивать – избиение, молить – моление, гореть – горение.

Запомните это и сразу выделяйте во всех отглагольных существительных «-ений-».

-Ть у глаголов – окончание или суффикс

Спросите у своего учителя.

В русском языке есть два подхода, и они оба имеют право на существование. Согласно первому, -ть – суффикс, согласно второму – окончание.

В учебниках Ладыженской это окончание, в учебниках Бабайцевой – суффикс.

В школе вам не надо доказывать, суффикс это или окончание. Просто спросите у своего учителя в начале очередного года, как правильно. И выделяйте так до 11 класса. На ОГЭ и ЕГЭ вопросов о природе -ть нет.

Всем высоких баллов на ЕГЭ.

( 10 оценок, среднее 4.7 из 5 )

Здравствуйте, друзья мои!

Суффикс в русском языке 3 класс Конспект урока по русскому языку на тему «Суффикс» (2 класс)

Вы знаете, я вчера ходил
в обезьянник. Какие же интересные животные, эти обезьяны. Самая большая из них
– горилла. Когда она протянула мне руку, я даже испугался. Это была не рука, а ручища!
А потом я взял в руки самую маленькую обезьянку, мармозетку. Ах, как мило она
цеплялась своими малюсенькими ручонками за мой палец!

Стоп-стоп! А ведь я
сейчас один и тот же орган назвал совершенно по-разному – рука, ручища,
ручонка. Интересно получилось. Ведь это – однокоренные слова!

Вы не согласны? Думаете,
что это не однокоренные слова, а разные формы одного и того же слова?

Возьму слово рука
и начну его изменять. Руки, руке, рукой, руку.

Изменяемая часть, то есть
окончания – -а, -и, -ой, -е.

Изменяю слово ручища.

Ручища – ручищи, ручищу,
ручищей.

Изменяю слово ручонка.

Ручонка – ручонки,
ручонку, ручонкой.

Выделяю и здесь окончания.

А чем же отличаются слова
рука, ручища, ручонка? Сейчас я обозначу корень. Кстати,
вы обратили внимание на то, что в этих словах есть чередование согласных
к – ч? И корень – рук- или руч-.

Суффикс в русском языке 3 класс Конспект урока по русскому языку на тему «Суффикс» (2 класс)

Но в словах ручища
и ручонка между корнем и окончанием есть ещё части слова. Выделим их
уголком. В слове ручища после корня стоит -ищ-, и вот уже обыкновенная
рука превратилась в огромную ручищу. В слове ручонка стоит -онк-, и рука
стала маленькой.

Значит, не только
приставка, которая стоит перед корнем, помогает образовать новое
слово. Такая часть слова, которая стоит после корня и служит для
образования новых слов, называется суффиксом. Своё
название он получил от латинского слова suffixus, что означает «прикреплённый».
Если приставка как будто приставляется перед корнем, то суффикс прикрепляется
после корня.

Итак, суффикс –
это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования
новых слов.

А как найти в слове
суффикс? Вот, например, перед нами слова гусь, гусыня, гусята,
гусак, гусиный. Понятно, что это родственные слова. Корень гус-. Его
лексическое значение – крупная водоплавающая птица.

Гусята –
окончание а-, суффикс -ят-.

Гусак – нет гусака.
Окончание нулевое, суффикс -ак-.

Суффикс в русском языке 3 класс Конспект урока по русскому языку на тему «Суффикс» (2 класс)

Друзья мои, вы поняли?
Для того, чтобы найти в слове суффикс, надо:

*
выделить в слове окончание, изменив это слово;

берёзка – берёзку,
берёзки столик – столика, столику

*
выделить в слове корень, подобрав однокоренные слова без суффикса или с другим
суффиксом.

берёзка
– берёза, берёзовый столик – стол, столешница

Часть слова, которая
стоит после корня перед окончанием, и будет суффиксом.

Ах эти суффиксы, они
просто волшебники! Какие превращения они умеют делать со словами.

Возьмём, например, обычные
имена: Галя, Соня, Лиза, Зоя, Данила, Валя, Ира. Добавим к ним суффиксы,
и получаем: Галочка, Сонечка, Лизонька, Зоенька, Данилушка,
Валюшка, Иришка.

Как ласково и нежно
зазвучали эти имена. Суффиксы -очк-, -ечк-, -оньк-, -еньк-,
-ушк-, -юшк-, -ишк- придали именам уменьшительно-ласкательное значение. Но эти
суффиксы могут придать такие значения не только именам, но и другим словам.

Есть и другие суффиксы,
которые также могут придать словам уменьшительно-ласкательное значение,
например, суффиксы -к-, -ик-, -ок-, -ёк-.

А вот ещё интересная
группа суффиксов.

Это суффиксы-труженики.
Вы спросите, почему? Да вот посмотрите, какие слова образуются при помощи этих
суффиксов:

Хоккеист, пианист,
художник, перевозчик, сварщик, боксёр, аптекарь,
командир, спасатель, учитель и
многие другие.

А теперь, друзья мои,
почитайте вот эти слова.

Кот – котёнок,
мышь – мышонок, морж – моржонок, ребёнок, поросёнок.

Котята, мышата,
моржата, ребята, поросята.

Суффикс в русском языке 3 класс Конспект урока по русскому языку на тему «Суффикс» (2 класс)

В них суффиксы
-онок-, -ёнок- и -ат-, -ят- превращают взрослых в детёнышей.

Есть суффиксы,
которые помогают образовывать имена прилагательные от имён существительных.
Например, возьмём слово длина. Добавим к нему суффикс -н-,
изменим окончание, и вот уже появилось прилагательное длинный. От
слова рябина при помощи суффикса -ов- можем образовать
прилагательное рябиновый.

Какие только превращения
не происходят при помощи суффиксов. Трудно всё перечислить на
одном уроке. Я думаю, вы, мои любознательные друзья, и сами постараетесь
узнать, какие ещё слова можно образовывать при помощи суффиксов. А время нашей
встречи сегодня подходит к концу. Осталось только повторить то, что вам
обязательно надо запомнить.

Чтобы найти в слове
суффикс, надо:

берёзка
– берёза, берёзовый столик –стол, столешница.

Суффикс в русском языке 3 класс Конспект урока по русскому языку на тему «Суффикс» (2 класс)

А я прощаюсь с вами,
друзья мои. До новых встреч!

II. Элементы чистописания

10 ноября. Классная работа.

«Красиво писать – красоту творить» – гласит народная мудрость. Вспомним правила посадки при письме.

– Запиши сложные слова, выдели корень. Подчеркни соединительную гласную.

1.) 1 строка

– Определите букву, которую будете писать на минутке чистописания.

– В слове «ноябрь» она обозначает согласный, звонкий, непарный, твёрдый звук.

– Сравните с образцами и оцените свою работу. Посмотрите и отметьте элементы, которые получились у вас лучше остальных.

2.) 2 строка:

– Подберите родственные слова, используя различные приставки. Какую роль играет приставка в русском языке? Запишите не менее 3 слов. Выделите приставку.

3.) 3 строка:

Записать предложение в тетрадь, соблюдая правила каллиграфии.

Выделим грамматическую основу, разберём предложение по частям речи и охарактеризуем его (УСТНО словосочетания).

– Какие приставки встретились в этих словах? Обозначим их.

Оцените свою каллиграфическую работу.

-Задайте отвечающему дополнительный вопрос, связанный с темой прошлого урока.

III. Самоопределение к деятельности

– Какую большую тему мы начали изучать? (словообразование)

– Мы продолжим знакомиться с составом слова, у каждого у вас на партах лежит осенний листок. Переверните его, прочитайте на нём задание. Ваша задача сейчас объединиться в две группы и объяснить, почему именно в этой группе вы оказались.

1 группа – формы слова.

– Что нужно сделать. Чтобы подобрать формы слова?

2 группа  – родственные слова.

– Запишем слова второй группы в тетрадь. Выделим в них корень.

Лист, листик, листочек, листва.

– Что нужно сделать, чтобы выделить окончание в слове?

– Назовите окончания в этих словах.

– Объясните разницу в лексическом значении каждого слова.

IV. Формулировка темы урока и постановка проблемы

– Сравните слова по составу. Чем они похожи? (Состоят из корня и части после корня.)

– Отлично, тему сформулировали. А какая цель у нас стоит на уроке, с какой задачей мы с вами вместе справимся?                                                                                                        Мы должны понять:

Что такое суффикс?                                                                                                                    Где стоит суффикс?

Для чего служит суффикс?

Как найти в слове суффикс?                                                                                                                                                                      – Сегодня мы будем исследовать суффикс и выявим его роль в русском языке.

Работа по теме урока.                                                                                                                     1. Открытие нового.                                                                                                        СПРАВКА: Слово суффикс пришло к нам из немецкого языка SUFFIX, что обозначает «прикрепленный», а тот в свою очередь из латинского SUFFIXUS с тем же значением.

2. Формулировка правила.

Давайте попробуем сформулировать правило о суффиксе.

– Возьмите листочки.

– Какая это часть слова?

– После чего стоит?

– Перед чем стоит?

– Для чего служит?

–  Полностью повторим все, что сейчас говорили о суффиксе.

3. Первичное закрепление. Работа по учебнику.                                                                                                    – Откройте учебник на стр.89. Проверим, правильно ли мы сформулировали правило?

– Верное правило получилось у нас?

После корня он стоит

Если я его сменю

Другое слово получу.

4. Упр. 165 (стр. 89).

– Сравните слова в каждой группе. Чем они похожи и чем отличаются? Какая часть слова внесла новый оттенок в значение однокоренных слов и образовало новое слово?

– Какой вывод можем сделать?

– Запишем на следующей строчке транскрипцию слова

5. ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

VI. Закрепление полученных знаний

1. Работа в группах.

– Составим алгоритм нахождения суффикса в слове.

Подобрать _________________ слова.

Найти ________, ___________.

Часть слова, которая стоит после корня и будет __________.

– Сверьте с учебником и подайте сигнал (стр. 90)

– Зачитайте, что у вас получилось.

3. Работа в парах                                                                                                                                                       – Прочитайте слова. Найдите и выделите в них суффикс.

– Проверьте свою работу в парах. Оцените свою работу.

4. Самостоятельная работа разноуровневая.

– Найди слова, в которых есть суффикс. Суффикс выдели

Выходной, лесник, дома, бежит, сынок, берёзовый, снега, снежки, заморозки, ходит.

Запиши данные слова без суффиксов.

Стаканчик -_______________, дворик ____________, ветерок ___________, старость -__________, ленив -__________, холодок-_________.

– В каждом столбике найди «лишнее» слово и зачеркни его. Допиши свой пример с данными приставками и суффиксами в каждый столбик.

1 группа – по эталону самопроверка

2 группа – у учителя

3 группа – в группе

VII . Рефлексия.

Тест по теме: «Суффикс».

Найди правильный ответ и обведи буквы. Из них получится слово. Успехов!

О – часть речи,

М – часть слова.

М – для связи слов в предложении,

О – для образования новых слов.

О – перед корнем,

Л – после корня.

О – изменяемая часть слова,

М – неизменяемая часть слова.

Чтобы найти суффикс в слове, надо:

О – изменить форму слова,

Д – подобрать однокоренные слова.

В каких из этих слов есть суффикс

О – книга,

Е – книжный,

Ц – книжечка.

– Давайте подведем итог сегодняшнего урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Чему научились? Смогли мы ответить на все поставленные вопросы?

– Вернёмся к пословице которую мы собрали вначале урока. Просигнализируйте карандашами у кого сегодня на уроке получилось с помощью маленькой удачи достигнуть успеха в изучении суффиксов?

. Задание на дом.

Стр. 89, 90 правило

Цель урока – создать условия для формирования представления учащихся о суффиксе как значимой части слова, умения находить в слове суффиксы.

Тип урока: постановка и решение учебных задач.

Что такое суффикс в русском языке?

Суффикс — это зна­чи­мая часть сло­ва, кото­рая нахо­дит­ся после кор­ня и слу­жит обыч­но для обра­зо­ва­ния новых слов.

Чтобы понять, что такое суф­фикс в рус­ском язы­ке, нач­нем с того, что сло­во состо­ит из осно­вы и окон­ча­ния. В осно­ву вхо­дят все мор­фе­мы, кро­ме окон­ча­ния, кото­рое явля­ет­ся сло­во­из­ме­ни­тель­ной частью сло­ва, и фор­мо­об­ра­зу­ю­щих суффиксов.

В мор­фем­ном соста­ве сло­ва суф­фикс рас­по­ла­га­ет­ся непо­сред­ствен­но за корнем:

Эта мор­фе­ма слу­жит для обра­зо­ва­ния новых слов и неко­то­рых грам­ма­ти­че­ских форм.

Словообразовательные суффиксы

В рус­ском язы­ке новые сло­ва обра­зу­ют­ся с помо­щью суффиксов:

Такой спо­соб обра­зо­ва­ния новых слов назы­ва­ет­ся суф­фик­саль­ным.

Значения суффиксов

Обратим вни­ма­ние, что сло­ву «домик» суф­фикс -ик- при­да­ет уменьшительно-ласкательное зна­че­ние. Значит, суф­фик­сы не толь­ко обра­зу­ют новое сло­во, но и могут при­да­вать ему допол­ни­тель­ное зна­че­ние лас­ка­тель­но­сти, умень­ши­тель­но­сти или уве­ли­чи­тель­но­сти, пре­не­бре­же­ния. С помо­щью таких суф­фик­сов гово­ря­щий выска­зы­ва­ет свое отно­ше­ние к пред­ме­там и явле­ни­ям. Например, выде­лим оце­ноч­ные суф­фик­сы в соста­ве слов:

Обратим вни­ма­ние на чере­до­ва­ние кор­не­вых соглас­ных перед суф­фик­са­ми: г//ж, к//ч.

Один или два суффикса?

В мор­фем­ном соста­ве мно­гих слов мож­но ука­зать не один, а два и даже три суф­фик­са, кото­рые нани­зы­ва­ют­ся друг за дру­гом, как бусин­ки, на про­из­во­дя­щую осно­ву. Чтобы пра­виль­но опре­де­лить, сколь­ко суф­фик­сов в сло­ве, состав­ля­ем сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную цепоч­ку и нахо­дим про­ме­жу­точ­ные сло­ва с опре­де­лен­ным суффиксом:

Рассмотрим мор­фем­ный состав слов «шапоч­ка», «весточ­ка», «зава­роч­ка». Выясним, мож­но ли в их соста­ве ука­зать общий суф­фикс -очк-.

Только в отгла­голь­ном суще­стви­тель­ном «зава­роч­ка» выде­лим два суф­фик­са. В соста­ве слов «шапоч­ка» и «весточ­ка» при всей их похо­же­сти раз­ные суф­фик­сы: -к- и -очк-.

Суффиксы частей речи

В мор­фем­ном соста­ве слов каж­дой части речи суще­ству­ют свои харак­тер­ные суффиксы.

Например, у суще­стви­тель­ных суф­фик­сы -чик, -щик, -ик, -ист, -тель обра­зу­ют назва­ния лиц муж­ско­го рода по про­фес­сии или роду занятий:

  • лёт чик
  • водо­про­вод чик
  • фонар щик
  • бетон щик
  • ака­дем ик
  • траг ик
  • машин ист
  • лингв ист
  • писа тель
  • чита тель .

У имён при­ла­га­тель­ных ука­жем свой набор суффиксов:

  • -ив-/-ев- (лен ив ый, плюш ев ый);
  • -чив- (задум чив ый, вкрад чив ый);
  • -лив- (забот лив ый, дожд лив ый);
  • -ист- (пре­рыв ист ый, золот ист ый);
  • -ов- (кокос ов ый, дел ов ой);
  • -оват-/-еват- (смугл оват ый, ноздр еват ый) и т. п.

Глаголы име­ют суф­фик­сы -е-, -и-, -а-, -о-, -ыва-/-ива-, -ова-/ева-, -ну- и пр.:

  • смотр е ть
  • пил и ть
  • мур­лык а ть
  • пол о ть
  • раз­вед ыва ть
  • рас­краш ива ть
  • бесед ова ть
  • танц ева ть
  • стук ну ть.

Формообразующие суффиксы

Суффиксы обра­зу­ют не толь­ко новые сло­ва, но и их грам­ма­ти­че­ские фор­мы. Такие суф­фик­сы мы назо­вем фор­мо­об­ра­зу­ю­щи­ми. Они не вхо­дят в осно­ву слова.

Например, фор­ма про­шед­ше­го вре­ме­ни гла­го­лов обра­зу­ет­ся с помо­щью суф­фик­са -л-, кото­рый при­со­еди­ня­ет­ся к осно­ве инфинитива:

  • мур­лы­ка ть — мур­лы­ка л ;
  • отво­зи ть — отво­зи л ;
  • засея ть — засея л ;
  • воз­не­на­ви­де ть — воз­не­на­ви­де л .

Причастие обра­зу­ют фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суффиксы:

  • -ащ-/-ящ- (лет ящ ий, визж ащ ий), -ущ/-ющ (мур­лыч ущ ий, бор ющ ийся);
  • -им-/-ем- (при­нос им ый, беле ем ый);
  • -вш-, -ш- (опа вш ий, при­нёс ш ий);
  • -нн-, -енн-, -т- (раз­вея нн ый, повал енн ый, натёр т ый).

У осо­бой гла­голь­ной фор­мы дее­при­ча­стия можем вычле­нить фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суффиксы:

  • -а/-я (бега я , слыш а );-в, -вши, -ши (услы­ша в , скры вши сь, потряс ши ).
  • -а/-я (бега я , слыш а );
  • -в, -вши, -ши (услы­ша в , скры вши сь, потряс ши ).

Формы срав­ни­тель­ных сте­пе­ней при­ла­га­тель­ных и наре­чий обра­зу­ем с помо­щью суффиксов:

  • кра­си­вый — кра­сив ее , кра­сив ейш ий;
  • весе­ло — весел ее ;
  • чисто — чищ е .

Как найти суффикс в слове?

Чтобы най­ти суф­фикс дей­ству­ем так.

Сначала выде­лим в сло­ве окон­ча­ние, затем — корень. Часть сло­ва меж­ду кор­нем и окон­ча­ни­ем и будет суффиксом.

Образец рассуждений

1. котёнк а , котёнк у

Изменив суще­стви­тель­ное по паде­жам, выяс­ним, что в сло­ве «котё­нок» нуле­вое окон­ча­ние.

2. кот , кот ик, кот ище

Подобрав род­ствен­ные сло­ва, опре­де­лим, что в сло­ве «котё­нок» корень — кот —

Суффикс в сло­ве «котё­нок» — — ёнок — (сто­ит меж­ду кор­нем — кот — и нуле­вым окончанием).

Видеоурок

Суффиксы разнообразны по форме, функциям и значению. Они могут переводить одну часть речи в другую, служат для образования новых слов и форм, придают словам разные смысловые оттенки.

Знание суффиксов поможет тебе при разборе слов по составу.

Основные суффиксы имен существительных

Основные суффиксы имён прилагательных

относящийся к чему-либо,

состоящий из чего-либо,

-н-гриб н ой, смеш н ой-ан-ков ан ый, песч ан ый-ин-пчел ин ый, крыс ин ый-онн- (-енн-)порци онн ый, утр енн ий-лив-талант лив ый, смет лив ый-ов-горох ов ый, сад ов ый-ск-апрель ск ий, покров ск ий-ат-горб ат ый, волос ат ыйслова с ласкательным значением-еньк-светл еньк ий, весел еньк ий-оньк-мяг оньк ий, плох оньк ийобладающий малой степенью признака-оват-шерох оват ый, сер оват ыйимеющий что-либо в большом количестве-ист-голос ист ый, когт ист ый

Основные суффиксы глаголов

находиться в каком-нибудь состоянии, осуществлять что-либо, предаваться какой-то деятельности

Основные суффиксы наречий

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Русский язык. 3 класс

Русский язык. 3 класс

Тема. Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

Знать, что такое суффикс, находить суффикс в слове, приводить примеры слов с разными суффиксами.

Тезаурус по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке)

Суффикс, корень, образование слов.

  • В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.
  • находить суффикс в слове;
  • приводить примеры слов с разными суффиксами.

Теоретический материал для самостоятельного изучения Рассмотрим рисунки. Что общего и чем различаются?

Суффикс в русском языке 3 класс Конспект урока по русскому языку на тему «Суффикс» (2 класс)

На рисунке представлен один и тот же предмет, но только в одном случае слово называет предмет: чашка, яблоко, стул, цветок, жук, ведро, а в другом случае указывает на отношение к нему и размер: чашечка, яблочко, стульчик, цветочек, жучок, ведёрочко, ведёрко.

Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Например, лес – лесок, лесной, лесник, лесистый.

Учитель Михаил Васильевич написал на доске три слова: человек, человечик, человечишко.

— Кто составит предложение с этими словами, — спросил учитель.

В классе какое – то время стояла напряжённая тишина, а потом потянулись руки.

— Человек гордо шагает по планете, — записал Михаил Васильевич одно из предложений.

— А теперь попробуйте, — обратился он к ребятам, — заменить слово «человек» на человечек, человечишко.

— Нельзя, Михаил Васильевич!, — сказал кто-то из ребят.

Михаил Васильевич улыбнулся.

— Нельзя, говорите, а почему?

— Человек, человечишко не может гордо шагать.

Оказывается, смысл слова заключается не только в корне, но и в суффиксе. Суффиксы придают слову разные смысловые оттенки.

Чтобы найти в слове суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая стоит после суффикса и перед окончанием, будет и являться суффиксом.

Например, воробьишко – маленький воробей, значит, суффиксом будет являться часть слова – ишк — .

Тракторист – тот, кто управляет трактором, значит, суффиксом будет являться часть слова – -ист-.

Укажи наиболее полное и правильное определение суффикса.

  • Суффикс – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
  • Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
  • Суффикс – это значимая часть слова.

Укажите, как найти суффикс в слове.

  • Подобрать однокоренное слово без суффикса или с другим суффиксом, определить часть слова после корня.
  • Определить смысл слова, подобрать слова, близкие по смыслу.
  • Найти слова, противоположные по смыслу.

Подобрать однокоренное слово без суффикса или с другим суффиксом, определить часть слова после корня.

Укажите слово с суффиксом.

Укажите все слова с суффиксами.

Море, морской, заморский, поле, полюшко, заполье.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *