Тема: Имена существительные общего рода
Цель: дать понятие о существительных общего рода
Задачи. Образовательные: повторить сведения о грамматическом значении рода и способе определения рода имени существительного; формировать представление о существительных общего рода и их употреблении в речи;
Развивающие: развивать умение определять существительные общего рода и употреблять их в речи; развивать логическое мышление, внимании, творчество, умение делать выводы, обобщения
Воспитательные: воспитывать чувство ответственности, самостоятельности, сотрудничества на уроке; воспитание любви к русскому языку.
Тип урока: изучение нового материала.
компьютер, мультимедийный проектор
Работа у доски. Разборы.
Величайшее богатство народа — его язык! 4 Язык1
В фольклоре отразилась мудрость2 народа.4
Класс. Работа с текстом (Слайд 1)
В Морфологическом государстве, в городе Орфография, на горе Культура речи, жила-была Самостоятельная часть речи. Она обозначала предмет и отвечала на вопросы кто? что?
И было у неё три рода: мужской, женский и средний. И три склонения: первое, второе и третье. Оно могло быть собственным и нарицательным, одушевлённым и неодушевлённым, изменялось по падежам и числам. А в предложении чаще всего являлось подлежащим, дополнением и обстоятельством. Так они жили — поживали да добра наживали.
– Что мы можем сказать о жанре? К какому стилю относится данный текст?
– О какой части речи говорится в тексте?
– Почему в сказке о существительном упоминается город Орфография, гора Культура речи? Как они связаны с существительным?
– Приведите из текста примеры орфограмм, связанные с правописанием имени существительного.
Задание для класса. На примере содержания данной сказки заполнить биографию существительного. (Слайд 2)
Учитель проверяет работу у доски
III. Новая тема
Подготовка к восприятию темы.
Сегодня к нам на урок пришли три гостьи. Послушайте, о чем они говорят. (Сценка)
– О каком грамматическом признаке существительного пойдет речь на уроке? (О роде)
– Как определить род существительных?
Словарный распределительный диктант.
Задание: распределить имена существительные в три столбика в зависимости от рода. Записать слова в И.П.,ед. (Слайд 3)
Вещи, камыши, препятствия, мыши, ключи , гаражи, искусства, печи.
Самопроверка. (Слайд 4) Обратите внимание на правильность написания слов
– Кто написал слова без ошибок? Умницы!
– Слово «умница»? Можно ли определить, к какому роду оно относятся?
– О ком можно сказать, что он умница? О мальчике или о девочке?
Постановка учебной задачи. (Формулируют учащиеся)
Мы должны выяснить, что это за существительное, к какому роду оно относятся.
– Молодцы, ребята! Мы еще вернемся к слову «умница». А сейчас, чтобы определить, какого рода подобные существительные, проведем мини-исследование. (Слайд 5)
«Ну, непоседа», – сказала бабушка внуку.
Тихоня не торопился домой.
3. Ты такая хвастунишка!
-О ком идет речь – о мальчике или девочке? (Умница – к мальчику, тихоня – к мальчику, хвастунишка – к девочке)
– Что помогло вам это определить? (Ключевые слова: внук, Маша, торопилась — гл. прош. вр., окончание – а ) (Слайд 6)
умница – внук (мужской род)
тихоня – торопился (а не торопилась), (мужской род)
хвастунишка – такая (ж.р.)
– К какому же роду относятся выделенные слова?
– Можем ли мы изменить род этих существительных. Что для этого нужно сделать?
– В чем же особенность этих слов? (Они могут употребляться и в женском, и в мужском роде)
– Как вы считаете, какого же рода эти существительные? Давайте придумаем, как их можно назвать.
– Какой будет тема урока? (Слайд 7)Тема нашего урока «Имена существительные общего рода». Запишем ее в тетрадь.
– Какова цель нашего урока? (Формулируют учащиеся) Вопросы записываются на доске:
Какие существительные относятся к общему роду?
Как определять род таких существительных?
– На какой из этих вопросов мы можем уже ответить?
– Как можно определить их род? (по опорным словам)
Вывод. Существительные общего рода относятся к мужскому роду, если обозначают лица мужского пола и относятся к женскому роду, если обозначают лица женского пола.
(обращаются к схеме, слайд 8)
Работа в парах. Задания распечатаны.
Задание: подчеркните существительные общего рода и то слово, которое помогает определить род, укажите род существительных общего рода.
1. Плох неряха в строю, а еще хуже — в бою.
2. Белоручка не работник.
3.Без хозяина земля – круглая сирота.
4. Невеличка капля, а камень долбит.
Проверка: тот, кто выполнит раньше других, выписывает слова на закрытой части доски.
1 ученик. – 1,2 предложение; 1 ученик. – 3-4 предложение. Самопроверка по записи на доске.
Вывод: что помогает определить род существительных общего рода? (глаголы пр.в., местоим., прилагат., контекст)
– Ребята, что представляют собой записанные предложения? (Пословицы). В пословицах народ выразил свое отношение к жизни, к качествам человека.
– Какие качества человека народ осуждает, а какие прославляет?
– На какой из вопросов урока мы ответили? (Как определять род существительных)
А чтобы ответить на 1 вопрос давайте, еще немного понаблюдаем. Для этого напишем лексический диктант (1 человек работает у доски) «Угадай слово»: по толкованию лексического значения определить существительные общего рода, записать в тетради в столбик в соответствии с номерами предложений.
1)Очень трудолюбивый, старательный человек.(трудяга, работяга)
2) Человек, который любит долго спать (соня)
3) Человек, который зазнается (зазнайка).
4) Человек, который любит сладкое (сладкоежка)
5) Умный человек (умница)
6) Очень чистоплотный, аккуратный человек (чистюля)
7) Человек, который любит жаловаться (ябеда)
– Есть ли что-то общее у этих существительных? (Окончания –а, -я)
– Что обозначают данные слова? (Качества людей, лица мужского и женского пола)
– Какие же имена существительные будут относиться к общему роду?
Вывод. Имена существительные с окончанием –а, -я, которые относятся и к мужскому, и к женскому роду называются существительными ОБЩЕГО рода.
Проверяем себя. Почитаем правила §49, стр. 145
– Что нового вы узнали из учебника? (Имена прилагательные согласуются с этими существительными или в мужском или женском роде)
– Что надо сделать, чтобы было понятно, какое окончание писать у прилагательных? (Узнать пол)
Тренировочные упражнения дифференцированного характера. (Слайд 9)
Задание. С данными словами составить предложения, чтобы был понятен род существительных
Творческая работа. Написать сочинение-миниатюру «Характер моего друга (подруги)» с употреблением существительных общего рода по плану и образцу:
1 предложение — положительные черты характера;
2 предложение — отрицательные черты характера;
3 предложение — свое отношение.
У доски. Распределить эти существительные на две группы в зависимости от смысла.
– Какую эмоциональную окраску могут иметь слова общего?
Вывод: Слова общего рода могут иметь положительную и отрицательную эмоциональную окраску в характеристике людей, лиц мужского и женского пола.
Не случайно люди придумали про них дразнилки.
-Давайте их прочитаем хором. (Один ряд, вставая, читает одну дразнилку, обращаясь к одноклассникам, потои называет существительное общего рода. Остальные отвечают им )
Плакса, вакса, гуталин,
На носу горячий блин.
Плакать не годится,
Три копейки дадено,
На четвертую копейку
Расшибется об скамейку.
Лежебока , ха-ха-ха,
Отлежал себе бока,
Но не может сесть
Эти существительные общего рода характеризуют человека далеко не с лучшей стороны. Но мы знаем, что есть такие слова, как умница и молодчина. А еще есть слово дока. (Слайд 13 ). Слышали когда- нибудь это слово? В толковом словаре Ожегова написано: «ДОКА -знаток, мастер своего дела». А еще этим словом в 18 веке студенты называли сокращенно своих преподавателей – докторов, людей образованных, много знающих.
В наше время тоже есть подобные слова, например, слово врач. (Слайд 14)
Какого оно рода?
Посмотрите на эту запись.
– Что вы заметили?
– Это существительные общего рода? Как проверить? (Попробовать употребить его с прилагательным или местоимением наш) Какого рода существительное врач? (мужского)
Задание. Исправьте речевые ошибки. Объясните причину ошибок. Запишите предложения в исправленном виде. (Слайд 15)
Молодая аптекарь приступила к работе.
У нас в школе новая учитель
Известная адвокат выступила в суде.
Творческая мастерская. (Слайд 16)
Составить предложения с данными именами существительными, употребляя их применительно к лицам жужского и женского пола.
Повар, археолог, журналист
Подведение итогов урока
– Что нового вы узнали сегодня на уроке об имени существительном?
– Какие особенности имеют имена существительные общего рода?
– Что значит правильно употреблять в речи существительные общего рода?
Вернемся к словарному распределительному диктанту. В какой же столбик нужно записать слово умница? (Слайд 17) Молодцы (Слайд 18)
Рефлексия. (Слайд 19) Закончите предложения
Домашнее задание §49, упр. 279 ли 280 (Слайд 20)
Удивительный спор (по Л.Успенскому)
Как-то совершенно случайно мне пришлось присутствовать при очень забавном и вместе с тем поучительном споре.
За обеденным столом сидели три женщины — русская, немка и армянка. Внезапно на пол со звоном упала ложка.
— Ага! — проговорила русская женщина.– Какая-то дама собралась к нам в гости. Ложка упала!
— Почему “дама”? — удивилась немка. — Ложка — это “дер лёффель”! Ложка– мужского рода. Должен какой-нибудь мужчина прийти.
— Ну, вот еще! Это если бы ножик упал, тогда это значило бы мужчину. Ножик — мужского рода.
— Ха-ха-ха!– засмеялась немка. — Ножик мужского рода? Да ведь если ножик упадет, это ничего не значит. Он — “дас мессэр” — рода среднего.
Армянка сидела молча и с недоумением смотрела то на ту, то на другую из спорящих. Наконец, она сказала:
И на самом деле, разъяснить ей, на чем основано это нелепое суеверие, было невозможно: в армянском языке (как и в английском китайском, узбекском и многих других) вообще не существует никаких родов: ни мужского, ни женского, ни среднего и такая примета не могла даже и образоваться.
Имена существительные общего рода PPTX / 7.73 Мб
Муниципальная общеобразовательная организация
«Угольнинская средняя общеобразовательная школа»
«Существительные общего рода»
русский язык. 6 класс
учитель русского языка и литературы
Лазарева Татьяна Павловна
продолжить изучение морфологических признаков имени существительного как части речи.
Познакомить учащихся с именами существительными общего рода, научить отличать их от существительных мужского и женского рода, научить согласовывать с прилагательными и глаголами в прошедшем времени.
Стимулировать стремление к творчеству и самовыражению, развивать речь учащихся, обогащая новыми словами, существительными общего рода.
Воспитать не только уважительное, но и критическое отношение к товарищам, а также интерес и любовь к родному языку.
Актуализация знаний учащихся.
Представление темы и постановка целей урока.
Изучение нового материала.
Подведение итога урока.
Поддержка положительного эмоционального состояния учеников Актуализация знаний учащихся.
Что нового об имени существительном как части речи вы узнали на уроках в 6-ом классе?
Ученики демонстрируют творческое задание в виде рассказа с использованием несклоняемых имен существительных.
Проблемная ситуация с поиском правильного употребления имен существительных общего рода «
В чём отличие между существительными «
2.Работа со словарем.
Работа с Толковым словарем русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, Этимологическим словарем русского языка Г.П. Цыганенко (выявление лексических значений, этимологии имен существительных):
Невежда – м. и ж., малообразованный, малосведущий человек.
Невежа – м. и ж., грубый, невоспитанный человек.
Эти слова имеют разное лексическое значение, а между тем восходят они к одному корню. Что значит слово «ведати»?
«Ведати» (знать) (невежа – человек, не знающий правил этикета, а вежливый — качество человека, указывающее на знание правил этикета).
3.Определение рода имени существительного.
Мужского или женского рода слово
– это неграмотный
это существительное общего рода.
4.Формулирование темы и целей урока учащимися класса.
Тема: Существительные общего рода.
понять, какие существительные называются существительными общего рода и как ими правильно пользоваться в речи.
Составление определения понятия «существительного общего рода».
Существительные, которые обозначают то лиц мужского, то лиц женского пола, называются существительными общего рода (пример: непоседа Костя – непоседа Таня).
Приведите примеры существительных общего рода.
-Подлиза, растяпа, растрёпа, рёва, плакса, соня, хвастунишка (работа учащихся на доске и в тетрадях).
Имена существительные общего рода являются эмоционально-окрашенными словами, имеют ярко выраженное оценочное значение, употребляются, главным образом, в разговорной речи.
Заметили ли вы, ребята, с какой стороны чаще всего характеризуют людей существительными общего рода?
– С отрицательной.
Использование существительных общего рода в устном народном творчестве, в письменной литературе.
Слово учителя об использовании существительных общего рода в устном народном творчестве.
*Плакса, вакса, гуталин,
Особенно в старину не любили жадных людей.
На четвёртую копейку
Расшибётся об скамейку.
А эту корилки закончите сами:
*Что за шум, что за рёв?
Тут не стадо ли коров?
Нет, это не коровушка.
Вот подходит к детворе.
Все боятся во дворе
Проверим вашу внимательность. Запишите, какие существительные общего рода прозвучали в произведениях устного народного творчестваплакса, жадина, рёвушка, забияка).
Слово учителя об использовании существительных общего рода в письменной литературе.
– Часто и в письменной литературе художники слова говорят о недостатках своих героев. О ком это?
* «Он два раза в неделю страдал от обжорства». * «Он привык давать полную волю порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума»
Это о Троекурове – герое романа А.С. Пушкина «Дубровский».
А какими существительными общего рода (очень кратко) мы охарактеризовали бы Троекурова в устной (разговорной) речи.
Он обжора и невежа.
Видите, как точно и хлёстко характеризуют человека эти слова.
Приведите примеры существительных общего рода слов, которые характеризуют человека положительно?
«Молодчина», «умница», «трудяга», «работяга», «чистюля», «дока».
Приведите примеры существительных общего рода к чертам характера человека (с элементами игры, с картинками, мультипликациями).
Безобидный, тихий, смирный человек –
Драчун, зачинщик ссор и драк –
Тот, кто любит сладости –
Кто владеет левой рукой лучше, чем правой –
Тот, кто назойливо выпрашивает что-нибудь –
Кто любит болтать вздор, пустяки –
Праздный, глазеющий от скуки по сторонам –
Хвастливый человек –
Тот, кто постоянно всё теряет, забывает –
Тот, кто подлизывается к кому-то –
Человек, который наушничает –
Человек, который выдвигая себя, стремится выслужиться –
Сонливый, любящий много спать –
Тот или та, кто чуждается физической или вообще трудной работы –
Неаккуратный, лишённый опрятности –
Очень подвижный, суетливый ребёнок –
Руки, ноги, голова,
Плечи, пояс и спина –
Всё имеет имена.
И готовы сей же миг
Изучать родной язык!
Рассказ – инсценирование.
историю. Вот какая история. Среди ухоженных, аккуратных детей один мальчик оказался неряхой. Старшая вожатая, студентка какого-то вуза, взялась его перевоспитывать, всякий раз приводя много хороших примеров.
Вожатая: – Вот видишь, ты какая большая неряха.
Мальчик: – Неверно. Я не большая неряха. Я мальчик.
Вожатая: – Ну и что, что ты мальчик, посмотри на свой костюм, на свои руки, и тебе сразу станет ясно, что ты самая большая неряха.
Мальчик: – Нет, я не большая неряха. Это неверно. Я не могу быть большая и даже маленькая неряха. Зачем такое говоришь?
-Почему сопротивлялся её собеседник?
-Надо, разговаривая с мальчиком (а это лицо мужского пола), говорить «большой неряха», «такой неряха».
-Действительно, горе-вожатая когда-то, как и вы, учась в 6-м классе, не поняла секрета существительных общего рода. А вы поняли этот секрет?
Имена прилагательные и похожие на них местоимения должны стоять в м.р.
при существительных общего рода, если оно обозначает лицо мужского пола, и в женском, если речь идёт о девочке или женщине.
Костя – так Таня – так
Работа с учебником.
Проверим себя по учебнику: стр. 91, параграф 41. Что вы ещё узнали, прочитав параграф?
Существительные общего рода имеют окончание -а (-я).
Относятся к 1-ому склонению. Обозначают качества людей. Прилагательные согласуются с ними либо в мужском, либо в женском роде.
V. Тренировочные задания.
а) Работа с учебником.
Упражнение 229 стр.91.
– читают и комментируют 6 предложений
Серёжа – кругл. Маша – кругл
Миша — больш забияка. Марина — удивительн
ты зазнайка, Петя!» – удивилась мама.
ты зазнайка, Люба!» – удивилась мама.
– записывают первое и последнее предложения в тетрадь
объясняют знаки препинания в предложениях
В первом предложении ставится тире между подлежащим и сказуемым, т.к. они выражены именами существительными в Именительном падеже. Последнее предложение с прямой речью, которая стоит в начале предложения и заключена в кавычки. Сама прямая речь осложнена обращением «Люба», которое надо отделить запятой, а в конце прямой речи ставится восклицательный знак.
б) Запись учащимися предложений под диктовку.
– определяют по заданию о девочке или мальчике едёт речь
– указывают род подлежащих
1) Наша соня проспала все каникулы. 2) Сластёна съел все шоколадные конфеты.
соня (ж.р.) проспал все каникулы. 2) Сластёна (м.р.) съел все шоколадные конфеты/.
-отвечают на вопрос
Как согласуются глаголы-сказуемые с существительными общего рода? (
в) Выполнение теста.
Если существительное может быть отнесено к мужскому и женскому роду, это существительное:
Б) общего рода;
Укажите существительное общего рода:
Укажите ряд слов, где все существительные общего рода:
растяпа, обжора, мастер, игра;
Б) воображала, зазнайка, выскочка, шимпанзе;
мямля, злюка, сластёна, работяга.
Укажите предложение с ошибкой в согласовании определения с существительным:
Мой папа – настоящая работяга.
Б) Этот тараторка не умолкал ни на минуту.
Света – полная невежда.
Известный пустомеля опять что-то рассказывал ребятам.
Б) Знакомая сластёна за полчаса съела целый торт.
Наш белоручка сидела сложа руки.
Б) женского рода;
растяпа, обжора, ябеда, игра;
Б) вредина, зазнайка, выскочка, неженка;
семья, злюка, сластёна, работяга.
Мой папа – честный трудяга.
Мой маленький братик – настоящая неженка.
Известный хвастунишка рассказывала новую историю.
Наша левша всегда красиво писала.
1 ВАРИАНТ –
VI. Подведение итога урока.
Оценка знаний учащихся с комментированием в форме рекомендаций по пробелам знаний учащихся.
параграф 41 стр. 91-92 (учебные таблицы – стр. 35)
сочинить и записать стихотворение (или четверостишие), в котором будут использованы имена существительные общего рода, можно о своём однокласснике, но не забывайте:
Словом можно убить,
Словом можно спасти,
Словом можно полки
За собой повести.
Дроздова Елена Анатольевна, МБОУ «СОШ №5 ЦО г. Суворова имени Е.П. Тарасова»
Имена существительные общего рода. Имя существительное (обобщение).
познакомить обучающихся с существительными общего рода, научить различать их в речи; закрепить знания учащихся об имени существительном.
распознавать в речи и на письме имена существительные общего рода; закреплять знания об имени существительном; активизировать познавательную активность обучающихся.
развивать умение самостоятельно получать знания; развивать любознательность, сообразительность, внимательность, орфографическую зоркость, познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности.
пробуждать познавательный интерес к урокам русского языка и окружающего мира; воспитывать трудолюбие, ответственность, честность; воспитывать чувство любви к Родине, гордости за свой край.
осознание практической важности определения рода имени существительного и морфологических признаков данной части речи; ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу; осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.
умение определять и формулировать цель урока; умение находить способы решения поставленных задач по определению морфологических признаков существительных, распознаванию в речи и на письме имён существительных общего рода; умение планировать, контролировать и оценивать свои действия; применять знаково-символические средства; использовать мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, синтез, аналогия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, высказывать своё предположение.
знание о постоянных признаках существительного; умение применять знания в жизненных ситуациях; умение определять род существительных и распознавать имена существительные общего рода.
умение учащихся слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение формулировать и доносить до других свои мысли, умение сравнивать разные точки зрения и отстаивать свою позицию.
ноутбук, интерактивная доска, презентация, карточки для индивидуальной работы, карточки для рефлексии, сигнальные карточки, географическая карта, аудиозаписи песен, учебник: Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. В 2 частях.
урок усвоения новых знаний.
Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.
1. Организационный момент.
2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
– Сегодняшний урок – соревнование по рядам, которое позволит определить лучших знатоков русского языка по изученной теме: «Имя существительное». За верно выполненное задание ряду будет вручена медаль с изображением А.С. Пушкина.
– Как вы думаете, почему именно этот поэт изображён на медали? (Потому что 6 июня, в день рождения А.С. Пушкина, отмечается День русского языка – российский и международный государственный праздник, посвящённый русскому языку.)
3. Актуализация учебных знаний.
– Изученный материал по теме «Имя существительное» представлен в виде схемы. Внимательно рассмотрите её. (Слайд 1)
– Что вы заметили? (Один прямоугольник в категории рода пустой) Предположите, почему? (Предстоит сделать открытие и узнать что-то новое о роде имени существительного) Вам интересно узнать? Тогда вперёд! А начнём мы с повторения изученного материала.
4. Включение в систему знаний и повторение.
Выполните задание и запишите в строку лишь первую букву ответа.
1. Найдите в предложении существительное женского рода.
Ракета взмыла в космос.
2. Найдите в предложении одушевлённое имя существительное.
Енот ест ягоды, фрукты и овощи.
3. Найдите существительное, употребляемое только во множественном числе.
Мама купила в хозяйственном магазине белила для стен.
4. Какое существительное в предложении является именем собственным?
Спутники Урана состоят из смеси льда и камня.
5. Слова, близкие по значению. (
– Какое слово у вас получилось? (Ребус)
– Что такое ребус? (Ре́бус — загадка, в которой разгадываемые слова даны в виде рисунков в сочетании с буквами, цифрами и другими знаками)
– А вы любите отгадывать ребусы? (Слайды 2 – 9)
Ответы: Родина, пальто, Москва, заяц, яблоко, коньки, герой, шампунь. (Слайд 10)
– Исследуйте данный ряд слов, определите, что их объединяет? (Это имена существительные, словарные слова)
– На какие две группы можно разделить данные слова? (На собственные и нарицательные; на одушевлённые и неодушевлённые; по числам)
– Каждый ряд по названному признаку распределяет слова в две группы и записывает их. Напоминаю, что в случае затруднения, когда будет необходима помощь, вы можете использовать красную сигнальную карточку; о выполнении задания сигнализируйте зелёной.
Во время самостоятельной работы трое уч-ся (по одному с каждого ряда) выполняют индивидуальную работу на карточках. («Грамматический пазл»)
Задания для индивидуальной работы: найди слово по его морфологическим признакам. Если задание выполнено верно, то получится картинка-пазл.
Картинка-пазл – город Токио
Картинка-пазл – пустыня Гоби
Картинка-пазл – озеро Эри
Проверка выполненной работы.
– По какому ещё признаку можно разделить эти слова на группы? (По родам)
Выполните самостоятельно это задание в тетради. (Проверка по рядам)
– Все ли слова вами записаны? (Нет, отсутствует слово коньки) Почему? (Слово коньки употребляется только во множественном числе и не имеет родовой принадлежности).
– Поднимите зелёные сигнальные карточки те, кто верно выполнил задание.
– Обратимся к представителям рядов, выполнявших индивидуальное задание, что у вас получилось? Назовите данные географические объекты, определите род имён существительных.
ряд – Токио (город – м.р.) (слайд 11)
ряд – Гоби (пустыня – ж.р.) (слайд 12)
ряд – Эри (озеро – ср. р.) (слайд 13)
Род несклоняемых существительных, обозначающих географические объекты, определяется по грамматическому роду соответствующего нарицательного имени существительного.
– Продолжим наше увлекательное географическое путешествие.
– Отгадайте загадки, запишите отгадки, определите род имени существительного, покажите объект на географической карте. (По две загадки на ряд)
Город в Китае номер один.
Известно всем – есть мыс Лопатка
Есть в тайге сибирской нашей
Больше моря чудо-чаша.
В окруженье диких скал,
Город пряничный и самоварный
Хорош не только в день базарный.
Мы живём на Занзибаре,
В Калахари и Сахаре,
На горе Фернандо-По,
Где гуляет Гиппо-по
– Подчеркните среди записанных существительных слово, в котором букв меньше, чем звуков. Докажите. ( – 6 букв, 7 звуков)
– Составьте с любым из данных слов предложение, подчеркните в нём главные члены.
5. Развивающая физкультминутка.
– Прослушайте музыкальное предложение, определите в нём имя существительное. Услышав имя существительное женского рода – улыбнетесь своему соседу; мужского рода – пожмите ему руку; среднего рода – скажите комплимент.
меня непременно найдет!
(«Да здравствует сюрприз!»)
3. И казалось, будто бы над ним
4. Теперь я вместе с
Он самый лучший
5. На шагающих быть похожими хотят,
Быть похожими хотят не зря, не зря.
(«Танец маленьких утят»)
6. Вот они,
Явились, тут как тут!
(«Хорошо, что есть каникулы»)
– Почему во время исполнения данного музыкального отрывка вы не совершали никаких действий?
(Проблемная ситуация: слово каникулы употребляется только во множественном числе и не имеет родовой принадлежности).
6. Изучение нового материала. Выявление места и причины затруднения.
– Откройте, пожалуйста, учебник на с. 29, выполним упражнение 48.
– Кого называют словом жадина? Где можно посмотреть значение данного слова? (В толковом словаре на с. 152 учебника)
– Жадина – жадный человек. В какой речи чаще всего можно услышать это слово (в разговорной). Какую эмоциональную окраску имеет слово жадина? (отрицательную) Подберите синоним и антоним к данному слову (жмот, скряга и щедрый человек)
– Приятно ли общаться с жадиной? Почему?
– Можно ли точно сказать, какого рода слово жадина? Почему?
– Некоторые имена существительные употребляются в речи и как существительные женского рода, и как существительные мужского рода. Род определяется полом того лица, которое они называют. Наша Катя – плакса (ж.р.). Маленький Андрюша – плакса (м.р.). Такие существительные называются именами существительными общего рода.
– Когда употребляются имена существительные общего рода?
Сфера употребления существительных общего рода – художественная литература (дать характеристику герою, оценить характер человека), а в быту, в разговорной речи – это оценочные существительные, которые могут давать отрицательную или положительную характеристику.
7. Закрепление изученного материала.
Самостоятельная работа с проверкой.
– Запишите пословицы народов мира, подчеркните имена существительные общего рода и по словам-подсказкам определите их род в данном контексте.
Тихоня-жучок стену проедает. (Корейская)
Зина, не ходи разиней. (Русская) (слайд 20)
Пуля – дура, штык – молодец. (Русская)
Нож не разбирает, что резал, обжора не замечает, что ел. (Тувинская) (слайд 21)
Моя тётка – трещотка, она узнает – весь мир узнает. (Азербайджанская)
Без мужа жена всегда сирота. (Русская) (слайд 22)
8. Игра-соревнование между рядами «Самый внимательный».
Прослушайте донесение о жизни нашего класса шефу разведки от агента по кличке Лопух. В целях конспирации все фамилии и имена изменены. В листочках, полученных каждым рядом, вы должны будете за одну минуту подчеркнуть, как можно больше имён существительных общего рода. Чей ряд найдёт больше слов за отведённое время, тот и выиграет. (слайд 23)
Шеф! Третий месяц пытаюсь выполнить задание: завербовать кого-нибудь из 3 «В» для известных нам целей. Я внедрился в вышеназванный класс.Все думают, что я – Лопухов Алик, круглый сирота, переехавший к бабушке.
Шеф! В 3 «В» нам никто не подходит! Староста, Боря Фанфаронов, невыносимый зазнайка и заучка. Крокодилова Люся тоже кошмарная воображалада ещё выскочка. Всё разом разболтает! Балбёшкин Владик – ужасный растяпа: у него всё из рук валится.
Шушунчиков Костя – редкий бука: всё молчит. Вот Макаронников Саша – умница, но большой непоседа. Марина Пулькина тоже егоза несносная.
Шеф! Я хотел с горя завербовать классную руководительницу. На вид – такая милашка, но оказалось, она удивительная зануда и злюка.
Только не думайте, шеф, что я такой-сякой придира. Здесь и в самом деле не с кем работать!
(Т. Рик «Русский язык. Здравствуйте, Имя Существительное!»)
– Подсчитайте количество подчёркнутых вами слов. Проверка. (слайд 24)
Шеф! Третий месяц пытаюсь выполнить задание: завербовать кого-нибудь из 3 «В» для известных нам целей. Я внедрился в вышеназванный класс.Все думают, что я – Лопухов Алик, круглый , переехавший к бабушке.
Шеф! В 3 «В» нам никто не подходит! , Боря Фанфаронов, невыносимый . Крокодилова Люся тоже кошмарная . Всё разом разболтает! Балбёшкин Владик – ужасный : у него всё из рук валится.
Шушунчиков Костя – редкий : всё молчит. Вот Макаронников Саша – , но большой . Марина Пулькина тоже
Шеф! Я хотел с горя завербовать классную руководительницу. На вид – такая но оказалось, она удивительная
Только не думайте, шеф, что я такой-сякой . Здесь и в самом деле не с кем работать!
9. Работа с Учи.ру – интерактивной образовательной онлайн-платформой:
Раздел «Части речи». Род «особенных» имён существительных.
10. Творческое задание: напишите 2 предложения про своего соседа по парте с употреблением существительных общего рода. (Проверка)
11. Подведение итогов урока.
– Что нового о роде имени существительного вы узнали? (Что есть имена существительные общего рода.) Дополним нашу схему. (слайд 25)
– Подсчитайте количество набранных вами медалей.
Определение самого лучшего ряда.
12. Дифференцированное ДЗ:
1. Выписать из дразнилок предложения с существительными общего рода, подчеркнуть существительные общего рода, где возможно указать род, например,
До дырки проедена,
Твоя песня спета!
Кланяйся до низа!
И одна оставайся!
Но не может сесть!
2. Учебник: с. 30, упр. 50.
3. Письменно охарактеризуйте героев русских народных сказок существительными общего рода, например, Баба-Яга – злюка.
4. Выполните в своём личном кабинете на упражнения на повторение по теме «Имя существительное».
13. Рефлексия учебной деятельности:
– Многие из вас с большим интересом смотрят мультсериал «Смешарики». Оцените свою работу на уроке, исходя из персонажей мультфильма, поднимите карточку с нужным изображением. (слайд 27)
Лосяш – полностью усвоил материал, был активен и любознателен.
Ёжик – старался, но на определённых этапах урока испытывал трудности.
Крош – витал в облаках и плохо усвоил материал.
Музыкальные файлы для физкультминуткиZIP / 1.09 МбПрезентация к урокуPPTX / 4.32 Мб
Существительные общего рода в русском языке
Существительные общего рода — это одушевленные существительные первого склонения с окончанием -а/я, которые обозначают лицо женского или мужского пола в зависимости от смысла контекста.
Чтобы понять, что такое существительные общего рода, вспомним, что в русском языке все слова имеют постоянный грамматический признак — род.
Имена существительные, употребляющиеся в форме единственного числа, имеют один из трех родов:
- человек, город (он, мой) — мужской род;
- подруга, дочь, повесть (она, моя) — женский род;
- войско, стремление (оно, моё) — средний род.
Что такое существительные общего рода?
Среди слов этой самостоятельной части речи имеется немногочисленная группа существительных общего рода, объединяющая около 200 слов. Эти уникальные слова могут называть как лицо женского пола, так и лицо мужского пола:
Василий Петрович — это мой коллега.
Мария Васильевна — это моя коллега.
Слово «коллега» обозначает лицо и отвечает на вопрос кто? Оно грамматически оформлено как существительное первого склонения с окончанием -а и соответственно изменяется по падежам и числам:
- и. п. (кто?) коллега, коллеги
- р. п. совет (кого?) коллеги, коллег
- д. п. идем (к кому?) к коллеге, к коллегам
- в. п. спросим (кого?) коллегу, коллег
- т. п. восхищён (кем?) коллегой, коллегами
- п. п. сообщите (о ком?) о коллеге, о коллегах
В контексте в зависимости от того, о ком идет речь, оно может называть лицо как мужского, так и женского пола. Такие слова объединены в одну группу «существительные общего рода».
Задиру Ваню, задиру Светку, Обжору Катьку, обжору Генку Найдешь в семье ты И в каждом классе. А соню Димку и соню Ленку Опять обсуждали на классном часе.
Существительные общего рода образуются от слов разных частей речи с помощью суффиксов -ак/-як-, -енк-, -ин-, -к-, -л-, -ук-, юл-, -яг- и пр.:
В контексте для определения рода существительного анализируем его согласование с прилагательным или местоимением, а также учитываем грамматическую форму прошедшего времени глагола, употребленную в качестве сказуемого:
Вы еще не знаете, как ая она привереда! (ж. р.)
Ему повстречал а сь забияк а . (ж. р.)
Употребление существительных общего рода
Среди этих слов только небольшая группа имеет нейтральную или положительную эмоциональную окраску:
- тёзка
- сирота
- левша
- коллега
- умница
- молодец
- молодчина
- почемучка
- самоучка
- всезнайка
Большинство существительных общего рода имеет отрицательный и даже уничижительный смысл. В разговорной речи они дают характеристику человеку, обозначая какой-то отрицательный обобщенный признак личности:
- неряха
- невежда
- разиня
- пустомеля
- выскочка
- зануда
В основном эти слова используются в разговорной речи. Их не применяют в научном или официально-деловом стиле речи. В художественной литературе с их помощью характеризуют персонажей произведения.
Я весь проныра и пролаза (Анатолий Рыбаков. Выстрел).
Ночной бродяга , которого мы видели мельком, шел в этом направлении (Виктор Гюго. Отверженные).
Слова «верзила», «воротила», «вышибала», «детина» имеют категорию мужского рода.
Также отличаем существительные общего рода от названий профессий, которые оформлены как существительные мужского рода, хотя и называют лиц женского пола.
К нам подошла детск ий врач Алена Федоровна.
Нам посоветовали обратиться к Галине Васильевне, отличн ому технолог у .
Приведем список наиболее употребительных существительных общего рода, расположив их по алфавиту.
Тест Существительные общего рода 6 класс
К общему роду относятся имена существительные, которые в разных речевых ситуациях могут относиться как к женскому, так и к мужскому роду. Существительные общего рода относятся к 1-му склонению. В форме именительного падежа единственного числа оканчиваются на «-а» или «-я».
Какие существительные относятся к существительным общего рода?
Доступно только на тарифе Премиум
К общему роду могут относиться нарицательные одушевленные существительные: плакса, сирота, неумеха.
В каком из словосочетаний (предложений) употреблено существительное общего рода?
Хвастунишка — нарицательное одушевленное существительное, 1-е склонение. Относится к общему роду. В разных речевых ситуациях может выступать как слово женского или мужского рода: хвастунишка Иван, хвастунишка Маруся.
В каком из словосочетаний (предложений) не употреблено существительное общего рода?
Актриса — нарицательное одушевленное существительное, 1-е склонение. Оно относится к женскому роду, указывает на род занятий.
В каком из предложений употреблено существительное общего рода?
Неженкой — нарицательное одушевленное имя существительное, 1-е склонение. Обладает ярко выраженной эмоционально-оценочной характеристикой. В разных речевых ситуациях может относиться как к женскому, так и к мужскому роду: неженка Машенька, неженка Вася.
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
которые проходят вместе с этим
Тест «Существительные общего рода» (6 класс) разработан для учащихся, которые желают дома проверить уровень своих знаний по усвоенному в школе материалу. Тест включает в себя наиболее распространенные и трудные вопросы по теме, к которым прилагается несколько ответов, из которых школьнику предлагается выбрать лишь один, который является верным.
Пройдя тест по теме «Существительные общего рода» для 6 класса с ответами в качестве самоподготовки, ученик обязательно почувствует уверенность в собственных знаниях, и впоследствии блестяще справится с контрольной работой по русскому языку.
Примеры существительных общего рода. Что такое существительные общего рода?
Имя существительное относится к числу наиболее часто употребляемых частей речи. При этом такие слова имеют род, каковых в русском языке три: мужской (пес, дом, лук, отец), женский (коза, кошка, комната, груша) или средний (село, небо, варение, расстояние). Категория рода относится к числу постоянных признаков данной части речи. Однако есть и ряд исключений. Предлагаем познакомиться с примерами существительных общего рода.
Что такое род
Охарактеризовать категорию рода можно при помощи следующих характеристик:
- Это постоянный признак. Так, если число и падеж могут меняться (например, слова «кошка» — ед. ч. и «кошки» — мн. ч.), то род всегда остается один и тот же. О каком бы количестве кошек ни шла бы речь, это слово всегда женского рода.
- Во множественном числе у существительных эта категория не выражена. В данном случае при необходимости определения слово следует поставить в ед. ч.
- Слова, которые не употребляются в единственном числе (ножницы, носилки), не имеют рода.
Чаще всего категория выражена грамматически определенными окончаниями.
Как определить
Самый простой способ определения рода – подстановка местоимений. Этому учат в школе. Например:
- Стол, дом, шкаф, стул – он мой.
- Собака, дверь, юбка, герань – она моя.
- Масло, молоко, растение, сочинение – оно мое.
Иногда с течением времени слово может поменять родовую принадлежность, например, слово «лебедь» ранее было женского рода, теперь же – мужского.
Общий род
Познакомимся с примерами существительных общего рода и рассмотрим, что это такое. Есть ряд слов, которые могут употребляться по отношению к существу любого пола:
- Неряха.
- Растяпа.
- Плакса.
- Ябеда.
- Тихоня.
- Зануда.
Из контекста становится понятно, о каком роде идет речь. Например:
- Таня была ужасной плаксой и всегда решала проблему слезами.
- Егор был ужасным плаксой и всегда решал проблему слезами.
Слово «плакса» — это и есть пример существительного общего рода.
Слов, которые подходят под категорию «имена существительные общего рода», достаточно много. Приведем ряд примеров словосочетаний:
- Бедняга пес – бедняга Ольга.
- Всезнайка Максим – всезнайка Катерина.
- Подлиза (мальчик, девочка).
- Грязнуля (Ваня, Аня).
- Обжора (кот, собака).
Это и есть слова общего рода. Чаще всего они обладают ярко выраженной эмоциональной окраской, выражают отношение говорящего к описанному им предмету.
Приведем примеры предложений с существительными общего рода:
- Кроха сын постоянно задавал множество вопросов.
- Почемучка Юля нередко ставила своих родителей в тупик.
- Простофиля Кирилл так часто попадал в нелепые ситуации, что смеяться над ним уже устали.
- Этот человек вошел в историю как цареубийца.
Из примеров видно, что по своей форме такие слова напоминают существительные женского рода, на это указывают окончания –а/я, однако при сочетании необходимо учесть, от слова какого рода они зависят.
Работяга Петров получил премию. Слово общего рода «работяга» характеризует мужчину, поэтому также относится к сущ. мужского рода. Согласованное определение следует выбрать соответствующее: «добросовестный, исполнительный работяга».
Самоучка Аксенова добилась значительных успехов в научной деятельности. Здесь «самоучка» описывает женщину, поэтому слово следует отнести к женскому роду, согласованное определение будет таким: «талантливая, умная, работоспособная самоучка».
Примеры из текстов
Приведем примеры существительных общего рода из произведения Крылова «Слон и Моська»:
Так за Слоном толпы зевак ходили.
Могу попасть в большие забияки.
Здесь присутствуют два слова общего рода – «зевака», «забияка»; оба первого склонения, множественного числа.
В басне «Кот и повар» есть еще один пример имени существительного общего рода:
Ах ты, обжора! ах, злодей! —
Тут Ваську повар укоряет.
Здесь используется слово «обжора» общего рода.
Еще один пример – из басни «Зеркало и обезьяна»:
Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть.
И вновь перед нами пример имени существительного общего рода.
Как не допустить ошибку
Нередко без контекста становится сложно выявить, к лицу какого пола относится существительное общего рода. К примеру:
- Ну ты и выскочка!
- Ты одиночка, не умеешь работать в команде.
Слова означают качественную характеристику человека, однако не дают указания на его пол. Если же дополнить примеры опорными словами, смысл станет ясен:
- Ну ты и выскочка, Миша!
- Катя, ты одиночка, не умеешь работать в команде.
Благодаря опорным словам мы понимаем, что в первом примере слово «выскочка» относится к мальчику, поэтому является существительным мужского рода, а во втором – к девочке, потому род его – женский.
Слова общего рода следует отнести к мужскому роду в случае, когда они обозначают лицо мужского пола, или к женскому, когда обозначают лицо женского.
Распространенная ошибка
Нередко школьники могут ошибочно принять за слова-существительные общего рода лексические единицы, которые обозначают профессии:
- доктор;
- профессор;
- геолог;
- археолог;
- библиотекарь;
- палеонтолог;
- хирург.
Они могут относиться как к мужчинам, так и к женщинам, однако род их всегда мужской: доктор Иванова, хирург Смирнова. При необходимости согласовать с ними прилагательное следует помнить о том, что они сочетаются с формой мужского рода: талантливый хирург Смирнова. Сочетание «талантливая хирург Смирнова» будет ошибкой.
Большая часть этой лексики не имеет параллельной формы женского рода, но иногда в разговорной речи могут проскальзывать обороты вроде «врачиха Иванова» «библиотекарша Савинова», в литературной речи недопустимые.
Есть в русском языке и слова женского рода, означающие наименование лиц по профессии: машинистка, балерина. Если необходимо обозначить лицо мужского пола, на помощь приходят описательные обороты: артист балета.
Имена собственные
В качестве примеров существительных общего рода можно привести и собственные имена – несклоняемые фамилии как русского, так и иностранного происхождения: Сидоренко, Видных, Гродас.
Общий род имеют и уменьшительно-ласкательные формы, которые могут относиться к людям обоих полов: Сашенька, Шурочка, а также сокращенные формы имен: Валя, Саша.
Группы существительных общего рода
На основании вышеизложенного материала можно выделить три группы имен общего рода:
- Нарицательные существительные, своей формой напоминающие слова женского рода, на что указывает окончание –а/я: сирота, неумеха, пройдоха, сладкоежка. Чаще всего они обладают яркой эмоциональной окраской.
- Уменьшительные имена собственные, относящиеся как к мальчикам, так и к девочкам: Саня, Валя, Женя.
- Несклоняемые фамилии: Савченко, Дюма, Седых.
Существительные общего рода важно правильно употреблять в речи, но чаще всего носители языка понимают смысл высказывания благодаря опорным словам или исходя из общего смысла диалога.