Задачи: Познакомить с размножением и развитием грибов. Развивать кругозор детей, прививать любовь к предмету. По усмотрению учителя можно использовать на любом этапе урока.
Работа с презентацией осуществляется по управляющим кнопкам и согласно инструкции на слайде.
Никифорова Наталья Васильевна
Понравилось? Сохраните и поделитесь:
Понравился сайт? Получайте ссылкина лучшие материалы еженедельно!
Подарок каждому подписчику!
Порядок вывода комментариев:
Окружающий мир – 3 классТема: “В царстве грибов”Задачи:
- вспомним, что такое грибы;
- поговорим о том, какие бывают виды грибов;
- узнаем о строении грибов;
- будем учиться различать съедобные и несъедобные грибы;
- определимся с правилами грибника
Все живое на Земле принято относить либо к растительному, либо к животному миру (если не считать бактерии, которых мы не видим).Однако, есть особые организмы — грибы, которые долгое время ученые затруднялись отнести к определенному классу. Грибы вначале относили к растениям, потому что как и растения растут из земли, мицелий похож на корень, они не передвигаются , как животные. Затем ученые усомнились в этом, потому что растения имют хлорофилл в зеленых листочках и совершенно другое строение. Вот и предложили относить их к животным. И только недавно было принято решение относить их к своему, особому царству – ЦАРСТВО ГРИБОВ.
Царство грибов очень разнообразно. Уже ученые насчитали более 200 тысяч видов этих организмов. Из всех царств – грибы – самое необычное. Есть грибы, которые мы видим очень хорошо и понимаем, что это грибы. Есть грибы, которые мы видим, но не понимаем, что это грибы. А есть грибы микроскопические и даже одноклеточные.
Грибы могут быть шляпочными, плесневыми и дрожжевыми. Плесневые грибы – это всем известная плесень, дрожжевые – дрожжи и им подобные очень мелкие микроорганизмы. Грибы могут развиваться на живых организмах, питаться за их счёт и вызывать серьёзные болезни. Такие грибы называются грибами-паразитами. Примеры таких грибов: гриб, поражающий ногти человека, гриб трутовик, поселяющийся на деревьях. А есть грибы, которые питаются продуктами жизнедеятельности живых организмов или уже умершими организмами. Это грибы-сапрофиты. К ним относятся: гриб-навозник, плесневые грибы.
Шляпочные грибы – это те, которые мы собираем в лесу, рисуем на картинках)). Давайте посмотрим на строение шляпочных грибов.
Обрати внимание – то, что мы называем грибом, на самом деле лишь его малая часть. Она называется ПЛОДОВОЕ ТЕЛО. Под тем местом, где мы сорвем гриб, рыхлую лесную почву пронизывает масса тонких, еле заметных переплетающихся между собой нитей. Это и есть основная часть гриба — ГРИБНИЦА, или МИЦЕЛИЙ. Грибница живет в почве долго, она переносит здесь и засуху и холодное время года. Когда наступает время влаги и тепла (чаще осень, когда влажно и земля прогрета), под поверхностью почвы образуются из грибницы плотные плодовые тела, в которых созревают СПОРЫ. Спорами размножаются большее количество грибов.
А где же образуются споры? Грибы обычно состоят из пенька и шляпки. На нижней стороне шляпки расположены либо пластинки, идущие радиально от пенька, либо мельчайшие трубочки, собранные в виде губки. И на пластинках и в трубочках образуется множество мелких клеточек — спор. По этом у признаку шляпочные грибы разделяют на ПЛАСТИНЧАТЫЕ и на ТРУБЧАТЫЕ.
Грибы имеют большое значение в природе. Они могут создавать взаимовыгодные отношения с высшими растениями и насекомыми, эти отношения называются СИМБИОЗ. Грибы являются обязательным компонентом пищеварительной системы травоядных животных. Они играют очень большую роль в жизни не только животных, растений, но и человека.
Но не все грибы ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА или ЖИВОТНОГО имеют пользу. Некоторые могут доставить НАМ много неприятностей. Грибы-паразиты вызывают болезни у человека, животного, растения. Плесень очень вредна для здоровья.
Шляпочные грибы тоже имеют свои плюсы и минусы для человека. Есть съедобные грибы и несъедобные, к которым относятся и очень ядовитые.
Кто-то любит вкусные блюда из грибов, которые дают нашему организму много белка. Многие любят собирать грибы в лесу. Надо знать несколько главных правил грибника.
Это самые ядовитые грибы, запомни их!
https://youtube.com/watch?v=EtP8pPLaWpE%3Ffeature%3Dplayer_embedded
Окружающий мир. Знакомство с грибами.
https://youtube.com/watch?v=qnS9sfDRpzI%3Ffeature%3Dplayer_embedded
Окр.мир. Полезные грибы
https://youtube.com/watch?v=ynDK1fZm2ic%3Ffeature%3Dplayer_embedded
О грибах. 3 класс
https://youtube.com/watch?v=x33yhbX8_Q8%3Ffeature%3Dplayer_embedded
Правила сбора грибов
https://youtube.com/watch?v=9JhIcO-oO38%3Ffeature%3Dplayer_embedded
Почему грибы бывают ядовитыми
https://youtube.com/watch?v=AgPIH5rgaGE%3Ffeature%3Dplayer_embedded
Детям про грибы
https://youtube.com/watch?v=BzDOTkpRxuo%3Ffeature%3Dplayer_embedded
На нашей игровой тренажерной страничке ты найдешь несколько интересных игр, упражнений, викторин по теме “Царство грибов”
В блоге “ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ” ты можешь узнать о самых необычных грибах на свете.
- Детская энциклопедия http://de-ussr.ru/rast/rasten/griby.html
- Детям про грибы http://www.7gy.ru/shkola/okruzhajuschii-mir/918-detyam-pro-griby-s-edobnye-i-yadovitye.html
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
муниципального образования городской округ
Красноперекопск Республики Крым
по окружающему миру в 3 классе
Тема: « В царстве грибов»
учитель начальных классов
Смирнова Нина Петровна
Открытый урок по окружающему миру в 3 классе
А.А. Плешаков «Окружающий мир».
Формирование ценностного отношения к окружающей природе, через осмысление отличительных признаков царства грибов от других царств.
актуализировать знания детей о грибах;
сформулировать правила сбора грибов;
создать условия для усвоения знаний о грибах, как объектах живой природы;
различать части гриба;
приводить примеры съедобных и несъедобных грибов.
расширить знания о ядовитых грибах
содействовать формированию критического мышления;
развивать наблюдательность, внимание, познавательный интерес;
развивать умение анализировать, обобщать и сравнивать;
создать условия для развития коммуникативных умений.
воспитывать умение дружить и взаимодействовать;
создать условия для проявления у учащихся самостоятельности, инициативы, активности;
способствовать формированию стремления выполнять правила поведения в природе и участвовать в её охране.
– научить узнавать и отличать съедобные грибы от грибов-двойников;
– знать правила сбора грибов.
– формировать мотивацию к обучению;
– формировать умение высказывать свое мнение;
– формировать умение ориентироваться в учебнике;
– перерабатывать полученную информацию, обобщая ее;
– формировать самостоятельное создание способов решения проблемы;
– формировать умение извлекать информацию из текста, иллюстрации;
– формировать умение ставить учебные задачи;
– формировать способность к мобилизации сил, к преодолению препятствий;
– формировать прогнозирование и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
– формировать умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
– формировать умение работать в группе;
– формировать умение слушать и понимать других.
– умение характеризовать отличительные признаки грибов.
Тип учебного занятия:
Организация образовательного процесса
– телевизор; доска; ноутбук учителя; научные статьи о грибах.
– Плешаков А.А. Окружающий мир: учебник: 3 класс
– А сейчас угадайте, на какой урок я приглашаю вас. Послушайте:
В мире много интересного
Миру знаний нет предела
Так скорее все за дело.
урок новых знаний, урок повторение)
– Как вы определили?
– Сформулируйте цели урока?
(получить новые знания)
3.Актуализация знаний. Тема урока.
-Определите, что это за звуки? (звуки природы)
– А что такое природа? (Природа – это то, что нас окружает и не создано руками человека
-Какая бывает природа? (Живая и неживая
– Чем отличается живая природа от неживой? (Дышит, питается, растет, размножается и умирает
– Проверим, как вы хорошо различаете группы живой природы. У вас на столах лежат картинки, разложите их на группы.
– На какие 2 группы вы их распределили? (Растения и животные
– Как ученые договорились их называть? (Царство растений, царство животных,).
– По какому общему признаку вы распределили растения к царству растений?
– Найдите карточку с признаками царства растений:
1. Имеют листья, стебли, корни, цветы плоды с семенами.
2. Питаются растворенными минеральными солями.
3. Умеют вырабатывать сахар и крахмал для питания.
4. Для хорошего роста нуждаются в тепле, влаге, освещении.
(дети подходят и прикрепляют карточки).
-Найдем карточку с характерными признаками для царства животных:
1. Имеют конечности или строение организма, способствующее передвижению.
2. Используют в пищу другие живые организмы: растения или животных.
3. Не могут вырабатывать питательные вещества сами.
4. Могут жить и развиваться в различных условиях.
3. Создание проблемной ситуации.
– Какие картинки вы не отнесли к этим царствам?(покажите)
– К какому царству вы отнесли грибы? Мнения разошлись?
Вывод: грибы не относятся ни к животным, ни к растениям. Это отдельное царство. Тема нашего урока В царстве грибов.
4. Первичное усвоение новых знаний.
4.1. Исследование в малых группах
– Для проведения исследования предлагаю поработать в малых группах. (по 4 человека)
– У каждой группы есть информационные тексты для изучения и пошаговая инструкция к ним.
– Инструкцию будет читать один человек, и задавать вопросы группе – это
– Они же будет отвечать.
– В конце исследования вам нужно будет поделиться информацией.
– Для правильного ответа используйте карточку
Работа в группах. Обмен информацией.
Грибы, которые мы обычно видим в лесу, состоят из шляпки и ножки. А под землей от ножек тянутся в разные стороны тонкие белые нити. Это грибница – подземная часть гриба. Шляпка и гриб образуют плодовое тело.
Вопрос: 1. Из каких частей состоит гриб? Подпишите части гриба
План – ответ.
Мы выяснили, что гриб имеет следующие части:
Грибы не могут сами производить для себя питательные вещества, как растения. Они поглощают питательные вещества из находящихся в почве мертвых растений и животных.
Вопрос: где берут питательные вещества грибы и почему?
Некоторые грибы добывают пищу из остатков растений и животных, находящихся в пне или в почве, или получают её с помощью корней деревьев. Нити грибницы срастаются с корнями деревьев. Так грибы и деревья вместе добывают питание. Деревья дают грибам питательные вещества, сахар, а грибы помогают корням всасывать воду с растворёнными в ней минеральными солями.
Вопрос: чем питаются грибы.
Вопрос: что нужно для того, чтобы росли грибы?
План – ответ:
Если заглянуть под шляпку гриба, то можно увидеть различия. Грибы бывают (белый, масленок, подберезовик); если посмотреть обратную сторону шляпки, она похожа на губку. (сыроежка, волнушка, груздь) – у них нижняя часть шляпки состоит из пластинок. Под шляпкой образуются споры (семена). Из спор, попадающих в почву, вырастает новая грибница.
Выступления учащихся: инсценировка «Встреча на полянке».
Я стройная бледная поганка. Я самая опасная из всех грибов, самая ядовитая. Мой яд подобен змеиному, он сохраняется даже после длительной варки. Меня не едят даже черви. Но мало кто знает, что малые дозы бледной поганки использовали в старину для борьбы со страшной болезнью – холерой. А признаки мои: шляпка зеленовато-голубоватая или белая, с белыми пластинками. Ножка, будто вылезает из горшочка, а верх горшочка бахромой отделан. В верхней части ножки – кольцо, точно мини-юбочка. Меня часто путают с шампиньоном.
• А этот красавец на беленькой ножке,
н в красненькой шляпке, на шляпке – горошки.
Я – гриб мухомор. В отличие от поганки природа наградила меня необыкновенной красотой. Но красота моя обманчива: яд мой вызывает удушье, обмороки. Мухоморы используют иногда и как средство для уничтожения мух. Но я приношу и пользу: для оленей и лосей я служу лекарством, которое помогает им избавиться от глистов. При необходимости эти крупные животные легко находят меня и с удовольствием съедают. ля лечения больных суставов используют мухоморы. И не вздумайте сбивать меня ногой в лесу! Я нужный!
• Царь грибов на толстой ножке, самый лучший для лукошка.
Вы что тут расшумелись в лесу? Это я – белый гриб-боровик, самая желанная находка грибника. Я красивый, вкусный, изумительно ароматный. Название «белый» я получил из-за своей мякоти. Если меня сварят или посушат, то я всё равно останусь беленьким, не потемнею.
В нижней части шляпки у меня слой трубочек жёлтого цвета. Верхняя часть шляпки – коричневая, так как я родился в сосновом лесу. А вот мой братец вырос в берёзовом лесу, и поэтому он в светлой шапочке. А ножка у меня солидная, толстая. Расту я с июня по октябрь.
Какие бывают грибы?
1. Имеет шляпку, ножку, грибницу.
2.Не могут сами вырабатывать питательные вещества.
3. Питаются останками живых существ.
4. Питаются солями из почвы.
5. Для нормального роста нуждаются в тепле и влаге.
6. Самостоятельно не передвигаются.
8. Бывают трубчатые и пластинчатые
9. Съедобные и несъедобные.
V. Закрепление изученного материала.
Игра «Собери грибы».
– Вы хорошо поработали, молодцы! А сейчас немного отдохнём и поиграем в игру «Собери грибы».
Дима шел, шел, шел, Берём? Берём!
Белый гриб нашел. И дальше идем.
– А теперь я буду произносить названия грибов. Если это съедобный гриб – вы наклоняетесь за ним и кладете в воображаемую корзинку. Если несъедобный гриб, – разводите руки в стороны.
елый гриб, мухомор, моховичок, белый груздь, бледная поганка, лисички.
– Да, действительно, не все грибы можно собирать.
7. Работа по учебнику. Грибы – двойники. Чтение текста с пометками. (Прием инсерт)
– информация мне известна
+- узнал что-то новое
– -думал иначе
Ребята, а вы знаете, что у грибов так же, как и у людей есть двойники?
С некоторыми мы сейчас познакомимся.
Желчный белый гриб
– Различить очень трудно. Желчный гриб имеет трубочки и поры розового цвета. А белый- зеленовато – желтые.
Ложные опята Опенок осенний
– Что общего у этих грибов?
– Чем они отличаются? ( отличаются цветом шляпки и гладкостью шляпки)
Бледная поганка шампиньон
-Как отличить эти грибы?(Отсутствие клубневидного утолщения у основания ножки).
8.Составление правил сбора грибов
– Ребята, а вы знаете, как правильно собирать грибы?
-Прочитайте статью на стр. 115 и сформулируйте эти правила.
Презентация на экране:
Собирай только хорошо знакомые грибы!
Если сомневаешься – гриб в корзину не клади!
Не бери старые грибы – в них яд.
Грибы срезай ножом или выкручивай!
Не собирай грибы возле дорог – в них много вредных веществ!
Ребята, а можно сбивать ядовитые грибы? (Нет, так как они являются лекарством для некоторых животных)
в природе лишних растений нет! Относитесь к ним бережно!
9.Обобщение. Диагностика качества усвоения темы
1. Чем размножаются шляпочные грибы?
емечками; б) отростками;
2. Какая часть у грибов самая важная?
3. Можно ли собирать все грибы подряд?
а, все пригодятся для питания;
б) нет, только знакомые съедобные грибы.
4. Только ли дикорастущие грибы на нашем столе?
дни лесные грибы у нас на столе;
б) употребляем в пищу не только лесные грибы.
5. Как правильно собирать грибы?
аскидать листву, разрыть мох;
б) собирать только самые крупные грибы;
в) срезать грибы ножиком.
Я читаю вам вопрос, вы отвечаете «да» или «нет»
грибы относятся к живой природе? Да
грибы относятся к царству растений? Нет
шляпочный гриб состоит из грибницы и плодового тела? Да
плодовое тело состоит из шляпки и ножки? Да
грибы сами из воды и углекислого газа на солнечном свету приготавливают себе пищу? Нет.
что грибница вредит корням деревьев, около которых растёт? Нет
грибы – это богатство леса? Да
13) что самый полезный гриб – это бледная поганка? Нет
11 .Домашнее задание
Стр. 112-116, прочитать , выполнить задание «Проверь себя» стр.116
Программа “Школа России”
Задача: создать условия для активной
познавательной деятельности учащихся. Цели:
- Обучающие: Активизировать ранее полученные
знания; изучить строение, классификацию,
значение и правила сбора грибов; - Развивающие: Развивать мыслительную
активность (классификация, сравнение, обобщение);
расширять кругозор учащихся; умение работать в
парах; - Воспитывающие: воспитывать любовь к
природе; экологическую культуру учащихся;
формировать оценочное, эмоциональное отношение
к миру.
Тип урока: “открытие” нового знания.
Оборудование: презентация, тесты,
карточки строение гриба.
– Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте
улыбнёмся нашим гостям, мне, друг другу. С хорошим
настроением начинаем урок. Садитесь.
(1 слайд пустой)
– Нам предстоит сделать много новых открытий.
Поэтому будьте внимательны.
(2 слайд лес, музыка)
Хочу пригласить вас сегодня в лес.
В добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес.
Если внимательны будете, дети,
Чудные тайны откроете эти.
2. Актуализация опорных знаний
– Посмотрите на этот лес. Какие царства живой
природы вы видите?
– Живую природу делят на царства растений,
животных, бактерий и грибов.
(3 слайд) царства живой природы
3. Формулирование темы, постановка цели.
– Сегодня мы более подробно познакомимся с
удивительным царством. Представителей этого
царства учёные долгое время не могли отнести к
ни, царству растений, ни к царству животных. Чтобы
узнать о каком царстве мы будем говорить, нужно
отгадать загадку.
(4 слайд Царство грибов)
Землю пробуравил
Грибницу оставил,
На ножке явился,
Шляпкой прикрылся.
– О чём идёт речь? (о грибах) А почему вы считаете,
что это гриб? Докажите.
А как вы думаете, какая тема нашего урока?
Тема нашего урока: Царство грибов. Сегодня мы
вспомним, что нам известно о грибах и узнаем
много нового.
– А что бы вы хотели узнать об этом царстве?
– Итак, ребята, вы сами поставили цели урока.
(5 слайд Цели) Какое строение имеют грибы? –
Какие они бывают?
– Как правильно собирать грибы? – Какое
значение имеют грибы? – Узнать, какие грибы нужно
охранять)
– На эти вопросы мы и будем искать ответы на этом
уроке.
– Грибы это настоящее чудо. На земле насчитывают
более 100 тысяч видов. Но только чуть более 100
считаются съедобными. Среди них есть очень
маленькие и крупные экземпляры, но все они имеют
похожее строение. Каждый гриб занимает
определённое место в природе. Одни грибы
превращают органические вещества в минеральные,
которые необходимы и доступны растениям, другие
перерабатывают остатки живых организмов в
перегной, третьи, хищники, помогают бороться с
вредителями растений, четвёртые – лекарство для
животных и человека. Помните об этом и не топчите,
не сбивайте грибы, которые попадутся вам на
глаза.
а) Строение грибов.
– Попробуйте в загадке найти части гриба. А
сейчас работа в парах. На парте лежит рисунок
гриба и название частей. Обозначьте каждую часть.
А теперь проверим.
(6 слайд – строение грибов)
– А теперь давайте рассмотрим строение гриба
– В самом верху? (шляпка) В ней созревают споры –
это маленькие семена.
– Что находится ниже? (Ножка)
– Шляпка и ножка называется плодовое тело.
– Как называется подземная часть гриба?
(грибница)
Грибница-это тонкие, ветвистые, белые, похожие
на паутину нити, которые оплетают корни деревьев
и срастаются с ними.
Мы рассмотрели строение шляпочных грибов. Об
остальных грибах вы узнаете в 6 классе.
б) Классификация грибов
– На какие 2 группы можно разделить грибы?
(съедобные, несъедобные)
(7 слайд) съедобные и несъедобные грибы
– Какие съедобные грибы вы знаете?
– Какие несъедобные грибы вы знаете?
– Многие съедобные и несъедобные грибы очень
похожи. Чем это опасно? Поэтому очень важно
отличать съедобные грибы от, несъедобных.
Давайте попробуем сравнить их и сделать вывод.
(8 слайд) Грибы – двойники (белый, желчный)
1) У самого ценного гриба- белого – есть опасный
двойник – желчный. (читаем)
– Чем они похожи? (формой)
– Чем отличаются? (по цвету, по срезу)
– Желчный гриб не ядовитый, но очень горький и
может испортить вкус блюда.
– По каким признакам нашли отличие? (по цвету, по
срезу)
(9 слайд) Грибы – двойники (опята – ложные опята)
2)У осенних опят тоже есть двойник – ложный
опёнок.(читаем)
– Чем отличаются? ( по цвету, по запаху)
Ложный опёнок – ядовитый гриб.
– По какому признаку нашли отличие? (по запаху,
по цвету, по кольцу)
(10 слайд) Грибы – двойники (шампиньон – бледная
поганка)
3) Сравните шампиньон и бледную поганку. (читаем)
– Чем отличаются? (по цвету, по строению)
Бледная поганка смертельно ядовитый гриб. Яд
бледной поганки не разрушается ни при варке, ни
при сушке, ни при длительном хранении. Каждый год
в нашей стране погибают люди, случайно
отведывавшие бледную поганку. Что нужно сделать,
если после употребления грибов, человеку стало
плохо? (вызвать скорую помощь)
– По какому признаку нашли отличие? (по строению)
– Итак, на что необходимо обратить внимание при
сборе грибов?
(11 слайд) Признаки отличия съедобных и
несъедобных грибов (цвет, срез, запах, форма)
В). Правила сбора грибов.
– А кто из вас знает, как собирать грибы?
– Найдите ответ в учебнике на стр. 121.
Внимательно прочитайте, как правильно собирать
грибы, чтобы ответить на мои вопросы.
– Почему надо собирать в лесу только те грибы,
которые знаешь?
– Почему нельзя раскидывать в стороны листву и
мох?
– Почему нужно срезать грибы ножом?
– Почему нельзя собирать большие старые грибы?
– Почему нельзя собирать грибы возле дорог
предприятий и скверов?
(12 слайд чистый, музыка)
– Сбор грибов иногда называют “тихой охотой”,
которая требует внимания, чуткости,
осторожности. Давайте и мы с вами немножко
отдохнём и побродим по лесу. Все встали, оделись
для прогулки по лесу. Взяли корзинки и собираем
грибы. Если я называю съедобный гриб, приседаем,
срезаем и кладём в корзинку. А если несъёдобный
гриб, проходим мимо.
Сыроежка, подосиновик, желчный гриб, белый,
подберёзовик, бледная поганка, груздь, волнушка,
ложный опёнок.
– Какое удовольствие можно получить от прогулки
по лесу! А если удаётся вернуться с корзинкой
грибов, то чувствуешь себя удачливым добытчиком.
– Мы немножко отдохнули, побывали на прогулке в
лесу. А теперь продолжим.
Г). Грибы, занесённые в Красную книгу.
– Теперь вы знаете правила сбора грибов, и я
надеюсь, будете их выполнять.
Потому что, из-за неправильного сбора грибов,
некоторые виды внесены в Красную книгу России.
(13, 14 слайд) (Красная книга)
– Посмотрите, какие необычные и красивые грибы.
Я думаю, что вам не приходилось видеть и слышать о
них. Это сетконоска сдвоенная, решёточник
красный, рогатик пестиковый, шишкогриб
хлопьеножковый, грифола курчавая, паутинник
фиолетовый.)
– Эти грибы нуждаются в особой охране.
Д). Значение грибов
– А вы знаете, что однажды произошло в Царстве
грибов? Хотите узнать? Слушайте внимательно,
потому что только тот, кто будет внимателен,
сможет сделать открытие.
(15, 16, 17. 18 слайд деревья и грибы)
Грибы всегда живут по соседству с деревьями. Но
однажды деревья обвинили грибы в грабеже. ” -Вы
воруете у нас питательные вещества. Срастаетесь
с нашими корнями и живёте за наш счёт. Мы уходим
от вас” Грибы ответили: “Не у ходите, мы же
наводим порядок, разрушаем остатки растений и
животных, образуем перегной. Но, как ни старались
упросить их грибы, ничего не помогло. Все деревья
ушли подальше от царства грибов. Прошло время –
грибов становилось всё меньше и меньше – им
действительно не хватало пищи, взять они её могли
только у деревьев. Но и деревьям было не сладко.
Они стали, хуже расти, чахнуть, а ещё каждый год
засыпала их осенняя листва и горы листьев
добрались до макушек деревьев. Деревья никак не
могли понять, почему их самочувствие ухудшается,
и почему не исчезают опавшие листья с земли, а
заваливают их до самой макушки. Поняли деревья,
что совершили ошибку и попросили прощение у
грибов. Грибы их простили, и всё стало по –
прежнему. Грибы стали, лучше расти, ведь теперь им
хватало питания, и деревья стали, быстрее расти и
засохшие листья куда- то исчезли. Но секрета
своей важности для деревьев грибы так и не
открыли. А деревья до сих пор мучаются в догадках,
почему же им стало так плохо без грибов.
– А может быть, вы сможете ответить на этот
вопрос?
Давайте все вместе проведём маленькое
исследование, чтобы подтвердить наши
предположения.
Тема исследования: Почему деревьям плохо без
грибов?
– Как вы думаете, грибы помогают расти
деревьям? Это наша гипотеза.
Гипотеза: Предположим, что грибы помогают
расти деревьям.
Цели: Выяснить, что же связывает деревья и
грибы друг с другом.
– Что получают грибы от деревьев?
1. Грибы получают от дерева питательные
вещества.
– А давайте теперь предположим, что же деревья
получают от грибов?
– А что делают корни деревьев в земле? (всасывают
воду и минеральные соли)
2. Корни деревьев всасывают воду и минеральные
соли из земли.
– А как связана грибница и корни деревьев?
(Срастается)
– А если грибница срастается с корнями деревьев,
то какую помощь оказывает деревьям?
3. Грибница доставляет воду корням деревьев из
почвы.
– Куда исчезают все засохшие листья под
деревьями, старые пни, упавшие сучья? Как вы
думаете? (грибы) Так, что ещё делает грибница?
4. Грибница перерабатывает остатки живых
организмов.
– Грибы перерабатывают остатки живых
организмов и образует перегной, очень нужный для
деревьев.
– Так почему деревьям плохо без грибов? Какой
сделаем вывод?
(21 слайд вывод, гриб дерево)
Вывод: Грибы помогают расти деревьям. Они
доставляют воду и перерабатывают остатки живых
организмов.
– Проведя исследование, мы сделали открытие, и
узнали, как связаны между собой грибы и деревья.
Такая связь называется взаимной. Грибы и
деревья взаимосвязаны или симбиоз.
– Нужны ли грибы животным? Зачем? Какие животные
питаются грибами? (белки, лоси, кабаны, глухари,
тетерева).
Некоторые животные леса лечатся ядовитыми для
человека грибами. Мухоморами лечатся лось,
сороки.
Какой можно сделать вывод?
– Нужны ли грибы человеку? Зачем? (питаются)
– В грибах есть глюкоза, фосфор, кальций, железо,
– необходимые человеку. Недаром грибы называют
лесным мясом. Самые питательные грибы: рыжики,
опята, подосиновики, белые.
(22 слайд чистый)
Вот он гриб – боровик,
И красив он и велик.
Давайте носиками нарисуем гриб. Начнём с
грибницы, ножка, шляпка.
Е). Закрепление нового материала.
А теперь давайте ответим на интересующие вас
вопросы.
(23 слайд №5 повтор)
Сегодня на уроке мы постарались ответить на все
вопросы, которые вас интересовали. А теперь
давайте проверим новые знания.
– Проверка будет походить в виде тестов. Вам
предлагается 5 вопросов. Работаем.
1. Вы нашли в лесу гриб, но не знаете, съедобный
он или нет. Что нужно сделать?
а) оставить его на месте,
б) срезать и взять с собой,
в) сбить ногой.
– Какой правильный ответ?
2. Назовите самый ядовитый гриб.
а) желчный гриб,
б) бледная поганка,
в) ложный опёнок.
3. Что не входит в строение гриба?
– Что же у грибов вместо корня?
4. С чем взаимосвязаны грибы?
а) с человеком,
б) с деревьями,
в) с животными.
5. Найди лишний гриб.
А теперь я предлагаю вам себя оценить. Если
нет ошибок оценка 5 , одна ошибка -4, две ошибки -3.
6. Рефлексия деятельности.
– Наш урок подошёл к концу. Подведём итог. Какие
открытия вы для себя сделали?
– За активную работу на уроке получают
оценки::.
Многие тайны леса уже раскрыты. Другие ещё ждут
своих исследователей. Главное, не забывать, что в
лес ходили наши прабабушки и прадедушки, и люди,
жившие сотни лет до них. Хочется сберечь лесные
богатства и для будущих поколений. Для этого надо
не так уж и много. Нужно просто любить лес.
7. Включение нового в систему знаний.
Запомни, что всё в природе взаимосвязано,
уничтожая одно, ты наносишь вред другому.
Рекомендации по выполнению домашнего задания
1. Стр. 118-122, пересказ. Найти интересную
информацию о грибах из разных источников:
спросить у родителей, узнать из интернета,
прочитать в книгах.
9. Дополнительно (фильм рост растений).
И сегодня у нас есть уникальная возможность
увидеть своими глазами, как появляется грибница
и растут грибы. Фильм, который вы будете смотреть
показан в ускоренном режиме.
(12 слайд) фильм о росте грибов
Сначала появляется грибница. А на них
образуются маленькие клубеньки. Клубеньки
увеличиваются, вылезают из земли и превращаются
в грибы.
– Так почему же придя в лес нельзя вырывать
грибы с грибницей? (нарушается грибница) Если
запомнить урожайное место, то можно несколько
раз за лето приходить сюда и уносить домой
богатую добычу.
– Но грибы не только то, что растёт под ёлкой на
поляне, и что собираем в корзинки. Гриб – чага
растёт на берёзе. Им лечат язвы желудка, опухоли.
Гриб – дрожжи применяют в хлебопечении,
сыроделии. Все знают лекарство пенициллин, его
готовят из гриба. Лечат воспаление лёгких,
бронхит. Зеленоватый пушок плесени на забытом в
шкафу куске хлеба – гриб – плесень. Есть такие
грибы, которые могут разрушить дома (домовой
гриб).
Технологическая карта урока окружающий мир.
ГБОУ СОШ им. И.Ф. Самаркина
с. Новая Кармала
представления о разнообразии грибов и их роли в природном сообществе, выявление отличительных признаков царства грибов от других царств.
– сформировать умение различать части гриба, характеризовать отличительные признаки грибов.
-различать и приводить примеры съедобных и несъедобных грибов, расширить знания о ядовитых грибах.
– сформировать умение целенаправленно читать текст, понимать и сравнивать заключённую в тексте информацию.
– создавать самостоятельные способы решения проблем возникающих на уроке, доказывать и аргументировать свою точку зрения
– формировать умение извлекать информацию из текста, иллюстрации, анализировать, сравнивать, классифицировать объекты по выделенным признакам
выполнять задания творческого и поискового характера, делать выводы и обобщения;
учиться ставить учебную задачу; планировать свою деятельность.
умение правильно строить речевое высказывание, слушать и понимать речь сверстников и учителя, отстаивать своё решение
– интерактивная доска, ноутбук учителя, научные статьи о грибах, задания из банка PISA, .
– Плешаков А.А. Окружающий мир: 3 кл.: Рабочая тетрадь часть 1.
Презентация “В царстве грибов”
Урок по окружающему миру3 класс
Автор презентации: Ситкова Е.В.
Учитель начальных классов
МКОУ «Ильинская СОШ»
Царство растений
Царство животных
Внешний вид
Имеют листья, стебли, цветы плоды с семенами, корни.
Имеют конечности или строение организма, способствующее передвижению.
Чем могут питаться?
Питаются растворенными в воде минеральными солями. Умеют вырабатывать питательные вещества (сахар и крахмал).
Используют в пищу другие живые организмы: растения или животных.
Не могут вырабатывать питательные вещества сами.
Могут ли передвигаться самостоятельно?
Не могут сами передвигаться.
Способны передвигаться.
Какие условия нужны для роста и развития?
Для хорошего роста нуждаются в тепле, влаге, освещении.
могут жить и развиваться в различных условиях.
загадка
Кто стоит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы,
Нет под шапкой головы.
шляпка
грибница
плодовое
тело
ножка
Строение гриба.
споры
Царство растений
Царство животных
Внешний вид
Имеют листья, стебли, цветы плоды с семенами, корни.
Имеют конечности или строение организма, способствующее передвижению.
Шляпка, ножка, грибница
Чем могут питаться?
Питаются растворенными в воде минеральными солями. Умеют вырабатывать питательные вещества (сахар и крахмал).
Используют в пищу другие живые организмы: растения или животных.
Не могут вырабатывать питательные вещества сами.
Грибы не могут сами вырабатывать питательные вещества.
Питаются останками живых существ, солями из почвы
Могут ли передвигаться самостоятельно?
Не могут сами передвигаться.
Способны передвигаться.
.Самостоятельно не могут передвигаться
Какие условия нужны для роста и развития?
Для хорошего роста нуждаются в тепле, влаге, освещении.
могут жить и развиваться в различных условиях.
– Для нормального роста нуждаются в тепле и влаге.
Почему грибы подружились с деревьями?
Значение грибов для деревьев
Правила сбора грибов
Собирай только знакомые грибы.
Не разрывай мох и листву вокруг гриба.
Грибы лучше срезать ножом.
Нельзя собрать старые грибы.
Нельзя собирать грибы возле дорог.
Ходить за грибами можно только с родителями.