Все элементы окружающего мира связаны между собой.
— это связи, которые существуют между частями природы.
Можно выделить следующие связи:
Солнце, воздух и вода — то, без чего не могут существовать живые организмы. Солнце даёт тепло и свет. Воздух нужен для дыхания. Без воды не сможет жить ни один организм.
И наоборот, живые организмы влияют на неживую природу. Растения выделяют в воздух кислород. Грибы и бактерии обогащают почву.
Без растений животные существовать не могут.
- служат пищей для животных;
- дают место для жизни;
- служат материалом для построения жилищ (гнёзд, нор).
Животные тоже влияют на растения.
- распространяют плоды и семена;
- защищают растения от насекомых.
Между животными тоже существуют связи. Например, многие животные заботятся о своём потомстве.
Рис. (2). Забота о потомстве
Но в основном связи между разными животными проявляются в том, что они поедают друг друга.
Рис. (3). Лиса
— и без неё жить не может.
Природа даёт человеку:
- материал для строительства жилья;
- сырьё для фабрик и заводов.
Рис. (4). Овощи
Рис. (5). Добыча полезных ископаемых
Человек тоже влияет на природу. Часто его необдуманные действия наносят природе вред. Люди не должны нарушать природное равновесие, потому что в природе всё взаимосвязано.
Рис. 1. Птица https://pixabay.com/images/id-6163139/ 4.06.2021
Рис. 2. Забота о потомстве https://pixabay.com/images/id-591359/ 4.06.2021
Рис. 3. Лиса https://pixabay.com/images/id-5326716/ 4.06.2021
Рис. 4. Овощи https://pixabay.com/images/id-1768857/ 4.06.2021
Рис. 5. Добыча полезных ископаемых https://pixabay.com/images/id-2023592/ 4.06.2021
Предмет: окружающий мир (любой УМК)
Класс: 2 класс
Презентация “Живая и неживая природа”
Предназначение: для фронтальной и
индивидуальной работы с учащимися
Оборудование – компьютер, монитор, проектор,
экран
Презентация выполнена в программе PowerPoint.
При подготовке материла были использованы идеи
Лысенковой С.Н. перспективно-опереживающего
обучения с использованием опорных схем при
комментируемом управлении учебным процессом.
Включать каждого ученика в активную
деятельность на всех уроках, довести
представления по изучаемой теме до формирования
понятий, устойчивых навыков –цель
перспективно-опереживающего обучения. Помогают
достичь ее так называемые опорные схемы. Опорные
схемы – это выводы, которые рождаются на глазах
учеников в момент объяснения и оформляются в
виде чертежа, рисунка. Кроме того, схема
становится алгоритмом рассуждения, снимает
скованность, страх и ошибки.
Презентация разработана по учебному комплекту
Плешакова А.А., в то же время, она является
универсальной и с успехом может применяться в
процессе обучения по УМК других авторов.
Презентация призвана значительно сократить
время на подготовку учителя к уроку, повысить
плотность проведения урока.
Слайды работают по единому принципу. Переход от
слайда к слайду осуществляется по щелчку. По
щелчку появляются картинки стрелочки, по щелчку
картинка растворяется и одновременно появляется
следующая картинка
Презентация состоит из 9 слайдов.
1 слайд – титульный лист
2 слайд – Детям предлагается ответить на
вопрос: “Что такое природа?”.
3 слайд – У: Природа – это деревья, травы,
солнце и т.д. Летом ребята купались в реке, озере,
море. Они наблюдали высоко в небе птиц. И лес, и
река, и воздух, и солнце – это природа.
По щелчку появляются картинки.
4 слайд – С помощью условных картинок дети
узнают: что такое живая и неживая природа.
– Давайте обозначим природу схематическим
рисунком (елочка и солнце).
– Природа содержит в себе два компонента живая и
неживая природа.
– Как вы думаете из названных предметов, что
можно отнести к живой природе, а что к неживой?
– Чем отличается живая и неживая природа?
– Значит, существует живая и неживая природа.
Неживая природа – это вода, воздух, солнце.
Выберем условный знак (солнце)и поместим его
ниже. Рядом – еще один символ (елочка), в него
надо поместить изображение живой природы. Это
может быть любое животное, дерево, цветок.
Покажем стрелками, что природа делится на живую и
неживую.
– Живая природа так же неоднородна и включает
растения и животные. Растения можно обозначить
рисунком дерева. Растения относятся к живой
природе. Животные – это звери, птицы, рыбы.
Насекомые. Обозначим символом лошади. А
человека, к какому компоненту природы можно
отнести?
– Человек – это часть живой природы. Он
относится к миру животных.
5 слайд – Повторение слайда 4.
– Человек – это часть живой природы. Он
относится к миру животных. Человек не одинок. Он
живет, учится с другими людьми, которые образуют
общество. Все ученики класса тоже общество.
Нарисуем двух человек на том же уровне, что и
природа, соединим стрелочками с человеком. Люди
работают и создают продукты труда. Стулья, дома,
машины и т.д. – все сделано руками человека.
– Чем человек отличается от других частей?
– С помощью стрелок покажем связь человека с
живой и неживой природой и обществом. У нас
получилась опорная схема.
6 слайд – Комар – к какой природе относится и
почему?
7 слайд – Трудом человека создаются самолеты
и выращивается пшеница. Почему самолет – это
изделие. А пшеница – часть природы?
8 слайд – Наша схема рассыпалась. Кто хочет ее
восстановить?.
9 слайд – Спасибо за урок.
Цель: дать ученикам элементарные
представления о природе в целом, о различиях и
признаках живой и неживой природы.
- Дать учащимся первоначальное представление о
природе в целом, о живой и неживой природе;
определить связи между живой и неживой природой. - Развивать умение анализировать полученную
информацию, наблюдательность, внимательность и
кругозор учащихся. - Воспитывать интерес и бережное отношение к
природе.
Оборудование: иллюстрации предметов,
созданных трудом человека (зонт, мяч, книга);
карточки с картинками живой природы (дерево,
медведь, бабочка, дети, цветок) и неживой природы
(камни, звезды, вода, солнце, сосульки),
карточки-тесты, схема «Признаки живой природы»
I. Организационный момент
Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
– Я думаю, что радость, доброта и улыбка всегда
помогают человеку. Так давайте, и наш урок
сегодня начнется с улыбки. Ребята, улыбнитесь
друг другу!
II. Повторение изученного материала
– На прошлом уроке мы говорили о нашем
отношении к окружающему миру. Давайте немного
поиграем и вспомним, как человек может
относиться к себе, к людям, к природе и к тому, что
они делают. На задание дается 3 минуты.
Игра «Поиграем в отношение»
За это время первый ряд подберет слова,
выражающее отношение человека к себе, второй ряд
– отношение к людям и к тому, что они делают, а
третий – к природе. Не забываем, что отношение
может быть не только хорошим, но и плохим.
Выигрывает команда, подобравшая наибольшее
количество слов. (Например, 1-й ряд –
уважительное, доброе и т.д, 2-й ряд – заботливое,
пренебрежительное и т.д., 3-й ряд – жестокое,
бережное и т.д. )
– Ребята, как вы думаете, какое отношение мы
должны воспитывать в себе к окружающему? (Доброжелательное,
бережное)
– Как нужно относиться к природе? (Охранять,
беречь, не загрязнять.)
III. Сообщение темы урока
– Ребята, мы часто с вами произносим такую
фразу: «Какая природа, какая красота» или
«Я был на природе».
– А что такое природа? Вот сегодня на уроке мы и
будем искать ответ на этот вопрос. А так же
узнаем, что относится к живой и неживой природе.
IV. Работа по теме урока
– Посмотрите на доску. Что вы там видите? (Различные
картинки).
– На какие две группы можно разделить все
предметы? (Первая группа – то, что создано
руками человека, вторая группа – то, что создано
природой)
– На доске мы получаем:
1 группа – зонт, мяч, книга. Эти все предметы
созданы руками человека.
2 группа – медведь, звезды, солнце, цветок, камни,
вода, бабочка, сосулька, дети, дерево.
Все это создано природой. Убираем картинки, на
которых изображены предметы, созданные
человеком.
Делаем вывод 1: все то, что не создано
руками человека и мы сами, называется природой.
– Ребята, на какие еще две группы можно
разделить все оставшиеся картинки? (На живое и
неживое)
Живая природа:
Неживая природа:
дерево
камни
медведь
звезды
бабочка
вода
дети
солнце
цветок
сосулька
Добрый лес, старый лес. (Широко разводим руки
в стороны)
Полон сказочных чудес! (Повороты вправо-влево с
вытянутыми руками)
Мы идём гулять сейчас и зовём с собою вас! (Ходьба)
Ждут нас на лесной опушке птички, бабочки,
зверюшки! (Присесть. Медленно поднимаемся,
повороты вправо-влево с вытянутыми руками)
Мышка тихо идёт, в норку зёрнышко несёт. (Мягкий
пружинистый шаг, спина слегка прогнута вперёд,
«лапки» перед грудью)
А за мышкой шёл медведь, да как начал он реветь:
«У-у! У-у! Я вразвалочку иду!». (Руки полусогнуты
в локтях, ладошки соединены ниже пояса. Ноги на
ширине плеч. Переступание с ноги на ногу.
Раскачивание туловищем из стороны в сторону)
А весёлые зайчата – длинноухие ребята – прыг да
скок, прыг да скок, через поле за лесок! (Прыжки,
ладошки прижать к голове, изображая «ушки на
макушке»)
Вот лягушка по дорожке, скачет, вытянувши ножки. (Прыжки
на месте)
Птички в гнёздышках проснулись, улыбнулись,
встрепенулись: «Чик-чирик, всем привет! Мы летаем
выше всех! (Лёгкий бег на месте: птички чистят
крылышки, машут хвостиком – руки сзади)
До свидания, старый лес. Полон сказочных чудес! (Помахивание
рукой. Повороты вправо-влево с вытянутыми руками.
Ходьба)
Подружились мы с тобой, нам теперь пора домой!
VI. Работа по учебнику
– Между живой и неживой природой есть тесная
взаимосвязь. Для чего нужны солнце, воздух и вода?
(Ведется работа по с.15)
– Что мы видим на схеме слева? Какая это природа? (Неживая)
– А что видим справа? Какая это природа? (Живая)
– Как вы думаете, что обозначают стрелки на
схеме? (Связь между живой и неживой природой.)
– В чем состоит эта связь?
– Делаем вывод 2: неживая природа
необходима для жизни живых существ.
VII. Беседа по теме урока
– Ребята, а чем отличается живая природа от
неживой? (Живое может двигаться)
– Правильно, все живое двигается. Даже растения.
Они способны поворачиваться по направлению к
свету, сворачивать и разворачивать свои листья
или цветы.
На доске появляется первый признак жизни
– движение.
– Что еще отличает живое от неживого? (Живое
растет)
– Я с вами согласна. Любой живой организм
способен к росту и развитию. Из отростка
вырастает дерево, из семечки – растение, из
ребенка – взрослый человек.
На доске появляется второй признак жизни
– рост.
– А что нужно обязательно живому организму
для роста и развития? (Питание)
– Питаются и растения, и животные, и человек.
Третий признак жизни – питание.
– А что будет, если лишить все живое питания? (Оно
погибнет)
– Некоторые растения погибают при наступлении
зимы. Со временем умирают не только растения, но и
животные, и люди растут, взрослеют, старятся и
умирают. Следующий признак жизни – смерть.
– Ребята, а почему, если живые организмы
погибают, до сих пор существует жизнь на Земле?
(Растения, животные и люди рождаются вновь)
– На Земле постоянно появляются и рождаются
новые живые существа.
– Поэтому пятый признак жизни – размножение.
– Ребята, посмотрите на доску. Какие самые
главные признаки необходимые для жизни мы с вами
выделили? (Движение, рост, питание, смерть,
размножение).
– Давайте проверим, обладают ли всеми этими
признаками предметы нашей живой природы:
дерево, медведь, бабочка, дети, цветок.
(Учащиеся проверяют. Например: дерево – растет,
питается, обладает движением (листочки
сворачиваются, распускаются), размножается,
умирает. Следовательно, оно относится к живой
природе и т.д.)
VIII. Закрепление изученного.
Учащиеся выполняют карточки-тесты.
1. Какое выражение правильно? Природой называют
все то,
А) что окружает человека;
Б) что сделано руками человека;
В) что окружает человека и не сделано его руками.
2. К живой природе относится:
А) солнце;
Б) лягушка;
В) камни.
3. К неживой природе относится:
А) звезды;
Б) грибы;
В) растения.
4. Исправь ошибки (зачеркни лишнее слово): растения,
грибы, животные, вода, человек – это живая
природа.
5. Исправь ошибки (зачеркни лишнее слово): солнце,
растения, звезды, вода, камни – это неживая
природа.
IX. Подведение итогов урока
– Что нового для себя вы сегодня узнали сегодня
на уроке?
– О чём сможете рассказать дома родителям?
– Назовите, что относится к живой природе.
– Назовите, что относится к неживой природе.
X. Домашнее задание
– В рабочих тетрадях на с. 8 дома вы
сможете выполнить интересное творческое
задание. Каждый из вас может побыть
исследователем и ответить на вопросы:
- Что называется природой?
- Какая связь между живой и неживой природой?
– Спасибо всем за работу! Урок окончен.
Предмет и класс: Окружающий мир (2 класс)
Тема урока: «Неживая и живая природа».
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цели деятельности педагога: познакомить с целями и задачами нового раздела; формировать представление о неживой и живой природе; научить различать объекты неживой и живой природы; раскрыть связь между неживой и живой природой на конкретных примерах.
Личностные УУД: привести к осознанию ценности природы.
- регулятивные (уметь ставить цели и уметь их планировать)
- коммуникативные (уметь оформлять свои мысли в устной форме, формулировать выводы из изученного материала)
- познавательные (устанавливать связи между неживой и живой природой)
Предметные УУД: различать понятия «неживая природа», «живая природа»; устанавливать связи между неживой и живой природой; правильно использовать эти знания в своей жизни.
Основные понятия: «неживая природа», «живая природа»
- основные: учебник, рабочая тетрадь.
- дополнительные: раздаточный материал для групп;
- сигнальные карточки;
Организация пространства: фронтальная, групповая, в парах.
Оборудование: тест (для каждого ребёнка на отдельном листе); у учащихся – цветные карандаши, цветные фишки.
1. Организационный момент.
Цель для учителя: проверить готовность к уроку; мотивировать на повторение ранее изученного и на восприятие нового материала.
Цель для учащихся: соблюдать правила поведения на уроке.
2. Актуализация опорных знаний.
Цель для учителя: проверить усвоение знаний полученных на прошлом уроке.
Цель для учащихся: повторить знания полученные на прошлом уроке.
– Приведите примеры того, что создано руками человека.
– Что создано природой?
– Какое отношение к природе можно назвать плохим?
– Приведите примеры.
– Что делают люди, чтобы природа «чувствовала себя лучше»?
Дети отвечают на вопросы теста по теме «Природа и рукотворный мир».
(Выдаётся на отдельных листах.)
1) Укажите, что сделано руками человека.
а) облако; г) трава;
б) космический корабль; д) воробей;
в) стол; е) солнце.
2) Укажите, что не сделано руками человека.
а) река; г) вода;
б) кит; д) небо;
в) парта; е) дом.
3) Какое утверждение верно?
а) Природой называется всё то, что окружает человека.
б) Природой называется всё то, что сделано руками человека.
в) Природой называется всё то, что окружает человека и не сделано его руками.
4) Укажите объекты природы.
а) шкаф; ж) телефон;
б) глина; з) сыр;
в) стекло; и) троллейбус;
г) обувь; к) речной песок;
д) воздух; л) песок сахарный.
3. Изучение нового материала.
3.1 Мотивация учебной деятельности.
Цель для учителя: научить различать объекты и явления неживой и живой природы; находить связи в природе.
Цель для учащихся: узнают какая бывает природа; научатся классифицировать объекты по существенным признакам.
Метод: объяснительный, работа с учебником, практический
– Сегодня на уроке мы начинаем работу по новому разделу.
Прочитайте его название на странице 23. («Природа».)
– Прочитайте, чему мы будем учиться, изучая этот раздел.
Дети читают цели и задачи изучения раздела.
– Что привлекло ваше внимание? Что захотелось изучить? (Ответы детей)
– Отгадайте загадки Муравьишки.
(Учитель записывает отгадки на доске)
– Не по рыбам, а сети расставляет. (Паук)
– У родителей и деток вся одежда из монеток. (Рыба)
– Ходит, спесь надуваючи. (Индюк)
– Без языка, а говорит, без ног, а бежит. (Ручей)
– По синему морю белые гуси плывут. (Облака)
– И тонок, и долог, а сядет – в траве его не видать. (Дождь)
– Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз)
– На какие две группы можно разделить наши отгадки? (Живое – паук, рыба, индюк; неживое – ручей, облако, дождь, арбуз.)
– Предположите, о чём мы будем говорить на уроке. (О живой и неживой природе.)
– Прочитайте тему урока на странице 24. (Неживая и живая природа.)
– Какие учебные задачи мы поставим перед собой на уроке? (Ответы детей.)
– Прочитайте, что об этом говорит Муравьишка.
3.2 Работа по теме урока.
– С давних пор люди стремятся узнать как можно больше о мире, в котором живут. Солнце и звёзды, горы и реки, растения и животные – всё интересует человека.
В результате долгих наблюдений за природой человек разделил все объекты природы на две большие группы: живую и неживую природу. На уроках в 1 классе мы с вами выделяли признаки живых существ. Вспомним их.
В результате обсуждения на доске появляется схема:
Практическая работа. Работа по учебнику.
– Зная эти признаки, выполним следующее задание. Откройте учебник на страницах 24-25. Рассмотрите рисунки. На какие две группы можно разделить всё, что изображено на рисунках?
Заслушиваются ответы детей.
– Возьмите фишки синего и зелёного цветов. Синие фишки положите на изображения предметов, относящихся к неживой природе, а зелёные – на предметы живой природы. Объясните свой выбор.
Ученики работают в парах, проверяют работы друг друга.
Выполнение заданий в рабочей тетради.
(Вариант 1 подчёркивает объекты живой природы, вариант 2 – объекты неживой природы. Проверка в парах.)
(Самостоятельное выполнение. Проверка в парах.)
– Так чем же живые существа отличаются от объектов неживой природы? (Ответы детей)
4. Физкультурная минутка.
– Представьте, что вы – осенние листочки, и давайте поиграем!
Мы осенние листочки,
Мы осенние листочки.
Мы на веточке сидели,
Ветер дунул – полетели.
Мы летели, мы летали,
А потом летать устали.
Перестал дуть ветерок –
Мы присели все в кружок.
Ветер снова вдруг подул
И листочки быстро сдул.
Все листочки полетели
И на землю тихо сели.
5. Закрепление учебного материала.
Цели для учителя: обеспечить восприятие для первичного закрепления материала в ходе осмысления изученного материала; организовать самостоятельную работу; организовать взаимопроверку.
Цель для учащихся: зафиксировать новые изученные на уроке знания, понятия «неживая природа», «живая природа», выявить, в ходе беседы, связи между неживой и живой природой.
На прошлом уроке мы говорили, что существуют предметы природы и предметы, сделанные руками человека. То, что сделано человеком, не относится к природе. На какие 3 группы можно разделить все предметы, которые нас окружают? (живая и неживая природа, предметы, сделанные человеком.)
– Предлагаю вам игру «Живая и неживая природа».
Учитель раздаёт детям карточки синего и зелёного цветов.
– Я буду называть предмет. Если он относится к неживой природе, то вы должны поднять синюю карточку, если к живой – зелёную.
Учитель называет 10 – 15 предметов.
Работа в группах.
Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает карточки с заданиями. На обсуждение и выполнение задания каждой группе даётся 5 минут. Затем работа проверяется.
Что относится к природе?
А) карандаши, тетради, парты, здание школы, дом, посёлок в котором ты живёшь, – всё это природа;
Б) человек, растения и животные, солнце, моря и океаны, космические корабли и пароходы, фабрики и заводы – всё это природа;
В) солнце, земля, воздух, вода, растения, грибы, животные, человек – всё это природа.
Приведите примеры предметов, относящихся к живой, неживой природе и предметов, сделанных руками человека.
Что относится неживой природе?
А) человек, животные, растения, грибы;
Б) солнце, Земля, воздух, вода, человек и всё то, что сделано руками человека;
В) солнце, небо, облака, земля, камни, вода, дождь, снег.
Приведи примеры предметов, относящихся к живой, неживой природе и предметов, сделанных руками человека.
Что относится к живой природе?
Б) солнце, земля, воздух, вода, человек, и всё, что сделано руками человека;
В) солнце, небо, облака, Земля, вода, камни, дождь, снег.
(Проверить правильность выполненной работы)
Ответы команд выслушиваются, ошибки исправляются.
6. Систематизация знаний.
Цели для учителя: систематизировать знания учащихся, полученные на уроке; организовать взаимопроверку; учить работать в парах.
Цели для учащихся: систематизировать свои знания, полученные на уроке; учиться работать в паре.
Метод: работа с учебником, действенный, объяснительный.
– А теперь работаем в парах. Выполняем задания в рабочей тетради.
Ученики исправляют ошибки, допущенные авторами, затем проверяют работы друг друга.
– Мы с вами определили, что все предметы природы можно разделить на две большие группы. Как вы думаете, связаны между собой как-то эти группы?
В природе всё связано друг с другом. Вспомните, что необходимо растениям и животным для жизни?
Рассмотрите схему на странице 27. Что обозначают стрелки на этой схеме?
Прочитаем вывод под схемой. Между собой связаны предметы неживой и живой природы.
Рассмотрите рисунки на странице 26. Обоснуйте, почему живая природа не может существовать без неживой.
7. Итог урока.
Цели для учителя: организовать рефлексию и самооценку собственной учебной деятельности; дать качественную оценку класса и учащихся.
Цели для учеников: зафиксировать новое содержание урока; дать самооценку своим знаниям.
– Какие выводы вы можете сделать вы в конце урока? Сравните их с выводами Мудрой Черепахи. Вернёмся к целям, которые стояли перед нами в начале урока. Что вы узнали? Чему научились? В чём испытывали затруднения?
– Ответьте на вопросы для самопроверки.
– Прочитайте вопросы на странице 15 в учебнике. Ответьте на них.
– Оцените свои достижения на уроке.
8. Домашнее задание.
Рабочая тетрадь: страница 8, задания 4–5.