Урок окружающего мира «Живая и неживая природа». Основы естественных наук. 2-й год

Урок окружающего мира «Живая и неживая природа». Основы естественных наук. 2-й год Реш еду ру

Все элементы окружающего мира связаны между собой.

— это связи, которые существуют между частями природы.

Можно выделить следующие связи:

Солнце, воздух и вода — то, без чего не могут существовать живые организмы. Солнце даёт тепло и свет. Воздух нужен для дыхания. Без воды не сможет жить ни один организм.

И наоборот, живые организмы влияют на неживую природу. Растения выделяют в воздух кислород. Грибы и бактерии обогащают почву.

Без растений животные существовать не могут.

  • служат пищей для животных;
  • дают место для жизни;
  • служат материалом для построения жилищ (гнёзд, нор).

Животные тоже влияют на растения.

  • распространяют плоды и семена;
  • защищают растения от насекомых.

Урок окружающего мира «Живая и неживая природа». Основы естественных наук. 2-й год

Между животными тоже существуют связи. Например, многие животные заботятся о своём потомстве.

Урок окружающего мира «Живая и неживая природа». Основы естественных наук. 2-й год

Рис. (2). Забота о потомстве

Но в основном связи между разными животными проявляются в том, что они поедают друг друга.

Урок окружающего мира «Живая и неживая природа». Основы естественных наук. 2-й год

Рис. (3). Лиса

— и без неё жить не может.

Природа даёт человеку:

  • материал для строительства жилья;
  • сырьё для фабрик и заводов.

Урок окружающего мира «Живая и неживая природа». Основы естественных наук. 2-й год

Рис. (4). Овощи

Урок окружающего мира «Живая и неживая природа». Основы естественных наук. 2-й год

Рис. (5). Добыча полезных ископаемых

Человек тоже влияет на природу. Часто его необдуманные действия наносят природе вред. Люди не должны нарушать природное равновесие, потому что в природе всё взаимосвязано.

Рис. 1. Птица https://pixabay.com/images/id-6163139/ 4.06.2021

Рис. 2. Забота о потомстве https://pixabay.com/images/id-591359/ 4.06.2021

Рис. 3. Лиса https://pixabay.com/images/id-5326716/ 4.06.2021

Рис. 4. Овощи https://pixabay.com/images/id-1768857/ 4.06.2021

Рис. 5. Добыча полезных ископаемых https://pixabay.com/images/id-2023592/ 4.06.2021

Предмет: окружающий мир (любой УМК)

Класс: 2 класс

Презентация “Живая и неживая природа”

Предназначение: для фронтальной и
индивидуальной работы с учащимися

Оборудование – компьютер, монитор, проектор,
экран

Презентация выполнена в программе PowerPoint.

При подготовке материла были использованы идеи
Лысенковой С.Н. перспективно-опереживающего
обучения с использованием опорных схем при
комментируемом управлении учебным процессом.
Включать каждого ученика в активную
деятельность на всех уроках, довести
представления по изучаемой теме до формирования
понятий, устойчивых навыков –цель
перспективно-опереживающего обучения. Помогают
достичь ее так называемые опорные схемы. Опорные
схемы – это выводы, которые рождаются на глазах
учеников в момент объяснения и оформляются в
виде чертежа, рисунка. Кроме того, схема
становится алгоритмом рассуждения, снимает
скованность, страх и ошибки.

Презентация разработана по учебному комплекту
Плешакова А.А., в то же время, она является
универсальной и с успехом может  применяться в
процессе обучения по УМК других авторов.

Презентация призвана значительно сократить
время на подготовку учителя к уроку, повысить
плотность проведения урока.

Слайды работают по единому принципу. Переход от
слайда к слайду осуществляется по щелчку. По
щелчку появляются картинки стрелочки, по щелчку
картинка растворяется и одновременно появляется
следующая картинка

Презентация состоит из 9 слайдов.

1 слайд – титульный лист

2 слайд – Детям предлагается ответить на
вопрос: “Что такое природа?”.

3 слайд – У: Природа – это деревья, травы,
солнце и т.д. Летом ребята купались в реке, озере,
море. Они наблюдали высоко в небе птиц. И лес, и
река, и воздух, и солнце – это природа.

По щелчку появляются картинки.

4 слайд – С помощью условных картинок дети
узнают: что такое живая и неживая природа.

– Давайте обозначим природу схематическим
рисунком (елочка и солнце).

– Природа содержит в себе два компонента живая и
неживая природа.

– Как вы думаете из названных предметов, что
можно отнести к живой природе, а что к неживой?

– Чем отличается живая и неживая природа?

– Значит, существует живая и неживая природа.
Неживая природа – это вода, воздух, солнце.
Выберем условный знак (солнце)и поместим его
ниже. Рядом – еще один символ (елочка), в него
надо поместить изображение живой природы. Это
может быть любое животное, дерево, цветок.
Покажем стрелками, что природа делится на живую и
неживую.

– Живая природа так же неоднородна и включает
растения и животные. Растения можно обозначить
рисунком дерева. Растения относятся к живой
природе. Животные – это звери, птицы, рыбы.
Насекомые. Обозначим символом лошади. А
человека, к какому компоненту природы можно
отнести?

– Человек – это часть живой природы. Он
относится к миру животных.

5 слайд – Повторение слайда 4.

– Человек – это часть живой природы. Он
относится к миру животных. Человек не одинок. Он
живет, учится с другими людьми, которые образуют
общество. Все ученики класса тоже общество.
Нарисуем двух человек на том же уровне, что и
природа, соединим стрелочками с человеком. Люди
работают и создают продукты труда. Стулья, дома,
машины и т.д. – все сделано руками человека.

– Чем человек отличается от других частей?

– С помощью стрелок покажем связь человека с
живой и неживой природой и обществом. У нас
получилась опорная схема.

6 слайд – Комар – к какой природе относится и
почему?

7 слайд – Трудом человека создаются самолеты
и выращивается пшеница. Почему самолет – это
изделие. А пшеница – часть природы?

8 слайд – Наша схема рассыпалась. Кто хочет ее
восстановить?.

9 слайд – Спасибо за урок.

Цель: дать ученикам элементарные
представления о природе в целом, о различиях и
признаках живой и неживой природы.

  • Дать учащимся первоначальное представление о
    природе в целом, о живой и неживой природе;
    определить связи между живой и неживой природой.
  • Развивать умение анализировать полученную
    информацию, наблюдательность, внимательность и
    кругозор учащихся.
  • Воспитывать интерес и бережное отношение к
    природе.

Оборудование: иллюстрации предметов,
созданных трудом человека (зонт, мяч, книга);
карточки с картинками живой природы (дерево,
медведь, бабочка, дети, цветок) и неживой природы
(камни, звезды, вода, солнце, сосульки),
карточки-тесты, схема «Признаки живой природы»

I. Организационный момент

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.

– Я думаю, что радость, доброта и улыбка всегда
помогают человеку. Так давайте, и наш урок
сегодня начнется с улыбки. Ребята, улыбнитесь
друг другу!

II. Повторение изученного материала

– На прошлом уроке  мы говорили о нашем
отношении к окружающему миру. Давайте немного
поиграем и вспомним, как человек может
относиться к себе, к людям, к природе и к тому, что
они делают. На задание дается 3 минуты.

Игра «Поиграем в отношение»

За это время первый ряд подберет слова,
выражающее отношение человека к себе, второй ряд
– отношение к людям и к тому, что они делают, а
третий – к природе. Не забываем, что отношение
может быть не только хорошим, но и плохим.
Выигрывает команда, подобравшая наибольшее
количество слов. (Например, 1-й ряд –
уважительное, доброе и т.д, 2-й ряд – заботливое,
пренебрежительное и т.д., 3-й ряд – жестокое,
бережное и т.д. )

– Ребята, как вы думаете, какое отношение мы
должны воспитывать в себе к окружающему? (Доброжелательное,
бережное)
– Как нужно относиться к природе? (Охранять,
беречь, не загрязнять.)

III. Сообщение темы урока

– Ребята, мы часто с вами  произносим такую
фразу: «Какая природа, какая красота» или
«Я был на природе».
– А что такое природа? Вот сегодня на уроке мы и
будем искать ответ на этот вопрос. А так же
узнаем, что относится к живой и неживой природе.

IV. Работа по теме урока

– Посмотрите на доску. Что вы там видите? (Различные
картинки).
– На какие две группы можно разделить все
предметы? (Первая группа – то, что создано
руками человека, вторая группа – то, что создано
природой)
– На доске мы получаем:

1 группа – зонт, мяч, книга. Эти все предметы
созданы руками человека.
2 группа – медведь, звезды, солнце, цветок, камни,
вода, бабочка, сосулька, дети, дерево.

Все это создано природой. Убираем картинки, на
которых изображены предметы, созданные
человеком.
Делаем вывод 1: все то, что не создано
руками человека и мы сами, называется природой.

– Ребята, на какие еще две группы можно
разделить все оставшиеся картинки? (На живое и
неживое)

Живая природа:                                                     
Неживая природа:
дерево                                                                     
камни
медведь                                                      
            звезды
бабочка                                                                   
вода
дети                                                                         
солнце
цветок                                                                 
    сосулька

Добрый лес, старый лес. (Широко разводим руки
в стороны)
Полон сказочных чудес! (Повороты вправо-влево с
вытянутыми руками)
Мы идём гулять сейчас и зовём с собою вас! (Ходьба)
Ждут нас на лесной опушке птички, бабочки,
зверюшки! (Присесть. Медленно поднимаемся,
повороты вправо-влево с вытянутыми руками)
Мышка тихо идёт, в норку зёрнышко несёт. (Мягкий
пружинистый шаг, спина слегка прогнута вперёд,
«лапки» перед грудью)
А за мышкой шёл медведь, да как начал он реветь:
«У-у! У-у! Я вразвалочку иду!». (Руки полусогнуты
в локтях, ладошки соединены ниже пояса. Ноги на
ширине плеч. Переступание с ноги на ногу.
Раскачивание туловищем из стороны в сторону)
А весёлые зайчата – длинноухие ребята – прыг да
скок, прыг да скок, через поле за лесок! (Прыжки,
ладошки прижать к голове, изображая «ушки на
макушке»)
Вот лягушка по дорожке, скачет, вытянувши ножки. (Прыжки
на месте)
Птички в гнёздышках проснулись, улыбнулись,
встрепенулись: «Чик-чирик, всем привет! Мы летаем
выше всех! (Лёгкий бег на месте: птички чистят
крылышки, машут хвостиком – руки сзади)
До свидания, старый лес. Полон сказочных чудес! (Помахивание
рукой. Повороты вправо-влево с вытянутыми руками.
Ходьба)
Подружились мы с тобой, нам теперь пора домой!

VI. Работа по учебнику

– Между живой и неживой природой есть тесная
взаимосвязь. Для чего нужны солнце, воздух и вода?
(Ведется работа по с.15)
– Что мы видим на схеме слева? Какая это природа? (Неживая)
– А что видим справа? Какая это природа? (Живая)
– Как вы думаете, что обозначают стрелки на
схеме? (Связь между живой и неживой природой.)
– В чем состоит эта связь?
– Делаем вывод 2: неживая природа
необходима для жизни живых существ.

VII. Беседа по теме урока

– Ребята, а чем отличается живая природа от
неживой? (Живое может двигаться)
– Правильно, все живое двигается. Даже растения.
Они способны поворачиваться по направлению к
свету, сворачивать и разворачивать свои листья
или цветы.

На доске появляется первый признак жизни
– движение.

– Что еще отличает живое от неживого? (Живое
растет)
– Я с вами согласна. Любой живой организм
способен к росту и развитию. Из отростка
вырастает дерево, из семечки – растение, из
ребенка – взрослый человек.

На доске появляется второй признак  жизни
– рост.

– А что нужно обязательно живому организму
для  роста и развития? (Питание)
– Питаются и растения, и животные, и человек.
Третий признак жизни – питание.
– А что будет, если лишить все живое питания? (Оно
погибнет)
– Некоторые растения погибают при наступлении
зимы. Со временем умирают не только растения, но и
животные, и люди растут, взрослеют, старятся и
умирают. Следующий признак жизни – смерть.
– Ребята, а почему, если живые организмы
погибают, до сих пор существует жизнь на Земле? 
(Растения, животные и люди рождаются вновь)
– На Земле постоянно появляются и рождаются
новые живые существа.
– Поэтому пятый признак жизни – размножение.
– Ребята, посмотрите на доску. Какие самые
главные признаки необходимые для жизни мы с вами
выделили?  (Движение, рост, питание, смерть,
размножение).
– Давайте проверим, обладают ли всеми этими
признаками предметы  нашей живой природы:
дерево, медведь, бабочка, дети, цветок.
(Учащиеся проверяют. Например: дерево – растет,
питается, обладает движением (листочки
сворачиваются, распускаются), размножается,
умирает. Следовательно, оно относится к живой
природе и т.д.)

VIII. Закрепление изученного.

Учащиеся выполняют карточки-тесты.

1. Какое выражение правильно? Природой называют
все то,

А) что окружает человека;
Б) что сделано руками человека;
В) что окружает человека и не сделано его руками.

2. К живой природе относится:

А) солнце;
Б) лягушка;
В) камни.

3. К неживой природе относится:

А) звезды;
Б) грибы;
В) растения.

4. Исправь ошибки (зачеркни лишнее слово): растения,
грибы, животные, вода, человек – это живая
природа.

5. Исправь ошибки (зачеркни лишнее слово): солнце,
растения, звезды, вода, камни – это неживая
природа.

IX. Подведение итогов урока

– Что нового для себя вы сегодня узнали сегодня
на уроке?
– О чём сможете рассказать дома родителям?
– Назовите, что относится к живой природе.
– Назовите, что относится к неживой природе.

X. Домашнее задание

– В рабочих тетрадях на с. 8 дома вы
сможете выполнить интересное творческое
задание. Каждый из вас  может побыть
исследователем и ответить на вопросы:

  • Что называется природой?
  • Какая связь между живой и неживой природой?

– Спасибо всем за работу! Урок окончен.

Предмет и класс: Окружающий мир (2 класс)

Тема урока: «Неживая и живая природа».

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цели деятельности педагога: познакомить с целями и задачами нового раздела; формировать представление о неживой и живой природе; научить различать объекты неживой и живой природы; раскрыть связь между неживой и живой природой на конкретных примерах.

Личностные УУД: привести к осознанию ценности природы.

  • регулятивные (уметь ставить цели и уметь их планировать)
  • коммуникативные (уметь оформлять свои мысли в устной форме, формулировать выводы из изученного материала)
  • познавательные (устанавливать связи между неживой и живой природой)

Предметные УУД: различать понятия «неживая природа», «живая природа»; устанавливать связи между неживой и живой природой; правильно использовать эти знания в своей жизни.

Основные понятия: «неживая природа», «живая природа»

  • основные: учебник, рабочая тетрадь.
  • дополнительные: раздаточный материал для групп;
  • сигнальные карточки;

Организация пространства: фронтальная, групповая, в парах.

Оборудование: тест (для каждого ребёнка на отдельном листе); у учащихся – цветные карандаши, цветные фишки.

1. Организационный момент.

Цель для учителя: проверить готовность к уроку; мотивировать на повторение ранее изученного и на восприятие нового материала.

Цель для учащихся: соблюдать правила поведения на уроке.

2. Актуализация опорных знаний.

Цель для учителя: проверить усвоение знаний полученных на прошлом уроке.

Цель для учащихся: повторить знания полученные на прошлом уроке.

– Приведите примеры того, что создано руками человека.

– Что создано природой?

– Какое отношение к природе можно назвать плохим?

– Приведите примеры.

– Что делают люди, чтобы природа «чувствовала себя лучше»?

Дети отвечают на вопросы теста по теме «Природа и рукотворный мир».

(Выдаётся на отдельных листах.)

1) Укажите, что сделано руками человека.

а) облако;                                    г) трава;

б) космический корабль;             д) воробей;

в) стол;                                      е) солнце.

2) Укажите, что не сделано руками человека.

а) река;                 г) вода;

б) кит;                  д) небо;

в) парта;               е) дом.

3) Какое утверждение верно?

а) Природой называется всё то, что окружает человека.

б) Природой называется всё то, что сделано руками человека.

в) Природой называется всё то, что окружает человека и не сделано его руками.

4) Укажите объекты природы.

а) шкаф;                     ж) телефон;

б) глина;                     з) сыр;

в) стекло;                   и) троллейбус;

г) обувь;                     к) речной песок;

д) воздух;                   л) песок сахарный.

3. Изучение нового материала.

3.1 Мотивация учебной деятельности.

Цель для учителя: научить различать объекты и явления неживой и живой природы; находить связи в природе.

Цель для учащихся: узнают какая бывает природа; научатся классифицировать объекты по существенным признакам.

Метод: объяснительный, работа с учебником, практический

– Сегодня на уроке мы начинаем работу по новому разделу.

Прочитайте его название на странице 23. («Природа».)

– Прочитайте, чему мы будем учиться, изучая этот раздел.

Дети читают цели и задачи изучения раздела.

– Что привлекло ваше внимание? Что захотелось изучить? (Ответы детей)

– Отгадайте загадки Муравьишки.

(Учитель записывает отгадки на доске)

– Не по рыбам, а сети расставляет. (Паук)

– У родителей и деток вся одежда из монеток. (Рыба)

– Ходит, спесь надуваючи. (Индюк)

– Без языка, а говорит, без ног, а бежит. (Ручей)

– По синему морю белые гуси плывут. (Облака)

– И тонок, и долог, а сядет – в траве его не видать. (Дождь)

– Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз)

– На какие две группы можно разделить наши отгадки? (Живое – паук, рыба, индюк; неживое – ручей, облако, дождь, арбуз.)

– Предположите, о чём мы будем говорить на уроке. (О живой и неживой природе.)

– Прочитайте тему урока на странице 24. (Неживая и живая природа.)

– Какие учебные задачи мы поставим перед собой на уроке? (Ответы детей.)

– Прочитайте, что об этом говорит Муравьишка.

3.2 Работа по теме урока.

– С давних пор люди стремятся узнать как можно больше о мире, в котором живут. Солнце и звёзды, горы и реки, растения и животные – всё интересует человека.

В результате долгих наблюдений за природой человек разделил все объекты природы на две большие группы: живую и неживую природу. На уроках в 1 классе мы с вами выделяли признаки живых существ. Вспомним их.

В результате обсуждения на доске появляется схема:

Практическая работа. Работа по учебнику.

– Зная эти признаки, выполним следующее задание. Откройте учебник на страницах 24-25. Рассмотрите рисунки. На какие две группы можно разделить всё, что изображено на рисунках?

Заслушиваются ответы детей.

– Возьмите фишки синего и зелёного цветов. Синие фишки положите на изображения предметов, относящихся к неживой природе, а зелёные – на предметы живой природы. Объясните свой выбор.

Ученики работают в парах, проверяют работы друг друга.

Выполнение заданий в рабочей тетради.

(Вариант 1 подчёркивает объекты живой природы, вариант 2 – объекты неживой природы. Проверка в парах.)

(Самостоятельное выполнение. Проверка в парах.)

– Так чем же живые существа отличаются от объектов неживой природы? (Ответы детей)

4. Физкультурная минутка.

– Представьте, что вы – осенние листочки, и давайте поиграем!

Мы осенние листочки,
Мы осенние листочки.
Мы на веточке сидели,
Ветер дунул – полетели.
Мы летели, мы летали,
А потом летать устали.
Перестал дуть ветерок –
Мы присели все в кружок.
Ветер снова вдруг подул
И листочки быстро сдул.
Все листочки полетели
И на землю тихо сели.

5. Закрепление учебного материала.

Цели для учителя: обеспечить восприятие для первичного закрепления материала в ходе осмысления изученного материала; организовать самостоятельную работу; организовать взаимопроверку.

Цель для учащихся: зафиксировать новые изученные на уроке знания, понятия «неживая природа», «живая природа», выявить, в ходе беседы, связи между неживой и живой природой.

На прошлом уроке мы говорили, что существуют предметы природы и предметы, сделанные руками человека. То, что сделано человеком, не относится к природе. На какие 3 группы можно разделить все предметы, которые нас окружают? (живая и неживая природа, предметы, сделанные человеком.)

– Предлагаю вам игру «Живая и неживая природа».

Учитель раздаёт детям карточки синего и зелёного цветов.

– Я буду называть предмет. Если он относится к неживой природе, то вы должны поднять синюю карточку, если к живой – зелёную.

Учитель называет 10 – 15 предметов.

Работа в группах.

Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает карточки с заданиями. На обсуждение и выполнение задания каждой группе даётся 5 минут. Затем работа проверяется.

Что относится к природе?

А) карандаши, тетради, парты, здание школы, дом, посёлок в котором ты живёшь, – всё это природа;

Б) человек, растения и животные, солнце, моря и океаны, космические корабли и пароходы, фабрики и заводы – всё это природа;

В) солнце, земля, воздух, вода, растения, грибы, животные, человек – всё это природа.

Приведите примеры предметов, относящихся к живой, неживой природе и предметов, сделанных руками человека.

Что относится неживой природе?

А) человек, животные, растения, грибы;

Б) солнце, Земля, воздух, вода, человек и всё то, что сделано руками человека;

В) солнце, небо, облака, земля, камни, вода, дождь, снег.

Приведи примеры предметов, относящихся к живой, неживой природе и предметов, сделанных руками человека.

Что относится к живой природе?

Б) солнце, земля, воздух, вода, человек, и всё, что сделано руками человека;

В) солнце, небо, облака, Земля, вода, камни, дождь, снег.

(Проверить правильность выполненной работы)

Ответы команд выслушиваются, ошибки исправляются.

6. Систематизация знаний.

Цели для учителя: систематизировать знания учащихся, полученные на уроке; организовать взаимопроверку; учить работать в парах.

Цели для учащихся: систематизировать свои знания, полученные на уроке; учиться работать в паре.

Метод: работа с учебником, действенный, объяснительный.

– А теперь работаем в парах. Выполняем задания в рабочей тетради.

Ученики исправляют ошибки, допущенные авторами, затем проверяют работы друг друга.

– Мы с вами определили, что все предметы природы можно разделить на две большие группы. Как вы думаете, связаны между собой как-то эти группы?

В природе всё связано друг с другом. Вспомните, что необходимо растениям и животным для жизни?

Рассмотрите схему на странице 27. Что обозначают стрелки на этой схеме?

Прочитаем вывод под схемой. Между собой связаны предметы неживой и живой природы.

Рассмотрите рисунки на странице 26. Обоснуйте, почему живая природа не может существовать без неживой.

7. Итог урока.

Цели для учителя: организовать рефлексию и самооценку собственной учебной деятельности; дать качественную оценку класса и учащихся.

Цели для учеников: зафиксировать новое содержание урока; дать самооценку своим знаниям.

– Какие выводы вы можете сделать вы в конце урока? Сравните их с выводами Мудрой Черепахи. Вернёмся к целям, которые стояли перед нами в начале урока. Что вы узнали? Чему научились? В чём испытывали затруднения?

– Ответьте на вопросы для самопроверки.

– Прочитайте вопросы на странице 15 в учебнике. Ответьте на них.

– Оцените свои достижения на уроке.

8. Домашнее задание.

Рабочая тетрадь: страница 8, задания 4–5.

Оцените статью
Добавить комментарий