Урок “Почвы России”план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Урок "Почвы России"план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему Реш еду ру
Содержание
  1. Виды почв
  2. Что такое почва
  3. Почвенный профиль
  4. Типы почв
  5. Что мы узнали?
  6. Скачать
  7. Подписи к слайдам
  8. Доклад Охрана почвы 3, 4 окружающий мир класс сообщение
  9. Доклад №2
  10. Популярные темы сообщений
  11. Для детей и родителей
  12. Почва. Рассказ детям
  13. Урок окружающего мира в 4 классе «Что такое почва?»
  14. Рассмотри изображения образцов почвы. Сравни их между собой. Как ты думаешь, какие из этих почв наиболее плодородные? Почему? Проверь себя по тексту учебника.
  15. В краеведческой литературе найдите информацию о почвах вашего края. Сделайте записи в рабочей тетради. Подумайте и расскажите, какая деятельность человека может угрожать почвам вашего края.
  16. Вылепите из пластилина макет разреза почвы, характерной для вашего края.
  17. Представьте, что вам нужно убедить одноклассников в огромном значении почвы для жизни на Земле. Подготовьте выступление.
  18. Какая почва самая плодородная?
  19. Какие почвы в вашем крае?
  20. Почему нужно бережно относиться к почвам?
  21. Задание для домашней работы
  22. На следующем уроке
  23. Земля-кормилица
  24. Нуриева Ляйсира, ученица 4 класса Гимназии г. Мензелинска. Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт
  25. Почвенный покров России
  26. Основные типы почв
  27. Тундрово-глеевые почвы
  28. Подзолистые почвы
  29. Дерново-подзолистые почвы
  30. Серые лесные почвы
  31. Черноземные почвы
  32. Бурые и серо-бурые почвы
  33. Каштановые почвы
  34. Азональные типы почв
  35. Где искать азональные почвы
  36. Солончаки и солонцы
  37. Презентация по окружающему миру на тему «Почвы России» (4класс)
  38. Оставьте свой комментарий
  39. Презентация по окружающему миру «Почвы России» (4 класс)
  40. Презентация «Почва России» на тему урока в 4 классе Почвы России
  41. Презентация 4 класса по предмету “Обществознание и Окружающий мир” на тему

Виды почв

В России первая карта почв была составлена в 70-е годы XIX века с участием В. В. Докучаева, который в 1883 году заложил основы российского почвоведения. Почвы обеспечивают развитие растений во всех природных зонах планеты. Их состав зависит от климатических условий и состава растительности. В статье приведём сведения о составе почвы, её разновидностях.

Урок "Почвы России"план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Что такое почва

Почва — природное вещество, образованное на поверхности суши под влиянием климатических условий и организмов. Главная характеристика почвы — её плодородие. Почва представляет собой переслаивание почвенных горизонтов разного состава.

Почвенным горизонтом называют слой почвы с одинаковыми цветом, составом, свойствами. Закономерное чередование почвенных горизонтов определяет почвенный профиль. Для определения почвенного профиля откапывается траншея необходимой глубины — от поверхности до горной породы, на которой сформировалась почва (материнская порода).

Почвенный профиль

Почвенный профиль начинается с дневной поверхности, где накапливаются засохшие растения, опавшие листья и хвоя, ветки, погибшие животные. Органические остатки постепенно превращаются в перегной. Корни растений сплетаются и образуют плотный дёрн.

Ниже следует гумусовый горизонт, откуда минеральные вещества вымываются осадками и откладываются в следующем слое. Содержание гумуса определяет плодородие почвы.

И, наконец, материнская порода. Её поверхность частично разрушена до крупных и мелких обломков, которые прикрывают плотную ненарушенную горную породу.

Урок "Почвы России"план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Рис. 1. Почвенный профиль.

В районах, освоенных человеком, почвенный профиль неполный. Его верхние части могут быть смыты или вынесены ветром, уничтожены техникой.

Типы почв

Перечислим основные типы почв, двигаясь с севера к экватору. Это почвы тундровые, подзолистые, дерново-подзолистые, серые лесные, чернозёмы, каштановые, бурые, серо-бурые.,

  • Подзолистые почвы наблюдаются в таёжных регионах, где достаточно осадков и происходит вымывание гумуса в нижний почвенный слой. Формируется светлый, почти белый, горизонт — подзол, откуда гумус вынесен полностью, мощность гумусового слоя не превышает 1–3 см.
  • Дерново-подзолистые почвы характерны для южной тайги и смешанных лесов, где много опавшей листвы.
  • Серые лесные почвы образуются в областях широколиственных лесов. Лиственный опад обеспечивает увеличение слоя гумуса и его содержания.
  • Чернозёмы формируются в степных регионах, где травы в большом количестве отмирают и перерабатываются в перегной.

Содержание гумуса достигает 10–12 %, мощность горизонта колеблется от 0,5–0,8 м до 1,2–1,3 м. Это самые плодородные почвы мира.

Урок "Почвы России"план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Рис. 2. Чернозём.

Урок "Почвы России"план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Рис. 3. Полупустыня.

Понятие вида почвы используется в земледелии. Вид определяется по содержанию песка, глины, торфа. Виды почв: песчаная, глинистая, торфяная и смешанные виды. Самый удачный вид почвы — суглинок, где соотношение песка, глины и питательных веществ благоприятно для большинства растений.

Что мы узнали?

От климата и состава растительности зависит, какие бывают почвы. В докладе на уроке по окружающему миру в 4 классе можно перечислить типы почв: тундровые, подзолистые, дерново-подзолистые, серые лесные, чернозёмы, каштановые, бурые, серо-бурые.

Правила поведения на природе – памятка как вести себя человеку, что нужно соблюдать для детей кратко (3 класс, окружающий мир)

Формы земной поверхности – какие бывают виды для детей кратко (3 класс, окружающий мир)

Презентация по теме “Почвы” для урока по окружающему миру 4 класса состоит из 18 слайдов. Вначале показывается иллюстрация с почвой и предлагается учащимся назвать тип почвы, затем открывается её описание и другие сведения. Рекомендуется использовать после изучения темы, как закрепление.

Скачать

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам

Почвы Выполнил естественно я , кто же ещё!!!!!!

Тундровая почва. На островах и материковой части субарктической зоны Северного полушария располагаются своеобразные безлесные ландшафты. Площадь, занятая ими, составляет более 2,5% всей суши земного шара. Тундровые почвы на территории Евразии занимают широкую полосу на севере континента. Большая часть тундровой зоны находится за Северным полярным кругом, однако на северо-востоке континента тундровые и лесотундровые ландшафты распространяются значительно южнее, следуя побережью Берингова моря. Это объясняется тем, что высокая относительная влажность воздуха в сочетании с низкими температурами неблагоприятно сказывается на лесной растительности.

ПОДЗОЛИСТАЯ ПОЧВА. Представляют собой большую группу кислых сиаллитных элювиально-иллювиально-дифференциированных почв с профилем E-Bt , f , h , al , формирующихся в условиях промывного водного режима при сезонном промораживании на суглинистых моренах , покровных суглинках , суглинистых делювиальных и элювиально -делювиальных отложениях кислых пород. Для формирования почв характерно периодическое переувлажнение верхней части профиля весной при снеготаянии и осенью перед установкой снежного покрова.

СЕРАЯ ЛЕСНАЯ ПОЧВА. В целом, серые лесные почвы широко распространены в умеренном поясе Северного полушария . Материнские породы представлены: в европейской части России — лёссами , лёссовидными и покровными суглинками , иногда — моренными отложениями; в Западной и Восточной Сибири — преимущественно лёссовидными суглинками и глинами . Рельеф — волнистый, сильно и глубоко расчленённый водной эрозией в европейской части; равнинный — в Западной Сибири; полого-увалистый, либо бугристый микро- и мезорельеф — в Восточной Сибири.

ЧЕРНОЗЁМ. Чернозём (от рус. чёрная земля ) — богатый гумусом , тёмноокрашенный тип почвы , сформировавшийся на лёссовидных суглинках или глинах в условиях суббореального и умеренно-континентального климата при периодически промывном или непромывном водном режиме под многолетней травянистой растительностью.

БОЛОТНАЯ ПОЧВА. Болотные почвы наиболее распространены в тундровой и та­ежно-лесной зонах. Встречаются они также в лесостепной и дру­гих зонах. Общая площадь болотных почв в таежно-лесной и тундровой зонах составляет около 100 млн. га. Болотные почвы образуются вследствие заболачивания суши или заторфовывания водоемов. Болотный процесс почвообразова­ния характеризуется торфообразованием и оглеением минераль­ной части почвенного профиля. Развивается он только при усло­вии избыточного увлажнения.

ЛУГОВАЯ ПОЧВВА. Луговые почвы сероземной зоны характеризуются повышенной гумусированностъю : содержание гумуса в верхних горизонтах — 4-5%, иногда 6, значительно реже 2,5-4%. Вскипание от НСl наблюдается с поверхности. Реакция почв щелочная. Полная насыщенность поглощающего комплекса основаниями.

КАШТАНОВАЯ ПОЧВА. Кашта́новые по́чвы — почвы , распространённые в плакорных условиях сухих степей суббореального пояса; на территории Украины — в условиях сухих причерноморских и присивашских степей; в России — в условиях сухих степей Калмыкии, юга Волгоградской, востока Саратовской и юга Оренбургской областей; в Казахстане — в западной части страны близ границы с Россией. Широко распространены также в Республике Бурятия .

ГОРНАЯ ПОЧВА. Преобладающая часть Г. п. находится под горными лесами. В с. х-ве используют гл. обр. почвы горных равнин и межгорий. На горно-луговых и горно-лугово-степных почвах расположены осн . массивы летних пастбищ. В р-нах с сильно расчленённым рельефом для предупреждения эрозии почвы проводят террасирование склонов и др. противоэрозионные мероприятия, создают горномелиоративные насаждения.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Доклад Охрана почвы 3, 4 окружающий мир класс сообщение

Почвой называют самый верхний слой земной коры. Он очень важен, так как играет ключевую роль в экосистеме планеты. Почва отлично помогает и поддерживает жизнь, как человека, так и животных. Именно почва и ее богатства служит связующей между людьми, животными и растениями. Из-за этого почву нужно беречь всеми возможными усилиями. В современное время была создана специальная наука, которая должна следить за состоянием почвы на Земле. Это наука называется почвоведенье. В ее обязанности входит организация профилактических мероприятий, направленных на защиту почву.

При радикальном использовании почвы, она быстро приходит в не годность. В результате этого почта теряет свое уникальное свойство, плодородие. Все это прямо пропорционально количеству урожая и обратно пропорционально ее потреблению. Чтобы сохранить плодородие на длительный срок, нужно каждый год вносить удобрения. Для почвы центральной России идеально подходят азотистые и черноземные удобрения. Преимущество черноземов заключается в том, что его не нужно вносить ежегодно, обычно хватает один раз в три года. Также есть существенный недостаток, связанный с концентрацией черноземом. Если в почву внести слишком много удобрения, то есть большая вероятность, что она перестанет плодоносить на протяжении нескольких лет. Существуют еще и азотистые удобрения, которое отлично справляются со своей задачей. Но к сожалению их нужно вносить ежегодно, так как они действуют всего восемь месяцев.

Доклад №2

Многие из людей используют землю и ее неисчерпаемые ресурсы, не думая о том, что разрушаю ее. Мы должны серьезно задуматься о защите почв. Для защиты от пестицидов рекомендовано использовать только экологически чистые компоненты для обработки растений. Что поможет повысить природную способность к самоочищению.

Также вред окружающей среде и почвам наносит добыча полезных ископаемых открытых (карьеры) и закрытых (шахты). На местах карьеров образуются глубоки впадины, которые со временем заполняются водой.

3, 4 окружающий мир

Урок "Почвы России"план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Популярные темы сообщений

Великая Китайская Стена является современным чудом света. Ее строили на протяжении более 2700 лет и ее длина составляет более 8850 км. Высота стены достигает на некоторых участках 9 м, а ширина – 6,5м. Главной функцией ее создания являлась защита

Для детей и родителей

Урок "Почвы России"план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Почва. Рассказ детям

Урок "Почвы России"план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Земля-матушка родит. Кто не слышал этого утверждения? Но земля оправдывает свою значимость, главным образом, верхним своим слоем, в котором развиваются подземные части (корни) растений и который называется почвой, или растительным слоем.

Как образуется почва? Уточним ещё раз, что такое почва. Под почвой понимается поверхностный слой земли, обладающий таким качеством, как плодородие, то есть способностью производить урожай. Когда-то давно почвы не было. Земля представляла собой скопище горнокаменистых пород. Миллионы лет атмосферные осадки, солнце, ветер и водные толщи, разрушали породы. В таких условиях ничего живое, казалось бы, не смогло выжить. Но микроорганизмы выжили. Началось формирование почвы. Ученые утверждают, что первопричиной формирования почв стала деятельность микробов, существование которых проистекало в условиях разрушающихся горных пород.

Из чего формировалась почва? Горнокаменистые породы разрушались, появлялся рыхлый слой, состоящий из обломков камней, песка, глины. Нетребовательные к составу почвы лишайники заполоняли пространства (селились на этих почвах). Впоследствии под воздействием бактерий (микроорганизмов) начал образовываться перегной. А на такой почве уже могли селиться растения.

Что такое чернозем? На земле повсюду растут травы, деревья, кустарники. К осени листья падают с деревьев, трава сохнет и ложится на землю. Всё это перегнивает. От этого, как мы говорим, земля становится жирнее, и на ней всё растёт лучше. Новый, образовавшийся слой земли – самый плодородный. Он состоит из перегнивших листьев, разрушенных трухлявых деревьев, старой травы, то есть из чернозема, перемешанного с глиной, песком, другими землями. На чистом песке, или чистой глине растения быстро хиреют. А на благодатном черноземе растительность чувствует себя хорошо.

Каков состав почвы? В состав почвы входят: остатки растений, глина, песок, воздух, перегной, живые организмы (микробы), ил, вода.

Изменяется ли со временем состав почвы? Почва имеет общие свойства с живой природой. В ней постоянно происходят процессы. С тех пор, как её заселили живые существа, идёт постоянный процесс образования и обновления почвы. В связи с постоянными происходящими изменениями, для определения состава почвы проводят измерения один раз в несколько лет.

Что такое плодородие почвы? Плодородие почвы – это способность обеспечивать растения водой и питанием.

Какие бывают почвы? Черноземные, песчаные, глинистые, торфяно-болотные, пойменные, серые лесные и другие.

Урок окружающего мира в 4 классе «Что такое почва?»

специалист в области арт-терапии

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

4 класс, «Школа России»

ТЕМА: Что такое почва?

ЦЕЛЬ: Формировать представление о почве как о верхнем плодородном

слое земли; выявить основные свойства почвы; развивать мышление, наблюдательность, любознательность.

Проверка домашнего задания

— Отгадайте загадку и узнаете тему урока:

Режут грудь ножами,

Каждый хочет растоптать,

А я с подарками опять. (Земля)

— Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё весной мешок зерна, а осенью вместо одного мешка в кладовой уже двадцать пять. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в 20 вёдер. Горстка семян делается грудой огурцов, помидоров, лука, моркови. Эта кладовая существует на самом деле. Вы уже, должно быть, догадались, как она называется? Знаете ли вы секреты этой кладовой?

— Какое значение имеет почва для животных и растений?

— Первоначально наша земля была покрыта голыми, безжизненными скалами. Постепенно, на протяжении миллионов лет, солнце, воздух и вода разрушали скалы. Оставшиеся обломки скал были молопригодны для жизни растений и животных. Только лишайники могли выжить в таких условиях. После того, как растения обжили эти территории, на них поселились животные. Остатки растений и животных в результате деятельности бактерий превращаются в перегной. Из перегноя образуются соли. Соли – это питательные вещества необходимые растениям для жизни, вместе с остальными компонентами они образуют плодородный слой земли. Без почвы жизнь растений и человека на Земле невозможна. Необходимо беречь почву от разрушения и истощения, способствовать повышению её плодородия.

Кто участвует в образовании почвы

черви, личинки, кроты и др.

прежде всего, бактерии

— Как видите, почва не может появиться без живых существ. В то же время и растениям, и животным необходима почва. Вот замечательный пример того, что в природе всё взаимосвязано.

Главная часть почвы – перегной. Из него под действием микробов образуются соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием микробов превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют новые растения. А растениями питаются новые животные. Вот так вещества «путешествуют» в природе как бы по кругу. Из почвы – в растения, из растений – в тела животных, и с остатками растений и животных снова в почву. Учёные говорят: происходит круговорот веществ в природе.

Представьте себе, что почвы вдруг не стало. Круговорот веществ прервётся. Исчезнут растения и животные. А, значит, не смогут жить на Земле и люди.

Вот почему замечательный русский учёный В.В. Докучаев говорил, что почва дороже золота. Без золота люди смогли бы прожить, а без почвы – нет.

Один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет. А вот разрушаться по вине людей она может очень быстро. Там, где люди уничтожили растения, почву размывает вода, выдувает сильный ветер. Этот процесс называется эрозией почвы.

Чтобы защитить почву на полях, необходимо сажать лесные полосы, правильно распахивать почву на склонах, а зимой проводить снегозадержание.

Почва многого «боится», например, ядохимикатов. Если их берут больше нормы, они накапливаются в почве, загрязняют её. В результате гибнут черви, личинки насекомых, микробы, без которых почва теряет плодородие. Если в почву вносят слишком много удобрений, или её слишком обильно поливают, в ней накапливается избыток солей. А это вредно для растений и для всего живого в почве.

Когда люди начинают строить дорогу, завод, жилой дом, необходимо снять слой почвы. Его можно будет потом использовать при озеленении территории. То же самое нужно делать и перед добычей полезных ископаемых в карьерах. Когда использованный карьер закапывают (а делать это необходимо), слой почвы кладут на прежнее место. Надо, чтобы эти важные правила всегда строго выполнялись.

4. Самостоятельная работа с учебником

— Прочитайте статью учебника на с. 65-67 и подготовьте ответы на вопросы:

2) Из чего состоит почва?

3) каково основное свойство почвы?

4) Что растения получают из почвы?

5. Работа в тетради

Почва – это верхний рыхлый и плодородный слой Земли, покрытый

Рассмотри изображения образцов почвы. Сравни их между собой. Как ты думаешь, какие из этих почв наиболее плодородные? Почему? Проверь себя по тексту учебника.

На рисунке мы видим несколько основных видов почв нашей страны. В одних почвах больше перегноя, отмерших и перегнивших частей растений, в других перегноя меньше. Чем больше в почве перегноя, тем более плодородной она является.

По рисунку видно, что самой плодородной оказывается чернозём. Но также неплохой плодородностью отличаются луговые почвы и серые лесные почвы.

В краеведческой литературе найдите информацию о почвах вашего края. Сделайте записи в рабочей тетради. Подумайте и расскажите, какая деятельность человека может угрожать почвам вашего края.

Для Московской области характерны серые лесные почвы, чернозём и подзолистые почвы хвойных лесов. Чернозём — самая плодородная почва Московской области.

Почвам Московской области могут угрожать вырубка лесов, использование удобрений и ядохимикатов в сельском хозяйстве, неправильная распашка почвы.

Вылепите из пластилина макет разреза почвы, характерной для вашего края.

Вылепим из пластилина модель чернозёма. Нам потребуется пластилин четырёх цветов — чёрный, серый, жёлтый и зелёный.

Будем лепить модель почвы в виде параллелепипеда, квадратного столбика.

Сверху вылепим небольшой зелёный слой — это наружная часть почвы, растительность.

Ниже вылепим чёрный кусок почвы — перегной, плодородная часть почвы. Он должен занимать половину нашего столбика.

Ниже будет слой переходный, серого цвета.

А на самом низу столбика покажем жёлтый слой почвы, богатый песком.

Представьте, что вам нужно убедить одноклассников в огромном значении почвы для жизни на Земле. Подготовьте выступление.

Почва наше богатство, ценность которого трудно переоценить, но человек часто забывает об этом. Мы ходим по почве каждый день и даже не вспоминаем о том, что без этой почвы не выросли бы травы и деревья, не появились бы на наших столах хлеб, огурцы, фрукты, орехи. Не смогли бы находить себе пищу различные животные, большие и маленькие.

Без почвы человечеству бы угрожали голод и вымирание. Да и жизнь на планете не возникла бы, не появись на ней почва.

Почва — неотъемлемая часть круговорота веществ в природе. Из неё всё рождается, и в неё в конце возвращается, чтобы дать начало новой жизни. Убери почву и этот круговорот остановится, а значит закончится жизнь.

Есть тундровая почва, подзолистая почва, серая лесная почва, болотистая почва, луговая почва, чернозём.

Какая почва самая плодородная?

Самой плодородной почвой является чернозём.

Какие почвы в вашем крае?

В нашем крае преобладают подзолистые, серые лесные почвы, чернозём и местами болотистые почвы.

Почему нужно бережно относиться к почвам?

Для охраны почву нужно высаживать защитные лесополосы, не допускать распашки почвы по склону холма, зимой проводить снегозадержание, не использовать слишком много удобрений и ядохимикатов, следить за влажностью почвы.

Задание для домашней работы

Каждый человек может внести свой вклад в дело охраны почвы. Он просто не должен мусорить, закапывать в землю мусор и отходы, выливать на почву помои, особенно после стирки белья. Не должен увлекаться удобрениями на своём садовом участке, использовать агрессивные ядохимикаты.

На следующем уроке

В России есть природные зоны тайги, смешанных лесов, широколиственных лесов, субтропических лесов.

В нашем крае растёт тайга и смешанные леса.

Мне очень нравится ходить по смешанному лесу. В нём есть и красивые берёзки, и робкие осинки, и стройные ели. В таком лесу много трав, в которой ползают и бегают различные животные. На полянах цветут цветы, там жужжат шмели, и порхают бабочки. В кронах деревьев поют певчие птицы, всегда слышен стук дятла.

Мне показалось особенно интересным то, как по-разному используют деревья различные животные. Мыши и ежи живут в траве, возле корней деревьев. Белки строят гнёзда в дуплах и на ветках деревьев. А на само верху обитают различные птицы.

Земля-кормилица

Разрезы основных типов почв: 1. Тундровая почва. 2. Подзолистая почва. 3. Серая лесная почва. 4. Чернозём. 5. Болотная почва. 6. Луговая почва.

В разных местах нашей страны почвы не одинаковы. Учёные-почвоведы различают большое число типов почв.

В тундрах распространены тундровые почвы, в тайге и смешанных лесах — подзолистые почвы, в лиственных лесах — серые лесные почвы, в степях — чернозёмные почвы, или чернозёмы. Для болот характерны болотные почвы, для лугов — луговые.

Самые распространённые в нашей стране почвы — подзолистые. А самые плодородные — чернозёмные. Эти почвы особенно богаты перегноем, который придаёт им очень тёмный или даже чёрный цвет. Чернозём — одна из самых плодородных почв мира.

Один сантиметр почвы образуется в природе за 250—300 лет, двадцать сантиметров — за 5—6 тысяч лет!

Ты уже знаешь о том, что растения защищают почву от действия ветра и потоков воды. Там, где нет растений, ветер и вода могут быстро развеять и смыть всю почву или её часть. Это и происходит на многих полях.

Чтобы защитить почву на полях, необходимо сажать полезащитные лесные полосы, а зимой проводить снегозадержание. Наиболее распространённый способ снегозадержания — устройство снежных валов. Их нарезают с помощью трактора специальными снегопахами на расстоянии 5—10 метров один от другого.

Очень важно правильно распахивать почву на склонах. Вспомни, как это нужно делать.

Почва многого «боится», например ядохимикатов. Если их используют больше нормы, они накапливаются в почве, загрязняют её. В результате гибнут черви, личинки насекомых, бактерии, без которых почва теряет плодородие.

Если в почву вносят слишком много удобрений или её слишком обильно поливают, в ней накапливается избыток солей. А это вредно для растений и для всего живого в почве.

Существуют различные типы почв: тундровые, подзолистые, серые лесные, чернозёмные и другие. Все они образуются в природе очень медленно и нуждаются в охране.

Задание для домашней работы

В книге «Великан на поляне» прочитай рассказ «Дороже жемчуга и злата — под ногами». Как каждый из нас может беречь почву?

На следующем уроке

Узнаем, что такое лес, какие организмы составляют природное сообщество леса. Будем учиться давать характеристику лесного сообщества по плану.

Вспомни, какие лесные зоны есть в России. Есть ли в вашем крае леса? Вспомни свои наблюдения в лесу. Что показалось тебе особенно интересным?

Нуриева Ляйсира, ученица 4 класса Гимназии г. Мензелинска. Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт

Разнообразие почв Подготовила: Нуриева Ляйсира, ученица 4 класса Гимназии г.Мензелинска

Почвенная система Почва – это тонкий слой земной поверхности, на котором растут растения. Он образовался в результате взаимодействия горных пород, климата и живых организмов. Меняются климат, растительность, животный мир, горные породы – изменится и почва.

Кроссворд:Кроссворд: 1. Слой земли, на котором растут растения. 2. Одна из составных почвы. 3. Вещество, повышающее плодородие почвы. 4. Основное свойство почвы. п О Ч В А Е С О К Е Р Е Г Н О Й Л О Д О Р О Д И Е

Плодородие Плодородие Человек распахал и засеял поля около 10 тыс. лет назад. Плодородие – это важнейшее свойство почвы. Оно зависит от наличия в ней органического вещества – перегноя (или гумуса). Гумус образован разложившимися остатками мёртвых растений, животных и других организмов. Толщина этого слоя в почве различна в разных местах до 5 см в тундре и до 2 м у чернозёмов степей юга России.

О чём говорят расчёты учёных? 1 см почвы образуется в природе за лет! 20 см почвы – за 5-6 тысяч лет! Слой почвы толщиной в 18 см вода может смыть в лесу за 500 тысяч лет, на лугу – за 3225 лет, а там, где нет растений, – всего за 15 лет!

Обильно поливать Вносить побольше удобрений Сажать полезащитные лесные полосы Снимать слой почвы перед началом строительства Проводить снегозадержание Распахивать почву вдоль склона Распахивать почву поперек склона Умеренно использовать удобрения и ядохимикаты Поливать не слишком обильно

тундровые серые лесные подзолистые черноземные болотные луговые

Почвенный покров России

Первым ученым, классифицировавшим почвы России, был Василий Васильевич Докучаев. При разработке типологии он учитывал условия и характер их образования. В дальнейшем систематизацию дополнили другие почвоведы.

Основные типы почв

Урок "Почвы России"план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Формируются на севере России в непродолжительный теплый сезон на незначительных участках островов Арктики, которые свободны от снега и льда. Это маломощные и очень бедные почвы. Редкие мхи и лишайники, которые здесь растут, практически не дают «материала» для образования гумуса. Почвы данного типа неплодородны — на них невозможно что-либо выращивать.

Тундрово-глеевые почвы

Урок "Почвы России"план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Характерны для области арктического побережья России. Несмотря на малое количество осадков, из-за недостаточного испарения и близкого нахождения многолетней мерзлоты тундровые почвы сильно переувлажнены. В них идет процесс образования глея. При избытке влаги и недостатке кислорода в этих почвах восстанавливаются главным образом соединения железа, которые и придают им зеленоватую и голубовато-серую окраску. Другая особенность данного почвенного покрова — малое содержание гумуса. Мощность окрашенного гумусом горизонта не превышает 5–8 см.

Подзолистые почвы

Урок "Почвы России"план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Самые распространенные в России. Они формируются под хвойными лесами в условиях избыточного увлажнения. Отличительные черты этих почв — наличие хорошо выраженного подзолистого горизонта (вымывания) и кислая реакция, которая является неблагоприятным фактором для выращивания культурных растений. Для нейтрализации кислотности при сельскохозяйственной обработке в подзолистый покров вносят известковую муку.

Дерново-подзолистые почвы

Урок "Почвы России"план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Преобладают в смешанных лесах, где помимо хвойных есть лиственные породы и хорошо развит травяной покров. У этого типа почв, по сравнению с подзолистыми, достаточно мощный гумусовый (дерновый) горизонт (10–20 см) с более высоким содержанием плодородного слоя. Причин тому две: лиственные деревья дают растительный опад; в этих районах больше солнечного тепла и меньше влаги, просачивающейся в почву, что ослабляет вымывание гумуса.

Серые лесные почвы

Урок "Почвы России"план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Непременными условиями для их формирования являются преобладание континентального климата и наличие широколиственных лесов и травяной растительности. Места образования содержат необходимый данному покрову элемент — кальций. Благодаря ему вода не проникает вглубь почв и не размывает их. Содержание гумуса составляет 2–8%, то есть урожайность средняя. На серых лесных почвах выращивают плодовые и зерновые культуры.

Черноземные почвы

Урок "Почвы России"план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Господствуют в степях. Это самые плодородные почвы во всей России. Важнейшую роль в формировании черноземов играет дерновый процесс. В степях обильно растут однолетние травы, которые ежегодно отмирают. Именно поэтому черноземы характеризуются мощным слоем гумуса (обычно мощность гумусового горизонта составляет 50–80 см, а в бассейне реки Кубани достигает рекордной величины — 1,5 м). В наши дни черноземы России практически полностью распаханы. Они сосредоточены в районе наиболее развитого в стране сельского хозяйства.

Бурые и серо-бурые почвы

Урок "Почвы России"план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Формируются в областях с пустынным климатом. Поскольку в России таких мест очень мало (отдельные участки Астраханской области), то данный тип почв в нашей стране представлен нешироко. Органический покров здесь незначительный, а образование гумуса затруднено из-за высоких температур, уменьшения влаги и растительного опада.

Каштановые почвы

Урок "Почвы России"план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Распространены в южных степях и полупустынях и формируются в условиях дефицита влаги и крайне скудной растительности. Как следствие, каштановые почвы имеют менее мощный слой гумуса и более светлый коричневый (каштановый) цвет. Хотя они считаются достаточно плодородными, в земледелии их не используют из-за недостатка влаги.

Азональные типы почв

В России есть не только зональные почвы. Иногда на территории страны встречаются сектора, почвенный покров которых разнится от того, что доминирует в зоне. Такие почвы принято называть азональными. От типичных они отличаются свойствами и структурой. Формирование данных почв связано с местными особенностями климата, характером растительности и другими факторами.

Где искать азональные почвы

Незональные почвы формируются в местах с избытком влаги или на особенных почвообразующих породах. Есть они и на территориях, сильно подверженных влиянию какого-либо внешнего фактора (периодический разлив рек, морские приливы, оседание вулканического пепла и др.).

Болотные (торфянистые) почвы — самые распространенные среди незональных. Для их образования необходимо сильное переувлажнение. Они встречаются практически во всех климатических поясах. В России их много в Западной Сибири, прослывшей как край болот.

Урок "Почвы России"план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

В Восточной Сибири, где достаточно продолжительный холодный период, доминируют таежно-мерзлотные почвы, хотя на той же широте европейской части России распространены дерново-подзолистые и подзолистые. В долинах рек преобладают аллювиальные почвы, образованные речными наносами. Они, как правило, более плодородны, чем окружающие их зональные почвы.

На Камчатке и в других областях, где извергаются вулканы, образуются вулканические почвы. В их состав входит пепел, оседающий после вулканических взрывов. С одной стороны, эти почвы рыхлые и легкие (а значит, они без труда раздуваются ветром), но с другой, обладают колоссальным набором минералов, что существенно повышает их плодородие.

Солончаки и солонцы

Этот тип незональных почв развит в южных засушливых районах, на участках с относительно близким залеганием минерализованных грунтовых вод. Их образование связано с процессами засоления. В отличие от подзолистых почв здесь господствуют не нисходящие, а восходящие токи воды. Влага с растворенными минеральными соединениями (карбонаты, гипс и др.) подтягивается к поверхности и испаряется, а соли выпадают в осадок. В солонцах соли распределены или по всему профилю, или насыщают отдельные горизонты, в солончаках их концентрация еще больше.

Презентация по окружающему миру на тему «Почвы России» (4класс)

Урок "Почвы России"план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Описание презентации по отдельным слайдам:

глина песок Живые организмы Остатки растений и животных вода воздух

Количество глины, песка, перегноя в различных почвах неодинаково. Почвы по-разному пропускают воду и воздух.

Основное свойство почвы – плодородие.

Какие бывают почвы Серые лесные Черноземы Подзолистые Солонцы Каштановые Красноземы Сероземы Краснозёмы

ПЛОДОРОДИЕ ПОЧВЫ необходимо сохранять

Чтобы защитить почву на полях: Надо сажать лесные полосы. Правильно распахивать почву на склонах. Зимой проводить снегозадержание. Применять удобрения и ядохимикаты в меру. Умеренно орошать.

Номер материала: ДВ-469004

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Урок "Почвы России"план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Каждый третий школьник отстает в учебе

Время чтения: 3 минуты

Урок "Почвы России"план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

В России создадут «белый интернет» для школьников

Время чтения: 1 минута

Урок "Почвы России"план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Низкие способности к самостоятельному выполнению заданий приводят к трудностям в обучении

Урок "Почвы России"план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Аккредитация российских вузов станет бессрочной с 1 марта 2022 года

Время чтения: 2 минуты

Урок "Почвы России"план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Просмотр телевизора ухудшает когнитивные функции

Урок "Почвы России"план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Минздрав разрешит исследования «Спутника V» на детях с 12 лет

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Презентация по окружающему миру «Почвы России» (4 класс)

Урок "Почвы России"план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Как называется явление природы, когда в зоне арктических пустынь несколько месяцев не показывается солнце?а) полярный деньб) северное сияниев) полярная ночьг) полярное утро

Кто из животных не является жителем пустыни:а) ушастая круглоголовкаб) дрофав) песчанкаг) тушканчик

Самая большая природная зона в России называется:а) зоной влажных субтропиковб) зоной смешанных лесовв) тайгойг) тундрой

Тема урока:Почвы России

Что такое почва? Это верхний плодородный слой суши, в котором живут растения, животные и микроорганизмы.

Состав почвыразложившиеся остатки животных и растенийчастички минераловводавоздухживые организмы

Почвенный слой земли

Поместим в сосуд немного почвы.Нальём воды и размешаем. Что наблюдаем? Опыт 1Вывод: в почве содержится песок и глина.вода стала мутнаяпоявился осадок

Опыт 2Бросим в сосуд с водой сухой комочек почвы. Появились ли в воде пузырьки? появились пузырькиВывод: в почве содержится воздух.

Какую почву называют плодороднойОт чего зависит плодородие почвы?

Чем больше перегноя в почве, тем она темнее по цвету.

Почва нуждается в охранеПочва страдает от сильных ветров и проливных дождей: они разрушают её верхние, наиболее плодородные слои.

Вред, который наносит человекнеправильная обработка почвывнесение огромного количества удобренийстроительство зданийзагрязнение почвыуничтожение парков и скверов, вырубка лесавыпас скота

Урок "Почвы России"план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Урок "Почвы России"план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Правительство РФ проработает вопрос обеспечения детей молоком в школах

Урок "Почвы России"план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Около 680 тысяч выпускников сдадут ЕГЭ по русскому языку 3 и 4 июня

4 класс УМК «Начальная школа XXI века» *

Ключи: 1-б 6-а 2-в 7-б 3-в 8-б 4-в 9-а 5-в 10-а * Оценивание: «5» – 9-10 правильных ответов; «4» – 7-8 правильных ответов; «3» – 5-6 правильных ответов; «2» – менее 5 правильных ответов.

Задачи: узнать что такое почва; установить состав почвы; выяснить основное свойство почвы; узнать основные типы почв России; определить способы защиты почвы. *

Что такое почва? Состав почвы. Опыты. Типы почв. Охрана почв. *

Почва – это верхний плодородный слой суши, в котором живут растения, животные и микроорганизмы. *

Правила работы в лаборатории Работать сообща. Аккуратно работать с веществами и оборудованием. Приступать к выполнению опыта, только после знакомства с инструкцией. Чётко выполнять указания. После проведения опытов вытирать руки салфеткой. *

вода воздух песок глина соли остатки растений и животных *

Василий Васильевич Докучаев (1846-1903) *

* 1см почвы 20 см 5 – 6 тысяч лет! 250 – 300 лет

* Естественные враги почвы – ветер и вода.

* Неразумная деятельность человека.

* Задачи: узнать что такое почва; установить состав почвы; выявить основное свойство почвы; узнать основные типы почв России; определить способы защиты почвы.

* не знаю – затрудняюсь 0 знаю +

Номер материала: ДБ-512011

Урок "Почвы России"план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Время чтения: 6 минут

Урок "Почвы России"план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Ученые сделали мармеладки в форме белков, чтобы помочь слепым детям изучать химию

Урок "Почвы России"план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

В российских вузах начнут готовить новых специалистов в области климата

Презентация «Почва России» на тему урока в 4 классе Почвы России

Приятно утром пройтись босыми ногами по и ощутить прохладу росы. У планеты есть спутник – это Луна. земле Земля

ПЛОДОРОДИЕ необходимо сохранять

2. Выбери, какие вещества входят в состав почвы: песок, глина, вода, воздух, перегной, соли, стекло. 3. Основное свойство почвы. 4. Животные или растения стали первыми обитателями суши? 5. Самая богатая перегноем почва. 6. Остатки органических и неорганических веществ, содержащихся в почве. почва песок, глина, вода, воздух, перегной, соли плодородие растения чернозём перегной

Вывод: почва возникает и развивается под воздействием живых организмов, в основном растений. Она играет особую роль в жизни нашей планеты – почва переходное звено от неживого к живому.

Номер материала: ДБ-1022493

Урок "Почвы России"план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Спортивные клубы появятся в каждой российской школе к 2024 году

Урок "Почвы России"план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Минпросвещения готовит программу модернизации педагогических вузов

Презентация 4 класса по предмету “Обществознание и Окружающий мир” на тему

Тест по окружающему миру в 4 классе Учитель начальных классов Васюкова М.В. МАОУ « СОШ 2» г. Краснокамск

Верхний плодородный слой земли Это вещество чёрного или серого цвета Это верхний слой земли Что мы называем почвой?

Какие бывают почвы? подзолистые тёмные чернозёмные пластмассовые

плодородие рыхлость тёмный цвет Главное свойство почвы

Что входит в состав почвы ? глина камни песок минеральные соли сахар вода

Почву можно отнести К живой природе К неживой природе К живой и неживой природе одновременно

О чём говорит выделение пузырьков воздуха при опускании почвы в воду? В почве есть воздух, который вытеснила вода В воде есть воздух, который вытеснила почва Воздуху захотелось показаться человеку

Почву стали нагревать. Помещённое над почвой стекло запотело. О чём это говорит? Почва нагрелась В почве есть вода В почве есть песок и глина

Почему нельзя допускать разрушения и уничтожения почвы? В почве обитает много растений и животных Почва очищает воду Почва сохраняет влагу и тепло для растений Почва даёт пищу растениям и животным

Из чего в почве образуется перегной? Из песка и глины Из остатков растений и животных Из воды и воздуха

Какие природные явления разрушают почву? Ветер Изморозь Отлёт птиц Потоки воды

Как человек может защитить почву от смыва и выдувания ? Распахивать почву поперёк склона Распахивать почву вдоль склона Высаживать лесные полосы Укреплять склоны оврагов Вырубать вокруг полей леса

Что происходит с почвой, когда в неё вносят большое количество удобрений ? Происходит круговорот растений Не будет вредных бактерий Вредные насекомые исчезают Одни растений умирают, другие – вырастают

Как повысить плодородие почвы ? Обогащать почву камнями Обогащать почву дождевыми червями и микроорганизмами Вносить в почву глину и песок Вносить в почву различные удобрения

Литература З. А. Клепинина « Тесты. 3 класс »

1.Филинюк Елена Александровна

2.Учитель начальных классов г.Саратов МОУ «СОШ №60»

3. Окружающий мир

4. 4 класс «Начальная школа 21 века»

5.Тема: Почвы России

6.Урок изучения нового материала

оздать условия для ознакомления учащихся с различными видами почв и их составом; обоснования необходимости и раскрытия способов охраны почв; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»

Создать условия для усвоения обучающимися знаний о почве как верхнем слое земли, выявить состав почвы и ее типы, определить способы защиты  почвы от разрушений; (объем освоения и уровень владения компетенциями) получат возможность научиться работать с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

(компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность) понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

имеют моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора; проявляют нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам

Ноутбук, экран, проектор;

Методы и формы работы: бъяснительно-иллюстративный; фронтальная, индивидуальная, групповая, в парах

1.Организационный момент (1 мин)

Добрый день! Ребята посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Какое у вас настроение?

– Я желаю, чтобы хорошее настроение сохранялось на протяжении всего урока, а если у вас плохое настроение пусть этот урок принесет вам только положительные эмоции и поднимет  настроение.

Проверка домашнего задания ( 3 мин)

-А сейчас я хочу посмотреть, как вы подготовили домашнее задание.  На экране вы видите вопросы. На чистых листах вам нужно написать  букву правильного варианта ответа.

1.Долгая холодная зима, короткое прохладное лето. Среднегодовая температура ниже 0. Почва сильно заболочена.

О)  жаркое продолжительное лето и прохладная короткая зима;

Ж)  короткое прохладное лето и длинная суровая зима;

Н)  ярко выделяются все четыре времени года.

И) кедры, берёзы, черёмуха

Ч) лишайники, мхи, полярный мак

Р) бузина, орешник, айва

Самую большую территорию занимают ..

У) смешанные леса;

Д) широколиственные леса.

-Ребята, какое слово у вас получилось?

– Ребята о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

-Тема  урока «Почвы России»

– А что вы знаете о почве? Ответ на этот вопрос вы запишите в  таблицы ЗХУ. Заполните первый столбик «Знаю». В этот столбик запишите все, что вы знаете о  Почве. (дети работают самостоятельно 2 мин)

(заслушиваются ответы детей)

-А что нового вы бы хотели узнать сегодня на уроке? Заполните второй столбик «Хочу знать». (2 мин, заслушиваются ответы детей).

-Молодцы ребята. Итак, отправляемся на поиск ответов на ваши вопросы.

-На партах у вас лежат словари, найдите определение слову Почва. (работа в парах). Один ученик зачитывает.

Почва-это верхний плодородный слой суши, в котором живут растения, животные и микроорганизмы.

-А что значит плодородный слой?

– Рассмотрите образцы почвы на ваших столах. Что вы видите? (Она разного цвета)

– Как вы думаете, почему почва имеет разные оттенки? ( Она состоит из различных веществ)

А сейчас я предлагаю приступить к работе нашим группам учёных. На какой вопрос мы должны получить ответ в ходе нашей работы? (что входит в состав почвы)

Практическая работа в группах (4 группы).Каждая группа получает инструкцию по проведению опыта. После проведения опыта, группа делает выводы.

(Из почвы идут пузырьки. В почве есть воздух).

(Влажное пятно. В почве есть вода.)

(Вода в стакане стала мутной.На самом дне видны песчинки, а сверху – глина. В состав почвы входит песок и глина.)

(листья, остатки насекомых, песок, трава)

– Возьмем несколько капель воды из стакана, где у нас был комочек почвы, и помещу их на стекло. Нагреваю стекло над огнем. Что вы видите? (На стекле образовался белый налет.)

– Кто догадался, что это такое?

– Совершенно верно, это соли – питательные вещества, необходимые растениям. Сделайте вывод. (В почве есть соли.)

Каждая группа зачитывает свой опыт и сделанные выводы, при возникновении трудностей одноклассники помогают сделать правильный вывод. Все ответы детей учитель записывает на доске в виде  Кластера «Состав почвы».

Урок "Почвы России"план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Урок "Почвы России"план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Урок "Почвы России"план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Урок "Почвы России"план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Урок "Почвы России"план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Урок "Почвы России"план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Урок "Почвы России"план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Урок "Почвы России"план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Урок "Почвы России"план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Урок "Почвы России"план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Урок "Почвы России"план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Урок "Почвы России"план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

– Давайте еще раз перечислим, что входит в состав почвы.

– Как вы думаете почва везде одинаковая?

Работа с текстом прием «Инсерт»

– В природе существует большое число типов почв. Это зависит от места расположения на территории страны, от состава почвы. Откройте учебник прочитайте текст и выясните,  какие бывают типы почв? Если вы нашли ответ на вопрос поставьте знак «+», если вам что- то непонятно и информация в тексте требует дополнительного разъяснения, поставь знак «?», если прочитанная информация вас очень заинтересовала или удивила и вы хотите поделиться и обсудить ее с классом, поставьте «!».

-Итак, какие типы почв, встретились в тексте?

-Какая информация заинтересовала или удивила вас?

-Какие типы почв самые распространенные в нашей стране?

-Самые плодородные? (чернозёмные)

-Что входит в состав болотных почв? (торф)

– Что входит в состав луговых почв? (дёрн)

-Есть ли вопросы по данному тексту?

-А сейчас мы заслушаем рассказ о «Земле-кормилице», и попытаемся ответить на вопрос, почему ее так называют? (Учитель или специально подготовленный ребенок рассказывают ).

Расскажу вам сказку о волшебной кладовой. Положишь в неё горстку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину – вытащишь много. Она у нас под ногами. И зовётся она земля. Да, только она тогда добра и щедра, когда люди к ней добры, и, когда они умело землю обрабатывают: пашут, удобряют, поливают. И правильно. Как это так: всё у земли брать, а взамен ничего не давать? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшебной кладовой. Издавна кормит людей земля – матушка. Но не всегда люди догадывались, какое богатство она в себе таит. Во времена, когда люди ещё не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасла: ягоды, корешки, сочные стебельки. Потом люди смекнули, что можно садить собранные зёрна около жилья. Так появились первые поля ячменя, пшеницы, ржи. Вот так и стала земля доброй и щедрой, даря людям богатые урожаи.

Что называют волшебной кладовой  и почему?

– Что издавна делает земля-матушка?  И не только людей, но и насекомых, птиц, зверей. Как можно назвать землю?

-Ребята, как вы думаете, возможна ли жизнь без почвы? Почему?

-Нуждается ли почва в защите?

-Как человек может защитить почву от разрушений? (Надо сажать лесные полосы, правильно распахивать почву на склонах, зимой проводить снегозадержание, применять удобрения и ядохимикаты в меру, умеренно орошать)

5.Закрепление. Самостоятельная работа

-Кто выполнил задание без ошибок, поднимите руку? Кто допустил ошибки при выполнении задания?

-Какие вопросы мы сегодня ставили перед собой в начале урока?

-Смогли ли мы ответить на них?

-Возьмите таблицу ЗХУ и заполните последний столбик, что вы узнали сегодня на уроке? (ответы детей)

-Совпали ли ваши знания,  имеющиеся в начале урока, с информацией которую вы получили на уроке?

-Остались ли у вас вопросы по данной теме?(ответы детей)

-На следующем уроке мы с вами продолжим отвечать на ваши вопросы.

– А теперь попробуйте  составить Синквейн, на тему «Почвы России» (работа в паре). Но прежде чем начать работу, вспомним правила составления Синквейна. (ответы детей).

Кормит, разрушается, образуется

(дети зачитывают свои Синквейны)

-А теперь оцените   работу вашей  группы. (Сигнальными карточками)

– Вашу работу на уроке. Самооценка. (Сигнальными карточками)

-Работу в паре. (Сигнальными карточками)

-А теперь обозначьте флажком своё настроение .

8. Выставление оценок. Домашнее задание

Стр. 37-39, читать, отв. на вопросы. Задание по выбору: ПОДОБРАТЬ СТИХИ, ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ О ЗЕМЛЕ-КОРМИЛИЦЕ

Оцените статью
Добавить комментарий