Урок «Путешествие по материкам. Материки, их названия, расположение на глобусе и карте. Особенности природы и жизни людей на разных материках»

Урок «Путешествие по материкам. Материки, их названия, расположение на глобусе и карте. Особенности природы и жизни людей на разных материках» Реш еду ру

Предмет: Окружающий мир, 2 класс.

На изучение предмета Окружающий мир во 2 классе отводится 34 часа в год. (34 учебные недели). Данной теме: «Путешествие по материкам. Материки их названия, расположение на глобусе и карте» рекомендуется отвести 1 час, осуществляется связь с предшествующим материалом «Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте». Место и роль урока в изучаемой теме – урок продолжает систему уроков окружающего мира по разделу «Путешествие по планете» (второй урок). Особенностью данного урока, его отличием от стандартного является форма проведения – урок-путешествие. Основа урока – системно – деятельностный подход, направленный на развитие и формирование у обучающихся познавательных, регулятивных, личностных и коммуникативных учебных действий; воспитание творческой личности, желания самостоятельно и активно участвовать в учебном процессе. самостоятельное определение темы и задач учебного занятия; логические универсальные действия: наблюдение, анализ объектов с целью выделения признаков, синтез, классификация объектов, выдвижение гипотез, формулирование выводов, установление причинно-следственных связей, рассуждения, доказательства, проблемные вопросы, удивительные факты. планирование, контроль, самоконтроль. владение диалогической формой речи, умение выражать свои мысли, учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; деятельность в группах. жизненный опыт детей, ситуация успеха, положительное отношение к процессу познания (удивление, желание больше узнать), проведение рефлексии путём осознания смыслообразования учения. Ведущие методы урока – объяснительно–иллюстративный, частично–поисковый (эвристический), словесный, наглядный, практический. Материалы мультимедиа презентации содержат элементы занимательности, пробуждают интерес и желание учиться. Физкультурные минутки связаны с основной темой урока.

Тема урока: «Путешествие по материкам. Материки, их названия, расположение на глобусе и карте. Особенности природы и жизни людей на разных материках».

закрепить  знания  о  карте  полушарий,   ознакомить учеников   с понятиями «материки», «острова», «полуострова», с их расположением на глобусе и карте полушарий;   научить узнавать и показывать их на карте; осуществлять оперативность в работе; познакомить учащихся со своеобразием растительного и животного мира различных материков Земли;

развивать пространственное воображение, познавательный интерес, мышление, память, речь, способности обобщать и систематизировать полученные знания; содействовать формированию личности ученика, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»; способствовать развитию коммуникативных способностей (слушать и слышать одноклассников, вступать в дискуссию, диалог, выражать и отстаивать свое мнение). Формировать навыки работы в коллективе (в группах, парах), интерес к предмету через развитие творческой активности учащихся. Воспитывать бережное отношение к природе, уметь ценить прекрасное.

сформировать яркие географические образы каждого материка Земли; максимально приблизить учащихся к процессу самостоятельного получения новой информации по изучаемой теме; организовать закрепление нового материала на деятельностной основе; создать условия для рефлексивной деятельности обучающихся

урок – путешествие (комбинированный).

объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый (эвристический), словесный, наглядный, практический.

технические, логические, организационные.

мультимедийный комплекс, презентация, учебник, тетрадь, физическая карта полушарий, карты материков.

I. Организационный момент. Эмоциональная мотивация. Приветствие класса. Дружеский настрой на продуктивную деятельность.

В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет.

Я держу в ладонях солнце! Я дарю его друзьям!

Улыбайтесь – это просто! Лучик солнца – это вам!

Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но придаст сил, настроения и уверенности в знаниях. Закройте глазки, оустите головки и вслушайтесь в слова:

«Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар.

Вот с таким солнечным настроением мы и начнем наш урок.

Окружающий нас мир интересно познавать.

Его тайны и загадки мы готовы разгадать.

II. Проверка домашнего задания

– Покажите на глобусе Северный и Южный полюса, экватор, северное и южное полушария.

. Актуализация опорных знаний

Отгадывание загадок (карта, глобус).

Что мы называем картой? Как изображают на глобусе и карте поверхность Земли? Чем удобнее пользоваться глобусом или картой полушарий? Почему?

IV. Мотивация учебной деятельности

1. Работа над кроссвордом. Чтобы  узнать,  с какой  картой  будем работать  на уроке, разгадайте кроссворд (мультимедийная доска). Вопросы к кроссворду.

Что показывает, во сколько раз уменьшена территория, изображаемая на карте? (Масштаб).

С помощью какого прибора можно ориентироваться? (Компас).

Глобус делит – ровная линия условная. Выше – север, ниже – юг. Назови границу, друг. (Экватор).

Мнимая линия на глобусе или карте, которая указывает направление север юг и соединяет Северный и Южный полюса. (Меридиан).

Какую форму имеет Земля?

Простейшее изображение небольшого участка земной поверхности. (Рисунок).

Я ходил по разным странам. Плыл по рекам, океанам. По пустыне шёл отважно – на одном листе бумажном. (Карта).

Пространство земли, которое можно охватить глазом.

Сколько полюсов имеет Земля? (Два).

V. Изучение нового материала.

На какой планете мы живем? (). Посмотрите на физическую карту полушарий. Чего на земном шаре больше: воды или суши? Посмотри внимательно на карту и отгадай загадку: «Большой, огромный, со всех сторон водой окруженный»

Сегодня на уроке  мы будем говорить о суше,  рассмотрев тему “Материки Земли”.  Материки – это участки суходола, окруженные со всех сторон водой. Материков  шесть: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида. Материки отличаются между собой по размерам, формам земной поверхности, природой.   Кроме материков, на Земле есть еще небольшие участки суши, которые тоже со всех сторон окружены водой. Это — острова. Наибольший остров — Гренландия. Если участок суходола окружен с трех сторон водой, а с четвертой соединен с сушей, то это — полуостров. Самый большой полуостров в мире – Аравийский. Перед тем как продолжить урок, я хочу сказать вам, что в класс заходил путешественник, выловивший в океане бутылку. В бутылке письмо с потерпевшего крушение корабля (читаем).

« Наш корабль попал в шторм и разбился о скалы. Нас выбросило на берег. Мы очень ослабли, мы не знаем, где мы находимся. Здесь очень жарко, много песка, вдалеке виднеется огромная гора с покрытой снегом вершиной, а еще дальше большая река. Песок раскален так, что кажется, расплавился. Мы не знаем, где находимся, вся надежда только на вас».

Мы обязательно должны помочь морякам. Что у нас есть для этого? У нас есть письмо и в помощь нам даны несколько предметов: зонт, валенки, панамка, самолет, бутылка с водой, веревка альпиниста.

К каждому материку мы подберем соответствующий предмет, но с условием, что на каждый материк мы можем взять только по одному предмету. Какой предмет, на какой материк ты возьмешь? (Соотношение). Мы еще, не знаем, правильно ли выбраны предметы. А для того, чтобы это знать и оказать помощь потерпевшим кораблекрушение, мы должны, как можно, больше узнать о материках, научиться пользоваться картой и глобусом, уметь работать с атласом. И чтобы все у нас получилось, какими мы должны быть на уроке? Внимательными, терпеливыми, смелыми, умелыми.

Итак, мы уже знаем, что поверхность Земли состоит из водного пространства и суши. Огромные по своим размерам участки суши называют материками или континентами. Чтобы помочь нашим друзьям морякам, мы отправляемся в путешествие по материкам. В реальной жизни не каждому удается стать участником экспедиции, открытий. С грустью отзывается сердце на трогательные строки поэта

VІ. Фонетическая зарядка (проводится попутно, по мере называния новых слов). Говорите хорошо звук Р. ика, Южная Аме

Чтобы не перепутать материки, как это случилось, с героями Жюль Верна в произведении «Дети капитана Гранта», вы должны продемонстрировать знания о материке, по которому собираетесь путешествовать. В этом нам поможет наша мини-хрестоматия. (См. приложение). Ваша задача выделить и записать объект, который может быть визитной карточкой материка. (Работа с интерактивной доской).

VІІ. Творческое домашнее задание каждой команды – рассказ о материках: слайды – описание. Мы садимся в самолет и летим над самым большим материком.

Первый материк, который мы посетим это ЕВРАЗИЯ. Показывают материк на карте, называя полушарие.Это самый большой материк. Здесь находятся самые высокие горы мира – ГИМАЛАИ – визитная карточка материка С территории Евразии мы через Средиземное море на паруснике отправляемся в Африку – второй по величине материк.

Следующий по площади материк – это АФРИКА. Показывают материк на карте, называя полушарие. Здесь расположилась самая большая пустыня мира – САХАРА – визитная карточка материка

С территории Африки мы отправляемся в четырех направлениях: на воздушном шаре, на теплоходе, на вертолете и на ледоколе. Выбираем транспорт и продолжаем путешествие.

Третий по площади материк – это СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА Показывают материк на карте, называя полушарие. (Слайд 13,14) Самый мощный в Северной Америке НИАГАРСКИЙ ВОДОПАД – визитная карточка материка

: Четвертый – ЮЖНАЯ АМЕРИКА. Показывают материк на карте, называя полушарие. Здесь протекает самая большая река планеты визитная карточка материка

Во время изучения Южной Америки, попадаем на карнавал и проводим физминутку.

Показывают материк на карте, называя полушарие. (Слайд 18,19) «Безлюдный континент», «край земли» – это самый мощный ЛЕДОВЫЙ ЩИТ – визитная карточка материка

Австралия. Показывают материк на карте, называя полушарие. (Слайд 20,21)   Самое крупное пересыхающее озеро ЭЙР – визитная карточка материка. Узнав особенности природы материков, подумайте, какие же вещи и предметы пригодились вам в путешествии. Вы должны будете кратко назвать особенность материка и объяснить, почему выбрали именно эти предметы. (Сравниваем выбор предметов в 1 и во 2 случае). Правильно ли мы взяли предложенные нам предметы на материки? (зонт – Ю. Америка, валенки – Антарктида, самолет – Евразия, вода – Австралия, панамка – Африка, веревка (альпиниста) –

ІХ. Физкультминутка для глаз: «Мы ладонь к глазам приставим»

Текст стихотворения сопровождается движениями.

Х. Самостоятельная работа

Работа с учебником: чтение статьи по группам, работа с картой, заполнение таблицы в тетради с печатной основой.

ХІ. Закрепление полученных на уроке знаний.

1. Самый крупный материк на планете?  (. 2. Самый жаркий материк?  (. 3. Самый влажный материк?  (. 4. Самый маленький материк? ( . 5. Самый холодный материк?  (. -89,2°С). 6. Самый богатый озерами материк? ( 7. Сколько всего материков на Земле?  – 6 (назовите их).

ХІІ. Итог: Мы много узнали о материках и теперь можем определить, где потерпели кораблекрушение наши моряки. Вернемся к письму, прочтем, еще раз. Африка, докажите почему? (песок, жарко, Килиманджаро, Нил).

Вот и подошло к концу наше путешествие. Вы показали достойные знания и хорошее умение ориентироваться в незнакомой для вас ситуации.

Теперь подведем итоги путешествия. Оценивание – путеводитель, Команды подсчитывают свои баллы. Выставление оценок. Выразительное чтение стихотворения: «Ты береги нас» Е. Шкловского.

ХІ Домашнее задание: Учебник: А. А. Плешаков. «Окружающий мир» 2 класс, прочитать текст, ответить на вопросы, выучить таблицу, тетрадь на печатной основе.

Список использованных источников:

Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1-4 класс. М.: ВАКО, 2004.

Крутецкая В.А. «Материки Земли 3-5 класс». Изд. «Литера» 2015.

Интернет ресурсы: «Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя». Режим доступа:

«Песенка про 6 материков».

Материки Земли PPTX / 7.72 Мб Мини хрестоматия к уроку “Материки Земли” DOCX / 39.19 Кб Описание работы DOCX / 18.34 Мб Презентация Понаборд Материки PEB / 18.68 Мб Методические рекомендации DOCX / 18.16 Кб Презентация “Материки Земли” PPTX / 7.72 Мб

Конспект урока окружающего мира на тему” Материки и океаны”

Мы живем на планете Земля, которая такая большая, что рассмотреть ее можно, только если подняться высоко-высоко в космос. Для того чтобы иметь представление как выглядит наша планета, были придуманы карты и глобусы, которые являются уменьшенной копией нашего мира. Присмотревшись внимательнее, вы поймете, насколько интересен и разнообразен окружающий мир.

Что такое материк?

Если взглянуть на глобус, то можно увидеть на синем фоне окрашенные в желтые, коричневые и зеленые цвета участки – это материки, то есть участки суши с горами, равнинами, реками и озерами. Есть всего шесть материков: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.

Евразия является самым большим материком и разделяется на две части, одна из них называется Европа, а другая – Азия. Здесь расположилась самая большая страна – Россия, самые высокие горы под названием Гималаи и самое глубокое озеро Байкал. На Юге Евразии очень тепло, а на Севере есть самый холодный населенный пункт на Земле – Полюс холода Оймякон.

Африка располагается на экваторе и считается самым теплым материком. Здесь находится огромная пустыня Сахара, растут деревья баобабы и густые тропические леса. В Африке есть знаменитый вулкан Килиманджаро, а также крупные озера: Виктория, Танганьика и Чад, протекает одна из самых длинных рек Нил.

В Северной и Южной Америках много крупных рек и озер. В Северной Америке находится одна из самых больших рек мира Миссисипи, а в Южной Америке протекает самая длинная и полноводная на Земле река Амазонка.

Австралия отличается большим количеством пустынь. Мелкие реки и озера во время летней жары высыхают, но Австралия богата подземными водами. Здесь живут такие уникальные животные, как кенгуру, коала, утконос, ехидна, и растут бутылочные деревья и эвкалипт.

Материк, на большей площади которого никто не живет – это Антарктида. Здесь находится Южный полюс – самая холодная точка Земли. Единственными местами, пригодными здесь для жизни, являются прибрежные зоны. Там вместо растений и деревьев можно найти только мхи, лишайники и водоросли, а из животных встречаются тюлени, пингвины и буревестники.

Окружающий мир 2 класс «Материки и океаны».

Роль материков в окружающем мире

Материки играют важную роль в жизни людей и наземных животных, так как предоставляют огромную территорию, защищенную от воды.

Что такое океан?

На глобусе видно, что большая часть Земли окрашена в синий цвет. Так обозначается вода. Океаны – это самые большие участки соленой воды, омывающие материки и острова. На Земле всего пять океанов: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый и Южный.

Тихий океан считается самым большим. В нем находится самое глубокое место в мире – Марианская впадина.
Атлантический океан меньше Тихого, он имеет вытянутую форму и славится очень высокими волнами.
Индийский океан намного теплее других, даже в его самой северной части.
Северный Ледовитый океан находится на северном полюсе, большая его часть покрыта толстым слоем льда и снега.
Южным океаном называют воды, омывающие Антарктиду.

Роль океанов в окружающем мире.

Все пять океанов вместе образуют один мировой океан.  Это огромное пространство для жизни водоплавающих животных. Вода с поверхности океана испаряется и приносит нам дожди, совершая круговорот воды в природе.

Надеемся, что данная статья будет полезной Вам и Вашему ребенку при выполнении домашнего задания во 2 классе, по предмету “Окружающий мир”, теме “Материки и океаны”.

Урок «Путешествие по материкам. Материки, их названия, расположение на глобусе и карте. Особенности природы и жизни людей на разных материках»

Оцените статью
Добавить комментарий