По данным ВЦИОМа, почти половина россиян недовольны школьным образованием.
Например, в числе проблем, с которыми сталкиваются учителя, опрошенные называли маленькую зарплату, неуважение со стороны учеников и родителей и бюрократизацию. Мы изучили статистику и узнали, как в стране обстоят дела со школьным образованием, что о нем думают граждане и власть.
- Сколько вообще в России школ и школьников
- Как родители относятся к качеству образования
- Как государство оценивает уровень школьного образования
- Сколько в стране студентов
- Как поступают и на кого учатся
- Сколько человек учится за счет бюджета
- Сколько студентов трудоустраивается после учебы
- Как российские вузы оценивают в мире
- Статистика дошкольного образования
- Количество школ и школьников в России
- Количество заведений среднего профессионального образования
- Сколько заведений высшего образования в стране
- Динамика, темпы роста и падения отрасли
- Прогноз на будущее
- FAQ
- Резюме
- Счетная палата сообщила о резком сокращении числа школ в России
- Система образования
- Какие они
- Где получают дополнительные знания
- Перспективы
- Немного истории
- Как изменилась ситуация в современной России
- Существует ли проблема нехватки мест
- Справка
- Развитие в России
- Round University Ranking
- Реформы
- Лучший в России
- За рубежом
- США
Сколько вообще в России школ и школьников
По данным на сентябрь 2020 года, в России работало 40,3 тысячи школ. Большая часть из них — 97% — это государственные и муниципальные учреждения. Остальные — частные. Почти половина всех школ расположена в сельской местности.
За последние 20 лет школ в России стало меньше почти в полтора раза: в 2000 году их было около 69 тысяч. Но, возможно, на снижение в том числе повлияло укрупнение образовательных учреждений — когда, например, две школы юридически становятся одной, а по факту продолжают работать в разных зданиях.
При этом количество школьников снизилось всего на 17%: если в 2000 году в стране насчитывалось 20,5 млн учеников, то в 2020 году — 17 млн. Сегодня в типичном школьном классе учится 20 человек. Это средний показатель по Европе: примерно школьников в одном классе в среднем насчитывается в Великобритании, Германии и Италии.
Сейчас примерно каждый третий выпускник покидает школу, проучившись только девять лет и получив на руки аттестат об общем среднем образовании. В 2020 году после девятого класса ушло 687,8 тысячи человек, а после одиннадцатого — 1,5 млн.
Как родители относятся к качеству образования
С 2015 года Росстат раз в два года проводит масштабное исследование, в котором изучает отношение россиян к качеству и доступности государственных услуг — в сфере медицины, помощи в занятости, соцзащиты. В числе прочего статистики изучают и отношение россиян к школам: спрашивают, как организован учебный процесс, воспитательная работа, граждане и что они думают о качестве обучения.
За последние годы такое исследование проводили трижды — в 2015, 2017 и 2019 годах. В целом ситуация не изменилась. Если шесть лет назад удовлетворены школой, в которой учатся их дети, были 86,1% опрошенных Росстатом, то к 2019 году — 88,8%.
Похожий опрос в 2021 году проводил ВЦИОМ. Правда, социологи интересовались у россиян, как те оценивают систему образования в стране в целом — не только школьного, но и профессионального. Довольны были всего около трети опрошенных: 27% оценили российское образование как «хорошее», а 4% — как «отличное».
При этом, если верить другому опросу ВЦИОМа, большинство россиян считают, что качество образования ребенка напрямую зависит от материального благополучия семьи: об этом говорят 53% респондентов. На втором месте — желание самого человека учиться: так считают 48% опрошенных. Кроме того, среди причин, которые влияют на успехи ученика, опрошенные называли способности ребенка, стремление родителей дать ему новые знания, а также их уровень образования.
Как государство оценивает уровень школьного образования
Свой рейтинг регионов по качеству школьного образования составляет и государство. Ежегодно Рособрнадзор смотрит, как ученики сдают ЕГЭ и ОГЭ, насколько активно используют лабораторное оборудование и компьютеры на уроках и экзаменах, на статистику поступления в высшие и средние профессиональные учебные заведения, а также насколько эффективно работают профильные чиновники. После этого каждому региону присваивают итоговый балл.
В 2021 году первое место в рейтинге занял Санкт-Петербург с показателем 92,1 балла. На втором месте — Москва: 92 балла. На третьем — Ленинградская область: 77,1 балла.
На последних строчках списка расположились республики Северного Кавказа: Ингушетия — 7,8 балла, Дагестан — 10,6 балла, Чечня — 13,7 балла.
Кроме того, Россия уже более двадцати лет участвует в международных рейтингах образования. Как они устроены, мы рассказывали в одном из материалов. Так, в исследовании PISA 2018 года Россия заняла 30-е место из 80 по математике и чтению. Но, как правило, в естественно-научных предметах российские школьники показывают себя лучше, чем в математических. В рейтинге TIMSS россияне заняли пятое место по естествознанию и шестое — по математике. В исследовании уровня компьютерной грамотности ICILS наши школьники на втором месте.
Исследователи ВШЭ считают, что однозначно такие результаты трактовать нельзя. Например, ученики младших классов из России часто становятся лидерами по читательской грамотности, но школьникам трудно применять академические знания на практике.
говорить о том, как на фоне других стран выглядит вся российская система образования, то отечественные учебные заведения далеко не в лидерах. Так, по оценке института статистики Юнеско, Россия в 2019 году занимала 52-е место из 193 в международном рейтинге Education Index.
По опросам ВЦИОМа, 45% россиян считают, что значимость высшего образования часто преувеличена.
Для сравнения: в 2018 году так считали 56% опрошенных. Мы изучили статистику и узнали, какие профессии и какие вузы выбирают российские абитуриенты и помогает ли высшее образование найти работу.
Сколько в стране студентов
По данным мониторинга Российского технологического университета (МИРЭА), в 2022 году высшее образование в России получали 4 млн человек. При этом с каждым годом студентов становится меньше: по статистике ВШЭ, за последние 15 лет их количество снизилось на 59% — с 7 млн человек в 2006 году до 4 млн в 2022.
, по данным Высшей школы экономики, сегодня на 1000 россиян в возрасте от 25 до 64 лет приходится 304 человека с высшим образованием. Это чуть больше 26 млн человек.
Больше всего студентов учится в Москве: здесь высшее образование получают 759 тысяч человек. На втором месте — Санкт-Петербург: 316 тысяч человек. Третий по популярности регион для получения высшего образования — Татарстан: 141 тысяча студентов.
посмотреть на относительные значения, то самым студенческим регионом окажется тоже Москва: 60 учащихся на 1000 человек. На втором месте Санкт-Петербург с показателем 59 студентов на 1000 жителей. На третьем — Томская область: 56 студентов.
Самое крупное учебное заведение в стране по новому приему — Высшая школа экономики, туда в 2022 году зачислено 6664 первокурсника. На втором месте — Российский технологический университет (МИРЭА): 6622 человек. На третьем — Уральский федеральный университет имени Ельцина: 6194 человек.
Как поступают и на кого учатся
Несмотря на то, что в Москве учится больше всего студентов, в столичные вузы поступить сложнее всего. По данным ВШЭ, самый труднодоступный университет — это Московский физико-технический институт: средний балл по ЕГЭ у абитуриентов 2022 года составлял 97,1. Другие вузы с высоким конкурсом — ВШЭ, МГИМО, ИТМО и РАНХиГС, где средний балл составляет от 93 до 95. Для сравнения: средний балл ЕГЭ, с которым россияне поступают в высшие учебные заведения страны, равен 68,6.
Все специальности Министерство образования и науки группирует в академические направления. Самое многочисленное по количеству учащихся направление — «инженерное дело, технологии и технические науки»: 868 тысяч человек, треть всех российских студентов. Следом идут науки об обществе — правоведение, социология, история, философия: по этому направлению получают образование 764 тысяч студентов. На третьем месте — медицинские науки: 322 тысячи человек.
Что касается конкретных специальностей, то, по данным Министерства образования и науки, популярнее всего «юриспруденция». Всего на юристов учатся 332 тысячи человек. На втором месте — «экономика»: 274 тысячи человек. Третья по популярности специальность — «менеджмент»: 179 тысяч человек.
Сколько человек учится за счет бюджета
По данным мониторинга МИРЭА, почти половина всех российских студентов — 1,9 млн человек — учатся на бюджете. Около 1% из них поступили в вузы без конкурса, благодаря олимпиадам. Самый популярный университет у таких абитуриентов — Высшая школа экономики. Так, в 2022 году сюда поступили 1074 олимпиадников. Для сравнения: в МГУ без конкурса поступили 491 человек, в МФТИ — 471, а в СПбГУ — 333.
При этом больше всего бюджетных мест — на медицинских специальностях. Так, из полумиллиона абитуриентов, которые поступили в вузы в 2022 году, 31,6 тысячи человек стали студентами-медиками. На втором месте — направление «педагогическое образование»: 29,5 тысячи человек. На третьем — «информатика и вычислительная техника»: 27,1 тысячи человек. Для сравнения: гуманитарные направления «культурология», «теория искусств» и «издательское дело» приняли в 2022 году на бюджет всего от 85 до 213 человек.
По словам бывшего ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова, государство выделяет слишком мало бюджетных мест на популярные и востребованные направления. В результате абитуриентам сложно поступить даже на платные места — из-за большого конкурса. Так, в 2022 году на направление «востоковедение и африканистика» на бюджет в вузы страны зачислили всего 591 человека. Также существуют специальности, платный набор на которые в три-четыре раза превышает бюджетный. К ним относятся «юриспруденция» и «экономика». Здесь, как правило, разрыв между платниками и бюджетниками составляет 15—20 баллов ЕГЭ.
Сколько студентов трудоустраивается после учебы
Если верить последней переписи, треть россиян, которые официально трудоустроены, имеют высшее образование. Большая часть занятых жителей России — выпускники техникумов и колледжей: 46% всех трудоустроенных россиян имеют дипломы средних специальных учебных заведений. Еще 14% работающих людей окончили 11 классов, а 5% — только 9 классов.
Тем не менее у человека с дипломом вуза шанс найти работу выше: из общего числа безработных только пятая часть — люди с высшим образованием. Более того, в большинстве случаев выпускники вузов устраиваются по профилю. По данным одного из исследований ВШЭ, 69% выпускников 2016—2018 годов на вопрос «Работаете ли вы по специальности?» ответили утвердительно.
Чаще всего работают по диплому выпускники-медики: в 2016—2018 годах таких было 96,6%. На втором месте — люди с педагогическим образованием: 80%. На третьем — специалисты в области искусства и культуры: 79,6%. Реже всего трудоустраиваются по специальности выпускники, которые получали образование в сфере сельского хозяйства: 44,3%.
Хуже всего дела с поиском работы обстоят у выпускников факультетов гуманитарных наук и сельского хозяйства. Уровень безработицы среди них достигает 12—13%. Следом за ними идут специалисты с дипломами по математическим наукам и инженерному делу: 10—11%.
Как российские вузы оценивают в мире
На международном уровне отечественная система образования — не только высшего — оценивается невысоко. Например, Россия заняла 52-е место из 139 в международном рейтинге Education Index, который составляется по данным Института статистики Юнеско.
В то же время в мировом рейтинге THE World University Rankings, который оценивает крупные высшие учебные заведения, МГУ занял в 2023 году 163-е место. В топ-350 рейтинга также вошли МФТИ и СПбГУ.
Выпускники российских вузов имеют возможность легализовать свои дипломы за рубежом, благодаря чему они могут искать там работу. Сделать это можно в странах, с которыми Россия заключила международные соглашения о взаимном признании документов. В их числе страны СНГ, Ближнего Востока, Азии и некоторые члены ЕС. Например, такие соглашения заключены с Беларусью, Ираном, Кипром, Китаем, Венгрией, Чехией.
Некоторые российские университеты также имеют образовательные программы двух дипломов, где студенты получают образование одновременно в российском и зарубежном вузе. Подобные программы, в частности, есть в МГУ, МФТИ, СПбГУ, РУДН, КФУ. А выпускникам ВШЭ выдают европейское приложение к диплому, фактически легализуя его для западных стран.
Детальный анализ статистики по образованию помогает не только отследить уровень образования в России и его динамику, но также увидеть тренд, по которому правительство это образование двигает. Например, вот – сводная статистика за последние 20 лет:
Год 2000 2010 2019
Расходы государства на образование в % от внутреннего валового продукта страны 2,9 4,1 3,7
Количество воспитанников в организациях дошкольного образования, тыс. 4263,0 5388,0 7606,7
Количество школьников по всем программам образования, тыс. 20550,2 13642,4 16565,6
План приема на среднее проф. образование, всего, тыс. 1712 1314 1042
Численность студентов, обучающихся в ВУЗах, тыс. 4741 7050 4068
Здесь видно, что расходы на образование за последние 20 лет заметно выросли, как и количество дошкольников (на 80%), а вот количество школьников, как и студентов, в среднем упало на 20%. Кроме того, система образования отодвигает квалифицированных рабочих на второй план, делая ставку на специалистов среднего звена: первых стали набирать в 4 раза меньше, план приема для вторых не изменился.
Ниже мы детально разберем уровень развития образования, данные будем брать из Российского Статистического Ежегодника 2020 года (в нем – самые свежие на 2021 год данные).
Статистика дошкольного образования
Состояние и уровень начального образования можно увидеть в таблице численности дошкольников:
2010 5 388,0 4 280,6 1 107,3 553
2011 5 661,1 4 502,4 1 158,8 570
2012 5 982,9 4 750,6 1 232,2 592
2013 6 347,3 5 037,1 1 310,2 600
2014 6 813,6 5 415,6 1 398,0 612
2015 7 151,6 5 693,8 1 457,7 626
2016 7 342,9 5 856,3 1 486,6 635
2017 7 477,9 5 976,5 1 501,5 633
2018 7 582,4 6 083,6 1 498,9 639
2019 7 606,7 6 128,5 1 478,2 665
На графике общая численность выглядит так:
При этом мест становится больше, но всем мест не хватает, и эта проблема известна уже давно – на 1 ребенка приходится 0.5-0.6 мест в учреждениях дошкольного образования.
Количество школ и школьников в России
Как ни странно, количество школ в ежегодник не попало. Находим его в другом источнике (правда, самые свежие данные – за 2018 год), и видим следующее:
Теперь сравниваем с количеством учеников:
Получается, что количество лицеев, как и обычных школ, падает, при этом количество учеников любой ступени общего образования тоже падает, но – куда меньшими темпами. Вот с какой скоростью падает количество школ:
Количество заведений среднего профессионального образования
Теперь рассмотрим уровень среднего образования. Рассматривать количество ПТУ, количество институтов среднего образования и количество преподавателей в этих организациях мы будем на основании данных 2005-2018 годов, потому что более свежих данных нет:
Интересно, что за этот период количество организаций сократилось примерно на 60%, а вот количество преподавателей – меньше чем на 10%.
Что касается учеников в организациях среднего специального образования, числа – следующие:
Количество учеников, обучающихся на среднем специальном образовании, из года в год растет, но – за счет будущих специалистов среднего звена. Количество ежегодно выпускаемых квалифицированных работников из года в год практически не меняется. Вот как это выглядит на графике (красный – специалисты среднего звена, зеленый – квалифицированные работники):
Сколько заведений высшего образования в стране
Итак, переходим к высшему образованию. Количество ВУЗов и преподавателей в них:
Количество студентов за последние 10 лет:
На графике это выглядит так (красный – всего, зеленый – очная, синий – очно-заочная, желтый – заочная):
За десять лет количество студентов значительно упало, в основном – за счет заочников. Естественно, место России по уровню образования падает вместе с красной линией на графике выше.
По выпуску бакалавров, специалистов и магистров, тысяч человек:
Динамика, темпы роста и падения отрасли
Если вам интересно, на каком месте Россия находится по уровню образования, то отвечаем: на 33-м, ее обгоняют Греция, Сингапур и Беларусь, следом за Россией идут Лихтенштейн, Словакия и Испания. Рейтинг стран составляется на основании совокупного индекса, 2/3 которого составляет индекс грамотности взрослого населения, 1/3 – индекс отношения совокупной доли учащихся (дошкольное, школьное, профессионально-техническое и высшее образование) к населению.
Россия в этом мировом рейтинге постепенно опускается вниз, уровень образования в России в мире сейчас не очень ценится (как и дипломы), поскольку в последнее десятилетие заметен устойчивый тренд как на уменьшение количества учащихся (особенно это касается среднего специального и высшего образования), так и на ухудшение качества образования. Причина ухудшения качества образования – уменьшение количества преподавателей. Ввиду закрытия школ, профессионально-технических училищ и высших учебных заведений преподавателям приходится или уходить в репетиторы, или вообще менять род деятельности.
Следовательно, «мозги» и опыт из преподавательской сферы перетекают в другие сферы деятельности, что негативно сказывается на уровне образования в целом.
Прогноз на будущее
На данный момент прогноз на ближайшие годы – не очень хороший, это связано как с уменьшением количества школ/лицеев/профессионально-технических училищ/высших учебных заведений, так и с демографическим кризисом. Предполагается, что количество учебных заведений будет падать вместе с количеством преподавательского состава, пока не достигнет равновесной точки, коррелирующей с текущей демографической ситуацией. Естественно, это негативно скажется как на качестве образования, так и на позиции России в мировом рейтинге образования.
FAQ
- Когда будут доступны данные за 2020 год? Статистические данные по уровню образования, как и многие другие статистические данные, публикуются с задержкой, иногда – на год или два. Это не в последнюю очередь связано с размерами страны – в каждом регионе есть свое, локальное, отделение Федеральной Службы Статистики, и пока все эти локальные отделения не соберут данные и не пошлют их в центральный офис, общей статистики не будет. Есть и еще один нюанс: ежегодник, в котором эта информацию публикуется, выходит 1 раз в 2 года, и данные в нем «запаздывают» на год. Самый свежий ежегодник вышел в конце 2020 года, и данные в нем были за 2019 год. Следовательно, следующий ежегодник выйдет в конце 2022 года, и в нем будут данные за 2021 год.
- Что нужно сделать, чтобы уровень образования в России повысился? Сложный вопрос, но первое, что нужно решить – проблему демографического кризиса, иначе учиться будет банально некому. После этого нужно проводить реформы образования, в том числе – повышать «статус» среднего профессионального образования.
Резюме
С образованием в России определенно есть проблемы: количество школ, профессионально-технических училищ и высших учебных заведений уменьшается, вместе с ним уменьшается и количество преподавателей. Все это понижает позиции России в рейтинге мирового образования. Единственная сфера, где нет просадки – дошкольное образование, но и тут есть проблема – мест для детей не хватает, в любой садик есть конкурс. Судя по статистике, все эти тренды будут продолжаться, какой-либо предрасположенности к улучшению ситуации на данный момент нет.
Общество
28 июн 2019, 19:30
Счетная палата сообщила о резком сокращении числа школ в России
По данным ведомства, за годы оптимизации системы образования число сельских школ в России сократилось почти вдвое, а городских — на четверть
России грозит дефицит мест в школах, предупреждает Счетная палата (СП). Сейчас в школах России учится 16 млн детей и подростков, однако уже в ближайшие годы численность учащихся должна резко вырасти, сообщает пресс-служба ведомства со ссылкой на аудитора Счетной палаты Светлану Орлову.
«К 2024 году численность школьников составит почти 20 млн и система общего образования должна отвечать этому вызову», — заявила Орлова, выступая в Госдуме.
Аудитор отметила, что в предыдущие годы численность школ и детских садов в России значительно сократилась. «Результатом проведенной оптимизации стало сокращение с 2001 года числа детских садов с 51 до 48 тыс., сельских школ — с 46 до 24 тыс., городских — с 23 до 18 тыс. единиц», — пояснила она.
В результате, по словам Орловой, уже сейчас примерно 13% всех школьников вынуждены заниматься во вторую и третью смены. По данным Росстата, в прошлом учебном году во вторую и третью смены занимались 1,2 млн учащихся 1–4-х классов (17,4% от их общей численности), 782 тыс. учащихся 5–9-х классов (10,7%) и около 10 тыс. старшеклассников (0,7%).
Общее число школ в стране Росстат по итогам 2018 года оценивает в 41 349 единиц, что на 1,5% меньше, чем было годом ранее. При этом число школьников за тот же год выросло на 2,7%, с 15,7 млн до 16,1 млн.
Орлова также указала на недостаток внимания к внедрению в образовании новых форматов. По ее словам, электронное обучение сейчас доступно лишь 15% российских школьников, с применением дистанционных технологий учатся только 2,5% детей, при этом почти в 400 сельских школах отсутствует доступ в интернет, в половине оставшихся скорость подключения остается крайне низкой.
«Обеспечение скорости доступа в интернет для школ запланировано нацпрограммой «Цифровая экономика» только к концу 2024 года. При этом средства на создание сетей передачи данных внутри зданий не предусмотрены. Нельзя допустить, когда быстрый интернет есть, но воспользоваться им в школьном кабинете невозможно», — заключила Орлова.
Для более 16 млн российских детей открыты двери 41,3 тыс. общеобразовательных школ. Около 20 тыс. дополнительных организаций посещают почти 13,5 млн учеников
Роль, которую сыграла в жизни всякого состоявшегося человека эти 10 или 11 лет, кто-то совсем не ценит и не понимает до конца. Мы приходим в первый класс малышами. Хорошо ли, плохо ли учимся, а все равно заканчиваем ее личностями, чтобы начать собственный путь в большую жизнь. В новый 2018/19 учебный год открыли двери 41,3 тыс. школ в России для более 16 млн детей.
Система образования
Охват населения школами продолжался до 1950 гг., когда их число достигло 131,3 тыс. С 1960-х количество заведений общего среднего образования пошло на спад, который продолжается до сих пор. А сегодняшние 41,3 тыс. – это втрое меньше, чем было в 1960 г., и в 1,7 раза – по сравнению с 1990 г.
Почему? Основных причин называют две:
«Результатом проведенной оптимизации стало сокращение с 2001 года числа детских садов с 51 до 48 тыс., сельских школ — с 46 до 24 тыс., городских — с 23 до 18 тыс. единиц» (С. Орлова, аудитор Счетной палаты).
В то время, когда учащихся становится все больше – за последние десять лет их численность выросла с 13,8 млн в 2008 г. до 16,1 млн в 2018 г., или на 17%, образовательных учреждений за этот период стало на 26% меньше (с 55,8 тыс. в 2008 г. до 41,3 тыс. в 2018 г.).
Как Вы считаете, в России достаточно школ?
Новая сельская школа на 100 мест открылась в Ненецком автономном округеВ Брянской области открыта детская школа хореографического искусстваСельская школа на 100 мест открыта в Бурятии
Семи-, девяти- и десятилетки, школы 1 и 2 ступеней из далеких лет давно остались в прошлом. С 2001 года введена одиннадцатилетняя программа, объединенная в три ступени обучения:
- начальное;
- основное;
- среднее (полное).
Каждая из них, согласно федеральному закону № 273-ФЗ (ч. 5, ст. 66), обязательна для всех граждан РФ. Но последнюю можно освоить в ссузах, поступив туда после 9 класса. Правда, согласно Конституции РФ, достаточно получить основное образование.
Какие они
У этих заведений закреплены на законодательном уровне статусы:
- средние – обеспечивающие общее образование по стандартному курсу;
- лицеи и гимназии – учреждения, где отдельные дисциплины преподаются по углубленным программам, чтобы подготовить детей к поступлению в определенные вузы.
- закрытые частные– категория не для каждого, так как за учебу здесь приходится платить и немало. В России их 851, а это 2% от общего количества.
Более половины из 41,3 тыс., или 57%, находятся на селе.
Таблица 1. Организации общего образования в 2018/19 уч. г. (на начало учебного года)
По данным Минпросвещения России деятельность более 14 тыс. организаций по обучению детей отличается некоторыми особенностями:
- имеет отдельные классы для ребят с проблемами здоровья – 3 765;
- является интернатом или имеет его – 1 452 и 1 143 соответственно;
- отдельная организация для обучающихся с ОВЗ – 1 646.
Из более 1,6 тыс. учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья в 2018 году:
- 126 – для глухих;
- 148 – слабослышащих и позднооглохших;
- 78 – слепых;
- 127 – слабовидящих;
- 135 – для детей с тяжелыми нарушениями речи;
- 113 – опорно-двигательного аппарата;
- 239 – с задержкой психического развития;
- 99 – расстройствами аутистического спектра;
- 187 – со сложными дефектами и др.
Что касается материально-технической базы школ, по информации Минобрнауки:
- в 16,6 тыс. имеются актовые, а в 25,5 тыс. – спортивные залы;
- 28,4 тыс. снабжены столовой или залом для приема пищи;
- 20,1 тыс. имеют собственные мастерские для трудового обучения;
- 17,8 тыс. располагают медицинскими, а 7 тыс. – логопедическими пунктами или кабинетами;
- всего в 2 тыс. учреждений есть кабинет учителя-дефектолога.
Более 8 тыс. школьных зданий, практически каждое десятое, требуют капитального ремонта, а 0,6 тыс., или 0,8% от общего числа, находятся в аварийном состоянии.
Где получают дополнительные знания
Предполагается, что с класса 8-9 школьник должен решить для себя, кем станет в будущем и куда намерен поступать после окончания школы. Мотивировать ребенка к получению образования, а часто даже помочь определиться с будущей профессией призваны специальные учреждения, которые в РФ имеются в ведении Министерств: просвещения, спорта и культуры.
Таблица 2. Организации дополнительного образования для детей, 2017
Дополнительным обучением охвачено более 13,5 млн школьников. Возможность заниматься интересующим их делом предоставляли им в 2017 г. почти 20 тыс. организаций.
Перспективы
Ежегодно в стране вводятся в действие учреждения общего образования. За последние три года появилось более 300 тыс. ученических мест.
Кроме того, Министр просвещения РФ О. Васильева сообщила, что еще 100 школ будет построено до конца 2019 года, а к 2024 г. – предоставлено 240 тыс. школьных мест.
«На создание новых мест, приведение школ в порядок, ликвидацию третьей смены и строительство в сельской местности в бюджете с 2016 по 2021 год на условиях софинансирования регионам предусмотрено около 200 млрд руб. За счёт этих средств создано свыше 155 тыс. мест» (Д. Медведев, gazeta-pedagogov.ru)
А сколько их будет закрыто? Кажется, этот процесс идет скорей, так как налицо уменьшение количества.
О строительстве новых школ в 2019 году в видеосюжете первого областного канала 1obl.ru:
На начало 2020 г. местами в детских садах было обеспечено 7,6 млн детей. Для этого работали 47,1 тыс. дошкольных образовательных учреждений, что соответствует уровню 1960 г. Несмотря на цели улучшить демографическую ситуацию в стране, с 2014 г. наметилась тенденция на уменьшение ДОУ.
Образовательные учреждения для дошкольников – это первый этап погружения ребенка в социальную жизнь, а также серьезная помощь в воспитании маленьких детей для работающих мам и пап. Однако проблема недостатка в России детских садов нередко становится предметом дискуссии как во властных структурах, так и на родительских форумах.
Тем не менее, официальная статистика утверждает: практически все дети до 7 лет обеспечены местами в образовательных организациях. Так ли это, и как менялось их количество в разное время?
Немного истории
Как и многие идеи, касающиеся образования, концепция детского сада пришла в нашу страну из Европы: первые учреждения для подготовки маленьких детей к школе появились в начале 19 в. в Германии.
Создатель школы для дошкольников Фридрих Фребель считал, что дети, подобно растениям, нуждаются в уходе и воспитании в соответствии с их внутренней природой. Именно поэтому он назвал свое творение «kindergarten» ‒ «детский сад».
В России аналогичное заведение было открыто в Петербурге в 1868 г. супругой известного педагога и доктора филологических наук Карла Люгебиля.
Постепенно сады стали появляться в разных точках империи, учреждения принадлежали частным лицам или благотворительным фондам, большинство из них были платными. Часть была построена для детей российской интеллигенции, а другая – для малообеспеченных семей и сирот. Заведения получали крайне неоднозначные отклики от педагогов и врачей, которые не были уверены в пользе дошкольного образования для развития и здоровья детей.
Массовый характер строительство садов получило только в советский период. После Октябрьской революции, когда советы стали активно призывать женщин к труду, остро встал вопрос досуга младенцев и детей до 6 лет, а также необходимость идеологического воспитания. Декларация, гарантировавшая бесплатное дошкольное образование, была принята в 1917 г., а массовое открытие ведомственных садов началось уже в 30 годах 20 в.
В конце 1990 г. в 88,7 тыс. детских садов обучалось более 9 млн воспитанников.
Как изменилась ситуация в современной России
После распада СССР в стране наступил социально-экономический кризис, оказавшийся катастрофой для демографии. Серьезно снизилось число детей, посещающих муниципальные дошкольные образовательные учреждения (МДОУ), а здания начали использоваться не по целевому назначению – многие помещения незаконно сдавали в аренду или передавали в безвозмездное пользование. Так, к 2005 г. количество детских садов сократилось до 46,5 тыс., в течение 15 лет эти показатели упали на 47,6%.
Рассмотрим, как менялось положение дел с 2010-2019 гг. на основании данных, опубликованных Росстатом (сведения о количестве дошкольных учреждений в 2020 г. будут подсчитаны только в апреле 2021 г.).
Если по гистограмме понятно, что с 2014 г. количество образовательных учреждений постоянно уменьшается, то совсем иная картина с числом воспитанников.
Здесь, напротив, можно отследить стабильный рост с тенденцией к замедлению: за 8 лет показатель вырос на 41,2%.
Согласно последним данным, опубликованным на официальном сайте Росстата, в России 7,6 млн воспитанников, которые обучаются в 47,1 тыс. детских садов, включая здания на ремонте и в аварийном состоянии.
Считаются только организации, имеющие лицензию на ведение образовательной деятельности. В общем зачете всего 1,05 тыс. частных садов, или 2,2% от общего количества всех организаций. Платными услугами пользуется только 1,4% от числа учтенных воспитанников.
Интересная статистика! Ежемесячно в России рождается в среднем 133 тыс. детей, за последние 10 лет количество детей достигло максимума – на 2019 г. их было 27,4 млн.
Существует ли проблема нехватки мест
Доступность образования для детей от 3 до 7 лет в 2019 г. Минобр оценивает в 99,08%, причем стопроцентный показатель достигнут в 73 регионах России, а в 7 он составляет 95-99%.
Многие не согласятся с опубликованной статистикой. Жители большинства российских городов, включая Москву, до сих пор сталкиваются с очередями в детсады – иногда зачисления приходится ждать годами.
Это подтверждает и исследование государственной политики в сфере дошкольного образования, проведенное Высшей Школой Экономики (ВШЭ). Согласно опубликованным данным, дефицит мест в садиках в среднем достигает 469 тыс. Другая проблема – нерациональное финансирование. Пока в городах не хватает мест практически полумиллиону малышей, в сельской местности садики пустуют – недобор в общем по стране составляет 147 тыс. воспитанников.
Сложная ситуация в некоторых регионах. Например, в Северо-Кавказском ФО, где в среднем на 100 мест приходится 125 претендентов. Среди лидеров этого антирейтинга – Чеченская республика, Адыгея и Тыва.
Наиболее остро стоит вопрос нехватки ясель. По статистике, на 1 000 детей в возрасте от 1,5 до 3 лет приходится только 422 места в садах. Наверстать отставание в 2020 г. Счетной палате лично поручал президент Владимир Путин. В рамках нацпроекта «Демография» на строительство новых учреждений заложено около 36,1 млн руб. ежегодно в 2019–2021 гг. Однако из-за начавшейся пандемии коронавируса планы пришлось отложить.
По версии Businesstat, проблема может разрешиться сама собой: по прогнозам, количество учеников дошкольных учреждений в 2020-2024 гг. будет сокращаться на 4,2-6,3%. Это связано с уменьшением рождаемости в прошлые годы, а также ближайшем будущем. Таким образом, к 2024 г. детсады будет посещать всего 5,9 млн детей.
Предложения частных детских садов пока не могут закрыть растущую потребность. Подавляющее большинство предпринимателей сталкивается с бюрократическими трудностями, связанными с получением лицензии. Те, кому удалось достать разрешение, вынуждены соблюдать ужесточившиеся требования Роспотребнадзора и решать проблемы финансирования из бюджета.
Есть и другие сложности, связанные с работой МДОУ. Например, постоянная текучка кадров из-за низких зарплат и тяжелых условий труда. Аналогично обстоят дела с медицинским сопровождением – группам попросту не хватает врачей.
Ясно, что ситуация с детскими садами негативно влияет на демографическую обстановку. Однако как власти будут решать проблемы в сложившихся условиях, пока предугадать невозможно.
Скоро 265 лет с момента создания в Российской Империи первого университета. Сегодня в нашем отечестве 741 ВУЗ. К сожалению, дипломы, получаемые их студентами после окончания, в отличие от европейских или американских, в мире не котируются
Высшее образование довольно важно и часто даже обязательно. И с этим утверждением вряд ли кто поспорит. О чрезвычайно высоком уровне образованности наших соотечественников говорит и статистика. Как показала микроперепись населения 2015 г., из каждой тысячи человек 25-64 лет 304 имеют дипломы вуза, а то и не одного, а среди молодежи (25-34 г.) таких уже 40,3%. В современной системе высшего образования России 496 государственных и 245 негосударственных учебных заведений.
Содержание1 Справка2 Развитие в России2.1 Round University Ranking2.2 Реформы2.3 Лучший в России3 За рубежом3.1 США
Справка
Традиционно в мире к вузам относят:
- университеты – предлагают программы обучения не менее чем по семи специальностям. В стране существует 8 федеральных, а значит, главных по округам, университетов. Всего три десятка имеют статус НИУ (национальные исследовательские). Они осуществляют научную и образовательную деятельность. Каждый год число НИУ может меняться;
- академии – специализируются только на одном направлении – государственная служба, здравоохранение, культура и т.п.;
- институты – работают часто в рамках одной специальности – педагогика, технологии и др.
Развитие в России
В 2020 г. Российская Федерация будет отмечать 265 лет с того дня, как императрица Елизавета Петровна подписала Декрет о создании в Империи университета. В 2019 г. вузов в России насчитывается уже 741.
С развалом СССР и возникновением новой России в стране наметился рост числа образовательных учреждений. Тенденция коснулась и высшей школы. Получил развитие частный сектор.
Правда, на качестве образования этот процесс сказался не лучшим образом.
Советская молодежь, по оценке ООН, входила в тройку самых образованных поколений своего времени. Подобными достижениями сегодня Россия похвастать не может. Каждый из нас на практике не раз убеждался, что людей, имеющих документы специалиста, и при этом не слишком грамотных и умных, предостаточно. Да и ООН отводит нашей стране теперь только 41-е место. А российские вузы не попадают в сотню лучших.
Round University Ranking
Обратимся к результатам Мирового рейтинга университетов RUR-2019. Ранжировано 820 высших учебных заведений из 74 стран. Самое высокое место из российских – традиционно у МГУ – 115-е.
Таблица 1. ТОП-10 вузов России, вошедших в рейтинг RUR
По количеству заведений-участников RUR Россия занимает второе место. Первое у Штатов.
Реформы
Из первой сотни рейтинга МГУ «вылетел» в 2012 г. Он занимал 33 строку.
«Проблема в том, что начиная с 1991 г. примерно по 2010 г. у нас количество вузов и филиалов в стране выросло ровно в два раза. И значительная часть из них, надо это признать и сказать по-честному, превратилась не в вузы, а в лаборатории по штамповке «корочек» (В.В. Путин)
Тогда же в стране началась «зачистка» вузов. Необходимость ее вызвана несколькими причинами:
- демографическими – более чем в 1,5 раза сократилось количество студентов из-за низкой рождаемости в 90-х;
- низкий уровень образования – большинство из отечественных вузов, по словам Фурсенко, не соответствует современным стандартам образования;
- содержание заведений требует немалого финансирования – по оценке «Эксперт РА» средний объем затрат на одного студента в лучших университетах страны – 640 тыс. руб. в год (от 315,5 тыс. руб. до 1 100 тыс. руб.);
- слишком много людей с высшим образованием – на 70 человек с ним приходится только 30 со средним, а потребность рынка — 20 на 80. По словам ППП РФ в УФО И. Холманского, «высшее образование — благо, но нам нужны люди рабочих специальностей».
Первые 132 вузов признаны неэффективными уже в 2013 г. А за три года реформ их число и филиалов сократилось почти наполовину — на 1097 организаций. Из 741 заведений 245, или 33,1%, частные. Среди 1134, начавших 2008/09 учебный год – максимальное количество за всю историю РФ – 58,2% были государственными.
Как Вы думаете вузы в России должны быть государственными или частными?
Лучший в России
Им безусловно признается МГУ. Университет – крупнейший в стране, ведущий научно-исследовательский центр. Это шесть филиалов, 39 факультетов, 87 специальностей, почти 40 тыс. студентов, собственные стандарты обучения, на уровень выше государственных. Студенты и преподаватели ВУЗА (11 человек) становились лауреатами Нобелевской премии. На долю бывших учащихся приходится 12% открытий от всех зарегистрированных в СССР.
За рубежом
Молодежь стремится получить образование за границей. Желающих год от года все больше. По информации «Независимой» газеты численность студентов из России близка к 60 тыс. человек. Еще в 90-е за рубежом их училось в четыре раза меньше. Германия – основная страна, в которую по программам высшего и послевузовского образования едут за дипломами наши сограждане.
Германская служба академических обменов (DAAD) называет цифру более высокую – 11,5 тыс. И американский Institute of International Education говорит об 5,4 тыс. человек.
США
Университеты в Штатах не зря признаны в мире самыми престижными. Ведь с их дипломом перед выпускником открыты заманчивые перспективы в любой стране мира. Из 3286 университетов больше половины (57%) частных. Наиболее элитарные – исследовательские, их всего 135. Гарвардский – №1 на планете.
Меньше половины наших выпускников вузов начинают работать по специальности. Как утверждают «Ведомости» со ссылкой на В. Л. Иноземцева, д.э.н., директора Центра исследований постиндустриального общества, в Штатах, например, этот показатель равен 76%. Настанет ли день, когда диплом выпускника МГУ будет котироваться также, как и того, который закончил Гарвард?
О рейтингах вузов ректор МГУ:
КРАСНОГОРСК, 26 августа. /ТАСС/. Порядка 2 млн детей пойдут в первый класс в 2021 году, что на 90 тыс. больше, чем в 2020 году. Это свидетельствует о положительной тенденции к увеличению рождаемости, заявила в четверг вице-премьер России Татьяна Голикова.
“Хочу сказать, что 1 сентября 2021 года по всей стране в школы пойдут 17 млн детей, а в первый класс пойдут 2 млн детей, это больше на 90 тысяч, чем в прошлом году”, – сказала она на церемонии единовременной закладки 25 школ.
Она отметила, что Московская область является существенной частью этих цифр. “1 млн учащихся пойдут в школы региона 1 сентября, 115 тыс. – в первый класс. Это больше на 5 тыс., чем в прошлом году. 5 тыс. и 90 тыс. – это очень большая цифра, это в 2,5 раза больше, чем пойдут первоклассников в первый класс в столице. Это свидетельствует о том, что демографические показатели по рождаемости в Московской области имеют тенденцию к увеличению”, – подчеркнула Голикова.
Вице-премьер добавила, что более 200 школ на более чем 140 тыс. мест в 74 регионах страны введены в эксплуатацию в рамках нацпроекта “Образование” на данный момент. “Эта работа будет продолжена, и вы знаете, что в рамках послания президента Владимир Владимирович Путин обозначил задачу увеличения к 2025 году в рамках нацпроекта еще на миллион новых мест в школах. Они будут воссоздаваться за счет разных финансовых механизмов, и я думаю, что всей стране это по силам”, – отметила Голикова.
По ее словам, так же в ближайшее время будет отремонтировано 7,3 тыс. школ – по 1,5 тыс. в год. “Это очень важно, потому что это дает возможность создать в образовательном пространстве новое качество образования в старых школах, вдохнуть новую жизнь в это учебное заведение”, – заключила она.
МОСКВА, 27 марта. /ТАСС/. Число школьников в России в ближайшие годы увеличится до 19 млн, что потребует наращивания инфраструктуры и педагогических кадров. Об этом заявил в пятницу первый заместитель министра просвещения РФ Павел Зенькович.
“У нас растет число школьников. У нас 19 млн школьников будет в ближайшие годы, это потребует не только наращивания инфраструктуры, но и педагогических кадров”, – сказал Зенькович в Совете Федерации на видеоконференции с представителями субъектов РФ по итогам анализа потребностей регионов в подготовке педагогических, медицинских, инженерных кадров.
Он добавил, что сейчас в РФ 1,339 млн педагогов, из них 1,082 млн – учителя. “Всего педагогических работников 2,169 млн”, – уточнил первый заместитель министра просвещения РФ.
В статье приведены погодовые данные о количестве учеников и учителей общеобразовательных школ в России, включая показатели общей численности и соотношение числа учеников с количеством школ и учителей. Данные по численности общеобразовательных школ приведены в отдельной статье.
Соотношение численности учеников с численностью школ (учеников на одну школу) и учителей (учеников на одного учителя) в России за 1914-2018 годы (общий график)