Виды эор сопоставьте значения из двух списков единое окно российская электронная школа универсариум

Библиографическое описание

Сейчас важным направлением улучшения образования является введение в образовательный процесс коммуникационных и информационных технологий.

Каждый год учителя проходят курсы повышения квалификации и совершенствуют свои знания в ИКТ-компетентности.

Для чего же происходит их внедрение?

Постепенно в образовании происходят изменения. Перед образованием сейчас встает следующий вопрос: «Как построить образовательный процесс таким образом, чтобы у учащихся могла сформироваться востребованность к учебно-познавательной деятельности?»

Для того чтобы реализовать данные требования ФГОС ООО, необходимо осуществлять обучение с использованием системно-деятельностного подхода и использовать новые технологии. Они позволяют активировать познавательную активность учащихся, развивать у них способность к самостоятельному обучению, также способствуют выработке навыков работы в коллективе, формируют учебные навыки и учебную мотивацию. А учитель как наставник направляет, и в этом ему могут помочь электронные образовательные ресурсы (ЭОР).

Что называется электронными образовательными ресурсами?

Главная цель, которая стоит перед ЭОР на уроках, — это повысить уровень образовательного процесса. В настоящие время электронные средства обучения — это наглядный вид полученной информации, которая расширяет представление ребенка об окружающем нас мире.

Они дают мотивацию для продолжения самостоятельного изучения тем, а также проходить самопроверку. ЭОР имеют широкие возможности для предоставления более широкого спектра информации, чем при стандартном обучении, и при этом все собрано на одном устройстве.

Использование электронных образовательных ресурсов в учебном процессе является обязательной частью современного учителя.

Какие же цели достигаются при использование ЭОР?

  • Предоставляется учебная информация с помощью мультимедиа-технологий;
  • Обратную связь можно осуществлять при интерактивной кооперации;
  • Осуществление проверки результатов;
  • Информационно-методическое обеспечение проходит автоматически.

Электронными образовательными ресурсами можно пользоваться на каждом этапе урока: объяснение нового материала, повторение, закрепление, контроль ЗУН.

Пользуясь ЭОР можно осуществлять:

— точный и правдивый контроль;

— персонализировать процесс обучения;

— применять для решения разных учебных задач;

— объединять разные методические приемы;

— разнообразить деятельность обучающихся.

На сегодняшний день можно выделить следующие виды электронных образовательных ресурсов:

— цифровые образовательные ресурсы (ЦОР);

— информационные источники сложной структуры (ИИСС);

— инновационные учебно-методические комплексы (ИУМК).

Также ЭОР можно квалифицировать по особым показателям:

— по виду образовательной деятельности;

— по функции ЭОР, выполняемые в образовательном процессе;

— по типу;

— по степени интерактивности.

— по характеру предоставляемой информации;

В свою же очередь каждый из данных типов можно подразделить еще на несколько.

Виды эор сопоставьте значения из двух списков единое окно российская электронная школа универсариум

Рис. Классификация по типу

Виды эор сопоставьте значения из двух списков единое окно российская электронная школа универсариум

Рис. Классификация по функции ЭОР, выполняемым в образовательном процессе

Виды эор сопоставьте значения из двух списков единое окно российская электронная школа универсариум

Рис. Классификация по виду образовательной деятельности;

Виды эор сопоставьте значения из двух списков единое окно российская электронная школа универсариум

Рис. Классификация по характеру предоставляемой информации и по степени интерактивности

Некоторые могут сказать, что наличие ЭОР на уроке может погубить индивидуальность учителя, что уходит творчество из его работы. А кто сказал, что творчество — это только что-то материальное? Учитель продолжает творить, создавая свои собственные ЭОР, а творчество проявляется еще и в правильном внедрении и использовании электронных образовательных ресурсов.

Главной задачей для себя я считаю грамотное использование электронных ресурсов с пользой для образовательного процесса и, соответственно, для ученика тоже.

В конце хотелось сказать, что внедрение электронных ресурсов не будет тормозить, а наоборот, будет его развивать. Если их грамотно встроить в учебный процесс, то они дополнят традиционное обучение, расширят возможности учителя в творчестве, а у учеников повысят потенциал к самостоятельной учебной работе.

Нельзя стоять на месте, нужно совершенствоваться в познании нового, применять полученные знания впоследствии на практике, и тогда можно достигнуть успеха в своей профессиональной деятельности и повысить свой уровень образования.

  • ФГОС ООО
  • ГОСТ Р 52653–2006 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения.
  • ГОСТ Р 52620–2009 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Общее положение.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, образовательная деятельность, ресурс, предоставляемая информация, процесс обучения, учебный процесс.

Классификация электронных образовательных ресурсов

Существует много различных подходов к классификации ЭОР. Универсальную классификацию даже предметных образовательных областей для ЭОР определить однозначно почти невозможно. Это связано, в первую очередь, с многовариативностью тематических направлений, охватываемых различными ЭОР. Если учесть, что классификация должна отражать не только тематику, но и технологию ресурса, то задача становится почти не разрешима в общем случае.

Прежде чем переходить к непосредственной классификации, необходимо выделить основные параметры, характеризующие ЭОР, которые в последствие могли бы лечь в основу критериев классификации. С точки зрения организации учебного процесса основными подобными параметрами являются :

  • тип электронного издания (ресурса);
  • предметная образовательная область;
  • рекомендуемый уровень образования;
  • рекомендуемая форма образовательного процесса;
  • специфика аудитории.

С одной стороны, по выполняемым функциям ЭОР можно отнести к традиционным учебным изданиям и, соответственно, использовать принципы классификации,

используемые для традиционных учебников. С другой стороны, они принадлежат к категории электронных изданий и к ним могут быть применены принципы классификации электронных изданий. С третьей, многие ЭОР представляют собой программные продукты. В силу многообразия ЭОР на практике удобно проводить классификацию по конкретному определяющему признаку, а именно:

  • по типу;
  • по функциональному признаку, определяющему значение и место ЭОР в учебном процессе;
  • по организации текста ресурса;
  • по характеру представляемой информации;
  • по форме изложения;
  • по целевому назначению;
  • по наличию печатного эквивалента;
  • по формату (природе) основной информации;
  • по технологии распространения;
  • по характеру взаимодействия с пользователем.

По типу можно выделить следующие основные группы ЭОР:

  • компьютерный учебник (учебное пособие, текст лекций и т.д.);
  • электронный справочник;
  • компьютерный задачник;
  • компьютерный лабораторный практикум (модели, тренажеры и т.д.);
  • компьютерная тестирующая система.

Компьютерный учебник предназначен для самостоятельного изучения теоретического материала и может быть текстографическим, гипертекстовым или мультимедийным. Он содержит структурированный учебный материал, предоставляемый обучаемому. Гипертекстовая структура позволяет обучающемуся определить оптимальную траекторию изучения материала и удобный темп работы, соответствующий особенностям его восприятия.

Компьютерный задачник позволяет отработать приемы решения типовых задач, позволяющих наглядно связать теоретические знания с конкретными проблемами, на решение которых они могут быть направлены.

Компьютерные практикумы, модели, конструкторы и тренажеры позволяют закрепить знания и получить навыки их практического применения. Компьютерные модели, как правило, не являются универсальными. Каждая из них рассчитана на моделирование достаточно узкого круга явлений. Основанные на математических моделях (которые содержат в себе управляющие параметры), компьютерные модели могут быть использованы не только для демонстрации трудно воспроизводимых в учебной обстановке явлений, но и для выяснения (в диалоговом режиме) влияния тех или иных параметров на изучаемые процессы и явления. Это позволяет использовать их в качестве имитаторов лабораторных установок, а также для отработки навыков управления моделируемыми процессами. Компьютерный лабораторный практикум позволяет имитировать процессы, протекающие в изучаемых реальных объектах, или смоделировать эксперимент, не осуществимый в реальных условиях. При этом тренажер имитирует не только реальную установку, но и объекты исследования и условия проведения эксперимента. Лабораторные тренажеры позволяют подобрать оптимальные для проведения эксперимента параметры, приобрести первоначальный опыт и навыки на подготовительном этапе, облегчить и ускорить работу с реальными экспериментальными установками и объектами.

Компьютерная тестирующая система может представлять собой как отдельную программу, не допускающую модификации, так и универсальную программную оболочку. Как правило, такие системы обеспечиваются подсистемой подготовки тестов, облегчающей процесс их создания и модификацию. Эффективность использования тестирующей системы существенно выше, если она позволяет накапливать и анализировать результаты тестирования.

Компьютерные системы контроля и измерения уровня знаний обучающихся нашли широкое применение ввиду относительной легкости их создания. Существует целый ряд инструментальных систем-оболочек, с помощью которых преподаватель, даже не знакомый с основами программирования, в состоянии скомпоновать перечни вопросов и возможных ответов по той или иной учебной теме. Такие программы позволяют разгрузить преподавателя от рутинной работы по выдаче индивидуальных контрольных заданий и проверке правильности их выполнения, что особенно актуально в условиях массового образования. Появляется возможность многократного и более частого контроля знаний, в том числе и самоконтроля, что стимулирует повторение и, соответственно, закрепление учебного материала.

Примером классификации по функциональному признаку, определяющему значение и место ЭОР в учебном процессе может являться типологическая модель системы учебных изданий для вузов, которая включает следующие группы ЭОР:

  • программно-методические (учебные планы и учебные программы);
  • учебно-методические (методические указания, руководства, содержащие материалы по методике преподавания учебной дисциплины, изучения курса, выполнению курсовых и дипломных работ);
  • обучающие (учебники, учебные пособия, тексты лекций, конспекты лекций);
  • вспомогательные (компьютерные практикумы, сборники задач и упражнений, хрестоматии, книги для чтения);
  • компьютерные (тестирующие) системы и базы данных тестов.

В среднем образовании на практике широко используется классификация, построенная по тематическим направлениям общего среднего образования (предметам, дисциплинам). Кроме того, по организации текста они подразделяются на моноиздания и сборники.

Моноиздание включает одно произведение, а сборник – несколько произведений учебной литературы. Учебник, учебное пособие, курс и конспект лекций могут выходить в свет только в виде моноизданий, а практикум, хрестоматия, книга для чтения – в виде сборников. Учебные планы, учебные программы, методические указания (руководства) и задания для практических занятий выпускают преимущественно в виде моноизданий.

По характеру представляемой информации можно выделить следующие виды учебных изданий: учебный план, учебная программа, методические указания, методические руководства, программы практик, задания для практических занятий, учебник, учебное пособие, конспект лекций, курс лекций, практикум, хрестоматия и др.

По форме изложения материала учебные издания могут быть разделены на следующие группы:

  • конвекционные учебные издания, которые реализует информационную функцию обучения;
  • программированные учебные издания, которые по существу и представляют собой в этой классификации электронные издания;
  • проблемные учебные издания, которые базируются на теории проблемного обучения и направлено на развитие логического мышления;
  • комбинированные, или универсальные учебные издания, которые содержат отдельные элементы перечисленных моделей.

По целевому назначению электронных средств учебного назначения могут быть разделены на группы по уровню образования:

  • общее среднее;
  • среднее специальное;
  • высшее (с разделением по уровням – бакалавр, специалист, магистр);
  • специалисты (для дополнительного образования).

Различия по целевому назначению вызваны различными дидактическими задачами, которые решаются при подготовке специалистов различного уровня.

По наличию печатного эквивалента выделяются две группы электронных средств учебного назначения:

  • электронный аналог печатного учебного издания – электронное средство учебного назначения, в основном воспроизводящее соответствующее печатное издание (расположение текста на страницах, иллюстрации, ссылки, примечания и т.п.);
  • самостоятельное электронное средство учебного назначения – электронное издание, не имеющее печатных аналогов.

По формату основной информации выделяются следующие типы ЭОР:

  • текстовой – электронное издание, содержащее преимущественно текстовую информацию, представленную в форме, допускающей посимвольную обработку;
  • графический – электронное издание, содержащее преимущественно графические сущности, представленные в форме, допускающей просмотр и печатное воспроизведение, но не допускающей посимвольной обработки;
  • звуковой – электронное издание, содержащее цифровое представление звуковой информации в форме, допускающей ее прослушивание, но не предназначенной для печатного воспроизведения;
  • программный – автономный программный продукт, представляющий собой публикацию текста в некоторой автономной программной среде;
  • мультимедийный – электронное издание, в котором информация различной природы присутствует взаимосвязанно для достижения заданных разработчиком дидактических целей.

По технологии распространения можно выделить:

  • локальный ЭОР – электронное издание, предназначенное для локального использования и выпускающееся в виде определенного количества идентичных экземпляров (тиража) на переносимых машиночитаемых носителях;
  • cетевой ЭОР – электронное издание, доступное потенциально неограниченному кругу пользователей через Интернет или локальную сеть;
  • ЭОР комбинированного распространения – электронное издание, которое может использоваться как в качестве локального, так и в качестве сетевого.

По характеру взаимодействия пользователя и ЭОР можно выделить две группы:

  • детерминированный тип – электронное издание, параметры, содержание и способ взаимодействия с которым определены издателем и не могут быть изменяемы пользователем;
  • недетерминированный тип – электронное издание, параметры, содержание и способ взаимодействия с которым прямо или косвенно устанавливаются пользователем в соответствии с его интересами и целями использования на основе информации и с помощью алгоритмов, определенных создателем (разработчиком).

ПРИМЕР классификации ЭОР. Учитывая все сказанное, один и тот же ресурс может быть классифицирован следующим образом:

  • по типу – компьютерный учебник
  • по формату информации – мультимедийный
  • по наличию печатного аналога – самостоятельное средство (нет печатного аналога)
  • по технологии распространения – сетевой
  • по характеру взаимодействия пользователя – детерминированный
  • по уровню образования (аудитории) – среднее специальное
  • по форме изложения материала – универсальное учебное издание
  • по организации текста – моноиздание
  • по тематике – история.

Следует обратить внимание, что в различных классификаторах позиции могут быть взимоисключающие или взаимопоглащающие. Например, отнесение ЭОР по формату к мультимедийному типу допускает использование в нем графики и звука, в то время как отнесение ЭОР к вышему образованию исключает его использование по умолчанию в среднем.

Все представленные выше виды и принципы классификации позволяют учесть те или иные характеристики и параметры ЭОР. На практике можно использовать и другие критерии классификации, однако, вне зависимости от назначения, методики использования или технологии реализации, основой любого дидактического средства является учебный материал изучаемой предметной области. Отбор этого материала (который осуществляется исходя из дидактических задач и методических принципов) никто, кроме преподавателя, провести не может. По этой причине компьютерный курс должен являться не совокупностью разнородных модулей, а цельной многокомпонентной системой, отражающей научные и методические взгляды автора-преподавателя.

Аннотация: Курс начинается с изложения ряда основополагающих тем, необходимых преподавателю до начала работы над собственным электронным образовательным ресурсом (ЭОР), а именно:
понятие электронного ресурса; классификация электронных ресурсов; стандартизация структуры образовательных ресурсов и международные стандарты регламентирующие их структуру; авторские права на электронные ресурсы.

Понятие электронного ресурса

В самом общем случае понятие электронного ресурса можно определить как любую информацию, для воспроизведения которой необходимы электронные устройства. При таком определении понятия электронного ресурса нет указаний ни на тип воспроизводимой информации, ни на ее содержание. Очевидно, что не любая информация предназначена для образования и может использоваться в учебном процессе. Информация для образовательных целей, как правило, характеризуется последовательностью и системностью изложения материала, ориентацией на конкретную аудиторию, нацеленностью на получение заранее заданного результата и рядом других отличительных

признаков. В данном курсе для нас будут представлять интерес электронные ресурсы, которые могут быть использованы в образовании – электронные образовательные ресурсы (ЭОР). Следует оговориться, что за границами настоящего курса остаются открытые образовательные ресурсы, размещаемые в Интернет, к которым, согласно определению ЮНЕСКО, относятся учебные и научные ресурсы, существующие в открытом доступе или выпущенные под лицензией, которая разрешает их бесплатное использование и модификацию третьими лицами.

Детализация понятия ЭОР предполагает, что ЭОР – это совокупность программных средств, информационных, технических, нормативных и методических материалов, полнотекстовых электронных изданий, включая аудио и видеоматериалы, иллюстративные материалы и каталоги электронных библиотек, размещенные на компьютерных носителях и/или в сети Интернет. В самом общем случае к ЭОР можно отнести учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плейера, однако далее основное внимание будет уделено именно ресурсам, предназначенным для воспроизведения на компьютерах или совместимых с ними устройствах – электронных книгах или ридерах. Устройства, называемые электронными книгами (ридерами) представляют собой разновидность планшетных компьютеров, предназначенных для отображения текстовой информации, представленной в электронном виде и характеризующихся ограниченной функциональностью (рис. 1), поэтому, если не оговаривается иное, мы будем предполагать что ЭОР предназначаются для воспроизведения на полнофункциональных персональных компьютерах.

Виды эор сопоставьте значения из двух списков единое окно российская электронная школа универсариум

Именно такие ЭОР являются наиболее современными и эффективными при их использовании в образовании и их часто называют цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР), поскольку в компьютерах используются цифровые способы записи, хранения и воспроизведения различной информации. ЦОР представляют собой фотографии, видеофрагменты, модели объектов и явлений, картографические материалы, звукозаписи, текстовые документы и иные материалы, которые могут быть использованы для организации и проведения учебного процесса. С другой стороны, цифровые форматы сейчас используются и для записи аудио/видеоинформации на компакт-диски (CD). Вероятно по этой причине термин ЦОР хоть и используется специалистами не нашел отражения в нормативных документах. Например, согласно межгосударственному

стандарту ГОСТ 7. 23-2001, лучше использовать общий термин “электронные” и аббревиатуру “ЭОР”.

По сложности исполнения ЭОР можно разделить на четыре основных типа:

  • Первый, простые ЭОР — текстографические. Они отличаются от книг в основном формой предъявления текстов и иллюстраций: материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге. При этом последовательность материала на экране задается автором как в книге. Никаких иных существенных отличий от полиграфического варианта такого текста нет. Данный тип ЭОР легко распечатать, т. е. перенести на бумагу, превратив его в традиционную форму учебного материала.
  • Второй, гипертекстовые ЭОР. Существенным отличием данного типа является наличие ссылок на логически связанный текст или фрагменты текста. В данном случае навигация по тексту является нелинейной, т.е. просматривать фрагменты текста можно в произвольном порядке, определяемом логической связью и собственным желанием пользователя. В ЭОР этого типа термины или иные важные понятия и факты могут являться ссылками, после перехода к которым можно получить уточняющую информацию в небольшом дополнительном окне или мгновенно сменить содержимое экрана при указании так называемого ключевого слова (либо словосочетания).
  • Третий, ЭОР представляющие собой видео или звуковой фрагмент. Формальные отличия от книги здесь очевидны: ни кино, ни анимация (мультфильм), ни звук в полиграфическом издании невозможны. Однако по отношению к обучаемому этот тип ЭОР не отличается ничем от аудио/видео продуктов, воспроизводимых на бытовом CD-плеере.
  • Четвертый, мультимедиа ЭОР. Они имеют наиболее существенные, принципиальные отличия от книги. Это самые мощные и интересные для образования продукты, включающие в себя тексты, иллюстрации, видео, звук и другие цифровые возможности.

Последний тип ЭОР является наиболее зрелищным и эффективным в обучении. Английское слово multimedia в переводе означает “много способов (сред)”. Мультимедиа ЭОР реализуют возможность одновременного воспроизведения на экране компьютера текста, рисунков, анимации, звука и видеофрагментов в некоторой взаимосвязи, подчиненной определенной дидактической идее, и изменение одного из них вызывает соответствующие изменения других. Степень адекватности представления фрагмента реального мира определяет качество мультимедиа продукта. Высшим выражением является “виртуальная реальность”, в которой используются мультимедиа компоненты высшего качества: трехмерный визуальный ряд и стереозвук.

В рамках учебного процесса ЭОР могут объединяться в электронный учебный курс – это тематически завершенный, структурированный автором учебный материал, который через Интернет или на электронных носителях поставляется обучаемому. Средства мультимедиа обеспечивают возможность проведения практических работ на различном оборудовании и изучать как явления природы, так и работу приборов и механизмов без оснащения учебных заведений дорогостоящей аппаратурой. Некоторые из таких работ проводить на реальной аппаратуре бывает даже опасно. Ресурсы для проведенияпрактических работ, как правило, представляют обучающимся схему лабораторной установки или прибора и его панель управления. Производя заданные методичкой действия, обучающийся снимает результаты для последующей их обработки в отчете. Примеры некоторых ЭОР для проведения практических работ в рамках программ среднего и высшего образования представлены на рис.

Электронный учебный курс предназначен, как правило, для самостоятельного обучения, но, в отличие от учебника, обеспечивает:

  • мощные иллюстративные возможности – использование картинок, анимаций и мультимедийных материалов;
  • интерактивность – представление учебного материала может изменяться в зависимости от действий обучаемого;
  • различные варианты контроля и оценки полученных знаний (тесты, упражнения).

Электронный учебный курс может рассматриваться как самостоятельный ЭОР, который предназначен для изучения и по результатам изучения которого может проводиться рубежный или итоговый контроль знаний. С точки зрения методиста, электронный учебный курс соответствует обычному курсу – предполагается, что он содержит весь необходимый для самостоятельного обучения материал и тестовые задания для контроля полученных знаний по заданной теме.

В среднем образовании, при реализации системного подхода к созданию ЭОР, программа обучения по конкретному школьному курсу разбивается на разделы, темы и т. Минимальной структурной единицей является тематический элемент (ТЭ). Например, ТЭ “Закон Ома”, ТЭ “Теорема Пифагора”, ТЭ “Деление клетки” и т. Для каждого ТЭ имеется три типа электронных учебных модулей (ЭУМ):

  • модуль получения информации (И-тип);
  • модуль практических занятий (П-тип);
  • модуль контроля (в общем случае – аттестации) (К-тип).

При этом, каждый ЭУМ автономен и представляет собой законченный интерактивный мультимедиа ЭОР, нацеленный на решение определенной учебной задачи. Иными словами, каждый ЭУМ – это самостоятельный ЭОР объёмом несколько Мбайт. Объем выбирается из соображений удобства получения такого ЭОР по Интернет.

В результате структура комплексного ЭОР по предмету приобретает следующий вид, представленный на рис. 3, которую будем называть ИПК структурой. Следует отметить, что чем больше модулей одного типа в интегральном ЭОР, тем такой ресурс является более глубоким и всеохватывающим.

К наиболее сложным ЭОР, которые интегрируют в себе разнообразные передовые технологии относятся экспертные и интеллектуальные обучающие системы.

Экспертные обучающие системы (ЭОС) реализуются на базе идей и технологий искусственного интеллекта. Такие системы моделируют деятельность экспертов при решении достаточно сложных задач. ЭОС способны приобретать новые знания, обеспечивать ответ на запрос обучаемого и решение задач из определенной предметной области. При этом ЭОС обеспечивает пояснение стратегии и тактики решения задач в ходе диалоговой поддержки процесса решения. К сожалению, при работе с ЭОС не реализуются такие звенья дидактического цикла процесса обучения, как организация применения учащимися полученных первичных знаний и получение обратной связи (контроль действий учащихся). При работе с ЭОС обучаемым не приходится самим искать решение, соответственно, не реализуется и такое звено дидактического цикла, как получение обратной связи.

Виды эор сопоставьте значения из двух списков единое окно российская электронная школа универсариум

Интеллектуальные обучающие системы (ИОС) относятся к системам наиболее высокого уровня и также реализуются на базе идей искусственного интеллекта. ИОС могут осуществлять управление на всех этапах решения учебной задачи, начиная от ее постановки и поиска принципа решения и кончая оценкой оптимальности решения, с учетом особенностей деятельности обучаемых. Такие системы обеспечивают диалоговое взаимодействие, как правило, на языке, близком к естественному. При этом в ходе диалога могут обсуждаться не только правильность тех или иных действий, но и стратегия поиска решения, планирования действий, приемы контроля и т. В ИОС на основе модели обучаемого (уточняемой в ходе учебного процесса) осуществляется рефлексивное управление обучением. Многие ИОС могут совершенствовать стратегию обучения по мере накопления данных. Отличительным признаком ИОС является то, что они не содержат основных и вспомогательных обучающих воздействий в готовом виде, а генерируют их.

Последние два типа ЭОР широкого внедрения в повседневной практике учебных заведений еще не нашли и могут рассматриваться как инновационные проекты, нацеленные на перспективу.

Возможность формирования комплексных ЭОР из произвольного числа более мелких ставит задачу описания ЭОР с целью учета и систематизации самих ЭОР, а в дальнейшем обеспечение возможности организации поиска необходимых ресурсов по всему Интернет. С этой целью ЭОР включают в свой состав метаданные, которые выполняют роль библиографической карточки в классической библиотеке. Сбором и хранением ЭОР занимаются различные библиотеки, имеющие свои порталы в сети Интернет. Кроме того, в РФ создан Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) обеспечивающий доступность и эффективность использования ЭОР для всех уровней и объектов системы образования РФ. ФЦИОР реализует концепцию “единого окна” для доступа к любым электронным образовательным ресурсам системы образования РФ и предоставление единой современной технологической платформы для существующих и вновь создаваемых электронных образовательных ресурсов. Данный портал является окном доступа к центральному хранилищу ЭОР, обеспечивающего хранение различных типов ЭОР. Все ЭОР описываются с помощью единой стандартной модели метаданных. Более подробно вопросы стандартизации ЭОР будут рассмотрены в разделе 1. Доступ к ЭОР организуется через “Каталог ЭОР” и средствами поиска по каталогу.

В заключение нужно отметить, что проекты аналогичные ФЦИОР РФ по сбору, систематизации и распространению ЭОР, ведутся в разных странах. Примеры некоторых таких проектов представлены в табл. В общем случае, каждый из представленных в этой таблице порталов может рассматривать как комплексный сетевой образовательный ресурс, однако рассмотрение ресурсов Интернет, которыми и являются перечисленные в таблице собрания ЭОР, выходит за рамки настоящего курса. При изучении основ создания ЭОР понятие электронного образовательного ресурса будем отождествлять с понятием образовательного электронного издания (ОЭИ). Именно этот термин часто используется в педагогической литературе.

В настоящее время успешно учиться и учить в современной школе помогают электронные образовательные ресурсы (ЭОР). В помощь педагогам и детям создаются электронные образовательные ресурсы, которые размещаются в сети Интернет и на CD дисках. Учебный материал может быть представлен различными способами: с помощью текста, графиков, фото, видео, звука и анимации. Таким образом, используется все виды восприятия, закладывается основа мышления и практической деятельности ребенка.

В образовательном процессе нашей школы используются различные виды электронных образовательных ресурсов:

  • Мультимедиа-ресурсы. Диски приложения к учебникам и образовательным программам, используемые в образовательном учреждении (электронные приложения к учебникам, интерактивные издания)
  • Собственные электронные образовательные ресурсы, разработанные педагогами образовательного учреждения (презентации к урокам, обучающие видео, интерактивные тесты).

Учителя используют ЭОР на различных этапах урока. Например:

 на этапе актуализации знаний — электронные тесты, в том числе собственных разработок;

 на этапе объяснения нового материала — мультимедийные презентации, учебные видеофильмы;

 на этапе закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков используют программы — тренажёры, кроссворды.

Различные варианты технического оснащения кабинетов в нашей школе определяют организационно-педагогические модели применения ЭОР в учебном процессе:

 компьютер на рабочем месте учителя, подключенный к проектору, и экран;

 компьютер на рабочем месте учителя, подключенный к проектору и интерактивной доске;

 один ученик — один компьютер;

До недавнего времени в нашей школе, как и во многих других, в основном использовались первые две организационно-педагогические модели. Практически в каждом кабинете есть компьютер, проектор, экран, в некоторых — интерактивные доски, однако, с появлением учебно-лабораторного оборудования в состав, которого входит комплект ноутбуков, стало возможно применение и третьей.

В школе создана рабочая группа по использованию электронных ресурсов в образовательном процессе целью, которой является исследование уже имеющихся ЭОР и практики их использования учителями школы, а также апробация электронных учебников.

В рамках работы группы было проведено тестирование учащихся и учителей школы, чтобы выяснить, какие именно и на каких уроках используются ЭОР. В результате выяснилось, что на сегодняшний день самый популярный ЭОР на уроке — это презентация, второе место занимают аудио и видео материалы и различные компьютерные программы. Самой известной коллекцией электронных ресурсов, которую используют учителя в школе при подготовке к урокам, является openclass.

Возможности, которые сегодня дает использование ЭОР на уроках переоценить невозможно, однако для подготовки к урокам мы тратим массу времени в поисках нужной, интересной информации. Бывает — находим интересные вещи и сохраняем их для себя. Ни что так сегодня высоко ни ценится как время. А его чаще всего и не хватает. Поэтому наша рабочая группа также поставила перед собой задачу: создать каталог электронных ресурсов учителей школы, чтобы обобщить опыт работы учителей со стажем и помочь молодым учителям с выбором ресурса к уроку.

Современное образование немыслимо без современных средств обучения. Особое место среди них отводится электронным образовательным ресурсам, в частности электронным учебным пособиям, воспроизводимым на компьютере.

ЭФУ (электронная форма учебника) — это электронное издание, соответствующее по структуре, содержанию и художественному оформлению печатной форме учебника и содержащее мультимедийные элементы и интерактивные ссылки, расширяющие и дополняющие содержание учебника.

Электронный учебник является новой формой учебника, которая имеет больше возможностей для организации образовательного процесса и может использоваться в качестве не только источника информации, но и инструмента для выполнения практических, лабораторных работ, письменных заданий, наблюдения за различными процессами и пр.

Организация учебной деятельности с использованием электронных учебников, несомненно, предполагает учет индивидуального темпа работы детей, определенную последовательность подачи учебного материала и разнообразные формы его изучения. Расширение ресурсов печатного учебника мультимедийными и интерактивными элементами, тестами и виртуальными лабораториями создает все условия для индивидуализации процесса обучения. Ребенок, используя ресурсы электронного учебника, усваивает материал в своем темпе, создает образовательный продукт, выстраивает собственный образовательный путь, опираясь на личные качества и способности. В этой ситуации учитель уже не может продолжать обучение школьников по традиционной классно-урочной системе, при которой ученики находятся на одной стадии перед изучением нового материала, и для каждого ученика потребуется свой индивидуальный образовательный маршрут.

Электронный учебник выполняет две основные функции:

  • Является источником учебной информации, раскрывающей в доступной для обучаемых форме предусмотренное образовательными стандартами содержание;
  • Выступает средством обучения, с помощью которого осуществляется организация образовательного процесса, в том числе и самообразование учеников.

Преимущества ЭФУ для учителя заключаются в следующим:

 Благодаря большому количеству имеющихся электронных образовательных ресурсов и их четкой привязке к тексту учебника учителю в большинстве случаев при подготовке к уроку не требуется самостоятельно выполнять подбор наглядного иллюстративного материала и дополнительной информации.

 Наличие большого количества практических и контрольно-измерительных ЭОРов позволяет осуществлять более интенсивный тренинг по решению заданий и быстрый контроль знаний с автоматизированной проверкой результата.

 Возможность реализации новых форм учебной деятельности, основанных на самостоятельной работе школьников с учебным материалом, включающей элементы исследования.

 Возможность индивидуализации процесса обучения для групп учащихся с разным уровнем подготовки и даже для отдельных учеников.

Преимущества ЭФУ для ученика заключаются в следующем:

 Более высокая наглядность учебного материала за счет использования иллюстративных и интерактивных мультимедиа-объектов.

 Легкость доступа к требуемому учебному материалу благодаря наличию интерактивного оглавления и навигационных инструментов на панели тулбара, системе ссылок на электронные объекты и гиперссылок на внешние информационные ресурсы и возможностям поиска по ключевым словам.

 Возможности проверки и самопроверки знаний с немедленным получением результата и возможностью повторного обращения к недостаточно усвоенному материалу.

 Электронное устройство с комплектом установленных электронных учебников по всем предметам меньше по размерам и по весу, чем комплект печатных учебников.

Эксперимент по вводу школьных электронных учебников в России стартовал 1 апреля 2013 года, для этого были определены 60 столичных школ. Для апробации и, возможно, дальнейшей доработки были выбраны 11 учебников: по русскому языку (5–9 классы), литературе (5 класс), истории России (7–8 классы), математике (5 класс), алгебре и геометрии (7–9 классы), физике и химии (9 класс), биологии (7 класс), а также по изобразительному искусству и музыке.

На сегодняшний день свыше 12 тыс. учеников и педагогов в 162 школах Московской области пользуются электронными учебниками издательства «Просвещение».

Электронные учебники постепенно становятся неотъемлемой частью системы школьного образования. В Вологодской области электронные учебники еще только начинают свой путь, в связи с этим одной из задач нашей рабочей группы стало изучение и внедрение электронных учебников.

Прежде чем начать внедрение электронных учебников в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 40», было проведено анкетирование учителей на предмет готовности к использованию ЭОР, а именно электронных учебников. В исследовании приняли участие учителя математики, иностранного языка, информатики, истории, русского языка и литературы. Проанализировав анкеты, были получены следующие результаты:

  • По мнению опрошенных учителей, они не смогут полностью заменить печатные. Большинство (57 %) считает, что эффективнее использовать и печатные, и электронные учебники, 27 % считают, что достаточно печатных учебников и 17 % — нужен переходный период, во время которого будут использоваться и электронные и бумажные учебники, а затем — только электронные.
  • 53 % учителей считают, что электронные учебники следует использовать в старшей школе, 27 % — можно начать со среднего звена и 20 % — с начальной школы.
  • На вопрос «Созданы ли условия в ОУ для использования электронных учебников?» 63 % дали ответ «частично» и 37 % — «нет».

Действительно, на данный момент большинство школ не готово к внедрению электронных учебников, так как существует ряд проблем:

Во-первых, электронные копии будут предоставлены бесплатно только первый год. В дальнейшем, их потребуется закупать школам самостоятельно. Пользовательская лицензия на работу с ЭФУ может быть предоставлена на 1 год или на 5 лет, и от этого зависит стоимость лицензии. Стоимость лицензии на 1 год — 25 % от стоимости печатного учебника, на 5 лет — 80 % от стоимости печатного учебника. Стоимость одной лицензии на предоставление годового доступа к ЭФУ составляет от 60 до 85 рублей в зависимости от стоимости печатного учебника.

Во-вторых, электронные копии есть — а устройств, предназначенных для их воспроизведения — нет. Не каждая школа может позволить себе оснастить класс планшетами или ноутбуками.

Третья проблема — это компьютерная грамотность, не каждый учитель сможет самостоятельно научиться пользоваться электронным учебником, а повышение квалификации педагогов, мастер-классы, презентации — всем этим процессом надо управлять и все стоит денег.

Внедрение ЭУ находится на первоначальном этапе, и издательства предоставляют учебники бесплатно для апробации. Так, например, если ваша образовательная организация в 2015 году приобретала напрямую у издательства «ДРОФА» учебную продукцию, входящую в действующий Федеральный перечень, вы автоматически становитесь участником проекта — «Новые возможности — каждой школе!». По условиям проекта вам предоставляются лицензии на доступ к электронным формам учебников на 2015/16 учебный год в количестве, равном закупленному по контракту. Учителю также предоставляется доступ.

Можно воспользоваться другой услугой этого же издательства. Каждому учителю предоставляется право опробовать ЭФУ издательства «ДРОФА» с одним из своих классов в течение первого полугодия 2015/2016 учебного года. Комплект лицензий на доступ к ЭФУ предоставляется для учителя и учеников в количестве 35 штук, на право пользования в срок до 1 апреля 2016 года. Для получения доступа необходимо подать заявку, прикрепив к ней справку с места работы, с указанием преподаваемых предметов. После одобрения заявки на указанный при регистрации адрес электронной почты будет направлен сертификат лицензии на использование учебников в электронной форме.

Электронные формы учебников (ЭФУ) издательства «ДРОФА» могут быть использованы как на стационарных компьютерах (настольных и ноутбуках), так и на мобильных устройствах (планшетах, смартфонах и пр. Для корректного функционирования ЭФУ издательства «ДРОФА» рекомендуется использовать устройства с характеристиками, указанными в таблице 1.

Windows

iOS

Android

Настольные компьютеры и ноутбуки

Операционная система

Windows 7 и выше

Оперативная память

2 Gb и более

Дисковое пространство

не менее 16 Gb

Планшеты

Операционная система

Windows 8 и выше

iOS 6 и выше

Android 4. 1 и выше

Оперативная память

2 Gb и более

512 Mb и более

2 Gb и более

Дисковое пространство

не менее 16 Gb

не менее 16 Gb

не менее 16 Gb

Апробированы были электронный учебник по английскому языку для 5 класса и учебник информатики для 10 профильного класса. Каждый учебник имеет интуитивно понятный интерфейс, даже пятиклассникам не составило труда в нем быстро разобраться.

Электронная форма учебника по сравнению с традиционной печатной формой обладает следующими преимуществами:

 более компактна — фактически весь комплект учебников «умещается» в одном устройство, например, планшете;

 более удобна для пользователя благодаря возможностям быстрого перемещения по разделам учебника, настройки отображения и поиска по ключевым словам;

 дополняет учебный материал электронными образовательными ресурсами — мультимедийными объектами, обеспечивающими большую наглядность и содержательную широту материала;

 позволяет учителю реализовать новые формы индивидуальной самостоятельной учебной деятельности школьников с элементами учебного исследования.

К сожалению, на данный момент не каждая школа может обеспечить своих учеников компьютерами или планшетами, поэтому в череповецких школах электронные учебники еще только начинают свой путь.

Основные термины (генерируются автоматически): учебник, электронный учебник, учебный материал, учитель, класс, образовательный процесс, печатный учебник, ресурс, школа, Московская область.

Оцените статью
Добавить комментарий